Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Сложно дать определение термину семья. Семья в современном обществе. Тонкости семейных отношений

Важность рассмотрения проблемы семьи объясняется тем, что снижается число браков, увеличивается число разводов, низкий уровень рождаемости, увеличивается детская смертность, патология новорождённых. Ухудшение социально-демографической ситуации переводит проблему семьи из общественной плоскости в экономическую, психологическую плоскость.

К сожалению, запись психоаналитических авторов и, следовательно, знание о трансцендентном переносе совершенно неадекватны. Это плохой выбор, небольшое объяснение, и это может быть путаницей. Из стр. 85 - Часть 4 Трансгенерационная передача через структурную семейную динамику, однако, начинает делать книгу для психотерапевта, работающего с семьями более интересной, и это приносит много новой информации полезную пользу для системных семейных терапевтов. Он передает концепции Боуэна и Минутчина - триангуляцию, обход, опровержение, аттестацию и т.д. знание этих понятий должно принадлежать основному теоретическому образованию любого типа ориентированного семейного терапевта.

Семья – необычная социальная общность, восприятие которой меняется не только от общественных условий, но и под влиянием профессиональной деятельности человека. Югославский писатель Б.Нушичем приводит суждения представителей разных профессий о браке:

Историк: «Брак-это одно из весьма редких исторических явлений, когда победитель подчиняется подчиненному».

Однако, как психоаналитик, у меня была серьезная проблема с интервью на основе трансгенерации. Вот основные вопросы повествовательного интервью. Считаете ли вы, что этот момент теперь является источником большей силы или слабости? Как психоаналитик, у меня есть опыт того, что подобные вопросы в контексте сознания являются лучшими в терапевтическом времени, а в худшем случае клиенты матери являются идеологом терапевта. Вопросы клиенту задают вопрос о том, что должно быть обнаружено и испытано в отношениях.

Все «повествовательное интервью» изображается ценностными суждениями и концепциями, которые полностью противоречат духу психотерапии. Если клиент оценивает отношение терапевта, ему будет трудно показать свои истинные взгляды и отношения. Истинное я клиента и динамика семьи обязательно будут ограничены. Более того, власть и слабость не являются объективными и, конечно же, даются, они определяются контекстом, в котором находится клиент или семья.

Литератор: «Брак – это интересная повесть, а иногда роман с очень красивым началом, но часто плохим содержанием и чаще всего с неожиданным концом».

Физик: «Брак – это такое явление, когда два тела для приобретения большей устойчивости имеют общую, но воображаемую точку опоры и поэтому очень легко теряют равновесие».

Химик: «Брак – это соединение двух элементов, каждый из которых все же сохраняет свои особенности. Капля посторонней кислоты, попавшей в это соединение, вызывает в нем реакцию и разлагает на составные части».

То, что может показаться силой в течение одной жизни, может быть в другом периоде или в контексте крайней слабости. Во второй половине книги меня привлекла повествовательная реконструкция историй о трансцендентной передаче семейной травмы и источнике ее исцеления. Тревожные об определенных семейных воспоминаниях могут узнать о типологии трансгенерационного переноса в соответствии с травматической этиологией опыта. Терапевт, эта часть освещает предыдущие теоретические знания и позволяет нам думать об альтернативных формах понимания представленного материала.

Врач: «Брак – это яд, который в самом себе содержит противоядие. Больные лучше всего себя чувствуют при высокой температуре и очень плохо при нормальной. Диета в этом случае не помогает, так как только ухудшает состояние больного».

Прокурор: «Брак – это временное примирение двух враждующих сторон».

Трудности рассмотрения социально-психологической специфики функционирования семьи, с одной стороны, в значительной мере обусловлены «пограничным» статусом самой социальной психологии. С другой - они усугубляются особенностями самого объекта анализа. Так, в одной из самых авторитетных отечественных монографий по проблемам семьи уже в самом её определении заложена двойственность: семья одновременно является и социально- психологической общностью - «малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью», и социальным институтом – «исторически конкретной системой взаимоотношений супругами, родителями и детьми…, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Для меня эта часть была самой захватывающей частью книги. Словно неявно предполагая - точно так же, как собака-собачка приготовила торт, - что мы будем много сочетать, тем лучше. Книга, к сожалению, пропустила интегративный взгляд. Несмотря на всю критику, описанную выше, автор не может отрицать своего серьезного стремления решить самую широкую проблему трансцендентного переноса. Это вдохновляет на возможные трансгенерационные переходы в жизни наших пациентов. Руководитель индивидуального отдела Общества психоаналитической психотерапии.

Наконец, немаловажным обстоятельством является междисциплинарный характер многих исследований семьи. В связи с чем, например, по мнению авторов «Психологического словаря», такая отрасль психологии, как психология семьи и брака является междисциплинарным направлением исследований, включающих в себя «исследования в области социологии, экономики, этнографии, юриспруденции, демографии и т.д.». Среди её основных проблем называются: изучение факторов, влияющих на качество брака, цикл развития семьи, её ролевую структуру, распределение власти между членами семьи, межсупружеское общение, установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного партнёра, эффективность паттернов воспитания, психологические особенности родителей и их детей и т.д.

× Новые подписки могут быть добавлены только зарегистрированными пользователями. Новый книжный издательский портал Введение в трансгенерационную семейную психологию впервые всесторонне обрабатывает эту проблему. Насколько важно и как это может помочь «семейным» отношениям и отношениям, мы поговорили с автором книги, психологом Яной Тутховой.

Д. автор книги «Введение в трансгенерационную семейную психологию». Ваша книга посвящена трансцендентному переводу семейных травм. Как возможно, что в нынешней семье появляются травмирующие модели, принадлежащие к первоначальной семье родителей или дедушек и бабушек, которые никогда не встречались с самым молодым поколением? Понимание процесса трансгенерационной передачи предполагает попытку разрушить коллективное табу любого архетипического закона человеческой семьи, которое мы связываем на невероятном уровне с нашими предками с помощью предков, в которых мы находимся в сжатой форме предполагаемого опыта как минимум четырех поколений.

Что отличает семью от других малых групп?

Признаки семьи: брачные или родственные связи между ее членами; общность быта; особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения. Необходимость существования семьи обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве самого человека и человеческого общества.

Травматические травмы, которые не были излечены в предыдущих поколениях, оставляют новую энергию умирать при рождении нового ребенка в виде некоторых невидимых повреждений, которые мы можем воспринимать как эквивалентное кодирование генетической хромосомы. Подобно тому, как энергия замкнутых систем материального мира не поглощается, энергия несанкционированных травматических переживаний не рассматривается. Бессознательно, они не течет линейно, и все травмы потенциально присутствуют. Семьи, которые пытаются скрыть травматическое событие перед своими детьми, преподают в форме неприкасаемого, на самом деле, точно определяя пробелы в семейной истории ребенка из-за эмоциональной недоступности родителя, в скором времени будет пытаться исправить неосознанно порочную иллюзию персонажей семейного прошлого.

Причины изучения семьи:

1. 80 процентов людей образуют семьи. До 1990 годов 70 процентов женщин не представляли жизнь без семьи, на сегодняшний день 30 процентов.
2. Семья с рождения ребенка является для него идеалом общества, так как это первое место принадлежности человека.
3. Не все семьи счастливы:
а) проблема алкоголизма (в западной Германии 37 процентов взрослых – алкоголики из них 10 процентов подростки, остальные в основном женщины);
б) проблема суицида, так для мужчин чаще всего негативный конец брака - суицид, для женщин – депрессия. Каждый третий ребенок одинок в своей семье;
в) рост детской преступности, наркомании (за 1999 год во Пскове увеличилось количество потребителей наркотиков на 20 процентов (героин) и снизился возраст употребляющих до 14 лет, был 18 лет);
г) высокий процент разводов: с 1965 по 1991 годы количество разводов удвоилось. Прогноз не утешающий. Как следствие неполные семьи, несчастные дети, неудовлетворенные взрослые.
4. Усиливается изучение этой области знаний в других науках (сексология, физиология…), в связи с потребностью общества в знаниях о интимных отношениях.
5. Использование новых методов в исследовании семьи. Чаще в наше время это естественный эксперимент.
6. В современное время увеличилась возможность изучения семейной жизни в разных странах, межкультуральный аспект расширяется.

Это межпоколенное воспитание ребенка в родительскую жизнь становится психическим гением, который видит его в критических историях развития. Трансгенерационная психология пытается показать, что семейная генеалогия обладает восхитительной способностью к самоправедности, воспроизводящей в новом поколении, в основном просто значимый экзистенциальный опыт, который не развился в предыдущих поколениях в результате травм развития. Изменчивость в возможности повторения травматических паттернов, кроме того, меньше, чем потенциал для лечения.

Атрибуты дома
Домашний очаг должен быть
Не местоприбыванием, а местом,
Куда мы всегда возвращаемся.
А.Монтерлан

Б.В.Ничипоров (Таинство брака и семьи: введение в космологию домостроительства\\ Вопросы психологии, 1991 №6) считает, что дом это место, где разворачивается и телесная, и душевная, и духовная жизнь семьи. Он пишет, что дом имеет свое пространство и свой объем, свой запах, свое лицо, свои голоса. Атрибуты дома:
1. КРЫША – в культуре это кров, покров. В духовно – психологическом смысле это образ надежности, душевной простоты и крепости;
2.ФУНДАМЕНТ – хорошо если он основан на камне, а не на песке, т.к. если пойдет дождь или подует ветер, то он упадет.
3. СТЕНЫ – образ ограды, крепости, образ автономии и ограничений. Стены несут на себе родовую память, соотнесенность с той или иной духовной реальностью. Важно, что весит на стенах в доме, что на стенах, то и в душе хозяев.
4. ОКНА и ДВЕРИ – возможность сообщения с миром. Культурологические ассоциации: «Окно в мир», «Ломиться в открытую дверь», «Двери моего дома всегда открыты для..».
5.ПОРОГ – внутренний предел, черта, которую надо переступить, войти в новое пространство или выхода, ухода. (Не здороваются через порог, так как он разделяет две сферы пространства).
6.СТУПЕНИ – вхождение «наверх» это может быть высота как духовная так и карьерная. Не надо перепрыгивать через ступени. Лестница это еще и образ терпения, выражают ощущение протяженности времени жизни.
7. РАСПОЛОЖЕНИЕ КОМНАТ - и то кто и как в них живет, расскажут нам много о семье: о сложившейся иерархии, психологии отношений и многое другое.
8. УГОЛ (или углы) в доме имеют свою символику (символическую нагрузку). Угол – некий предел, стык двух пространственных и силовых линий. Это символ тупика, конца, некий предел, упертость. (Ребенка наказывая ставят в угол, «загнан в угол»).

Верно ли, что мы действительно автоматически переходим к нашей жизни и относимся к нашим собственным детям к способу обращения наших родителей к нам? Как может влиять такая передача моделей отношений? В психологии он в значительной степени подавлял мнение о том, что способ, которым родитель связан с ребенком, реагирует на качество эмоционального дела, которое есть у его собственных родителей, и что если ребенок страдает, существует повышенный риск травмирования взаимодействующих моделей воспитание собственных детей.

Внутренняя модель взаимодействия с нашими детьми, которую мы предлагаем с самого начала семьи, на самом деле состоит только из набора взаимодействующих моделей, которые являются результатом не только наших эмоциональных недостатков в раннем детстве, но и качества их достижения в более поздних жизненных контекстах. Возможность влиять на передачу таких формул напрямую зависит от нашей способности идентифицироваться с неутвержденными лицами нашей бывшей семьи.

УЮТ – эстетизированное чувство и любовь к дому. Духовно – психологический уют означает гармонию и структурированность души, связан с чувством покоя. Уют это мерило возвращения женщины в своей первозданной сущности, мера обретения ею себя. Уют это и есть дом со всеми перечисленными компонентами.

ДОМ может состояться или не состояться. Вместо дома может быть некое ограниченное пространство, где люди едят, спят и прочее. В современное время много духовно бездомных людей.

В случае первой жертвы жизни в контексте хронического отрицательного ответа ближайшего окружения ребенок создает защитные структуры, которые, как правило, будут использоваться в будущем в любой ситуации, которую они считают похожими. Эти защиты эго настолько трудно изменить, потому что они бессознательно сообщаются как единственно возможная адаптация к среде долгосрочного созревания. Ни один из родителей не переносит насилие своему ребенку, потому что он предпочитает верить, а потому что это единственная форма отношений, которая восстанавливает связь с его собственным тиранизирующим родителем, которого он никогда не прощал, но он никогда не покидал себя.

Определение семьи

Семья – малая социальная группа общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях (живущими вместе и ведущими общее хозяйство).
Э.Г.Эйдемиллер дает следующее определение семьи: «Семья – открытая, живая, развивающая система, функционирующая благодаря взаимосвязанному действию двух законов: закона поддержания гомеостаза и закона отклонений от гомеостаза».

Мы также считаем, что нам было больно, тем меньше свобода изменить наш рост, и, более того, наше поведение определяется предыдущим опытом. Может ли ваш бизнес иметь дело с клиентами, в каких конкретных ситуациях поведение самого поведения является результатом передачи семейной травмы? Эту травматическую травму не нужно повторять в новом поколении в форме идентичных взаимозаменяемых формул и может привести к глубоким травмам в любом измерении семейной системы.

В контексте эмоциональной динамики травматическая травма может привести к образованию нечистых эмоций, безудержному разделению детей, эмоциональным перерывам и почти всему табу неутвержденных эмоций. Нездоровая травма приводит к сохранению повышенной психосоматической уязвимости и внешности неверности в семейном невежестве, которая имеет тенденцию отражаться в любом эмоциональном или психосоциальном контексте, который напоминает контекст прошедшего травматического события.

Дисфункциональная семья (дисгармоничная) – семья, которая не обеспечивает личностного роста каждого из своих членов и блокирует их потребность в самоактуализации. Это ригидная семейная система, которая пытается сохранить привычные стереотипы взаимодействия вне зависимости от изменения внешних условий. В результате блокируются актуальные потребности самого «слабого» члена семьи (чаще ребенка), и у него появляется какое – либо заболевание (соматическое, психосамотическое, психическое расстройство)

Работает ли он с клиентами, которые сталкиваются с проблемой получения травмы между поколениями, требованиями специального терапевта? Работа в семейной среде, где несанкционированная динамика травматических травм пересекает границы психики человека и является суверенитетом всего поколения, означает не просто вхождение в область многопользовательского расистского негодования и повторных семейных трагедий. Терапевт входит в многослойную сеть неинтеллектуальной семейной динамики и табу эмоциональных ран, которые требуют максимальной чувствительности к не выражающим эмоциям и бессознательным спазмам, а также к постоянному использованию связи между кризисным вмешательством и психотерапией.

В характеристику семьи исследователи включают: функции семьи, структуру семьи и динамику развития семьи.

Функция семьи – сфера жизнедеятельности связанная с удовлетворением определенных потребностей каждого члена семьи, а также семью в целом и ее потребностей (общественных, групповых и индивидуальных). Андреева Т.В. (2004) выделяет:
1. Специфические функции семьи: рождение, содержание и воспитание детей;
2. Неспецифические: накопление и передача собственности, статуса, отдых и досуг, забота о здоровье и хорошем самочувствии членов семьи.

Обеспечение самообеспеченности, целостности и подлинности в качестве предпосылки для создания безопасного диапазона терапевтических условий требует непрерывного процесса самопознания, тесного контакта с самим собой, отражения нашего собственного бессилия, необходимого нам для работы с бессилием другого.

Мы не можем ожидать от любого члена семьи, что роль жертвы или многократная ярость над эмоционально неуместными родителями теряется, если нам не нужно заполнять эти пробелы в эго или создавать обманчивый контекст с способностью развязывать интенсивность общей истории. Терапевтическая работа с трансгенной травмой - это такой постоянный баланс между диссоциацией в профессиональной роли, которую терапевт защищает от самого себя, от способности совершенной уязвимости и совершенно открытого сердца, что является предпосылкой для того, чтобы не продолжать пытаться быть невозможным: понять смысл боли, которая является результатом трансгенерированные незарегистрированные травмы.

Отсюда вытекают основные функции семьи:

1.Репродуктивная функция, т.е. рождение детей, продолжение человеческого рода. Это не только количество детей, но и качественная характеристика, т.е. на сколько сможет семья приобщить новое поколение к культуре общества, вырастить духовно здоровых детей. Сокращение рождаемости связано с социально-экономическими условиями, централизацией людей в городе (в деревне рожали много детей так как нужны рабочие руки необходимые в хозяйстве), занятостью женщин, снижением смертности (ученые исследователи выявили прямую зависимость: раньше была высокая смертность и большая рождаемость, теперь смертность ниже прежних лет (в связи с большей продолжительностью жизни?) и рождаемость меньше).
2.Хозяйственно-бытовая функция - участие членов семьи в производстве средств к жизни; распределение семейных обязанностей; проблема лидерства в семье и управление.
3.Воспитательная функция – развитие личности ребенка, влияние семьи как коллектива на ребенка и влияние ребенка (детей) на родителей.
4.Коммуникативная функция – семья выступает посредником в контактах со средствами массовой информации, между членами семьи и природой, организация внутрисемейного общения.
5.Эмоциональная функция – организация отдыха, досуга; эмоциональная защита.
6.Сексуально-эротическая функция.
7.Духовная функция.

Очень трансгенное измерение семейной травмы - причина, по которой мы не можем найти, но нам не нужно работать со всей семьей, чтобы найти источники лечения для поколений семейной боли. Хронический уровень интенсивного стресса из-за постоянного стресса приводит в этих семьях к тому, что члены семьи чрезвычайно зависят от эмоциональной реактивности. Мы редко становимся свидетелями того факта, что только один член семьи может освободиться от нездоровых эмоциональных взаимосвязей, возобновить отношения с другим членом семьи или простить своего партизанского родителя, чтобы превратить трансформацию в глубокие преобразования в семейную анафему и начать с самоуверенных сил.

Инстинкт продолжения рода развивается у человека в потребность иметь детей, растить их и воспитывать. Без удовлетворения потребности продолжения рода человек не чувствует себя счастливым. Появление детей преображает супругов, пробуждается родительская любовь и совершенно новые чувства у женщин – материнство, у мужчин – отцовство.

1. Структура семьи по количеству детей:
А. Бездетные семьи, если 10 лет жизни без детей (16 процентов в России); не могут иметь детей (14 процентов). Из бездетных семей, каждая 3-я такая распадается по желанию мужа.
Б. Однодетные семьи. Здесь возможны следующие проблемы: 1. Социокультурного плана – ребенок будет более эгоцентричным, недостаточно будет развита культура общения; 2. Генетическая проблема, если ребенок «особый» или неполноценный.
В. Малодетная семья – не более 2 детей. Такая семья сочетает достоинства однодетных семей и избегает их недостатки.
Г. Многодетные семьи – 3 и более детей, считается самой крепкой семьей, в них мало разводов.

2. Структура семьи по составу:
А. Неполная семья (без 1 супруга) по причинам: развод, мать одиночка, смерть одного из супругов, усыновление или удочерение ребенка одним взрослым.

В России каждая 6-я семья неполная. Психологические следствия неполных семей: нарушение отношений между членами семьи, низкая успеваемость у детей, дети больше предпочитают быть вне дома. Положительный момент – дети рано взрослеют.
50 процентов всех правонарушений совершают подростки из неполных семей.

Б. Отдельная, нуклеарная семья – отдельно живущая супружеская пара с детьми или без них. Положительный момент – больше шансов для самовыражения. Отрицательный момент: молодые любят друг друга, но не умеют приходить к одному мнению либо выводу как следствие будут частые ссоры, несдержанность.

В. Расширенная семья, т.е. состоит из нескольких поколений. По статистике 70 процентов до 20 лет и 25 процентов до 30 лет молодых семей живут с родителями. Положительное в том, что нет проблем в воспитании детей, налаженный быт, сдержанность контролирует поведение молодых.

Г. Большая семья – 9 и более человек – межпоколенная или многодетная семья.

3. Структура семьи по типу лидерства, главенства:

А. Эголитарные – решения принимаются на совместном семейном совете (60 процентов).
Б. Авторитарные - один глава семьи, который принимает важные решения (мужчина в каждой 6 семье, женщина в каждой 8).

4. Структура семьи по укладу:
А. Семья отдушина (чуткость, откровение, доверие и т.д.).
Б. Детоцентрическая – дети ось, вокруг которой все вращается в семье (80 процентов).
В. Дискуссионные семьи (целенаправленные, устремленные, любят заниматься какам-либо делом: путешествовать, общаться, ходить в кино и т.д.)

5. Структура семьи по однородности социального состава:

А. Гомогенные или однородные (по образованию – 70 процентов)
Б. Социально гетерогенные (30 пр.) Разный уровень образования является причиной отсутствия общих интересов, ревность.

6. Структура семьи по качеству отношений и атмосфере в семье:

А. Благополучные семьи, где оба высоко ценят друг друга, высокий авторитет мужа, оба идут на уступки, на компромисс, существуют семейные традиции.
Б. Устойчивые семьи - без конфликтов, живущие долго.
В. Социально неблагополучные семьи (алкоголизм, трудные дети).
Г. Проблемные семьи, не умеющие сотрудничать, решать общие проблемы.
Д. Конфликтные семьи - психологическая несовместимость супругов. Дети в таких семьях вырастают невротиками. или с нарушением эмоциональной сферы.
Е. Педагогически слабые семьи, которые не в состоянии дать детям первичный запас знаний. Главное в такой семье одеть и накормить ребенка. Дети педагогически запущенные.
Ж. Нестабильные семьи - после 3 лет совместной жизни разводятся из-за неудовлетворенности в отношениях и стремлении перевоспитать друг друга. У детей из таких семей будет плохое поведение.
З. Дезорганизованные семьи - уровень отношений ниже уровня общественных отношений, объединяет лишь общая крыша.

7. Структура семьи по условиям семейной жизни:

А. Студенческая. Трудности материальные. Позитив – единство интересов, сплоченность, стремление к общей цели, к будущему.
Б. Дистантные семьи, которые в частых разлуках из – за профессии одного из супругов (моряк, геолог, стюардесса и т.д.). Позитив – постоянная острота чувств. Отрицательное - могут быть измены; дети видят пример отсутствия одного из родителей – складывается патерн семьи такого типа.

8. Структура семьи по географическому принципу:
городская, сельская.

9. Структура по направленности удовлетворения потребностей:
- естественные потребности;
- интеллектуальная направленность;
- промежуточный тип.

10. По количеству брачных партнёров выделяют
семью «моногамную» (один муж и жена) и «полигамную». Последняя
имеет два варианта: «полиандрия» - (многомужество) и «полигония» (многожёнство).

11. «Альтернативные стили жизни семьи» , к которым относят:
Гомосексуальные семьи (как мужские, так и женские), в том числе регистрируемые в некоторых странах. Групповой брак.

12. Наконец с точки зрения соответствия брачно-семейных отношений общественным нормам выделяют семьи:

А. Патриархальные (традиционные) отношения, в которых ориентируются на образцы, доминировавшие в прошлом: муж, «отец-кормилец», обеспечивает семью, принимает основные решения, касающиеся членов семьи; жена - не работает, воспитывает детей.
Б. Современные семьи отношения сочетаются нормами любви, эмоциональной близостью, взаимоуважение распространяется на всех членов семьи.

13. По участию в общественной жизни cовременные семьи делятся на: коллективистские и индивидуалистские.

Динамика развития семьи. Семейные роли. Мифы и семейные правила.

Функции и структура семьи изменяются с течением времени. Классификация этапов семьи по наличию детей и их развитию (Васильева,1975):
1.Зарождение семьи от заключения брака до рождения первого ребенка.
2.Рождение и воспитание детей. Этап заканчивается с началом трудовой деятельности детей.
3.Окончание выполнения семьей воспитательной функции, дети самостоятельные.
4.Дети взрослые живут с родителями и хотя бы один ребенок не имеет собственной семьи.
5.Супруги живут одни или с детьми, которые имеют собственных детей.

Целуйко В.М. (2004) выделяет периоды в развитии семьи, когда необходимо проявлять больше терпения, избегать опрометчивые поступки и решения. Эти периоды не все семьи благополучно преодолевают:
- первые дни после брака;
- 2-3 месяца спустя после начала супружеской жизни;
- полгода совместной жизни;
- год брака;
- после рождения первого ребенка;
- интервал 3-5 лет;
- 7-8 лет;
- после 12 лет совместной жизни;
- 20-25 лет совместной жизни.

Она выделяет 2 кризисных периода. В эти периоды часты разводы и опрометчевые повторные браки.

1 критический кризисный период между 3 и 7 годами при позитивном стечении обстоятельств длится около года. Исчезают романтические отношения, рост разногласий в быту, рост отрицательных эмоций, чувство неудовлетворенности, молчаливый протест, ощущение обманутости, упреков. Психологи рекомендуют ограничить разговоры о супружеских отношениях, избегать обсуждение практических проблем. Говорить о профессиональных интересах. Супруги должны самостоятельно искать выход, вмешательство третьих лиц может усугубить положение.

2 кризисный период между 13- 23 годами. Он менее глубокий, но более длительный по времени, чем первый. Он совпадает с возрастом «кризиса середины жизни». Ощущается тяжелый пресс времени, ощущение что человек не успеет сделать все задуманное. Социальное окружение оценивает человека по тому, чего он достиг. Результатом кризиса является выработка нового образа своего «Я», переосмысление жизненных целей. Этот кризис трудное испытание для семьи.

Классификация семейных ролей:

1. Партнер, ориентированный на равноправие: ожидает равных прав и равных обязанностей.
2. Романтический партнер: ожидает душевного согласия, хочет создать крепкие узы любви, сентиментален. Чувствует себя обманутым, если партнер отказывается играть в эти игры.
3. Родительский партнер: заботится о другом с удовольствием, воспитывает другого (партнер должен занимать позицию ребенка).
4. Детский партнер: привносит в супружество спонтанность, непосредственность и радость, но с помощью слабости и беспомощности приобретает власть над другим.
5. Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности, ответствен и трезв в оценках. Может ошибаться в отношении переживаний своего партнера.
6. Товарищеский партнер: хочет быть сотоварищем и ищет такого же спутника. Не претендует на романтическую любовь и принимает обычные тяготы семейной жизни как неизбежные.
7. Независимый партнер: сохраняет дистанцию по отношению к партнеру. Избегает интимность и хочет, чтобы партнер относился с уважением к его требованиям.

Ролевые позиции зависят от того, какую модель брачного союза супруги хотят создать с учетом личных установок и своих представлений о роли каждого из них в браке.

Мифы и семейные правила.

Мифы – семейные легенды, представляют собой хорошо интегрированные, но неправдоподобные убеждения, которые поддерживают все члены семьи. Эти убеждения не подвергаются никакому сомнению. Цель – поддержание устойчивого состояния семьи. По В.Сатир, семейные нарушения – это следствие существующих мифов и семейных легенд.

Наиболее распространенные мифы: счастливые супруги не спорят; пространственная близость необходима для сплочения семьи; в благополучных браках супруги все рассказывают друг другу; появление ребенка разрешит все проблемы; развод выход из конфликта.

Семейные легенды способствующие семейным дисфункциям: все наши дети получают хорошие отметки, учатся в вузах; женщины в нашей семье немножко сумасшедшие; наша семья много работает, а другие лодыри.
Примеры мифов: мать – больной человек; я хочу только добра;
мужчины – дети; а что скажут люди.

Семейные правила – например: дети не должны говорить, когда говорят взрослые; стучи, перед тем как открыть дверь; нельзя есть продукты их холодильника без разрешения мамы
Осознание правил позволяет пересмотреть их, переоценить и начать свободную жизнь.

Литература:
1. Андреева Т.В. Семейная психология. - СПб.,2004
2. Белозуб Г.И. Брак от рассвета до заката. - СПБ., 2002
3. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии.– М.,1995
4. Системная семейная психотерапия. Под ред. Э.Г.Эйдемиллера.- СПб., 2002
5. Соловьев Брак и семья сегодня. - Вильнюс, 1977
6. Харчев Брак и семья в СССР. - М.,1979
7. Целуйко В.М. Психология современной семьи.- М.,2004

Психология семейных отношений изучает проблемные вопросы и ситуации, которые возникают в области реализации личностных стремлений, целей в семейных отношениях. Практически каждый сегодня сталкивается с проблемами сохранения и поддержания теплых семейных взаимоотношений. Часто так случается, что чем продолжительнее время совместного проживания партнеров, тем острее проявляются разногласия, конфликты, эмоциональные реакции друг на друга. Семья является важнейшим социальным институтом, влияющим как на отдельную личность, так и на социум в целом. Она характеризуется довольно трудными взаимоотношениями двух разных индивидуальностей.

Семейные отношения

Каждая семья — это малый социально-психологический коллектив или группа, которая базируется на основе личных и доверительных взаимоотношений между двумя супругами, их родителями и детьми. Её структура, социальная активность, нравственно-психологический климат имеет зависимость не только от условий тотального характера, закономерностей и общих обстоятельств, но и от специфических ситуаций, формирующих семью.

Психология семейных отношений зависит от обстоятельств, в которых живет и функционирует образовавшаяся ячейка общества. Среди них различают уровень образованности обоих супругов, их культуру, ценности, моральность, традиции, местожительства, нравственность и др. От перечисленных условий зависит способность супругов к сплочению и консолидации. Они накладывают неизгладимый отпечаток на характер семейных взаимоотношений, обуславливают специфику таких взаимоотношений.

Проблемы в семье, динамику отношений, причины развода, одиночество в семейных взаимоотношениях, семейного воспитание – эти и другие вопросы изучает психология семьи и семейных отношений.

Среднестатистическая семья обычно состоит из 3-4 человек. Ее ядро составляет супруги и их дети. Часто новообразовавшиеся семьи проживают совместно с родителями одного из партнеров. Каждый член семьи характеризуется нахождением в непрерывном взаимодействии с остальными её членами, играет определённую роль в семье, беспокоится об удовлетворении некоторых потребностей семьи в целом или отдельно каждого, а также интересов социума. Личные качества партнеров, характер их взаимоотношений, обуславливают специфику осуществления свойственных семье функций и ее облик.

Коммуникационное взаимодействие в семье обеспечивает целенаправленность и слаженность усилий партнеров для достижения определенных целей, жизненно важных для семьи, для удовлетворения индивидуальной потребности человека в духовном единстве с любимым. Духовные взаимоотношения супругов являются неотъемлемой частью интимных.

Семьей, в широком смысле, является социально-экономическая ячейка общества, которая характеризуется совместным ведением домашнего быта и бюджета семьи, потребляются различного рода услуги, происходит удовлетворение потребностей в еде, местожительстве, одежде и т. д. Реализация этой хозяйственной функции лежит на обоих супругах. Глубокое овладение выбранными профессиями гарантирует партнерам стабильную заработную плату, а семье – материальный достаток.

Культурный досуг и воспитание являются важнейшими функциями ячейки общества. Семейный досуг заключается в создании особой атмосферы теплоты, позволяющей личности полностью раскрыться и реализовать себя. Воспитательная функция заключается в заботе о детях и старшем поколении. Именно от семейного воспитания зависит, каким вырастет ребенок и сможет ли он полноценно развить свою личность и реализовать себя. Также на родителях лежит обязанность защищать интересы и права детей, заботиться об их духовном, физическом и умственном развитии.

Психология семейных отношений, как наука отмечает, что с прогрессирующим развитием цивилизации наблюдается целый ряд тревожных тенденций, которые свидетельствуют о разрушающих обстоятельствах в семейной жизни, затрагивающих супружеские и детско-родительские отношения. Такие негативные тенденции связаны с социально-экономическими обстоятельствами: нестабильностью социальной системы, проблемами трудовой занятости, низким уровнем жизни, изменением традиционно сложившейся ролевой структуры семьи и разделения функций между партнерами.

Резко выросло количество неблагополучных семей, которые характеризуются одного из партнеров или обоих (алкоголизм, наркомания, ), расстройством коммуникационного взаимодействия, неудовлетворенными потребностями партнеров в любви, уважении и признании. Все это становится причиной резкого возрастания эмоциональных и личностных расстройств индивидов, напряженности, тревожности, депрессивных состояний, потери чувства любви, нарушения личностного роста.

Еще одной не менее тревожной тенденцией является снижение уровня рождаемости и увеличение количества семей с одним ребенком, что ведет к нарушению коммуникативной компетентности детей, которые растут в таких семьях. Увеличение количества разводов также является серьезной проблемой современного общества.

Психология семейных отношений призвана решать перечисленные проблемы, помогать супругам грамотно взаимодействовать в семейных отношениях, показывать, как должны развиваться здоровые семейные отношения после рождения ребенка.

Существует следующая классификация поведения в браке партнеров, предложенная Сейгером:

— равноправное поведение характеризуется ожиданием равных обязанностей и прав;

— романтическое поведение характеризуется ожиданием душевной гармонии, крепкой любви, сентиментальностью;

— родительское поведение характеризуется удовольствием заботиться о другом партнере, воспитанием его;

— детское поведение характеризуется привнесением в супружеские отношения спонтанности, радости и непосредственности, однако наряду с этим приобретением власти над другим партнером посредством проявления беспомощности и слабости;

— рациональное поведение характеризуется слежением за проявлением эмоций, чувств, при этом точно соблюдая права и обязанности друг друга, ответственностью и трезвостью в оценивании;

— товарищеское поведение характеризуется желанием стать супругу соратником и поиском для себя такого же партнера. Товарищеский тип супруга не претендует на романтические чувства и воспринимает в качестве неизбежного обыденные тяготы семейных отношений;

— независимое поведение характеризуется сохранением в браке некоторой дистанции относительно своего партнера.

Также существует классификация профилей брака: комплиментарный, метакомплиментарный и симметричный профиль.

В симметричном супружестве оба партнера имеют равные права и обязанности, никто не подчиняется другому. Все проблемы в таком браке решаются посредством соглашения или компромисса.

В комплиментарном супружестве один партнер всегда главенствует, а второй – подчиняется, дожидается инструкции.

В метакомплиментарном супружестве доминирующего положения достигает партнер, который осуществляет свои цели посредством подчеркивания собственных слабостей, неумелости или бессилия, при этом, манипулируя при помощи такого поведения партнером.

Каждая семья вне зависимости от манеры построения взаимоотношений имеет определенные кризисы семейных отношений по годам.

Психология семейных отношений направлена на то, чтобы помочь людям преодолеть такие кризисы без потерь для себя, учит индивидов, как разнообразить современные семейные отношения, чтобы избежать развода.

Семейно-правовые отношения

Семейно-правовыми отношениями называются имущественные или неимущественные взаимоотношения, обусловленные семейным законодательством и регулирующиеся нормами семейного права, в редких случаях, гражданско-правовыми нормами. В семейно-правовых отношениях все участники процесса юридически взаимосвязаны наличием общих субъектных обязанностей и прав. Они возникают вследствие влияния семейно-правовых норм на общественные отношения.

Семейно-правовые отношения различного характера могут регулироваться, кроме норм семейного законодательства, еще и другими отраслями права. Исходя из содержания семейных правоотношений, их можно разделить на личные и имущественные.

В зависимости от специфики содержания их подразделяют на супружеские и родительские. Если брать за основу субъектный состав, то семейные правоотношения делятся на сложные и простые. Сложные правоотношения, которые состоят из трех участников процесса, в свою очередь, делятся на взаимоотношения между родителями и их совершеннолетними детьми, родителями и их несовершеннолетними детьми. Простыми называются взаимоотношения, которые состоят из двух участников, и бывают между двумя супругами и между бывшими супругами.

Исходя из разделения прав и обязанностей, семейно-правовые отношения дифференцируют на односторонние и двусторонние.

По тому, насколько семейные правоотношения индивидуализированы, они бывают относительными и абсолютными. Относительные – это когда поименно определены абсолютно все участники процесса. Абсолютные – индивидуализирована только лишь одна сторона правоотношений.

Исходя из наличия публичного интереса, семейно-правовые отношения делят на регулируемые императивно и отношения, характеризующиеся публичным интересом и отсутствием такого интереса.

Правоотношения, регулируемые императивно наблюдаются при усыновлении. Правоотношения, характеризующиеся публичным интересом, наблюдаются при алиментных отношениях. В таких отношениях осуществление прав и обязанностей, инициатива защиты принадлежит участникам процесса. Отношения, характеризующиеся отсутствием публичного интереса, реализуются только лишь на диспозитивных началах.

Главными в семейном праве считаются личные правовые отношения между всеми членами семьи. Именно они, в большинстве своем, и обуславливают содержание имущественных семейно-правовых отношений. Исходя из этого, следует сделать вывод, что содержание семейно-правовых отношений включает в себя права и обязанности абсолютно всех субъектов таких правоотношений. Конкретизация прав и обязанностей, их объем содержатся в нормах семейного права, которые регулируют семейные взаимоотношения, такие как заключение брачного союза и его расторжение, личные и имущественные взаимоотношения между партнерами, алиментные взаимоотношения между всеми членами семьи, между родителями и детьми, между усыновителями и усыновленными и т. п.

Субъектами семейно-правовых отношений называются их участники, обладающие семейными правами и несущими обязанности.

Для того чтобы дифференцировать семейно-правовые отношения от семейных отношений, которые не регулируются нормами права, с одной стороны, а с другой — от прочих правовых отношений, следует выделить их следующие специфические черты. Первое – абсолютно все семейно-правовые отношения имеют длящийся характер. Второе – личные неимущественные семейные взаимоотношения являются определяющими и выражают существенное воздействие на имущественные отношения не числом, а значимостью. Третье – семейно-правовые отношения проистекают из семейных взаимосвязей, которые перечислены в законодательстве, именно это предназначает субъектный состав участников процесса.

Семейно-правовыми отношениями считаются только лишь правоотношения между членами одной семьи. Прочие правовые отношения являются административно-правовыми или процессуальными. Относительно взаимоотношений между индивидами, которые только намереваются вступить в брак, однако еще не зарегистрировали его, принято считать, что никаких правоотношений между ними вообще не возникает.

Брачно-семейные отношения

Брачно-семейные отношения являются довольно сложной структурой современного общества. Согласно данным официальной статистики, больше половины зафиксированных браков разрушаются. Однако сложно назвать конкретные проблемы брачных взаимоотношений, т.к. повод для развода у каждой семьи свой.

Выделяют несколько основных типов брачно-семейных взаимоотношений. В зависимости от устанавливаемого типа отношений в новообразовавшейся семье можно судить о продолжительности брака, о семейных отношениях и о том, каким будет развитие образовавшейся ячейки общества.

Психология семейных отношений, исходя из семейного стажа, брачные союзы подразделяет на молодоженов, молодую семью, семью в ожидании ребенка, семью среднего возраста, старшего и пожилого супружеского возрастов.

Молодожены – это индивиды, находящиеся в эйфории после свадебного торжества, они еще не знают какие подводные камни их ждут на пути совместной жизни и не думают, что когда-нибудь перед ними встанет вопрос «как наладить семейные отношения».

Молодая семья характеризуется пониманием того, что одной любви недостаточно для построения крепкого брака, что в отношениях важна забота, доверие и взаимопонимание.

Семья в ожидании первенца характеризуется серьезными переменами в отношениях, формированием нового уклада жизни.

Семейные отношения среднего возраста (около 10 лет вместе) характеризуется возникновением рутинности, разного рода конфликтов. Данный период – это необходимость пересмотра привычного уклад жизни и добавление в него новых совместных интересов для сохранения семьи и прежних отношений. Здесь актуальным становится вопрос «как разнообразить семейные отношения».

Семья старшего возраста характеризуется выходом на первый план совместных интересов и умения договариваться.

Семья пожилого возраста характеризуется появлением внуков, открывается второе дыхание, появляется новый интерес – интерес к внукам.

В зависимости от количества детей, семьи бывают бездетными (около 16% всех семей), однодетными (50%), малодетными (2 ребенка) и многодетными (более 2 детей).

Исходя их качества семейных отношения, браки бывают устойчивыми, благополучными, конфликтными, проблемными и социально-неблагополучными. Также семьи бывают полными и неполными (отсутствует в силу каких-то причин один из родителей).

Психология семейных отношений выделяет некоторые факторы, которые воздействуют разрушающе на брачно-семейные отношения. К ним относят:

— конфликтные взаимоотношения или распад семьи родителей одного из партнеров либо обоих;

совместное проживание с родителями на их жилплощади;

— вмешательство родителей во взаимоотношения супругов;

— употребление либо обоими партнерами, либо одним из них спиртных напитков, наркотиков;

— многочисленные измены и отсутствие доверия;

— любые пристрастия негативного характера обоих из супругов или одного (например, тяга к азартным играм);

— вынужденное раздельное проживание партнеров (например, вахтовый метод работы или длительные командировки);

— чрезмерная профессиональная занятость жены (такая семья называется «бикарьерной);

— ранний либо поздний брак;

— брак «по залету» (такой брак называется «стимулированным»);

— рождение первенца в первые 1-2 года супружества;

— высокая конфликтность обоих партнеров;

— невозможность иметь детей по каким-либо причинам или бесплодие одного из партнеров;

— физическое истощение или постоянные перегрузки из-за учебы или работы;

— чрезмерный эгоизм одного или обоих партнеров;

— нереальные ожидания.

Как наладить семейные отношения? Этот вопрос уже не одно десятилетие волнует психологов, социологов и простых людей, вступающих в брак. Для сохранения отношений следует обсуждать их вдвоем, изначально распределить обязанности, определить все «можно» и «нельзя», не вовлекать в отношения других людей (неважно родных или нет). Существует мнение, что как только семейные проблемы становятся достоянием социума, семья начинает рушиться в ускоренных темпах.

Психология семейных отношений отмечает, что любые семейные отношения имеют определенные кризисы по годам, которые наступают через определенные интервалы времени. Первый кризис наступает на первом году жизни молодоженов, следующий на третьем, затем на пятом, седьмом, десятом, а дальше каждые 10 лет.

Семейные отношения кризисы

Учеными установлен тот факт, что людям, вступающим в брак по взаимной договоренности, а не по любви, намного легче преодолеть кризисы семейной жизни.

Зарождение семьи или кризис первого года совместной жизни супругов. Наверное, каждый человек, хотя бы один раз на протяжении жизни задавался вопросом, почему все сказки заканчиваются свадьбой главных героев и ни в одной не повествуется об их дальнейшей совместной жизни. Это связано с тем, что после свадебного торжества через некоторое время трудности только начинаются. Два абсолютно разных существа, один из которых мужчина, а другая женщина, начинают жить под одной крышей и вести совместное хозяйство. При всем при этом, каждый из них уже привык к определенному укладу жизни. И хотя данный этап всегда характеризуется восторженным отношением, нередко он заканчивается разочарованием, так как ожидания оказались не реализованными. Однако если партнеры сознательно и обдуманно приняли решение вступить в брак, на первом году совместной жизни особых трудностей наблюдаться не будет. В этом периоде следует научиться разговаривать с партнером, слушать его и слышать. Данный период всегда характеризуется притиркой партнеров друг к другу. Постепенно исчезают розовые очки, через призму которых нам виделся супруг, и оказывается, что он вовсе не идеален, а обычный человек со своими слабостями, недостатками и достоинствами.

У некоторых пар кризис наступает не на первом году жизни, а уже на третьем. Все зависит от индивидуальных черт характера супругов, от модели поведения родительских семей. В этом периоде нужно научиться уважать партнера, а также осознать, что у всех людей есть недостатки, что идеальных просто не существует. Хотя семейные проблемы в отношениях существуют неразделимо друг от друга, все таки не бывает непреодолимых преград на пути двух любящих сердец.

Кризис пяти лет характеризуется появлением первенца в семье. Оба родителя безумно рады этому, однако они далеко не так представляли себе все, что связано с заботой о малыше. Данный период характеризуется хроническим недосыпанием. Наряду с этим мужчина мучается от недостатка внимания и ласки со стороны жены, а женщина страдает от буйства гормонов, которые заставляют ранее спокойную и разумную даму трансформироваться в мегеру.

Семейные отношения после рождения ребенка являются одними из самых трудных, в них наблюдается некоторое отчуждение и охлаждение партнеров друг к другу. В этот период рекомендуется привлекать к воспитанию малыша бабушек или квалифицированных нянь. Нужно распределить обязанности, чтобы женщина могла отдыхать. Забота о малыше должна лежать на обоих родителях, а не только на женщине.

Следующий кризис наступает на седьмом году совместной жизни партнеров. Эти две значимые даты считаются одними из самых трудных периодов семейной жизни. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы его можно было отдать в детский садик. Женщина, ощущая себя загнанной лошадью, которая кроме кухни ничего не видела, стремится выйти на работу. И все равно какую, лишь бы не сидеть дома. Однако бытовые заботы так остаются висеть тяжким бременем на ее плечах. С трудоустройством ей придется совмещать не только быт, заботу о муже и ребенке, но и свою новоиспеченную работу. На данном этапе компромисс нужно искать именно сильной половине.

Десять лет совместной жизни характеризуется налаженностью быта, интимных и душевных взаимоотношений, общения, работы. На данном этапе инициирующей развод стороной чаще становится женщина. Супруги уже пресытились, и немножко надоели друг другу. Большинство мужей, жалуются, что жены перестали делить с ним их увлечения, стали игнорировать романтические порывы, что ведет к появлению связей на стороне. Молодые любовницы позволяют мужчинам вновь почувствовать себя молодыми охотниками-завоевателями. Однако при всем при этом, мужчины даже и не помышляют о разводе. При угрозе разоблачения порочной связи легко расстается с любовницей, чтобы завести через время новую. Для мужчин довольно сложно разрушить устоявшийся быт, комфортный образ жизни, семью. Они слишком ценят свои силы, которые потратили на создание семьи. В этом периоде нужно понимать, осознавать возникшие проблемы и бросить все силы на борьбу с монотонностью и однообразием для сохранения семьи.

Психология семейных отношений отмечает, что следующий кризис связан с взрослением детей. Они уже совсем взрослые, у них свои интересы, они уже не так нуждаются в родительской опеке. Вмиг опустевший дом вызывает ощущение потерянности, ненужности, бесполезности, пустоты и множество других подобных эмоций. Для того чтобы взять над ними контроль, следует трезво оценить возникшую ситуацию и сделать все возможное для извлечения из нее максимума удовлетворения. Для начала, нужно понять, что жизнь не заканчивается с уходом детей из дома. Это, наоборот, открывает новые возможности для личностной реализации. Также этот период характеризуется ощущением того, что и в профессиональной деятельности все достигнуто и дальше некуда стремиться.

Как разнообразить семейные отношения? На этом этапе нужно пытаться отыскать новые жизненные задачи и заново учиться жить друг с другом. Нужно понимать, что сохранение отношений – это каждодневный тяжелый и упорный труд, который должен иметь совместную направленность. Это означает, что семья сохранится только в том случае, если оба супруга вместе этого хотят и совместно направляют усилия на достижение цели.

Семейные отношения и проблемы на данном этапе заключаются в том, чтобы переосмыслить свое отношение к окружающим и своему партнеру. Психологи дают несколько общих моделей поведения при возникновении кризисных ситуаций. Во-первых, никогда не следует, как говорится, «закусывать удила». Компромисс – это идеальный выход из любой проблемной ситуации. Во-вторых – ни при каких обстоятельствах не следует оскорблять партнера как личность. Если вы в чем-то обвиняете супруга, то следует избегать формулировок такого типа, как «ты всегда …». Лучше придерживаться фразы, типа «мне неприятно, когда ты…», «мне грустно проводить вечера без тебя» и т.д. Любые конфликты следует решать без посторонних. В-третьих – у каждого из супругов должно быть личное пространство. В-четвертых, старайтесь проявлять интерес к увлечениям друг друга.

Психология семейных отношений делает акцент на том, что кризис в отношениях, вне зависимости от того, когда он наступил – это еще один шаг вперед, возможность выхода за границы прежних отношений.

Кризис в отношениях – это помощь партнерам осознать не только отрицательное, но и то хорошее, ценное, что их объединят и связывает. А вот распад семьи является последствием неправильно пройденного кризиса. Никогда не требуйте и не настаивайте на чем-либо. Старайтесь поддерживать партнера во всем. Не жертвуйте собой ради супруга. И уж тем более не следует попрекать партнера тем, что вы ради него сделали, а он не оценил. Вспомните, ведь вы пошли на жертвы сознательно, никто вас об этом не просил.

Самое главное для преодоления любых кризисов семейной жизни – никогда не замалчивать проблемную ситуацию. Нужно научиться обговаривать друг с другом сложившиеся ситуации. Позиция страуса тут не сработает. Если не искать выхода из проблемных ситуаций – проблемы только усугубятся. Не стоит думать, что кризис сам пришел и сам уйдет.

Иногда не лишним будет отдохнуть друг от друга. Многие психологи считают, что даже горячо любящим людям хотя бы две недели в году необходимо проводить отдельно друг от друга. Если есть желание сохранить отношения, а побороть ворох свалившихся проблем не получается самостоятельно, то можно обратиться за профессиональной психологической помощью.

С другой стороны, если проблемы решить не получается, может нужно посмотреть на ситуацию с другой стороны? Задайте себе вопрос: действительно вам подходит эта женщина (мужчина). И дайте себе честный ответ на него.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ