Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Чтобы ответить на поставленный вопрос. Как задавать открытые вопросы

Деловая информация далеко не всегда поступает к нам в том объеме, как нам хотелось бы. Во время делового общения часто приходится добывать необходимые сведения у своих партнеров, расспрашивая их обо всех существенных сторонах дела. Спрашивать - значит приобретать сведения и выражать оценку полученной информации.

Спрашивать - значит проявлять интерес к партнеру и готовность уделить ему время. Однако своими неумелыми, назойливыми, неуместными вопросами можно добиться обратного эффекта: вместо информации партнер «закроется», насторожится, а то и вовсе откажется от сотрудничества. Вот почему так важно уметь правильно задавать (ставить, формулировать) вопросы.

Однажды вечером, за ужином, одна из моих дочерей задала этот конкретный вопрос, и это вызвало большую дискуссию. И мы пришли к такому: ценность души - это то, что кто-то готов заплатить за нее, и что наш Отец заплатил за нашу душу? Он заплатил кровью своего совершенного Сына.

Это дает неописуемую ценность каждой душе. Мы бы не пришли к такому выводу, если бы не спросили себя о самом тексте. Пример нашей беседы в таблице можно легко воспроизвести в других настройках обучения. Если вы хотите задавать лучшие вопросы людям, которых вы преподаете, задавайте реальные вопросы о Священных Писаниях, когда вы читаете, учитесь и готовитесь. Имейте большое любопытство и не бойтесь исследовать вещи. Священные Писания остаются верными, даже когда мы внимательно их изучаем. Чем лучше вы будете задавать вопросы о Священных Писаниях по мере учебы, тем лучше вы будете задавать эти самые прекрасные вопросы тем людям, которых вы преподаете.

Немецкий философ Иммануил Кант писал:

«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето».

Продолжайте развивать свою способность преподавать

Мы склонны смотреть на великих учителей и думать, что они просто так рождаются. Кажется, у них есть подарок, который у кого-то обыкновенного возникнет проблема с приобретением. Конечно, способность учить - это один из даров Духа, поэтому некоторые из талантов, которые вы видите, могут быть подарком с небес, но это подарок, доступный каждому, кто его ищет. Многие навыки хороших инструкторов также доступны вам через обучение и практику. Одной из них является научиться задавать эффективные вопросы. По мере того как вы стремитесь приобрести это умение, помогая себе в молитве, вы обнаружите, что очень полезно знать, как развивать мыслительные вопросы для ваших учеников и ваши способности делать это.

Хорошо поставленный вопрос - тот, на который участник деловой беседы захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать, и он будет заинтересован в сотрудничестве.

Той или иной постановкой вопроса (его формулировкой) можно достичь самых различных целей:

  • заинтересовать собеседника и дать ему возможность высказаться, чтобы он сам предоставил нужную вам информацию;
  • активизировать партнера и от собственного монолога перейти к диалогу с ним, что более результативно при деловом общении;
  • направить процесс передачи информации в русло, соответствующее вашим планам и интересам;
  • перехватить и удержать инициативу в общении.

Чтобы спрашивать, необходима смелость. Ведь задавать вопросы другому - значит обнаруживать собственную позицию, делать свою систему ценностей прозрачной для другого.

Есть много вещей, которые приходят в игру при подготовке отличного урока или замечательного семейного разговора. Деятельность, индивидуальная учеба и групповая работа являются одними из инструментов, которые преподаватели евангелия - могут ли учителя, получившие официальный призыв, волонтерские преподаватели из семинарии или института или родители, использовать их для улучшения своего обучения.

Между двумя или тремя фундаментальными компетенциями, которыми должны обладать все учителя, есть способность знать, как хорошо справляться с вопросами: формулировать их, задавать им и высказывать обоснованные ответы. Президент, первый советник в Первом Президентстве, сказал: «Вопросы и ответы на них являются основой для любого обучения и обучения». Чтобы быть хорошим учителем, важно приобрести эту способность. Вот пять предложений для его разработки.

Замечено, что деловую беседу лучше начинать с серии заранее подготовленных вопросов. Уже самим фактом вопроса вы показываете, что хотите участвовать в общении, обеспечиваете его дальнейшее течение и углубление. Это убеждает собеседника в том, что вы проявляете к нему интерес и стремление установить позитивные отношения. Для поддержания беседы также лучше задавать вопросы, чем произносить монологи. Искусство убеждения состоит в том, чтобы подвести собеседника к нужному выводу, а не навязывать этот вывод силой логики, голоса или авторитета.

Ищите наиболее эффективные ответы

Поскольку ученики, сидящие в классе и слышащие хороший вопрос, напоминают нам о силе превосходного обучения. Но формулирование и задание эффективных вопросов непросто и может быть удручающим для многих учителей. К счастью, это умение, которое может приобрести каждый учитель.

Когда вы формулируете вопросы, постарайтесь определить, какой ответ поднимет этот вопрос. Некоторые вопросы стимулируют определенный тип ответа, который точно соответствует заданному вопросу. Эти вопросы хорошо работают на уроках математики или науки, потому что есть только один идентифицируемый и проверяемый ответ. Они также полезны при изучении Евангелия, чтобы объяснить факты до начала обсуждения, но они не очень хорошо работают, чтобы накормить дискуссию. В общем, однако, этот тип вопроса является тем, который используется чаще всего, потому что его легко подготовить.

Постановка вопросов требует не только их тщательной подготовки, но и разработки их системы, обдумывания формулировок. Это - ключевое звено для получения информации. Именно здесь закладывается фундамент активизации делового общения, его творческая направленность. При этом следует помнить, что большинство людей по разным причинам неохотно отвечают на прямые вопросы (боязнь передачи неправильных сведений, недостаточное знание предмета, деловые ограничения, сдержанность, трудности в изложении и т. п.) Поэтому сначала нужно заинтересовать собеседника, объяснить ему, что отвечать на ваши вопросы - в его интересах.

Учитель часто интерпретирует это молчание как знак того, что вопрос был слишком сложным, когда на самом деле было слишком просто вывести что-то более значимое, чем быстрый ответ со стороны учеников. Чтобы стимулировать обсуждение в классе, вопрос, который приглашает вас дать несколько аргументированных ответов, гораздо полезнее. Когда вы задаете такие вопросы, вы можете узнать во время обсуждения, что получатели вопроса думают о предмете или что его недоумение. Например, глава 1 Морония содержит четыре стиха, каждый из которых наполнен глубокими чувствами.

Как правило, цель диалога, который всегда строится по схеме «вопрос - ответ», сводится к анализу какой-либо проблемы. Для всестороннего, системного охвата ситуации требуется соответствующий набор вопросов.

Различают несколько типов вопросов, которые обычно используются в деловом общении: на переговорах, совещаниях, на деловых встречах.

Что произойдет, если вы прочтете все четыре стиха вместе со своими учениками, а затем спросите: «Какие из этих стихов твои самые глубокие чувства вдохновляют тебя?» Оставьте им минуту, чтобы начать говорить. Поскольку вы не ожидаете конкретного ответа, почти все, что они говорят, будет полезно.

Это тот вопрос, который побуждает вас думать и чувствовать, в отличие от вопросов, требующих знания или просто утверждения факта. Вопрос, который обычно используют госпел-педагоги, звучит примерно так: «Итак, насколько важна вера в вашу жизнь?» На первый взгляд это может показаться важным вопросом, но если вы подумаете об этом, есть только один ответ: «Очень важно». Конечно, вера очень важна, но такой вопрос вообще не ведет нигде сам по себе, потому что вы все еще должны задать следующий вопрос: «Почему это так важно?» Или «Вы можете привести нам пример того, когда это было важно в вашем жизнь?».

Закрытый вопрос - это вопрос, на который можно дать однозначный ответ («да», «нет», назвать точную дату, имя или число и т. п.) Например: «Вы живете в Москве?» - «Нет». «Вы водите машину?» - «Да». «Какой вуз окончили и когда?» - «МГУ, в 2002 году».

Закрытые вопросы должны быть точно сформулированы, предполагать краткие ответы. Обычно они либо начинаются с местоимения «Вы», либо содержат его в вопросительной конструкции. Например, «Вы утверждаете, что…», «Не будете ли Вы возражать, если…», «Вы не будете отрицать, что…»

Запишите вопросы заранее

Эти вопросы могут оживить урок, поэтому спросите их напрямую и не оставляйте первый вопрос. Сначала поставив второй вопрос, вы сэкономите время и улучшите ход обсуждения. Прежде всего, напишите вопрос. Не думай об этом просто, напиши это. Выбирайте слова внимательно и перечитывайте их несколько раз, чтобы убедиться, что вопрос четко задает то, что вы хотите знать. Этот метод также работает дома. В моей семье мы говорим много и спонтанно о Евангелии, когда вопросы и ответы возникают сами по себе, но были времена, когда необходимо было сказать что-то более серьезное и направлено на конкретного ребенка.

В любой деловой беседе они неизбежны, однако их преобладание приводит к созданию напряженной атмосферы, поскольку резко сужает «пространство для маневра» для партнера, у которого может сложиться впечатление, что его допрашивают.

Обычно они задаются с целью не столько получить информацию, сколько получить от партнера согласие или подтверждение ранее достигнутой договоренности: «Мы не могли бы встретиться завтра?» - «Конечно»; «Груз прибудет в четверг?» - «Нет, в субботу».




Если вы сформулировали очень эффективный вопрос, который заставляет вас думать и оставлять определенную автономию в своем ответе, не удивляйтесь, если люди за несколько секунд до ответа ответят. Они могли молчать, но не пугайтесь. Поверхностные вопросы, которые требуют только определенных ответов, получают быстрые ответы. Углубленные вопросы, те, которые требуют ответов, часто нуждаются во времени, чтобы дразнить ум учеников. Пусть это будет так, и когда ваши ученики начнут отвечать, вы будете приятно удивлены тому, что выйдет.

Открытый вопрос - это вопрос, на который трудно ответить кратко, он требует какого-то объяснения, мыслительной работы. Такие вопросы начинаются со слов «почему», «зачем», «каким образом», «каковы ваши предложения», «каким будет ваше решение по поводу» и т. п., а это предполагает развернутый ответ в свободной форме. Открытые вопросы задаются с целью получить дополнительные сведения или выяснить реальные мотивы и позицию собеседника, они дают ему возможность маневрирования и более обширного высказывания.

Если вы действительно хотите улучшить свою способность формулировать и задавать эффективные вопросы, вы должны научиться задавать хорошие вопросы о Священных Писаниях во время учебы и время, затрачиваемое на подготовку. Один из способов сосредоточиться на чтении Священных Писаний - это сделать это для личного вдохновения. Мы читаем главы и стихи, чтобы наслаждаться красотой, которая в них, и обогащаться учениями и истиной. Другой подход, который лучше всего подходит для родителей или учителей, которые готовят уроки, состоит вместо того, чтобы читать Писания и тщательно изучать их, задавая вопросы.

Основные характеристики этой группы вопросов таковы:

  • партнер находится в активном состоянии, так как должен обдумывать свои ответы и высказывания;
  • партнер имеет возможность по своему усмотрению выбирать, какие данные, информацию и аргументы нам представить;
  • обращение к собеседнику с открытым вопросом способствует устранению барьеров, выводит его из состояния замкнутости и сдержанности;
  • партнер (и это самое главное) становится действительным источником информации, идей и предложений по дальнейшему развитию сотрудничества.

Однако открытые вопросы дают возможность собеседнику уйти от конкретного ответа, предоставить только выгодную для него информацию и даже увести разговор в сторону. Поэтому в процессе деловой беседы рекомендуется задавать наводящие, основные, второстепенные и вопросы других разновидностей.

Например, в нем содержится фраза, которая хорошо известна и которая разжигает наш дух: «Помните, что ценность душ велика в глазах Бога». Мне нравится этот принцип, но если он остается для меня только назидательным стихом, это не поможет мне на уроке. Это делает каждую драгоценную душу больше, чем можно объяснить словами. Мы бы не пришли к такому выводу без прямого вопроса к самому тексту. Этот разговор за столом во время ужина можно было легко воспроизвести в других учебных контекстах. Если вы хотите задать своим ученикам лучшие вопросы, задайте реальные вопросы о Священных Писаниях, прочитайте, изучите и подготовьте.

Наводящие вопросы - вопросы, сформулированные так, чтобы подсказать собеседнику ожидаемый от него ответ.

Основные вопросы - открытые или закрытые вопросы, которые планируются заранее.

Второстепенные, или последующие, вопросы - запланированные или спонтанные, которые задаются для уточнения ответов на основные вопросы.

Будьте полны чуда и не бойтесь добираться до дна. Писание всегда способно провести тщательный анализ. Чем больше вы становитесь хорошо задавать вопросы о Священных Писаниях по мере учебы, тем лучше вы будете задавать одинаковые хорошие вопросы своим ученикам.

Мы склонны смотреть на хороших учителей и думать, что они просто так рождаются. Кажется, у них есть трудный подарок для любого человека. Способность учить - это, конечно, один из даров Духа, поэтому некоторые из навыков, которые вы видите, могут быть подарком с небес, но это подарок, доступный всем тем, кто его ищет. Изучая и практикуя, большинство из того, что делают хорошие учителя, будут в пределах вашей досягаемости. Одним из таких навыков является научиться задавать эффективные вопросы. По мере того как вы стремитесь обрести эту способность, вы обнаружите, что формулирование вопросов, которые стимулируют отражение тех, кого вы преподаете, является чем-то чрезвычайно заслуживающим и что ваша способность делать это будет возрастать.

Альтернативный вопрос представляет собой нечто среднее: задается он в форме открытого вопроса, но при этом предлагается несколько заранее заготовленных вариантов ответа. Например: «Каким образом вы решили стать юристом: сознательно выбрали эту специальность, пошли по стопам родителей, решили поступать вместе с другом или сами не знаете почему?»; «Как вы считаете, когда нам лучше провести следующее заседание: уже на этой неделе или перенесем его на следующую?»

Хотели бы вы задавать вопросы, но вы беспокоитесь о том, чтобы лучше понять ответ или боитесь, что они будут думать, если вы спросите? Вот несколько советов, чтобы задать более разнообразные и актуальные вопросы, которые помогут не только вам, но и другим, понять и углубить только что объясненную информацию.

  • Объясните свое недоразумение.
  • Скажите предлог, чтобы объяснить, почему вы «запутались».
Он хорошо говорит, что вы знаете. Вы должны указать что-то, что вы знаете о предмете. Это покажет, что вы понимаете и заставляете вас выглядеть умнее. Теперь он утверждает, что вы не знаете.

Для того чтобы разговорить собеседника, можно попробовать использовать альтернативные вопросы, но при этом важно, чтобы ни одна из альтернатив его не задевала. Для того чтобы как-то организовать беседу со слишком разговорчивым собеседником, лучше применять закрытые вопросы.

Рекомендуется смягчать вопросы, которые могут задеть собеседника, и формулировать их в форме предположения. Например, вместо вопроса «Вы что, боитесь не справиться?» рекомендуется формулировка: «А может быть так, что какие-то обстоятельства помешают вам вовремя выполнить эту работу?»

Вы должны дать представление о том, чтобы быть уверенным в себе. Похоже, вы совершенно бодрствовали и полностью насторожились: это была просто проблема общения. Попробуйте подготовить ответ. Если они ответят вам и скажут вам, что информация была предоставлена ​​четко, у вас должен быть готовый ответ, который заставит вас выглядеть умнее.

Когда вы говорите, используйте правильный итальянский язык с достойной грамматикой и аргументированным лексиконом. Это позволит вам и вашему вопросу казаться более умным в долгосрочной перспективе. Задавайте вопросы во время собеседования. . Задайте вопросы кандидату. Когда вы задаете вопросы кандидату, вы должны искать признаки, чтобы показать вам, какой тип сотрудника вы будете. Избегайте стандартных вопросов, потому что вы получите готовый ответ, а не чистую правду, что вместо этого возникает более вероятно, когда вы зададите конкретные вопросы.

Не следует задавать вопрос, если вы заранее знаете ответ на него. Не рекомендуется начинать вопрос со слов: «Почему вы не…?» или «Как вы могли…?» По-настоящему грамотный вопрос - это запрос об информации, а не скрытое обвинение. Если вы недовольны решением партнера или его действиями, постарайтесь тактично, но твердо сказать ему об этом в форме утверждения, но не в форме вопроса.

Риторические вопросы не требуют прямого ответа и задаются с целью вызвать у партнеров ту или иную реакцию: акцентировать их внимание, заручиться поддержкой со стороны участников деловой встречи, указать на нерешенные проблемы. Например: «Можем ли мы считать произошедшее нормальным явлением?»; «Мы ведь придерживаемся единого мнения по данному вопросу?»; «Когда наконец люди научатся понимать друг друга?»

Риторические вопросы важно формулировать так, чтобы они звучали кратко, были уместны и понятны каждому из присутствующих. Полученное в ответ на них молчание и будет означать одобрение нашей точки зрения. Но при этом следует быть очень осторожным, чтобы не скатиться до обычной демагогии и не попасть в неудобное или даже смешное положение.

Переломные вопросы удерживают беседу в строго установленных рамках или же поднимают целый комплекс новых проблем. К тому же они обычно позволяют выявить уязвимые места в позиции партнера. Приведем примеры: «Как вы представляете себе перспективы развития вашего отдела?»; «Как вы считаете: нужно ли радикально изменять систему управления в крупных организациях?».

Подобные вопросы задаются в тех случаях, когда вы хотите переключиться на другую проблему или же когда вы почувствовали сопротивление партнера. Такие вопросы таят в себе опасность, так как могут нарушить равновесие между сторонами. Собеседник может не справиться с ответом либо, наоборот, его ответ будет настолько неожиданным и сильным, что ослабит позиции и сломает планы спросившего.

Вопросы для обдумывания вынуждают собеседника тщательно анализировать и комментировать то, что было сказано. Например: «Сумел ли я убедить вас в необходимости пересмотреть условия договора или вы считаете, что мы справимся с создавшейся ситуацией?»; «Какие меры вы можете принять?»; «Правильно ли я понял ваше предложение о том, что…?»; «Считаете ли вы, что…?»

Цель этих вопросов - создать атмосферу взаимопонимания, подвести промежуточные и окончательные итоги деловой беседы.

В ходе ответа на вопрос такого типа:

  • собеседник должен обдумывать высказываемое мнение;
  • создается благоприятная атмосфера для аргументации на основе общего подхода к проблеме;
  • собеседнику предоставляется возможность внести поправки в изложенную позицию.

Зеркальный вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, произнесенного собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение с другой стороны. Это позволяет (не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений) оптимизировать разговор, привнести в него новые элементы, придающие диалогу подлинный смысл и открытость. Такой прием дает гораздо лучшие результаты, чем круговорот вопросов «почему?», которые обычно вызывают защитную реакцию, отговорки, поиски мнимых причин, унылое чередование обвинений и самооправданий и в результате приводят к конфликту.

Контрольные вопросы помогают управлять вниманием партнера, позволяют вернуться к предыдущим этапам работы, а также проверить достигнутое понимание.

Следует отметить, что контрольные вопросы типа «кто, что?» ориентированы на факты, а вопросы «как, зачем?» в большей мере направлены на человека, его поведение, внутренний мир.

К вышеописанным типам вопросов следует добавить так называемые вопросы-капканы , которые может задавать оппонент инициатору общения. Последний должен уметь не только правильно задавать вопросы, но и отвечать на них, при этом учитывая цели оппонента. В процессе общения следует быть готовым к следующим типам вопросов-капканов.

Вопросы, направленные на проверку компетентности . Цель таких вопросов - оценка знаний и опыта инициатора общения. Как правило, автор подобного вопроса уже знает ответ, но хочет проверить, как справится с ним ведущий. Если вы точно распознали данный тип вопроса, то можете вежливо спросить: «Зачем вы задаете вопрос, на который сами знаете ответ?»

Вопросы, направленные на демонстрацию своих знаний . Цель таких вопросов - блеснуть собственной компетентностью и эрудицией перед другими участником беседы. Это одна из форм самоутверждения, попытка «умным» вопросом заслужить уважение партнера. Если вопрос действительно относится к деловой встрече, то вы можете попросить его автора ответить на него самому. Задавая вопрос, ваш собеседник вряд ли ожидает такой просьбы. После того как он закончит свой ответ, вы можете его дополнить.

Сбивающие вопросы имеют цель перевести внимание инициатора общения в область интересов спрашивающего, лежащую в стороне от основного направления работы. Данные вопросы могут задаваться умышленно или непреднамеренно из-за желания решить некоторые из собственных проблем. Инициатору общения не следует поддаваться искушению и уходить в сторону от существа вопроса. Лучше предложить рассмотреть такой вопрос в другое время.

Провокационные вопросы чаще всего стараются поймать собеседника на противоречии между тем, что он говорит сейчас, и сказанным им ранее.

Если так случилось, что вы не можете оправдать такого противоречия, то лучше и не пытайтесь оправдываться. Защищаясь, вы убедите других участников деловой встречи в истинности провокационного замечания. Но даже если вы правы, и непоследовательность ваших слов имеет объективные причины (вы можете доказать это), то все равно не стоит использовать возможность разобраться с провокатором.

Ввязаться в «разборки» - не самый лучший способ завоевывать авторитет присутствующих. В лучшем случае после вашей победы оппонент выпадет из работы, в худшем - будет искать возможность отомстить позже. Продемонстрируйте, что вы выше, неуязвимы для подобных «уколов» - и заслужите уважение других участников деловой встречи.

Независимо от вида и характера вопросов следует строго придерживаться основного принципа - отвечать на вопрос лишь в том случае, если до конца ясна его суть.

Итак, задавая вопросы в процессе делового общения, можно получить от партнера профессиональную информацию, лучше узнать и понять его, сделать отношения с ним более искренними и доверительными, а также узнать его позицию, обнаружить слабые стороны, дать ему возможность разобраться в своих заблуждениях. Кроме того, с помощью вопросов мы максимально активизируем нашего собеседника и даем ему возможность самоутвердиться, чем облегчаем решение задачи своей деловой встречи.

Наши вопросы собеседнику - это не только способ узнать о нем побольше, но и возможность показать Отношение к нему. «Умение ставить разумные вопросы, - говорил Иммануил Кант, - есть важный и необходимый признак ума и проницательности».

По статистике, трехлетний ребенок за месяц задает около тысячи вопросов, большая часть которых начинается со слова «почему». Для сравнения: 60-летний человек ограничивается в среднем 500 вопросами в год. Однако не стоит спешить с выводами: мол, чем больше лет, тем меньше мы интересуемся окружающим миром. Главное ведь не количество, а качество.

Задумавшись, как сделать общение между двумя людьми полноценным, лингвисты выработали критерии «умного вопроса». Он должен быть:

♦Конкретным, а не абстрактным - в отличие, скажем от того, которым «убивала» не понравившегося ей собеседника поэтесса Зинаида Гиппиус. Она его спрашивала: «В чем ваша метафизика?» И человек, как правило, не находил ответа.

♦Ясным, а не двусмысленным, когда человек теряется, не зная как ответить.

♦По возможности лаконичным. На этот счет есть хороший пример из античных времен. Однажды к жителям Спарты обратились за помощью соседи. Но вместо того чтобы спросить, не поделятся ли спартанцы хлебом, они произнесли длинную речь. И получили ответ: «Выслушав вас до конца, мы забыли начало. А забыв начало, не поняли конца». На следующий день просители сказали спартанцам только четыре слова: «Помогите нам, пожалуйста, пшеницей!», после чего им оказали помощь.

♦Логичным, то есть вытекающим из анализа ранее сказанного.

♦Положительным, то есть созидательным и, по возможности, приятным для собеседника.

♦Интересным для обеих сторон.

Вопросы позволяют проникнуть в мысли и намерения другого человека, понять его истинные мотивы, систему ценностей, приоткрыть его внутренний мир. Избегание вопросов ведет к непрочным, поверхностным отношениям между людьми. Согласитесь, если человек ни о чем нас не спрашивает, значит, мы ему не интересны. А если так, то к чему нам самим проявлять интерес? Здесь кроется основная причина одной из самых распространенных проблем - одиночества. Вам кажется, что вы одиноки и вас никто не понимает? Интересуйтесь другими людьми!

Пренебрегать вопросами -значит также открывать путь догадкам и всевозможным предположениям, создавать представление о других на основе собственных домыслов, приписывая им те или иные достоинства или недостатки. Не выяснив настоящих намерений человека, мы строим для него схему действий, руководствуясь своим пониманием его мотивов, которое может быть очень далеким от действительности. Затем мы подгоняем свое поведение под эту схему, выдуманную с начала и до конца. И что в результате получается? Непонимание, ссоры, обиды...

Есть еще одна сторона проблемы. Нам необходим внутренний диалог с самим собой. Любое мышление начинается с вопроса. Задавая себе вопросы, человек может научиться контролю над своим поведением, понять свои истинные цели, замаскированные подсознанием чувства. И чем больше человек внутренне разговаривает с собой, тем увереннее и последовательнее становится его внешняя речь и поведение. Альберт Эйнштейн говорил своим ученикам: «Обращенные к себе вопросы -это движущая сила творчества!»

Да и большинство внутренних конфликтов, терзаний, сомнений, в основе которых лежит проблема выбора, решаются диалогом с самим собой при помощи искренних и честных вопросов.

Себе их можно задать, но вот другим... Мы часто боимся говорить с другими. Чтобы общение было взаимно интересным и продуктивным, необходимо знать еще несколько секретов.

Один из них - так называемые «открытые вопросы». Они построены так, чтобы отвечающий давал подробную информацию -высказывал свою мысль, излагал факты, свою позицию.

Если вопрос рассчитан только на ответы «да» и «нет», он называется «закрытым». Замечено, что полицейские, например, задают в основном «закрытые» вопросы, а следователи - «открытые».

В «закрытых» вопросах обычно присутствует некий элемент принуждения, в них не чувствуется интереса к собеседнику. Они не дают диалогу развития, вызывая в собеседнике скрытое раздражение и отказ от беседы.

Например, вот «закрытый» вопрос: «Ты уверен, что сделал все необходимое?» Открытый вопрос на эту тему: «Какие меры ты принял?» Или: «Что ты предпринял для этого?»

Еще пример. «Вам нравится ваша работа?» - «закрытый» вопрос. «Что вам больше всего нравится в вашей работе?» - «открытый» вопрос.

Задавая «открытые» вопросы, требующие развернутых ответов, мы строим доверительные отношения. Тем самым мы показываем людям, что готовы тратить свое время, чтобы разузнать о них больше, что они нам небезразличны, мы уважаем их и хотим знать их мнение.

Но прежде чем задать «открытый» вопрос вслух, задайте его про себя и подумайте: вам самим было бы интересно на него ответить? Вызывает ли он желание общаться? Если нет, попробуйте сформулировать его другими словами или подыщите другой, более интересный вопрос. Не бойтесь показаться тугодумом. «Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан», - говорят китайцы. Лучше сказать несколько слов, которые ваш собеседник оценит и запомнит, чем долго разглагольствовать без толку.

Однажды богатый и могущественный падишах увидел страшный сон и вызвал к себе двух мудрецов-предсказателей. Первый, выслушав рассказ падишаха, заявил: «Повелитель, я должен сообщить тебе неприятную новость: вскоре ты потеряешь всех своих соратников». Властелин разгневался и велел посадить толкователя в темницу. Второй мудрец сказал падишаху: «Я рад сообщить тебе хорошую весть: ты переживешь всех своих друзей и врагов». Обрадованный падишах щедро вознаградил мудреца за предсказание. Придворные были удивлены: «Ты сказал то же самое, что и твой предшественник. Почему он был наказан, а ты получил награду?» На что последовал ответ: «Мы одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать».

Блез Паскаль был совершенно прав, утверждая: «Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе высказанные мысли производят совершенно иное впечатление».

Есть несколько правил, которые следует учитывать, чтобы сделать вопрос максимально эффективным.

Прежде всего нужно спросить себя: «Чего я хочу добиться этим разговором?» Дипломаты говорят так: «Кто знает цель разговора, тот им и управляет». Когда люди не задумываются об этом, они слишком много говорят, уклоняются от темы, вступают в ненужные споры и обсуждения и теряют не только свое время, но и авторитет.

Опытные специалисты в области общения утверждают, что ответ собеседника на 60-80% зависит от вопроса. Таким образом, при должном внимании к постановке и содержанию наших вопросов мы практически можем влиять на собеседника, вызывая нужную нам реакцию.

С определенной долей уверенности можно сказать, что если вы получили ответ, который вас не устраивает, значит, скорее всего, вы задали не тот вопрос.

Очень важна даже очередность слов в предложении. Люди, как правило, больше внимания уделяют первым словам, и чем больше слов следует дальше, тем меньше к ним внимания - человек просто озабочен тем, чтобы понять общий смысл. Отсюда подсказка: в начале вопроса следует ставить слова, несущие основной смысл.

Старайтесь формулировать вопросы положительно. Возьмем простую житейскую ситуацию: юноша хочет понравиться девушке и решает угостить ее мороженым. Что он может сказать ей? Возможны варианты.

Первый вариант: «Не хочешь мороженого?» Скорее всего, его ожидает ответ: «Спасибо, не хочу». Потому что он начал вопрос с отрицательной частицы.

Другой вариант вопроса: «Мороженого не хочешь?» Ответ будет тот же. Потому что формулировка «не хочешь» отбивает всякое желание есть мороженое.

Еще один вариант: «Мороженого хочешь?» Здесь шансов на положительный ответ гораздо больше. Но если девушка стеснительна или парень ей еще мало знаком и не успел понравиться, то может последовать и отрицательный ответ.

Самый правильный вопрос прозвучал бы так: «Какое мороженое тебе больше нравится -пломбир или эскимо?» Юноша не спрашивает, хочет ли девушка мороженое вообще, а сразу предлагает приятный выбор. В выигрыше остаются все - и парень, получивший возможность произвести на избранницу благоприятное впечатление, и девушка, почувствовавшая, что ее мнением интересуются.

Вопрос с выбором будет полезен и в общении с детьми. «Ты сейчас пойдешь спать или когда уберешь игрушки?» - спрашивает мама у сына. «Когда уберу игрушки...» - вынужден ответить малыш.

Еще вариант подобного вопроса: «Где вы хотели бы обсудить эту проблему - на моей или на вашей территории?»

Очень действенен прием, который в свое время любил применять Сократ. Суть его заключалась в том, чтобы заставить человека на несколько вопросов подряд отвечать «да». Если во время общения ваш собеседник много раз говорит вам «да» и соглашается с вами, то по инерции он будет склонен в дальнейшем принять ваше мнение или утверждение, даже если изначально был вашим противником.

Швейцарский писатель Иоганн Лафатер, живший во второй половине XVIII века, писал: «Хочешь быть мудрым - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и умолкать тогда, когда нечего больше сказать».

Александр Казакевич. Журнал "Будь здоров!", 12 -2012

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ