Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Какую роль во взаимоотношениях людей играет этикет. Этикет как учебная дисциплина и социальное явление. Речевой этикет в деловом общении

Æ Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Эта книга показывает, что версальский суд был тиглем современного человека. Он начал свою карьеру в качестве социолога в своих исследованиях по истории коллективного поведения. Он бежит из Германии, когда нацисты берут власть. Опять же, субтитры красноречивы. Норберт Элиас умер в Амстердаме.

Судебное общество должно пониматься двумя способами: с одной стороны, в смысле общества с судом; с другой стороны, суд как самостоятельное общество, «социальная формация». В первой главе Элиас описывает резиденцию великого. В нем подчеркивается важность армии служителей на службе у господина и того факта, что эта иерархия находится в доме царя: дворяне - слуги государя. Потому что последний организует судебное общество как свою личную собственность. В домах дворян, у каждого из супругов есть комната, они живут отдельно.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы вносят в этикет поправки и дополнения, обусловленные общественным строем своей страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.

Но минимальный контакт между ними необходим из-за обязанности представления. Таким образом, автор фокусируется на описании квартиры-парада, где мы получаем официальные визиты. Дом аристократа должен отражать его социальное положение. Те из бюргеров не должны превышать в роскоши, в изысканности, в декоре, в архитектуре, у дворян, даже если они богаче. Ранг означает социальное обязательство представлять. Великий лорд должен предоставить свои расходы в соответствии со своим званием.

Отсюда вторая глава, озаглавленная «Система расходов». Элиас проводит параллель с профессиональной буржуазией, чтобы лучше понять расходы на престиж: буржуа стремится сдержать свои расходы ниже своего дохода, чтобы сэкономить деньги, в то время как само слово «экономика» является объектом величайшего презрение со стороны аристократов. Последние обязаны представлять, потому что судебное общество представляет собой систему ценностей и норм, которые невозможно избежать. Мужчины, в судебном обществе, обязаны выполнять обязательства по представлению.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

придворный (государственный) этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов (глав государств);

дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных приемах, визитах, переговорах;

Придворное общество: тигель современного человека

Наконец, Элиас подчеркивает, что конкуренция, соперничество, чтобы удерживать его звание, вызывают зависть, ссоры, которые вызывают напряженность, напряженность, которая эксплуатируется королем для поддержания себя. Затем Норберт Элиас интересуется этикеткой в ​​следующих двух главах. Суд представляет собой систему ограничений и конвенций. Его расположение - Версаль, резиденция короля. Очевидно, есть все характеристики домов дворян, описанных в первой главе, но усиленно, потому что это замок короля, и никакое другое место жительства не должно превышать его или даже равняться ему.

воинский этикет – свод общепринятых правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

религиозный этикет – правила общения с представителями культа той или иной конфессии и нахождения в храмах;

общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Элиас берет пример закатов и рычагов короля: этикет управляет местом, функцией, отношением, наименьшим жестом каждого, он строит строго иерархическое общество. Помощь королю надеть рубашку или провести подсвечник вечером была огромной привилегией. Он является организатором ритуала, сосредоточенного на его личности.

Царь, потому что он принадлежит к дворянству, заинтересован в том, чтобы сохранить его как отдельный социальный слой. Метка очень важна для него. Для государя, как пишет Норберт Элиас, «инструмент господства». Этикетка важна, потому что позволяет отмечать расстояние между королем и другими знати. И Элиас пишет: «Верить, он должен видеть». Таким образом, королю нужен лейбл, потому что он должен показать, что он самый мощный и потому, что ему нужен престиж, чтобы показать свое звание.

Общегражданский этикет, в свою очередь, разделяется на несколько подвидов: делового и неделового общения; обрядовый; застольный; беседы – визуальной, телефонной, электронной и др.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

На этикетке есть функция регулирования и консолидации напряженности, и король может ограничиться простым наблюдением. Все пойманы в снаряжении, нет места для индивидуальной инициативы. Действительно, Элиас вызывает «кураторскую рациональность и контроль аффектов». В этой системе каждый зависит от царя, и каждый зависит от каждого. Вот почему он говорит о «взаимозависимостях», о том, что он объясняет использование метафоры шахмат в конце четвертой главы: Как и в шахматной игре, любое действие, совершаемое в относительном независимость представляет собой удар по социальной шахматной доске, что неизбежно вызывает обратную реакцию от другого человека, ограничивающего свободу действий первого игрока.

Что касается общегражданского этикета, то по мере изменений условий жизни людей, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот (например, такой наряд, как штаны, в Средние века мог стоить женщине жизни). Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном случае, может быть уместным в какой-то другой ситуации.

Поэтому в системе, где соперничество и напряженность постоянны, поэтому необходимо развивать определенные качества: искусство наблюдать за своими ближними и наблюдать за собой, чтобы скрыть свои страсти, чувства, подавить свой гнев, искусство «обработки» мужчин. Автор говорит о «самоограничениях». Но так как царь также занимается системой этикета, чтобы хорошо управлять, он должен поэтому управлять собой. В результате не существует разделения между его общественной жизнью и личной жизнью. Действия государства - это личное действие.

Таким образом, проявляется «процесс цивилизации», о котором Элиас будет говорить позже: придворное общество - это школа дисциплины и поведения, это тигр современного человека. «Курительная рациональность» - это начало вежливости, Версаль - космический создатель норм.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что – нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Пример «цивилизации манер»: поединки, замененные устными конкурсами

Элиас пытается объяснить в пятой главе образование и эволюцию придворного общества. Все, что он оставил, были обвинениями в суде. Таким образом, дворяне стремятся оказаться в суде, чтобы компенсировать потерю своей гегемонии из-за аграрных кризисов и конкурентов. Если король не отказался от дворянства, это потому, что он нуждается в ней за ее престиж. Но царю также нужна буржуазия, чтобы ограничить власть дворянства. Таким образом, король является арбитром и должен обеспечить, чтобы благородство не преобладало над буржуазией и наоборот.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства. К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один – на людях, другой – дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а с близкими людьми не церемонятся, грубы и нетактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Элиас называет свою последнюю главу «Куриализация и аристократический романтизм». Организация дворянства двора является кульминацией эволюции, которая оставила дворянам только две альтернативы: жить на своих землях, но в жалких условиях; или жить во дворе, но со всеми ограничениями на этикетке. Однако, как мы видели в предыдущей главе, дворяне стремятся жить при дворе, это показывает глубокое стремление к курированию. И это курение вычеркнуло дворян из их домов, что привело к ностальгии, романтизму, который идеализирует прошлое и противостоит городу - уничижительно связанному с деревней: первое предполагает принадлежность к высшей группе, самоконтролю его эмоции, его импульсы; вторая - место жизни, более свободная, более естественная, без ограничений.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет – очень важная часть общечеловеческой культуры, выработанная на протяжении многих веков всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, нравственности, а также о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности.È

Этот аристократический романтизм не лишен опасности, потому что это выражение эмоционального состояния, оно проявляет чувство, которое опасно в обществе, где нужно скрывать свои эмоции. Но это единственный способ, которым дворяне выступали против ограничений, наложенных королем, символической оппозицией. Он цитирует текст Агриппы д'Обинье, в котором выражение «он должен» возвращается несколько раз: чтобы удержать его звание, необходимо приспособить его жесты, его внешний вид. И автор отмечает, что сегодня мы используем выражение «человек как следует»: он находит свое происхождение в суде.

Æ Истинная вежливость – одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться. С товарищами по работе, со многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но органическое, ровное отношение к людям вообще – обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения там, где поступки человека во всех ситуациях вытекают из нравственных принципов. В отличие от невежды, который выплескивает свои негативные эмоции на окружающих, вежливый человек умеет их сдерживать.

Здесь мы находим великую идею Элиаса: «цивилизация нравов», «процесс цивилизации», идея о том, что придворное общество породило современного, цивилизованного, цивилизованного человека, который подавляет свои импульсы. Куриализация превратила габитус писателя Элиаса. Понятие «дистанцирование», упомянутое выше, имеет важное значение: дистанцирование происходит в отношении себя и в отношениях между людьми: например, поединки заменяются ораторскими конкурсами, никто не сталкивается более физически, но глаголом.

Книга Элиаса имеет несколько недостатков. Во-первых, по его ссылкам, Общество Суда является древней книгой. Но на самом деле корпус ограничен, поскольку в нем доминирует Сен-Симон, цитируемый двадцать раз, и Энциклопедия. Но книга Элиаса дала некоторые идеи для историков благодаря понятиям «дистанцирование», «социальная формация», «сдержанность». Прежде всего, Общество Суда является существенным размышлением о «цивилизации нравов» и оказало влияние на ряд историков, особенно во Франции.

Быть вежливым – вовсе не значит лебезить и заискивать. Вежливость не только располагает, но и позволяет держать человека на расстоянии.

Тактичность и чуткость по отношению к окружающим – непременное условие плодотворного сотрудничества начальника и подчиненного, коллег по работе. Содержание этих двух благородных человеческих качеств – внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать у них раздражение.

Это показывает, что желание иметь больше информации не подразумевает их использования в процессе покупки. Это приводит к рекомендациям по улучшению упаковочной информации, которую потребители находят неполными, неясными и ненадежными и что они изо всех сил пытаются эффективно ее использовать.

То, что оно раскрывает, и то, что оно не показывает, также может быть предметом стратегий со стороны компаний. Среди многих исследований и исследований, уже проведенных по этому вопросу, большинство из них расследуют в декларативном режиме пожелания потребителей, которые, как известно, далеки от их покупательского поведения. С этой целью она объединила четыре методологии: экспериментальное исследование экономики, оцениваемое поведением, директивное интервью определило приоритеты желаний, качественный опрос рассмотрел достоверность и убеждения, а фокус-группы определили общие ожидания.

Тактичность и чуткость на самом деле неразрывно связаны с нормальным трудовым процессом в коллективе. Учреждение, в котором работают воспитанные люди, работает как часы: профессиональные проблемы решаются быстро, личные проблемы отступают, если члены коллектива принимают в них участие. Проявите бестактность и хамство по отношению к подчиненному, и его обида немедленно выльется в самых непредсказуемых формах.

Определенный выбор с 2 или 3 информацией, цена и происхождение продуктов в первую очередь

При покупке продукта потребителям сложно обрабатывать более двух или трех частей информации, даже если они представлены синтетическим способом. 21% покупок даже сделаны «слепыми», без какой-либо информации, с которой консультируются. Цена учитывается в 35% решений, происхождение - в 33%. Затем идет информация о питании, бренд и этикетки. Люди с низкими доходами или низким уровнем образования используют меньше информации, чем другие. Цены, пищевые и экологические аспекты и этикетки наиболее часто используются людьми на уровне высшего образования, их чаще всего принимают во внимание те, кто менее образован.

Тактичность – это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, личных и служебных отношениях; это умение чувствовать границу, которую никто не вправе переступать. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разница в возрасте, пол, общественное положение, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

Однако желание получить больше информации единогласно

Другим результатом является то, что люди с избыточным весом или ожирением отказываются от информации о питании. 97% респондентов выбрали хотя бы одну дополнительную информацию для отображения на упаковке, особенно из менее обеспеченных потребителей. Помимо происхождения желаемых ингредиентов на этикетке, информация о «расширении», скорее всего, ожидается в Интернете. Фокус-группы показывают, что стремление к простой, иерархической и согласованной информации, которая четко отличает юридическую или обязательную информацию от «маркетинговой» информации, является консенсусом.

Впрочем, культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении по отношению к руководителю и к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь почаще вопросом: отвечаете ли вы тем же своему окружению?

Тактичность и чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаях самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не умалит вашего достоинства, но, наоборот, укрепит мыслящих людей во мнении о вашей скромности – исключительно ценной человеческой черты.

Скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто в критических обстоятельствах скромные люди оказываются намного решительнее и активнее.

Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, не требует для себя никаких привилегий. Слово «скромный» родственно словам «укромный» (скрытый) и «сокровенный» (под покровом тайны). Все эти слова связаны одним общим значением – скрыть от глаз людских. Скромный, не обнажающий свой внутренний мир человек является наиболее защищенным.

Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах, – вот решение этого противоречия между требованиями хорошего тона при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.

В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписываемых общегражданским этикетом. Это – одно из знамений времени: темпы жизни, текущие изменения социально-бытовых условий сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому очень многое из того, что было принято еще в начале или середине XX в., может сейчас показаться абсурдным. Тем не менее лучшие традиции общегражданского этикета, даже изменившись по форме, сохранились.

Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное, благожелательность по отношению к людям – вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже если вы не знакомы со всеми правилами общегражданского этикета, которые существуют в великом множестве.È

В.Южин. Энциклопедия этикета. Электронный ресурс http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/148062/Yuzhin_-_Enciklopediya_etiketa.html, режим доступа свободный.

Æ Способ держать себя в обществе, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика – все это называется манерами.

В обществе ценятся скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми – именно на этих качествах и базируются хорошие манеры.

Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, откровенную недоброжелательность к окружающим, пренебрежение к чужим интересам и запросам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и своих желаний, неумение сдерживать свое раздражение, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, бестактность, сквернословие, употребление унизительных кличек и прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора и поведения за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения является деликатность, которая не должна быть излишней. Не принимайте за это качество льстивость и ничем не оправданное восхваление увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые что-то видите, слушаете, пробуете на вкус, боясь показаться невеждой. Любое притворство отталкивает.

Умение правильно себя вести в различных ситуациях может оградить вас от недружелюбного отношения, что, безусловно, важно для любого человека, и особенно если речь идет о его деловых отношениях. Обмен формальными любезностями (если только это не откровенный подхалимаж) на самом деле не такая уж банальная вещь, как кажется на первый взгляд. Проявляя должный такт, вы располагаете к себе собеседника и оставляете приятное впечатление – вот и вся аксиома.

Будьте предупредительны по отношению к женщине или человеку преклонного возраста. Проявите свою заботу в форме простого и незатейливого ухаживания. Подайте женщине пальто, пропустите ее вперед, посадите ее за стол в кафе, пододвинув ей кресло, предложите ей первой взглянуть на меню. Для того чтобы так себя вести, совершенно не обязательно заканчивать школу дипломатов. Достаточно быть просто вежливым и усвоить, что люди, окружающие вас, заслуживают не меньшего уважения и внимания, чем вы сами. А проще говоря, выполняйте древнейшее золотое правило: относись к другим людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.

Представление об излишней сложности правил этикета и стремление к упрощению отношений весьма спорно. Перестать выказывать друг другу знаки уважения – это еще не значит относиться к жизни проще.È

В.Южин. Энциклопедия этикета. Электронный ресурс http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/148062/Yuzhin_-_Enciklopediya_etiketa.html, режим доступа свободный.

Æ Очень важно найти собственный, неповторимый имидж. Не забывайте постоянно и неусыпно заботиться о своем внешнем облике.

Придирчиво изучайте себя в зеркале и наведите лоск в одежде. Однако заниматься этим можно только дома или в местах, где нет посторонних.

При выборе цветов в одежде следует учитывать следующие закономерности:

Красный цвет в одежде подчеркивает естественную белизну лица;

Синий цвет больше подходит к светлым волосам;

Желтый цвет придает белизне лица фиолетовый оттенок, подходит к темным волосам;

Белый цвет идет людям с розовым оттенком кожи лица;

Черный цвет поглощает блеск других цветов.

Не носите одежду чересчур ярких цветов или слишком пеструю. Выбирайте спокойные тона и фасоны, которые более всего подходят и вам, и мероприятию, в котором вы участвуете.

Не пренебрегайте деталями своего туалета. Мятый костюм, невыглаженная рубашка, линялый галстук скажут о вас больше, чем самый злостный сплетник.

Если вам захочется привести в порядок свой костюм, причесаться, почистить ногти и т. п., выбирайте для этого места, где вас не видят.

Не кладите в наружные карманы ручку, карандаш, очки, расческу и другие предметы.

Всегда крайне важно, чтобы одежда и обувь были чистыми и аккуратными. Состояние обуви характеризует человека. Не выходите на улицу в нечищеной обуви. Войти в общественное место босиком или в грязных ботинках – в равной степени неуважительно.

Не носите шляпу натянутой на глаза (как мафиози) или сдвинутой за затылок (как деревенщина).

В халате или домашних туфлях нигде, кроме спальни или ванной комнаты, появляться не следует.

Какой бы роскошный спортивный костюм у вас ни был, его следует оставить исключительно для занятий спортом. К тому же в недавнем прошлом спортивный костюм в сочетании с кожаной курткой, как и пресловутый красный пиджак, служил традиционным нарядом русских мафиози, членов преступных группировок.

Драгоценности служат не только для украшения. Можно носить булавку для галстука, цепочку для часов, брошь, заколку и др., потому что эти вещи полезны. Но чем они проще, тем лучше. Женщины должны быть особенно внимательны к своим украшениям и не перегружать свой образ их чрезмерным количеством.

Следите за своей походкой. Ходить следует не вразвалку, а твердо, не сгибаясь и с достоинством.

Всегда держите под контролем свои руки. Не жестикулируйте ими без необходимости и не кладите их часто в карманы.

Не свистите на улице и в обществе. Недаром говорится: «Все деньги просвистишь».

Не смейтесь слишком громко, даже если вам очень смешно.

Не курите, если это неприятно другим.

Никогда не забывайте, что на ваш внешний вид и на ваши манеры обращают внимание окружающие.È

В.Южин. Энциклопедия этикета. Электронный ресурс http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/148062/Yuzhin_-_Enciklopediya_etiketa.html, режим доступа свободный.

Æ На улице мужчина, как правило, идет слева от дамы. Справа идут только военные, которые должны быть готовы отдать честь.

Сопровождающий даму мужчина не должен курить. Если курят оба, то им имеет смысл для этого остановиться.

Перед входом в помещение мужчина открывает для женщины дверь, а сам входит после нее.

Если мужчина и женщина отправляются куда-либо на такси, то мужчина, подойдя к машине. открывает правую заднюю дверцу. Первой садится женщина, мужчина садится рядом с ней.

Из автомашины мужчина выходит первым и помогает выйти женщине.

Если мужчина управляет машиной сам, то вначале он помогает женщине сесть на переднее сиденье, а потом сам садится за руль.

Спускаясь по лестнице, мужчина идет на одну-две ступеньки впереди женщины, а поднимаясь – на пару ступенек сзади, чтобы, если женщина оступится или поскользнется, он успел ее поддержать.

В гардеробе мужчина помогает женщине раздеться, а выходя, подает ей пальто.

Настоящий джентльмен всегда помогает даме любого возраста нести тяжелые вещи или уступает ей место в общественном транспорте. Но это правило не распространяется на меховую накидку или манто, кроме случаев, когда дама плохо себя чувствует.

Воспитанный мужчина никогда не станет откровенничать по поводу своих отношений с девушкой или женщиной с другим человеком (это называется сплетней и унижает и рассказчика, и слушателя).

Воспитанный мужчина никогда не позволит себе войти в комнату впереди женщины, если только там не темно и ему не нужно включать свет, чтобы она могла войти.

Воспитанный мужчина никогда не станет сидеть в присутствии стоящей дамы или садиться без приглашения.

Не стоит начинать разговор с женщиной или кланяться ей, пока она вас не узнала. Хотя из этого правила есть исключения. Если мужчина желает обратить на себя внимание некоей знакомой, он может догнать ее и осторожно коснуться ее руки или негромко позвать ее по имени-отчеству (но ни в коем случае не по фамилии).

Воспитанный мужчина никогда не станет говорить с женщиной о ее возрасте, если он не три исполнении служебных обязанностей. Априори тут следуют правилу: женщине столько лет, на сколько она выглядит.

Никогда не следует прикасаться к женщине без ее желания, брать ее за руку, притрагиваться к ней во время разговора, толкать ее или брать за руку выше локтя, кроме случаев, когда вы помогаете ей войти в транспорт или выйти из него, а также перейти улицу. Если вы полагаете, что ваши чувства позволяют вам объятия и поцелуи, то в любом случае не стоит этого десть на улице и в присутствии незнакомых людей.

Даже если дама курит, мужчина не должен закуривать, не предложив сначала сигарету той, которую он сопровождает, и без ее разрешения, если она отказалась курить.

В поезде, в толпе у бара не курите, стоя слишком близко к женщине: дым может вызвать у нее отрицательную реакцию. Не курите трубку или сигару в тесном помещении, не спросив разрешения у присутствующих женщин, – ароматы, которые вам кажутся неземными, другим могут показаться омерзительными.

Мужчина не должен говорить за столом о неприятных вещах, затрагивать двусмысленные, обижающие других, и особенно дам, темы.

Джентльмены не опаздывают. Если мужчина встречается с дамой в условленном месте, опоздание на 5-10 минут допустимо, но… крайне нежелательно.

По правилам хорошего тона мужчина приходит на место свидания на несколько минут (но не секунд!) раньше. Его опоздание может поставить даму в неловкое положение; в случае непредвиденных обстоятельств нужно постараться сообщить ей об этом.

Женщина ожидает возлюбленного, пока позволяет сила ее чувства.

Женщина может опоздать на свидание на несколько минут: Но не стоит устраивать испытания возлюбленному на устойчивость и выдержку под дождем или в непогоду.

Влюбленный мужчина никогда не забывает договориться о следующей встрече и не прощается первым. Если ваш друг ведет себя по-другому, то обольщаться на его счет не стоит.È

В.Южин. Энциклопедия этикета. Электронный ресурс http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/148062/Yuzhin_-_Enciklopediya_etiketa.html, режим доступа свободный.

ÆТест: насколько вы тактичны?

1. Если друг расскажет вам о том, что его роману пришел конец или что его брак распался, то вы:

а) спросите его, что же произошло (3);

б) скажете, что вам не хотелось бы вмешиваться в это дело (0);

в) выслушаете все, что он захочет вам рассказать (10).

2. Если вы встретитесь с другом, с которым долго не виделись, и окажется, что он сильно располнел, то вы:

а) скажете ему, что он здорово растолстел (0);

б) скажете ему что-нибудь приятное о том, как он хорошо выглядит (0);

в) ничего не скажете (10).

3. Сосед сообщает вам о своей удачной покупке. Если вы знаете место, где эту вещь можно купить за меньшую сумму, то:

а) скажете вашему соседу, что он сделал ошибку

б) посоветуете ему заходить и в другие магазины

в) не станете распространяться о том, была ли эта покупка, по вашему мнению, удачной (10).

4. Вы с группой коллег отправились на загородную прогулку. Выясняется, что один из них забыл дома деньги. Вы:

а) гордо объявите, что заплатите за него (0);

б) ничего не скажете (3);

в) тихо скажете ему, что у вас хватит денег, чтобы оплатить его расходы (10).

5. Для того чтобы устроиться на работу, вам предстоит пройти собеседование. Зная, что работодатель придерживается консервативных взглядов, вы:

а) все равно оденетесь непринужденно (0);

б) наденете очень солидный, вышедший из моды костюм (3);

в) оденетесь в модный деловой костюм, сшитый в строгом стиле (10).

6. Вас пригласили на званый обед. Когда подали второе, оно вам показалось невкусным. Вы:

а) отодвинете свою тарелку в сторону (0);

б) скажете, что сидите на диете (3);

в) беседуя о чем-нибудь интересном, съедите лишь небольшую часть блюда (10).

Результаты теста. Если вы набрали

50–60 очков. Вы легко находите новых друзей и благодаря своей предупредительности по отношению к другим редко оказываетесь объектом нападок.

30–49 очков. В общем и целом вы откровенный человек. Иногда вы наступаете на чужие мозоли, но делаете это без злого умысла.

0-29 очков. Похоже, вам совсем безразлично, что чувствуют другие. Это не лучший путь к налаживанию контактов.È

В.Южин. Энциклопедия этикета. Электронный ресурс http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/148062/Yuzhin_-_Enciklopediya_etiketa.html, режим доступа свободный.


Полностью это изречение звучит так: «Noscitur ex socio, qui non cognoscitur ex se» - «От самого человека не узнаем того, что узнаем о нем от его товарища».

Для каждого человека важно знать, что такое этикет и обладать его навыками. Современное понятие этикета включает в себе и древние обычаи разных народов, и те нормы, которые уже сформировали на сегодняшний день.

Понятие этикета

Очевидно, что этикет представляет собой правила поведения, которым должен обладать каждый человек. Этикет соблюдается в разных социально-политических системах и присущ представителям любого общества. Но народ каждой страны вносит в этикет свои дополнения, которые зависят от особенностей общественного строя страны и ее обычаев.

Есть несколько разновидностей этикета, которые характерны для определенного вида ситуаций и для общения между людьми определенного круга. Это придворный этикет, который соблюдается при дворах монархов, воинский этикет, представляющий собой свод правил поведения в армии и общего поведения военнослужащих, дипломатический этикет, который является правилами поведения для дипломатов и для других официальных лиц, и общегражданский этикет, соблюдаемый гражданами при общении.

Роль этикета в общении между людьми

Невозможно оспорить величину значения этикета для гармоничного общения между людьми. Такие правила поведения существуют уже на протяжении многих веков и постоянно эволюционируют, но все же продолжают выполнять незаменимую роль в межличностных отношениях.

Этикет подчиняется определенной системе культурных ценностей, и его существенное значение обусловлено практической общественно целесообразностью. Он не носит исключительно демонстративный характер, его роль - это регулировать общение между людьми. Именно этикет позволяет многим людям правильно ориентироваться в социальных ситуациях и поддерживать социальные отношения.

Этикет представляет собой определенный нравственный ориентир, который позволяет людям с уважением и вниманием относиться к другим людям, и избегать конфликтных ситуаций. Во многих случаях, этикет снимает психологическое напряжение, которое может возникнуть у многих людей, которые не осознают, как надо себя вести в определенных кругах общества. Этикет помогает людям вести себя достойно в любых обстоятельствах и ситуациях.

Вежливость, такт, приличие и деликатность

Такие понятия, как вежливость и такт, приличие и деликатность помогают людям в общении с другими людьми и помогают соблюдать необходимый этикет.

Вежливость представляет собой поведенческую категорию, под которой понимают умение уважительно, достойно и тактично общаться с любыми людьми и готовность найти компромисс в любом ситуации. Вежливость - это знание этикета и выражение хороших манер. Но вежливость считается исключительно культурным феноменом, поэтому у представителей разных народов и культур могут совершенно различные понятия о вежливости.

Тактом считается знак уважения, который один человек показывает другому для того, чтобы сгладить конфликт или высказать свое расположение. Тактичность тоже относится к знанию этикета, и очень важна для того, что мирно и гармонично общаться с другими людьми.

Нормами поведения, которыми оберегается личное достоинство и индивидуальность каждого человека называются приличия. Соблюдать приличия необходимо не только для уважения других людей, но и для уважения самого себя. Без приличий невозможно полноценно соблюдать этикет в общении с другими людьми.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ