Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Основные принципы психологической науки. Предмет, задачи и принципы психологии

Принцип (от лат. principum), – основа, исходное положение.

Базовые принципы общей психологии: 1) принцип единства сознания и деятельности; 2) принцип детерминизма психики; 3) принцип развития психики в деятельности; 4) принцип системности психики.

Отечественный учёный Сергей Леонидович Рубинштейн выдвинул два из четырёх основных принципов общей психологии (1-й и 2-ой принципы).

1-ый основной принцип, – принцип единства сознания и деятельности , являющийся центральным в теоретической системе отечественного научного деятельностного подхода. Этот принцип утверждает, что человек и его психика формируются, проявляются и развиваются в деятельности, изначально, – в практической деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности является теоретическим обоснованием принципа системности психического, который говорит, что все психические явления являются частями, феноменами целостной психической организации процессов и состояний психики, представляющих собою единую систему.

Принцип единства сознания и деятельности является практическим обоснованием принципа психофизического единства, который утверждает, что функцией психофизического единства является психика как вершина психофизиологической организации человека.

Принцип единства сознания и деятельности гласит, что не может быть сознания без деятельности и деятельности без сознания, и поэтому, возможно через деятельность, через продукты деятельности, – изучать сознание. Этот постулат говорит о единстве сознания и деятельности. Сознание образует внутреннее психическое поле деятельности, при помощи которого происходит ориентирование человека в окружающей среде, осуществляется деятельность во внешнем плане, а так же производится психическая деятельность во внутреннем (внутриличностном) плане.

2-ой основной принцип, – диалектико-материалистический принцип детерминизма психики , который утверждает, что внешние (социальные) факторы влияют через внутренние (психологические) условия. Этот принцип говорит о том, что внутренние психические парадигмы детерминируют процесс интерактивного взаимодействия человека со средой. Данный принцип гласит: «внешнее через внутреннее».

Три закона диалектики: 1) закон перехода количественных изменений в качественные; 2) закон единства и борьбы противоположностей; 3) закон отрицания отрицания.

Материалистичность принципа детерминизма заключается в том, что в нём происходит опора на материальный носитель психики, – головной мозг.

Психологический принцип детерминизма, или причинности, предопределённости, утверждает, что все психические явления взаимосвязаны друг с другом, и обусловлены материальными явлениями. Соответственно, у каждого психического явления есть своя причина и своё следствие. Обозначенная универсальная логическая причинно-следственная связь является психическим законом, объясняющим психофилогенетическое и психоонтогенгетическое развитие людей.


Принцип детерминизма означает, что психика данного конкретного человека определяется образом жизни данного конкретного субъекта и трансформируется в связи с изменением его образа жизни. Важным следствием принципа детерминизма является взаимоотношение биологического и социального в развитии психики, соотношение внутренних закономерностей развития психики и внешних воздействий в процессе психического развития. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что принцип детерминизма имеет значение всеобщего методологического принципа психического развития человечества и человека, и кратко сформулировал его так: «Внешние (социальные) причины действуют через внутренние (психические) условия» («Внешнее через внутреннее»).

3-й основной научный психологический принцип, – принцип развития психики в деятельности обосновал отечественный учёный Алексей Николаевич Леонтьев. В общем содержательном контексте данного принципа производится рассмотрение и оценка личности через деятельность, через призму деятельности, которую она выполняет. В рамках данного принципа подчёркивается зависимость сознания человека от предметных действий, т.е. действий с предметами, совершаемых им. В постулате развития психики в деятельности утверждается, что деятельность, – всегда взаимодействие субъекта с объектом.

Выделяются три парадигмы научного анализа и синтеза принципа развития психики в деятельности по А.Н. Леонтьеву. 1. Потребности («что я хочу»). 2. Способности («что я могу»). 3. Направленность («что я есть»).

Таким образом, А.Н. Леонтьев, – автор «психологической теории деятельности», рассматривал сознание человека через содержательные параметры ведущей деятельности, осуществляемой им. А.Н. Леонтьев утверждал, что деятельность, которой занимается человек, его профессия, определяет направленность личности, её сознательные установки, мировоззрение.

Деятельность может быть теоретической и практической. Деятельность как явление имеет отражение в научном и обыденном сознании.

Принцип развития психики в деятельности является теоретическим обоснованием всеобщего принципа психического развития, который утверждает, что как в психофилогенезе, так и в психоонтогенезе имеют место преобразования, изменения, динамика психических явлений, переход от одного уровня психического развития к другому.

Принцип развития психики в деятельности является практическим обоснованием принципа историзма, который гласит, что деятельность людей должна анализироваться применительно к уровню развития человеческого сознания, – в процессе общественно-исторического развития человечества.

Принцип развития психики в деятельности, означает, что психика может быть правильно понята и правильно объяснена лишь в том случае, если она рассматривается как продукт развития человеческой деятельности. Итак, психика человека развивается в процессе осуществления им какой-либо деятельности.

Отметим, что принцип развития психики в деятельности получил своё развитие и модификацию в работах Артура Владимировича Петровского.

Добавим, что Артур Владимирович Петро́вский утверждал, что основным движителем развития личности является не деятельность (как в концепции А.Н. Леонтьева), а разного рода общение (коммуникация, интеракция, социальная перцепция), которое можно понимать и в качестве особой деятельности (взаимодействие людей в процессе общения и познания). Таким образом, мы имеем теорию А.В. Петровского о развитии психики личности через общение , посредством общения, в общении с другими людьми (начиная с младенческого возраста и заканчивая влиянием сферы общения на лиц преклонного возраста).

Можно утверждать, что на современном этапе формирования психологических наук, в рамках деятельностного научного отечественного подхода, имеет место концепция А.Н. Леонтьева – А.В. Петровского о развитии психики личности в деятельности и общении, активно развиваемая такими современными классиками как Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский, В.М. Аллахвердов, М.Ю. Кондратьев, А.И. Донцов, Л.В. Куликов, Б.Н. Рыжов, а также их последователями и учениками, – Ш.Р. Хисамбеевым, Л.В. Сенкевич, Ю.М. Кондратьевым, Н.В. Кочетковым, Д.А. Донцовым, М.В. Донцовой и др.

4-й основной научный психологический принцип, –принцип системности психического , который, в общем и в целом, гласит, что психика является системой психических функций , – обосновали такие психологи как общепризнанный в мире несравненный отечественный классик Лев Семёнович Выготский, великий отечественный классик Сергей Леонидович Рубинштейн и выдающийся современный отечественный учёный Борис Николаевич Рыжов.

Принцип системности (от греч. systema – составленное из частей, соединение), – в психологии, – это методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре, – по Б.Н. Рыжову.

Структура и свойства связей в системе согласно Рыжову Б.Н.

По мнению Рыжова Б.Н., для характеристики системных связей необходимо уточнить различие между прямымииобратными, а такженепосредственными иопосредованнымисвязями. Прямой или обратный вид связи задаётся только направлением действия данной связи (Рис. 1). Однако организация этих связей может быть различна. В одном случае эти связи образуются без помощи промежуточных элементов, получая название непосредственных. В другом случае (см. здесь Рис. 1) взаимодействие между двумя элементами системы осуществляется благодаря опосредованным связям, состоящим из цепочки промежуточных элементов и связей между ними.

Учениками и последователями названных здесь выше учёных-психологов были предложены некоторые содержательные дополнения к концептуальным научным трудам названных классиков. В частности, Дмитрием Александровичем Донцовым как адептом системного научного подхода Бориса Николаевича Рыжова, на основе научных положений Б.Н. Рыжова, предложена системная концепция строения и функционирования психического аппарата личности (см. в предыдущей теме пособия материал «Психика. Компоненты психики»).

Базовые научные понятия общей психологии

Понятие «индивид». В научной психологической литературе советского периода встречается понимание слова «индивид» как отдельной личности, при этом, авторами под этим словом подразумевается психическое содержание человека в целом. Это не точно и не правильно с современной научно-терминологической точки зрения. На современном этапе развития научного знания, когда мы говорим «индивид», мы подразумеваем, прежде всего, просто отдельный организм. Индивид – это физиологическая разница между людьми, разница на уровне биологии, генетики, наследственности отдельного организма. Индивид это любой биологический представитель вида Homo sapiens. Индивид – это человек как физиологически отдельная и самостоятельная особь. Итак, понятие «индивид», – это, в узком содержательном смысле, – все физиологические, органические, биологические отличия людей друг от друга.

Понятие «индивидуальность». Индивидуальность как понятие отражает психические, психологические различия между людьми. Эти различия понимаются на дифференциальном уровне оценки людей, на уровне их индивидуальных психических, психологических различий. Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое, особь) – это неповторимость, уникальность психических качеств и психологических свойств личности человека. Понятие «индивидуальность» используется в современной психологии при описании и анализе индивидуально-психологических различий людей. Индивидуальность понимается как своеобразие психологических свойств человека. Итак, понятие «индивидуальность» характеризует именно психологические различия между людьми. Индивидуальность – это человек с уникальным, неповторимым сочетанием психических особенностей и психологических свойств и качеств.

Понятие «субъект». Субъект – это психологическая характеристика человека, подчёркивающая его активную, познавательную психическую природу. Субъект – это активно действующий, познающий, обладающий сознанием человек (психологическая единица) или группа (социальный субъект). Субъект может проявлять инициативу и самостоятельность, может принять и реализовать какое-либо решение, может оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности. Субъект в состоянии дать отчет себе в своих действиях, способен к самопознанию, самосознанию и самоответственности. Субъект может соотносить между собою своё прошлое, настоящее и будущее. Субъект изменяется в процессе своей жизнедеятельности в присущем именно ему индивидуальном направлении. Между субъектами существуют значительные индивидуальные различия. Субъект, это, прежде всего, поведенческая, деятельностная характеристика активности человека, а именно, – характеристика психической, познавательной активности и внешнего активного поведения. Итак, субъект – это человек как активная, познающая, психическая и психически автономная единица.

В научной психологии человек рассматривается и понимается и как субъект исполняемой им деятельности, и как субъект восприятия, и как субъект познания, и как субъект отношения, и как субъект общения.

Понятие«личность». Личность – это социальные отличия людей, это разнообразие выполнения ими различных социальных ролей, то есть, в буквальном смысле, это различные по значимости и статусу социальные и профессиональные роли человека в обществе и разный социальный статус и вес в нём. Социальное значение понятия личность, – это особенности следования человека общественным нормам и правилам, это значимость (например, культурное значение) конкретной данной личности для общества в прошлом, в настоящем и в будущем. Личность – это социальная, общественная характеристика человека, то есть, это значение (прежде всего практическое, «производственное») человека для общества, для человечества в целом. Как писал А.Н. Леонтьев: «Личность это социальная основа человека». Личность это конкретный человек, представитель конкретного класса, страта, социальной группы, профессии, пола, возраста, образования, культуры, религии. Личность это конкретный человек, занимающийся конкретной деятельностью и имеющий индивидуальные особенности.

Существует более ста определений понятия «личность». Суммарное понимание этого термина, исходя из деятельностного подхода, следующее. Личность, – это человек, выступающий в качестве субъекта социальных отношений и сознательной деятельности (А.Н. Леонтьев). Личность – это, определяемое включённостью в социальные связи системное качество индивидуальности, формирующееся в деятельности и в общении (Б.Г. Ананьев). «Личность – это иерархия мотивов», – Лидия Ильинична Божович.

Гуманистические психологи считают, что личность это устремленность к будущему. Личность это свободная реализация своего потенциала, как писал Гордон Олпорт, в особенности творческого потенциала, добавлял Абрахам Маслоу. Личность это стремление к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я», – утверждал Карл Роджерс.

Понятие «человек». Человек – это собирательное, суммарное понятие, содержательно включающее в себя понятия «индивид», «индивидуальность», «субъект» и «личность». Понятие «человек», так же, может быть аналогом любому из названных понятий. Тем не менее, понятие «человек», прежде всего, отражает характерологические отличия людей, то есть различия на уровне характера, характерологических черт, однако, понятие «человек», в большей степени, является обобщающим понятием.

Подчеркнём, что психическое развитие человека предопределено влиянием на него двух групп факторов, – факторов среды и факторов наследственности. Основаниями и движущими силами развития личности человека выступают совместная деятельность и общение с другими людьми, как считали, например, Алексей Николаевич Леонтьев и Артур Владимирович Петровский.

Таким образом,человек –это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.

Понятие «образ». Образ – это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Образ мира – целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности.

Понятие«отношение». Отношение – в самом общем виде – это фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. Отношение может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его отношении к другим объектам, явлениям, свойствам (например, отношение субъекта к политической системе как к объекту). Термин «отношение» использовался как базовая категория в «теории отношений» В.Н. Мясищева.

Объект – фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с ним субъекта.

Объектное отношение – взаимозависимость, т.е. влияние субъекта на объекты и обратное влияние – объектов на личность. Проблема объекта и объектных отношений является предметом исследования многих психоаналитиков.

Понятие«переживание». Переживание – 1) любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие собственной жизни; 2) наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям; 3) форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования.

Понятие «общение». Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение), и группами (межгрупповое общение). Общение порождается социальными, общественными потребностями человека, проявляющимися в стремлении коммуницировать, взаимодействовать, выполнять совместную деятельность. Общение также порождается мотивами, образующимися в самом ходе осуществления процесса совместной деятельности. Структура общения выражается в трёх основных аспектах общения, – коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Итак, процесс общения включает в себя три совокупных подпроцесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие партнёра по общению). Общение – это процесс социального взаимодействия людей.

Понятие «представление». Представления (англ. – imagery), – это психические образы, гештальты, смысловые интегральные единицы воображения. В повседневной речи под представлением подразумевают разновидность внутреннего опыта, или картины, открывающиеся так называемому «мысленному взору». Однако представления также относятся к опыту, полученному в других областях восприятия, таких как слух, вкус и кинестезия. На ранних этапах развития психологии, Вильгельм Вундт рассматривал представления как один из трёх основных элементов сознания, наряду с ощущениями и чувствами. Представления рассматривались В. Вундтом и другими учёными как ранее испытанные и восстановленные в памяти сенсорно-перцептивные впечатления. В XX веке представления обычно признавали в качестве основных психологических явлений, реальность которых едва ли может быть оспорена. Таким образом, представление – это комплексное впечатление и осмысленное мнение человека о каких-либо феноменах, явлениях, процессах, объектах, субъектах.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 3 раздела № I

1. Какие широкие смысловые научные проблемы общей психологии Вы знаете?

2. Опишите психогностическую проблему.

3. Опишите психопраксическую проблему.

4. Опишите психосоциальную проблему.

5. Опишите психофизическую проблему.

6. Какие научные принципы общей психологии Вы знаете?

7. Осветите принцип единства сознания и деятельности.

8. Осветите принцип детерминизма психики.

9. Осветите принцип развития психики в деятельности.

10. Раскройте модификацию принципа развития психики в деятельности, – принцип развития психики личности в общении.

11. Подробно расскажите о принципе системности психического, исходя из концепций Льва Семёновича Выготского, Сергея Леонидовича Рубинштейна и Бориса Николаевича Рыжова.

12. Опишите структуру и свойства связей в системе согласно Рыжову Б.Н.

13. Раскройте понятие «индивид».

14. Раскройте понятие «индивидуальность».

15. Раскройте понятие «субъект».

16. Раскройте понятие «личность».

17. Раскройте понятие «человек».

(жирным шрифтом выделены базовые научные и учебно-методические источники)

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002.

2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. – СПб.: СПбГУ, 2007.

  1. Агапов В.С. Общая психология: Хрестоматия. – М.: Альтекс, 2014.
  2. Введение в общую психологию. / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997.

Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.

Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.

Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.

Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений.

Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.

Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.

Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.

Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Дисциплина: Психология

Псковский юридический институт... Кафедра Юридической психологии педагогики и социальной работы Дисциплина Психология...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Методологические и теоретические основы психологии
Каждая наука, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли т

Специальная методология психологии (принципы проведения психологических исследований)
Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, спосо

Принципы интегративной психологии
Говоря о принципах психологии, важно особо выделить принципы интегративной психологии, как современной масштабной тенденции психологических знаний. Принцип целостности. Подразумевае

Частная методология психологической науки (методы психологии)
В психологии, как и в других науках для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов исследования. Метод – это путь познания предмета н

Организационные методы
Сравнительный метод –(метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы л

Экспериментальные методы
Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соо

Психодиагностические методы
Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности. Тесты достижений –одна из методик психодиагности

Методы сбора и анализа данных
Психологическое исследование направлено на изучение личности и психических качеств, происходящих в ней. А для этого требуется инструментарий, при помощи которого необходимо измерять, как изменились

Интерпретационные методы
Важную роль играют методы интерпретации, которые позволяют придать содержательно-психологический смысл полученным данным. Другими словами это методы позволяют перевести полученные в ходе диа

Наблюдение как метод исследования. Виды наблюдения. Понятие эксперимента и его виды.
Наблюдение – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого о

По систематичности различают
· Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщенную картину поведения индивида или группы индивидов в определенных условиях и не ставится цель фиксировать при

Осознанное наблюдение
При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причем наблюдаемый обычно пребывает в

Особенности
Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологичес

Неосознанное внутреннее наблюдение
При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится ее частью (н

Особенности
Факт того, что ведется наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нем не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности н

Неосознанное внешнее наблюдение
При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведет свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдени

Особенности
При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технич

Этический кодекс APA и наблюдения
Этический кодекс Американской психологической ассоциации (разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определенных правил и принятия определенных мер предосторожности. Вот некоторые из н

Преимущества метода наблюдения
· Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения. · Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определенным

Беседа. Методы опроса. Обобщение независимых характеристик. Анализ продуктов деятельности. Тестирование. Социометрия.
Метод беседы – психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений

Правила составления вопросов
· Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным и совмещать отдельные подвопросы. · Запрещено употребление малораспространенных, малопонятных слов и специальных терминов. · Вопро

Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
· Закрытые – открытые o Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множестве

Жизнедеятельность человека, его потребности и способы удовлетворения этих потребностей отличаются от жизнедеятельности животных социально-культурной обусловленностью. Культура образует его «вторую природу», определяет его сущность. Вся жизнь человека регулируется принятыми в данном обществе социальными нормами, правилами, обычаями, традициями. Поведение животных предопределено врожденной, инстинктивной программой. Поведение человека обусловлено его внутренним, психическим, социально сформированным миром.

Человека изучают многие науки – биология, антропология, культурология, социология и др. Психология (от греч. psiche – душа и logos - наука) исследует внутренний мир человека, общие закономерности его взаимодействия с внешним миром. Слово психология появилось в 16 веке в западноевропейских текстах. К середине 19 века из разрозненных знаний психология стала самостоятельной наукой.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности, взаимодействия живых существ с окружающим миром, качественно отличающаяся от физиологического, но не отделимо от них. Объектом психологии как науки выступает психика. Предметом – порождение и функционирование феноменов психической реальности и их закономерностей.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать своё взаимодействие с ним.

Задача психологии состоит в том, чтобы каждый образованный человек овладел основами общепсихологических знаний. Познать себя не менее важно, чем познать различные сферы окружающей нас действительности. Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, для эффективной организации своей деятельности. Они нужны ему для самоанализа и личностного самоусовершенствования. Еще древнегреческий философ Сократ говорил: «Познай самого себя».

Психологические знания имеют и практическое применение в различных областях человеческой деятельности: педагогической, юридической, медицинской, инженерной, авиационной, железнодорожной, менеджмента, маркетинга и др. Изучение прикладной психологии возможно только на базе общепсихологических знаний.

Современная научная психология исходит из принципа психофизиологического единства. Сохраняя свое качественное своеобразие, психика имеет материальную, нейрофизиологичекую основу. Психика человека опосредствуется внешними взаимосвязями, характером деятельности человека, образом его жизнедеятельности. Психическая деятельность – это не пассивный продукт мозга, а продукт мозга активно взаимодействующего с миром на социально-культурной основе. Основным средством психической саморегуляции становится социально выработанная человеческая знаковая система – речь. Сознание человека, его психика является не биологическим, а историческим, социально обусловленным продуктом.

Принципы психологии:

1. Принцип взаимодействия и развития. Для психологии важным является как процесс взаимодействия и развития, так и результаты этого процесса – структуры, фиксирующие информационные модели совершившихся взаимодействий. Развитие индивидуальных организмов (онтогенез) находится во взаимосвязи с эволюцией биологических видов (филогенезом). Это соответствие сформулировано в виде биологического закона: онтогенез всякого организма есть краткое и сжатое повторение филогенеза данного вида.

Онтогенез – развитие индивидуальных организмов.

Филогенез – эволюция биологических видов.

Эволюция – процесс накопления изменений в структуре взаимодействующих объектов и увеличения их разнообразия во времени. Эволюция как процесс порождения нового необратима.

2. Принцип детерминизма (или принцип причинности) предполагает взаимообусловленность всего существующего, его возникновение, видоизменение и прекращение существования. Детерминация – это генетическая связь явлений, порождение предшествующим последующего. Этот принцип отражает в себе закономерную зависимость явлений от порождающих их факторов – причинно-следственную взаимосвязь явлений. Этот принцип в психологии позволяет выделить факторы, определяющие важнейшие характеристики психики человека, выявляя их зависимость от порождающих условий, коренящихся в его бытии.

3. Принцип целостности применяется для объяснения таких свойств объектов, как:

    сохранение их идентичности при вариации частных характеристик в достаточно широких пределах (например, личность сохраняет свою идентичность на протяжении ее развития);

    не суммируемость свойств частей в свойства целого, то есть целое не равно сумме своих частей.

Принцип целостности рассматривается как принцип системности. Согласно этому принципу, свойства целостности присуще особому классу объектов - системам. Система - это множество элементов, обладающих генетической общностью, отношения которых носят характер взаимодействия для обеспечения определенного взаимоотношения с миром.

4. Принцип активности может быть понят как возможность реализации моделей накопленных ранее взаимодействий. Например, активность мышц и отдельных их волокон соответствует активности нейронов спинного мозга. Активность обеспечивает непрерывность развития.

5. Принцип реконструкции. Структуры, которые аккумулируют модели взаимодействия с миром, недоступны непосредственному изучению. Они скрыты, их обозначают как внутренние, в отличие от внешнего, наблюдаемого поведения. Изучение этих структур возможно путем самонаблюдения (эмпирическая психология, интроспективная психология), положения о единстве поведения и психики, сознания и деятельности (Рубинштейн С.Л.). Граница между внутренним и внешним условна, производна, ситуативна, поскольку зависит как от теоретической позиции исследователя, так и от его обеспеченности аппаратурой. Если граница между внутренним и внешним не определена, то и сами понятия внутреннего и внешнего оказываются неопределенными и задача выявления отношения подобия между ними становится неразрешимой. Общая идея принципа реконструкции состоит в определении отношений подобия между различными составляющими целостного взаимодействия, часть которых доступна для оценки эмпирическим путем, а часть - может быть только реконструирована на основе этих оценок.

Методы психологии.

Основными методами психологии являются лабораторный и естественный эксперимент, научное наблюдение и метод анализа продуктов психической деятельности.

В современных психологических исследованиях широко применяется общенаучный метод моделирования . Он выражается в организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, персептроны – распознающие системы и др.).

В психодиагностике широкое распространение получили тесты («тест» в переводе с английского языка – проба, испытание) – диагностика психических возможностей индивида (способностей, склонностей, навыков и т.п.).

Психологический тест – это краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тесты личностных качеств и др.

В последнее время широко используется биографический метод исследования личности. Этот метод направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в окружающей среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов методами психотренинга и психотерапии. Метод позволяет выявить факторы, наиболее существенно влияющие на поведение личности.

В возрастной психологии применяется сравнительно-генетический метод – способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.

Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии – групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др.

Существуют и специфические методы социальной психологии. Одним из них является метод социометрии – измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений – социограмма.

Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы.

Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности (ГОЛ).

Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т.е. методика конкретного исследования, которая состоит из следующих этапов: 1) выдвижение гипотезы

2) выбор экспериментального приема и соответствующего материала

3) выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых

4) определений серий эксперимента

5) статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т.п.

Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. Что составляет предмет научного познания в психологии? Наверное, это один из самых сложных вопросов. На протяжении истории развития психологической мысли позиции по нему претерпевали серьезные изменения, не существует единого мнения на этот счет и у современных ученых. В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека. Под психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека. Фундаментальным свойством такого опыта является непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются: мы не только видим, чувствуем, желаем и мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, желаем и мыслим. Наш внутренний мир как большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Психическая жизнь не ограничивается только внутренним опытом, существует целый ряд внешних проявлений психики: актов поведения, неосознаваемых психических процессов, психосоматических отношений и других психологических фактов , в которых психика открыто обнаруживает свои свойства, что позволяет изучать механизмы и закономерности ее функционирования.

Действительно, научное познание требует не только описания фактов и явлений, но и их объяснения, что в свою очередь предполагает раскрытие законов и закономерностей, которым подчиняются факты и явления. В связи с этим предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические явления, но также закономерности психической жизни.

Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы.

В качестве основных методологических принципов психологии называют:

принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования;

принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план;

принцип развития Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

Уникальность психологической науки обусловлена как предметом научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать изучаемые явления но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие.

Психология (psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о психике, закономерностях ее проявления, формирования и развития (отечественные психологи так трактуют предмет психологии: Леонтьев, Ломов, Рубинштейн).

До настоящего времени не предложено ничего лучшего. По крайней мере, в этом определении фиксируется, что существует некая особая реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена с помощью научных методов. У каждого человека существует своя субъективная реальность: переживания, чувства, мысли, сны.

Предмет, задачи и принципы психологии.

Психология – наука о психических явлениях:

А) психические процессы :

  1. познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, речь);
  2. эмоционально – волевые (эмоции, воля).

Б) психические явления :

  1. психические состояния человека (бодрость, усталость, настроение, стрессовое состояние);
  2. психические свойства (темперамент, способность, характер, направленность личности).

Вывод: психология – наука о психических процессах, состояниях и свойствах (развивает это понятие Немов и др.)
Фрейдисты определяют психологию как науку о бессознательном и его влиянии на человека (Ид, Эго, Суперэго – Бессознательное, Сознательное, Нормы в обществе)
Бихевиористы – как науку о поведении человека и животных (S стимул – R реакция), что повлияло на развитие экстремальной психологии.
Гештальтпсихологи рассматривают психологию как науку, изучающую целостные процессы.
Вывод: нет однозначного подхода к определению предмета психологии.
Объект психологии – человек, животное, группа людей.
Задачи психологии:

  1. Качественное изучение всех психических явлений.
  2. Анализ формирования и развития всех психических явлений.
  3. Изучение психологических механизмов психических явлений.
  4. Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.

Принципы психологии:

  1. Принцип детерминизма. Психика и ее высшая форма – сознание развиваются под воздействием внешней среды, прежде всего социальной; сознание человека возникает только в человеческом обществе и существует до тех пор, пока существуют люди;
  2. Принцип единства психики, сознания и деятельности. Трудовая деятельность способствовала возникновению и развитию сознания человека. Сознание определяет деятельность; благодаря сознанию человек составляет план деятельности, подбирает средства осуществления, мыслит о предполагаемом результате; сознание определяет целенаправленность деятельности. Сознание определяется деятельностью целенаправленно;
  3. Принцип развития психики, сознания в деятельности. Человек рождается с природными задатками. Они могут остаться в неразвитом состоянии, если ребенка не включить в соответствующие действия.
  4. Личностный подход в изучении психики человека. Люди отличаются по своим природным задаткам, темпераменту, по силе нервной системы, по личностному характеру: по потребностям, мотивам, интересам, взглядам. Все это необходимо учитывать, изучая конкретного человека.
  5. Принцип исторического подхода к изучению психики человека. Изучение развития человека в филогенезе (история рода человеческого).
© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ