Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Воздействие информации на человека. Лавина информации и Знаний. Влияние информации на человека. Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

сти. Он формируется за счет фильтрации внешней информации с помощью языка, личного опыта (персональной истории), особенностей перцептивной системы (специфики работы органов чувств, анализаторов) и, в конечном счете, образует ментальную карту (или психологическую «карту мира») человека.

Территория – это громадный мир вокруг нас, все события и вещи в нем; тогда каккарта («ментальная карта») – наша модель, наше представление об этом мире.

Сознание – как главный ресурс общества

Если человеку не удастся найти адекватный ответ на новые стимулы, он или она испытают потерю контроля и бедствие. Инстинктивная реакция животного на стрессовые ситуации подразделяется на три основные категории: борьба, полет или испуг. Те же унаследованные реакции, по-видимому, лежат в основе наших негативных эмоций. Реакция «битвы» связана с гневом и агрессией. «Полет» соответствует страху и тревоге. «Испуг» - это реакция животного, которое замирает или «играет мертвым» перед лицом неконтролируемой опасности.

Ментальная карта – это символическое представление (не обязательно адекватное) в нашей психике реальности, всего внешнего и внутреннего мира, это присущая каждому человеку субъективная модель реальности, тех или иных ее фрагментов. Мы восприни-

маем мир в ходе повседневного опыта с помощью органов чувств, мозга и языковых систем, посредством которых осмысливается реальность. Первичный материал всегда богаче, чем отображающая его ментальная карта. Поэтому результаты нашего восприятия подобны карте, которая представляет мир, но не копирует его. У всех людей свои, специфические карты, или субъективные модели мира. И они в большей степени, чем сама действительность, определяют то, как мы интерпретируем окружающий мир, реагируем на его сигналы, какой смысл придаем своему поведению.

Превращение сообщения в информацию

Соответствующие человеческие эмоции кажутся ошеломляющими апатиями, отчаянием и депрессией, которые характеризуются беспомощностью. Агрессия - это краткосрочная реакция, которая не может длиться очень долго. Однако беспокойство и страх могут постоянно присутствовать. Страх направлен на конкретную, пугающую цель, тогда как тревога - это обобщенное ожидание того, что могут произойти плохие вещи. Это кажется наиболее вероятным ответом на продолжающийся опыт непредсказуемых и неконтролируемых изменений.

Нейролингвистические программы определяют, что и как мы воспринимаем и интерпретируем. От их характера и совершенства непосредственно зависят восприятие и обработка информации, образ мышления, ощущения, действия и жизнь вообще. Программы, имеющиеся у разных людей, существенно отличаются не только с точки зрения субъективных ощущений, но и с точки зрения эффективности решения жизненных проблем. Поэтому разные люди неодинаково воспринимают одни и те же события и даже слова и по-разному реагируют на них.

Какой же можно сделать вывод из всего вышесказанного?

Апатия и депрессия, скорее всего, будут результатом длительного процесса неудачных попыток контролировать стрессовую ситуацию. Влияние на общество Не только отдельные люди, но и общество в целом, вероятно, подвергнутся этим негативным последствиям слишком быстрых изменений. Три основных подхода легко распознаются в современных моделях социального поведения. Агрессия, направленная ни на кого, в частности, не лежит в основе таких явлений, как вандализм и хулиганство. Лица, работающие с амоком и стрельбой по количеству невинных свидетелей, могут пострадать от более экстремальной версии этого состояния.

Столь важная роль ментальных карт (программ) в восприятии и отборе стимулов делает их одним из ключевых звеньев в управлении психикой. Они как бы предопределяют

и программируют наше общее восприятие и общую реакцию на мир. На протяжении многих тысячелетий ментальные карты формировались преимущественно стихийно с помощью традиционных институтов социализации: семьи, церкви, школы и т. д. В конце ХХ века стало возможным, как считают создатели НЛП, целенаправленно в сравнительно короткий промежуток времени формировать или по крайней мере существенно изменять наши «программы». Этим, собственно, и занимается нейролингвистическое программирование. Сле-

Беспомощность и отчаяние можно признать во все более распространенном синдроме «выгорания» и в столь частых депрессиях. Наркомания может быть еще одним из симптомов. Но, пожалуй, самым распространенным неврозом в современном обществе является беспокойство. Это иллюстрируется рекордным использованием анксиолитических препаратов, которые подавляют симптомы беспокойства, такие как бессонница, беспокойство, раздражительность, напряжение и расстройства пищеварения. Беспокойство также проявляется во многих иррациональных страхах и страхах, где отдаленные угрозы вызывают непропорциональные реакции.

довательно, НЛП можно рассматривать как процесс анализа и преобразования структуры субъективного опыта человека, обучения его новым формам реагирования на внешние и внутренние стимулы путем модификации старых «программ» или замены их на новые.

Фильтры восприятия – еще одно понятие НЛП. Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а все остальное – отсеивать. Поэтому в определенном смысле НЛП – это такженаука о фильтрах нашего восприятия, о том, что для конкретного человека важно, а что он отсеивает. Мы не можем видеть или слышать абсолютно все, что нас окружает, мы выбираем то, что нам кажется более важным

В Бельгии, на континенте вдали от Персидского залива, люди начали накапливать основные продукты питания, такие как сахар, кофе и мука. Понятно, что этот основной поток беспокойства часто выявляется и усиливается из-за плохой новости СМИ. На социально-экономическом уровне тревога проявляется в растущем чувстве незащищенности. Страх перед агрессией имеет тенденцию к увеличению быстрее, чем фактические показатели преступности. Даже когда экономические условия хороши, правительства жалуются на отсутствие «хорошего фактора».

Неопределенность заставляет людей экономить деньги на потом, а не инвестировать сейчас. «Доверие потребителей», необходимое для стимулирования продаж, остается неуловимым. Основной причиной, по-видимому, является постоянная угроза потери работы. Хотя домохозяйства в западных странах имеют гораздо более высокий средний доход, чем двадцать лет назад, беспорядки на рынке труда делают будущие доходы очень непредсказуемыми. Тревога также проявляется в растущем недоверии общественности к различным видам властей и институтов, будь то правительство, полиция, здравоохранение или церковь.

и интересным, или то, что нам ближе и роднее. Как говорится, что ищем, то и находим.

Все техники НЛП построены на реорганизации информационных процессов человека, создании новых психологических «карт» и фильтров восприятия и, как следствие, изменении в нужную сторону его взаимодействия с реальным миром. Причем изменению подлежит не только поведение индивида, но и внутренние установки, оценочные критерии, весь процесс мышления и принятия жизненных решений.

Это недоверие вызвано все более широким распространением сообщений о случаях коррупции, злоупотребления властью или профессионального проступка. Больше сообщений не означает, в общем, больше дел, но более обширный сбор информации и, возможно, больший акцент на сенсационных аспектах из-за конкуренции между издателями.

Что показали результаты эксперимента?

Еще одной основной причиной растущего чувства неопределенности и отсутствия безопасности является эрозия существующих систем веры: религии, такие как католицизм или индуизм, и идеологии, такие как коммунизм или философия Просвещения 18-го века. Такие системы убеждений обеспечивают людей мировоззрением, предлагая им целый ряд принципов, на которых они могут положиться, и ощущение того, как их собственное существование вписывается в большее целое. Таким образом, люди получают позитивное видение будущего и систему этики и ценностей, которые могут придать смысл их жизни.

НЛП стремится манипулировать человеческим сознанием путем подбора кодовых фраз, слов, звукосочетаний, изображений и прочей атрибутики. Цель – пробраться к потаенным инстинктам, чувствам и желаниям ни о чем не подозревающей «жертвы» в обход разума и заставить ее совершать поступки под диктовку навязанных установок.

В. П. Петров, С. В. Петров. «Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие»

Однако стремительные изменения в науке, обществе и культуре лишили многих предположений, лежащих в основе этих традиционных систем веры. В результате они потеряли большую часть своих полномочий. Поскольку у новых систем веры пока еще не было возможности развиваться, многие люди потеряли чувство руководства и уверенности в «естественном порядке» вещей. Социологическое исследование действительно, по-видимому, указывает на то, что чувства неуверенности и недоверия наиболее сильны среди людей, которые наименее верят в религию или идеологию.

В ходе программирования учитывается эффект, который раздельно производят на человека:

Пропорции их воздействия, как показывает анализ, выглядят следующим образом: 55 % этого воздействия занимает «язык тела» (позы, движения, мимика), около 38 % –голос (тон, интонации, ритм, тембр) и только 7 % – собственно слова, их смысл. Когда они не согласованы (в НЛП это называется неконгруэнтностью), собеседник получает по трем каналам три разных или даже противоречащих друг другу сообщения, причем в соответствующей пропорции. Цифры показывают, что мы должны быть в курсе возможностей вербального и невербального управления нашим поведением, уметь распознавать и адекватно реагировать на различные формы воздействия. Примеры воздействия на человека известны со времен Одиссея. Немало их и в современных источниках.

На интеллектуальном уровне эта фрагментация традиционных мировоззрений приводит к релятивистскому, «постмодернистскому» мировоззрению. Информационная перегрузка Ускорение изменений сопровождается увеличением информации, необходимой для того, чтобы идти в ногу со всеми этими событиями. Это также приводит к психологическим, физическим и социальным проблемам. Всемирное исследование показало, что две трети руководителей страдают от повышенной напряженности и одна треть от плохого здоровья из-за информационной перегрузки.

Психолог Дэвид Льюис, который проанализировал результаты этого опроса, предложил термин «синдром усталости информации» для описания полученных симптомов. Другие эффекты слишком большой информации включают беспокойство, плохое принятие решений, трудности с запоминанием и запоминанием, а также сокращение внимания. Эти эффекты просто добавляют к стрессу, вызванному необходимостью постоянно приспосабливаться к меняющейся ситуации.

Вдруг зазвучал другой голос, негромкий и мелодичный. В нем было непередаваемое очарование. Слышавшие этот голос редко потом вспоминали сами слова, а если все же вспоминали, то удивлялись, ибо в словах этих не было никакой силы. Но голос доставлял наслаждение. Все произносимое им казалось мудрым, со всем хотелось согласиться. Одного звучания этого голоса было достаточно, чтобы стать его рабом, и это колдовство жило в слушателях, даже когда они были уже далеко. Голос все шептал, приказывал, и они повиновались. Никто не мог слушать его без волнения, никто не мог противостоять его чарам. Устоять могла только твердейшая воля и устремленная мысль.

Часть проблемы связана с тем, что технологические достижения сделали поиск, производство и распространение информации намного проще, чем в предыдущие периоды. Это уменьшило процессы естественного отбора, которые в противном случае не могли бы публиковать всю важную информацию, кроме самой важной информации. Результатом является взрыв в часто несущественных, неясных и неточных фрагментах данных, из-за чего становится все труднее видеть лес через деревья. Этот избыток информации низкого качества, которую Шенк назвал «данными смог», сопоставим по своему появлению и воздействию загрязнения рек и морей, вызванного избытком удобрений, или на проблемы со здоровьем, вызванные слишком богатой калориями рационом, Основной механизм можно назвать «перерегулированием»: поскольку прогресс имеет инерцию, движение в данном направлении имеет тенденцию продолжаться даже после того, как потребность была удовлетворена.

Дж. Р. Р. Толкиен. «Властелин колец» Есть еще одно, очень важное правило НЛП. Если сознание говорит одно, а подсознание совершенно другое –обычно побеждает подсознание. Этим как раз и пользуются профессиональные мошенники. Им могут доверить посторожить вещи самые бдительные люди, а потом будут сильно удивляться тому, что пропал не только новый приятный знакомый, но и чемоданы. А сознание находит логичное объяснение уже совершенному поступку.

И интеллектуальные информационные технологии ХХ1 века»

В то время как информация была скудна, и, имея больше ее, считалось хорошей вещью, кажется, что мы сейчас достигли насыщения и должны ограничить наше использование. Заключение Похоже, что самая большая проблема, с которой сталкивается современное общество, заключается не в том, что прогресс слишком мал, а слишком много. Наш ум, физиология и социальные структуры, похоже, справляются с такой скоростью изменения и таким количеством новой информации. К сожалению, изменение, сложность и перегрузка информации - это абстрактные явления, которые трудно понять.

Ожидаемые результаты. Считается, что НЛП в состоянии помочь людям избавиться от навязчивых страхов, восстановить их правильную ориентацию в мире, выстроить более комфортную модель поведения.

Однако НЛП, как и другие методы программирования психики, можно использовать для внедрения в подсознание людей различных по своей политической и социальной значимости программ, как «продуктивных», так и «непродуктивных». Приспособление к весьма негуманному миру потребительства, эгоизма и жесткой борьбы за существование стало сегодня парадигмой большинства прикладных направлений в психологии и поведенческих науках. Поэтому формируемые в массовых масштабах одномерные «психические линзы» чаще всего не позволяют людям видеть альтернативные, более человечные варианты отношений с миром. Фильтры восприятия их не пропускают, а сформированные опытом или навязанные в ходе сеансов НЛП ментальные карты не видят в них ценности.

Поэтому мало кто до сих пор понял, что они способствуют тревоге, которую они чувствуют. При попытке объяснить свое смутное чувство неудовлетворенности они скорее будут искать более легко узнаваемые причины, такие как безработица, загрязнение, преступность, коррупция или иммиграция. Эти явления, которые стали намного более заметными из-за того, что они обращают внимание на средства массовой информации, играют роль козлов отпущения: их обвиняют в отсутствии качества жизни, которое люди испытывают, а касаясь только касательной.

Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

Это усиливает атмосферу мрака и гибели. Цель настоящего доклада - представить краткий обзор некоторых основных технологических достижений, которые произошли в области информационных технологий, и о том, как эти события повлияли на то, как мы работаем, и на общество в целом за последние тридцать лет.

Цель последователей НЛП стара как мир: они желают манипулировать другими людьми, как куклами на веревочках. В старину для этой цели использовались различные приворотные и отворотные зелья, заговоренные гребешки и булавки, потом настала пора массового увлечения гипнозом.

Разумеется, в соответствии с традициями колдовства НЛП обещает своим последователям научить их пробуждать в себе физические и интеллектуальные сверхвозможности, дать способность управлять временем и пространством. Вместе с тем существует и немало сомнений в возможностях данного метода. По утверждению ряда врачей-психиатров, посещавших курсы НЛП из профессионального интереса, эта «наука» представляет собой смесь

Определения терминов, используемых в целях

Было бы полезно наметить некоторые «рабочие определения» для некоторых терминов, которые были введены во вступительном абзаце. Эти определения помогут определить сферу охвата этого отчета. Первое определение - «информационные технологии». Информационные технологии - это технология, используемая для хранения, управления, распространения или создания информации. Тип информации или данных не имеет значения для этого определения. Технология - это любой механизм, способный обрабатывать эти данные.

В. П. Петров, С. В. Петров. «Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие»

из элементарных психологических приемов, мистицизма, ссылок на некие авторитеты и большого количества словесной шелухи.

Однако многое зависит от квалификации специалистов НЛП и качества проводимых тренировок по данной методике. На определенном этапе подготовки даже подбор слов и их порядок, длина и интонация предложений, другие лингвистические особенности речи могут оказывать значительное влияние на психику человека. И тогда НЛП позволяет эффективно управлять человеческим сознанием через приказы, заложенные в словах, интонациях, позах тела. Это может быть чрезвычайно опасным. Не случайно в США разработки в области нейролингвистической психологии запрещены законодательствами всех пятидесяти штатов.

Эффекты влияния информации на сознание человека

Некоторые из этих инструментов двадцатого века включают в себя: машину добавления, правило скольжения и калькулятор для выполнения вычислений, пишущую машинку и текстовый процессор для обработки текста, а также телефон, радио и телевидение для связи. В докладе будет рассмотрен вопрос о том, как прогресс в построении и разработке этих механизмов повлиял на общее общество.

Искаженные стереотипы поведения, формируемые современным телевидением

Второе определение - это «способ, которым мы работаем». Элементы этой фразы можно разделить на два основных аспекта, например. что мы имеем в виду, кстати, и как мы определяем работу. «Путь» будет определен для целей настоящего отчета как процессы, которые используются отдельными лицами или организациями. «Работа» определяется как при применении процессов для выполнения какой-либо произвольной задачи.

Дианетика как метод и технология манипулирования человеком

Создатель дианетики – американский писатель-фантаст Р. Хаббард (1911–1986). Начало новому методу было положено изданной им в 1950 г. книгой «Дианетика» (подзаголовок – «Современная наука душевного здоровья»), ставшей позднее руководством по применению технологии очищения и рационализации психики человека.

Третье определение - «общее общество». Эта широкая группировка людей будет в первую очередь таковыми в промышленно развитом мире, где «информационные технологии» общедоступны. Четвертое и окончательное определение работы в этом введении - «технологические разработки». Для целей настоящего доклада эта фраза была определена со ссылкой на предыдущее определение «информационных технологий». Развитие информационных технологий - это любое усовершенствование механизма, используемого для «хранения, манипулирования, распространения или создания информации».

Последователи Хаббарда утверждают, что их методика позволяет проникнуть сквозь плотную завесу времени и выяснить, какие события прошлого явились причиной сегодняшних бед человека. Суть дианетической терапии заключается в том, чтобы провести индивида через сохранившиеся в подсознании «критические точки» и путем их повторного переживания излечиться от связанных с ними недугов.

В этом и состоит технология данной терапии, процесс которой называют одитингом,

а того, кто его проводит, – одитором. Пациент с помощью одитора как бы «проживает», находясь в особом состоянии, всю свою жизнь с момента зачатия, натыкается на «болевые точки» и неоднократно их переживает – до тех пор, пока накопленная в них негативная энергия не разрядится полностью. В итоге человек получает свободный от былых кошмаров и комплексов,«чистый», разум. И только разум! Все иное – чувства, эмоции, переживания, влечения и т. п. – ему теперь не нужны.

Дианетика-это наука о Разуме и мышлении. Для нее человеческий ум – «превосходная вычислительная машина», «отлично построенный компьютер». В освобождении от всех других волнительных для человека особенностей психики эта наука видит залог вечно счастливой жизни. Р. Хаббард был убежден: «В сегодняшнем мире нет ни одной проблемы, которая не могла бы быть разрешена одним только разумом».

С точки зрения инженерно-компьютерного понимания человека дианетика перекликается с НЛП. Видимо, в условиях победного шествия технического прогресса заманчивой стала перспектива переноса его идей и методов на извечно провальный процесс формирования «нового человека» в тех или иных вариантах. Новейшие методики призваны обеспечить возможностьработать с человеком как с машиной. Но для этого необходимо избавить его от всего собственно человеческого – способности и потребности переживать, любить, сострадать, поступать «по совести». Оставить только очищенный разум. Тогда человек станет прекрасным природным компьютером, и им можно будет без каких-либо проблем управлять (манипулировать), вводя программы и нажимая на клавиши (или меняя интонации голоса). Таков в своей глубине замысел и дианетики, и НЛП.

Конечный продукт дианетической терапии – клир, полностью разумное (и только разумное!) существо, внутри которого все «неправильное» вычислено и вычищено. Оно способно лишь на хорошо просчитанные решения и действия в строгом соответствии с вводимой информацией. Его ум – превосходная вычислительная машина, а сама дианетика – уже «инженерная наука». «Мы сейчас стоим на мосту между двумя состояниями человека, – провозгласил Р. Хаббард, – впереди – клир». Позади, видимо, – человек Сервантеса, Шекспира, Гёте, Достоевского…

В. П. Петров, С. В. Петров. «Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие»

Л. Н. Толстой в одном из писем писал: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться

и лишаться… А спокойствие – душевная подлость. От этого-то дурная сторона нашей души

и желает спокойствия, не предчувствуя, что достижение его сопряжено с потерей всего, что есть в нас прекрасного, не человеческого, а оттуда». К «душевной подлости» и ведет нас дианетика, видя в ней залог «здоровья». Предельная рационализация человека и его обездушивание неизбежно идут нога в ногу.

Сайентология. Идеологической вершиной дианетики стала созданная Хаббардом на ее основе прикладная, фактически религиозная, философия – сайентология.

Руководствуясь своей философией, последователи дианетики готовы переделать внутренний мир миллионов людей, структуры власти и государства. Сайентологи почти открыто действуют, собирая любую информацию, связанную с исполнительными органами власти, структурами правопорядка, средствами массовой информации, с деятельностью основных религиозных конфессий, а также иными организациями, имеющими влияние в обществе или оказывающими какое-либо воздействие на принятие государственных решений – например, банки, профсоюзы, крупные предприятия.

В соответствии с заветами Хаббарда сайентологи стремятся продвинуть на ключевые посты любых структур и организаций своих людей или добиться сочувствия своим идеям от лиц, нужные посты уже занимающих. При необходимости сайентологи прибегают к подкупу, шантажу, прямым угрозам.

Технологии дианетики в рамках ее философии направлены на реанимацию хорошо известной из истории пирамидальной системы управления с четким вертикальным подчинением и полным контролем меньшинства над большинством. Р. Хаббард всегда мечтал о тотальной власти над людьми: «Сайентология дает полную свободу, но она должна нести и установление тотальной власти и авторитета для достижения тотальной дисциплины».

Такого рода цели хаббардистов нередко привлекают к себе внимание психически неполноценных маньяков и даже некоторых общественных структур. Но в то же время эти цели и деятельность их последователей привели к запрету сайентологических центров, подобных религиозным сектам, во многих развитых странах мира.

Внушение и гипноз

Внушение – один из наиболее распространенных и важнейших методов манипулирования сознанием человека. Оно представляет собойпреимущественно скрытое воздействие на подсознание и отчасти сознание индивида с целью изменения его общего состояния и отдельных характеристик психики – установок, ценностей, убеждений и т. п.

Внушение осуществляется с помощью слов, взглядов, жестов, образов и других средств передачи информации. В зависимости от средств воздействия выделяются два основных вида внушения:

вербальное – с помощью речи;невербальное – посредством жестов, определенных форм поведения, создаваемых

образов и т. п.

При внушении с помощью речи главное воздействие на внушаемого чаще всего оказывает не значение слов и предложений, не логическая аргументация, а построение речи, ее форма, источник и сопутствующая ей паравербальная информация: интонация, громкость, темп, дикция, образность и т. п.

Внушение может быть прямым икосвенным. Прямое внушение характеризуется открытостью влияния, четкой формулировкой требований, непосредственной направленностью на конкретного индивида.

Косвенное внушение в большей мере относится к методам манипулирования и обычно является составной частью манипуляционных акций. Оно осуществляется без прямых тре-

В. П. Петров, С. В. Петров. «Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие»

бований, с помощью опосредованного воздействия, путем намеков, незаконченных фраз. В этом случае более широко используется паравербальная информация.

Внушение неодинаково действует на разных людей. Это действие зависит также от состояния, в котором находится человек, и его возраста. Наиболее восприимчивы к внушению люди эмоционально неустойчивые, впечатлительные, имеющие неуравновешенную нервную систему, а также находящиеся в ослабленном, переутомленном или встревоженном, растерянном состоянии, неоформившиеся в возрастном и личностном отношениях.

По мнению ряда авторов, многовековое воздействие цивилизационной культуры стабилизирует нервную систему человека и снижает влияние внушения на его психику. Поэтому более восприимчивы к внушению, в частности, представители традиционных сообществ и народов стран «третьего мира», не прошедших длительную цивилизационную эволюцию.

Внушение основано на некритичности восприятия и предполагает, как правило, неспособность внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации. Необходимым условием внушающего воздействия является авторитетность источника информации.

Б. Д. Парыгин, социальный психолог.

Факторы эффективности внушения. В современной литературе к числу таких факторов чаще всего относят:

личные качества субъекта внушения (суггестора), наличие у него соответствующих способностей, личное обаяние, уверенность в себе, чувство внутреннего превосходства, авторитетность, а также знание техник внушения и умение их использовать;

личные качества и состояние объекта внушения. Более внушаемым человека делают тревожность, неуверенность, робость, низкая самооценка, впечатлительность, повышенная эмоциональность, ограниченный жизненный опыт и конкретное состояние, определяющее восприимчивость к внушению;

отношения между субъектом и объектом внушения. Успеху способствуют взаимное доверие и уважение, а также способности первого подстроиться (подключиться) к внутреннему миру объекта общения и «вести» его в нужном направлении;

ситуация, уровень личностной значимости происходящего для объекта внушения, дефицит времени, неожиданность;

конструкция сообщений в ходе процесса внушения. Наиболее эффективны сообщения,

имеющие образную форму и даже кажущиеся бессмысленными, но способные непосредственно обращаться к подсознательному уровню человеческой психики.

Как показывает практика, за счет сочетания ярких, красочных образов, эмоциональных комментариев и т. п. сообщения суггестора способны достигать бессознательных уровней психики без какого-либо адекватного рационального осмысления, вызывая при этом определенные чувства и поведенческие реакции. Для усиления возможностей внушающего воздействия речевые сообщения могут сопровождаться видеозаписями, движениями, музыкой и т. п.

Гипноз. Внушение может проводиться в состоянии бодрствования или гипнотического сна. Гипноз –это внушаемый сон. Существуют различные стадии гипноза, различающиеся по тонусу коры головного мозга, ее активности, глубине транса.

Само слово «гипноз» появилось в середине ХІХ века, но состояния, которые оно обозначает, наблюдались еще у истоков цивилизации. Уже в те времена использование данного состояния было связано как с лечебным эффектом и появлением, в частности, «чудесных исцелений», так и с попытками поставить его на службу личным и кастовым интересам отдельных групп людей, особенно служителей религиозных культов.

В. П. Петров, С. В. Петров. «Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие»

В одном древнем папирусе, который египтологи рассматривают как копию с еще более раннего утерянного текста, есть следующая запись: «Принеси опрятную и очищенную лампу, наполни ее лучшим ароматным маслом и повесь ее на клин из куска лаврового дерева на стене, расположенной с внутренней стороны. Затем поставь перед ней мальчика. Погрузи его в сон твоей рукой и зажги лампу. Произнеси над ним слова заклинаний до семи раз. Снова разбуди его и спроси так: «Что видел ты?» Ответит он: «Да! Я видел богов вокруг лампы». Тогда будут говорить ему боги все, о чем их будут спрашивать».

Налицо описание одного из вариантов гипнотического навязывания человеку определенных представлений и попытки управления его мыслями через эти представления.

В современной практике гипноз широко используется в медицине, педагогике, спорте, промышленности, искусстве и других сферах человеческой деятельности:

как метод лечения, прежде всего психических расстройств; какметод извлечения «забытой» информации;

как метод программирования психики и управления человекомчерез скрытое навязы-

вание ему определенных представлений, намерений, моделей поведения.

Не менее вероятно его использование в преступных целях, а также для решения определенных задач в ходе любого информационного противостояния. Гипноз особенно привлекателен для разного рода манипуляторов и мошенников. Он позволяет отключить разум

и критическое мышление, быстро, без использования каких-либо аргументов записывать в мозг человека определенную информацию, закладывать те или иные эмоционально-пове- денческие установки и таким образом предопределять его будущее поведение.

Эффективность гипноза, как и любого внушения, прежде всего зависит от психологических особенностей пациента, его состояния в данный момент, а также от личных возможностей и умения гипнотизера.

В современной психотерапии различают две группы методов введения в гипноз как в особое состояние сознания:

методы многократно повторяющегося воздействия монотонными раздражителями на различные анализаторы (органы чувств);

шоковые методы, при которых особое состояние сознания вызывается внезапным действием сильного раздражителя (вспышка света, сильный звук, слабый удар электрического тока), сопровождаемого категорическим приказом (например, «Спать!»).

Издавна для введения людей в транс (слабая форма гипноза) используетсямузыка. Звукоритмическое воздействие лежит в основе любой религиозно-мистической системы. У древних и современных народов бой барабанов, ритмичные танцы и песнопения являются средством введения людей в транс и повышения эффективности сопутствующего словесного внушения.

Многие специалисты причисляют ритмичную музыку, телевизионные передачи, чтение «массовой» литературы к числу приемов, обеспечивающих в определенной степени гипнотизацию населения.

По словам профессора МГУ В. П. Пугачева, наиболее простая технология телевизионного программирования может выглядеть примерно так. Человек удобно устраивается в кресле и расслабляется. Расслаблению способствуют специальные яркие мерцающие точки или другие фигуры на экране, притягивающие внимание. Сосредоточение внимания на них способствует вхождению индивида в транс. Затем привлекательную точку сменяет быстрое мелькание различных сюжетов и картинок. Человек не может ухватить их смысл, поэтому левое полушарие и связанное с ним сознание на какое-то время отключаются. В результате открывается прямой путь к воздействию на подсознание. Обработанный таким образом человек может внезапно почувствовать (вопреки привычным рациональным оценкам) симпатию или даже любовь к одним людям и презрение к другим. Вложив в подсознание нуж-

В. П. Петров, С. В. Петров. «Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие»

Формулы самовнушения должны быть краткими, уверенными и иметь по возможности позитивный характер. Мысленное проговаривание слов осуществляется в медленном темпе, в такт дыханию. Делать это лучше на естественном выдохе. Если формула состоит из двух слов, то при выдохе произносится одно слово, а при вдохе другое. Словесные формулировки необходимо хорошо запомнить, тогда во время психорегулирующих тренировок не придется отвлекаться и задумываться об их последовательности. Если в процессе упражнений самовнушения возникают какие-то помехи (например, шум), то формулы рекомендуется проговаривать скороговоркой. Это повышает концентрацию, хотя эффективность самовнушения при этом несколько снижается. Рекомендуется проводить самовнушение в одинаковой позе – это способствует усилению его эффекта. Установлено также, что рифмованные, ритмические словесные формулы (даже если они не блещут оригинальностью) приводят к их быстрому запоминанию и усваиваются легче. Словесные формулы самовнушения каждый может составить для себя самостоятельно.

Аутогенная тренировка. Методика аутогенной тренировки (АТ) разработана немецким психотерапевтом И. – Г. Шультцем в начале XX века. Он поставил перед собой задачу

– соединить в одной методике эффективность лечебного действия гипноза с возможностью его самостоятельного использования пациентом.

К настоящему времени выявлены два главных эффекта, которые дает АТ или ее модификации: снятие эмоционального напряжения (успокоение) и ускорение восстановительных процессов различных уровней (восстановление). Эти эффекты обусловливают целесообразность использования АТ в широком спектре жизненных ситуаций: переутомление, неврастенические расстройства, эмоциональная напряженность и т. д. На физиологическом уровне АТ является профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний и дисфункции пищеварительного тракта.

Успокоение и восстановление обеспечиваются постепенным формированием способности произвольно вызывать у себя релаксационное действие. Релаксация вызывается путем формирования установки на покой и отдых: проговариванием определенных словесных формул, управлением вниманием и образными представлениями. У большинства после сеансов АТ улучшается самочувствие и повышается работоспособность, появляются уверенность в себе и чувство безопасности. Для полного овладения АТ желательно пройти обучение.

Отказ от контактов. Лучше всего избегать гипнотизеров, быстро уходить от учителей НЛП и дианетики. Они – специалисты в своей области, и трудно даже решительному человеку их переговорить и тем более переубедить. А они между тем очень привязчивы и настойчивы в общении. Авторам известно немало случаев, когда самоуверенные молодые офицеры, самонадеянно считавшие, что не попадутся на «крючок» цыганкам, каталам, лохотронщикам, – оставались без денег.

Не раз случалось и такое: идет девушка или юноша по улице, видит книжный прилавок, на котором выставлены книги с крупными заголовками: «Дианетика» или «Л. Р. Хаббард»; от прилавка отделяется молодой человек или девушка, улыбается и приветливо здоровается:

«Добрый день! Как ваше настроение?» – продолжает улыбаться собеседник.

«Вот вы пробегаете мимо, – мягко укоряет хаббардист, – а между прочим, в нашем центре работают бесплатные психотерапевты, социологи, медики, которые с удовольствием помогут вам добиться успехов в жизни, чтобы настроение всегда было не просто «нормальным», а прекрасным». Как тут устоять?

«Информационное общество

и интеллектуальные информационные технологии ХХ1 века»

на тему: «Трансформация сознания в эпоху интернета »

Москва, Президент-отель, 28-30 марта 2001 года.

1. Сознание – как главный ресурс общества.

Я ждал, что кто нибудь упомянет «сознание» на каком либо форуме, потому что Россия, да и не только она “потеряла сознание” и в обсуждениях, и в повседневной практике. Россия потеряла навык борьбы за сознание, как за главный ресурс государства . То, ради чего Петр 1 создавал систему европейской научной картины мира в России – ясное, глубокое, чистое, полное сознание своих соотечественников. Есть сознание – есть все остальное. Сегодня страна живет так, словно что то возможно вне и независимо от сознания ее граждан. И при этом, из выступления в выступление со всех трибун повторяются сетования на а) распространение наркомании среди детей, б) на разрушительное влияние тоталитарных сект, в) на растлевающее действие телевизионной уголовной хроники, г) на одурманивающую роль предвыборной пропаганды, д) на нежелание молодежи учиться и т.д. и т.п. Это все о сознании!

Не случайно проблеме сознания посвятили свою жизнь все выдающиеся исследователи Человека и его Деятельности. Только для недалеких людей является секретом, что чистое, ясное сознание является главным ресурсом любого народа или государства . Более важным, чем ископаемые или финансовые ресурсы. Поэтому медицина защищает сознание, педагоги формируют, инженерные психологи организуют, юристы контролируют и т.д. Сознание - Бог науки и Силы страны.

По не ясным причинам сознание в России потеряно как объект исследования и формирования. Подтверждают это, например, такие факты. Самым крупным обобщением достижений отечественной психологической науки за последние 30-40 лет является труд Б.Ф.Ломова “Методологические и теоретические проблемы психологии”, изданный в 1984 году. Так вот, Б.Ф. Ломов, который как никто знал состояние нашей науки включил в книгу такие главы 1 - Состояние психологической науки, 2 - Системный подход, 3 - Категория отражения в психологии, 4 - Проблема деятельности, 5 - Проблема общения, 6 - Проблема личности, 7 - Социальное и биологическое в психике человека. Все!

Сознанию Б.Ф.Ломов посвятил в 3-м параграфе 3-й главы 17 страниц, и определил его как идеальное отражение. Т.е. как категория скорее теоретическую, нежели практическую. Для полноты впечатления скажу, что во всей книге Б.Ф. Ломова понятие “сознание” упоминается 20(?) раз, а например, понятие “общение” встречается 66 раз(!). Такое же соотношение имеют эти категории и в нашей житейской практике - технологии общения и процедурам общения на всех уровнях государственной жизни посвящается в три раза больше усилий, нежели осознанию целей этого общения!

Выдающийся ученый, Б.Ф.Ломов добросовестно констатировал положение, которое сложилось в СССР до него, если судить по Материалам 4 съезда общества психологов СССР в Тбилиси в 1971 году. Он прошел за 13 лет до публикации Ломова, и за 30 лет до сегодняшнего дня. 1005 страниц Материалов начинаются с симпозиума: “Сознание, деятельность и психическое регулирование”. Однако, это всего 26 страниц, в то время как психологии аномального ребенка посвящается 55 страниц. А из 30 докладов симпозиума по сознанию только один имеет в тексте слово сознание (Сазонов В.В. Опыт конкретного исследования превращенных форм сознания”). Так исчезало из научной и житейской практики явление “сознание”.

Главным продуктом жизнедеятельности в СССР стали считать тонны, кубометры, километры, биты, байты произведенной и перевезенной продукции. Но все это делается только для того, чтобы в процессе научного, материального, культурного производства сформировать конкурентоспособные человеческие ресурсы. И главный их признак - ясное, чистое, широкое и глубокое сознание - поле, на котором происходит в действительности международное и соперничество и сотрудничество. Но многие забыли, что такое сознание.


Таблица 1.

2. Превращение сообщения в информацию.

Сознание общества в России забито не только алкоголизмом, наркотиками, бытом, мистикой, но деформируется «информационными технологиями». Вид, в котором представлена психологическая реакция политического человека на стимулы власти, именуемая политикой, всегда был, есть и будет информацией. Без информации, вне информации политика не существует. К сожалению, в отечественной около научной и отчасти в научной литературе используется слабое, и даже неверное понимание информации. Ошибочно информационный фантом - сообщение принимается за информацию, и над его созданием бесполезно трудится множество людей. Мир наводнен сообщениями, но лишь немногие из них превращаются в информацию. Для того чтобы сообщение психологически стало информацией, оно должно претерпеть две метаморфозы.

Первая метаморфоза определяется тем, что только тогда, когда сообщение переводит получателя сообщения в то же состояние, в котором находится сам автор сообщения, оно превращается в информацию. Чтобы пояснить этот феномен, можно воспользоваться простейшей аналогией взаимодействия двух телетайпов: передающего и принимающего. Цикл превращения сообщения в информацию может быть описан так: 1) лицо, передающее сообщение действительно им обладает, 2) у передающегося сообщение есть доступный получатель сообщения, 3) у передающего сообщение есть канал его передачи получателю, 4) потенциальный получатель сообщения готов принимать сообщение на эту тему, 5) сообщение переводит его получателя в то же состояние в котором находится.

К сожалению, исследования показывают, что большинство авторов уверены, что их сообщения и есть информация, и они очень удивляются тому обстоятельству, что попытки информационного взаимодействия с гражданами не имеют эффекта. Разуверившись в силе “информации” (на самом деле - сообщений), эти политики приходят к грубым материальным и физическим методам убеждения, перерождая политику в криминальную антиполитику.

Примером того, насколько сложна процедура превращения сообщения в информацию, служат исследования информации в сложных технических системах Б.Ф.Ломова, В.П.Зинченко, А.А.Крылова, Г.В.Суходольского, Т.П.Зинченко, М. де Монмолена, Д.Мейстера и др. Другим примером служит психология работы с текстом в психолингвистике, психосемантике и нейро-лингвинистическом программировании в трудах Брудного А.А., Гальперина И.Р., Доблаева Л.П., Дридзе Т.М., Зимней И.А., Лурия А.Р. , Петренко В.Ф., Шерковина Ю.А., Бендлера Р., Шопенгауэра А. и др. Сходным образом характеризуется информация в работах зарубежных специалистов: Fisher W.R., Fortini-Campbell L., Trapp R., Williams D.C., Marilan J.Young и др.

О профессиональной сложности применения информации в системах управления психолого-политическим состоянием геостратегического объекта может служить работа Дж.Роденау ("Национальное руководство и внешняя политика", 1985). По его мнению, формируют такую систему: а)чиновники внешне политических служб, оценивающие обстановку за рубежом, б) чиновники, начинающие разработку альтернатив для соответствующих действий, в) высшие правительственные деятели, советующие выбрать тот или иной курс действий, г) неправительственные ведущие группы, накладывающие вето или поддерживающие те или иные альтернативы, д) широкая публика, ограничивающая число приемлемых альтернатив, е) высшие представители исполнительной власти, решающие, какая альтернатива должна быть принята, ж) члены законодательной власти, модифицирующие выбранную альтернативу, з) служащие на местах, осуществляющие альтернативу, остающуюся в конце процесса формирования политики (порядок наш. А.Ю.)

3. Эффекты влияния информации на сознание человека.

Есть и вторая метаморфоза превращения сообщения в информацию, которая формирует сознание. Она носит не организационный, а весьма тонкий психологический характер. Весь процесс получения человеком информации, ее обработки, принятия решения и его исполнения происходит столь же естественно, как, например, кислорода или пищи. Произвольные нарушения естественных закономерностей информационных процессов приводит к “заболеваниям" сознания. Для поиска и предотвращения подобных ошибок нами разработана модель "Системы психологической политической информации", базирующаяся на опыте проектирования и эксплуатации сложных технических информационных систем.

(Под системой понимается такая организация, в которой отдельные элементы работают вместе, чтобы получить выходной эффект, который отдельный элемент сам по себе дать не может (D.Meister, 1978) Система должна отвечать следующим допущениям: 1) иметь иерархическую организацию, т.е. система более низкого порядка встроена в систему более высокого порядка так, что ее выходной эффект воспринимается системой более высокого порядка и преобразуется в процесс, 2) быть целенаправленной, потому что в ней задействован человек, и она искусственно им созданная, 3. каждый элемент системы должен подчиняться общей цели. Цель является отправной точкой для разработки системы, цель определяет деятельность участников системы, цель позволяет судить, правильно ли работает система, 4) каждый элемент системы должен оказывать влияние на все другие ее элементы, а выходные эффекты отдельных элементов преобразовываться в выходной эффект всей системы, 5) измерение, оценка, обратная связь должны являться неотъемлемыми элементами системы.)

Воздействие информации на сознание осуществляется после многосторонней, многократной, последовательной “трансформации сообщений о нем” в “информацию о действиях в отношении его”. Ничего непредусмотренного, случайного в подготовке информации не бывает.

Система представляет из себя ряд последовательных действий с информацией в структуре с обратной связью. Вся система предназначена для того, чтобы сначала исследовать объект сознания (начальный элемент), а затем, на основании полученных сведений, осуществить на него же воздействие как на конечный элемент системы. Целью системы является или перевод этого “начального-конечного” элемента из одного состояния в другое состояние, или стабилизация его в текущем состоянии.

Эффект 1. Первый, входной, элемент информационной системы представляют различного рода исследовательские ппроцедуры, разрабатывающие сообщения о некотором предмете. Беспристрастность и честность людей, работающих на этом уровне - обязательное условие, дополнительное к самому высокому уровню образования и воспитания создателей сообщений. Целью системы является получение “объективной информации ” об объекте, без которой любые действия в отношении его приведут только к отрицательным последствиям. В основе объективной информации лежат ее достоверность, доказанная научными методами, и ее полнота, исключающая утрату любой части сведений об объекте.

Но в политической борьбе объективная информация часто сознательно или непроизвольно “фальсифицируется” - подделывается, искажается, подлинное подменяется ложным. Фальсификации порождают бредовые идеи - неправильные, не соответствующие истинному положению вещей суждения, абстрактные теории, например, о непременной конфликтности социально-экономического устройства общества, о бессмысленности политики, ничтожности человека, утверждения о его якобы животной, аморальной природе и пр.

Эффект 2. Второй элемент системы составляют прогностические процедуры. Множество исследовательских действий дают для описания общества разнообразные критерии: состояние экологии, запасы ресурсов, уровень технологии, демографические характеристики населения, состояние его соматического и психического здоровья, доминирующие настроения, уровень преступности и т.д. и т.п. Целью прогностического элемента системы является создание “системной информации ”, в которой представлены взаимовлияния всех сторон жизни общества. Они позволяют делать общий прогноз развития событий в обществе и планировать действия системы по отношению к объекту. Дальновидность и ответственность обязательны для специалистов этого уровня информационной системы, использующих только научную информацию.

Под видом системной информации часто подбрасывается ее подобие - “информация дезориентирующая”, неправильно определяющая местонахождение общества в историческом процессе, экономическом состоянии, отношениях с иными народами и государствами. Она порождает сверхценные идеи , не носящие откровенно нелепого характера, но субъективно имеющие столь большое значение, которого они не заслуживают. Сила сверхценных идей в том, что они освобождают множество людей от тягостной необходимости думать - решение в этом случае просто, цель легко достижима!

Эффект 3. Третий элемент системы формируют идеологические концепции, планирующие или сохранение, или трансформацию нравственных ценностей общества. Идеология выполняет исключительно трудную работу по упорядочиванию многообразия мнений, религий, партий, наций, классов, которые сложились бы в стройное мировоззрение. Для этого информация должна быть представлена в форме, которая позволяет ее понимание, проверку, сравнение, т.е. иметь преемственность в общеизвестных теориях. Принципиальность и мужество требуются для выполнения идеологических функций, наиболее опасных в обществе. Целью этого элемента является “организованность информации ” в общепринятой современной форме, регламентированной требованиями к сообщениям.

Неспособность организовать информацию провоцирует отказ от морали, как оправдание слабой интеллектуальной и поведенческой культуры. Поэтому организованная информация подменяется “деморализующей информацией” - трансформирующей нравственные ценности, подталкивающей к вульгарному вандализму, разрушению, осквернению культовых сооружений. Подобная информация провоцирует “скачок идей ”, который следует из нарушении последовательности умозаключений, утверждений отрывочных, хаотичных, мысли незавершенные, поведение непоследовательное.

Эффект 4. Четвертый элемент системы представлен ярче всего в средствах массовой информации. Сообщения, которые циркулируют в трех предыдущих элементах системы, использует специальную терминологию, обрабатывается на основе узкопрофессиональных методологий, и широкая публика не может, как правило, понять существо сообщаемых проблем. Здесь сообщения насыщаются эмоциями, переводятся на бытовой язык. А достаточная - означает, как можно меньше - тот абсолютный минимум, который необходим для понимания и действия, который не перегружает восприятия, памяти, мышления получателя информации.

В ходе политической борьбы достаточная информация может подменяться “энтропийной информацией”, приводящей к "информационной смерти" (по аналогии с "тепловой смертью”). Это означает, что вместо краткой, убедительной и доказательной информации, в печати появляются все возможные точки зрения от самых лапидарных до самых фантастических. Тысячи газет, множество оракулов и авторитетов, на тысячи ладов толкуют элементарные вещи и делают известное - неизвестным, понятное - непонятным, ясное - неясным. В преддверии информационного века это ставит вопрос об “информационной экологии”, защищающей психику человека от избыточной и ложной информации. Опасность ее заключается в порождении феномена “навязчивых идей ” - мыслей, от которых общество хочет, но не может избавиться: о голоде, репрессиях, предопределенности судьбы, веры в мессию и пр.

Эффект 5. Пятый элемент системы выполняет воспитательную функцию, т.е. готовит членов общества к выполнению определенных социальных ролей. Истощение привычных ресурсов, изменение структуры населения, нарастание экологических проблем требует подготовки людей к новым отношениям между собой, к окружающей среде, к новым видам деятельности. Но это дается с большим трудом, с преодолением внутренних стереотипов. Этот элемент системы преобразует исходные сведению в “читабельную информацию”, ясно, понятно и убедительно дающую новые алгоритмы и стереотипы поведения.

В случае противоборства в обществе ясная информация подменяется “дезинформацией” - ложными сообщениями, которые вводят общественное мнение в заблуждение под видом истинных. Результатом таких информационных процессов становится стремительно развивающаяся массовая “бессвязность мышления ” - правильное восприятие частностей, но с утратой способности к логическим выводам и синтезированию частностей в целое. Известные представления, понятия, мысли утрачивают их истинную историческую связь, разрываются. Известные факты не продуцируют соответственных мыслей, а нанизываются друг на друга случайным образом, превращаясь в набор отрывочных фрагментов, не имеющих смысла.

Эффект 6. Шестой элемент системы информации обеспечивает функцию управления обществом в пределах прав и обязанностей, предоставленных законом. Пять предыдущих элементов системы формируют теоретические, вероятностные, моральные и популистские компоненты информации, но управление опирается на указание конкретных действий. Это означает, что все предыдущие сообщения преобразуются в форму “конкретной информации”, позволяющей ее реализовывать в реальном времени и пространстве.

Ее противоположностью является “дезорганизующая информация” - т.е. расстраивающая систему управления, разрушающая общественный порядок, приводящая к развалу хозяйственной и финансовой деятельности. Она порождает феномен “резонерство ”, признаками которого являются абсолютно бессодержательные, бедные мыслью выступления, облеченные в витиеватую и правильную грамматическую форму. Они тиражируются, распространяются, изучаются, заучиваются населением, превращаются в лозунги, скандируются на демонстрациях. И вызывают недоумение, беспомощность у тех граждан, которые ищут смысл в высказываемых облеченного властью резонера. Только ослабление его власти обнаруживает бедность, бессодержательность его высказываний при несомненной банальной правильности литературного строя речи.

Эффект 7. Седьмой элемент системы обеспечивает организаторскую функцию, которая не тождественна административной. Юридически обоснованные распоряжения в пределах предоставленных прав не обязательно безусловно исполняются людьми. Много значит игра заинтересованных и незаинтересованных сил, естественное сомнение, боязнь инноваций любого рода, страх неопределенности. Инновации требуют самостоятельности и решительности от лиц, конструирующих моральные, психологические, материальные стимулы для формирования реальной деятельности граждан. Стимулы содержатся в “практичной информации”, которая оценивается по ее действенности в процессе реальной работы.

Практичной информации противостоит “развращающая информация”, побуждающая к запрещенным действиям: цель становится всем, - средства - ничем, неблагие средства используются для достижения благого результата, право истины замещается правом силы и т.д. Распространение развращающей информации порождает феномен “разорванности мышления ”, при котором понятия и представления сочетаются друг с другом на основе случайных или формальных признаков. Менеджерская изобретательность перерождается в бессовестные ссылки на очевидные истины, которые безо всяких логических оснований сопрягаются с действиями, из этих истин не следующими. Начинается произвол, порождаемый демагогией, логически неверными доказательствами.

Эффект 8. Последний, восьмой элемент информационной системы является началом и концом всей системы действия: он - объект исследования, и он же - объект управления. Именно на нем лежит исполнительская функция всей системы, и именно он переходит в новое психолого-политической состояние. Но происходит это в том случае, если вся система сообщений обеспечивает его адекватные и эффективные инновационные действия. На этом уровне недопустимо изменение состава действий, их порядка, замена одних действий другими. Дисциплинированность и добросовестность исполнения всех предписанных требований, правил определяют качество функционирования этого элемента. На этом, заключительном уровне системы применяется окончательно сформированная для исполнения “необходимая информация”, под которой понимаются сведения, без наличия которых невозможно достижение цели системы..

В целях противодействия случается, что необходимая информация подменяется “дезентегрирующей информацией”, разъединяющей неразрывно связанное целостное единое на соперничающие, противоборствующие части. Дисциплинированные исполнители обнаруживают вдруг с помощью такой информации неразрешимые противоречия в отношениях со своими соратниками, коллегами, даже родственниками. Тогда разрушаются многолетние коммерческие, финансовые, деловые, личные связи. Возникает ситуация настолько запутанная, неразрешимая, что выходом из нее могут быть только “ компульсивные идеи ” - нелепые мысли, бессмысленные действия, но которые не вызывают сомнений из-за убежденности, что иначе действовать в создавшихся условиях невозможно. Из-за фразы, термина, записи в архиве и т.п. прекращается производство, отказывают в помощи, огнем сметают жилище недавнего друга и брата. Носители компульсивной идеи осознают бессмысленность своих действий, но преодолеть влечение к ним не могут, как алкоголик понимает пагубность своего влечения, но контролировать себя не в состоянии.

Информационная система является властным механизмом распространения политических идей - методов решения проблем экономического, правового, военного характера за счет активных действий, а не созерцания (что совпадает с определением интеллекта). Для объяснения этого феномена использется понятие экспансии - проникновения на чужую территорию, рынки сбыта, что и определило агрессивную окраску термина "расширение". Но для расширения помимо материальной среды существует и информационная, психологическая среда, на которую аналогичным образом покушается интеллектуальная экспансия . Вариантом захвата “чужой территории” выступает сознание человека. Со времен Торндайка интеллектуальный акт понимается как решение проблемы, которое достигается не созерцанием, а активными действиями человека, позволяющим установить наиболее выгодную координацию со средой. При несомненном величии человеческого интеллекта, он является поведением, направленным на решение проблемы путем отбора движений, оказавшихся удачными. Несомненно, он находится в прямой связи с творчеством как преодолением привычек, выработкой нового взгляда на вещи, интуицией.

Психология сознания: целеполагание, целенаправленность, целеустремленность, целесообразность поведения имеют своим источником информацию, состоят из информации и представлены в виде информации. Причем, информация является не только средством регистрации, сколько средством прямого, косвенного, опосредованного воздействия на объект влияния. Как своими успехами человек обязан полноценной информационной подготовке, так и всеми своими неудачами общество обязана информационным ошибкам.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ