Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Проективные методы в диагностике супружеских отношений. Информационный справочник: медицинские центры, салоны красоты, аптеки. Специфика семейной диагностики

Задачу создания компактной методики, предназначенной для выявления распределения супружеских ролей в семье, поставили перед собой Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская [Алешина Ю.Е. и др., 1987].

Ими были выделены семь основных внутрисемейных ролей, наиболее полно характеризующих современную семью.

  1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. Эта роль включает в себя прежде всего различные дела и обязанности, связанные с зарабатыванием денег, обеспечением семье адекватного для нее материального уровня благосостояния. В исследованиях различных отечественных авторов часто используется другое название этой роли - «кормилец». Многочисленные данные свидетельствуют, что эта роль воспринимается как мужская и ее реализация в большой степени лежит на плечах мужа.
  2. Распределение ролей «хозяин»-«хозяйка». Традиционно эта роль включает в себя покупку продуктов и приготовление пищи, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме. В большинстве культур эта роль закреплена за женой (матерью), хотя в современной семье в этом плане произошли значительные сдвиги. По опросам, до 70 % мужчин готовы признать, что эта роль должна быть поделена между женой и мужем поровну.
  3. Роль ответственного по уходу за младенцем заключается в деятельности по обеспечению ребенку физического и психического комфорта (чистоты, пищи, тепла, оберегания от опасности и т.д.). Традиционные нормы предписывают выполнение этой роли матери, хотя эгалитарные нормы, широко распространившиеся в последние десятилетия, несколько пошатнули это убеждение.
  4. Роль воспитателя заключается в реализации обязанностей, связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную личность. Родители учат ребенка, что хорошо, что плохо, прививают ответственность, аккуратность, умение вести себя правильно с другими людьми, помогают в учебе. Реализация этой роли в целом определяется некоторыми специфическими факторами. Прежде всего то, насколько родители вообще включены в эту роль, зависит от их уровня образования (чем он выше, тем меньше детей в семье и тем больше внимания уделяется воспитанию ребенка). На основании многочисленных данных можно говорить о том, что степень включенности мужа и жены в воспитание определяется кроме прочего и полом ребенка. Если ребенок - мальчик, то эта функция чаще распределяется между родителями поровну; если же в семье растет девочка, ее воспитанием занимается прежде всего мать.
  5. Роль сексуального партнера. Эта роль включает в себя проявление различного рода активности в плане сексуального поведения. Традиционно считается, что инициирует и определяет характер сексуальных отношений муж. При этом результаты опросов свидетельствуют о том, что мужчины заинтересованы в активности женщин как сексуальных партнеров. Нужно отметить, что в молодых семьях жены чаще выступают инициаторами интимных отношений, чем в более пожилых.
  6. Роль организатора развлечений. Выделение подобной роли само по себе отражает серьезные изменения в жизни общества, поскольку каких-нибудь 50 лет назад о культуре семейного досуга для широких слоев населения не могло быть речи. Эта роль включает в себя выдвижение различного рода инициатив в сфере досуга, а также активность, связанную с организацией выходов семьи в гости, в кино, с планированием и проведением отпуска и т.д.
  7. Организатор семейной субкультуры. Появление этой роли, как и роли организатора досуга, отражает коренные изменения, происходящие в обществе, и прежде всего рост культурного уровня широких слоев населения, когда люди больше начинают интересоваться наукой, искусством, ходить в кино, театры, музеи. Реализация этой роли включает в себя активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений.
  8. Роль ответственного за поддержание родственных связей включает в себя участие в семейных ритуалах и церемониях, организацию общения с родственниками, содействие материальному обеспечению, социальному становлению членов семьи. Реализация этой роли традиционно возлагается на обоих супругов, хотя несколько большую активность традиционно проявляет при этом жена. Надо отметить, что в последнее время в мире наблюдается значительное снижение значимости родственных связей, причем если молодые супруги вполне удовлетворены качеством родственных отношений, то пожилые считают, что родственных отношений сейчас далеко не достаточно.
  9. Роль «психотерапевта» является одной из наиболее интересных и важных в современной семье. Нужно отметить, что само ее появление вызвано коренным изменением функций семьи, когда одной из основных черт становится удовлетворение потребностей членов семьи в поддержке, защите, личностном комфорте. Реа лизация этой роли связана с активностью, направленной на решение личностных проблем партнера, - выслушать, выразить принятие, симпатию, помочь разобраться в проблеме, эмоционально поддержать. Об огромном значении, которое имеет эта роль в современной семье, свидетельствует уже тот факт, что степень ее реализации членами семьи наиболее тесно связана с удовлетворенностью супругов своим браком. Данные некоторых исследований говорят о том, что женщины лучше выполняют эту роль, чем мужчины.

Поскольку роль ответственного за младенца для большинства семей является временной, в опроснике были операционализированы только семь основных семейных ролей. Каждой роли в опроснике соответствуют три вопроса (интерпретацию результатов см. ниже):

Генограмма Генограммы - это имя, данное графическому представлению, в котором записаны семейные созвездия, позиции в родных браках, важные события, такие как смерти, болезни и т.д. из этого можно вывести гипотезы о семейных отношениях, проблемах поколений, назначениях друг другу и эффектах важных событий.

Домашнее задание Индивидуальные задания по домашнему заданию усиливают вмешательства участников и создают обязательство работать над изменениями и новыми способами делать что-то. Результаты этой домашней работы будут поступать на следующую сессию. Гипотезы - это предположения и идеи, которые дает советник на основе информации и его наблюдений за семьей. Это вмешательство направлено на «сжижение» тупиковых убеждений и включение новых вариантов действий в действие.

  1. Воспитание детей - вопросы 9, 13, 14.
  2. Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция) - вопросы 2, 15, 18.
  3. Материальное обеспечение семьи - вопросы 19, 3, 16.
  4. Организация развлечений - вопросы 20, 8, 4.
  5. Роль «хозяина», «хозяйки» - вопросы 17, 5, 21.
  6. Сексуальный партнер - вопросы 10, 6, 11.
  7. Организация семейной субкультуры - вопросы 1, 7, 12.

Инструкция

Расширение контекстов При поиске решений в тупике, связанных с людьми вокруг семьи, идеи из других областей или другие оценки могут помочь решить проблему. Обычными людьми в расширенном контексте являются бабушки и дедушки, разделенные родители или партнеры, учителя, воспитатели, родственники и друзья.

Управление кризисом. Основываясь на анализе опытных или опасных кризисных ситуаций, хорошо спланированная обработка возможных сценариев, т.е. в случае возобновления кризиса меры, которые необходимо предпринять, должны быть облегчающим и полезным инструментом.

Просим Вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации Вашей семейной жизни. Все Ваши ответы сохраняются в тайне.

Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов; выберите, пожалуйста, тот ответ, который в большей мере соответствует Вашей точке зрения, и на ответном листе отметьте его крестиком против соответствующего вопроса.

Посредничество - это структурированная добровольная процедура для конструктивного урегулирования конфликта. Стороны в конфликте хотят достичь совместного соглашения, которое отвечает их потребностям и интересам, поддерживая третьего «стороннего» человека. Посредник не принимает собственные решения в отношении конфликта, но несет исключительную ответственность за разбирательство.

Это открывает новые перспективы, новую информацию и гипотезы. Реинтерпретация идентифицирует ресурсы, которые делают это поведение возможным. Ресурсы Ресурс описывает средства или способность делать что-либо или обрабатывать ситуации. С «ресурсами» на языке благосостояния молодежи подразумеваются также материальные блага, но зачастую нематериальные возможности, которые семья или ребенок, подростки часто не знают.

Текст опросника распределения ролей в семье

  1. От кого из вас зависят интересы и увлечения семьи?
  2. От кого из вас в большей степени зависит настроение в семье?
    • А. В основном настроение зависит от жены.
    • Б. В большей степени настроение зависит от жены, но и от мужа тоже.
    • В. В большей степени настроение зависит от мужа, но и от жены тоже. Г. В основном настроение зависит от мужа.
  3. Если возникнет необходимость, кто из вас в первую очередь найдет, где можно занять крупную сумму денег?
    • A. Это сделает жена.
    • Б. В первую очередь это сделает жена, но и муж тоже.
    • B. В первую очередь это сделает муж, но и жена тоже. Г. Это сделает муж.
  4. Кто в вашей семье чаще приглашает в дом гостей!
    • A. Чаще приглашает муж.
    • Б. Обычно приглашает муж, но и жена тоже.
    • B. Обычно приглашает жена, но и муж тоже. Г. Чаще приглашает жена.
  5. Кого в семье больше заботит уют и удобство вашей квартиры\’?
    • A. В основном мужа.
    • Б. В большей степени мужа, но и жену тоже.
    • B. В большей степени жену, но и мужа тоже. Г. В основном жену.
  6. Кто из вас чаще первым целует и обнимает другого!
    • A. Обычно это делает муж.
    • Б. Обычно это делает муж, но и жена тоже.
    • B. Обычно это делает жена, но и муж тоже. Г. Обычно это делает жена.
  7. Кто в вашей семье решает, какие газеты и журналы выписывать?
    • A. Обычно решает жена.
    • Б. В большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже.
    • B. В большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже. Г. Обычно решает муж.
  8. По чьей инициативе вы чаще ходите в кино, в театр?
    • A. По инициативе мужа.
    • Б. В основном по инициативе мужа, но бывает, что и жены.
    • B. В основном по инициативе жены, но бывает, что и мужа. Г. По инициативе жены.
  9. Кто в вашей семье играет с маленькими детьми?
    • A. В основном жена.
    • Б. Чаще жена, но и муж тоже.
    • B. Чаще муж, но и жена тоже. Г. В основном муж.
  10. От кого в вашей семье зависит взаимная удовлетворенность интимными отношениями?
    • A. В основном это зависит от мужа.
    • Б. В большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже.
    • B. В большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже. Г. В основном это зависит от жены.
  11. Почти все супружеские пары время от времени испытывают трудности в интимных отношениях; как вы считаете, от кого это может зависеть в вашей семье (вольно или невольно) в большей степени?
    • A. Чаще от мужа.
    • Б. Обычно от мужа, но и от жены тоже.
    • B. Обычно от жены, но и от мужа тоже. Г. Чаще от жены.
  12. Чьи жизненные принципы и правила (отношение ко лжи, обязательность выполнения обещаний, невозможность опозданий и др.) являются определяющими в вашей семье?
    • A. Жизненные принципы жены.
    • Б. Как правило, жены, но в некоторых случаях и мужа.
    • B. Как правило, мужа, но в некоторых случаях и жены. Г. Жизненные принципы мужа.
  13. Кто в вашей семье следит за поведением маленьких детей?
    • Б. Чаще это делает жена, а иногда и муж.
    • B. Чаще это делает муж, а иногда и жена. Г. В основном это делает муж.
  14. К то в вашей семье ходит с ребенком в кино, театр, на прогулки и дрР.
    • A. В основном это делает муж.
    • Б. Чаще это делает муж, но и жена тоже.
    • B. Чаще это делает жена, но и муж тоже. Г. В основном это делает жена.
  15. Кто в вашей семье в большей степени обращает внимание на самочувствие другого\’?
    • A. Муж.
    • B. В большей степени жена, но и муж тоже. Г. Жена.
  16. Представьте себе такую ситуацию: у обоих из вас появилась возможность сменить работу на более высоко оплачиваемую, но менее интересную. Кто это сделает в первую очередь?
    • A. Это сделает жена.
    • Б. Скорее жена, чем муж.
    • B. Скорее муж, чем жена. Г. Это сделает муж.
  17. Кто в вашей семье занимается повседневными покупками?
    • A. В основном муж.
    • Б. В большей степени муж, но и жена тоже.
    • B. В большей степени жена, но и муж тоже. Г. В основном жена.
  18. Кто в вашей семье имеет больше оснований обижаться на равнодушие, черствость, бестактность другого?
    • A. Муж.
    • Б. В большей степени муж, чем жена.
    • B. В большей степени жена, чем муж. Г. Жена.
  19. Если в вашей семье возникнут денежные трудности, то кто из супругов займется поисками дополнительного заработка?
    • А. Это сделает муж.
    • Б. В первую очередь это сделает муж, но и жена примет в этом участие.
    • В. В первую очередь это сделает жена, но и муж примет в этом участие.
    • Г. Это сделает жена.
  20. Кто в вашей семье планирует, как и где провести отпуск?
    • A. В основном жена.
    • Б. Чаще жена, но и муж принимает участие.
    • B. Чаще муж, но и жена принимает участие.
    • Г. В основном муж.
  21. Кто в вашей семье вызывает представителей различных ремонтных служб и ведет с ними переговоры?
    • A. В основном это делает жена.
    • Б. Чаще это делает жена, но иногда и муж.
    • B. Чаще это делает муж, но иногда и жена.
    • Г. Обычно это делает муж.

Интерпретация результатов методики

Ролевая игра Ролевая игра означает игривую конфронтацию с жизненными ситуациями. С учетом различных перспектив, фонов и мотивов становятся видимыми, показаны альтернативные варианты действий. Экзамен по приему предложений. Прикладной тест предложения - это метод проективного опроса, в котором запрашивается ассоциация респондента. Субъект должен спонтанно завершить подмножества под временным давлением. Например, из-за ответов на социальную желательность или из-за большего когнитивного контроля ответов.

Определение наиболее привлекательного персонажа

Профессиональная ассоциация за представление и дальнейшее развитие системного подхода. Масштабирование Вопрос о масштабировании применяется путем формирования шкалы для термина, который обычно не является объективно измеримым. Часто речь идет о «мягком», а не о «жестком», таком как мотивация, удовлетворение и т.д. в консультировании, терапии или других помогающих разговорных контекстах можно обсуждать и сравнивать восприятия, оценки, впечатления, чувства и прогресс.

Обработка результатов сводится к подсчету, в какой степени та или иная роль реализуется мужем (или женой).

Ниже приводится «ключ» методики (т. е. распределение вопросов по конкретным семейным ролям).

Индексы по каждой сфере подсчитываются как среднее арифметическое трех вопросов. В вопросах 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19 первому варианту ответа (А) приписывается 1 балл, второму (Б) - 2 балла, третьему (В) - 3 балла, четвертому (Г) - 4 балла. В остальных вопросах значения приписываются в обратном порядке, т.е. в вопросах 2, 3, 7, 9, 12, 13, 16, 20, 21 А = 4 балла, Б = 3 балла, В = 2 балла, Г = 1 балл.

Номера группы вопросов

Скульптура, семейная скульптура Семейная скульптура - это методика семейной терапии, разработанная Вирджинией Сатир. Клиенты развивают системное понимание себя, отношения с другими людьми и их семейные созвездия. Символично представлены отношения и поведение членов семьи друг с другом. «Семейные скульптуры» как «семейная реконструкция» являются неотъемлемой частью обучения семейных терапевтов. Поместив свою семью происхождения, невидимые связи и «застрявшие» процессы коммуникации становятся видимыми.

Можно определить и разрешить конфликты отношений и патогенетические привязанности. Семейные скульптуры также могут быть созданы с такими представителями, как блоки или игровые части. В контексте скульптуры использование веревок может прояснить отношения, привязанности и привязанности человека к другим лицам или биографическое содержание.

Подсчет по сферам (с первой по седьмую) ведется следующим образом (в скобках - номера вопросов, на их место надо вписать количество полученных по данному вопросу баллов):

  1. (9 + 13 + 14) : 3 =
  2. (2 + 15 + 18) : 3 =
  3. (19 + 3 + 16) : 3 =
  4. (20 + 8 + 4) : 3 =
  5. (17 + 5 + 21) : 3 =
  6. (10 + б + 11) : 3 =
  7. (1 + 7 + 12) : 3 =

Чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже - тем больше реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени.

Надзор Наблюдение - это отражение и отражение профессиональных действий и институциональных структур. Системный надзор основан на принципах системного мышления. Теоретические основы включают теорию коммуникации, кибернетику и теорию систем. Системный контроль всегда является контекстуальным. Он фокусируется на взаимодействии человека, роли, функции, миссии и организации. Цель состоит в том, чтобы расширить возможности мысли и действий. Людей уважают как лично ответственных людей. Поведение считается непредсказуемым, контролируемым и произвольно контролируемым и изменчивым.

Наиболее полная информация может быть получена, если в опросе принимают участие оба супруга, тогда представляется возможность не только выяснить мнение каждого из них о распределении ролей в семье, но и сопоставить их ответы на предлагаемые вопросы.

Рассогласование же позиций супругов при оценке распределения ролей в семье может стать показателем конфликтных моментов (явных или скрытых) в отношениях между ними.

Вакансии уже установлены. Это: «один» - «другой» - «оба» - «ни один из них» и «шутник»: «это действительно о чем-то совершенно другом». В этом методе дилемма может столкнуться с разными позициями, отмеченными в пространстве, и чувствовать себя лучше, чем просто речь. С помощью линии в комнате важные ситуации и события называются и становятся видимыми. Видеоанализ и обратная связь Использование средств массовой информации создает возможность ретроспективно анализировать и анализировать взаимодействие семьи с ней, чтобы привлечь внимание к полезным поведениям и возможностям перемен.

Авторы методики предлагают и второй вариант использования данной методики - в так называемом «расщепленном» виде. В этом случае методика предъявляется два раза: один раз все вопросы формулируются относительно мужа, второй - относительно жены.

Например, вопрос 1 основного варианта выглядит так:

1. От кого из вас зависят интересы и увлечения семьи?

Цели - хорошо сформированные, четко сформулированные цели - описывают позитивное состояние, которое лежит в будущем. - достижимы конкретным и своевременным образом. - реалистичны, т.е. они находятся в руках того, у кого есть цель. - формулируются на языке человека, у которого есть цель.

Циркулярность, в отличие от линейных процессов причины и следствия, описывает взаимосвязь общения и поведения. С помощью методики кругового опроса консультант дает пространство для разных перспектив на проверенных «семейных истинах». Он не запрашивает факты или убеждения, но оценивает возможные оценки и реакции.

A. В основном это зависит от мужа.

Б. Это в большей степени зависит от мужа, но и от жены тоже.

B. Это в большей степени зависит от жены, но и от мужа тоже.

Г. В основном это зависит от жены.

В «расщепленном» варианте вопрос задается дважды.

А. В какой степени интересы и увлечения семьи зависят от вашей жены?

В результате сопоставления результатов опроса, проведенного по двум вариантам методики на одних и тех же испытуемых, не было получено сколько-нибудь значимых различий. Это свидетельствует, что в зависимости от задач и целей исследования может быть использован тот или другой вариант методики. Преимуществом первого из них при этом является краткость, в то время как среди достоинств второго можно отметить снижение влияния социальной желательности, так как отвечая на вторую часть опросника, респондент, скорее всего, не помнит, что он отвечал на первую часть, и это затрудняет для него представление распределения ролей в своей семье как более равноправного (что выступает часто как социально одобряемый стереотип).

На пути к истощенному обществу - нет альтернативы!?

Современное общество в значительной степени распустило традиционные характеристики роли посредством либерализации и индивидуализации. Поэтому для человека поздней современной меритократии возникает вопрос, как он должен бороться с обилием вариантов, с императивом постоянно изобретать и изобретать. Мы все чаще и чаще наблюдаем, что люди в рамках этой самореализации эго, в условиях изобилия вариантов и возможностей, оказываются в депрессивной эго-усталости. Депрессия, тревожные расстройства, выгорание и другие психологические стрессы могут быть отличительными чертами и последствиями современной пользы и активного общества.

Предлагаемая методика позволяет за минимальное время выявить представления супругов о ролевой структуре их семьи. Она компактна, формализована и легко может быть использована как в исследовательской программе изучения психологии семьи, так и в коррекционной работе.

Приведем пример использования методики

В исследовании Н.Х. Сафиной [Сафина Н.Х., 2004] прослеживаются изменения ролевой структуры семьи в молодых семьях со стажем супружеской жизни в 3, 5 и 7 лет. При этом отдельно с помощью теста на удовлетворенность браком В. Столина выделены благополучные семьи (в которых у обоих супругов высокая удовлетворенность браком) и неблагополучные семье (здесь у обоих супругов низкая удовлетворенность браком).

Бесчисленные сетевые возможности и растущее ускорение расширяют сложность жизни. Выбор и автономия личной жизни - это не просто возможности и преимущества свободы. Они также оказывают давление и передают чувство беспомощности и перегруженности. Все это требует от отдельных лиц, от пар и семей высокой гибкости и повышенной приверженности отношениям, работе и досугам. Пары и семейные отношения стали более сложными и сложными в этом контексте. Трудно потерять реальные облигации и их способность резонировать через давление оптимизации счастья и его динамики роста.

Обнаружено, что с ростом брачного стажа у благополучных пар происходит нивелирование, согласование способов межличностного реагирования супругов, притом у мужчин и женщин этот процесс идет по-разному.

С ростом брачного стажа:

  • а) у обоих супругов снижаются авторитарность, независимость, недоверчивость, зависимость, альтруизм;
  • б) у женщин снижаются застенчивость и стремление к сотрудничеству, незначительно увеличивается агрессивность;
  • в) у мужчин агрессивность снижается значительно, увеличиваются покорность и сотрудничество.

Межличностные отношения супругов в благополучных парах с ростом брачного стажа становятся более ровными, гармоничными, спокойными, согласованными. У супругов неблагополучных пар больше различий в способах взаимодействия, т.е. у них наблюдаются серьезные различия именно по тем параметрам, где для семейного сотрудничества необходимо сходство показателей. С ростом брачного стажа эти семьи не отличаются согласованностью, гармонизацией межличностных отношений.

«Давайте поговорим о сексе» - любовь, похоть и страсть, как тема в консультации

Он нуждается в дискурсе о ценностях и ориентации, новом отклонении от замедления и внимательности, избегании постоянно растущего роста к сознательному, ответственному и солидарному управлению личными и социальными ресурсами. Мааз: Нарциссическое общество Лекция: завершение проповеди поклонения День рождения Песня 1 День рождения Песня 2 Проповедь Фотографии с ежегодного собрания. С конца 1940-х годов в ответ на серьезные признаки истощения и износа классические эпистемологические парадигмы, основанные на каузалистской модели или также называемые «линейными», дали решение растущих проблем человека, новую образ мышления и понимание динамики социального и человеческого поведения формировались в западных странах и в основном в Соединенных Штатах.

Автор констатирует, что на психологическом уровне супружеские отношения в процессе становления претерпевают довольно серьезные изменения, наибольшая трансформация социально-психологического уровня супружеских отношений происходит на 4-5-м году супружества. Становление супружеских отношений на этом уровне имеет следующие особенности. В начале супружества ролевая структура семьи еще не определена, так как многие семейные функции молодые супруги стараются выполнять вместе. Второй период супружества - время большей формализации в распределении ролей. Муж реализует функции материального обеспечения и сексуальных контактов, жена - воспитатель детей, хозяйка, эмоциональный психотерапевт семьи. Организацией развлечений и семейной субкультурой занимаются оба супруга. К 6 -7 годам супружества в основном закрепляется традиционное распределение ролей. Муж отвечает за материальное обеспечение семьи и сексуальные отношения, жена - за воспитание детей, эмоциональный климат семьи, организацию развлечений, ведение хозяйства и, по мнению самих жен, еще за семейную субкультуру, хотя мужчины считают, что эту функцию они выполняют поровну. В благополучных парах роли сог ласуются более чет

Эта новая парадигма питалась из самых разнообразных источников, таких как баллистика и ракетные технологии, развитие первых компьютеров и сервомеханизмов, культурная антропология, психология, теория коммуникации, математика и т.д. его подходы, применяемые к диагнозу психологических проблем и психотерапии, коренным образом отличаются от традиционных и характеризуются их акцентом на совокупность, на изучение личности с проблемами, имеющими прямое отношение к их контексту. Это парадигма, которую мы могли бы назвать круговой, системной, кибернетической или экологической.

Авторы: В. П. Левкович, О. Э. Зуськова (1985).
Конфликтные отношения в семье не всегда различаются супругами и прежде всего из-за того, что плохо понимаются и учитываются потребности друг друга. Необходима диагностическая процедура, которая позволила бы отнести супружескую пару к определенной группе семей.
Методика представляет собой набор 5-балльных шкал, составляющих опросник из 168 пунктов (см. табл. 3). Их содержание интегрировано в следующих сферах жизнедеятельности семьи: семейные роли; потребность в общении; познавательные потребности; материальные потребности; потребности в защите Я-концепции; культура общения; взаимная информированность; уровень моральной мотивации; проведение досуга; частота конфликтов и способы их разрешения; субъективная оценка удовлетворенности каждого супруга своим браком.
В качестве эмпирического референта противоречивости представлений супругов о реализации своих потребностей в разных сферах жизнедеятельности семьи (именно это, по мнению авторов, является выражением супружеского конфликта) было принято соотношение между их самооценками (С), оценками партнеров (О) и ожиданиями по отношению партнеров (O1). Показатели О, С, O1 представляют собой репрезентацию в сознании личности различных потребностей. В результате выделения эмпирической области, соответствующей предмету исследования (определение соотношения О, O1 и С для каждой группы семей) была проведена эмпирическая интерпретация полученных данных в виде двух рядов статистических гипотез. Их проверка с помощью критерия х2 показала, что определенному типу семей (стабильные, проблемные и др.) соответствуют определенные типы соотношения О, С и O1. Последние являются также условием возникновения супружеских конфликтов.
На вопросы анкеты супруги отвечают независимо друг от друга.
Инструкция. Прочитайте внимательно следующие утверждения и оцените их справедливость по следующей шкале: а) совершенно не согласен; б) не согласен; в) трудно сказать; г) согласен; д) абсолютно согласен. В бланке ответа отметьте выбранный вами вариант ответа на каждый вопрос. Старайтесь избегать ответа «трудно сказать». Процедура опроса, как правило, не вызывает затруднений и занимает 30-40 минут.
Текст методики
1. Ваш(а) муж (жена) считает, что в семье необходим хотя бы один ребенок.
2. Вы считаете, что ваш(а) муж (жена) должен (должна) уделять много времени и внимания воспитанию детей.
3. Вы способны поступиться своими интересами ради жены (мужа).
4. Вы по собственной инициативе принимаете участие в ведении домашнего хозяйства.
5. Ваш(а) муж (жена) хороший сексуальный партнер.
6. Вы считаете, что ваш(а) муж (жена) должен (должна) стремиться дома выглядеть так же опрятно и привлекательно, как и при посторонних.
7. Вы считаете, что ваш(а) муж (жена) должен (должна) в основном решать вопросы планирования и распределения бюджета семьи.
8. Вы часто обсуждаете с мужем (женой) производственные дела, планы на будущее, прочитанные книги, просмотренные фильмы и т. д.
9. Ваш(а) муж (жена) поддерживает вас в стремлении к духовному росту.
10. Ваш(а) муж (жена) приобретает не то, что ему (ей) хочется иметь, а то, что необходимо для семьи.
11. Ваш(а) муж (жена) должен весь заработок вкладывать в семейный бюджет.
12. Вы никогда не указываете мужу (жене) при посторонних на его (ее) недостатки.
13. При возникновении конфликтов ваш(а) муж (жена) старается вежливо и спокойно объяснить вам, в чем, по его мнению, вы не правы.
14. Ваш(а) муж (жена) с удовольствием проводит с вами выходные и праздники.
15. Вы считаете, что супруг должен стремиться провести отпуск с семьей.
16. Вы считаете, что супруг должен чутко реагировать на изменение состояния вашего здоровья и настроения.
17. Вы всегда стараетесь дать мужу (жене) хороший совет.
18. Семья для вашего мужа (жены) - источник безопасности и покоя.
19. Ваш(а) муж (жена) разделяет ваши интересы и склонности.
20. Ваш(а) муж (жена) поможет вам приготовить ужин, только если сам голоден.
21. Ваш супруг вежливо и культурно разговаривает с вами только при посторонних.
22. Ваш(а) муж (жена) проводит отпуск вместе с вами, так как не может иначе.
23. Ваш супруг удовлетворен своим браком.
24. В вашей семье никогда не бывает ссор, скандалов.
25. Ваш(а) муж (жена) уделяет много времени и внимания воспитанию детей.
26. Вы считаете, что ваш(а) муж (жена) должен иметь представление об интересах, увлечениях и друзьях вашего ребенка.
27. Вы считаете, что супруг ради сохранения хороших отношений в семье должен идти на уступки.
28. Вы выполняете в случае необходимости любые обязанности, не разделяя их на мужские и женские.
29. Ваш супруг стремится дома выглядеть так же опрятно и привлекательно, как и при посторонних.
30. Ваш(а) муж (жена) решает в основном вопросы распределения бюджета семьи.
31. Вы считаете, что муж (жена) должен (должна) в основном решать вопросы распределения домашних нагрузок.
32. Вы стремитесь найти в общении с супругом совет, поддержку, эмоциональную разрядку.
33. Вы стремитесь к постоянному духовному росту и самосовершенствованию.
34. Ваш(а) муж (жена) весь заработок вкладывает в семейный бюджет.
35. Вы считаете, что ваш(а) муж (жена) должен (должна) стремиться максимально обеспечивать материальное благополучие семьи.
36. Вы считаете, что супруг не должен употреблять в разговоре с вами бранных и обидных для вас выражений.
37. Для разрешения конфликтов ваш(а) муж (жена) идет на компромисс.
38. Ваш(а) муж (жена) стремится совместно с вами провести отпуск.
39. Ваш супруг чутко реагирует на изменение вашего настроения, здоровья.
40. Вы считаете, что ваш(а) муж (жена) должен (должна) знать о ваших вкусах, интересах, увлечениях.
41. Вы сочувствуете мужу (жене), когда у него (нее) тяжело на душе.
42. У вас улучшается настроение, когда вы идете домой.
43. Ваш(а) муж (жена) придерживается тех же взглядов на воспитание, что и вы.
44. Ваш(а) муж (жена) вежлив с Вами, когда нужно от Вас что-нибудь получить.
45. Ваш(а) муж (жена) помогает по дому, потому что не хочет вызвать осуждение близких родственников.
46. Ваш(а) муж (жена) принимает активное участие в ведении домашнего хозяйства, так как считает это своим долгом.
47. Ваш(а) муж (жена) ничего не хотел бы изменить в своей семейной жизни.
48. В вашей семьей иногда бывают ссоры, скандалы.
49. Ваш(а) муж (жена) имеет представление об интересах и увлечениях, друзьях своего ребенка.
50. Ваш(а) муж (жена) ради сохранения хороших отношений идет на уступки.
51. Вы считаете, что супруг должен считаться с вашими интересами, привычками.
52. Вы пожертвуете своим любимым занятием ради выполнения семейных дел.
53. Вы имеете привлекательную внешность.
54. Ваш супруг в основном решает вопросы распределения домашних дел.
55. Вы считаете, что ваш(а) муж (жена) должен (должна) быть для вас авторитетом во всех сферах семейной жизни.
56. Вы считаете, что ваш(а) муж (жена) должен (должна) с удовольствием общаться с друзьями, ходить в гости, принимать гостей.
57. Вы цените в супруге стремление к духовному росту и самоусовершенствованию.
58. Ваш(а) муж (жена) старается максимально обеспечить материальное благополучие семьи.
59. Ваш(а) муж (жена) не употребляет в разговоре с вами бранных и обидных для вас выражений.
60. Вы считаете, что муж (жена) должен уметь внимательно, не перебивая, слушать.
61. Ваш(а) муж (жена) старается избежать конфликта любыми средствами: перевести разговор на другую тему, не отвечать на грубости, выйти в другую комнату.
62. Вы стараетесь все свободное время проводить в кругу семьи.
63. Ваш(а) муж (жена) знает о ваших интересах, вкусах, увлечениях.
64. Вы считаете, что супруг должен знать, что для вас самое главное в жизни, к чему вы стремитесь.
65. Вы считаете, что супруг должен поддерживать вас в трудную минуту.
66. Общение с мужем (женой) приносит вам радость, удовлетворение.
67. Вы придерживаетесь тех же взглядов на воспитание, что и жена (муж).
68. Ваш(а) муж (жена) проведет отпуск вместе с семьей только при случайном стечении обстоятельств.
69. Ваш(а) муж (жена) проводит отпуск вместе с вами, чтобы не прослыть плохим мужем (женой).
70. Ваш(а) муж (жена) вежливо и культурно разговаривает с вами, так как просто не может вести себя иначе.
71. Ваш(а) муж (жена) не хотел бы иметь другого брачного партнера.
72. В вашей семье часто бывают ссоры, скандалы.
73. Вы считаете, что в семье необходим хотя бы один ребенок.
74. Ваш(а) муж (жена) считается с вашими интересами, вкусами, привычками.
75. Вы считаете, что супруг должен поступаться своими интересами ради семьи.
76. Вы считаете, что супруг должен активно участвовать в домашних делах.
77. Вы хороший сексуальный партнер.
78. Ваш супруг является для вас авторитетом во всех отношениях.
79. Ваш(а) муж (жена) любит общаться с друзьями, приглашать гостей, ходить к ним.
80. Вы считаете, что супруги должны обсуждать планы на будущее, свои дела, книги, кинофильмы и т. п.
81. Вы поддерживаете в муже (жене) стремление к духовному росту.
82. Вы приобретаете не то, что вам хочется, а то, что нужно семье.
83. Ваш(а) муж (жена) всегда может внимательно, не перебивая, выслушать вас.
84. Вы считаете, что супруги не должны при посторонних указывать друг другу на недостатки.
85. Чтобы настоять на своем, ваш(а) муж (жена) может долго не разговаривать.
86. Вы с удовольствием проводите с семьей выходные и праздники.
87. Ваш супруг знает, что для вас самое главное в жизни, к чему вы стремитесь.
88. Ваш(а) муж (жена) старается вас поддержать в трудную минуту.
89. Супруг должен всегда дать хороший совет.
90. Семья для вас - источник безопасности и покоя.
91. Вы разделяете интересы и склонности мужа (жены).
92. Вы поможете мужу (жене) приготовить еду, только если сильно голодны.
93. Вы вежливо и культурно разговариваете с женой (мужем) только при посторонних.
94. Вы проводите отпуск с семьей, так как не представляете себе другого отдыха.
95. Вы удовлетворены своей семейной жизнью.
96. При возникновении конфликта вы стараетесь вежливо и спокойно объяснить жене (мужу) ее (его) неправоту.
97. Вы уделяете много времени и внимания воспитанию детей.
98. Ваш(а) муж (жена) способен поступиться своими интересами ради вас.
99. Ваш супруг активно участвует в ведении домашнего хозяйства.
100. Вы считаете, что супруги должны выполнять любые домашние обязанности.
101. Вы стараетесь дома выглядеть не хуже, чем при посторонних.
102. Вы в основном решаете вопросы планирования бюджета семьи.
103. Ваш(а) муж (жена) часто обсуждает с вами планы на будущее, производственные дела, прочитанные книги, кинофильмы и т. д.
104. Супруги должны находить в общении друг с другом совет, поддержку.
105. Вы считаете, что супруг должен постоянно стремиться к духовному росту.
106. Вы весь свой заработок вкладываете в семейный бюджет.
107. Ваш(а) муж (жена) не указывает Вам при посторонних на Ваши недостатки.
108. Ваш(а) муж (жена) доказывает свою правоту вплоть до применения силы.
109. Вы стремитесь провести отпуск совместно с мужем (женой).
110. Вы чутко реагируете на изменение настроения, здоровья у жены (мужа).
111. Ваш(а) муж (жена) всегда даст Вам хороший совет.
112. Вы считаете, что супруги должны сочувствовать, сопереживать друг другу.
113. Ваше возвращение с работы должно приносить радость жене (мужу).
114. Вы считаете, что супруги должны разделять интересы и склонности.
115. Вы проведете отпуск с семьей только при случайных обстоятельствах.
116. Вы помогаете по дому, так как боитесь осуждения близких.
117. Вы считаете, что супруги должны вежливо и спокойно объяснять друг другу, в чем они не правы.
118. Вы не можете не принимать участие в ведении домашнего хозяйства.
119. Вы не хотели бы ничего изменить в своей жизни.
120. Для разрешения конфликта вы идете на компромисс.
121. Вы знаете об интересах, вкусах, увлечениях, друзьях своего ребенка.
122. Ради сохранения хороших отношений вы идете на уступки.
123. Ваш(а) муж (жена) при необходимости выполняет и «мужские» и «женские» дела.
124. Вы считаете, что супруги могут жертвовать своими личными делами ради семьи.
125. Вы считаете, что муж (жена) должен иметь привлекательную внешность.
126. Вы решаете в основном вопросы распределения домашних нагрузок.
127. Ваш(а) муж (жена) стремится найти в общении с вами поддержку, совет.
128. Ваш(а) муж (жена) стремится к постоянному духовному росту.
129. Вы считаете, что супруги должны ценить друг в друге стремление к постоянному духовному росту, самоусовершенствованию.
130. Вы стараетесь максимально обеспечить материальное благополучие семьи.
131. Вы не употребляете бранных и обидных для мужа (жены) выражений.
132. Вы считаете, что супруги для разрешения конфликта должны идти на компромисс.
133. Вы считаете, что супруги свободное время должны проводить в семье.
134. Вы знаете об интересах, вкусах, увлечениях своего мужа (жены).
135. Ваш(а) муж (жена) сочувствует, сопереживает вам, когда вам тяжело.
136. У вашего мужа (жены) улучшается настроение, когда он (она) идет домой.
137. Вы считаете, что супруги должны избегать конфликтов любыми средствами: перевести разговор на другую тему, не отвечать на грубости, выйти.
138. Вы считаете, что супруги должны получать от общения радость.
139. Вы считаете, что у супругов должны быть общие взгляды на воспитание.
140. Вы вежливы с женой (мужем), когда хотите что-либо получить.
141. Вы проводите отпуск с семьей, чтобы не прослыть плохим мужем (женой).
142. Вы всегда вежливо и культурно разговариваете с мужем (женой).
143. Вы считаете, что семья не может существовать без ссор и скандалов.
144. Вы стараетесь избежать конфликта любыми средствами.
145. Вы считаете, что хороший муж (жена) непременно хочет иметь детей.
146. Вы считаетесь с интересами, привычками, вкусами вашей (вашего) жены (мужа).
147. Ваш(а) муж (жена) пожертвует своим любимым занятием ради семейных дел.
148. Ваш(а) муж (жена) имеет привлекательную внешность.
149. Вы считаете, что супруги должны быть хорошими сексуальными партнерами.
150. Вы доказываете свою правоту любыми способами вплоть до применения грубой силы.
151. Вы являетесь для мужа (жены) авторитетом во всех семейных вопросах.
152. Вы с удовольствием общаетесь с друзьями, принимаете гостей.
153. Ваш(а) муж (жена) ценит в вас стремление к духовному росту.
154. Вы считаете, что в семье могут иногда бывать ссоры, скандалы.
155. Вы считаете, что в первую очередь надо приобретать то, что надо семье.
156. Вы всегда можете внимательно, не перебивая, выслушать мужа (жену).
157. Для того чтобы настоять на своем, можно долго не разговаривать с мужем (женой).
158. Ваш(а) муж (жена) все свободное время старается проводить в кругу семьи.
159. Вы знаете, что для вашего мужа (жены) самое главное в жизни, к чему он (она) стремится.
160. Вы стараетесь поддержать мужа (жену) в трудную минуту, одобрить его (ее).
161. Вы считаете, что супруги должны выходные и праздники проводить с семьей.
162. Чтобы настоять на своем, вы способны долго не разговаривать с мужем (женой).
163. Вашему мужу (жене) общение с вами приносит радость, удовлетворение.
164. Семья должна быть для мужа (жены) источником безопасности и покоя.
165. Вы считаете, что нужно свою правоту доказывать любыми средствами, вплоть до применения грубой силы.
166. Вы считаете, что в семье никогда не должно быть ссор, скандалов.
167. Вы считаете, что супруги должны поддерживать друг в друге стремление к духовному росту и совершенствованию.
168. Вы не мыслите себе семейной жизни с другим брачным партнером.
Обработка результатов
Каждому варианту ответа соответствует оценка в баллах:
а) совершенно не согласен - 2 балла;
б) не согласен - 1 балл;
в) трудно сказать - 0;
г) согласен +1;
д) абсолютно согласен +2 балла.
Ответы обоих супругов обрабатываются с помощью ключа по всей сфере жизнедеятельности семьи.
Затем составляется сводная таблица результатов.
Таблица 1. Образец сводной таблицы результатов жидания мужа по поводу жены; Ом - оценка мужа женой; Сж - самооценка жены; 01м - ожидания жены по поводу мужа; Кр - разностный критерий; Кз - знаковый критерий; Ук - уровень конфликтности; Исм - индекс симметрии.
Полученные результаты анализируются с помощью разностного (Кр) и знакового (Кз) критериев. Разностный критерий (Кр) измеряется с помощью сравнения соотношения значений взаимных оценок, самооценок и ожиданий супругов с нормативными типами соотношений (табл. 2). Совпадение эмпирических соотношений с нормативными выявляет наличие или отсутствие конфликта между супругами, а также указывает на сферу жизнедеятельности семьи, где имеет место открытый конфликт. Об открытом конфликте между супругами свидетельствуют прежде всего отрицательные оценки, особенно взаимные.
Таблица 2. Типы соотношения (структур) оценки партнера, ожиданий по поводу партнера и самооценки, характеризующие наличие или отсутствие супружеского конфликта Для нестабильных супружеских пар характерны сочетания конфликтных структур, для проблемных - сочетания конфликтных и бесконфликтных, а для стабильных - сочетания только бесконфликтных структур оценок.
Знаковый критерий (Кз) характеризует знак соотношения между показателями О и О1, О и С. Превышение уровня самооценок и уровня ожиданий над уровнем взаимных оценок, т. е. отрицательная величина полученного значения, свидетельствует о скрытом конфликте.
Степень конфликтности супругов, таким образом, зависит как от наличия открытого, так и скрытого конфликтов между ними, что определяется как уровень конфликтности (Ук) и измеряется в виде суммы двух вышеупомянутых эмпирических критериев - знакового и разностного. Данный показатель измеряет не только степень выраженности конфликтности в поведении супругов, но и степень готовности к конфликтам («потенциальные конфликты»).
В качестве дополнительного показателя может также рассчитываться индекс симметрии (Исм) как отношение симметричных для супругов «конфликтных» и «бесконфликтных» структур к общему количеству структур, выявленных во всех сферах жизнедеятельности семьи.
Кроме вышеперечисленных показателей определяется общий уровень взаимных оценок, самооценок и ожиданий супругов. Для этого рассчитываются среднеарифметические значения показателей О, О1 и С по следующим блокам: 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9. При этом следует иметь в виду следующее. Блок вопросов «Роли» включает несколько подгрупп (см. табл. 3), поэтому при обработке результатов анкеты используется среднее значение показателей по этим пунктам. Аналогично обрабатываются результаты по блоку «Потребность в защите Я-концепции».
Таблица 3. Ключ к обработке данных
Номера группы вопросов Номера подгруппы вопросов Содержание оценки Номера пунктов опросника
Оценка Самооценка Ожидания
О С O1
1 Роли
1 Мать-отец 1 25 49 73 97 121 2 26 145
2 Муж-жена 50 74 98 3 122 146 27 51 75
3 Хозяин-хозяйка 99 123 147 4 28 52 76 100 124
4 Мужчина-женщина 5 29 148 53 77 101 6 125 149
2 5 Глава семьи 30 54 78 102 126 151 7 31 55
3 6 Общение 79 103 127 8 32 152 56 80 104
4 7 Познание 9 128 153 33 57 81 105 129 167
5 8 Материальные потребности 10 34 58 82 106 130 11 35 155
6 9 Культура общения 59 83 107 12 131 156 36 60 84
7 10 Досуг 14 38 158 62 86 109 15 133 161
8 11 Информированность 39 63 87 110 134 159 16 40 64
9 Защита Я-концепции
12 Поддержка 88 111 135 17 41 160 65 89 112
13 Эмоциональный комфорт 18 136 163 42 66 90 113 138 164
14 Согласие 19 43 39 67 91 110 16 139 114
10 Уровень моральной мотивации
15 Непосредственная ситуация 20 44 68 92 115 140
16 Внешний контроль 21 45 69 93 116 141
17 Внутренний контроль 22 46 70 94 118 142
11 18 Удовлетворенность браком 23 47 71 95 119 168
12 Частота конфликтов
никогда 24 166
иногда 48 154
часто 72 143
13 Способы разрешения конфликтов
объяснение 13 96 117
компромисс 37 120 132
отказ 61 144 137
бойкот 85 162 157
Применение силы 108 150 165
Показатели О, О1 и С по блоку «уровень моральной мотивации» рассчитывается несколько иначе. Сумме данных по подгруппам 15, 16, 17 приписывается обратный знак. Например, если показатель самооценки в этих подгруппах равен соответственно -2, -2, +2 баллов, то окончательная оценка будет равна «+2» балла, и наоборот, если имеется ряд показателей +2, +1, -2, то окончательная сумма - «-1» балл.
Блоки жизнедеятельности семьи «Глава семьи», «Досуг» и «Удовлетворенность браком» анализируется только содержательно и используются в качестве дополнительной информации при интерпретации полученных результатов.
Кроме того, могут дополнительно рассчитываться показатели уровня моральной мотивации, степени удовлетворенности браком, частоты и способов разрешения конфликтов.
Анализ и интерпретация результатов
Супружеская пара характеризуется в следующей последовательности.
I. Определяется тип супружеской пары (стабильная, нестабильная, проблемная). С этой целью:
1) анализируется соотношение О, O1 и С;
2) вычисляется Исм;
3) рассматривается соотношение О и С;
4) рассматривается соотношение О и О1;
5) анализируется средний уровень О, С и О1;
6) определяется уровень конфликтности;
7) анализируется уровень моральной мотивации;
8) анализируется степень удовлетворенности браком.
II. Выявляются особенности потребностных сфер супругов и их сочетания в данной диаде. Для этого изучается иерархия потребностных сфер супругов, а также степень удовлетворенности в браке их ведущих потребностей.
III. Оценивается конфликтность супружеской пары. С этой целью определяются конфликтогенные зоны; частота конфликтов между супругами и способы их разрешения.
Анализ полученных данных позволяет оценить характер супружеских отношений в данной семье, личностные особенности супругов, наличие конфликтов и специфику их проявления в различных сферах жизнедеятельности семьи. Рассмотрим более детально психологическое содержание данных, полученных с помощью методики.
Оценка, самооценка и ожидания - эмпирические показатели характера супружеских отношений. В исследовании авторы исходили из предположения, что супружеский конфликт возникает в результате неудовлетворенности потребностей супругов в различных сферах жизнедеятельности семьи. Для возникновения конфликта существенное значение имеет противоречивость потребностей, а также те ожидания, которые сформировались у супругов к моменту вступления в брак, т. е. конфликт между ними возникает в результате противоречивости представлений супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей партнера и рассогласования этих представлений с ожиданиями по отношению к партнеру.
Некоторые соотношения О, O1 и С, обозначенные как конфликтные и бесконфликтные структуры. Высокая взаимная оценка партнеров независимо от уровня ожиданий и уровня самооценки обоих супругов свидетельствует о позитивной направленности их взаимоотношений. При этом не исключены и негативные оценки партнеров в отдельных сферах жизнедеятельности семьи, но это не оказывает существенного влияния на общий уровень оценок партнеров. Последний является показателем конструктивного способа решения возникающих в этих диадах конфликтов. Он помогает супругам выработать единые позиции и способствует успешному развитию межличностных отношений в семье.
Отрицательные оценки партнера при наличии высокой самооценки и высокого уровня ожиданий к супругу свидетельствуют в основном о серьезном нарушении взаимоотношений, их общей негативной направленности, деструктивном характере конфликтов.
Низкий уровень взаимных оценок при высоком уровне ожиданий в сочетании с низким уровнем самооценки по данным авторов больше присущ разрушающимся, чем развивающимся, супружеским отношениям. Можно предположить, что низкая самооценка одного из супругов, т. е. признание самого себя плохим брачным партнером, может быть связана не с отрицанием возможности удачной семейной жизни вообще, а с дисгармонией в данной брачной диаде.
Согласованность представлений супругов в семейной жизни. Представления о характере семейных взаимоотношений, причинах и основных сферах проявления конфликта очень часто не совпадают у обоих супругов. В качестве эмпирического показателя этого процесса используется Индекс симметрии (Исм). Исследования показали, что симметричность ответов в большей степени присуща стабильным и нестабильным семьям, чем проблемным, причем для первых характерна симметричность бесконфликтных структур, а для вторых - конфликтных. При этом высокая степень согласованности (симметричности) представлений супругов друг о друге и о своей семейной жизни свидетельствует об адекватности осознания супругами как позитивного, так и негативного характера своих отношений. Рассогласование этих представлений в основном присуще семьям с неустойчивыми отношениями, а также семьям в период взаимной адаптации.
Таким образом, величина Исм является показателем устойчивости характера отношений между супругами (чем ближе его значение к единице, тем выше устойчивость отношений), а его знак «+» или «-» (симметричность конфликтных или бесконфликтных структур) отражает позитивный или негативный характер отношений, т. е. принадлежность данной семьи к группе стабильных или нестабильных семей. Приближение значения Исм к нулю независимо от его знака является показателем проблемности отношений между супругами в данной семьи.
Соотношение оценок и самооценок. Как уже было отмечено, отрицательные взаимные оценки супругов свидетельствуют о переходе конфликтов на поведенческий уровень (открытый конфликт). Конфликт может развиваться на уровне взаимоотношений супругов (в виде неудовлетворенности ими), не проявляясь некоторое время непосредственно в их поведении (скрытый конфликт). Такие конфликты могут возникать за счет недостаточной степени удовлетворения супругами в браке своих основных потребностей, низкого уровня взаимопонимания и низкой степени взаимной адаптации. Эмпирически это выражается в преобладании уровня самооценок над уровнем взаимных оценок (даже при отсутствии отрицательных оценок). В свою очередь равные или более высокие взаимные оценки супругов относительно их самооценок соответствуют позитивным супружеским отношениям, отражают чувство любви и взаимопонимания в семье, внимательное и чуткое отношение к брачному партнеру. Превышение самооценки над оценкой партнера свидетельствует о высокой автономности супругов, переходящей во взаимное отчуждение, неадекватной требовательности к партнеру.
Таким образом, положительная величина разности между оценками супругов и их самооценками характеризует позитивный характер отношений и присуща в большей степени стабильным семьям, а отрицательная величина характерна для проблемных и нестабильных семей.
Максимального различия величина оценок и самооценок достигает в нестабильных семьях, что согласуется с результатами проведенного исследования: в разрушающихся браках положительная самооценка брачных партнеров сочетается с их отрицательными взаимными оценками.
Соотношение оценок и ожиданий. Напряженность в межличностных отношениях, которая может привести к переходу конфликта на поведенческий уровень, возникает также вследствие рассогласования уровня взаимных оценок и ожиданий супругов.
Самый высокий уровень ожиданий имеет место в нестабильных семьях, где он сочетается с самым низким из всех трех групп семей уровнем взаимных оценок. Взаимоотношения супругов в проблемных семьях характеризуются более высокими взаимными оценками и более низким уровнем ожиданий. Однако уровень их ожиданий значительно превосходит уровень взаимных оценок супругов.
Стабильные семьи характеризуются превышением уровня взаимных оценок над уровнем ожиданий к партнеру. В этих семьях к моменту вступления в брак у супругов сложилась достаточно гибкая система брачных ожиданий, ясно осознаются достоинства данного партнера и ценность конкретного брака.
Как уже указывалось выше, соотношение О, O1 и С, вычисление знаков разностей О-С, O-O1 необходимо для выяснения вопроса о сферах возникновения и проявления конфликтов в данной супружеской паре. Для диагностики степени конфликтности в семье оценивается показатель - Уровень конфликтности (Ук). Вместе с Исм и уровнем удовлетворенности браком (оценкой самими супругами удовлетворенности своими семейными отношениями) Ук позволяет определить тип обследуемой семьи (табл. 4).
Таблица 4. Средние значения показателей и тип семьи оказатели мужа.
© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ