Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Какое поведение свидетельствует о терпимости. Толерантность: быть терпимым — хорошо или плохо? положительное энергетическое проявление личности

Толерантность в переводе с латыни означает терпимость, переносимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо.

Коммуникативная толерантность – это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.

Коммуникативная толерантность одна из важнейших и очень информативных черт человека. Она собирательна, поскольку в ней отражаются факторы его судьбы и воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления и, конечно, эмоциональный стереотип поведения.

Данная характеристика личности относится к стержневым, ибо в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность -положение в ближайшем окружении и на работе, продвижение в карьере и исполнение профессиональных обязанностей. Это систематизирующая характеристика, поскольку с ней согласуются и составляют некий психологический ансамбль многие другие качества индивида, прежде всего нравственные, характерологические и интеллектуальные. Вот почему особенности коммуникативной толерантности могут свидетельствовать о психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции.

Повседневное общение свидетельствует о многообразном проявлении коммуникативной толерантности: одни люди очень терпимы к окружающим, другие умеют хорошо скрывать неприязнь к партнерам, третьи способны силой убеждения заставить себя не замечать неприятные свойства другого. Точно так, в широком диапазоне дает о себе знать та или иная степень снижения коммуникативной толерантности: черты другого могут вызвать частичное, существенное или полное осуждение, раздражение либо неприятие.

Уровень толерантности личности сказывается на ее энергетическом обмене с окружающими: высокая толерантность способствует сдерживанию

негативных разрядок, тогда как низкая сопряжена с беспрепятственным выходом негативной энергии вовне.

Нередко в профессиональной деятельности человека можно наблюдать динамику коммуникативной толерантности. Например, иной молодой медик в начале карьеры демонстрирует сниженную толерантность к некоторым типам пациентов, но с возрастом терпимость возрастает; возможна и обратная зависимость – с увеличением стажа работы все больше проявляется раздражение больными или некоторыми типами больных. Изменчива коммуникативная толерантность у брачных партнеров, родителей и детей, у сослуживцев, приятелей – периоды терпимости сменяются моментами раздражения.

Чем же обуславливается та или иная степень коммуникативной толерантности индивида?

Механизм возникновения и проявления коммуникативной толерантности связан с психологией эмоционального отражения личностных различий.

Осознанно, на уровне предсознания или подсознания каждый человек реагирует на то, что он и партнер имеют различие в сфере тех или иных проявлений личности. Конечно, впечатление как о себе, так и о партнере, субъективны, но в этом и заключается драматизм эмоционального восприятия, некоторые различия кажутся неприятными и потому осуждаются либо раздражают, либо вовсе неприемлемы. Негативную оценку в партнере способны вызвать как незначительные, так и существенные для совместной деятельности личностные особенности, при этом катализатором переживаний могут стать и трудные обстоятельства совместной деятельности, и мнения окружающих, и проведенные вместе годы. Хорошо известно, что со временем обостряется восприятие даже мелких недостатков брачного партнера, приятеля или коллеги по работе.

В механике коммуникативной толерантности решающую роль играет совместимость или несовместимость одноименных качеств партнеров -интеллекта с интеллектом, характера с характером, привычек с привычками, темперамента с темпераментом. Иначе сказать, партнеры сопоставляют и оценивают качества и состояния друг друга на уровне отдельных подструктур личности.

Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий.

Таким образом, чем меньше неприятных и неприемлемых для себя различий находит один человек в другом, тем выше у него уровень коммуникативной толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей. Повышение уровня толерантности происходит в том случае, если мы научимся двум вещам: во-первых, преодолевать или сглаживать негативные

впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнера; во-вторых, устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия.

Толерантность воспринимается окружающими

положительное энергетическое проявление личности.

Человек, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, предсказуем в своих отношениях к партнерам и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности, достижения синергического эффекта. Общаясь с толерантной личностью, вы испытываете комфортное состояние.

Отсутствие же коммуникативной толерантности или ее низкий уровень объясняются негативными реакциями индивида на обнаруженные различия между подстуктурами своей личности и личности партнера.

Чем отчетливее негативные переживания человека по поводу своеобразия другого, тем ниже уровень толерантности, тем труднее демонстрировать расположение к партнеру, принимать его во всех или некоторых проявлениях, сдерживать недовольство им.

Человек с пониженным уровнем коммуникативной толерантности является источником негативной эмоциональной энергии.

Укажем основные подструктуры личности, обуславливающие коммуникативную толерантность.

7. Интеллектуальная – передает парадигму (образец, тип, стиль) мыслительной деятельности конкретного человека, т. е. принципы его понимания действительности, привычные для него стереотипы осмысления проблем, идей, принятия решений.

Известно, что каждый думает по-своему: один склонен к обобщению, а другой преимущественно анализирует события и факты; некоторые личности мыслят глубоко и всесторонне, а иные скользят по поверхности явлений; то, что одни находят важным, другие – второстепенным; кто-то рассуждает последовательно и доказательно, а кто-то не в ладах с элементарной логикой. При этом когда партнеры обнаруживают свои различия в области интеллекта, каждая из сторон обычно считает себя правой и демонстрирует ту или иную степень нетерпимости к интеллектуальному своеобразию другого. Это и понятно: при взаимодействии возникают интеллектуальные затруднения, которые нелегко преодолеть посредством сотрудничества, взаимных уступок или перенятия мыслительного стиля партнера; куда легче показать свое раздражение, высказать недовольство взаимодействующей стороной.

Демонстрация низкого уровня коммуникативной толерантности выступает показателем негибкости или лености ума и мешает выходу из затруднительных ситуаций. Об этом полезно помнить всякий раз, когда вы

сталкиваетесь с интеллектуальным своеобразием партнера.

В общении с близкими также не следует показывать нетерпимость к умственным потенциалам партнера, заявляя: "ты рассуждаешь примитивно", "твоя логика выводит меня из равновесия", "у тебя не все дома". Не стоит сетовать по какому-либо конкретному адресу: "у начальника – заскок", "свекровь – выжила из ума", "этот пациент – с приветом". В коммуникации участвуют по меньшей мере две стороны, и у какой из них с штеллектом более благополучно – большой вопрос.

2. Ценностно-ориентационная – вбирает в себя основные мировоззренческие идеалы конкретного человека, его жизненные ближайшие и отдаленные цели, интересы, оценки происходящего.

Каждый из нас имеет хотя бы в чем-то своеобразные взгляды и мнения. Они могут касаться представлений о смысле жизни и счастье, понимания значимости семейных ролей и служебных обязанностей, намеченных планов и свершившихся достижений. Любой человек рьяно, прежде всего, защищает свои ценности. Психологи утверждают, что конфликты на этой почве наиболее частые и глубокие. Хорошо, если взгляды партнеров во многом совпадают, тогда легче найти согласие и взаимопонимание. Но если каждый подходит к событиям и фактам со своей меркой, то появляются трения и возникает повод проявить коммуникативную нетерпимость, то есть осуждение, раздражение или неприятие ценностей другого.

Супруги, родители и дети, начальники и подчиненные, работники сферы обслуживания и клиенты, учителя и ученики, медики и пациенты -все могут выражать более или менее разные ценности и ориентации в сфере взаимодействия, а следовательно, проявлять коммуникативную нетерпимость друг к другу.

3. Этическая – выражает нравственные нормы, которых придерживается человек. При этом проявляется та или иная степень включения совести в его мысли, оценки и действия: сказывается ориентация на добро и зло, справедливость или несправедливость, склонность руководствоваться чувством долга или привычка вести себя безответственно.

Партнеры, обладающие разным этическим содержанием, обычно трудно совместимы. И если им приходится поддерживать длительные или тесные контакты, это отражается на уровне их терпимости: со временем обе или одна из взаимодействующих сторон начинает испытывать неприятные чувства. Впрочем, фактор времени для некоторой категории людей несущественен, ибо они готовы в любой момент и в различных ситуациях немедленно реагировать на различия, обнаруживаемые в своей этической сфере и нравственных ориентациях партнера. Возможно, это выразится в нравоучениях, в подчеркивании своего превосходства или в ограничении контактов с определенной категорией личностей.

4. Эстетическая – охватывает область предпочтений, вкусов и чувств, особенности восприятия человеком красивого и безобразного,

возвышенного и низменного, комического и трагического. Здесь определяется кто, что и почему нравится или не нравится личности.

Эстетическое начало проявляется постоянно и во всем, доказательством чему служит трудно преодолимая привычка судить обо всем и вся. Каждый из нас с большим желанием дает оценки событиям и окружающим, предметам и обстоятельствам, при этом, понятно, преобладает субъективизм. Чтобы хоть как-то ограничить его, в арсенале средств, пресекающих эстетический произвол, появилась аксиома, умиротворяющая особенно нетерпимых к чужим эстетическим воззрениям "о вкусах не спорят"".

5. Эмоциональная – демонстрирует преобладающий спектр, в котором чаще всего пребывает данный человек: радость или печаль, оптимизм или пессимизм, возбужденность или спокойствие, подъем или подавленность, беззаботность или тревожность, миролюбие или агрессивность.

У каждого, как мы знаем, свой "дежурный" эмоциональный фон. У каждого есть опыт общения с партнерами, преобладающий настрой которых в той или иной мере соответствует или не соответствует нашему. Даже кратковременное пребывание в "чуждом" для тебя эмоциональном поле другого человека может вызвать неприятное состояние.

Так, с этим связана одна из трудностей работы медика" находясь в контакте с больными, врач и медсестра невольно погружаются в специфический эмоциональный фон, свойственный недомогающим людям – у них заметна грусть, пессимистические интонации, тревожность, а нередко больные выражает подавленность, отчаяние, озлобленность, агрессию. Понятно, что в подобных условиях работы увеличивается нагрузка на коммуникативную толерантность или включаются особые механизмы психологической защиты, такие как отстраненность от страданий больных, ответная агрессия и др.

6. Сенсорная (чувственная) – включает особенности чувственного восприятия мира на уровне зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, кожного и двигательного ощущений.

В данном случае имеется в виду индивидуальная сенсорная организация конкретного человека: какой из каналов восприятия -анализаторов становится для него ведущим при взаимодействии с окружающей действительностью – зрительный, слуховой, кинестетический (объединяет анализаторы мышечной и кожной чувствительности), обонятельный или вкусовой.

В жизни мы нередко сталкиваемся с различиями в сенсорной организации партнеров и, случается, показываем сниженную толерантность к тем, кто воспринимает мир не так, как мы. Один любит слушать и говорить, для него значимо речевое общение, потому он придает значение построению фразы, логике повествования, особенностям голоса и интонаций партнера, тонко выделяет их смысл – таков аудиальный тип. Другой

пристально всматривается в лица людей, в детали обстановки, легко оперирует наглядными образами, предпочитает схемы и модели в качестве средств обмена информацией, отмечает во что и как одет партнер, как он держится – так воспринимает действительность визуальный тип. Третий строит свои впечатления, основываясь, главным образом, на кинестетическом восприятии – ему бы все пощупать своими руками, притронуться к партнеру, ощутить нежное прикосновение к своему телу -кинестетический тип.

В повседневном общении возникают различные комбинации -соответствия или несоответствия сенсорных подструктур личностей партнеров. Для проявления коммуникативной толерантности, конечно, больше шансов, если имеет место соответствие визуал взаимодействует с визуалом, аудиал – с аудиалом, а кинестетический тип с кинестетическим.

Коммуникативная толерантность способна снижаться, когда встречаются разнородные типы, например, любитель послушать и поговорить взаимодействует с тем, кто склонен созерцать и мыслить образами, человек, воспринимающий мир преимущественно кинестетически, вынужден жить или сотрудничать с аудиалом или визуалом. Представьте себе быт супругов, если один – визуал, тонкий ценитель живописи, архитектуры, завсегдатай на выставках и в музеях, а другой -специализируется на вкусовых ощущениях, любитель вкусно поесть и выпить В определенный момент партнеры подметят существенную разницу в предпочтениях и привязанностях, хотя, быть может, не обязательно отыщут их источник – особенности сенсорной организации. Но итогом будет та или иная степень неприятия друг друга.

7. Энерго-динамическая – отражает энергетические свойства человека – качество и силу его энергетического поля.

Качество излучаемой и распространяемой индивидом энергии зависит, как отмечалось, от ее знака – положительного, нейтрального или отрицательного. Положительно "заряженный" человек (позволим себе такую метафору) словно притягивает к себе окружающих открыт для общения, эмоционально откликается на происходящее и состояния партнеров, готов к сотрудничеству и позитивно оценивает соучастников деятельности. Человек, обладающий отрицательным полем, своим поведением, интеллектуальными и эмоциональными проявлениями будто отталкивает партнеров, воздвигает невидимые, но хорошо ощутимые барьеры на пути к соучастию и сопереживанию. Нейтральная энергия делает его безучастным, равнодушным к происходящему, что проявляется обычно одновременно как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровнях.

Правомерно ожидать, что партнеры с разноименными энергиями будут неуютно себя чувствовать при взаимодействии, особенно если их контакты длительные и тесные. Да и понятно отсутствует или ослаблена гармония эмоций и чувств, полярны состояния и настроения, различна степень включенности в ситуации. Желательно, чтобы "энергетические

поля" партнеров легко налагались или соприкасались – это облегчает деловое общение и сосуществование.

Непросто устанавливать и поддерживать контакты индивидам, обладающим нейтральным зарядом – энергетическая неопределенность инертна, порой дезориентирует партнеров. Пожалуй, уютно чувствуют себя в энергетическом поле друг друга одноименно "заряженные" индивиды. Однако состояние энергетической статики через некоторое время способно вывести их из равновесия чувствуют взаимную усталость как очень общительные, эмоционально открытые люди, так и замкнутые, необщительные, отстраненные.

Кроме качественной характеристики, энергетическое поле человека, как мы знаем, имеет определенную интенсивность, силу, что проявляется в динамике всей психической деятельности – в скорости ответных реакций, в яркости эмоций и чувств, в быстроте или медлительности действий, в решительности поступков. Партнеры, резко различающиеся этим, могут испытывать взаимную неудовлетворенность, высказывать претензии по поводу ритма и длительности выполняемой работы. Так, флегматик может раздражать холерика своей нерасторопностью, вялостью движений, медлительностью мышления, а холерик способен действовать на нервы флегматику своей суетливостью, спешностью, невоздержанностью.

Реакция одного человека на энергетическое поле другого обычно происходит на подсознательном уровне вам чем-то неприятен человек и потому не хочется взаимодействовать с ним. Возможно, вторичное реагирование, когда некоторое время спустя вы начинаете искать объяснения, чем и почему партнер не понравился вам или стал неприятным. Но и в этом случае первопричина, то есть энергетические различия, может оставаться неосознанной, будут указываться иные свойства, например, характер, стиль мышления и прочие черты, которые якобы вызвали негативную реакцию.

8. Алгоритмическая – данная подструктура личности объединяет очень разные личностные качества, у которых тем не менее есть нечто общее – однообразие воспроизводимости. К ним относятся привычки, умения, стиль деятельности, разные ритуалы, включая бытовые, семейные, религиозные. Им свойственна весьма заметная жесткость повторения, в разных условиях они осуществляются как бы по "накатанным путям", при помощи алгоритмов и известных приемов.

Человек охотно и часто использует в своем поведении всякие однообразно воспроизводимые действия, потому что так ему легче осуществлять свою деятельность. Отсюда становится понятно, почему мы с большим трудом отказываемся от сложившихся привычек, избранного стиля в работе, усвоенных ритуалов и почему так болезненно переживаем малейшие посягательства на них – таким способом мы защищаем легкие, а значит и приятные режимы нашей психической деятельности.

Алгоритмическое устройство партнеров может быть более или менее

идентичным. Чем больше сходства в привычках, навыках, умениях, ритуалах, стилях поведения, тем больше шансов проявить себя свободно и беспрепятственно в присутствии партнера, тем, следовательно, легче протекает психическая деятельность каждого. Таково общее правило, хотя в жизни встречаются исключения один партнер нетерпим именно к тем качествам другого, которыми сам наделен.

9. Характерологическая – сосредотачивает устойчивые, типообразующие черты личности, которые врожденны или приобретены под влиянием окружения в результате воспитания, примеров, подражания.

Здесь следует обратить внимание на то, что проявление черт характера в поведении индивида облегчает реализацию различных форм его психической деятельности в рамках врожденного и приобретенного, хотя при этом могут возникать трения с окружающими. Характер - это система самовыражения личности, посредством которой она адаптируется к самой себе, а именно осуществляет свою психическую деятельность в наиболее удобных и привычных для себя формах и режимах.

Когда сталкиваются партнеры, обладающие существенными различиями в характере, то оба могут испытывать трудности двоякого свойства: осложняется протекание внутренней психической деятельности и процесс сотрудничества. Коммуникативная толерантность проявится в том, что партнер способен принять, сгладить, не утрировать эти различия или по каким-то причинам не замечать их, например, под влиянием большой любви или, напротив, в случае полнейшего безразличия к партнеру.

10. Функциональная – закрепляет различные системы жизнеобеспечения и поддержания комфорта личности - это прежде всего потребности и возникающие на их основе предпочтения и желания.

Поскольку потребности, предпочтения и желания связаны с функциональными состояниями жизнеобеспечения и комфорта, личность активно их заявляет и защищает. Любые посягательства на них воспринимает как угрозу благополучию, как наступление на свою бытийность. В то же время человек с низким уровнем толерантности испытывает неудовлетворенность, раздражение либо неприязнь к партнеру, стремящемуся проявить и отстоять свои потребности.

Вероятность проявления коммуникативной толерантности на уровне функциональной подструктуры личности тем выше:

Чем больше сходства в репертуаре потребностей партнеров, то есть сходства в количестве и наименовании активно задействованных, проявленных и защищаемых потребностей,

Чем более совпадают у партнеров предпочтения, потребности, то есть совпадают в их значимости и последовательности осуществления,

Чем более сходны желания партнеров, то есть сходны в стремлении удовлетворить конкретные потребности.

Таковы основные личностные подструктуры, обуславливающие коммуникативную толерантность Характеризуя любого человека, можно

определить для него:

1) уровень ситуативной коммуникативной толерантности - фиксируется в отношениях данной личности к конкретному другому человеку, например, к брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику. В данном случае поток энергии эмоций строго направлен. Низкий уровень ситуативной толерантности проявляется, например, в высказываниях "терпеть не могу этого человека", "он меня раздражает своим присутствием", "меня трясет от него", "меня все в нем возмущает".

О высоком уровне свидетельствуют выражения типа: "мне очень импонирует этот деловой партнер", "с этим человеком легко общаться". О среднем уровне говорят высказывания типа: "не все я принимаю в этом человеке", "иногда он невыносим", "кое-что меня в нем раздражает";

2) уровень типологической коммуникативной толерантности - выявляется в отношениях человека к собирательным типам личностей или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии. Определенная энергия эмоций выражается во взаимодействии с конкретными человеческими типами. Низкий уровень типологической толерантности заключен, например, в словах: "меня раздражает такой тип людей", "я не стал бы жить в одной комнате с нацменом", "лучше не иметь дела с клиентами – пенсионерами". Средний уровень проступает в оборотах речи: "такие работники вызывают противоречивые чувства", "если захотеть, его можно вытерпеть в качестве партнера". О высоком уровне типологической толерантности свидетельствуют выражения: "обычно представители этой нации – хорошие люди", "обожаю такой тип мужчин";

3) уровень профессиональной толерантности – проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности. В этом случае дополнительная энергия эмоций обнаруживается у личности, главным образом, в рабочей обстановке.

Так, можно говорить о терпимости врача или медсестры в отношениях с больными – капризными, преувеличивающими тяжесть заболевания, нарушающими больничный режим и т. п. У стюардесс есть понятие "хороший" или "плохой" пассажир, у официантов, парикмахеров, водителей такси – "хороший" или "плохой" клиент;

4) уровень общей коммуникативной толерантности – в нем просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека.

Общая коммуникативная толерантность в значительной мере предопределяет прочие ее формы – ситуативную, типологическую, профессиональную.

Как же узнать, в какой мере вы способны проявлять терпимость к другим? Об этом свидетельствуют определенные поведенческие признаки и умонастроения.

О низком уровне общей коммуникативной толерантности свидетельствуют следующие особенности поведения:

1. Вы не умеете, либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей.

Индивидуальность другого это прежде всего то, что составляет особенное в нем: данное от природы, воспитанное, усвоенное в среде обитания. Мера несовпадения личностных подструктур партнеров и составляет различия их индивидуальностей.

Проверьте себя: насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальность встречающихся вам людей. Ниже приводятся суждения, воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к вам: 0 баллов – совсем неверно, 1 -верно в некоторой степени, 2 – верно в значительной степени, 3 – верно в высшей степени. Закончив оценку суждений, подсчитайте число полученных баллов, но будьте искренни:

Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.

Меня раздражают суетливые, непоседливые люди

Шумные детские игры переношу с трудом

Оригинальные, нестандартные, яркие личности, чаще всего действуют на меня отрицательно

Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня

2. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя.

В этом случае вы отказываете партнеру в праве на индивидуальность и, словно в прокрустово ложе, втискиваете партнера в ту или иную подструктуру своей личности. Более того, в прямом или завуалированном виде вы считаете себя "истиной в последней инстанции", судите о партнерах, руководствуясь своими привычками, установками и настроениями.

Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать людей, исходя из собственного Я. Меру согласия с суждениями, как и в предыдущем случае, выражайте в баллах от 0 доЗ:

Таким способом вы регламентируете проявление индивидуальности партнеров и требуете от них предпочтительного для себя однообразия, которое соответствует вашему внутреннему миру - сложившимся ценностям и вкусам.

Проверьте себя: в какой мере категоричны или консервативны ваши

оценки в адрес окружающих: ____

1. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды).

2. Так называемые "новые русские" обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством.

3. Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно не симпатичны мне.

4. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.

5. Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем.

4. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров.

Качества личности партнера, которые определяют положительный эмоциональный фон общения с ним, назовем коммуникабельными, а качества партнера, вызывающие негативное отношение к нему - некоммуникабельными. Человек с низким уровнем общей коммуникативной толерантности обычно демонстрирует неуправляемые отрицательные реакции в ответ на некоммуникабельные качества партнера. Неприятие в другом чаще всего вызывают некоммуникабельные типы лиц, некоммуникабельные черты личности и некоммуникабельные манеры общения.

Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей (степень согласия с суждениями оценивайте от 0 до 3 баллов):

5. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнера.

В сущности, вы беретесь за непосильную задачу - вознамерились изменить ту или иную подструктуру личности, обновить, переподчинить или заменить ее элементы. Попытки перевоспитать партнера проявляются в жесткой или мягкой форме, но в любом случае, они встречают его сопротивление. Жесткая форма отмечается, например, в привычке читать мораль, поучать, укорять в нарушении правил и этики. Мягкая сводится к требованиям соблюдать правила поведения и сотрудничества, к замечаниям по разным поводам.

Проверьте себя: есть ли у вас склонность переделывать и перевоспитывать партнера (оценка суждений от 0 до 3 баллов):

Я имею привычку поучать окружающих.

Невоспитанные люди возмущают меня.

Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо

Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания.

Я люблю командовать близкими.

6. Вам хочется подогнать партнера под себя, сделать его удобным.

В данном случае вы как бы "обтесываете" те или иные качества личности партнера, стремясь регламентировать его поступки или добиться сходства с собой, настаиваете на принятии вашей точки зрения, оценивая партнера, исходите из своих обстоятельств и т", д.

Проверьте себя: в какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными (оценка суждений от 0 до 3 баллов):

1. Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах.

2. Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка.

3. Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня.

4. Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.

5. Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется.

7. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.

Это означает, что ваше сознание "застревает" на различиях между личностными подструктурами - вашей и партнера. Таков источник взаимных обид, стремления усложнить отношения с партнером, придавать особый неприятный смысл его поступкам и словам.

Проверьте себя: свойственна ли вам такая тенденция поведения (оценка суждений от 0 до 3 баллов):

8. Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер.

Такое наблюдается в тех случаях, когда партнер недомогает, жалуется, капризничает, нервничает или ищет соучастия и сопереживания. Человек с низким уровнем коммуникативной толерантности - душевно черствый и потому либо не замечает подобных состояний, либо они его раздражают, по крайней мере, вызывают осуждение. При этом он игнорирует то, что сам тоже бывает в дискомфортных состояниях и обычно рассчитывает на понимание и поддержку окружающих.

Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих (оценка суждений от 0 до 3 баллов): _____________

Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.

Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.

Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.

Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).

Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей.

9. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других.

Данное обстоятельство указывает на то, что адаптация к самому себе для вас функционально важнее и достигается проще, чем адаптация к

партнерам. Во всяком случае, вы постараетесь менять и переделывать прежде всего партнера, а не себя - для некоторых это непоколебимое кредо. Взаимное существование, однако, предполагает адаптационные умения обеих сторон.

Проверьте себя: каковы ваши адаптивные способности во взаимодействии с людьми (оценка суждений от 0 до 3 баллов):

1. Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам.

2. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.

3. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе.

4. Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми.

5. Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.

Итак, вы ознакомились с некоторыми поведенческими признаками, свидетельствующими о низком уровне общей коммуникативной толерантности, сопровождающемся негативными эмоциями. Подсчитайте сумму баллов, полученных вами по всем 9-ти признакам и сделайте вывод: чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов, которые можно заработать - 135, свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Точно так невероятно получить ноль баллов - свидетельство терпимости личности ко всем типам партнеров во всех ситуациях. В среднем, опрошенные набирают: воспитатели дошкольных учреждений - 31 балл, медсестры - 43, врачи - 40 баллов. Сравните свои данные с приведенными показателями и сделайте вывод о своей коммуникативной толерантности.

Обратите внимание на то, по каким из 9-ти предложенных выше поведенческих признаков у вас высокие суммарные оценки - здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов. Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее вы терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше ваши оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений. Разумеется, полученные результаты позволяют подметить лишь основные тенденции, свойственные вашим взаимоотношениям с партнерами. В непосредственном, живом общении личность проявляется ярче и многообразнее. Сравните себя с представителями некоторых массовых профессий, связанных с общением и влиянием на людей.

Показатели сниженной толлерантности - балл из 15 возможных (N - число опрошенных)

Показатели

Воспитатели

Медсестр ы

Неприятие или непонимание индивидуальности человека.

Использование себя в качестве эталона при оценке других.

Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров.

Стремление переделать, перевоспитать партнеров.

Стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным.

Неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.

Нетерпимость к физическому или психическому диском-, форту партнера.

Неумение приспосабливаться к партнерам.

Нарастание нетерпимости к окружающим является достаточно надежным признаком развивающихся психических нарушений, таких как неврозы, депрессии, общее снижение личности при алкоголизме и наркомании. Устойчиво низкий и очень низкий уровень толерантности - спутник некоторых психопатий, то есть нарушений в сфере характера. Например, нетерпимы к окружающим параноики, эпилептоиды, истероиды.

Ульянова Наталья,

Красноярский педагогический колледж №1

имени М. Горького, 3 курс

Нетерпимость и толерантность в речевом общении педагога

Жизнь в обществе развивает у человека способность и потребность служить общественно-созидательным целям. Часто эти цели связаны с решением конкретных задач и проблем. Например, развивающее образование готовит граждан к участию в процессах социального, культурного и экономического развития, а экологическое образование дает знание об угрозах природе и поощряет поведение, направленное на их устранение. Образование должно содействовать достижению общественно – созидательных целей, обеспечивать социальные процессы на основе соблюдения прав человека и демократических принципов. Такое образование прямо направлено на решение проблемы нетерпимости (intolerance), которая представляет серьезную и весьма значительную угрозу правам человека, демократии и миру.

В современном обществе в ряду других общечеловеческих ценностей выступает толерантность, рассматриваемая сегодня как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры.

Толерантность – важный компонент зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В 1995 году ООН приняла «Декларацию принципов терпимости», где раскрыта сущность понятия толерантности как основополагающего в человеческих взаимоотношениях . В Декларации, в частности, говорится: «Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других» [Декларация 1995: 1]. Проблема воспитания толерантности становится наиболее актуальной в наши дни, когда в результате активизации международного терроризма резко возросла напряженность в человеческих отношениях [Львов 2000: 4]. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». В «Толковом словаре русского языка » под редакцией «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость». В словаре иностранных слов и выражений» это понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо [Крысин 2000: 2].


В разных языках в зависимости от исторического опыта народов понятие толерантности имеет различные смысловые оттенки. В английском языке «толерантность» - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке «быть толерантным» - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»; в арабском «толерантность» - «прощение, снисхождение, благосклонность, терпение, расположенность к другим», в персидском – « терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».

В русском языке существуют два слова со сходным значением – «толерантность» и «терпимость».

В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резким расслоением мировой цивилизации по экономическим, социальным, морально-этическим, другим признакам и связанным с этим ростом нетерпимости, религиозного экстремизма; обострением межнациональных отношений, вызванным локальными войнами, проблемами беженцев, сменой моральных парадигм и т. д.

Профессия учителя относится к профессиям «повышенной речевой ответственности», т. к. деятельность педагога воплощается в речи и реализуется через речь [Ладыженская 1998: 3].

Педагогическое общение создает большие возможности для проявления толерантности. Работа педагога – творчество, в ней нет жесткой регламентации, поэтому учитель может проявлять толерантный стиль в разных учебно-педагогических ситуациях.

Толерантность в речи учителя – своеобразная система речевых средств и приемов педагогического воздействия, свойственная учителю-мастеру и раскрывающая его неповторимую индивидуальность. В ней отражается стиль педагогического общения как индивидуальная форма коммуникативного поведения учителя.

На толерантность речи влияют природные свойства личности учителя – темперамент, стиль мышления, способности, - и социальные свойства – навыки речевого выражения мысли.

Терпимость в речи – показатель высокого уровня педагогического мастерства, владения профессиональной речью, так как выбор речевых средств, раскрывающих индивидуальный подход, предполагает знание учителем всего многообразия этих средств и своей индивидуальной риторической природы.

К сожалению, достаточно часто встречается и интолерантное речевое поведение педагога, которое выражается в насмешках, оценочных намеках, иронических замечаниях, намеренном изменении формул речевого этикета . Порой нетерпимость в речи учителя может проявляться в форме угроз, крике, открытых оскорблениях, а иногда и в использовании сниженной лексики.

Мы начали проводить исследование в аспекте нашей темы: «Толерантность и речевая культура педагога». Приведем несколько примеров-выражений будущих преподавателей-студентов 3 курса нашего колледжа, на занятиях и вне занятий:

§ на уроке математики: «Да дурачок какой-то»;

§ на уроке истории: «У тебя врать – это в крови!»;

§ на уроке русского языка: «Ну, че ты врешь?»;

§ после уроков: « Глупые какие – то!»;


§ на уроке изобразительного искусства: «И что же ты рассопливилась!?».

На наш взгляд, эти реплики унижают достоинство школьника и самого студента, ведь такое отношение нарушает все взаимоотношения. И мы осуждаем это.

Речевая агрессия может иметь самые нежелательные и опасные последствия как для учащихся и самого педагога, так и для учебного процесса в целом.

За многие годы в нашем обществе сформировался речевой идеал учителя – система характеристик речевого поведения, отвечающих гуманистическому началу и воплощающих эталонную модель личности педагога. «Не навреди» - такова заповедь профессионального речевого поведения учителя, включающая следующие составляющие:

§ избегай многословия;

§ отдавай себе ясный отчет в том, зачем ты вступил в разговор;

§ говори просто, четко и понятно;

§ избегай однообразия речи;

§ владей основными правилами культуры языка;

§ умей находить общий язык;

§ умей не только говорить, но и слушать;

§ следуй высоким образцам;

Речевое поведение учителя должно быть толерантным, оно должно вызывать уважение стороны учащихся, ведь оно – отражение общественно одобренного типа поведения, образец для подражания.

Литература.

Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО от 01.01.01 года. Крысин словарь иноязычных слов. М.,2000. Ладыженская речь как средство и предмет обучения. М.,1998. Львов теории речи. М.,2000. Риэрдон. -дорога к миру. М., 2001. Филиппова речь учителя. М.,2001.

Иванова Александра,

Черемховский государственный педагогический колледж,

3 курс

Лексико-семантическая классификация годонимов

Многие отечественные лингвисты занимались проблемами номинации как целенаправленной деятельности по созданию новых языковых единиц. Среди них, которые изучали взаимодействие языка и мышления, языка и действительности, выбор признаков, лежащих в основе номинации. Исследования, и других учёных внесли значительный вклад в разработку общей модели номинативного процесса, самой техники создания номинаций, выявления принципов номинации, анализ типологии языковой номинации, классификацию номинативных признаков и способов номинации.

Известным лингвистом еще в 1928 году в работе «О лингвистическом изучении города» была обозначена проблема исследования лингвистического облика города, разработки системы понятий и терминов для языка города и его структуры, принципов номинаций [ Я 1997: 189].

В настоящее время изучением изменения особенностей языка занимается новая дисциплина, недавно выделившаяся из микросоциолингвистики, лингвистическое градоведение. В статье «Лингвистическое градоведение» рассматривает «лингвистическое градоведение» как «объект филологических исследований, предполагающий обращение к языку города как фрагменту городской культуры, важнейшей из подсистем городской семиотики, которая рассматривается в контексте других семиотических подсистем» [ 1998: 78].

Язык города изучается в разных аспектах: исследуются и описываются многообразные формы языковой коммуникации в пространстве города, разнообразные формы общения города, анализируются тексты городской среды. Одну из важных проблем лингвистического градоведения представляет проблема исследования языка города, связанная с изучением текстов городской среды (топонимика, эпиграфика, урбонимика), описанием «номинативной картины» города.

Урбанонимы, функцией которых является обозначение внутригородских топографических объектов, представляет собой наиболее подвижную часть топонимов, так как отражает на только языковые изменения, но и культурно-идеологические тенденции своего времени. Урбанонимы – это совокупность номинаций городских объектов [ 1988: 21]. Наименование внутригородских объектов производится в административном порядке органами самоуправления, поэтому урбанонимы имеют системный и целенаправленный характер. К урбанонимам относятся годонимы, эргонимы, агоронимы, гидронимы и другие группы номинаций.

Достижения в области топонимики в настоящее время активно используются при анализе различных видов урбанонимных номинаций, составляющих тексты городской среды. Так, в своей работе «Русская городская топонимия: Методы историко-культурного изучения и создания компьютерных словарей» подчеркивает: «Городские топонимы, оставаясь памятниками истории, языка и диалектов, культуры, исторической географии, традиций, образа мышления и т. д. русского этноса, одновременно входят в прочную и объективную систему историко-культурных и пространственно-временных вех жизни городов России» [ 1996: 4].

В нашем исследовании мы анализируем годонимию (наименования планарных (районов, микрорайонов, городских поселков) и линейных (улиц, переулков, площадей, бульваров и проездов) внутригородских объектов). Вслед за, мы рассматриваем годонимию как «совокупность годонимов, как факт языковой жизни современного города, который представляет постоянно меняющееся явление», а годоним как «наименование районов, микрорайонов, городских поселков, улиц, переулков, площадей, бульваров, проспектов и проездов» [ 1988: 22].

В данной статье нами предпринята попытка лексико-семантической классификации годонимов собранной картотеки, насчитывающей 200 номинаций. В основе описания годонимов лежит лексико-семантическая классификация, разработанная [ 1991: 35].

В структуре годонимии Черемхово выделяются следующие группы линейных урбанонимов – годонимов:

1. Агионимы - годонимы, имеющие в своей основе имя собственное (антропоним) – самая обширная группа собранного нами материала (34%).

1.1. антропонимы исторических лиц - полководцев, декабристов, политических деятелей советской эпохи, военначальников периода Великой Отечественной войны, что составляет 76,7 % (ул. Дзержинского, ул. Калинина, ул. Степана Разина, пер. Пугачева, ул. Орджоникидзе, пер. Марата и др.);

1.2. антропонимы писателей, поэтов, что составляет 16,8% от зафиксированных агионимов (ул. Белинского, ул. Горького, ул. Д. Бедного, ул. Достоевского, ул. Есенина, ул. Маяковского и других);

1.3. антропонимы известных русских и зарубежных композиторов и художников , что составляет 6,5% от зафиксированных агионимов (ул. Глинки, ул. Чайковского и других).

По нашему мнению, данная группа годонимов отражает культурно-историческое развитие города Черемхово и включение такого большого числа антропонимов показывает значимость увековечивания памяти людей, деятельность которых оставила след в истории страны, области, города.

2. Топонимы - лексемы с локативной семантикой (15,4%).

Топонимия области отражается в следующих оттопонимных годонимах, имеющих в своей основе астионимы (названия городов) (68%), например, ул. Ангарская, пер. Иркутский, ул. Черемховская. Кроме того, топонимия области отражается в годонимах, получивших своё название от комонимов (названий сельских объектов) – 32%, например, ул. Аларская, пер. Голуметский, пер. Забитуйский и другие.

3. Нумеративные годонимы (номинации, созданные на основе нумеративного принципа). В годонимии города нумеративный принцип наименования улиц является продуктивным (13% от всех зафиксированных номинаций), например, годоним «Горняцкая» зафиксирован 3 раза (ул. 1-я Горняцкая, ул. 2-я Горняцкая, ул. 3-я Горняцкая), годоним «Красноармейская» зафиксирован 3 раза (ул. 1-я Красноармейская, ул. 2-я Красноармейская, ул. 3-я Красноармейская), годоним «Нагорная» зафиксирован 3 раза (ул. 1-я Нагорная, ул. 2-я Нагорная, ул. 3-я Нагорная). Большое количество слов профессиональной принадлежности указывает на историческую стройку железнодорожной магистрали в Сибири.

4. Названия символов социалистической эпохи , что составляет 11,8 % от всех примеров собранного материала, например, ул. Комсомольская, ул. Коммунистическая, пер. Октябрьской революции, пер. Пролетарский, пер. Советский и другие.

5. Наименования людей по профессии и роду занятий , общественным ролям, а также обозначающие группы лиц, которые оцениваются обществом положительно - 10% (например, ул. Борцов Революции, ул. Горняцкая, ул. Забойщика, ул. Кузнечная, ул. Строителей, ул. Шахтерская, ул. Углекопа и другие).

6. Наименования, описывающие рельеф местности (4, 2%), например, ул. Карьерная, ул. Лесная, ул. Садовая, пер. Бугровой, пер. Нагорный и другие.

7. Названия, имеющие пространственную семантику , составляют 3,8% от всех зафиксированных номинаций. К таким номинациям относятся улицы, которые называются по сторонам света (ул. Верхняя Заозёрная, ул. Западная, ул. Южная и другие).

8. Годонимы, имеющие в своем составе упоминание о каких-либо материалах, что составляет 3,8% от всех зафиксированных номинаций (ул. Графитная, пер. Рудничный, пер. Угольный, пер. Хрустальный, пер. Слюдяной и другие).

9. Годонимы, имеющие в своем составе колоративы (слова со значением цвета) составляют 2% от зафиксированных номинаций, например, пер. Светлый, ул. Зеленая, ул. Красная и другие.

10. Эмоционально-характеристические названия (2%), например, ул. Дружбы, ул. Свободы, ул. Юбилейная и другие.

Таким образом, эти номинации чрезвычайно интересны как в плане отражения социальных, этнических, культурно-исторических и языковых процессов, происходивших и происходящих в городе, так и сами по себе, т. е. их рассмотрение в урбонимической системе позволит глубже уяснить основные тенденции развития и определить закономерности принципов номинации. Выделение лексико-семантических типов годонимов обнаружило некоторые особенности классификации годонимии города Черемхово. В нашей классификации наблюдается преобладание годонимов, содержащих в своей основе антропонимы (34%), что объясняется значимостью для человека увековечивания имен исторических личностей, писателей, поэтов, художников. Подавляющее большинство годонимов отображает какие-либо черты городских объектов, разные сферы жизни человека, мировосприятия субъекта номинации и реальные природные условия территории.

Литература:

1. «Русская городская топонимия: Методы историко-культурного изучения и создания компьютерных словарей, М. – 1996.

2. , Розанова одежды Москвы//Русская речь.-1994. - № 3.

3. О лингвистическом изучении города// Я Исследование русского языка и общее языкознание . – М.: Просвещение, 1977.

5.Подольская русской ономастической терминологии. – 2-е издание. – М.: Наука, 1988. – 192 с.

6.Подберезкина градоведение (о перспективах исследования языкового облика Красноярска)//Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Научно-метод. бюллетень-Красноярский университет, 1998.- вып. 6.

7. Шмелева годонимия: семантика и семиотика. Лингвистическое краеведение. Пермь: Издательство ПГПИ, 1991.

8. Шмелева города. Пространственные ориентиры: М. Разраб.- Красноярск: Красноярский университет, 1990.

Волкова Марина ,

КГПУ им. , 3 курс

Языковой знак как отражение речемыслительной

деятельности субъекта

Стремление к изучению языка с точки зрения языкового знака определяет современное состояние лингвистических исследований, развивающих идеи лингвистической философии В. Фон Гумбольдта, де Куртенене, которые уделяли внимание тесной взаимосвязи языковых особенностей с процессами высшей нервной деятельности индивидов.

Исходя из этого, можно сказать, что слово состоит из сегментов (знаков), которые обладают своей содержательностью. Языковой знак – основная составляющая слова, а, значит, и языка. Поскольку язык – это система фонетических , словообразовательных, лексических и синтаксических средств, являющихся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений, служащая важнейшим средством общения людей (ЛЭС), а знак – неделимая далее, неразложимая единица языка, то языковой знак – это минимальный элемент языкового мышления.

Если знак вычленяется в слове, известном субъекту, то он может обладать основными признаками морфемы (наличием семантики, воспроизводимостью, несамостоятельностью и материальностью). Однако в разных словах он может вычленяться по-разному, оставаясь минимальным и неделимым. Вычленение знака зависит от речемыслительной деятельности индивида (субъекта), от образов и ассоциаций, возникших в результате нее.

«Поскольку звучащие языковые знаки являются реально существующими физическими объектами, в нашем сознании они отражаются в виде таких же образов, как и образы любых других объектов, которые могут быть обобщены и абстрагированы» . При встрече с неизвестным словом, наше сознание складывает определенный звукобуквенный комплекс (языковой знак), возникают образы, ассоциации, на основе которых появляются варианты значений и выбирается основной, наиболее подходящий к данному контексту.

Рассматривая слово как знак, мы решили узнать, насколько значима речемыслительная деятельность субъекта в определении значения неизвестного слова.

Для этого был проведен эксперимент: студентам было предложено слово (бигеминия), значение которого они не знали. Далее предлагалось записать и высказать предположение о его лексическом значении.

Были выявлены предполагаемые значения, вызванные определенными ассоциациями. Так 28% респондентов связали понятие бигеминия с болезнью или медицинским термином, 16% - с наукой, 16% - с бегом или деятельностью, связанной с бегом, столько же информантов ответило, что бигеминия – это название растения или науки о растениях, 8% затруднялись ответить, и 16% указали другие варианты значений.

Такими вариантами были: бигеминия - это «нечто непонятное, ассоциируется с аброй-кадаброй», «нечто ужасное, отвратительное», «разновидность полисемии», «нечто связанное с размером», «художественное средство, разновидность метафоры», «самка бегемота, или детеныш женского пола».

Необходимо отметить не только отличные определения значения, но и разное орфографическое оформление. Мнения о написании в первом слоге Е или И разделились поровну, однако во втором слоге 58% студентов предпочли букву И; 62% написали бигеМиНия, 38%- бигеНиМия.

Точное значение слова бигеминия – это «(от би… и лат. geminus – двойной, парный) вид аритмии сердца, при котором за каждым нормальным сердечным сокращением следует экстрасистола» .

Связь с названием болезни. Студенты определили значение слова, исходя из субъективности языка, т. е. вкладывали смысл в это понятие за счет соотнесения тех или иных знаковых единиц слова со знаковыми паронимами других слов. Так, например, конечное –нимия, - ния в бигеминии соотнесли с семантическими совпадениями (квазиморфемами) в названиях некоторых болезней (анемия , лейкемия, шизофрения, дистония). Знаку би - нашли паронимы в английский словах bi - g [би-г], be - gin [би-гин], так же как и –мин - соотнесли с англ. глаголом mean , что значит «обозначать».

Е/И в 1слоге

Е/И во 2 слоге

МиНия/НиМия

бЕгеминия

бигИминия

бигеМиНия

бИгенимия

бигЕминия

бигеНиМия

Причина написания

объяснение

Нимия, - миния, - ния

Анемия, лейкемия, шизофрения, дистония, стенокардия

· с англ. big – «большой»; нечто серьезное, опасное для жизни, т. е. болезнь

· с англ. begin – «начало» чего-то серьезного;mean (англ.) – «обозначать»

«что-то общее с менингитом»

Механизм определения значения бигеминии как названия растения или науки о растении тот же. Но, как показывает анализ, определенную роль сыграл индексальный знак (знак, который связан по смежности с предметом, не будучи на него похожим, и вызывает возникающие с ним ассоциации).

Е/И в 1слоге

Е/И во 2 слоге

МиНия/НиМия

бЕгеминия

бигИминия

бигеМиНия

бИгенимия

бигЕминия

бигеНиМия

Причина написания

Пример

Бегония, герань

Диффенбахия, бамия, гардения

Необычность звучания

Монстера, традесканция, хлорофитум

Индексальные знаки бе-, ге - дали ассоциации, связанные с названиями цветов – бе гонией и ге ранью. Тем самым объясняется правописание Е в первых двух слогах (75%).

В то же время необычность звучания напомнила о сложных для запоминания названиях других растений (монстера, традесканция, хлорофитум).

Как известно, субъект пишет часть слова после того, как мозг находит соответствующую омонимичную часть в другом слове, т. е. подбирает проверочное слово. В нашем эксперименте, например, 100% респондентов, отметивших связь бигеминии с движением или бегом , написали в первом слоге Е , сопоставляя бигеминию со словами с корнем -бег- . Также 100% написали –МиНия , что дает основание полагать о подобранном мозгом омониме из англ. mean . То есть дословно «обозначающий бег».

Е/И в 1слоге

Е/И во 2 слоге

МиНия/НиМия

бЕгеминия

бигИминия

бигеМиНия

бИгенимия

бигЕминия

бигеНиМия

Причина написания

объяснение

Корень бег-

Бег, бегущий

Корни бег- и -мин-

Mean (англ.) – обозначать, т. е. «обозначающий бег»

-мин-

«бегство по минному полю»

При определении бигеминии как науки мнения о написании частей слова разделились поровну. По-видимому, были найдены семантические совпадения в таких названиях наук как х-имия , анато-мия, зоолог-ия , геометр-ия , гносеолог-ия .

Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

4.5. Толерантность

4.5. Толерантность

В психологии толерантность (лат. tolerantia - терпимость) - это терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо. Это установка на либеральное, уважительное отношение и принятие (понимание) поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных. Толерантность способствует предупреждению конфликтов и установлению взаимопонимания между людьми.

Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.

В. В. Бойко (1996) выделяет следующие виды коммуникативной толерантности:

ситуативная коммуникативная толерантность: она проявляется в отношениях данной личности к конкретному человеку; низкий уровень этой толерантности проявляется в высказываниях типа: «Терпеть не могу этого человека», «Он меня раздражает», «Меня все в нем возмущает» и т. п.;

типологическая коммуникативная толерантность: проявляется в отношении определенного типа личности или определенной группы людей (представителей определенной расы, национальности, социального слоя);

профессиональная коммуникативная толерантность: проявляется в процессе осуществления профессиональной деятельности (терпимость врача или медсестры к капризам больных, у работников сферы обслуживания - к клиентам и т. д.);

общая коммуникативная толерантность: это тенденция отношения к людям в целом, обусловленная свойствами характера, нравственными принципами, уровнем психического здоровья; общая коммуникативная толерантность влияет на другие виды коммуникативной толерантности, которые рассмотрены выше.

Толерантность формируется путем воспитания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Наконец добралась до очередной статьи. Итак, сегодня мы говорим о терпимости.

Терпимость. Смирись с несовершенством других.

Те, кто стоят и ждут, тоже служат…

Джон Мильтон

Мы на Западе не привыкли к терпимости. Когда руководитель дает нам задание, мы обычно спрашиваем: «К какому сроку нужно сделать работу?». Ответ всегда одинаков: «Всё нужно было сделать еще вчера. Смысл его совершенно ясен - не следует тратить время попусту. Нужно сделать всё и сделать быстро. Очень часто мы проявляем нетерпение в отношении техники, машин и имущества (включение компьютера, езда на автомобиле, покупка новой одежды).

В личной жизни мы постоянно ожидаем мгновенного вознаграждения. Терпимость является одной из семи основных черт характера любящего человека. Только сознательное решение любить позволит нам сделать наш мир более терпимым.



Терпимость - это умение позволит человеку быть несовершенным.

В разных отношениях терпимость проявляется по-разному. Но проявление терпимости в одной сфере нашей жизни помогает нам быть терпимыми в других .

Рассмотрим два ключевых фактора, способствующих обретению терпимости и успешному ее применению в повседневной жизни.

СЛОВА НАДЕЖДЫ.

Терпимость проявляется в том, что окружающих мы воспринимаем также, как хотели бы быть воспринимаемы сами. Люди - не машины, от которых вполне естественно ожидать совершенных результатов работы. В горячке повседневных взаимоотношений мы забываем о том, что все люди обладают разными эмоциями, желаниями, идеями и восприятием реальности. Каждый человек способен делать выбор. Быть терпимым - значит любить человека даже тогда, когда ты не согласен с его выбором.

Не всем близки наши приоритеты. Мы должны понять, что в любых отношениях всегда присутствует человеческий фактор. Этот фактор нужно учитывать, когда мы предъявляем какие-то требования к другим людям. В противном случае мы останемся людьми нетерпимыми и станем проявлять свою нетерпимость таким образом, который никак не способствует укреплению отношений между людьми.

Все мы постоянно меняемся - порой к лучшему, иногда к худшему. Если осознать этот процесс, то можно стать более терпимым к родственникам, коллегам и друзьям, даже если в данный момент они поступают не так, как нам хотелось бы. Если мы будем уважать их выбор, то с большей вероятностью сможем оказать на них положительное влияние. Мы не должны контролировать других людей. Можно лишь влиять друг на друга. Терпимость создает атмосферу, в которой позитивное влияние возможно.

ОСОЗНАЙ СИЛУ ТЕРПИМОСТИ

Подобно любой другой черте характера любящего человека, терпимость меняет людей. Вспомните басню Эзопа «Северный ветер и солнце». Эту древнюю басню вполне можно отнести к человеческим отношениям. Резкие, жестокие слова только портят связь с другими людьми и подталкивают нас к совершению не подобающих любящему человеку поступков.

Проявляя нетерпимость, выходя из себя и высказывая несправедливые обвинения в адрес своей жены Кэролайн, я становлюсь ей врагом, а не другом. Реакция Кэролайн совершенно естественна: она или борется с врагом, или бежит от него. В результате нашей ссоры никто не выигрывает, оба страдают из-за того, что отдаляются друг от друга - совершенно не те отношения, которые должны существовать между супругами. В любом случае мы теряем потенциал позитивного взаимовлияния. А вот когда я проявляю терпимость, сдерживаюсь и выражаю свое беспокойство ровно, мирно, как подобает любящему супругу, мне удается сохранить наши отношения добрыми и оказать позитивное влияние на жену.

Конечно, гораздо проще проявлять терпимость к тем, кто терпим по отношению к нам. Но, уклоняясь от общения с нетерпимым человеком, мы теряем возможность осознать силу терпимости. В сложных ситуациях мы понимаем, что терпимость способна изменить человека, но для этого нужно любить его по-настоящему.

Когда кто-то ведет себя с вами нетерпимо, используйте эту возможность, чтобы проявить терпимость.

ТЕРПИМОСТЬ В ДЕЙСТВИИ

Терпимость - это вовсе не бездействие. Я знал людей, которые с каменными лицами могли выслушивать крики и оскорбления, а потом, не сказав ни слова, встать и выйти из комнаты. Это не терпение, а обычное бездействие. Это эгоцентризм. Человек с каменным лицом не хочет войти в положение собеседника.

Терпимость - это внимание и забота о другом человеке. Это готовность сочувственно выслушать, понять, что происходит в душе собеседника. Такой процесс требует времени и сам по себе является проявлением любви. Терпимость - это умение сохранять спокойствие, когда человек говорит тебе неприятные вещи. Терпимость говорит: «Я внимателен к тебе, что бы ты ни говорил и что бы ты ни делал. Я останусь и выслушаю вместо того, чтобы уйти и бросить тебя».

Терпимость - это готовность принять холодное отношение или чрезмерно эмоциональную реакцию другого человека ради того, чтобы выяснить реальную причину его недовольства. Терпимость - это умение продолжать слушать даже тогда, когда слова собеседника ранят или обижают тебя. Нужно показать, что ты понимаешь чувства собеседника и внимательно слушаешь.

Когда человек злится, выслушайте его внимательно. Только тогда вы сможете понять причины его раздражения.

Все мы попадали в ситуации, когда мы сами или кто-то другой создавал невероятную напряженность, проявляя нетерпимость и не умея контролировать собственную речь. Гнев сам по себе имеет право на существование. Время о времени мы злимся по одной просто причине: никто из нас не совершенен! Человеку свойственны чувства боли, гнева, разочарования и подавленности. В этих эмоциях нет ничего плохого. Самое главное то, как мы на них реагируем. Наши жесткие, грубые, резкие слова лишь ухудшают ситуацию. Когда же мы проявляем терпимость, то получаем время на то, чтобы разобраться в собственных чувствах.

Терпимость - это вовсе не обязанность во всём «соглашаться» с собеседником, чтобы избежать ссоры. Терпимость - это умение вести диалог, который позволит понять мысли, чувства и поведение другого человека. Возможно, это поведение нам не нравится. Но, разобравшись, что происходит в душе и разуме собеседника, мы сможем реагировать на его поступки более конструктивно. Научившись выслушивать прежде, чем говорить, мы найдем нужные, целительные слова.

Бывают ситуации, когда вам кажется, что ваш гнев вполне обоснован. Но даже в этом случае у вас остается выбор. Если проявить нетерпимость, то легко обрушиться на человека с обвинениями. Но он наверняка начнет отругиваться, вы поссоритесь и испортите себе вечер. А если выразить свой гнев иначе, честно сказав о своих чувствах, но при этом терпимо отнестись к несовершенству другого и суметь найти позитивные слова, то это спасет ситуацию.

Жесткие слова всегда создают напряженность. Терпимость призывает нас всегда руководствоваться любовью.

Во многих отношениях мы ценим время даже больше, чем деньги. Идея терпимости идет вразрез с заполненным до предела рабочим графиком. Что если терпимость превратиться в лень или приведет к срыву сроков? У нас с трудом хватает времени на все дела, а что произойдет, если взаимодействие с людьми станет протекать медленнее, чем сейчас? Но «терпение» не означает «медлительность» или «неэффекивность». Как же совместить терпимость и необходимость выполнить работу в срок?

Эмоции, конфликты и человеческие потребности редко бывают организованы, и ожидать этого не следует. Но очень важно научиться обрабатывать их позитивным образом. Проявляя терпимость мы подчеркиваем, что человеческие отношения гораздо важнее расписаний и графиков. Удивительно то, что стоит поставить отношения во главу угла дома и на работе, как производительность и качество труда резко возрастают.

В отношениях с людьми никогда нельзя торопиться. Это не означает, что мы должны откладывать срочную работу ради того, чтобы поговорить. Просто мы осознанно должны в своих поступках и словах ставить людей выше результатов. Успех - это не только достижения, но и отношения. Каждый раз, проявляя терпимость в отношениях с человеком, не поддаваясь гневу или раздражению, мы лучше понимаем ценность нашего собеседника.

Терпимость - самый мудрый и эффективный выбор, какой только можно сделать.

Любя сознательно, мы осознаем ненужность спешки и можем притормозить. В такие моменты мы вспоминаем о дорогих для нас человеческих отношениях. Вложения в человеческие отношения в перспективе принесут успех не только нашему супругу, коллеге, ребенку, но и нам.

Воспитывая в себе терпимость, мы повышаем свои шансы на успех и достижения. Приняв решение любить мир и людей по-настоящему, мы можем сосредоточиться на самом важном на данный момент, а в случае необходимости терпеливо ждать.

БУДЬ ТЕРПЕЛИВЫМ ПО ОТНОШЕНИЮ К САМОМУ СЕБЕ

Учась быть терпеливыми по отношению к окружающим, мы не должны забывать о терпении по отношению к самим себе. Мы тоже меняемся, даже если речь идет всего лишь о выработке привычки терпимости. Большинство из нас постоянно испытывает стресс, а в подобных условиях мы как никогда склонны к нетерпимости. Мы становимся перфекционистами: хотим всё делать правильно и вовремя. А испытывая неудачу, злимся и начинаем мысленно себя ругать: «Не могу поверить, что я сделал! Как я мог быть таким идиотом? Почему я не потратил на это больше времени? Я был так глуп». Подобный внутренний монолог не способствует нашему развитию. Напротив, он лишает нас веры в собственные силы.

Если мы хотим по-настоящему любить других людей, то должны быть терпимы по отношению к себе.

Если мы нетерпеливы по отношению к окружающим, то, скорее всего, нетерпимы и по отношению к самим себе. Мы предъявляем другим людям такие же высокие требования, как и себе. Очень часто эти требования абсолютно нереалистичны.

Что же делать в такой ситуации? Не думайте, что нужно обязательно снизить критерии самооценки. Нужно просто скоординировать процесс своего развития. Если вы не удовлетворены своей работой, постарайтесь найти в ней хорошие стороны и спросите себя: «Чему я могу научиться из эого опыта?» Проявляя терпимость, мы проявляем уважение к самим себе и к окружающим. Мы понимаем, что каждая неудача может быть шагом на пути к успеху.

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ТЕРПИМОСТИ

Будучи эгоцентричными созданиями, люди обычно говорят и делают то, что кажется наилучшим именно для них. Инстинкт самосохранения заставляет нас мгновенно реагировать на человека, который причиняет нам боль. Но каждый раз, проявляя нетерпимость в отношениях с окружающими, мы лишаем себя возможности проявит любовь.

Терпимость отличает оставленное нами доброе наследие от наследия дурного.

Очень часто путь к терпению начинается с признания прошлых неудач. Я обнаружил, что, когда я извиняюсь перед окружающими за свою нетерпимость, они всегда готовы простить меня.

Разобравшись с грузом прошлого, мы можем разрушить прошлые стандарты нетерпимости и заменить их стандартами терпимости и любви. Единственный способ избавиться от прежних стандартов - это выявить их. Спросите себя: «Как я чаще всего реагирую, когда рассержен или разочарован кем-либо?»

Библия дает два хороших совета:

«Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста; потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору» (Прит.30:32,33)

Найди способ избавиться от прежних стандартов, сформированных годами . Осознав, что говоришь нечто такое, чего не следовало бы, остановись. Это можно делать даже буквально, прикрывая рот рукой в подобных ситуациях. Некоторые люди считают до ста, другие совершают долгую прогулку, прежде чем отреагировать на ситуацию, или просто на несколько минут выходят из комнаты.

«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Прит.15:1)

Замени негативное поведение позитивным . Даже в раздраженном состоянии нужно говорить тихо и спокойно. Спокойная речь не пробуждает гнева в собеседнике. Тихий голос заставляет людей прислушиваться.

Следующий шаг - это осознание, что нетерпимость не способствует изменению ситуации , причем она не только тщетна, но и разрушительна.

Последний шаг к обретению терпимости - это умение сконцентрироваться на решении , а не на проблеме. Терпимость сосредотачивается на проблеме, а не на человеке, т.е. на решении проблем, а не на конфликте с самим человеком.

В семейном общении, как это ни странно, мы не всегда проявляем уважение друг к другу. О чём же тогда можно говорить, если речь идёт об общении с посторонними?!

Люди часто отстаивают свои убеждения в том, что только их собственные вкусы, мысли, настроение — правильны и достойны ува-жения. Те же, кто их не разделяет, — не достойны хорошего к ним отношения. Но давайте пофантазируем: представьте, что вы очути-лись в городе, все жители которого думают одинаково, одинаково воспринимают окружающее, у них одинаковые вкусы, и они во всём соглашаются друг с другом... Много ли карандашей вам нужно, чтобы на рисунке отразить жизнь этого города? Хотели бы вы там жить? Ответив «нет» на этот вопрос, мы должны признать: жизнь необык-новенно разнообразна, все мы не похожи друг на друга, и, чтобы мирно сосуществовать, нам нужно мириться с этим разнообразием. Качество, проявляющееся в признании права быть иным, называется толерантностью. Это слово происходит от латинского прилага-тельного «терпимый». Таким образом, толерантный - такой, который способен понимать другого, не такого, как он сам, человека.

Толерантность даёт людям возможность жить сообща даже в слу-чае отсутствия приязни, уважения, любви. Она помогает сохранять определённую дистанцию между людьми во избежание взаимных обид.

Чтобы понять, что такое толерантность, припомните, как кто- либо из учителей или других взрослых, растаскивая дерущихся непримиримых соперников, просил: «Держитесь друг от друга по-дальше, не трогайте друг друга!». Как будто расстояние способно сдержать гнев, агрессию. Недаром среди правил этикетного об-щения есть рекомендации о приемлемом расстоянии между собе-седниками - не очень большом, чтобы не создалось впечатления о неискренности, но и не слишком близком, — чтобы не вмешиваться в мир собеседника. Толерантность — это «расстояние» в переносном смысле. Это та грань, которая не позволяет вмешиваться во внут-ренний мир другого человека — в его мысли, чувства, переживания, вкусы. Вот почему, когда говорят о толерантных отношениях, часто имеют в виду сдержанные, прохладные, но целиком и полностью приемлемые для взаимного общения отношения. Материал с сайта

Толерантности противостоит нетерпимость, то есть нежелание, неумение принимать другого человека. Нетрудно представить, какие последствия может иметь нетерпимость в отношениях меж-ду людьми. Вам, безусловно, приходилось читать или слышать о стычках между поклонниками разных футбольных команд после завершения матча. А чего стоят столкновения во время митингов, демонстраций! Ежедневно из выпусков новостей мы узнаём о конф-ликтах, причиной которых стала нетерпимость одной группы людей к другой. Нетерпимость — давнее зло, которое, к сожалению, не преодолено и до настоящего времени.

Толерантность - доброжелательное, терпимое отноше-ние к чьим-либо мыслям, взглядам, чувствам и т.п.

Нетерпимость — нежелание, неумение терпимо отно-ситься к кому-либо или чему-либо.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ