Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Чем отличаются уровни высшего профессионального образования: бакалавриат, специалитет и магистратура. Что такое бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, в чём их разница В чём разница между бакалавриатом, специалитетом, магистратурой и аспиран

Что такое магистратура и зачем она нужна?

Магистратура – это вторая ступень высшего образования в болонской системе. После окончания бакалавриата выпускники делают выбор: искать работу или продолжить обучение в магистратуре, для того чтобы претендовать на более высокие должности.

Магистратура - это системный подход к обучению для работы в выбранной сфере деятельности. Студенты осваивают образовательную программу, проходят теоретическую и практическую подготовку к научно-исследовательской или профессиональной деятельности, что позволяет им получить глубокие систематические знания и навыки.

Три аргумента «ЗА» магистратуру:
A. Без нее вы не сможете поступить в аспирантуру и получить ученую степень (если вы бакалавр).
B. Вы сможете еще два года побыть студентом. Причем – бесплатно.
C. Вы можете получить ещё одну профессию или квалификацию, либо улучшить подготовку по уже полученной профессии.

РХТУ предлагает 39 магистерских программ по 14 направлениям подготовки. Это: «Химия», «Экология и природопользование», «Информационные системы и технологии», «Химическая технология», «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», «Биотехнология», «Техносферная безопасность», «Материаловедение и технологии материалов», «Стандартизация и метрология», «Организация и управление наукоемкими производствами», «Наноматериалы», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Лингвистика».

Полный список направлений подготовки магистратуры РХТУ можно посмотреть .

3. Поступление в магистратуру

Вы можете выбрать направление, которое отличается от указанного в вашем дипломе бакалавра. Выбор направления ничем не ограничивается.
Для поступления в магистратуру нужно сдать вступительное испытание. Вы должны подтвердить, что ваши знания, полученные в бакалавриате, подходят для обучения в магистратуре.
Например, чтобы поступить на направление подготовки «Информационные системы и технологии», вам нужно будет сдать устный экзамен по программам: «Информационные системы и технологии» или «Информационные системы в цифровой экономике», в зависимости от программы. А на направление «Биотехнология» – «Промышленная биотехнология и биоинженерия».

Информацию о вступительных испытаниях и минимальных баллах можно получить .
Документы для поступления в магистратуру вместе с примерами заполнения можно посмотреть .
Порядок учета индивидуальных достижений (для магистратуры он тоже существует)

4. Целевое обучение в магистратуре

Что такое целевое обучение? Это когда компания направляет вас на учебу в вуз, и вам не приходится оплачивать обучение, но взамен вы какое-то время работаете на эту компанию после окончания обучения.

Плюсы целевого обучения:
A. Вам гарантировано трудоустройство после получения диплома,
B. Вы проходите практику у работодателя,
C. Вам доступны дополнительные меры социальной поддержки в период обучения в вузе.
Список компаний, с которыми сотрудничает РХТУ в рамках направления студентов на целевое обучение, .

С 2013 года в рамках реализации Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в РФ отстраивается многоуровневая система высшего профессионального образования .

Соответственно бакалавриат, специалитет и магистратура являются уровнями новой формируемой системы высшего профессионального образования.

Каждый из этих уровней отличается:

    образовательными программами, утвержденными Минобрнауки РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям;

    образовательным цензом для поступления в образовательное учреждение высшего профессионального образования;

    сроком обучения на очной форме обучения;

    получаемым документом о высшем профессиональном образовании;

    приобретаемой квалификацией (степенью);

    формой итоговой государственной аттестации и

    возможностью дальнейшего обучения.

Статья 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Для удобства сравнения в таблице приведена обобщенная характеристика бакалавриата, специалитета и магистратуры:

Уровень высшего профессионального образования

Бакалавриат

Специалитет

Магистратура

Образовательные программы

ФГОС ВПО по направлениям подготовки бакалавриата

ФГОС ВПО по направлениям подготовки специалитета

ФГОС ВПО по направлениям подготовки магистров

Образовательный ценз при поступлении

Среднее общее образование или его эквивалент

Бакалавриат или специалитет

Сроки обучения на очной форме

Не менее 5 лет

Получаемый документ о высшем образовании

Диплом бакалавра

Диплом специалиста

Диплом магистра

Приобретаемая квалификация (степень)

Академический бакалавр, прикладной бакалавр

Специалист

Характер получаемого образования

Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации

Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению

Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность

Форма итоговой государственной аттестации

Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной

квалификационной работы

Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта)

Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации

Возможность дальнейшего обучения

Магистратура

Магистратура или аспирантура

Аспирантура

Из данной сравнительной таблицы видно, что:

    для освоения программ бакалавриата или специалитета:

    • необходимо иметь - среднее общее образование,

      а для программ магистратуры - высшее образование любого уровня;

ч. 2, 3 Статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

    в отличие от программ бакалавриата и специалитета обучать по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации;

    при этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования, утвержденной Минобрнауки РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям;

    прием на обучение в образовательное учреждение высшего профессионального образования осуществляется отдельно по каждой из этих программ.

пп. "б" п. 2 ч. 3 Статьи 12 «Образовательные программы», ч. 5 Статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Специалитет - это привычная для РФ система образования:

    специалистов готовят для практической деятельности в отдельной отрасли;

    срок получения этого уровня высшего профессионального образования составляет, как правило, 5 лет.

Однако многие вузы в последние годы перешли на болонскую (двухуровневую) систему высшего профессионального образования:

  • что предполагает подготовку и выпуск бакалавров и магистров;

разд. IX Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 гг., утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р

    желающий получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему высшего профессионального образования, поступает на бакалавриат;

    при условии успешного прохождения итоговой аттестации по этому уровню образования ему присваивается квалификация "бакалавр" и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования;

п. 2 ч. 5 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Бакалавры - могут продолжить обучение и получить степень магистра:

    при этом необязательно поступать в магистратуру в том же вузе. Прием на обучение по программам магистратуры осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний;

    условно степень бакалавра можно охарактеризовать как базовое высшее образование, а степень магистра - как дальнейшую специализацию.

ч. 3, 5, 6 Статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Магистратура - в отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры:

  • могут не только вузы, но и научные организации.

п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры"

Существенное отличие между бакалавриатом, специалитетом и магистратурой заключается также:

    в продолжительности обучения, которая устанавливается федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС);

    как правило:

    • для получения диплома специалиста обучаются - 5 лет,

      диплома бакалавра - 4 года,

      диплома магистра - 2 года.

ч. 4 Статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»;
п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 12.09.2016 № 1173 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 01.05.01 Фундаментальные математика и механика (уровень специалитета)";
п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 № 943 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 01.03.01 Математика (уровень бакалавриата)";
п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.08.2015 № 827 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 01.04.01 Математика (уровень магистратуры)"

МАГИСТРАТУРА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Камышанова Анна Евгеньевна,

канд. юр. наук, доцент, зав. Кафедрой гражданского права

и процесса, декан Юридического факультета

ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики»

MASTER’S DEGREE IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Kamyshanova Anna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,

Head of the Department of Civil Law and Procedure,

Dean of the Law Faculty of the Taganrog Institute of Management and EconomicsTaganrog

АННОТАЦИЯ:

Статья посвящена методическим особенностям организации учебного процесса в магистратуре по направлению подготовки «Юриспруденция» на основе образовательных стандартов 2010 года.

ABSTRACT:

The article is devoted to methodological features of the organization educational process in magistracy on a direction of preparation «Law» on the basis of educational standards 2010.

Ключевые слова: высшее юридическое образование, магистратура, образование, образовательные стандарты, образовательный процесс, юриспруденция.

Keywords: higher legal education; magistracy; education; educational standards; educational process jurisprudence.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») был утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. №1763.

Современная реформа высшего профессионального образования Российской Федерации и переход на уровневую систему обучения реализуют основные принципы Болонского процесса и требуют серьезной методической работы в этой области. Перевод российских образовательных стандартов по направлениям подготовки магистров обеспечивает возможность и удобство оценки достижения выпускником конечных целей обучения.

Для подготовки нового поколения специалистов – выпускников магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» разработана серия методических материалов, направленных на решение актуальных задач современного этапа реформирования образования в высшей школе и связанных: с переходом на многоуровневую систему образования; возрастанием требований к качеству и уровню практической подготовки выпускников; необходимостью внедрения опережающего образования выпускников, рассчитанного на подготовку магистрантов в условиях быстрого развития общественных отношений в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка; коренной реорганизацией системы самостоятельной работы студентов, использованием средств и способов активации мыслительной деятельности обучающихся, привитием навыков научной работы, созданием новых программ подготовки обучающихся, необходимостью активной работы по достижению творческих связей выпускников с будущими работодателями в качестве основного направления подготовки кадров для различных сфер государства и общества.

Магистратура - это образование для исследовательской карьеры и для работы по многим юридическим профессиям. Магистерское образование дает не только фундаментальную научную подготовку, но также инструментальные знания и навыки, которые высоко ценят любые современные работодатели.

Магистр – это образовательно-квалификационный уровень выпускника магистратуры, который, на основе квалификации бакалавра или специалиста, получил углубленные специальные навыки и знания инновационного характера, имеет определенный опыт их применения и продуцирования для решения профессиональных проблемных задач в определенной области. Магистр должен обладать широкой эрудицией, фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки, хранения и использования научной информации, быть способным к плодотворной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Магистр по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция должен быть подготовлен к профессиональной работе в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности, в учреждениях системы высшего и дополнительного профессионального образования.

Цель магистратуры — подготовка высококвалифицированных специалистов со степенью магистра по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования. Учебные планы магистерских программ, в рамках реализации Болонского процесса, в частности по «Юриспруденции», предоставляют студентам возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Учебный процесс в магистратуре осуществляется с использованием современных методик образования, с помощью традиционных и инновационных методов и технологий обучения.

Магистратура-это второй уровень двухуровневой системы высшего образования, созданной в процессе реформирования российской образовательной системы, согласно Болонскому процессу (Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования). В магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты.

Основная задача магистратуры - подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности.

В современной России магистерские программы начали создаваться примерно 10 лет назад. Это было отражением общемировой тенденции, направленной на унификацию программ и дипломов высшего образования. Собравшиеся в 1999г. в Болонье министры образования 31-й страны подписали декларацию о признании двухуровневой системы высшего образования: бакалавр - магистр. Внедряя в жизнь принципы Болонской декларации, европейские страны, включая Россию, Германию, Швецию, Финляндию и другие, начали процесс реформирования своих систем высшего образования.

В ТИУиЭ с 2011 года осуществляется подготовка магистров по новым ФГОС 2011 года, при этом разработаны и реализуются следующие магистерские программы:

1) «Теория и история государства и права; история учений о праве и государстве; сравнительное правоведение»;

2) «Гражданское право, гражданское процессуальное право»;

3) «Уголовное право, уголовный процесс, судебная власть»;

4) «Государственная власть и правовая система Российской Федрации».

В 2013 году был осуществлён первый выпуск 18 магистров.

Учебные планы построены по принципу модульной системы и включают общенаучный цикл дисциплин, а также профессиональный цикл, который включает 4 модуля:

1) историко-теоретический;

2) теоретико-фундаментальный;

3) международно-правовой;

4) практико-ориентированный.

При этом значительное место занимают дисциплины сравнительно-правовой, международно-правовой направленности: Зарубежное уголовное право, Принципы организации и деятельности судебной власти в России и зарубежных странах, Международное сотрудничество судебных и правоохранительных органов в области уголовного судопроизводства , Зарубежное гражданское и гражданское процессуальное право, Проблемы международного частного права, право международных организаций.

Большое значение в магистратуре уделяется прикладным дисциплинам, для проведения которых приглашаются ведущие специалисты-практики. Так, дисциплину «Судебные экспертизы в уголовном процессе» ведёт к.м.н., начальник Неклиновского филиала ГУЗ «Психо-неврологический диспансер» РО Каргин Марат Владимирович, дисциплину «Правовой режим недвижимости в РФ» преподаёт начальник отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области Годулян Анна Игоревна.

Особое внимание уделено трём видам практик. Учебная практика в виде юридического консультирования на 50% проводится на базе двух общественных приёмных Юридической клиники ТИУиЭ. Педагогическая (производственная) практика заключается в подготовке и проведении магистрантами занятий у студентов факультета СПО и бакалавров, а также в методической работе по составлению рабочих программ и учебно-методических материалов (заданий, практико-ориентированных кейсов, тестов). Научно-исследовательская практика предполагает выполнение научного исследования, работу в научных библиотеках, задания по рецензированию, аннотированию и иные. Нужно отметить, что каждому виду практики соответствует учебная дисциплина. Так, педагогическая практика связана с дисциплиной «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе», научно-исследовательская с дисциплиной «Организация научно-исследовательской деятельности».То есть студенты, получив теоретические знания, вырабатывают навыки их прикладного применения в ходе прохождения практики.

Интересной формой является рассредоточенный научно-исследовательский семинар. Научно-исследовательский семинар предусматривает следующие формы организации учебного процесса: дискуссии, семинары, самостоятельная работа студента, консультации.

Предусмотрено выполнение самостоятельной работы в форме выполнения рефератов, подготовки презентаций, анализа законов и специальной литературы, составления текстов проектов различных документов на предложенных условиях, составление текстов научных статей и докладов.

Целямипроведения научно-исследовательского семинара являются:

– включение научной работы студентов в качестве постоянного и систематического элемента их деятельности в рамках магистерской программы, включение их в жизнь российского и мирового научного сообщества. Для этого необходимо выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы, прежде всего — в процессе подготовки магистерской диссертации;

— обмен научной информацией и повышение качества научно-исследовательской работы преподавателей и студентов ТИУиЭ и российской юридической науки в целом;

— обеспечение высокого качества научных исследований по проблемам права, обработки и анализа данных и, как следствие, высокий уровень магистерских диссертаций. Научно-исследовательский семинар призван создать условия для приобретения магистрами опыта участия в научных дискуссиях, формирования и аргументации собственной позиции;

— выработка у магистрантов компетенций и навыков исследовательской работы, знакомство с актуальными проблемами и путями их решения;

— помощь магистрантам в выборе направления и темы исследования;

— получение навыков презентации исследовательских результатов;

— формирование основ информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности.

Научно-исследовательский семинар ведётся разными преподавателями, при этом каждый из нах «погружает» студентов в ту область, которая относится к сфере его научных и методологических интересов.

Следует выделить определенные преимущества обучения в магистратуре:

  • во-первых, для чтения мастер-классов в магистратуру приглашены лучшие преподаватели не только ТИУиЭ, но и ведущих ВУЗов Ростовской области, а также руководители государственных и негосударственных организаций с большим опытом работы, практикующие юристы: сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, учреждений юстиции, адвокаты и т.д.:
  • во-вторых, в магистратуре превалирует индивидуальный подход к каждому обучающемуся, что позволяет получать глубокие теоретические знания и практические навыки, опыт формирования и отстаивания правовой позиции, составления проектов документов, с которыми приходится работать юристам корпораций, служащим органов государственной власти и местного самоуправления, адвокатам, нотариусам;
  • в-третьих, по итогам обучения выдается государственный диплом магистра юриспруденции, который признается во всех странах Болонской системы;
  • в-четвертых, магистратура дает возможность дальнейшего обучения в аспирантуре Таганрогского института управления и экономики и другиз ВУЗов, развития идей магистерской диссертации в диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук;
  • в-пятых, магистрант становится современным высококвалифицированным юристом, востребованным юридическими службами организаций разных сфер деятельности и форм собственности, органами исполнительной и законодательной власти федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, он сможет заниматься научной и преподавательской деятельностью в высших учебных заведениях.

В отличие от бакалавриата, магистратура - это второй уровень двухуровневой системы высшего образования («4+2»), созданной в процессе реформирования российской образовательной системы. Подготовка в бакалавриате предполагает получение общих знаний и навыков, которые потом уже углубляются по специализации магистерских программ. Обучение в магистратуре также дает возможность получения знаний по новому направлению, которое может кардинально отличаться от направления подготовки, полученного в бакалавриате/специалитете.

Именно возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью, является одним из ключевых преимуществ системы «4+2» (бакалавриат + магистратура). Отбор на магистерскую подготовку осуществляется на конкурсной основе. Лица, не имеющие диплома бакалавра по соответствующему, направлению обязаны сдать экзамен.

Однако в такой возможности изменения направления подготовки таится и определённая сложность подготовки магистров. При одновременном обучении в одной учебной группе бакалавров, имеющих и не имеющих базовое высшее образование и, как следствие, разный «стартовый» уровень по направлению «Юриспруденция», итоговый уровень подготовки у них должен быть одинаковым. Достигнуть этого чрезвычайно сложно. Определённый объём знаний абитуриенты, не имеющие базового образования по направлению «Юриспруденция» получают в рамках подготовки к вступительным экзаменам, однако такая подготовка не может заменить 4-летний период обучения в бакалавриате по направлению «Юриспруденция». В преподавательской юридической среде активно обсуждается данная проблема, и представителибольшинства ведущих юридических школ высказывают мнение, что в юридическую магистратуру можно набирать только юристов, имеющих диплом бакалавра или специалиста.

Данная позиция также отражена на сайтах приёмных комиссий ведущих юридических вузов – специалистов и бакалавров по иным специальностям и направлениям подготовки в магистратуру по юриспруденции просто не принимают. Однако такая позиция не соответствует мировому опыту – в большинстве стран Западной Европы и в США допускается смена направления подготовки и получение дипломов бакалавра и магистра по разным направлениям. Видимо, российскому законодателю необходимо однозначно определиться с позицией по этому вопросу и исключать возможности разного применения стандарта образовательными организациями.

Несмотря на такие сложности, степень магистра дает возможность уверенно чувствовать себя в жизни, найти высокооплачиваемую работу, обеспечить базу для профессионального роста. Диплом магистра понятен и признаваем как в России, так и за рубежом. А это очень важно для успешной карьеры, оценки собственных способностей и возможностей.

Магистратура - вторая часть двухуровневой системы высшего образования, которая выпускает профессионалов с более углубленной специализацией, способных на решение сложных задач. Сферой их применения будет научно-исследовательская деятельность и самостоятельная аналитическая работа. Срок обучения на данном этапе составляет 2 года.

Основная задача магистратуры - подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Диплом магистра по уровню ближе к кандидатской диссертации, поэтому к нему предъявляются более высокие требования.

Степень магистра присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии. Согласно изменениям, внесенным в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (глава II, ст. 11), с 2011 года «получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается».

Поступление

Правом на участие в конкурсе для поступления в магистратуру пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата или специалитета. Для этого необходимо сдать специальный квалификационный экзамен (собеседование) и пройти по конкурсу.

При этом в магистратуру попадет лишь часть бакалавров, т.к. количество специалистов такого уровня будет меняться в зависимости от кадровой необходимости. Специалисты, желающие продолжить образование в магистратуре, смогут это сделать только на платной основе, так как для них магистратура считается получением второго высшего образования.

Перспективы

Выпускники-магистры смогут реализовать себя в науке, занимать должности, требующие аналитических и проектных навыков и умений, вести самостоятельную производственную или социально-экономическую деятельность.

Те, кто уже имеет степень бакалавра или дипломированного специалиста, не могут обучаться в магистратуре на бюджетной основе, т.к. это будет приравнено к получению второго высшего образования.

Степень магистра дает право на дальнейшее обучение в аспирантуре. Поступившим в магистратуру предоставляется двухлетняя отсрочка от армии.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ