Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Верны ли следующие суждения относительной истине. Тесты по курсу «Обществознание

10. В понятии «истина» заключено знание,


11. Научное знание, в отличие от иных видов человеческого знания,


12. Природу добра и зла исследует область научного знания -


13. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Единственный подлинный источник знания – непосредственные ощущения.

Б. Не все истинные знания можно ощущать и наблюдать, к примеру, выводы Лобачевского о пространственной геометрии.

Священное Писание является божественным откровением и содержит все учения, связанные с временной и вечной жизнью человека, его верой и поведением и его отношением к материальной и духовной реальности, которая его окружает, религиозной и светской. Поэтому его следует рассматривать как высший критерий истины.

Климент Александрийский, один из видных отцов Церкви, высоко оценил значение Священного Писания как сокровищниц многих даров Бога. Можно ли сомневаться в авторитете Библии? Истины, содержащиеся в этой Книге, являются вечными и нетленными, поскольку «слово Господа пребывает вовеки». В нем есть ответ на вопросы, которые мучают человечество: «В Священном Писании», о. проф.


14. Какой из приведенных результатов познавательной деятельности получен эмпирическим путем? 15. Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Боги бессмертны. Зевс – верховное божество. Следовательно, Зевс бессмертен» является примером:

16. Высказывание "Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок" свидетельствует о(об).... характере истины. Заполните пропуск в предложении.

Поэтому он должен быть оракулом в обсуждении проблем Церкви с точки зрения видеть библейскую истину или ложь. Его священный контент включает в себя объяснение сущности католицизма и его учение. Давайте тщательно и честно рассмотрим ведущие принципы католической веры и дадим библейский критерий-когнитивный принцип главным лозунгом наших обсуждений; «На порядок и на показания!». Сравните учение Римско-католической церкви с учением о Божьем законе и свидетельством Священного Писания. Давайте сделаем это во имя объективной истины Слова Божьего и высшего блага, которое является личным спасением.


17. Верны ли следующие суждения об истине?


18. Какое из проведенных научных исследований было осуществлено с использованием теоретических методов ?


19. Утверждение «По данным археологов во время нашествия орд Батыя на Русь было разрушено 49 из 74 городских центров» является примером


20. Верны ли следующие суждения?

Мы тратим наши жизни на то, чтобы узнать правду, потому что, как нам сказали, «истина освободит нас». Но когда мы ищем истину, мы начинаем замечать, что нет ни одной истины, у всех есть другая версия правды, и даже в нашей собственной жизни мы считаем, что это правда изменение много раз. Так что же реально и что не реально? Если какая-либо правда меняется, это было верно в первую очередь? Мы когда-нибудь узнаем правду? И когда мы узнаем правду, что происходит со всем, что мы знали до сих пор?

Истина - это все, на что мы верим, основываясь на наших знаниях и опыте до настоящего момента. Хотя мы ищем истину в качестве окончательного ответа, на самом деле это позволяет нам задавать себе следующий вопрос. Истина повторяется как бесконечный цикл, пока мы не откроем новую истину, которая позволит нам выйти за пределы предыдущей истины. Всякая истина ведет к другой истине, и для каждого из нас эта истина настолько личная и личная, что это может быть справедливо только для нас. Хотя наша истина истинна, истина других также верна для них.

А. Для познания самого себя и своих возможностей необходимо сравнивать себя с другими людьми.

Б. Процесс самопознания невозможен без взгляда на себя «со стороны».

Ответы на задания части А

Раздел 3




отв



отв



отв



отв

1

3

6

2

11

4

16

3

2

3

7

2

12

1

17

1

3

4

8

3

13

2

18

3

4

3

9

3

14

3

19

4

5

3

10

4

15

4

20

3

Исправлены ответы 3,4,5

Можем ли мы общаться с другими людьми с позиции нашей собственной истины? Мы можем, когда наши истины имеют общие точки, и нет сомнений. Правда, что мы заслуживаем любви, например, верна для нас. И у нас должна быть непоколебимая вера в эту истину, чтобы привлечь любовь. Но что произойдет, если мы встретим кого-то, кто не верит, что мы заслуживаем того, чтобы меня любили? Достойна ли наша правда? Ничто не влияет на нашу правду, когда ее нельзя подтвердить другим, это просто означает, что это неверно для других.

Они не могут подтвердить, что мы заслуживаем любви, потому что они должны иметь эквивалент истины, которую они сами заслуживают любви. Если у них нет этой истины, они не могут подтвердить это для кого-то другого. Но мы относимся к нему как к признаку того, что наша истина неверна, и мы используем ее, чтобы судить нас, наши истины, наше существование и нашу жизнь. Человек, которого мы просим подтвердить нашу истину, должен иметь эквивалент этой истины. Если его там нет, он не может подтвердить нашу.

ЧАСТЬ В

1. Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ответ: ________________________________

Ответ: эмпирические
2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «этапы процесса познания».
Ощущение, восприятие, представление, понятие, терминология, суждение, умозаключение.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
Ответ:___________________________

Таким образом, человек, который не может принять вас как достойный любви, имеет проблемы с тем, чтобы согласиться с тем, что он того стоит. Когда мы хотим, чтобы другие признавали нашу истину, мы ведем эту истину по пути, которым он никогда не должен следовать. Потому что, когда мы просим других установить, что истинно для нас, мы выходим из своих сомнений, вместо того, чтобы верить в нашу собственную истину. Если мы не сможем убедить себя в нашей истине, мы не найдем для этого никого. Как вы думаете, что вы думаете о вас?

Можете ли вы сохранить эту истину независимо от того, насколько она отзывчива или отзывчива? Можете ли вы создать свою правду в этот момент и знать, что, когда вы решили эту истину, вы готовы к следующему этапу в своей жизни? Найдите свою правду о себе, выгравируйте ее постоянно в своем сердце и в вашем существе. Держите свою истину твердо и используйте ее, чтобы проявить свою жизнь по своему усмотрению.

Ответ: терминология


3. Установите соответствие между видами знаний и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ЗНАНИЙ

1)

«Если какая-нибудь неприятность может произойти, то она обязательно произойдет»

А)

житейское знание

2)

«Находки берестяных грамот убедительно свидетельствуют о высоком уровне грамотности в древней Руси»

Б)

научное знание

3)

«Древние рассказывают, что жили в Причерноморье племена воинственных амазонок, убивающих мужчин»

В)

мифологическое знание

4)

«Каждый человек стремится к тому, чтобы достичь своего уровня некомпетентности»

5)

«Целый ряд болезней имеет генетическую наследственную основу»

6)

«В жаркую погоду следует меньше выходить на улицу и больше пить прохладной воды и чая»

Запишите получившуюся последовательность букв.

Кто вы, цель вашей жизни, путешествие, которое вы создаете, и выбор, который вы делаете, основаны на истине. Истина не дана вам или создана для вас - это частота вибраций, создаваемых вами на основе вашего суждения. Другими словами, истина - это впечатление, созданное, когда поток энергии замеряется суждением. У каждого человека есть своя правда, и вы связаны с другими на пересечении ваших истин.

Замораживание энергии - это то, как вы создаете свою реальность, потому что дух требует, чтобы плотная реальность оставалась в физическом пространстве. Так вы учите вещи и создаете эволюцию Вознесения, которое является путем человечества. Вы создаете суждения и замораживаете энергию в определенной истине, чтобы иметь возможность отрицать это - это ваше исцеление. Многие из этих сценариев «Я не» отражены другими людьми через их слова и действия. Вместо того, чтобы пытаться изменить свою правду, знайте, что они помогают вам изменить вашу.



1

2

3

4

5

6

Ответ: АБВАБА
4. Выберите из предложенного методы научного познания, относящиеся к группе теоретических.

Ответ: ______________________

Ответ: 2456
5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Определите, какие положения текста носят

Ответ: БАБА
6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Наша природа такова, что _______________(1) могут быть только чувственными, то есть содержать в себе лишь способ, каким _______________(2) воздействуют на нас. Способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть только у _______________(3). Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без _______________(4) ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы. Поэтому в одинаковой мере необходимо делать чувственными (то есть присоединять к ним в созерцании) предмет, а свои созерцания постигать рассудком (то есть подводить их под понятия). Эти две _______________(5) не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить, Только из их _______________(6) может возникнуть знание. Однако это не дает нам права смешивать долю участия каждого из них; есть основания тщательно обособлять и отличать одну от другой.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Соединения, основанные на истине возникают, когда свою истинную гармонию с истиной, что вы также создать резервную копию, даже если вы не верите, что это может быть правдой, и для вас. Эта истина часто является аспектом вашей истины «Я не есть», и вы реагируете на нее с отказом. Но это не делает его неверным, и это приносит вам мощное обучение, исцеление и трансформацию. Это признание болезненной истины, что вы получаете исцеление, которое эти истины содержат внутри вас, отражая ваши собственные убеждения и понимание.

Нет лжи, потому что каждый действует, говорит и верит на основании своей истины, которая является уникальным зеркалом их энергии. Вы можете называть это ложью, но это верно для них и отражает истину, в которой они решили поверить, которую они интегрируют и настраивают в определенный момент времени. Вы чувствуете себя обязанным изменить свою правду? Какие новые истины вы можете создать для себя, которые будут служить вашей цели исцеления, развивать свою цель в ее высшем аспекте, проявлять новые возможности для вашего жизненного пути и превращать ваше путешествие с пути кармы на путь творения?


А)

предметы

Б)

интуиция

В)

созерцания

Г)

чувственность

Д)

знания

Е)

рассудок

Ж)

способности

З)

относительность

И)

соединение

1

2

3

4

5

6

Ответ: ВАЕГЖИ

ЧАСТЬ С

При выполнении заданий C1–C9 напишите развернутый ответ.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы С1-С4

Логика научного мышления

«Отношение между единичным и общим есть абсолютная основа всего научного мышления. В этом пункте обнаруживается различие между научной и эстетической функцией: тогда как взор художника с любовью останавливается на частном во всем его индивидуальном своеобразии, познающий разум… стремится подвести предмет под более общую форму представления, отбросить все ненужное для этой цели и сохранить лишь «существенное»...

Это и есть цель их истины, и поэтому вы можете найти это раздражающим, расстраивающим или неудобным. Когда вы это чувствуете, вы знаете, что связь была достигнута через правду. Конечно, вы можете сердиться на другого человека, но он не продвигает вас вперед в вашем исцеляющем путешествии. Будьте правдивы, благодаря чему вы хотите познать себя, и вы обретете мир, радость и любовь, которые являются истиной вашей души.

За последние два десятилетия вы можете видеть постоянных спешек, харизматических чудотворцев и целителей во всех христианских церквях, даже традиционных. Есть даже группа очень «смелых» «смельчаков», которые утверждают, что дар исцеления, совершения чудес и пророчества может быть получен путем изучения определенного ключа, известного им. Для возмездия они организуют различные школы исцеления или пророчества и курсы, которые приведут участников к духовным высотам и предоставят им неограниченный доступ к «Божьей силе».

Всякое человеческое познание движется между двумя полюсами: на одной стороне находятся отдельные ощущения, на другой – общие положения, выражающие известные правила о возможных отношениях между ощущениями. Все научное мышление имеет своей задачей подвести ощущения, с помощью логических форм соединения, под эти общие правила. Именно потому в основе всех логических форм лежит идея связи частного с общим, зависимости первого от последнего. Все наше познание состоит в соединении наиболее общего с наиболее частным при помощи промежуточных звеньев, создаваемых размышлением.

Однако в Библии ясно сказано, что все сверхъестественные явления всегда являются действиями Бога или демонической деятельностью, потому что ни один человек сам по себе не способен делать такие вещи. Библия учит нас делать все сверхъестественные явления и пророчества, происходящие в церквях, анализировать и рассматривать в свете Божьего Слова и предупреждает нас, что времена конца будут особенно заметны волной ложных знамений и чудес, которые многие люди приведут в ад.

Проявления, которые сегодня наиболее часто встречаются сегодня: падают под власть, золотая или серебряная пыль и святой смех. Если вы являетесь свидетелем такого явления, вы всегда должны ставить на него библейскую меру и проверять, что Библия говорит о таком событии? Самый простой способ идентифицировать автора таких знаков - ответить на несколько простых вопросов о произошедших явлениях.

Таким образом, достоверность и истинность всех этих промежуточных звеньев коренится в последнем счете в достоверности и истинности указанных двух элементов, соединенных в них посредством логических операций: ощущений и общих положений. Все, что лежит между тем и этим, доказывается из них путем применения логических законов».

Разве это событие приближает людей к Иисусу и к истине Слова Божьего, к чудотворцу и учениям, которые он преподавал?

  • Сделал ли это Иисус?
  • Апостолы это сделали?
  • Кто он, как он живет и какие учения он провозглашает чудотворца?
  • При каких обстоятельствах знаки и коснулись?
  • Видимо, они изменили жизнь людей или просто вызвали эмоции?
В случае обсуждаемых явлений обязательно проверьте Библию.

Говорит ли Библия что-то о золотой или серебряной пыли или так называемой святой смех.

  • Кто упал ему на спину или упал, как мертвый под Божьей силой.
  • Разве Господь Иисус или апостолы когда-либо приносили людей на пол.
  • Является ли Господь Иисус или один из апостолов когда-либо сбитым таким образом.
В Ветхом Завете на спину пал только священник Елы. Как и было обещано, это был Божий суд над Хели, за то, что он терпел нечестие своих сыновей.

(В.Виндельбанд )
1. Какие два полюса в развитии человеческого познания указывает автор? Приведите термины, соответствующие двум методам познания, отображающим векторы взаимосвязи этих полюсов. (Сначала укажите термин, а затем соответствующий ему вектор познания).



Баллы

элементы :

2) приведены термины, соответствующие двум методам познания : дедукция (вектор познания от частного к общему), индукция (вектор познания от общего к частному).

Следует также добавить, что «падение в духе» - это проявление, которое происходит только во время провозглашения небиблейских учений Движения веры и Новоапостольской Реформации. Такие вещи также происходят в исцеляющих массах Мариана в Меджугорье и католических харизматических массах. Следовательно, следующие фрагменты о падении также четко соответствуют вышеупомянутым ситуациям. Правосудие прокладывает путь к безупречному пути, но нечестие падает в результате его гнева. Пусть тот, кто мудр, поймет это, и пусть мудрый знает это; ибо пути Господа просты, праведники ходят по ним, а нечестивые падают на них. Там, где нет хорошего совета, там падают люди, где много советников, есть спасение. Священник и пророк потрясены крепким напитком, они побеждены вином, они шатаются от сильного напитка, они трясутся во время пророчества и шатаются во время приговора.


Дан ответ, приведены два термина с указанием векторов.

2

Дан ответ, приведен один термин ИЛИ ответ представлен неявно, но приведены два термина.

1

Дан ответ, ИЛИ приведен один термин ИЛИ ответ неправильный.

0

Максимальный балл

2

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Баллы

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) С опорой на текст указано различие между эстетическим и научным познанием , например:

«тогда как взор художника с любовью останавливается на частном во всем его индивидуальном своеобразии, познающий разум… стремится подвести предмет под более общую форму представления, отбросить все ненужное для этой цели и сохранить лишь «существенное».

2) приведены различия между формами познания , например:

Для эстетического(художественного) познания характерен субъективизм творца, научное познание отличается стремлением к объективности;

Эстетическое познание отображает мир в виде художественных образов, научное познание – в виде понятий, теорий, законов.

Могут быть приведены иные различия.


Указано авторское различие, приведены два иных, не приведенных в тексте

2

Указано авторское различие, приведено одно иное различие ИЛИ авторское различие не указано, но приведены два иных, не приведенных в тексте

1

Указано авторское различие ИЛИ приведено одно иное различие ИЛИ ответ неправильный.

0

Максимальный балл

2

Содержание верного ответа и указания к оцениванию


Баллы

В правильном ответе должны быть приведены элементы:

1) Дана формулировка закона познания с опорой на текст, например:

- «Все наше познание состоит в соединении наиболее общего с наиболее частным при помощи промежуточных звеньев, создаваемых размышлением».

2) Приведены два примера, иллюстрирующие связи между отдельными фактами и общими выводами, допустим:

На основании обнаруженных учеными-археологами при раскопках Новгорода берестяных грамот, их изучения были сделаны выводы о высоком уровне грамотности населения древнерусского города;

На основании опытов, проводимых М.В. Ломоносовым с различными веществами в открытой и закрытой среде, ученый сделал вывод, что в изолированной среде (закрытом сосуде) масса веществ до реакции равна массе веществ после реакции. Это стало основой формирования закона сохранение и неуничтожимости массы;

Наблюдения за падением физических тел, яблоком, упавшим на голову, ученый И. Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения.

Могут быть приведены иные верные примеры.



Дана формулировка закона, приведены два примера

3

Дана формулировка закона, приведен один пример ИЛИ

формулировка закона не приведена, но приведены два примера



2

Дана формулировка закона ИЛИ

приведен один пример



1

Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

3

4. Автор текста говорит о сущности логических законов, логических операций. Опираясь на текст, знания курса, личный социальный опыт, приведите три любых логических операции, проиллюстрировав их конкретными примерами.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы :

Приведены основные логические операции и иллюстрирующие их примеры , допустим:

1) анализ (ученый-химик, изучая вещество, выделяет его химический состав, элементы, из которых оно состоит; ученый-историк, изучая определенную эпоху, выделяет ее характерные черты, людей, действующих в ней, документы и свидетельства эпохи);

2) сравнение (изучая какое-либо историческое событие, ученый историк сравнивает его с событиями, происходившими в сходных условиях в других странах, в другие эпохи);

3) синтез (собирая результаты отдельных экспериментов и исследований, ученые обобщают данные, делают обобщающие выводы, например, наблюдая за гнездованиями птиц, проводя окольцовывание их, ученые-орнитологи устанавливают направления миграций птиц).


Приведены три логические операции и иллюстрирующие их примеры

3

Приведены две логические операции и иллюстрирующие их примеры ИЛИ три операции и два примера ИЛИ три операции, один пример ИЛИ две операции, один пример

2

Приведен одна логическая операция и иллюстрирующий ее пример ИЛИ две операции, примеры не приведены

1

Приведен одна логическая операция ИЛИ иллюстрирующий ее пример ИЛИ Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

3

5. Важную роль в познавательной деятельности человека играет интуиция. Многие истины открываются и познаются людьми интуитивно. Приведите четыре характерных признака интуиции как способа познавательной деятельности.




Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Приведены четыре характерных признака интуиции, например,

Интуиция - это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства;

Интуитивное «видение» совершается не только неожиданно, случайно и вдруг, но и без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату;

Интуиция проявляется и формируется при основательной профессиональной подготовке человека, глубоком знании проблемы, поисковой ситуации.

Могут быть приведены и иные характерные черты интуиции.


Приведены четыре характерных признака интуиции

2

Приведены два-три характерных признака интуиции

1

Приведен один признак интуиции ИЛИ

Ответ неверный



0

Максимальный балл

2

6. Французский философ Дени Дидро писал, что знание того, как изменить мир к лучшему, характеризует человека гениального. Приведите три примера проявления человеческой гениальности, изменившей мир к лучшему.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должны присутствовать элементы:

Приведены три примера, допустим:

1) Ученый Н.Винер заложил основы новой науки – кибернетики, открыв человечеству путь к микропроцессорной революции, массовому распространению компьютеров, без которых немыслима жизнь современного человечества.

2) А. Эйнштейн открыв теорию относительности, способствовал формированию новой научной картины мира;

3) Ученые-генетики своими исследованиями и открытиями обеспечили людям более уверенное будущее, продовольственную безопасность, возможность излечения многих болезней.
Могут быть приведены другие примеры.


Приведены три примера.

3

Приведены два примера.

2

Приведен один пример.

1

Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

3

7. Процесс познания тесно связан с морально-нравственными устоями общества. Приведите три обоснования необходимости согласования процесса познания с требованиями морали.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) приведены три обоснования, например:

Существуют определенные моральные ограничения в определении самого объекта познания, например, исследование человеческой психики, природы человеческого познания, опыты в области генной инженерии;

Ограничены также и способы познания, например, нечеловечно, антиморально познавать пределы возможностей человеческого организма при помощи пыток;

Каждый ученый ограничен принципами этики, морали, в проведении своих исследований, многие открытия современной науки способны приводить к созданию новых страшных видов оружия;

Сложно с нравственной точки зрения изучать природу человеческих чувств, например, дружбы, любви, в этой сфере практически невозможно проводить эксперименты.


Могут быть указаны и иные обоснования.

Приведены три обоснования

3

Приведены два обоснования

2

Приведено одно обоснование

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

3

8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Истина как цель познавательной деятельности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.



Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;

– отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие об истине.

2) Объективность как свойство истины.

3) Виды истины:

а) абсолютная;

б) относительная.

4) Истина и ложь.

5) Критерии истины:

а) практика;

б) доказанность;

в) очевидность.

6) Особенности формирования истинных знаний в современном мире.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.


Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Формулировки пунктов плана корректны.
Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

1

План не раскрывает предложенной темы.
ИЛИ
Структура ответа не соответствует плану сложного типа.

0

Максимальный балл

2

9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:


Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется . По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.



Критерии оценивания ответа на задание С9

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт.

2

Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании.

1

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.

0

К2

Представление и пояснение собственной позиции

Представлена собственная позиция с аргументацией

1

Представлена собственная позиция без пояснения ИЛИ собственная позиция не представлена.

0

К3

Уровень приводимых суждений и аргументов

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

2

Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала.

ИЛИ Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений.



1

Суждения и аргументы не приведены.

0

Максимальный балл

5

  1. А. Истина – это соответствие знаний интересам человека.
    Б. Истина – это соответствие мысли действительности.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    2. Верны ли следующие суждения об истине? Истина – это
    А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
    Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.

3. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.
Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

4. Верны ли суждения?
А. Любая истина объективна и относительна.
Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание
А. С которым не все согласны.
Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании?
А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности.
Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, – это заблуждение.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания.
Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика – это относительный критерий истины, потому что
А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.
Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

10. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни.
Б. Объектом познания может быть человек.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.
Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке.
Б. Художественные образы – это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

13. Верны ли следующие суждения?
А. Наука и религия являются формами познания мира
Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

14. Верны ли следующие суждения?
А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.
Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

15. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру познания входят цель, средства, результат.
Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

16. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета.
Б. Умозаключение – это логическая связь суждений.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

17. Верны ли следующие суждения о формах познания?
А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов.
Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

А1. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит

1) отражение внешних признаков познаваемого объекта

2) теоретическое обобщение результатов наблюдений

3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы

4) построение предположений, основанных на опыте

А2. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Объектом данной деятельности являются

1) игровые умения младших школьников

2) старшеклассники, проводящие занятия

3) компьютеры, за которыми ведется обучение

4) компьютерные игры

А2. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется

1) критерием истины

2) объективной истиной

3) относительной истиной

4) абсолютной истиной

А2. Мышление образами обязательная составляющая познания

1) художественного

2) научного

3) мифологического

4) житейского

А2. Опора на объективные факты при аргументации выводов - обязательная составляющая познания

1) художественного 3) мифологического

2) научного 4) житейского

А2. Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения

1) экономики 3) политологии

2) социологии 4) правоведения

А2. Логическое мышление лежит в основе познания

1) научного 3) религиозного

2) житейского 4) художественного

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что_________(А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои _________(Б) на основе неоспоримых _________(В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность __________(Г) или __________(Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и __________(Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один ,раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) факты 6) контакты

2) ошибка 7) возврат

3) психика 8) личность

4) выводы 9) история

5) науки

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами ответа.

Ответ: 541279

В7. Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) теоретическое обоснование

2) экспериментальная проверка

4) использование специальных понятий

5) сложность усвоения

Ответ: 1 2 4

2010

Научному здравому смыслу (который я принимаю) ясно, что познана только бесконечно малая часть вселенной, что прошли бесчисленные века, в течение которых вообще не существовало познания, и что, возможно, вновь наступят бесчисленные века, на протяжении которых будет отсутствовать познание. С космической и причинной точек зрения познание есть несущественная черта вселенной; наука, которая забыла упомянуть о его наличии, страдала бы с безличной точки зрения очень тривиальным несовершенством. В описании мира субъективность является пороком...

Но когда мы спрашиваем не о том, "что представляет собой мир, в котором мы живем", а о том, "как мы приходим к познанию мира", субъективность оказывается вполне законной.

Знание каждого человека, в основном, зависит от его собственного индивидуального опыта: он знает то, что он видел и слышал, что он прочел и что ему сообщили, а также то, о чём он, исходя из этих данных, смог заключить.

Со времени Протагора известен тезис, что данные опыта личны и частны. Этот тезис отрицался, потому что считали, как и сам Протагор считал, что если его принять, то он необходимо приведет к заключению, что и всё познание частно и индивидуально. Что же касается меня, то я принимаю тезис, но отрицаю вывод... Научное познание стремится стать абсолютно безличным и пытается утверждать то, что открыто коллективным разумом человечества...

Коллектив знает и больше и меньше, чем индивидуум: он знает, как коллектив, всё содержание энциклопедии и все вклады в труды научных учреждений, но он не знает тех лежащих близко к сердцу и интимных вещей, которые составляют колорит и самую ткань индивидуальной жизни. Когда человек говорит: "Я никогда не смогу передать того ужаса, который я испытал, увидев Бухенвальд" или: "Никакие слова не могут выразить моей радости, когда я снова увидел море после долгих лет тюремного заключения", он говорит нечто такое, что является истинным в самом строгом и точном смысле слова: он обладает через свой опыт познанием, которым не обладают те, чей опыт был другим...

Развитие нашего познания, если оно успешно, имеет сходство с приближением путешественника к горе сквозь туман: сначала он различает только крупные черты, если даже они имеют не вполне определенные контуры, но постепенно он видит всё больше деталей, и очертания становятся резче.

(Бертран Рассел)

Баллы

В правильном ответе должны быть указаны следующие проявления ограниченности познания:

1) познана только бесконечно малая часть вселенной;

2) было (и, возможно, будет) время, когда познание не существовало (не будет существовать).

Указаны два проявления.

Указано одно проявление.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

2010. 302

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие положения:

1) с одной стороны, субъективность является пороком при ответе на вопрос «что представляет собой мир»;

2) с другой стороны, при ответе на вопрос «как мы приходим к познанию мира» субъективность оказывается вполне законной.

Указаны две стороны субъективности.

Указана одна сторона субъективности.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

2010. 302.

С3. Как автор оценивает возможности коллективного познания в сравнении с индивидуальным? Используя обществоведческие и исторические знания, материалы СМИ, приведите по одному примеру каждой из этих форм познания.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

-«Коллектив знает и больше и меньше, чем индивидуум: он знает, как коллектив, все содержание энциклопедии и все вклады в труды научных учреждений, но он не знает тех лежащих близко к сердцу и интимных вещей, которые составляют колорит и самую ткань индивидуальной жизни»;

2) пример коллективного познания, например, разработка актуальной темы большим научным коллективом (средства защиты ядерных реакторов и т.п.)

3) пример индивидуального познания, например, открытие ученым научного закона (периодический закон Менделеева).

ИЛИ Приведен пример одной из форм познания.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

2010. 302.

Опираясь на знания курса, назовите любые два других способа (пути) познания мира.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

2) подтверждение-положение текста («Знание каждого человека в основном зависит от его собственного индивидуального опыта»);

3) перечисление других способов познания мира, например:

Народная мудрость как обобщение опыта повседневной жизни;

Искусство как специфический путь познания;

Научное познание мира.

В ответе присутствуют три из названных выше элементов.

В ответе отражен один любой элемент из названных выше.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании.

104. 2010.

С7. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?

Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например: искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами;

2) две особенности искусства как формы познания, например:

Образное отображение мира и человека в мире;

Опора на единичное, индивидуальное, неповторимое;

Условный характер создаваемых произведений.

Ответ может быть дан в других формулировках. Могут быть названы иные особенности искусства.

Дан ответ и названы две особенности.

Дан ответ и названа одна особенность.

ИЛИ Ответ не дан, названы две особенности.

Дан ответ, особенности не названы.

ИЛИ Названа одна особенность.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

С6. Назовите любые три формы познания мира и проиллюстрируйте примером каждую из них.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы, например, следующие формы познания:

1) научное познание, или наука (теория относительности Эйнштейна);

2) художественное познание, или искусство (информация об исторических сюжетах, переданная средствами литературы, музыки и др.; например, в опере «Князь Игорь», романе «Война и мир»);

3) житейское познание, или опыт повседневной жизни (наблюдение ребенка за падающими предметами, льющейся водой и т.п.).

Могут быть названы другие формы и приведены другие примеры.

Названы и проиллюстрированы три формы.

Названы две-три формы, проиллюстрированы две формы. ИЛИ Названы и проиллюстрированы две формы, третья не названа, но понятна в контексте приведенного примера.

Названы одна-три формы, проиллюстрирована одна форма.

ИЛИ Названа и проиллюстрирована примером одна форма, одна-две другие формы не названы, но понятны в контексте одного-двух приведенных примеров.

ИЛИ Названы только три формы.

ИЛИ Приведены только три примера.

Приведены только один-два примера.

ИЛИ Названы только одна-две формы.

ИЛИ Ответ неправильный.

Максимальный балл


© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ