Задаются два вопроса какие есть. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе - файл n1.doc. Правила проверки составленной анкеты
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
(Документ)
n1.doc
дихотомические вопросы, поливариантные вопросы, шкальные вопросы, вопросы-диалоги, вопро сы-иллюстрации.Дихотомические вопросы. Это вопросы типа «да-нет» и альтернативные. Ответы в этих вопросах носят взаимоисключающий характер.
В конечном счете мы учимся задавать хорошие вопросы, которые, похоже, доводят нашего собеседника до необходимой глубины, потому что именно здесь происходят большие перемены. Это может быть полезно для всех практикующих тренеров. Во-первых, убедитесь, что вопрос, который вы отправляете клиенту, является личным. Вопрос должен быть только о вашем клиенте и касаться только его мира. Он должен иметь отношение к клиенту, отвечая на такой вопрос, который ваш собеседник должен захотеть пройти через лабиринты своего собственного сознания.
Давая ответ, он должен чувствовать вес и смысл своих слов. «Как вы хотите меняться?», «Как вы нечестны в своей цели?», «Из чего вы понимаете, что вы на правильном пути?» Это будет личная проблема, связанная с повышением осведомленности. Вопросы, которые вы задаете, должны стимулировать эмоции. Эти вопросы говорят, что они звучат как колокол.
«Да-нет». Этот вопрос является самым простым и известным. Используется в основном для получения данных о фактах и действиях. Это могут быть такие вопросы, как: «Есть ли у Вас машина?», «Подписываетесь ли Вы на газеты?».
Специфика вопроса: формулировка не уравновешена. Респонденту представлена возможность выбрать только один из возможных вариантов ответов. Этот вид вопроса не рекомендуется использовать при изучении знаний, мнений и установок респондентов. Например, если задается вопрос: «Знаете ли Вы...?», «Любите ли Вы...?», «Нравится ли Вам...?», «Хотели бы Вы...?» и т. п., то ответы в основном бывают смещены в положительную сторону. Человеку проще ответить, что он знает что-то, что он на самом деле не знает, чем сознаться кому-то в своем незнании. Ведь каждый стремится, если не быть, то хоть выглядеть в глазах других лучше и умнее, чем он есть на самом деле. Поэтому этот вид закрытого вопроса следует употреблять как можно реже, а вместо него ставить альтернативный вопрос.
Наведение тумана, философствование
Вопрос должен быть точным и острым, как если бы это был захватывающий выстрел. Здесь мы должны говорить не только о конкретном вопросе, но и о правильном моменте, чтобы задать этот вопрос. С технической точки зрения, вопрос должен быть максимально коротким и ясным. Он должен рассказать об этом собеседнику, чтобы он не задавал повторный или дополнительный вопрос. «Сколько вы верите в эту цель?», «Какие выгоды вы могли бы достичь в достижении этой цели?».
Это будет хороший вопрос, который будет стимулировать дополнительные мысли. Это похоже на «реверберацию» гитарного эффекта, который каждый раз, когда вы получаете строку с некоторыми подобными повторениями. Как сказал Сократ, ответ на вопрос должен поставить еще один вопрос: Какие выводы вы делаете из названия вещи? «Что вы думаете об этих выводах?», «Насколько вы сейчас уверены в достоверности этих выводов?».
Альтернативные вопросы. Предпочтительнее чем вопрос «да-нет», так как формулировка более уравновешена. Поэтому смещение ответов гораздо меньше, чем в предыдущем виде закрытых вопросов. Сумма ответов на альтернативный вопрос равняется 100%. Например после вопроса: «Назовите Ваш разряд» указываются разряды с 1-го по 6-й, а респонденту остается только отметить) тот, который он сейчас имеет. Ответы на эти вопросы носят взаимоисключающий характер. Нельзя одновременно иметь 1-й и 4-й разряд маляра.
Поливариантные вопросы. Это вопросы типа «меню», поэтому их иногда называют вопросами-меню. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько, в этом главное отличие от альтернативных вопросов. Вопрос-меню содержит перечень фактов, предметов, суждений.
Например: «Какие газеты Вы выписываете?
«Московский комсомолец» 1
«Вечерняя Москва» 2
«Правда» 4
Иногда респонденту предлагается проранжировать выбранные ответы, т. е. упорядочить их по степени привлекательности и значимости для него. Например: «Выберите из списка наиболее привлекательные для Вас профессии? (отметьте, пожалуйста, не более 3-х)
Летчик 1
Переводчик 3
Бухгалтер 4
Мененджер 5
Теоретически респондент может указать одновременно все перечисленные профессии. Поэтому замечание «не более трех» позволяет выделить из всего перечня наиболее значимые и существенные для опрашиваемого профессии.
Шкальные вопросы. Эти вопросы содержат шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.
Пример вопроса, использующего самооценочную шкалу.
«Довольны ли Вы своей работой?
работой очень доволен
скорее доволен, чем недоволен
работа для меня безразлична
скорее недоволен, чем доволен
работой очень недоволен».
Шкальный вопрос может быть задан и в виде строчной разверстка: «Насколько важно для Вас, чтобы работа была престижной? (отметьте на шкале степень значимости)».
Совсем не важно очень важно
Шкала может быть и десятибальной. При выборе шкалы необходимо учитывать следующее: она должна быть привычной для респондента и удобной для полного выражения его мнения.
Шкальный вопрос может быть дан и в табличной форме. Тогда шкала измерений будет располагаться или построчно, или столбцами. Благодаря таким вопросам можно экономить место, так как фактически в одном вопросе задаются несколько.
«Из каких источников и как часто вы узнаете о текущих событиях в жизни страны и за рубежом? (обведите, пожалуйста, соответствующую цифру на каждой строчке)»
почти всегда | часто | редко | никогда |
|
Из газет | 3 | 2 | 1 | 0 |
Из телевизионных передач | 3 | 2 | 1 | 0 |
Из разговора с коллегами на работе | 3 | 2 | 1 | 0 |
и т.д. | 3 | 2 | 1 | 0 |
Таблицы удобны для исследователя, но неудобны для респондента. Надо стараться редко прибегать к ним.
Вопросы-диалоги. Это разновидность функциональных вопросов. Вопросы-диалоги состоят из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдособеседников. Хорошо в данном случае использовать рисунки, изображающие собеседников. Благодаря такой форме диалога абстрактное становится более наглядным.
Если при составлении вопроса использовался и рисунок, то это будет вопрос-иллюстрация. Такой вид вопроса позволяет лучше ввести респондента в ситуацию вопроса.
Одному из собеседников приписывается какое-то определенное суждение или вопрос, респонденту же предлагается выполнить роль второго собеседника, которому надо завершить начатое предложение или ответить на заданный вопрос.
При этом надо учитывать, что если опрашиваются мужчины, то вопрос-иллюстрация должен изображать мужчин, а если женщины, то должны быть изображены женщины, т. е. анкеты должны быть напечатаны в 2-х вариантах: «мужском» и «женском».
По цели вопросы бывают содержательные и функциональные, иногда их еще называют основными и не основными.
Функциональные - главная их функция упорядочение течения опроса. Функциональные вопросы в свою очередь делятся на функционально-психологи ческие, вопросы-фильтры и контрольные вопросы.
Функционально-психологические вопросы ставятся для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, снятия нежелательных установок, чтобы создать и поддержать интерес к анкете. Служат не столько для сбора сведений, сколько для обеспечения отношений между социологом и респондентом.
К функционально-психологическим вопросам относятся:
контактные вопросы;
буферные (с преамбулой) вопросы;
вопросы-диалоги;
вопросы-иллюстрации.
Первый вопрос обязательно должен быть контактным, его цель - установление контакта с респондентом. К контактным вопросам предъявляются следующие требования:
Контактные вопросы должны быть очень простыми. Это могут быть вопросы, выясняющие сведения событийного характера (стаж работы, район местожительства), или вопросы о занятиях в свободное время, привычках, на которые отвечают вполне откровенно. Иногда бывает целесообразным задать вопрос об интересе опрашиваемых к той или иной проблеме.
Контактный вопрос должен быть достаточно общим, чтобы на него мог ответить каждый респондент. После ответа на него у респондента появляется уверенность в своей компетентности, и он уверенно начинает отвечать на последующие вопросы, высказываясь
полнее и развивая дальше свои мысли.
Буферные вопросы также помогают исследователю пояснить ход своих мыслей, эту функцию выполняет не сам вопрос, а преамбула к нему. Такие «буферы» дают возможность не только вежливо предложить респонденту новую тему, но и пояснить, зачем это нужно. Например, после блока вопросов о свободном времени может быть написано: «Работа занимает очень важное место в жизни человека. Пять дней в неделю, а иногда и больше, ему приходится выполнять свои профессиональные обязанности. Поэтому вполне естественен наш интерес - с какими трудностями Вы сталкиваетесь во время работы, что доставляет Вам радость, чего Вы достигли, какие планы на будущее и т. д...».
Также буферные вопросы необходимы для нейтрализации влияния одних ответов на другие (нейтрализация эффекта излучения): «Мы говорили о... теперь перейдем к другой теме...». Роль буферного вопроса в данном случае может сыграть любой содержательный вопрос, который не связан с обсуждаемым в вопросах предметом, взаимовлияние которых надо исключить.
Часто вопрос с преамбулой используется для обоснования различных оценок и поведения несмотря на то, осуждаются ли они в настоящее время общественным мнением или существующими социальными нормами или нет. Преамбула дает понять, что в реальной жизни имеют место любые отношения и поведение человека, и этим позволяет респонденту заранее оправдать себя при любом ответе.
Например, вопросы, цель которых - получить знание о каких-то фактах, часто воспринимаются респондентами как оценивающие их, поэтому, чтобы ослабить их оценочный характер, лучше задавать такие вопросы с преамбулой. «Одни люди считают, что необходимо каждый день делать влажную уборку в квартире и ежедневно это проделывают, а другие не считают это строго обязательным и делают от случая к случаю. А как Вы поступаете чаще всего?». Так сформулированная преамбула дает респонденту понять, что не все люди поступают всегда так, как принято, и позволяет ему более откровенно ответить на поставленный вопрос, не боясь осуждения за то, что он не так думает и поступает, как является общепринятым в обществе.
Вопросы-диалоги. Вопросы, как уже отмечалось раньше, могут быть заданы в виде высказываний двух или трех псевдособеседников, респонденту необходимо только согласиться с одним из них. Пример такого вопроса: «Встретились два старых школьных товарища Иванов и Петров. Иванов закончил институт, защитил кандидатскую диссертацию, пишет докторскую диссертацию, а Петров сразу после школы пошел работать токарем на завод, женился и все свое свободное время уделяет воспитанию трех детей. Между ними возникает спор о смысле и ценности прожитых лет. Иванов говорит: «Я считаю, что...», а Петров ему возражает: «Ты не прав, главное...». В данном случае вопрос-диалог по форме приближается к вопросу с преамбулой.
Вопросы-иллюстрации. Вопросы-иллюстрации выполняют несколько психологических функций: позволяют переключить внимание опрашиваемых на новую тему, поясняют содержание задаваемых вопросов, а также за счет разнообразия техники заполнения помогают снять утомление.
Например, задается вопрос: «Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время? (подчеркните, пожалуйста, картинки, на которых это изображено)». После вопроса дается серия рисунков, на которых может быть изображено: чтение газет или книг, занятие спортом, просмотр телепередач и т. п.
Такой вопрос может быть дан в форме незаконченного предложения. На рисунке изображаются, например, две девушки, одна из которых не закончила фразу. Под рисунком пишется: «Здесь Вы видите двух беседующих подруг. Одна из них не закончила фразу. Как Вы думаете, что она ответила бы подруге? Закончите за нее, пожалуйста, предложение».
Вопросы-фильтры. Вопросы-фильтры используются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только ка--кую-то их часть. В этом случае задается вопрос-фильтр, который позволяет выделить и опросить необходимую часть всей совокупности опрашиваемых. Например, пятый вопрос анкеты сформулирован так:
«Делаете ли Вы ежедневно зарядку? (кто не делает, тот сразу переходит к ответу на вопрос N° 10).
нет».
Иногда респонденты с удовольствием отвечают на вопросы, выносят оценки и даже высказывают мнение о вещах, не имея о них ни малейшего представления. Вопросы-фильтры как раз и отсеивают таких «некомпетентных», «неинформированных», «не имеющих».
Контрольные вопросы. Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов.
К контрольным вопросам относятся:
вопрос-тест
вопрос-ловушка (трюковый вопрос).
«Знаете ли Вы хорошо современную научно-фантастическую литературу?
знаю хорошо
читаю от случая к случаю
меня эта литература не интересует».
Вопрос-ловушка (трюковой вопрос) - это разновидность теста. Он строится так, что респонденту умышленно предлагается ответить о несуществующем. Например, просят оценить несуществующее произведение несуществующего автора. Эти вопросы широко используются при проверке профессиональной компетентности. Также они помогают определить, можно ли и на сколько доверять респонденту.
Например, перед исследователем стоит задача опросить ученых-физиков по какой-то проблеме. Вопрос-ловушка может быть сформулирован так: «Читали ли Вы недавно переведенную монографию... известного английского физика-теоретика...?». Или:«Читали ли Вы книги?» и перечисляется несколько книг, среди которых указывается несуществующая. Если респондент отмечает, что и ее «читал», то это означает, что его ответам доверять нельзя.
Недостаток этих вопросов: во-первых, необходимо делать дополнительную работу, а во-вторых, происходит дезориентация респондента. Если такие вопросы использовать часто, то у опрашиваемого может создаться впечатление, что с ним обращаются нечестно.
Можно вопрос-ловушку составить по-другому. Например, респонденту задается вопрос: «Были ли Вы на последней персональной выставке...?», а через несколько вопросов предлагается другой: «Перечислите, пожалуйста, картины..., которые произвели на Вас впечатление, и коротко напишите, почему». Если респондент ответил, что был на выставке, а потом не смог назвать и описать ни одной из увиденных картин, то естественно возникает сомнение, ходил ли он на эту выставку.
В качестве контрольного вопроса может быть использован любой содержательный вопрос, близкий по смыслу с вопросом, истинность ответа на который надо проверить. Контрольные вопросы формулируются таким образом, когда надо проверить ответы на вопросы о внутреннем состоянии респондента. Например, чтобы определить степень общей удовлетворенности работой, можно задать три таких вопроса: «Устраивает ли Вас работа, которой Вы занимаетесь?», «Хотели бы Вы перейти на другую работу?» и «Предположим, что какое-то время Вы не работали, вернулись бы Вы на свое старое место работы?». Два последних вопроса будут выполнять функции контрольных по отношению к первому вопросу и располагаются в других местах анкеты. Контрольные вопросы могут ставиться как перед, так и после основного вопроса. После опроса эти три вопроса анализируются все вместе, чтобы иметь представление о внутреннем состоянии респондента.
Вопросы о фактах. Главная цель этих вопросов - сбор сведений о фактах объективной действительности, которые можно реально наблюдать и измерять (свойства и признаки людей, их поведение и т. п.). К этой группе относятся и вопросы «паспортички». При кажущейся простоте ответов на такие вопросы, они не всегда бывают истинны. Если вопрос о возрасте, доходе, семейном положении и т. п. будет восприниматься респондентом как престижная характеристика, то ответы на него не будут соответствовать объективной действительности. Общеизвестно, что для женщин молодой возраст является более престижным, а для мужчин предпочтительней более преклонный, как заслуживающий большего уважения. Престижность семейного положения для женщины, например, является причиной того, что при переписи населения замужних женщин оказывается больше женатых мужчин.
Вопросы о знаниях. С помощью этих вопросов определяется степень информированности респондентов о тех или иных событиях, отношениях. Информированность (осведомленность) - это мера соответствия между сведениями данными респондентами и объективно существующей действительностью (различные реальные факты, события, высказывания и т. п.).
Самый простой и распространенный способ ее измерить - самооценка респондентом своей осведомленности. Для этого чаще всего задаются такие вопросы: «Знаете ли Вы...?», «Слышали ли Вы...?» или «Насколько хорошо Вам известны...?» и т. п. Но такую формулировку вопроса целесообразно использовать только в том случае, если получаемые сведения неподвержены влиянию соображений престижа и не воспринимаются респондентом как подтверждение его авторитета.
Например: «Интересуетесь ли Вы тем, как учатся в школе Ваши дети?». Многие из респондентов при ответе на такой вопрос даже сами себе затруднились бы признаться в том, что не интересуются этим. А тем более трудно признаться и ответить так в анкете, понимая, что это будет отрицательно характеризовать их в глазах социолога. В результате этого при ответе на данный вопрос оценка информированности будет завышена.Таким образом, самооценка часто выявляет не столько реальные знания опрашиваемого, сколько отражает стремление сделать вид, что он располагает этими знаниями. Выявлена закономерность, если исследуемая проблема тесно связана с общественными идеалами, то самооценка информированности обычно бывает существенно завышена. А если получаемая информация нейтральна по отношению к принятой системе ценностей идеалов общества, то самооценка приближается к фактической. Поэтому многие исследователи считают, что выявление информированности при помощи самооценки не всегда верно отражает реальные знания респондентов. Чтобы проверить истинность ответов на эти вопросы применяют различные контрольные вопросы (тесты, ловушки) и вопросы-фильтры.
Вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отно шениях и т. д.). Эти вопросы помогают получить от респондентов сведения об их мнениях, отношениях, интересах, мотивах, стремлениях, а также оценках других людей и самих себя. Эта группа вопросов является наиболее трудной для респондентов, а достоверность ответов на них - самой низкой. Для того чтобы проверить и уточнить ответы, применяют контрольные вопросы, вопросы-фильтры, вопросы-диалоги и используют преамбулы (об этом подробно было написано выше).
Правила проверки составленной анкеты
После того как составлена анкета, ее необходимо проверить. Анкета должна отвечать общепризнанным и проверенным практикой правилам. Приведем некоторые из них.
Проверка формулировок вопросов.
Вопросы не должны содержать трудных и неясных формулировок, специальных терминов. (Если такие есть, их необходимо объяснить или заменить).
Система категорий должна быть понятна всем респондентам («Часто Вы ходите в кинотеатр?» Для одних «часто» - это раз в неделю, а для других, может быть, раз в месяц - это уже часто).
В вопросах не должны проявляться мнение, ценности и установки исследователя («Чем не нравится работа - однообразная, не заставляет думать...», но для многих в этом, может, как раз заключаться привлекательность данной трудовой деятельности).
Если вопрос связан с оценкой неодобряемого в обществе поведения или деятельности, надо дать понять респонденту, что ответ не вызовет осуждения («Одни считают, что... Другие считают, что... А как Вы считаете?»).
Нельзя допускать чтобы конструкция вопросасклоняла опрашиваемого к ответу («Вы ведь не думаете...? - Нет», «Разве Вы не хотите...? - Да», «Воспитанный человек всегда... - А как Вы поступаете в таких случаях?»).
Если на один вопрос много вариантов ответов, то их нужно разделить на тематические блоки и вместо одного вопроса задать блок вопросов.
При ответе на вопрос обычно внимание респондента фиксируется на первом и последнем варианте ответа (с перевесом к первому), и больше всего положительных ответов бывает на первый ответ. (Расположение альтернатив непоследовательно, а в случайном порядке влияет на изменение результата.)
Чтобы повысить достоверность ответов, необходимо обеспечить респонденту возможность уклониться от ответа, если у него появится такая необходимость («Когда как», «Не знаю», «Бывает по-разному», «Не помню» и т. д.).
Проверить закрытые вопросы, может, лучше их превратить в полузакрытые.
Вопросы не должны задевать самолюбия, достоинства респондента, каких-то его престижных представлений. («Почему Вам не нравится политический курс, проводимый Коммунистической партией?»).
Вопросы необходимо орфографически и стилистически оформить правильно.
Проверка композиции анкеты.
Необходимо проверить, достаточно ли ясно объяснена респонденту техника ответов на вопросы.
Вопросы в начале анкеты должны быть наиболее простыми («контактными»), в середине - наиболее сложные и содержательными, а в конце - опять простыми.
Для перехода от одного блока вопросов к другому надо использовать буферные вопросы (вопросы с преамбулой).
Необходимо, если возникает эффект излучения, нейтрализовать его.
Основные и контрольные вопросы лучше не располагать друг за другом. Если респондент поймет, что ему не доверяют и его проверяют, то это может отразиться на достоверности последующей информации.
Если есть подозрение, что не все респонденты могут быть достаточно компетентны в каком-то вопросе или что они не все будут относиться к той группе, для которой предназначен вопрос, то надо поставить вопрос-фильтр.
Вопрос-фильтр доложен иметь указатель перехода для разных групп респондентов.
Не следует задавать вопросы, которые превышают возможности памяти респондентов. Это могут быть события, которые давно произошли или которые хотя и имели место недавно, но для респондента не играли принципиальной роли и поэтому были забыты. («Напишите фамилию депутата Вашего района»).
Нельзя допускать скопление однотипных вопросов (ряд альтернативных, закрытых, открытых вопросов или вопросы табличной формы и т. п.). Это приводит к утомлению респондента, вызывая ощущение монотонности. В этом случае надо шире применять функционально-психологические вопросы.
Шрифт текста не должен быть «слепым» (иначе слабовидящие не ответят на анкету).
Текст вопроса и возможные варианты ответов на него лучше печатать разными шрифтами.
Пояснения к смысловым вопросам лучше так же набрать особым шрифтом, чтобы респондент смог обратить на них внимание.
Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть достаточно чистых строк.
Вопросы в табличной форме рекомендуется разлиновать, чтобы при ответе на них у респондентов не возникло путаницы. Это обленит и обработку этих вопросов.
На ответы влияет и длина альтернатив, поэтому их необходимо графически уравновесить, проставить ряд точек.
Нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу.
Основные понятия
Анкетер, анкетирование, выборочное анкетирование, групповое анкетирование, индивидуальное анкетирование, интервьюирование, заочный опрос, косвенное анкетирование, массовый опрос, опрос по месту жительства, опрос по месту работы, очный опрос, прессовое анкетирование, почтовое анкетирование, прямое анкетирование, раздаточное анкетирование, респондент, специализированный опрос, сплошное анкетирование, экспертный опрос, вводная часть анкеты, «паспортичка», эффект излучения, эффект воронки, открытые вопросы, закрытые вопросы, полузакрытые вопросы, прямые вопросы, косвенные вопросы, дихотомические вопросы, поливариантные вопросы, шкальные вопросы, вопросы-диалоги, вопросы-иллюстрации, вопросы ранжирования, шкальные вопросы, содержательные вопросы, функциональные вопросы, функционально-психологические вопросы, вопросы-фильтры, контрольные вопросы, вопросы о фактах, вопросы о знаниях, вопросы о внутреннем состоянии.
Темы рефератов
Формирование у социального работника необходимых умений и навыков проведения анкетирования.
Специфика проведения опроса в научных исследованиях по социальной работе.
Специфика проведения анкетирования с разными категориями клиентов.
Какие разновидности опроса Вы знаете?
Какой вид опроса - анкетирование или интервью - наиболее целесооброзно проводить и почему?
Какие организационные формы проведения опроса Вы знаете?
Каким бывает опрос в зависимости от источника информации?
Какие виды анкетирования Вы знаете? Охаракте ризуйте их.
Что такое анкета социологического исследования?
Из каких частей состоит анкета? Их содержание.
Какими бывают вопросы анкеты по форме? Приведите примеры. От чего зависит выбор формы вопроса.
Какими бывают вопросы анкеты по конструкции ответов? Приведите примеры.
Какими бывают вопросы анкеты по целям? Приведите примеры.
Какими бывают вопросы анкеты по содержанию? Приведите примеры.
Какие существуют правила проверки формулировок вопросов?
Какие существуют правила проверки композиции анкеты?
Какие существуют правила проверки графического оформления готовой анкеты?
1. Бутенко ИЛ. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом: Учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов. М: Высш. шк., 1989. 175 с.
Добреньков В.И. Опрос как метод конкретного социального исследования // Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М. Андреевой. М: Изд-во Моск. ун-та, 1972.С. 93-173.
Методы сбора информации в социологических исследованиях: В 2 т. / Отв.ред.: В.Г. Андреенков, О.М. Маслова; АН СССР. Ин-т социологии. М.: Наука, 1990. Т. 1-2.
Основы прикладной социологии: Учебник для вузов: В 2 т. / [М.К. Горшков, Б.З. Докторов, О.М. Маслова и др.]; Под ред.: Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова; Центр социал. Прогнозирования и маркетинга. М.: Academia, 1995. T.I. 199, с.
Новикова С.С. Методика составления социологической анкеты: Курс практической социологии. М.: Междунар. пед. акад., 1993. 58 с.
Практикум по прикладной социологии / МГУ им. М.В. Ломоносова. Филос. фак-т. Отд. прикл. социологии; Под ред. Б.В. Князева и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 260, с.
Практикум по социологии: [Учеб. изд.] / [Ред.: И.М. Слепенков, Н.И. Дряхлов, В.Я.Нечаев и др.]. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 192 с.
Рабочая книга социолога / [М.Н. Руткевич, В.Г. Андреенков, А.В. Кабыша и др.; Редкол.: Г.В. Осипов (отв. ред.) и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1983. 477 с.
Социологический словарь / [Сост.: А.Н. Елсуков, К.В. Шульга; Науч. ред. Г.Н. Соколова, И.Я. Писаренко; Редкол.: Г.П. Давидюк (отв. ред.) и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Университетское, 1991. 528 с.