Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Факторы влияющие на организм человека. Факторы, влияющие на здоровье человека

Соблюдение режима дня;

Рациональное питание;

Закаливание;

Занятия физкультурой и спортом;

Хорошие взаимоотношения с людьми.

Факторы, отрицательно влияющие на здоровье:

Курение;

Употребление алкоголя;

Употребление наркотиков;

Эмоциональная и психическая напряженность;

Неблагоприятная экологическая обстановка.

Вся жизнь человека проходит в режиме распределения времени. Режим – это установленный распорядок жизни человека, включающий в себя труд, питание, отдых и сон.

Главная составляющая – труд .

В результате индустриализации производства и быта доля физического труда за 100 лет понизилась с 96% до 1% , что привело к ухудшению состояния здоровья.

Ежегодно количество юношей, требующих спортивно - оздоровительной коррекции увеличивается на 12-15%.

Умственная деятельность в условиях низкой физической активности уже на 2 сутки понижается на 50% , при этом резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, повышается время решения задач, человек становится раздраженным, вспыльчивым.

Поэтому необходимо четко сочетать режим труда и отдыха. Устают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают.

Отдых это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил.

Снять утомление можно тремя способами:

    Длительный пассивный отдых

    Употребление специальных транквилизаторов: чая, кофе.

    Физическое напряжение в любом виде – бег, плавание, гимнастика, игра.

Наиболее результативный – активный отдых. Отдыхать человеку требуется ежедневно, еженедельно, ежегодно.

Сон без достаточного нормального сна немыслимо здоровье. Он способствует нормальной деятельности ЦНС(центральной нервной системы) , его нельзя заменить ни чем, он ни чем не компенсируется.

Питание правильное питание – важное условие здоровья. Рациональное питание зависит от взглядов и образа жизни.

Т.о., высоким уровнем работоспособности, здоровья, долголетия будет обладать тот, кто придерживается ЗОЖ.

Например: Махмут Энвазов жил в Азербайджане, прожил 152 года (1808 – 1960 г) , Ширали Мислимов, Азербайджан, 168 лет, работал чабаном в горах, примечательно то, что он женился в 135 лет на 57 летней женщине и у них родилась дочь.

Из сказанного можно сделать 2 вывода:

    Интенсивность обучения растет, повышается обьем информации.

    С учетом учебной нагрузки следует корректировать режим дня.

Но необходимо также учитывать биоритмы жизни, работоспособность человека имеет два подъема: с 10-12 часов и с 13-18 часов.

Но не все люди одинаковые:

    «Жаворонки» энергично работают в первой половине дня, рано ложатся спать, но и рано встают, чувствуя себя бодрыми.

    «Совы» энергично работают вечером, засыпают поздно, утром встают с трудом.

Решающее значение в индивидуальной системе ЗОЖ имеет самоконтроль своего состояния.

Вопросы для повторения:

    Здоровье, определение, критерии

    Факторы отрицательно влияющие на здоровье

    Факторы положительно влияющие на здоровье

Здоровье человека, возникновение тех или иных заболеваний, их течение и исход, продолжительность жизни зависят от большого числа факторов.

Все факторы, определяющие здоровье, делят на факторы, укрепляющие здоровье («факторы здоровья») и факторы, ухудшающие здоровье («факторы риска»).

По мнению ВОЗ в зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы: 1) факторы образа жизни (50% в общей доле влияния); 2) факторы внешней среды (20% в общей доле влияния); 3) биологические факторы (наследственность) (20% в общей доле влияния); 4) факторы медицинского обслуживания (10% в общей доле влияния).

К основным факторам образа жизни, укрепляющие здоровье, относятся: отсутствие вредных привычек; рациональное питание; адекватная физическая нагрузка; здоровый психологический климат; внимательное отношение к своему здоровью; сексуальное поведение, направленное на создание семьи и деторождения.

К основным факторам образа жизни , ухудшающим здоровье, относятся: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными средствами; несбалансированное в количественном и качественном отношении питание; гиподинамия, гипердинамия; стрессовые ситуации; недостаточная медицинская активность; сексуальное поведение, способствующее возникновению половых заболеваний и непланируемой беременности.

К основным факторам внешней среды , определяющим здоровье, относятся: условия обучения и труда, факторы производства, материально-бытовые условия, климатические и природные условия, степень чистоты среды обитания и т.д. К основным биологическим факторам, детерминирующим здоровье, относятся наследственность, возрастные, половые и конституциональные особенности организма. Факторы медицинской помощи определяются качеством медицинского обслуживания населения.

3. Образ жизни и здоровье

Образ жизни это определенный вид (тип) жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные виды деятельности: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие. В качестве основных выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.



Основными факторами, определяющие образ жизни человека являются: уровень общей культуры человека; уровень образования; материальные условия жизни; половые и возрастные особенности; конституция человека; состояние здоровья; экологическая среда обитания; характер работы, профессии; особенности семейных отношений и семейного воспитания; привычки человека; возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности человека в направлении укрепления и развития здоровья. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодоление факторов риска возникновения различных заболеваний: борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями (хотя это имеет большое оздоровительное значение), а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Валеология (от лат. valeo - здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Это сравнительно новое научно-педагогическое направление, возникшее в связи с острой необходимостью оздоровления населения, в том числе и молодых людей. В настоящее время валеологические знания включены в программу учебной дисциплины «Физическая культура».

Согласно основным положениям валеологии, образ жизни человека представляет собой выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить.

По мнению В.П.Петленко, образ жизни человека должен соответствовать его конституции , при этом под конституцией понимается генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды. Конституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Определение конституции человека пока весьма затруднительно, но некоторые приемы ее оценки разработаны и начинают внедряться в практику (определение соматотипа, психотипа и т.д.).

К основным социальным принципам здорового образа жизни относятся следующие: образ жизни должен быть эстетичным; образ жизни должен быть нравственным; образ жизни должен быть волевым.

К основным биологическим принципам здорового образа жизни могут быть отнесены следующие: образ жизни должен быть возрастным; образ жизни должен быть обеспечен энергетически; образ жизни должен быть укрепляющим; образ жизни должен быть ритмичным.

Анализируя сущность социальных и биологических принципов здорового образа жизни, можно легко убедиться, что соблюдение большинства из них является непременным условием для формирования физически культурного человека.

Образ жизни студенческой молодежи также имеет свои специфические черты, связанные с особенностями возрастного характера, спецификой учебной деятельности, условиями быта, отдыха и ряда других факторов. Основными элементами здорового образа жизни студентов являются: организация режима труда (учебы), отдыха, питания, сна, пребывания на свежем воздухе, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям; стремление к физическому совершенству путем организации индивидуального целесообразного режима двигательной активности; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность; исклю­чение из жизни саморазрушающего поведения (табакокурения, алкоголизма, наркомании, гиподинамии и т.д.); культура сексуального поведения, межличностного общения и поведения в коллективе, самоуправления и самоорганизации; достижение душевной, психической гармонии в жизни; закаливание орга­низма и его очищение и т.д.

Особое значение имеет оптимальная двигательная активность . Для организма двигательная активность является физиологической потребностью. Это объясняется тем, что человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости. Сотни и сотни веков человек следовал этим предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Так, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на долю мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю... машин.

Здоровье и двигательная активность – это сближающиеся в настоящее время понятия. «Мышечный голод» для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода, питания и витаминов, что неоднократно подтверждалось. Например, если здоровый человек в силу каких-то причин даже всего лишь нескольких недель не двигается, то мышцы начинают худеть. Его мышцы атрофируются, работа сердца и легких нарушается. Сердце тренированного человека вмещает в себя почти в два раза больше крови, чем сердце не занимающегося физическими упражнениями. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

Реально же сейчас сложилась такая ситуация, что в современном обществе, особенно у большинства горожанин, уже почти нет других средств для укрепления здоровья и искусственного повышения двигательной активности, кроме физической культуры. Физические упражнения должны восполнять недостаток в физическом труде, в двигательной активности современного человека.

Многие люди, оправдывая нежелание заниматься физическими упражнениями, ссылаются на то, что у них для этого не хватает времени. В этой связи уместно вспомнить изречение: «Чем меньше времени тратишь на спорт, тем больше его потребуется на лечение».

Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, то есть управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и т. п.), так и конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов. На основе этого в 1994 году Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях "Охрана здоровья населения" и "К здоровой России" определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:

генетические факторы - 15-20%;

состояние окружающей среды - 20-25%;

медицинское обеспечение - 10-15%;

условия и образ жизни людей - 50-55%.

Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека. Содержание каждого из факторов обеспечения здоровья можно определить следующим образом (табл. 11).

Остановимся подробнее на каждом из этих факторов.

Таблица 11 - Факторы, влияющие на здоровье человека

Сфера влияния факторов

Укрепляющие

Ухудшающие

Генетические

Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания.

Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям.

Состояние окружающей среды Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания. Вредные условия быта и производства, неблагоприятные

Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания.

Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки.

Медицинское обеспечение

Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь.

Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание.

Условия и образ жизни

Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни.

Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия.

Генетические факторы

Онтогенетическое развитие дочерних организмов предопределяется той наследственной программой, которую они наследуют с родительскими хромосомами.

Однако, сами хромосомы и их структурные элементы - гены, могут подвергаться вредным влияниям, причем, что особенно важно, в течение всей жизни будущих родителей. Девочка рождается на свет с определенным набором яйцеклеток, которые по мере созревания последовательно готовятся к оплодотворению. То есть в конечном итоге все происходящее с девочкой, девушкой, женщиной в течение ее жизни до зачатия в той или иной степени сказывается на качестве хромосом и генов. Продолжительность жизни сперматозоида гораздо меньше, чем яйцеклетки, но и их периода жизни бывает достаточно для возникновения нарушений в их генетическом аппарате. Таким образом, становится понятна ответственность, которую несут перед потомством будущие родители в течение всей своей жизни, предшествующей зачатию.

Зачастую сказываются и не зависящие от них факторы, к которым следует отнести неблагоприятные экологические условия, сложные социально-экономические процессы, неконтролируемое использование фармакологических препаратов и т.д. Результатом являются мутации, ведущие к возникновению наследственных заболеваний или к появлению наследственно обусловленной предрасположенности к ним.

В наследуемых предпосылках здоровья особенно важны такие факторы, как тип морфофункциональной конституции и особенности нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Жизненные доминанты и установки человека во многом детерминированы конституцией человека. К таким генетически предопределяемым особенностям относятся доминирующие потребности человека, его способности, интересы, желания, предрасположенность к алкоголизму и другим вредным привычкам и т.д. При всей значимости влияний среды и воспитания роль наследственных факторов оказывается определяющей. В полной мере это относится к различным заболеваниям.

Это делает понятной необходимость учета наследственных особенностей человека в определении оптимального для него образа жизни, выбора профессии, партнеров при социальных контактах, лечения, наиболее подходящего вида нагрузок и т. д. Зачастую общество предъявляет человеку требования, вступающие в противоречие с условиями, необходимыми для реализации программ, заложенных в генах. В результате в онтогенезе человека постоянно возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, между различными системами организма, обусловливающими его адаптацию как целостной системы, и т. д. В частности, это имеет исключительно важное значение в выборе профессии, что для нашей страны достаточно актуально, так как, например, лишь около 3 % занятых в народном хозяйстве Российской Федерации людей удовлетворены избранной профессией, - по-видимому, не последнее значение здесь имеет несоответствие наследуемой типологии и характера выполняемой профессиональной деятельности.

Наследственность и среда выступают в качестве этиологических факторов и играют роль в патогенезе любого заболевания человека, однако доля их участия при каждой болезни своя, причем, чем больше доля одного фактора, тем меньше вклад другого. Все формы патологии с этой точки зрения можно разделить на четыре группы, между которыми нет резких границ.

Первую группу составляют собственно наследственные заболевания, у которых этиологическую роль играет патологический ген, роль среды заключается в модификации лишь проявлений заболевания. В эту группу входят моногенно обусловленные болезни (такие, например, как фенилкетонурия, гемофилия), а также хромосомные болезни. Эти заболевания передаются из поколения в поколение через половые клетки.

Вторая группа - это тоже наследственные болезни, обусловленные патологической мутацией, однако для их проявления необходимо специфическое воздействие среды. В некоторых случаях "проявляющее" действие среды очень наглядно, и с исчезновением действия средового фактора клинические проявления становятся менее выраженными. Таковы проявления недостаточности гемоглобина HbS у его гетерозиготных носителей при пониженном парциальном давлении кислорода. В других случаях (например, при подагре) для проявления патологического гена необходимо длительное неблагоприятное воздействие среды.

Третью группу составляет подавляющее число распространенных болезней, особенно болезней зрелого и преклонного возраста (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, большинство злокачественных образований и др.). Основным этиологическим фактором в их возникновении служит неблагоприятное воздействие среды, однако реализация действия фактора зависит от индивидуальной генетически детерминируемой предрасположенности организма, в связи с чем эти болезни называют мультифакториальными, или болезнями с наследственным предрасположением.

Необходимо отметить, что разные болезни с наследственным предрасположением неодинаковы по относительной роли наследственности и среды. Среди них можно было бы выделить болезни со слабой, умеренной и высокой степенью наследственного предрасположения.

Четвертая группа болезней - это сравнительно немногие формы патологии, в возникновении которых исключительную роль играет фактор среды. Обычно это экстремальный средовой фактор, по отношению к действию которого организм не имеет средств защиты (травмы, особо опасные инфекции). Генетические факторы в этом случае играют роль в течении болезни, влияют на ее исход.

Статистика показывает, что в структуре наследственной патологии преимущественное место принадлежит заболеваниям, связанным с образом жизни и со здоровьем будущих родителей и матери в период беременности.

Таким образом, не вызывает сомнения заметная роль, которую играют наследственные факторы в обеспечении здоровья человека. В то же время в подавляющем числе случаев учет этих факторов через рационализацию образа жизни человека может сделать его жизнь здоровой и долговечной. И, наоборот, недоучет типологических особенностей человека ведет к уязвимости и беззащитности перед действием неблагоприятных условий и обстоятельств жизни.

Состояние окружающей среды

Биологические особенности организма - это основа, на которой зиждется здоровье человека. В формировании здоровья важна роль генетических факторов. Однако генетическая программа, получаемая человеком, обеспечивает его развитие при наличии определенных условий окружающей среды.

«Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен» - в этой мысли И.М. Сеченова заложено неразрывное единство человека и среды его обитания.

Каждый организм находится в многообразных взаимных связях с факторами окружающей среды, как абиотическими (геофизическими, геохимическими), так и биотическими (живыми организмами того же и других видов).

Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных объектов и явлений, в которой протекает труд, быт и отдых людей. Это понятие включает в себя социальные, природные и искусственно создаваемые физические, химические и биологические факторы, то есть все то, что прямо или косвенно воздействует на жизнь, здоровье и деятельность человека.

Человек, как живая система, является составной частью биосферы. Воздействие человека на биосферу связано не столько с его биологической, сколько с трудовой деятельностью. Известно, что технические системы оказывают химическое и физическое воздействие на биосферу по следующим каналам:

    через атмосферу (использование и выделение различных газов нарушает естественный газообмен);

    через гидросферу (загрязнение химическими веществами и нефтью рек, морей и океанов);

    через литосферу (использование полезных ископаемых, загрязнение почв промышленными отходами и т. д.).

Очевидно, что результаты технической деятельности влияют на те параметры биосферы, которые обеспечивают возможность жизни на планете. Жизнь человека, как и человеческого общества в целом, невозможна без окружающей среды, без природы. Человеку как живому организму присущ обмен веществ с окружающей средой, который является основным условием существования любого живого организма.

Организм человека во многом связан с остальными компонентами биосферы - растениями, насекомыми, микроорганизмами и т. д., то есть его сложный организм входит в общий круговорот веществ и подчиняется его законам.

Непрерывный приток атмосферного кислорода, питьевой воды, пищи абсолютно необходим для существования и биологической деятельности человека. Человеческий организм подчинен суточным и сезонным ритмам, реагирует на сезонные изменения температуры окружающей среды, интенсивности солнечного излучения и т. п.

Вместе с тем человек является частью особой социальной среды - общества. Человек - существо не только биологическое, но и социальное. Очевидная социальная основа существования человека как элемента общественной структуры является ведущей, опосредующей его биологические способы существования и отправления физиологических функций.

Учение о социальной сущности человека показывает, что необходимо планировать создание таких социальных условий его развития, в которых могли бы развернуться все его сущностные силы. В стратегическом плане в оптимизации условий жизни и стабилизации здоровья человека самым важным является разработка и введение научно обоснованной генеральной программы развития биогеоценозов в урбанизированной среде и совершенствования демократической формы общественного устройства.

Медицинское обеспечение

Именно с этим фактором большинство людей связывает свои надежды на здоровье, однако доля ответственности этого фактора оказывается неожиданно низкой. В Большой Медицинской Энциклопедии дано следующее определение медицины: «Медицина - система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека».

По мере развития цивилизации и более широкого распространения заболеваний медицина все в большей степени стала специализироваться на лечении болезней и все меньше внимания уделять здоровью. Собственно лечение часто снижает запас здоровья за счет побочного воздействия лекарственных средств, то есть лечебная медицина далеко не всегда укрепляет здоровье.

В медицинской профилактике заболеваемости выделяют три уровня:

    профилактика первого уровня ориентирована на весь контингент детей и взрослых, ее задачей является улучшение состояния их здоровья на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, разработка рекомендаций по здоровому образу жизни, народные традиции и способы поддержания здоровья и т. д.;

    медицинская профилактика второго уровня занимается выявлением показателей конституциональной предрасположенности людей и факторов риска многих заболеваний, прогнозированием риска заболеваний по совокупности наследственных особенностей, анамнеза жизни и факторов внешней среды. То есть этот вид профилактики ориентирован не на лечение конкретных болезней, а на их вторичную профилактику;

    профилактика третьего уровня, или профилактика болезней, ставит своей основной задачей предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном масштабе.

Опыт, накопленный медициной в изучении болезней, равно как и экономический анализ затрат на диагностику и лечение заболеваний, убедительно продемонстрировали относительно малую социальную и экономическую эффективность профилактики болезней (профилактика III уровня) для повышения уровня здоровья как детей, так и взрослых.

Очевидно, что наиболее эффективными должны быть первичная и вторичная профилактики, подразумевающие работу со здоровыми или только начинающими заболевать людьми. Однако в медицине практически все усилия сосредоточены на третичной профилактике. Первичная профилактика предполагает тесное сотрудничество врача с населением. Однако для этого сама система здравоохранения не обеспечивает ему необходимого времени, поэтому с населением по вопросам профилактики врач не встречается, а весь контакт с больным уходит практически полностью на осмотр, обследование и назначение лечения. Что касается гигиенистов, которые наиболее близки к тому, чтобы реализовать идеи первичной профилактики, то они главным образом занимаются обеспечением здоровой среды обитания, а не здоровьем человека.

Идеология индивидуального подхода к вопросам профилактики и укрепления здоровья лежит в основе медицинской концепции о всеобщей диспансеризации. Однако технология ее реализации на практике оказалась несостоятельной по следующим причинам:

    требуется много средств для выявления возможно большего числа болезней и последующего их объединения в группы диспансерного наблюдения;

    доминирующей выступает ориентация не на прогноз (предсказание будущего), а на диагноз (констатация настоящего);

    ведущая активность принадлежит не населению, а медикам;

    узко медицинский подход к оздоровлению без учета многообразия социально-психологических особенностей личности.

Валеологический анализ причин здоровья требует переноса центра внимания от медицинских аспектов к физиологии, психологии, социологии, культурологии, в духовную сферу, а также конкретные режимы и технологии обучения, воспитания и физической тренировки.

Зависимость здоровья человека от генетических и экологических факторов делает необходимым определение места семьи, школы, государственных, физкультурных организаций и органов здравоохранения в выполнении одной из главных задач социальной политики - формировании здорового образа жизни.

Условия и образ жизни

Таким образом, становится понятно, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Это подтверждается, к примеру, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.

В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два основных фактора - генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни - есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на индивидуализацию самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В определении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной регуляции и т. д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материальное обеспечение, быт и т. д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.

В основе формирования здорового образа жизни лежит ряд ключевых положений:

Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.

В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.

В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.

Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Достаточно часто, к сожалению, рассматривается и предлагается возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-нибудь средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, очистка организма и т. п.). Очевидно, что стремление к достижению здоровья за счет какого-нибудь одного средства принципиально неправильно, так как любая из предлагаемых «панацей» не в состоянии охватить все многообразие функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой - всего того, что в конечном итоге определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровье.

По Э. Н. Вайнеру структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, психосексуальную и половую культуру, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование.

Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н. М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».

Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций.

Культура питания. В здоровом образе жизни питание является определяющим, системообразующим, так как оказывает положительное влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость. При правильном питании пища наилучшим образом соответствует естественным технологиям усвоения пищевых веществ, выработавшимся в ходе эволюции.

Культура движения. Оздоровительным эффектом обладают аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, работа на садово-огородном участке и т. д.) в природных условиях. Они включают в себя солнечные и воздушные ванны, очищающие и закаливающие водные процедуры.

Культура эмоций. Отрицательные эмоции (зависть, гнев, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.) сохраняют здоровье, способствуют успеху.

Формирование здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Поэтому, к сожалению, довольно часто люди лишь «пробуют» сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного. Так как здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.) и, наоборот, - постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить необходимыми консультациями, указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях и т. п.

В настоящее время наблюдается парадокс: при абсолютно положительном отношении к факторам здорового образа жизни, особенно в отношении питания и двигательного режима, в реальности их используют лишь 10%-15% опрошенных. Это происходит не из-за отсутствия валеологической грамотности, а из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности.

Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций.

Эффективность здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду биосоциальных критериев, включающих:

    оценку морфофункциональных показателей здоровья: уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень адаптивных возможностей человека;

    оценку состояния иммунитета: количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;

    оценку адаптации к социально-экономическим условиям жизни (с учетом эффективности профессиональной деятельности, успешной деятельности и ее «физиологической стоимости» и психофизиологических особенностей); активности исполнения семейно-бытовых обязанностей; широты и проявления социальных и личностных интересов;

    оценку уровня валеологической грамотности, в том числе степень сформированности установки на здоровый образ жизни (психологический аспект); уровень валеологических знаний (педагогический аспект); уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья (медико-физиологический и психолого-педагогический аспекты); умение самостоятельно построить индивидуальную программу здоровья и здорового образа жизни.

Сфера влияния факторов

Факторы

Укрепляющие здоровье Ухудшающие здоровье
Генетические (15-20%) Здоровая наследственность. Отсутствие морфо- функциональных предпосылок возникновения заболеваний Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям
Состояние окружающей среды (20-25%) Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки
Медицинское обеспечение (10-15%) Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание
Условия и образ жизни (50-55%) Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт. полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование и пр. Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, социальный и психологический дискомфорт. неправильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень валеологических знаний

Понятие «качество жизни» введено в обиход в 1982 г. и ча­сто используется для характеристики полноценности жизни больных, однако его можно использовать и для описания со­ стояния здорового человека. Качество жизни определяется как «соответствие желаний человека его возможностям, лими­тированным заболеванием» . В случае здорового человека, таким образом, качество жизни можно определить как соответствие желаний и потребностей человека его воз­можностям, ограниченным его физическим, психологиче­ским, социальным состоянием.

Восприятие качества жизни во многом является субъективным , т.е. сам человек опреде­ляет степень удовлетворенности своей жизнью. Оценка качества жизни каждого конкретного человека зависит и от воз­растных характеристик личности.

Для здорового человека важными параметрами качества жизни являются:

Сохранение (повышение) социального статуса;

Сохранение семейного статуса;

Сексуальная активность;

От увлечений и отдыха.

Для больного человека, помимо перечисленных парамет­ров, большое значение имеет и возможность самообслужива­ния, самоухода.

Критериями качества жизни [ВОЗ, 1995] принято считать:


физические (сила, энергия, сон, отдых);

психологические (мышление, изучение, запоминание, концентрация, положительные эмоции, самооценка, внешний вид, печальные переживания);

уровень независимости (повседневная деятельность, ра­ботоспособность);

жизнь в обществе (личные взаимоотношения, обще­ственная ценность человека, сексуальная активность);

окружающая среда (безопасность, быт, материальное благополучие, доступность информации, возможность обуче­ния, досуг; экология - населенность, загрязнение среды оби­тания и т.д.);

духовность (чувство ответственности за других, религия, личные убеждения и установки).

На уровень и состояние здоровья человека оказывает вли­яние множество факторов. Общепринято выделять следующие факторы:

Биологические, психологические свойства человека (на­следственность, конституциональные особенности и др.);

Природные условия (климат, флора, фауна и т.д.);

Состояние экологии (степень загрязнения или чистоты окружающей среды);

Социально-экономические, политические условия, дей­ствующие в той или иной стране;

Уровень развития здравоохранения, степень подготовлен­ности и квалификации медицинских кадров.

Помимо непосредственных факторов и условий, определя­ющих здоровье, можно выделить и группу факторов риска здоровью , т.е. факторов, создающих благоприятный фон для развития заболевания, способствующих возникновению и развитию болезни, но не являющихся непосредственной при­чиной их развития: для возникновения заболевания необхо­димо действие конкретного причинного фактора.

Факторы риска по своей природе могут быть первичными , действующими изначально и способствующими нарушению здоровья; вторичными, служащими провоцирующими для развития заболеваний; а также третичными и т.д.

Выделяют большие, или главные факторы риска.

К числу больших первичных факторов риска специалисты ВОЗ относят:

Курение;

Злоупотребление алкоголем;

Нерациональное питание;

Гиподинамию;

Психоэмоциональный стресс.

К числу вторичных больших факторов риска относят:

Артериальную гипертензию;

Гиперлипидемию, гиперхолестеринемию;

Ревматизм;

Аллергию;

Иммунодефицит и др.

Помимо отдельных факторов риска, выделяют и группы риска, т.е. группы населения, в большей мере, чем основная его часть, подверженные развитию различных патологиче­ских процессов. К такой категории людей могут быть отнесе­ны люди различных возрастных, социальных, профессиона­льных групп. Это дети, лица пожилого и старческого возрас­та, беременные, одинокие, люди, работающие во вредных условиях, и т.д. Выделение таких групп, определение факто­ров риска помогает в работе медицинского персонала, позво­ляя разрабатывать мероприятия по сохранению и укреплению здоровья лиц, входящих в ту или иную группу риска.

Существенное влияние на здоровье оказывает образ жизни человека. Доля факторов образа жизни среди всех обусловли­вающих здоровье воздействий превышает 50 %. Образ жизни определяется как исторически сложившаяся совокупность характерных черт деятельности или активности людей, включающая материальную и духовную сферы и яв­ляющаяся отражением уровня развития производства, куль­туры, уровня развития общества в целом.

Понятие «образ жизни» включает различные категории деятельности, актив­ности людей:

Характер активности (интеллектуальная и физическая ак­тивность);

Сферы активности (трудовая и внетрудовая активность);

Виды или формы активности (производственная, социа­льная, культурная, образовательная, медицинская активность, деятельность в быту).

Образ жизни, поведение человека, направленные на со­ хранение здоровья, благотворно влияющие на его здоровье, можно называть здоровым образом жизни. Это понятие вклю­чает в себя все элементы деятельности, направленной на ох­ рану, улучшение и укрепление здоровья.

Формирование здорового образа жизни, обеспечение нор­мального развития человека создает предпосылки для устра­нения угрозы возникновения патологических процессов, способствует сохранению активной деятельности на протя­жении всей жизни и осознанию человеком собственной ин­дивидуальности и значимости.

Образ жизни может оказывать не только положительное, но и отрицательное воздействие на здоровье человека. Фак­торы, оказывающие влияние на здоровье, могут быть различ­ными в разные возрастные периоды.

К ведущим факторам образа жизни взрослого населения относятся:

Уровень образования;

Жизненная позиция;

Соответствие должности и места работы уровню образо­вания;

Производственно-трудовая деятельность;

Морально-психологический климат на работе;

Физическое и психологическое состояние;

Физическая активность;

Морально-психологическая обстановка в семье.

Среди факторов образа жизни детского населения выделя­ют:

Акушерско-гинекологический анамнез матери;

Возраст матери при рождении ребенка;

Характер вскармливания ребенка (естественное, искусст­венное);

Психоэмоциональное состояние ребенка;

Социальную активность ребенка;

Физическую активность ребенка;

Внутрисемейный климат.

От образа жизни следует отличать условия жизни - мате­риальные и нематериальные факторы, воздействующие на об­раз жизни.

К условиям жизни, оказывающим влияние на здо­ровье, можно отнести конкретные условия, в которых человек живет, трудится, отдыхает. Это то, что окружает человека, - демографические, природные, социально-экономические, по­литические условия и факторы, уровень развития здравоохра­нения. Конкретному человеку трудно изменить существующие условия, но он может определенным образом использовать их, реагировать на них, приспособив к ним образ жизни, и тем са­мым повлиять на уровень своего здоровья.

В целом состояние здоровья населения России в настоящее время находится на неудовлетворительном уровне. Это характерно для всех возрастных групп, практически всех со­циальных слоев населения, но особую тревогу вызывает со­ стояние здоровья детей - будущего страны. Так, по данным Всероссийской диспансеризации детей 2002 г., до 90 % детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Все население по уровню здоровья может быть распреде­лено на определенные группы:

К 1-й группе относятся здоровые лица;

Ко 2-й группе относятся практически здоровые, имеющие факторы риска;

К 3-й группе относятся больные в стадии компенсации;

К 4-й группе относятся больные в состоянии декомпенса­ции*.

Оценивая состояние здоровья населения по таким интег­ральным показателям, как уровень младенческой смертности (МС) и средняя продолжительность предстоящей жизни (СППЖ), можно отметить значительное отставание по этим показателям от развитых стран мира. Несмотря на тенденцию к снижению МС, наметившуюся в последние годы, этот по­казатель остается еще очень высоким, а показатели СППЖ находятся на уровне ниже уровня 60-х годов XX в. СППЖ мужчин значительно меньше аналогичного показателя для женщин, разрыв составляет более 13 лет, что обусловлено бо­лее высокими показателями смертности среди мужчин всех возрастных групп. Высокий показатель общей смертности наряду с низкой рождаемостью, наблюдающейся в последние годы, приводит к общему сокращению численности населения, а рост пока­зателей заболеваемости и инвалидности как среди детского, так и взрослого населения страны свидетельствует о сокра­щении доли людей, способных трудиться с высокой отдачей. При этом наблюдается рост психических и невротических расстройств, патологии сердечно-сосудистой системы, эндокринной заболеваемости, болезней органов пищеварения и других неэпидемических заболеваний, характерных для со­ временной цивилизации.

Помимо сложной социально-экономической ситуации, в которой находится Россия на протяжении ряда лет, на уро­вень здоровья и его показатели существенное влияние оказы­вают и субъективные факторы:

Несформированное у значительной части населения стра­ны позитивное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как величайшей жизненной ценности;

Отсутствие потребности к поддержанию и укреплению здоровья, интереса к здоровому образу жизни;

Нежелание нести ответственность за свое здоровье и здо­ровье окружающих;

Сохраняющийся высокий уровень алкоголизации обще­ства, увеличивающееся количество людей, подверженных та­бакокурению и употреблению наркотиков.

Такое негативное отношение к собственному здоровью ха­рактерно для людей всех возрастов, однако отрадным можно считать тот факт, что у школьников 8-17 лет сохраняется определенный уровень потребности в знаниях о здоровье и действиях по его сохранению и укреплению.

В старших возрастных группах отношение к своему здоро­вью формируется на основе уже сложившихся жизненных стереотипов. Так, по данным ряда авторов, до 80 % пенсио­неров нерационально по отношению к своему здоровью тра­тят освободившееся от работы время, сохраняя вредные при­вычки, часто пренебрегая советами медицинских работни­ков, занимаясь самолечением, вследствие перегруженности решением бытовых проблем, уходом за внуками и т.д. Это приводит к усложнению мероприятий по сохранению и под­держанию здоровья.

Внешняя среда, окружающая человека, образована множеством физических, химических и биологических факторов, которые присутствуют в атмосфере, почве и воде. Все они, формируя среду обитания человека, обеспечивают жизнедеятельность последнего.

Но в некоторых ситуациях, когда воздействие данных факторов на человеческий организм чрезмерно усилено или, наоборот, ослаблено, они могут оказывать отрицательное действие на здоровье человека. Второй вариант, по которому может развиваться ухудшение здоровья, – это влияние перечисленных выше факторов из техносферы, когда имеет место нарушение контроля за потенциально опасными производствами, технологиями.

Жизнедеятельность человека протекает в биосфере, которая является частью оболочки Земли и имеет необходимые свойства для существования разнообразных живых организмов. В состав биосферы входят литосфера, гидросфера и атмосфера. Литосфера представляет собой верхнюю часть твердой оболочки земного шара, образованную осадочными и базальтовыми породами. Наибольшая плотность живых организмов регистрируется в почвенном слое (в среднем 15–50 см).

Гидросфера – это водная оболочка земного шара (занимает более 70% его площади), образуемая водами Мирового океана.

Атмосфера образована тропосферой и частью стратосферы и представляет собой смесь большого количества 1"азов.

Таким образом, границами биосферы являются дно Мирового океана и так называемый озоновый слой, находящийся в стратосфере, который образован активными формами кислорода, главным образом самим озоном. За пределами биосферы простейшие организмы могут существовать только в особых формах, например в виде спор, а более высокоразвитые – погибают. Обмен веществ, активность физических, химических и биохимических процессов в биосфере Земли регулируется количеством энергии солнечного излучения.

В структурно-функциональном плане биосфера образована живой и неживой природой. Оба эти компонента находятся в непрерывном взаимодействии, закономерности которого изучаются наукой экологией. Предметом последней являются физиология и поведение отдельных организмов в естественных условиях среды обитания, рождаемость, смертность, миграции, внутривидовые и межвидовые отношения, потоки энергии и круговороты веществ.

Одним из узловых понятий экологии является среда обитания как совокупность экологических факторов, воздействующих на организм в месте его обитания.

Экологические факторы являются элементами среды, оказывающими прямое влияние на живой организм на любой стадии его развития. Их можно разделить на три группы: биотические, абиотические и антропогенные.

Биотические факторы это воздействия на живой организм, исходящие из живой природы.

Абиотические факторы являются результатом влияний на живой организм компонентов неживой природы.

Антропогенные факторы это воздействие на окружающую среду элементов различных сфер деятельности человека.

Экологические факторы, воздействующие на человека, могут иметь положительный или отрицательный эффект. Для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды человек создал техносферу. В последующем ее границы расширялись, так как человечество начало активно преобразовывать окружающую среду.

Техносфера это среда обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду (биосферу) с целью наилучшего ее соответствия социально-экономическим потребностям человека.

Для современного эволюционного этапа развития человечества характерны следующие признаки: рост численности и плотности населения, урбанизация, увеличение добычи энергоносителей и их потребления, развитие транспортных средств и интенсификация сельского хозяйства. В этих условиях на здоровье человека воздействуют физические, химические и биологические вредные факторы: естественные (природные) и антропогенные (вызванные деятельностью человека).

Химически опасными и вредными факторами наиболее часто являются токсичные вещества для технологических процессов, средства бытовой химии, сельскохозяйственные удобрения, лекарственные препараты (при нарушении инструкции по применению), алкоголь и его суррогаты.

Следует отметить, что любое химическое вещество может ухудшить здоровье, если нарушены условия его безопасного применения: изменена концентрация и путь введения в организм, увеличена длительность воздействия и др. Например, морская соленая вода оказывает выраженное противовоспалительное действие на кожу, мышцы и суставы человека, а при ее питье – наблюдается повреждение нейронов головного мозга.

Биологически опасными и вредными факторами являются разнообразные патогенные микроорганизмы: вирусы, бактерии, простейшие и другие, а также растения и животные. Насчитывается более 10 тыс. видов ядовитых растений и 5 тыс. видов ядовитых животных.

К физическим факторам, нарушающим здоровье, относятся магнитное и электромагнитное поля, температурные воздействия, инфразвук и ультразвук, ионизирующее излучение, изменения барометрического давления, механические колебания и воздействия.

Химические, физические и биологические вредные и опасные факторы могут ухудшать условия жизнедеятельности человека (опосредованное действие), а также оказывать патогенное воздействие на него самого (прямое действие).

Последствия воздействия вредных и опасных факторов в литосфере проявляются в виде заболачивания почвы, формирования оврагов, провалов земли и др. Однако наибольший ущерб наносится почвенному слою. Соответственно, разрушение его имеет самые серьезные негативные последствия.

В настоящее время основной причиной разрушения почвы и изменения ее плодородия является антропогенная деятельность. Почвы вокруг мегаполисов, предприятий металлургии, химической и перерабатывающей промышленности, тепловых электростанций на несколько десятков километров загрязнены солями тяжелых металлов, полициклическими углеводородами, токсическими соединениями серы, свинца, кобальта, никеля, фтора. В местах накопления этих соединений формируются техногенные пустыни.

Изменения химического состава почвы крайне отрицательно сказывается на здоровье людей. Присутствие в ней тяжелых металлов и их солей, а также полициклических водородов увеличивает риск возникновения онкологических заболеваний.

Из-за недостатка йода уменьшается выработка гормонов щитовидной железы, а дефицит кальция нарушает строение и функцию опорно-двигательной системы.

В лесах, окружающих крупные города и предприятия с токсическими выбросами, не рекомендуется собирать грибы и ягоды и употреблять в пищу, так как в них из почвы могут попадать токсические соединения, что затем приводит к тяжелым отравлениям или смерти. Важной проблемой современного мира, и России в частности, является сбор, хранение и переработка мусора. Из-за недостатка мусороперерабатывающих предприятий вокруг мегаполисов формируются организованные и стихийные мусорные свалки. Для проживающего поблизости населения они представляют опасность в плане распространения инфекционных заболеваний через грызунов и диких животных, обитающих здесь, загрязнения источников водоснабжения токсическими веществами и патогенной флорой, а также наличием устойчивых неприятных запахов.

В настоящее время сложная ситуация сложилась в гидросфере, что является одной из важных причин ухудшения здоровья населения. Несмотря на достаточно большое содержание воды в биосфере, количество воды, пригодной для хозяйственных целей, очень невелико – около 2% всех водных ресурсов.

Состав природных вод оценивается по физическим, химическим и санитарно-гигиеническим показателям. Физические показатели – это температура, содержание взвешенных веществ, цветность, запах и привкус. Химический состав воды характеризуется комплексом параметров: ионным составом, жесткостью, щелочностью, окисляемостью, показателем кислотно-щелочного состояния (pH), сухим остатком, общим солесодержанием, содержанием растворенного кислорода, сероводорода, активного хлора и свободной углекислоты.

Главной причиной загрязнения гидросферы является антропогенная деятельность, а именно использование воды для производственных целей. В результате сброса в море и другие водоемы сточных вод и производственных отходов изменяется химический состав воды, маслянистые компоненты производства нефтепродуктов покрывают поверхность воды, препятствуя поступлению в нее кислорода и вызывая гибель рыбы и других водных обитателей.

Огромный ущерб природе и здоровью людей несут катастрофы с крупными морскими судами, перевозящими нефть или нефтепродукты. Так, при гибели танкера "Валдиз" у берегов Аляски в 1989 г. погибли более 1 млн птиц, 95% всего поголовья тюленей, 50 китов и миллиарды особей лосося и сельди. До сих пор канцерогенные компоненты углеводородов обнаруживаются в морских животных, а среди местного населения имеется высокий риск онкологических заболеваний. Помимо этого, район места катастрофы до сих пор закрыт для рыболовства, что представляет собой важную социальную проблему.

По данным ВОЗ, около 80% всех инфекционных болезней в мире связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды. Основной путь попадания патогенной флоры в воду – это сброс нечистот в водоемы, в том числе в водохранилища, из жилых построек на их берегах, речных судов, смывы с берегов. Изменение химического состава воды, в частности повышение ее жесткости, может способствовать развитию мочекаменной болезни, а при увеличении содержания фтора развивается флюороз: появление пятен и эрозий эмали на зубах, повышение их хрупкости. Наличие в воде тяжелых металлов нередко приводит к отравлению людей, употреблявших последнюю. При этом довольно часто наблюдались летальные случаи.

Наличие атмосферы является обязательным условием существования жизни на Земле. Она выполняет защитную функцию, поглощая и отражая избыток солнечной энергии и некоторые опасные для здоровья людей виды энергии, регулирует климат, а также интенсивность обменных процессов в биосфере.

Загрязнение атмосферы это накопление в ней газов, твердых и жидких частиц, тепла, колебаний, излучений, которые неблагоприятно влияют на человека, био- и техносферу. Оно может быть результатом естественных природных процессов (выброс вулканического пепла, пыль, поднявшаяся с поверхности после столкновения Земли с каким-либо небесным телом) и антропогенным (выброс газообразных отходов производства и тепла). В качестве загрязнителей выступают конечные продукты сжигания органического топлива, нагретые газы, искусственные источники света, в том числе лазерные, электромагнитные поля, радиоактивные частицы, биологические объекты.

Некоторые виды загрязнения атмосферы существенно ухудшают состояние био- и техносферы, а также отрицательно влияют на здоровье людей. К ним относятся парниковый эффект, озоновые дыры и кислотные дожди. Парниковый эффект развивается в результате накопления в атмосфере углекислого газа, повышения ее проницаемости для ультрафиолетового излучения и задержки отраженного от поверхности Земли инфракрасного излучения, что в совокупности приведет к стабильному повышению температуры на планете. Это может привести к стихийным бедствиям (таяние ледников и повышение уровня Мирового океана), а также к развитию эпидемий тропических болезней в северных регионах Земли. Кислотные дожди и озоновые дыры способствуют возрастанию инфекционной и онкологической заболеваемости.

Вторая группа факторов оказывает прямое неблагоприятное действие на человека, непосредственно воздействуя на людей на производстве, на транспорте и в быту. Поражающее действие обеспечивается либо одним патогенным фактором, либо их комбинацией.

Вредные вещества, контактируя с организмом человека, вызывают в нем функциональные и структурные патологические изменения, а иногда – его гибель. Токсичность вредных веществ зависит от концентрации, путей введения в организм, особенностей его распределения в различных тканях, путей выведения из организма и проявляется поражением различных физиологических систем и тканей. Так, угнетение функции центральной и периферической нервной системы возникает при попадании в организм фосфорорганических соединений, ядов некоторых видов змей, высоких доз никотина. Выраженный энергетический дефицит (уменьшение или прекращение образования аденозин-трифосфорной кислоты – АТФ) и гипоксия (кислородное голодание) наблюдаются при отравлении синильной кислотой и ее производными, алкоголем и его суррогатами, угарным газом (СО).

Отравления бывают острыми и хроническими. Острые отравления чаще происходят в быту или на предприятии во время аварий и при нарушении техники безопасности. Хронические отравления имеют место на предприятиях при многократном попадании в организм работника небольших доз вредного вещества и их постепенном накоплении. Наиболее часто токсические вещества попадают в организм через органы дыхания (газы, пар, аэрозоли) или через желудочно-кишечный тракт.

Механические поражающие факторы воздействуют на людей в виде колебаний (вибрация, шум, инфразвук и ультразвук) или вызывают механические травмы.

Вибрация это малые механические колебания, возникающие в упругих телах. Она может быть общей (распространяется на весь объем человеческого тела) и локальной (затрагивающая руки и ноги). Вибрационная болезнь является профессиональным заболеванием. При воздействии локальной вибрации появляются боли в руках, нарушение чувствительности, отмечается резкая бледность пальцев после их охлаждения, нарушается кровообращение в мелких сосудах кистей и стоп, кожа грубеет, пальцы деформируются, мышечная сила в них уменьшается. При действии общей вибрации к клиническим проявлениям добавляются повышенная раздражительность, бессонница, нарушения работы сердца, расстройства пищеварения и обмена веществ.

Шум это совокупность звуков различной частоты и интенсивности, беспорядочно изменяющихся во времени. Для комфортного существования человеку необходим шум в 10–20 дБ (шум листвы в лесу). Развитие техносферы привело к значительному повышению уровня шума, под влиянием которого у человека возникают явления утомления и ослабления слуха. Эти явления с прекращением воздействия исчезают. Однако, если переутомление слуха повторяется систематически, то возникает тугоухость – стойкое понижение слуха, затрудняющее восприятие речи окружающих в обычных условиях. С помощью специальных диагностических методов установив связь снижения слуха с профессиональной деятельностью человека, говорят о профессиональном заболевании.

Инфразвук это волны с частотой менее 16 Гц. Источниками его являются реактивные двигатели. Он также может генерироваться ветром и волнами в морях и океанах. Воздействуя на человека, инфразвук вызывает расстройство психических процессов в виде отрицательных эмоций необоснованного страха и глубокой подавленности. Также отмечаются нарушения в пищеварительном тракте и сердечно-сосудистой системе.

Ультразвук это колебания с частотой более 16 000 Гц. Продолжительное систематическое воздействие его на человека приводит к нарушениям в нервной, сердечнососудистой и эндокринной системах. У больных отмечаются длительная слабость, стойкое уменьшение артериального давления, упорные головные боли, снижение внимания, уменьшение скорости процессов мышления и бессонница.

Механическая травма в настоящее время встречается весьма часто. В производственных условиях она возникает при падении человека и различных предметов, нарушении техники безопасности при работе с приборами и механизмами, при авариях в энерго- и теплосетях. Механическая травма может иметь место в метро (при пользовании эскалатором), в автомобильных авариях, происшествиях на водном и воздушном транспорте.

Также существуют электромагнитные факторы. Основными источниками электромагнитных полей радиочастот являются радиотехнические объекты, телевизионные и радиолокационные станции. Электромагнитные поля промышленной частоты создаются высоковольтными линиями электропередач. Бытовыми источниками электромагнитных воздействий являются телевизоры, телефоны, компьютеры, микроволновые печи. Рассматриваемые поля оказывают на людей тепловое и биологическое воздействие. Перегревание чаще всего развивается в хрусталике глаза (в виде помутнения), головном мозге, желудке, желчном пузыре и почках. Биологические последствия имеют место при длительном электромагнитном воздействии. Они проявляются головными болями, повышенной утомляемостью, изменениями частоты и периодичности сердечных сокращений (аритмиями), понижением артериального давления, изменением свойств крови, трофическими расстройствами (ломкость ногтей, выпадение волос).

Лазерное излучение широко используется в современной медицине: в хирургии, физиотерапии, офтальмологии, дерматологии и неврологии. При неисправности лазерного оборудования или при нарушении техники безопасности повреждаются различные ткани и физиологические системы человеческого организма, наиболее часто – роговица и хрусталик глаза, кожа (ожоги). Внутренним органам причиняет вред сфокусированное лазерное излучение.

Электрический ток это упорядоченное движение электрических зарядов. Причинами поражения электрическим током являются нарушения техники безопасности, неисправности электроприборов, повреждения изоляции проводов и воздействие атмосферных разрядов (молний). Тяжесть электрической травмы зависит от силы тока, напряжения, длительности воздействия, сопротивления тканей в месте контакта, условий внешней среды (например, влажности). Путь тока от места входа до места выхода обозначается как "петля тока".

Наиболее опасно прохождение тока через сердце и голову. При этом возникает непосредственная угроза жизни пострадавшего. Места входа и выхода тока называют "электрическими метками" или "знаками тока". Это местный ожог кожи. При электрической травме пострадавший ощущает жгучую пульсирующую боль во всем теле, головокружение, тошноту. Развивается дрожь и судороги, утрачивается сознание, нарушаются сердечная деятельность и дыхание. Часто наступает клиническая смерть.

Радиация это лучеобразное распространение заряженных частиц. Наличие радиационного фона является обязательным условием появления и эволюционного развития жизни на Земле. Флюктуации радиационного фона влияют на размножение и рост организмов. Естественная радиация – это природный компонент среды обитания человека, образованный неионизирующим (свет, радиоволны) и ионизирующим излучением.

Термин "радиация" применяется только в отношении ионизирующей радиации. Ее количественная характеристика называется дозой. Величина нормального радиационного фона составляет 10–16 мкР/ч. Под воздействием естественного радиационного фона человек подвергается внешнему и внутреннему облучению. Источниками внешнего облучения являются космическое излучение и естественные радиоактивные вещества, находящиеся на Земле (в горных породах). Внутреннее облучение происходит от попадания в организм радиоактивных веществ вместе с пищей, водой и вдыхаемым воздухом.

Воздействие искусственной радиации на человека может происходить при просмотре телевизоров, работе на компьютерах, рентгеновских исследованиях в лечебно-профилактических учреждениях. Особую роль играют аварии на атомных электрических станциях. Из-за внезапности ситуации у лиц, оказавшихся в зоне катастрофы, может развиться острая лучевая болезнь. Степень ее тяжести зависит от суммарной дозы излучения.

В зависимости от степени и характера поражений выделяют четыре формы заболевания:

  • 1) острая лучевая болезнь с преимущественным поражением кроветворных органов (доза облучения до 1000 рад);
  • 2) острая лучевая болезнь с преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта (доза облучения 1000– 5000 рад);
  • 3) острая лучевая болезнь с преимущественным поражением сердечно-сосудистой системы (доза облучения 5000– 6000 рад);
  • 4) острая лучевая болезнь с преимущественным поражением нервной системы (доза облучения более 5000 рад).

Чем больше доза облучения, тем раньше появляются признаки первичной реакции: тошнота, рвота, головная боль, головокружение, общая слабость, сухость во рту, жажда, повышенная чувствительность кожи. При воздействии больших доз радиации (5000–10 000 рад) быстро развивается отек головного мозга, утрачивается сознание, возникает омертвение кожи и слизистых оболочек, поражаются желудочно-кишечный тракт и костный мозг. Пострадавшие погибают от бурно прогрессирующей инфекции.

Существование современного общества невозможно без его воздействия на окружающую среду и расширения границ техносферы. Это нередко сопровождается нарушением гармоничного сосуществования природы и человека. Поэтому особую важность приобретают такие направления деятельности, как совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды и методов его контроля со стороны органов государственного управления и общественных организаций, формирование у населения экологической культуры, а также развитие экологически безопасных производств и использование природных альтернативных энергоносителей.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ