Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Верны ли следующие суждения о истине. Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс) на тему: типовые вопросы раздела "Познание" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

1. (А2). Рациональное познание, в отличие от чувственного

1) присуще только образованным людям

2) формирует понятия о предмете

3) является критерием истины

4) приводит к полезным результатам

2. (А4). Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложными являются знания, которые не соответствуют предмету изу чения.

Таким образом, он является предикатом возможного суждения, например, этого: весь металл - тело. Таким образом, мы найдем все функции понимания, если нам удастся полностью определить функции единицы в суждениях. Если кто-то определяет понимание в целом власти правил, то суд будет властью подчиняться по правилам, то есть решать, вещь или не подлежит определенному правилу. Общая логика не содержит предписания для решения и не может содержать ее. Фактически, поскольку он абстрагируется от всего содержания знания, ему остается разоблачить аналитически отдельно простую форму знания в соответствии с понятиями, суждениями и рассуждениями и таким образом установить формальные правила всего использования понимания.

Б. Ложными являются все те знания, которые непроверенны экспери ментальным путём.

3. (А4). Верны ли следующие суждения об истине?

4. (В3). Установите соответствие между видами познания и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую пози цию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАНИЯ

Теперь это правило, именно потому, что это правило, потребует нового образования суждения; Таким образом, мы видим, что если понимание способно наставляться и вооружаться по правилам, суд является особым даром, который не может быть изучен вообще, а осуществляется только. Таким образом, уникальная и большая полезность примеров состоит в том, что они заостряют суждение. На самом деле, что касается точности и точности взглядов на понимание, они, как правило, наносят им ущерб, потому что они редко адекватно выполняют условие правила и ослабевают кроме того, напряженность понимания, необходимая для восприятия во всей их достаточности правил в универсальном и независимо от конкретных обстоятельств эксперимента, так что вы привыкли использовать их скорее как формулы. только как принципы.

ВИД ПОЗНАНИЯ

А) обогащение повседневного опыта

1)житейское

Б) обобщение фактов на уровне теории

В) субъективность восприятия

Поэтому примерами являются костыли суждения и что нельзя обойтись без тех, кому не хватает этого естественного дара. Туманная или ограниченная голова, в которой желают только правильная степень понимания и собственные концепции, вполне может быть получена от обучения к эрудиции. Но, как тогда, чаще всего, этот недостаток также сопровождает другой, нередко можно найти высокообразованных людей, которые постоянно замечают, что они используют свою науку этим непоправимым пороком.

Почему важная функция понимания также является самой трудной? Ибо справедливо сказать, что суждение является основной функцией ума. Как только мы думаем, как только мы говорим, мы судим, и надо понимать, что мы представляем реальность законам ума. Фактически, в силу собственной власти, понимание объединяет сенсорное разнообразие, применяя к нему его понятия, являются ли они его чистыми или априорными понятиями, такими как причинность, субстанция, единство, множественности или ее эмпирических концепций.

2)художественное

Г) стремление к достоверности, доказательность

Д) образность и оригинальность отражения объек

3)научное

тивной действительности

5. (В6). Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на мес то пропусков.

Это означает, что концепция не является объектом интуиции. Он основан на деятельности, функции, пишет Кант, и он указывает, что это должно быть понято следующим образом: «единство действия, которое устраивает различные представления под общим представлением». И из этих понятий «понимание не может использовать ничего другого, кроме как судить по их средствам».

Вот почему понимание может быть безразлично определено как спонтанность знания в отношении восприимчивости чувствительности, способности мыслить или формировать понятия или власть судить. Что Кант синтезирует в выражении: понимание - это сила правил. Мы должны начать с этого определения, чтобы понять переделку Канта теории суждения. До сих пор он анализируется как предикативный акт.

Наука - это особая сфера духовной деятельности (А), направ ленная на получение теоретически систематизированных знаний о закономер

мировоззренческую, производственную и социальную функции. Наука участву

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каж дый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам пот ребуется для заполнения пропусков.

Кант заменяет идею атрибуции того, что касается предположения. С этим понятием наш философ помещает ум в положение законодателя, налагающего порядок в своих представлениях, путем применения понятий или общих категорий понимания, а также разумной интуиции относительно самих понятий. Объединить средства, чтобы привести человека под всеобщее или всеобщее или сделать это согласно закону.

Но есть ли правило, чтобы стандартизировать применение правил понимания, чтобы испытать, т.е. решить, есть ли вещь или не подчиняется данному правилу?? На самом деле существует сложность суждения. Ибо опыт всегда сингулярен, и если мы вмешиваемся с подпунктом, в понятии которого он не является частным случаем, мы ошибаемся. Поэтому неправильное использование понятий и законов или отсутствие суждения одно и то же. Поэтому можно быть очень изученным в данной области и неспособным применять правила общего знания к конкретным случаям.

Список терминов:

1) личность

2) общественные отношения

3) познание

4) производительная сила

5) мировоззрение

6) социальный институт

7) человек

8) производственные отношения

9) общество

В таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Кант подчеркивает, что это свойство глупости, и он утверждает, что нет такого лечения для такого порока. Нет никакого лечения, потому что невозможно определить правило, которое должно соблюдаться, чтобы хорошо применять правила понимания. Это невозможно, с одной стороны, потому что логика - это наука о формальных правилах речи. Оставляя в стороне содержание предложений, он не может предписывать принцип способности не только включать форму высказываний, но и вопрос, заданный экспериментом. С другой стороны, это невозможно, поскольку, если можно определить норму, которая управляет применением правил понимания, снова необходимо будет определить правило, регулирующее применение правила применения правил и, следовательно, до бесконечности.

6. (С6). С помощью трёх примеров проиллюстрируйте основные положения эти ки современного учёного. Сначала сформулируйте этическое правило, затем приведите пример.

7. (С6). Подтвердите с помощью трёх примеров следующее суждение философа Э.В. Ильенкова: «Умный человек … даже при небольшом запасе усвоенных в школе знаний, умеет использовать эти знания для решения вопросов, встающих перед нами ежеминутно и ежечасно».

В отсутствие определяемого правила нельзя научиться хорошо рассуждать. Для этого требуется качество духа, связанное с подарком, а не обучение. В принципе, это требует здравого смысла, и не все мужчины сияют этой способностью правильно применять правила понимания. Тем не менее, что человек не может научиться правильно оценивать, это не означает, что суждение не может быть усилено физическими упражнениями.

Мужчины действительно могут ошибаться в применении правил к конкретным случаям. Либо потому, что им не хватает естественного суждения, без недостатка понимания, и если они видят генерала в абстрактном выражении, они не могут отличить, содержится ли случай в конкрето, или потому, что они не недостаточно подготовлены в этом суждении примерами и реальными делами. Кант приводит пример врача, юриста, государственного деятеля, который может быть очень изучен в своих соответствующих знаниях, если речь идет о рассмотрении общих и абстрактных представлений, другими словами, о концепциях и законах.

8. (С9). Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу подня тых в приведённых высказываниях проблем. Приведите необходимыеаргумен" ты для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания , полученные в курсе обществозна ния, соответствующиепонятия, а такжефакты общественной жизни и соб ственный жизненныйопыт .

С другой стороны, когда речь заходит об использовании их в конкретных случаях, в реальных ситуациях их отсутствие суждения показывает, что знаний, даже если они очень заострены, недостаточно. Между теорией и опытом необходим средний срок, и это обеспечивается способностью судейства.

Отсюда интерес для этого практиковать на конкретных случаях. В этом смысле есть полезность примеров, хотя мы не должны упускать из виду их опасность. Они никогда не иллюстрируют в формальной чистоте правило или концепцию и не могут умывать умы в их точности и интеллектуальной точности. Тогда риск состоит в том, что теоретические принципы вырождаются в простые прагматические формулы. Это делает кровать невежества, хотя и не имеет реальной выгоды для способности судить, потому что никто не знает, как применять правило лучше, чем тот, кто овладевает теоретической строгостью, но для того, кто не имеет естественного суждения, примеры могут быть по сравнению с «костылями суждения».

1. «Ученье без размышления есть потеря времени, размышление без учения опасно» (Конфуций).

2. «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние» (Г. Адамс).

3. «Всякое познание берёт начало от разума и исходит от чувств» (Ф. Пат рици).

4. «Мы столько можем, сколько знаем. Знание - сила» (Ф.Бэкон).

Метафора означает, что, поскольку костыль - это то, что поддерживает хромой недостаток его ноги, образцовая обоснованность некоторых конкретных случаев может помочь преподавателю ошибиться, показывая универсальность в конкретном, Таким образом, он дает материал для обострения способности мыслить конкретное под универсальным в том, кто его исключительно лишил.

Решающее суждение и рефлексивное суждение

Способность судить в целом - это способность мыслить индивида, понимаемого под универсальным. Если дается универсальное, то решающее значение имеет способность судить, что подпадает под него. Если дается только конкретное, и способность судить должна найти универсальную, она просто отражает.

5. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. Гельвеций).

О т в е т ы к т е с т у

1. Правило: учёный должен быть честен и объективен, добросове

Способность судить о детерминации в соответствии с универсальными трансцендентными законами, которые дает понимание, распространяется только; закон предписывается для него априори, и ему не нужно думать о себе закона, чтобы подчинить индивидуума природе по отношению к универсальному. - Однако существует так много разных форм природы и, так сказать, столько модификаций универсальных трансцендентных понятий в природе, которые остаются неопределенными законами, которые чистое понимание дает априори, эти законы, касающиеся только возможности природы, что для этого тоже должны быть законы, которые, конечно, как эмпирические законы, могут зависеть от нашего понимания, но которые, однако, заслуживают того, чтобы быть упомянутыми законами, должны рассматриваться по необходимости от принципа единства различных, хотя это нам неизвестно.

стно проверяя результаты своего открытия. Пример: учёный Д.

выдвинутой им теории, потому что он руководствовался правилом

«Платон мне друг, а истина дороже».

Способность судить рефлексивную, которая обязана вернуться от конкретного в природе к универсальному, поэтому нуждается в принципе, который он не может заимствовать из опыта именно потому, что он должен найти единство всех эмпирических принципов при одинаково эмпирических, но превосходных принципах и, следовательно, возможность систематического подчинения этих принципов друг другу. Способность осмыслить рефлексию может только дать себе такой трансцендентальный принцип для себя как закон, не имея возможности заимствовать его в другом месте или предписывать его природе, поскольку отражение законов природы регулируется природой и что он не урегулирован на условиях, в соответствии с которыми мы стремимся приобрести концепцию, весьма условную по отношению к ней.

2. Правило: учёный должен проявлять уважение к творцам науки

прошлого, к своим коллегам, для учёного недопустим плагиат.

исследователей, его предшественников.

Дело не в том, что нужно действительно признать такое понимание, но, наоборот, эта способность при этом дает себе закон только для себя, а не для природы. Теперь, поскольку понятие объекта, поскольку оно одновременно отражает основание реальности этого объекта, называется концом и что окончательность формы вещи называется соглашением того, что С конституцией вещей, которая возможна только с концов, принцип способности судить, в отношении формы вещей природы по эмпирическим законам в целом, является окончательностью характер в его разнообразии, а это означает, что по этой концепции природа представляется так, как будто понимание содержало принцип единства разнообразия его эмпирических законов.


Окончание табл.

6 С6 3. Правило: учёный должен думать о социальных последствиях

своих открытий, следуя принципу, впервые сформулированному Гиппократом, «не навреди». Пример: академик А.Д. Сахаров, ко торого называют «отцом водородной бомбы», получил Нобелевс кую премию мира за то, что он активно выступал за нераспро странение ядерного оружия. Пример: учёные первые выразили тревогу за последствия НТП и активно включились в профессио нальные и массовые экологические движения. Пример: учёный Н. Бехтерева заявила о прекращении ряда экспериментов по рас ширению возможностей человеческого мозга из за непредсказуе мости последствий.

Могут быть приведены другие примеры, сформулированы иные правила

7 С6 Примеры:

1. Знания, полученные на уроках физкультуры, можно использо вать для создания собственной системы здорового образа жизни. Школьные знания можно использовать для поступления в инсти тут и далее для непрерывного образования и решения текущих проблем.

2. Знания школьного курса химии и биологии можно использо вать при выборе продуктов питания.

3. Знания, полученные на уроках истории, помогают ориентиро ваться в текущих политических событиях и правильно выбрать позицию на голосовании за партию или за кандидатов на госу дарственные должности.

Могут быть приведены другие примеры

Человек и общество

Темы: Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества. Понятие общественного прогресса.

Многовариантность общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI века

Т е о р и я

Существует более 250 определений понятия «общество». Часть из них рас сматривает общество в широком, часть - в узком смыслах. Обратимся к неко торым из них.

Общество можно определить как группу людей, объединённых совместной деятельностью. При этом ключевое слово здесь - «деятельность». Когда учени ки одного класса встречаются на уроке истории с учителем, то интересы и цели учеников и учителя могут существенно отличаться. Однако изучение истории станет той деятельностью, которая объединит их на 45 минут.

Общество в наиболее широком смысле определяется как часть окружающе" го мира, обособившаяся от природы. В чём же проявляется это обособление? В нашей с вами жизни социальные нормы (рамки поведения) могут преобладать над биологической составляющей человека. «Так не принято», - думаем мы и отказываемся пить из лужи.

Общество может рассматриваться как определённая историческая ступень (первобытное общество, индустриальное общество и т.д.). Из курса истории можно вспомнить следующую классификацию типов обществ.

ОБЩЕСТВО

При этом каждое из этих обществ имеет свои отличительные черты. Так, для аграрного общества характерно занятие сельским хозяйством, для индустри ального - развитие промышленности, а для постиндустриального - развитие сферы услуг. Внеэкономическое принуждение используется в аграрном обще стве, позже оно приобретает характер экономического. Можно найти и другие линии сравнения обществ.

Ещё одно определение представляет общество как динамичную систему . Динамичную - значит, находящуюся в постоянном развитии; систему - как сложное явление, состоящее из взаимосвязанных элементов. Основными эле

ментами этой системы являются экономическая, социальная, политическая и духовная сферы жизнедеятельности общества, которые находятся в постоян ном взаимодействии.

В качестве основного элемента общества можно также рассматривать соци альный институт. Социальные институты - исторически сложившиеся ус" тойчивые формы организации совместной деятельности людей, которые регу" лируются социальными нормами и направлены на удовлетворение фундамен" тальных потребностей общества . Это достаточно сложное определение можно разбить на четыре смысловые части. Во первых, социальные институты скла дываются исторически. Во вторых, это устойчивые формы организации совмес тной деятельности людей. В третьих, деятельность социальных институтов ре гулируется многообразными социальными нормами. В четвёртых, деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение фундаментальных пот ребностей общества. Учёные выделяют пять основных общественных потребнос тей. Назовём их и приведём примеры социальных институтов.

Общественная потребность

Примеры социальных институтов

Потребность в воспроизводстве рода

Потребность в безопасности и социальном порядке

Государство

Потребность в средствах существования

Производство

Потребность в получении знаний, социализации

Образование, наука

подрастающего поколения, подготовке кадров

Потребность в решении духовных проблем, поиске

смысла жизни

Если задаться вопросом, является ли семья социальным институтом, то от вет будет однозначно положительным. Потому что: во первых, институт семьи сложился исторически, во вторых, … а далее мы просто приведём оставшиеся характеристики социального института, разобранные ранее.

Прогресс - это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, к более совершенному.

Регресс - это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Общественная жизнь может развиваться путём революций или путём ре форм.

Многовариантность общественного развития проявляется в существовании разных типов обществ, которые можно классифицировать, например, так:

1) дописьменные и письменные общества;

2) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное обще ство, капиталистическое общество, коммунистическое общество;

3) развитые, развивающиеся, отсталые общества;

4) традиционное, индустриальное, информационное общества. Современный мир - целостная система, со своими подчас крайне глубоки

ми противоречиями. Целостность мира отражается в процессе его глобализа ции, противоречивость - в глобальных проблемах человечества.

1. (А1). Понятия «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют об щество как

1) динамичную систему

2) часть природы

3) окружающий человека материальный мир

4) статичную систему

2. (В1) . Запишите слово, пропущенное в схеме.

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Социальная

Политическая

Духовная

3. (В3). Установите соответствие между элементами общественной жизни и сфе рами жизни общества. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) обмен продуктами Б) деятельность государственных органов

В) участие в работе религиозной организации Г) взаимоотношение социальных групп Д) разработка философской теории

Запишите в таблицу выбранные цифры.

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1) экономическая

2) духовная

3) социальная

4) политическая

4. (В4) . Найдите в приведённом списке глобальные проблемы ХХI века и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) широкое распространение наукоёмких технологий

2) распространение ядерного оружия

3) перенаселение ряда регионов

4) исчезновение многих видов животных и растений

5) спад производства

6) сокращение запасов пресной воды

5. (В5). Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обоз начено определённой буквой.

(А) Пять лет назад был закрыт на реконструкцию один из величайших куль турных центров страны - Большой театр. (Б) Необходимость восстановления памятника искусства мирового уровня, на наш взгляд, не вызывает сомнения.

(В) Ещё 9 млрд рублей потребуется для завершения его реконструкции. (Г) Та кое удорожание можно связывать с разными экономическими процессами, в том числе и с процессами инфляции.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

6. (В7). Найдите в приведённом списке примеры влияния природных факторов на развитие общества и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) отмена крепостного права в России в 1861 г.

2) совпадение территории расселения различных восточнославянских племён с бассейнами крупных рек

3) распад империи Карла Великого

4) создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте

5) введение «уроков» и «погостов» княгиней Ольгой

7. (С1–С4). Прочитайте текст и выполните задания.

«Если общество - это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельнос ти людей, производящая и воспроизводящая социальные процессы самого чело века как личности, то деятельность человека, отношения, в рамках которых осуществляется деятельность, социальные институты, поддерживающие отно шения, - главные, хотя и не единственные, его элементы.

Понятие общества следует отличать от других близких понятий: «государ ство», «народ», «нация». Государство - это основанная на праве и законе форма организации жизни народов и наций как сообществ. Государство - главный ап парат управления страной (обществом) и сама страна. Народ - преимуществен но социальная форма общности людей, связанных языком, культурой, проис хождением. Нация - этносоциальная форма общности людей, связанная с госу дарственностью, экономическими, политическими, духовными отношениями. Эти понятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет нации, нация невозможна вне государства. Всеохватывающим понятием является по нятие общества.

Специфика общества связана с признаком самодостаточности. Самодоста точной называют систему, способную своей собственной деятельностью (функ ционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности. Применительно к системе общества это озна чает способность производить всё необходимое для совместной жизни людей. Такими необходимыми условиями выступают экономические, политико право вые, нравственные и духовные процессы. Необходимые условия для своей жиз ни люди создают в ходе совместной деятельности, являющейся основной суб станцией, способом существования людей в мире» (Б.И Каверин, И.В. Демидов) .

С.3. В тексте упоминаются социальные институты. Дайте определение понятия «социальный институт». Охарактеризуйте любые два социальных института.

С.4. Автор утверждает, что совместная деятельность является «основной суб станцией существования людей». Опираясь на знания обществоведческого кур са, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

8. (С7). В 1996 г. в 40 странах мира было проведено исследование о распростра нённости занятий в свободное время. Было опрошено по 1000 человек в каждой стране. В России исследование проводилось Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). (Сумма превышает 100%, так как респонден ты могли давать несколько ответов.)

Сформулируйте любые два вывода по результатам опроса. Приведите обос нование каждого сделанного вывода.

Виды досуга

Цифры даны в % от числа опрошенных

Просмотр телевидения, видеозаписей

Прослушивание музыки

Компьютерные игры

Посещение концертов, театров, выставок

Другие ответы

9. (С8). Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Угрозы XXI века - следствие НТР». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или бо лее детализированы в подпунктах.

10. (С9). Выберитеодно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведи те необходимыеаргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйтезнания , полученные при изучении курса обществознания, соот ветствующиепонятия, а такжефакты общественной жизни и собственный жиз ненныйопыт .

1. «Человек вне общества - либо Бог, либо зверь» (Аристотель).

2. «Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не под держал другого» (Сенека).

3. «Прогресс - отец проблем» (Честертон).

4. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал» (В. Жемчужников).

О т в е т ы к т е с т у

Экономическая

Общество способно «своей собственной деятельностью (функциони

рованием) создавать и воссоздавать необходимые условия для со

хранения целостности и самостоятельности... это означает способ

ность производить всё необходимое для совместной жизни людей»

«Эти понятия пересекаются: нет государства вне общества». Поня

тие общества является всеохватывающим понятием.

«Государство - главный аппарат управления страной (обществом)

и сама страна»

Социальный институт - это исторически сложившаяся форма сов

местной деятельности людей, регулируемая нормами, традициями,

обычаями, и направленная на удовлетворение потребностей.

1. Социальным институтом является семья - форма совместной

деятельности, которая регулируется как законодательно, так и

традициями, и направлена на потребность в продолжении рода.

2. Религия - социальный институт, направленный на удовлетво

рение духовных потребностей общества, поиске смысла жизни

Могут быть приведены следующие аргументы, подтверждающие

1. Человека делает человеком общение. Общение - это особый вид

деятельности.

2. В процессе деятельности человек осознаёт цели, прогнозирует

результат.

3. Только в процессе деятельности могут быть созданы условия для

его функционирования общества

Окончание табл.

8 С7 Вывод: в США и Венгрии в 1996 г. первое место в проведении досу

га занимало прослушивание музыки, а в России - просмотр теле передач.

Обоснование: тот факт, что в России в 1996 г. первое место в прове дении досуга занимало телевидение, можно объяснить гипервлия нием массовой телекультуры и тем, что проходившая в 90 е годы перестройка в нашей стране вызывала повышенный интерес росси ян к культурным и политическим новостям.

Вывод: в США посвящать досуг компьютерным играм готовы 18% опрошенных, а в России и Венгрии этот показатель не превышает 3–4%.

Обоснование: можно предположить, что в США в 1996 г. была бо лее развита индустрия компьютерных игр, в то время как в России и Венгрии компьютеризация только началась, эра массового рас пространения компьютеров ещё не наступила.

Вывод: в России чаще читают в свободное время (48%) по сравне нию с США (39%) и Венгрией (33%), зато жители США и Венгрии чаще, чем жители России, бывают в театрах (соответственно 9% и 3% опрошенных).

Обоснование: этот факт можно объяснить влиянием социальных условий и культурных традиций, сложившихся в этих странах. Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл

9 С8 Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие научно технического прогресса и технологических ре волюций:

а) неолитическая (аграрная) революция; б) промышленная революция; в) научно техническая революция.

2. Характеристика основных этапов НТР: а) первый период: 50 70 е годы XX в.;

б) второй период: с начала 70 х годов XX в. до современности.

3. Глобальные проблемы современности как угрозы XXI века: а) происхождение глобальных проблем современности; б) классификация глобальных проблем современности; в) взаимосвязь глобальных проблем современности; г) способы преодоления глобального кризиса


Человек и общество

Темы: Понятие культуры.

Формы и разновидности культуры. Религия. Искусство. Мораль

Т е о р и я

Раздел включает знания о таких общественных институтах, как образование и наука, мораль, религия, искусство.

Наиболее общим является определение культуры . В курсе истории культу ру определяют как совокупность материальных и духовных ценностей. В обще ствоведении понятие культуры более широкое:культура -это все виды преоб" разовательной деятельности человека и общества, а также все её результа" ты . Сложное, многогранное явление культуры всегда находится в развитии, в ходе которого, с одной стороны, сохраняются культурные традиции, с другой - появляется что то принципиально новое (новаторство в культуре).

Очень важен и сложен вопрос о функциях культуры . Зачем нужна культу ра? Можно выделить пять наиболее значимых функций культуры:

- приспособление к окружающей среде;

- накопление, хранение и передача культурных ценностей;

- целеполагание и регулирование жизни общества и деятельности человека;

- функция социализации (адаптации в обществе);

- коммуникативная функция.

Задумайтесь, и вы легко найдёте примеры проявления этих функций куль туры в обществе.

Учёные часто говорят о диалоге культур в обществе - взаимопроникнове нии и взаимообогащении культур. Попробуем выделить характерные черты раз ных видов культур, которые можно наблюдать в обществе.

Народная культура - это особый пласт национальной культуры: создаётся народом и бытует среди народа. Народная культура не имеет авторства, переда ётся «из уст в уста» и достаточно проста для восприятия.

Появление другого вида культуры - массовой - связано с определённым уровнем развития технологий, внедрением средств массовой информации. Та кая культура проста для восприятия, авторы рассчитывают на распространение своих произведений через современные средства коммуникации. Особая черта массовой культуры - её коммерческая направленность.

Элитарная культура рассчитана на узкий круг потребителей, так как сложна по форме и содержанию для восприятия. Получение коммерческой вы годы при этом возможно, но не обязательно. Скорее, это реализация потребнос ти в самовыражении авторов.

Теперь обратим внимание на особенности морали, искусства, религии как форм осознания окружающего мира.

Мораль и религия относятся к наиболее древним социальным регуляторам.

Мораль - особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними

А.Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.

1)

^ 2)

3) добытое только научным путем

4) доступное каждому

Продолжите предложения

Познание проходит две ступени чувственное и ……..

Существуют два типа исследования эмпирический и ……

Критерием истины, читают эмпирики …..

Знание в широком смысле – это….

^ Какое из приведенных утверждений является научным?

1) Время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит.

2) Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения.

3) Электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам.

^ 4) Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.

Верны ли следующие суждения об истине?

1) отражающее объективные свойства предмета

^ 2) содержащееся в научном трактате

3) добытое только научным путем

4) доступное каждому

Исправьте ошибку

Познание – это результат знания.

Чувственное познание основано на логике

Эмпирический уровень познания опирается на научных теориях.

Дайте определения:


  • Истина

  • Сенсуализм

  • Рационализм

  • Знание

  • Познание

Ответ:

^ Верны ли следующие суждения об истине?

А.Истинные знания всегда добываются экспериментальным путем.

Б.Истинны только те знания , которые соответствуют моральным представлениям людей.

^ 1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ:


  • А.Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.

  • Б.И научным знаниям, и знаниям , полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.
    Ответ:

    1) верно только А


  • 2) верно только Б

  • 3) верны оба суждения

  • 4) оба суждения неверны

Запишите слово, пропущенное в таблице.


МЕТОД

ПОЗНАНИЯ

………….


ХАРАКТЕРИСТИКА

Исследование явлений действительности в

контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях


Выдвижение гипотез

Выдвижение догадок, предположений , для объяснения

фактов, не укладывающихся в старые теории.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ