Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

С шофером сидел лейтенант связист. Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине «русский язык

Тема 7.9.Осложненное простое предложение.

Обособление приложений, дополнений, обстоятельств
Студенты должны знать:

1. Понятие обособленного члена предложения.

2. Случаи обособления приложений, дополнений и обстоятельств.
Студенты должны уметь:

1. Находить обособленные предложения в тексте.

2. Строить схемы предложений с обособленными членами.

3. Составлять предложения с обособленными членами.

4. Обособлять приложения, дополнения и обстоятельства на письме.

Ответьте на вопросы:

1. Какие члены предложения называются обособленными?

2. Перечислите условия обособления. Проиллюстрируйте их примерами.

3. При каком условии всегда обособляются согласованные и несогласованные определения и приложения?

4. Как зависит обособление определений и приложений от местоположения в предложении? Приведите примеры.

5. Какие обороты условно называются обособленными дополнениями?

6. Приведите примеры обособления обстоятельств.

7. Что называется сравнительным оборотом?

8.Какие члены предложения называются уточняющими? Какие значения они могут вносить в предложение?


Выполните задания
Задание 1. Прочитайте и укажите приложения. Спишите. Расставляя недостающие знаки препинания; приложения подчеркните.

1)Щука кумушка за карпом куманьком гонялась. 2) Сила и очарованье тайги не только в деревьях гигантах. 3) Жил в хижине бедняк сапожник. 4) У меня есть рассказ Снег. 5) Он [Чернов] был неизменно удачлив во всех предприятиях. 6) Ивана Ивановича и Буркина встретила в доме горничная молодая женщина. 7) Собирались мы чаще всего у Бориса Мурузова зоолога. 8) На черном крыльце пела Василиса стряпка. 9) Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из коляски. 10) Николушка пошел по мягкой похрустывающей хвое лесному ковру.
Задание 2. Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные члены предложения подчеркните.

1) Возвратившись со смотра Кутузов сопутствуемый австрийским генералом прошел в свой кабинет и кликнув адъютанта приказал подать себе некоторые бумаги относившиеся до состояния приходивших войск и письма полученные от эрцгерцога Фердинанта начальствовавшего передовой армией. 2) Обломовцы очень просто понимали ее [жизнь] как идеал покоя и бездействия нарушаемого по временам разными неприятными случайностями как-то болезнями убытками ссорами и между прочим трудом. 3) Сад все больше редея переходя в настоящий луг спускался к реке переросшей зеленым камышом и ивняком; около мельничной плотины был плес глубокий и рыбный. 4) На второй день буря усилилась. Клубясь ниже опускались рваные тучи громоздились неуклюжими пластами вдали тяжело наваливались на море и сужали горизонт темные, как соломенный дым; вскипая пенясь громадными буграми катились волны по необъятному простору со свитом и воем проносились вихрем поднимая каскады перламутровых брызг. 5) Нас было трое Савелий старый охотник толстый и круглый как улей Пыж длинноухий его пес понимающий по части охоты не хуже хозяина и я в то время еще подросток. 6) Николка блестя воротничком и пуговицами шинели шел заломив голову.

Дополнительные задания

Задание 1. Спишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания.

1) Вопреки (наше ожидание) день выдался солнечный. 2) Поезд согласно (установленное расписание) прибыл в Москву утром. 3) Вредители фруктовых деревьев благодаря (современно принятые меры) были быстро уничтожены. 4) Более слабая футбольная команда вопреки (ожидания) зрителей одержала победу. 5) Наш отряд согласно (распоряжения) командования выступил в поход на рассвете. 6) Благодаря (правильное лечение о строгий постельный режим) больной поправился через две недели. 7) Согласно (решение) общего собрания все учащиеся приняли в озеленении школьного двора.
Задание 2. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания про обособленных обстоятельствах. Укажите, чем они выражены. Объясните расстановку знаков препинания.

1. Семка (н..)смотря на усталость чу..ствовал себя хорошо. 2) С..баки было залаяли, но узнав Антона умолкли и зам..хали к..сматыми хв..стами. 3) Вопр..ки предск..занию моего спутника п..года про..снилась. 4) Пацюк (н..)смотря на (н..)большой рост был в ширину д..вольно увес..ст. 5) Дачный по..зд бр..нча, как т..лега, в п..т..десят минут дот..щил путешестве(н, нн)иков до Пятигорска.

Тема. 7.10. Осложненное простое предложение.

Уточняющие члены предложения
Студенты должны знать:

1. Определение уточняющих членов предложения..

2. Правило обособления уточняющих членов предложения на письме.
Студенты должны уметь:

1. Строить схемы предложений с уточняющими членами, употреблять их в речи.

2. Расставлять знаки препинания в предложениях с уточняющими членами.

Ответьте на вопросы:

1. Что такое уточняющие члены предложения?

2. Какие члены предложения могут быть уточняющими?

3. С помощью каких слов могут присоединяться уточняющие члены предложения?

4. Чем отличаются уточняющие члены от обособленных?



Выполните задания
Задание 1. Перепишите, расставляя пропущенные запятые. Объясните их употребление.

1) В поле в роще в воздухе царствовало безмолвие. (Т.) 2) Вчера я приехал в Пятигорск и нанял квартиру на краю города на самом высоком месте у подножия Машука. (Л.) 3) Поезд несся мимо спящих во тьме деревьев мимо черных лесов мимо редких станций. 4) Осенью во время ненастья лес имеет особенно унылый вид. (Арс.) 5) В конце ноября в ясный день в слободу явились гости. (Кор.) 6) Вдоль д..лины ближе к северу совершенно правильной линией тян..тся ряд громадных курганов. Прежде во время войны эти курганы были связаны траншеями. (Гиляр.) 7) Моряки сохранили здесь на др..жащей от взрывов земле все свои привычки. Точно св..щенную реликвию носили они под п..хотной шинелью свои пол..нявшие застир..ые тельняшки.
Задание 2. 1. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания, раскрывая скобки. 2.Графически выделите синтаксическую конструкцию, которые осложняют простое предложение: однородные члены, вводные конструкции, обращения, обособленные и уточняющие члены предложения. Установите, какова роль этих конструкций в данном тексте.

1) Но больше всего в моих ра..казах учас..вовала река. Может быть (по)тому, что стояли летние жаркие дни может быть просто (по)тому, что я больше всего люблю реки. Тихое зеркало омута, которое разб..ваешь (в)дребизги прыгнув вниз головой с трав..нистого ласкового бережка, хрустальная влага, которая струится (в)доль тела омывая и охл..ждая каждую клеточку кожи рыбий всплеск на вечерней з..ре туманы ра..ползающиеся от реки на пр..брежные луга, пря..ые зап..хи в зар..слях кр..пивы, таволги и мяты, когда устроишься в укромном уголке.

2) Все и подлу..ые холмы и темно(красные) клев..рные поля и влажные лесные тр..пинки и з..катное пышное небо весь окружающий меня мир к..зался мне пр..красным и (не)было (ни)какого из..яна в нем. Теперь, когда (в)дали от него я вдохнове..о ра..казывал и восторженно ж..вописал, он к..зался мне еще пр..краснее еще сказочнее.
Дополнительные задания
Задание 1. Прочитайте вслух, укажите обособленные уточняющие члены предложения. Какие это члены предложения?

1) Внизу под глинистым обрывом, поблёскивало Азовское море. 4 (Пауст.) 2) По утрам, до ухода в питомник, Тихон Петрович работал у себя в саду. 4 (Пауст.) 3) Грузовик подобрал нас через три часа, то есть к вечеру. (Сол.) 4) Иногда в общей массе железного лома попадались какие-нибудь редкостные вещицы, например замок с фокусом и таинственным механизмом. (Усп,) 5) Изредка на балкон залетали воробьи или голуби. 6) Земля окружена воздушной оболочкой, или атмосферой. 7) Осьминоги, или спруты, - это морские моллюски. 8) На пристани никого не было, кроме сторожа с фонарём. (Пауст.)
Задание 2. Прочитайте сначала нескольких рассказов А. П. Чехова, приведённые ниже. Что общего вы можете в них отметить? Найдите односоставные предложения разных типов и различные обособленные члены предложения. Перепишите, соблюдая правила правописания.

Пасмурный дождливый день. Небо надолго заволокло тучами и дождю крнца не привидится. На дворе слякоть мокрые галки а в комнотах сумерки и такой холод что хоть печи топи. («Розовый чулок».)

Утро. Сквозь ледяные круж..ва покрывающие оконные стёкла пробирается в детскую яркий солнечный свет. 4 Ваня мальчик лет шести стриже..ый с носом похожим на пуговицу и его сестра Нина четырехлетняя девочка кудрявая пухл..нькая малорослая (не) (по) летам просыпаются и через реш..тки кроватей глядят сердито друг на друга. («Событие»)

Дачная месс..ность окутанная ночным мраком. На деревенской колокольне бьет час. 4 Присяжные поверенные Козявкин и Лаев оба в отменном настроении и слегка пошатываясь выходят из лесу и направляются к дачам. («Заблудшие».)

Знойный и душный полдень. На небе н.. облачка… Вы..енная солнцем трава глядит уныло безнадежно: хоть и будет дождь но уже н.. зеленеть ей… («Егерь».)

Тихая августовская ночь. С поля медленно поднимается туман и матовой пелиной застилает всё доступное для глаза. Освещённый луной этот туман даёт вп..чатление то спокойного беспр..дельного моря то громадной белой стены. В воздуху сыро и холодно. Утро ещё далеко. («Мёртвое тело».)

Подновогодний вечер. Нелли молодая и хорошенькая дочь помещика (генерала) день и ночь мечтала о замужестве сидит у себя в комнате и утомлёнными полузакрытыми глазами глядит в зеркало. Она бледна напр..жена и неподвижна как зеркало. («Зеркало».)
Задание 3. Прочитайте. К какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению) вы отнесете этот текст? Докажите свой ответ. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Расскажите о связи предложений в 3-м и 4-м абзацах.

Недалеко от Рязан.. на реке Оке есть стари..ое село Константиново – родина поэто Сергея Есенина.

Дом Есениных теперь здесь открыт музей находи(т,ть)ся 3 в самом центре Константинова перед сельской площадью. Около дома р..стёт посаж..ный поэтом в 1924 году тополь.

В передней у двери стоит деревя..ый сундуч..к где Есенин хр..нил книги любимых русских поэтов и писателей: Пушкина Лермонтова Кольцова Гоголя. В маленькой светлой горнице располож..ной за перегородкой – дубовой раскладной стол с резными ножками за которым поэт любил работать пр..езжая в Константиново.

Справ.. от дома Есениных за сельской площадью среди деревьев вид..н (двух) этажный дом принадлежавший некогда местной помещице. Хозяйка его Лидия Ивановна Кашина послужила Есенину прообразом героини поэмы Анна Снегина.

Здесь в константинове особенно чу..ствуется подл..но всенародная 2 любовь к поэту. 4
Задание 4. Запишите текст в соответствии с требованиями орфографии и пунктуации. С помощью толкового словарика уточните лексическое значение выделенных слов.

Мы ехали берегом Лены на юг, а зима догоняла нас с севера. Однако могло показа(тся,ться) что она идет нам (на)встречу спускаясь (с)верху (по)течению реки.

В сентябре под Якутском было еще довольно тепло на реке еще (не)было видно (ни)льдинки. На одной из близких станц..й мы даже собл..знились чудес(?)ною лу(н,нн)ою ночью и чтобы (не)ночевать в душной юрте станочника только что смаза(н,нн)ой (с)наружи (на зиму) еще теплым н..возом, - легли на берегу устроив себе постел.. в лодках и укрывшись олен..ими шкурами. Ночью мне показалось однако что кто (то) жжет мне пламенем правую щеку. Я проснулся и увидел что лу (н,нн0ая ночь еще более побелела. Кругом стоял иней иней покрыл мою подушку и это его пр..к..сновение к..залось мне таким горячим. Моему товарищу спавшему в одной лодке со мною снилось вероятно то9же) самое. Луна св..тила ему прямо в лицо и я видел ужас(?)ные гр..масы появлявшиеся на нем то и дело. Сон его был крепок и вероятно очень мучителен. В это время в соседней лодке встал другой мой спутник пр..подняв дохи и шкуры которыми он был покрыт. Все было бело и пушисто от изморози и весь он казался белым прив..дением вн..запно возникшим из холодного блеска инея и лунного света.

Брр… .- сказал он. Мороз, братцы!…

Задание 5. 1. Выразительно причитайте предложения, выделяя интонацией уточняющие члены предложения. 2. Спишите, покажите графически, какой член предложения поясняется каждой уточняющей конструкцией.

1) На вершине сосен, на их пышных зеленых венцаз, уже играет золотистый солнечный свет. 2) За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. 3) Недалеко от нас, в прибрежном овраге, спускавшемся из лесу к морю, быстро прыгала по каменистому ложу мелкая прозрачная река. 4) В просеке, в тени, чувствуется, как резко морозит к ночи. 5) Однако утром, при солнце, его ночные терзания быстро рассеялись . 6) Оттуда, с неизвестных степных мест, шла ночь. 7) В небе, на востоке, краснеет одинокая звезда. 8) Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавших к самим нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразный.
Задание 6. Выразительно прочитайте, соблюдая интонацию обособления. Объясните, в чем состоит смысловая роль уточняющих членов в каждом примере. Сделайте вывод.

1) Однажды, в студеную зимнюю пору, я из лесу вышел… (Н.Некрасов.) 2) Я иду к пруду, на свое любимое место, между шиповниковой клумбой и березовой аллеей, и ложусь спать. (Л.Толстой.) 3) Потом, под самый вечер, еще две атаки, артналет – и все. (В.Некрасов.) 4) В июне, перед началом косовицы, на полях бывает короткая пора затишья и покоя. (В.Астафьев.) 5) А рядом, у проталинки, в траве, между корней, бежит, струится маленький серебряный ручей. (С.Есенин.) 6) Внизу, в котловане, мигали огни переселка, грели багровые костры. (А.Фадеев.) 7) Мы скоро ушли за двадцать километров, на глухое озеро, но Мурзика с собой не взяли (К.Паустовский.) 8) Днем, при солнечном свете, мы видим только землю, ночью мы видом весь мир. (В.Арсеньев.) 9) А наверху, над мглою этой, перерастая весь лес, одна, в луче заката, в бликах света, горела яркая сосна. (В.Солоухин.) 10) Рядом, на обочине дороги, стояло курчавая молодая сосенка. (Б.Полевой.)

Тема 7.11.Осложненное простое предложение. Вводные слова и предложения
Студенты должны знать:

1. Понятие вводные слова.

2. Группы вводных слов.

3. Правила обособления вводных слов на письме.
Студенты должны уметь:

1. Находить вводные слова в тексте.

2. Определять значение вводных слов.

3. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Ответьте на вопросы:

1. Что называется обращением? Чем выражается эта конструкция?

2. С какой целью вводится в предложение обращение? Приведите примеры олицетворения.

3. Что называется вводными конструкциями? Какую роль они играют в предложении?

4. Проиллюстрируйте примерами значения вводных конструкций.

5. Что называется вводными конструкциями? Какова их роль в предложении?

6. Какие знаки препинания ставятся при вводных и вставных конструкциях?



Выполните упражнения
Задание 1. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Выделите вводные слова.

1. Очевидно сторож укрылся от непогоды и теперь спал где-нибудь.

2. Теперь несомненно что пьеса пойдет.

3. Действительно среди широких лугов то просто зелёных то цветущих разными цветами протекает речка Колокша.

4. К сожалению его влияние не было продолжительным.

5. Впрочем Софья Николаевна не очень постарела.

6. Ночью ветер ослаб зыбь однако значительна.

7. По моим соображениям до реки оставалось не более двух километров.

8. Слово у всякого есть свое но у Манилова ничего не было.

9. Итак я жил тогда в Одессе.
Задание 2. Запишите отрывки из басен Крылова. Расставьте недостающие знаки препинания и пропущенные буквы. Из басен Крылова найдите и выпишите еще 3 предложения с вводными словами и словосочетаниями. Определите, к какой группе относится каждое вводное слово и какое значение выражает в высказывании.

1) Послушай-ка дружище! Ты сказывают петь великий маст..рище. 2) Глазами каж..тся хотел бы всех он с..есть. 3) По улицам Слона водили как видно на паказ. 4) На ту беду Леса бл..зехонько бежала. 5) постойте ж, я сыскал с..крет! кр..чит Осел мы верно уж паладим, коль рядом сядем. 6) Ну словом царствуют зл..тые времена! 7) И так мой друг ты быть б.гаче не ж..лаешь? 8) Кр..стьянин говорил Лисице встрятясь с нею Я право о тебе ж..лею! 9) Чего к..залось лучше было ц..ревичу ц..ря в учители сыскать? 10) Послушай, говорит, хотькажется ты строг но ты лишь красть Собаку пр..учаешь.
Дополнительные задания
Задание 1. Перепишите, расставляя знаки препинания; вводные слова и вводные предложения подчеркните.

I. 1) Лошади сани деревья бык привязанный к столбу всё было бело и казалось мягким пушистым. 2) И плетни и белевшая на дворах скотина и крыши домов и стройные раины всё казалось спало здоровым тихим трудовым сном. 3) Ружья пробывшие двое суток на морозе невероятно густо смазанные маслом дали осечки. 4) На такой ясный и убидительный довод отвечать разумеется было нечего. 5) У самого края воды лежала какая-то большая темная масса… Несомненно это был морской зверь выброшенный волнами на берег. 6) Птицы по-видимому зябли на снегу и поэтому сбились в одну кучу… 7) К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. 8) Сквозь отверстие виднелась часть низенького домика с двумя к удивлению моему освещенными окнами. 9) Самое лучшее время для ловли неводом бывает по рассказам крестьян весной и осенью. 10) И так два почтенных мужа честь и украшение Миргорода поссорились между собой. 11) Он (Овсянников) например не любил рессорных экипажей. 12) Цель нашей дискуссии во-первых ознакомить писателей с новыми требованиями миллионов читателей во-вторых расширить и углубить тематику искусства в-третьих направить некоторых товарищей на широкую дорогу. 13) Оппекушин был выходцем из простого народа, сперва самоучка затем признанный художник и наконец академик. 14) Князь Василий говорил всегда лениво как актёр говорит роль старой пьесы. Анна Павловна Шерер напротив несмотря на свои сорок лет была преисполнена оживления и порывов. 15) Нрава она была весьма смирного или лучше сказать запуганного.

II. 1) Так вот как высказано выше с годами важен я не стал. 2) Осмотревшись я пошел как мне казалось прямо к морю но на пути встретил лесное болото заваленное колодником. 3) Проводив жениха Надя пошла к себе на верх где жила с матерью нижний этаж занимала бабушка. 4) Дмитрий так звали моего соседа был мало заметен в классе. 5) Однажды наступил уже май но никто кажется не заметил тогда ни ледохода на Москве-реке ни цветущей черемухи я стоял в толпе у памятника. 6) Мужское население станицы живет в походах и на кордонах или постах как называют казаки. 7) Овсянников полетел в овраг вместе с беговыми дрожками мальчиком сидевшим сзади и лошадью. К счастью на дне оврага грудами лежал песок. 8) Мне помогал маляр или как он сам называл себя подрядчик малярных работ. 9) Однажды было это в конце мая мы сидели на крыльце и ожидали ужина. 10) Хотя для настоящего охотника дикая утка не представляет ничего особенно пленительного но за неимением пока другой дичи дело было в начале сентября: вальдшнепы ещё не прилетали а бегать по полям за куропатками мне надоело я послушался моего охотника и отправился в Льгов.
Задание 2. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Укажите значение вводных слов. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1) Казалось тихий ночной час пр..давал б..седе особую прелесть. 2) Действительно камни бывают различной твёрдости. Самый мягкий камень тальк. 3) (На) конец (то) на мое счастье дядя и старик Яков свернули к маленькому скверу. Я не буду вас задерживать. (По)моему дело ясно. 5) В воздухе пахло водой травой туманом – одним словом пахло ранним прекрасным летним утром.
Задание 3. Вставьте вводные слова, необходимые по смыслу. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Перепишите, расставляя знаки препинания.

I. Выразите мысль с уверенностью.

1) Поезд придет (во)время. 2) (Во)время каникул мы хорошо отдохнем. 3) Перед соревнованием посоветуйтесь с врач..м.

II. Выразите мысли как в предложение.

1) Солнечные дни установились (на)долго. 2) Река вскроется рано. 3) Весна будет теплая и сухая. 4) На юге уже начался купальный сезон.

III. Выразите то или иное чувство.

1) Болезнь оказалась очень опасной. 2) У механика нашлись запасные детали. 3) Некоторые из участников кросса почему-то не были на трен..ровке.

IV. Выразите, кому принадлежат данные сообщения.

1) Эксп..диция открыла в глухой сибирской тайге запасы нефти. 2) В сентябре ожидаются ра..ие заморозки. 3) В этой (не)широкой по глубине реке раньше было много рыбы.
Задание 4. Прочитайте. Укажите вводные слова. Для чего они служат? Перепешите, расставляя знаки препинания.

Самое трудное для меня – работа над словом Чем я руковожусь предпоч..тая одно слово другому (Во)первых слово должно с наибольшей точностью определять мысль (Во)вторых оно должно быть музыкально-выр..зительно (В)третьих должно иметь размер требуемый ритмической конструкцией фразы.

Приложения и их обособление

I. 1. Если одиночное согласованное приложение и определяемое им существительное являются именами нарицательными, то между ними пишется дефис , например: 1) Вьётся улица-змея . (Маяк.); 2) Внук-шофёр из-за руля кланяется деду. (Твард.) Дефис пишется и в том случае, когда нарицательное существительное стоит после имени собственного и тесно сливается с ним по смыслу, например: 1) Над Волгой-рекой расплескала гармонь саратовские страданья. (Сурк.); 2) Василиса и Лукерья сказали, что они видели Дубровского и Архипа-кузнеца за несколько минут до пожара. (П.) Но: 1) Река Волга впадает в Каспийское море; 2) Кучер Антон и кузнец Архип пропали неизвестно куда. (П.)

Примечание. Дефис не ставится: 1) если первое существительное является общепринятым обращением (товарищ, гражданин и т. п.), например: Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство. (Маяк.); 2) если приложение, стоящее перед определяемым словом, близко по значению к согласованному определению, выраженному однокоренным качественным прилагательным, например: Красавица зорька в небе загорелась. (Кольц.) Но: Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрою-красавицей . (Л. Т.)

2. Несогласованные приложения (названия газет, журналов, художественных произведений, предприятий и т. п.) заключаются в кавычки, например: журнал «Смена», смотреть балет «Лебединое озеро», работать на заводе «Салют».

II. 1. Обособляются и отделяются на письме запятыми:

а) одиночные и распространённые приложения, относящиеся к личному местоимению, например: 1) На митингах мы, газетчики , узнавали много новостей. (Пауст.); 2) Так, житель мира равнодушный , на лоне праздной тишины я славил лирою послушной преданья тёмной старины. (П.);

б) распространённые приложения, относящиеся к определяемому слову - существительному нарицательному, например: 1) Орлы, спутники войск , поднялись над горою. (П.); 2) Не спит только кормщик, молчаливый северный старик . (С.-М.); 3) Разносчик болотной влаги , меня прознобил туман. (Ес.);

в) распространённые и одиночные приложения, стоящие после определяемого существительного - имени собственного, например: 1) Онегин, добрый мой приятель , родился на брегах Невы. (П.); 2) Рядом сидела девушка Вовнич, радист . (Горб.)

Обособленные приложения, подобные приложениям, данным в последних двух примерах, следует отличать от необособленных приложений, тесно связанных с именем собственным, обозначающих при названиях лиц их постоянный, как бы неотъемлемый признак: Архип-кузнец, Агафъя-ключница, Аверка-портной, Дюма-отец, Дюма-сын (см. выше, п. I, 1).

2. Распространённое приложение, стоящее перед именем собственным, обособляется тогда, когда имеет дополнительный оттенок причинности (в этом случае его можно заменить оборотом со словом будучи): Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почётный гражданин кулис , Онегин полетел к театру. (П.) Но: Одессу звонкими стихами мой друг Туманский описал. (П.)

3. Распространённое приложение вместо запятой может отделяться на письме тире: а) если оно не только определяет слово, но и дополняет его содержание: 1) Со мной был чугунный чайник - единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу . (Л.); 2) Тополев - высокий костлявый старик с серо-зеленоватыми усами - за весь вечер не проронил ни слова. (В. Аж.); б) если необходимо установить грань между приложениями и определяемым словом: Лютейший бич небес, природы ужас - мор свирепствует в лесах. (Кр.); в) если приложение необходимо отделить от однородных членов: На террасе я увидел бабушку, Николая Кузьмича - соседа по квартире , сестру Нину с двумя подругами.

4. Обособляются приложения, присоединяемые союзами то есть, или (в значении то есть), словами даже, например, в особенности, по прозванию, по имени, в том числе и подобными, выступающими в роли союзов: 1) Отец показал мне деревянный ларь, то есть ящик , широкий вверху и узенький внизу. (Акс.); 2) Многие с прошедшего бала на меня дуются, особенно драгунский капитан . (Л.); 3) Отправился я со Старостиным сыном и другим крестьянином, по имени Егор , на охоту. (Т.); 4) Сажен за двести Ик разделялся на два рукава, или протока . (Акс.) Большинство приложений, присоединяемых союзами, имеет уточняющее значение (см. примеры 1, 3, 4). Некоторые имеют выделительный характер (см. пример 2).

Примечание. В качестве уточняющего приложения может выступать и имя собственное, стоящее после нарицательного, например: 1) Отец мой (кто именно?), Андрей Петрович Гринёв , служил при графе Минихе. (П.); 2) У второго мальчика (а именно?), Павлуши , волосы были всклоченные. (Т.)

5. Приложения, присоединяемые союзом как, выделяются запятыми, если имеют значение причинности; если же союз как равен по значению выражению в качестве, то запятые не ставятся: 1) Как истинный художник , Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. (Бел.); 2) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених . (П.)

421. Прочитайте и укажите приложения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания; приложения подчеркните.

I. 1) Щука кумушка за карпом куманьком гонялась. (Жук.) 2) Сила и очарованье тайги не только в деревьях гигантах. (Ч.) 3) Жил в хижине бедняк сапожник. (Кр.) 4) У меня есть рассказ Снег. (Пауст.) 5) Он [Чернов] был неизменно удачлив во всех предприятиях. (М. Г.) 6) Ивана Ивановича и Буркина встретила в доме горничная молодая женщина. (Ч.) 7) Собирались мы чаще всего у Бориса Му-рузова зоолога. (Купр.) 8) На чёрном крыльце пела Василиса стряпка. (А. Н. Т.) 9) Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из коляски. (Л. Т.) 10) Николушка пошёл по мягкой похрустывающей хвое лесному ковру. (А. Н. Т.) 11) Сверстники Тургенева питомцы школы великого поэта вскормленные его поэзией мы все сохранили в себе навсегда обаяние его гения. (Гонч.) 12) У Пушкина этого отца русского искусства в слове было два прямых наследника Лермонтов и Гоголь породившие целую плеяду нас деятелей 40-х, 60-х годов... (Гонч.) 13) Как человек замечательно умный он [Базаров] не встречал себе равного. (Д. П.) 14) Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. (М. Г.)

II. 1) С шофёром сидел лейтенант связист. (К. С.) 2) Жена Николая Николаевича француженка не меньше его отличалась гуманностью добротой и простотой. (Гонч.) 3) Я увидел полковника Полякова начальника казацкой артиллерии игравшей в тот день важную роль и вместе с ним прибыл в оставленное селение. (П.) 4) Я неторопливо дошёл до старой корчмы нежилой развалившейся хаты и стал на опушке хвойного леса. (Купр.) 5) Здесь живут обычные спутники моих охотничьих экскурсий лесники Захар и Максим. (Кор.) 6) Я снова посудником на пароходе «Пермь»... Теперь я «чёрный посудник» или «кухонный мужик». (М. Г.) 7) В кухне воеводит дорогой повар Иван Иванович по прозвищу Медвежонок. (М. Г.) 8) Девочки в особенности Катенька с радостными восторженными лицами смотрят в окно на стройную фигуру садящегося в экипаж Володи. (Л. Т.) 9) Её отец Платон Половцев инженер был старым другом моего отца. (А. Г.) 10) Мы охотники счастье своё находим у огня. (С.-М.) 11) Второй Чадаев мой Евгений, боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант и то, что мы назвали франт. (П.) 12) Окно это выходило из комнаты в которой обитали на летнем положении молодая только что выпущенная из консерватории первая скрипка Митя Гусев. (Ч.) 13) В зелёном небе появились звёзды предвестницы мороза. (Купр.)

422. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление.

I. 1) Всякая птичка даже воробей привлекали моё внимание. 2) Самые скороспелые грибы например берёзовики и сыроежки достигают полного развития в три дня. 3) Степь то есть безлесная и волнообразная бесконечная равнина окружала нас со всех сторон. 4) Дядя Сергей Николаевич начал меня учить чистописанию или каллиграфии. 5) Подъезжая к Сергеевке мы опять попали в урёму то есть в поёмное место поросшее редкими кустами и деревьями. 6) Отец и Евсеич выудили в самое короткое время очень много и очень крупной рыбы особенно окуней и жерехов.

(Из произведений С. Аксакова)

II. 1) Лимонница жёлтая бабочка сидит на бруснике. (Пришв.) 2) Поздней осенью степь пустыня оживает на короткое время. (Пришв.) 3) На следующее утро я со своим приятелем художником уехал на лодке на Прорву. (Пауст). 4) Поражённый он широко открыл карие глаза. (Нов.-Пр.) 5) Я журналист по природе своей человек весёлый. (Пришв.) 6) Когда Алексей Красильников вышел из лазарета, повстречался ему земляк Игнат фронтовик. (А. Н. Т.) 7) Одно время к сёстрам ходил очень милый человек капитан Рощин откомандированный в Москву для приёма снаряжения. (А. Н. Т.) 8) Бедняжка она лежала неподвижно, и кровь лилась из раны ручьями. (Л.) 9) Возница киргиз сидит неподвижно. (Фурм.) 10) С ним был лохматый сильный пёс по кличке Верный. (А. Г.) 11) В состав экспедиционного отряда вошли Арсеньев начальник экспедиции Николаев помощник по хозяйственной и организационной части Гусев естественник и геолог Дзюль журналист. 12) Мне как моряку понятны эти убийственные взмывы волн этот лязг железной громады дрожащей и стонущей в буйных объятиях стихии. (Нов.-Пр.)

Обособление дополнений

Дополнения, состоящие из существительных с предлогами кроме, помимо, исключая, за исключением, включая, сверх, наряду с, вместо , обычно обособляются: 1) Кто, кроме охотника , испытывал, как отрадно бродить на заре по кустам? (Т.); 2) Самолёт, наряду с пассажирами , захватил и почту; 3) Быстрыми шагами прошёл я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении , увидел совершенно другие, мне неизвестные места. (Т.) Эти дополнения обозначают предметы, исключаемые из ряда других предметов (1-й пример), предметы, включённые в такой ряд (2-й пример), предметы, замещаемые другими (3-й пример).

Дополнения с предлогом вместо не обособляются, когда предлог вместо употреблён в значении за : Николай должен был работать вместо неожиданно заболевшего товарища (за неожиданно заболевшего товарища).

423. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление. Обособленные дополнения подчеркните.

1) В тёмной дали ничего не было кроме сверкающих огней. (Нов.-Пр.) 2) Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. (П.) 3) Кругом всё молчало. Ни звука кроме вздохов моря. (М. Г.) 4) Вся команда судна включая и капитана и главного механика и буфетчика состояла из восьми или девяти человек. 5) Кроме крендельной у нашего хозяина была ещё и булочная. (М. Г.) 6) Отец с сыном вместо приветствия после давней отлучки стали насаживать друг другу тумаки и в бока и в поясницу и в грудь то отступая и оглядываясь то вновь наступая. (Г.) 7) Почва Сучанской долины за исключением только болот при устье реки чрезвычайно плодородна. (Прж.) 8) Сверх всяких ожиданий весь октябрь стояла сухая и тёплая погода. 9) В книгах В. К. Арсеньева помимо ярких художественных зарисовок имеется и большой ценный материал о жизни в Уссурийском крае. 10) Весь материал включая дневники путешественников тщательно изучается. 11) Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое. (Нов.-Пр.) 12) Все за исключением Вари громко аплодировали певцам. (Степ.) 13) Мы вместо рассказа содержания повести представим только коротенький очерк главных её характеров. (Добр.)

Наверное весь форум знал что мы собираемся на Каспий, но больше всех нам помог Алексей lelik204, за что мы ему очень благодарны, побольше бы таких отзывчивых рыбаков. выехав в 00-00 из дома на одной машине с прицепом в 8-00 были на базе у Ивана, добрейшей души человек, ответил на все интересующие нас вопросы и дал пару советов, в 9-30 двинулись сторону залива, отплыв от устья около 500 метров влево, начали кидать приманки как сразу же на вертушку блюфокс взяла первая щука около 3-4 кг, старт был дан, щука ловилась как не в себе, атака почти на каждой проводке. плавали на двух лодках в сцепке на одном якоре, так на много интереснее получилось, сразу же было решено меньше 2.5 кг не брать, и то через пару часов рыбу цеплять было уже некуда, никто не рассчитывал что в может быть клев лучше осеннего и было взято всего два кукана. в 3 часа было решено заканчивать, все без исключения наловились и устали, все же джерк это не спиннинг, руки быстро отваливаются, пробовали ловить на воблеры но крупная щука только так выплевывала их или ломала крючки, на 3 джерках были заменены тройники, овнеры ломались как спички!!! Заметили что щука очень жирная, и кажется сильнее или же сказалось что глубина была большая из за моряны. Приплыв на базу мертвяков засолили а живчиков в большой садок, заметили что если держать живую и мертвую щуку в мелкоячеистом садке то слизь забивает ее и все дохнут.
Вечером поставили несколько жмыховок и донку с саранчой, ночью пробовал ловить на червей, но комары не дали гады, они там питаются кремом от камаров, а днем оводы достают жутко. Спали в Дастере, двое на передних, двое сложив заднее сиденье как в кровати, отличная машина!!! проходимость тоже, жрет как нива.
День второй. вдвоем встали к 5ти, тут подъехал инспектор Гимс и как положено оштрафовал, за жилеты и за незарегистрированную лодку с 30 кой, за права не согласились тк лодки были не на воде. Заплыли к 6-30, обычно с утра там ловится окунь а щука к 9-10 часам, но с первых забросов стало понятно что окуня нет, их всех съели щуки монстры, примерно за 1 час поймали около 10 шт, 6 от 3,5кг, 4 шт около 2,5 кг их отпустили. решили поплыть на базу разбудить остальных, вернулись через час, погода поменялась небо затянуло, ветер усилился стал северо-восточный, накрапывал мелкий дождь, сразу поняли что все, рып куда то делся, ловилась исключительно мелочь до 2х кг, и то редко, разделились и начали поиски в камышах, на глубинах у выхода и тд но без успешно. в 12 решили завершить, долгие сборы и еще долгая поездка домой, в Южно-Сухокумске, возле автовокзала есть очень хорошая кафешка, мы там всегда по пути берем Чу Ду, советую!!! видео будет как загрузится на ютуб.
© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ