Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Жизненная стратегия и смысл жизни. Типология жизненных стратегий Жизненная стратегия как способ достижения социального статуса

Экзистенциальная психология (от лат. existentia - существование) – одно из направлений «гуманистической психологии», которое изучает:

1) проблемы времени, жизни и смерти;

2) проблемы свободы, ответственности и выбора;

3) проблемы общения, любви и одиночества;

4) проблемы поиска смысла существования.

Экзистенциальная психология подчеркивает уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека. Одной из целей экзистенциальной психологии является решение проблемы восстановления аутентичности личности - соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. В практике современной экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа. Наиболее видные представители экзистенциальной психологии - Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь.

В отечественной психологии проблема бытия личности развивалась на основе субъекто-деятельностного подхода С.Л.Рубинштейна. К.А.Абульханова-Славская создала концепцию стратегии жизни, М.М.Бахтин разработал жизненную (нравственную) философию, В.А.Роменец свое творчество посвятил философско-психологической теории поступка.

Отечественный философ и психолог Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 - 1960) в своей последней работе «Человек и мир» воссоздает картину культурфилософской антропологии, в центре которой находится человек в единстве его существования, развития, деятельности, творчества и т.д. Самое важное у Рубинштейна - обращение к человеку как смысловому центру мира, как субъекту жизни, как субъекту межчеловеческих отношений.

Личность не растворяется в деятельности, а посредством нее решает сложные жизненные задачи и противоречия. Здесь деятельность выступает в качестве поведения и поступков. Это и есть качество личности как субъекта жизни, который определяет свои ценности и способы их реализации в жизни, строит свои отношения (и способы общения в них), находит адекватные своей личности способы самореализации в деятельности. Человек как субъект жизни рассматривается с точки зрения:

1) психического склада - индивидуальных особенностей психических процессов и состояний;

2) личностного склада - мотивации, характера и способностей, в которых обнаруживаются движущие силы личности, ее жизненный потенциал и ресурсы;

3) жизненного склада - способности использовать свой ум и нравственные качества для того, чтобы ставить и решать жизненные задачи, активности, мировоззрения и жизненного опыта.

С этой точки зрения Рубинштейн определяет основные жизненные образования личности – это активность, сознание и способность к организации времени жизни .

Рубинштейн говорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь для Рубинштейна - не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. «Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление; каждый человек имеет свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю!» Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью. Центральная проблема личной жизни - сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Личность как субъект жизни - это идея об индивидуально-активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. Субъектом своей жизни личность становится в силу способности решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений с другими людьми. Человек становится субъектом жизни в том смысле, как он вырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения.


Ксения Александровна Абульханова-Славская (1932 г.р.) , развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считает, что разрешение противоречий жизни способствует развитию личности. Разрешение противоречий жизни она видит в способах отношений людей друг с другом. Способ решения жизненных противоречий характеризует социально-психологическую и личностную зрелость человека.

«Личностная зрелость проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение мы определяем как жизненную стратегию».

Абульханова-Славская предлагает рассматривать жизненный путь личности в его целостности, а стратегия жизни должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен.

! Жизненная стратегия - это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия - это выбор, определение и реализация ценностей жизни.

& Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - С. 67.

Психология личности и образ жизни / Акад. наук СССР, Ин-т психологии; отв. ред. Е. В. Шорохова. - М.: Наука, 1987. - 219 с.

Согласно концепции поступка, которая разработана Владимиром Андреевичем Роменцом (1926 - 1998) , феномен смысла жизни следует отнести к последействию поступка. Поступок как объяснительный принцип психологии признается более удовлетворительным, чем рефлекс или действие именно потому, что его можно распространить на сложные феномены смысловой сферы личности без редукции особого содержания последних. В.А.Роменец, отстаивая достоинства поступкового механизма как логической и историко-психологической ячейки истории всемирной психологии, показал, что поступок является опосредующим звеном между психикой и ее объективным коррелятом (миром, другими людьми), между психикой и телом, а также между структурными компонентами психического. Поступок представляет собой способ самодетерминации человеческого поведения на основе самопознания и самотворчества и связан с формированием смысла жизни. Человек познает себя, осуществляя поступок и анализируя его следствия, создает себя, консолидируя смысл жизни. Проявлениями смысла жизни могут считаться конкретные установки, которые воплощаются человеком в его поступках. В историко-психологических работах В.А.Роменца раскрыта логическая структура поступкового механизма, которая связана с его исторической структурой, тем акцентом, который делала каждая культурная эпоха на одном из ее элементов.

Элементами логической структуры поступка являются ситуация, мотивация, действие и последействие. Формирование смысла жизни личности происходит на этапе последействия, которое есть следствие рефлексии по поводу действия, а последнее, в свою очередь, воплощает результаты мотивационной обработки ситуационной определенности.

Последействие характеризуется актуализацией самопознания на основе осуществления поступка и самосозиданием человека через консолидацию смысла жизни. В поступковом последействии осуществляется особый вид внутренней деятельности, которая характеризуется познанием и созданием новых психических подструктур, что можно определить как процесс поиска смысла жизни.

Австрийский психиатр и психолог Виктор Эмиль Франкл (1905 - 1997) - автор концепции логотерапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Человек не задает этот вопрос, а отвечает на него своими реальными поступками . Роль смысла выполняют ценности - смысловые универсалии, обобщающие опыт человечества.

Франкл описывает три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (в первую очередь труд); ценности переживания (в частности, любовь) и ценности отношения (сознательно вырабатываемая позиция в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить). Осуществляя смысл, человек осуществляет тем самым себя; самоактуализация - это лишь побочный продукт осуществления смысла. Совесть - орган, который помогает человеку определить, какой из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, является для него истинным.

Франкл выделял три онтологических измерения (уровня существования) человека: биологическое, психологическое и духовное . Именно в последнем локализованы смыслы и ценности, играющие определяющую по отношению к нижележащим уровням роль в детерминации поведения. Воплощением самодетерминации человека выступают способности: к самотрансценденции, направленности вовне себя; к самоотстранению; к принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и самому себе. Свобода воли в понимании Франкла неразрывно связана с ответственностью за совершаемые выборы, без которой она вырождается в произвол.


! Задание 5.3. Прочитайте работу В.Франкла и определите связь категорий поступка и смысла жизни.

& Франкл, В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

_______________________________________________________

В данном параграфе мы попытаемся охарактеризовать понятие жизненных стратегий личности, выявить основные подходы к его изучению.

Каждый человек рано или поздно задумывается о смысле жизни. Конечно, все хотят жить хорошо, красиво. Жить в достатке и не знать нужды. Да и, по сути, жизнь человека в его руках, перед ним открыты все двери. Но нельзя забывать о том, что пути к удовлетворению собственных потребностей не должны носить потребительский характер, ведь природные ресурсы ограничены, а зацикленность только на материальной стороне жизни ведет к опустошению духовного мира. Нужно уметь все это рационально в себе сочетать. Жизненная стратегия - это искусство ведения жизни, система ценностей и целей, которые сделают жизнь, по мнению человека, наиболее эффективной. А жизненные стратегии молодежи представляют для ученых наибольший интерес. Ведь молодежь - это наше будущее.

При изучении теоретической литературы, мы пришли к выводу, что в качестве одного из ключевых факторов развития личности в большей части «классических» персонологических концепций, выступает динамика развития способности совершать какой-либо внутренне детерминированный выбор. Эти идеи изложены в рамках бихевиорального, когнитивного, психоаналитического и экзистнециально-гуманистического подходов.

Личностный выбор является способом и элементарным актом систематизации и структурирования субъективной реальности, чем и определяется его роль в динамике функционирования личности.

Социологический подход к изучению жизненных стратегий личности состоит в ориентации на исследование институциональных процессов, структур и механизмов. Институциональный анализ включает три аспекта:

  • - выявление типических образцов и форм жизненных стратегий, институционально закрепленных и регулируемых посредством согласованных норм (с их дальнейшей типологизацией);
  • - анализ процесса институционализации жизненных стратегий с точки зрения механизмов их возникновения (выбора), формирования, развития и смены (описываются в терминах идентификации, индивидуализации, адаптации, саморегуляции);
  • - объяснение системных связей, как внутри, так и внеличностных (между индивидом и социальным окружением).

Многие психотерапевты уверены, что в любом человеке есть силы, которые направляют его к реализации всех своих возможностей, к гармонии с миром, постижению смысла жизни. В большинстве философских, психологических и социологических концепций эти стремления рассматриваются в контексте творческой деятельности личности, раскрытия ее творческого потенциала. Такого подхода придерживались Н.А. Бердяев, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс и др.

Впервые понятие жизненного пути было предложено С.Л. Рубинштейном в середине 30-х годов. По мнению, С.Л. Рубинштейна жизненный путь - это не просто движение вперед, а именно движение к лучшему, к достижению личностного совершенствования. Такие понятия как «сознание», «активность», «зрелось» личности рассматриваются ученым как нечто высшее человеческого развития, которые помогают ему в процессе жизнедеятельности. Определяющим моментом в теории С.Л. Рубинштейна являются активность и творчество личности в качестве организатора и преобразователя своей жизни.

А. Адлер отмечает, что формирование жизненных целей начинается в детстве. Они являются отражением чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Именной в детстве формируется жизненный стиль. Он является адаптацией к миру и взаимодействию с ним. Жизненная цель формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценностей, особенностей самой личности. Любовь, дружбу и работу А. Адлер называет основными жизненными задачами, с которыми сталкивается человек. Все это определено условиями человеческого существования и позволяют поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой он находится. В эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающему коренится врожденное стремление к превосходству или совершенствованию, т.е. побуждение улучшать себя, развивать свои способности. Но цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если это стремление включает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то оно будет развиваться в конструктивном и здоровом направлении. Каждый человек сам выбирает свою жизненную цель, где отражаются его приоритеты и стремления.

Как писал А. Маслоу, в творческом человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Ценностями такого человека являются истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для него - это труд, целью которого является достижение совершенства в том, что он призван делать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда озабочен своим развитием. Кроме того, А.Маслоу использует такое понятие как «вершинные переживания». Это по его мнению, процесс завершение, закрытия какого-либо акта, состояние полной разгрузки, кульминации, катарсиса.

А. Маслоу приходит к выводу, что фактически каждый человек испытывает вершинные переживания, однако частота их появления, глубина и интенсивность, модальность ведущего эмоционального состояния, и значение, предаваемое впоследствии человеком таким переживаниям, могут значительно варьироваться. Из этого следует, что абсолютной, атрибутной характеристикой вершинных переживаний является, по-видимому, только их функция в процессе развития личности.

По мнению, К. Роджерса, творчество проявляется не только в создании чего-то нового во внешней среде, но и усовершенствование собственной личности. Главным двигателем творчества является стремление совершенствоваться, развиваться, расширяться. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивид отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. А тогда, когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и для него самого, и для других.

Стратегия творчества предполагает способ жизни "здесь и теперь ". Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. На неразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. Э. Фромм, В. Франкл и К. Хорни развили идею о том, что человек - активный деятель, способный противостоять мощному давлению неблагоприятных социальных сил.

К. Хорни, например, изучала личностные стратегические ориентации в системе отношений «я -- другие» как движение. К. Хорни отмечала, что для удовлетворения собственных стремлений каждый человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации, по отношению к другим людям: 1) «движение к людям: любовь является единственной целью людей с такой ориентацией, а все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь; 2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей» -- борьба за существование является жизнью; 3) движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы. Но зачастую это выражается лишь в отсутствии адекватного способа приспособления к современным условиям жизни».

Индивидуалистический подход к изучению жизненных стратегий присущ К. Юнгу. Он считал, что человек на протяжении всей жизни непрерывно приобретает различные новые умения, достигает новых целей и раскрывается все более полно. Наиболее важной жизненной целью индивида он считал «обретение себя». Эта цель была своеобразным результатом стремления различных компонентов личности к единству. По мнению Юнга, полное раскрытие своего «я» является самой главной и последней жизненной целью человека, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. По его мнению, развитие каждого человека в этом направлении уникально. Оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название ""индивидуализация.

Проблематика личностного выбора разрабатывалась такими психологами как Э. Деси и Р. Райан (теории самодетерминации личности), Н.Ф. Наумова (теория целенаправленного поведения), Д.А.Ленонтьев (концепция личностного потенциала). По мнению последнего, одной из актуальных проблем изучения личностного выбора остается проблема изучения условий, способствующих и, наоборот, препятствующих формированию личностного потенциала, как интегральной характеристики уровня личностной зрелости, главной формой проявления которой является феномен самодетерминации личности.

По мнению Э. Деси и Р. Райана, становление самодетерминации личностного выбора раскрывается в развитии внутренних стремлений. Это происходит через процесс интернализации и следующей за ней интеграции в "Я" личности системных регуляторов поведения - ценностно-смысловых ориентаций личности. В своей концепции Э. Деси и Р. Райан небезосновательно замечают, что дети рождаются с определенными психологическими потребностями, такими как автономия, компетентность, связь с другими людьми. Эти потребности идут рука об руку с мотивированием их продолжающихся стремлений к внутриличностной и межличностной согласованности. Это положение напрямую ассоциируется с одним из основных постулатов экзистенциально-гуманистической психологии о наличии особого класса врожденных психологических "метапотребностей" - развития, психологического роста, самоактуализации и т.п. Указанные положения, безусловно, являются адекватными познавательными конструкциями, однако трудно согласуются между собой.

Первое предполагает источником "высших ценностей" человеческую культуру, отраженную в конкретных социальных и межличностных отношениях. Второе же с необходимостью требует, чтобы источником этих ценностей была сама природа личности, которая являясь социальной, основывается на врожденных, естественных свойствах человека, как носителя сознания.

Т. Кассер и Р. Райн выделили две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. «Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью».

К.А. Абульханова-Славская осуществила комплексный анализ жизненной стратегии личности, дала определение «жизненной стратегии», определила сущность и основные характеристики стратегий жизни, факторы, влияющие на их формирование и реализацию, предложила типологию стратегий. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, жизненная стратегия -- это способность личности соединить свою индивидуальность с условиями жизни, реализация которой происходит в различных жизненных условиях. Способность к ее развитию и воспроизводству,

К.А. Абульханова-Славская в жизненной стратегии выделяет три главных признака -- выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. Она считает, что личность можно назвать зрелой, только если она способна устанавливать свой «порог» удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели. Активность личности она отнесла к главному параметру построения жизненной стратегии. По ее мнению, это проявляется как способность к балансу между желаемым и необходимым, личным и социальным.

Ю.М. Резник рассмотрел типы стратегий, которые встречаются в повседневной жизни наиболее часто и которые можно выделить по ряду институциональных признаков: социально-экономическому положению; способу воспроизводства и трансляции культурных стандартов; системе регуляции и контроля; социальному характеру (коллективной ментальности); профессиональному этосу. По его мнению, «в совокупности эти признаки образуют комплексный критерий социологической типологизации жизненных критериев. Ю.М. Резник предполагает, что выбор той или иной жизненной стратегии связан с принадлежностью к тому или иному классу (группе, слою). Среди основным жизненных стратегий ученый выделяет: стратегию жизненного успеха, стратегию жизненного благополучия, стратегию самореализации.

В социологической науке изучению проблем молодежи во взаимосвязи с формами и методами целенаправленного регулирования ее поведения, жизненных планов и ориентаций уделено значительное внимание. По мнению Ю.А. Зубок, такие подходы проявились в разработке специальных социологических теорий, которые были направлены «на исследование жизненных планов молодежи (М.Н. Руткевич, В.Т. Лисовский); структуры ее профессиональных ориентации (В.Н. Шубкин), социальной активности молодежи (А.С. Капто, В.Г. Мордкович), формирования идеалов, ценностных ориентации, интересов различных ее групп -- рабочей молодежи (Н.М. Блинов, Ю.Р. Вишневский, В.С. Павлов), сельской молодежи (И.М. Слепенков, В.И. Староверов), молодой интеллигенции (А.С. Кулагин, Ф.Э. Шереги), студентов (В.Т. Лисовский, Л.Я. Рубина, В.И. Чупров)».

Ю.А. Зубок определяет жизненные планы как «идеализированное отражение будущего жизненного пути вступающих в жизнь молодых граждан. Жизненные планы и цели -- это обобщенное выражение не только направленности ориентации, но и способов, путей реализации ожиданий в отношении будущего социального положения». Думается, что жизненные планы -- это не стратегии, а механизмы достижения стратегий.

Подводя итог, можно сказать, что отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная («потребительская») активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная («достиженческая») активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу.

В нашей работе мы будем ориентироваться на следующее определение жизненной стратегии. Жизненная стратегия - это постоянное приведение в соответствие своей личности характера и способа своей жизни, построение жизни, сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем из тех, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в отстаивании главного ценой уступок в частном, преодолении своей боязни потерь и в нахождении самого себя.

Типология жизненных стратегий

Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои работы изучению и классификации жизненных стратегий. Рассмотрим подробнее их типологии.

Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная («потребительская») активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная («достиженческая») активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.

К. А. Абульханова-Славская (1991) рассматривает концепцию жизненной стратегии как интегральную характеристику, включающую поиск, обоснование и реализацию своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований (надо) с личностной активностью, ее ценностями, способом самоутверждения. На основе личностной активности (внутренний фактор) и типе организации времени (внешний фактор) каждая личность может строить свою стратегию жизни как стратегию учета своих возможностей и/или стратегию развития способностей к чему-либо. Понятие стратегии жизни, по нашему мнению, отражает философский аспект самоопределения личности. Как видим, К.А.Абульханова-Славская также признает наличие двух линий самоопределения.

Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов выделяют типы жизненных стратегий по соотношению индивидуального своеобразия и творческой активности человека в событиях его жизни:

1. Творческая уникальность - отражает творческое отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к высокой неповторимости и экстраординарности событий его жизни;

2. Пассивная индивидуальность - представляет собой стихийный, случайный характер формирования человека, когда его индивидуальное своеобразие в основном зависит не от его усилий, а определяется внешними обстоятельствами;

3. Активная типичность - отражает стремление человека «быть как все», когда его усилия направлены на достижение общепринятых целей и ценностей;

4. Пассивная типичность - характеризует стихийное следование человека социальным стереотипам, его слепое подчинение общественным нормам.

В своем исследовании А.Е. Созонтов, основываясь на типологии жизненных стратегий Э. Фромма, выделяет следующие основные типы жизненных стратегий, характерные в современных условиях для российских студентов:

Тип жизненных стратегий «иметь» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на достижение социального успеха, статуса, возможности неограниченного приобретения и потребления. В числе его наиболее предпочитаемых ценностей: успех, социальное признание, богатство, репутация, компетентность, наслаждения и др.;

Тип жизненных стратегий «не иметь и не быть» - представитель этого типа, конструируя собственную жизнь, преимущественно направлен на приспособление к наличным социально-экономическим условиям. Приоритетными для такого человека выступают в основном ценности, транслируемые из поколения в поколение: безопасность семьи, здоровье, социальный порядок;

Тип жизненных стратегий «быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на творческую самореализацию, стремится к поддержанию благополучия близких, значимых людей. Среди приоритетных для него ценностей: творчество, осмысленность жизни, жизнерадостность, единение с природой, любознательность и др.;

Тип жизненных стратегий «иметь против быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлен и на достижение социального успеха, обеспеченности, и на развитие собственной индивидуальности. Два данных стремления для него находятся в конфликте, в связи с чем ведущая жизненная цель остается во многом неопределенной. У такого человека проявляется ценностный кризис, выражающийся в тенденции к принятию «всех ценностей» (кроме социально неодобряемых), зачастую без выбора между ними;

Тип жизненных стратегий «иметь чтобы быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлении и на достижение успеха, обеспеченности, и на творческую самореализацию. Для него два данных стремления не противоречат друг другу, он активно ищет возможности их совместной реализации в современных условиях. Среди приоритетных: творчество, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, успех, компетентность, богатство и др. .

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью. Была обнаружена зависимость уровня психического здоровья от выбора той или иной группы ценностей: испытуемые, ориентированные на внешние ценности в ущерб внутренним, имеют низкие показатели психического здоровья. Уровень психического здоровья определялся с помощью методики САТ, методов измерения уровня депрессии, жизненной энергии и удовлетворенности жизнью.

Э. Фромм утверждает, что рыночная экономика, основанная на отношениях конкуренции, неблагоприятно влияет на психическое здоровье и развитие личности: человек стоит перед выбором -- «иметь» или «быть», т.е. или как можно больше иметь (в том числе материальных благ), или развивать в себе все заложенные природой способности и силы, «быть многим». И часто под давлением общественных норм люди предпочитают «иметь» в ущерб перспективе личностного развития. Собственные интересы и склонности при этом игнорируются, что приводит человека к ложным жизненным выборам.

К. Хорни отмечает, что для удовлетворения стремлений, порой навязываемых общественными шаблонами, растущий человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации по отношению к другим людям: 1) движение к людям: единственной целью людей с такой ориентацией является любовь, и все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь, 2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей» - жизнь это борьба за существование, 3) движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы. Однако часто это выражается в отсутствии способа приспособления к современным условиям жизни.

Р. Пехунен одним из возможных оснований для классификации жизненных стратегий рассматривает способ разрешения конфликтов. Обнаружив наличие конфликта, человек обычно действует одним из трех способов.

1. Прекращение всяких попыток борьбы. Отказ переживается как чувство беспомощности. Отход от социальных контактов и занятий;

2. Стратегия приспособления, для которой характерно принятие изменившейся ситуации. Приспособление может проходить различными путями. Пассивное приспособление означает, что человек смирился со своей судьбой, и передает функции контроля своей жизни внешним инстанциям. При активном приспособлении человек способен изменять отношение к своим занятиям и даже принимать новые способы действия;

3. Преодоление конфликта. Для стратегий развития характерно стремление расширить границы существующих жизненных ситуаций. При творческом развитии происходит поиск и освоение новых областей жизни, что обогащает личность. При ограниченном развитии прогресс затрагивает только одну область, в то время как другие остаются на периферии жизни.

В работах Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова выделяют три направления развития жизненных стратегий. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности - в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Надеяться, что все будет хорошо - это не стратегия, а лень. Мудрые люди понимают, насколько важно жить осознанно, составлять план на ближайшие несколько лет и корректировать его в случае необходимости. Неудачники же просто верят, ничего при этом не делая.

Когда вы решаете, пойти в тот университет или этот, работать или путешествовать, почитать книгу или пообщаться с человеком, это требует усилий и времени. Особенно, если у вас нет четкой стратегии.

Существует несколько определений термина «жизненная стратегия». Дадим лишь одно, лучшее, на наш взгляд. Итак, это форма целенаправленной организации человеком собственной жизни, включающая его отношение к своим возможностям и ресурсам, их актуализации и реализации.

Жизненная стратегия - курс жизни, который человек выбирает сознательно, учитывая свои убеждения, ценности и цели. Это умение тратить свое время, энергию и деньги правильно. Звучит прекрасно, но как этого достичь?

Ответ вряд ли порадует: чтобы сознать жизненную стратегию, нужно потратить большое количество времени и усилий. И даже в случае успеха придется вносить в нее изменения. Это процесс вечный.

Но есть и хорошая новость: тот, кто создаст ее, в подавляющем количестве жизненных ситуаций будет принимать правильные решения. Вы будете действовать как профессиональный шахматист, то есть жертвовать пешками, чтобы добраться до короля. Придется трудно, ведь понадобится много учиться, развиваться, наблюдать за собой и делать верные выводы. И, возможно, в первые месяцы не будет ощутимых результатов. Но спустя несколько лет вы увидите, как помог выбор, обдуманный и сделанный заранее.

Элементы жизненной стратегии

Конечно, каждый человек меняет свою жизненную стратегию в течение своей жизни, особенно когда приобретает новый опыт и переживает прозрение. Поэтому вы должны обновлять ее раз в несколько лет.

Тем не менее, элементы жизненной стратегии в основном состоят из одних и тех же решений, которые мы должны принять:

  • Надлежащее образование.
  • Забота о теле, внешнем виде.
  • и качества личности.
  • Развитие компетенций и навыков.
  • Взаимоотношения в семье.
  • Отношения с детьми.
  • Карьерная стратегия.
  • Стратегия управления деньгами и инвестициями.
  • Ваша социальная стратегия.
  • Искусство и культура.
  • Хобби и развлечения.
  • Отношение к природе и животным.
  • Отношение к окружающей среде.
  • Путешествия.
  • Стратегия использования технологий.
  • Духовность и религия.
  • Забота о своем эмоциональном здоровье.
  • Саморазвитие.
  • Отношения с людьми.

Все эти компоненты могут быть совершенно разными в зависимости от того, чего вы хотите достичь.

Как проходит наша жизнь?

Возможно, вы не считаете, что нуждаетесь в жизненной стратегии. Давайте рассмотрим гипотетическую историю.

Детство

Первые 15 лет проходят очень весело, вы выполняете то, что скажут. Мало задумываетесь о будущем. Детский сад, школа, первые трудности.

Молодость

Вы молоды и обладаете и энергии, но совершенно не имеете опыта. Выясняется, что большинство отличных рабочих мест заняты, нужно из кожи лезть вон, чтобы их заполучить.

Нужно срочно повысить свои навыки. Такого количества свободного времени и энергии не будет никогда.

Каждое дело, которым вы занимаетесь, влияет на навыки и настроение. Выясняется, что не всегда понятно, какие задачи выбрать, какие решения принимать. Возникает первое осознание того, что нужно нечто большее, чем близорукое следование общепринятым нормам.

Вы также начинаете понимать, как сложно устроена психика. Например, что решение ходить в тренажерный зал, принятое искренне и продуманно, никак не влияет на уровень мотивации через две недели. Вы бросаете спорт, потому что не видите особого смысла им заниматься.

Поступаете в университет и готовитесь к новой жизни.

Зрелый возраст

Вы не очень довольны своей работой - 15 лет опыта и три компании, в которых работали. Вы по-прежнему выкладываетесь на полную, ведь так хочется поехать в Гренландию и купить новую машину.

Выясняется, что мотивацию можно победить силой воли. Работа при этом выполняется, но нет никакой радости. Психика, оказывается, еще сложнее, чем вы думали.

Старость

Вы вышли на пенсию и получаете неплохое вознаграждение от государства. Появились внуки, у каждого из них свои заботы. И вроде бы жизнь прошла хорошо (вы дожили до преклонного возраста, что само по себе отлично), но все же есть ощущение, что вы что-то упустили. Не реализовали потенциал и занимались не тем, чем должны были.

Эта история немного примитивна, однако она дает понять одну важную вещь: если вы живете от зарплаты до зарплаты и планируете свою жизнь максимум на месяц вперед, то не достигнете никаких значительных успехов.

Вы получаете деньги, тратите их, затем снова получаете и опять тратите. Каждое решение принимается, исходя из нынешней ситуации, а не жизни в целом.

У вас есть миллион долларов. Есть всего пять вариантов, как их можно потратить и необходимо выбрать один из них:

  • Купить большой дом, перевезти в него свою семью и стать писателем.
  • Путешествовать до конца жизни.
  • Создать свой бизнес, но не ради увеличения прибыли, а ради удовольствия в процессе.
  • Положить деньги в банк и попытаться найти работу, которая приносит радость. Жить на проценты.
  • Отдать деньги на благотворительность.

Не имеет значения, какой вариант вы выбрали. Важно, чтобы он соответствовал важной жизненной стратегии. Если вы «разрываетесь» между 2-3 вариантами, значит, вы совершенно не понимаете, чего хотите.

Дайте эти деньги амбициозному бизнесмену: он точно будет знать, что с ними сделать. Почему? Потому что он думал об этом уже несколько лет. Он живет этим, каждое его действие подчинено стратегии. Его цель состояла в том, чтобы создать капитал, а затем вложиться в выгодное дело. Теперь, если возникает выбор между сном и вечеринкой, для него это не выбор вовсе.

Вот почему стратегия важна. Она существенно облегчает процесс принятия решений и при этом позволяет выбрать лучший вариант. Но, как мы уже говорили, до этого нужно будет основательно потрудиться.

Подготовка к формированию жизненной стратегии

Жизненную стратегию нельзя просто сесть и написать «на коленке». До того, как вы только начнете ее составлять, потребуется пройти через процесс саморефлексии. Чтобы сделать это, выполните следующие задания.

Определите смысл своего существования

Ответьте на следующие вопросы максимально честно. Не существует правильных или неправильных ответов. Если понадобится, вернетесь к ним немного позже и подкорректируете.

Личность : кто вы?

Цель : почему вы здесь и куда направляетесь?

Миссия : каково ваше конкретное задание? Для чего вы появились на свет? Что заставляет чувствовать вас живым? Чем вы надеетесь запомниться? Что вы делаете для этого сегодня?

Видение : как выглядит достижение вашей миссии?

Ценности : что имеет для вас наивысшую ценность?

Цели : каковы ваши конкретные цели, как тактические, так и стратегические? Какова ваша временная шкала для достижения этих целей?

Заведите дневник

Создайте виртуальный или реальный дневник, в который будете записывать обо всех своих успехах, идеях и достижениях. Начните с этого.

Создайте список цитат, которые вдохновляют. Но особенно если они цепляют. Обращайте внимание на любую фразу, что позволяет чувствовать себя живым.

Запишите определение успеха. Что это для вас? Как можно описать его в 5-6 словах? Что вы напишите, если вас попросят увеличить описание до целой страницы?

Создайте «доску мечты»

Купите деревянную доску или используйте свою стену. Заполните ее изображениями, цитатами и вдохновляющими вырезками всего, что хотите получить или испытать.

Смотрите на эту доску каждый день своей жизни, напоминая себе о том, чего пытаетесь достичь. Не стоит пропускать ни одного дня, это крайне важно. Всегда помните о глобальных целях. Вы будете видеть общую картину, а не застревать в деталях.

Доска может меняться со временем. Вы развиваетесь и нормально, что цели в 20 лет отличаются от целей в 35. Смотрите на доску каждое утро и спрашивайте себя:

  • Приближаюсь ли я к своей цели?
  • Что я сделал вчера для этого?
  • Что я сделал на прошлой неделе?
  • Что я буду делать на этой неделе?
  • Чего мне нужно достичь за этот год?

«Доска мечты» - это простой и могущественный инструмент, который будет визуальным напоминанием о том, что является для вас самым важным в жизни.

Создайте план жизни

Создайте план жизни, разделенный на наиболее важные для вас области. Например:

  • Финансы.
  • Физическое здоровье.
  • Духовное развитие.
  • Карьера.

Пускай это сначала будет лишь черновой набросок. Просто перечень целей, которых вы хотите достичь. Но он должен висеть перед вами и напоминать о себе. Вы будете перерабатывать свой план жизни еще не раз. Особенно, когда создадите свою жизненную стратегию.

Как сформировать свою жизненную стратегию

Чтобы сделать это, нужно пройтись по каждой важной для вас области и наметить цели. А затем - выяснить, не существует ли противоречия между ними и где найти на все это время.

Не каждая стратегия забирает время, кстати. Некоторые из них просто помогают принимать решения. Когда вы получаете зарплату, у вас в голове не должно возникать никаких сомнений, ведь вы знаете свою цель.

Мировоззрение и личность

Первая и самая важная часть стратегии - это вы. Здесь и сейчас вы должны сделать выбор относительно того, насколько ценными являются цели, которые вы поставили.

Определите также, каких людей будете воспринимать как конкурентов, а каких - как партнеров.

Следующее решение, которое вам нужно будет принять: на каком времени ваш ум будет сосредоточен - на прошлом, настоящем или будущем. Разумеется, он будет прыгать от одного к другому, но вы должны выбрать приоритетное.

Например, вы решили, что будете постоянно думать о будущем. Это ваше решение и оно оправдано, ведь позволит не упускать из виду свою жизненную стратегию. А в какие моменты лучше сосредоточиться на настоящем? Хорошо подумайте об этом.

Теперь подумайте о своем личном уровне этики и нравственности. Где проходит эта линия? Можете ли вы обмануть человека, чтобы нажиться на нем? А чего бы никогда не сделали? Крайне важно четко ответить на эти вопросы. Это поможет в будущем принимать правильные решения.

Саморазвитие, компетенции и навыки

Мы все знаем, что традиционного образования недостаточно для того, чтобы достичь успеха. Оно если и не губит, то уж точно не развивает заложенный в вас потенциал. Поэтому этим делом предстоит заниматься одному.

Речь идет о знаниях, навыках, развитии таланта. Твердо решите:

  • До какого уровня хотите развить свою компетенцию?
  • Как будете развивать свои таланты?
  • Какие знания хотите получить?
  • Какие навыки хотите получить? (программирование, кулинария)
  • Какие мягкие навыки хотите развить? (работа в команде, )
  • Какие языки будете учить?

Отношения с людьми

Пожалуй, одна из самых важных областей в жизни любого человека, пусть не каждый это признает.

Суть можно выразить так: вы должны следить за тем, что вылетает из ваших уст. От этого зависит карьера, психическое здоровье, отношения в семье и многое-многое другое. Определите:

  • Свой коммуникационный стиль.
  • То, насколько активно вы будете слушать других людей.
  • Уровень коммуникационных способностей, которого хотите достичь.
  • Как часто будете критиковать, делать комплименты.
  • Будете ли сплетничать.

Отношения со своей семьей

Если в вашем доме живет любящая семья, которая разделяет ваши ценности, тогда она станет солидной опорой. И наоборот: плохие отношения могут разрушить все, в том числе брак или карьеру.

Четко решите:

  • Как часто будете поддерживать связь со своими родителями.
  • Насколько близкими вы хотите быть своим родителям.
  • Как часто будете поддерживать связь с братьями и сестрами.
  • Как часто будете видеться с бабушкой и дедушкой.
  • Каким образом будете лечить психологические травмы, полученные в детстве.
  • Какой видите свою семью.

Деньги и инвестиционная стратегия

Для начала вам нужно решить, насколько ценны как работник, на какой доход вы можете смело рассчитывать. И хотите ли стать фрилансером, владельцем бизнеса или наемным работником.

Вы обязательно должны решить, сколько денег будете тратить, откладывать и инвестировать. Для этого нужна стратегия для инвестиций и экономии.

Также нужно избавиться от долгов и прекратить совершать импульсивные покупки. Помните: то, что вы родились бедными - это не ваша вина, но то, что умрете бедными - исключительно ваша.

Сформируйте свою стратегию относительно следующего:

  • Какими способами вы будете зарабатывать деньги (наемный работник, фрилансер, бизнесмен, инвестор).
  • Какой вид заработка у вас будет (активный, пассивный доход, инвестиции).
  • Будете ли застраховывать имущество.
  • Сколько будете откладывать.
  • Будете ли брать в долг.
  • Станете ли жертвовать деньги и сколько.
  • Будете покупать дом или арендовать.
  • Какую роскошь хотите себе позволить.

Карьерная стратегия

Ваш доход очень тесно связан с карьерой, достижениями и социальным статусом.

Следует понимать, что карьерная стратегия полностью зависит от амбиций. Кому-то достаточно быть простым программистом, а кто-то хочет создать социальную сеть, которая покорит весь мир. Чем больше амбиций, тем более отточенная стратегия должна быть.

Нужно решить, хотите ли быть лидером или наемным работником. А также, в какой отрасли хотите трудиться.

Ваша карьера сильно зависит от дипломатических навыков. Чем больше компания, в которой работаете, тем выше должен быть этот уровень. Четко определите:

  • Уровень своих амбиций.
  • Лидер вы или последователь.
  • Индустрию, в которой хотите работать.
  • Компанию, в которой хотите работать.
  • Хотите ли создать собственный бизнес.
  • Какова ваша манера управления.
  • Как будете развивать свои дипломатические навыки.

Социальная стратегия

Мы все социальные создания и не можем выжить без других людей. Отношения нас наполняют приятными чувствами и радуют, но порой и ранят.

Все люди разные. Одни, скорее, экстраверты, другие - интроверты. Один человек предпочитает деловые отношения, а другой личные.

Нужно четко знать, что для вас означают социальные отношения, сколько времени и усилий вы готовы инвестировать в них.

Не секрет, что социальные навыки можно развить - это называется приобретением социального капитала.

Выясните о себе и о других людях:

  • Экстраверт или интроверт?
  • Деловые или личные отношения?

Помимо этого определите:

  • Когда и зачем нужно социализироваться?
  • Список людей, с которыми хотите проводить большую часть своего времени.
  • Как часто вы меняете друзей и социальные круги?
  • Каков ваш социальный интеллект и социальные навыки?
  • Как часто вы будете помогать своим друзьям?

Хобби и удовольствия

Сейчас эта область жизни кажется такой далекой, ведь вы тут принимаете важнейшие решения. Какие еще хобби и удовольствия? Однако без них жизнь очень быстро превратится в ад.

Вы должны принять важное решение о том, сколько времени потратите на свои развлечения и увлечения, а сколько оставите на «взрослые дела».

Четко определите:

  • Что вас расслабляет?
  • Как часто вы будете расслабляться?
  • Как вы будете проводить свое свободное время?

Формирование жизненной стратегии - это, как мы уже говорили, сложный и долгий этап. Но вы можете начать с самого важного. Выберите 4-5 главных областей и задайте себе несколько десятков вопросов. Но помните, что стратегия еще много раз будет меняться - и это нормально. Поиск себя - это очень длительный процесс.

Желаем вам удачи!

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ