Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Задаются два вопроса какие есть. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе - файл n1.doc. Правила проверки составленной анкеты

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Записан

ЦЕЛЬ:

Идеи Малого Бизнеса

Я привожу еще два диалога продавца с клиентом, чтобы посмотреть на матрицу вопросов с разных сторон. Кстати, придуманный вами вариант будет выглядеть приблизительно так же и его я прошу разместить как ответ на эту тему.
В данном случае менеджер по продажам товаров народного потребления приходит поговорить с директором небольшого магазина. Что получается из этого разговора, смотрите сами.
Диалог 1
Менеджер: Здравствуйте, рад вас видеть. Теплая осень выдалась. Клиент: Да, это точно.
1. Вопрос на контакт,
М.: Как ваши дела?
К.: Все в порядке.
2. Вопрос-мнение.
М.: Как вы оцениваете активность поставщиков?
К.: Ездят и ездят ко мне постоянно, все что-то предлагают.
3. Вопрос о фактах.
М.: А интересно, кто активнее всего?
К.: АБВ все время с новинками приезжает.
4. Вопрос-мнение (2).
М.: Хороший товар?
К.: Да, вот думаю, брать или не брать?
5. Вопрос о фактах (2).
М.: А как цены в сравнении с другими?
К.: Выше средних.
6. Обоснованный вопрос.
М.: Я знаю, что компания АББ сильно представлена на рынке. Всегда хочется идти наравне. Скажите, пожалуйста, а на каких условиях они работают?
К.: 4 недели отсрочки, но мы хотим на реализацию.
7. Вопрос о результате.
М.: Скажите, а по каким критериям вы выбираете поставщиков?
8. Наводящий вопрос.
М.: А как вы сами относитесь к новым поставщикам?
К.: Сами знаете, для меня главное, чтобы деньги шли.
9. Вопрос о презентации.
М.: Хотите, расскажу, что сейчас говорят в кругах оптовой торговли?
К.: Ну, давайте…
М. рассказывает (бла-бла-бла).
10. Вопрос о согласии.
М.: Собираетесь расширять ассортимент?
К.: Нет, думаю, что не стоит.
11. Вопрос-объяснение.
М.: Да, а почему?
К.: Я выбираю только самые ходовые товары. Расширять пока незачем.
12. Суммирующий вопрос-мнение.
М.: Люди хорошо относятся к новинкам, Многие любят выбирать. Большой ассортимент может производить впечатление солидности. Что вы думаете по этому поводу?
К.: Да нет, мне не нравится, когда слишком много.
13. Вопрос, направленный на поиск ориентиров.
М.: А с чем это связано? Со временем, которое приходится тратить на выбор?
К.: С этим все в порядке.
М.: Может вас не устраивает риск, что что-то залежится на складе? К.: Отчасти.
М.: Может быть, еще что- то?
К.: Уж слишком много денег надо тратить на ассортимент, приходится выбирать, сложно рассчитать.
14. Вопрос-заявление,
М, Если бы кто-нибудь Вам предложил разработанную специально для вас программу выбора и продажи с пошаговой оплатой, стали бы вы рассматривать такой вариант?
К.: Может быть, а вы можете что-то предложить?
М.: Мы сейчас создаем такую систему.
К.: Разработаете, покажите. –
15. Вопрос о скрытых причинах.
М.: А есть ли еще препятствия к расширению ассортимента?
К.: Ну, места, мне кажется, еще маловато.

Почему некоторые вопросы отмечены «приостановленными»?

Вопросы, требующие дополнительной работы или не вписывающиеся в этот сайт, могут быть приостановлены опытными членами сообщества. Хотя вопросы находятся на удержании, на них нельзя ответить, но они могут быть отредактированы, чтобы они имели право на повторное открытие.

Вопросы, которые редактируются в течение пяти дней после их удержания, автоматически добавляются в очередь повторного открытия для обзора сообщества. Каждый закрытый или ожидающий вопрос объясняет причину, по которой первоначальный автор знает, что нужно сделать для повторного открытия вопроса.

С чем уходит менеджер по продажам из магазина? С очень многим! Менеджер вывел клиента на откровенный разговор. Менеджер узнал истинные возражения клиента: "сложно рассчитывать, какой и когда товар закупать", "маловато места". Теперь менеджеру надо высказать свои предложения директору магазина, и сделка в кармане, а товар на прилавке клиента.
Диалог 2
Молодой человек в ночном клубе хочет познакомиться с красивой и вроде как умной девушкой. Здесь под буквой «П» имеется в виду "парень"-.
1. Вопрос на контакт.
Парень: Привет, как дела?
Девушка: Нормально.
П, Меня зовут Агафон, а тебя?
Д.: Матильда,
2. Вопрос-мнение.
П.: Как тебе этот клуб?
Д.: Нормально, только очень уж громко.
3. Вопрос о фактах.
П.: Часто здесь бываешь?
Д.: В первый раз.
4. Обоснованный вопрос.
П.: А мне не спалось, и я решил зайти сюда, тоже никогда не был. Я обычно с друзьями хожу, а сейчас один. А ты здесь с кем?
Д.: С подругой, вон она, видишь, там с каким-то парнем отрывается по полной? Про меня забыла.
5. Вопрос о результате.
П.: Ты любишь интересные приключения?
Д.: Да, а что?
6. Наводящий вопрос.
Д.: Нет.
7. Вопрос о презентации.
Д.: Давай.
П. рассказывает.
8. Вопрос о согласии.
Д.: Ну, не знаю, давай в следующий раз.
9. Вопрос-объяснение.
П.: Почему так?
Д.: Я девушка приличная, с первым встречным неизвестно куда не уезжаю.

Д: Нуууууууууууу, я не знаю.

Д.: Нуда.
12. Вопрос-заявление.
Д.: Дай подумать и посоветоваться с подругой.
Д.: Ладно, поехали…
Д.: В аптеку надо заехать.

Кто может поставить вопросы «в ожидании»?

Это категории вопросов, которые могут быть закрыты сообществом. Дубликат - основная цель закрытия дублирующих вопросов - помочь людям найти правильный ответ, получив все ответы в одном месте. Если эти ответы не решают ваш вопрос, отредактируйте этот вопрос, чтобы объяснить, как он отличается или задать новый вопрос. Вне места - каждое сообщество решает, какие конкретные темы есть и не разрешены на их сайте. Этот вопрос, похоже, не связан с программированием в рамках области, определенной сообществом. То, что находится внутри и вне места, не всегда интуитивно, поэтому может потребоваться переписать вопрос, чтобы он соответствовал сфере применения этого сайта после обзора руководства сообщества. Рассмотрите возможность редактирования вопроса или оставить комментарии для улучшения, если вы считаете, что вопрос может быть переписан, чтобы быть в пределах диапазона. Вы не понимаете, что вы просите - иногда нам нужна дополнительная информация, чтобы помочь решить вашу проблему. Просьба уточнить вашу конкретную проблему или предоставить дополнительные сведения, чтобы точно указать, что вам нужно. В вашем текущем письме трудно точно объяснить, что вы просите. Отредактируйте свое сообщение, чтобы уточнить, что именно вы ищете, и не забудьте ответить на любые вопросы, которые другие пользователи указали в комментариях. Очень широкий - если на ваш вопрос может ответить целая книга или есть много действительных ответов, она, вероятно, очень обширна для нашего формата. Есть много возможных ответов или хорошие ответы могут быть очень обширными для этого формата. Пожалуйста, добавьте сведения, чтобы уменьшить набор ответов или изолировать проблему, на которую можно ответить в нескольких абзацах. В основном основанные на мнениях - дискуссии, посвященные различным мнениям, хороши, но они не очень хорошо вписываются в наш формат. Многие хорошие вопросы порождают мнение, основанное на опыте, но ответы на этот вопрос будут в основном основываться только на мнениях, а не на фактах, ссылках или конкретном опыте. Этот вопрос задан раньше, и у вас уже есть ответ. . Когда вопрос достигает 5 голосов, он помечен и больше не будет принимать ответы.

Какая техника, какой профессионализм!!! Браво.

Полагаю, вам достаточно примеров использования матрицы двенадцати вопросов. Теперь попробуйте сами использовать эти типы вопросов, и вы в какой-то момент поймете, что разговаривать с клиентом становится очень легко: просто иногда надо задать нужный вопрос. Если бы меня спросили, как несколькими словами можно выразить секрет успеха эффективных продавцов, я бы сказал так: ПРОСТО ИНОГДА НАДО ЗАДАВАТЬ НУЖНЫЕ ВОПРОСЫ!!!

Почему некоторые вопросы отмечены «закрытыми»?

Эти пользователи могут голосовать за повторное открытие вопросов таким же образом. Каждый пользователь может голосовать только за закрытием и повторным открытием вопроса. Модераторы могут закрыть или открыть любой вопрос одним голосом. Вопросы отмечаются в первые пять дней после закрытия, чтобы поощрять публикации и улучшения вопроса. Если вопрос будет отредактирован исходным автором при его проверке, он будет автоматически помещен в очередь просмотра, которая будет рассмотрена для повторного открытия.

На основе данного материала мной было снято видео, пользуйтесь для получения спросите у ЮТУБА "Как задавать вопросы которые продают" или у ЯНДЕКСА "Стратегия 12 вопросов"

Записан

ЦЕЛЬ:
Эффективно работающая система развития взаимоотношений с клиентами в каждой организации, приносящей пользу обществу.

Д.: Да, а чо?
6. Наводящий вопрос.
П.: Слышала, что сегодня вечерника на открытом воздухе в Солнечном?
Д.: Нет, а чо?
7. Вопрос о презентации.
П.: Рассказать тебе, что там будет?
Д.: Давай.
П. рассказывает.
8. Вопрос о согласии.
П.: Может, съездим прямо сейчас?
Д.: Я вообще-то работаю.
9. Вопрос-объяснение.
П.: Почему так?
Д.: Я так-то девушка приличная, с первым встречным неизвестно куда не уезжаю, покажи деньги?
10. Суммирующий вопрос - мнение
П.: Да место известное и безопасное, там охрана хорошая, а что касается меня, так я могу о себе рассказать. Хочешь свой сайт покажу, у меня КПК с собой. Что скажешь?
Д: Деньги покажи.
11. Вопрос, направленный на поиск ориентиров.
П.: Может, ты подругу не хочешь бросать?
Д.: Если с подругой, то 75 будет за двоих.
12. Вопрос-заявление.
П.: Так давай ее возьмем с собой. Ну что, поехали?
Д.: Щас, посоветуюсь с подругой.
13. Вопрос о скрытых причинах.
Д.: Ладно, поехали, только деньги вперед.
П.: Мне кажется, мы что-то забыли, как ты думаешь?
Д.: резинки у меня с собой.

Если вопрос не будет возобновлен через пять дней, уведомление автоматически изменится. Функционально нет разницы между вопросом и одним; ни один не может быть дан, пока он не будет вновь открыт, но оба разрешают комментарии, голоса и выпуски. Те, кто немного слышали о коучинге, точно знают, что коучинг - одна из ключевых ролей, и, самое главное, это продвигать человеческое мышление и новый опыт. Когда вы начинаете тренировать обучение, вы в первую очередь учитесь формулировать хорошие вопросы. В начале, насколько мы боимся, наши слова подошли к концу, и в конце концов возникает вопрос, который мы наполовину удовлетворены самим собой.

(Документ)

  • Смирнов С.В. Методы управления (Документ)
  • Контрольная работа - Бедность как социальный феномен. Социологические концепции бедности Концепция социальной стратификации П. Сорокина (Лабораторная работа)
  • Невлева И.М., Трунов А.А. Конфликтология в социальной работе (Документ)
  • Васильев И.Г.Социологические исследования в библиотеках (Документ)
  • Коныгина М.Н. Лекции по конфликтологии в социальной работе (Документ)
  • Бабиюк Г.В. Основы научных исследований (Документ)
  • Лысов О.Е. Методы прикладных исследований в менеджменте (Документ)
  • Дудкин А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми (Документ)
  • Романов П., Ярская-Смирнова Е. Методы прикладных социальных исследований (Документ)
  • n1.doc

    дихотомические вопросы, поливариантные вопросы, шкальные вопросы, вопросы-диалоги, вопро­ сы-иллюстрации.

    Дихотомические вопросы. Это вопросы типа «да-нет» и альтернативные. Ответы в этих вопросах носят взаимоисключающий характер.

    В конечном счете мы учимся задавать хорошие вопросы, которые, похоже, доводят нашего собеседника до необходимой глубины, потому что именно здесь происходят большие перемены. Это может быть полезно для всех практикующих тренеров. Во-первых, убедитесь, что вопрос, который вы отправляете клиенту, является личным. Вопрос должен быть только о вашем клиенте и касаться только его мира. Он должен иметь отношение к клиенту, отвечая на такой вопрос, который ваш собеседник должен захотеть пройти через лабиринты своего собственного сознания.

    Давая ответ, он должен чувствовать вес и смысл своих слов. «Как вы хотите меняться?», «Как вы нечестны в своей цели?», «Из чего вы понимаете, что вы на правильном пути?» Это будет личная проблема, связанная с повышением осведомленности. Вопросы, которые вы задаете, должны стимулировать эмоции. Эти вопросы говорят, что они звучат как колокол.

    «Да-нет». Этот вопрос является самым простым и известным. Используется в основном для получения данных о фактах и действиях. Это могут быть такие во­просы, как: «Есть ли у Вас машина?», «Подписывае­тесь ли Вы на газеты?».

    Специфика вопроса: формулировка не уравнове­шена. Респонденту представлена возможность выбрать только один из возможных вариантов ответов. Этот вид вопроса не рекомендуется использовать при изуче­нии знаний, мнений и установок респондентов. Напри­мер, если задается вопрос: «Знаете ли Вы...?», «Любите ли Вы...?», «Нравится ли Вам...?», «Хотели бы Вы...?» и т. п., то ответы в основном бывают смещены в поло­жительную сторону. Человеку проще ответить, что он знает что-то, что он на самом деле не знает, чем со­знаться кому-то в своем незнании. Ведь каждый стре­мится, если не быть, то хоть выглядеть в глазах других лучше и умнее, чем он есть на самом деле. Поэтому этот вид закрытого вопроса следует употреблять как можно реже, а вместо него ставить альтернативный вопрос.

    Наведение тумана, философствование

    Вопрос должен быть точным и острым, как если бы это был захватывающий выстрел. Здесь мы должны говорить не только о конкретном вопросе, но и о правильном моменте, чтобы задать этот вопрос. С технической точки зрения, вопрос должен быть максимально коротким и ясным. Он должен рассказать об этом собеседнику, чтобы он не задавал повторный или дополнительный вопрос. «Сколько вы верите в эту цель?», «Какие выгоды вы могли бы достичь в достижении этой цели?».

    Это будет хороший вопрос, который будет стимулировать дополнительные мысли. Это похоже на «реверберацию» гитарного эффекта, который каждый раз, когда вы получаете строку с некоторыми подобными повторениями. Как сказал Сократ, ответ на вопрос должен поставить еще один вопрос: Какие выводы вы делаете из названия вещи? «Что вы думаете об этих выводах?», «Насколько вы сейчас уверены в достоверности этих выводов?».

    Альтернативные вопросы. Предпочтительнее чем вопрос «да-нет», так как формулировка более уравно­вешена. Поэтому смещение ответов гораздо меньше, чем в предыдущем виде закрытых вопросов. Сумма от­ветов на альтернативный вопрос равняется 100%. На­пример после вопроса: «Назовите Ваш разряд» указы­ваются разряды с 1-го по 6-й, а респонденту остается только отметить) тот, который он сейчас имеет. Ответы на эти вопросы носят взаимоисключающий характер. Нельзя одновременно иметь 1-й и 4-й разряд маляра.

    Поливариантные вопросы. Это вопросы типа «ме­ню», поэтому их иногда называют вопросами-меню. Дается набор вариантов ответов, из которого респон­дент может выбрать несколько, в этом главное отличие от альтернативных вопросов. Вопрос-меню содержит перечень фактов, предметов, суждений.

    Например: «Какие газеты Вы выписываете?
    «Московский комсомолец» 1

    «Вечерняя Москва» 2

    «Правда» 4

    Иногда респонденту предлагается проранжировать выбранные ответы, т. е. упорядочить их по степени привлекательности и значимости для него. Например: «Выберите из списка наиболее привлекательные для Вас профессии? (отметьте, пожалуйста, не более 3-х)

    Летчик 1

    Переводчик 3

    Бухгалтер 4

    Мененджер 5

    Теоретически респондент может указать одновре­менно все перечисленные профессии. Поэтому заме­чание «не более трех» позволяет выделить из всего пе­речня наиболее значимые и существенные для опра­шиваемого профессии.

    Шкальные вопросы. Эти вопросы содержат шкалу из­мерения признака вопроса. Это разновидность альтерна­тивного вопроса. При ответе респонденту необходимо от­метить интенсивность какого-либо явления или мнения.

    Пример вопроса, использующего самооценочную шкалу.

    «Довольны ли Вы своей работой?


    • работой очень доволен

    • скорее доволен, чем недоволен

    • работа для меня безразлична

    • скорее недоволен, чем доволен

    • работой очень недоволен».

    Шкальный вопрос может быть задан и в виде строчной разверстка: «Насколько важно для Вас, что­бы работа была престижной? (отметьте на шкале сте­пень значимости)».

    Совсем не важно очень важно

    Шкала может быть и десятибальной. При выборе шкалы необходимо учитывать следующее: она должна быть привычной для респондента и удобной для полно­го выражения его мнения.

    Шкальный вопрос может быть дан и в табличной форме. Тогда шкала измерений будет располагаться или построчно, или столбцами. Благодаря таким во­просам можно экономить место, так как фактически в одном вопросе задаются несколько.

    «Из каких источников и как часто вы узнаете о те­кущих событиях в жизни страны и за рубежом? (обве­дите, пожалуйста, соответствующую цифру на каждой строчке)»


    почти всегда

    часто

    редко

    никогда

    Из газет

    3

    2

    1

    0

    Из телевизионных передач

    3

    2

    1

    0

    Из разговора с коллегами на работе

    3

    2

    1

    0

    и т.д.

    3

    2

    1

    0

    Таблицы удобны для исследователя, но неудобны для респондента. Надо стараться редко прибегать к ним.

    Вопросы-диалоги. Это разновидность функцио­нальных вопросов. Вопросы-диалоги состоят из проти­воположных высказываний воображаемых лиц. Рес­пондент должен согласиться с одним из псевдособе­седников. Хорошо в данном случае использовать рисунки, изображающие собеседников. Благодаря та­кой форме диалога абстрактное становится более на­глядным.

    Если при составлении вопроса использовался и ри­сунок, то это будет вопрос-иллюстрация. Такой вид вопроса позволяет лучше ввести респондента в ситуа­цию вопроса.

    Одному из собеседников приписывается какое-то определенное суждение или вопрос, респонденту же предлагается выполнить роль второго собеседника, ко­торому надо завершить начатое предложение или от­ветить на заданный вопрос.

    При этом надо учитывать, что если опрашиваются мужчины, то вопрос-иллюстрация должен изображать мужчин, а если женщины, то должны быть изображе­ны женщины, т. е. анкеты должны быть напечатаны в 2-х вариантах: «мужском» и «женском».

    По цели вопросы бывают содержательные и функ­циональные, иногда их еще называют основными и не­ основными.

    Функциональные - главная их функция упорядо­чение течения опроса. Функциональные вопросы в свою очередь делятся на функционально-психологи­ ческие, вопросы-фильтры и контрольные вопросы.

    Функционально-психологические вопросы ставят­ся для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, снятия нежелательных установок, чтобы со­здать и поддержать интерес к анкете. Служат не столь­ко для сбора сведений, сколько для обеспечения отно­шений между социологом и респондентом.

    К функционально-психологическим вопросам отно­сятся:


    • контактные вопросы;

    • буферные (с преамбулой) вопросы;

    • вопросы-диалоги;

    • вопросы-иллюстрации.
    Контактные вопросы. Эти вопросы, как уже отме-чалось выше, ставятся в начале анкеты. После прочтения первого или нескольких начальных вопросов у ре­спондента складывается первое впечатление о пред­стоящей работе. Очень важно, чтобы это впечатление было благоприятным, так как от этого зависит - будет ли респондент дальше работать с этой анкетой.

    Первый вопрос обязательно должен быть контакт­ным, его цель - установление контакта с респонден­том. К контактным вопросам предъявляются следую­щие требования:


    1. Контактные вопросы должны быть очень про­стыми. Это могут быть вопросы, выясняющие сведе­ния событийного характера (стаж работы, район мес­тожительства), или вопросы о занятиях в свободное время, привычках, на которые отвечают вполне откро­венно. Иногда бывает целесообразным задать вопрос об интересе опрашиваемых к той или иной проблеме.

    2. Контактный вопрос должен быть достаточно об­щим, чтобы на него мог ответить каждый респондент. После ответа на него у респондента появляется уве­ренность в своей компетентности, и он уверенно начи­нает отвечать на последующие вопросы, высказываясь
      полнее и развивая дальше свои мысли.
    Буферные вопросы. Главная их цель - смягчение взаимовлияния вопросов в анкете. Часто анкета вклю­чает одновременно несколько тематических блоков, и для плавного перехода от одной группы вопросов к другой желательно разграничивать их буферными вопросами. Если переход сделан неожиданно и резко, то это производит на респондентов неблагоприятное впечатление. В этом случае буферные вопросы играют роль своего рода «мостиков» для перехода от одной те­мы к другой. Например: «А теперь несколько слов о...».

    Буферные вопросы также помогают исследовате­лю пояснить ход своих мыслей, эту функцию выполня­ет не сам вопрос, а преамбула к нему. Такие «буферы» дают возможность не только вежливо предложить ре­спонденту новую тему, но и пояснить, зачем это нуж­но. Например, после блока вопросов о свободном вре­мени может быть написано: «Работа занимает очень важное место в жизни человека. Пять дней в неделю, а иногда и больше, ему приходится выполнять свои профессиональные обязанности. Поэтому вполне естественен наш интерес - с какими трудностями Вы сталкиваетесь во время работы, что доставляет Вам ра­дость, чего Вы достигли, какие планы на будущее и т. д...».

    Также буферные вопросы необходимы для нейтра­лизации влияния одних ответов на другие (нейтрали­зация эффекта излучения): «Мы говорили о... теперь перейдем к другой теме...». Роль буферного вопроса в данном случае может сыграть любой содержатель­ный вопрос, который не связан с обсуждаемым в во­просах предметом, взаимовлияние которых надо ис­ключить.

    Часто вопрос с преамбулой используется для обос­нования различных оценок и поведения несмотря на то, осуждаются ли они в настоящее время обществен­ным мнением или существующими социальными нор­мами или нет. Преамбула дает понять, что в реальной жизни имеют место любые отношения и поведение че­ловека, и этим позволяет респонденту заранее оправ­дать себя при любом ответе.

    Например, вопросы, цель которых - получить зна­ние о каких-то фактах, часто воспринимаются респон­дентами как оценивающие их, поэтому, чтобы ослабить их оценочный характер, лучше задавать такие вопросы с преамбулой. «Одни люди считают, что необходимо каждый день делать влажную уборку в квартире и еже­дневно это проделывают, а другие не считают это стро­го обязательным и делают от случая к случаю. А как Вы поступаете чаще всего?». Так сформулированная пре­амбула дает респонденту понять, что не все люди посту­пают всегда так, как принято, и позволяет ему более от­кровенно ответить на поставленный вопрос, не боясь осуждения за то, что он не так думает и поступает, как является общепринятым в обществе.

    Вопросы-диалоги. Вопросы, как уже отмечалось раньше, могут быть заданы в виде высказываний двух или трех псевдособеседников, респонденту необходи­мо только согласиться с одним из них. Пример такого вопроса: «Встретились два старых школьных товари­ща Иванов и Петров. Иванов закончил институт, защи­тил кандидатскую диссертацию, пишет докторскую диссертацию, а Петров сразу после школы пошел ра­ботать токарем на завод, женился и все свое свободное время уделяет воспитанию трех детей. Между ними возникает спор о смысле и ценности прожитых лет. Иванов говорит: «Я считаю, что...», а Петров ему воз­ражает: «Ты не прав, главное...». В данном случае во­прос-диалог по форме приближается к вопросу с пре­амбулой.

    Вопросы-иллюстрации. Вопросы-иллюстрации вы­полняют несколько психологических функций: позво­ляют переключить внимание опрашиваемых на новую тему, поясняют содержание задаваемых вопросов, а также за счет разнообразия техники заполнения по­могают снять утомление.

    Например, задается вопрос: «Чем вы предпочитае­те заниматься в свободное время? (подчеркните, по­жалуйста, картинки, на которых это изображено)». После вопроса дается серия рисунков, на которых мо­жет быть изображено: чтение газет или книг, занятие спортом, просмотр телепередач и т. п.

    Такой вопрос может быть дан в форме незакончен­ного предложения. На рисунке изображаются, напри­мер, две девушки, одна из которых не закончила фра­зу. Под рисунком пишется: «Здесь Вы видите двух бе­седующих подруг. Одна из них не закончила фразу. Как Вы думаете, что она ответила бы подруге? Закон­чите за нее, пожалуйста, предложение».

    Вопросы-фильтры. Вопросы-фильтры используют­ся, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только ка--кую-то их часть. В этом случае задается вопрос-фильтр, который позволяет выделить и опросить необ­ходимую часть всей совокупности опрашиваемых. На­пример, пятый вопрос анкеты сформулирован так:

    «Делаете ли Вы ежедневно зарядку? (кто не делает, тот сразу переходит к ответу на вопрос N° 10).


    • нет».
    На четыре последующих вопроса отвечают только те респонденты, кто занимается зарядкой. Это могут быть вопросы о времени, затрачиваемом на зарядку, о комплексе упражнений, их последовательности и т. п. Лица, не делающие зарядку, отсеиваются и автоматически переходят к следующему блоку вопросов. Это облегчает респонденту заполнение анкеты, а ис­следователь освобождается от рассмотрения ненуж­ной информации.

    Иногда респонденты с удовольствием отвечают на вопросы, выносят оценки и даже высказывают мнение о вещах, не имея о них ни малейшего представления. Вопросы-фильтры как раз и отсеивают таких «неком­петентных», «неинформированных», «не имеющих».

    Контрольные вопросы. Контрольные вопросы на­правлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворе­чивость ответов респондентов.

    К контрольным вопросам относятся:


    • вопрос-тест

    • вопрос-ловушка (трюковый вопрос).
    Вопрос-тест используют обычно при определении информированности. Например задается вопрос:

    «Знаете ли Вы хорошо современную научно-фанта­стическую литературу?


    • знаю хорошо

    • читаю от случая к случаю

    • меня эта литература не интересует».
    А после этого вопроса дается перечень нескольких (это может быть 10 или 20) наиболее известных науч­но-фантастических произведений и респонденту предлагается выбрать автора из приведенного рядом списка писателей.

    Вопрос-ловушка (трюковой вопрос) - это разно­видность теста. Он строится так, что респонденту умы­шленно предлагается ответить о несуществующем. Например, просят оценить несуществующее произве­дение несуществующего автора. Эти вопросы широко используются при проверке профессиональной ком­петентности. Также они помогают определить, можно ли и на сколько доверять респонденту.

    Например, перед исследователем стоит задача оп­росить ученых-физиков по какой-то проблеме. Во­прос-ловушка может быть сформулирован так: «Чита­ли ли Вы недавно переведенную монографию... изве­стного английского физика-теоретика...?». Или:«Читали ли Вы книги?» и перечисляется несколько книг, среди которых указывается несуществующая. Если респондент отмечает, что и ее «читал», то это оз­начает, что его ответам доверять нельзя.

    Недостаток этих вопросов: во-первых, необходимо делать дополнительную работу, а во-вторых, происхо­дит дезориентация респондента. Если такие вопросы использовать часто, то у опрашиваемого может со­здаться впечатление, что с ним обращаются нечестно.

    Можно вопрос-ловушку составить по-другому. На­пример, респонденту задается вопрос: «Были ли Вы на последней персональной выставке...?», а через не­сколько вопросов предлагается другой: «Перечислите, пожалуйста, картины..., которые произвели на Вас впечатление, и коротко напишите, почему». Если рес­пондент ответил, что был на выставке, а потом не смог назвать и описать ни одной из увиденных картин, то естественно возникает сомнение, ходил ли он на эту выставку.

    В качестве контрольного вопроса может быть ис­пользован любой содержательный вопрос, близкий по смыслу с вопросом, истинность ответа на который надо проверить. Контрольные вопросы формулируются та­ким образом, когда надо проверить ответы на вопросы о внутреннем состоянии респондента. Например, что­бы определить степень общей удовлетворенности ра­ботой, можно задать три таких вопроса: «Устраивает ли Вас работа, которой Вы занимаетесь?», «Хотели бы Вы перейти на другую работу?» и «Предположим, что ка­кое-то время Вы не работали, вернулись бы Вы на свое старое место работы?». Два последних вопроса будут выполнять функции контрольных по отношению к первому вопросу и располагаются в других местах ан­кеты. Контрольные вопросы могут ставиться как пе­ред, так и после основного вопроса. После опроса эти три вопроса анализируются все вместе, чтобы иметь представление о внутреннем состоянии респондента.

    Вопросы о фактах. Главная цель этих вопросов - сбор сведений о фактах объективной действительности, которые можно реально наблюдать и измерять (свойства и признаки людей, их поведение и т. п.). К этой группе относятся и вопросы «паспортички». При кажущейся простоте ответов на такие вопро­сы, они не всегда бывают истинны. Если вопрос о воз­расте, доходе, семейном положении и т. п. будет вос­приниматься респондентом как престижная характе­ристика, то ответы на него не будут соответствовать объективной действительности. Общеизвестно, что для женщин молодой возраст является более престиж­ным, а для мужчин предпочтительней более преклон­ный, как заслуживающий большего уважения. Пре­стижность семейного положения для женщины, на­пример, является причиной того, что при переписи населения замужних женщин оказывается больше же­натых мужчин.

    Вопросы о знаниях. С помощью этих вопросов оп­ределяется степень информированности респондентов о тех или иных событиях, отношениях. Информиро­ванность (осведомленность) - это мера соответствия между сведениями данными респондентами и объек­тивно существующей действительностью (различные реальные факты, события, высказывания и т. п.).

    Самый простой и распространенный способ ее из­мерить - самооценка респондентом своей осведом­ленности. Для этого чаще всего задаются такие вопро­сы: «Знаете ли Вы...?», «Слышали ли Вы...?» или «На­сколько хорошо Вам известны...?» и т. п. Но такую формулировку вопроса целесообразно использовать только в том случае, если получаемые сведения непод­вержены влиянию соображений престижа и не вос­принимаются респондентом как подтверждение его авторитета.

    Например: «Интересуетесь ли Вы тем, как учатся в школе Ваши дети?». Многие из респондентов при от­вете на такой вопрос даже сами себе затруднились бы признаться в том, что не интересуются этим. А тем бо­лее трудно признаться и ответить так в анкете, пони­мая, что это будет отрицательно характеризовать их в глазах социолога. В результате этого при ответе на данный вопрос оценка информированности будет за­вышена.Таким образом, самооценка часто выявляет не столько реальные знания опрашиваемого, сколько от­ражает стремление сделать вид, что он располагает эти­ми знаниями. Выявлена закономерность, если исследу­емая проблема тесно связана с общественными идеала­ми, то самооценка информированности обычно бывает существенно завышена. А если получаемая информа­ция нейтральна по отношению к принятой системе ценностей идеалов общества, то самооценка прибли­жается к фактической. Поэтому многие исследователи считают, что выявление информированности при по­мощи самооценки не всегда верно отражает реальные знания респондентов. Чтобы проверить истинность от­ветов на эти вопросы применяют различные контроль­ные вопросы (тесты, ловушки) и вопросы-фильтры.

    Вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отно­ шениях и т. д.). Эти вопросы помогают получить от рес­пондентов сведения об их мнениях, отношениях, инте­ресах, мотивах, стремлениях, а также оценках других людей и самих себя. Эта группа вопросов является наи­более трудной для респондентов, а достоверность отве­тов на них - самой низкой. Для того чтобы проверить и уточнить ответы, применяют контрольные вопросы, вопросы-фильтры, вопросы-диалоги и используют пре­амбулы (об этом подробно было написано выше).

    Правила проверки составленной анкеты

    После того как составлена анкета, ее необходимо проверить. Анкета должна отвечать общепризнанным и проверенным практикой правилам. Приведем неко­торые из них.

    Проверка формулировок вопросов.


    1. Вопросы не должны содержать трудных и неяс­ных формулировок, специальных терминов. (Если та­кие есть, их необходимо объяснить или заменить).

    2. Система категорий должна быть понятна всем респондентам («Часто Вы ходите в кинотеатр?» Для одних «часто» - это раз в неделю, а для других, может быть, раз в месяц - это уже часто).

    3. В вопросах не должны проявляться мнение, цен­ности и установки исследователя («Чем не нравится работа - однообразная, не заставляет думать...», но для многих в этом, может, как раз заключаться при­влекательность данной трудовой деятельности).

    1. Если вопрос связан с оценкой неодобряемого в об­ществе поведения или деятельности, надо дать понять ре­спонденту, что ответ не вызовет осуждения («Одни счи­тают, что... Другие считают, что... А как Вы считаете?»).

    2. Нельзя допускать чтобы конструкция вопросасклоняла опрашиваемого к ответу («Вы ведь не думае­те...? - Нет», «Разве Вы не хотите...? - Да», «Воспи­танный человек всегда... - А как Вы поступаете в та­ких случаях?»).

    3. Если на один вопрос много вариантов ответов, то их нужно разделить на тематические блоки и вмес­то одного вопроса задать блок вопросов.

    4. При ответе на вопрос обычно внимание респон­дента фиксируется на первом и последнем варианте ответа (с перевесом к первому), и больше всего поло­жительных ответов бывает на первый ответ. (Располо­жение альтернатив непоследовательно, а в случайном порядке влияет на изменение результата.)

    5. Чтобы повысить достоверность ответов, необхо­димо обеспечить респонденту возможность уклонить­ся от ответа, если у него появится такая необходимость («Когда как», «Не знаю», «Бывает по-разному», «Не помню» и т. д.).

    6. Проверить закрытые вопросы, может, лучше их превратить в полузакрытые.

    1. Вопросы не должны задевать самолюбия, до­стоинства респондента, каких-то его престижных представлений. («Почему Вам не нравится политичес­кий курс, проводимый Коммунистической партией?»).

    2. Вопросы необходимо орфографически и стили­стически оформить правильно.
    Необходимо проверять не только отдельные вопро­сы, но и композицию анкеты, и ее графическое оформление.

    Проверка композиции анкеты.


    1. Необходимо проверить, достаточно ли ясно объ­яснена респонденту техника ответов на вопросы.

    2. Вопросы в начале анкеты должны быть наиболее простыми («контактными»), в середине - наиболее сложные и содержательными, а в конце - опять простыми.

    1. Для перехода от одного блока вопросов к друго­му надо использовать буферные вопросы (вопросы с преамбулой).

    2. Необходимо, если возникает эффект излучения, нейтрализовать его.

    3. Основные и контрольные вопросы лучше не рас­полагать друг за другом. Если респондент поймет, что ему не доверяют и его проверяют, то это может отра­зиться на достоверности последующей информации.

    4. Если есть подозрение, что не все респонденты мо­гут быть достаточно компетентны в каком-то вопросе или что они не все будут относиться к той группе, для которой предназначен вопрос, то надо поставить вопрос-фильтр.

    5. Вопрос-фильтр доложен иметь указатель пере­хода для разных групп респондентов.

    6. Не следует задавать вопросы, которые превыша­ют возможности памяти респондентов. Это могут быть события, которые давно произошли или которые хотя и имели место недавно, но для респондента не играли принципиальной роли и поэтому были забыты. («На­пишите фамилию депутата Вашего района»).

    7. Нельзя допускать скопление однотипных вопро­сов (ряд альтернативных, закрытых, открытых вопро­сов или вопросы табличной формы и т. п.). Это приво­дит к утомлению респондента, вызывая ощущение мо­нотонности. В этом случае надо шире применять функционально-психологические вопросы.
    Проверка графического оформления анкеты.

    1. Шрифт текста не должен быть «слепым» (иначе слабовидящие не ответят на анкету).

    2. Текст вопроса и возможные варианты ответов на него лучше печатать разными шрифтами.

    3. Пояснения к смысловым вопросам лучше так же набрать особым шрифтом, чтобы респондент смог об­ратить на них внимание.

    4. Для ответа на открытые и полузакрытые вопро­сы должно быть достаточно чистых строк.

    5. Вопросы в табличной форме рекомендуется разли­новать, чтобы при ответе на них у респондентов не воз­никло путаницы. Это обленит и обработку этих вопросов.

    1. На ответы влияет и длина альтернатив, поэтому их необходимо графически уравновесить, проставить ряд точек.

    2. Нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу.
    Чтобы окончательно оценить качество составлен­ной анкеты, необходимо провести пробное исследова­ние. Для этой цели достаточно опросить небольшую группу людей. Проведение пробного исследования по­могает уточнить правильную формулировку и содер­жание вопросов, полноту набора вопросов и вариан­тов ответов, а также последовательность расположе­ния вопросов. Проверка позволяет не только выявить и исключить лишние вопросы, которые являются об­щеизвестными или не имеющими прямого отношения к исследуемой проблеме, но и определить, какие во­просы будут наиболее сложными для респондентов, и постараться сделать их более доступными. Качест­венно разработанный инструментарий (анкета) - не­обходимое условие успешного проведения социологи­ческого исследования.

    Основные понятия

    Анкетер, анкетирование, выборочное анкетирова­ние, групповое анкетирование, индивидуальное анке­тирование, интервьюирование, заочный опрос, кос­венное анкетирование, массовый опрос, опрос по мес­ту жительства, опрос по месту работы, очный опрос, прессовое анкетирование, почтовое анкетирование, прямое анкетирование, раздаточное анкетирование, респондент, специализированный опрос, сплошное ан­кетирование, экспертный опрос, вводная часть анкеты, «паспортичка», эффект излучения, эффект воронки, открытые вопросы, закрытые вопросы, полузакрытые вопросы, прямые вопросы, косвенные вопросы, дихо­томические вопросы, поливариантные вопросы, шкальные вопросы, вопросы-диалоги, вопросы-иллюс­трации, вопросы ранжирования, шкальные вопросы, содержательные вопросы, функциональные вопросы, функционально-психологические вопросы, вопро­сы-фильтры, контрольные вопросы, вопросы о фактах, вопросы о знаниях, вопросы о внутреннем состоянии.

    Темы рефератов


    1. Формирование у социального работника необходи­мых умений и навыков проведения анкетирования.

    2. Специфика проведения опроса в научных исследо­ваниях по социальной работе.

    3. Специфика проведения анкетирования с разными категориями клиентов.
    Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

    1. Какие разновидности опроса Вы знаете?

    1. Какой вид опроса - анкетирование или интервью - наиболее целесооброзно проводить и почему?

    2. Какие организационные формы проведения опро­са Вы знаете?

    3. Каким бывает опрос в зависимости от источника информации?

    4. Какие виды анкетирования Вы знаете? Охаракте­ ризуйте их.

    5. Что такое анкета социологического исследования?
      Из каких частей состоит анкета? Их содержание.

    6. Какими бывают вопросы анкеты по форме? Приве­дите примеры. От чего зависит выбор формы во­проса.

    7. Какими бывают вопросы анкеты по конструкции ответов? Приведите примеры.

    8. Какими бывают вопросы анкеты по целям? Приве­дите примеры.

    1. Какими бывают вопросы анкеты по содержанию? Приведите примеры.

    2. Какие существуют правила проверки формулиро­вок вопросов?

    3. Какие существуют правила проверки композиции анкеты?

    4. Какие существуют правила проверки графическо­го оформления готовой анкеты?
    Литература

    1. Бутенко ИЛ. Анкетный опрос как общение социо­лога с респондентом: Учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов. М: Высш. шк., 1989. 175 с.


    1. Добреньков В.И. Опрос как метод конкретного со­циального исследования // Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М. Андреевой. М: Изд-во Моск. ун-та, 1972.С. 93-173.

    2. Методы сбора информации в социологических ис­следованиях: В 2 т. / Отв.ред.: В.Г. Андреенков, О.М. Маслова; АН СССР. Ин-т социологии. М.: На­ука, 1990. Т. 1-2.

    3. Основы прикладной социологии: Учебник для ву­зов: В 2 т. / [М.К. Горшков, Б.З. Докторов, О.М. Маслова и др.]; Под ред.: Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова; Центр социал. Прогнозирования и маркетинга. М.: Academia, 1995. T.I. 199, с.

    4. Новикова С.С. Методика составления социологиче­ской анкеты: Курс практической социологии. М.: Междунар. пед. акад., 1993. 58 с.

    5. Практикум по прикладной социологии / МГУ им. М.В. Ломоносова. Филос. фак-т. Отд. прикл. со­циологии; Под ред. Б.В. Князева и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 260, с.

    6. Практикум по социологии: [Учеб. изд.] / [Ред.: И.М. Слепенков, Н.И. Дряхлов, В.Я.Нечаев и др.]. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 192 с.

    7. Рабочая книга социолога / [М.Н. Руткевич, В.Г. Ан­дреенков, А.В. Кабыша и др.; Редкол.: Г.В. Осипов (отв. ред.) и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1983. 477 с.

    8. Социологический словарь / [Сост.: А.Н. Елсуков, К.В. Шульга; Науч. ред. Г.Н. Соколова, И.Я. Писаренко; Редкол.: Г.П. Давидюк (отв. ред.) и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Университетское, 1991. 528 с.
    10. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995. 939 с.
    © 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ