Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Сжатые изложения «Война была для детей жестокой школой», «Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени», «Каждый из нас делит людей на умных и глупых» ЕГЭ по русскому. Война была для детейжестокой школой

На сайте ФИПИ 11.02.2020 размещены изложения.

Данное изложение включено в список экзаменационных изложений 2020.

Образец сжатого изложения

Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мёрзлых окопах, и перед ними были бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Дети ещё не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, по-детски радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто вернулся с войны, сумели сохранить в себе чистый мир, веру и надежду, стали непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война стала историей, память о ней должна жить. Главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это не забывать Людей, не забывать Людей - это не забывать Время.

Текст подробного изложения

(1)Война была для детей же­сто­кой и гру­бой школой. (2)Они си­де­ли не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бро­не­бой­ные снаряды и пулемётные ленты. (3)Они ещё не об­ла­да­ли жизненным опы­том и по­это­му не по­ни­ма­ли истинной цен­но­сти простых вещей, ко­то­рым не придаёшь зна­че­ния в по­все­днев­ной мирной жизни.

(4)Война на­пол­ни­ла их ду­шев­ный опыт до предела. (5)Они могли пла­кать не от горя, а от ненависти, могли по-детски ра­до­вать­ся весеннему жу­рав­ли­но­му клину, как ни­ко­гда не ра­до­ва­лись ни до войны, ни после войны, с неж­но­стью хранить в душе тепло ушед­шей юности. (6)Те, кто остал­ся в живых, вер­ну­лись с войны, сумев со­хра­нить в себе чистый, лу­че­зар­ный мир, веру и надежду, став не­при­ми­ри­мее к несправедливости, доб­рее к добру.

(7)Хотя война и стала уже историей, но па­мять о ней долж­на жить, ведь глав­ные участники ис­то­рии – это Люди и Время. (8)Не за­бы­вать Время – это зна­чит не за­бы­вать Людей, не за­бы­вать Людей – это зна­чит не за­бы­вать Время.

Хочу получить ВЫСШИЙ БАЛЛ за данное изложение!

Хочу научиться

1. писать изложение

2. сокращать текст изложения

Урок русского языка в 9 классе.

Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, раздаточный материал с текстом изложения, памятки по написанию сжатого изложения.

Цели урока :

1. Формирование знаний и умений сжимать текст;

2. Развитие навыков грамотного письма при самостоятельной работе;

3. Совершенствование универсальных учебных действий с текстом: находить нужную информацию.

Задачи урока: тренинг разнообразных логических операций с текстом:

  • выделение главной и второстепенной информацию;
  • сжатие текста разными способами;
  • запись связного и логически верного сжатого текста, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного.

ХОД УРОКА

1.Орг. момент.

2.Погружение в тему урока.

Что такое сжатое изложение.

Какими способами мы можем сжать текст? (слайд 1)

ИСКЛЮЧЕНИЕ

подробностей и деталей

ОБОБЩЕНИЕ

конкретных,

единичных явлений

УПРОЩЕНИЕ синтаксических структур

- исключение повторов слов или словосочетаний

- исключение одного или нескольких из синонимов

- исключение уточняющих и поясняющих конструкций

- исключение фрагмента предложения, некоторых однородных членов предложения;

- исключение одного или нескольких предложений

- исключение предложений с описаниями и рассуждениями

- замена однородных членов

Обобщающим наименованием

- замена предложения или

его части определительным

или отрицательным

местоимением с обобщающим

значением

- слияние нескольких предложений в одно

- замена предложения или его части указательным местоимением

- замена сложноподчиненного предложения простым

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением

Формирование целей и задач урока (формулируют учащиеся ).

- Какие цели и задачи предстоит нам решить в течение урока?

3. Работа по основной теме урока

Прочитайте формулировку задания 1 ОГЭ.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Ещё раз рассмотрим критерии оценивания изложения. ( слайд 2)

4. Оформляем страницу в рабочей тетради . (слайд 3 )

Определим самое важное, что необходимо для написания качественного сжатого изложения:

1) Точно передать ОСНОВНОЕ содержание прослушанного текста.

2) Отразить все важные для его восприятия микротемы.

3) Написать грамотно изложение без нарушений абзацного членения текста.

4) Выдержать нормированное количество слов – не менее 70.

Но самое главное - это понять тему, идею текста. Давайте вспомним основные сведения о тексте: (слайд 4)

Что такое текст?

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.

Что такое тема текста?

Тема – то, о чём говорится в тексте.

Что такое идея текста?

Идея - передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

Мы отвечаем себе на вопросы: «Зачем автор написал этот текст?», «Какую мысль хотел выразить?»

Что такое микротема?

Микротема – часть одной общей темы.

Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем

5. Чтение и анализ текста ( слайд 5 )

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

6. Беседа по тексту.

О чём этот текст?

Сколько в нем абзацев? Помните, что количество микротем (узких тем) часто (но не всегда) совпадает с количеством абзацев.

3 абзаца – 3 микротемы в данном тексте.

Сформулируйте и запишите на ваших листочках тезисы каждой микротемы ,

подчеркните самые важные, ключевые слова (каждый ученик работает самостоятельно).

В итоге должны появиться примерно следующие записи:

( слайд 6 )

1 абзац – Жестокая школа войны.

2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.

3 абзац – Память о войне должна жить.

Подчеркните в тексте слова, предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания.

7. Работа с текстом

Редактируем 1 абзац:

Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем:

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по-настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни. ( слайд 7 )

Редактируем 2 абзац:

Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»:

Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости. ( слайд 8 )

Редактируем 3 абзац:

Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого:

Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории – Люди и Время. ( слайд 9 )

- В оставшемся тексте замените повторы местоимениями, синонимами. Не забывайте про согласование членов предложения между собой и о средствах связи в предложениях.

Подсчитайте количество слов в получившемся тексте, проверьте на наличие грамматических ошибок в нём.

Перепишите полученный текст в тетрадь.

8. Итог урока

А теперь вспомним все этапы работы над текстом и составим вместе алгоритм.

  1. Определяем тему и формулируем основную мысль.
  2. Определяем структуру текста.
  3. Выделяем микротемы (узкие темы текста).
  4. Отбираем в каждой микротеме основную и второстепенную информацию. Подчеркиваем основную информацию.
  5. Записываем тезисы каждой микротемы (то есть утверждения, содержащие ключевые слова). Составляем опорный конспект или план.
  6. Исключаем подробности, детали, обобщаем конкретные детали и упрощаем синтаксические конструкции.
  7. Объединяем микротемы «связочными словами».
  8. Проверяем, передана ли авторская идея без искажений, сохранилась ли последовательность, логика повествования.

9. Домашнее задание.

Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему.

Задания по типу ГИА


Сжатое Изложение
Война была для детей жестокой и грубой школой Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не предаёшь значения в повседневной мирной жизни
Те кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый лучезарный мир, веру и надежду, став нипремеримее к несправедливости, добрее к добру Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории это люди и время Не забывать время, это значит не забывать людей, не забывать людей, это значит не забывать время Война была для детей жестокой и грубой школой Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не предаёшь значения в повседневной мирной жизни
Война наполнила их душевный опыт до предела Они могла плакать не от горя, а от ненависти, могли по детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались не до войны, не после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности
Те кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый лучезарный мир, веру и надежду, став нипремеримее к несправедливости, добрее к добру
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории это люди и время Не забывать время, это значит не забывать людей, не забывать людей, это значит не забывать время СОКРАТИТЬ ПРИМЕНЯЯ СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

  • Война была для детейжестокой школой. Ведь они ещ необладали жизненным опытом и поэтому не понимали ценности простых вещей, которымне предашь значения в повседневной жизни.
    Война наполнила детский душевный опыт до предела. Они моглаплакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться простым вещам,которых не замечали до войны.
    Те, кто вернулись с войны, сумели сохранить веру и надежду. Хотя война и стала уже историей, но память оней должна жить, ведь главные участники истории это люди и время, которых неследует забывать.
  • Война была для детей грубой школой, их учили не тетради и книги, а бронебойные снаряды. Они были малы и не понимали ценности повседневных вещей. Война наполнила их жизненным опытом:они плакали не от горя,а от ненависти, радовались тому,на что раньше не обратили бы и своего взора. Оставшиеся в живых сумели сохранить в себеверу,надежду, осознали настоящие достоинства.
    Война отошла в прошлое,стала уже историей, но мы должны сохранить память о ней, ведь главные ее участники – время и люди. Не забыть то время значит не забыть все,что тогда происходило:измученные,но счастливые лица, всю важность того великого дня – дня Победы!

    если что, исправь

Отправить

Класснуть

Линкануть

Запинить

Сжатое Изложение Война была для детей жестокой и грубой школой Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не предаёшь значения в повседневной мирной жизни Война наполнила их душевный опыт до предела Они могла плакать не от горя, а от ненависти, могли по детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались не до войны, не после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности Те кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый лучезарный мир, веру и надежду, став нипремеримее к несправедливости, добрее к добру Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории это люди и время Не забывать время, это значит не забывать людей, не забывать людей, это значит не забывать время Война была для детей жестокой и грубой школой Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не предаёшь значения в повседневной мирной жизни Война наполнила их душевный опыт до предела Они могла плакать не от горя, а от ненависти, могли по детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались не до войны, не после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности Те кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый лучезарный мир, веру и надежду, став нипремеримее к несправедливости, добрее к добру Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории это люди и время Не забывать время, это значит не забывать людей, не забывать людей, это значит не забывать время СОКРАТИТЬ ПРИМЕНЯЯ СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Текст изложения №2

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.

(По Ю. Бондареву)

Попробуйте по смыслу разбить написанный вами текст на 3 абзаца.

1 вариант изложения

АБЗАЦ 1
Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах, вместо тетрадей и ручек у них были пулеметные ленты и снаряды. У ребят за плечами не было жизненного опыта и понимания истинной ценности самых простых вещей. (42 слова)
Сосчитайте количество слов в первом абзаце.

АБЗАЦ 2

Все это «подарила» детям война, заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года, радоваться тому, мимо чего проходили раньше равнодушно, и плакать не от горя, а от ненависти. Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость, доброту.(48 слов)

Сосчитайте количество слов во втором абзаце.

АБЗАЦ 3

Война стала историей, но она живет в человеческой памяти, так как живы еще и люди, и время. Так и должно быть! (21 слово)

Сосчитайте количество слов в третьем абзаце

Получилось сжатое изложение

ВАРИАНТ 1
Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах, вместо тетрадей и ручек у них были пулеметные ленты и снаряды. У ребят за плечами не было жизненного опыта и понимания истинной ценности самых простых вещей.
Все это «подарила» детям война, заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года, радоваться тому, мимо чего проходили раньше равнодушно, и плакать не от горя, а от ненависти. Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость, доброту.
Война стала историей, но она живет в человеческой памяти, так как живы еще и люди, и время. Так и должно быть!
(111 слов)

2 вариант изложения

1абзац
Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах, вместо тетрадей и ручек у них было оружие. У этих ребят отсутствовал жизненный опыт и понимание истинной ценности самых простых вещей. (37 слова)

2 абзац
Все это «подарила» детям война, заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года… Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость, доброту.(33 слов)

3 абзац
Давно уже стала историей война, но память о ней должна жить. Мы обязаны помнить тех солдат и то суровое время! (20)

Получилось сжатое изложение

ВАРИАНТ 2
Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах, вместо тетрадей и ручек у них было оружие. У этих ребят отсутствовал жизненный опыт и понимание истинной ценности самых простых вещей.
Все это «подарила» детям война, заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года… Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость, доброту.
Давно уже стала историей война, но память о ней должна жить. Мы обязаны помнить тех солдат и то суровое время!
90 слов

Текст изложения №2

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами , а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны , ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду , став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.

(По Ю. Бондареву)

Попробуйте по смыслу разбить написанный вами текст на 3 абзаца.

1 вариант изложения

АБЗАЦ 1
а не в теплых классах , вместо тетрадей и ручек у них были пулеметные ленты и снаряды. У ребят за плечами не было жизненного опыта и понимания истинной ценности самых простых вещей. (42 слова)
Сосчитайте количество слов в первом абзаце.

АБЗАЦ 2

Все это «подарила» детям война справедливость , доброту.(48 слов)

Сосчитайте количество слов во втором абзаце.

АБЗАЦ 3

Война стала историей, но она живет в человеческой памяти, так как живы еще и люди, и время. Так и должно быть! (21 слово)

Сосчитайте количество слов в третьем абзаце

Получилось сжатое изложение

ВАРИАНТ 1
Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах , вместо тетрадей и ручек у них были пулеметные ленты и снаряды. У ребят за плечами не было жизненного опыта и понимания истинной ценности самых простых вещей.
Все это «подарила» детям война , заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года, радоваться тому, мимо чего проходили раньше равнодушно, и плакать не от горя, а от ненависти. Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость , доброту.
Война стала историей, но она живет в человеческой памяти, так как живы еще и люди, и время. Так и должно быть!
(111 слов)

2 вариант изложения

1абзац
Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах , вместо тетрадей и ручек у них было оружие. У этих ребят отсутствовал жизненный опыт и понимание истинной ценности самых простых вещей. (37 слова)

2 абзац
Все это «подарила» детям война справедливость , доброту.(33 слов)

3 абзац
Давно уже стала историей война, но память о ней должна жить. Мы обязаны помнить тех солдат и то суровое время! (20)

Получилось сжатое изложение

ВАРИАНТ 2
Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах, вместо тетрадей и ручек у них было оружие. У этих ребят отсутствовал жизненный опыт и понимание истинной ценности самых простых вещей.

Все это «подарила» детям война , заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года… Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость , доброту.
Давно уже стала историей война, но память о ней должна жить. Мы обязаны помнить тех солдат и то суровое время!
90 слов

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ