Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Мама учит сына быть взрослым. Как воспитать сына, чтобы он вырос успешным мужчиной. Правила совместного проживания

22 мая 2014, 10:11

Мама – центр безопасности в жизни ребёнка

«Материнская любовь к сыну и её инстинктивное желание лелеять и защищать его - это лучший компас, который будет направлять ребёнка в первые годы его жизни». С этих слов начинается глава книги, посвящённая роли матери в жизни маленького мальчика.

Печальным является факт, который отмечают современные психологи и социологи: депрессия, неумение контролировать свои эмоции и некоторые другие взрослые проблемы возникают из-за недостатка материнской любви в начале жизни. Приблизительно до полутора лет ребёнок не осознает себя как нечто отделимое от мамы. Именно в этот период мальчики наиболее остро нуждаются в тесном физическом контакте и постоянном присутствии мамы. Своими прикосновениями, ласковыми словами и заботой мама успокаивает малыша и обеспечивает ему чувство безопасности и защищенности от внешнего мира. Мамам стоит постараться в первые несколько месяцев жизни малыша отдать максимум внимания и заботы, столько сколько сможете.

Стать молодым взрослым - захватывающее, трудное и страшное для обоих родителей и подростков. Это время увеличения независимости и изменений, независимо от ситуации. Переход в колледж Переезд Начало работы Пребывание дома. . Учиться быть независимым не происходит за одну ночь. Так же, как получение водительских прав, это происходит со временем и поэтапно.

Ученическое разрешение на получение новых навыков с надзором Лицензия с ограничениями - ответственность за определенные обязанности, но с родительской поддержкой Полная лицензия - полная ответственность за собственные действия Родители должны отказаться от большей части контроля над решениями своего молодого взрослого. Но родители все еще беспокоятся о безопасности, здоровье и успехе своего ребенка. Здесь вам нужно доверять задание, которое вы сделали как родитель.

Природой в этот период матери отведена главная роль в формировании разума ребёнка и способности «доверять себе и другим». Обеспечивая сыновьям психологический комфорт (хотя бы самим фактом своего физического присутствия) мамы создают хорошее подспорье для дальнейшего благоприятного сценария развития отношений с ребёнком.

Родители дают рекомендации и обратную связь своим детям в каждом возрасте, но консультирование молодого взрослого отличается от того, чтобы рассказывать ребенку, что делать или обучать ребенка тому, как что-то делать. Предоставление и получение рекомендаций: Молодым людям необходимо знать, что каждый нуждается в советах и ​​помощи от других на всю оставшуюся жизнь. Теперь родители должны быть открыты для получения рекомендаций и отзывов от своих взрослых детей.

Эффективная коммуникация является важной частью этого нового отношения: открытое и честное общение является ключевым. Несмотря на то, что некоторые темы могут быть трудными или даже смущающими для вас, это основа здоровых взрослых отношений с вашим ребенком.

Вместе с тем Ян Грант ни в коем случае не советует «отодвигать» себя на второй план и всем жертвовать ради ребёнка. Напротив, нужно стремится найти время на отдых и по максимуму пользоваться помощью родных (особенно мужа), а в случае необходимости даже прибегать к услугам няни. Неплохо искать «группы поддержки» и общаться с другими молодыми мамами. Потребности мамы, отдых, её спокойствие и забота о себе имеют первостепенное значение.

Это может быть интересно

Понимание друг друга может быть сложным: могут быть моменты, когда вы не согласны друг с другом, и могут возникнуть конфликты. Старайтесь не рассердиться и не разозлиться. Бои не решают проблемы; они создают новые. Будьте образцом роли: Решите проблемы и конфликты с уважением к вашему подростку. Признать и извиниться, когда вы ошибаетесь. Это отличный способ научить вашего ребенка, как мирно разрешать конфликты с другими.

Помогите подросткам узнать ответственность

Поскольку подростки получают привилегии, которые приходят с взрослыми, они должны понимать обязанности перед другими и сообществом, которые приходят с этими привилегиями. Решения, которые делают взрослые, имеют последствия для здоровья, как хорошие, так и плохие, что им нужно будет жить.

Следует помнить о том, что мир малыша - это мама и насколько она счастлива зависит и внутренне спокойствие и комфорт младенца. Наш материнский долг перед детьми в том, чтобы не жалея сил и времени показать пример счастливой и радостной жизни. В этот период мамы должны «заложить «краеугольный камень» под всю дальнейшую жизнь сынишки.

Делайте меньше: Родители должны перестать делать что-то для своих подростков, например, обедать или бегать «чрезвычайной» нагрузкой стирки, которую подростки могут сделать для себя. Родители, которые с горечью жалуются на безответственность своих подростков, часто тем, кто не делает своих детей ничего для себя.

Пусть произойдут последствия: нет необходимости придумывать особые наказания, чтобы препятствовать безответственности. Просто позвольте природе идти своим чередом. Не класть одежду в корзину означает, что на одежде может быть только грязная одежда. Забытые домашние задания приводят к снижению оценок или выполнению макияжа. . Конечно, трудно стоять и видеть, как ваш ребенок страдает от смущения или поражения. Родитель, естественно, хочет вскочить и помочь. Напомните себе, что самая полезная вещь, которую вы можете сделать, это позволить вашему ребенку научиться брать на себя ответственность, тем скорее, тем лучше.

Ян Грант постоянно напоминает, что мама следует себя убеждать в том, то что вы делаете (воспитываете ребёнка, посвящаете свое время и внимание семье) крайне важно и имеет огромное значение для всего общества!!!

Зачем нужна строгая любовь?

Исследования Гарвардского университета показали, что дети хорошо развиваются, если их мамы «…проявляют к ним любовь, но при этом твёрдо поддерживают дисциплину».

Дайте регулярное пособие, но нет дополнительных упражнений: когда вы считаетесь источником наличных денег, у вашего ребенка нет стимула для управления деньгами ответственно. Решите на справедливую сумму и обсудите, как бюджет, потратив немного и сэкономив на более крупные покупки. Затем отказывайтесь платить за любые предметы, которые не нужны. Если у подростков нет денег на то, чего они хотят, они скоро научатся бюджету.

Вылетай из гнезда!

Обучайте способы быть более организованными: подростки, у которых проблемы с организацией пребывания, могут казаться безответственными. Обучая определенным навыкам, например, всегда класть ключи в определенное место, вы помогаете своему ребенку стать ответственным взрослым.

Мальчикам крайне необходимы простые и чёткие правила, которые следует поддерживать строгими дисциплинарными мерами. Они должны знать, что мама это «босс» и любое нытье и/или намёк на клянченье будут пресекаться на корню.

Ваша задача установить рамки поведения мальчика и чётко выстроить позицию лидера в отношениях с сыном. В воспитании мальчиков особенно важно проявлять последовательность и постоянство. Учась уважать мать и установленные ею границы, мальчик учится уважать женщину вообще. А для того, чтобы сыновья испытывали уважение к матерям, женщинам жизненно необходимо в первую очередь научиться уважать себя.

Помогите своему подростку подумать о возможностях: Подростки принимают большие, изменяющие жизнь решения, такие как пить, курить, заниматься сексом или ходить в колледж. Они также принимают меньшие, но все же важные решения, например, попробовать ли для футбола или использовать время для учебы или послешкольную работу.

Один из способов помочь в принятии решений - сесть вместе и фактически записать ответы на следующие вопросы. Какое из этих последствий наиболее желательно с практической, личной, моральной или юридической точки зрения?

  • В чем заключается трудность?
  • Каковы возможные решения?
  • Каковы последствия каждого решения?
По мере того, как дети становятся взрослыми, отношение детей и родителей должно измениться. Цель состоит в том, чтобы уважать друг друга как взрослых.

Выстраивая свою линию поведения соответствующим образом, вы должны научить мальчика контролировать свои действия и самостоятельно принимать решения и отвечать за них (конечно с учётом возраста ребёнка).

Женщине необходимо помнить, что она готовит мальчика к взрослой жизни. Каким вырастет ваш сын непосредственно связано с теми ценностями, которые вы ставите превыше всего в своей жизни. Те жизненные ориентиры, которые будут сейчас вами заложены, должны в дальнейшем помогать мальчику принимать правильные решения.

Признаков, говорящих о том, что сыну или дочери пора жить отдельно

Продолжайте делиться, слушать и задавать вопросы: родители хотят услышать о том, как их «дети» делают. Также важно, чтобы дети знали «что происходит» с родителями. Обедать или поужинать вместе - это хороший способ поддерживать друг друга и одновременно получать удовольствие. Не переставайте интересоваться жизнью друг друга.

Каждый нуждается в помощи с работой семьи: разделяют ли обязанности обязанности по формальному расписанию или все просто посещают, когда могут, каждый должен помочь дома. Возможно, вы захотите провести семейное собрание, чтобы решить, кто что делает. Приятное место для жизни: подростки и молодые люди должны знать, что они не могут так громко играть свою музыку, что это беспокоит других. Каждому нужно подбирать одежду и другие предметы в помещениях, которые они разделяют, особенно в коридорах и ванных комнатах.

В случае непослушания или пререкания Ян Грант советует без лишних слов и эмоций «ставить мальчиков перед материальным фактом». К примеру, порча какого-то имущества в результате баловства или намеренного вредительства будет чревата компенсацией какой-то части её стоимости (например из карманных денег ребёнка или в виде отработки). Только в таком случае мальчик начнёт понимать ценность вещей и в следующий раз будет более осмотрителен.

Правила совместного проживания

Пространство, чтобы назвать их: даже в маленьких домах, предоставление подросткам пространства, чтобы назвать их собственное, важно. Это позволяет им свободно выражать себя и развивать собственное чувство самодисциплины. Например, они могут украсить свою комнату по своему усмотрению и сохранить ее как беспорядочную или опрятную, как они выбирают, в разумных пределах. В ваших правах настаивать на том, чтобы комната была поднята, если она начинает плохо пахнуть или влияет на дом.

Совершить королевский гамбит

Быть безопасным: родители всегда будут заботиться о своих детях. Но по мере того как дети становятся старше, им необходимо начать брать на себя определенную ответственность за собственную безопасность. Например, когда родители связывают комендантский час как вопрос безопасности, он, скорее всего, будет принят. Подростки и молодые люди должны знать, что, если они не могут сделать комендантский час, им необходимо связаться с человеком, который их ждет.

Всегда необходимо требовать от ребёнка восстановления уважительного отношения к себе и не допускать попустительского отношения к слову «извини», в котором при этом будет «ни тени раскаяния или ответственности» за свой поступок.

Маленьких детей в воспитательных целях периодически рекомендуется отправлять на «ступеньку для обдумывания своего поведения». Думаю сидение на ступеньке можно прировнять к привычному в нашей культуре недолгому стоянию в «угле».

Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть вариации в лечении, которые ваш педиатр может рекомендовать, основываясь на отдельных фактах и ​​обстоятельствах.

Матери и отцы любили и заботились о своих детях, кормили и одевали их, а иногда спрашивали, сделали ли они свою домашнюю работу. Если в доме было несколько книг, и у них были хорошие оценки в школе, тогда была справедливая вероятность, что их дети пойдут в университет, а затем они будут одни.

Ян Грант в своей книге приводит конкретные схемы поощрения ребёнка и примеры как с их помощью можно стимулировать и направлять поведение детей. Плюс реальные истории из взаимоотношений родителей и детей и способы их «разруливания».

Автор подчеркивает, что нет надобности излишне опекать детей. Родители таким образом лишь тормозят процесс их взросления и не позволяют мальчикам «набить шишки», которые в дальнейшем могли бы сослужить только положительную роль. В частности это касается таких простых вещей, как самостоятельные сборы к школе, подъем с утра по будильнику и т.д.

Новые открытия в науке - и влияние на воспитание детей

За исключением случайной открытки, она никогда не слышала от меня в течение срока. Такое доброжелательное пренебрежение сейчас кажется неуместным. Они росли в то время, когда новые открытия о развитии мозга были неверно истолкованы, чтобы означать, что раньше всегда лучше для ребенка было лучше - и не было времени тратить.

Поскольку их малыши росли в детстве и за его пределами, родители продолжали организовывать свою жизнь на каждом шагу, чтобы попытаться гарантировать их будущий успех в жизни, подписывая их с преподавателями не потому, что они отстают, но и добиваются успеха. Теперь, однако, поскольку эта первая когорта гипер-родившихся детей достигла совершеннолетия, новая книга - в настоящее время входит в первую десятку списка «Бестселлеры семьи Нью-Йорк Таймс» - показывает некоторые ужасающие истины о том, как это превышение заботы повлияло на них.

Родители не должны плясать под дудку детей и им это нужно дать понять. Автор подчёркивает важность строго семейного режима и пишет, что его собственные сыновья во взрослом возрасте были только благодарна матери за то, что она в свое время сумела именно таким образом организовать семейный быт.

При этом несмотря ни на какие ограничения и запреты дом должен быть комфортным и безопасным местом для вашего сына, местом где с себя можно снять любые маски. Во избегание многих проблем в переходном и подростковом возрасте маме обязательно стоит об этом позаботиться.

Как только мы видим, что другие родители двигают своих детей вперед, мы вынуждены делать то же самое. С лучшими рабочими местами, зависящими от звездных степеней в высших университетах, кажется, что слишком много поставлено на карту, чтобы рискнуть, чтобы наше детище справилось с этим, Бог Форбид, сам по себе.

Мы знаем, что это микроманипуляция безумна, но мы все же не можем выйти из карусели. С каждым другим родителем, осуществляющим интернатуру и хонингованием личных заявлений. Мы не помогали им развивать независимость или воспитывать ее. «Наши дети закладывают свое детство - долг, который никогда не может быть погашен», - говорит Джули Лицкотт-Хаимс, добавив, что «Одним из ключевых жизненных навыков, которые должны развивать наши дети, является способность жить без нас».

Мальчиков нужно постоянно вдохновлять на свершение добрых и полезных дел. В случае, когда сын берёт на себя ответственность, нужно гордится им и каждый раз подчеркивать, что «чем более надежным человеком он становиться, тем больше свободы вы можете ему предоставить».

Что нужно мальчикам от матери (мамам за заметку):

1. с которой можно поговорить;

Это мощное предупреждение о последствиях обучения детей всем, кроме пренебрежения основными жизненными навыками. Или добавьте более доступные термины, если мы будем держать наших детей в качестве курятников, мы не должны удивляться, что они не знают, как летать, когда мы открываем дверь курятника.

Признаки и симптомы переутомления

Вы ловите себя, говоря «Мы», когда говорим о достижениях вашего ребенка? Когда вы слышите, как ваш ребенок подвергается допросу другим взрослым, например, учителем, вам нужно бороться с желанием ответить от имени вашего ребенка - и часто терпит неудачу?

2. которая уважает себя;

3. верит в большое будущее детей;

4. умеет поддерживать твердую дисциплину;

5. учит уважительно относиться к женщинам;

6. умеет слушать;

7. позволяет брать на себя ответственность;

8. доверяет и предоставляет больше свободы, чем ребенок достоен;

9. поощряет стремление к независимости и благословляет сыновей;

Вы считаете, что делаете что-то для своих детей, что они достаточно взрослые, чтобы делать для себя такие, как резать свою еду, делать свою стирку или замену листов? Вы избегаете спрашивать их, потому что считаете, что они слишком «заняты» или потому, что вам не нужен ряд?

Вы задавали вопрос о детях в школе или университете - или неоднократно подвергали сомнению решения судей в школьных спортивных матчах? Вы ведете себя как консьерж вашего ребенка, даже когда они подростки, организуют свои дневники и утренние звонки, бронируют полеты для них и организуют свои финансовые дела?

10. видит в сыновьях хорошее, а не плохое.

P.S. Один из примеров описанных в книге:

Трёхлетний мальчик в ответ на мелкое замечание мамы сказал: «Я больше тебя не люблю». Ответ мамы в соответствии с философией Гранта «А я тебя по-прежнему люблю, сынок. Давай-ка лучше поговорим о том, почему я сделала замечание». Мама не стала отвечать ребенку в том же духе, а просто СПОКОЙНО!!! продолжила его воспитывать.

Три стадии развития мальчиков, которые необходимо знать
Мальчики не растут сами по себе, ровно и гладко. Не бывает такого, что вы утруждаете себя лишь тем, что впихиваете в свое чадо полезные злаки, обеспечиваете его чистыми рубашками - и в один прекрасный день ваш мальчик просыпается настоящим мужчиной! Необходимо следовать определенной программе воспитания.

Если мальчик постоянно находится в сфере вашего внимания, вы наверняка замечаете, как он взрослеет день ото дня, как меняются его настроение и энергетика в разные периоды жизни. Задача состоит в том, чтобы понять, что требуется ребенку и когда.
К счастью, мальчики не сегодня появились на свет, и мы не первооткрыватели в вопросах их воспитания. Каждая мировая культура сталкивалась с проблемой воспитания мальчишек и предлагала свои решения. Это только в последние десятилетия, когда ритм жизни стал особенно бурным, мы как-то упустили из виду необходимость создания реальной программы воспитания мальчиков. Мы просто слишком заняты другими делами!

Коротко о трех стадиях развития
1. Первая стадия охватывает период с рождения до шести лет - возраст, в течение которого мальчик крепче всего связан с матерью. Это "ее" мальчик, даже притом, что отец может играть очень большую роль в жизни ребенка. Цель воспитания в этот период - передать мальчику большую любовь и ощущение безопасности, "зарядить" его на жизнь как на большое и увлекательное путешествие.

2. Вторая стадия длится с шести до четырнадцати лет - возрастной период, в течение которого мальчик, следуя собственным внутренним ощущениям, хочет учиться быть мужчиной и все больше присматривается к отцу, его интересам и поступкам. (Хотя мать остается очень близким человеком, а окружающий мир становится все интереснее.) Цель воспитания в этот период - повысить уровень знаний ребенка и развить его способности, не забывая о доброте и открытости, - то есть стремиться к развитию гармоничной личности. Именно в этом возрасте к вашему сыну приходит ощущение радости и комфорта оттого, что он мальчик.

3. И наконец, период от четырнадцати лет до совершеннолетия - когда мальчику необходимо участие мужчины-наставника, если он хочет быть полностью подготовленным к взрослой жизни. Мама и папа несколько отступают на задний план, но они должны подыскать своему сыну достойного наставника, чтобы ему не пришлось довольствоваться знаниями и опытом своих некомпетентных сверстников. Цель воспитания на этом этапе - обучить навыкам, привить чувство ответственности и самоуважения, активно вовлекая во взрослую жизнь.

Пожалуйста, помните: эти стадии ни в коем случае не предполагают внезапного или резкого перехода влияния на ребенка от одного родителя к другому. Лучше всего, когда оба родителя принимают активное участие в жизни сына с детства до совершеннолетия. Стадии отрочества лишь указывают на смещение акцентов: так, скажем, отец выходит на первый план в возрасте сына от шести до тринадцати лет, а влияние наставников возрастает с четырнадцати лет. Основными критериями при выборе наставника остаются безопасность и честность.
Зная об этих трех стадиях, можно четко определить для себя программу действий. Например, совершенно очевидно, что отцы мальчиков в возрасте от шести до четырнадцати лет не должны быть трудоголиками, как не должны устраняться от семьи ни морально, ни физически. Если это происходит, то исключительно во вред сыновьям. (И все-таки современные отцы именно так и поступают, многие из нас могут это подтвердить из опыта своего детства.)

Стадии развития мальчиков подсказывают, что нам необходима дополнительная помощь со стороны общества, когда наши сыновья достигают подросткового возраста. Когда-то такую поддержку оказывали родственники (дяди и дедушки) или мастера-ремесленники, бравшие мальчиков в ученики и подмастерья.

К сожалению, сегодня слишком часто случается так, что подростки выходят в большой мир, но там их словно никто не ждет, не протягивает руку помощи, и они вынуждены проводить свое отрочество и юность в опасной беспризорности. Некоторые так и не взрослеют.

Будет справедливо сказать, что многие проблемы - особенно связанные с поведением мальчишек, их недостаточной мотивацией в школе, а потом и неприятности с законом (езда в пьяном виде, драки и прочее), проистекают из того, что мы не знали об особенностях мальчишеского развития и вовремя не обеспечили им необходимой помощи.
Знать три стадии развития мальчиков просто необходимо, поэтому мы должны рассмотреть их подробно и решить, как откликнуться. Что мы сейчас и делаем.

С рождения до шести: нежные годы
Младенцы есть младенцы. Девочка это или мальчик - не имеет значения ни для самого ребенка, ни для его родителей. Младенцы любят, когда их держат на руках, играют с ними, тискают, а они довольно хихикают; им нравится наблюдать за окружающим миром. Темперамент младенцев самый разный. С некоторыми довольно легко - они спокойные и расслабленные, спят подолгу. Другие шумные и непоседливые, вечно требующие действия. Кто-то боязливый и беспокойный, нуждающийся в постоянном подтверждении того, что с ним рядом кто-то есть, что его любят.

В этот период жизни необходимо, чтобы малыш чувствовал связь, по крайней мере с одним человеком. Как правило, с мамой. Обладая особым энтузиазмом и высокой мотивацией, к тому же вскармливая его своим молоком, от природы наделенная особой мягкостью и нежностью в подходе к ребенку, именно мать оказывается наиболее подготовленной к тому, чтобы полностью удовлетворить запросы младенца. Собственные гормоны (особенно пролактин, вырабатываемый в процессе кормления грудью) вызывают в женщине желание быть со своим ребенком и сосредоточивать на нем все внимание.

За исключением грудного вскармливания отцы тоже могут обеспечить все потребности новорожденного, только делают они это несколько иначе. Исследования показывают, что они более активны в играх с ребенком, любят будоражить его, в то время как матери стараются его успокоить. (Впрочем, когда отцы так же, как и матери, начинают страдать от недосыпания, им уже не до шумных игр и они тоже не прочь утихомирить ребенка!)

Первые проявления разницы полов
Некоторые генетические различия между девочками и мальчиками начинают проявляться уже в младенчестве. Мальчики менее восприимчивы к лицам окружающих. У девочек сильнее развито ощущение прикосновения. Мальчики растут быстрее и активнее набирают силу, хотя разлуку с матерью воспринимают острее. Когда дети начинают ходить, разница между девочками и мальчиками становится еще заметнее. Мальчикам, как правило, требуется больше места для игр и передвижения. Они любят хватать предметы и манипулировать ими, строят высокие башни из блоков, в то время как девочки предпочитают возиться на полу. В детском саду мальчики игнорируют появление в группе новеньких, а девочки тут же замечают их и заводят дружбу.
Как ни печально, взрослые относятся к мальчикам более строго. Исследования показывают, что родители обнимают и ласкают девочек гораздо чаще, даже в новорожденном возрасте. С мальчиками меньше разговаривают. И мамы чаще и больнее наказывают мальчиков.

Если мама является основным источником ласки и заботы, для мальчика она становится первой моделью для любви и нежности. Начиная со второго года жизни ребенка, когда он начинает ходить, мать может твердо, не обижая и не стыдя мальчика, установить границы их отношений, и мальчик усвоит это на всю жизнь. Он знает, что в сердце матери он занимает особое место.

Когда мама с интересом и удовольствием обучает мальчика, разговаривает с ним, это помогает развитию его речевых навыков, общительности. В дальнейшем мы увидим, насколько это важно для мальчиков, поскольку им в большей степени, нежели девочкам, нужна помощь в усвоении навыков общения.

Если в первые год-два жизни сына мать оказывается в глубочайшей депрессии и закрыта для общения с ребенком, в его сознании появляется аспект печали. Если мама злится, бьет или обижает сына, он начинает сомневаться в том, что его любят. Матери необходима поддержка и помощь со стороны других членов семьи, так чтобы у нее была возможность отдохнуть, расслабиться и найти время для общения с ребенком. Ей необходимо заботиться о себе, тогда она сможет полноценно заботиться о ребенке.

Мать выражает восторг, видя, как ее ребенок гоняет за ящерицами или лепит из песка куличики, она гордится его достижениями. Отец тискает сына, играет с ним в борьбу и тоже выказывает нежность и заботу, читает книжки, утешает, когда ребенок болен. Малыш усваивает, что мужчины добры и в то же время с ними интересно, что они умеют читать книги и помогают по дому.

Дома лучше
По возможности мальчику лучше оставаться дома с одним из родителей, пока он не достигнет трехлетнего возраста. Ясли или дома младенцев не слишком подходят для ухода за мальчиками до трех лет. Исследования показывают, что мальчики в большей степени, нежели девочки, склонны переживать разлуку с близкими, у них чаще наблюдается эмоциональный стресс от ощущения брошенности. В результате развиваются беспокойство и агрессивность, и такая модель поведения сохраняется у мальчика и в школе.

Забота со стороны любящего родителя или семейный уход гораздо предпочтительнее. Маленьким детям необходимо присутствие рядом любящего человека. Первые уроки, которые мальчикам нужно усвоить в этой жизни, это уроки доброты, доверия, тепла и радости.

Короче говоря...
До шести лет пол ребенка не имеет особого значения, и не стоит слишком сосредоточиваться на этом аспекте. Как правило, матери оказываются самым близким человеком для ребенка, но роль отца тоже нельзя недооценивать. Самое главное для ребенка в этот период жизни - находиться в центре внимания и ощущать присутствие рядом двух любящих родителей. Так у него развиваются чувство безопасности, навыки первичного общения и тяга к познанию и взаимодействию с окружающими.

Впрочем, этот период проходит слишком быстро. Так что ловите момент и наслаждайтесь своим малышом!

С шести до тринадцати: интерес к мужественности
Лет в шесть с мальчиками происходит важная метаморфоза. В них словно просыпается дремавшая до сих пор мужественность. Даже те мальчишки, которые не так много смотрят телевизор, вдруг начинают проявлять интерес к оружию, мечтают носить кепки суперменов, бороться и драться, играть в шумные игры. И происходит еще кое-что очень важное: причем это характерно для всех стран и культур. Примерно в возрасте шести лет мальчики словно замыкаются на отце или деде, или другом мужчине. В них пробуждается желание быть рядом с мужчиной, учиться у него, подражать. Им хочется "учиться быть мужчиной".

Если в этот период отец игнорирует сына, мальчик зачастую устраивает дикие выходки, лишь бы привлечь его внимание. Однажды меня пригласили в качестве консультанта исследовать случай, когда у мальчика периодически возникали вспышки тяжелого заболевания, причем без всякой видимой причины. Было назначено интенсивное медицинское обследование. Его отец, ведущий специалист в области медицины, вернулся с конференции из Америки, чтобы быть рядом с сыном, и мальчику стало лучше. Вскоре отец опять уехал на конференцию, и болезнь вернулась. Мы попросили отца ребенка пересмотреть свой рабочий график, который предполагал отсутствие дома в течение восьми месяцев в году! Он внес соответствующие коррективы, и с тех пор мальчик ни разу не болел.

Чтобы привлечь внимание отца, мальчишки могут начать воровать, мочиться в постели, проявлять агрессию в школе, совершать другие неблаговидные поступки.

Мамы по-прежнему много значат
Эта внезапная смена интереса в сторону отца вовсе не означает, что мама уходит со сцены. В некоторых странах (например, в Соединенных Штатах) матери зачастую дистанцируются от своих шестилетних сыновей, чтобы добавить им "жесткости". (Именно в этом возрасте в Британии отправляют детей в пансионы.) Но, как возражает Ольга Силверштайн в своей книге "Смелость в воспитании настоящих мужчин", эта идея коварна. Мальчикам необходимо знать, что они могут во всем положиться на маму, и не следует глушить в них нежные чувства. Лучше всего, если мальчик будет близок к маме, разумеется, притом, что рядом будет и отец. Если отец почувствует, что сын слишком вовлечен в интересы матери (что бывает), ему нужно усилить свое влияние - ни в коем случае не критикуя мать! Иногда отец чересчур строг или предъявляет к сыну повышенные требования, и тот начинает его бояться.

Если в раннем возрасте мать внезапно отдаляется от сына или лишает его тепла и внимания, результат печальный: мальчик, стремясь заглушить обиду и боль, словно перерезает ниточки, которые связывали его с матерью, - нежность и любовь. Инстинкт подсказывает ему, что тяжело проявлять теплые чувства, если они не находят отклика у матери. Если мальчик ставит для себя такую заслонку, он вырастет довольно резким и грубым и вряд ли будет проявлять тепло и нежность по отношению к своим детям и супруге. Все мы очень хорошо знаем таких мужчин (боссов, отцов, мужей), которые эмоционально зажаты и не могут наладить контакта с людьми. Мы можем сделать так, чтобы наши сыновья были не такими, а для этого просто нужно чаще обнимать их - и в пять, и в десять, и в пятнадцать лет.

ПЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ОТЦОВСТВА
1. Начинайте как можно раньше. Участвуйте в процессе воспитания с периода беременности. Говорите с будущей матерью о своих надеждах, связанных с ребенком, участвуйте в уходе за младенцем с самого его рождения. Это ключевой этап в выстраивании будущих отношений. Уход за ребенком на ранней стадии дисциплинирует вас и меняет ваши жизненные приоритеты. Имейте в виду: отцы, которые ухаживают за новорожденными, настраиваются на одну волну с ними, происходит так называемое глубокое погружение. Кстати, мужчины прекрасно справляются с тем, чтобы утихомирить ребенка среди ночи - баюкают его, качают, напевают песенки! Не превращайтесь в наседку, но строго следуйте советам матери ребенка или других опытных наставников. И гордитесь своими достижениями. Даже если вы слишком заняты работой, используйте выходные или отпуск, чтобы уделить внимание ребенку. Начиная с двухлетнего возраста малыша, предложите матери оставлять вас с ребенком на выходные, и вы поймете, что прекрасно справляетесь со своей ролью.

2. Найдите время. Это самое важное. Папы, запомните: Если в течение недели вы проводите на работе пятьдесят пять-шестьдесят часов, включая командировки, вы просто не в состоянии исполнять свои отцовские обязанности. У ваших сыновей будут проблемы в жизни, и это непременно скажется на вас. Отцам необходимо приходить домой вовремя, чтобы играть, смеяться, учить своих детей, резвиться с ними. Работа в корпорациях и малом бизнесе становится врагом семьи. Зачастую отцы выбирают более низкий заработок, но зато имеют возможность больше времени проводить в семье. Так что, когда в следующий раз вам предложат повышение, требующее более продолжительного рабочего дня и частые командировки, серьезно подумайте над тем, чтобы ответить своему боссу: "Извините, но мои дети, прежде всего".

3. Не сдерживайте эмоций. Обнимать сына, резвиться с ним, играть в борьбу не возбраняется вплоть до его совершеннолетия! Сочетайте эти шумные игры с более спокойным времяпрепровождением: дети очень восприимчивы к рассказам, им нравится просто сидеть рядом с отцом, петь или музицировать. Говорите своим детям о том, какие они умные, красивые, творческие (хвалите их часто и искренне). Если ваши родители не были такими открытыми в проявлении чувств, вам придется учиться этому.

Некоторые мужчины опасаются, что проявление ласки в отношении сына сделает его "голубым". Это совсем не так. Более того, верно обратное. Многие геи и бисексуалы, с которыми мне доводилось беседовать, признают, что именно недостаток отцовской ласки частично объясняет их тягу к мужской нежности.

4. Больше веселья. Радуйтесь своим детям. Если вы проводите с ними время только из чувства вины или по обязанности, это не принесет пользы. Постарайтесь подыскать такие виды деятельности, которые нравятся вам обоим. Избавьте детей от "бремени обязанности", но настойчиво призывайте их к тому, чтобы они помогали по дому. Ограничьте их внешкольные занятия одним-двумя видами спорта или иной деятельности, так чтобы у них оставалось время просто побыть собой. Организуйте их свободное время, чтобы они не слонялись бесцельно, и посвятите его прогулкам, играм, беседам. Избегайте чрезмерного соперничества в играх. Обучайте своих детей постоянно, делитесь с ними всем, что знаете сами.

5. Не забывайте о дисциплине. Сегодня многие отцы выбрали для себя роль "добреньких папаш", оставив все трудные вопросы воспитания своим половинам. Но мы все-таки советуем мужчинам участвовать в принятии решений, следить за тем, как ребенок делает домашние задания и выполняет работу по дому. Установите нормы дисциплины - спокойно, но твердо. Не прибегайте к рукоприкладству, хотя иногда и возникает соблазн отшлепать мальчишку. Настаивайте на уважении. Не стройте из себя маленького. Обязательно выслушивайте ребенка и учитывайте его чувства и переживания. Обсуждайте с мамой ребенка глобальные вопросы воспитания: "Все ли нам удается? Что нужно изменить?" Совместное воспитание ребенка очень сближает родителей.

Поиски объекта для подражания
Мальчик в возрасте от шести до четырнадцати лет все еще обожает свою мать и может многому научиться у нее. Но его интересы меняются: его все больше тянет учиться у мужчины. Мальчик понимает, что взрослеет. И, чтобы развитие было полным, он должен "загрузить в себя как можно больше данных" от мужчины.

Матери остается лишь спокойно принимать это, сохраняя теплоту и готовность оказать поддержку. Задача отца - постепенно активизировать свое участие в воспитании. Если отца нет рядом, мальчик начинает искать мужчину в своем окружении - например, в школе. Но сегодня среди учителей все меньше мужчин, особенно в начальной школе, и это создает определенную проблему.

Одинокая мать
Тысячи лет одиноким матерям приходилось воспитывать мальчиков самостоятельно. Нет никакого сомнения в том, что женщины могут воспитать достойных мужчин, но - и это очень большое "но" - те женщины, с которым мне доводилось беседовать, всякий раз подчеркивали, что они находили в своем окружении мужчин, достойных подражания, призывая на помощь родственников, друзей, школьных учителей, спортивных тренеров, лидеров молодежных организаций (выбирая их с большой осторожностью во избежание риска сексуальных домогательств).

Дефицит внимания или дефицит отцовства?
Два года тому назад ко мне после лекции подошел мужчина по имени Дон и рассказал следующую историю. Дон работал шофером на грузовике, и годом раньше его восьмилетнему сыну был поставлен диагноз "дефицит внимания". Дон прочитал диагноз и решил, что его сын Трои попросту "недополучает внимания". А что же еще это могло означать?

Дон поставил перед собой цель уделять сыну больше времени. Он всегда считал, что воспитание детей - это удел женщин, а его задача - работать в поте лица, чтобы обеспечивать семью материально. Но теперь все изменилось. В каникулы и, по возможности, после школы Трои стал разъезжать с отцом на грузовике. В выходные дни, которые Дон обычно проводил в обществе своих друзей - любителей мотоциклов, Трои присоединялся к отцу.

"Нам пришлось отказаться от крепких словечек в своих разговорах, вести себя покультурнее, но ребята все поняли, и некоторые тоже стали приводить с собой детей", - с улыбкой поведал мне Дон.

Хорошая новость: Трои всего за пару месяцев стал спокойным мальчишкой, и ему даже отменили медикаментозный курс - диагноз "дефицит внимания" был снят. Но отец и сын продолжали проводить вместе много времени, им просто это понравилось. Мы не станем утверждать, что дефицит внимания на самом деле есть дефицит отцовства, но во многих случаях это так.
Короче говоря...
Пока мальчик учится в начальной и средней школе, ему нужно проводить больше времени с отцом и матерью, получая от них помощь, приобретая от них жизненные знания и опыт, наслаждаясь их обществом. С эмоциональной точки зрения отец в этот период выходит на первый план. Мальчик готов учиться у него, прислушиваться к его словам. Как правило, он начинает равняться на отца. Матери есть от чего прийти в бешенство!

Этот временной промежуток - от шести до четырнадцати лет - предоставляет отцу идеальную возможность оказать влияние на сына (и заложить в нем основы мужского характера). Это время, которое нужно тратить с пользой. Любые незначительные дела идут во благо: и игры на свежем воздухе летними вечерами; и прогулки, сопровождаемые разговорами "за жизнь" и рассказами о собственном детстве; и совместные занятия хобби или спортом. Именно в этот период в память вашему сыну закладываются приятные воспоминания о детстве, которые будут питать его всю жизнь.

Не пугайтесь, если ваш сын ведет себя чересчур хладнокровно: наверняка такой стиль поведения принят в его школе. Проявите настойчивость, и вы обнаружите, что под маской напускного равнодушия скрывается веселый и игривый ребенок. Не упускайте возможности провести с сыном время, если он действительно хочет побыть в вашем обществе. Ближе к юности интересы будут затягивать его в окружающий мир. Все, что я могу, это призвать вас к следующему: не упускайте свой шанс поучаствовать в жизни сына!

Четырнадцать и старше: становясь мужчиной
Примерно в возрасте четырнадцати лет начинается новая стадия отрочества. Как правило, в этом возрасте мальчики заметно вытягиваются в росте, но и в организме происходит разительная перемена: уровень тестостерона повышается почти на 800 процентов!

Хотя все индивидуально, но в этом возрасте у них есть нечто общее: они становятся более упрямыми, беспокойными, у них часто меняется настроение. И не то чтобы они меняются в худшую сторону, просто в них рождается новая личность, а рождение всегда предполагает борьбу. Им необходимо найти ответы на серьезные вопросы, окунуться в новые приключения, поставить перед собой новые цели, определить приоритеты на будущее - а между тем внутренние часы торопят их жить.

Я полагаю, что именно в этом возрасте мы в большей степени теряем контакт с детьми. Так уж повелось, что мы предъявляем к подросткам стандартный набор требований: побольше усердия в школе, побольше работы по дому. Но подростку требуется нечто большее. Он и гормонально, и физически рвется во взрослый мир, а мы хотим задержать его в детстве еще лет на пять-шесть! Неудивительно, что возникают проблемы.

А на самом деле нужно поднять мальчишке дух - направить его азарт в творческое русло, дать ему возможность расправить крылья. Все беды, которые являются родителям в виде ночных кошмаров (подростковый авантюризм, алкоголь, наркотики, криминал), происходят от того, что мы не находим каналов для выплеска подростковой жажды славы и геройства. Мальчишки смотрят на взрослый мир и не видят ничего, во что им хотелось бы верить или участвовать. Даже их протест оказывается упакованным и предлагается как товар рекламодателями и музыкальной индустрией.

Ребятам хочется прорваться туда, где чище и лучше, но такое место не просматривается.

Как поступали древние
В любой цивилизации - от эскимосов до африканских племен, во все времена и на всех континентах мальчики-подростки получали особое внимание и заботу со стороны всей общины. Древние культуры знали - а мы только еще начинаем этому учиться, - что родители не могут воспитать мальчиков-подростков без помощи других взрослых, которым можно доверять и которые проявляют желание участвовать в процессе воспитания на долгосрочной основе.

Одна из причин такого подхода заключается в том, что четырнадцатилетние сыновья и их отцы доводят друг друга до бешенства. Зачастую отец способен лишь любить сына. Но любить и обучать уже не получается. (Помните, как ваш отец учил вас водить машину?) Почему-то двое мужчин непременно сталкиваются лбами, и это лишь усугубляет проблему. Если же кто-то посторонний приходит на помощь, отцы и сыновья становятся гораздо спокойнее. (На эту тему даже снято несколько фильмов - например, "В поисках Бобби Фишера" и "Поездка за город" с Албертом Финни в главной роли.)

Традиционно практиковались два метода, помогавшие юноше войти во взрослую жизнь. Во-первых, подростков брали под крыло и наставляли на путь истинный взрослые мужчины, которые могли обучить их ремеслу. Во-вторых, на определенных этапах наставничества старейшины рода или племени проводили посвящение юношей в таинства профессии. Этот процесс предполагал серьезные испытания, имевшие целью приобщение мальчиков к взрослой жизни.

Посвящение в племенах лакотов
Коренные жители Америки лакоты, должно быть, известны вам по фильму "Танцы с волками". Это было племя энергичных и успешных людей, с богатой культурой, отмеченное особенно теплыми отношениями между мужчинами и женщинами.

Примерно в возрасте четырнадцати лет мальчики-лакоты подвергались своеобразному испытанию на прочность, так называемому тесту на видение. Мальчик должен был забраться на вершину горы и сидеть там в ожидании видений или галлюцинаций, вызванных чувством голода. Предполагалось, что видение предстанет в образе некоего небесного существа, которое станет вести мальчика по жизни. Пока мальчик дрожал на вершине горы, до него доносилось из темноты грозное рычание горных львов. На самом деле эти звуки издавали мужчины племени, которые обеспечивали безопасность ребенка. Мальчики были слишком ценным материалом для племени, и подвергать их бессмысленному риску никто не собирался.

Когда подросток возвращался в племя, его успех шумно отмечался. Но, начиная с этого дня и в течение целых двух лет, ему не разрешалось разговаривать со своей матерью.

Матери в племени лакотов, как и женщины всех племен охотников-собирателей, очень близки и нежны со своими детьми, и дети зачастую так и спят вместе с ними в хижинах. Лакоты полагали, что, если мальчик заговорит с матерью сразу же после обряда посвящения в мужчину, соблазн вернуться в детство будет слишком велик и он опять окажется в женском мире и никогда не вырастет.

По прошествии двух лет происходила церемония воссоединения матери и сына, но к этому времени сын уже был мужчиной, и его отношение к матери соответствовало его новому статусу. Женщины, которые слышали это предание из моих уст, находили его очень трогательным, одновременно и грустным, и радостным. Матери племени лакотов сознательно отпускали своих детей, уверенные в том, что взамен они получат любовь, уважение и дружбу со стороны своих уже взрослых сыновей.

Резким контрастом с обычаями племени лакотов выступают современные отношения между матерями и сыновьями, которые (как подчеркивает Баббетт Смит в книге "Матери и сыновья") зачастую остаются стеснительными, инфантильными и безразличными. Сыновья боятся сохранять близость к матери и вместе с тем, уже становясь мужчинами, все равно не могут оторваться от материнской опеки. Они переносят свое зависимое положение на отношения с любой другой женщиной. Не прошедшие обряда посвящения в мужское братство, они не доверяют мужчинам и не верят в мужскую дружбу. Они не хотят брать на себя обязательства перед женщинами, опасаясь, что к ним опять будут относиться по-матерински и контролировать. Так и появляются "никакие" мужчины.

Только покинув женский мир, молодые люди могут разорвать материнскую оболочку и начать относиться к женщинам по-взрослому. Бытовая жестокость, измены, неудачи в супружеской жизни совсем не обязательно являются результатом проблем с женщинами, причина как раз в том, что мальчики не прошли положенный путь трансформации.

Вы можете усомниться в том, что в древние времена матери, да и отцы тоже, без опаски отдавали своих сыновей в чужие руки. Но на самом деле оснований бояться не было. В качестве наставников выступали мужчины, которых хорошо знали и которым доверяли. Женщины понимали и приветствовали эту помощь, поскольку интуитивно чувствовали ее необходимость. Выпуская из семьи проблемного мальчика-подростка, они получали назад зрелого и самодостаточного молодого мужчину, которым наверняка потом гордились.

Посвящение во взрослую жизнь нельзя было назвать одноразовым мероприятием. Иногда требовались месяцы, чтобы обучить мальчика вести себя по-мужски, брать на себя ответственность, чтобы он набрался сил, стал настоящим мужчиной. Мы не слишком хорошо осведомлены о подробностях таких обрядов. Иногда они бывали жестокими и страшными (и мы ни в коем случае не хотим повторения), но проводились они с определенной целью, продуманно, и результаты были впечатляющими.

Суммируя опыт наших предков, можно сказать: выживание любого племени зависело от воспитания знающих и ответственных молодых людей. Это был вопрос жизни и смерти, и относились к нему со всей серьезностью. Каждое общество вырабатывало свою программу воспитания молодых людей, предполагающую объединение усилий всего взрослого населения.

В современном мире
Сегодня наставничество чаще всего отсутствует или существует в эпизодическом виде. Сами наставники - спортивные тренеры, родственники, учителя, начальники - редко понимают свою роль и, как правило, исполняют ее плохо. Наставничество обычно проводилось на рабочем месте, в рамках программы овладения трудовыми навыками и совершенствования мастерства. Все это осталось в прошлом. Работая по выходным в местном супермаркете, юноша вряд ли встретит там наставника.

Призывая на помощь других
В возрасте от четырнадцати до двадцати с небольшим лет мальчик переходит во взрослый мир, постепенно отдаляясь от родителей. Родители сознательно отступают на второй план, не выпуская ребенка из поля зрения. Именно в эти годы мальчик строит свою жизнь, отдельную от семьи. У него появляются учителя, которых вы едва знаете, интересы, вам неведомые, и цели, в достижении которых вы вряд ли сможете ему помочь. Картина довольно пугающая.

Подросток четырнадцати-шестнадцати лет совсем не готов к тому, чтобы оказаться один на один со взрослым миром. Ему нужны проводники в этот мир, и именно эту роль выполняют наставники. Мы не имеем права оставлять юношей без присмотра. Но наставник - это больше, чем учитель или спортивный тренер: между ним и ребенком складываются особые доверительные отношения. Шестнадцатилетний подросток не всегда слушается родителей - хотя бы из чистого упрямства. Но с наставником совсем другое дело. Подростковый возраст - пора "восхитительных ошибок", и задача наставника отчасти состоит в том, чтобы не допустить фатальных ошибок.

Родители должны позаботиться о подборе наставника, руководствуясь строгими критериями. В этом плане очень помогает принадлежность к сильной общественной группировке - скажем, к активной церкви, семейному спортивному клубу, общинной школе, коллективу друзей, которые по-настоящему заботятся друг о друге.

Вам действительно нужны друзья, которые будут выполнять роль заботливых дядюшек и тетушек, опекающих детей и участвующих в их воспитании. Друзья могут вести беседы с вашими детьми, расспрашивать об их интересах, обмениваться с ними мнениями. Идеально, если ваши дети станут желанными гостями в их домах, - если ваши друзья смогут иногда прочистить им мозги, а дети, в свою очередь, смогут поплакаться им в жилетку, когда в отношениях с родителями возникает некоторое напряжение. (Многим знакомы ситуации, когда после перепалки с матерью дочь-подросток бежит жаловаться к маминой лучшей подруге. Вот для чего нужны друзья!)

Кстати, вы тоже можете оказать такую помощь детям ваших друзей. Тинейджеры прелестны, если только это не ваши собственные дети!

Затворничество опасно
Тинейджеры очень страдают, когда их родители живут обособленной жизнью. Я это знаю не понаслышке. Когда мои родители эмигрировали в Австралию, они, и без того люди стеснительные, стали еще более замкнутыми. Им так и не удалось найти друзей и свою компанию, в которую смогли бы влиться и мы, дети. В результате, когда мы с сестрой достигли подросткового возраста, у нас возникли большие проблемы с вхождением в большой мир, были и драматические, и рискованные моменты. У некоторых подростков на этой почве развиваются душевные болезни, суицидальные наклонности, анорексия. А у кого-то возникает сильнейший протест против изоляции, и тогда подростки втягиваются в плохие компании, приобщаясь к наркотикам, криминалу, сексуальным извращениям. Если у вас есть дети-подростки, вы непременно должны заставлять себя выходить в свет, общаться с людьми, создавать социальный круг, в котором могли бы вращаться и ваши дети. Затворничество не способствует правильному воспитанию ребенка.

Если нет наставника
Если рядом нет наставника, юноша может столкнуться с множеством проблем на своем пути во взрослую жизнь. Он может ввязаться в бесполезную борьбу со своими родителями в попытках самоутвердиться и отстоять собственную независимость. А может впасть в депрессию и обособиться. Детям этого возраста приходится искать ответы на очень сложные вопросы - о сексе, выборе карьеры, об отношении к наркотикам и алкоголю. Если мать и отец по-прежнему уделяют ребенку много времени, живут его интересами, он охотно делится с ними своими мыслями и сомнениями. Но иногда у подростка возникает потребность поговорить и с другими взрослыми. В ходе одного исследования было выявлено, что наличие взрослого друга вне рамок семьи уберегает подростка от преступных связей. (Разумеется, если только этот друг сам не является криминальным элементом.)

Молодые люди стараются сами выбрать свой жизненный путь. Они могут найти свой интерес в религии, могут увязнуть в Интернете, увлечься музыкой или спортом, серфингом или роком. Если мы не сможем организовать детей по интересам, они сами создадут свои группировки. Но проблема в том, что эти группировки могут стать лишь сообществом одиноких сердец и никаких навыков и знаний дети в них не получат. Многие мальчишеские компании основаны лишь на хлипких связях, а общности интересов и поддержки в них нет.

Хуже всего, если мы бросим подростков на произвол судьбы. Вот почему нам просто необходимы по-настоящему профессиональные учителя, спортивные тренеры, лидеры скаутских организаций, молодые рабочие - в общем взрослые люди, заинтересованные в подрастающем поколении. Нам нужны люди, которые могут внести порядок в жизнь подростков.

Сегодня наиболее активны в процессе воспитания матери, а отцовство еще только возрождается. И пока еще в обществе остается проблемой найти хороших наставников.

Коротко о главном...
1. В период от рождения до шести лет мальчикам необходимо много внимания и нежности, чтобы они научились любить. Беседуя с ними, обучая, мы помогаем им войти в этот мир. Как правило, лучше всех с этой ролью справляется мать, хотя и отец может принимать участие в процессе.

2. Примерно в возрасте шести лет мальчик начинает выказывать большой интерес ко всему мужскому, и отец становится главным родителем. Важно, сколько времени и внимания он будет уделять сыну. Роль матери по-прежнему важна, и она не должна отдаляться от сына лишь потому, что он стал старше.

3. С четырнадцати лет мальчикам необходимы наставники - взрослые, которые проявляют персональную заботу о них и помогают постепенно продвигаться в большой мир. В древних цивилизациях был принят обряд посвящения, и наставничество являлось непременным атрибутом воспитания.

4. Одинокие матери могут хорошо воспитать мальчика, но им нужно внимательно подойти к вопросу выбора мужчины в качестве достойной модели для подражания. Кроме того, одиноким матерям следует больше времени уделять заботе о собственном здоровье (поскольку они выполняют работу за двоих).

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ