Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Проблемы современного общества: какими будут последствия? Тема лекции общество как социальная система Типы обществ в современном мире.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра политологии и правоведения

Дисциплина: Социология

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

«Традиционные общества в современном мире»

Выполнила ст. гр. 2-А-V

А.И. Кирячек

Руководитель к.ф.н., доцент

Л. В. Балтовский

Санкт-Петербург - 2012

Введение

Заключение

традиционный модернизация индустриальный

Введение

Неравномерность, присущая развитию человеческой цивилизации вообще, обуславливает и в наше время существование глубоких различий в развитии стран и народов. Если одни страны имеют высокоразвитые производительные силы, другие выходят уверенно на уровень среднеразвитых стран, то в третьих еще только происходит процесс становления современных структур и отношений.

Основополагающие события последних десятилетий, такие, как глобализация, локальная и международная нестабильность, рост фундаментализма в исламском мире, национальный ренессанс (выражающийся во все усиливающемся интересе к самобытным, национальным культурам), создавшаяся в связи с человеческой деятельностью угроза экологической катастрофы делают актуальным вопрос о закономерностях и направленности тенденций мирового социального развития.

Однако значительная их часть может быть сведена к проявлениям такого глобального процесса, как модернизация традиционных обществ, затрагивающего все общества и государства. На наших глазах культуры и цивилизации, на протяжении веков сохранявшие более или менее незыблемые основы своего жизнеустройства, стремительно меняются и приобретают новые черты и качества. Начало этому процессу было положено во время европейской колонизации, когда традиционные общества Азии, Африки и Латинской Америки стали трансформироваться - либо извне, усилиями самих колонизаторов, либо изнутри, чтобы сохранить свою самостоятельность и противостоять новому и сильному противнику. Толчком модернизации стал именно вызов со стороны западной цивилизации, на который традиционные общества вынуждены были давать «ответ». Российские авторы, говоря о громадной разнице в уровнях развития передовых и развивающихся стран, оперируют выразительным образом «расколотой цивилизации». «Итог ХХ столетия, почувствовавшего вкус земного изобилия, познавшего вкус «позолоченного века», века научно-технического прорыва и интенсивнейшего прорыва производительных сил общества, - пишет А.И. Неклесса, - итог этот, в общем и целом все же неутешителен: на пороге третьего тысячелетия существования современной цивилизации социальное расслоение на планете Земля не уменьшается, а растет» Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). СПб, 2000. С.55.

Условия существования в бедных странах Третьего мира: около миллиарда людей там оторваны от производительного труда. Каждый третий житель Земли все еще не пользуется электричеством, 1,5 млрд. не имеют доступа к безопасным источникам питьевой воды. Все это порождает социально-политическую напряженность. Количество эмигрантов и жертв межэтнических конфликтов стремительно возросло с 8 млн. человек в конце 1970-х гг. до 23 млн. человек к середине 1990-х гг. Еще 26 млн. человек являются временными переселенцами. Эти факты дают основание говорить об «органической недемократичности глобального универсума, его…сословности» Неклесса А.И. Конец цивилизации, или конфликт истории // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3. С.33.

Модернизация происходит в обществах, в которых вплоть до настоящего времени в значительной степени сохраняется традиционное мировоззрение, влияющее как на особенности экономического и политического устройства, так и на характер и направленность изменений, вызванных модернизацией.

Современные ученые считают, что 2/3 населения земного шара в большей или меньшей степени имеет в своем образе жизни черты традиционных обществ.

Противостояние «современного» и «традиционного» возникло в результате крушения колониальной системы и необходимости адаптировать вновь появившиеся на политической карте мира страны к современному миру, современной цивилизации. В период с XVII и до начала XX века западные страны, используя в случае необходимости свое военное превосходство, превратили районы, ранее занятые традиционными обществами, в свои колонии. И хотя сегодня практически все колонии добились независимости, колониализм радикально изменил социальную и культурную карту земного шара. В некоторых регионах (в Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии), которые были населены относительно немногочисленными племенами охотников и собирателей, европейцы теперь составляют большинство населения. В других частях света, включая большую часть Азии, Африки и Южной Америки, пришельцы остались в меньшинстве. Общества, принадлежащие к первому типу, такие, как Соединенные Штаты, со временем превратились в индустриальные страны. Общества второй категории находятся, как правило, на гораздо более низком уровне индустриального развития, и нередко их называют странами третьего мира. Мировой рынок, начал складываться в эпоху Великих географических открытий, но только к началу 900-х гг. охватил весь мир. Практически весь мир оказался открытым для экономических связей. Европейский мир-экономика принял планетарный масштаб, он стал глобальным.

В конце XIX в. сложилась система глобального капитализма. Синцеров Л.М. Длинные волны глобальной интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 5. Но на деле процессы модернизации начались намного раньше, еще в колониальные времена, когда европейские чиновники, будучи твердо уверены в благотворности и полезности своей деятельности для «туземцев», истребляли их традиции и верования, которые, по их мнению, были вредны для прогрессивного развития этих народов. Тогда предполагалось, что модернизация, прежде всего, подразумевает внедрение новых, прогрессивных форм деятельности, технологий и идей, что она является средством ускорения, упрощения и облегчения пути, который все равно предстоит пройти этим народам.

Разрушение многих культур, последовавшее за насильственной «модернизацией», привело к осознанию порочности подобного подхода, необходимости создания научно обоснованных теорий модернизации. Группа американских антропологов под руководством М. Херсковица в ходе подготовки Всеобщей декларации нрав человека, проходившей под эгидой ООН, предложила исходить из того, что в каждой культуре стандарты и ценности имеют особенный характер, поэтому каждый человек вправе жить согласно тому пониманию свободы, которое принято в его обществе. К сожалению, возобладала универсалистская точка зрения, вытекавшая из эволюционного подхода, и сегодня в этой Декларации записано, что права человека едины для представителей всех обществ, независимо от их традиций. Но ведь не секрет, что записанные там права человека представляют собой постулаты, сформулированные именно европейской культурой.

Считалось, что переход от традиционного общества к современному (а он считался обязательным для всех культур и народов) возможен только через модернизацию.

Научное осмысление модернизации нашло выражение в целом ряде разнородных концепций, стремящихся объяснить процесс закономерного перехода от традиционных обществ к современному, далее -- к эпохе постсовременности. Так возникли теория индустриального общества (К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер), концепция формальной рациональности (М. Вебер), теория механической и органической модернизации (Э. Дюркгейм), формальная теория общества (Г. Зиммель). Различаясь своими теоретическими и методологическими установками, они, тем не менее, едины в своих неоэволюционистских оценках модернизации, утверждающих, что:

Изменения в обществе являются однолинейными, следовательно, менее развитые страны должны пройти путь вслед за развитыми:

Эти изменения необратимы и ведут к неизбежному финалу -- модернизации;

Изменения носят постепенный, накопительный и мирный характер;

Все стадии этого процесса должны быть неизбежно пройдены;

Особую важность имеют внутренние источники этого движения;

Модернизация улучшит жизнь в этих странах.

Также было признано, что процессы модернизации должны начинаться и контролироваться «сверху» интеллектуальной элитой. По сути, это осознанное копирование западного общества.

Механизм модернизации все теории рассматривали как спонтанный процесс. Предполагалось, что, если устранить мешающие барьеры, все пойдет само собой, достаточно показать преимущества западной цивилизации (хотя бы по телевизору), как всем тут же захочется жить так же.

Но действительность опровергла эти теории. Далеко не все общества, увидев поближе западный образ жизни, устремились ему подражать. А те, кто пошел по этому пути, быстро познакомились с изнанкой этой жизни, столкнувшись с ростом нищеты, социальной дезорганизацией, аномией, преступностью. Кроме того, десятилетия показали, что далеко не все в традиционных обществах плохо и некоторые их черты прекрасно уживаются с суперсовременными технологиями. Это доказали прежде всего Япония, Южная Корея, чем поставили под сомнение прежнюю твердую ориентацию на Запад. Исторический опыт этих стран заставил отказаться от теорий однолинейного мирового развития как единственно верных и сформулировать новые теории, которые возродили цивилизационный подход к анализу этнокультурных процессов.

1. Концепции традиционного общества

Под традиционным обществом понимают докапиталистические (доиндустриальные) общественные уклады аграрного типа, для которых характерны высокая структурная устойчивость и способ социокультурной регуляции, основанный на традиции. В современной исторической социологии как традиционное общество рассматриваются стадии доиндустриального общества - малодифференцированная (общинная, родоплеменная, существующие в рамках "азиатского способа производства"), дифференцированная, многоструктурная и классовая (типа европейского феодализма) - в основном по следующим концептуальным соображениям:

· пo сходству отношений собственности в первом случае непосредственный производитель имеет доступ к земле только через род или общину, во втором - через феодальную иерархию владетелей, что равно противостоит капиталистическому принципу неделимой частной собственности);

· некоторым общим особенностям функционирования культуры (огромная инерционность однажды принятых культурных образцов, обычаев, способов действия, трудовых навыков, неиндивидуальный характер творчества, преобладание предписанных моделей поведения и т. п.);

· наличию в обоих случаях относительно простого и устойчивого разделения труда, тяготеющего к сословному или даже к кастовому закреплению.

Перечисленные особенности подчеркивают отличие всех прочих типов общественной организации от индустриально-рыночных, капиталистических обществ.

Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент» Знание-Сила, № 9, 2005, «Демографические странности»

2. Специфические черты и особенностей развития развивающихся стран

В группу РС входит свыше 120 государств. К чертам (признакам) стран развивающегося мира, прежде всего, относят:

Переходный характер внутренних социально-экономических структур (дальность, многоукладность экономики PC);

Относительно низкий в целом уровень развития производительных сил, отсталость сельского хозяйства, промышленности, сферы услуг; и, как следствие,

Зависимое положение в системе мирового хозяйства.

Подразделение развивающихся стран осуществляется по таким индикаторам, как уровень и темпы их экономического развития, положение и специализация в мировом хозяйстве, структура экономики, обеспеченность топливно-сырьевыми ресурсами, характер зависимости от основных центров соперничества и т. п. Среди развивающихся стран принято выделять экспортеров и неэкспортеров нефти, а также государства и территории, которые специализируются на экспорте готовых изделий.

Можно подразделить их следующим образом: верхний эшелон составляют «новые индустриальные страны» - НИС (или «новые индустриальные экономики» -- НИЭ), далее следуют страны со средним уровнем экономического развития и, наконец, наименее развитые (или часто - беднейшие) государства мира.

Для доиндустриальной стадии производства характерны следующие черты:

· преобладает первичная сфера экономики (сельское хозяйство);

· подавляющая часть трудоспособного населения занята земледелием и животноводством;

· в хозяйственной деятельности господствует ручной труд (прогресс наблюдался только в переходе от простых инструментов к сложным);

· в производстве очень слабо развито разделение труда и веками сохраняются примитивные формы его организации (натуральное хозяйство);

· в массе населения преобладают самые элементарные потребности, находящиеся вместе с производством в застойном сосании.

· Слабость инфраструктуры.

· Численность населения менее 75 млн. чел.

Исходная стадия производства до сих пор типична, например, для некоторых стран Африки (Гвиана, Мали, Гвинея, Сенегал и др.), где в сельском хозяйстве занято две трети населения). Примитивные орудия ручного труда позволяют работнику 4ю-кормить не более двух человек.

К странам, находящимся в процессе вялотекущего втягивания в систему капиталистических отношений , относятся

1) Страны Латинской Америки

Производство в этих странах, за исключением Чили и Мексики, либо модернизируется слабо (Аргентина, Бразилия), либо не модернизируется совсем, что предопределяет низкую конкурентоспособность экспортных товаров (например, аргентинских и бразильских автомобилей).

Преобразования в экономике зачастую осуществляются в отрыве от социальной сферы.

2) Развивающиеся страны Африки, для которых характерно:

Характер и темпы экономического роста находятся под воздействием ряда сдерживающих факторов, среди которых, помимо негативного влияния расточительного государственного сектора и неразвитой экономической инфраструктуры, следует назвать внутреннюю политическую нестабильность, межгосударственные конфликты, сокращение притока финансовых ресурсов извне, ухудшение условий торговли, затруднение доступа к международным рынкам.

Сильная зависимость экономики африканских государств от внешних факторов, и прежде всего от торговли с зарубежными странами; ее оздоровление может быть напрямую связано с принятием и осуществлением таких мер, как снижение импортных таможенных тарифов, отмена налогов на экспорт сельскохозяйственной продукции, сокращение налога на корпорации.

Высокий уровень корпоративного налога (40% и выше) фактически душит африканских предпринимателей, закрывая им доступ на внешние рынки, и создает питательную среду для коррупции и уклонения от налогов.

Нестабильность экономики (плохо развиты рынки капитала, нет хорошо разработанных схем страхования).

Перспективы выработки и проведения самостоятельной экономической политики в странах Африки ныне напрямую связаны с их обязательствами выполнять рекомендации МВФ и Мирового банка по осуществлению политики «структурной корректировки».

Новые индустриальны е стран ы (НИС).

Новые индустриальные страны (НИС) - азиатские страны, бывшие колонии или полуколонии, экономика которых за сравнительно короткий период совершила скачок от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой. К НИС "первой волны" относят Республику Корея, Сингапур, Тайвань. К НИС "второй волны" относят Малайзию, Таиланд, Филиппины. В основе интенсивного экономического роста в ряде стран Юго-Восточной Азии лежали следующие особенности хозяйственного развития:

· высокий уровень сбережений и инвестиций;

· экспортная ориентация экономики;

· высокая конкурентоспособность в связи с относительно низкими ставками заработной платы;

· значительный приток иностранных прямых и портфельных инвестиций в силу относительной либерализации рынков капиталов;

· благоприятные институциональные факторы становления "рыночноориентированной" экономики.

· высокий уровень и доступность образования

Перспективы развития:

Индонезия и Филиппины обладают богатым природно-ресурсным потенциалом для развития промышленности. Хотя сельскохозяйственный сектор занимает важную часть экономики, постепенно индустриализация наращивает темпы развития и растет доля непроизводственной сферы. Туризм является важным сектором экономики, привлекающий иностранный капитал в страны.

Природная часть рекреационных ресурсов Сингапура не так богата как индонезийская и филиппинская, но техногенная составляющая значительно больше и находится на одном из самых высоких уровней Юго-Восточной Азии и мира в целом.

Удобное географическое положение стран на перекрестке морских и воздушных путей также играют огромную роль в развитие экономики.

экономического роста, чем многие промышленно развитые страны, а также и существенно более высоким уровнем умственного развития по сравнению с основной группой развивающихся стран.

Страны НИС олицетворяют новые тенденции в развитии капитализма в современную эпоху, демонстрируют те возможности, которые несет с собой модернизация, ориентированная на западную цивилизацию с учетом национальных традиций и устоев. Новые индустриальные страны, опираясь на опыт и помощь ведущих капиталистических стран, осуществили чрезвычайно быстрое, всего за несколько десятилетий прохождение пути от неразвитости к индустриальной стадии развития и заняли определенное место в международном разделении труда, мировой экономике, развертывании современной технологической революции.

Одной из форм модернизации бывших колоний, наряду с капиталистической, стала социалистическая, открыв для некоторых стран путь некапиталистического развития или социалистической ориентации. Однако неспособность их к самостоятельному развитию, ошибки руководства в выборе экономической стратегии и методов ее реализации выявили несостоятельность этой модели развития. Здесь важно выяснить как внутренние, так и внешние факторы, повлиявшие на отказ этой группы стран от данной формы модернизации.

3. Изменения социально-классовой структуры традиционных обществ в процессе экономического развития

Развивающиеся страны в отличие от западных государств еще не преодолели общинный тип социальности, восходящий к родовому строю. Он определяется личностным характером социальных отношений, связями, основанными на родстве, соседстве, роде, племени и т.д. В целом ряде развивающихся стран не сформировалось разветвленное и прочное гражданское общество -- социально организованная структура, состоящая из самодеятельных организаций добровольного членства.

Как известно, институты гражданского общества выполняют в социальной жизни структурообразующую роль. В развивающихся странах становление современного хозяйства и рост государственного аппарата значительно обгоняют формирование институтов гражданского общества. Элементы гражданского общества, возникшие на самостоятельной основе, еще не образуют целостной и единой системы. Гражданское общество еще не вычленилось из государственных структур. До сих пор преобладают вертикальные социальные связи при слабых горизонтальных.

Особого внимания требует изучение вопроса о проблемах перехода от традиционного к непрерывно меняющемуся современному индустриальному обществу. Модернизация традиционных обществ современного мира существенно отличается от той, которая осуществлялась в период перехода от феодализма к капитализму. Для развивающихся стран в наше время нет необходимости повторять вариант промышленной революции, равно как и осуществлять социальные революции. Модернизация в этих странах протекает при наличии социально-культурных и экономических образцов, представленных развитыми странами. Однако ни одно из традиционных обществ не может заимствовать в чистом виде ту или иную модель социально-экономического развития, апробированную в западных странах.

Большинство исследователей глобализации отмечают, что ее «оборотной стороной» является процесс «регионализации» или «фрагментации», т.е. усиление социально-политической гетерогенности мира на фоне усиливающегося вестернизационного давления со стороны Запада. По замечанию М. Кастельса, «Эра глобализации экономики есть также эра локализации политики» Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. Под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000. С.125

Непосредственным содержанием модернизации является несколько направлений изменений. В историческом аспекте это синоним вестернизации или американизации, т.е. движения к тому типу систем, которые сложились в США и Западной Европе. В структурном аспекте -- это поиск новых технологий, движение от сельского хозяйства как способа существования к коммерческому сельскому хозяйству, замена мускульной силы животных и человека в качестве основного источника энергии современными машинами и механизмами, распространение городов и пространственная концентрация рабочей силы. В политической сфере -- переход от авторитета вождя племени к демократии, в сфере образования -- ликвидация неграмотности и рост ценности знания, в религиозной сфере -- освобождение от влияния церкви. В психологическом аспекте -- это формирование современной личности, которой свойственны: независимость от традиционных авторитетов, внимание к общественным проблемам, способность приобретать новый опыт, веру в науку и разум, устремленность в будущее, высокий уровень образовательных, культурных и профессиональных притязаний.

4. Концепции модернизации

Сегодня модернизация рассматривается как исторически ограниченный процесс, узаконивающий институты и ценности современности: демократию, рынок, образование, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую этику. При этом современное общество определяется в них либо как общество, приходящее на смену традиционному общественному укладу, либо как общество, вырастающее из индустриальной стадии и несущее в себе все се черты. Информационное же общество представляет собой стадию современного общества (а не новый тип общества), наступающую вслед за фазами индустриализации и технологизации и характеризующуюся дальнейшим углублением гуманистических основ существования человека.

Ключевые положения в концепциях модернизации традиционных обществ:

* В качестве движущей силы процессов модернизации признается уже не политическая и интеллектуальная элита, а самые широкие массы; если появляется харизматический лидер, они начинают активно действовать.

* Модернизация в таком случае зависит не от решения элиты, а от массового стремления граждан изменить свою жизнь в соответствии с западными стандартами под влиянием средств массовой коммуникации п личных контактов.

* Сегодня акценты делаются не на внутренние, а на внешние факторы модернизации -- мировую геополитическую расстановку сил, внешнюю экономическую и финансовую поддержку, открытость международных рынков, доступность убедительных идеологических средств -- доктрин, обосновывающих современные ценности.

* Вместо единой универсальной модели современности, которой долго считали США, появилась идея движущих эпицентров современности и образцовых обществ -- не только Запад, но и Япония, и «азиатские тигры».

* Уже ясно, что не может быть унифицированного процесса модернизации, ее темп, ритм и последствия в различных областях социальной жизни в разных странах будут различны.

* Современная картина модернизации намного менее оптимистична, чем прежняя, -- не все возможно и достижимо, не все зависит только от политической воли; признано, что весь мир никогда не будет жить так, как живет современный запад, поэтому современные теории уделяют много внимания отступлениям, провалам.

* Сегодня модернизация оценивается не только по экономическим показателям, которые долгое время считались главными, но и по ценностям, культурным кодам.

* Предлагается активно использовать местные традиции.

* Сегодня основной идеологический климат на Западе -- отказ от идеи прогресса (основной идеи эволюционизма), господствует идеология постмодернизма, в связи с чем рухнула сама концептуальная основа теории модернизаций. 3 Коллонтай В.М. О неолиберальной модели глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №10

Несмотря на обилие модернизационных концепций, их анализ позволяет сделать вывод о существовании ряда общих характеристик, сопровождающих процесс модернизации, в политической (расширение функций государства, реформирование традиционных властных структур), экономической (индустриализация, создание воспроизводственного хозяйственного комплекса в национальном масштабе, использование достижений науки в практике), социальной (рост социальной мобильности, дифференциация социальных групп, урбанизация) и духовной (секуляризация и рационализация, возрастание автономии личности, внедрение всеобщего стандартизированного образования) сторонах жизни общества. Тем не менее, влияние модернизации на изменения, происходящие в ходе модернизации, сильно отличается в зависимости от ее типа. Основными из них являются: вестернизация, то есть уподобление Западу, и самобытное развитие, представляющее собой поиск альтернативного пути трансформации, сочетающего западный опыт с сохранением традиционного базиса модернизирующегося общества.

Вестернизация является наиболее распространенным в настоящее время типом модернизации, при котором изменения в традиционных обществах обслуживают, в первую очередь, интересы западной цивилизации. Вестернизация традиционных обществ приводит к тому, что они, фактически, раскалываются на две неравные части. Первая включает в себя небольшую часть населения, так или иначе связанную с западными центрами и воспринявшую ценности западного образа жизни. Большинство же населения страны отбрасывается в своем развитии назад. Эксплуатация Западом своей периферии, нещадное выкачивание из нее продукта, необходимого для развития самих традиционных обществ, приводит к их обеднению и архаизации на фоне относительного благополучия анклавов передового производства, ориентированных, впрочем, в значительной части на нужды самого Запада. Важнейшие элементы политической вестернизации (демократизация, внедрение многопартийной системы и т.д.), будучи неорганичными и привнесенными, в условиях традиционных обществ порождают совершенно иные эффекты, нежели на Западе. Это приводит к политизации религиозных и этнических идентичностей, всплеску этнических конфликтов, распаду традиционных ценностей и норм, трайбализму и коррупции, оказывая дестабилизирующее действие на ситуацию в традиционных обществах. Однако сопротивление современной глобализации реализуется в интернациональном, то есть как раз глобальном масштабе, правда, иногда и в форме уличных беспорядков. Вельяминов Г.М. Россия и глобализация // Россия в глобальной политике. 2006.

Самобытное развитие как альтернативный тип модернизации традиционных обществ в значительной степени позволяет избежать свойственные вестернизации отрицательные последствия. Существует несколько идеологических концепций, заявляющих о необходимости самобытного развития: национализм, социализм и фундаментализм. Несмотря на значительные различия, все эти течения обладают и общими свойствами, которые позволяют сделать вывод о существовании самобытного развития как самостоятельного типа модернизации.

Основная суть самобытного развития заключается в соединении традиционного базиса и прогресса, сохранении культурных ценностей и интеграции на их основе новейших достижений человечества с целью ответить на вызовы современности, сохранить собственную политическую, экономическую независимость и культурную идентичность. Важнейшими характеристиками самобытного развития являются: синтез традиций и инноваций, учет культурных особенностей страны при осуществлении целей модернизации; сильная роль государственного сектора, который становится основным локомотивом модернизационных изменений и сохраняет ведущие позиции в экономике страны; стремление к сохранению социальной гармонии и единства общества, ограничение тенденций к социальному расслоению. В эпоху глобализации, когда изначально присущий западной цивилизации агрессивный универсализм претендует на мировое господство, данный тип модернизации является залогом самостоятельного политического развития, спасением культурного и цивилизационного разнообразия на Земле.

Существует несколько моделей самобытного развития (восточноазиатская, исламская, латиноамериканская, евразийская). Модернизация в этих странах не вступила в разрушительный конфликт с традиционным базисом, творчески используя многие из его позитивных элементов -- таких, как коллективизм, солидарность, превалирование общественных интересов над частными.

Заключение

В условиях глобализации и многочисленных вызовов современности (начиная от угрозы государственному суверенитету со стороны западной цивилизации и заканчивая экологическими и демографическими проблемами) общества, вставшие на путь самобытного развития, не испытывают драматичных и разрушительных столкновений традиции и «современности», сохраняют подлинный государственный суверенитет, культурную идентичность. Общественные блага в них распределяются более или менее равномерно, что позволяет избежать раскола общества и связанных с этим негативных последствий. Кроме того, существуют смешанные типы модернизации, сочетающие черты самобытного развития и вестернизации. Характерный пример представляют собой республики Центральной Азии, в которых начавшаяся на рубеже 1980 - 1990-х гг. вестернизация натолкнулась на барьеры менталитета местного населения, в большинстве своем отвергающего осуществление данного типа модернизации. В итоге на сегодняшний день можно наблюдать специфическое смешение, когда под тонкой пленкой декларируемой вестернизации скрываются мощные самобытные пласты, оказывающие огромное влияние на политическое развитие, экономику и духовные ценности жителей Центральной Азии. Несмотря на декларативное принятие демократии и свободного рынка, правящие элиты в Центральной Азии разработали те или иные варианты «национальных идей», в большей или меньшей степени включающие именно традиционные ценности.

Центральная Азия в целом, и Кыргызстан в частности на сегодняшний день стоят перед несколькими возможными вариантами самобытного развития - исламским, восточноазиатским и евразийским, ориентирующимся на Россию, соседей Кыргызстана по региону и в целом постсоветское пространство. Последний вариант в наибольшей степени отвечает потребностям региона. Евразийская интеграция позволит осуществлять развитие без нарушения историкоментальной специфики обществ. Основными партнерами Центрально-азиатских республик в этом случае становится Россия и страны-участницы СНГ, ШОС, ОДКБ и ЕврАзЭС. Впрочем, это не исключает и тесной взаимосвязи с такими государствами, как Китай, Иран и другими, выбравшими в качестве типа модернизации самобытное развитие. Ссылаясь на «устрашающие данные о плачевных перспективах третьего мира», приводимых многими изданиями, в том числе на уровне ООН, Шишков утверждает, что они в значительной мере результат своего рода статистической аберрации, неспособности или нежелания отличать относительные показатели ухудшения условия жизни в ряде периферийных регионов мира с по сравнению с быстро прогрессирующими регионами от абсолютных данных, свидетельствующих о постепенном улучшении этих условий для подавляющего большинства населения Земли, в том числе и наиболее отсталых регионов Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). С.205. .

Без влияния глобализации, считает долгов, разрыв между бедными и богатыми странами был бы более значительным, по крайней мере, по двум причинам: импорт в развитые страны и прямые иностранные инвестиции в страны периферии стимулируют экономический рост в развивающихся странах и потому смягчают неравенство.

Список литературы

1. Вельяминов Г.М. Россия и глобализация // Россия в глобальной политике. 2006.

2. Голенков Э.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая социология. М. 2005.

3. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). СПб, 2000.

4. Знание-Сила, № 9, 2005, «Демографические странности»

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. Под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000.

6. Коллонтай В.М. О неолиберальной модели глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №10

7. Неклесса А.И. Конец цивилизации, или конфликт истории // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3.

8. Павлов Е.В. Политическая система переходного общества в условиях глобализации: центрально-азиатская специфика. -- М.-Бишкек: Издательство КРСУ, 2008

9. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Учебник. М., 2005.

10. Синцеров Л.М. Длинные волны глобальной интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2000.№ 5.

11. "Экономическая социология": 2010. Т. 11. №5

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность социально-классовой структуры советского общества. Анализ состава интеллигенции. Исследование структуры рабочего класса. Особенности формирования среднего класса в СССР. Современный российский средний класс. "Новые бедные" и "новые богатые".

    контрольная работа , добавлен 20.02.2010

    Особенности социального положения пожилых людей, их социально-экономическое положение в современном обществе. Проблемы социальной работы с пожилыми людьми в настоящее время. Исследование социально-экономического положения пожилых в Агинском округе.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2012

    Социально-философское исследование правовой культуры в условиях общественной модернизации России. Характерные черты традиционного и современного общества. Политика Горбачева по демократизации страны, провал либеральной модели и построение капитализма.

    контрольная работа , добавлен 05.01.2011

    Типология общества в классический период становления социологии. Традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества. Харизматический тип господства. Концепции постэкономического общества. Данилевский Н.Я.: теория культурно-исторических типов.

    реферат , добавлен 23.01.2015

    Теоретические основания изучения положения инвалидов в современном обществе. Восстановление работоспособности и создание равных возможностей. Положение инвалидов в развивающихся странах. Занятость инвалидов в РФ в начале XXI века. Программа реабилитации.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2012

    презентация , добавлен 01.12.2010

    Определение негативных последствий глобализации как неотъемлемого элемента процесса модернизации. Принципы взаимоотношения экономики и общества в эпоху постмодерна. Проблемы осуществления программ модернизации в колониальных странах незападных обществ.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2010

    Классификация миграции населения по организации, направленности, продолжительности и мотивам. Влияние переселения людей на изменения половозрастной, культурной и социальной структуры населения и уровень социально-экономического развития регионов.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2012

    Определение природы гетерогенности и неравенства как базовых характеристик общества. Формирование социальных классов в результате процесса дифференциации. Функционалистская и конфликтологическая теории стратификации. Модели классовой структуры социума.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2011

    Трансформация института семьи на протяжении столетий и его состояние на современном этапе. Изменения в социальной структуре общества, приведшие к уменьшению роли в нем семьи, последствия такого положения. Негативные проявления в современной семье.

Ольга Нагорнюк

Проблемы современного общества: какими будут последствия?

Проблемы современного общества в большинстве своем вызваны потребительским отношением человека к окружающей среде и изменением жизненных приоритетов. Когда-то человек боролся за выживание, охотясь на диких зверей и выращивая хлеб, сегодня его целью стало получение богатства и власти.

Характеристика современного общества

Социологи, изучающие проблемы современного общества, назвали его постиндустриальным, не найдя более подходящего слова для описания существующей модели отношений. Постиндустриальной форме объединения людей предшествовали аграрная и индустриальная системы.

Первая существовала с момента, когда homo sapiens начал возделывать землю, пытаясь обеспечить себе пропитание и минимальные средства к существованию. Вторая появилась с развитием производства, когда сельское хозяйство отошло на второй план, а на первый выдвинулась промышленность.

Переход к обществу услуг ознаменовал возникновение постиндустриальной формации, в которой на первом месте стоит информатизация и технологические инновации.

Характерными чертами современного общества являются глобализация экономики и преобладание сферы услуг над промышленностью и сельским хозяйством. Когда мы говорим о сфере услуг, то имеем в виду, в первую очередь, информатизацию. Другими словами, в современном обществе главным источником доходов является не производство, а информационные ресурсы.

Глобальные проблемы современного общества

Казалось бы, прогресс и смещение акцентов в сторону информационных технологий должны были положительно сказаться на состоянии общества. Однако, результат оказался неоднозначным.

Информация не в состоянии прокормить и обеспечить насущные потребности человека — это прерогатива аграрного сектора и промышленности, и они никуда не делись, просто переместились из одних стран в другие.

Вы обращали внимание, что в продаже практически нет товаров, произведенных в США, зато масса продукции, завезенной из Китая? Развитые страны, преследуя цель удешевить свою продукцию за счет недорогой рабочей силы и снизить экологическую нагрузку на свои территории, перенесли большую часть производства в страны «второго» и «третьего» мира.

Угроза экологии

Однако это не решило экологическую проблему: государства не существуют изолированно друг от друга, и парниковый эффект оказывает одинаково негативное влияние на все страны.

Где выход? Пересесть на экологически чистые виды транспорта — электромобили и велосипеды, перейти на природные источники получения энергии, генерируя ее из силы ветра и солнечного тепла.

Наработки в этом направлении есть, но транснациональные корпорации тормозят внедрение экологических технологий, поскольку получают огромные доходы с продажи нефти, используемой при производстве бензина и дизельного топлива.

Перенаселение

Еще одной проблемой современного общества является перенаселение.

Ученые предупреждают: превышение численности населения в 12 миллиардов приведет к разрушению экосистемы планеты, в результате около 5 миллиардов человек из-за жары и голода окажутся на грани смерти.

Сегодня на планете проживает более 7 млрд. человек, согласно прогнозам ООН, при нынешних темпах прироста населения в 2100 году число жителей Земли достигнет 11 млрд.

В качестве способов решения данной проблемы называются и фантастические (переселение на другие планеты), и поражающие своей жестокостью (третья мировая война).

Однако самым оптимальным способом регулирования численности населения называют ограничение рождаемости. Этическая сторона данного вопроса у кого-то может вызвать негодование. Однако здесь человечеству придется выбирать меньшее из зол: не допустить рождения ребенка или дать ему родиться, чтобы в муках умереть.

Недостаток энергоресурсов

Дефицит энергоресурсов может стать причиной краха цивилизации. Запасов нефти, угля и газа в недрах планеты человечеству хватит примерно на 170 лет.

Без этих полезных ископаемых встанут электростанции, остановится производство, станет невозможным виртуальный обмен информацией; человечество, лишенное благ цивилизации, окажется на пороге вымирания и деградации.

Как этого избежать? Разрабатывать альтернативные источники энергии. Но исследования в этом направлении движутся медленно по причинам, о которых мы упоминали выше.

Социальные проблемы современного общества

Развитие общества привело к смещению приоритетов и подмене моральных ценностей материальными.

Стремление обеспечить себе и своим близким комфортные условия существования переросло в жажду наживы, статус и положение в обществе ценятся выше нравственных качеств, а развитые государства во многом выживают за счет стран третьего мира, используя их трудовые и природные ресурсы.

Изменение шкалы ценностей

Аргументируя свои действия правом человека на свободу выбора, некоторые государства легализовали проституцию и наркотики, формируя тем самым в сознании подрастающего поколения новую систему ценностей, где продажа собственного тела приравнивается к работе медика и преподавателя, а курение марихуаны становится нормой жизни.

Высокий уровень преступности

В мире по-прежнему сохраняется высокий уровень преступности. По этому показателю абсолютным лидером является Гондурас, где на 100 тысяч человек приходится 90 умышленных убийств. Прослеживается закономерность: чем ниже уровень духовности в обществе и степень развития этого социума, тем выше там преступность.

Функции формирования духовности в обществе всегда возлагались на семью, церковь и искусство. Если современные родители станут вкладывать своим детям в головы принципы честности и человечности, духовные отцы будут примером для своей паствы, а литераторы начнут ставить во главу угла не тиражи и доходы, а высокую художественность произведений, у нас появится шанс возродить духовность и побороть преступность.

Проституция и наркомания

Наркомания и алкоголизм — социальное зло, в основе которого лежит неудовлетворенность и стремление уйти от проблем. Фактически человек переживает духовное опустошение, и виновато в этом общество, создавшее условия, в которых личность теряет свое «я», начиная искать утешение или новые эмоции в дозе алкоголя или героина.

Кто-то, желая подзаработать, посадил наркомана на иглу, кому-то была безразлична его судьба и он отвернулся от товарища, не предприняв попытки спасти, — человеческое равнодушие убивает. Бездуховность ведет к потере сострадания и деградации общества. Отсюда и остальные беды человека: СПИД, рост проституции, киднепинг.

Решаемы ли проблемы современного общества? Да, решаемы. Мы видим это в масштабах отдельных, вполне благополучных стран: Швеции, Швейцарии, Норвегии.

Имеет ли человечество шанс выжить? Имеет. Но для этого нужно перестать бездумно гнаться за наживой, прикрываясь социальными лозунгами и показной благотворительностью, а бросить все имеющиеся ресурсы на борьбу за экологию, помощь отсталым странам и возрождение духовности.

Готово ли к этому человечество? Ответ на этот вопрос мы узнаем со временем.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Многообразие современного мира

Почему сохраняется цивилизационное многообразие мира? Как выглядит сегодня традиционное общество? Выдержит Восток напор ценностей западной цивилизации? Есть ли будущее у индустриального общества? Каким будет мир в постиндустриальную эпоху?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Что такое цивилизация? Основные черты традиционного общества. Ценности Востока и Запада. Переход к индустриальному обществу.

ПРИЧИНЫ РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО ЖИЗНЬ

Современное человечество - это 6 млрд. Землян, тысячи больших и малых народов, около двухсот государств; это многообразие экономических укладов, форм социально-политической и культурной жизни.

Одна из причин многообразия мира - различие природных условий, физической среды обитания людей. Эти условия влияют на многие стороны общественной жизни, но, в первую очередь, на хозяйственную деятельность человека. В древние времена климат, плодородие почв, растительность определяли способы обработки земли и разведения домашнего скота, стимулировали создание тех или иных орудий труда и производство различных изделий. Природные условия сказываются не только на характере жилья, стилях одежды, домашней утвари и боевого оружия. Естественная среда обитания влияет и на политический строй государств, и на отношения между людьми, и на формы собственности, которые складываются.

Действительно, почему появилась частная собственность на землю в Древней Греции и Риме? Этому способствовали природные условия. Разнообразный ландшафт - горы, долины, леса, множество небольших рек - усложнял образования в древних греков и римлян больших общин. Твердые почвы требовали тяжелого труда земледельцев, суровые зимы побуждали заботиться о создании запасов продуктов, семян для будущего урожая. Все это заставляло надеяться прежде всего на собственные силы.

Наряду с природными условиями - разнообразие общественной жизни связана с исторической средой существования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами.

Вы уже знаете, что в каждую историческую эпоху, с момента появления первых цивилизаций, существовали различные их типы. Сохранилась эта цивилизационная отличие и в современном мире?

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

В мире еще немало народов, сохраняющих традиционный уклад жизни (вспомните основные черты традиционного общества). Отдельные, уже немногочисленные народы и племена подвержены очень древних форм общественной организации. Например, племена Кадара в Южной Индии по-прежнему занимаются собирательством: значительную часть года они проводят в длительных походах за лесными продуктами. Но сегодня это уже скорее экзотика.

В большинстве стран так называемого третьего мира (вспомните, какие государства и народы охватываются этим понятием) основной отраслью экономики остается сельское хозяйство, в нем занята большая часть населения. Сохранился в ряде регионов и властвуй традиционному обществу тесная связь человека с первичным коллективом, группой - родом, семьей, кастой, религиозной общиной. Другой стороной такой солидарности выступает стремление отделиться от чужаков. Так, во многих африканских странах существуют десятки этнических групп, между которыми нередко вспыхивают прямые столкновения, ведущие к многочисленным человеческим жертвам.

В то же время государства и народы, сохранившие многие черты доиндустриальных цивилизаций, уже существенно отличаются от традиционных обществ прошлого. Как известно, в таких обществах производство ориентировано главным образом на удовлетворение непосредственных потребностей, а не на продажу. Сегодня почти все страны интегрированы в мировую экономику и значительная часть сельскохозяйственной продукции, создаваемая в странах третьего мира, производится для продажи на мировом рынке. Даже уже упоминавшееся племя Кадар собирает не съедобны корни, а плоды, которые в данный момент пользуются большим спросом на мировом рынке; в их жизни также вошли товарно-денежные отношения.

Традиционное и новое причудливым образом переплетается в жизни отдельных народов. Вот как описывают жизнь современных аборигенов, то есть коренных жителей, Австралии некоторые исследователи: "Тысячи австралийцев отказываются от стандартных жилищ в пользу временных зданий, не пользуются многими предметами фабричного производства. Но при всем том они овладевают... вполне современными методами хозяйствования. Не считают нужным отказываться от лекарств. На охоту ездят нередко в автомобилях и с ружьями, на рыбную ловлю отправляются в моторных лодках ".

Что же привело к таким изменениям в традиционных обществах, еще три века назад определяли социальный вид человечества и считались символом его стабильности? В качестве главной причины исследователи называют индустриализацию.

Введение

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации. Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. В силу непродуманности реформ под угрозой уже оказались не только интересы и потребности отдельных людей или наиболее ущемленных социальных групп, но и общества в целом. Известно, что жизненно важные параметры российского общества давно уже вышли за пределы нормы, стали угрожающими самому существованию социума. Специалисты говорят о предельно критических значениях жизненноважных показателей общества в целом . Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.

Особенности современного общества

В современном обществе, называемом "постиндустриальным" или "информационным", его активные граждане вынуждены заниматься непрерывным самообразованием, чтобы не отставать от прогресса социума хотя бы в научных знаниях.. Между тем, прогресс такого общества сводится к одной причине - к эффективности и качеству научных знаний и совершенствованию систем образования на их основе: знания являются движущей силой развития человечества, а "формы развития знаний" формируются в "формах развития социума".

В любом варианте понимания современного общества - как "постиндустриального", как "информационного", как "общества потребления", как "гражданского" общества" - качество его жизни определяется качеством его знаний и умениями применять их на практике. Уместно отметить, что сами разные имена современного общества представляют собой формы мировоззренческих знаний, а их различия определяются мировоззрением и теоретической точкой зрения учёных на современное общество, призванной выделить наиболее значимые его свойства или качества. Характерно, что указанные имена современного общества имеют не российское происхождение, поскольку в России социальные знания не составляют какую-то целостную научную теорию, имеющую в своей основе модель осмысленного развития, и даже методологии социологической направленности имеют какую-то странную структуру. В отличие от них, структура всеобщей методологии ВНМС имеет в своём мировоззренческом основании 3 функции творческого человека и 6 форм развития материи, обеспечивающих прогресс человека или социума и придающих единый смысл их жизни.

РФ хотя и имеет внешние признаки общества, похожего на современное, но по сути современным не является, поскольку по сравнению с западными обществами имеет слишком большое имущественное расслоение, лишено демократических прав и гражданских свобод, ограничено в потреблении и находится в систематическом информационном заблуждении, будто бы власти его "ведут к светлому будущему". Потому-то и возникла у верховной власти тема модернизации РФ. В РФ неразвитое общество или "общество, введённое в систематическое заблуждение", поскольку власть захвачена случайными людьми, которые не имеют необходимых знаний и систематически морочат головы гражданам искусственными проблемами, умело создавая их там, где их, казалось бы, быть не должно. Власть в РФ пытается копировать институты высоко развитого общества, но даже это делает не компетентно или вообще бездумно. В последнее время новый Президент РФ предпринимает меры по исправлению РФ, но до тех пор, пока не повысится качество законодательства, прогресс РФ не возможен.

В неразвитом обществе системы обучения дают знания одного рода, а системы практической деятельности требуют знания другого рода, поэтому молодым специалистам приходится работать не по специальности. Но если бы количество чиновников во власти было бы мало, то всё это ещё можно было бы оправдать, а при наличии специального министерства понять это можно, но оправдать нельзя. В связи с этим, в таком обществе ещё более велика необходимость в самообразовании, чем в "информационном обществе", хотя причины этой необходимости другие. В этой связи должна быть ясна и причина низких рейтингов РФ среди мировых держав. В таких условиях для ускорения в развитии общества необходимо кардинально повысить качество его знаний "нематериальных средств", а сделать быстро и организованно это можно на основе ВНМС.

Власть в РФ сложилась в результате криминально-буржуазной революции, прикрываемой лозунгами о строительстве социального государства, однако усиление в РФ неравномерности экономических и политических прав граждан указывает на нежизнеспособность такого государства. Недра в нём на словах принадлежат обществу, а на деле людям, случайно оказавшимся у власти. Они, понимая временный характер своего пребывания во власти, ввели крайне неравноправную систему оплаты труда, направленную на поощрение менеджеров вне зависимости от качества их медвежьих "услуг".
Поэтому "топ менеджеры" повсюду имеют привилегии, обособлены от предмета управления и не могут объективно оценивать собственные управленческие решения в таких жизненно важных сферах экономической жизни, как "ЖКХ" или "система медицинского страхования". Поэтому их "реформы" длятся десятилетия, но "воз и ныне там". Так РФ годами живёт иллюзиями, а верховная власть с ними не борется, подобно тому, как не боролась с иллюзиями власть в СССР. В этом смысле РФ является отсталым государством, не способным создать условия для формирования современного общества - информационного, гражданского или иного названия. Между тем, иллюзий у элиты РФ было бы меньше, если бы она не питалась бы иилюзиями, которые создаются любым "современным обществом" якобы "на научной основе".

Количество научных знаний у современного общества большое, но его наука не успевает интегрировать знания разных дисциплин и формировать подлинные знания о мире в целом, широко доступные для усвоения и применения еще при обучении в школе или в вузе. Практическими следствиями низкого качества знаний являются рукотворные проблемы в жизни современного человека и общества, переходящие в личностные или социальные кризисы. Исследование этой проблематики на основе ВНМС показало, что в научной, научно-популярной и учебной литературе РФ качество "форм выражения знаний", а также их содержания, то есть собственно "знаний", существенно зависит от принадлежности их авторов к тому или иному научному сообществу или языковому обществу.

Отличительные особенности современной эпохи

Посмотрим, прежде всего, каково нравственное состояние общества в нашей стране. Нередко приходится слышать самоуспокаивающие высказывания, что о нем не стоит особенно беспокоиться, ибо ситуации, аналогичные имеющимся, в большей или меньшей степени свойственны обществу всегда. Так, массовое воровство, присущее нашему времени, часто оправдывается тем, что еще историк Н.М. Карамзин, когда его попросили кратко охарактеризовать современное положение в Российской империи, сказал, что это можно выразить одним словом: "Крадут".

Вместе с тем большое заблуждение - думать, что прошлые социальные процессы можно однозначно экстраполировать на настоящее и будущее. Будущее нельзя прогнозировать достоверно, исходя только из прошлого, не учитывая того, что человечество непрестанно развивается и не повторяет полностью свои прежние этапы развития.

Что касается современной ситуации в России, то очевидно, что никогда воровство, коррупция, рост криминальных структур, безнаказанность чиновников, пьянство, наркомания и духовное нездоровье общества не достигали таких масштабов, что они поставили общество в критическое, а более точно - катастрофическое положение. Ведь никогда Россия еще не была на грани демографического и этнического кризисов, в которых она оказалась ныне в результате проводимых в ней реформ. Нам попросту грозит исчезновение многих народов, населяющих нашу страну, в том числе и русской нации.

Падает рождаемость и растет смертность людей: за последние 10 лет в России рождается почти в два раза меньше, а умирает в полтора раза больше людей по сравнению с доперестроечным периодом. Уже в 1992 г. был зарегистрирован отрицательный прирост населения: смертность превысила рождаемость. Если исходить из показателей 1986 г., то по сравнению с этим годом получается, что уже в 1992 г. Россия "недополучила" более полутора миллионов человек. Средняя продолжительность жизни в 1986 г. составляла 65 лет у мужчин и 74 - у женщин, а в 1995 г. она уменьшилась до 58 лет у мужчин и 71 у женщин. Причем больше всего российские мужчины умирают в самом трудоспособном возрасте: от 20 до 55 лет их смертность составляет 80% от всех умерших. Если эта тенденция сохранится, то из нынешнего поколения подростков не доживут до пенсии 48% юношей ("Неделя", 1997, 19-25 мая). Увеличивается также детская смертность.

Иногда высказывается мнение, что ничего исключительного в сокращении рождаемости в России нет, так как подобные явления и сопутствующее им повышение среднего возраста граждан в той или иной мере наблюдаются и в ряде стран Запада. Это утверждение демагогично, поскольку там это порождается совсем другими причинами. В этих странах материальный уровень жизни населения значительно выше, заработная плата выплачивается вовремя и полностью, а безработным выдается пособие, существенно превышающее, как правило, зарплату наших так называемых бюджетников. Ни о каком голодании или даже о недоедании значительных слоев населения или страданиях людей от холода в неотапливаемых квартирах там не идет речи. В этих странах действуют другие факторы, в частности, старение населения там объясняется, в основном, увеличением продолжительности жизни.

Еще одна проблема состоит в физическом вырождении населения России, т.е. его этнической деградации. В частности, увеличивается процент детей с недостатками в их развитии и здоровье. По данным 1994 г. из родильных домов России выписывается здоровыми менее 30% детей, и по прогнозам их доля к 2015 г. может сократиться до 15%-20%. Уже сейчас 40%-45% учеников начальной школы страдают от тех или иных психоневрологических заболеваний (Г.Ф. Морозова "Деградация нации - миф или реальность?"), а в ряде мест, например, в окрестностях Семипалатинского полигона, на котором испытывалось ядерное оружие, уже наблюдаются многочисленные рождения детей-уродов, генетических мутантов.

Во многом прогрессирующая убыль населения и рост числа детей, рождающихся неполноценными, объясняются снижением общего благосостояния (в своем большинстве народ бедствует, в отдельных регионах люди просто голодают в полном смысле этого слова), ухудшением психологического здоровья нации в результате отсутствия уверенности в завтрашнем дне и перспектив на улучшение сложившейся ситуации, а так же ухудшением уровня и доступности медицинского обслуживания. Так, в частности, чрезмерно подорожали лекарства и введена плата за многие виды медицинской помощи. Во многих местах сложилась опасная экологическая обстановка. Тяжелое психологическое воздействие оказали на людей бессмысленные потери, которые понесла наша страна в войнах в Афганистане и Чечне.

К этому следует добавить стремительное распространение в стране пьянства и алкоголизма, что является нашим национальным бедствием. По данным прессы, Россия по потреблению алкоголя на душу населения вышла на первое место в мире, опередив признанного лидера - Францию, которая, начиная с середины 60-х годов, медленно, но непрерывно снижает потребление спиртного. Это наше количественное превосходство над Францией усугубляется низким качеством употребляемых алкогольных напитков, значительным преобладанием низкопробной водки над вином (качество которого также заставляет желать много лучшего) и манерой пить "ударными дозами". Рост алкоголизма и пьянства в России отрицательно влияет на многие стороны жизни: наряду с общим ростом смертности населения увеличивается процент смертности от отравления алкогольными напитками. К 1996 году от отравления поддельной водкой гибло ежегодно в два раз больше людей, чем за девять лет афганской войны. При общем сокращении рождаемости в стране в результате алкоголизма родителей чаще рождаются физически и умственно неполноценные дети; ухудшается криминальная обстановка. В качестве примера отметим, что в 1994 г. в Подмосковье 14% всех смертей связано с употреблением спиртных напитков, "по пьянке" было совершено 3/4 всех умышленных убийств, а пьяные водители - виновники 17% всех дорожно-транспортных происшествий ("МК", 1995, 18 февраля).

К сожалению, нередко распространяются демагогические утверждения о том, что нет никаких причин для особой озабоченности по поводу роста пьянства в России, так как якобы на Руси всегда много пили. Это неверно. В русских деревнях особого пьянства не было. Крестьяне выпивали 5-6 раз в год по праздникам. Несложно проследить, что пьяницы стали литературными персонажами только в XVIII-XIX вв., сначала это были чиновники, офицеры, служивые люди, а затем появившиеся пролетарии.

В XX в. весь мир поразило новое бедствие - наркомания. Ныне и в России стремительно увеличивается число употребляющих наркотики, и, что самое страшное, - особенно среди подростков.

В последние десятилетия вновь стали распространяться, казалось бы, уже полностью побежденные инфекционные болезни такие, как дифтерия, дизентерия, туберкулез, холера, сифилис и другие. Над страной нависла угроза начала эпидемии СПИДа (а в Калининграде она уже началась).

Нравственной опорой человека в критических и кризисных ситуациях всегда была вера в Бога, как в некий нравственный императив. Но вследствие настойчивой 75-летней атеистической пропаганды, как, впрочем, и по ряду других причин, многие в нашей стране не только потеряли веру в Бога, но и не знакомы даже с основами религии.

Все это влияет на эмоциональное состояние людей, ведет к еще большему снижению их нравственного и духовного уровня, что вызывает серьезное беспокойство за судьбу нации.

К сожалению, приходится констатировать, что все больше и больше отношения между людьми регулируются личной выгодой, эгоистическими интересами, стремлением к примитивному удовлетворению своих желаний. Все меньше и меньше людей прислушиваются к голосу своей совести, не руководствуются чувством чести, принципами честности и порядочности, что влечет за собой негативные последствия во многих областях жизни.

Рушатся семейные отношения, а ведь крепкая семья - опора государства. Все меньше заключается браков, основанных на чувстве любви, духовной близости, и все больше - на основе материальной выгоды или только сексуального влечения друг к другу. Это приводит к росту числа разводов. А когда распадается семья, то от этого больше всего страдают дети: для них разлад между родителями является, как правило, большой душевной драмой, травмирующей их на всю жизнь. К этому добавим, что дошедшая до нас мода на примитивные и беспорядочные сексуальные отношения приобретает опасный массовый характер в среде подростков. Как показал опрос среди московских школьников, многие девочки не видят ничего предосудительного в зарабатывании денег проституцией и готовы заняться ею. Крайне развращающе действует на молодежь засилье теле-, кино-и видеофильмов, смакующих животный секс, насилие и убийства. Большой вред нравственности общества, и в особенности молодому поколению, наносит безудержная пропаганда секса ради секса, развернувшаяся в последнее время по всероссийскому телевидению в телефильмах и специальных ток-шоу. Такой пропагандой могут заниматься либо те, кто сознательно стремится развратить и тем самым разложить наше общество, либо духовно бедные люди, не имеющие никакого представления о том, чем являются интимные отношения между любящими друг друга людьми.

Безусловно, с нравственной точки зрения вредны и те компьютерные игры, которые позволяют разрешать игровые ситуации с помощью насилия или даже убийств и тем самым развивают у детей агрессию и жестокость.

Все перечисленное выше наносит особенно большой вред в период формирования личности, когда у подростка еще не укрепились моральные устои, еще не сложилось собственное мировосприятие.

Возвращаясь к вопросу сокращения населения России, отметим, что в последние годы быстрее всего растет число неестественных смертей: от травматизма и отравлений, убийств (вплоть до убийств новорожденных), самоубийств, однако, по абсолютным показателям люди чаще всего умирают от сердечно-сосудистых заболеваний. Причины этого имеют не только экономический, "материальный" характер. Так, уровень смертности населения в нашей стране, снизившийся в послевоенный период, затем стал расти в 60-х гг. и его рост продолжался до 1986 г. Но в 1986-87 гг. смертность уменьшилась на 10,3%. Эти годы были удивительным временем духовного подъема, временем надежд, когда многим казалось, что в уже недалеком будущем наступит вполне достойная жизнь. (Кстати, послевоенные годы также характеризовались духовным подъемом общества: прекращением войны, радостью возвращения близких, необходимостью налаживания нормальной жизни в быту и т.п.) Но уже в 1988 г. в обществе наступило разочарование, радужная перспектива исчезла и у большинства людей заменилась неуверенностью в завтрашнем дне. В силу этого кажется вполне правдоподобной гипотеза, объясняющая колебания уровня смертности в России эмоциональным состоянием общества: чем выше эмоциональный уровень, тем ниже смертность. Вот что говорит по этому поводу доктор медицинских и кандидат философских наук И. Гундаров (см.: статью Г. Брынцевой "Почему умирают в России"): "Фактор, который решающе влияет на "историю с российской демократией", носит нематериальный, неэкономический характер. Это духовное здоровье, или, напротив, нездоровье общества, населения в целом. Его определяющее значение объективно подтверждается самыми разными данными и социологии, и статистики. Например, в те же 1986-87 годы эмоционального подъема и общественной активности количество грабежей в Российской федерации снизилось по сравнению с 1985-м годом на 24 процента, число убийств и покушений на убийства - на 30 процентов, самоубийств - на 40 процентов. Но как только общественные надежды стали сменяться разочарованием, и к началу 90-х годов доля неудовлетворенных различными аспектами жизни достигла 50-60 процентов среди взрослого населения, - статистика незамедлительно фиксирует резкий подъем не только смертности, но и всех социаль¬ных аномалий!".

Наша история убеждает в том, что никакие экономические и социальные реформы не приводят к длительному успеху, желаемому результату и прогрессу, к созданию прочного и благополучного в социальном отношении государства, если они не опираются на прочную нравственную основу. Без такой основы в стране немыслим стабильный и устойчивый порядок, который только и дает людям настоящую уверенность в их завтрашнем дне, являющуюся непременным условием хорошего эмоционального состояния общества.

К сожалению, официальная оценка успеха проводимых в нашей стране реформ и прогноз на будущее производятся преимущественно с помощью финансово-экономических аргументов: указаний на уменьшение инфляции, на снижение темпов падения производства, на рост приватизации (предприятий, жилья), на уменьшение числа месяцев, за которые еще не выплачены зарплаты и пенсии гражданам страны и на тому подобные цифры. Однако умалчивается о том, что в это время народ попросту вымирает. Чтобы остановить этот процесс, необходимо срочно принять все возможные меры для возвращения людям эмоционального здоровья. Вот что пишет по этому поводу доктор исторических наук В.И. Козлов: ("Вымирание русских - историко-демографический кризис или катастрофа?"): "Для того, чтобы ослабить катастрофу, прежде всего необходимо пробудить общественное сознание, открыть людям глаза на грядущую социальную опасность... Речь идет о спасении русского этноса (а с ним и всего Российского государства)".

Вне всякого сомнения, на продолжительность жизни людей весьма существенно влияет рост алкоголизма в стране, как непосредственно (об этом уже говорилось выше), так и посредством ухудшения духовного здоровья нации. Антиалкогольная кампания второй половины 80-х годов положительно повлияла на эмоциональное состояние общества и тем самым существенно способствовала снижению смертности населения в 1986-87 гг. Нельзя не отметить также, что в результате этой кампании уменьшилось число смертных случаев как от непосредственного отравления алкоголем, так и от многих заболеваний, вызванных потреблением алкоголя, в частности, сердечно-сосудистых.

Вместе с тем, когда в 1992 г. значительно увеличилось потребление алкоголя, то за один этот год средняя продолжительность жизни уменьшилась на полтора года у мужчин и на полгода у женщин ("Известия", 1994, 19 июля). А в Подмосковье в 1994 г. родилось в два раза меньше детей, чем в 1993 г., одновременно с этим в два раза возросла смертность ("МК", 1995, 18 февраля). Это позволяет утверждать некоторым ученым, что основной причиной сокращения продолжительности жизни особенно в последние годы является неудержимый рост потребления населением алкоголя.

Нельзя надеяться на то, что все постепенно образуется само собой: выправится экономика, люди станут жить лучше и подобреют, духовное, нравственное и эмоциональное состояния народа придут в норму. Запаса времени ждать, когда это случится, у нас нет.

Как отмечает И. Гундаров: "Нет у нашего общества с его нынешними демографическими показателями такого запаса времени, чтобы дождаться экономического процветания".

Современное общество представляет собой постиндустриальное общество, которое вступило в новый этап общественного исторического развития.

Современное общество

Главным продуктом производства современного общества являются знания и информация. Современное общество сохранило некоторые черты капиталистического строя, так как индустриальное производство по-прежнему занимает лидирующие позиции в экономике всех государств.

Приобретенными новыми чертами современного общества являются:

  • - увеличение значения информации, и информационных технологий в жизни общественности;
  • - возрастание числа людей, занятых в сфере предоставления информационных услуг;
  • - повсеместное использование достижений научно- технического прогресса: телефонов, компьютеров, интернета;
  • - появление электронных СМИ, которые представляют собой конкуренцию для традиционных печатных СМИ;
  • - становление информационного пространства: информация приобретает статус продукта и услуги, на которой с каждым днем повышается спрос потребителей.;
  • - развитие цифровых рынков, электронных хозяйственных и социальных сетей.

Современное производство: его черты

Качественные и структурные изменения традиционного для 20 века производства, произошли в середине 90- х годов. Современное производство основано на активном внедрении достижений науки и техники, которые были достигнуты в конце 20 века и нашли свое практическое применение в 21 веке.

Современное производство характеризуется подразделением на два типа производственной деятельности. Так различают материальные услуги - грузовые перевозки, обслуживание производства, жилищно-бытовой сферы, туризм, торговля. К нематериальным услугам относятся здравоохранение, просвещение, социальное обслуживание, научная деятельность, страхование.

Современное производство обладает следующими особенностями:

  • - постиндустриальное производство может удовлетворить не только реальные, но и потенциальные потребности потребителя. Независимо от массового или индивидуального характера таких потребностей;
  • - экономика многих государств состоит не только из материального производства, но также из доходов от нематериальных сфер - искусства и культуры;
  • - увеличение роли услуг в производстве;
  • - поддержка правительства развития информационных технологий, которые применяются в процессе производства.
© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ