Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Воля как психический процесс. Понятие о воле, ее признаки Воля определение в психологии

1. Понятие о воли……………………………………………………………………...5

2. Структура волевого действия………………………………………..…………….6

3. Волевая регуляция поведения ……………………………………………………10

4. Волевые свойства личности ………………………………………………...……13

5. Приемы и методы самовоспитания воли …………………………………….….16

6. Свобода воли и личностная ответственность………….………………………...18

Заключение……………………………………………………………………….........19

Список использованной литературы………………………………………………...21

Приложение…………………………………………….………………………..…….22

Введение

Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. В толковом словаре Ожегова воля трактуется «как способность осуществлять поставленные перед собой цели». В античности в европейской культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом.

Современное представление о воле обогатилось за счет приписывания этому понятию дополнительных характеристик. В современном философском понимании воля стала неотделима от действия.

Современная психиатрия рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека.

Волевой акт - сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Цель работы: понятие воли в психологии.

Разрешение цели на основании задач:

1) раскрыть понятие воли в психологии;

2) охарактеризовать волевые свойства личности;

3) подчеркнуть как значимость свободы воли, так и значимость личностной ответственности.

Актуальность данной темы не вызывает никаких сомнений, поскольку «зачатки воли заключены уже в потребностях как исходных побуждениях человека к действию» .


Основные признаки волевого акта:

1) приложение усилий для выполнения волевого акта;

2) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

3) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

4) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.

Итак, мы раскрыли определение воли, а теперь нужно рассмотреть, с чего начинается волевое действие, какова его структура.


2. структура волевого действия

С чего начинается волевое действие? Конечно, с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием (См. Приложение).

Но не любое стремление к цели носит осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает. Как правило, люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность. По этой причине влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

Однако далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску. Все, что связано с реализацией цели, в эмоциональной сфере окрашивается в позитивные тона, равно как все, что является препятствием к достижению цели, вызывает негативные эмоции.

Желание обостряет, имея побуждающую силу, осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели своеобразную роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.

Не всегда желание сразу претворяется в жизнь. У человека порой возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Борьба мотивов содержит в себе оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительный момент борьбы мотивов - принятие решения, заключающийся в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего, исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, т.е. с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение. Обычно мы говорим о намерении в случае, когда сталкиваемся со сложными видами деятельности.

Намерение по своей сути - внутренняя подготовка отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Но одного намерения недостаточно. Как и в любом другом волевом действии, при существовании намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в разной степени. При этом спланированное действие не реализуется сразу. Для его реализации нужно сознательное волевое усилие. «Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии».

Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

Волевое усилие качественно отличается от мышечных напряжений. В волевом усилии внешние движения могут быть представлены минимально, а внутреннее напряжение может быть весьма значительным. Вместе с тем в любом волевом усилии в той или иной степени присутствует и мышечное напряжение.

Волю можно определить как вид психической энергии, с помощью которой человек, находящийся в сознании и здравом уме (способный мыслить, рассуждать, принимать решения и выполнять их), может управлять своими физиологическими и психическими процессами, а также поведением. В кратком ее определении воля - это то, с помощью чего человек может оказывать влияние на себя и окружающий мир, изменяя его по своему разумению, на основе представленных в его сознании идей, образов, планов и программ.

В. И. Селиванов определял ее как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. В те моменты деятельности, когда человек сталкивается с необходимостью «преодолеть себя», его сознание на время как бы отрывается от предмета деятельности или партнера и переключается «в плоскость субъектных отношений». При этом сознательная рефлексия осуществляется человеком на следующих уровнях:

  • - первый уровень - осознание субъектом своих способов действий, состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия «функциональной организации психики» необходимой форме деятельности;
  • - второй уровень - активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

В.А. Иванников предлагает следующее определение воли: это - «способность человека к сознательной, намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации» . По мнению В.А. Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий человека. Реальным механизмом порождения дополнительного волевого побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия в свою очередь связан с борьбой мотивов и меняется при определенных преднамеренных и целенаправленных умственных усилиях.

Если иметь в виду другие встречающиеся в научной литературе определения воли, то они выглядят следующим образом.

  • 1. Воля - это некоторая внутренняя, психологическая по своей природе сила, которая способна управлять другими психическими явлениями и физиологическими процессами, происходящими в организме человека, а также его поведением.
  • 2. Воля - это разновидность внутреннего психологического контроля со стороны человека над его поведением, связанного с сознанием и мышлением, с принятием решений и их реализацией.
  • 3. Воля - это то, благодаря чему человек оказывается способным ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их, преодолевая внутренние и внешние препятствия на пути к ним.
  • 4. Воля - это то, вследствие чего человек может осуществлять сознательный выбор и следовать ему в тех случаях жизни, когда сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких одинаково доступных, альтернативных (взаимоисключающих) форм поведения.
  • 5. Воля - это то, чем отличается поведение человека от поведения животных.
  • 6. Воля - это источник всех разумных и сознательных действий, предпринимаемых человеком.

Все приведенные выше определения воли следует признать правильными, поскольку в каждом из них содержится нечто такое, что характеризует волю и ее проявления как психологический феномен. Вместе с тем в каждом из них чего-то существенного - того, что содержится в других ее определениях, недостает. Поэтому правильнее было бы попытаться объединить все эти определения в одно и руководствоваться целостным, интегральным пониманием воли. Существенные признаки воли, как следует из приведенных выше определений, заключаются в том, что воля всегда связана с разумом и сознанием человека, с принятием им сознательных и разумных решений, с приложением усилий, направленных на реализацию этих решений, с преодолением препятствий на пути к намеченной цели, с систематическим контролем целенаправленной деятельности и с конечной оценкой ее результатов. Волевые решения, кроме того, принимаются и реализуются человеком в условиях конкурирующих друг с другом, разнонаправленных мотивов (потребностей, влечений и т.п.), которые примерно одинаковы по своей побудительной силе.

Воля - это всегда самоограничение человека. Поступая волевым образом, добиваясь поставленной цели, реализуя одну из многих актуальных потребностей, человек осознанно лишает себя возможности удовлетворять другие потребности. На высших уровнях своего проявления воля предполагает, кроме того, опору на духовные, нравственные и иные высшие цели, ценности и потребности человека. «Волевое действие, - писал в свое время С. Л. Рубинштейн, - это... сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом» .

Существенным признаком волевого действия является усиленное внимание человека к нему, отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе его выполнения. Вместе с тем такое действие характеризуется наличием отсроченного морального удовлетворения, которое человек получает в результате достижения связанной с волевым решением цели, успешного преодоления препятствий на пути к ней. Моральное удовлетворение возникает по той причине, что, несмотря на трудности, человеку все же удается добиться поставленной цели. У. Джемс, который много размышлял над проблемой воли, писал по этому поводу следующее: «Обширный мир, окружающий нас со всех сторон, задает нам всевозможные вопросы и испытывает нас всеми возможными способами. Некоторые из этих испытаний мы преодолеваем при помощи сравнительно легких действий и на некоторые вопросы отвечаем отчетливо сформулированными словами. Но самый глубочайший из всех вопросов, которые когда-либо предлагались нам миром, не допускает другого ответа, кроме немого сопротивления воли и сжимания фибр нашего сердца, когда мы говорим: „Пусть так, а я все же буду делать вот так“» .

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить или овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя, т.е. действовать вопреки своим естественным сиюминутным желаниям. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных, когда им приходится действовать, активно сопротивляясь своим ситуативным побуждениям . Никто и никогда еще не добился в жизни сколько-нибудь значительных успехов, не обладая волей.

При волевой регуляции поведения, порожденного потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их следующим образом: «Воля в собственном смысле слова возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого он должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя... как субъекта... который... возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними» .

Волевая регуляция может включиться в управление действием на любом этапе его выполнения: инициации (формирования намерения выполнить действие), выбора средств осуществления, следования заранее намеченному плану реализации действия или сознательного, временного отклонения от него, а также контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции на начальном этапе выполнения действия состоит в том, что человек осознанно отказывается от одних побуждений, мотивов и целей, силой воли подавляет их и начинает действовать в соответствии с другими, более слабыми или конкурирующими с ними, но имеющими высокий личностный смысл побуждениями, последовательно реализуя их вопреки сиюминутным желаниям. В выборе действия воля проявляется в том, что, отказавшись от привычного способа решения задачи, человек выбирает другой, более трудный способ и старается не отступать от него до тех пор, пока не добьется поставленной цели. Наконец, волевой контроль исполнения действия может состоять в том, что человек сознательно заставляет себя тщательнейшим образом проверять правильность выполнения действия тогда, когда сил или естественного желания делать это у него уже нет или они находятся на исходе.

  1. Понятие воли и волевого действия. Структура волевого действия.
  2. Функции воли.
  3. Физиологические основы воли.
  4. Волевые качества личности.
  5. Индивидуальные особенности воли.
  6. Диагностика.

1. Понятие воли и волевого действия. Структура волевого действия

Воля – это способность души, определяющая и побуждающая активность человека (К.К. Платонов).

Воля - ϶ᴛᴏ способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления (Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь).

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целœенаправленных действий и поступков (Маклаков А.Г.; Гамезо М.В.).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, главная функция воли состоит в сознательной регуляции активности в затруднённых условиях жизнедеятельности.

К внутренним (субъективным) препятствиям можно отнести усталость, страдание, желание развлечься, инœертность, леность человека и др.; к внешним – время, пространство, физические свойства вещей (нет инструментов или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута) и др.

В психологии проблема воли существует в двух вариантах: первый представлен традиционной проблемой самодетерминации, второй – проблемой саморегуляции. Волевая регуляция в варианте самодетерминации происходит через изменение смысла действия, обеспечивающего его побуждение, или, напротив - его торможение. Изменение смысла действия – необходимый психологический механизм волевого действия. Так, по мнению Л.М. Веккера, регуляция поведения и деятельности может происходить на трёх уровнях: сенсорно-перцептивном, произвольном и волевом:

1)на сенсорно-перцептивном уровне образы, регулирующие движения и действия, управляют поведением субъекта вне зависимости от его желания; действия непроизвольные – действия, совершаемые без постановки цели, неосознаваемые, совершаемые под воздействием восприятия (отдёрнул руку от горячего и пр.). Импульсивные действия - ϶ᴛᴏ действия, ʼʼзапущенныеʼʼ стимулом, совершаемые мгновенно, без обдумывания, кратковременные и нередко немотивированные.

К примеру, бывают случаи, когда человек осознаёт то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всœего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия и принято называть импульсивными. Степень их осознания резко снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, Воля связана с мыслительной деятельностью (выбор цели и средств для её достижения; выполнение задуманного действия) и чувствами.

2)на произвольном уровне действия регулируются сознательно и предполагают намерения, планомерность, контроль. Здесь действия производятся самим субъектом по определённому мотиву и не нуждаются в волевой регуляции, так как компоненты личности остаются невключёнными; действия произвольные – действия, совершаемые с постановкой цели, свободно выбранные, осознанные и мотивированные; на рис. 1 представлен механизм произвольного действия.

Рис.1. Механизм произвольного действия

3)волевая регуляция возникает тогда, когда человек встречается с препятствиями, трудностями. На этом уровне личность становится субъектом деятельности. На этом уровне человек вынужден создавать дополнительные мотивы (смыслы действия) и действие выполняется не ради первоначального мотива, а ради личностных ценностей человека или других людей. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, волевая регуляция - ϶ᴛᴏ подключение к непосредственным мотивам личностно значимых, чаще нравственных. Чем более нравственен человек, тем легче он осуществляет волевые действия.

Волевая регуляция есть высший уровень регуляции, являющийся разновидностью произвольного регулирования, особой формой его проявления (Иванников В.А., Веккер Л.М. и др.).

Сегодня наиболее перспективным является системное изучение процессов, принимающих участие в регуляции деятельности и поведения человека, овладения им самим собой (Абульханова-Славская К.А., Конопкин О.А., Калин В.К., Шульга Т.И. и др.).

Волевая регуляция как высший уровень произвольной регуляции нацелœена на совершенствование деятельности и поведения человека, а в конечном итоге на изменение его личности, ᴛ.ᴇ. волевая регуляция, с одной стороны, направлена на изменение результатов конкретной деятельности, а с другой – на самоизменение. Функциональная структура процесса волевой регуляции состоит из трёх компонентов : 1)мотивационно-побудительное звено (цель, мотивы); 2)исполнительское звено (способы действий и поведения как внешние, предложенные кем-то, так и внутренние, выработанные самими; 3)оценочно-результативное звено (результаты действий и результаты самоизменения субъекта).

На рис. 2 представлен механизм волевого действия.

Потребность - Мотив Цель План Реализация плана Рефлексия

Рис.2. Механизм волевого действия

(М1 и М2 – дополнительные мотивы)

Волевая регуляция – высший уровень произвольной регуляции. Она характеризуется намерением, целœенаправленностью, осознанностью, принятием решений, идущих от субъекта. Волевая регуляция реализуется в условиях преодоления субъективных и объективных трудностей, изменений в мотивационно-побудительной сфере деятельности и нацелœена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности и собственной личности.

Волевые действия – это действия, которые характеризуются следующими особенностями:

1)имеют целœенаправленный характер;

2)поставленная цель осознаётся (отражается во второй сигнальной системе, ᴛ.ᴇ. обозначается конкретными словами);

3)на пути к цели преодолеваются внешние (внутренние) трудности (Гамезо М.В.; Маклаков А.Г. и др.).

Следует отметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствий является волевым: к примеру, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны, прежде всœего, внешними причинами, а не внутренними установками человека. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую нужно бороться, сознание крайне важно сти достичь её.

Волевые действия бывают простыми и сложными . Простые волевые действия привычны, препятствия легко преодолимы (к примеру, ʼʼТак не хочется сегодня делать зарядку, обливаться холодной водой, но… я ведь решил закаливаться, и я буду всё это делатьʼʼ.). Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится человеком, должна быть достигнута сразу. Чаще всœего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели. Сложные волевые действия включают в себя целый ряд более простых, связаны с преодолением внутриличностных конфликтов и внешних препятствий, требуют больших усилий (к примеру, подготовиться к экзамену, завершить образование, добиться успехов в спорте, преодолеть негативные черты характера, сформировать желаемое качество личности, выбрать или сменить профессию, вступить в политическую партию, выбрать супруга, поменять место жительства и др.). Οʜᴎ служат основой трудовой, учебной и других видов деятельности. Профессиональный и личностный рост человека невозможен без осуществления сложных волевых действий.

К примеру, чтобы получить профессию учителя, нужно поступить в педагогический университет, полностью выполнить всœе учебные программы, прочитать и усвоить большое количество специальных источников, сдать крайне важно е количество зачётов и экзаменов. Цель конечная – стать учителœем – должна быть привлекательной, но для её достижения потребуется выполнять действия, многие из которых выступают для человека как трудные, нежелательные, неприятные. В то же время у него возникают актуальные потребности и мотивы, желания, непосредственно не связанные с этой целью, но в данный момент являющиеся для него наиболее привлекательными – чтение, спорт, отдых и многое другое, от чего быстро и легко можно испытать чувство удовольствия.

Чтобы эффективно выполнять учебную деятельность, студенту придётся убеждать или заставлять себя совершать менее привлекательные и более трудные действия, отказываясь от более лёгких и приятных, что может вызывать усталость, утомление, раздражение. Данные чувства также требуют преодоления, иначе они будут ухудшать результаты работы. Понужнобиться делать выбор между тем, что хочется, и тем, что крайне важно, разрешать внутриличностный конфликт.

Обучение в вузе часто сопряжено с преодолением различных внешних препятствий, к примеру, переездом в другой город, устройством жилья, поиском нужной литературы, соблюдением режима и т.п. Преодоление этих препятствий также требует от человека реализации волевых действий. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает.

Пример сложного волевого действия: альпинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задолго до восхождения. Сюда включаются тренировки, осмотр снаряжения, подгонка креплений, выбор маршрута и т.д. Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут своё восхождение. Или: когда человек хочет утолить жажду, он встаёт, наливает воду в стакан и т.д.

Вместе с тем следует учитывать, что высокая субъективная значимость цели, острота противоречивых тенденций во внутреннем конфликте, трудности преодоления внешних препятствий могут превысить возможности человека, оказаться непосильными. К примеру, в случае если юноша выбирает профессию без учёта своих реальных способностей, спортсмен ставит перед собой нереальную цель, то каждый из них может потерпеть неудачу, не сумев выполнить задуманное, не достигнув поставленной цели и испытывая при этом горечь разочарования.

Понятие воли в психологии

Воля – одно из сложнейших понятий в психологии. Существует несколько толкования данного понятия:

  1. Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. (Советская общая психология)
  2. Воля – это форма психического отражения, в которой отражаемым является объективная цель, стимулы ее достижения, возникающие объективные препятствия; отраженным становится субъективная цель, борьба мотивов, волевое усилие; результатом является действие и удовлетворение достижением цели. Препятствия, которые приходится преодолевать человеку на пути к достижению цели, могут быть как внутренними, так и внешними.
  3. Воля – это сторона сознания, его деятельностное и регулирующее начало, призванное создавать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо.

Другими словами воля - это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдерживать внешние проявления эмоций или даже показать совершенно противоположное.

Основными функциями воли являются побудительная, стабилизирующая и тормозная .

Побудительная функция воли обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачиваются), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища).

Стабилизирующая функция – поддержание активности на должном уровне при возникновении внешних или внутренних помех.

Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без процесса торможения. В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели.

Исходя из основных функций воли можно говорить волевой регуляции поведения.

Волевая регуляция поведения – это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сдерживание их.

Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия – наличие препятствий и преград .

Внешние препятствия – время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей и др;

Внутренние препятствия – отношения и установки, болезненные состояния, усталость и тд.

Чаще всего в жизни человека воля проявляется в следующих типичных ситуациях, когда:

Необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, установками, несовместимыми друг с другом;

Несмотря ни на что надо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

Следует воздержаться от исполнения принятого решения в силу изменившихся обстоятельств.

Воля не является изолированным свойством психики человека, поэтому она должна рассматриваться в тесной связи с другими сторонами его психической жизни, прежде всего – с мотивами и потребностями . Воля особенно нужна тогда, когда непосредственно побуждающие к деятельности мотивы и потребности относительно слабы или есть сильные, конкурирующие с ними мотивы и потребности. Волевой человек подавляет одни свои мотивы и потребности ради удовлетворения других. Можно сказать, что воля заключается в способности действовать в соответствии с целью, подавляя непосредственные желания и стремления.

Волевой акт (действие)

Основным составляющим воли является волевой акт (действие). Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения.

Различают простые и сложные волевые действия.

Рис.1. Структура простого волевого действия

Рис.2. Структура сложного волевого действия.

Связь воли с другими психическими процессами

Могучим двигателем воли являются чувства. Равнодушный ко всему человек не может быть человеком сильной воли, потому что воля предполагает осознание своих чувств, их оценку и власть над ними. «Рабы своих страстей» (игроки, наркоманы и т. п.) – всегда безвольные люди. Волевое действие само по себе способно породить новое сильное чувство – чувство удовлетворения от выполненного долга, преодоленного препятствия, достигнутой цели, на фоне которого часто забывается старое, подавленное чувство.

Глубока связь воли и с мышлением. Волевое действие – это действие обдуманное: прежде чем заставить себя поступать так, как необходимо в данных обстоятельствах, человек должен понять, осознать, продумать свои действия. Прежде чем преодолевать внешние препятствия, стоящие на пути к цели, надо найти оптимальные пути, обдумать замысел действия и составить его план.

Также волевое действие тесно связано с эмоциональной сферой личности и воображением. Выполняя его человек испытывает определенные эмоции, предполагает воображаемый результат.

Физиологические основы воли

Физиологические механизмы волевого поведения, волевых действий могут быть представлены следующим образом. В теменной части коры больших полушарий расположена двигательная область. Она связана со всеми участками коры, в том числе, с корковыми концами всех анализаторов. Эта связь обеспечивает то, что возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возможность достигнуть двигательной области и вызывать в ней аналогичный процесс.


Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости (это рабочий очаг в коре). Ретикулярная формация имеет важное значение в общем механизме волевого регулирования: своеобразный фильтр, отбирающий одни импульсы, идущие к коре, и удерживающие другие, не имеющие жизненного важного значения.

П.К. Анохин выдвинул понятие акцептора действия. Сущность его в том, что нервные процессы опережают течение внешних событий.
На основе прошлого опыта человек (и животные) предвосхищает и предвидит будущие воздействия на нервную систему. На основе сигнала в мозге восстанавливается весь комплекс нервных связей, вся система ассоциаций, выработанные многократным повторением.

Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга , в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии (болезненному безволию).

Воля, как регулирующая сторона сознания, имеет условно-рефлекторную природу. На основе временной нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целенаправленности поведения.

Человеку присуща способность накапливать информацию и действовать на ее основе, а также обобщать полученные извне сведения, знания, что достигается при помощи второй сигнальной системы . На основе второсигнальных связей осуществляется вся сознательная и целесообразная регуляция человеческого поведения, происходит выбор места, времени, характера, способа, интенсивности действия при реализации полученной информации.

У человека механизм предварительного реального действия развит гораздо лучше, чем у животных, система ассоциаций восстанавливается на основе самого минимального и отдаленного по содержанию раздражителя (слова, предмета, его свойства и т.д.).

Таким, образом, сознательно-управляемое поведение представляет собой результат взаимодействия сложных мозговых физиологических процессов и воздействия внешней среды.

Волевые свойства личности

С детского возраста человек выполняет действия и совершает поступки, в той или иной мере регулируемые волей. Жизненная практика закрепляет регулирование действий в виде волевых свойств личности.

К волевым свойствам личности относятся следующие:

1. Целеустремленность (проявляется в умении ставить и достигать общественно значимые цели).

2. Решительность (проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения). У него не хватает сил побороть противоречивые мысли и чувства, направить их в какое-то определенное русло.

Все это приводит к тому, что человек упускает время, а потом, когда все-таки оказывается перед необходимостью сделать выбор, хватается за первую попавшуюся, может быть, даже за самую худшую цель. Нерешительность проявляется и в том, что человек, не продумав, не взвесив, принимает поспешное решение.

3. Настойчивость (проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью).

Есть люди, которые на первый взгляд кажутся исключительно настойчивыми. Близкое же знакомство с ними показывает, что они просто упрямы. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными или, во всяком случае, не лучшими.

4. Выдержка (или самообладание) (проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели). Самостоятельность (умение по собственной инициативе ставитъ цели, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения). Свойством воли, противоположным самостоятельности, будет внушаемость. Люди, отличающиеся внушаемостью, не могут по собственной инициативе начать и закончить более или менее сложное волевое действие; Они проявляют активность в том случае, если получают указания, распоряжения, совет. Они быстро поддаются влиянию других людей.

К волевым свойствам личности относят и такие, как смелость , отвага , мужество , стойкость, дисциплинированность . Но они в значительной мере являются индивидуальным сочетанием рассмотренных выше волевых качеств.

Людей с высоким уровнем развития определенных волевых свойств справедливо называют людьми сильной воли. Есть люди, у которых низок уровень развития всех волевых свойств. Таких людей обычно называют слабовольными. Воля как регулятор поведения формируется в процессе жизни и деятельности. Первостепенное значение в развитии воли и формировании волевых свойств личности имеет повседневный регулярный труд.

У этого термина существуют и другие значения, см. Воля. В Викисловаре есть статья «воля»

Во́ля - способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.

Одна из высших психических функций. Воля как активный процесс принятия решения противопоставляется пассивной неосмысленной реакции на окружающие раздражители - Слабости.

Определение воли в психологии

Понятие воли родилось в философии, где воля определяется как способность разума к самоопределению, в том числе моральному, и порождению специфической причинности. Перейдя в психологию и неврологию, определение воли утратило моральный аспект и стало трактоваться только как психическая функция. Традиционное отнесение воли к высшим психическим функциям говорит о представлении о ней как о свойстве человека, но не животного, хотя некоторые исследования животных ставят данное представление под сомнение.

В самом общем смысле воля рассматривается в психологии как способность человека к сознательной саморегуляции. Воля необходима как для совершения действия, так или для отказа от него. Основной элемент воли - это акт осознанного принятия решения. Воля близка к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который принимает такое осознанное решение должен оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия.

В более общем философско-психологическом понимании воля представлена у С. Л. Рубинштейна. Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, - это и есть волевые действия». Данное определение позволяет чётко отделить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер - в деятельности имеет место воля.

Некоторые психологи смешивают понятие воли как психической функции со способностью человека стремиться к достижению цели, в результате чего можно встретить такие определения: «Воля - сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели…».

В социологии также имеет место понятие воли. Социолог Ф. Н. Ильясов, например, определяет волю как «способность субъекта создавать иерархизированную систему ценностей и прикладывать усилия для достижения ценностей более высокого порядка, пренебрегая ценностями низкого порядка».

Вера в собственные силы, самодисциплина, проявление решительности, мужества, терпения – оказывается у воли так много названий. Но в зависимости от сложившихся обстоятельств, ситуации она приобретает иной облик. Воля – это одно из наиболее сложных явлений в современной психологии. Это некая внутренняя сила, способная управлять вашими решениями, поступками, а, вследствие этого, и результатами действий. Именно благодаря волевому характеру личность способна не только ставить перед собой, невыполнимые на первый взгляд, цели, но и достигать их, преодолевая какие-либо препятствия на пути к этому.

Виды воли в психологии

Различают три наиболее распространенных вида этого важного компонента человеческой психики:

  1. Свободная воля именуется иными словами как духовная свобода. Именно эта свобода решений и поступков свойственна глубоко верующим личностям. Для примера стоит вспомнить, как живут монахи. Они с легкостью отказываются от материальных благ и живут «не по плоти, а по духу».
  2. Воля, называемая естественной, проявляется в свободе выбора, мышления, взглядов, суждений, поведения человека.
  3. И последний вид – это вынужденная воля, характеризующаяся навязанным решением. В данном случае вы вынуждены осуществлять свой выбор по необходимости в связи с определенными сложившимися обстоятельствами.
Развитие воли

В психологии развитие воли у человека относят, в первую очередь, к основным отличительным от поведения других живых существ, признакам. Принято считать, что это сознательное качество (то есть человеку свойственно контролировать проявление воли в своем поведении) возникло вместе с появлением социума, общественного труда. Воля связана с эмоциональными и познавательными процессами в человеческой психике.

Важно отметить, что она проявляет две функции:

  • побудительную
  • тормозную.

Именно своей активностью мы обеспечиваем функционирование первой, а тормозная выступает в единстве с предыдущей и проявляется в виде сдерживания тех проявлений активности, то есть поступков, что противоречат нормам морали, общества. Благодаря взаимодействию двух функций, человеку удается развивать в себе волевые качества, преодолевать препятствия на пути к достижению желаемого.

Если жизненные условия личности с самого детства были неблагоприятными, мала вероятность, что в ней будут развиты заветные волевые качества. Но решительность, настойчивость, дисциплинированность, мужество и т.п. можно всегда развить. Для этого главное, занимаясь различными видами деятельности, преодолевать как внешние, так и внутренние препятствия.

Но не будет лишним указать перечень тех факторов, что затормаживают волевое развитие:

  • избалованность малыша;
  • подавление любых решений ребенка посредством жесткой родительской воли.

Свойства воли в психологии

Определение воли. Волевой процесс

Волей называется способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.

Во́ля - психическая функция, заключающаяся в способности индивида к сознательному управлению своей психикой и поступками в процессе принятия решений для достижения поставленных целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание, целенаправленность, выдержку, инициативность, смелость и другие. Понятие «во́ля» очень тесно связано с понятием «свобода».

Человек не только отражает действительность в своих ощущениях, восприятиях, представлениях и понятиях, он еще и действует, изменяя окружающую его среду в связи со своими потребностями, намерениями и интересами.

Животное в своей жизнедеятельности тоже воздействует на внешнюю среду, но это воздействие происходит в процессе неосознаваемого приспособления. Направленная на изменение среды и приспособление ее к своим потребностям деятельность человека имеет иной, чем у животных характер: она выражается в волевых действиях, предваряемых осознанием цели и средств, необходимых для достижения этой цели.

Волевые процессы - Воля выражается в способности человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения. Любое действие всегда в той или иной степени сопряжено с психическим регулированием, т. е. волевым процессом.
В качестве источников волевого процесса выступают потребности и интересы, выражающиеся в стремлениях. В зависимости от степени осознанности стремления разделяются на влечения, желания, хотения. Стремления в свою очередь выражаются в постановке целей.

Волевые процессы - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей. Человек использует свою волю при принятии решений, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятствий на пути к цели.
Волевые процессы бывают простыми и сложными. К простым относятся те, которые непоколебимо ведут человека к намеченной цели, а принятие решений происходит без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выделяют следующие этапы:
- осознание цели и стремление ее достичь;
- осознание возможностей ее достичь;

Появление мотивов, связанных с достижением цели;
- борьба мотивов и выбор возможности достижения;
- принятие решения о возможных действиях;
- осуществление принятого решения.
Наряду с волевыми действиями человек часто выполняет и неволевые (автоматические и инстинктивные), которые совершаются без контроля со стороны сознания и не нуждаются в приложении волевых усилий.
В зависимости от характера протекания волевых процессов выделяют следующие волевые качества личности человека:
- целеустремленность;
- самообладание;
- самостоятельность;
- решительность;
- настойчивость;
- энергичность;
- инициативность;
- исполнительность.
Волевыми действиями называются такие действия человека, в которых он сознательно стремится к достижению определенных целей

Волевые действия взаимосвязаны с процессами мышления. Если без мышления не может быть настоящего сознательного волевого акта, то и само мышление правильно осуществляется только в связи с деятельностью

Этапы волевого процесса - Возникновение представления, осознание желания, хотение, исполнение решения.

Возникновение представления. Волевой процесс возникает с ясного представления, или мысли о цели, связанной с удовлетворением какой-либо потребности, и стремление, к достижению этой цели. Этот момент в протекании волевого акта, когда налицо имеется ясное сознание цели, связанное со стремлением к ней, называется желанием. Не всякое зарождение потребности имеет сознательный характер. В некоторых частных случаях возникающая потребность или еще не осознается совсем, или же осознается лишь смутно; тогда мы имеем налицо то психическое состояние, которое принято называть влечением. В отличие от желания, которое является результатом осознанной потребности и связано с ясным представлением цели, которая может удовлетворить потребность, влечение смутно, неопределенно, объект, на который оно направлено, не ясен.

Осознание желания, проявление в сознании четкого представления цели. Внимание концентрируется на объекте целевой установки, в сознании с исключительной яркостью выступают образы, связанные с представлением цели, мышление усиленно изыскивает средства для достижения этой цели.

Хотение. Желание подкрепляется или не подкрепляется наличием соответствующих средств и намерением осуществить это желание. Не всякое хотение претворяется в жизнь. Иногда перед человеком встают сразу несколько целей или может возникнуть сомнение в том, следует ли стремиться к данной цели. Начинается процесс так называемой борьбы мотивов. Именно в результате борьбы мотивов возникает окончательный выбор и решение, и итогом данного этапа может быть или решимость, или угасшее желания.

Исполнение решения, т. е. приведение его в действие. Сущность волевого поступка лежит именно в этом этапе.

Воля (философия) это:

Воля (философия) У этого термина существуют и другие значения, см. Воля.

Во́ля - феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающий формирование целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение.

Воля - это не физическая деятельность, не эмоциональная деятельность и не всегда сознательная деятельность человека; но деятельность, всегда отражающая принципы морали и нормы личности и указывающая на ценностные характеристики цели выбранного действия. Человек, осуществляя волевые действия, противостоит импульсивным желаниям, формируя в себе сильную личность.

Структура волевого поведения

В своей основе волевое поведение разделяется на две главные составляющие части - принятие решения и его дальнейшая реализация. Но если происходит несовпадение цели действия и потребности принятия решения, то данная ситуация часто сопровождается актом выбора, или как принято в психологической литературе называют данное состояние - борьбой мотивов. Выбранное личностью решение в дальнейшем реализуется в различных психологических условиях. Спектр таких условий может начинаться от таких моментов, в которых достаточно принять решение, а последующее действие после этого выбора осуществляется как бы само собой. Для данной психологической модели можно привести пример тонущего ребёнка, на спасение которого нужно только набраться мужества, а уже потом ситуация переходит в «автоматический» режим. Так же бывают условия, в которых реализации волевого поведения и выбора противостоит какая-либо сильная потребность. Для преодоления такой ситуации и осуществления конечной выбранной цели требуются специальные усилия, то есть проявление «силы» воли.

Воля в истории философии и психологии

Понятие «воля» имеет различные истолкования в истории философии и психологии. Связано это прежде всего с тем, что точно определение такому фундаментальному термину дать почти невозможно. Некоторые рассматривают волю как «силу», обусловленную извне через физические, психологические, социальные причины, и, даже, через божественное определение. Другие считают что воля - внутренняя, заранее заложенная самополагающая сила (см. Свобода воли). Например, в учениях волюнтаризма воля предстаёт как начальное, первичное основание всего мирового процесса, в частности, человеческой деятельности. Проблемы различия философских подходов к проблеме изучения и понимания воли попытались найти своё отражение в психологических теориях воли. Их разделяют на две основные группы. Первая - «автогенетическая» - рассматривает волю как специфическую, не сводимую к каким-либо другим процессам способность (нашло отражение в работах В. Вундта, Н. Ах, И.Линдворский и др.). Вторая - «гетерогенетическая» теория определяет волю как нечто вторичное. Данная способность является продуктом каких-либо других психических факторов и явлений. В данном случае воля выполняет функцию мышления, представления или чувств. (работы И. Ф. Гербарта, К. Эренфельс, Э. Мёйман и др.).

Основываясь на диалектическом и историческом материализме, Советская психология трактует понятие воли в контексте общественно-исторической обусловленности. В советской психологии основным направлением изучения Воли стало изучение фило- и онтогенеза происходящих из воли действий и высших психических функций. Как было показано Л. С. Выготским, произвольный характер действия человека есть результат опосредования взаимоотношений индивидуума, среды орудиями и знаковыми системами. Так, в процессе развития психики ребёнка первоначальные процессы восприятия и памяти приобретают произвольный характер, и в дальнейшем становятся саморегулируемыми. Параллельно с этим развивается способность к удержанию цели действия. Все это и приводит к развитию психической системы человека. Так же в СССР развитие получили «школы по теории установки», основанные на исследованиях советского психолога Д. Н. Узнадзе.

Воля в педагогике

В современности проблема воспитания воли имеет большое значение для педагогики. В связи с этим разрабатываются различные методики, имеющие цель в тренировке способности поддержания усилий для достижения цели. Воля неразрывна с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования как личности. Считается, что характер совместно с интеллектом является основой волевых процессов.

Воля и эмоции

В некотором роде воля - психическая деятельность. Так же воля - процесс рефлекторный. Предпосылка развития воли и волевого поведения нужно искать у животных. Каждое животное имеет врождённую реакцию, для которой стимулом служит ограничение движений. Таким образом, воля как активность, связанная с потребностью в преодолении преград, обладает самостоятельностью по отношению к мотивам, изначально создавшим данное поведение. Специфические действия некоторых лекарственных веществ на организм и «силу» воли позволяют говорить о наличии определенного мозгового аппарата, реализующего рефлекс «свободы». Доказано, что на механизмах волевого воздействия и усилия огромную роль играет система речевых сигналов (работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия). Воля тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека. Отсюда следует, что воля представляет собой самостоятельную форму психической жизни человека. В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к различным формам реагирования человека на внешние и внутренние значимые сигналы, воля, в противовес, препятствует чрезмерной генерации эмоционального возбуждения, способствует удержанию начального выбранного направления. Но так же волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счёт удовлетворения потребности преодоления самих препятствий. Поэтому наиболее продуктивной деятельностью человека оказывается сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.

«Воля тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека. Отсюда следует, что воля представляет собой самостоятельную форму психической жизни человека». Это неверно с точки зрения логики, в частности смысловой нагрузки: из тесной связи воли с действиями, сознанием и эмоциями человека вытекает её неотъемлемость в структуре психики человека, но никак не самостоятельность.

См. также

  • Свобода (философия)
  • Свобода воли
  • Свобода и воля (Даль)
  • Акрасия - слабоволие, несдержанность, поступок вопреки более лучшему варианту
  • Природа и сущность человека

Литература

  • Воля, в психологии и философии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Ссылки

  • Статья «Воля (философия)» (Большая советская энциклопедия)
Категории:
  • Эпистемология
  • Философские термины
  • Этика

Wikimedia Foundation. 2010.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ