Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

В чем сложность выполнения семьей экономической функции. Сущность, структура и функции семьи. Воспитательная функция семьи

Сложившаяся в конце 20 века социально-экономическая ситуация в России привела к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей.

Увеличение количества таких детей неизбежно привело к росту числа учреждений для детей-сирот - домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д. При этом многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению его развития. Выпускники подобных учреждений зачастую не готовы к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, не знают, как организовать свой быт, досуг. Они нередко испытывают трудности в создании собственной семьи и ее сохранении, им сложно построить полноценные взаимоотношения с супругом.

Семья в рыночной и переходной экономике

Таким образом, они представляли производственное сообщество. Однако между ними не было более глубоких эмоционально-аффективных отношений, поскольку тяжелая работа не позволяла этого. Семья считалась идеальным типом социальных отношений и патриархальных, т.е. хозяин имел все права.

Эта форма также определялась пространственным и социальным единством места проживания и работы, а также шансами низкой мобильности. Однако предпосылкой возникновения этой структуры были «экономические условия» 8. Только такая семейная форма могла появиться в лучшем обществе.

Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые нельзя сказать, хорошие они или плохие - они просто другие.

По своему психическому росту дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Их темп развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше.

Напротив, буржуазная семья находилась в сфере обслуживания, которая по-прежнему служит сегодня заявлением о миссии. Здесь, еще до промышленной революции, было разделение рабочего места и дома. Это привело к более четкому демаркации между ролью мужчины и ролью женщины.

Во время промышленной революции произошли серьезные изменения в структуре и форме семьи. Таким образом, это произошло в контексте индустриализации и урбанизации. Семьи переехали в город, чтобы работать на заводе. Они надеялись на экономическую независимость. Так возникла семья промышленных рабочих, похожая на буржуазную семью, поскольку произошло разделение места работы и жилища. Однако, чтобы иметь возможность кормить семью, не только мужчина должен был идти на работу, но и во многих случаях жене и даже детям.

Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования, необходимого для развития. Сам факт «брошенности» является травмирующим, его последствия сохраняются на всю жизнь, вследствие чего у ребенка наблюдаются тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития.

Дети, лишенные семьи, лишаются и опыта самостоятельной жизни в обществе. И дело не только в том, что они не получают бытовых навыков - во многих учреждениях для детей-сирот проводится активная работа по их обучению приготовлению пищи, распределению финансов, уборке помещения. Прежде всего ребенок не получает моральной поддержки и родительской любви, что может привести к серьезным психологическим проблемам.

Репродуктивная функция семьи

Семейная жизнь заняла место. Только в ходе прогрессивного технического развития экономическое положение этих семей улучшилось. Он сформировал форму современной семьи. В связи с воссоединением старых и новых федеративных государств новый появился из двух разных обществ.

Ниже будут представлены различия и сходства. Например, она предоставляла гораздо более высокие детские пособия, семейные ссуды, сокращало рабочее время и другие пособия по беременности и родам. Кроме того, женщины смогли вернуться к работе быстрее, чем это было возможно в старых федеральных землях. Были детские сады, детские группы и школьные школы, которые принимали детей от двух лет не позднее и заботились о них в течение всего дня. Соответственно, женщинам нередко приходилось возвращаться на полный рабочий день после короткого отпуска по беременности и родам.

Казалось бы, государственные учреждения решают основную задачи: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.

Государство поддерживает раннее бракосочетание и семейное воспитание и стремится достичь максимально возможной прибыли. Из-за огромного государственного ограничения отдельных свобод. Семья все чаще становилась частной нишей, в которой могли быть оправданы их собственные потребности и ожидания.

Экономическая функция семьи

Таким образом, рождаемость, склонность к браку и готовность к повторному браку резко сократились. В то время как возраст вступления в брак, первое рождение и уровень развода значительно возросли. Увеличилось также число «не брачных партнерств». Тем не менее, следует отметить, что в новых федеративных государствах отход от семьи.

Однако, сама организация жизненного пространства в интернатных учреждениях неадекватна. Не предусматривается наличие собственной территории, дети вынуждены постоянно пребывать в чрезмерно большом коллективе. Смена воспитателей, перевод детей из группы в группу не позволяет устанавливать доверительные отношения ребенка со взрослым.

Это по-прежнему оценивается выше, чем в случае старых федеральных земель. Ниже будут рассмотрены отдельные индикаторы, которые помогут изменить. Однако они тесно взаимосвязаны и не могут рассматриваться отдельно. В дальнейшем они тем не менее показаны разграниченными, чтобы прояснить их проблему.

Конфликт в семье

Однако с момента принятия Конституции брак значительно изменился. Эта тенденция существовала только с тех пор. В золотой век брака был достигнут значительно более высокий процент. Также снизилась тенденция разведенных или вдовствующих супружеских пар жениться.

Количество детей в интернатном учреждении превышает тот уровень, при котором возможно создание условий, приближенных к семейным. Группы одновозрастные, количество ребят в них намного больше того, при котором воспитатель может уделить внимание каждому.

Все это откладывает особый отпечаток на личность ребенка, отражается на его поведении, его отношении со сверстниками и воспитателями. У таких детей нет навыков продуктивного общения. Контакты нервозны и поспешны, поверхностны. Ребенок одновременно добивается внимания и отторгает его. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

Это развитие, в свою очередь, серьезно влияет на структуру современной семьи. Как объяснить это развитие? Немецкий послевоенный период был вызван разрушением жилья, потерей. Члены семьи и неопределенная экономическая ситуация характеризуются. Вот почему они уделяют большое внимание семье.

Многие не видели стимула в альтернативе «быть незамужними», поскольку они жаждали твердых ценностей, и их лучше всего передать через семью, и, кроме того, брак лучше распределялся через. Однако с конца шестидесятых годов эмансипация все больше выходила на первый план. Эти и разработка лучших методов контроля над рождаемостью имели серьезные последствия для семейной системы, вследствие чего эмоциональные сексуальные отношения больше не нуждались в легитимизации. Сегодняшние меняющиеся материальные и жилищные условия позволяют сегодня иметь внебрачные отношения.

Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, практически не имеют опыта благополучной семейной жизни. Зачастую их связи с родственниками изначально атрофированы или разрушены, их никто не любил и о них никто не заботится. Они ощущают себя в этом мире брошенными и очень одинокими. Это дети, в отношении которых с самого рождения допускается социальная несправедливость.

Нечеловеческие партнерства. Поскольку брак утратил необходимость удовлетворения определенных потребностей и, следовательно, больше не представляет собой «прибыль», партнерские отношения, не связанные с браком, испытали огромный рост. Еще одной причиной такого увеличения является изменение поведения партнера. В прошлом брак в основном основывался на традиции и экономике. Сегодня, однако, любовный брак стоит на переднем плане. Поскольку эта база нестабильна, отношения, в первую очередь, проверены. Можно сказать, что брак на испытательном сроке.

В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Они делят мир на «свои» и «чужие» - мы и они. От «чужих» совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Дети могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста, так как у них не развита и искажена потребность в любви и признании из-за нестабильного положения. К тому же нахождение в интернатном учреждении на полном государственном обеспечении приводит к формированию у воспитанников иждивенчества: «нам должны», «дайте», отсутствует бережливость, понимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии даже в личном плане.

Еще одна причина потери смысла брака проявляется в увеличенном брачном возрасте. Период обучения, независимость женщин, легитимность незаконных детей и самореализация. Аналогичным образом возраст вступления в брак среди женщин увеличился. Однако нельзя говорить о потере партнерства. «Все больше доказательств того, что по мере того, как идет модернизация, стремление к единству и безопасности стало еще более важным» 11. Это форма «совместной жизни». Другие современные формы жизни перечислены в разделе 1.

Сегодня нежилое сожительство преимущественно принимает функции прежней нормальной семьи, но для большинства это только «сквозная фаза». Брак обычно является сознательным решением для ребенка. 86% всех несовершеннолетних вместе с обоими родителями. 12.

Вдобавок дети психологически отчуждены от людей, и это дает им «оправдание» для правонарушений. Недостаток любви, мало положительных эмоций нормального человеческого общения часто являются причиной сексуальных отклонений.

Тем, кто был воспитан дома, в семье, очень сложно оценить ее значение в жизни ребенка. Воспитание и социализация таких детей происходит постепенно в ходе ежедневного взаимодействия с родителями, близкими родственниками. У «домашнего» ребенка есть образец для подражания, есть человек, который может объяснить те или иные явления в жизни и в социуме. Ведь многие из нас даже не замечают, как обычные обязанности «по дому», которые постепенно возлагают на нас родители, становятся важнейшими этапами адаптации к самостоятельной жизни в обществе.

Таким образом, каждый человек должен создать свою собственную биографию. Источником индивидуализации является индустриализация. Люди отделились от своих семей, чтобы отправиться в город и работать там на фабриках. Улучшение доходов, эмансипация и расширение образования с 1960-х годов привели к толкованию индивидуализации. Традиционные ценности, такие как семья и церковь, потеряли свое социальное положение. Для этого самореализация и саморазвитие приобрели большую ценность. Теперь человек может найти свой путь.

Это влияет не только на выбор карьеры, но и на семейные и развлекательные мероприятия. Появилась возможность для маневра и выбора. Однако индивидуализация не только приносит пользу. В то же время существует также потеря надежности и залога, например. Например, традиционная семейная безопасность больше не существует. Кроме того, возрастают требования, предъявляемые к индивидууму извне. Таким образом, рабочий мир сегодня ожидает гораздо большей мобильности, чем раньше.

Отечественный и мировой опыт со всей очевидностью показывает, что эффективность социализации и гарантии достойного будущего ребенка-сироты, воспитывающегося в семье, неизмеримо выше, чем у помещенного в интернатное учреждение.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.

Дальнейшие примеры можно увидеть в зависимости от образования и потребления. Кроме того, люди больше не попадают в семью, а другие учреждения, такие как медицинское страхование или пенсионное страхование. Семья больше не является отправной точкой общественной жизни.

Следовательно, индивидуализация также привела к большим изменениям в структуре и функциях семьи. Они будут рассмотрены более подробно в 2 и 3. Эмансипация, как и индивидуализация, основана на индустриализации. Раньше у женщины не было возможности формировать свою жизнь за пределами брака и семьи. Она не существовала вообще без мужа перед законом. Важнейшими составляющими женского движения являются.

История семьи - фактически история человечества, она является одним из самых древних социальных институтов. В отдельные исторические периоды, в разные социально-экономические условия семья выполняла и выполняет множество функций.

Репродуктивная функция: воспроизводство жизни, рождение детей, продолжение человеческого рода. Забота о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения.

Снижение домашней работы из-за современных технологий и связанное с этим отсутствие признания в качестве домохозяйки. - Расширение возможностей для жизни посредством работы, воспитание детей становится частью жизненной работы. - Распределение ролей утратило свою значимость, мужчины сегодня должны заботиться о домашней работе. - Женщины зарабатывают себе на жизнь. - Лучшими способами контрацепции они берут свою жизнь в свои руки. - Расширение равных возможностей в образовании, обучении и работе.

Поэтому становится ясно, что сегодня семья перестала быть само собой разумеющейся. Семья находится в конкуренции с профессией. Многие женщины не просто хотят отказаться от своей трудовой самозанятости. Это может привести к многочисленным проблемам в структуре и структуре семьи или партнерства.

Воспитательная функция: формирование личности ребенка. Систематическое воспитательное воздействие семьи на каждого своего члена в течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое, так как «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства.

Это изменение в основном связано с взаимодействием сексуальности и брака или с потерей сексуальных норм. До «сексуальной революции» сексуальный контакт без брака был почти немыслим, церковь, контролируемая религиозными правилами и санкциями, которая сегодня в значительной степени утратила свою силу, и многие молодые люди остались религиозными, но повернулись спиной к церкви контрацепция была основным фактором этого, хотя до брака были половые сношения, но страх перед нежелательной беременностью был преобладающим.

Таким образом, брак был основой для отношений. Даже сегодня брак является важной отправной точкой для любви и сексуальности, но уже не является обязательным. Разделение этих двух аспектов стало почти самоочевидным и общепринятым. Снижение рождаемости является наиболее обсуждаемым и самым важным развитием семьи с середины 60-х годов. Он характеризуется главным образом сокращением семьи с несколькими детьми и увеличением числа бездетных браков. Масса семей с одним ребенком оставалась относительно постоянной.

Обучающая функция: в семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д.

Коммуникативная функция: ребенок учится налаживать контакты, дружить, добиваться своих целей, не обижая других, благодарить и ценить дружеское участие, отличать хорошего человека от плохого, вести себя, не отталкивая от себя окружающих.

Согласно Гейсслеру, основным элементом является изменение связи между детьми и браком. Эти два аспекта были неразделимы. Однако сегодня 77% населения считают, что люди без детей будут лучше, чем без них. 14. Ниже будут рассмотрены отдельные факторы, которые привели к снижению рождаемости. Однако их никогда не следует рассматривать индивидуально, но всегда в связи с другими, поскольку между ними существует взаимная связь. Важной областью является материальная сторона родов.

Это, с одной стороны, означает, что региональная и временная мобильность ребенка очень ограничена, но она все более востребована. С другой стороны, сегодня ребенок больше не является «экономическим достоянием». Раньше рождение женщин ассоциировалось лишь с небольшим отсутствием работы, и вскоре дети могли внести позитивный вклад в семейную экономику.

Эмоциональная функция: это удовлетворение членами семьи потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, что обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

Духовно-психотерапевтическая функция: прививание умения сдерживать свои эмоции, анализировать свои чувства, умения разбираться в намерениях других людей, разрешать конфликты, настаивать на своей точке зрения, правильно ссориться, мириться, уступать, сопереживать, сочувствовать.

Сексуально-эротическая функция: наделение знанием безопасных способов и мест знакомств, того, как правильно принимать знаки внимания противоположного пола, соблюдать правила гигиены, следить за своим внешним видом, пользоваться косметикой.

Хозяйственно-бытовая функция: включает в себя мытье посуды, пола, стирку, уборку комнаты, уход за цветами, животными, приготовление пищи, прием гостей, ответственность за себя, свои поступки, слова, вещи, здоровье, свои отношения с другими людьми; навыки ухода, воспитания, заботы о младших и пожилых членах семьи.

Экономическая функция: обучение ведению членами семьи общего хозяйства, формирование крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности. Общее производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил кормильцев. Наличие своего бюджета. Организация потребительской деятельности. Умение рассчитать бюджет семьи, определить приоритетность общих и персональных приобретений, умение отправить посылку, письмо, заплатить за квартиру, отстоять свои права в различных учреждениях, сделать покупку, выбрать или заменить товар, проверить сдачу.

Развлекательно-рекреативная функция: совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга.

Статусная функция: передача по наследству некоторых статусов, например место в культуре, национальность и др. Особенно значимо место этой функции в классовых обществах.

Защитная функция: во всех обществах семья осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

Функция социализации: семья - важнейший институт социализации личности, именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Ребенок с первых лет своей жизни усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших факторов социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве формы базового жизненного тренинга личности.

Важной особенностью перечисленных функций является комплексность: каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе.

Значимым также является наличие семейных традиций: обычных принятых в семье норм, манер поведения, взглядов, которые передаются из поколения в поколение. Подобные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой и функциональной семьи, с другой стороны, одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям законов внутрисемейного взаимодействия. Это распределение ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.

Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного сплоченного коллектива. Это обогащает жизнь каждого в доме и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения воспитательной функции.

Таким образом, несомненно, семья является основополагающим институтом жизни. Ребенок, воспитанный родителями, пусть и замещающими, не только лучше адаптирован к повседневной реальности, но и не подвержен ряду комплексов, которые возникают у его сверстника, не имеющего семьи.

По материалам: «Семейная психология» Андреева Т.В.,

«Основы социологии» Кравченко А.И.,

«Социология семьи» Мацковский М.С.

1. Понятия «семья», «брак», «функции»

Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья - малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».

Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

«Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».

Иными словами, брак - это контракт, который заключается тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата - дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

Историческая форма семьи, определяется социально-экономическими условиями жизни общества, определяет функции семьи, ее назначение. Через свои функции семья связана с одной стороны с обществом (общественные функции), с другой стороны с составляющими ее индивидами (индивидуальные функции). Семья служит удовлетворению определенных потребностей, это точно отмечено в определении семьи Н.Я. Соловьевым: “Семья - это средоточение крайне важных человеческих потребностей (в первую очередь сексуальных, детородных, хозяйственно-потребительских, эмоционально-нравственных, эстетических, психологических), которые она способна удовлетворить в избирательном, устойчивом, повторяющемся плане”.

Функции семьи, т.е. те потребности общества, и личности, которые она способна удовлетворить глубоко историчны, поэтому с течением времени меняет характер функций и их иерархия. Основными функциями современной советской семьи являются следующие (рассмотрение их с точки зрения членов семейного коллектива).

Функции семьи - сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

2. Репродуктивная функция семьи

Семье по самой ее природе присуща функция воспроизводства населения, через которое достигается биологическое воспроизводство общества: удовлетворение потребности в детях. Причем из всех детенышей человеческий ребенок наименее способен в момент своего рождения обеспечить свои потребности самостоятельно, наименее завершен (и биологически) в момент своего рождения. Ему необходимо пройти длинный путь, чтобы достигнуть взрослого состояния.

Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.

Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это связано с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

3. Хозяйственно-бытовая функция семьи

Хозяйственно-бытовая функция - поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми и престарелыми членами семьи, ведение домашнего и личного хозяйства, поддержание определенного порядка в жилище, приготовление пищи, приобретение и ремонт одежды, обуви, хозяйственных товаров.

Главными моментами, характеризующими ее, являются: время, затрачиваемое на домашний труд, распределение труда между членами семьи, мера использования семьей общественно-бытовых учреждений.

Характер выполнения семьей хозяйственно-бытовой функции оказывает самое непосредственное влияние на нравственно-психологический климат семейной группы, на семейное воспитание. Здесь значение имеет все, начиная от источников количества семейных доходов, заканчивая распределением домашнего труда.

4. Воспитательная функция семьи

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

Второй аспект - семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни.

Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

5. Организация досуга в семье

Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.

Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

Структура досуга: чтение; просмотр телепередач; посещение библиотеки, театров, кино, гостей; туризм; спорт; семейные праздники.

6. Экономическая функция семьи

Выполняя экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Экономическая функция состоит в обеспечении материальных условий жизни семьи, ведении домашнего и личного хозяйства, соблюдении семейного бюджета, получении материальных средств одних членов семьи для других.

7. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи

Жизненный цикл семьи - последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи - начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все периоды развития семьи, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.

Заключение брака является первым периодом развития семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.

Второй период начинается с момента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.

В третьем периоде процесс отселения взрослых детей продолжается. Он может быть очень длинным, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Этот период называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.

Четвертый период - период одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.

Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую- брачная пара остается наедине с собой. Разница заключается лишь в возрасте - в начале это молодая пара, а теперь она состарилась.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свои функции и функции других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ