Связь возрастной психологии с другими науками, методы возрастной психологии - возрастная психология. Связь возрастной психологии с другими науками
Биология, генетика, физиология развития. Эти дисциплины важны для понимания пренатального развития, а также для последующих этапов онтогенеза с точки зрения его ранних оснований. Они играют значительную роль при анализе адаптивных возможностей новорожденных, а также общего физического и моторного (двигательного) развития, особенно в его отношении к последующим изменениям поведения и переживания. Особый интерес имеет здесь развитие центральной нервной системы, органов чувств и эндокринных желез.
Возраст означает: 1 - Качественный этап во взрослом развитии личности. Это длится в жизни человека. Нежелание иллюзий. 5. Усиление умственной устойчивости. 6. Самоопределение личности как живого знания и способности. 7 - Повышение оценки жизни как никогда короче. 8 - Более глубокие индивидуальные различия. После рождения человек попадает в чрезвычайно сложную природную и социальную среду, которая имеет множество взаимосвязанных факторов, которые влияют на него на протяжении всей его жизни. Если родители с самого начала заботятся о здоровье и развитии своих детей, прогрессивный возраст увеличивает личные обязанности новых членов, которые формируют и отвергают общество.
Культурная антропология и этнология. Предметом изучения культурной антропологии и этнологии являются надкультурные универсалии и межкультурные различия в поведении и переживании. Эти дисциплины позволяют, с одной стороны, проверить закономерности, выявленные в американо-европейской культурной среде, на других культурах (например, восточно-азиатской) и, с другой - благодаря расширению культурной среды выявить межкультурные различия, обуславливающие разное протекание процессов развития.
Вот почему одна из приоритетных способностей, которые должна сформировать личность, сама по себе - это способность полностью организовывать и оковывать свою жизнь. Большие или меньшие нарушения всегда приводят к нежелательным последствиям. Как и все живые существа и человек, существуют биологические унаследованные черты, которые нельзя и не следует игнорировать и недооценивать в онтогенетическом развитии. Факторы в жизни в целом можно разделить на внешние и внутренние. Внешние - различать естественные и социальные, а внутренние - законы, потребности, привычки, состояния.
Социология и социальные дисциплины. Эти дисциплины имеют значение для возрастной психологии как в теоретическом плане (ролевая теория, теория социализации, теории образования установок и норм и пр.), так и за счет анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе сверстников, а также за счет исследования социально-экономических условий развития.
Как внешние, так и внутренние факторы имеют двусторонние проявления - положительные для человека и отрицательные, отрицательные. Внутренние и внешние факторы связаны с их внутренними потребностями, общество вносит изменения во внешнюю среду. Долголетие - естественный фактор. Чистый воздух, богатый кислородом без пыли и вредных примесей, обеспечивает полное функционирование тела. Наряду со свежим воздухом, без которого нельзя, следует подчеркнуть роль воды и продовольствия. Великий относительный вес воды в организме человека.
Ежедневная поставка жизненно необходима. Болгария очень богата минеральными водами, которые способствуют психофизическому укреплению, профилактике и лечению. Мы должны подчеркнуть роль продовольствия. Без них существование живых существ невозможно. Они в значительной степени определяют, что и какова сущность. Мощным фактором в его воздействии является солнце. Это было потрясающе, это впечатлило человека. Мы понимаем, что без солнца не может. Солнце сделало это и радостно загрузило положительные эмоции.
Психологические дисциплины. Общая психология позволяет лучше понять психические процессы мотивации, эмоций, познания, научения и т.д. Педагогическая психология замыкает возрастную психологию на педагогическую практику, процессы обучения и воспитания. Клиническая (медицинская) психология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и смыкается с возрастной психологией по линиям детской психотерапии, психопрофилактике, психогигиены.
Вот почему, по сей день, это символ жизни. Влияние годового времени, каждого из сезонов. Роль социальных факторов для психофизического здоровья и долголетия людей в современном обществе велика. Здесь функция психолога является приоритетом. Помимо факторов, помимо человека, существуют также внутренние, ограниченные функциональные факторы, которые должны находиться в необходимом балансе, в гармоничных действиях, чтобы личность в глубоком возрасте была здоровой и способной работать. Все живое имеет определенные амплитуды, ритмы в своем развитии, приливы приливов.
> Методы возрастной психологии
Основные группы методов, применяемые в возрастной психологии по классификации Б.Г.Ананьева: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001, стр.214.
1. 1 группа - организационные методы:
1.1. сравнительный,
1.2. лонгитюдный
1.3. комплексный.
2. 2 группа - эмпирические методы:
Они определяются как биологические ритмы. Постоянное воспроизводство биологических ритмов, их равномерная повторяемость, является показателем хорошего психофизического здоровья человека. Нарушения биологических ритмов свидетельствуют о надвигающейся или возникающей болезни. Существует множество психологических обстоятельств, которые нарушают биологические ритмы человека. Это стрессовые состояния, эмоциональные, интеллектуальные перенапряжения. Профессор Чарльз Харрислер, Гарвардский университет, описывает несколько основных принципов хорошего сна. 1 - Наблюдайте за тем же режимом. 2.
2.1. наблюдение и самонаблюдение;
2.2. экспериментальные методы;
2.3. психодиагностические методы - тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью-беседа;
2.4. анализ процессов и продуктов деятельности;
2.5. биографические методы.
3. 3 группа - методы обработки данных:
3.1. количественный (статистический) анализ;
3.2. качественный анализ.
Организуйте работу и отдых, чтобы сохранить единство бодрствования и сна. 3 - Не принимать лекарства, прежде чем все остальные будут проверены. Нарушения ритма уменьшают устойчивость организма к болезням. Вряд ли нужно указывать, что движения означают жизнь. Когда напряженность в данной ситуации становится необычайно большой, происходит утечка. Сели выделяет три этапа стресса:. 1 - Тревога. Сопротивление сил организма уменьшается. Включаются защитные механизмы. 2 - Противодействие адаптации тела к новым условиям. 3 - Исчерпание. методы исследования.
4. 4 группа - интерпретационные методы:
4.1. генетический метод;
4.2. структурный метод.
Основные этапы психологического исследования в возрастной психологии:
1. Подготовительный
2. Собственно исследование
3. Обработка данных
4. Использование интерпретационных методов.
Рассмотрим подробнее содержание методов исследования:
Эти различия еще больше возрастают, когда вместо целых культур мы обращаемся к индивидууму. «Хлеб» как символ или означающий не может нести универсальный, самоочевидный смысл. Это может означать одно для пекаря, а другое для человека с непереносимостью клейковины или что-то еще совсем другое для католика или русского. Короче говоря, просто невозможно интерпретировать символ, кроме как через подробное знание личной истории предмета и его лингвистических и концептуальных объединений. Эта огромная разница, тонкие нюансы каждого символа в повседневной жизни каждого человека воспринимались как бульдозер Бек, который налагает свои собственные интерпретации на обследованных лиц.
1. Организационные методы
1.1. Сравнительный метод (или метод поперечных срезов) - представляет собой сопоставление различных групп (например, экспериментальный и контрольный классы). Этот метод определяет состояние групп на момент исследования. Данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
Как обычно, в «научной» психологии качественные явления искажаются до разрушения, когда им приходится насильно подчиняться количественному фетишу. Невероятный фильм о работе и жизни Жака Лакана. Краткий абзац в книге Брюса Финка «Основы психоаналитических методов».
Настолько сильная и жесткая, что всякий раз, когда какая-либо сексуальная или агрессивная мысль не соответствует образу себе, она оказывается в бессознательном, что, в свою очередь, приводит к ее возвращению в качестве симптома. Вот почему одна из целей психоанализа с невротиками заключается в «ослаблении» жесткости Я. Именно эта жесткость заставляет так много вещей толкнуть. Аналитик деконструирует этот образ, и он постоянно снова кристаллизуется, всегда обходя себя. Выдержка из великолепной статьи, опубликованной на очень значимом сайте.
Достоинства метода:
§ возможность получить быстро статистически достоверные данные
Недостатки метода:
§ не прослеживаются природа, движущие силы, механизмы развития;
§ полученные данные усредняются,
§ не полностью учитываются индивидуальные различия,
§ процесс развития (динамика) отсутствует.
1.2. Лонгитюдный метод - длительный, предполагает несколько методик (продольные срезы). Прослеживается развитие каждого ребенка в течение длительного времени. Метод применяется в различных видах исследования, например, в выборочном или комплексном исследовании.
«Боится родительская любовь». Я лично рад, что не родился в наше время. Слишком много любви плывет. Вы только что родились, и они превратились в любимую куклу. Мама, папа, бабушка и дедушка, все они начинают изливать на вас нереализованные инстинкты и подавленные комплексы. Они кормят вас три раза чаще, чем вам нужно. Они одеваются в джинсы и рубашки, с которыми они щедро смеются, хотя вы даже не можете сидеть спокойно. И если вы девушка, ваш второй год пронзает ваши уши, чтобы вы могли надеть золотые серьги, пожертвованные вашей тетей Дасой.
На третий день рождения игрушки не укладываются в младенца, а шесть - повсюду в квартире. Почти каждый день они отправляются в торговый центр, сначала в магазины детской одежды, затем в рестораны быстрого питания и детскую площадку. Особенно любящие матери или бабушки спят с вами в постели до 10 лет, пока они не станут практически законными. У ребенка должен быть планшет. Потому что у Сьероя есть, а у его матери меньше прибыли, чем у нас. И даже Таня из соседней группы имеет планшет и живет только с бабушкой.
Выборочное исследование: изучается динамика развития отдельного психического процесса одной и той же методикой через промежуток во времени.
Комплексное исследование: изучается динамика комплекса интересующих параметров.
Достоинства метода:
§ возможность изучения качественных особенностей развития;
§ возможность выявления механизмов формирования психики и личности в целом;
В школе «марионеточный» период заканчивается и начинается «корректирующий труд». Любящие родители, наконец, понимают, что они перегружены. У ребенка избыточный вес, неприятный синдром дефицита внимания. Все это вдохновляет их на новый, более высокий уровень в захватывающей игре под названием «Родительская любовь». Этот уровень называется «Проконсультируйтесь со специалистом». Они с энтузиазмом начинают таскать вас на диетологов, педагогов, психоневрологов и, в каждом случае, отдельного психолога и отдельного невролога.
Вся семья ищет чудесную пилюлю для достижения магических результатов исцеления, не имея необходимости менять собственный подход ребенка к воспитанию. Очень интересная лекция, изучающая вопрос о том, что такое психическое расстройство, а что нет. Как психиатрия различает естественные эмоциональные состояния и больные, и кто извлекает выгоду из облегчая диагностику и назначение лекарств. Докладчиком был д-р Алан Фрэнсис, председатель комитета, который создал диагностическое руководство, в котором были определены критерии нормы и заболеваемости в Соединенных Штатах в течение последних двух десятилетий.
§ позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.
Недостатки метода:
§ опасность перенесения индивидуального случая на выборку в целом (данные одного ребенка на всех детей группы).
1.3. Комплексный метод - предполагает сочетание сравнительного и лонгитюдного методов (поперечных и продольных срезов).
Выдержка из интервью Розалины Дочевой с профессором Аленом Ваниэром - психоаналитиком, постоянным приглашенным лектором на организованных психоаналитических семинарах. Ванони решает вопросы, связанные с отношением психоанализа к смыслу жизни, и вопрос о том, можем ли мы жить, хотя это только частично.
Психоанализ - это не философия и не религия. И это не отвечает на вопрос о смысле жизни. То, что раскрывается как смысл жизни в конце психоанализа, соответствует некоторой части нашего собственного желания. Это может показаться абсурдным, но «вещь» «работает» изнутри и заставляет нас двигаться вперед. Без необходимости находить смысл, потому что, по сути, он сразу же относится к религии. Это проблема со значением. Существует одно измерение, одна часть человеческой жизни, которая не имеет никакого смысла.
2. Эмпирические методы (опытные):
2.1. Метод наблюдения - целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.
2.2. Экспериментальный метод - преднамеренное создание определенных условий с целью изучения процесса развития и активного влияния на него.
Виды эксперимента в возрастной психологии:
Однако это не мешает нам жить и жить. И психоанализ не создан, чтобы придать смысл, а поднять вопрос о значении. Чтобы узнать о путанице современного человека над наукой, например, перед ее могущественным прогрессом. Сегодня наука дает нам обширные знания и авторитет над существенным вопросом, но не дает ответов на вопросы. Вот, давайте возьмем недоношенных детей, которые оживают в интенсивных палатах больницы - наука не говорит, когда реанимация должна быть остановлена. Наука также не говорит, когда, с того момента, когда появляется человек - будь то с момента зачатия, будь то с 25-й недели беременности, будь то после рождения, есть ли у романа или нет души.
§ Констатирующий эксперимент - определяется уровень и особенности развития (личностного и интеллектуального) исследуемых.
§ Естественный эксперимент - проводится в условиях естественной жизни, исследователь сам активно вызывает процесс необходимый для исследования.
§ Формирующий эксперимент - представляет собой следующую схему организации научного исследования:
Церкви и религии отвечают на эти вопросы. И если мы вернемся к психоанализу - он не предлагает модель жизни или стандартные решения для всех. Это также не дает обещания счастья, оно не спасает от страданий, которые существуют в жизни, от трудности жить, от смерти.
Интервью с доктором Патриком Деларошем - детским психиатром, психоаналитиком и почетным членом Ассоциации «Болгарское психоаналитическое пространство». В этом интервью доктор Деларош отвечает на вопросы о начале психоанализа в Болгарии в 1990-х годах, о действительности психоанализа сегодня и об ответственности родителей и школы за проблемы учащихся.
констатирующий эксперимент - получение системы фактов;
формирующий эксперимент - организованное контролируемое воздействие на систему фактов (обучение);
контрольный эксперимент - фиксация изменений в системе изучаемых фактов.
2.3. Психодиагностические методы:
2.3.1. Беседа - способствует установлению доверительных отношений, настраивает на сотрудничество и откровенность. Беседа используется для сбора биографических данных, с целью выяснения особенностей поведения испытуемых, способов реагирования в различных ситуациях, и др.
Краткая и чрезвычайно человеческая история, рассказанная женщиной, пациентом Лакана, для одной из ее сессий с ним. Видео из «Встреча с Лаканом» Джерарда Миллера. Социальная психология является одной из основных психологических дисциплин. Он затрагивает влияние социальных факторов на психику человека.
Отношения с другими дисциплинами
Субъект социальной психологии постепенно эволюционировал. Во время построения основ социальной психологии предметом изучения толпы был предмет. Традиционно описываются три этапа разработки. На втором этапе интерес расширяется в основном за счет исследования небольших социальных групп, социального восприятия и общения, агрессии, привлекательности, любви, диадических отношений, дружбы и т.д. на третьем этапе развитие характеризуется поиском новой методологии и усилий принести социальную психологию больше для решения повседневных социальных проблем человека. На первом этапе предметом было отношение. . Социальная психология стала типичной пограничной дисциплиной - на границе психологии и социологии.
2.3.2. Тест - стандартизированная измерительная методика, которая используется для определения уровня развития психических процессов, личностных образований, выявления эмоционального состояния и пр.
2.3.3. Социометрия (измерение коллектива) - выявление межличностных отношений в группе и динамику развития, позволяет измерить коэффициент сплоченности, социальный статус каждого члена группы.
2.3.4. Анкета - наиболее распространенный метод сбора первичной информации с помощью списка вопросов, логически связанных с задачей исследования.
2.3.5. Опрос - проводится в устной или письменной форме, форме стандартизированной беседы (список вопросов заранее составлен).
2.4. Анализ процессов и продуктов деятельности - хронометрия, циклография, оценка изделий и выполненных работ, в том числе дневниковых записей, ученических работ, произведений и пр.
2.4.1. Традиционные методы анализа продуктов деятельности (документов) - подразделяются на общие (понимание, интуиция, осмысление) и специальные (источниковедение, психологические, юридические методы).
2.4.2. Формализованные методы анализа продуктов деятельности - контент-анализ, который заключается в выделении в тексте ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц, соотношение различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации.
2.5. Биографический метод - анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.
2.6. Обсервационные методы - наблюдение и самонаблюдение.
3. Методы обработки данных:
3.1. Количественный (статистический) анализ - дисперсионный, корреляционный, факторный, дискриминантный анализ;
3.2. Качественный анализ - дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями.
4. Интерпретационные методы:
4.1. Генетический метод - интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности;
4.2. Структурный метод - интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т.д.
1.5 Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического исследования Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002, стр.20.
Методология исследования - система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе.
Метод исследования - путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления.
Методика - это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.
Рис.1. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования
Развитие психики человека можно рассматривать в двух основных аспектах:
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ и ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ и изучает возрастную динамику развития личности человека, его психических процессов и особенностей на разных этапах онтогенеза от рождения до старости, изучает качественно изменяющегося во времени человека.
Термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке в 60-70-х гг. (синоним - генетическая психология). Основанием послужил интерес к изучению процессов развития человека на всех этапах онтогенеза. Ее научной целью является постижение психологических явлений путем изучения их генезиса и поэтому она входит в область общей психологии. Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни.
Предмет психологии развития и возрастной психологии:
условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики;
развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых),
развитие различных видов деятельности (активности),
формирование качеств личности,
возрастные и индивидуальные психологические особенности.
Объект психологии развития – сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений. Отдельные психические процессы развиваются не самостоятельно, а как свойства целостной личности индивида, который обладает определенными природными задатками и который живет, действует, воспитывается в определенных социальных условиях.
Основные задачи психологии развития:
раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе;
установление возрастных периодов этого развития;
раскрытие причин перехода от одного периода к другому.
Истоки психологии развития как науки:
1.Развитие философских теорий
2. Открытия эволюционной биологии 19 веке.
3. Социально-исторические изменения.
4. Развитие естественных и гуманитарных наук.
Считается, что Ч.Дарвин заложил основы научного подхода к развитию человека. В 1877г. он опубликовал короткую статью, описывающую развитие его сына. Возникновение психологии развития как науки обычно относят к 1882 г. и связывают с публикацией книги немецкого психолога Вильгельма Прейера “Душа ребенка”. Среди пионеров психологии развития называют Альфреда Бине (1857-1910), который впервые экспериментально исследовал мышление у маленьких детей, создал первый тест по оценке интеллекта. К основателям психологии развития относят также американского ученого Джеймса Марка Болдуина (1861-1934). В 1903-1908 были опубликованы его труды, названные “Генетическая логика”, работа о развитии мышления у детей.
В России в 60-е гг. XIX в. И.М.Сеченов рассматривал психические процессы, возникающие у ребенка как рефлекторные по происхождению и детерминированные в своем развитии условиями жизни и воспитания. К.Д.Ушинский раскрыл роль воспитания в психическом развитии ребенка и подчеркнул важное значение психологии для педагогической теории и практики. Начало экспериментальной детской психологии было положено И.А.Сикорским, А.П.Нечаевым, Н.А.Рыбниковым. Научные интересы П.Ф.Лесгафта и А.Ф. Лазурского были связаны с вопросами формирования детской личности.
Современная психология развития и возрастная психология тесно связана с другими областями психологии и науками о человеке.
Связь возрастной психологии с другими науками: Возрастная психология в системе наук
(возрастная динамика развития личности человека,
его психических процессов и особенностей,
от рождения до старости)
Проверка правильности выводов |
Новые идеи и проблемы |
Созревание коры больших полушарий головного мозга. |
|
Педагогика (закономерности воспитания и обучения человека) |
Развитие нервной системы и органов чувств (биологические особенности возраста) Анатомия Физиология Гигиена |
||
Психические явления как МЕРКА, с которой сопоставляются проявления конкретного человека |
Понимание того, ЧТО именно и в каком направлении развивается психика человека |
||
Для раскрытия законов психических процессов и свойств личности |
|||
Общая психология (факты, закономерности и механизмы психики) |
|||
Философия (методологическая основа) |
«развитие », «возраст », «периодизация »
Формирование психологических концепций в XX веке связано с попытками создания общих и частных теорий развития психики в онтогенезе. На сегодняшний день существует большое многообразие концептуальных подходов к психологии развития (по данным Б.Ф.Ломова, свыше 21). Создать единую теорию или привести в определенную классификацию эти теории невозможно, так как у них разные основания. Это свидетельствует о сложности, многомерности проблемы психического развития в онтогенезе. Анализ и системная интеграция разных концептуальных подходов позволили раскрыть: процесс развития, его основные признаки и отличие от других процессов изменения, закономерности и факторы развития, механизм развития.
Развитие – это закономерное изменение всех психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, структур.
Основные признаки развития (Х.Вернер, Л.С.Выготский):
расчленение элемента ранее бывшего единым,
появление новых сторон, новых элементов в самом развитии,
перестройка связей между сторонами объекта.
Закономерности психического развития (П.Балтес, теория всевозрастного развития):
всевозрастное развитие;
многонаправленность развития;
развитие как «приобретения и потери»;
неравномерность и гетерохронность развития;
кумулятивность развития;
пластичность развития;
историко-культурная обусловленность;
контекстность как парадигма развития (влияние трех категорий, которые всегда выступают в определенном контексте: возрастные влияния (биологические и средовые), историко-временные (биологические и средовые), индивидуальные (биологические и средовые, личностные);
междисциплинарность.
Факторы, определяющие психическое развитие : наследственность, среда, активность.
Наследственность – свойство живых организмов воспроизводить свою организацию. Способность жить и развиваться в определенных условиях.