Сжатые изложения «Война была для детей жестокой школой», «Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени», «Каждый из нас делит людей на умных и глупых» ЕГЭ по русскому. Война была для детейжестокой школой
На сайте ФИПИ 11.02.2020 размещены изложения.
Данное изложение включено в список экзаменационных изложений 2020.
Образец сжатого изложения
Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мёрзлых окопах, и перед ними были бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Дети ещё не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, по-детски радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто вернулся с войны, сумели сохранить в себе чистый мир, веру и надежду, стали непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война стала историей, память о ней должна жить. Главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это не забывать Людей, не забывать Людей - это не забывать Время.
Текст подробного изложения
(1)Война была для детей жестокой и грубой школой. (2)Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. (3)Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
(4)Война наполнила их душевный опыт до предела. (5)Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. (6)Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
(7)Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. (8)Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.
Хочу получить ВЫСШИЙ БАЛЛ за данное изложение!
Хочу научиться
1. писать изложение
2. сокращать текст изложения
Урок русского языка в 9 классе.
Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, раздаточный материал с текстом изложения, памятки по написанию сжатого изложения.
Цели урока :
1. Формирование знаний и умений сжимать текст;
2. Развитие навыков грамотного письма при самостоятельной работе;
3. Совершенствование универсальных учебных действий с текстом: находить нужную информацию.
Задачи урока: тренинг разнообразных логических операций с текстом:
- выделение главной и второстепенной информацию;
- сжатие текста разными способами;
- запись связного и логически верного сжатого текста, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного.
ХОД УРОКА
1.Орг. момент.
2.Погружение в тему урока.
Что такое сжатое изложение.
Какими способами мы можем сжать текст? (слайд 1)
ИСКЛЮЧЕНИЕ подробностей и деталей | ОБОБЩЕНИЕ конкретных, единичных явлений | УПРОЩЕНИЕ синтаксических структур |
- исключение повторов слов или словосочетаний - исключение одного или нескольких из синонимов - исключение уточняющих и поясняющих конструкций - исключение фрагмента предложения, некоторых однородных членов предложения; - исключение одного или нескольких предложений - исключение предложений с описаниями и рассуждениями | - замена однородных членов Обобщающим наименованием - замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением | - слияние нескольких предложений в одно - замена предложения или его части указательным местоимением - замена сложноподчиненного предложения простым - замена фрагмента предложения синонимичным выражением |
Формирование целей и задач урока (формулируют учащиеся ).
- Какие цели и задачи предстоит нам решить в течение урока?
3. Работа по основной теме урока
Прочитайте формулировку задания 1 ОГЭ.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объем изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Ещё раз рассмотрим критерии оценивания изложения. ( слайд 2)
4. Оформляем страницу в рабочей тетради . (слайд 3 )
Определим самое важное, что необходимо для написания качественного сжатого изложения:
1) Точно передать ОСНОВНОЕ содержание прослушанного текста.
2) Отразить все важные для его восприятия микротемы.
3) Написать грамотно изложение без нарушений абзацного членения текста.
4) Выдержать нормированное количество слов – не менее 70.
Но самое главное - это понять тему, идею текста. Давайте вспомним основные сведения о тексте: (слайд 4)
Что такое текст?
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.
Что такое тема текста?
Тема – то, о чём говорится в тексте.
Что такое идея текста?
Идея - передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
Мы отвечаем себе на вопросы: «Зачем автор написал этот текст?», «Какую мысль хотел выразить?»
Что такое микротема?
Микротема – часть одной общей темы.
Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем
5. Чтение и анализ текста ( слайд 5 )
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.
6. Беседа по тексту.
О чём этот текст?
Сколько в нем абзацев? Помните, что количество микротем (узких тем) часто (но не всегда) совпадает с количеством абзацев.
3 абзаца – 3 микротемы в данном тексте.
Сформулируйте и запишите на ваших листочках тезисы каждой микротемы ,
подчеркните самые важные, ключевые слова (каждый ученик работает самостоятельно).
В итоге должны появиться примерно следующие записи:
( слайд 6 )
1 абзац – Жестокая школа войны.
2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.
3 абзац – Память о войне должна жить.
Подчеркните в тексте слова, предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания.
7. Работа с текстом
Редактируем 1 абзац:
Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем:
Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по-настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни. ( слайд 7 )
Редактируем 2 абзац:
Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»:
Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости. ( слайд 8 )
Редактируем 3 абзац:
Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого:
Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории – Люди и Время. ( слайд 9 )
- В оставшемся тексте замените повторы местоимениями, синонимами. Не забывайте про согласование членов предложения между собой и о средствах связи в предложениях.
Подсчитайте количество слов в получившемся тексте, проверьте на наличие грамматических ошибок в нём.
Перепишите полученный текст в тетрадь.
8. Итог урока
А теперь вспомним все этапы работы над текстом и составим вместе алгоритм.
- Определяем тему и формулируем основную мысль.
- Определяем структуру текста.
- Выделяем микротемы (узкие темы текста).
- Отбираем в каждой микротеме основную и второстепенную информацию. Подчеркиваем основную информацию.
- Записываем тезисы каждой микротемы (то есть утверждения, содержащие ключевые слова). Составляем опорный конспект или план.
- Исключаем подробности, детали, обобщаем конкретные детали и упрощаем синтаксические конструкции.
- Объединяем микротемы «связочными словами».
- Проверяем, передана ли авторская идея без искажений, сохранилась ли последовательность, логика повествования.
9. Домашнее задание.
Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему.
Задания по типу ГИА
Сжатое Изложение
Война была для детей жестокой и грубой школой Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не предаёшь значения в повседневной мирной жизни
Те кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый лучезарный мир, веру и надежду, став нипремеримее к несправедливости, добрее к добру Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории это люди и время Не забывать время, это значит не забывать людей, не забывать людей, это значит не забывать время Война была для детей жестокой и грубой школой Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не предаёшь значения в повседневной мирной жизни
Война наполнила их душевный опыт до предела Они могла плакать не от горя, а от ненависти, могли по детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались не до войны, не после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности
Те кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый лучезарный мир, веру и надежду, став нипремеримее к несправедливости, добрее к добру
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории это люди и время Не забывать время, это значит не забывать людей, не забывать людей, это значит не забывать время СОКРАТИТЬ ПРИМЕНЯЯ СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА
- Война была для детейжестокой школой. Ведь они ещ необладали жизненным опытом и поэтому не понимали ценности простых вещей, которымне предашь значения в повседневной жизни.
Война наполнила детский душевный опыт до предела. Они моглаплакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться простым вещам,которых не замечали до войны.
Те, кто вернулись с войны, сумели сохранить веру и надежду. Хотя война и стала уже историей, но память оней должна жить, ведь главные участники истории это люди и время, которых неследует забывать. - Война была для детей грубой школой, их учили не тетради и книги, а бронебойные снаряды. Они были малы и не понимали ценности повседневных вещей. Война наполнила их жизненным опытом:они плакали не от горя,а от ненависти, радовались тому,на что раньше не обратили бы и своего взора. Оставшиеся в живых сумели сохранить в себеверу,надежду, осознали настоящие достоинства.
Война отошла в прошлое,стала уже историей, но мы должны сохранить память о ней, ведь главные ее участники – время и люди. Не забыть то время значит не забыть все,что тогда происходило:измученные,но счастливые лица, всю важность того великого дня – дня Победы!если что, исправь
Отправить
Класснуть
Линкануть
Запинить
Сжатое Изложение Война была для детей жестокой и грубой школой Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не предаёшь значения в повседневной мирной жизни Война наполнила их душевный опыт до предела Они могла плакать не от горя, а от ненависти, могли по детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались не до войны, не после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности Те кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый лучезарный мир, веру и надежду, став нипремеримее к несправедливости, добрее к добру Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории это люди и время Не забывать время, это значит не забывать людей, не забывать людей, это значит не забывать время Война была для детей жестокой и грубой школой Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не предаёшь значения в повседневной мирной жизни Война наполнила их душевный опыт до предела Они могла плакать не от горя, а от ненависти, могли по детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались не до войны, не после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности Те кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый лучезарный мир, веру и надежду, став нипремеримее к несправедливости, добрее к добру Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории это люди и время Не забывать время, это значит не забывать людей, не забывать людей, это значит не забывать время СОКРАТИТЬ ПРИМЕНЯЯ СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА
Текст изложения №2Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.
(По Ю. Бондареву)
Попробуйте по смыслу разбить написанный вами текст на 3 абзаца.
1 вариант изложения
АБЗАЦ 1
Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах, вместо тетрадей и ручек у них были пулеметные ленты и снаряды. У ребят за плечами не было жизненного опыта и понимания истинной ценности самых простых вещей. (42 слова)
Сосчитайте количество слов в первом абзаце.
АБЗАЦ 2
Все это «подарила» детям война, заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года, радоваться тому, мимо чего проходили раньше равнодушно, и плакать не от горя, а от ненависти. Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость, доброту.(48 слов)
Сосчитайте количество слов во втором абзаце.
АБЗАЦ 3
Война стала историей, но она живет в человеческой памяти, так как живы еще и люди, и время. Так и должно быть! (21 слово)
Сосчитайте количество слов в третьем абзаце
Получилось сжатое изложение
ВАРИАНТ 1
Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах, вместо тетрадей и ручек у них были пулеметные ленты и снаряды. У ребят за плечами не было жизненного опыта и понимания истинной ценности самых простых вещей.
Все это «подарила» детям война, заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года, радоваться тому, мимо чего проходили раньше равнодушно, и плакать не от горя, а от ненависти. Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость, доброту.
Война стала историей, но она живет в человеческой памяти, так как живы еще и люди, и время. Так и должно быть!
(111 слов)
2 вариант изложения
1абзац
Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах, вместо тетрадей и ручек у них было оружие. У этих ребят отсутствовал жизненный опыт и понимание истинной ценности самых простых вещей. (37 слова)
2 абзац
Все это «подарила» детям война, заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года… Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость, доброту.(33 слов)
3 абзац
Давно уже стала историей война, но память о ней должна жить. Мы обязаны помнить тех солдат и то суровое время! (20)
Получилось сжатое изложение
ВАРИАНТ 2
Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах, вместо тетрадей и ручек у них было оружие. У этих ребят отсутствовал жизненный опыт и понимание истинной ценности самых простых вещей.
Все это «подарила» детям война, заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года… Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость, доброту.
Давно уже стала историей война, но память о ней должна жить. Мы обязаны помнить тех солдат и то суровое время!
90 слов
Текст изложения №2
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами , а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны , ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду , став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.
(По Ю. Бондареву)
Попробуйте по смыслу разбить написанный вами текст на 3 абзаца.
1 вариант изложения
АБЗАЦ 1
а не в теплых классах , вместо тетрадей и ручек у них были пулеметные ленты и снаряды. У ребят за плечами не было жизненного опыта и понимания истинной ценности самых простых вещей. (42 слова)
Сосчитайте количество слов в первом абзаце.
АБЗАЦ 2
Все это «подарила» детям война справедливость , доброту.(48 слов)
Сосчитайте количество слов во втором абзаце.
АБЗАЦ 3
Война стала историей, но она живет в человеческой памяти, так как живы еще и люди, и время. Так и должно быть! (21 слово)
Сосчитайте количество слов в третьем абзаце
Получилось сжатое изложение
ВАРИАНТ 1
Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах , вместо тетрадей и ручек у них были пулеметные ленты и снаряды. У ребят за плечами не было жизненного опыта и понимания истинной ценности самых простых вещей.
Все это «подарила» детям война , заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года, радоваться тому, мимо чего проходили раньше равнодушно, и плакать не от горя, а от ненависти. Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость , доброту.
Война стала историей, но она живет в человеческой памяти, так как живы еще и люди, и время. Так и должно быть!
(111 слов)
2 вариант изложения
1абзац
Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах , вместо тетрадей и ручек у них было оружие. У этих ребят отсутствовал жизненный опыт и понимание истинной ценности самых простых вещей. (37 слова)
2 абзац
Все это «подарила» детям война справедливость , доброту.(33 слов)
3 абзац
Давно уже стала историей война, но память о ней должна жить. Мы обязаны помнить тех солдат и то суровое время! (20)
Получилось сжатое изложение
ВАРИАНТ 2
Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах, вместо тетрадей и ручек у них было оружие. У этих ребят отсутствовал жизненный опыт и понимание истинной ценности самых простых вещей.
Все это «подарила» детям война , заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года… Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость , доброту.
Давно уже стала историей война, но память о ней должна жить. Мы обязаны помнить тех солдат и то суровое время!
90 слов