Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Виды агрессии в психологии. Психологические особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте

Агрессия, агрессивность, причины агрессии, гнев, раздражение, агрессия у детей, правильная реакция на агрессию. Как правильно справиться с агрессией? Читайте здесь!

Что такое агрессия и агрессивность?

Агрессия, агрессивность (от лат. aggressio - нападение) это – поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда.

Следует помнить, что наличие условий для планирования, исполнения и оценки эффективности действий, направленных на сокращение насилия в школе, является основным требованием. Однако эта продукция низкая. Таким образом, ясно, что нельзя рассчитывать на достаточную информацию для отличного планирования в этом районе, что требует предварительных исследований. Несмотря на отсутствие доказательств для планирования и оценки, в этом районе проводятся работы.

Для эффективных действий необходимо хорошо знать формирование, убеждения и представления школьной команды относительно аспектов, связанных с насилием в этой среде. Например, проект «Школа защиты» - это предложение предоставить специалистам в области образования подготовку по вопросам прав детей и подростков, создание людских ресурсов для борьбы с насилием посредством участия социальных субъектов, в том числе школьное сообщество. Когда работа завершена, она должна быть объектом исследований по оценке в предтестировании, обучении, послетестировании, оценке до и после вмешательства.

Какие бывают виды агрессии?

Наглядный пример агрессивного поведения
Физическая агрессия: использование физической силы против другого лица, животного или объекта.
Примеры физической агрессии: драка, пинки, шлепки, нанесение телесных повреждений, порча имущества.

Поскольку насилие в школе также связано с незаконным оборотом наркотиков, необходимо проверить степень и глубину этой реальности, а также предложить и проверить стратегии, чтобы это не происходило. Это насилие, которое наносит ущерб физическому и психологическому здоровью детей и молодежи. Следовательно, он требует более строгого и более эффективного применения законодательства, а также адекватной подготовки учителей и администраторов.

Одним из способов уменьшить насилие в школьном контексте является освобождение места для образования и жизни в вашей среде. Очевидно, что для того, чтобы изменить возникновение насилия в школе и в школе, необходимо приобретать и укреплять новое поведение и изменять те, которые являются агрессивными. Это также подразумевает изменение насилия в семье, поскольку оно влияет на поведение учащихся в школе.

Вербальная агрессия: словесное выражение негативных чувств и эмоций, словесная агрессия.
Примеры вербальной агрессии: оскорбления, упреки, обвинения, крик, визг, брань, ругань, угрозы.

Враждебная агрессия: агрессивное поведение, конечная цель которого – причинение вреда и нанесение ущерба.

Инструментальная агрессия: агрессивное поведение, цель которого – достижение какой-либо цели.

В последние годы начального образования и в средней школе это обычное ухаживание среди одноклассников. Техническая группа должна знать о проблемах насилия, которые могут возникнуть в споре для партнера, в отношениях знакомства и распада отношений. Это область межличностных отношений, в которой происходит не только увеличение числа актов, связанных с агрессивным поведением. Это область риска, требующая программ вмешательства. Положительный климат в школе, особенно в классе, необходим для эффективной и успешной школы.

Однако для этого важно, чтобы ученик воспринимал климат как благоприятный. Профилактика вокруг школы также может оказать влияние на учебное заведение. Одной из переменных, которая связана с корнем насилия в школе, является так называемая недисциплинированность, которая легко растет, становясь все более сильной и неосуществимой для достижения целей образования. Для этого необходимо прибегать к программам, которые подразумевают установление и применение кодексов этики и морали, в которых забота берется не только для индивидуального благополучия, но и для коллектива.

Альтруистическая агрессия: агрессивное поведение, цель которого – защита кого-либо от чего-либо.

Внутренняя агрессия, самоагрессия (аутоагрессия): агрессия, направленная против себя.
Примеры внутренней агрессии: самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений, суицид.

Внешняя агрессия: агрессия, направленная на окружающих.

Стоит сказать, что очень важно уделять больше внимания этическому воспитанию студентов, особенно в подростковом возрасте. Для того чтобы обратить вспять насилие, которое страдает от школ, необходимо вкладывать значительные средства в исследования, чтобы лучше понять основные переменные и детерминанты насильственного поведения в этой среде. Однако недостаточно исследовать только возможные причины агрессивного агрессивного поведения насилия в отношении различных аспектов, связанных с этим. Необходимо также сосредоточиться на ежедневном молчаливом насилии над различными персонажами школы и ее материальными аспектами, так как это также рассматривалось здесь, поскольку его кумулятивный эффект приносит серьезный психосоциальный ущерб и может взорваться в кажущемся бессмысленным насилием.

Немотивированная агрессия: агрессия без причины.

Прямая агрессия: агрессия, направленная непосредственно на кого-либо.

Косвенная агрессия: агрессия, направленная на кого-либо окольным путем (распускание сплетен, плетение интриг).

Защитная агрессия: агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия.

Хорошее исследование программ в Бразилии по-прежнему требует описательных исследований, но существует настоятельная необходимость инвестировать в области, для которых описательная информация, более сложные, экспериментальные или квазиэкспериментальные эффективность программ по разрешению школьного насилия. Следует подчеркнуть важность оказания постоянной поддержки учителю и обеспечения его постоянного обновления.

Необходимо планировать, исследовать и оценивать программы профилактики насилия и вмешательства в школах. Контуры и анализы должны быть такими, чтобы можно было выйти за рамки описания, и в других учебных заведениях могут быть условия обобщения и безопасного использования. Разумеется, необходимо будет перевоспитать всех вовлеченных, только для того, чтобы обуздать насилие с применением наказания, присутствие полиции и подобные стратегии могут только скрыть насилие, которое впоследствии со временем взорвется в большей степени.

Провоцирующая агрессия: первое проявление агрессии, “первая атака”.

Причины агрессии и агрессивного поведения

Недовольство собой
Люди, недовольные собой часто бывают склонны к агрессии, особенно к внутренней агрессии (аутоагрессии).
На самом деле, недовольство собой подсказывает, что именно человеку не хватает для гармоничного развития, так что единственный простой и эффективный способ побороть недовольство собой – это самосовершенствование!

Необходимо заменить культуру насилия культурой ненасилия. Идите в поисках этики и морали, коллективного благополучия. Это, безусловно, одна из серьезных проблем для образования сегодня. Но любое действие должно иметь постоянную научную поддержку и оценку на протяжении всей его эволюции, чтобы она могла быть эффективной и быть более эффективной и эффективной.

Чтобы адекватно справляться с такими ситуациями, необходимо улучшить обучение учителей и всех технических сотрудников, которые работают в школе, внедряя их с помощью процедур, стратегий и методов, которые позволяют разрешать проблемы насилия в школе и вокруг нее.

Страх
Все, что вызывает недовольство и страх, может вызвать и агрессию.

Неуверенность
Агрессивные люди часто пытаются навязать другим своё доминирование и принуждают уступать им дорогу - это последствия неуверенности в себе и страх быть “не при делах”.

Чувство вины
Агрессия может быть вызвана чрезмерным чувством вины. Чтобы избавиться от чувства вины, нужно научиться брать на себя ответственность, также, неплохо уметь вовремя извиниться.

Кто не пережил неприятного положения унижения? Сколько людей, как дети, больше не чувствовали себя ослабленными и пристыженными своими школьными друзьями? Запугивание продолжается уже давно и в значительной степени, но дискуссия по этому вопросу является недавней и все чаще присутствует в сфере образования, телевизионных программ, журналов, газет. Специалисты из различных областей, таких как юридические, психические и образовательные, рассматривают тему и указывают на размышления с целью понимания и поиска способов избежать или свести к минимуму проблему.

Недоверие
Например, если человек имеет негативный опыт общения с людьми, он может заранее защищаться, стараясь предупредить ситуации, чем-то напоминающие ему то, что с ним уже было. Человек как бы заранее занимает оборонительную позицию, отсюда и агрессия.

Плохое самочувствие, переутомление
Если человек не выспался или плохо себя чувствует, он более склонен вести себя агрессивно.

Запугивание означает акты физического или психологического насилия в отношении кого-либо в невыгодном положении. Это часто появляется в школе, и психологическое воздействие агрессии может сопровождать человека на протяжении всей жизни. Один из симптомов, который показывает это, - это большое количество взрослых, у которых есть блокировка, когда они выступают на публике, нарушая их представление как человека и профессионала. Эта трудность может случиться в школе, где ребенок учится раскрывать свои знания перед группой.

Если первоначальный опыт не является хорошим, то есть, когда ребенок, пытающийся показать себя, каким-то образом уменьшился другими, естественно, что она чувствует себя очень неудобно, и это отрицательно влияет на ее самооценку, что позволяет ей избежать подобных ситуаций в течение длительного времени время.

Алкоголь, наркотические вещества, медицинские препараты
Алкоголь, наркотические вещества и определенные медицинские препараты постепенно расшатывают нервную систему, что приводит к неадекватной агрессивной реакции на, казалось бы, не стоящие внимания ситуации.

Детские психические травмы и дефекты воспитания
Нередко человек заболевает неврозами и прочими психическими заболеваниями из-за грубого отношения родителей. Детская психика в сотни раз ранимее, чем психика взрослого человека, что часто не учитывается многими родителями, любящими выяснять отношения в присутствии ребенка.
Строгое воспитание также может быть причиной агрессивности. Если вы воспитываете своего ребенка агрессивными методами, все ему запрещаете и наказываете ударами за каждую провинность – ждите такого же отношения к своим внукам.

Этот пример является лишь одним из множества способов издевательств, которые могут повлиять на жизнь людей и, следовательно, на общество. Исследователи из Университета Уорика в Соединенном Королевстве обнаружили, что дети, избитые физическим или эмоциональным насилием со стороны коллег в течение ряда лет, увеличивают свои шансы на развитие психотических симптомов до четырех раз. Эти симптомы разнообразны и включают в себя галлюцинации и иллюзии, которые изменяют восприятие мира субъекту, демонстрируя негативное влияние, которое может быть издевательства на развитие человека.

Фильмы, игры, телепередачи со сценами насилия
Сцены насилия и стереотипы агрессивного поведения, которые транслируются в современных фильмах и телепередачах подкрепляют тенденции агрессивных людей действовать именно так, а не иначе.

Доказано, что резкое отлучение ребенка от груди и недостаточное общение с матерью в первые годы жизни может сформировать у ребенка такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость и эгоизм.

Многие ситуации агрессии скрыты, когда их рассматривают как игру ребенка. Это следует рассматривать как шутку, в которой все ваши участники веселятся и учатся чему-то положительно на протяжении всего опыта. Поскольку участник переживает мучительную ситуацию, вызывая эмоциональную или физическую боль, и без необходимости защищаться, ситуация уже не шутка, чтобы стать агрессией. Любая форма исключения и уголовного преследования вызывает смущение.

Вполне возможно, что многие дети учатся быть жестокими дома, воспроизводя семейный контекст в школе. Семья должна дать параметр того, что есть и что не принято, потому что, если у ребенка нет этого предела, ему гораздо труднее поглощать и интегрировать правила хорошей жизни как в школе, так и в жизни.

10 способов справиться со своей и чужой агрессией

1. Посмотрите на ситуацию со стороны и сохраняйте спокойствие.
Как же глупо вы будите выглядеть, если начнете грубить и ругаться. Поберегите репутацию!
Не дайте агрессору вывести вас из себя. Самый лучший вариант – мягко перевести тему разговора.

2. Не нервничайте.
Порой люди нервничают по всяким пустяками, что только увеличивает запас отрицательных эмоций, вызывая в дальнейшем агрессию. Подумайте, если вы будете нервничать и беспокоится, это как-то поможет делу? Ответ очевиден.

Важно, чтобы семья также знала о проблеме киберзапугивания, как для детей, практикующих, так и для возможных жертв. Некоторые подростки, в предвкушении любовного выигрыша пары, в конечном итоге слишком сильно подвержены себе в интернете, не представляя, что эти образы могут использоваться для другой цели, то есть они могут распространяться негативно в сети в гораздо большей пропорции. Во многих случаях жертве необходимо покинуть школу или даже город, чтобы избежать запугивания, которое начинается в Интернете и заканчивается в реальной жизни.

3. Не обвиняйте других.
Окружающие люди не виноваты в том, что вы куда то торопитесь или что у вас нет настроения. Помните, что в раздражении легко наделать ошибок, которые потом будет трудно исправить!

4. Сосчитайте до 10.
Старый, добрый, эффективный способ – сосчитать до 10, перед тем как что-нибудь сказать.

5. Будьте доброжелательнее.
Вам нравится, когда к вам относятся доброжелательно? Другим тоже!

Один из способов борьбы с издевательствами - направить потенциал задира на что-то конструктивное. Ребенок, который практикует издевательства, обычно имеет лидерскую черту или физическую силу. Интересно найти способы, которыми человек может использовать эти характеристики в свою пользу и никому не причинить вреда. Лидеры классов, представители, мониторы - это некоторые возможности, так же как спортивные мероприятия могут быть способом агрессивной энергетики, выводящей продукцию здоровым способом.

Важно помнить, что агрессивная энергия не плоха, потому что она помогает нам достигать наших целей, достигать целей, выполнять личные и профессиональные проекты. Ребенок все еще не может понять, что такое эта энергия, но очень важно, чтобы это было выяснено и были найдены новые способы преодоления насилия. Дискуссии, семинары и лекции должны использоваться для разъяснения и руководства родителями, педагогами и детьми по таким вопросам, как насилие, предрассудки, уважение, сопереживание среди других.

6. Будьте терпеливее.
Хотите стать спокойным человеком? Развивайте терпение.
Если вы на кого-то злитесь, попробуйте мысленно поставить себя на место этого человека. Спросите себя, а в чем он прав, почему ведет себя так, а не иначе.

7. Чаще смейтесь.
Положительные эмоции улучшают не только настроение, но и физическое и психическое здоровье.

Любая работа, которая направлена ​​на то, чтобы помочь исключенному ребенку почувствовать себя вновь принадлежащим к группе и цениться как человек, следует рассматривать и поощрять. В этом разделе представлены несколько аспектов, к которым можно подойти и обсудить.

Марсела Пимента Паван - клинический психолог. Он работает с проблемами, связанными с отношениями, личными конфликтами, беспокойством, депрессией, карьерой, старением и другими. Нападение - это акт насилия в отношении одного или нескольких лиц, предназначенных для нанесения вреда человеку или того, что он представляет. Нападения бывают трех типов: словесные, физические, сексуальные, независимо от типа человека. агрессии и ее последствий, ее гомофобный характер считается отягчающим обстоятельством со стороны судов.

8. Больше двигайтесь.
Одним из самых эффективных способов снятия стресса и напряжения являются физические нагрузки. Хотите повысить уровень стрессоустойчивости? Тогда больше двигайтесь, желательно на свежем воздухе. Ходите, бегайте, плавайте, освойте новый вид спорта.

9. Не поддавайтесь на провокации.
Развейте в себе такое качество, как уравновешенность. Какие слова могут вывести вас из себя? Продумайте спокойные и взвешенные ответы на эти слова-раздражители.

10. Используйте агрессию.
Используйте агрессию в мирных целях, например, сделайте уборку или пробежку.

Неправильные действия в ответ на агрессию

Действия в ответ на агрессию, которые лишь усугубят агрессивное поведение агрессора:
Повышение голоса, угрожающий тон, крик.
Демонстрация власти (“Учитель здесь пока еще я”, “Будет так, как я скажу”), непреклонное настаивание на своей правоте.
Агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки.
Сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание.
Использование физической силы.
Втягивание в конфликт посторонних людей.
Наказания или угрозы наказания.
Обобщения типа: “Вы все одинаковые”, “Ты, как всегда…”, “Ты никогда не…”.

Агрессия у детей. Почему ребенок агрессивный?

Агрессия ребенка появляется не просто так, она мотивирована чем-либо. Чаще всего, это отражение внутреннего дискомфорта.

Стах и неуверенность.
Очень часто ребенок с агрессивным поведением прячет за агрессией ощущение ненужности и отверженности. Безучастность и жестокость родителей вселяет в него веру в то, что он никому не нужен, его никто не любит.

Физические наказания только усиливают агрессию и страх

Чувство собственной неполноценности и стремление доминировать.
Родители могут «запустить» механизм агрессивности ребёнка, постоянно принижая его. Если ребёнок подвергается в семье систематическим унижениям, то в стремлении к преодолению чувства собственной неполноценности, он рано или поздно попытается любыми путями доказать взрослым, что достоин иного. Через агрессию прольётся желание продемонстрировать, что его положение выше, что он достоин иного отношения, большей степени доверия или самостоятельности. Такая агрессия свойственна детям, которые долгое время пребывали в авторитарном обществе, где их мнение не учитывалось.

Решение иметь ребенка связано с принятием взрослыми ответственности за его судьбу. Но считать себя первопричиной всего, происходящего с ним, совсем неправильно. Ребенок способен отвечать за свои поступки. Стоит его попросить что-то сделать самому, он поймет, что должен отвечать за свои действия. Бесконечные наставления и напутствия, а тем более сетования и причитания после его неблаговидного поступка, приведут к агрессии.

У детей энергия бьет ключом, не запрещайте им бесконечно двигаться, бегать прыгать. Для получения позитивных эмоций, им необходимо накопившуюся энергию выплескивать. Также вы можете поиграть вместе, это еще больше сблизит вас с ребенком.

Эффективные способы коррекции детской агрессии

Общение с ребенком.
Установите максимально доверительные отношения с ребенком. Добивайтесь того, чтобы он не держал проблемы в себе, а делился с вами. Окажите ему поддержку, и тогда вы будете знать все о своем ребенке.

Когда ребёнок близок к тому, чтобы разозлиться, скажите ему: я вижу, что ты сейчас расстроен. Давай разберёмся, что ты чувствуешь и почему. Как правило, негатив, облечённый в форму слов, снимает напряжение.

После того, как приступ раздражения миновал, поговорите с ребенком, спросите его, что именно вызвало такую реакцию. Возможно, его обидели или он почувствовала себя ненужным – вот и рассердился. Подумайте, что можно сделать, чтобы избежать подобных переживаний в дальнейшем.

Не бейте ребенка, даже если очень хочется.
Если вы чаще всего в ответ на непослушание шлёпаете ребенка, это лишь подтверждает, что не смогли найти слов, чтобы объяснить ребёнку, как надо правильно поступать.
История криминалистической психиатрии свидетельствует, что среди убийц и маньяков, отличавшихся особой жестокостью, 97% выросли в семьях, где нормой было именно физическое наказание. Именно поэтому эти люди подсознательно считали, что физическая форма воздействия на неугодных людей (вплоть до убийства) является нормальной.

Подавайте хороший пример.
Дети учатся общению и взаимодействию с людьми, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей, в первую очередь, родителей.

Помогите ребенку научиться правильно общаться.
Чтобы избежать агрессивного поведения у ребенка, необходимо научить его правильно реагировать на различные словесные провокации (обзывания, вызовы).

Повышайте самооценку ребенка.
Поручайте важные (для ребенка) дела. Пусть он чувствует свою значимость в семье и веру в него, поддержку с вашей стороны.

Скандалы, конфликты и тому подобные негативные ситуации истощают нервную систему и не приносят ничего хорошего.
Хватит портить себе нервы (причем, совершенно понапрасну)! Развивайте терпение, выдержку и тогда ничто не сможет вывести вас из себя. 🙂

Новосибирский Государственный Университет

Факультет Психологии

Виды агрессивного поведения у детей

Выполнил

студент 2 курса,

группы 13911

Самусев Н.А.

Новосибирск 2015

О понятии агрессия и агрессивность

Для начала нужно определить понятия «агрессия» и «агрессивность» и понять, для чего человек снабжен этим механизмом реагирования. Как отмечают Р. Бэрон и Д. Ричардсон (2002), сегодня многие авторы сходятся на том, что агрессия - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. По их мнению, агрессия имеет место тогда, когда результатом действий являются какие-либо негативные последствия. О различиях понятий «агрессия» и «агрессивность» в современной психологии. Первое обычно рассматривают как отдельные действия, поступки, второе - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни (А. И. Захаров, 1982; Г. Крайг, 2001). Наше отрицательное отношение к агрессии вызвано тем, что мы постоянно путаем два понятия - агрессию и насилие. Насилие - не только и не столько проявление биологических поведенческих стереотипов, сколько специфический человеческий феномен: оно выходит за пределы целесообразности и является целевым, осознанным воздействием на других. Основной мотив насильственного поведения - самоутверждение за счет другого. Напротив, агрессивные тенденции заложены в самой природе человека, а радость, получаемая от разрушения и применения насилия, - его первозданное свойство.

Эрих Фромм отмечал: «Механизм оборонительной агрессии "вмонтирован" в мозг человека и животного и призван сохранять их жизненно важные интересы от угроз... Необходимо строго различать агрессию биологическую, адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни» 1 .

[Агрессивное поведение, деятельность]

В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий. «Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением» 2

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность.

По форме агрессивные действия могут быть самыми разными.

Сюда включаются детские шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты; у взрослых - от таких вполне социально одобряемых форм, как дискуссии, спортивные соревнования, до социальной патологии: войны, убийства, оскорбления, насилия и изнасилования, терроризм и пр.

Функции агрессивного поведения

Агрессивные действия выступают в качестве:

1. Средства достижения какой-либо значимой цели.

2. Способа психологической разрядки.

3. Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.

Виды агрессивного поведения

Г. Паренс (Parens, 1979, 1997) разделяет два вида агрессии:

1. Недеструктивная агрессия - настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели. Это врожденный механизм, служащий для адаптации в среде, удовлетворения желаний, достижения целей развития познания и способности положиться на себя. Он начинает работать с момента рождения и побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав.

2. Враждебная деструктивность - злобное поведение, неприятие, ненависть, ярость, мстительность. Это тоже разновидность самозащиты, которая активизируется в результате сильных неприятных переживаний (боль, дистресс). Сюда же относится желание причинить боль и удовольствие, получаемое от этого (садизм).

Классификация видов агрессии


Патологические формы агрессивного поведения

Они могут иметь следующие свойства:

Неадекватны ситуации, иногда необычны и вычурны;

Могут длительно сохраняться или многократно повторяться;

Чрезмерно выражены (например, носят брутальный характер);

Представляют реальную опасность для самой личности или

окружающих людей;

Не вызывают переживаний или раскаяния у человека, их проявляющего;

Неконтролируемы (человек не способен управлять своими действиями).

Этиологическими факторами патологического агрессивного

Поведения у детей являются:

1. Дисгармоничное воспитание.

2. Безнадзорность.

3. Пример агрессивного поведения в ближайшем окружении ребенка.

4. Травматический опыт насилия (морального, физического, сексуального) в семье или вне семьи.

5. Стресс и фрустрация базовых потребностей ребенка.

6. Социальная неуспешность ребенка, его непопулярность среди сверстников.

7. Врожденные физические аномалии.

8. Хронические соматические заболевания.

9. Органические заболевания и иные поражения головного мозга.

10. Нарушения интеллектуального развития

11. Неврозы и невротическое развитие.

12. Поведенческие расстройства детского и подросткового возраста.

13. Эмоциональные расстройства.

14. Посттравматическое стрессовое расстройство.

15. Психопатическое развитие и личностные расстройства.

16. Психотические состояния.

Поведенческие расстройства диагностируются в том случае, когда имеет место повторяющееся и стойкое поведение, при котором нарушаются или основные права других людей, или важнейшие соответствующие возрасту нормы и правила. Такое поведение наблюдается по меньшей мере шесть месяцев и включает следующие общие критерии (симптомы):

1. Ребенок проявляет для своего возраста необычно частые или тяжелые вспышки гнева.

2. Часто спорит со взрослыми.

3. Часто активно отказывается выполнять требования взрослых или нарушает их правила.

4. Намеренно делает вещи, которые досаждают другим людям.

5. Часто обвиняет других в своих ошибках или поведении.

6. Часто обидчив или ему легко досадить.

7. Часто сердится или негодует.

8. Часто злобен или мстителен.

9. Часто обманывает или нарушает обещания для получения выгоды или уклонения от обязательств.

10. Часто затевает драки (сюда не относятся драки с братьями и сестрами).

11. Использует оружие, которое способно причинить серьезный физический вред другим людям (например, клюшку, кирпич, разбитую бутылку, нож).

12. Проявляет физическую жестокость по отношению к другим людям или животным (например, связывает жертву, наносит ей порезы, ожоги).

13. Преднамеренно разрушает чужую собственность, проникает в чужие дома и автомобили, разводит огонь с намерением причинить серьезный ущерб.

14. Совершает преступления на виду у жертвы (включая выхватывание кошельков, вырывание сумок).

15. Принуждает другого к половой деятельности.

Причины проявления детской агрессивности

Стремление привлечь к себе внимание сверстников;

Стремление получить желанный результат;

Стремление быть главным;

Защита и месть;

Желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Возрастные различия в проявлении детской агрессивности

Агрессия детей младшего (дошкольного) возраста. Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и зашищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов. Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей, имеющих резидуально-органические поражения головного мозга, социально запущенных, отвергаемых родителями, умственно отсталых. К повышенной агрессивности располагают и некоторые родительские приемы воспитания, например, когда отец наставляет ребенка: «Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись - бей всех подряд». В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети. Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер - дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно.

Маленькие дети переходят от вербальной агрессии к физической гораздо легче, чем более старшие и, тем более, взрослые люди, но отличается агрессия младших от подростковой не только этим. В отличие от старших, маленькие легко вовлекают в свои конфликты взрослых - родителей, воспитателей, учителей. Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки.

В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все менее спорадическим и все более организованным. По мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между инструментальной и враждебной агрессией в пользу последней. Это происходит потому, что инструментальная агрессия постепенно сменяется конструктивными способами достижения цели, а враждебная деструктивность - желание причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие - остается неизменной. Кроме того, дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Формирование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведение школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы.

Особое место занимает подростковая агрессивность. Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности Другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки. Среди реальных людей и в реальных ситуациях ребята учатся справляться с жизненными трудностями: решать психологические проблемы, преодолевать страх, ревность, враждебность, формировать моральные представления, учиться конструктивно выяснять отношения. Для взрослеющего

человека родители должны оставаться только добрыми советчиками, утешителями, надежным тылом. Подросток должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спросить совета - но действовать он должен сам.

Различия в агрессивном поведении мальчиков и девочек

Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики контролируют свою агрессию плохо, она носит у них более генерализованый характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора. Особенно заметна разница между агрессивностью полов между десятью и четырнадцатью годами, когда девочки в своем психическом и физическом развитии уходят дальше мальчиков. Обладая лучшим контролем, девочки довольно часто «подставляют» ребят.

Пример: Довочка говорит соседу по парте какую-нибудь гадость, делает несколько росчерков в его тетрадке и тут же с невинным видом смотрит на учительницу, будто слушает ее очень внимательно. Та, естественно видит только бурную ответную реакцию мальчика и наказывает его, поскольку во время урока выяснять «кто первый начал» ей некогда.

Эти же отличия характерны для проявления девочками агрессии в группе. В случаях групповых «разборок» девочки чаще бывают заводилами и подстрекательницами, чем исполнительницами. Они предпочитают «завести» мальчишек, а затем на безопасном расстоянии смотреть, как они дерутся, да еще и подзуживают старающихся дурачков.

Список литературы

1.Бреслав Г.Э. «Психологическая коррекция детской и подростковой агрессии». СПб., 2002 г., 97 с

2. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1997 г., 336 с

3. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности М., 1994 г., 447 с

1 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности М., 1994 г., стр 162-163

2 Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1997 г., стр 11

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ