Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основные механизмы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей

15.3. Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В России традиционно накоплен значительный опыт устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Такие учреждения создаются различными министерствами РФ: Министерством здравоохранения и социального развития (социальные учреждения, оздоровительные образовательные учреждения), Министерством образования и науки РФ (специальные образовательные учреждения), Министерством внутренних дел (детские исправительные учреждения) по инициативе и при поддержке органов исполнительной власти субъектов РФ.

Керисара, Фюр, Мельхиори и Бьясоли-Алвес, Онгари и Молина, Сантос и Бастос и Вериссимо объясняют, что причины физического и эмоционального истощения педагога, работающего в детских учреждениях, связаны с тем, что чем меньше возраст ребенка, тем больше имеет тенденцию быть их зависимостью от взрослого, особенно когда работа связана с заботой о детях, более зависимой от внимания фигуры, которая выполняет родительскую функцию.

В промежуточной позиции респонденты ссылались на категорию «организация работы», требование о сменной пошлине, которое в обследованном учреждении эквивалентно, как минимум, двенадцати часов в день. Позади этого сбалансированного распределения стояло ощущение, что режим работы за сменом дает преимущества и недостатки педагогам. В любом случае стоит помнить, что технические руководящие принципы управления этим типом службы социальной помощи противоречат принятию системы работы в смену, именно потому, что на основе исследований, приведенных здесь, об этом типе институционального приема и накопленном опытом специалистов в этой области, этот способ организации работы не способствует непрерывному и стабильному уходу за ребенком.

К государственным социальным учреждениям для несовершеннолетних относятся:

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

социальные приюты для детей и подростков;

– центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

– учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемые в системе образования.

Эта статья присоединяется к инициативам, которые пытались узнать лабиринты институционального ухода в наиболее распространенных или менее известных формах, особенно когда они расположены в национальном и местном контексте. Пробелы в литературе по практике опекунов в институциональной среде предполагают, что исследования все еще зарождаются, чтобы исследовать, кто является этой фигурой, которая заменяет мать в повседневной работе с ребенком в среде коллективного ухода. В этом исследовании использование индивидуального и структурированного метода интервью служило этой проблеме.

Деятельность этих учреждений регламентируется постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" (вместе с Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, Примерным положением о социальном приюте для детей, Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Предполагается, что необходимо хорошо знать, кто заботится о ребенке, чтобы лучше заботиться о нем, каков бы ни был контекст, из которого он состоит, в том числе и детские приюты. Данные исследования позволили предусмотреть профиль «воспитателя приюта», который гомогенно составлял женщины. Почти все они подчеркнули в своей жизненной траектории личный и профессиональный опыт, связанный с воспитанием детей и удовлетворением стабильности занятости путем утверждения в публичной конкуренции. Этот профиль очень близок к критериям, установленным в документе, в котором представлены технические рекомендации по уходу за детьми.

Как писал В. Даль, приют – это пристанище для ребенка, которое призвано его принять, призреть, дать кров.

В современных условиях социальный приют – это место временного пребывания ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, предназначенное для того, чтобы дать кров, выявить место жительства и определить возможности его целесообразного устройства. В настоящее время детей помещают в приют на срок до года (ранее ориентировались на содержание ребенка до 3–6 месяцев, однако жизнь потребовала увеличить время до одного года).

В случае первого требования было проверено, что в обследованном убежище половина опрошенных преподавателей завершила или даже посетила курс более высокого уровня, направленный на получение высшего или педагогического образования, что может представлять огромные преимущества перед специалистами с базовым образованием или например, средние или даже те, кто накапливает годы обучения в областях технологического обучения. Что касается второго требования, преподаватели опросили не только объявленный ранее профессиональный опыт работы с детьми в первые шесть лет жизни, но и рассмотрели это обучение как основной источник подготовки и квалификации для работы в качестве воспитателя приюта.

Во многих регионах России приюты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаются при монастырях. В этом проявился многовековой опыт устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации под покровительством священнослужителей. При монастырях организуется уход, воспитание и обучение детей. Они активно приобщаются к общественно-полезному труду, формируют навыки самообслуживания и жизнедеятельности в коллективе. Большое внимание уделяется формированию духовной культуры, основанной на традициях православной церкви.

С точки зрения требований, выдвинутых институтом, профиль, изложенный в исследовании, был многообещающим, учитывая, что предлагаемое регулирование услуг по оказанию институциональных услуг для так называемых «детей, подвергающихся риску» основано на уважении наилучших интересов ребенка, которое должен рассматриваться как человек в своеобразном состоянии развития, даже когда он живет и заботится в неблагоприятных условиях.

Понятно, что качество обслуживания, предлагаемого социально уязвимому ребенку, может быть гарантировано в исследуемом учреждении, если это условие зависит исключительно и исключительно от наличия этих двух характеристик, присутствующих в желательном профиле специалистами в этом районе. Однако при сравнении восприятий педагогов относительно работы, выполняемой в приюте, и качества ухода, предлагаемого ребенку, с минимальными стандартами качества услуг приема, которые должны регулировать их управление по всей стране, было отмечено резкий контраст между профилем педагога и условиями работы, которые считаются реальными и идеальными в обсуждении этой профессиональной действительности.

Деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемых в системе образования, регламентируются постановлениями Правительства РФ:

– от 01.07.1995 № 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

– от 28.08.1997 № 1117 "Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Таким образом, анализ профиля «воспитателей жилья» и их восприятие ограничений и возможностей ухода за детьми и образования в этом типе окружающей среды должны идентифицировать характеристики и условия в конкретной реальности и указать, насколько они близки или отдалены который был принят как приемлемый, в соответствии со стандартами правосудия, определяемыми обществом.

Среди вопросов, которые заслуживают рассмотрения в других исследованиях, выясняется, что некоторые аспекты необходимо исследовать даже для того, чтобы найти ответы на основные препятствия на пути к качеству работы воспитателя приюта. В этом исследовании педагоги часто ссылались на трудности в своей повседневной жизни, связанные с требованиями, предъявляемыми к ним физическими усилиями и постоянным вниманием, а также выполнением длительных смен и сменными службами, деятельностью, более утомительной, чем они предполагали вначале.

Можно выделить следующие основные виды образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Детский дом – это специальное учреждение для содержания, ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей.

Выделяются следующие виды детских домов:

– для детей раннего (с 1,5 до 3 лет) возраста;

По-видимому, вопросы, связанные с выполнением процедур по уходу за детьми и компетентностью этих специалистов для их выполнения, рассматриваются респондентами как аспекты, которые приносят большое удовлетворение в отношении профессиональной деятельности, в то время как понимание того, что будет признание ценности их работы руководство семьи и семья представляют собой источник неизбежной личной неудовлетворенности. Эту картину реальности можно и нужно исследовать с разных точек зрения в новых исследованиях.

Из-за содержания размышлений, выработанных из интервью, было замечено, что педагоги с высшим образованием, похоже, не подготовлены с теоретической и практической точки зрения, чтобы понять социальный спрос, в котором участвуют институты приюта, во всей их сложности и связанных с ними особенностях к этой форме ухода за детьми. Эти аспекты, как это подчеркивают сами преподаватели, могут иметь серьезные последствия для качества работы, проводимой с детьми-институционализированными детьми.

– для детей дошкольного возраста;

– для детей школьного возраста;

– смешанный;

– школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– специальный (коррекционный) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях совершенствования условий для воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организационную структуру детских домов максимально приближают к семье. С этой целью создают новые формы детского дома.

Возможно, с систематическими исследованиями и дебатами по этому вопросу мы можем найти способы преодолеть дихотомию между заботой и обучением, все еще присутствующей в вербализации преподавателей, как мы видели в этом исследовании. Понятно, что исследования могут также обеспечивать учебные и квалификационные стратегии для педагогов, наблюдателей, социальных матерей и других категорий сотрудников принимающих учреждений, которые описаны в литературе по мере необходимости для постоянного улучшения ухода в этих учреждениях.

Мораиш, Сильва и Коллер также подчеркнули необходимость проведения семинаров для изучения и обсуждения с этими социальными агентами, которые касаются непосредственно защищенных детей и подростков, что обеспечило бы ориентированную и теоретически планируемую практику, а также пространство для обмена мнениями и резолюций трудности.

К таким формам относятся:

семейный детский дом – это семья, взявшая на попечение одного или несколько детей-сирот, либо детей, оставшихся без попечения родителей. Такие семьи создаются на несколько лет и действуют на основе договора. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в которой живут и свои, и приемные дети;

Еще одна стратегия, которая решает эту проблему и которая указывает на важность конкретных исследований, - это содействие комплексным мероприятиям для сообщества, что позволяет унаследованным детям не восприниматься как проблемы для общества или которые необходимо исключить из общественного мнения. Эта мера могла бы также действовать в качестве стратегии борьбы с уничижительным социальным стигмой, которая затрагивает детей и подростков, защищенных детьми.

Сан-Паулу: Мартинс Фонтес. Президиум Республики. Технические рекомендации по уходу за детьми для детей и подростков. Построение личности профессионалов в области образования детей: между женским и профессиональным. Диссертация - Последипломная программа Школы образования Университета Сан-Паулу, Сан-Паулу. Качество в раннем детском образовании: постмодернистские перспективы.

детский дом семейного типа – это специально созданный детский дом по типу семьи. Его достоинством в том, что ребенок попадает в специально сформированную семью, что по сравнению с интернатным учреждением создает наиболее благоприятные условия для его воспитания и социального формирования как личности. Его недостатками является то, что среда сформированной семьи может оказаться недостаточно адаптационной для ребенка, а воспитатели, взявшие на себя функции приемных родителей, недостаточно готовыми к выполнению родительских функций.

Сан-Паулу: Дом психолога. Исследовательский проект: подготовка, письмо и презентация. Ребенок в ситуации укрытия: ремонт или повторное заброшение. Диссертация - Программа магистра в области клинической психологии, Университет Бразилии. Идеи идеалов отцовства в Соединенных Штатах: исторические аспекты.

Институты укрытия: семейная и социальная и эмоциональная сеть в экологических переходах в подростковом возрасте. Взгляд работников дневного ухода за детьми. Диссертация - Университет Сан-Паулу, Сан-Паулу. Чувствуйте и расти: эмоциональный рост в детстве: образовательные предложения.

Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 195 "О детском доме семейного типа" утверждены Правила организации детского дома семейного типа.

Основными задачами такого детского дома являются создание в условиях семьи благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей. С 10-летнего возраста ребенок может передаваться в такой детский дом только с его согласия. Общее количество детей в нем, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.

Барселона: Грау. Экологический взгляд на риски и возможности развития узаконенных детей и подростков. Сан-Паулу: Дом психолога, с. 197. В Куритибе родительская инициатива объединяет пятерых детей и пять матерей. Мать 4-месячной девочки, Каролина Помбо де Баррос оказалась на перекрестке, известном женщинам: как примирить возвращение на рынок труда с заботой о детях?

Когда ее дочери было полтора, она наконец нашла подходящее место. Однако возвращение к исследованиям было возможно только через три года после рождения Лауры. Во Франции родительская забота начиналась как автономные структуры, поддерживаемые отцами и матерями, и стала признана и принята государственной властью в течение следующих двух десятилетий.

Создается, реорганизуется и ликвидируется дом по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль над условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей па воспитание.

Несмотря на то, что они созданы и управляются семьями, в помещениях есть фиксированный кадровый состав технического персонала, такой как педиатр, психолог, педагогический директор и вспомогательные лица, обученные в специализированных школах. Роль семьи в этом типе пространства варьируется от участия в построении педагогического проекта до повседневной работы школы, заботы о бухгалтерском учете, найма сотрудников, уборки или предоставления дополнительных видов деятельности, таких как музыкальные классы.

«Все семьи обязаны выполнять от 4 до 16 часов работы в месяц и вносить финансовый вклад в соответствии с их семейным доходом», - объясняет Каролина, которая в настоящее время изучает материнство и социальное присутствие, с бразильскими матерями, проживающими в Бразилии, Франции, Швеции и Португалии.

2. Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – образовательное учреждение (школа), в котором учащиеся живут, обучаются, находясь на частичном или полном государственном обеспечении; общежитие для учащихся при образовательном учреждении; дом, где они обеспечиваются уходом.

Интернатные учреждения в России для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционируют на основе следующих принципов: демократизм, гуманизм, общедоступность, приоритет общечеловеческих ценностей, гражданственность, свободное развитие личности, защита прав и интересов воспитанников, автономность и светский характер образования.

Организационно среди интернатных учреждений различают:

– интернатное учреждение обычного типа;

– интернатное учреждение по типу семьи. В нем дети живут в разновозрастных (но составу не более 8 детей) или одновозрастных (до 4-х лет не более 5 детей, а от 4-х лет и старше не более 10 детей) группах, называемых семьями. Однако в них сохраняется много от интерната: питание в столовой, самообслуживание, получение новой одежды и пр.

– интернатное учреждение семейного типа, в котором дети живут отдельными семьями, с разными входами и своей организацией и образом жизни. В таком учреждении жизнь детей максимально приближена к семейной.

3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучения воспитанников, имеющих отклонения в развитии. Их деятельность регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья".

К специальным (коррекционным) учреждениям относятся:

– коррекционное (компенсирующее) учреждение дошкольного образования;

– коррекционное общеобразовательное учреждение;

– коррекционное учреждение начального профессионального образования.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения, в которых образовательные программы Министерства общего и профессионального образования реализуются по согласованию с Министерством здравоохранения. Такие учреждения подразделяются на виды в зависимости от патологии детей. Среди них выделяют учреждения, предназначенные для обучения и воспитания:

– неслышащих детей;

– слабослышащих и позднооглохших детей;

– незрячих детей;

– слабовидящих и поздноослепших детей;

– детей с тяжелыми нарушениями речи;

– детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

– детей с задержкой психического развития;

– умственно-отсталых детей.

4. Оздоровительные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении. Они предназначены для оказания семье помощи в воспитании и получении образования, обеспечении проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни общества, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении. Деятельность таких учреждений регламентируется Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.08.1997 № 1117 "Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

К оздоровительным образовательным учреждениям относятся:

– санаторная школа-интернат;

– санаторно-лесная школа;

– санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5. К другим образовательным учреждениям для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:

– кадетская школа;

– кадетская школа-интернат. Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате) утверждено постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1427;

– школа-интернат с первоначальной летной подготовкой. Преимущественное право для зачисления в нее имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 15 лет, изъявившие желание там учиться и соответствующее здоровье. Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой утверждено постановлением Правительства РФ от 05.09.1998 № 1046;

– воспитанники воинских частей – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет, граждане Российской Федерации, направленные районными (городскими) военными комиссариатами с согласия самих детей и органов опеки и попечительства в качестве воспитанников в воинские части. Положение о зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия утверждено постановлением Правительства РФ от 14.02.2000 № 124, а Положение о статусе воспитанников воинских частей утверждено постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 № 745.

В зарубежной практике встречаются примеры создания социальными службами специальных приемных семей, предназначенных для обеспечения решения проблем, связанных с обеспечением ухода за ребенком и защитой его прав в зависимости от возникающих социальных проблем.

К таким семьям относятся:

приемные семьи кризисной ситуации, создаются для частных случаев, когда возникает необходимость немедленного изъятия ребенка из родной семьи на определенный период. Причинами, требующими перемещения ребенка могут быть острая конфликтная ситуация в семье между родителями, родителями и ребенком; трагедия; внезапная болезнь родителей;

приемная семья на короткое время, необходимость в которой возникает при планировании командировок, планируемого медицинского обследования, кратковременного лечения, когда за ребенком некому смотреть. Подобные семьи используются для оказания кратковременной помощи семье, имеющей ребенка с особыми нуждами по уходу за ним;

приемная семья па длительное время работает на договорных началах для обустройства ребенка в связи с возникшей потребностью у родителей;

семья для приема ребенка на время выходных дней и каникул. Такая форма помещения детей в семью дает возможность родителям организовывать периодически свой отдых в выходные дни (уик-энд);

семья для дневного пребывания ребенка (своего рода домашний детский садик), когда вечернее время и ночь он проводит в своей семье.

В социально-педагогическом плане воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, имеет комплекс проблем.

В приемных семьях они обусловлены, с одной стороны, готовностью и способностью приемных родителей обеспечить необходимый уход и воспитание детей, с другой – необходимостью преодолевать проблемы, возникающие в связи с воспитанием приемного ребенка (проявление какой-либо патологии, конфликтные ситуации между родителями и детьми, вытекающие из суждения "не мои родители").

Возникает необходимость специальной социально-педагогической подготовки родителей приемных семей к воспитательной работе с детьми. На начальном этапе создания приемной семьи она обеспечивает педагогическую подготовку к формированию отношений "родитель – ребенок", ухода за последним и накопления опыта воспитательной работы с ним. Впоследствии она обеспечивает социально-педагогическое патронирование в целях контроля, своевременного консультирования, помощи и поддержки семьи в случаях возникновения неадекватных ситуаций, предупреждения и преодоления конфликтных проявлений.

Центры социального обслуживания семьи и детей России используют зарубежный опыт и стремятся расширить сферу своей деятельности по предоставлению услуг. В этом отношении опыт зарубежных стран представляет большой интерес.

В России традиционно накоплен значительный опыт устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специа- лизированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Такие учреждения создаются органами ис- полнительной власти субъектов Российской Федерации. Правитель- ство России ввело Примерное положение № 1092 13 сентября 1996 г., регламентирующее деятельность таких учреждений.

Они создаются различными министерствами Российской Федера- ции: Министерством труда и социального развития (социальные уч- реждения), Министерством образования (специальные образователь- ные учреждения), Министерством здравоохранения (оздоровитель- ные образовательные учреждения), Министерством внутренних дел (детские исправительные учреждения). Подобные организации фор- мируются и в других ведомствах.

К государственным социальным учреждениям для несовершенно- летних относятся:

а) социально-реабилитационные центры для несовершеннолет- них;

б) социальные приюты для детей и подростков. Как писал В. Даль, приют - это пристанище для ребенка. Он призван его принять, при- зреть, дать ребенку кров. В современных условиях приют - это место временного пребывания ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, для того, чтобы дать ему кров, выявить его место житель- ства и определить возможности его целесообразного устройства. В на- стоящее время в приют помещают ребенка до года (ранее они ориен- тировались на содержание детей до 3-6 месяцев, однако жизнь потребовала увеличить время до одного года);

в) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

г) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемые в системе образования. Такие учреждения peг-


184

ламентируются утвержденным Правительством России Положением

марта 1998 г. Основные виды образовательных учреждений:

детский дом - это специальное учреждение для содержания, ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения роди- телей. Выделяются следующие виды детских домов:

Для детей раннего (с 1,5 до 3 лет) возраста;

Для детей дошкольного возраста;

Для детей школьного возраста;

Смешанный;

Детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без по- печения родителей;

Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях совершенствования условий для воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организа- ционную структуру детских домов максимально приближают к семье. С этой целью создают новые формы детского дома. К таким формам относятся:


Семейный детский дом - это семья, взявшая на попечение одно- го или несколько детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей (лишенных родительских прав). Такие семьи создаются на несколько лет по договору-контракту. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в которой живут и свои, и приемные дети, и пр.

Детский дом семейного типа - это специально созданный дет- ский дом по типу семьи. Достоинством его является то, что ребенок попадает именно в семью, что создает наиболее благоприятные усло- вия для воспитания ребенка, его социального формирования как лич- ности по сравнению интернатным учреждением. Недостатками его яв- ляется то, что среда сформированной семьи может оказаться недостаточно адаптационной для этого ребенка, а также воспитатели, взявшие,на себя функции приемных родителей, недостаточно готовы к выполнению родительских функций.

Правительством России принято специальное Постановление

«О детском доме семейного типа» № 195 от 19 марта 2001 г. Этим постановлением утверждены правила организации такого дома.

Основными задачами детского дома семейного типа являются со- здание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровле- ния и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, ос- тавшихся без попечения родителей, в условиях семьи. Такой дом


Глава 14. Устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 185

организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на вос- питание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех со- вместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усынов- ленных (удочеренных) детей. С 10-летнего возраста ребенок может передаваться в такой детский дом только с его согласия. Общее коли- чество детей в нем, включая родных и усыновленных (удочеренных) находящимися в зарегистрированном браке супругами, не должно превышать 12 человек.

Создается, реорганизуется и ликвидируется дом по решению ор- гана исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту нахожде- ния детского дома семейного типа осуществляет контроль за усло- виями жизни и воспитания детей, охраной их прав" и законных ин- тересов. Он обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попе- чения родителей. Интернат (от лат. interims - внутренний) - обра- зовательное учреждение (школа), в котором учащиеся живут, обуча- ются, находясь на частичном или полном государственном обеспече- нии; общежитие для учащихся при образовательном учреждении; дом, где они обеспечиваются уходом.

Интернатные учреждения в России для детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей, функционируют на основе следую- щих принципов: демократизм, гуманизм, общедоступность, приоритет общечеловеческих ценностей, гражданственность, свободное развитие личности, защита прав и интересов воспитанников, автономность и светский характер образования.

Организационно интернатные учреждения различаются:

Интернатное учреждение обычного типа;

Интернатное учреждение по типу семьи. В таком учреждении дети живут в разновозрастных (по составу не более 8 человек) или одновозрастных (до 4 лет - не более 5 детей, а от 4 лет и старше - не более 10) группах, называемых семьями. Однако в них сохраняется много от интерната: питание в столовой, самообслуживание, получе- ние новой одежды и пр.

Интернатное учреждение семейного типа. Это учреждение, в ко- тором дети живут отдельными семьями, с разными входами и своей организацией и образом жизни. При такой организации жизнь детей максимально приравнивается к семейной.

Для обучающихся воспитанников, имеющих отклонения в разви- тии, в России созданы специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Такие учреждения регламентируются Положением, ут-


186 Раздел IV. Среда и формирование личности

вержденным Правительством России, № 288 от 12 марта 1997 г. К специальным (коррекционным) учреждениям относятся:

Коррекционное (компенсирующее) учреждение дошкольного об- разования;

Коррекционное общеобразовательное учреждение;

Коррекционное учреждение начального профессионального об- разования.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения, в кото- рых реализуются образовательные программы Министерства общего и профессионального образования по согласованию с Министерством здравоохранения. Такие учреждения подразделяются на виды в зави- симости от патологии детей. Среди них выделяют следующие предна- значенные для обучения и воспитания:

Неслышащих детей;

Слабослышащих и позднооглохших детей;

Незрячих детей;

Слабовидящих и поздноослепших детей;

Детей с тяжелыми нарушениями речи;

Детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

Детей с задержкой психического развития.

Умственно-отсталых детей и др.

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, создаются оздо- ровительные образовательные учреждения. Они предназначены для оказания помощи семье в воспитании и получении образования, обес- печении проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни общества, социальной защиты и раз- ностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении. Деятельность таких учреждений регламентируется Типовым положе- нием, утвержденным Правительством России, № 1117 от 28 августа

1997 г. К оздоровительным образовательным учреждениям относятся:

Санаторная школа-интернат;

Санаторно-лесная школа;

Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Существуют и другие учреждения для детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей:

Кадетская школа;

Кадетская школа-интернат (Типовое положение утверждено

Школа-интернат с первоначальной летной подготовкой (Типовое положение утверждено Постановлением Правительства России № 1046


Глава 14. Устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 187

от 5 сентября 1998 г.). В такую школу преимущественное право зачис- ления имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с 15 лет, изъявившие желание учиться в ней и имеющие соответствую- щее здоровье;

Воспитанники воинских частей - дети-сироты и дети, оставшие- ся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет, граждане Российской Федерации, направленные районными (город- скими) военными комиссариатами с согласия самих детей и органов опеки и попечительства (Положение о зачислении несовершеннолет- них граждан в качестве воспитанников в воинские части утверждено Постановлением Правительства России № 124 от 14 февраля 2000 г., Положение о статусе воспитанников № 745 - постановлением от

Приюты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди- телей, создаются при монастырях во многих регионах России. В этом проявился многовекой опыт устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации под покровительство священнослужителей. При монастырях организуется уход, воспитание и обучение детей. Дети ак- тивно приобщаются к общественно полезному труду, у них формиру- ются навыки самообслуживания, жизнедеятельности в коллективе. Большое внимание уделяется формированию духовной культуры, ос- нованной на традициях православной церкви.

В социально-педагогическом плане воспитание детей, оставших- ся без попечения родителей, имеет комплекс проблем. В приемных семьях они обусловлены, с одной стороны, готовностью и способнос- тью приемных родителей обеспечить необходимый уход и воспитание детей, с другой - необходимостью преодолевать проблемы, возни- кающие в связи с воспитанием приемного ребенка (проявление какой- либо патологии, конфликтные ситуации между родителями и детьми, вытекающие из суждения «не мои родители», и др.)

Возникает необходимость специальной социально-педагогической подготовки родителей приемных семей к воспитательной работе с детьми, формированию определенных отношений «родитель - ребе- нок», уходу за ребенком и накоплению опыта воспитательной работы с ним. Впоследствии должно быть обеспечено социально-педагогичес- кое патронирование с целью контроля, а также своевременное кон- сультирование, помощь и поддержка семьи в вопросах воспитания в случаях возникновения в ней неадекватных ситуаций, предупрежде- ние и преодоление конфликтных проявлений и пр.

В зарубежной практике встречаются примеры создания социаль- ными службами специальных приемных семей, предназначенных для решения проблем, связанных с обеспечением ухода за ребенком, за-


188 Раздел IV. Среда и формирование личности

щиты его прав в зависимости от возникающих социальных проблем. К таким семьям можно причислить:

Приемные семьи кризисной ситуации. Они создаются в частных случаях, когда возникает необходимость немедленного изъятия ребен- ка из родной (родительской) семьи на определенный период. В этом случае его помещают в специальную приемную семью. Причинами, требующими изоляции ребенка, могут быть острая конфликтная си- туация в семье между родителями, родителями и ребенком, трагедия, внезапная болезнь родителей и пр.;

Приемная семья на короткое время. Необходимость в ней возни- кает при планировании командировок, медицинского обследования, кратковременного лечения, когда за ребенком некому смотреть. По- добного типа семьи используются для оказания кратковременной по- мощи семье, имеющей ребенка с особыми нуждами по уходу за ним. Они создают последней возможность отдохнуть, прийти в себя на ко- роткое время, что позволяет после отдыха более активно заниматься ребенком;

Приемная семья на длительное время. Такая семья работает на договорных началах для обустройства ребенка на длительное время в связи с возникшей потребностью у родителей другой семьи;

Семья для приема ребенка на время выходных дней и каникул. Такая форма помещения детей дает возможность родителям органи- зовывать периодически свой отдых в выходные дни (уик-энд);

Семья для дневного пребывания ребенка (своего рода домашний детский садик). В этом случае ребенок вечернее время и ночь прово- дит в своей семье.

Центры социального обслуживания семьи и детей России исполь- зуют зарубежный опыт и стремятся расширить сферу своей деятель- ности по предоставлению услуг. В этом отношении опыт зарубежных стран представляет большой интерес.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Раскройте понятие «трудная жизненная ситуация» для человека.

2. Какие типичные ситуации относят к трудным жизненным ситуациям для ребен- ка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую по- мощь?

3. Каковы обязанности родителей, регламентируемые российскими нормативными актами?

4. В каких случаях предусматривается лишение родительских прав?

5. Раскройте назначение и основные обязанности органов опеки и попечительства.

6. Какие существуют основные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

7. Дайте характеристику усыновительной семьи и раскройте, при каких условиях она формируется.


Глава 14. Устройство детей; оказавшихся в трудной жизненной ситуации 189

8. Дайте характеристику опекунской семьи и раскройте, при каких условиях она формируется.

9. Что представляет собой семейная воспитательная группа?

10. Какие учреждения относят к государственным социальным учреждениям для несовершеннолетних и в чем их особенности?

11. Каковы специальные (коррекционные) образовательные учреждения и их ха- рактеристика?

12. Раскройте характерные социально-педагогические проблемы, возникающие при воспитании детей, оставшихся без попечения родителей.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Интернатная педагогика и интернатное воспитание детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей.

2. Социально-педагогические проблемы воспитания детей в приемной семье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Басюк B.C. Модель организации службы социально-психологического сопровож- дения в условиях детского дома: теоретико-практический аспект. М., 2001.

2. Воспитание и развитие детей в детском доме / Ред.-сост. Н.П. Иванова. М., 1996.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Рос- сийской Федерации. М., 2002. Ст. 31-33 , 36, 39-40 .

4. Детский дом: уроки прошлого. М., 1990.

5. Конвенция о правах ребенка и ее реализация в современной России // Справоч- ник НИ И семьи и воспитания. Изд. 2-е. М., 2001.

6. Постинтернатная адаптация детей-сирот / Под ред. A.M. Шипицыной и И.Г. Аб- рамовой. СПб., 2001.

7. Профилактическая и реабилитационная работа специализированных учрежде- ний для несовершеннолетних / Под ред. Г.М. Иващенко. М., 2001.

8. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы / Под ред. A.M. Панова. М., 1997.

9. Семейная воспитательная группа / Под ред. Г.М. Иващеико. М., 2001.

10. Семейный кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Россий- ской Федерации. М, 2002. Ст. 121, 123, 151-155 .

11. Семья Г.В., Плясов Н.Ф., Плясова Г.И. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2001.

12. Справочник директора образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. Г.В. Семья. М., 2001.


Проблемы воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях

Лица, нарушившие установленные в государстве законом нормы и правила поведения, подлежат осуждению и привлечению к отбыва- нию наказания в специальных учреждениях. Перед государством стоит задача не только наказать человека за совершенное преступле- ние, но перевоспитать и возвратить обществу социально-здорового че- ловека. Решение ее возложено на пенитенциарные учреждения. Тер- мин «пенитенциарный» (от лат. poenitentiarius - юридический) озна- чает отношение к наказанию, преимущественно уголовному.

Пенитенциарные учреждения представляют собой специализиро- ванные (преимущественно государственные) организации, предназна- ченные для выполнения функций наказания за уголовно-наказуемые деяния, исправления и перевоспитания осужденных. Деятельностью в этих учреждениях занимается особая отрасль социальной педагоги- ки. Она изучает возможности исправления нравственной деформации личности осужденного, воздействует на него с целью перевоспитания в условиях отбывания уголовного наказания (особенно лишения сво- боды) и получила название пенитенциарной (исправительной) педа- гогики.

В специальной литературе встречается выражение «исправитель- но-трудовая педагогика». Под ней понимают отрасль социально-педа- гогической науки, исследующей организованную деятельность по перевоспитанию лиц, совершивших уголовное преступление и осуж- денных к различным видам наказания - как связанным, так и не свя- занным с лишением свободы.

Истоки исправительной (пенитенциарной) педагогической дея- тельности уходят в далекое прошлое. Еще в 1841 г. в первой в России Петербургской колонии для несовершеннолетних правонарушителей А.Я. Гердт выдвинул идеи трудового перевоспитания при уважении к личности человека с опорой на самоуправление, сотрудничество педа- гогов и воспитанников и др. В 1871 г. в Московском университете введен курс «Тюрьмоведение». Профессор университета И.Я. Фой- ницкий впервые поднял вопросы об обращении сотрудников исправи- тельных учреждений с преступниками, нравственно-религиозных


Глава 15. Проблемы воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях 191

средствах и методах воздействия на заключенных. В 1923 г. профес- сор психоневрологического института СВ. Познышев в монографии

«Основы пенитенциарной науки» дал определение пенитенциарной педагогики как воспитательно-образовательной деятельности по ис- правлению преступников и раскрыл следующие понятия: юридичес- кое и нравственное исправление; воспитательные возможности обще- образовательного обучения, культурно-просветительной работы, тру- дового воспитания заключенных.

Система исправительной (пенитенциарной) педагогической тео- рии и практики сложилась как самостоятельная отрасль знаний и педагогической деятельности в начале 60-х гг. Это было связано с су- щественными изменениями, происшедшими в этот период в исправи- тельно-трудовой деятельности.

В настоящее время можно выделить следующие основные задачи теории пенитенциарно-педагогической работы:

а) научно-теоретическое исследование педагогической системы исправления (перевоспитания) и возможности ее совершенствования в условиях пенитенциарных учреждений;

б) выявление и обоснование закономерностей процесса перевоспи- тания осужденных;

в) исследование процесса перевоспитания, его принципов, содер- жания, средств, форм и методов воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения;

г) прогнозирование развития педагогической системы в органах, исполняющих наказания;

д) исследование возможностей уголовного наказания как метода социально-педагогического воздействия на личность осужденного;

е) определение критериев и показателей степени исправления личности, насыщение этих понятий конкретным содержанием для практического применения;

ж) исследование действенности исправительной и перевоспита- тельной деятельности пенитенциарных учреждений;

з) разработка и обоснование путей совершенствования адаптации бывших осужденных после освобождения;

и) социально-педагогические проблемы предупреждения реци- дива;

к) изучение отечественного и зарубежного опыта пенитенциарной педагогики, возможностей его применения в наших условиях.

Карательно-воспитательный процесс ~ это системная деятель- ность в рамках исполнения уголовного наказания, предусматриваю- щая исправление, перевоспитание осужденного.


192 Раздел IV. Среда и формирование личности

Исправителъно-воспитательныйпроцесс - целенаправленная и управляемая работа с детьми, подростками и взрослыми в условиях специального образовательного учреждения, способствующая их ис- правлению, перевоспитанию.

Образовательно-воспитательный процесс в пенитенциарном уч- реждении - обучение и воспитание (перевоспитание, исправление) осужденных детей и подростков в специальных образовательных уч- реждениях. Его задача - дать им общее среднее (полное), а также на- чальное профессиональное образование и одновременно добиться перевоспитания.

Исправительно-трудовое воздействие - это использование воз- можностей педагогически организованной трудовой деятельности в интересах целенаправленного развития, воспитания человека.

Исправление (человека) - это процесс качественного позитивного изменения личности осужденного в результате целенаправленной воспитательной деятельности, направленной на то, чтобы привить ему нравственные ценности, помочь избавиться от недостатков, отрица- тельных привычек, пороков характера.

Перевоспитание - это направленная воспитательная деятель- ность, нацеленная на исправление (радикальную коррекцию) пред- шествующего результата воспитания человека, привитие ему ка- честв и свойств, компенсирующих недостатки личности, изжитие социально вредных привычек, норм и правил поведения, общения и т.д.

Исправительно-воспитательный процесс включает системную последовательность действий социального педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие достижение определен- ной социально-педагогической цели. Он состоит из нескольких этапов и обеспечивается субъектами, направляющими свою социально-педа- гогическую деятельность на определенный объект.

Субъекты воспитания - сотрудники исправительных учрежде- ний, социальные педагоги (воспитатели). Они делятся на две боль- шие группы: аттестованные и вольнонаемные. В зависимости от своих функциональных обязанностей сотрудники и воспитатели по- разному участвуют в организации и обеспечении воспитательного процесса. Непосредственно воспитанием занимаются: начальники отрядов, преподаватели школ и профессионально-технических учи- лищ, социальные педагоги (воспитатели); опосредованно: сотрудни- ки режимно-оперативных, производственных, медицинских отделов и служб.

Объекты воспитания, перевоспитания - люди, по различным при- чинам нарушившие закон и осужденные судом. Они отличаются по


Глава 15. Проблемы воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях 193

возрасту, полу, социальной опасности, отношению к отбыванию нака- зания, религиозности и пр.

1.Подготовительныйэтап.

При поступлении на место отбывания наказания на основе полу- ченных документов осужденного и беседы с ним проводится педаго- гическая диагностика. Выясняется, что представляет собой осужден- ный как личность, причины его девиантного поведения, позитивные аспекты личности, отношение к решению суда, к отбыванию наказа- ния и др. Полученные данные позволяют воспитателям определить цели и задачи перевоспитательной работы на начальный и последую- щий периоды срока наказания, особенности взаимодействия с осуж- денным и возможности их реализации. На этой основе изыскивается вариант реализации функционирующей в данном пенитенциарном учреждении технологии перевоспитания каждого осужденного. Затем следует планирование реализации воспитательной деятельности с прибывшим осужденным.

2.Этапнепосредственнойреализации.

Реализация технологии начинается с деятельности по оказанию помощи осужденному в адаптации в новых для него условиях. В работе с рецидивистом учитываются особенности его вхождения в среду и возможности возникновения конфликта между ним и коллективом, группой и другим осужденным. В этом случае и характер педагогичес- кой деятельности имеет свое, специфичное содержание, определяемое средой и опытом воспитателей.

Постепенно осужденный вовлекается в общий сложившийся ис- правительно-воспитательный процесс на период назначенного ему срока. Завершается его адаптация постепенным вхождением в общий ритм труда, отдыха, взаимоотношений с окружающими. Собственно исправительный процесс включает ряд подэтапов.

При реализации технологии исправления от воспитателей требует- ся особенно большое терпение, гибкость, творческий подход, инициати- ва и оптимизм, уверенность в своей способности добиться позитивного результата в воспитательной работе с каждым осужденным. Действен- ность практического осуществления исправительного процесса обеспе- чивается умелой педагогической деятельностью воспитателей, его эф- фективность определяется степенью исправления осужденного.

По степени исправления осужденных выделяют три группы.

Первая группа - встал на путь исправления. Осужденные харак- теризуются положительным отношением к труду, воспитательным мероприятиям, соблюдением требований режима, стремлением к по- вышению общеобразовательного и профессионального уровня, учас-


194 Раздел IV. Среда и формирование личности

тием в общественной жизни учреждения и в работе самодеятельных организаций.

Вторая группа - твердо встал на путь исправления. Осужденные характеризуются проявлением инициативы в трудовой деятельности, соблюдением требований режима и позитивным влиянием на других осужденных, непосредственным участием в проводимых воспитатель- ных мероприятиях, положительным отношением к обучению в школе и профессиональной подготовке, активностью в работе самодеятель- ных организаций, признанием своей вины, раскаянием в совершенном преступлении.

Третья группа - доказал свое исправление. Осужденные, кроме вышеизложенного, отличаются самовоспитанием, самообразованием. Они, как правило, составляют руководящее ядро самодеятельных ор- ганизаций, открыто осуждают свою прошлую преступную деятель- ность.

На практике встречается и более детальная классификация осуж- денных по степени исправления.

Выделяются и три группы лиц, не вставших на путь исправления. Среди них:

Первая группа - «болото» (такое название ввел Макаренко) - это осужденные, которые характеризуются неопределенным поведением.

Вторая группа - грубые нарушители установленного порядка - лица, не желающие подчиняться требованиям администрации, до- пускающие грубые нарушения режима отбывания наказания, под- держивающие открыто или скрыто неформальных отрицательных лидеров.

Третья группа - злостные нарушители - это лидеры отрицатель- ных группировок и их опора.

Выделяют иногда группу тех осужденных, кто недостаточно изу- чен и не может быть включен в те или иные классификации.

Встречаются и другие подходы, например, стратификация, т.е. де- ление осужденными самих себя на слои, касты (страты).

Одна из исключительно важных проблем в работе с ними - это восстановление связи их помыслов, чувств с семьей (если в ней есть хоть какой-то позитивный потенциал), с родственниками, наиболее близкими им людьми. В каждом конкретном случае эта проблема имеет индивидуальный характер.

Работа с заключенными требует от администрации и воспитателей достаточной гибкости, своевременного анализа эффективности педа- гогической деятельности на каждом подэтапе, коррекции своих уси- лий, обеспечения наибольшей индивидуализации воспитательной де- ятельности.


Глава 15. Проблемы воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях 195

Следует отметить также, что подэтапы воспитательной деятель- ности по своему содержанию и направленности зависят от ряда фак- торов, в том числе:

Особенностей характера осужденного;

Срока пребывания в пенитенциарном учреждении, назначенного для осужденного;

Своеобразия коллектива осужденных, его позитивных воспита- тельных возможностей;

Педагогического опыта администрации и воспитателей;

Воспитательных возможностей самого учреждения. Данные фак- торы отражаются на качественно-количественных характеристиках протекания податапов педагогической деятельности по исправлению (перевоспитанию) осужденного, длительности каждого подэтапа; включенности самого осужденного в процесс самоисправления, само- воспитания и т. д.

Заключительный подэтап педагогической деятельности, как пра- вило, имеет особый характер. Он во многом зависит от предшествую- щей воспитательной работы с осужденным. В этот период возникают новые проблемы: предстоящее самообеспечение, восстановление свя- зей с близкими для них людьми, наличие постоянного места житель- ства1, трудоустройство и многие другие, если они не решены в процес- се отбывания наказания.

В этот период особенно важно согласование действий социаль- ного воспитания и социальной работы. Они во многом могут пред- определять перспективы действенности всей исправительной дея- тельности.

3. Заключительный этап.

На данном этапе имеет место оценка действенности всей воспита- тельной работы с человеком и выводы для работы с другими. Такая оценка может быть дана далеко не сразу после отбывания срока осуж- денным. Для него начинается подэтап адаптации. Именно адаптаци- онный период нередко определяет перспективы рецидивности бывше-

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ