Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Типы неправильного семейного воспитания. Типы неправильного воспитания детей в семье

А.Е. Личко – известный отечественный психиатр, выделил следующие типы неправильного воспитания в семье.

ГИПОПРОТЕКЦИЯ. Этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью, но чаще недостатком опеки и контроля за поведением ребенка, недостатком внимания, заботы и руководства, отсутствием интереса родителей к его делам, увлечениям. Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и всей жизнью подростка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом.

ДОМИНИРУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком, достигающего иногда постыдной для него слежки.

ПОТВОРСТВУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ. В крайнем проявлении потворствующая гиперпротек­ция получила наименование воспитания по типу «кумира семьи». Это - стремление освободить «любимое чадо» от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвал и безудержного обожания, что культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ. При этом виде воспитания ребенок или подросток посто­янно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза в жизни родителей. Еще более ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой - брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (воспитание по типу «Золушки»). Скрытое эмоциональное отвержение имеет место тогда, когда мать или отец сами себе не призна­ются в том, что тяготятся сыном или дочерью.

УСЛОВИЯ ЖЕСТОКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. Эти условия нередко сочетаются с крайней степенью эмоционального отвержения. Жестокое отношение может проявляться открыто - суровыми расправами за мелкие проступки. Или проявляется, когда в семье превалируют душевное безразличие друг к другу, забота только о самом себе, полное пренебрежение к интересам и тревогам других членов семьи.

Система жестоких взаимоотношений может культиви­роваться также между воспитанниками в некоторых закрытых учреждениях для подростков, особенно трудных и делинквентных.

ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они часто лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что от него ждут очень-очень многого. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего ребенка возлагаются недетские заботы об уходе за младшими или больными и беспомощными членами семьи.

Потворствующая гипопротекция. Здесь бесконтрольность и вседозволенность в отношении родителей к подростку сочетается с некритическим отношением их к его поведению. Родители стараются всегда оправдать подростка, при всех его проступках переложить вину на других, оградить его от общественного порицания и тем более от вполне заслужен­ного наказания.

Воспитание в атмосфере культа болезни . Преувеличенные заботы о здо­ровье, возведение в культ режима и лечения имеющихся заболеваний по сути дела являются одной из форм доми­нирующей гиперпротекции.

Противоречивое воспитание. Члены семьи в таких случаях (отец и мать, родители и дед или бабка и т. п.) применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к подростку порою противоречивые требова­ния. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом.

Воспитание вне семьи.

Само по себе воспитание вне семьи, в условиях интерната в подростковом возрасте не является отрицательным психогенным фактором. Наобо­рот, для подростка даже полезно на некоторые периоды времени расставаться с семьей и жить среди сверстни­ков - это способствует развитию самостоятельности. Временная изоляция от семьи бывает полезной в случаях тяжелых конфликтов.

Отрицательным психогенным фактором являются встречающиеся еще недостатки в работе интернатов и других воспитательных учреждений. Особенно неблаго­приятно сказывается сочетание чрезмерно строгого режи­ма, граничащего с гиперпротекцией, с формализмом в его соблюдении, открывающим отдушину для скрытой без­надзорности, тайного распространения дурных влияний, жестоких взаимоотношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей.

Перечисленные типы неправильного воспитания оказываются особенно пагубными для ребенка, создавая больший риск для удара по слабым сторонам его характера. Ребенок оказывается наиболее чувствительным к тому из видов неправильного воспитания, которое адресуется к «ахиллесовой пяте» его типа акцентуации характера.

Именно поэтому воспи­тание в гармоничной семье, дополненное, расширенное и корригируемое общественным воспитанием, было и остается лучшим для становления личности, особенно в младшем и среднем подростковом возрасте.

Практикум 1.

Обсудите на занятии следующие вопросы:

1. Приведите свои примеры на каждую из разновидностей групп (см. классификацию).

2. В чем принципиальное психологическое различие между большой и малой группой?

3. Имеет ли практическое значение для врача знание о наличии внутри коллектива, в котором он работает, неформальных групп? Если не имеет значения, то почему? Если имеет значение, то в чем оно заключается?

4. В группе обычно есть лидер, который может быть официальным руководителем, а может и не быть. Чем он психологически отличается от назначенного или даже избранного группой официального руководителя?

5. Чем отличаются формальные и неформальные групповые нормы?

Дискуссия на принятие решений в подгруппах на тему: «Психологические качества, необходимые для работы в коллективах (больных, медицинского персонала)» с последующим анализом поведения участников. Другие возможные темы: «профессионально важные качества врача», «сообщать ли тяжело больному его диагноз?», «машина времени» и др.

Обозначить проблему и поставить вопрос: «Что делать?»

Выслушать все мнения (как взаимодополняющие, так и взаимоисключающие);

Сталкивать разные, близкие к истине мнения, обостряя дискуссию и стимулируя тем самым коллективную мысль;

Достигнув единодушного (или поддержанного большинством) мнения (логически безупречного вывода), предложить формулировку заключения (решения, общего мнения)

Практикум 2

1. Каково значение различных типов воспитания в семье?

2. Какой стиль взаимоотношений с детьми был принят в вашей семье?

3. Побеседуйте с вашими родителями и на основании их воспоминаний восстановите вашу семейную историю (свое генеалогическое дерево).

4. Какие семейные сценарии и сюжеты в ней просматриваются?

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные отличия малых и больших групп.

2. Каковы основные параметры малой группы?

3. В чем принципиальное различие между понятиями «сплоченность» и «совместимость»?

  1. Какими могут быть способы реагирования на давление группы?

5. Дайте определение понятию семья.

6. При каком типе воспитания проявляется недостаточный контроль за поведением ребенка?

7. Назовите 2 варианта проявления воспитания по типу повышенной моральной ответственности.

8. Как называется стиль воспитания, при котором родители предъявляют различные и противоположно направленные требования к ребенку?

9. Как может проявляться скрытое эмоциональное отвержение ребенка? Приведите пример.

10. В чем отличие доминирующей и потворствующей гиперпротекции? Есть ли у этих стилей общая черта?

Контрольные вопросы
1. Обязательной характеристикой малой группы являются:

1) контакты между ее членами;

2) взаимные симпатии;

3) взаимодействие ее членов «лицом к лицу»;

4) психологическая совместимость.

2. В качестве примера социальной категории можно назвать такую совокупность лиц как:

2) трудовой коллектив;

3) студенты вузов;

4) пассажиры купе вагона.

3. Социализация - это:

1) формирование социальных норм в группе;

2) выражение социальных потребностей группы;

3) усвоение личностью норм и ценностей определенной социальной среды;

4) социальная регуляция взаимоотношений в группе.

4. Однородность группы по социально-демографическим признакам:

1) приводит к разделению группы на несколько подгрупп;

2) способствует хорошим контактам между ее членами;

3) препятствует сплочению группы;

4) приводит к появлению неформального лидера.

5. Лучше всего задача решается в группе тогда, когда:

1) имеется одинаковое число активных и пассивных членов группы;

2) все ее члены стремятся к лидерству;

3) имеется определенное сочетание числа активных и пассивных членов группы;

4) один член группы имеет больше информации, чем другие.

6. Групповые нормы возникают на основе:

1) официальных приказов, инструкций и т. п.;

2) контактов между членами группы;

3) врожденных потребностей;

4) стремления некоторых членов группы к лидерству.

7. Под конформностью имеется в виду:

1) некритическое подчинение личности давлению группы;

2) противодействие личности давлению группы;

3) сотрудничество между личностью и группой;

4) стремление личности к доминированию в группе.

Хорошо тем, кому повезло родиться в «правильной» семье! И с работой, и с личной жизнью все ладится, полезные привычки давным-давно въелись в кровь и плоть, а мир добр и невраждебен. К сожалению, так повезло не всем.

Очень многие недоумевают, почему же в жизни все не так: не получается построить отношения, соблюдать режим дня, добиться успехов в карьере… никак не выбраться из депрессии… и, казалось бы, за что ни возьмешься, жизнь бьет тебя железной указкой по рукам. Истоки такой кривой жизни стоит искать в семье. Ведь это задача семьи - воспитать здоровую и полноценную личность, а жизнь человека - это проекция его личности на окружающий мир. У кривого дерева не может быть прямой стройной тени: уж что выросло, то выросло.

Что такое дисфункциональные семьи? Это в первую очередь семьи алкоголиков или наркоманов, неполные семьи, семьи, где ее член(ы) нездоровы психически. Но не исключительно эти случаи. Бывают совершенно благоденствующие с виду семейства, тем не менее являющиеся дисфункциональными. Первостепенная миссия семьи - правильное развитие детей. Если по каким-то причинам она не реализуется, семью стоит именовать дисфункциональной.

Кто же виноват? И что делать?

Не стоит упрекать тех, кто вас воспитал, и инкриминировать им ваши провалы. В большинстве случаев сами «воспитатели» росли в подобной семье и также несут груз ошибок своих предков. Вы ведь уже выросли: теперь ваша очередь разбираться со своей жизнью. И в вашей власти эту цепочку ошибок прекратить.

Как это сделать?

1. Основная задача выходца из дисфункциональной семьи - трансформироваться в чуткого родителя для себя же. Вот представьте, что вы - умная, рачительная, чуткая мама. Вы разрешите своему ребенку спать до двенадцати и не ходить на работу? Только разочек, если он болен или сильно устал. А будете ежедневно морить его алкогольной отравой? Конечно, нет! Вместо этого будете заботиться о нем и мягко, без насилия, воспитывать. Практически любые качества психики можно развить в любом возрасте.

2. Важно найти в себе внутреннего ребенка. Совет не новый, об этом говорят многие. Но важно не просто найти его и развлечь мультиком, рисованием или мороженым - важно позволить ему расти. Когда-то очень давно его застращали или забросили, и поэтому он не вырос. Кое-кто успевает состариться, так и не повзрослев. В идеале внутренний ребенок должен расти и развиваться, проходя все этапы от детского любопытства до подросткового бунта, и дорасти лет до восемнадцати.

3. Если есть возможность, стоит найти группу поддержки. Существуют такие проекты для уроженцев дисфункциональных семей, в том числе бесплатные.

4. Поднатореть в различении свои чувств и реализовать их способом, безопасным и комфортным для себя и окружающих. Воспитанники дисфункциональных семей часто не в курсе, что они чувствуют на данный момент - у них либо «все хорошо», либо «все плохо». Нужно начинать постигать свои чувства и называть их по именам: гнев, страх, радость… А потом стараться проживать их и обнаруживать безопасным способом: отведя душу перед человеком, которому доверяешь, составив письмо и спалив его или растерзав бумагу на десятки обрывков. Один мой знакомый записался на бокс - работал с гневом. Помогало хорошо.

5. Перестать говорить: «Я ничего не могу поделать с собой…» Пока человек жив, все можно исправить!

6. Обязательно работать со своим телом, печься о себе, учиться расслабляться и планировать расслабление и релаксацию так же, как мы планируем гигиенические процедуры.

7. Сменить реактивный образ жизни на проактивный. Реактивный образ жизни - это когда человек ничего не планирует, либо не может следовать своим планам. Дождь пошел, приятель Коля позвонил, настроение плохое, в магазине распродажа - и вот уже планы поменялись. Проактивный образ жизни - это тип поведения, при котором человек сам делает свою жизнь, исходя из своих замыслов и потребностей, а не мотается, как флюгер, в зависимости от того, куда ветер подул.



Продолжать говорить можно долго - если читателям интересно, я могу подробнее остановиться на той или иной проблеме и предложить путь ее решения. А в этот момент лучше отвернуться от экрана монитора и действовать!

Типы неправильного воспитания детей в семье.

На сегодняшний день известно, что существует прямая зависимость между поведением ребёнка и семейным воспитанием. Больше всего трудностей возникает с семьями, где ситуация развития ребёнка непредсказуема, неподвластна ему и всегда чревата неприятными неожиданностями. Ребёнок растёт без уверенности, что сможет получить поддержку и помощь родителей, когда ему это потребуется. Наиболее распространенным примером подобных семей являются семьи, где один из членов семьи страдает алкоголизмом, взрослые постоянно конфликтуют между собой не стесняясь в выражении негативных чувств друг к другу. Но неблагополучных семей, с явно сложной атмосферой, не так уж и много. Гораздо больше семей внешне благополучных и даже образованных, грамотных, но реализующих неправильный тип семейного воспитания. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как удовлетворение базовых потребностей ребёнка в родительской любви и внимании. Всё это приводит к неблагоприятному варианту развития ребёнка. Мы все свободны в выборе того, как нам воспитывать своего ребёнка, но знать и задумываться о последствиях воспитания имеет право каждый.

Неприятие. Оно может быть явным и неявным. Явное неприятие наблюдается, когда рождение ребёнка было изначально нежелательным, или в случае, когда планировалась девочка, а родился мальчик и наоборот, т.е., когда ребёнок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Намного сложнее определить неявное неприятие. В таких семьях ребёнок на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нём заботятся, но нет душевного контакта. Причиной тому может быть чувство собственной нереализованности, например, у матери. Для нее ребёнок - препятствие для развития карьеры, помеха, которую устранить она никогда не сможет, и вынуждена терпеть. Проецируя свои проблемы на ребёнка, она создаёт эмоциональный вакуум вокруг него, провоцирует собственного ребёнка на обратное неприятие. В таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо чересчур забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Неприятие порождает в ребёнке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма. Неприятие приводит к неверию в свои силы, неуверенности в себе.

Гиперсоциальное воспитание. Это слишком “правильные” люди, пытающиеся педантично выполнять все советы по “идеальному” воспитанию. Ребёнок у таких родителей как бы запрограммирован. Он чрезмерно исполнителен и дисциплинирован. Гиперсоциальный ребёнок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать

свои желания. При таком типе воспитания возможно несколько путей развития: это может быть бурный протест, бурная агрессивная реакция или самоагрессия, или наоборот, замкнутость, отгороженность, эмоциональная холодность.

Тревожно-мнительный тип воспитания. Наблюдается, когда с рождением ребёнка одновременно возникает тревога за него, за его здоровье и благополучие. Чаще всего это встречается в семьях с единственным ребёнком или где растёт ослабленный или поздний ребёнок. В результате, ребёнок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Ребёнок может вырасти несамостоятельным, нерешительным, робким, обидчивым, неуверенным в себе.

Эгоцентрический тип воспитания. Ребёнку, часто единственному, долгожданному навязывается представление о себе как сверхценности. Он кумир, “смысл жизни” родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребёнку. В результате, он не умеет понимать и принимать во внимание интересы окружающих, не переносит дальнейших лишений, агрессивно воспринимает преграды. Такой ребёнок расторможен, неустойчив, капризен.

Безнадзорность, бесконтрольность встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние "уличных" компаний.

Гиперопека - жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим "все дозволено". У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они принципиально нарушают запреты,

убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки - воспитание по типу "кумира" семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидная

акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний во всей дальнейшей жизни.

Воспитание по типу Золушки, т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. "Нет ничего хуже притворства доброты, - писал Л. Толстой, - притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба". Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или

озлобленности детей.

"Жесткое воспитание" - за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх - самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности -

с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического наказания , когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказуемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу ребят, почти у всех этих детей пропадает охота к учебе.

Родителям следует знать и о типичных детских реакциях нарушения поведения.

Реакция отказа (от игр, пищи, от контакта) возникает в ответ на резкое изменение привычного образа жизни, например, когда "домашний ребенок" начинает посещать детсад, когда семья лишается кого-то из близких, и т.п.

Реакция оппозиции проявляется в том, что ребенок противодействует попыткам заставить его заниматься нелюбимым делом (убегает из дома, со школьных занятий и т. п.).

Реакция непомерного подражания кому-либо (реальному человеку, персонажу кинофильма, книги) проявляется в копировании одежды, манеры, речи, суждений, поступков. И беда, если кумиром оказывается отрицательный субъект.

Реакция компенсации проявляется в том, что ребенок всеми силами пытается затушевать или устранить какие-либо свои слабости. Так, неудачи в учебе восполняются достижениями в спорте, а учеба под объективным предлогом "занятости" отодвигается на задний план. Или физически слабый мальчик, стремясь не уступить более крепким сверстникам, с поразительным упорством занимается боксом, чтобы доказать свою храбрость, ныряет с высокого моста в реку.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы.

Достаточно хороший вариант взаимоотношений - когда родители стараются вникать в интересы детей и дети делятся с ними. При этом родители должны обладать необходимой чуткостью и тактом, умением войти в детский мир без нажима, навязывания своих взглядов, критических замечаний, без нервозности и предубеждений.

Родителям важно разобраться в мотивах, стремлениях детей, проявляя достаточно уважения к их доводам и аргументам и убедительно раскрывая свои аргументы.

Родители могут избежать ошибок в воспитании придерживаясь нижеприведенных рекомендаций:

Любите своего ребенка Воспринимайте его таким, каков он есть. Оскорбления и унижения его означают подрыв его веры в себя, несправедливое и непонятное наказание - отказ в доверии к вам.

Защищайте своего ребенка Ребенок нуждается в защите как от физических, так и от духовных

опасностей. Даже в тех случаях, когда это связано с отказом от ваших собственных интересов и риском для жизни. Пусть эта защитная функция поможет вам ощутить себя большим, сильным и мудрым.

Будьте вашему ребенку добрым примером Ребенок нуждается в дружелюбном и спокойном доме, где свои традиции, где почитают родителей и поддерживают тесные и близкие связи с родственниками и друзьями. Ребенок должен расти в семье, где торжествуют доверие, справедливость и гармония. Все это делает человеческие отношения простыми и понятными, создаст вам тыл, который даст силы в трудные минуты жизни.

Играйте с вашим ребенком Развитие ребенка требует времени и самопожертвования. Ребенок понимает вас лучше, если вы играете с ним так, как это ему нравится, если относитесь к его играм со всей серьезностью, принимая в общении с ним его мировосприятие. Может статься, что благодаря этому вы сможете вновь пережить лучшие мгновения вашего детства, извлекая из них новый урок.

Работайте с вашим ребенком Ребенок нуждается в вашей помощи в своих делах, и ему надо иметь возможность принять участие в вашей работе. Чтобы ему было легче в дальнейшей жизни, он должен научиться делать всю ту домашнюю работу, навыками которой владеете вы. Совместная деятельность поможет ему освоить навыки и стать полезным вам в этой работе.

Помогайте ребенку в приобретении опыта жизни. Самостоятельность действий ложится в основу приобретения жизненного опыта. Даже тогда, когда этот процесс идет болезненно. Ребенок воспринимает лишь то, что сумел непосредственно пережить. Поэтому дайте ему возможность развиваться, опираясь на собственный опыт, даже если он будет связан с определенным риском. Чрезмерно опекаемый и обеспеченный ребенок, которого постоянно оберегают от всевозможных опасностей, может стать социальным инвалидом, и вам придется продолжать заботиться о нем даже тогда, когда вам самим потребуется его поддержка.

Покажите ребенку возможности человеческой свободы и ее границы Родители должны стремиться открыть ребенку возможности развития его личности, показать ему исходную точку на пути к самосовершенствованию и развитию. Однако при этом следует понимать, что каждый человек, совершая свои поступки и строя

линии поведения, должен признавать и соблюдать определенные ограничения, считаться с договоренностями и нормами как в кругу семьи, среди друзей, так и в обществе. Создавая ребенку возможность совершенствоваться иными путями, чем те, которыми прошли вы сами, вы расширяете и собственное мироощущение, и своими руками творите будущее.

Научите ребенка быть самостоятельным; привейте ему навык уступить достойно Родителям следует следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы он не причинил ущерб себе или окружающим. Признание собственного бессилия, уход, выбор иного пути право каждого, в том числе и вашего собственного ребенка. Вам есть чем гордиться как родителям, если ребенок умеет уступить спокойно и с достоинством.

Ожидайте от ребенка лишь тех суждений и оценок, которые он способен высказывать Понятия ребенка и его деятельность определяются возрастными особенностями его развития и созревания, а также имеющимся в его распоряжении жизненным опытом. Пройдет достаточно много времени, прежде чем ребенок научится ориентироваться в этом сложном мире. Личное мнение ребенка и готовность его практической реализации могут ожидаться родителями лишь тогда, когда ребенок обретет такие способности. При этом следует считаться с его собственным взглядом на вещи и учитывать возраст ребенка. Вы непременно откроете для себя много интересного, если попытаетесь взглянуть на вещи так, как видит их ваш ребенок.

Создайте ребенку возможность получить незабываемые впечатления Душа ребенка, как и взрослого, питается эмоциями, которые позволяют ему знакомиться с жизнью других людей и окружающим миром. Семейные годовщины и торжества ложатся в основу таких воспоминаний. Привнесите в жизнь ребенка чередование ощущений будней и выходных, дайте ему насладиться сменами времен года, принять участие в походах. Преодоление себя в спорте, сопереживания героям книг и театральных постановок помогают ребенку накапливать эмоциональный опыт.


Чернова Галина Фёдоровна, СОШ №2 г.Нерюнгри, социальный педагог, Республика Саха (Якутия)

Аннотация
В докладе представлена характеристика видов дисфункциональной семьи и типов отклонения в поведении, а также результаты изучения отклонения в поведении обучающихся СОШ №2.

В числе первых к признакам дисфункциональной семьи можно отнести наличие у кого-то из членов семьи какого-то из типов зависимости, в том числе и тех ее разновидностей, которые с огромным трудом могут быть замечены даже самим страдающим ею человеком, например, зависимости от работы или от отношения к другому человеку. Если в семье есть такой тип зависимости у кого-то из членов семьи (родителей, детей или близких родственников), то такую семью можно прямо назвать нездоровой, дисфункциональной. Зависимый человек (даже если это и зависимость от работы или телевизора/компьютера) уделяет больше времени предмету своей зависимости, думает о нем и не может свободно контролировать свое поведение и распоряжаться собой, т.к. его зависимость становится в какой-то мере его хозяином и не дает ему нормально наслаждаться жизнью и уделять внимание другим членам семьи, дарить им свое тепло, любовь, поддержку, заботу и понимание. Он (она) просто не сможет этого сделать из-за своей болезни.

Следующий признак - это неполная семья, т.е. отсутствие одного из родителей в семье (мамы или отца). Этот признак, как и первый, абсолютен. То есть любая неполная семья дисфункциональна, независимо от причин ее неполноты, от су-ществующих отношений между ее оставшимися членами или достоинств (или недостатков) самих этих членов. Один родитель по определению не может дать ребенку полноты воспитания, которое могут дать только оба родителя. Это примерно то же самое, что и отсутствие у человека одной ноги или руки. Каким бы хорошим он ни был, насколько бы он ни был духовным и образованным, он все равно останется неполноценным человеком, который не сможет выполнять всех необходимых жизненных функций. То же и в семье, какими бы ни были члены семьи, они не смогут восполнить отсутствие недостающего члена семьи. Приемные родители как правило не могут дать детям того, что дают родные. Ребенок в подсознании все равно понимает, что это не родной человек и стремится найти своего, родного родителя. Хотя могут быть и исключения, но они очень редки. Да и потеря одного из родителя, неважно по какой причине (развод, смерть, уехал надолго в командировку) является тяжелой травмой для ребенка, влияющей и на его психику, и на самооценку и отношение к жизни тоже.

Тяжелая соматическая или психическая хроническая болезнь кого-либо из членов семьи. Как и предыдущие, этот фактор определяет безусловную выключенность человека из семейной жизни. Болезнь любого члена семьи обязательно будет отражаться и на остальных. Здесь появятся и особые правила семьи типа: вести себя тише; не приводить друзей, когда у... приступ; не рассказывать другим о болезни...; следить за поведением или благополучием больного вместо того, чтобы просто жить и наслаждаться жизнью в свое удовольствие. Это относится в основном к хроническим болезням, и если в семье будет создан благоприятный климат, если стрессовость этой ситуации уменьшена, то психологический вред от такой болезни может быть сведен к минимуму.

Элементы системы связаны друг с другом правилами и испыты-вают друг к другу интенсивную эмоциональную привязанность. В больной, дисфункциональной семье, где один или более членов пребывают в стрессе (это может быть, алкоголизм, злоупотребление наркотиками, другая зависимость, это может быть горе, дурное обращение, утеря финансовой стабильности, серьезные болезни), уже не действуют человечные и гибкие правила, по которым функционируют здоровые семьи.

С появлением алкоголизма или наркомании в семье, правила, по которым она функционирует, становятся ригидными (жесткими) и бесчеловечными:
1) они перестают действовать на благо всей семьи и начинают работать на того, кто их устанавливает, то есть на химически зависи-мого человека, ради того, чтобы он мог продолжать употреблять. Вся семья мутирует под его употребление.

2) члены семьи не могут приниматься такими, какие они есть, людьми склонными делать ошибки, со своими чувствами, достоинствами и недостатками, правила становятся нереалистичными и невыполнимыми, поощряя нечестность, манипулятивность как средство избегания наказания, отвержения или чувства вины
Семейная система замыкается сама в себе. Ничего нового извне не привносится и не поощеряется выносить «сор из избы». Члены семьи надеются справится своими силами и ресурсами с бедой. Система «ржавеет» и костенеет.

Какие же правила действуют в семьях с химической зависимостью?
Нездоровые, то есть дисфункциональные.

Они появляются в результате покрытия семьей алкоголика или наркомана, сохраняют его защитные механизмы, в конечном счете, активно потакают его употреблению и позволяют ему не нести ответственности за последствия его употребления.

Еще раз о некоторых из них:
1. Употребление алкоголя и /или наркотиков - главная часть семейной жизни.
Все в семье, так или иначе, крутится вокруг употребления веществ. Употребление влияет на все сферы жизнедеятельности семьи. Почти вся активность семьи зависит от состояния дел зависимого.
2. Алкоголь и наркотики - это причина семейных проблем.
Все проблемы в семье являются последствиями проблем зависимого с веществами. При этом эта причинно следственная связь может отрицаться семьей. Как зависимый обвиняет в своих бедах все что угодно, кроме своего употребления, так и семья может обвинять обстоятельства и других людей, но никак не связывать проблемы с зависимостью. Феномен отрицания формируется у всей семьи.
3. Кто-то или что-то вызвало химическую зависимость, зависимый человек не отвечает за ее проявления.
Семья покрывает и несет полную ответственность за последствия употребления. Выкупаются заложенные в ломбард вещи, зависи-мый выкупается из милиции, ему никто не говорит правды, ему по прежнему дают деньги, а порой и покупаются вещества, чтоб он употреблял их дома, под контролем. Зависимому незачем прекращать употребления. Он знает и уверен, что бы он не натворил, ему все сойдет с рук.
4. Статус-кво семьи должен поддерживаться, во что бы то ни стало.
Никто из членов семьи не должен обсуждать проблему зависимого вне стен своей «крепости». Никто не должен знать, что в семье есть проблема. Это стыдно и опасно выносить «сор из избы». Все должны сохранять полное молчание и делать вид, что в семье все хорошо. Семья сама, своими силами справится с проблемой.
5. Каждый член семьи должен быть пособником болезни.
Ничего что он употребляет. Мы возьмем его обязанности на себя. Мы будем контролировать его и следить, чтобы он не употреблял. Все должно быть направленно на его спасение.
6. Никто не имеет права говорить, что он на самом деле чувствует.

Иначе говоря, не чувствуй, не говори, не доверяй. Нездоровые, то есть нечеловечные и жесткие правила, одним из которых является «не говори, не чувствуй, не доверяй», способствуют тому, чтобы семейная система оставалась закрытой. Никто извне не должен знать, что происходит внутри семьи.
Почему же закрытая семейная система препятствует выздоровлению семьи? Очень просто, внутри семьи проблема не обсуждается и как будто не существует, а когда она становится очевидной, то сказать о ней стыдно, да, и не принято. Все члены семьи слишком больны, чтобы самостоятельно справиться с проблемой, а помощь извне, не может придти, потому что о проблеме никто не знает, а если знает или догадывается, то стесняется дать совет или информацию, потому что о ней никто не просил. К примеру, если ваши близкие или друзья, услышали по радио или ТВ информацию о лечебном центре, они могут не довести ее до Вас, подчиняясь Вашим правилам. Помощь извне блокируется круговой обороной семьи.

Признаки здоровой семьи.

Если с дисфункциональными семьями все понятно, то с определением здоровой семьи всегда есть проблемы. С одной стороны, семья может быть очень заботлива к своим членам, а с другой - в ней может не хватать взаимного внимания и чувства близости. В мире не существует такой семьи, которая постоянно могла бы находиться в идеальном равновесии. В семьях всегда бывает больше или меньше свободы и зависимости. Трудно подобрать какие-то универсальные правила, как должна выглядеть здоровая семья, в каждом случае они индивидуальны. У каждого человека есть свое представление о нормальной семье. Тем не менее, можно попробовать указать некоторые признаки, которые признаются большинством специалистов. Признаки эти были найдены при изучении семей, где нет признаков нарушений, и существующие отношения устраивают всех. Вы можете их прочитать и, возможно, даже согласиться с ними. Что же это за приметы? В чем они проявляются?

Итак, супруги:
. слушают друг друга
. имеют собственные чувства и мысли
. обмениваются своими мыслями и приходят к согласию
. спрашивают друг друга, прежде чем принимать решение
. без страха соглашаются или не соглашаются друг с другом
. приспосабливаются друг к другу
. борются за то, что "правильно" и "хорошо" для каждого из них
. начинают, продолжают и завершают обсуждение плана и лишь затем дают ему ход
. делятся своей болью, интересами, сожалениями, обидами, нежностью, разнообразными потребностями и желаниями
. умеют принимать "да" с благодарностью, а "нет" - легко и без обиды
. переходят от одних переживаний к другим без "торможения"
. отказываются от того, что невыполнимо
. смеются над собой
. влияют друг на друга
. поддерживают интересы и проекты друг друга
. гордятся достижениями друг друга или сострадают неудачам
. уважают суверенитет друг друга и в тоже время приходят на помощь, если кто-то испытывает боль
. помнят о проблемах другого, когда они принимают серьезный оборот
. терпимо относятся к причудливым или новаторским идеям друг друга и мечтают вместе.

В здоровых семьях, где люди хорошо знают друг друга, они могут чувствовать, когда им надо объединиться, а когда побыть врозь. Пятилетний ребенок гораздо больше зависит от указаний родителей, чем пятнадцатилетний. В этих семьях подвижные и гибкие психологические границы. Члены семьи собираются вместе, чтобы поработать или развлечься. В то же время нет правила что все должны вести себя "как надо". В здоровой системе царят здравый смысл, солидарность, согласованность, ответственность и одновременно уважение к суверенитету и интересам каждого. В такой семье существует хорошая ритмичность - от объединения и близости к отделению и автономности.

Когда в семье все в порядке, родственники могут оставить друг друга в покое, но когда у них возникают трудности - стресс, болезнь и другие сложности, - они оказывают друг другу усиленную поддержку. Члены семьи могут подойти друг к другу, обсуждают свои проблемы, помогают друг другу в их решении, получают удовольствие от общения и легко отходят в сторону. Здоровая семья похожа на хорошо сыгранную команду.

Характерными признаками дисфункциональной семьи могут служить также установленные в ней негласные (неписаные) правила. Вот некоторые из них:
- Не говорить о своих проблемах. Это может означать запрет на обсуждение своих проблем как вне семьи, так и в самой семье. Вообще, не обращай внимания на свои проблемы, трудности, неприятности. Старайся жить для других, не обращая внимания на себя и не заботясь о себе. Твои проблемы на самом деле никого не интересуют, есть намного более важные дела, чем твои проблемы.

Не выражать открыто своих чувств. Как часто вы слышали в семье: "Не плачь, ты же мальчик! Не злись, не кричи, не дурачься! Не прыгай от радости, не выражай своей обиды, гнева, страха!" В больных же семьях есть постоянные запреты на чувства и их проявления.

Избегать прямых высказываний, стремиться к выражению своих мыслей иносказаниями, а потребностей - через манипуляции. Это значит, что такой человек не может просто прямо попросить кого-то о помощи, он будет делать это в обход. Например: "Знаешь, сегодня на улице так холодно, а форточка открыта и ее никто закрыть не может, я же так и простыть могу!" "Уже какой день никто мусор вынести не может. В этом доме вообще есть мужчины или все перевелись!" Можно же просто и прямо попросить - "Закрой форточку, пожалуйста. Вынеси мусор, если тебе не трудно". Пример непрямого общения: мама говорит сыну: "Скажи своей бабушке, чтобы она картошку почистила". В этом примере в семье никто никому ничего не говорит в лицо, но все говорится через посредников, через третьи лица.

Привычка строить нереальные планы и возлагать на людей и обстоятельства несбыточные надежды. Эту привычку можно назвать магическим мышлением. "Вот случится то-то, и все станет хорошо, все будут довольны и счастливы". Это и сверхразвитая мечтательность у членов семьи, причем она может быть и коллективная и индивидуальная.

Не говорить на определенные "табуированные темы". Самым распространенным "табу" является запрет на разговоры о сексуальных проблемах и потребностях.

- "Делай, как я говорю, а не как я делаю". Это очень страшное и тяже-лое правило, которое начинает сводить ребенка с ума. Например, мама говорит сыну, что шуметь нехорошо, надо вести себя тихо. И тут приходит домой пьяный папа и начинает орать на всех, громыхать и валять мебель. И непонятно - так все-таки можно шуметь или нет?

- "Играть, развлекаться - это плохо, греховно". Например, когда ребёнку говорят: "Вот ты сейчас смеешься, а потом плакать же будешь! Не веселись так сильно, это не к добру! Ты не видишь, мне плохо, а ты тут прыгаешь, как глупый!" Такие правила или установки запрещают наслаждаться жизнью, радоваться ей. Запрещают смеяться громко, танцевать, прыгать и скакать от радости и просто валять дурака. Семья, где это делать в той или иной мере запрещается - это больная семья.

В разыгрывающейся по сценарию алкоголика или наркомана драме важные роли достаются и детям. Они - самые невинные жерт-вы заболевания. Дети алкоголиков и наркоманов входят в группу повышенного риска заболевания алкоголизмом и наркоманией, склонны к развитию различных эмоциональных проблем в более взрослом возрасте. Поэтому каждый ребенок каждого алкоголика и наркомана нуждается в помощи.

Дети реагируют на алкоголизм и наркоманию в семье несколькими способами. Некоторые дети помогают и защищают неупотребляющего родителя, другие защищают алкоголика или наркомана. Некоторые пытаются остановить или контролировать употребление. Многие становятся нервными, и у них появляются проблемы в других сферах жизни, возможно в школе.

Дети вырабатывают свои способы выживания в семье с химической зависимостью. Это необходимо, чтобы иметь силу, которая защитила бы их и дала им чувство значимости. Эти защитные механизмы может и хороши в детстве, но во взрослой жизни они могут стать источником проблем.
Некоторые дети становятся во всем первыми.

Дети - вывески. Дети - герои. Они берут на себя дополнительные обязанности по дому, великолепно учатся в школе, становятся лидерами и структурируют жизнь остальным членам семьи. Это их ставят на табуреточку, чтобы они рассказали стих для гостей и показали, что в семье все хорошо. Смотрите, какой маленький, а уже, как взрослый.

Для того, чтобы получать любовь и одобрение, они вынуждены быть первыми, среди первых.

Следующий ребенок вынужден получать внимание за счет своего бунтарства. Мальчиш-плохиш. Место героя семьи занято, и ему приходиться привлекать внимание и получать вместо одобрения крики и шлепки по попе. Это его место в семье. Они часто являются бунтарями, ведут себя нарочито вызывающе, нагло и пренебрежительно, мечтая отомстить, когда вырастут, чувствуя себя нелюбимыми, неважными, ненужными. За наглым и бунтарским поведением скрывается страх, чувство отверженности, неадекватности.

Когда заняты два места, то третий выбирает роль «миротворца» и «спасателя». Этот ребенок всех мирит, сглаживает, принимает на себя чужие удары. Шутит и веселит всех в семье. Он играет роль буфера и шута. И за этим показным весельем прячется маленький испуганный ребенок.

Четвертая роль в дисфункциональной семье, это «потерянный ребенок». Он предоставлен сам себе. У него богатый внутренний мир. Он не доставляет хлопот, и научился выживать сам с собой. Ему немного нужно. От того тепла, что осталось.

С годами все дети алкоголиков и наркоманов обнаруживают, что с ними что-то не так. Они не научились переживать гнев и грусть. Выражение своих чувств в детстве не помогало им выживать. Их чувства игнорировались и были наказуемы. Во взрослом возрасте они не в состоянии выражать чувства, а может, и чувствовать вообще. «Героям»нужно кого-то контролировать и быть первыми, чтобы ощущать свою ценность. Продолжают играть свою роль и те дети, которые были «спасателями», они позволяют другим манипулировать собой, что приводит их к потере самоценности, контроля над своей собственной жизнью.

«Потерянные дети» могут никогда не преодолеть свою потребность заботиться о других и удовлетворять их нужды. Такой взрослый ребенок может так никогда и не признать, что у него есть свои собственные потребности, нуждающиеся в удовлетворении.

«Бунтари» обычно попадают в уличную среду и ведут асоциальный образ жизни. Им очень трудно смиряться и приспосабливаться.
Редко можно встретить чистый тип роли ребенка в дисфункциональной среде. Обычно ребенок успевает побывать в нескольких ролях.
Дети алкоголиков составляют 50-60% всех алкоголиков в обществе. Может, это благодаря генетической предрасположенности, но исследования показывают, что алкоголизация может произойти бла-годаря воздействию факторов окружающей социальной среды.

В таком состоянии семейная система может находиться десяти-летиями. Зависимый не несет никакой нагрузки, не выполняет никаких обязанностей, все равномерно распределено на всех членов семьи. Он становится обузой для семьи. С каждым годом остальным становиться, все труднее нести двойной или тройной груз. Ресурсы семьи истощаются. Выживать в такой семье все труднее. Она утрачивает свое первоначальное значение и смысл.

Изучение видов отклонения поведения обучающихся СОШ №2
Если анализировать асоциальные семьи нашей школы: в 9 семьях 12 детей. (я из-за недостатка времени провела анализ асоциальных семей нашей школы). Можно сказать что у каждого ребенка в этих семьях есть проблемы различного характера. Есть семья, где девочка (11 класс) проживает с опекуном - отчимом, до этого у нее была мама, которая была неизлечимо больна. Действительно, никто не знал, что в семье такая проблема. Здесь: Здесь существуют и особые правила семьи типа: вести себя тише; не приводить друзей, когда у... приступ; не рассказывать другим о болезни...; следить за поведением или благополучием больного вместо того, чтобы просто жить и наслаждаться жизнью в свое удовольствие. Эту девочку можно отнести к типу: «потерянный ребенок». Он предоставлен сам себе. У него богатый внутренний мир. Он не доставляет хлопот, и научился выживать сам с собой. Ему немного нужно. От того тепла, что осталось. В настоящее время девочка проживает с отчимом и предоставлена сама себе.

Другая семья: полная, но оба родителя употребляют спиртные напитки (тихие алкоголики) - сын не разговаривает.он умеет говорить, но не хочет. Мальчик хорошо учится, всегда выполняет домашнее задание, но устно не отвечает, может ответить письменно. Здесь: Наличие в семье "секрета", "тайны". Этот признак относится уже не столько к причинам, сколько к следствиям, симптомам дисфункциональности. Впрочем, "секрет", из какой бы области он ни был: - это всегда не только признак отсутствия полной доверительности в отношениях, но и фактор, который эту доверительность ограничивает. Тоже «потерянный ребенок». Единственное спасение - это бабушка есть, которая его любит. Но у бабушки возраст, мальчику только 9 лет.

В следующей семье родители долго разводились с постоянными скандалами. Родители были заняты собой и своими разборками, дочь была предоставлена сама себе. В конечном результате, когда родители развелись окончательно и разъехались, казалось бы в доме воцарился покой и порядок, девочка стала уходить из дома, курить, забросила учебу. Этот ребенок бунтарь. «Бунтари» обычно попадают в уличную среду и ведут асоциальный образ жизни. Им очень трудно смиряться и приспосабливаться.

Неполная семья, молодая мама в постоянном поиске устроить свою личную жизнь. Несколько раз выходила замуж, даже официально, поменяла фамилию, отчим усыновил ее сына, дал ему свою фамилию, казалось бы мама заботливая. Но мама выпивает, еще несколько раз сменила себе партнера. Мальчик выживает как может сам, это он главный в семье. Никогда не скажет, что мама пьяная. Но в глубине души он чувствует себя нелюбимым, неважным, ненужным. Это Мальчиш-плохиш. Такие дети ведут себя нарочито вызывающе, нагло и пренебрежительно, мечтая отомстить, когда вырастут. За наглым и бунтарским поведением скрывается страх, чувство отверженности, неадекватности.

Не буду рассказывать обо всех детях в этих семьях. В каждой школе ситуации повторяются и есть свои герои. У нас в школе работа с этими семьями ведется в тесном содружестве с психологом. Психолог начинает работу с родителей и больше работает с родителями, чем с ребенком. Родителям даются рекомендации в поведении по отношению к ребенку.

Работа с ними, сказать откровенно, дает мало результатов. Искоренить проблему очень трудно и порой невозможно разрушить систему, создаваемую годами или поколениями. здесь уже скорее должен работать психотерапевт или семейный психолог (у нас это редкость)

Что делать?

Трагизм положения заключается в том, что благодаря не гибкости поведения химически зависимого человека и повторяемости ситуации, у членов семьи закрепляются модели реагирования. Их поведение из активного становится реактивным. То есть члены семьи, действуют в разных ситуациях одинаково. Бояться новых форм поведения. Бояться, что - либо менять и распространяют эти формы реагирования, не только на семейные, но и прочие жизненные ситуации.
И если ничего с этим не делать: не меняться всей семье, не посещать групп самопомощи, человек не выйдет из своей роли. Он понесет ее по жизни и найдет себе партнера, играющего дополняющую его роль, и уже новая семья будет обречена на существование в рамках жестких правил и распределения ролей, и передаст это наследие следующим поколениям. Семьи, живущие по правилам дисфункциональных семей, являются питательной средой для появления новых поколений алкоголиков, наркоманов и дисфункциональных личностей.

Сделать из дисфункциональной семьи здоровую достаточно трудно, но не невозможно. Во-первых, это тяжелая работа. Во-вторых, супруги и семьи в основном плохо обучены искусству семейной жизни. Ведь обучение одного поколения - дело предыдущего. Плохие навыки семейной жизни переходят от одного поколения к другому, как предрасположенность к заболеванию или "фамильный порок". Поскольку эти плохие навыки по большей части не осознаются, то каждое движение, которая тяготеет к хорошей семье или супружеству, вызывает равная сила, отталкивающая семью этого, вызывая сопротивление хорошему контакту с супругом или членами семьи. В-третьих, осознавание некоторых вещей вызывает слишком болезненные, непереносимые переживания, а некоторые действия в семье слишком трудно совершить из-за того, что они вызывают осуждение со стороны других родственников.

Почему мы об этом говорим и поднимаем проблему, надо обращать внимание на такие семьи, на детей из этих семей, раскрывать глаза родителям, ведь порой родители не замечают, что происходит с их детьми, считая что проблем нет. А именно эти дети потенциальные суицидные дети.

Сборник докладов 14-го Всероссийского интернет-педсовета

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ