Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Врожденное наследственное свойство представляющее собой способность. Наследственные особенности, прирожденные свойства организма как предпосылки психического развития

«Правило экономии», гласящее: «то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологиче

Аристотель

Агрессивность человека

представляет собой врожденное свойство

Активное заселение человеком раз­умным нашей планеты произошло

40–38 тыс. лет назад

Американский исследователь поведения животных У. Крэйг показал, что инстинктивные действия состоят из двух фаз, которые в этологической литературе получили названия

поисковой и завершающей

Э. Торндайк

Английский психолог, одним из первых обратившийся к проблеме соотношения инстинктов и научения в поведении животных

К. Ллойд-Морган

Антропогенез – это процесс

эволюционно-исторического формирования человека

В «Очерке развития психики» изложил свою концепцию стадиального развития психики в процессе эволюции животного мира, выделив

элементарную сенсорную психику, перцептивную психику, интеллект

В онтогенезе поведения животных выделяют три крупных периода

пренатальный, постнатальный и ювенильный (игровой)

В основе учения лежал рефлекторный принцип, а «эле­ментарной единицей» всех проявлений высшей нервной деятельности был признан

условный рефлекс

В процессе изучения познавательных способностей Ионии, Ладыгина-Котс разработала и ввела в экспериментальную практику методику, которая с тех пор широко используется в психологии и физиологии для исследования разных аспектов психики животных, – это

«выбор по образцу»

В психологической классификации животных выделяется

от 2 до 3 уровней развития психики

В России основоположниками научного изучения психической активности животных были

Ведущую роль в эволюции человечества играют

социальные факторы и биологические законы

Весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животного составляет

психическую деятельность животных

Вид таксисов, выражающийся во врожденной реакции животного на свет, – это

фототаксисы

Видоспецифические (одинаковые у всех особей данного вида), врожденные, шаблонные двигательные акты называются

фиксированными комплексами действий

Врожденные, генетически фиксированные реакции на определенные агенты среды называются

таксисами

Вторая стадия развития, следующая за стадией элементарной сенсорной психики, – это

стадия перцептивной психики

Второй закон эволюции гласит, что эволюция организмов различных типов происходит

с разной скоростью

Высшей формой психической деятельности животных в процессе эволюции выступает

интеллект животных

Главное условие возникновения приспособляемости к окружающей среде – это

ощущение

Глубокую разработку проблемы инстинкта и научения дал в своем фундаментальном труде

«Биологические основания сравнительной психологии»

Говоря о функциональном значении игры, необходимо отметить, что в настоящее время большинство исследователей считают, что игра служит

подготовкой к взрослой жизни и накоплению соответствующего опыта путем упражнения

Движения под углом к источнику раздражения при несимметричном раздражении в симметрично расположенных рецепторах называются

менотаксисами

Движения, сориентированные по равнодействующей, образуемой в результате выравнивания интенсивности возбуждения в симметрично расположенных рецепторах, называются

тропотаксисами

Движущей и направляющей силой эволюции является

естественный отбор

Двуногий способ передвижения называется

бипедализмом

Действия животных, обеспечивающие или улучшающие условия выживания и развития потомства, называются

родительской заботой о потомстве

Директор Парижского зоопарка, впервые показал возможность проявления инстинкта в условиях изоляции от типичных для вида условий среды-это

Древнегреческий мыслитель, считающий, что вначале на свет появились разрозненные части различных организмов, которые соединялись между собой в самых невероятных сочетаниях, – это

Эмпедокл

Древнегреческий ученый, разработавший теорию постепенного развития живых форм, исходя из концепции о стремлении природы к изменению от простого к более сложному, – это

Аристотель

Древний мыслитель, которому принадлежат слова: «Все течет, и ничто не остается неизменным» – это

Гераклит

Единицей эволюционного процесса является

популяция

Единственный примат, который делится пищей со своими сородичами и обра­зует постоянные брачные пары, составляющие ядро семьи, – это

Животное отыскивает ключевые раздражители (т. е. пусковые ситуации), которые приведут его в итоге к завершающей фазе инстинктивного действия, в ходе фазы

поисковой

За проявление того или иного инстинктивного поведения при создании соответствующих внешних и внутренних условий отвечает

врожденный пусковой механизм

Закон единообразия гибридов первого поколения открыл

Зоопсихология – одна из основных базовых отраслей

общей психологии

Изменения направлений роста растений в сторону благоприятных или жизненно необходимых условий среды называются

тропизмами

Изменения, происходящие в генах или хромосомах, называются

мутацией

Изменчивость живых существ, происходящая в результате некоторого (физического или химического) действия среды на развивающийся зародыш, – это

модификация

Изучение проблем, связанных с антропогенезом, становлением человеческого сознания и изучением общего и различного в психической деятельности человека и животных – задачи

сравнительной психологии

Индивидуальное приспособление особи к меняющим­ся условиям среды образует

приобретенное поведение

Инстинктивное поведение

специфично для каждого данного вида

Инстинктивное поведение,как правило, стимулируется определенными внутрен­ними факторами в форме

потребностей

Инстинктивное поведение присуще

всем животным

Исследованиями, посвященными психической регуляции поведения высших млекопитающих в России, занимались

К. Фабри и Н. Ладыгина-Котс

Историческое формирование группы организмов называется

филогенезом

К биологическим движущим силам антропогенеза относят

наследственность, изменчивость

Канон Ллойда-Моргана называется

правилом экономии

Комплекс реакций, которые знакомят животное с окружающей средой или источником раздражения и создают основу для «индивидуального программирования поведения», составляет

исследовательская активность

Конрад Лоренц назвал глубокую привязанность новорожденных животных к первому движущемуся объекту

импринтингом

назвал акты поведения, имеющие сходное внешнее выражение при различных способах их формирования,

унитарными реакциями

Материалом для эволюционных процессов выступает

генетическое разнообразие популяции

Метод в зоопсихологии и сравнительной психологии, состоящий в изучении психики группы живых организмов на основе сравнения их поведения с поведением тех живых существ, которые предшествуют в эволюции данной группе и которые следуют за ней, – это метод

биологический

Метод зоопсихологии и сравнительной психологии, который состоит в сравнении филогенеза и онтогенеза психики живых существ, называется

биогенетическим

Метод зоопсихологии и сравнительной психологии, который состоит в изучении изменений психики у конкретного представителя живых существ в процессе его жизни, называется

онтогенетическим

Метод зоопсихологии и сравнительной психологии, который состоит в измерении психики животных масштабом психики человека, называется

субъективным

Метод зоопсихологии и сравнительной психологии, состоящий в изучении истории развития психики живых существ и выявлении ее качественных отличий у различных представителей животного мира, – это метод

филогенетический

Метод исследования, отличающийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта, – это метод

эксперимента

Метод, заключающийся в выборе объектов (сигналов, рисунков), различающихся по одному или нескольким, иногда определенным образом меняющимся, признакам, – это

приматов и человека

Наиболее прямые предки человека появились

лет назад

Направление исследований, в которых сопоставляются способности к научению животных различных эволюционных ступеней развития, изучается общее и различное в психике животных и человека, называется

сравнительной психологией

Направление науки, изучаю­щее проявления, закономерности и эволюцию психического отражения у животных разного уровня развития, называется

зоопсихологией

Основная функция конечностей животных, заключающаяся в перемещении животного в пространстве, называется

локомоцией

Основными методами зоопсихологии и сравнительной психологии являются

наблюдение и эксперимент

Особая категория индивидуального поведения, когда одни предметы окружающей среды исполь­зуются для воздействия на другие в качестве средств, повыша­ющих эффективность поведения в какой-либо сфере жизнеде­ятельности или даже уровень всего поведения в целом, составляет

орудийную деятельность

Отечественный биолог и психолог, основоположник зоопсихологии в России, автор труда «Биологические основания сравнительной психологии»

В. Вагнер

Н. Ладыгина-Котс

Первая стадия дрессировки, на которой решается задача вызвать впервые ту систему движений, которая нужна человеку, «натолкнуть» животное на ее выполнение, называется

наталкиванием

Первый закон эволюции гласит, что эволюция в разные периоды происходит

с разной скоростью

Перемещения животного в пространстве, необходимые для выполнения практически любых приспособительных функций, – это

локомоция

Перенос на животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку, называется

антропоморфизмом

Перечень характерных для вида поведенческих актов называется

этограммой

Поведение в новой для животного ситуации, на основе экстренного принятия им решения, без предварительного научения и при отсутствии соответствующей наследственной программы – это

элементарная рассудочная деятельность

Поведение, включающее разнообразные акты, направ­ленные на выживание и жизнеобеспечение отдельной особи, – это поведение

индивидуальное

Поведение, которое включает все типы взаимодействий животных в сообществе, диапазон которых очень широк, – это поведение

социальное

Поведение, которое связано с образованием брачных пар, выведением потомства и его воспитанием (его рассмотрение не вхо­дит в нашу задачу), называется поведением

репродуктивным

Поведение, которое строится по наследственно обусловленной программе и не требует для своего развития специального нау­чения или тренировки соответствует

врожденным действиям

Поведение, которое формируется постепенно, по мере накопления индивидуального опыта соответствует

привыканию или научению

Поведение, связанное с поисками убежища, избега­нием опасностей, охраной детенышей, называется

защитным

Пограничная область психологии, примыка­ющая к физиологии высшей нервной деятельности, ориентирова­нная на установление корреляций между психическими явлениями и физиологическими процессами, которые регистрируют объективными методами, называется

психофизиологией

Понятие инстинкта появилось в трудах философов в

III в. до нашей эры

Последователь Ч. Дарвина, утверждавший, что между человеком и человекообразными (антропоморфными) обезьянами обязательно должна существовать пе­реходная ступень, – это

Т. Гексли

Появившись лишь на определенном этапе развития органического мира, психика присуща

только высокоорганизованным живым существам

Э. Толмен

Представление Дарвина о том, что психическая деятельность человека – лишь один из результатов единого процесса эволюционного развития, стимулировало применение

сравнительного метода в психологии

Приматы делятся на два подотряда

полуобезьяны и обезьяны

Примером крайнего незрелорождения является

кенгуренок

Приобретение и накопление в онтогенезе индивидуального опыта в соответствии с конкретными условиями среды обитания особи – это

научение

Приобретенные формы поведения

обеспечивают животному адаптацию к различным средам

Происхождение и развитие высших психических функций, обусловленных особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях - это

социогенез

Процесс выработки навыков у животных при целенаправленном воздействии человека – это

дрессировка

Процесс развития индивидуального организма называется

онтогенезом

Психически наиболее развитые животные в большинстве являются

незрелорождающими

Различная скорость эволюции отдельных систем или групп называется

мозаичной эволюцией

Рефлекс – это

закономерная ответная реакция на раздражитель

Российский ученый страст­но и последовательно отстаивавший исторический подход к изучению живой природы, профессор Московского университета

Русский физиолог, основоположник учения о высшей нервной деятельности, целью которого было объективное изучение психики животных и человека

С биологической точки зрения наибольшей способностью к приспособлению обладает

Самая ранняя, первая стадия развития психики – это

элементарная сенсорная психика

Семейство отряда приматов, которое включает как ископаемого человека (питекантроп, синантроп, неандерталец), так и современных людей, называется семейством

гоминидов

Системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении объективного мира, – это

Совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека называется

инстинктом

Совокупность действий особи с предметом, направленных на его адекватное использование в приспособительной деятельности, – это

манипуляционная активность

Совокупность специфически ювенильных проявлений всех форм поведения животного, характерная глав­ным образом для молодых особей, составляет поведение

Совокупность сформировавшихся в процессе развития данного вида животных наследственно закрепленных, врожденных, общих для всех представителей вида компонентов поведения, составляющих основу жизнедеятельности животных называется

инстинктивным поведением

Согласно представлениям, в ходе прогрессивной эво­люции происходило увеличение

пластичности поведения

Согласно эволюционной теории и палеонтологическим данным, человек

имеет общего предка с шимпанзе и гориллой

Согражданин и соратник Фалеса, который полагал, что из воздуха появилась земля и вода, их смешение образовало ил, из которого произошли растения, животные и люди, – это

Анаксимандр

Соотношения между частями и органами, обусловленные функциональными зависимостями между ними, называются

эргонтическими корреляциями

Специфическая форма научения, при котором фиксируются отличительные признаки объектов некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей, называется

импринтингом

Сравнительно-психологический анализ строится на сопоставлении данных

зоопсихологии и психологии человека

Стадия дрессировки, в ходе которой усилия дрессировщика направлены на закрепление выработанного навыка и надежности его воспроизведения, называется

упрочением

Стадия психики, которая характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, а в форме отражения вещей, – это стадия

перцептивной психики

Таксис – это реакция организма, которая

ориентирована относительно источника раздражения

Таксисы, выражающиеся во врожденной реакции животного на влажность среды, называются

гидротаксисами

Таксисы, выражающиеся во врожденной реакции животного на поток воздуха, называются

анемотаксисами

Таксисы, выражающиеся во врожденной реакции животного на силу тяжести, называются

геотаксисами

Таксисы, выражающиеся во врожденной реакции животного на температурные градиенты (изменения), называются

термотаксисами

Таксисы, выражающиеся во врожденной реакции животного на течение жидкости, называются

реотаксисами

Таксисы, выражающиеся во врожденной реакции животного на химические раздражители, называются

хемотаксисами

Установлено, что еще в пренатальном периоде как у беспозвоночных, так и у позвоночных для развивающихся организмов характерно (-на)

локомоция конечностей

Ученый, который открыл законы распределения в потомстве наследственных факторов, названных позднее генами, – это

Г. Мендель

Ученый, первым представивший множество неоспоримых доводов для доказательства существования органической эволюции, явившихся основой для разработки теории естественного отбора, – это

Ч. Дарвин

Фиксация животного на одном источнике раздражения и направление движения к этому источнику называется

телотаксисом

Фиксированные комплексы действий

видоспецифические, врожденные, шаблонные двигательные акты

Форма научения животных, проявляющаяся в усвоении ими новых, генетически не фиксированных движений, – это

дрессировка

Формирующийся организм, еще не способный к полноценному осуществлению функций, необходимых для установления жизненно важных взаимоотношений со средой обитания, – это

Ж. Бюффон

Французский философ, врач, автор труда «Естественная история труда», сопоставил психические способности разных млекопитающих, птиц, рыб и насекомых; показал усложнение психических способностей живых существ по направлению к человеку

Ж.-О. Ламетри

Ч. Дарвиным впервые было введено представление о трех составляющих поведения и психики животных

инстинкт, научение, рассудоч­ная деятельность

Человек – единственное существо, способное

передавать информацию о прошлых и будущих событиях

Э. Торндайк в своих исследованиях применил метод так называемых

«проблемных ящиков»

Эволюция – это

необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы

Элементарной формой научения у простейших организмов является

привыкание

Элементарные инстинктивные движения называются

кинезами

Этап дрессировки, на котором совершаются отсечение многих лишних движений, отшлифовка первичной системы движения и выработка удобной сигнализации, называется

отработкой

Этограмма – это

перечень характерных для вида поведенческих актов

Этология – это раздел

биологии

Этология сформировалась как самостоятельное направление в науке к середине 30-х годов _______ столетия

Познавательные процессы. К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение и мышление, а также представления памяти и воображения. Любая познавательная деятельность человека начинается с ощущения и восприятия. Ощущение дает представление об отдельных качествах предмета или явления. Например, исследуя предмет, мы отмечаем, что он желтого цвета, его поверхность гладкая, но с мягкими выступами, на вид пористая, с характерным запахом. Все это ощущения. Из ощущений складывается целостный образ: «Это - лимон». «Лимон» - это восприятие. Предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания, называют объектами восприятия, все прочее называют фоном.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие, где строго определено, что надо постараться увидеть и в каком порядке, какие измерения надо проводить и в какое время.

Ощущение и восприятие фиксируются памятью в виде представлений. Теперь, встретив в тексте слово «лимон» или читая о том, как свежий лимон разрезают острым ножом, мы живо представляем себе его ярко-желтый цвет, чувствуем его удивительный запах и кислый вкус во рту. Представления могут дополняться новыми ощущениями.

Человек может представлять себе не только те объекты, предметы, явления, которые ему знакомы, но и те, которых никогда не было, он может фантазировать, воображать. Эти представления называются представлениями воображения. Воображение позволяет художнику писать картины, писателю- книги, инженеру - изобретать новые машины.

Интиллект. Спросите у кого-нибудь, что такое ум. Все знают, а объяснить толком не могут. У человека может быть «несколько умов»: гениальный математик не всегда компетентен в бытовых вопросах, талантливый художник может быть абсолютно неспособен решить математическую задачу. Еще труднее ум измерить. Ученые, говоря об уме, пользуются понятием интеллект.

Английский философ XIX в. Герберт Спенсер считал, что интеллект является врожденным и наследственным свойством и представляет собой способность животных и человека приспосабливаться к сложным и постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Интеллект характеризуется тремя основными чертами:

  1. способностью познавать, исследовать окружающий мир;
  2. всеобщностью, присутствием во всех видах умственной деятельности;
  3. наследуемостью (преимущественно). Интеллект достается (или не достается) нам от предков; окружающая среда и личный опыт влияют на степень интеллекта в меньшей степени.

Э. Торндайк предложил разделить интеллект на три категории:

  1. технические способности - умение использовать орудия труда, приспособления и т. п.;
  2. общественные способности - умение контактировать с людьми;
  3. умение пользоваться символами - цифрами, буквами, обозначениями, а также научными понятиями.

Некоторые психологи выделяют также, как отдельную категорию интеллекта, творческие способности. Конечно, можно предположить, что интеллект человека зависит от размера мозга: чем больше мозг, тем выше интеллект. Однако это совсем не так. Например, у эскимосов Гренландии средний объем мозга - 1560 см 3 , у швейцарцев - 1770 см 3 , у голландцев - 1380 см 3 , а у индейцев Америки - 1280 см 3 , а никаких принципиальных различий в интеллекте, умственных способностях между представителями этих народов нет. Мало того, у одного совершенно нормального в отношении интеллекта англичанина объем мозга составлял всего 1096 см 3 .

Сейчас разработано огромное количество тестов для количественной оценки интеллекта. Чаще всего пользуются тестами, позволяющими определить так называемый IQ (англ. intelligence quotient). У среднего человека IQ приблизительно равен 100. У четверти населения Земли этот коэффициент ниже 90, у другой четверти - выше 110. Людей, имеющих IQ ниже 70, причисляют к слабоумным. Их в обществе около 15%. т. е. немало. А вот 2% людей имеют IQ 130-140, и их способности признаются блестящими.

Естественно, что оценивать интеллект следует у человека в тот момент, когда он хорошо отдохнул и не испытывает каких-то отрицательных эмоций. Ведь повышенные умственные нагрузки и даже небольшие, но длительные напряжения мозга приводят к развитию утомления, т. е. к временному снижению трудоспособности. При решении каких-то умственных задач, даже если это всего-навсего выполнение школьных уроков, человеку надо удобно сидеть, рабочее место должно быть хорошо освещено. При работе, требующей большой точности, яркость освещения должна быть большой, но свет не должен слепить глаза. Повышенный шум заставляет напрягать внимание и приводит к быстрому утомлению. Даже не очень значительный шум величиной 40 дБ может действовать раздражающе, а шум свыше 90 дБ приводит к быстрому утомлению нервной системы, а ведь это всего-навсего шум дорожного движения на городской магистрали.

Часто люди пытаются повысить свою умственную работоспособность, употребляя алкоголь, никотин, кофе, крепкий чай. Эти вещества действительно способны оказывать кратковременный тонизирующий эффект, особенно чай и кофе. Однако за усиленную работу мозга приходится платить бессонницей, ощущением разбитости, головной болью. Что же касается алкоголя и никотина, то они приводят к появлению быстрой зависимости. Нет смысла становиться алкоголиком ради нескольких минут якобы повышенной работоспособности, тем более что на фоне действия алкоголя мозг не может работать без многочисленных ошибок.

Проверьте свои знания

  1. Какие психические процессы относят к познавательным?
  2. С чего начинается познавательная деятельность?
  3. Что такое ощущение?
  4. Что такое восприятие?
  5. Чем наблюдение отличается от простого восприятия?
  6. Что является объектом восприятия, а что - фоном?
  7. Какие черты характеризуют интеллект?
  8. Существует ли зависимость интеллектуальных способностей от размера мозга?

Подумайте

Любая познавательная деятельность начинается с ощущения и восприятия, они фиксируются памятью в виде представлений. Представления того, чего никогда не было, называют представлениями воображения.

Интеллект характеризуют тремя основными чертами: способностью познавать окружающий мир, всеобщностью и наследуемостью (преимущественно).

Способности и наследственность.

Тот факт, что природные предпосылки способностей – задатки заключены в особенностях строения и функционирования нервной системы,делает достоверным предположение, что они, как и все другие морфологические и физиологические качества, подчинены общим генетическим законам.Вместе с тем гипотеза возможной наследуемости задатков не должна быть отождествлена с идеей наследственности способностей.

Указанная проблема имеет большую историю. Еще в 1875 г. была опубликована книга английского антрополога и психолога Ф. Гальтона “Наследственность таланта. Ее законы и последствия”, где автор, изучивший родственные связи многих сотен выдающихся людей,сделал вывод, что таланты передаются по наследству либо по отцовской,либо по материнской линии. Однако выводы Гальтона не имели научной достоверности. Никаких убедительных доказательств наследуемости талантов судей, политических деятелей, полководцев он не мог привести. Единственный вывод, который можно сделать по материалам Гальтона, заключался в том, что семьи состоятельных,знатных и образованных людей составляют благоприятную среду, где могут развиться качества, необходимые для занятий интеллектуальным трудом. Никаких выводов о наследственной предрасположенности к тем или иным профессиям на основании данных Гальтона ни один добросовестный исследователь не решится сделать.

Обсуждая материалы Гальтона, надо сделать одну оговорку. Рядом с сомнительными доказательствами талантливости семейств судей,писателей, полководцев и т.п. он приводит сведения, которые не могут не производить впечатления определенной убедительности. В семействе Бахов, например, музыкальный талант впервые обнаружился в 1550 г. и с особенной силой проявился через пять поколений у великого композитора И.С. Баха и иссяк после некой Регины Сусанны, жившей еще в 1800 г. В семье Бахов было около шестидесяти музыкантов, из них двадцать выдающихся. Гальтон приводит и другие факты: в семье скрипачей Бенда насчитывалось девять видных музыкантов, в семье Моцарта – пять, в семье Гайдна – два.

Все это позволяет сделать некоторые общие выводы. В подавляющем большинстве случаев изучение родословных выдающихся людей (если речь идет о действительно выдающихся людях) свидетельствует не о биологической наследственности,а о наследственности условий жизни, т.е. тех социальных условий, которые благоприятствуют развитию способностей. Очевидно, если все в семье живут музыкой, если весь строй жизни наталкивает ребенка на необходимость ею заниматься, если высшим достоинством каждого признается музыкальность, то не приходится удивляться, что в этом семействе возникают музыкальные дарования. Впрочем, пример Бахов дает некоторые основания предполагать, что здесь имеет место и определенная наследственность музыкальных задатков. Возможно, какие-то особенности строения и функционирования слухового анализатора (парциальные типологические особенности) переда вались по наследству у членов этого семейства из рода в род. Гальтон указывал, что музыкальные задатки передавались у Бахов исключительно по мужской линии.

Можно говорить о потомственных профессиях, занятиях, которые помогают выявлению соответствующих способностей. Известны династии театральные (Садовские), цирковые (Дуровы), ученых (Якушкины,Фортунатовы) и т.д. Известны династии моряков, сталеваров, резчиков по дереву и многих других замечательных умельцев. Естественно, что сын выбирает профессию отца и деда и преуспевает на этом поприще. Но вместе с тем можно назвать бесчисленное множество выдающихся людей, чьи дети и внуки не перенимают специальных способностей своих родителей и не избирают их жизненный путь.

Серьезная статистика не дает никаких доказательств наследственности способностей и талантов. Идея наследственности способностей противоречит и научной теории. Можно признать научно установленным,что с момента появления человека современного типа, т.е. кроманьонца,жившего около ста тысяч лет назад, развитие человека происходит не путем отбора и наследственной передачи изменений его природной организации – развитие человека и его способностей управляется общественно-историческими законами.

Рассмотренное соотношение задатков и способностей показывает,что, хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок,которые далеко не одинаковы у разных людей, однако способности не столько дар природы, сколько продукт человеческой истории. Если у животных передача достижений предшествующих поколений последующим осуществляется главным образом путем наследственных морфологических изменений организма, то у человека это происходит общественно-историческим путем, т.е. с помощью орудий труда, языка, произведений искусства и т.п. Каждому человеку предстоит принять эстафету: он должен применять орудия, пользоваться языком, наслаждаться произведениями художественного творчества и т.п. Овладевая миром исторических достижений, люди формируют свои способности. Проявление способностей находится в прямой зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих знаний и умений, которые исторически вырабатываются людьми в ходе удовлетворения потребностей общества.

Если рассматривать этот вопрос с точки зрения истории человеческого общества, то легко убедиться в правильности приведенного выше положения. В настоящее время, например, ни у кого не вызывает сомнения утверждение, что каждого семилетнего нормального ребенка можно научить читать и писать.

Однако двести лет назад существовало довольно распространенное мнение, что грамоте может обучиться далеко не всякий, а лишь тот, кого “умудрил господь”, то есть человек, наделенный особыми способностями. А остальные (примерно две трети от общего числа детей) заранее признавались неспособными проникнуть в тайны письма и чтения. Этот взгляд на какие-то особые врожденные способности был обусловлен реальными трудностями обучения.

Весьма несовершенный метод, связанный с необходимостью заучивать все буквы с их славянскими названиями (“аз”, “буки”, “веди”, “глаголь”, “добро”), необычайно затруднял переход к слоговому чтению. В первой половинеXIX века был осуществлен переход к более совершенном методам преподавания, появились и новые учебные пособия, построенные по слоговому методу, где был использован упрощенный гражданский шрифт вместо церковно-славянского, а названия букв славянского алфавита были заменены сокращенными названиями (“а”, “бэ”, “вэ”). Так была решена проблема “врожденных грамматических способностей”. Практика показала, что научиться читать и писать могут решительно все дети.

Ознакомившись с данной работой и открыв для себя что-то новое,каждый преподаватель сможет решить для себя, есть ли в ней что-то, что можно использовать практически, или же данная работа несет в себе лишь информативное начало. Результат в каждом случае очень субъективен и полностью зависит от личности читателя.Прочитав, например, главу, где рассматривается понятие о способностях, можно по-новому составить картину способностей учеников в классе, правильнее подобрать и использовать методику преподавания именно с учетом этой новой картины, что обязательно отразится на успеваемости класса в целом и каждого ученика в отдельности. Какие еще можно сделать выводы в связи со сказанным? Есть основания считать, что едва ли не решающим фактором, от которого зависит, обнаружит ли человек способности к данной деятельности или нет, является методика обучения. Как правило,о врожденности способностей речь заходит всякий раз тогда,когда методика обучения обнаруживает свою несостоятельность и беспомощность. Разумеется, методика будет совершенствоваться, и потому круг “врожденных способностей” неизбежно будет все больше и больше сужаться. И можно предположить, что, в конце концов, такие особые “высшие” способности,как поэтические, музыкальные, артистические, конструкторские, педагогические, организаторские и прочие, ожидает судьба “грамматических” и “арифметических” способностей. В этом направлении ведутся эксперименты многих психологов. Так, экспериментально удалось выработать музыкальный слух у якобы абсолютно немузыкальных детей, то есть учащихся по поводу которых было сделано заключение,что у них отсутствуют задатки к музыкальным способностям. Применяя систему индивидуальных тренировок (прослушивание музыки и одновременное сравнивание и воспроизведение звуков – подпевание), исследователь научился формировать музыкальный слух – способность, считавшуюся классическим примером врожденных задатков.

В России, несмотря на тяжелое экономическое положение и внутреннюю нестабильность, проблема формирования способностей и талантов являлась и является большой социальной и государственной проблемой. При этом задача всестороннего развития способностей у всех детей не противопоставляется задаче развития специальной одаренности у отдельных особо талантливых детей.

Проверочная работа по теме: «ВНД»

Примеры заданий для осуществления контроля знаний учащихся

(дифференцированные задания)

1. Установите соответствие:

1 сигнальная система речь

2 сигнальная система восприятие звуков, запахов, изображения, впечатления

О совершенных действиях

2. Выберите правильный ответ: Высшая нервная деятельность – это:

А) Возникновение нервных импульсов,

Б) способность проводить нервные импульсы,

В) деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление организма к среде обитания

3. Впишите ответ:

А) Какие процессы относятся к ВНД?

Б) В чем особенности ВНД человека?

В)Что такое рефлекс?

4. Установите соответствие:

Рефлексы: Особенности:

А) Безусловные 1) непостоянны, затухают в течении жизни, индивидуальны, Б) Условные для выработки необходимо условие

2)являются врожденными, передаются из поколения в в поколение, постоянны, не затухают

В течении жизни, видоспецефичны

5. Выберите правильный ответ: Учение о рефлекторном принципе деятельности организма разработал:

А) И.П.Павлов,

Б) П.К.Анохин,

В)И.М.Сеченов,

Г)А.А.Ухтомский

6. Экспериментально доказал рефлекторный принцип работы организма, ввел термин «высшая нервная деятельность», считал, что он равнозначен понятию «психическая деятельность»:

А) И.П.Павлов,

Б) П.К.Анохин,

В)И.М.Сеченов,

Г)А.А.Ухтомский

7. Создал учение о доминанте:

А) И.П.Павлов,

Б) П.К.Анохин,

В)И.М.Сеченов,

Г)А.А.Ухтомский

8. Разработал учение о функциональных системах:

А) И.П.Павлов,

Б) П.К.Анохин,

В)И.М.Сеченов,

Г)А.А.Ухтомский

9. Впишите термин. Специфическое состояние мозга и всего организма, характеризующееся расслаблением мышц, слабой реакцией на внешние раздражители и рядом других признаков – это…

10. Взрослому человеку в среднем необходимо спать: А)5 часов, Б)8 часов, В)12 часов11. Для отдыха органов и систем подросткам достаточно спать 8 часов, а для полноценного восстановления работоспособности головного мозга: А)4 ч., Б)8ч., В)10-12ч

11. Впишите термин. Английский философ Г.Спенсер описывал это так: «Врожденное наследственное свойство, представляющее собой способность животных и человека приспосабливаться к сложным условиям среды, характеризующееся следующими чертами: способностью познавать, всеобщностью, наследуемостью…». О какой особенности ВНД идет речь?

12. Объясните факт: « Маленькому ребенку впервые показали лимон, он проявил к нему интерес как к новому предмету. Взрослому человеку подали лимон, у него началось слюноотделение.»

13. Что является материальной основой ВНД?

Примечания: 1- 6, 9, 12-13 задания базового уровня

7-11 – повышенного



Признание отечественными психологами важной роли среды в формировании личности не означает отрицания значения наследственности в этом процессе.
Отечественный зоопсихолог Н. Н. Ладыгина-Котс воспитывала маленького шимпанзе Иони с 1,5 до 4 лет в своей семье. Детеныш пользовался полной свободой. В его распоряжении были самые различные вещи, игрушки. Приемная «мама» всячески пыталась научить его человеческим действиям и особенно речи. Все нюансы поведения детеныша фиксировались в дневнике. Через 10 лет исследовательница провела точно такие же наблюдения за своим сыном. Так возникла книга «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях» (Ладыгина-Котс Н. Н., 1935). В развитии обоих малышей обнаружилось много общего, прежде всего в играх и эмоциональных проявлениях. Но несравненно больше оказалось различий: Иони так и не овладел вертикальной походкой, не смог научиться членораздельной речи и трудовым действиям. Дитя человека сформировалось в человеческую личность, дитя шимпанзе так и осталось человекообразной обезьяной. Такие же результаты получили и другие исследователи (в США: супруги Келлог, супруги Хейс и др.).
Человеком можно стать, только имея природные человеческие предпосылки, определенную человеческую наследственность. Наследственность ученые рассматривают как своего рода биологический, молекулярный шифр, в котором закодирована программа обмена веществ между клеткой и внешней средой.

По наследству передаются как видовые, так и некоторые более частные признаки. Б числе полученных по наследству задатков есть такие, которые влияют на развитие психики человека. В. А. Крутецкий, активно исследующий способности человека, к задаткам относит уровень развития и соотношение первой и второй сигнальных систем, природные свойства анализаторов, индивидуальные вариации строения и степень функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозга.
Особо важное значение в психическом развитии играет полученная в наследство от предков высокоразвитая нервная система, человеческий мозг - материальная основа психической деятельности. От наследственных предпосылок следует отличать врожденные особенности человека. Они обычно формируются в процессе внутриутробного развития. Независимо от нашей воли определенный процент детей появляется на свет, например, с врожденными телесными пороками; !иногда дефекты человеческого тела возникают после рождения из-за травм и заболеваний (например, искривление позвоночника, укорочение ноги и др.). Эти особенности, на первый взгляд не связанные с психическим развитием, могут оказать отрицательное влияние на формирование личности особым, косвенным путем, через отношение к этим дефектам окружающих. Такой человек изначально психически здоров, но, по мере взросления, печать «неполноценности» накладывается на его психологический облик. Такие дети требуют особого внимания, [теплоты. Необходима и педагогическая работа с окружающими.
Именно как предпосылки психического развития рассматривают отечественные психологи природные особенности человеческого организма, предпосылки, а не готовые психические свойства и качества. Сами по себе наследственные задатки не предопределяют становление личности, конкретные достижения ее развития, всего своеобразия каждого человека. Так, например, на основе природных задатков могут сформироваться способности, талант. Однако наличие задатков еще не гарантирует их развития. Нет ни одного психического качества, которое зависело бы только от одного из факторов, более того, они не просто дополняют "друг друга, а выступают в органическом единстве.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ