Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Какую помощь сад может оказать семье соп. Отчет о работе с неблагополучными семьями

Организация профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении

Социальный педагог

МБОУ «Тигильская СОШ»

Кутова Наталья Анатольевна



Жизнь любого человека начинается с семьи.

Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно

идентичных



Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

С точки зрения социологии , это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.

Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.

В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.



СЕМЬЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (по ФЗ №120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)



Основными критериями при определении семей этой категории являются

  • неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
  • вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
  • жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
  • отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
  • семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.


Типы семей, находящихся в социально опасном положении:

  • конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
  • аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
  • педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
  • асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.


Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска .



Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера.



К таким семьям относятся: малообеспеченные; неполные семьи; многодетные; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством.

Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача специалистов, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.



Признаки социального неблагополучия у обучающегося

  • Утомленный, сонный вид
  • Санитарно-гигиеническая запущенность
  • Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания
  • Неумеренный аппетит
  • Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии
  • Привлечение внимания любым способом
  • Чрезмерная потребность в ласке
  • Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
  • Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
  • Трудности в обучении


Признаки Физического насилия в семье

  • Боязливость ребенка
  • Сосание пальца, раскачивание
  • Боязнь идти домой
  • Жестокое обращение с животными
  • Стремлении скрыть причину травм


Этапы работы МБОУ «Тигильская СОШ» с семьёй, находящейся в социально опасном положении (СОП).

  • 1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.
  • 2 этап. Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП.
  • 3 этап. Семья рассматривается на Управляющем совете.
  • 4 этап. Школьный Совет по профилактики правонарушений несовершеннолетних.
  • 5 этап. Постановка на профилактический учет семьи в МБОУ «Тигильская СОШ» и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.
  • 6 этап. Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями.


1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.

С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории МБОУ «Тигильская СОШ» в начале каждого учебного года социальный педагог на основе социального паспорта класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем.

Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.



2 этап. Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП:

  • обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
  • устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
  • консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей через специалистов МБОУ «Тигильская СОШ»;
  • организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
  • изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
  • изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
  • контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
  • анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории.


3 этап. Семья рассматривается на Управляющем совете

Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе с семьей СОП.



4 этап. Школьный Совет по профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.



5 этап. Постановка на внутришкольный учет семьи СОП в МБОУ «Тигильская СОШ» и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.

Решение о постановке на внутришкольный учет принимается в соответствии с положением «Совета по профилактики правонарушений несовершеннолетних в МБОУ «Тигильская СОШ».



Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:

  • обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
  • оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
  • координировать учебную помощь родителей их детям;
  • выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
  • обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
  • изучать уклад жизни и традиции семей учеников;
  • организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.


В работе с семьями можно выделить основные направления работы:

  • проверка жилищно-бытовых условий семьи;
  • сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
  • составление плана работы с семьей;
  • проведение консультаций, лекций для родителей;
  • оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;
  • отслеживание успеваемости и посещаемости обучающихся из неблагополучных семей;
  • организация досуговой занятости детей из данных категорий семей во внеурочное время и во время каникул;
  • помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул (с 14 лет).


Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей :

  • улучшение положения и качества жизни ребенка;
  • устранение причин неблагополучия;
  • расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

Оценка эффективности работы с семьей:

  • соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.

Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:

  • уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
  • родители проявляют заботу о детях;
  • дети посещают общеобразовательное учреждение;
  • уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
  • семья поддерживает контакт с общеобразовательным учреждением;
  • в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
  • семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.


Социальный педагог формирует индивидуальную карту профилактического сопровождения , в которой отражается совместная работа классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога (в настоящее время данная работа не проводится в связи с отсутствием специалиста), заместителя директора Учреждения по воспитательной работе.



6 этап. Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями.

Совместная работа со специалистами этих служб.



Заключение

Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, специалисты МБОУ «Тигильская СОШ» отобрали для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.

Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации – это индивидуальная форма. Помощь в работе с семьёй это - диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической помощи.

А также поняли, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делали, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.

Индивидуальная работа классного руководителя с семьей, находящейся в социально-опасном положении,

на 2015-2016 учебный год

Иванов Иван Иванович, 3 класс, 31.10.2006 г.р.

I квартал 2016 года

Направления работы с семьей, находящейся в социально-опасном положении

Посещение, первичное знакомство с семьей, находящейся в социально опасном положении.

Формы работы с семьей, находящейся в СОП

Дата

Результат проведенной работы

Первичное, контрольное обследование материально-бытовых условий семьи, находящейся в СОП;

Дом барачного типа, в котором 3 комнаты, кухня, ванная, прихожая. Условия для проживания благоприятные. Первая комната-детская имеется: кровать, рабочий стол, шкаф, стул. Вторая комната - гостевая (зал): диван, шкаф, стол, телевизор. Третья комната - игровая. Кухня: стол, стулья, холодильник, раковина, шкаф для посуды. Прихожая: вешалка, зеркало.

Наблюдение за учащимся (период)

(внешний вид, дисциплина, отношения с одноклассниками, успеваемость, посещаемость, наличие учебных принадлежностей);

За время обучения показал удовлетворительные знания по всем предметам, на уроках невнимательный, рассеянный. Мотивация к обучению на начало учебного года(1,2 четверти) - низкая. Мотивация к обучению в 3 четверти повысилась, начал работать на уроках, проявлять интерес к учебным предметам. Занятия посещает регулярно. В общественной жизни класса участия не принимает. Внешний вид соответствует школе. Общается со всеми одноклассниками. Имеются все школьные принадлежности.

Анализ изучения продуктов

деятельности ребенка (состояние дневника, рабочих тетрадей, выполнение домашнего задания);

Рабочие тетради в неудовлетворительном состоянии, домашнее задание выполняется нерегулярно.

- вовлечение родителей в общественную жизнь класса и школы, проведение совместных мероприятий.

Мать, Иванова Марья Сергеевна не осуществляет контроль за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Родительские собрания не посещает, в школу по вызову не является, не интересуется успехами ребенка в школе.

II .

Индивидуальная работа с ребенком и его семьей, находящейся в СОП.

Индивидуальные беседы с родителями и ребенком;

Беседа об успеваемости ребенка, индивидуальные занятия с ребенком.

Вызовы на Совет профилактики.

Детский психологический центр «Маячок».

Организация отдыха и оздоровления (летние лагеря, летняя площадка при школе, выезды с родителями, и т.д.);

Летняя площадка при школе, оздоровительный лагерь «Чайка».

Организация внеурочной деятельности (в какие виды деятельности был вовлечен в классе, какие кружки и секции посещает).

Внеурочная деятельность в различных направлениях.

Вовлечение несовершеннолетнего в общественную жизнь школы и класса

Отслеживание успеваемости о посещаемости ребенка, из семьи, находящейся в СОП.

На 15 число каждого месяца, предоставление информации о посещаемости и успеваемости ребенка;

Организация деятельности с учителями –предметниками по ликвидации неуспеваемости ребенка;

Положительная динамика в развитии и обучении ребенка.

За год обучения ребенок развивается согласно программе.

Классный руководитель___________ / Го Ю.В.

При работе с семьями, находящимися в социально – опасном положении классному руководителю необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

1. Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.

3. Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.

4. Защита интересов и прав ребенка в «трудных» семьях.

В практической работе с родителями обучающихся классный руководитель может использовать коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

К традиционным формам работы с родителями относятся:

1. Родительские собрания.

2. Общешкольные и общественные конференции.

3. Индивидуальные консультации педагога.

4. Посещение на дому.

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности обучающихся.

Плюсы - возможность получать информацию о воспитании в семье, об отношении семьи к школе, возможность осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей.

Минусы - недостаточная посещаемость собраний, трудности в установлении контакта с родителями, преобладание негативной информации.

Родительские конференции имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Они должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут дети.
Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них - примерные темы родительских конференций. Конференции должны готовиться с обязательным участием педагога - психолога, социального педагога. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а так же знакомство учеников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференции могут выступить сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по намеченной проблеме.

Индивидуальные консультации - это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные консультации - собеседования с родителями. Готовясь к консультации необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителем и учителем. Учитель должен дать родителем возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

1. Особенности здоровья ребенка.

2. Его увлечения, интересы.

3. Предпочтения в общении в семье.

4. Поведенческие реакции.

5. Особенности характера.

6. Мотивация учения.

7. Моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется совместно с родителем:

1. Когда он родился, то…
2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было…
3. О здоровье можно сказать следующее…
4. Его отношение к школе было… и т.д.

Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием цели и дня. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо поговорить на отвлеченные темы, расспросить о совместных делах в семье и лишь затем обсуждать причину прихода учителя в семью.

К нетрадиционным формам работы с родителями относятся:

1. Тематические консультации.

2. Родительские чтения.

3. Родительские вечера.

Тематические консультации. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решить лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение. Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, педагог - психолог, представитель правоохранительных органов и т.д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по вопросам, которые их волнуют.

Примерная тематика консультаций для родителей.

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Пути преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей - друзья дома или враги?

Методами изучения семьи ученика являются: наблюдение, беседа, анкетирование, написание сочинений («Каким бы я хотел видеть своего ребенка после окончания школы», «Как мы отдыхаем в выходные дни» и др.).

Для семей, находящихся в социально – опасном положении характерна следующие проявления: недостаточная психологическая грамотность, недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с проявлениями жестокости, насилия, причинения вреда семье.

Поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта со взрослыми. Часто родители в такой семье - это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии.

Подобное состояние взрослых делает невозможным формирование в семье бережных взаимоотношений между членами семьи и эмоциональной поддержки. Отсутствие эмоциональной поддержки детей со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются, в частности, в снижении уверенности в себе у детей и подростков.

Отсутствие материальных средств часто отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их организма, истощению и т.д. Социальная и психологическая отстраненность оборачивается апатичным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушением личности семьи. Неблагополучная семья утрачивает всякую веру в самоизменение и продолжает поступательное движение к полному краху.

Семинар «Деятельность классного руководителя в современных условиях»

«Система работы классного руководителя с обучающимися, состоящими на профилактических учетах ТКДН и ПДН, внутришкольном контроле, а также из семей, находящихся в СОП (социально опасном положении).»

6 «В» класс, 2011 – 2012 уч. год, кл. рук. Тюрина Е. А.

МОУ «СОШ №2 с углубленным изучением математики».

«Если хотите, чтобы подросток пришел к вам за помощью, открыл душу, - берегите именно те уголки его души, прикосновение к которым воспринимается болезненно.»

В.А. Сухомлинский.

К «трудным» или «проблемным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность. Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни.

Признаки проблемных детей

1. Уклонение от учебы вследствие :

    неуспеваемости по большинству предметов

    отставания в интеллектуальном развитии

    ориентации на другие виды деятельности

    отсутствия познавательных интересов

2. Общественно-трудовая активность:

    отказ от общественных поручений

    пренебрежительное отношение к делам класса

    демонстративный отказ от участия в трудовых делах

    пренебрежение к общественной собственности и ее порча

3. Негативные проявления:

    употребление спиртных напитков

    употребление психотропных и токсических веществ

    тяга к азартным играм

    курение.

    нездоровые сексуальные проявления

4. Негативизм в оценке явлений действительности

* нежелание участвовать в делах класса

* видят во всем только негативное

5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

    грубость

    драки

    прогулы

    пропуски занятий

    недисциплинированность на уроках

    избиение слабых, младших

    вымогательство

    жестокое отношение к животным

    воровство

    нарушение общественного порядка

    немотивированные поступки

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

    равнодушное

    скептическое

    негативное

    ожесточенное

К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.

В классе 24 ученика. Один ученик состоит на учёте ТКДН и ЗП, следовательно, он состоит на внутришкольном контроле и контроле классного руководителя, социального педагога, педагога- психолога. Один ученик учится по восьмому типу обучения, которому пятнадцать лет, способности к обучению не соответствуют возрасту. Семья находится в социально опасном положении, следовательно, состоит на особом контроле классного руководителя, завуча, социального педагога, психолога. Есть учащиеся, которые находятся под опекой, а также учащиеся, проживающие в семье бабушки и дедушки и дети из семей находящиеся в социально опасном положении. В классе двое детей – инвалиды, 4 человека имеют уровень мотивации в учении ниже среднего. Всего таких детей -10 это 42% от общего числа детей. Эти учащиеся требуют постоянного контроля со стороны классного руководителя и социального педагога. С учащимся состоящем на профилактическом учете ТКДН и ПДН ведётся ежедневная кропотливая работа. Классный руководитель ежедневно контролирует посещение уроков и поведение в школе, ведет записи в отдельной тетради о проделанной работе по кажому проступку. Составлен индивидуальный план работы с данным учащимся. В этом плане отражена индивидуальная работа с ребенком, связь с семьёй, психологом, который проводит коррекционные занятия, работа социального педагога, прописаны все виды контроля. Индивидуальный план работы предназначен для того, чтобы максимально развить способности личности и уменьшить или вообще нейтрализовать имеющиеся недостатки.

Примерный план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, состоящим на учете в ТКДН и ЗП 2011 – 2012учебный год

Мероприятие

Ответственные

Отметка о выполнении

Контроль за посещением уроков

ежедневно

Классный руководитель

Контроль за успеваемостью. Проверка дневника и роспись мамы.

еженедельно

Классный руководитель

Контроль посещения родителями классных родительских собраний

1 раз в четверть

Классный руководитель

Определить ученика в спортивную секцию или кружок

2четверть

Классный руководитель, мама

Привлечение к участию в классных мероприятиях

Весь период

Посещение семьи совместно с социальным педагогом или родительским комитетом

1 раз в четверть

Классный руководитель, социальный педагог, родительский комитет

Контроль посещения спортивного зала (разговор с тренером ДЮСШ)

1 раз в месяц

Классный руководитель

Обеспечение по возможности горячими завтраками или обедами

Весь период

Классный руководитель, социальный педагог

Беседы о вредных привычках (о вреде курения)

Весь период

Классный руководитель, социальный педагог, мед. работник

Индивидуальные беседы классного руководителя, социального педагога, завуча с учеником и его родителями

По мере надобности

Классный руководитель

Постоянно поддерживать связь с мамой учащегося, через телефон, дневник, вызов в школу

Весь период

Классный руководитель, социальный педагог

Проведение индивидуальных занятий школьным психологом

1 раз в неделю

Вызов на заседания совета профилактики в школе, для профилактической беседы

По мере надобности

Классный руководитель, социальный педагог

Организация летнего отдыха

После уч.года

Классный руководитель, мама, социальный педагог

Организовать дополнительные занятия по тем предметам, где ученик не успевает

По мере надобности

Классный руководитель,

Завуч школы

Написать ходатайство от школы на б/пл. посещение тренажерного зала

1 четверть

Классный руководитель, социальный педагог

В целях профилактики, классный родительский комитет, совместно с классным руководителем, организовал, выходы родительского патруля в вечернее время и посещает семьи учащихся, которые требуют постоянного внимания. Дети из многодетных семей, семей социального риска и состоящие на учёте по ходатайству школы могут посещать тренажерный зал – бесплатно. Это доведено до сведения родителей на родительском собрании или по телефону. О результатах посещения классный руководитель узнает из бесед с ребятами, родителями, тренером. При проведении мероприятий в классе, в школе привлекаются родители. Чтобы все учащиеся смогли посетить мероприятия, обязательно организуется подвоз, так как из 24 учащихся 22 на подвозе. Детей из малообеспеченных семей и находящихся в социально опасном положении стараемся обеспечить бесплатным питанием и оказать посильную помощь в организации отдыха в летнее время. Итоги успеваемости детей обязательно доводим до сведения родителей, при необходимости приглашаем посетить уроки. При работе с трудными, в случае необходимости приглашаем родителей для разговора в школу с классным руководителем совместно с учеником, на Совет профилактики в школе, на заседания родительского комитета, на индивидуальные беседы с социальным педагогом, завучем, школьным психологом, медицинским работником. Посещение семей учащихся с целью знакомства с условиями их жизни, изучения сильных и слабых сторон ребёнка, его увлечений, авторитетов.

Можно выделить такие этапы в работе с трудными детьми:

Первый этап – диагностика.

Второй этап – выбор методов и приемов коррекционной работы.

Третий этап – проектирование работы с учетом ценностных ориентаций и личностных качеств школьника.

Четвертый этап – индивидуальная воспитательная работа.

Пятый этап – корректирование, оценка результатов.

Задачи классного руководителя в работе с «трудными» семьями

Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя

Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

    Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.

    Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.

    Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.

    Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

    Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.

    Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.

    Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.

    Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

    Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.

    Пробудить интерес к самообразованию.

    Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

    Изменить жизненную ориентацию родителей.

    Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.

    При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

Семьи, в которых родители предъявляюёт к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

    Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

    Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.

    Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должна проводиться планомерно: классный руководитель проводит индивидуальные беседы с учеником и его родителями, поведение подростка обсуждается на классном собрании, привлекается к работе родительский комитет класса. Классный руководитель тесно сотрудничает по данному вопросу с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом. Разрабатывается план действий по коррекции поведения «трудного» подростка, проводятся психологические тренинги. Поведение подростка рассматривается на школьном Совете профилактики. Дальнейшая работа – выход на малые педсоветы, заседания педагогического совета школы, администрацию школы.

Создание банка данных «трудных» учащихся и учащихся «группы риска».

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ