Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Житейские психологические знания. Житейская психология.

Житейские психологические знания, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания.
Когда мы говорим о донаучной психологии, то можно считать, что с возникновением человеческого общества возникает и психология. В данном случае психология - это прежде всего познание другого человека и самого себя в процессах деятельности и взаимного общения людей. Потребности практического взаимодействия вынуждали людей различать скрытые за внешним поведением психические процессы. За поступком всегда усматривались намерения, мотивы, которыми руководствовался человек, за реакцией на то или иное событие - особенности характера. Поэтому задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге.
По выражению французского психолога П. Жане, житейская психология - это та психология, которую народ создает еще до психологов. Так, человек может не знать пословицу «повторение - мать учения», однако из личного жизненного опыта знает, что повторное прочтение текста способствует лучшему сохранению его в памяти.
Житейское (обыденное) знание возникает в конкретной ситуации решения частных задач, так что человек выступает в качестве «наивного исследователя» мира. Содержанием житейского психологического знания обычно становятся простые, явно прослеживаемые причинно-
7 следственные связи и обобщения очевидных фактов. Примером могут служить известные пословицы «семь раз отмерь - один раз отрежь», «у семи нянек дитя без присмотра» и др.
Такое знание может быть весьма обширным и способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, однако часто носит фрагментарный характер и внутренне противоречиво (практически для каждой поговорки можно найти противоположную). Донаучное психологическое знание не может отобразить все многообразие, всю сложность психологической реальности, а потому часто вообще не осознается как знание.[?]

Социальная маргинализация в крупных городах. Социальная инициатива и управление ресурсами. Методология вмешательства. Напротив, качество жизни, а также благополучие появляются в бесчисленных случаях как цель не только изменения или социального улучшения, но и самой психологической или психосоциальной дисциплины.

Миллера он защищал психологию как средство содействия благосостоянию людей, придавая ему революционную роль, ссылаясь на вызов психолога для достижения большей приверженности психолога социальной реальности, в которой он живет, И особенно с социальными проблемами нашего времени.

Еще по теме Житейская психология:

  1. Научитесь проявлять коммуникативную толерантность «за рамками случая", то есть во всех житейских ситуациях.
  2. Развитие психологии в границах философии и естествознания. Становление психологии как самостоятельной науки. Психология человека в начале XX века.

В основе любой науки присутствует некоторый житейский, эмпирический опыт людей, потому что каждый человек имеет свой запас жизненных психологических знаний. Есть и свои выдающиеся житейские психологи – великие писатели, священнослужители, к ним также можно отнести врачей, педагогов, т.е. представителей тех профессий, которые постоянно общаются с людьми. Определенными психологическими знаниями располагают и обычные люди, судя по тому, что каждый человек в какой-то мере в состоянии понять другого, оказать влияние на его поведение, учесть индивидуальные особенности и оказать помощь.

Одним из путей, которые он указал, было влияние на общественное мнение в целом, посредством новой концепции того, что возможно и желательно. Блум определяет его как любое вмешательство, которое пытается повлиять на психологическое благополучие определенной группы населения.

Хотя Келли и др. Определенное социальное вмешательство как влияние, планируемое или нет, в жизни небольшой группы, организации или сообщества для предотвращения или уменьшения социальной и личной дезорганизации и содействия благосостоянию сообщества. Баррига, Леон и Мартинес подтвердили, что социальное вмешательство находит свое оправдание как в неуравновешенном обществе, так и в обществе, которое развивается во все большей степени человеческой полноты.

Житейская или донаучная психология

Если говорить о психологии как форме обыденного знания, то она появилась вместе с человеческим обществом. Мировосприятие в житейской или донаучной психологии вырастало из повседневной практики и жизненного опыта первобытного человека. Взаимодействуя друг с другом, люди учились различать психические качества, скрытые в поведении. За совершаемыми поступками угадывались мотивы и характеры людей.

Понятие качества, по крайней мере среди некоторых психосоциальных авторов, содержит больше чувства склонности, чем конкретной цели. Это относится к утопической тенденции, недостижимой в ее конечных последствиях, поскольку они указывают на конкретный путь, который приводит к размытой цели, которую мы иногда называем конечной целью.

Достижение счастья и удовлетворения жизнью или определенными областями жизни, по-видимому, соответствует уважительным устремлениям и ценностям, которые можно отнести от нравственной рациональности, которая открывает дверь к критической психосоциальной утопии, которая соответствует размеру Критический или утопический взгляд на социальную психологию, который руководствуется моделью психосоциального человека. Утопия и критика - это пара концепций, связанных с эпистемологией.

Психологические знания возникали в процессе осмысления конкретных ситуаций. Содержание этих знаний ограничивалось выводами, которые можно было сделать, анализируя простые события, а причины, лежащие в их основе, легко прослеживались. Все сделанные выводы люди фиксировали в пословицах и поговорках, например, «повторенье – мать ученья», «семь раз отмерь – один раз отрежь», «не зная броду – не лезь в воду» и др.

Социальное благосостояние относится к социальному заказу, чтобы способствовать удовлетворению индивидуальных потребностей, которые разделяются, а также потребностей многих людей. Большие усилия, которые характеризуют многие исследования в области социального обеспечения, - это поиск объективных измерений в наблюдаемых ситуациях, которые позволяют сравнивать и, следовательно, выявлять социальные неравенства.

Они были определены как характеристики социального благосостояния. Объективность, то есть, относится к объективным условиям и обстоятельствам социальной реальности. Факт бытия внешней реальности, то есть значимой для других. Факт начала с минимального, то есть того, что считается незаменимым.

Безусловно то, что донаучная психология не могла подняться до целостной оценки бытия и ограничивалась только символическим объяснением отдельных его фрагментов. Психологические знания первобытных людей соответствовали несистемному, фрагментарному мировоззрению, которое возникло и существовало в условиях неразвитости рациональных способов освоения действительности. Его называют топоцентрическим, т.к. содержание было ограничено знаниями только того места, где обитал род или племя. И тем не менее, охватывая все сферы жизни первобытного человека, это знание могло быть достаточно обширным.

Существуют различные понятия концепции социального благосостояния. Как и качество жизни, оно также относится к ситуациям, которые оцениваются положительно или считаются желательными или, в широком социальном смысле, тому, что происходит хорошо или что-то улучшается. На самом деле, английские термины, нечетко переведенные благосостоянием, имеют положительную условную этимологию: «добро пожаловать», намекая идти по правильному пути, указывая на материальный и общественно широкий размер, в то время как благополучие, бытие или чувство Ну, это указывает на более психологическое или психосоциальное измерение.

Современные психологи считают, что зарождение этих знаний вызывалось такими очевидными проявлениями психики человека, как:

  • Сновидения;
  • Такие психические состояния, как радость, страх, грусть и др.;
  • Психические качества – доброжелательность, враждебность, хитрость, все они проявляются в общении людей.

Явления, которые наблюдали древние люди и, делая попытки их объяснить, приводили к выводу, что душа может выходить из тела человека. В момент смерти она покидает тело навсегда. Так в Индии появилось самое древнее и широко распространенное учение о переселении души из одного тела в другое.

Концепция благополучия недавно была введена в англосаксонские научные дискуссии, когда мы хотим подчеркнуть цели или устремления, которые должны быть достигнуты на протяжении всего процесса. Конечно, на латинских языках это богатство нюансов теряется и запутывается в конгломерате разных чувств.

Хотя эти события можно рассматривать как противоположности, их можно также рассматривать как взаимодополняющие. Все они лежат в основе идеи достижения позитивных социальных изменений, то есть трансформации реальности с помощью различных политических и профессиональных практик, которые приводят к изменениям в социальной динамике, которые могут быть согласованы с тем, что они будут лучше, осознавая, что рассмотрение лучше Нагруженные идеологическим содержанием, интересами и ожиданиями иногда противоречат друг другу, но иногда поддаются обсуждению и согласуются.

Совсем не значит, что обыденные формы психологического знания, несмотря на свою простоту, оказывались ложными. Часть этих представлений сохранила свое значение до настоящего времени и вошла в сокровищницу современной психологической науки:

  • Все психологическое существует внутри человека;
  • Душа остается жить вечно и не умирает вместе с человеком.

Бессмертие души сегодня представляется иначе по сравнению с древними египтянами, которые считали, что душа умершего человека превращается в птицу и живет на его могиле.

Возможно, и даже целенаправленно и уместно в качестве цели, использовать знания и дискуссии, разработанные с разных точек зрения, которые мы поставили перед собой, чтобы открыть новые направления работы в этой области, которые мы можем назвать социальным благосостоянием и качеством жизни. На самом деле это предложение не ново, потому что с более коротким лейблом, ставящим только качество жизни, это то, что Алекс Миколас и его школа уже делают, значительная часть работы которого отражена в статьях, появившихся в журнале Социальные индикаторы Исследования в его уже долгую историю.

Вечность, бессмертие души, по представлениям современного человека, связана с добрыми делами, совершаемыми им в течение жизни. Еще Серафим Саровский (1754-1833) утверждал, что если спасешься сам, то вокруг тебя смогут спастись тысячи.

Идея, появившаяся у первобытного человека о вечности души, таким образом, продолжает жить в общественном сознании и сегодня, пусть несколько в иной форме.

С тех пор, как несколько лет назад вопрос, который поднимал новые любопытства в политическом и научном пространствах одновременно, заключается в следующем: благосостояние, которое обеспечивает или говорит, чтобы обеспечить государство всеобщего благосостояния, насколько счастье действительно предоставляет гражданам. В этом подходе существует противопоставление не только социальных и индивидуальных аспектов бытия, но и макрополитических и микрополитических аспектов, предположительно объективных и объективных аспектов в сравнении с предположительно субъективными аспектами жизни людей и, более конкретно, рациональности Социальное планирование против восприятий и оценочных суждений, которые люди имеют о своем собственном благополучии.

Психология должна была начаться с идеи души, считал отечественный психолог Л.С. Выготский. Эта идея стала первой научной гипотезой древнего человека и огромным завоеванием мысли.

Отличия житейской и научной психологии

Наличие житейской психологии вызывает вопрос о её взаимоотношениях с научной психологией. Кроме академического интереса этот вопрос имеет еще и практический смысл. Жизнь человека пронизана психологическими связями и отношениями, поэтому если существует житейская психология в каких-то специфических формах, то люди являются её носителями. А если это так, то вполне возможно допустить, что, усваивая психологические уроки обыденной жизни, люди становятся или не становятся психологами.

Эти конфронтации, намекающие на вопросы и дискуссии, которые постоянно присутствуют в истории социальной психологии, хотя и в других областях, указывают именно на пространство с явно психосоциальными измерениями, в котором знания развивались с разных точек зрения и дисциплин, То, что можно продвигать в новых разработках концептуально интегративно.

Некоторые авторы определили психологическое благополучие или качество жизни как континуум между благополучием и недомоганием или между позитивной и негативной ситуацией. Тем не менее, есть много научных доказательств того, что это не работает таким образом, поскольку работа Брэдберна показала, что положительные аффекты и негативные последствия как компоненты благополучия или качества жизни функционируют независимо, то есть не коррелируют Вместе друг с другом.

Можно назвать целый ряд отличий житейских психологических знаний от психологии научной:

  • Знания житейской психологии конкретны, приурочены к конкретной ситуации, конкретным людям. Например, ребенок в семье, решая конкретные прагматические задачи, точно знает, как надо себя вести с тем или иным родителем, чтобы добиться желаемой цели.
  • Научная психология стремится к обобщениям, как и всякая наука. Для достижения результата используются научные понятия, и их отработка как важнейшая функция науки. У научных психологических понятий есть одна особенность, которая заключается в частом совпадении с житейскими понятиями, т.е. выражается теми же словами, но внутреннее содержание все-таки различно;
  • Житейские психологические знания носят интуитивный характер, что зависит от способа их получения. Результат достигается в основном путем практических проб. У детей хорошо развита психологическая интуиция, приобретаемая испытаниями, которым они подвергают взрослых людей ежедневно и ежечасно. В результате получается, что дети прекрасно знают из кого можно «вить веревки». Подобным путем могут идти педагоги и тренеры, находя эффективные способы воспитания и обучения;
  • Научные психологические знания отличаются своей рациональностью и осознанностью. Научный путь заключается в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке вытекающих из них следствий;
  • Способы и возможности передачи знаний. Такая возможность ограничена в сфере практической психологии, что вытекает их конкретного и интуитивного характера житейского психологического опыта. Житейский опыт старшего поколения передается младшему поколению в незначительной степени и с большим трудом, поэтому проблема «отцы и дети», будет вечной. Каждое новое поколение для приобретения этого опыта вынуждено самостоятельно «набивать шишки»;
  • Научные психологические знания аккумулируются и передаются с большим коэффициентом полезного действия, потому что они кристаллизуются в понятиях и законах, фиксируются в научной литературе. Их передача происходит с помощью вербальных средств – речи и языка;
  • Сравнительный анализ житейской и научной психологии в сжатом варианте показан в прилагаемой ниже таблице.

    Важное обсуждение в традиции изучения психологического благополучия относится к взаимосвязи между глобальным благополучием и собственной жизнью и благополучием, рассматривая жизнь как домены или области. Рождение велнес-исследований тесно связано с общим благополучием людей, рассматривающих жизнь в целом. В то же время углубленное изучение различных аспектов жизни было очень продуктивным. Известная ранняя модель Эндрюса и Вити вскоре была преодолена, продемонстрировав, что многомерное функционирование благополучия не отражается в простой сумме благополучия во всех сферах жизни.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ