Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что относится к социальным факторам эволюции. Социальные факторы эволюции человека

Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности. Как сформировался современный человек? Каковы движущие силы антропогенеза?

Антропогенез (от греч.  - человек и  - происхождение) - процесс историко-эволюционного формирования человека, который осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов.

Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.

Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч.Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления.

У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).

К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта ф.Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.

Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство).

Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.

Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.

Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.

Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы - общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.

Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека.

Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.

Были прямохождение, увеличение объема мозга и усложнение его организации, развитие руки, удлинение периода роста и развития. Развитая рука с хорошо выраженной хватательной функцией позволила человеку успешно использовать, а затем и изготавливать орудия. Это дало ему преимущества в , хотя по своим чисто физическим качествам он значительно уступал животным. Важнейшей вехой в развитии человека было приобретение умения сначала использовать и поддерживать, а затем и добывать огонь. Сложная деятельность по изготовлению орудий, добыванию и поддержанию огня не могла обеспечиваться врожденным поведением, а требовала индивидуального поведения. Поэтому возникла необходимость в значительном расширении возможности обмена сигналами и появилась речь-фактор, принципиально отличающая человека от других животных. Появление новых функций в свою очередь способствует ускоренному развитию. Так, использование рук для охоты и защиты и питания размягченной на огне пищей, сделало ненужным наличие мощных челюстей, что позволило увеличить объем мозговой части черепа за счет его лицевой части и обеспечить дальнейшее развитие умственных способностей человека. Возникновение речи способствовало развитию более совершенной структуры общества, разделению обязанностей между его членами, что также давало преимущества в борьбе за существование. Таким образом, факторы антропогенеза можно разделить на биологические и социальные.

Биологические факторы – наследственная изменчивость, а также мутационный процесс, изоляция – применимы к . Под их влиянием в процессе биологической эволюции произошли морфологические изменения обезьяноподобного предка – антропоморфозы. Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало прямохождение. Это привело к освобождению руки от функций передвижения. Рука начинает использоваться для осуществления разнообразных функций – хватания, удержания, бросания.

Не менее важными предпосылками антропогенеза были особенности биологии предков человека: стадный образ жизни, увеличение объема мозга по отношению к общим пропорциям тела, бинокулярное зрение.

К социальным факторам антропогенеза можно отнести трудовую деятельность, общественный образ жизни, развитие речи и мышления. Социальные факторы стали играть ведущую роль в антропогенезе. Однако жизнь каждого индивидуума подчиняется биологическим законам: сохраняются мутации как источник изменчивости, действует стабилизирующий отбор, устраняя резкие отклонения от нормы.

Факторы антропогенеза

1) Биологические

естественный отбор на фоне борьбы за существование
дрейф генов
изоляция
наследственная изменчивость
2) Социальные

общественная жизнь
сознание
речь
трудовая деятельность
На первых этапах эволюции человека главенствующую роль играли биологические факторы, а на последних – социальные. Труд, речь, сознание самым тесным образом связаны друг с другом, В процессе труда происходило сплочение членов общества и быстрое развитие способа общения между ними, в качестве которого выступает речь.

Общие предки человека и человекообразной обезьяны – мелкие древесные насекомоядные плацентарные млекопитающие жили в мезозое. В палеогене кайнозойской эры от них отделилась ветвь, приведшая к предкам современных человекообразных обезьян – парапитекам.

Парапитеки дриопитеки питекантроп синантроп неандерталец кроманьонец современный человек.

Анализ палеонтологических находок позволяет выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян. Современная наука дает следующий ответ: у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их развитие пошло по пути дивергенции (расхождения признаков, накопления различий) в связи с к конкретным и различным условиям существования.

Родословная человека

Насекомоядные млекопитающие парапитеки:

Проплиопитеки , Орангутан
Дриопитеки Шимпанзе, Австралопитеки Древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) Древние люди (неандертальцы) Новые люди (кроманьонец, современный человек
Подчеркнем, что представленная выше родословная человека носит гипотетический характер. Напомним также, что если название предковой формы оканчивается на «питек», то речь идет о пока еще обезьяне. Если в конце названия стоит «антроп», то перед нами – человек. Правда, это не означает, что в его биологической организации обязательно отсутствуют признаки обезьяны. Необходимо понимать, что признаки человека в данном случае преобладают. Из названия «питекантроп» следует, что у данного организма наблюдается сочетание признаков обезьяны и человека, причем в приблизительно равной пропорции. Дадим краткую характеристику некоторым из предполагаемых предковых форм человека.

ДРИОПИТЕК

Жил приблизительно 25 млн. лет назад.

Характерные черты развития:

значительно мельче человека (рост около 110 см);
вел преимущественно древесный образ жизни;
вероятно, манипулировал предметами;
орудия труда отсутствуют.
АВСТРАЛОПИТЕК

Жил приблизительно 9 млн. лет назад

Характерные черты развития:

рост 150–155 см, вес до 70 кг;
объем черепа – около 600 см3;
вероятно, использовал предметы в качестве орудий для добывания пищи и защиты;
характерно прямохождение;
челюсти массивнее, чем у человека;
сильно развитые надбровные дуги;
совместная охота, стадный образ жизни;
часто доедали остатки добычи хищников
ПИТЕКАНТРОП

Жил приблизительно 1 млн. лет назад

Характерные черты развития:

рост 165–170 см;
объем мозга около 1100 см3;
постоянное прямохождение; формирование речи;
овладение огнем
СИНАНТРОП

Жил, вероятно, 1–2 млн. лет назад

Характерные черты развития:

рост около 150 см;
прямохождение;
изготовление примитивных каменных орудий труда;
поддержание огня;
общественный образ жизни; каннибализм
НЕАНДЕРТАЛЕЦ

Жил 200–500 тыс. лет назад

Характерные признаки:

Биологические:

рост 165–170 см;
объем мозга 1200–1400 см3;
нижние конечности короче, чем у современных людей;
бедренная кость сильно изогнута;
низкий скошенный лоб;
сильно развитые надбровные дуги
Социальные:

жили группами по 50–100 особей;
использовали огонь;
изготовляли разнообразные орудия труда;
строили очаги и жилища;
осуществляли первые захоронения погибших собратьев;
речь, вероятно, более совершенная, чем у питекантропа;
возможно, возникновение первых религиозных представлений; умелые охотники;
сохранялся каннибализм
КРОМАНЬОНЕЦ

Жил 30–40 тыс. лет назад

Характерные признаки:

Биологические:

рост до 180 см;
объем мозга около 1600 см3;
отсутствует сплошной надглазничный валик;
плотное телосложение;
развитая мускулатура
Социальные:

жил в родовой общине;
строил поселения;
изготовлял сложные орудия труда из кости и камня;
умел шлифовать, сверлить;
сознательно захоранивал умерших собратьев;
появляются зачаточные религиозные представления;
развитая членораздельная речь;
носил одежду из шкур;
целенаправленная передача опыта потомкам;
жертвовал собой во имя племени или семьи;
бережно относился к старикам;
возникновение искусства;
приручение животных;
первые шаги земледелия
СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Живет в настоящее время на всех материках

Характерные признаки:

Биологические:

рост 160–190 см;
объем мозга около 1600 см3;
наличие разных рас
Социальные:

сложные орудия труда;
высокие достижения в науке, технике, искусстве, образовании

Вспомните:

Каковы факторы биологической эволюции?

Ответ. Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.

Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч. Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления.

У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).

Вопросы после § 29

Какой фактор являются решающим в становлении вида Homo Sapiens?

Ответ. Решающим фактором в становлении человека является социальный. К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.

Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.

Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.

Какие сообщества древних людей имели больше шансов сохраниться в процессе отбора?

Ответ. Сообщества древних людей подвергались групповому отбору, благоприятствовавшему сохранению тех коллективов, в которых преобладали более развитые в социальном отношении индивиды. Это выражалось в совершенствовании тормозных механизмов мозга, позволяющих снизить взаимную агрессивность, а также в развитии свойств, способствовавших обогащению знаний на основе своего и чужого опыта.

Важнейшей чертой человеческого общества является наличие фонда социальной и культурной информации, биологически не наследуемой и передающейся из поколения в поколение посредством обучения (а на более поздних этапах развития общества кодируемой письменно) и в форме созданных предыдущими поколениями орудий труда и других материальных и духовных ценностей. Рост и развитие этого социального фонда постепенно уменьшали зависимость человека от природы, что не смогло не привести к существенным изменениям самого характера эволюционных преобразований человека. Для любой человеческой популяции фонд материальной культуры, накопленный предшествующими поколениями, является важнейшей частью среды обитания. Естественный отбор приспосабливал человеческие коллективы к этой их специфической среде - отбор в пользу индивидов, более способных к обучению и трудовой деятельности, и групповой отбор в пользу коллективов, в которых преобладали индивиды с более развитым социальным поведением.

Почему социальные факторы играют ведущую роль в становлении современного человека?

Ответ. К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.

Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство).

Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека.

Важным изменением в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.

Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.

Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы - общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.

Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека.

Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.

Биологические факторы антропогенеза в эволюции человека. Человек - самый последний биологический вид, появившийся в эволюции органического мира. Такие факторы эволюции органического мира, как наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор, занимают значительное место в эволюции человека. Эти природные закономерности в эволюции человека Ч. Дарвин доказал на конкретных примерах. Благодаря влиянию факторов природы в организме древних человекообразных обезьян происходили важные анатомические и физиологические изменения. В результате у человекообразных обезьян постепенно выработалось прямохождение, разделились функции рук и ног, руки приспособились к изготовлению орудий труда. Естественный отбор создавал благоприятные условия отдельным группам людей для совершенствования орудий труда, коллективной охоты и заботы о престарелых людях. В результате такой деятельности одновременно с индивидуальным отбором шел групповой отбор. Однако для объяснения антропогенеза недостаточно одних биологических закономерностей. В своих трудах Ф. Энгельс (1820-1895) доказал огромное значение здесь и социальных факторов. Он особенно отметил труд, общественный образ жизни, сознание и речь.

Труд - важнейший фактор эволюции человека. Любой труд начинается с изготовления орудий труда, осуществляется с помощью рук. Ф. Энгельс высоко оценил роль труда в становлении человека. Он писал, что "труд - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека". Если так, то основной социальной движущей силой антропогенеза является труд. Некоторые человекообразные обезьяны могут использовать простые орудия, но не способны создать их. Животные воздействуют на природу через свою жизнедеятельность, человек же изменяет ее в процессе сознательного труда.

Влияние человека на природу значительно и многообразно. У наших обезьяноподобных предков в результате труда появились морфологические и физиологические изменения, называемые антропоморфозом. Труд - основной фактор в эволюции человека. Обезьяны жили в лесах, лазая по деревьям, затем постепенно спустились на землю. Это изменение в их образе жизни создало условия для хождения на двух ногах. Переход к прямохождению "стал решающим шагом на пути от обезьяны к человеку" (Ф. Энгельс). В результате прямохождения появился S -образный изгиб позвоночника человека, который придал упругость телу. Стопа (плюсневые кости) стала более изогнутой, пружинистой, тазовые кости расширились, упрочился крестец, челюсти стали более легкими. Такие наследственные изменения продолжались миллионы лет. Переход к прямохождению привел к определенным трудностям: ограничилась быстрота передвижения, срастание крестца с бедром затрудняло роды, тяжелый вес человека приводил к плоскостопию. Но благодаря прямохождению у человека освободились руки для изготовления орудий труда.

В начальный период формирования его рука была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия. Благодаря наследственности такие признаки сохранялись и передавались последующему поколению. Ф. Энгельс объяснял, что рука - не только орган труда, но и продукт труда. С освобождением руки наши обезьяноподобные предки могли использовать простые орудия из камня и кости животных. Все это повлияло и на их уровень мышления, поведение и способствовало совершенствованию орудий труда. Развитие труда приводило к усилению роли социальных факторов в антропогенезе, но постепенно ослабляло действия биологических закономерностей (рис. 58).

Рис. 58 .

Общественный образ жизни как движущая сила эволюции человека. Любые жизненные действия животных осуществляются рефлекторно и инстинктивно. Переход к стадному образу жизни животных происходил благодаря естественному отбору. С самого начала труд был общественным, и первые обезьяноподобные предки человека жили стадами. Поэтому Ф. Энгельс подчеркивал, что неправильно было бы искать предков человека, самого общественного существа в природе, среди необщественных животных. Групповой труд способствовал развитию общественных взаимоотношений, сплочению членов общества, они коллективно охотились на зверей, защищались от хищников, воспитывали детей. Старшие члены общества передавали младшим жизненний опыт. Человек постепенно научился добывать и сохранить огонь.

Наши далекие предки постепенно переходили от растительной пищи к животной. Мясная пища обеспечивала организм человека необходимыми полезными аминокислотами, поэтому он стал совершенствовать орудия охоты и рыбной ловли. Переход к мясной пище привел к изменениям в организме человека, например укорочению кишечника, развитию жевательной мускулатуры. Применение огня также облегчило жизнь наших предков.

При общественном образе жизни имелись большие возможности у предков человека к познанию природы, накоплению жизненного опыта. Совместная деятельность членов общества вызвала необходимость общения жестами, звуками. Первые слова были напрямую связаны с трудовой деятельностью. Постепенно гортань, органы ротовой полости в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовались в органы членораздельной речи.

Человек, как и животные, воспринимает сигналы из окружающего мира через раздражение органов чувств. Это первая сигнальная система. Вторая сигнальная система связана с высшей нервной деятельностью человека. Возникновение речи, взаимоотношения предков посредством слова содействовали развитию головного мозга, мышления - речь постепенно превратилась в средство воспитания. Речь усилила общение наших предков, способствовала развитию общественных отношений. Эволюция наших предков происходила под совместным действием биологических и социальных факторов. Естественный отбор постепенно утратил значение ведущего фактора в эволюции человеческого общества. Напротив, социальные факторы (труд, речь) стали основополагающими в эволюции человека. Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективной трудовой деятельности, мышлению и речи никогда не передавались по наследству и не передаются теперь. Эти специфические качества человека исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого человека в процессе его индивидуального развития только в обществе благодаря воспитанию и образованию. Известные случаи достаточно длительной изоляции ребенка с раннего возраста от человеческого общества (воспитание животными) показали, что при возвращении его в нормальные условия способность к речи, мышлению у него очень плохо или совсем не развивается. Это подтверждает то, что эти качества не наследуются. Каждое старшее поколение передает последующим жизненный опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования. С развитием общества труд людей становился более многообразным. Появились различные отрасли хозяйства, развивалась промышленность, возникли наука, искусство, торговля, религия. Племена образовали нации, государства.

Таким образом, основными движущими силами антропогенеза являлись биологические (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор) и социальные факторы (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) (схема 2).

В социальной эволюции человека различают три основных этапа.

Первый - познание окружающей среды через произведения искусства. Например, наскальные рисунки.

Второй этап напрямую связан с приручением диких животных и развитием земледелия. Таким образом человек стал влиять на окружающую природную среду.

Третий этап - развитие научно-технического прогресса, начавшегося в XV в. в эпоху Возрождения. В настоящее время главным социальным фактором стал человеческий разум. Человечество, широко распространившись на земном шаре, осваивает космические просторы. Биосфера, населенная людьми, переходит в ноосферу, управляемую разумом человека.

Биологические факторы антропогенеза. Социальные факторы антропогенеза. Антропоморфоз. Кроманьонец. Ноосфера.

1. К биологическим факторам антропогенеза относятся наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

2. Труд - основной шаг в эволюции человека.

3. Прогрессивные изменения в эволюции человека - это изготовление орудий труда руками и переход к прямохождению.

4. Общественный образ жизни, речь, мышление, разум стали основными социальными движущими силами эволюции.

1. Какие факторы относятся к биологическим движущим силам антропогенеза?

2. Объясните значение социальных факторов в эволюции человека.

3. Какие признаки выработались в строении тела человека в результате прямо- хождения?

1. Какова роль труда в эволюции человека?

2. Какое место занимает речь в эволюции человека?

3. Что такое антропоморфоз!

1. Дайте характеристику социальным факторам.

2. Назовите три этапа социальной эволюции человека.

3. Каково влияние социальных факторов в настоящее время на эволюцию человека?

Объясните на примерах движущие силы эволюции но схеме 2, где указаны биологические и социальные движущие силы эволюции человека.

1)двустороннюю симметрию тела
2)пищеварительную систему с ротовым и анальным отверстиями
3)различные типы ротовых органов
4)тело, развивающееся из трёх зародышевых листков

2.Основное значение слизи, выделяемой кожными железами рыбы,
заключается в
1)усилении чувствительности органов боковой линии
2)защите чешуи от поселения на ней одноклеточных водорослей
3)снабжении чешуи питательными веществами
4)уменьшении трения тела рыбы о воду

3.Какой фактор эволюции человека относят к социальным?
1)наследственная изменчивость
2)борьба за существование
3)естественный отбор
4)развитие второй сигнальной системы

4Чем грудная полость человека отделена от брюшной?
1)брюшиной
2)рёбрами
3)диафрагмой
4)плеврой

В какой доле коры головного мозга расположены центры, контролирующие
произвольные движения?
1)
лобной
2)
височной
3)
затылочной
4)
теменной

В образовании антител принимают участие
1)
эритроциты
2)
тромбоциты
3)
фагоциты
4)
лимфоциты

В каком из перечисленных сосудов кровеносной системы наблюдается
наименьшая скорость крови?
1)
нижняя полая вена
2)
сонная артерия
3)
аорта
4)
капилляр альвеолы

Какой орган человека может служить «образцом» при изготовлении гибких
душевых шлангов?
1)
пищевод
2)
аорта
3)
трахея
4)
позвоночник

В процессе пластического обмена в организме человека
1)
происходит освобождение энергии и синтез АТФ
2)
из глюкозы образуется гликоген
3)
жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты
4)
белки окисляются до воды, углекислого газа и аммиака

К какому цвету избирательно чувствительны колбочки сетчатки?
1)
жёлтый
2)
оранжевый
3)
зелёный
4)
серый

ВИЧ-инфекцией можно заразиться
1)
в процессе совместного обеда
2)
во время разговора
3)
во время полового контакта
4)
в момент рукопожатия

Определите вид травмы по следующему описанию: голень неестественно
вывернута, наблюдается нарастающая боль, в месте повреждения развивается
отёк, движения отсутствуют.
1)
растяжение связок
2)
вывих голеностопного сустава
3)
ушиб мягких тканей голени
4)
открытый перелом со смещением костей

Появление озонового экрана в биосфере Земли было связано с
1)
возникновением процесса дыхания
2)
превращением энергии в цепях питания
3)
появлением хлорофилла
4)
расселением живых организмов по всей поверхности суши

Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?
А. К видоизменённым корням относят корневища, клубни и луковицы.
Б. У гороха имеются усики, которые представляют собой видоизменённые
листья.
1)
верно только А
2)
верно только Б
3)
верны оба суждения
4)
оба суждения неверны

Какие признаки характерны для представителей класса Хрящевые рыбы?
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1)
отсутствие жаберных крышек
2)
осевой скелет костный или костно-хрящевой
3)
отсутствие плавательного пузыря
4)
только наружное оплодотворение
5)
обитают в реках, озёрах, прудах
6)
обитают в морях и океанах

Установите соответствие между признаком и видом клетки, для которого он
характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите
позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК ВИД КЛЕТКИ

1)
растительная клетка
2)
грибная клетка

А)
наличие клеточной стенки из хитина
Б)
наличие пластид
В)
наличие клеточной стенки из целлюлозы
Г)

крахмала
Д)
наличие запасного вещества в виде
гликогена

Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению
и развитию птицы, начиная с гнездования. В ответе запишите
соответствующую последовательность цифр.
1)
откладка яиц и их насиживание самками
2)
оплодотворение яиц в яйцеводах самки семенной жидкостью самцов
3)
постройка гнёзд или ремонт ранее использованных
4)
появление потомства и проявление заботы о нём
5)
образование у яиц белочной и других оболочек

Вставьте в текст «Нервная ткань человека» пропущенные термины из
предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся
последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
НЕРВНАЯ ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА
Главные клетки, образующие нервную ткань, называют ___________ (А).
Они состоят из тела и цитоплазматических отростков. Один из отростков
нервной клетки обычно длиннее всех остальных, это – ___________ (Б).
Также от нервной клетки отходят один или несколько коротких, сильно
ветвящихся отростков; их называют ___________ (В). Скопление тел и
коротких отростков в центральной нервной системе образуют
___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1)
клетки-спутники
2)
нейроны
3)
нефроны
4)
дендрит
5)
аксон
6)
серое вещество
7)
белое вещество
8)
нервный узел

1.Из беспозвоночных животных только членистоногие имеют 1)двустороннюю симметрию тела 2)пищеварительную систему с ротовым и анальным отверстиями

3)различные типы ротовых органов 4)тело, развивающееся из трёх зародышевых листков 2.Основное значение слизи, выделяемой кожными железами рыбы, заключается в 1)усилении чувствительности органов боковой линии 2)защите чешуи от поселения на ней одноклеточных водорослей 3)снабжении чешуи питательными веществами 4)уменьшении трения тела рыбы о воду 3.Какой фактор эволюции человека относят к социальным? 1)наследственная изменчивость 2)борьба за существование 3)естественный отбор 4)развитие второй сигнальной системы 4Чем грудная полость человека отделена от брюшной? 1)брюшиной 2)рёбрами 3)диафрагмой 4)плеврой В какой доле коры головного мозга расположены центры, контролирующие произвольные движения? 1) лобной 2) височной 3) затылочной 4) теменной В образовании антител принимают участие 1) эритроциты 2) тромбоциты 3) фагоциты 4) лимфоциты

1. какой из признаков человека относится к атавизмам? а) аппендикс б) хвост в) зубы мудрости г)третье веко 2.первые

примитивные орудия труда изготовили а)австролопитек б)человек умелый в)неандерталец г) кроманьонец 3.Ближайшим родственником человека является а)орангутан б) макака в)мартышка г)лимур 4.Первыме предстовители вида Человек-это а)диопитеки б)австралопитеки в)неандертальцы г)кромвньонцы

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ