Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Для чего развивать коммуникативные навыки у детей. «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста". Психологическая коррекция детей с нарушением коммуникативных навыков

Введение

Актуальность исследования.

Проблема формирования коммуникативных умений выходит на уровень актуальной социально – педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом успешность школьной и социальной адаптации детей. Средством формирования коммуникативных умений и навыков может вступить трудовая деятельность, в том числе хозяйственно – бытовой труд.

Исследования, касающиеся взглядов родителей на дружбу их детей с инвалидностью, свидетельствуют о том, что родители считают очень важным, чтобы их дети-инвалиды поддерживали их. Например, Овертон и Рауш опросили девять матерей детей-инвалидов в возрасте от 5 до 11 лет о важных целях социального развития своих детей. Матери сообщили, что считают, что наличие лучшего друга или хорошего друга является очень важным аспектом социального развития и благополучия детей.

В некоторых исследованиях указывается, каким образом родители детей-инвалидов могут облегчить дружбу своих детей. Например, Тернбулл и его коллеги опросили четырех латиноамериканских матерей с ограниченными возможностями, которым было от 7 до 19 лет. Они сообщили, что матери активно содействовали дружбе, открывая для своих детей возможности дружбы и предоставляя толкования и адаптацию для успешной дружбы. Примеры поддерживающих стратегий, которыми пользуются мамы, включают в себя пропаганду включения их детей в их школы соседства, адаптацию для частичного участия в общей учебной программе, поддержку участия в общественной деятельности, поощрение других к принятию их детям с особыми потребностями и облегчить группу «Круг друзей», которая каждые две недели встречается в школе, чтобы повысить социальную активность.

Дошкольный возраст – это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. Это период не только физического роста, но и психического, социального. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад и семья. Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых навыков осуществляется по большей мере в рамках именно трудового воспитание. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т.д. совершенствование умений и навыков состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Именно поэтому организация в рамках дошкольного учреждения формирования социально-бытовых навыков так важна в общем процессе обучения и воспитания детей.

Гейстхардт и его коллеги исследовали дружеские отношения 28 детей-инвалидов в возрасте от 3 до 10 лет с помощью домашних интервью, домашних наблюдений и письменных вопросников. Родители детей-инвалидов сообщили, что они помогли своим детям развивать дружбу, инициируя и контролируя игру. Они также улучшили игровые возможности, лучше познакомились соседи, пригласили детей на вечеринки, организовывали игры для своих детей с одноклассниками, структурировали физическую среду, способствовали взаимодействию с братьями и сестрами и кузенами, а также способствовали формированию позитивного отношения к детям. родителей своим детям-инвалидам.

Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском возрасте занимались многие известные психологи, педагоги, а также представители других, смежных наук. Еще Коменским были освещены ряд вопросов о детской самостоятельности. К.Д. Ушинский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубенштейн, Л.И Божович., А.Л. Венгер, а также многие другие внесли огромный вклад в изучение активности и самостоятельности, у детей дошкольного возраста. В настоящее время такие ученые как Л.И. Анцыферова, Р.С. Буре, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Н.В. Елизарова изучали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей.

Гармонизация взаимодействия детей и родителей

МакКоллум и Остроский в главе книги «Социальная компетентность молодых детей» считают, что родители поддерживают партнерские отношения и дружбу своих маленьких детей с ограниченными возможностями. Авторы также предлагают предложения о социальных возможностях, которые родители могут предоставить своим детям. Например, родители маленьких детей с особыми потребностями могут организовывать даты игр, посещать игровые группы с детьми и помогать им посещать дни рождения в качестве контекста для взаимодействия с типично развивающимися детьми.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Большое значение труду придавали А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев.

Родители могут также поощрять своих детей участвовать в общественных мероприятиях, таких как бесплатные концерты, спортивные и религиозные мероприятия, музейные мероприятия и летние программы, будь то жилые или наружные. Ограничения в исследованиях, связанных с поддержкой по отцовской и материнской поддержке дружеских отношений. Исследования и практика в области специального образования подчеркивали познавательные и поведенческие навыки детей с особыми потребностями. Упрощение дружеских отношений в образовательных программах не было подчеркнуто.

В.А. Сухомлинский считал, что многое зависит от того, кто вёл ребёнка за руку в детский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- это определяет, каким человеком станет сегодняшний малыш. Ориентиром для ребёнка является взрослый.

А.Н. Леонтьев, в свою очередь, считал, что развитие личности обусловлено двойственностью связей субъекта с миром – предметной деятельностью и общением. Развитие этих соподчинений занимает длительный период. На первом этапе происходит стихийное складывание личности, на втором этапе возникает сознательная личность.

Предыдущие исследования по теме развития дружбы предполагали, что взаимодействие со сверстниками и друзьями детей-инвалидов чаще встречается в комплексных или инклюзивных программах по сравнению со специализированными программами. Интересно отметить, что в большинстве исследований взаимодействия сверстников среди детей младшего возраста и друзей детей-инвалидов основное внимание уделялось дошкольным программам, а не более естественным условиям, таким как дома и районы.

Театрализованная игра как способ обучения детей общению

Настоящее исследование направлено на распространение литературы путем расширения нашего понимания путей, которыми родители способствуют дружбе своих детей. Исследование предназначалось для изучения стратегий преодоления родителями, которые помогают детям развивать отношения и дружеские отношения со сверстниками. Мы также включили анализ того, отличались ли такие поддерживающие стратегии между родителями, у которых был дошкольник с задержкой развития, и родителями, у которых был дошкольник с типичным развитием.

Хотя тема развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда разработана в психолого-педагогической литературе, но воспитатели постоянно встречают трудности в практике. Сказывается недостаток методических разработок, их не современность.

Таким образом, тема достаточно стара, она значима и хорошо представлена и разработана в педагогике 60-80 годов. Новизна этой темы заключается в направлении на познавательные аспекты.

Были рассмотрены следующие вопросы исследования. Каковы характеристики взаимоотношений между маленькими детьми и их сверстниками, как сообщают родители, и как они различаются между детьми с инвалидностью и без них? Какие стратегии родители сообщают об использовании для поддержки развития дружбы своих детей? Какие характеристики детей влияют на их отношения со сверстниками, как указывают родители?

  • Разделяются ли эти стратегии между родителями детей с инвалидностью и без них?
  • Различаются ли эти характеристики между детьми с задержками развития и без них?
Матерям с детьми дошкольного возраста в возрасте от 3 до 6 лет было предложено принять участие в настоящем исследовании.

Вышесказанное определило проблему нашего исследования: какие педагогические условия обеспечивают эффективное развитие самостоятельности детей дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.

Гипотеза исследования : Формирования коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в хозяйственно – бытовом труде будет успешным, если разработать комплекс способов руководства с постепенным усложнением коммуникативных задач, возникающих перед участниками.

Среди первоначальной группы из 46 человек было отобрано в общей сложности 40 матерей, которые образовали две группы: 20 матерей, у которых был ребенок с инвалидностью или выявленная отставание в развитии и индивидуальная образовательная программа, и 20 матерей с типичными детьми с развитием без какой-либо диагностированной инвалидности. Исследователь проводил корреляции между матерями с типично развивающимися детьми и матерями с детьми дошкольного возраста с задержками развития на основе конкретных демографических данных.

Демографическая информация обеих групп матерей представлена ​​в таблице 1. Все пары матерей имели как минимум две демографические переменные. В каждую группу входили 10 афроамериканских, 9 кавказских и 1 азиатских участников. Чуть более 50% участников были женаты. Результаты анализа хи-квадрата не выявили существенной связи между демографическими переменными матерей с типичными детьми развития и детьми с детьми, у которых были задержки развития.

Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет: способы руководства, направленные на формирование коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в хозяйственно – бытовом труде.

Цель: выявить уровень сформированности коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста и разработать перспективный план их формирования в хозяйственно – бытовом труде с постепенным усложнением коммуникативных задач, возникающих перед его участниками.

В группе из 20 детей с типичным развитием 14 мальчиков. Опрос состоит из 38 вопросов и разделен на 4 раздела: детские данные, детские социальные сети, социальные сети матерей и стратегии, используемые для поддержки дружеских отношений с детьми и информации о семье. Опрос включает в себя различные типы вопросов, в том числе вопросы, требующие ответов на множественный выбор, ответы на один выбор или краткие ответы и открытые вопросы. По оценкам, для завершения обследования требуется 20 минут.

Проект обследования был рассмотрен двумя учителями специального образования для детей в Университете штата Иллинойс в Урбана-Шампейн. Предварительная версия опроса была проверена с двумя матерями, одна с типичным дошкольником, а другая с дошкольником, у которой была небольшая задержка развития. Рекомендации матерей и учителей были включены в обзор обследования. Протокол исследований и опрос были также рассмотрены и одобрены Комитетом по исследованию институционального обзора Университета штата Иллинойс.

Задачи:

    Раскрыть особенности формирования коммуникативных умений у старших дошкольников.

    Изучить вариативные подходы к организации и руководству хозяйственно – бытовым трудом детей среднего дошкольного возраста.

    В ходе опытно – экспериментальной работы выявить уровень

сформированности коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.

Процедуры сбора данных

Благодаря электронным сообщениям исследователь кратко объяснил исследование директорам трех местных дошкольных программ. Директора двух программ согласились помочь набирать участников из своих центров. Четыре учителя присоединились к просьбе в электронном сообщении директора. Этот учитель согласился помочь в вербовке. Таким образом, в общей сложности 5 учителей отправят пакеты материалов примерно 100 родителям.

Педагоги могут своевременно обратить внимание на коммуникативные проявления у своих учащихся и помочь тем, кто испытывает трудности в общении. Приемы этой помощи доступны каждому педагогу

Каждый пакет содержал обзор и письмо с согласия. Родителям было предложено вернуть завершенные опросы учителю своего ребенка. Отказ от информированного согласия был использован, чтобы участники, заполнившие и вернувшие опрос, не просили вернуть письмо о согласии. Исследователь посещал пять классных комнат один раз в неделю в течение приблизительно 2 месяцев для сбора возвращенных обследований.

    Разработать перспективный план формирования коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в хозяйственно – бытовом труде с постепенным усложнением коммуникативных задач, возникающих перед его участниками.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация, беседа, изучение документации педагогов, наблюдение, педагогический эксперимент.

После первой рассылки примерно 100 опросов было собрано 34 обследования. Среди этих пар были сделаны 24 между этими двумя группами. Чтобы найти пары для других опросов, к ним обратились еще три учителя дошкольного возраста из тех же двух центров, чтобы обратиться за помощью. Три учителя согласились отправить домой пакеты материалов с несколькими детьми, которые соответствовали этим конкретным демографическим критериям. Наконец, было собрано 46 обзоров, из которых можно было сочетать с 40; так что было 20 опросов каждой группы.

Характеристика отношений сверстников маленьких детей

Выпускник, специализирующийся на специальном образовании, изучил точность введенных данных. Данные анализировались с использованием описательной статистики и хи-квадрат-тестов для оценки ассоциаций между двумя группами матерей. Ответы были прочитаны несколько раз тремя авторами для анализа комментариев участников. Одним из наиболее интересных результатов настоящего исследования является то, что возможности для игр и дружбы для детей с задержками развития во многом схожи с тем, у детей, развитие которых считалось нормальным.

Глава 1. Способы формирования коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста

В ХОЗЯЙСТВЕННО – БЫТОВОМ ТРУДЕ

      Особенности формирования коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Почти все матери сообщили, что у их детей были товарищи по игре, и более половины респондентов указали, что у их ребенка был хороший друг. Две группы матерей не сообщали о различиях в числе товарищей по игре, с которыми их дети регулярно взаимодействовали. Тем не менее, анализ хи-квадрат показал значительную связь в количестве игровых цитат между двумя группами. Было интересно, что дети с задержками развития встречались чаще, чем их типичные партнеры по развитию. Это была единственная ассоциация со статистической значимостью между двумя группами детей.

Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц - сначала других детей, а по мере взросления ребенка, и взрослых - подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми и в мышлении.

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста: игры и упражнения

Почти все матери сообщили, что у их детей были мужские и женские приятели, и большинство респондентов указали, что приятели имеют тенденцию быть такими же старыми, как их собственные или более. Однако матери детей с задержками развития чаще сообщали, что их ребенок также играл с младшими детьми.

Наличие высокого уровня сформированности коммуникативных умений

В ответ на открытый вопрос несколько матерей из двух групп упомянули следующие проблемы, которые мешают назначению игр: плотные графики, трудности с поиском достаточного количества времени, другие действия родителя / ребенка и работа, Только одна мать ребенка с задержками развития сообщила, что другие матери не ответили, когда она спросила о знакомствах. Поэтому он просто играет дома, он обычно играет в одиночку. Большинство матерей в обеих группах классифицировали свой дом как наиболее типичный контекст, в котором их дети играли с другом.

В трудах Л.С.Выгодского, М.И.Лисиной, А.В.Запорожца, Т.А.Репиной прослеживается мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Т.Д.Марцинковская подчеркивает, что общение со взрослым формирует практически все знания о самом себе, стимулирует познавательную активность ребенка. Общение со сверстниками актуализирует это знания, формируя у ребенка более правильный, адекватный образ самого себя.

В настоящее время число работ, посвященных общению детей увеличивается. Общению сверстников в дошкольном возрасте посвящаются не только отдельные статьи, но и целые монографии. В общем потоке литературы по этому вопросу можно выделить три различных направления исследований:

· Экспериментальный анализ процесса общения дошкольников и факторов, влияющих на него;

· Специфика общения сверстников и его отличие от общения ребенка со взрослым;

· Изучение взаимоотношений детей.

М.И.Лисина считает, что в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное и три формы общения со свертниками: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из компонентов психической готовности к обучению в школе – коммуникативный. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная сознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и чего они от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Интерес к сверстнику проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослому. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.

Яркая характеристика общения дошкольников - сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Это связано с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый.

Еще одной важной чертой контактов детей является их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности.

К важным относится и такая особенность общения сверстников как преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа - младший, средний и старший дошкольный возраст.

В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативно - оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера.

Лишь только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Для этого следует обратить внимание дошкольника на привлекательные стороны ровесника.

Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в среднем дошкольном возрасте. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей.

На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. "Невидимость" сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Реакции детей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника.

Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но целью этого сравнения становится не обнаружение общности, а противопоставление себя другому. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток.

К старшему дошкольному возрасту (6-7 лет) у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками.

Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход, защищают товарища или даже могут поддержать его "противостояние" взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.

К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы.

3268 (43 за неделю) / 25.03.16 10:00

Своевременно сформированный и полноценный навык общения — один из видимых признаков правильного развития дошкольника. Покинувший утробу матери кроха должен восприниматься окружающими в качестве социального существа, удовлетворение нужд которого подразумевает необходимость присутствия другого человека. В процессе общения с ближайшими родственниками малыш знакомится с общечеловеческим опытом, впитывает культуру поведения и формирует представления о предметах, людях и природных явлениях. Основанная на принципе взаимодействия коммуникация — залог успешного формирования сознания и соответствующих норме высших психических функций.

Сохраняемый в процессе общения позитивный настрой весьма важен для ребенка. При отсутствии данной составляющей малыш может испытывать дискомфорт в обществе себе подобных. Именно общение открывает перед дошкольником пути познания других людей и позволяет глубже изучить самого себя. Коммуникативным способностям в рамках социального развития детей дошкольного возраста отведена главенствующая роль. Эти навыки оказывают помощь в оценивании ситуаций, возникающих в процессе общения. Благодаря их наличию ребенок учится различать эмоциональные состояния собеседников в различные моменты времени, анализировать и обрабатывать получаемую органами чувств информацию и на ее основе корректировать собственное поведение.

Под нормативной ситуацией понимают совокупность обстоятельств, условий и факторов, наличие которых подразумевает выполнение субъектом определенных действий, соответствующих сложившимся у социума представлениям. Попавший в нормативную ситуацию человек не должен выходить за пределы установленных нормативных границ, представляющих собой не что иное, как правила или перечень ожидаемых действий. Помимо шаблонов для нормативной ситуации характерно наличие внешних обстоятельств, получивших название признаков ситуации. С точки зрения субъекта и окружающих его людей нормативная ситуация рассматривается в качестве пространства активности. Ее ассоциируют со специфическим образованием, в рамках которого осуществляется переход от натуральных разновидностей активности к культурным.

Развитые коммуникативные навыки помогают ребенку выявлять признаки стандартных ситуаций и определяться с правилами действия. Без этого невозможно успешное общение как со сверстниками, так и с взрослыми. Территория общения при этом может быть различной (общественный транспорт, улица, детский сад, групповые занятия и т.п.). Что немаловажно, грозящая вылиться в конфликт либо сопряженная с негативными последствиями ситуация не ставит дошкольника в тупик. Общительные малыши изыскивают позитивные способы ее трансформации. Этот ход сглаживает индивидуальные особенности взаимодействующих в процессе общения партнеров, способствует мирному разрешению конфликта и снижению отрицательных проявлений.

Проблемы с коммуникацией типичны для периода, предшествующего поступлению в школу. С подобными трудностями сталкиваются многие дети. Некоторые из них страдают из-за стеснительности, препятствующей нормальному общению с ровесниками, в то время как другим свойственна робость перед старшими. Существуют и замкнувшиеся в собственном мире малыши. Актуальность коррекционно-развивающего направления для таких ребятишек не вызывает сомнений. Уже давно доказано, что дети данного возраста демонстрируют наибольшую восприимчивость к социализации, относящейся к необратимым процессам. Цель этой важной работы очевидна. Она призвана оказать помощь малышам, не способным справиться с поставленной задачей собственными силами. Дошкольный период отведен для социализации ребенка, предполагающей развитие коммуникативности. Под последней понимают умение общения с ровесниками, детьми младшего/старшего возраста и взрослыми.

Роль семьи в развитии коммуникативных способностей ребенка

Семья — наиболее значимая для ребенка ячейка общества, рассматриваемая специалистами в качестве социального окружения, характерной чертой которого является постоянство. Влияние домочадцев сказывается на темпах и глубине развития личности малыша. Оказание профессиональной помощи закреплено за дефектологами и психологами. При необходимости подобной терапии приветствуется тесное сотрудничество с родителями, существенно улучшающее результат проделанной работы. Главная возлагаемая на педагогов задача заключена в понимании и верном оценивании возможностей малыша. В некоторых случаях взрослым показано усвоение основ, необходимых для успешного проведения занятий с собственным ребенком.


Уровень и особенности развития коммуникативных способностей малыша базируются на используемой родителями поведенческой модели, вследствие чего крайне важно учесть определенные нюансы. Ближайшим родственникам следует осознавать пагубность изоляции малыша от ровесников. Годовалых крох можно приобщать к общению путем посещения школы раннего развития или детского клуба. Фактор присутствия родителей других детей способствует привыканию дошкольников к наличию взрослых, не связанных с ними родственными узами. Игровая форма занятий ориентирована на приобретение навыков общения у малышей, чей возраст не превышает трех лет.

Общение с родственниками и ровесниками оказывает влияние как на темперамент и характер ребенка, так и на пребывающие в стадии формирования предпочтения и привычки. Обилие игровых комплексов позволяет выбрать наиболее подходящий вариант развития коммуникативных навыков, учитывающий типаж малыша и его индивидуальные особенности. После таких занятий капризные и требовательные дети умеряют свои «аппетиты», а зажатые малыши раскрепощаются.

В наши дни семья продолжает оставаться одной из лидирующих составляющих в сфере развития детей дошкольного возраста. Гармоничным психическим развитием могут похвастать малыши, подрастающие в благоприятных психологических условиях, созданных в узком семейном кругу. На ограниченном площадью квартиры или дома пространстве формируются важные для человеческого общества личностные черты. Родительской любви отведена роль корректирующей направляющей, отвечающей за психологическое развитие любимого чада. Проявляемые матерями и отцами мудрость и любовь ассоциируются у детей с надежной опорой и эмоциональной безопасностью, которые они пронесут через всю жизнь.

Современные тенденции вынуждают многие семьи строить будущее на основании избирательной тактики. При таком подходе взрослым зачастую приходится концентрироваться на решении проблем бытового и финансового характера. Необходимость развития отпрысков при этом переходит в разряд второстепенных задач, предполагающих возможность самоустранения. Нехватка времени на воспитание собственных малышей чревата торможением развития коммуникативных навыков. Отсутствие сознательности в столь важном вопросе осложняет вступление юного гражданина на тернистый путь взаимодействия с многогранным окружающим миром. Не исключено, что уже в ближайшем будущем такой малыш будет испытывать трудности с обретением новых друзей и не сможет самостоятельно найти выход из типичных для большинства его сверстников ситуаций.

Чаще всего именно родители являются единственным источником общения для младенца. В рамках этого взаимодействия ребенок познает окружающий мир, знакомится с моделями приемлемого и неприемлемого общения с другими людьми. В процессе общения отец или мать проецируют на малыша сформированную некогда модель коммуникативности. Что интересно, передача может осуществляться как осознанно, так и неосознанно, вследствие чего родители обязаны учитывать высокую внушаемость и восприимчивость детей раннего возраста. Взрослым рекомендуется присмотреться к собственному стилю общения. В некоторых случаях он весьма далек от принятых в обществе правил и норм, что не может не сказываться на гармоничности развития дошкольников.

Игровая тактика

Основной разновидностью деятельности дошкольников является игра. Игровой процесс не должен ассоциироваться с бессмысленным проведением времени. В отведенные для этого минуты активизируется развитие малыша и совершенствуется широкий спектр навыков. В игровой форме крохи постигают суть осуществляемой людьми деятельности. Именно в ходе игр приходит понимание глубинных мотивов, подталкивающих окружающих к совершению определенных поступков и действий. На этапе изучения системы человеческих отношений малыш выбирает для себя наиболее приемлемое место в социуме. Проигрывание сценок из реальной жизни, предполагающее копирование действий взрослых, открывает перед малышом незнакомые ранее аспекты окружающей действительности.

Дети, взаимодействующие между собой в рамках игрового процесса, учатся учитывать интересы сверстников, отодвигая при этом воплощение собственных желаний на более поздний срок. Разноплановые игры способствуют раскрепощению ребенка. Отныне его поведение определяется как произвольное. Сюжетно-ролевой характер игр закладывает основы управления собственным поведением и необходимость следования правилам. Впоследствии этот механизм будет просматриваться в иных разновидностях деятельности, включая учебную. Ролевые игры с разветвленным сюжетом и сложными в исполнении ролями — благодатное поле для реализации собственного видения, активизирующее процессы формирования творческого воображения. В качестве дополнительных положительных бонусов игры определены становление мышления, развитие внимания и произвольной памяти. Можно смело сказать, что игры ориентированы на создание условий, благоприятно сказывающихся на развитии ряда умений и навыков, без которых невозможно достичь значительных успехов в учебной деятельности.

Также следует отметить, что в играх дети могут демонстрировать качества, не проявляемые в рамках общения со взрослыми людьми. Общение ровесников не сковано социальными рамками, вследствие чего оно более обширно. К примеру, в рамках взаимодействия друг с другом малыши проявляют способность придумывания новых игр. Взрослые по объективным причинам воспринимают подобную идею со скептицизмом.

Типы игровых упражнений

Многообразие игр может быть упорядочено в соответствии со сферой влияния. Исходя из типа воздействия принято различать следующие игровые упражнения:

  1. Развитие вербальных и невербальных способов общения предполагает использование одноименных форм общения. Можно сосредоточиться на описании ярко выраженных пережитых эмоций, в число которых входят гнев, грусть, страх и т.д. Хорошую результативность показывает и игра «Испорченный телефон». Из невербальных способов общения следует отметить мимику, жесты и такую разновидность, как пантомима. Дети могут попытаться воспроизвести стихотворения жестами, поговорить через стекло или показать с помощью мимики, чего им хочется в данный момент.
  2. Воздействие на физиологию не ограничивается развитием пластичности или гибкости. Игры данной направленности способствуют избавлению от мышечных зажимов и подталкивают детей к самовыражению посредством эмоционального движения. Концентрация на телесных ощущениях — отличный способ борьбы с проявлениями замкнутости, закрепощенности, скованности и пассивности. Внутреннее равновесие и спокойствие достигаются за счет расслабления мышц тела. Отвлечься от собственных переживаний и страхов дети могут посредством изображения любимого сказочного героя или животного. Приветствуется наиболее точное воспроизведение повадок и движений.
  3. Формирование осознанного отношения к семье (единой целостной структуре), домочадцам (отдельно взятым элементам) и собственному Я. Ребенок должен рассматривать себя в качестве полноправного члена семьи. В рамках подобных игровых упражнений можно предложить малышу нарисовать дом и семью. Положительные сдвиги намечаются в ходе бесед, тематика которых связана с понятием любви к родителям. На этом этапе могут пригодиться альбомы с фотографиями. Каждый снимок может сопровождаться озвучиваемыми вслух комментариями. Основная цель занятий сопряжена с активизацией чувства родства. Дошкольники учатся испытывать любовь к людям, составляющим сплоченный семейный круг. При этом они осознают, что родственники испытывают по отношению к ним аналогичные теплые чувства.
  4. Знакомство с эмоциями, привитие навыков выражения собственных чувств и развитие способности распознавания эмоционального состояния находящегося рядом индивида предполагает участие в играх, основанных на использовании специфических учебных материалов. В качестве последних могут выступать карточки со схематическими рисунками, соответствующими разнообразным эмоциям. Карточки без изображений могут быть задействованы детьми для изображения собственного лица, выражающего грусть, обиду или радость.
  5. Умение концентрироваться на собственных ощущениях и состоянии развивается в рамках выполнения упражнения «Психологический автопортрет». Малыши по очереди дают ответы на вопросы о себе. При этом они стараются уяснить, за какие качества и поступки их можно наказать или, наоборот, похвалить. Каждый ответ должен начинаться с имени отвечающего ребенка, за которым следует описание черт характера, личных качеств и увлечений. Заключительная часть упражнения «Опиши себя» имеет форму совместного обсуждения. В тех случаях, когда дошкольник испытывает трудности с выполнением задания, разрешены подсказки ровесников. Озвученное сверстниками мнение подталкивает ребенка к размышлениям о своих возможностях и о том, в каком свете он предстает перед окружающими.
  6. Активизация развития способности взаимодействия с ровесниками и взрослыми взращивает чуткость по отношению к другим участникам общения, учит ребенка пребывать в дружественном расположении духа и учитывать интересы товарищей. При этом малыши ощущают себя неотъемлемой частицей общего для группы процесса (в частности, создания общего для нескольких детей рисунка). Во время такой игры дошкольники обсуждают особенности будущего шедевра, учатся распределять подручные средства (краски, карандаши, фломастеры и т.д.) и идти на уступки.

Эффективно также проигрывание разнообразных ситуаций, предполагающих применение принципов взаимодействия на практике. Участвующие в сценках дети дают ответы на вопросы нравственного характера. В зависимости от исходных условий они делают выбор в пользу тех или иных поступков, дают оценки другим людям. В качестве оценочных критериев выступают добро, отважность, вежливость, смелость, честность, трусость и другие категории.

Общение дошкольников с ровесниками

У большинства педагогов дошкольный период ассоциируется с промежутком времени, отведенным на закладывание коммуникативных способностей. Эта позиция подкреплена появлением в жизни ребенка особого вида деятельности, не поддающегося влиянию взрослых. В данном случае идет речь об общении со сверстниками, предполагающем переосмысление и перепроверку поступающей информации. При взаимодействии со взрослыми малыши не утруждают себя подобными действиями, воспринимая родителей и родственников в качестве эталонного образца.

В ходе общения с ровесниками малыши ведут себя иначе, нежели со взрослыми. Не совпадающие с собственной точкой зрения высказывания подлежат обдумыванию, за которым может последовать попытка изменения мнения идентичного по возрасту оппонента. При общении с родственниками или педагогами такая тактика не применяется, поскольку их высказывания зачастую воспринимаются как непогрешимые истины.

Ограничение круга общения взрослыми людьми препятствует познавательному и личностному росту ребенка. Взаимодействие с ровесниками подготавливает малыша к выработке собственного мнения, неотъемлемой частью которого является моральный выбор. Родителям не следует забывать о том, что лишь при общении со сверстником отпрыск может ощутить себя равноценным партнером, наделенным аналогичными правами. Сверстник идентифицируется как объект сравнения с собой. С помощью этого своеобразного мерила дошкольник оценивает свои реальные возможности, частично воплощенные в ином и, что немаловажно, идентичном по возрасту индивиде.

Взаимоотношения с одногодками имеют сложную структуру. Связи, выстраиваемые между членами семьи, более просты. Во многих ситуациях ровесниками движут собственные эгоистические интересы, не подразумевающие уступок. Такое поведение приводит к жесткой конкуренции, проявления которой отнюдь не всегда близки к приемлемым с точки зрения социума методам. Некоторые дошкольники прибегают к изворотливости и лжи, в то время как другие делают ставку на агрессию и упрямство. В третью категорию входят дети, обуреваемые разнообразными страхами. В отдельную группу выделены дошкольники, не способные к выстраиванию нормальных отношений с братьями/сестрами и заведению друзей.

Не развитые до оптимального уровня коммуникативные навыки провоцируют возникновение враждебных проявлений к окружающим. Такие дети предпочитают отгораживаться от окружающей действительности и замыкаться в собственном мирке. Зачастую они убеждены в том, что не заслуживают ласки, внимания и любви. Ответная реакция окружающих также будет окрашена в негативные тона. Преобладающая часть так называемых «трудных» детей не контролирует свое поведение, что не исключает возможности подчинения воспитателям или родителям. Осложнению взаимодействия между одногодками дошкольного возраста способствуют следующие факторы:

  • частые перепады настроений, чувство повышенной тревожности, склонность к плаксивости;
  • отсутствие желания налаживания контактов со сверстниками, пассивное отношение к жизни, замкнутость и концентрирование на собственных проблемах;
  • невропатия, нервозность и наличие страхов, препятствующих нормальному общению;
  • отсутствие возможности удовлетворения потребности в общении;
  • низкий социальный статус и вытекающее из него уничижительное отношение к собственному Я;
  • избыточная агрессивность и возбудимость, наличие стремления к созданию конфликтных ситуаций и причинению страданий другим людям;
  • отсутствие умения распознавания эмоций, испытываемых собеседником.

Возникновение дружбы

В большинстве случаев завязывание дружеских отношений наблюдается во время посещений детского сада. Наличие друзей благотворно сказывается на развитии малыша. Такие дети не имеют проблем с самооценкой. Они уверены в себе, а их мысли и эмоции окрашены в позитивные оттенки. Дружба базируется на оказании помощи, заступничестве и предоставлении во временное пользование любимых игрушек. У друзей могут быть общие тайны и секреты. За ссорами обязательно следует примирение, сопровождающееся просьбой о прощении.

Детская дружба возникает на основе взаимной симпатии. Контролировать или участвовать в этом явлении взрослые не могут. Не подходящий с точки зрения родителей друг — не повод для критики. В некоторых случаях осуждение повышает степень привлекательности сверстника, обществом которого дошкольник очень дорожит.

Для взаимодействия с ровесниками типичны яркие эмоциональные переживания. Дети обзаводятся умением радоваться чужим успехам и сопереживать неудачам, учатся сочувствию и позиционированию себя на месте другого человека. Любая из форм общения со сверстниками не имеет четких границ. Она далека от соблюдения четко регламентированных правил и установленных норм. Благодаря этому у ребенка имеется большее количество шансов на проявление инициативы.

Пагубные модели поведения в семьях, практикующих непоследовательное воспитание

«Кумиру семьи» позволительны любые проступки. За каждым действием такого ребенка следует восторженный отклик. Жизнь остальных домочадцев базируется на принципе служения малышу. С ним не только ласково разговаривают, но и выполняют все прихоти. Чрезмерное обожание приводит к развитию эгоизма и капризности. Таких детей называют избалованными.

«Маминому (бабушкиному и т.п.) сокровищу» присущи черты предыдущей модели. В то же время фиксируется повышенное внимание со стороны одного взрослого члена семьи. Для маминых дочек и папиных сыночков характерны болезненные реакции на отсутствие аналогичного внимания со стороны остальных домочадцев. Более того, такие дети довольно часто выступают в качестве объекта насмешек.

«Золушке» отведена роль прислуги. Перечень обязанностей дошкольника довольно обширен. Успешное выполнение порученных дел не сопровождается даже намеком на поощрение. На ласку, внимание и лакомства могут рассчитывать исключительно братья и сестры. Взрослеющий в таких условиях малыш может превратиться в завистливого человека, не привыкшего к самостоятельности и уменьшающего степень собственных заслуг.

«Болезненное чадо» принимает как должное чрезмерную опеку всех членов семьи, носящую постоянный характер. Отношение домочадцев не изменяется после полного выздоровления, поскольку в дошкольнике продолжают видеть немощного и слабого малыша. Данный тип поведения способствует развитию капризности и эгоцентризма. У ребенка при этом отсутствует чувство ответственности за собственные действия.

Жизнь «паиньки» подчинена необходимости соблюдения приличий и установленных в семье правил. Взрослые зачастую не имеют ни малейшего представления о сокровенных желаниях ребенка. Из-за царящей в доме атмосферы малыш может стать двуличным и развить навыки лицемерия. Из образцовых на первый взгляд детишек впоследствии вырастают личности, не придерживающиеся норм права и человеческой морали. Совершаемые такими людьми действия иногда вызывают ужас у окружающих.

«Козел отпущения» может рассматриваться в качестве помойного ведра, в которое выплескивается агрессия и недовольство домочадцев. По каким-то причинам он не устраивает всех членов семьи, каждый из которых не усматривает ничего дурного в возможности отыграться на беззащитном ребенке. Постоянные унижения — причина подавленности и развития комплексов. Такие дошкольники живут в страхе наказания, вследствие чего боятся совершить лишнее движение или произнести не подходящее случаю слово. Длительное пребывание в подобных условиях чревато психическими травмами и отсутствием тяги к инициативности.

«Невыносимый ребенок» — источник напряжения и забот. Наказания чередуются с чтением нотаций и выговорами. Справедливости ради стоит отметить, что озорники гораздо труднее поддаются воспитанию, однако причины реализации данной модели поведения этим не ограничены. Невыносимый с точки зрения взрослых ребенок сплачивает домочадцев, ранее с трудом находивших общий язык. Помимо этого появляется повод для изоляции неподходящего по каким-то параметрам члена семьи, якобы балующего малыша. Некоторые взрослые и вовсе предпочитают самоустраниться от воспитательных процессов.

Гармонизация взаимодействия детей и родителей

Многие матери и отцы пытаются понять степень важности коммуникабельности для ребенка. Родителям «некоммуникабельных» чад иногда довольно трудно решиться на разрушение стереотипов любимого отпрыска, замкнувшегося в собственном уютном мирке. В наши дни силы педагогов всего мира брошены на борьбу с заблуждением, настаивающим на изначально разной степени открытости детей к общению. Ученые убеждают общественность в том, что общение ребенка с внешним миром не может осуществляться без посторонней помощи вне зависимости от исходного типа личности малыша. Уникальные свойства вещей, объектов и предметов так и останутся неузнанными без полноценного использования коммуникативных способностей. Родители обязаны ознакомить отпрыска со способами получения информации, наиболее важным и исчерпывающим из которых продолжает оставаться общение.

Малыш должен осознавать, что его достижения вызывают у родственников неподдельный интерес. Как можно чаще следует предлагать ребенку озвучить собственное мнение. Формированию и закреплению навыков общения, развитию лидерских качеств способствует общение с одногодками. Именно по этой причине желательно как можно чаще приглашать в дом других дошкольников.

Некоторые родители боятся вырастить «нарцисса». Такие страхи беспочвенны. Маленький гражданин должен ощущать себя любимым, умным и красивым. Он должен быть уверен в себе. Лишь в таком случае малыш сможет преодолеть застенчивость и заговорить с незнакомым дошкольником. Взрослым же следует помнить о том, что заниженная самооценка — благодатная почва для развития и укрепления человеческих страхов и фобий.

Полноценно развитые коммуникативные навыки — результат тесного взаимодействия детей и родителей. Психологи установили, что благодаря обучению родителей определенным приемам общения в рамках детско-родительских групп удается скорректировать стиль общения в семье. Что немаловажно, даже небольшие изменения влекут за собой укрепление психологического здоровья детворы. Популярность подобных групп растет из года в год как за рубежом, так и в России. Проект ориентирован на овладение навыками и приемами гармоничного общения родителей с собственным ребенком. Взаимодействие зиждется на принципах взаимопонимания и равноправия.


Уже после нескольких занятий уменьшается количество критических замечаний со стороны взрослых и улучшается понимание потребностей любимого чада. Мамы и папы стремятся принять и обезопасить детей. Укреплению взаимоотношений способствует выполнение совместных действий родителей и дошкольников в пределах группы. Игровые упражнения позволяют осознавать условность ситуации, что не мешает совершению поступков, отвечающих реалиям повседневной жизни. Благодаря данной особенности малыши знакомятся с новыми способами взаимодействия при одновременной корректировке стиля общения близких друг другу людей.

Принятые в игре правила уравнивают детей и взрослых. Они являются партнерами/конкурентами и действуют в одинаковых условиях, вследствие чего малыш ощущает собственную значимость. Увлеченные игрой родители как бы погружаются в детство, сокращая тем самым расстояние между собой и отпрыском.

Некоторые родители фокусируют свое внимание на состоянии физического здоровья ребенка. Сведения о человеческих качествах малыша при этом оказываются весьма скудными. Формированию объективного мнения о дошкольнике способствует взгляд со стороны, дистанцирующий взрослого от привычного восприятия крохи. При таком подходе малыш оценивается глазами остальных участников группы. Что немаловажно, родителям и детям выпадает шанс лучше узнать себя за счет реакций и поступков других людей.

Игровой процесс тем и интересен, что в его рамках возможно установление нового стиля общения. Ближайшие родственники примеряют на себя роли союзников. Отцы и матери обретают навыки распознавания эмоционального состояния малыша, пытаются понять принципы выстраиваемых отпрыском логических цепочек и исходных побуждений. Устанавливаемое между общающимися доверие ненавязчиво подталкивает дошкольника к творческому самовыражению. При этом ребенок чувствует ответственность за происходящее. Поддержка родителей способствует повышению самооценки, укреплению психологического здоровья и развитию важных для любого вида деятельности коммуникативных навыков, успешно применяемых впоследствии в повседневной жизни.

Коррекционная работа по устранению нарушений коммуникативных навыков

Развитые коммуникативные способности — один из основных показателей психологического здоровья. Явное отклонение от нормы свидетельствует о необходимости проведения коррекционной работы. В большинстве случаев сложная по своей сути задача возлагается на плечи педагогического коллектива дошкольного учреждения. Занятия должны носить регулярный характер, а в их совокупности должна прослеживаться определенная последовательность. Лишь при таком условии удастся привить навыки общения проблемным детям. Желательно, чтобы устранение трудностей сопровождалось формированием новой модели поведения, наиболее оптимальной как для самого ребенка, так и для окружающих его людей. На этапе развития у дошкольников коммуникативных способностей необходимо сконцентрировать усилия на достижении следующих целей:

  • снятии зажимов и преодолении стеснительности;
  • усвоении основ разговорной этики;
  • развитии способности осознания собственных ощущений и чувств;
  • обучении способам взаимодействия в сложных ситуациях;
  • закреплении навыков невербальных способов общения, осуществляемых с помощью жестов и мимики;
  • совершенствовании умения словесного выражения эмоций;
  • развитии навыка распознавания чувств другого человека;
  • формировании умения слушать и принимать точку зрения других людей;
  • сохранении чуткости и доброжелательности к собеседнику на протяжении всего процесса общения;
  • обретении детьми опоры в рамках общения с родителями.

Для достижения перечисленных выше целей могут быть задействованы несколько методов, базирующиеся на различных типах восприятия:

  1. В группу физиологических методов вошли дыхательная и пальчиковая разновидности гимнастики, а также психогимнастика.
  2. К игровым способам относят дидактические и сюжетные упражнения и игры.
  3. Визуальные приемы основаны на рассматривании изображений и использовании наглядных пособий.
  4. Из словесных методов наибольшее распространение получили чтение, пересказ диалогов и составление коротких рассказов.
  5. Практическая часть представлена воспроизведением ситуаций и театрализованной инсценировкой сюжетов сказок;
  6. Логический раздел концентрируется на постановке вопросов нравственного и этического характера. В эту группу вошли и загадки.

Каждый из озвученных методов ориентирован на развитие навыков взаимодействия, приемлемого для окружающих малыша людей. На тематических занятиях дошкольники знакомятся с чувствами гуманности и доброты, учатся проявлять эмпатию по отношению к сверстникам и взрослым.

Заключение

Совершенствующиеся информационные технологии оказывают пагубное влияние на многих дошкольников, уровень социального развития которых не соответствует современным требованиям. Педагоги с сожалением констатируют, что значительной части ребят дошкольного возраста не привиты навыки правильного общения. Основная масса современных детей не способна к сопереживанию, не имеет представления о необходимости проявления дружелюбия и не склонна к общению в вежливой манере. Со слаборазвитыми коммуникативными способностями сталкиваются воспитатели многих дошкольных учреждений. В последние годы наблюдается сокращение времени, выделяемого на человеческое общение. Детей всё чаще можно застать за компьютерными играми и просмотром телевизионных передач. Вследствие этого регистрируется снижение интереса как к ровесникам, так и к ближайшим родственникам.

Преподаватели уверены в том, что для лишенного живого общения ребенка закрыт доступ к ярким эмоциональным ощущениям. Страдает от этого и способность оптимального общения с окружающими, без которой невозможно успешное продвижение практически в любой сфере деятельности. Именно поэтому столь важно развитие коммуникативных способностей у дошкольников, являющееся одним из главных направлений подготовки малыша к реалиям взрослой жизни.

Занятия должны проходить в игровой форме. Приветствуется «пробное» взаимодействие с окружающими людьми и объектами. Действующий «понарошку» ребенок не испытывает страха перед последствиями, поскольку перед ним открыта возможность пересмотра условий игры, смены обстановки и участников. Оказавшийся в психологической безопасности малыш активизирует свои действия.

Общение с одногодками более многогранно. Его можно назвать отличной подготовкой к взаимодействию в сфере учебы, досуга, работы и налаживания семейной жизни.

Дошкольнику следует прививать чувство уважения к мнению других людей, каким бы противоречивым оно ни было. Малыши должны осознавать, что оскорбление взрослых и сверстников недопустимо.

Формирование коммуникативных способностей невозможно без взаимодействия с родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками, сестрами, братьями), посещающими детский сад ровесниками, воспитателями и обслуживающим персоналом (нянечками, сторожами, поварами). В рамках общения со взрослыми дошкольники впитывают наиболее приемлемые для старших собеседников модели общения. Любой взрослый, будь то родитель или педагог, должен помнить следующее: пришедший в этот мир кроха готов к восприятию схем коммуникативности с первого самостоятельно сделанного вдоха. При этом не следует забывать, что выбор формы общения остается за всецело сформировавшейся личностью. Ребенок такой личностью являться не может, поскольку пребывает на стадии становления. Именно поэтому формирование культуры общения у детей, не достигших школьного возраста, возложено на плечи родителей и воспитателей.

Дошкольники, воспитывающиеся в атмосфере понимания, гармонии, заботы и любви, впоследствии пополняют ряды уравновешенных личностей, воспринимающих окружающий мир в позитивном ключе. Родители, заботящиеся о психологическом здоровье отпрысков, находят время для общения и игр. Они готовы выслушать и приласкать малыша, вникнуть в суть его проблем. Такие матери и отцы понимают, что обретенная в детстве эмоциональная защита способствует повышению самооценки, помогает одерживать верх над отрицательными эмоциями и находить выходы из конфликтных ситуаций. Как показывает практика, выходцы из благополучных семей обзаводятся навыками оптимального общения в рамках взаимодействия с другими членами семьи. В дополнительных занятиях такие дети не нуждаются.

Проявления бездушия, агрессии, авторитаризма и недоброжелательности негативно сказываются на ребенке. Насмешки, резкость и безразличие, отсутствие права голоса и невозможность обсуждения наболевших тем идут рука об руку с жестким отношением и излишней требовательностью, не учитывающими психологические потребности малыша. Взрослеющие в подобных семьях дошкольники усваивают искаженные модели поведения, характеризующиеся ложью или заискиванием, настороженностью или агрессией. Недостаток родительского тепла порождает трудности с завязыванием и поддерживанием нормальных отношений, подразумевающих наличие навыка приспосабливания к той или иной ситуации. Таких детей относят к проблемным. Они нуждаются в помощи, оказать которую способен лишь психолог.

4 0
© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ