Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Как васютка заботился о рыбаках. Тема: Открытие нового озера

Конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки»

Становление характера Васютки

Исследовательская работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

5 «а» класс, МБОУ « Усть-Удинская СОШ№2»

П. Усть-Уда

Научный руководитель:

Крыс Ольга Анатольевна

учитель русского языка и литературы

П. Усть-Уда,2016

1. Становление характера Васютки

1.1. Понятие о литературном характере

1.2. Речь и поступок как способы создания характера

1.3. Характер- основа нашего поведения

1.4. Поведение Васютки в лесу

1.5 Черты характера Васютки

1.6. Что помогло выжить Васютке?

1.7. Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса?

1.8. Что думаю я о Васютке.

Заключение

Список использованной литературы

Понятие о литературном характере

Литературным характером принято считать образ человека, который очерчен с полнотой и индивидуальной определенностью. Именно через характер раскрывается определенный тип поведения, зачастую тот, который присущ определенному историческому времени и общественному сознанию.

Также через характер автор раскрывает свою нравственно-эстетическую концепцию человеческого существования. О характере говорят, как о органическом единстве общего и индивидуального, то есть в характере выражены и индивидуальные черты, и те, которые присущи общественности. В более широком понимании, характер - это художественно созданная личность, но та личность, которая отображает действительный человеческий тип.

Для создания определенного характера в литературном произведении существует целая система элементов. Это внешние жесты и внутренние: речь и мысли. Внешность, место и роль героя в развитии сюжета тоже формирует определенный тип характера. В характере также могут присутствовать противоречия, которые уже воплощаются в художественных конфликтах. Противоречия могу быть часть определенного характера.

Речь и поступок как способы создания характера

Одними из основных способов создания характера в литературных произведениях являются речь и поступок . Языковая форма выражение характера героя присуща практически всем литературным произведением, именно благодаря этому способу читатели могут полноценно понять тонкости характера литературного героя и его внутренний мир.

Без речи создать определенный характер довольно тяжело. Для такого жанра, как драма, речь персонажей выполняет одну из самых главных характерологических функций.

Поступок является одной из ярких форм выражение литературного характера. Действия героя, его решения и выборы говорят нам о его натуре и том характере, который хотел выразить в нем автор. Поступки порой имеют большое значение, чем речь для окончательного понимания характера литературного героя.

Характер это основа нашего поведения, на которую мы опираемся, чтобы среагировать на какое-то событие. Набор определенных черт личности - сущность характера. В характере человека есть три золотых качества: терпение, чувство меры и умение молчать. Иногда в жизни они помогают больше, чем ум, талант и красота.

Характер уверенно можно назвать основой личности. Это своего рода стержень, который позволяет определенным образом реагировать на различные проявления жизни.

Человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, в зависимости от всей его сознательной деятельности. «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части случаев остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком,» -
Д. Писарев.

Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. В жизни возникают такие ситуации, когда человек должен проявить самообладание, мужество и выдержку. Преодоление трудностей и сложных жизненных обстоятельств способствуют становлению характера человека. Человек обязан воспитать в себе человеческое, уметь прощать и понимать людей, а сделать это можно лишь преодолев трудности, превозмогая душевную боль и обиды.

Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность.

Черты характера Васютки

Каждую минуту своей жизни, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Вот какие черты характера Васютки я отметил, заочно путешествуя с ним по таежным тропам.

Заботливость.

«Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером»

Эмоциональность

«Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило» «В несколько прыжков очутился возле глухаря. -Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка»

«Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!»

Рассудительность:

Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег.

«Погасла звездочка - значит чья-то жизнь оборвалась»,- вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия».

«…Вспомнил сова дедушки: «Вызвездило - к холоду!»

«Та-ак...Почти голая сосна у ели - значит в ту сторону север, а где ветвей побольше- там юг»

Самообладание:

«Мальчик заговорил вслух: «Ладно, не робей! Найдем избушку. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь»

«Стрелять он не стал… Трепет перед драгоценным «припасом»крепко вбит»

«Пора! Васютка быстро встал на одно колено и попытался с маху посадить на мушку птицу»

Сообразительность.

Смекалка. Находчивость.

« Болото! Болото чаще бывает у берегов озер!»

«Обнаружив безымянный водоем, по обилию белой рыбы, он понял, что это проточное озеро, впадающее в какую-нибудь речушку, ведущую к Енисею. Так он и искал дорогу к реке»

Чтобы заметили Васютку с рыбосборочного катера, «он стал складывать все припасенные дрова: догадался, что у костра его скорей заметят»…»вспомнил про ружье, схватил его и начал палить вверх»

Чтобы подсолить мясо глухаря, «вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его»

«он вспомнил, как часто глухаря берут с собакой…Васютка пал на четвереньки, затявкал…и стал осторожно продвигаться вперед»

Воля. Мужество. Выносливость.

Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. «Кончались Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться… Мальчик брел, почти падая от усталости». Васютка не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу «...отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать», не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.

Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел.

Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем выжил, потому что не пал духом, потому что верил в себя.

Но больше всего помогли Васютке выдержка, выносливость и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание.

Что помогло выжить Васютке?

Приобретенные навыки и умения

«В свои тринадцать он уже много умел. Стрелял он и уток,и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему еще не удавалось».

Владел ружьем

Умел разжечь костер даже в дождь

Добыть и приготовить дичь

Ориентировался по зарубинам и пометкам на деревьях

Умел без компаса определить стороны света

Знал особенности эха в лесу

Знал, как сберечь в тайге припасы от грызунов

Знал, как подготовить в лесу теплое место для ночлега

Знал приметы погоды

Умение преодолеть растерянность и страх в самом себе

Умение вспомнить и оценить советы взрослых, знание таежных законов:

Не расходовать зря патроны.

Не съедать припасы все сразу

Вспомнить в самую страшную минуту слова отца и деда: «Тайга хлипких не любит», «Природа не любит слабых и трусливых» Эти слова придали ему сил.

Собственные догадки:

«Откуда все же взялась в озере речная рыба?», «А если озеро проточное и из него вытекает речка, она … приведет …к Енисею».

«Стал складывать в костер дрова: догадался, что у костра скорей его заметят»

Стал стрелять из ружья, чтоб выстрелы привлекли внимание людей на рыбосборочном катере.

Умение оценить знания и наблюдения рыбаков

Речная рыба водится только в проточных озерах

Знание примет

Тайга для Васютки - открытая книга. Он сумел прочитать эту книгу, и она указала мальчику выход из тупика.

Умел по деревьям определять направления (север-юг,…) «Он знал, что лучше идти на север, а не на юг, где километровая тайга без конца и без края».

Найти по типу леса реку.

Знал, что лиственный лес обычно тянется по берегам Енисея.

Знал, что стебли травы среди мха, мелкий кустарник свидетельствуют, что где-то вблизи водоем (болото, озеро)

Знал, что свидетельствует о близости реки в тайге

Васютка сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые.

Васюткино озеро - отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, приобретенные знания и любовь - любовь к своим родителям, к природе, к Родине.

Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса?

Никогда не падать духом! Не терять самообладания! Искать выход из трудных обстоятельств!

Убедился в мудрости законов природы и необходимости их соблюдать.

(Мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.)

Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого.

Природа научила Васютку не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира.

Научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Мальчик по достоинству оценил мудрость деда («С тайгой надо дружить» , « В тайге одному делать нечего») и те навыки, что передал ему отец.

Что я думаю о Васютке и какие уроки я получил, общаясь с героем

Герой - необычный мальчик. Симпатия, которую испытывает и автор к Васютке, читается между строк.

Мне он тоже глубоко симпатичен. Несмотря на то, что учился Васютка средне и пошалить любил, и табачком баловался, он заслуживает уважения и даже восхищения. Он совершает ошибку и исправляет ее. Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. Он беззащитный и в то же время сильный. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

Он сумел выдержать экзамен, который ему устроила тайга, оценить необходимость не только внимательно приглядываться к зарубкам на деревьях, когда окажешься в лесу, а сделать затеси и в своем сознании, в уме, «зарубить на носу» опыт, советы старших. За пять неполных дней повзрослел, изменился внешне: «Из воды на него глянул парнишка с заострившимися скулами. От дыма, грязи и ветра брови стали еще темнее, а губы потрескались». Но изменения произошли и в его внутреннем мире.

Этот мальчик - мой ровесник, но я совсем не уверен, что сумел бы проявить такую же решительность, находчивость и мужество, если бы заблудился в лесу. Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает. Озеро, названное Васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика. Я считаю, что это достойная награда для мальчика, сумевшего в одиночку преодолеть испытания, из которых не каждый взрослый вышел бы победителем. Озеро названо так не только потому, что мальчик Васютка нашёл озеро, а еще и потому, что он преодолел свой страх, преодолел холод, голод, одиночество. Он нашёл себя.

Мне кажется, сделав своего маленького героя именно таким, наделив его характер мудростью и красотой души, может даже не совсем свойственной его возрасту, писатель хотел, чтобы читатели научились чему-то у Васютки.

Заключение

В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. Все время, которое он провел в лесу, мальчик помнил слова отца и дедушки: «Тайга наша, кормилица, хлипких не любит!» Поэтому как ни страшно было Васютке, каким безвыходным ни казалось его положение, он держал себя в руках, не раскисал, не падал ду-хом. Смекалка и наблюдательность помогли Васютке найти вер-ный путь домой и рассказать о необыкновенном озере с белой ры-бой. За эту находку мальчику были благодарны взрослые рыбаки. Я думаю, что обнаруженное озеро — достойная награда мальчику за смелость и выдержку, проявленную им в незабываемые дни, которые он проведел один на один с тайгой

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астафьев В. П. « Васюткино озеро» Рассказы / В. П. Астафьев. - М.: Дет. лит. 2010 г.
  2. Астафьев В. П. Сопричастный всему живому / В. П. Астафьев «Литература в школе». - 1989. - №2. - С. 30-38.
  3. Википедия 2006 г. - №3. - С. 65-73.

Цель : отметить как формируется характер Васютки, рассказать, как открыл Васютка новое озеро, подготовка к домашнему сочинению.

Ход урока.

1 Читаем отрывок, рассказывающий о возвращении Васютки и его встрече с Енисеем. (От слов: «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер.» до слов: «- … Ну-ка, ну-ка, рассказывай, что ты там за озеро отыска?)

Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем? (Он нашёл его, когда заблудился. Но мальчик рассказал рыбакам не только о своём несчастье. Он думал, как помочь бригаде.)

Как начинается и заканчивается рассказ? (Взглядом автора на карту. В начале автор говорит: «Это озеро не сыщешь на карте». В конце рассказа: «На районной карте появилось ещё одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это озеро сумеет найти разве сам Васютка». Обращение к карте словно бы окольцовывает рассказ. Такое построение придаёт рассказу завершённость.

3 Подготовка к домашнему сочинению.

Тема сочинения: «Становление характера Васютки»

1 Васютка – главный герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

2 Становление характера Васютки.

А) Забота Васютки о рыбаках.

Б) Поведение Васютки в лесу: смелость, решимость, смекалка, мужество, тепрение.

В) Знание законов тайги. Внимание к природе.

3 Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?

4 Разгадай кроссворд.

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка... (Афанасий).
2. Далеко ушли рыбаки в низовья... и наконец остановились (Енисея) .
3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота... («Игарец») .
5. Фамилия автора рассказа (Астафьев) .
6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря) .
7. Заночевать решил Васютка на берегу... (озера) .
8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел... (кедровку) .



5 Д/з. написать сочинение.

Тема: Только доблесть бессмертно живёт… Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» Выразительное чтение наизусть.

Цель: изучение лирических произведений, посвящённых Великой Отечественной войне.

Задачи: познакомить со стихотворениями, посвящёнными теме военного детства; развивать навыки внимательного, вдумчивого чтения, умение слышать авторский голос в произведении; воспитывать интерес к истории родной страны, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни.

Ход урока.

1 -Сегодня мы познакомимся со стихотворениями двух

выдающихся поэтов, которые были военными

корреспондентами: Константина Михайловича Симонова

и Александра Трифоновича Твардовского. Посмотрим, какое

участие принимали дети в этой страшной войне,.

2 Анализ стихотворений, беседа.

Стихотворение К.Симонова «Майор привёз мальчишку

на лафете…».

Слово учителя.

Константин Симонов. Многие его стихи солдаты Слайд 4,5

во время войны носили с собой, перечитывали

на привалах.

Чтение стихотворения учителем

Какой момент войны (наступление или

отступление) описан в стихотворении? Звучит музыка на

Прочитайте стихотворение про себя, военную тему (из песен)

подумайте, на какую картину обращает

внимание рассказчик особенно?

(«Седой мальчишка»)

Откуда везли мальчика? (Из Бреста)

Почему же мальчик седой?

Что такое лафет? Слайд 11

Учитель показывает лафет.

Перечитаем первую строфу вслух.

Как понимаете строки: «…за десять лет…

ему зачтутся эти десять дней…»?

(К тому, кто не был на войне, к потомкам).

Что хотел сказать Симонов этим стихотворением?

Зачем рассказал эту историю?

3 А. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Слово учителя.

Александр Твардовский тоже был военным Слайды 12-13

корреспондентом, участвовал в боях. Он

рассказывает о другом мальчике.

Чтение стихотворения учителем. Слайды 14-16

Беседа. Звучит приглушённая

О каком событии идёт речь в стихотворении? музыка.

Какой момент войны изображён? (Наступление).

Из каких строк это видно?

Прочитайте стихотворение про себя

выразительно, подумайте, какая фраза встречается

дважды? Почему? (« Всё нынче, как спросонку…»)

Прочитаем диалог между танкистом и мальчиком

по ролям.

Какие разговорные слова и выражения

встречаются в стихотворении? («Гвоздит», «чёрт его

поймёт») Почему?

Кому и когда танкист мог бы рассказывать об отважном

мальчике?

Могло ли это быть так, как на картине Ю. Непринцева Репродукция

«Отдых после боя»? в учебнике.

Опишите картину. Что делают бойцы? Где происходит

действие?

Сопоставительный анализ стихотворений

Сравните героев этих двух стихотворений. Какие чувства

вызывает первый? А второй?

Почему у героев нет имён? Слайды 17-18

мальчиков и девочек было очень много. Дети были

и настоящими бойцами. Знаете ли вы каких-нибудь

героев? (Пионеры-герои: Зина Портнова, Марат Казей

и многие другие.

После войны были созданы Книги Памяти. Для чего? Слайды 19-21

(Не забывать имена героев)

Давайте прочитаем слова на доске (эпиграф)

Какой же ценой завоёвано счастье? (Горе, слёзы детей, смерть)

Заключительное слово учителя. Слайд 22

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

5. Домашнее задание.

Выразительное чтение одного стихотворения.

Почему выжил в тайге Васютка - герой рассказа В. П. Астафьева

Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Васютки­но озеро» - это история о том, как тринадцатилет­ний мальчик Васютка потерялся в тайге.

Читая рассказ, мы узнаём, что у этого мальчика были такие качества, которых иногда нет даже у взрос­лого человека. Именно эти качества и помогли герою выжить.

В начале произведения мы знакомимся с семьёй Васютки. Его отец и дед - рыбаки. Поэтому с детства мальчик привык к рыбацкой жизни. Вместе с семьёй и рыбаками из бригады отца Васютка «ждал осеннюю путину» на берегу Енисея. Там у него не было даже товарищей. Но несмотря на «скучное житьё», Васют- ка смог найти себе развлечения. Например, он забо­тился о рыбаках: заметив, что они любят пощёлкать вечером орехи, мальчик с радостью собирал их в лесу. Астафьев подчёркивает, что Васютке «нравилось бро­дить», он любил лес.

Важное место в этом произведении занимают тра­диции, привычки рыбаков и охотников. Так, мать не отпускает мальчика в лес без краюшки хлеба и спи­чек. И Васютка с уважением относится к этим «таёж­ным законам».

Увлёкшись охотой на глухаря, Васютка заблудился в тайге. Он не сразу это заметил, а когда понял, что потерялся, то очень испугался. Но знание законов тай­ги, смекалка и мужество помогли ему выжить и най­ти дорогу домой.

Оказавшись в такой опасной ситуации, мальчик не пал духом, он взял себя в руки: «Ничего, сейчас по­соображаю и найду дорогу». В этом ему помогли и рас­сказы рыбаков, и слова дедушки, которые он то и дело вспоминал: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

Конечно, ему было очень страшно, холодно, оди­ноко. Он кричал и плакал «с тоской и отчаянием». Но, Васютка не сдавался: он добывал себе еду, разводил костёр, устраивал ночлег на ночь, причём делал он всё это мастерски. Поражает и то, как он прислуши­вался к природе, ориентировался по ней и предуга­дывал погоду: «Вызвездило -- к холоду!» Даже в та­кой ситуации он подшучивает над собой, называет себя «дурило», ругается на дождь, на глухаря: «Про­валиться мне, если я ещё свяжусь с вашим братом!»

У Васютки кончаются силы, патроны, спички, но он верит в удачу. Именно мужественность и решитель­ность помогли Васютке выжить. И он не только вы­жил, но и помог рыбакам найти озеро, в котором много рыбы. За это он получил достойную награду, ведь озеро это теперь носит его имя.

Здесь искали:

  • сочинение как васютка выжил в тайге
  • как васютка выжил в тайге
  • почему васютка выжил в тайге

Ответ оставил Гость

На уроке литературы мы прочитали рассказ Виктора Петровича Астафьева: "Васюткино озеро". Главным героем этого произведения стал Васютка, тринадцатилетний мальчишка, учившийся в деревенской школе. Васютка родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. И к тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль. В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка - как-то раз он пошел в лес за кедровыми орешками для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда - он заблудился. Деревья, деревья, деревья... Под ногами - мох и жухлая трава, над головой - равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце - холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Вот что, как мне кажется, увидел и почувствовал тринадцатилетний мальчик Васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней тайге.
В тайге он сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые. Каждый, кто хоть немного знаком с суровыми законами тайги, знает, какая опасность грозила мальчику. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Однако главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» совсем не похож на тех людей, которые, попав в трудную ситуацию, падают духом и трусливо ждут собственной смерти, сильно испугавшись вначале, Васютка сумел взять себя в руки, спокойно обдумать свое положение и принять верное решение. Вдумчиво, не суетясь шел Васютка к своему спасению, и удача от него не отвернулась.
Героя рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря "драгоценный припас" - патроны. А главное - желание выжить во что бы то ни стало. "Тайга хлипких не любит,"-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Хорошим подспорьем оказались и услышанные им ранее рассказы рыбаков о том, как нужно себя вести, оказавшись в подобной ситуации. Самообладание и практические знания о тайге помогли заблудившемуся мальчику целых пять дней продержаться в неприветливом осеннем лесу, добывая себе пропитание охотой. Даже по ночам, когда страх и слезы подбирались совсем близко, Васютка не давал себе пасть духом. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. И вот, когда последняя краюшка хлеба, взятая из дома, оказалась съеденной, мужество мальчика было сторицей вознаграждено. Он нашел озеро, полное рыбы, - настоящий подарок для рыбаков. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею. Следуя по течению, Васютке удалось выйти к Енисею, а там его подобрали на бот друзья отца. Все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка.
Озеро, найденное Васюткой, впоследствии назвали его именем. С тех пор так и повелось. А вскоре это название появилось на карте. Среди голубых пятнышек в низовьях Енисея есть и то, которое называют Васюткиным озером. Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки - озеро, названное его именем!
Я не знаю, как бы я повел себя на месте этого мужественного мальчика. Я еще не попадал в ситуации, которые требуют от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений. Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает, и только они могут помочь или помешать остаться Человеком.
Я считаю, что это достойная награда для мальчика, сумевшего в одиночку преодолеть испытания, из которых не каждый взрослый вышел бы победителем. Озеро, названное Васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика.

Виктор Петрович Астафьев – великий российский писатель - прозаик, написавший множество известных повестей таких как: «Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража» и другие.

Васютка - это главный герой рассказа В.П Астафьева «Васюткино озеро». Тринадцатилетний мальчишка, несмотря на свой возраст, обладал взрослой смелостью. Да, поначалу его нельзя было назвать мудрым храбрецом, ведь уходя в лес, мальчик не собирался брать с собой ни хлеба, ни ножика, ни спичек, всё это ему навязали взрослые со словами, что нельзя переиначивать таёжные законы. Васютка является представителем нового времени и поэтому, порой не может понять природу и её законы. Но чтобы не спорить, и не ругаться с матерью, подросток покорно берёт всё, что ему дают.

Осознал Васютка всю важность рассказов и советов от взрослых лишь, когда оказался один, среди огромного леса. Этот факт доказывает его поведение в лесу. После того, как Васютка понял, что заблудился, он не стал паниковать, а вспомнил всё, что ему говорили взрослые. Самым главным толчком к действиям стала фраза "Тайга хлипких не любит", сказанная когда-то отцом и дедом мальчика. Находясь в окружении природы, где нет готовых продуктов и других благ для беззаботного существования, Васютка смог обеспечить себя едой: пойманным глухарём и утками. Этот тяжёлый опыт помог Васютке стать устойчивее к сложным жизненным ситуациям.

В качестве награды, судьба подарила Васютке шанс выбраться к неизвестному озеру, в котором плескалось много диковинной рыбы, белой рыбы, что означало, что озеро проточное. Благодаря этому озеру мальчишка смог попасть домой, а показав рыбакам свою находку, помог озеру обрести название и занять положенное место на карте. Так и появилось Васюткино озеро.

Эта повесть учит читателя тому, что нужно слушать старших, ведь, не окажись у Васютки ножа, спичек и хлеба, смог бы он вообще выжить в дикой тайге? Учит быть в гармонии с природой. Показывает, что существует и другая жизнь, помимо современных технологий, к которым привыкли современные дети. Нужно уметь приспосабливаться и к экстренным ситуациям, в которых может оказаться каждый. Повесть описывает какой красивой и доброжелательной может быть природа, если правильно к ней относиться. И какой суровой она может быть, если не уважать её. Читателю открывается мир, в котором за храбрость и упорство в итоге вознаграждают, как и нашего главного героя.

Сочинение по рассказу №2

“Васюткино озеро” – это рассказ, написанный Виктором Петровичем Астафьевым, в основу которого легли события, приключившиеся с ним еще в детстве. Однажды, во время школьных каникул, Виктор Петрович заблудился в глухой тайге. И, некоторое время спустя, он решил отразить свои переживания в творчестве.

Герой рассказа “Васюткино озеро” – обычный мальчик, который помогает своему отцу и бригаде рыбаков заниматься их промыслом. Рыбакам не очень везет, так как вода в реке поднялась, и вся рыба ушла на глубину. Они решают пойти в низовья Енисея и остановиться в избушке, которую когда-то построила ученая экспедиция, до осени. В то время, как рыбаки ходят на промысел, Васютка бродит по тайге и собирает кедровые шишки, чтобы порадовать мужиков.

Однажды, отправившись в тайгу за шишками, он по совету матери берет с собой краюшку хлеба и спички, а так же ружье. Это, по всей видимости, спасает его от холодной и голодной смерти. Насобирав шишек, Васютка замечает ничего не подозревающего глухаря. Недолго думая, он целится в него и стреляет. Глухарь ранен!

Истекающая кровью птица пытается спасти свою жизнь бегством, и Васютка, забыв обо всем на свете, пускается в погоню за раненым глухарем. Догнав его, мальчик хладнокровно сворачивает тому шею. Но радость от убийства продолжается не долго – Васютка, не найдя зарубки на деревьях, начинает подозревать, что заблудился. Пытаясь найти знакомые приметы, он какое-то время бродит по тайге, пока не признает, наконец, что заблудился окончательно.

Вспоминая страшные рассказы, которые он слышал когда-то от старших товарищей, Васютка поддается панике. Но через некоторое время, он берет себя в руки и решает, во что бы то ни стало, выбраться из мрачного и опасного леса. “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит”, - вспоминает он слова отца и начинает свой непростой путь к цивилизации. В дороге ему пригождаются спички, хлеб и убитый глухарь. Вспоминая наработанные навыки, он готовит себе еду и устраивается на ночлег. В первую ночь ему спиться не очень спокойно - Васютке кто-то мерещится. Возможно, дух невинно убитого глухаря или кто-то еще. Чтобы приободрить себя, он угрожает “садануть по нему картечью”. Но взяв себя в руки, выясняет, что это всего лишь огромный “корень-выворотень”. Который, не смотря на страшное название, не представляет никакой опасности для человека.

Через несколько дней Васютка выходит к озеру, в котором много речной рыбы. Таким образом, озеро оказывается проточным, и он находит дорогу к Енисею. На берегу реки Васютка решает привлечь внимание людей на проплывающем мимо пароходе. Но те не спешат его подбирать, так как думают, что их просто приветствуют с берега. Не теряя надежды, наш юный герой все же добивается своего и попадает на судно, которым управляет знакомый его отца.

Дома он рассказывает об увиденном озере и приводит туда рыбаков. Таким образом, преодолев вынужденные трудности, мальчик обеспечил свою семью и друзей провизией на многие годы вперед. А озеро в честь юного героя назвали Васюткиным, немного покормив самолюбие маленького мальчика.

По всей видимости, писатель хотел донести до людей, что дикая природа всегда готова выручить человека, если тот к ней относится подобающим образом. А так же то, что никогда не помешает прислушаться к советам старших, отправляясь в ее объятья. Ведь если бы не взятые с собой спички, ружье и немного провизии, вряд ли рыбаки когда-нибудь увидели озеро полное рыбы, да и самого Васютку.

Немного грустно от того, что в последнее время у школьников все реже есть возможность скачать этот рассказ в сети бесплатно. Очень часто он обрывается на самом интересном месте, и ребята вынуждены просить у родителей деньги, чтобы получить драгоценную ссылку для скачивания. А ведь эти средства дети могут потратить на школьные обеды или на материалы, из которых можно сколотить на уроках труда кормушки для птиц, на которых они потом будут охотиться. И вряд ли Виктор Петрович Астафьев получает какие-то отчисления в свой адрес от этих платежей, ведь в ноябре две тысячи первого года его не стало…

Вариант 3

Героем этой замечательной повести является юный тринадцатилетний мальчик, он храбрый, бойкий, юркий, развит не по годам. Его отец был рыбаком, живет мальчик вместе с родителями около реки Енисей в небольшом домике на время летних каникул. Он помогает рыбакам, приносит им орехи, а также просит дичь у них. Мальчик хорошо знает лес, и не боится ходить по нему, а также осознает, как себя вести в лесу.

Однажды, когда Вася решил направиться в тайгу, его мама велела взять его хлеб и спички, ведь мальчик всегда показывал себя глупым в этом плане и отправлялся в лес налегке, взяв с собой только ружье, а ведь лес не прощает ошибок.

Вася любит лес и старается его беречь, не стреляет зазря в животных, не устраивает пожаров. Мальчик осознает, что лес является кормильцем всех людей.

Юный герой всегда старался быть осторожным, но однажды, увидев глухаря, он просто забывает обо всем, он давно мечтал одержать победу над этой птицей. Когда он гнался за птицей, то потерял свои зарубки и конечно же заблудился.

Васе хочется плакать от отчаяния и страха, но все же собирается духом и всеми силами и вспоминает все наставления о выживании в лесу. Вася очень хорошо знает лес, умеет разводить костер даже в дождь. Мальчик начинает разводить огонь, делает себе еду из подстреленной птицы, затем ложиться на сооруженный ночлег.

С утра мальчик был бодрым. Мальчик приложил много усилий для того, чтобы спастись. Он нашел какое-то озеро, в котором было полно рыбы, а в рыбе он разбирался очень хорошо и понял, что она речная. Озеро оказалось проточным и поэтому юноше удалось выйти к домам. Мальчик Вася открыл рыбное место, позже его назвали именем мальчика, Васюткино озеро. Рыбакам очень понравилось это озеро и они решили вести свой промысел на нем.

Храбрость мальчика, а также его ум и знания и наставления, которые он получал от опытных взрослых людей помогли ему выжить в лесу и выбраться из него. Мальчик не растерялся и не расплакался, оказавшись в такой тяжелой ситуации, да еще и совершенно один. Его родители и дед могут гордиться им. Он выбрался из леса целым и невредимым.

Автор хочет донести до читателя то, что все же нужно слушать наставления взрослых и выполнять их. Ведь если бы Вася не взял с собой к примеру нож, то врядли бы он выжил в тайге. Вася оказался мужественным и рассудительным юношей, он прошел много километров пешком за пять дней.

Рассказ учит читателей мужественности, а также вере в свои собственные силы.

Сочинение по рассказу Васюткино озеро Астафьев

Писатель Астафьев В.П. написал повесть «Васюткино озеро». В своих произведениях автор призывает читателей быть смелыми, добрыми, отзывчивыми, человечными.

Главным героем повести является парень подросток. Он храбрый, бойкий и решительный. Летом он хорошо помогает рыбакам. Парень приносит им орехи, дичь и так далее. Он отлично знает лес и умеет ориентироваться на местности. Он знает как правильно себя там вести. Он хотел отправиться в лес налегке, но мама настояла, чтобы он взял с собой хлеб и воду. От тайги можно ожидать все что угодно. Парень всегда брал с собой ружье.

Васютка любит лес и с нежностью относится к нему. Просто так он не будет убивать животных. Сигарету никогда не бросает в лесу, предварительно не потушив ее. Он не хочет, что бы по его вине возник пожар. Парень знает многое о животных, птицах и деревьях. Он относится к тайге, как к кормилице многих людей.

Васютка в лесу ведет себя осторожно и придерживается маминых наставлений. Он старается не отходить от затесей. Но, однажды он увидел глухаря и нарушил все правила безопасности. Юноша давно хотел подстрелить эту вкусную и экзотическую птицу. Пока он гонялся за глухарем, он потерял то место, где делал зарубки. Васютка заблудился в лесу.

Несмотря на его сильный характер, парень еще совсем ребенок. Ему становится страшно в огромном и диком лесу. Васютка хочет плакать. Он вспоминает про свою маму. Парень вспомнил слова деда о том, что «тайга не принимает слабых». Это ему помогло собраться и взять себя в руки. Он вспоминает все, что ему говорили родители о способах выжить в диком лесу. Васютка сделал костер, приготовил на нем глухаря и улегся спать. Утром он проснулся с новым бодрым настроением и верой в то, что он найдет выход из леса.

Он долго шёл и пришёл к воде. Это было никому не известное чистое озеро. В нем была проточная вода. В озере было много рыбы. Пойдя вдоль притока, он вышел к деревне. Васютка стал первооткрывателем рыбного места, поэтому в его честь назвали озеро.

Парень смог выжить в лесу благодаря своим знаниям, навыкам, смелости и рассудительности. Им можно гордиться. Васютка настоящий герой.

Анализ Повести о капитане Копейкине (Гоголь)

Повествование ведётся от лица работника почты. После войны капитан Копейкин вернулся домой инвалидом. Без руки и без ноги он должен был существовать теперь всю оставшуюся жизнь

  • Герои произведения Разгром Фадеева

    Фадеевский «Разгром» стал детищем, написанным в послеоктябрьские годы, где были свежи воспоминания о войне самого автора.

  • Сочинение рассуждение Душа человека

    Непризнанная, невидимая, неосязаемая часть человека. Тысячелетиями мировые умы спорят о том, что такое душа! Это Божий Дар или банальное осознание себя, как личности с наличием эмоционального фона?

  • © 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ