Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Образование единого русского государства в долине нила. Ранее царство

Возникновение ранних государств в долине Нила (2-я пол. IV тыс. до н. э.)

Мощный скачок в развитии древнеегипетского общества происходит с началом второго додинастического периода (ок. XXXVI–XXXI вв. до н. э.; время археологических культур Герзе / Нагада II и Семайна / Нагада III). Поселения людей этого времени укрупняются, достигая уже размеров ранних городов (городища Иераконполя, современный Ком эль-Ахмар; Нагады – древний Коптос и др.). Погребения начинают различаться по богатству помещаемого в них инвентаря, что указывает на выделение в обществе имущественной элиты. На некоторых предметах можно обнаружить отдельные знаки, известные по более поздней древнеегипетской иероглифике, следовательно, внутренняя жизнь общества стала настолько сложна, что возникла необходимость фиксировать события с помощью письма.

Многие находки этого периода (цилиндрические печати, керамические сосуды с волнистыми ручками, изображения особого типа ладей) имеют столь четкие аналогии в археологических комплексах Азии, что некоторые исследователи склонялись к мысли о завоевании Египта вторгнувшимся с Востока более развитым народом (так называемой династической расой , якобы создавшей Египетское государство). В действительности эти аналогии объясняются сходной (конвергентной) эволюцией материальной культуры различных регионов, а также интенсивными торговыми контактами и обменом опытом между Египтом и Восточным Средиземноморьем (а через него – и более отдаленными странами), вызванными нехваткой в долине Нила многих необходимых материалов. Особенно ярким примером того, насколько далеко могли простираться торговые связи, служат обнаруженные в Египте предметы из лазурита, месторождения которого находятся на юге Средней Азии.

Характерные особенности памятников второго додинастического периода (размеры поселений, различия в качестве погребений, вероятное зарождение письменности) указывают на то, что уже к его началу египетское общество достигло уровня ранней государственности. На этом этапе возникает потребность в особой обширной прослойке людей, профессионально занятой делами управления. Как известно по примерам многих ранних обществ, первые государства – номы были невелики по размерам и возникли из объединений общин, которые вели на компактной территории совместную хозяйственную деятельность и тяготели к общему культовому центру (одновременно – месту хранения общих запасов, размещения ремесленных мастерских, центру местной торговли). Такими центрами и стали крупные поселения второго додинастического периода. Потребность египетских общин в объединении (как и в других странах Востока с ирригационной экономикой) возникает особенно рано из-за необходимости совместной деятельности по созданию оросительных систем. Именно этой деятельностью начинает руководить возникающая государственная власть.

В историческое время Верхний Египет делился на 22, а Нижний – на 20 небольших провинций-номов (егип. сепат). Управителей таких провинций, нередко передававших свои полномочия по наследству, исследователи обозначают греческим термином «номарх». Каждый ном был самодостаточен в хозяйственном отношении, имел собственную систему культов и при ослаблении центральной власти мог стать самостоятельным. Считается, что номы исторического времени восходят к древнейшим государствам второго додинастического периода. Вряд ли это может быть иначе, тем более что священные символы номов («штандарты») встречаются в изображениях на памятниках конца этого периода. Однако из-за отсутствия современных ему или хотя бы поздних письменных источников или преданий никаких более подробных сведений о внутреннем устройстве и истории номовых государств Египта (в отличие, к примеру, от Месопотамии) у нас нет.

Долгое время считалось, что в результате войн между номовыми государствами долины и Дельты Нила на протяжении второго додинастического периода образовались два крупных государства – Верхнеегипетское, со столицей в Иераконполе (егип. Нехен), и Нижнеегипетское, со столицей в Буто (егип. Пе-Деп, вероятно, современный Телль эль-Фараин ).

Оба этих города уже в историческое время считались древнейшими религиозными центрами. Ранее предполагалось, что к концу IV тыс. до н. э. верхнеегипетские цари завоевали Дельту Нила и объединили страну. Однако новые археологические исследования показали, что путь к объединению Египта был более сложным.

По-видимому, ко 2-й половине IV тыс. до н. э. в Верхнем Египте было несколько сравнительно крупных, состоявших из более чем одного нома, государств. Примерно к XXXIII в. до н. э. сильнейшими из них и поглотившими остальные оказались царства с центрами в городах Тинис (центральная и средняя части Верхнего Египта), Иераконполь (юг Верхнего Египта) и Нагада (район будущих городов Коптос и Омбос). Правители Тиниса принимали имена, связывавшие их с почитавшимся в образе сокола и олицетворявшим небо и солнечный диск богом Хором, и погребались вблизи будущего важного религиозного центра – города Абидос. В Иераконполе также был распространен культ Хора, а правители носили белую корону бутылкообразной формы и помещали рядом со своими изображениями знак розетки. В Нагаде чтился бог Сет – мифологический противник Хора, а в комплексах Нагады второго додинастического периода найдено древнейшее изображение красной короны в форме плетеной корзинки, в дальнейшем – парной белой короны.

Иераконпольское царство старалось подчинить себе граничившие с ним с юга области Нубии, а Тинисское – области Нижнего Египта. При этом они поддерживали между собой более тесные связи, чем с разделявшим их государством Нагада, по всей видимости, в обход него, по караванным путям за пределами долины Нила.

Какие государства существовали в это время в Нижнем Египте, трудно сказать из-за скудости археологических данных. Вероятно, интерес для верхнеегипетских правителей представляли прежде всего области вдоль двух основных русел Дельты, дававшие выход к морским торговым путям Средиземноморья (центром одной из этих областей на западе Дельты действительно мог быть Буто). Высказывалось предположение, что если условия Верхнего Египта, с узостью на всем его протяжении речной долины и высокой взаимозависимостью ирригационных систем отдельных номов, а затем и их союзов, с самого начала порождали авторитарную власть правителей и высокие темпы объединения всего региона, то в Нижнем Египте, децентрализованном благодаря наличию нескольких рукавов Нила, в додинастическое время так и не сложилось ни сильной царской власти, ни единого государства.

Правителей Тиниса и Иераконполя, известных по ряду памятников того времени, современные исследователи условно объединяют в «0-ю » династию . Имена этих правителей связаны с Хором и, судя по всему, означали, что цари – земные проявления этого бога, и при этом нередко представляли собой обозначение какого-нибудь свирепого животного или агрессивный эпитет. На памятниках их изображали одерживающими или празднующими военные победы либо совершающими важные ритуалы. Например, на навершии булавы иераконпольского царя по имени Скорпион он изображен прокладывающим первую борозду в начале сельскохозяйственных работ. Постепенно сцены военного триумфа правителей вытесняют распространенные ранее сюжеты коллективной охоты или сражений с участием целого войска.

По совокупности этих признаков можно судить, что цари конца второго додинастического периода в Египте – это правители-военачальники, не испытывающие никаких ограничений своей власти со стороны общинных и номовых органов управления – советов старейшин и собраний полноправных общинников-воинов. По общим закономерностям развития номовых государств на заре их существования власть в них должна была принадлежать как раз таким учреждениям. Однако в Верхнем Египте вследствие интенсивности его политического развития и объединения этот начальный этап очень быстро сменился единоличной властью подчинивших себе номовые органы власти военачальников. Эти правители приобрели, помимо военных полномочий, также и функции верховных жрецов – вершителей ритуала и руководителей государственно-храмовых хозяйств, управляющих экономической жизнью своих государств. Свою власть они передавали по наследству, а ее связь с ритуалом, посредством которого устанавливался жизненно необходимый контакт с богами (в рассматриваемую эпоху это качество правителей обозначалось их Хоровыми именами), привела к ее сакрализации и зарождению царского культа .

Именно отношение к культу, связанному с Хором, стало, похоже, важнейшим критерием для выделения в структуре общества объединяющегося Египта нескольких социальных слоев. В более позднее время в памятниках и текстах религиозного характера встречаются термины «пат » («знать» с оттенком привилегированного положения в религиозной сфере), «рехит » («народ» – слово, передававшееся на письме характерным изображением птицы с переломанными крыльями, что символизировало ущемленность этой категории в культовом отношении) и «хенмемет » («солнечный народ» – в мифологических текстах спутники бога солнца в его ладье, совершающей плавание по небу).

Слово «пат» является составной частью слова «репат» или «ирипат» (букв. «уста знати» либо «относящийся к знати») – по сути дела, единственного египетского термина власти, который предполагает, что она не принадлежит правителю неотъемлемо, а предоставлена ему какой-то группой людей. Возможно, первоначально термин «пат» должен был обозначать полноправное свободное население (по аналогии с другими ранними обществами, очевидно, общинников) государства, которое под знаменем своего исконного культа бога Хора вело успешные завоевания и в итоге объединило страну (т. е. Тинисского царства). Словом «рехит», вероятно, называли обитателей присоединяемых к нему областей, по крайней мере на первых порах не получавших равноправия с его первоначальными подданными (прежде всего доступа к чужим для них египетским культам).

Термин «хенмемет», согласно истолкованию отечественного египтолога XX в. О. Д. Берлева, относился к дружинникам – реальному окружению царя, сопровождавшему его подобно мифологическим спутникам солнца (в IV – начале III тыс. до н. э. бога Хора, изображавшегося, кстати, и в виде плывущего в ладье по небу сокола), т. е. людям, которые были связаны с государством и его культами через правителя независимо от их исконной принадлежности к пат или рехит.

Заметим, что подобная структура общества, переживающего пору становления государственности, характерна не только для Египта – не случайно первые интерпретаторы терминов «пат» и «рехит» сразу вспомнили о терминах ранней Римской республики «патриции» и «плебеи».

Более поздняя мифологическая традиция о борьбе Хора и Сета и победе первого, совмещение в символах власти царей единого Египта белой и красной корон, притом что «первенство» в этом едином венце явно отдавалось белой, наводят на мысль о противостоянии союза Тиниса и Иераконполя с Нагадой, окончившемся ее поражением. Уже в изображениях на навершии булавы царя Скорпиона присутствуют символы власти и Иераконполя, и Нагады. По-видимому, следующим этапом стало объединение Тиниса и Иераконполя и образование прочного единого государства в границах всего Верхнего Египта. Это должно было произойти около XXXI в. до н. э. при тинисском царе Нармере («Свирепый Сом»), который объединяет в изображениях на своих памятниках символы власти уже всех прежних верхнеегипетских государств. После этого Нармер мог с новыми силами приступить к завоеванию Дельты и лежащих к западу от нее ливийских областей. Об этом рассказывают триумфальные сцены и пиктографические записи его знаменитой монументальной палетки.

Древний Египет является одной из самых первых культур мировой истории. Эта цивилизация зародилась на территории Северо-Восточной Африки. Как полагают исследователи, слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос», что в переводе означало «загадка, тайна». Историки считают, что древнеегипетское государство возникло от города Хет-ка-Птах, которому впоследствии греки дали название «Мемфис». Сами жители древнего Египта называли свою страну по цвету почвы - «Та Кемет». В переводе это словосочетание означало «Черная Земля».

Как появились поселения в долине Нила?

Люди жили здесь задолго до того, как образовалось единое государство в Древнем Египте. Считается, что первые здешние поселения относятся к эпохе палеолита. Исследователи обнаружили здесь остатки стоянок первобытных охотников. Стаи хищников, растущие вдоль берегов Нила акации, насекомые - так встретила первых людей неприветливая древняя саванна. Считается, что они были вынуждены перекочевать в долину Нила из-за ухудшения природных условий.

Какой была долина Нила задолго до того, когда появилось единое государство в Древнем Египте?

Климат Египта в то время был не таким засушливым, как сейчас. Таяние ледников, которые покрывали часть европейской территории, закончилось совсем недавно. Над долиной Нила шли постоянные дожди, дули влажные ветры. На том месте, где сейчас находится обширная пустыня, раньше простирались саванны.

На территории современной Сахары раньше жили первобытные охотники периода мезолита и раннего неолита. Именно после них остались известные теперь первые рисунки буйволов, слонов, антилоп. Эти животные не являются жителями пустыни. Еще одно доказательство того, что долина Нила когда-то являлась саванной - это вади. Вади представляют собой высохшие русла рек, которые когда-то впадали в Нил.

Начало засухи и переселение племен

К началу V тысячелетия до н. э. климат становится более засушливым. Затихают влажные ветра. Медленно саванна начинает превращаться в пустыню. Охотничьи племена в это время превращаются в пастушеские, и все больше их поселения приближаются к берегам Нила.

В V тысячелетии до н. э. представители неолитической эпохи еще не научились выплавлять медь. Они пользовались для охоты каменными орудиями. Несмотря на то что охота и рыбалка еще пока являются первостепенными источниками пропитания, в это время появляется примитивное земледелие и скотоводство. В конце V - начале IV тысячелетия до н. э. берет свое начало медный век - эпоха энеолита. В это время у древних жителей нильской долины появляются изделия из меди, которые они использовали в быту - бусы, проколки. Начинают сооружаться оросительные каналы. Однако охота и рыболовство не теряют своей роли в жизни первобытных людей.

Номы - прообразы государств

Следующей эпохой до того, как образовалось единое государство в Древнем Египте, принято называть первым додинастическим периодом. Он относится к первой половине IV тысячелетия до н. э. В это время главную роль уже начинает играть земледелие. Поселения увеличиваются в размерах, начинают объединяться и огораживаться стенами. Медь теперь используют не только для изготовления бытовых предметов и украшений, но и для орудий труда. В эту эпоху впервые появляются предметы, изготовленные из золота.

К середине IV тысячелетия до н. э. древние египтяне окончательно приходят к оседлому образу жизни. Теперь главную роль в обеспечении жизнедеятельности поселков играет земледелие и скотоводство. заменяется на соседскую, и возникает экономическое неравенство. Появляется пока еще небольшая прослойка рабов - пленных, захваченных в процессе постоянных стычек между поселениями. До того как произошло объединение Древнего Египта в единое государство, поселения объединялись в номы - замкнутые централизованные области.

Для чего происходило объединение сообществ

Эти территориальные образования создавались на основе объединений племен, которые совместными усилиями создавали оросительные системы, вступая в борьбу с немилостивыми силами природы. Каждый ном, по сути, представлял собой окруженный стенами город, в котором находился свой храм, и где уже был свой правительственный аппарат. До того как образовалось единое государство в Древнем Египте, в долине Нила было уже порядка сорока номов.

Так как создание ирригационных систем требовало немалых усилий, все больше обострялась нужда в объединении номов. Так на территории долины Нила появились два государства - Нижний Египет и Верхний Египет. Об этих временах свидетельствуют рисунки на сланцевых табличках. На них изображены сцены войн, связанные пленные, угон стад рогатого скота. Дальнейшая война между двумя объединениями в конечном счете привела к победе Верхнего Египта. Так завершился додинастический период и началось образование единого государства в Древнем Египте. Дата, которая завершает эту эпоху в истории - 33 в. до н. э.

Что известно о вождях Нижнего и Верхнего Египта?

О тех властителях, под началом которых происходило это объединение, практически не осталось никаких сведений. Практически единственной информацией являются несколько десятков древнеегипетских имен. Также известно, что правители Верхнего Египта носили головной убор белого цвета, а отличительным знаком вождей нижнеегипетских номов была красная корона. После того как образовалось единое государство в Древнем Египте, корона красно-белого цвета осталась символом власти до самого конца эпохи древности в долине Нила.

Слияние государств было длительным и кровопролитным процессом. Однако некоторые исследователи убеждены, что некоторые номы объединялись между собой мирным путем. Считается, что центром нового государства стал один из северных номов. Древняя столица единого государства в Египте - это ном с центром в городе Буто. Люди, которые жили в образовавшемся древнеегипетском государстве, говорили на египетском языке, который сейчас мертв.

Поздний язык египтян - копсткий - дошел наряду с арабским до Средних веков. Судя по оставшимся рисункам, египтяне были темноволосым народом среднего роста. Это были стройные, широкоплечие люди с прямыми волосами. Изображения женщин окрашивались в желтый цвет, мужчин - в кирпичный оттенок.

    «Теперь я хочу рассказать о Египте, потому что в этой стране более диковинного и достопримечательного сравнительно со всеми другими странами».

    Древнегреческий историк Геродот

Рис. Царь Египта поражает своих противников. Изображение на стене гробницы

    Опишите одежду и вооружение царя. Как вы думаете, почему его изобразили выше остальных людей?

§ 5. Возникновение государства в древнем Египте

Страна среди песков. На северо-востоке Африканского континента простирается огромная пустыня. Среди её песков течёт река Нил. Он берёт начало далеко на юге, в центре Африки. В долине и дельте Нила раскинулась страна, которую уже с древности называют Египтом. Если взглянуть на Египет с высоты птичьего полёта, то он покажется тонкой зеленой ниточкой, протянувшейся среди необозримых жёлтых песков. В этой узкой речной долине кипит жизнь. На топких берегах, у самой воды, растёт высокий тростник - папирус. Подальше от берегов, где почвы посуше, поднимаются густые заросли акаций, смоковниц (инжира), финиковых пальм. Воды и берега Нила изобилуют живностью. В реке плещется рыба, в прибрежных заводях пасутся неуклюжие бегемоты и расхаживают важные пеликаны, а в зарослях папируса притаились огромные крокодилы.

Рис. Древний Египет

    Найдите на карте долину и дельту Нила, Верхний и Нижний Египет. В какое море впадает Нил?

Раз в году Нил выходит из своих берегов. Это происходит оттого, что летом в его верховьях идут проливные дожди. Вся долина на несколько месяцев скрывается под водой, превращаясь в огромное озеро. Незатопленными остаются лишь вершины холмов да искусственные насыпи, на которых строят свои поселения жители долины.

Рис. Бегемот. Древнегреческая фигурка

С Началом разлива прозрачные воды Нила превращаются в мутный зелёный поток. Таким его делают частицы ила, который несёт с верховьев реки. К середине осени воды спадают и река снова входит в свои берега. Земля долины напоена влагой и покрыта слоем мягкого плодородного ила. Её легко можно обработать, а зёрна дадут обильный урожай.

Складывание единого Древнеегипетского государства. Люди заселили долину Египта много тысяч лет назад. Их главным занятием издревле было земледелие. Климат Египта жаркий, сухой, дождей здесь практически не бывает. Единственным источником влаги для полей земледельцев были воды Нила. Но его разливы случались лишь раз в году, а в остальное время приходилось поливать посевы, черпая воду из реки. Со временем люди научились рыть каналы, по которым речная вода поступала на поля. Но такой труд был не по силам одной семье и даже целому посёлку. Для строительства каналов приходилось объединяться нескольким сельским общинам. Чтобы руководить работами, общинники выбирали специального человека - номарха (главу нома). Постепенно он становился единоличным правителем подвластной ему территории - нома - и начинал передавать свою власть по наследству.

В древности на территории Египта существовало около сорока номов. Их правители стремились подчинить соседей и захватить побольше плодородных земель. После длительной борьбы все номы дельты Нила оказались объединены в государство Нижний Египет. Во главе его стоял царь. Одновременно на юге страны образовалось другое государство - Верхний Египет. Около 3000 года до н. э. царь Верхнего Египта подчинил Нижний Египет и объединил под своей властью всю страну.

Рис. Царь Верхнего Египта побеждает в битве. Изображение на каменной плите

Образовалось могущественное царство, простиравшееся от порогов Нила на юге до Средиземного моря на севере. Его столицей стал город Мемфис.

Как было устроено Древнеегипетское государство. Во главе объединённого Египта стоял правитель, которого называли фараоном. Ему принадлежала вся власть в стране и вся земля в государстве. Фараону подчинялись вельможи: ближайшие советники, военачальники, номархи. Они вершили суд, наказывали виновных, руководили строительством дорог и каналов, собирали налоги в казну. Управлять страной вельможам помогали чиновники, которых в Египте называли писцами.

Большую часть населения Египта составляли земледельцы. Каждый из них получал от фараона небольшой участок (надел) земли, на котором мог вести хозяйство. За пользование наделом земледельцы платили фараону налог. Если налоги не сдавались вовремя, виновных наказывали.

Самую низшую ступень в египетском обществе занимали рабы. Обычно это были захваченные на войне пленные. Рабы не имели ни земли, ни имущества и должны были работать на своего господина - фараона или вельможу.

Подведём итоги

На плодородных землях долины Нила образовалось Древнеегипетское государство - одно из древнейших на Земле.

Вельможи - наиболее знатные и богатые люди.

3000 года до н. э. Образование единого Древнеегипетского государства.

Вопросы и задания

  1. Какое значение имели разливы Нила для хозяйства Египта?
  2. Что, на ваш взгляд, стало главной причиной возникновения государства в Древнем Египте? Какую роль в этом процессе сыграли природные условия и занятия его жителей?
  3. Расскажите о возникновении в Египте первых государств.
  4. Когда и как образовалось единое Древнеегипетское государство?
  5. Каково было устройство Египетского государства? Кто составлял основную массу его населения?

Неизвестно, Шумер или Египет был колыбелью древнейшей цивилизации мира. Возможно, что цивилизация, возникшая на северо-востоке Африки, на берегах великого Нила, была более древней. Во всяком случае, несомненно, что централизованное государство возникло здесь впервые в мировой истории.

Границы собственно древнего Египта резко очерчены самой природой; южным его пределом были труднопроходимые первые нильские пороги, находившиеся близ современного Асуана, в 1300 км от Средиземноморского побережья; с запада к реке теснились песчаные уступы Ливийского плоскогорья, с востока подступали безжизненные каменистые горные отроги. Ниже первых порогов Нил нес свои воды строго на север по узкой длинной долине (Верхний Египет), ширина которой колебалась от 1 до 20 км; лишь в двухстах километрах от устья, там, где река в древности разветвлялась на несколько рукавов, долина расширялась, образуя знаменитую нильскую Дельту (Нижний Египет).

В двух тысячах километров к югу от первых нильских порогов, у нынешней столицы Судана, Хартума, соединяются две реки - Белый и Голубой Нил. Стремительный Голубой берет свое начало из высокогорного эфиопского озера Тана, навстречу через цепь великих озер и заболоченные равнины Центральной Африки, течет спокойный полноводный Белый Нил. Весной, когда в горах Эфиопии интенсивно тает снег, а в Тропической Африке в разгаре дождливый сезон, реки, питающие Нил, одновременно вбирают в себя громадное количество избыточной воды, несущей мельчайшие частицы размытых горных пород и органические остатки буйной тропической растительности. В середине июля паводок достигает южных границ Египта. Поток воды, в десять раз превосходящий обычную норму, пробившись через горловину первых нильских порогов, постепенно затопляет весь Египет. Наводнение достигает своей высшей точки в августе-сентябре, когда уровень воды на юге страны повышается на 14 м, а на севере - на 8-10 м выше ординара. В середине ноября начинается быстрый спад воды, а река снова входит в свои берега. За эти четыре месяца принесенные Нилом органические и минеральные частицы тонким слоем оседают на залитое в период паводка пространство.

Этот осадок постепенно и создавал египетскую почву. Вся почва страны - наносного происхождения, результат многотысячелетней деятельности реки в период ее ежегодных наводнений. И узкое каменное ложе верхнеегипетской долины, и бывший когда-то морским заливом Нижний Египет сплошь покрыты глубоким слоем речных отложений - мягким пористым нильским илом. Именно эта очень плодородная, легкая для обработки почва и есть основное богатство страны, источник ее стабильных высоких урожаев.

Увлажненная, готовая к посеву земля Нильской долины имеет чёрный цвет. Кемет, что значит Черная, называли свою страну ее древние жители.

«Египетская почва - черная, рыхлая, именно потому, что она состоит из ила, перенесенного Нилом из Эфиопии» (Геродот «Музы», Книга вторая «Евтерпа», 12).

В течение тысячелетий Нил создал своими наносами более высокие по сравнению с уровнем самой долины берега, поэтому существовал естественный уклон от берега к краям долины, и вода после паводка не спадала сразу и распространялась по ней самотеком. Чтобы обуздать реку, сделать поток воды в период наводнения управляемым, люди укрепляли берега, возводили береговые дамбы, насыпали поперечные плотины от берегов реки до предгорий, чтобы задержать воду на полях до тех пор, пока достаточно не насытится влагой почва, а находящийся в воде во взвешенном состоянии ил не осядет на поля. Много сил потребовало и прорытие водоотводных каналов, через которые сбрасывалась в Нил перед посевом оставшаяся на полях вода.

Так в первой половине IV тысячелетия до х.э. в древнем Египте создается бассейновая система орошения, ставшая основой ирригационного хозяйства страны на многие тысячелетия, вплоть до первой половины нашего века. Древняя система орошения была тесно связана с водным режимом Нила и обеспечивала выращивание одного урожая в год, который в этих условиях созревал зимой (посев начинался только в ноябре, после паводка) и собирался ранней весной.

Так в условиях создания ирригационных систем возникает своеобразная общность людей в рамках локального ирригационного хозяйства, которой присущи как черты соседской земельной общины, так и черты первичного государственного образования. По традиции мы называем такие общественные организации греческим термином ном.

Каждый самостоятельный ном располагал территорией, которая была ограничена местной ирригационной системой, и представлял собой единое хозяйственное целое, имея свой административный центр - окруженный стенами город, место пребывания правителя нома и его приближенных; там же находился и храм местного божества.

К моменту образования единого египетского государства таких номов было около сорока. В условиях узкой верхнеегипетской долины каждый ном, находившийся на левом или правом берегу Нила, соприкасался со своими южными и северными соседями; номы же Нижнего Египта часто были еще изолированы друг от друга болотами.

Дошедшие до нас источники не дают возможности в достаточной степени проследить историю номов до возникновения объединенного Египта, в состав которого они вошли в качестве местных административно-хозяйственных единиц (сохранив при этом свою самобытность и склонность к обособлению на протяжении веков).

От тех отдаленных времен сохранились плоские сланцевые таблички, покрытые символическими рельефными изображениями междоусобных войн. Мы видим кровавые битвы на суше и реке, процессии связанных веревками пленных, угон многочисленных стад крупного рогатого скота, овец, коз. В этой длительной упорной борьбе сильные номы покоряли своих более слабых соседей. В результате этой борьбы и в Верхнем, и в Нижнем Египте появляются крупные объединения номов, возглавляемые правителем сильнейшего нома-победителя. Конечно, не исключено и мирное присоединение отдельных номов к своим более сильным соседям.

В конце концов где-то во второй половине IV тысячелетия до х.э. номы Юга и Севера страны объединились в Верхнеегипетское и Нижнеегипетское царства. Один из самых южных номов Верхнего (Южного) Египта с центром в г. Иераконполь объединил верхнеегипетские номы. Объединителем Севера становится один из номов запада Дельты с центром в г. Буто. Цари Верхнеегипетского царства носили на голове убор белого цвета, цари Нижнеегипетского царства - корону красного цвета. С созданием единого Египта двойная красно-белая корона этих царств стала символом царской власти до конца древнеегипетской истории.

История этих царств практически неизвестна, до нас дошло лишь несколько десятков имен, в основном верхнеегипетских. Мало мы знаем и о многовековой ожесточенной борьбе этих царств за гегемонию в Египте, победу в которой одержал сплоченный и экономически сильный Верхний Египет. Считается, что это произошло в конце IV тысячелетия до х.э., но древнейшая египетская хронология все еще очень ненадежна.

Силами отдельных номов, да и более крупных объединений было чрезвычайно трудно поддерживать на должном уровне все ирригационное хозяйство страны, состоявшее из небольших, не связанных или слабо связанных друг с другом оросительных систем. Слияние нескольких номов, а затем и всего Египта в единое целое (достигнутое в результате длительных, кровопролитных войн) позволяло совершенствовать оросительные системы, постоянно и организованно их ремонтировать, расширять каналы и укреплять дамбы, совместно бороться за освоение заболоченной Дельты и в целом рационально использовать воды Нила. Совершенно необходимые для дальнейшего развития Египта, эти мероприятия было возможно осуществить только общими усилиями всей страны после создания единого централизованного административного управления.

К концу IV тысячелетия до х.э. завершился продолжительный додинастический период египетской истории, длившийся от времени появления первых земледельческих культур близ Нильской долины вплоть до достижения страной государственного единства. Именно в додинастический период был заложен фундамент государства, экономической основой которого стала ирригационная система земледелия в масштабах всей долины. К концу додинастического периода относится и возникновение египетской письменности. С этого времени начинается история династического Египта.

Манефон считает объединителем Египта (около 3000 г. до н. э.) царя по имени Менес (Мина), основателя I династии. Его, вероятно, можно отождествить с царем, носящим в древнейшей египетской летописи тронное имя Хор-Аха ("Хор Боец"). Однако он не был первым верхнеегипетским правителем, претендовавшим на власть во всем Египте. Так называемая палетка Нармера, одного из додинастических правителей Верхнего Египта, найденная при раскопках Иераконполя, повествует в символической форме о победе этого царя над жителями Нижнего Египта. Нармер, представлен на этой рельефной табличке во время своего триумфа увенчанным объединенной короной Верхнего и Нижнего Египта. По-видимому, некоторые предшественники Нармера также претендовали на господство над всем Египтом, Менее же возглавил список египетских царей, дошедший до нас благодаря сочинению Манефона, вероятно, потому, что именно с него началась в Египте прочная летописная традиция. Но и при Менесе, так же как и при его предшественниках, да и последователях, достигнутое единство страны не было еще окончательным. Покоренный Нижний Египет долго еще не желал призвать свое поражение, и там в течение почти всего Раннего царства происходили кровавые военные столкновения.

Однако Мнение о создании единого централизованного государства в Египте при фараоне Менесе подвергалось критике в современной научной литературе. Объединение государства нельзя считать однократным актом этого фараона. Оно явилось результатом действий ряда властителей на протяжении многих лет, как говорилось выше, это был процесс мучительный, кровавый, насильственный.

Аналогичные процессы происходили в древнейшем Двуречье и других государствах Древнего Востока, а также в Древней Греции и в Риме.

Периодизация истории династического Египта от полулегендарного царя Менеса до Александра Македонского, примерно с XXX в. до х.э. вплоть до конца IV в. до х.э., тесно связана с манефоновской традицией. Манефон, жрец, живший в Египте вскоре после походов Александра Македонского, написал на греческом языке двухтомную "Историю Египта". К сожалению, сохранились только выдержки из его сочинения, самые ранние из которых встречаются в трудах историков I в. х.э. Но и то, что дошло до нас, часто в искаженном виде, чрезвычайно важно, так как это отрывки из книги человека, описавшего великую историю своей страны, основываясь на хорошо доступных ему и уже безвозвратно утраченных подлинных египетских документах.

Манефон делит всю историю династического Египта на три больших периода - Древнее, Среднее и Новое царства; каждое из названных царств делится на династии, по десять на каждое царство, - всего тридцать династий. И если манефоновское деление египетской истории на три больших периода на самом деле отражает определенные качественные этапы в развитии страны, то такая равномерная раскладка династий по царствам представляется условной, да и сами эти династии, как можно убедиться, - образования весьма условные. В основном манефоновская династия охватывает представителей одного царствующего дома, но нередко, по-видимому, может вмещать в себя несколько неродственных правящих домов, а однажды два царственных брата отнесены к двум разным династиям. Несмотря на это, наука до сих пор для удобства придерживается манефоновской династийной традиции. Внесены коррективы в этапную периодизацию истории древнего Египта; первые две манефоновские династии выделены в Раннее царство, а последние, начиная с XXI династии, - в Позднее царство.

Додинастический период характеризуется появлением на будущих землях земледелия, формирование первичных рабовладельческих государств и появлением письменности. Все это происходило в промежуток от пятого до третьего тысячелетия до нашей эры, поэтому данный довольно длительный этап историки условно делят на два периода. Возникновение государства в долине единственной реки произошло после распада родоплеменных отношений и объединения всех населявших эту территорию людей в единое общество.
Египет Раннего царства включает три династических периода. Египтологи уверены, что он продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э. Архаическая эпоха сменилась Тинисским период, который в свою очередь перерос в так называемый раннединастический. Имея письменность уже первая династия вела летописи, государство занималось орошением долины реки и даже имело свое войско. Храмы того периода были простыми, а из-за отсутствия сохраненных памятников архитектуры судить об изобразительном искусстве можно только благодаря немногочисленным гробницам. Мастабы, как их именовали, имели форму усеченной, то есть будто бы частично отстроенной пирамиды, с погребальной камерой под землей, а также несколькими вспомогательными комнатами. Именно стены внутренних помещений покрывали росписями и рельефами. Учитывая, что каждая мастаба состояла из двух частей, видимой наземной и скрытой подземной, более важной для погребения считалась последняя. Мумию помещали в погребальную яму, а в верхней доле делали молельню.
Важно отметить, что египтяне еще за три тысячи лет до н.э достигли хорошего уровня знаний в астрономии и геометрии, а также развивали внешнюю морскую торговлю. Столицей первого государства стал Мемфис и правил в нем царь Менес, объединивший нижнее и верхнее царства.

Древнее царство, генетически связанное с Ранним, как второй по значимости период древнего Египта, включает правление последующих династий, с третьей по шестую. Государство стало единым, сильным, могущественным, появился экономический баланс и, что не менее важно, военно-политическое устройство. Естественно, это стало предпосылкой культурного расцвета и дало потомкам шикарное наследие. Самые существенные перемены во время перехода от одного периода к другому коснулись именно усыпальниц фараонов, поскольку в других отраслях ничего глобально не менялось, а правящие династии были родственны друг другу. Кстати, на тот момент столицей все еще являлся Мемфис. Первые египетские пирамиды, которыми теперь восхищается весь мир, мобилизовали множество крестьян и ремесленников. Разумеется, это было очень масштабное и серьезное строительство. Причины изменения формы усыпальниц и отказ от привычных масштабов досконально не известны, однако понятно, что это могло быть самодержавное решение владыки.
Социальной системе Древнего Египта позавидовали бы некоторые современные государства, поскольку она была грамотной и пирамидальной. На вершине, располагая абсолютной властью, находился фараон. Он считался воплощением бога и был собственником всего, например земель, всего, что на них растет и обитает. Законодательная, исполнительная и, конечно, судебная власти находились в руках владыки и полностью им контролировались. Далее следовали вельможи, служащие и рабочие отряды. Многочисленные сохранившиеся документы, опяснительные надписи в гробницах и бессчетное количество изображений показывают схему царского хозяйства и указывают на существование храмовых и личных, частных хозяйств.
Дельта с долиной дали возможность народу активно заниматься земледелием, поэтому государство делало большой акцент на орошении земель. До этого ирригационное землепашество тоже преобладало, поскольку сама уникальная природа даровала египтянам эту уникальную возможность, однако практически вся почва страны была наносной, поэтому население ежегодно зависело от уровня наводнений и естественного регулирования плодородности водных осадков. Птицеводство, скотоводство, рыболовство и даже садоводство кормили всю страну, а выращенное зерно, например, часто отправляли вниз по Нилу. Виноградарство и взращивание льна дали напитки и одежду, поэтому государство было самодостаточным и процветающим. Орудия из камня и меди значительно повысили уровень производительности и дали возможность развивать строительство, отсюда разрастающиеся города и поселения.
Все бы и было замечательно, но после окончания правления шестой династии мемфисский царей страна распалась на множество княжеств и поделилась на номы. Конечно, это сулило неизбежный упадок и наступление переходного периода.
В общих чертах всю эпоху Древнего царства отлично иллюстрирует один интереснейший факт, который, кстати, в мировой истории является уникальным. Фараон Пепи II, из последней правящей династии, был на троне долгих 94 года и до сих пор этот период является длиннейшим царствованием.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ