Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Психологическое воздействие информационной среды на современного человека. Разработка концепции журнала "галерея искусств"

Иванова Е.В.

Опасность информационного воздействия: природа и способы защиты.

Любому из нас совершенно удивительно сейчас было бы увидеть психически нормального человека, не знающего что такое телевизор… мобильный телефон… Сегодня скайп и интернет – неотъемлемый элемент жизни современной личности. Но ведь всего лишь 120 лет (!) назад человечество еще не знало даже, что такое радиосвязь.

На фоне общего возраста существования цивилизаций Homo sapiens (200 — 45 тыс. лет)[i] изменение форм и качества жизнедеятельности наших современников заставляет говорить о существовании совершенно нового антропологического подвида))), представители которого «улыбаются

Если бы только знаки коммуникации претерпели изменения, то нам не пришло бы и в голову тратить время и энергию на анализ происходящего, которое уж очень сильно хочется назвать катастрофой (ввиду острой и необратимой тенденции моих соотечественников к внутривидовому уничтожению и самоуничтожающим формам существования).скобочками и строят глазки точками-запятыми».

Братоубийственная война в Украине, раскол славянского мира – лишь одна, внешняя сторона катастрофичности информационного влияния. Однако, не менее опасна скрытая, внутренняя сторона разрушения собственно природы человека.

Информация, будучи основой жизнедеятельности человека, является своеобразным катализатором психической активности и социальным токсином, вызывающим зависимость, которая и есть тем самым фактором повышенной опасности. Вам, наверное, знакомо неприятное ощущение дискомфорта, незащищенности, иногда даже физического недомогания при отсутствии покрытия мобильного оператора, невозможности пользоваться интернет-ресурсом, «выпадение из социальной сети» по той или иной причине?! Некоторое подобие абстиненции у алко- (нарко) зависимых при отсутствии дозы.

Вчерашние способы непосредственного общения сегодня практически утратили свое значение (это легче всего заметить в свободной детской среде, где отсутствуют активные групповые игры, дружба и непосредственное взаимодействие). Благодаря радикальному изменению природы информационного влияния возник хаос восприятия, понимания и оценки информации.

Информационную зависимость человека можно объяснить на основе психофизиологии. Психологической причиной любой активности человека есть «включение» той или иной его потребности. Ведь без причины мы и пальцем не шевелим. Потребность «включается» тогда, когда нарушается биологическое равновесие в функционировании организма.
Именно информация позволяет нам удовлетворить каждый уровень потребности.

Кроме того, интересным может быть и анализ нейрогуморальных показателей функционирования организма при отсутствии позитивной информации (или наоборот информации, вызывающей отрицательные эмоции и астенические состояния). Известно ли вам, что чувство счастья, веселья, удовольствия – это работа гормонов нашего организма (гормонов счастья — эндорфинов)? К тому же, чем выше их количество в организме, тем сильнее у нас эйфория. Главными из этих веществ являются гормоны: серотонин (способствует повышению настроения), дофамин (отвечает за удовольствие) и эндорфины («гормоны счастья»). Оказывается, в процессе получения важной информации, обсуждения ее со значимыми для себя людьми человек чувствует себя более счастливым благодаря выработке гормона окситоцина.

Дискомфортное ощущение недостатка информации связано с тем, что в организме не хватает этих гормонов. В мозге образуется химический дисбаланс, что ведёт к самым плачевным последствиям: человек оказывается во власти депрессии, неврозов, панических состояний, различных фобий и маний. Обычно это приводит к возникновению агрессии, необходимости найти или назначить виноватых, врагов, т.е. сбросить с себя негатив, «спустить пар». Часто эти, так называемые компенсационные механизмы сопровождаются злоупотреблением психотропными веществами – табака, алкоголя и даже наркотиков.

При длительном стрессовом воздействии, выработка гормонов счастья подавляется, и человек попадает в порочный замкнутый круг информационной зависимости: острая потребность в значимой информации – стресс – агрессия (неврозы, фобии, мании) – дальнейший поиск значимой информации – и т.д. Становится ли счастливым при этом человек? — вот в чём вопрос.

При этом, представьте типичную ситуацию: человек приходит с работы, он устал, в том числе эмоционально, и может уделить новостям минут 30. Разве такой человек, находящийся в состоянии информационной и эмоциональной перегрузки, будет искать альтернативные интерпретации? Навряд ли. По результатам исследований социологов можно сказать, что если 10% людей, получивших информацию выработали единое мнение и придерживаются сходных взглядов, то этого будет достаточно, чтобы на их сторону перешла и большая часть общества. Люди, в силу своей природы иррациональны, ленивы, они охотно потребляют то, что соответствует их массовым ожиданиям и даже предрассудкам. И пропаганда великолепно играет на этих слабостях. А что не соответствует – отвергается или просто игнорируется.

Почему?! Опять получаем «биологический» ответ: потому, что Организму надо дополнительно потратить энергию на критическую переработку информации, преодолеть так называемый когнитивный диссонанс.

Количество сложной, провокационной информации, усиленное взаимным заражением людей, создает информационную перегрузку и, в результате — стадное поведение людей. Учитывая закон поочередного функционирования рационального (разумного, содержательного) и иррационального (эмоционального) в поведении людей, мы автоматически получаем отключение критичности сознания у большинства («синдром Масяни» http://vimeo.com/92822043).

Важно также и то, что вне зависимости от истинности информационного сообщения реакция получателя – это готовое блюдо информационной рецептуры. Возрастание человеческой агрессии, появление образа Врага, уход в виртуальную реальность – норма современного мира моих соплеменников.

Несколько последних лет готовилась психофизиологическая почва для успешного управления массовым сознанием (точнее доведения социума до отсутствия сознания)!

По законам рецептуры информационного влияния происходит своеобразное «убаюкивание» критичности сознания граждан. Параллельно население получает как телевизионное «успокоительное» в виде юмора, эстрады или светских бесед, которое расслабляет и помогает отключиться от проблем, так и телевизионное «возбуждающее» в виде сообщений об авариях, катастрофах. И это тоже уводит из реальности. Важно то, что и то и другое является заменителем (естественным или искусственным) интереса к экономическим и политическим проблемам. А благодаря постоянным вульгарным ссорам на политических ток-шоу еще и вырабатывается стойкий иммунитет против такой тематики.

Что же происходит с рядовым обывателем, который превращается автоматически в средство (сырье) информационных манипуляторов? Ему систематически подбрасываются заранее подготовленные «нужные» яркие события из области человеческих и национальных приоритетов: социальной справедливости, борьбы с коррупцией, беспокойства о светлом будущем и черном настоящем. И о Чудо! Пазлы складываются, рождается чудовище социального гнева, которое реализует сценарий заинтересованных «творцов» геополитики.

Важно помнить, что информация — это и есть сам факт воздействия на наше сознание и это воздействие является основной целью тех, кто создает и транслирует информационное сообщение. Всегда ли эта цель гуманна и обеспечивает реализацию ценностей тех, кому адресована информация? Всегда ли те, кому она адресована, способны осознавать эту цель? Как защитить себя (своих детей) от превращения в «информационное мясо»?

Еще пару десятилетий назад известный лозунг «В здоровом теле – здоровый дух» действительно был актуален на 100%. Возрастающие показатели онкозаболеваний, случаев самоубийств, агрессивно-насильственное поведение людей говорят о том, что эволюция человека не идет, а летит навстречу антропологической катастрофе.

Как свидетельствует ряд научных исследований, «здоровый дух» — это позитивные мысли, которые обеспечивают телу здоровье и счастливое долголетие. Сегодня здоровый образ жизни означает не только культуру здорового питания, употребления чистой воды и физической нагрузки, но и культуру здорового мышления.

Поскольку современным людям сейчас невозможно быть вне информационного поля, то стоит соблюдать некоторые правила личной информационной безопасности:

  • информацию, как и любой продукт потребления, надо обязательно обеззараживать перед употреблением: надо всегда отдавать себе отчет в том, что если Вы не являетесь непосредственным очевидцем тех или иных событий, то следует помнить, что информационное сообщение уже по-факту субъективна и отображает понимание другого человека, и, соответственно она уже искажена; если же искать разумные рациональные критерии оценки достоверности информационного сообщения, целесообразным будет прислушаться к рекомендации Федора Крашенинникова относительно того, что можно сделать, чтоб сохранять более-менее адекватное представление о происходящим .

1) Перестать читать централизованно навязываемую «аналитику» и уж тем более верить ее выводам — совершенно очевидно, что ни один провластный ресурс не разместит материала, который хоть в чем-то мог бы повредить общей идеологической линии. Шапкозакидательство выглядит убого в любом случае.

2) Вычленять из «аналитики» факты и проверять их, не обращая внимание на эмоциональные комментарии. Интернет позволяет проверять любой факт. Сравнение освещения одного и того же события российской и украинской пропагандой уже дает более-менее адекватную картину.

3) Особое внимание надо уделять реакции внешнего мира на ситуацию. На этом пункте я остановлюсь подробнее, потому что тут все проще простого. Обе стороны, вовлеченные в конфликт, склонны преувеличивать/преуменьшать поддержку своей/вражеской позиции в мире. Я хочу посоветовать не заниматься ерундой в таких случаях, а отслеживать реакцию стран по их официальным ресурсам. Если знание языков не позволяет читать оригиналы — ничего страшного. Кроме он-лайн переводчиков, есть очень удобные варианты. Если вам интересно, какую позицию занимает руководство Китая — не надо читать российские пересказы с домыслами, а можно на очень хорошем русском почитать главную китайскую газету «Женьминь Жибао» или ленту новостей официозного китайского агенства «Синьхуа» — тоже на русском языке все публикуется.

  • учиться контролировать свои эмоции в процессе получения информации, не давать им усиливаться; в случае возникновения ощущения информационного отравления срочно проводить «процедуры детоксикации» — физическая нагрузка, общение с природой, секс, чтение лирики, творчество (в соответствии с уникальной природой вашей личности);
  • важно помнить, что отправитель информации стремится удовлетворить свои интересы, используя получателя информационного сообщения как средство достижения исключительно своих целей, при этом, этим средством являемся мы. Причем, очень часто, стремясь получить подтверждение правильности понимания информации и нуждаясь в одобрении друзей и близких, мы можем, по тем или иным причинам, его не получить. Происходит острая эмоциональная встряска, которая приводит к жестким конфликтам несогласия, непонимания. Сегодня неудивительным явлением есть потеря семей, друзей на фоне «идеологических заблуждений». Стоит помнить, что идеология создается и распространяется далеко не ради благополучия обыкновенных людей. В этом случае, обыкновенные люди – это средство и оружие заинтересованных лиц. Ненависть – единственное неприродное чувство, которое абсолютно по разрушительной способности. Ни одно животное, кроме человека, не способно уничтожить своего соплеменника под его воздействием. Стоит помнить, что мы, люди, – Человеки Разумные и должны использовать Разум исключительно для созидания Любви и Счастья, а не ненависти.


  • мера потребления информации также должна быть ограничена, информацией также можно «объесться» и в результате, «организм переживает очень неприятные ощущения отравленности »;
  • искать возможность «выключаться» из информационной среды, сделать это своеобразным правилом, наподобие занятий физкультурой в определенные дни недели или еженедельных досуговых мероприятий.

Таким образом, для разумных, ответственных к своей жизни и счастью людей рецепт личной информационной безопасности ясен: надо формировать психологическую компетентность и готовность противодействовать опасности:

жить по стадному закону, питаясь отравленными информационными «червячками» (замаскированными под вполне съедобное информационное сообщение),

находиться под воздействием негативных эмоций (от недоумения-разочарования до агрессии-ненависти), которые неизбежно возникают при взаимодействии со СМИ, ОПАСНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ;

периодически надо производить «очистку файлов» — находить максимум места позитивным мыслям в голове и периодически отправляться для «дефрагментации и перезагрузки» на профессиональные психологические мероприятия.

Механизм воздействия на человека наиболее действенных манипуляционных средств энергоинформационных, лингвистических, психотропных и, в частности, СМИ, как подчеркивалось ранее, основанный на учете его психических особенностей. При этом значительных успехов достигли именно средства массовой информации. По их шаблонам люди высказывают "свое" мнение, спорят друг с другом, определяют отношение к политических партий и общественных лидеров, воспитывают детей, одеваются, лечатся, худеют, выбирают покупки и образцы для подражания, влюбляются. Заметна программирующая роль СМИ и во время выборов, когда, главным образом, они подводят наивного избирателя к мысли, что только предлагаемый кандидат лучше всего защитит его права. При этом избиратель убежден, что выбор он сделал самостоятельно.

Исторические предпосылки возникновения СМИ связаны с успехами предпринимательской деятельности, развитием торговли и промышленности, переходом от аграрного к индустриальному обществу и, как следствие, с острой необходимостью регулярного информирования значительных групп населения. Предшественниками современных СМИ можно считать специальные торгово-информационные и корреспондентские бюро, которые информировали своих клиентов о ценах на товар, время и условия его поставки, ситуацию с торговлей в разных регионах. Научно-технический прогресс, обеспечивший появление принципиально новых средств сбора, переработки и распространения информации, привел в конце ХХ века к революции в сфере массовых коммуникаций. Создание спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, массовое распространение компьютеров и Интернета способствовали формированию глобальных, общемировых информационных сетей и возможности распространения нужной информации в любом уголке земного шара. Влияние СМИ на все, что происходит в жизни человечества принял общий характер. Однако оценки их растущего влияния на политику и общество далеко не однозначны, а порой и противоположные. Некоторые ученые видят в нем ростки новой, более высокой и гуманной цивилизации - информационного общества, реальное движение к антибюрократической государства, способного успешно решить наиболее острые конфликты современного мира. Другие специалисты, констатируя спустошуючий и разрушающее влияние СМИ на личность, общество и культуру в целом, оценивают повышение роли информационной власти более пессимистично. Опыт показывает, что потенциально СМИ способны служить различным целям. С одной стороны, они могут просвещать людей, помогать их компетентному участию в общественной жизни, способствовать личностному становлению. Но с другой, что происходит сегодня довольно часто-духовно порабощать, дезинформировать, иногда не желая того, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх.

Одна из опасных для духовно-нравственной атмосферы общества традиций СМИ заключается в их стремлении (ради высоких рейтингов) эксплуатировать низменные, разрушительные тенденции человеческого подсознания. Телевидение, кинематограф, литература, печатные СМИ в полной мере используют тягу человека ко всему трагического, связанного со страданиями. Известно и довольно циничное журналистское кредо: чем больше жертв и катастроф, тем интереснее, притягательніша информация для зрителя (и читателя). Поэтому в первых кадрах телевизионных новостей, на первых полосах газет, смакуя детали, расписываются большие и малые трагические события.

Человека затаскают как зрителя, читателя, апеллируя к найглибинних и сильнейших ее переживаний. Обращение к ним всегда приносило самые большие кассовые сборы кинофильмам (например, кровавым боевикам) и книгам соответствующего содержания. И в ХХІ веке, вопреки культурным традициям и логике ума, большинство людей готовы читать и смотреть то, что может вызвать предельное внутреннее напряжение и даже стрессовое состояние. Вместе с тем для успешной манипуляции сознанием людей и нужна именно атмосфера страха, затяжного стрессового состояния, что блокирует творческий, следовательно, критический ум. Это лучшее основание для среды формирования "неподвижного", догматического мышления и проверенное средство подавления познавательной активности человека. На фоне эмоционального дискомфорта можно внедрить в сознание личности и общества любой миф и одновременно довести их до полной социальной апатии.

СМИ имеют известное преимущество перед отдельным человеком и даже аудитории. Люди вынуждены воспринимать информацию, но не могут на нее ответить. Их негативная реакция не находит разрядки и только усиливает эмоциональное напряжение. Аудитория зрителей (слушателей, читателей) территориально разобщена, и люди находятся если не в одиночестве, то, по крайней мере, в малых группах и имеют возможность отрицать разве что друг другу. При современной системе информирования они почти обречены на пассивное исполнение роли объекта воздействия.

Говоря об успешности (не успешности) воздействия информации мы явно или неявно подразумеваем определенные цели воздействия на аудиторию. Результаты влияния СМИ могут проявляться в трех сферах: информационной, мотивационной и поведенческой. Эти проявления могут быть обнаружены на уровне сознания и поведения отдельной личности, ее непосредственного окружения, более широких общностей (производственных коллективов, региона), общества в целом. Очевидно, что на любой из этих уровней результируются влияния не только СМИ, но и других систем общения и взаимодействия людей. Они могут суммироваться и взаимоослабляться. В факте сложного переплетения различных влияний -- первая трудность для изучения воздействия массовой информации на аудиторию. Вторая трудность -- в самой природе эффектов воздействия информации. В принципе, они могут быть относительно легко зафиксированы в поведенческой сфере, но для этого момент наблюдения должен взаимодействовать с актами поведения (это скорее всего может быть достигнуто в лабораторной ситуации, весьма отличающейся от реальной). Труднее изучать эффекты в сфере информированности и мотивации. Мало того, что они есть результат разных влияний, разделить которые часто принципиально невозможно ни для субъекта - наблюдаемого, ни для субъекта-наблюдателя. Здесь с особой силой действуют факторы, снижающие надежность получаемой информации; ложная реконструкция отсутствующих влияний, формирование ранее отсутствовавших элементов знания, позиции опрашиваемых в момент наблюдения, и т. п.

Измерить эффект информированности аудитории в принципе легче, чем мотивационные эффекты. Информированность рассматривается как результат, суммарного влияния всех средств информации, доступных населению города. В результате обнаружились группы, существенно различающиеся по уровню информированности. Наиболее информированными оказываются люди, активно использующие каналы информации, относящиеся к разным системам (массовые и специальные, технически опосредствованные и прямые) и т. д. Предпринимались попытки исследования поведенческих эффектов. Как правило, крайне немногочисленные исследования результативности ведутся на уровне отдельно взятой личности. Анализируется, например деятельность массовых средств информации, а результат определяется преимущественно по воздействию на отдельную личность. Здесь явно сказывается непонимание того, что общество представляет собой сложный организм, при исследовании которого можно и должно выделять различные уровни анализа». Действительно, влияние СМИ на личность, как правило, опосредуется влияниями тех контактных малых общностей, в которые постоянно включен человек. Они проявляются уже на стадии выбора источников массовой информации. Результаты воздействия массовой информации так или иначе реализуются в общении и сотрудничестве человека с другими людьми. Воздействие информации в современном обществе рассчитано на обслуживание и укрепление разных общественных подсистем -- малых групп, социально-территориальных, производственных, отраслевых общностей. Являясь средством связи личности с макросредой, СМИ являются и средством социального контроля над микросредой, они обеспечивают общественное влияние на внутригрупповые процессы. В этом вообще смысл деятельности СМИ: осуществлять влияние более высоких уровней организации на более низкие (например, района --на предприятия и хозяйства, области -- на районы). В этих явлениях можно выделить связи кооперативные и конфликтные. И те и другие практически не изучены.

Нуждается в изучении проблема связи характеристик ситуации восприятия массовой информации с характеристиками информации. Так, можно предположить, что если телевизионная информация, как правило, попадает к личности в ситуации семейного общения, то наиболее эффективной формой контакта данного средства информации с людьми будет обращение к семье введение в программу большого числа передач, рассказывающих) для семьи и о семье (таковы, например, циклы «Папа, мама, я -- спортивная семья», «Моя семья» в которых органично сочетается информация и о внутрисемейной жизни, и о производственных делах членов семьи). Стоит проверить гипотезу о том, что «разделение труда» между средствами массовой информации наиболее успешным может оказаться не по тематическому основанию (это был бы совсем неверно), не только по типам и способам отражены (что правильно, но недостаточно), но и по преимущественно адресату. Например, для газеты это по преимуществу производственный коллектив, для телевидения -- семья и дружеская кампания. Обычно в таком явлении усматривают лишь отрицательные моменты, а между тем ситуация коллективного просмотра передач с одновременным обменом мнениями имеет и свои положительные стороны.

В конечном итоге все влияние СМИ на личность, группу, более широкие общности результируются в образе жизни людей. Понятие «образ жизни» является надежной методологической основой для целостного изучения объективных и субъективных влияний СМИ.

В проблеме «СМИ и образ жизни» можно выделить три этапа: 1) отражение образа жизни общества и его подсистем в материалах печати, радио, телевидения; 2) СМИ как средство влияния на совершенствование образа жизни; 3) потребление массовой информации в структуре образа жизни.

Наиболее изученным оказался третий из названных аспектов -- к нему относятся все материалы конкретно-социологических исследований, характеризующие включенность населения в систему СМИ в ее различных измерениях. Эти данные, как и отмечалось, свидетельствуют о всеобщей распространенности такого вида занятий, как потребление массовой информации.

Ряд аспектов эффективности информационного воздействия на аудиторию проявляется в рамках самой системы отношений: «орган информации -- аудитория». Это рамки определенной социально-психологической общности, которую может создавать вокруг себя орган информации. В наших условиях такое явление скорее может иметь место в случае с отдельными центральными изданиями, имеющими на фоне общей социально-политической проблематики свою направленность в тематике, адресате, нежели с местными изданиями, органами радио и телевидения (хотя и здесь возможны более тесные контакты между частью аудитории и направленными передачами, точно угадавшими свой адресат, обладающими единством формы и содержания, соответствующим интересам, вкусам отдельной части аудитории. Очевидно, в таких случаях особую роль играет автор или ведущий передачи, постоянные авторы определенного издания. Особое расположение к изданию, программе делает, по всей вероятности, их наиболее действенным средством влияния на сложившуюся вокруг них аудиторию.

Естественно, что наиболее изученными аспектами влияния массовой информации на социальную активность масс оказались те, что непосредственно проявляются в деятельности самих средств информации -- мы имеем в виду такую форму активного, как выражение мнения, участие в создании материалов и передач, контакты с работниками редакции. Во-первых, как известно, наиболее убедителен для аудитории тот автор, с котом она себя идентифицирует. Поэтому целесообразно обеспечить участие всех слоев общества, населения данного региона и т. д. в авторском составе. Во-вторых, -- и это более широкий взгляд на данное явление -- СМИП являются наиболее доступным (технически, организационно, психологически) каналом выражения мнения самых широких масс по самым разным проблемам жизни общества. И в этом качестве они обеспечивают массам участие в социальном управлении, гарантируют осуществление социального контроля, контроля общественности над всем происходящим в отдельных подсистемах общества.

Участие непрофессиональных авторов в создании массовой информации приобрело, как известно, широкий размах. Количественные параметры процесса участия масс в производстве информации могут быть оценены только положительно. Качественный анализ ставит проблемы, требующие и дальнейшего изучения, и практического решения.

Исследования показывают, что существует положительная связь между активностью в потреблении информации и активностью в ее производстве (высокая интенсивность потребления информации отдельных групп населения сочетается с высокой интенсивностью участия этих групп в создании информации). Наиболее активно ведет себя наиболее образованная часть населения, которая активнее и как читатели, слушатели, зрители.

Все чаще современные люди именуют телевизор «зомбоящиком». У других СМИ тоже появляются свои нелицеприятные названия. И неспроста, ведь СМИ сегодня — средство для формирования мировоззрения народных масс.

Мировоззрение помогает определить виды путей, которыми человек будет шагать в мире. Сформированное мировоззрение определяет не только то, как человек будет воспринимать окружающую его действительность, но и направление его активности. Для того, чтобы сформировать мировоззрение необходимы три условия, а именно:

  • информация,
  • метафора,
  • личный опыт.

Говоря другими словами, человеку необходимо преподать нужную информацию наиболее простым для него способом с последующим возбуждением в человеке желания на основе полученной информации достичь практического знания, то есть получить определенный личный опыт. Именно переживание человеком личного опыта (или внутреннего опыта) является закреплением полученной информации. Это адекватное чувственное состояние на основе полученной информации , преподнесенной с помощью определенных метафор . Личный опыт является своеобразным связующим материалом между двумя величинами: «истина» и «ложь» . И здесь неважно соотносить понятие «истина» с понятием морали «хорошо», а понятие «ложь» с понятием морали «плохо». Здесь всё относительно. «Истина» и «ложь» существуют в конкретном мире одного человека. Они формируют будущие понятия «хорошо» и «плохо», и с уверенностью можно сказать, что мораль и понятия «истина» и «ложь» будут разниться между собой у каждого человека.

Для того чтобы информация глубже проникла в человека, необходимо повторение чувственного состояния , то есть повторение личного или внутреннего опыта. Так, на основе биохимических процессов, происходящих в организме при переживании тех или иных чувств и эмоций, происходит процесс развития вектора мировоззрения человека, то есть процесс направления пути развития человека во внешнем мире.

Дело остается за малым: дать нужную информацию с помощью завуалированных метафор и позволить человеку переживать положительный личный опыт, для того, чтобы человек обрел «истинное» счастье. Так можно легко и незаметно написать нужный жизненный путь практически для каждого конкретного человека.

Средства массовой информации

Ключевое слово в средствах массовой информации – информация . Первое необходимое условие для формирования нужного мировоззрения. Средства массовой информации располагают тремя самыми важными средствами доведения информации до конечного потребителя:

  • написанным словом (газеты, журналы и т.п.),
  • произнесенным словом — звуком (радио),
  • воспроизведенным словом (телевидение).

То есть присутствует и второе условие формирования у человека «необходимых» ему идей и принципов — метафора. Интернет-источники информации делают эти средства ещё более доступными и распространёнными. Третьим условием, как мы выяснили, является личный опыт. И здесь вроде человек остается один на один с собой, ведь кроме него никто не может пережить за него этот внутренний опыт.

Однако нужно вспомнить, что средства массовой информации – это «четвертая» власть . В чем заключается эта власть? Она заключается в способности управлять самими действиями человека — действиями, которые в конечном итоге должны привести к переживанию этим человеком нужного внутреннего опыта. И не нужно применять никаких методик зомбирования, достаточно лишь грамотно, методично и постепенно формировать мировоззрение каждого человека.

К примеру, западный образ жизни говорит о том, что человек должен быть успешен, что он должен быть индивидуален, что он должен стремиться к вершинам. Средства массовой информации начинают нам в различных метафорах преподносить этот стереотип. Нам говорят, что сначала нужно получить хорошее образование, затем работать и набирать опыт, после чего устроиться в хорошую компанию, где нужно занять определенное место, и только добившись этого можно подумать о семье. И почти в любом западном издании ответят вам на ваш вопрос о ранней семье, как о гибели всего вашего будущего. Молодость – это возможность карьерного роста, свободных отношений, множества новых впечатлений. Так преподносят молодость на западе. Таким образом, человек получает информацию, что пока он молод, он должен распределить свою жизнь между двумя «истинами»: работой (карьерой) и отдыхом (развлечениями).

Человек получает эту информацию постоянно через журналы, газеты, сайты, книги, кино, шоу и так далее. Всё это приводит к тому, что он начинает совершать определенные действия, а именно: идет учиться в хорошее учебное заведение, затем стремится устроиться в хорошую компанию, ради чего может работать 20 часов в сутки! Но человек получает нужный личный опыт, который соответствует тому ожиданию, сформировавшемуся у него из полученной информации, и он передает этот опыт из поколения в поколение. Так формируется мировоззрение целых наций. И вот люди (а не один конкретный человек) совершают ряд определенных действий, описанных выше для получения описываемого личного опыта. Поколение за поколением.

А если посмотреть вглубь? Одиночество людей – это

дополнительный доход для производителей бытовой техники, мебели, автомобилей, для арендодателей и так далее. Грубо говоря, два человека не вместе, это как минимум два телевизора, два холодильника, два дивана, две комнаты и так далее. Поздние роды – это огромный плюс для частных клиник (а на западе система медицинского страхования частная), которые получают увеличенные выплаты по медицинским страховкам за сложные роды (а чем старше возраст, тем беременность и роды протекают сложнее).

Приведенный выше пример показал нам, как с помощью СМИ можно создать нужное мировоззрение у большого количества людей. Но СМИ могут не только формировать устойчивое мировоззрение нескольких поколений людей, но и побуждать людей к сиюминутным поступкам, нужным заказчику.

Контролировать чувства!

Человеку присущи чувства, эмоции и желания. И пока он не сможет их контролировать, не поставит свой разум над ними, другой человек или люди могут незаметно для него вложить всё, что им нужно. И инструментом между ними станут СМИ.

Автор не ставил целью осуждение западных ценностей. Любые ценности — результат свободного выбора, и в них вкладывают смысл миллионы людей.

В этой статье лишь говорится о том, что нужно уметь самому выбирать свой путь развития, самому формировать свое мировоззрение, опираясь на природное чутье «истины» и «лжи», которое порождает только незамутненная совесть. Ведь инстинктивно маленький ребенок всегда правильно распределит понятия «добра» и «зла», так как его сознание еще не обработано должным образом. Весьма трудно найти правильную «истину» и разоблачить «ложь», ведь даже в древности, когда люди пользовались только устным словом уже было трудно отличить «правду» от «кривды», но «правда у каждого своя», а «истина всегда одна». Думайте, анализируйте, смотрите сквозь строки, всегда проверяя то, что вам говорят совершенно чужие вам люди .

Антон Тенсин

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ