Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Типы неправильного воспитания детей в семье. Основные типы неправильного воспитания в семье

Признаки дисфункциональной семьи (приводятся по книге Джона Бредшоу "Семья". Bradshaw J., 1988)
1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
2. Вакуум интимности.
3. Замороженные правила и роли.
4. Конфликтные взаимоотношения.
5. Недифферениированность "Я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все").
6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимыми стенами.
7. Все держат секрет семьи, все поддерживают фасад псевдоблагополучия.
8. Склонность к полярности чувств и суждений.
9. Закрытость системы.
10. Абсолютизирование воли, контроля.
Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них.
1. Взрослые – хозяева ребенка.
2. Лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно.
3. Подразумевается, что ребенок отвечает за гнев взрослых.
4. Родители держат эмоциональную дистанцию.
5. Воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

Если следовать этим правилам, то в семье образуются две группы людей – угнетатели (родители), наделенные властью и абсолютным контролем, и угнетаемые (дети).

Пристрастие к власти, силе и насилию составляет болезненную (аддиктивную) характеристику дисфункциональной семьи. Насилие само по себе есть пристрастие (аддикция). Дети, перенесшие физическое или сексуальное насилие, выучили урок беспомощности. Рана психической травмы будет давать знать о себе всю жизнь. У таких детей может развиться пристрастие к виктимизаиии. Это болезненное неосознанное стремление попадать в положение жертвы. Они готовы стать рабами (См. вышеописанные типы "Избиваемая жена", "Жена-угодница").

Чтобы выжить и чувствовать себя в безопасности, ребенок до подросткового возраста верит, что родители хорошие, все правила и предписания родителей заглатывает без критики. Ничто не могло бы разубедить ребенка и том, что родители хорошие.

Правила дисфункциональной семьи Клаудиа Блэк в своей книге "Это никогда со мной не случится" (Black С., 1981) сформулировала предельно кратко. Это правило трех "не":
не говори,
не чувствуй,
не доверяй.

Дети научаются защищать себя в подобных семьях с помощью встроенных в нас механизмов психологической зашиты (защита Эго). Дети подавляют свои чувства, отрицают то, что происходит, проецируют гнев и ненависть на предметы или на друзей. Создают иллюзию любви и привязанности. Дети идеализируют и минимизируют, затуманивают свои чувства и сознание. И в конце концов могут вообще ничего не чувствовать.

Эти же механизмы защиты интенсивно работают у взрослых зависимых и созависимых лиц.

Семья - основа всего человеческого и основа нашего общества. Сколько было неутеши­тельных прогнозов, непроду­манных планов и эксперимен­тов, удручающих фактов, и вот теперь мы вернулись к началу, поняли, что без наведения по­рядка в каждой конкретной семье, без внимания к семей­ным заботам и радостям не будет порядка и в нашем об­щем доме, не воспитаем мы и нашу смену. В.А.Сухомлинский, не отделявший школьное вос­питание от семейного и считав­ший, что «нет сложнее мудрости, чем отцовская и материнская мудрость воспитателей человека», писал: «Я убежден твердо в том, что семья - это та сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция школы всегда будет сводиться к перевоспитанию» .

Существуют различные определения «семьи»:
- «семья - социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основ­ная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторожде­ние и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.».

- «семья- малая группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружество и родительство, обеспечивающая человеку эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост».

- «семья - малая социальная общность, основанная на единой общественной деятельности людей, связанных узами супружества, родительства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи».

Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным прожи­ванием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной свя­зью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Каждый представленный автор говорит о семье как о малой группе. Вместе с тем, В.И. Курбатов делает акцент на том, что эта группа основана на браке или кровном родстве, Е.И. Холостова указывает на родительские отношения и на воспроизводящую функцию семьи, Н.Ф. Девицина говорит о том, что семья обеспечивает каждому её члену стабильность и безопасность, а Н.И. Никитина подразумевает под семьёй социальный институт, в котором осуществляется повседневная жизнь.

В современной научной литературе очень часто можно встретить понятие «дисфункциональная семья», и чёткого определения этого понятия ни один учёный не даёт, каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных ис­точниках наряду с понятием «дисфункциональная семья» можно встретить такие понятия, как: «деструктивная семья», «неблагополучная семья», семья «группы риска», «не­гармоничная семья» и др.», - пишет В.М. Целуйко в работе «Психология небла­гополучной семьи» . Но если исходить из определения дисфункции как «любого нарушения в нормальном функционировании организма, системы» , то можно сделать вывод о том, что дисфункциональная семья – это семья, которая не выполняет своих функций, или выполняет их не в полной мере, т. е. идёт какое-либо нарушение в функционировании или жизнедеятельности семьи.
Под неблагополучной семьёй В.М. Целуйко понимает такую семью, «в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в резуль­тате чего появляются «трудные» дети» . В словаре по социальной педагогики даётся следующее определение: «неблагополучная семья(по отношению к детям) – семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека, достойного гражданина своего отечества. Понятие применимо по отношению к конкретному ребёнку даже в одной и той же семье» .

Для понимания дисфункции семьи мы приводим основные функции семьи. Так А.В. Мудриком выделяются следующие функции:
1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека.
2. Семья влияет на формирование психологическое пола ребенка.
3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность.

4. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится карди­нальным.
5. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека.
6. Семья играет большую роль в процессе социального развитиячеловека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни .

Ю.В. Василькова и Т.А. Василькова к функциям семьи относят:

  • воспитательную - социализация молодого поколения;
  • хозяйственно-бытовую - поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
  • экономическую - получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
  • социального контроля - ответственность членов семьи за по ведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности,
    это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;
  • духовного общения - духовное обогащение каждого члена семьи;
  • социально-статусную - предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
  • досуговую - организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
  • эмоциональную осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

В своем единстве перечисленные функции представля­ют собой систему семейных отношений. Возникновение в этой системе дисфункции, т. е. рассогласования в их вза­имодействии как целого, приводит систему в аномаль­ное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует образ семьи, возникает угроза ее распада.

В связи с этим существует множество классификаций, представленных различными авторами, дисфункциональных или неблагополучных семей.

В основе некоторых классификаций - тип вос­питания в семье и его последствия развития личности ребёнка.

В.И. Гарбузов в работе «Воспи­тание ребёнка» выделяет четыре типа неправильного воспитания детей.

  • Первый - это воспитание по типу «неприятия». Причём неприятие может быть первичным, когда рождение ребёнка было нежелательным и вторичным, как пра­вило, неосознанным, возникающим в первые месяцы жизни младенца. Воспитание здесь подменяется жё­стким контролем и суровыми наказани­ями. Родители сами навешивают ярлыки на ребёнка: «безрукий», «рохля», «бал­бес» и т.п. Неприятие порождает в ре­бёнке страх, он становится повышенно плаксивым, обидчивым, подавленным, часто болеет. Как правило, он страдает с различными неврозами и фобиями. Последствиями такого воспита­ния может стать: истеричность и про­тест ребёнка.
  • Второй тип неправильного воспи­тания - «сверхсоциализация». Этот тип воспитания близок к неприятию. Ре­бёнка хотят иметь не потому, что ощу­щают в этом глубокую душевную по­требность, а потому, что «дети должны быть у всех». Родители ждут ребёнка и после его появления стараются вы­полнить все рекомендации, читают по­собия по «идеальному» воспитанию, чрезмерно занимаются с ребёнком. У такого ребёнка всё строго регламенти­ровано, всё делится на белое и чёрное. «Сверхсоциальный» ребёнок растёт пе­дантом, он, как правило, эмоционально сдержан, так как его эмоции подавляют­ся с младенчества. Для такого ребёнка характерны тре­вожность и мнительность, которые в случае неудачи или краха притязаний могут привести к психосоматическим заболеваниям и неврозам.
  • Третий тип неправильного воспитания - тревожно-мнительный
    наблюдается в случаях, когда ребёнка с рождения сопровождает чрезмерная тревога за его здоровье и благополучие. Этот тип воспитания - антипод неприятия. Он характерен для семей с единственным или поздним ребёнком. Для них характерны тревожность и мнительность, нервность, неврозы, и фобии.
  • Четвёртый тип неправильного воспитания - «эгоцентрический». В этом случае ребёнку навязывается представление о себе как сверхценности: он вундеркинд, он кумир семьи, он - смысл жизни и т.д. При этом ин­тересы других членов семьи игнориру­ются. У таких детей усилен ин­стинкт самосохранения, как правило, они эгоистичны.

В основе классификации небла­гополучных семей Г.П. Бачкаревой - переживания ребёнка. Она выделяет такие типы неблагополучных семей:

    • семьи с неблагополучной эмоцио­нальной атмосферой, где родители не только равнодушны, но неуважительны и грубы по отношению к своему ребён­ку, подавляют его волю;
    • семьи, в которых родители при внеш­нем благополучии безразличны к по­требностям ребёнка, так как между ни­ми отсутствуют эмоциональные контак­ты. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отноше­ния вне семьи;
    • семьи с нездоровой нравственной атмосферой. Здесь ребёнку прививаются социально нежелательные потреб­ности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

Б.Н. Алмазов называет четыре типа неблагополуч­ных семей, способствующих появле­нию проблемных детей:

1. Семьи с недостатком семейных ре­сурсов. К ним относят разрушенные или неполные семьи; семьи с недоста­точным общим уровнем развития ро­дителей, не имеющих возможности оказать помощь в учёбе ребёнку; се­мьи, где родители тратят много сил и времени для поддержания матери­ального благополучия.

2. Конфликтные семьи, где напряжённая обстановка между родителями. В таких семьях дети часто держат­ся оппозиционно, конфликтно-демон­стративно. Иногда протестуют против и существующего конфликта и встают на сторону одного из родителей;

3. Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отме­чаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам другого, использо­вание чужого труда, желание подчи­нить своей воле другого;

4. Педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или уста­ревшие знания о ребёнке заменяют реальную картину его развития .

Для целей государственной семейной политики типы семей вы­деляются по иному основанию - объективному риску социальной уязвимости, а значит нуждаемости в материальной поддержке госу­дарства, особых льготах и услугах:

Се­мей одиноких матерей.

- с емьи военнослужащих срочной службы с детьми.

Семьи с детьми-инвали­дами.

Семьи с родителями-инвалидами.

Семьи, взявшие детей под опе­ку (попечительство).

многодетные семьи.

Семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет).

Студенческие семьи с детьми.

Потворствующая гиперпротекция – недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения. Способствует развитию неустойчивых и истероидных черт.

Гипопротекция – недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка.

Доминирующая гиперпротекция – чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает ребенка к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга.

Воспитание в культе болезни – ситуация, при которой болезнь ребенка, даже незначительное недомогание, предоставляет ему особые права и ставит в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм.

Эмоциональное отвержение – ребенок ощущает, что им тяготятся. Установка тяжело сказывается на лабильных, сензитивных, астенических подростках, усиливая черты этих типов.

Условия жестких взаимоотношений – выражается в срывании зла на ребенке и душевной жестокости.

Условия повышенной эмоциональной ответственности – на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные требования.

Противоречивое воспитание – это несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. Такое воспитание может оказаться травмирующим для любых типов.

Изучению влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Так, в процессе одного из них (Д.Баумринд) было выделено три группы детей.

1) Дети с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке.

2) Дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые.

3) Дети, менее всего уверены в себе, не проявляют любознательности, не умеют сдерживать себя.

Исследователи рассмотрели четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку:

– контроль; это попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определяется степень подчиненности ребенка требованиям родителей.

– требование зрелости; это давление, которое родители оказывают на ребенка, чтобы заставить его действовать на пределе умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне.

– общение; Это использование родителями убеждения, чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо.

– доброжелательность – то, насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке, теплоту, любовь, сострадание по отношению к нему.

Модель поведения 1. Авторитетный родительский контроль. Родители, дети которых оказались в 1-ой группе, набрали наибольшее количество баллов по всем 4-м признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. Родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, хотя не исходили только из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым.

Модель поведения 2. Властная. Родители, дети которых оказались во 2-й группе, получили более низкие оценки по выделенным параметрам. Они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение.

Модель поведения 3. Снисходительная. Родители снисходительны, нетребовательны, неорганизованны, плохо налажен семейный быт. Дети не поощряются, относительно редкие и вялые замечания, не обращается внимание на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе.

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Однако не следует преувеличивать: гиперболизация идеи о «замещении родителей» группой сверстников мало соответствует реальной психологической картине.

36.Самоактуализация и самосовершенствование личности. Пути и способы самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности.

Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология.

Акмеология (от греч. акме - вершина) - наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.

Акмеологической основой самосовершенствования личности выступает потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижении к собственным вершинам совершенства.

Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование - явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути.

Самосовершенствование - это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Достигнув определенного уровня саморазвития, человек приобретает возможность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими, достигать успеха в профессиональной деятельности, быть компетентной и конкурентоспособной личностью, а также воспринимать жизнь во всей ее полноте.

В основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречий между наличным уровнем личностного роста («Я-реальное») и некоторым воображаемым его состоянием («Я-идеальное»). Источники самосовершенствования находятся в социальном окружении, причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий, результатом разрешения которых является про процесс целенаправленного развития собственной личности.

Цель самосовершенствования недостижима никогда, она ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.

Не всякая деятельность - есть деятельность по самосовершенствованию. В любой деятельности можно вычленить две стороны - адаптивную и творческую. Последняя является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей, к сожалению, оста ливаются в своем развитии на уровне адаптационных процессов.

В настоящее время в акмеологии выделилось два основных направления: профессиональная акмеология (Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев и др.) и акмеология личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Д. Брунер, Ж. Пиаже и др.).

Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессионализма личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения.

Пути и способы самосовершенствования личности

Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов:

· самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки);

· самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному);

· программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);

· самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности).

На всех этапах совершенствования своей личности важно под­держивать устойчивую положительную мотивацию и постараться избавится от когнитивных ограничений в отношении своих личностных возможностей.

Т.о., механизмами личностного роста являются: самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста, самореализация.

Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала - образца, на который хотелось бы равняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ. Наличие идеала-образца является первопричиной, толчком самовоспитания.

Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение индивида к себе, «достраивание» самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию «несовершенств» своей личности. Стартом самовоспитания, личностного роста является самопознание. Исследователи проблемы самообразования и самовоспитания (А.А. Бодалев, А.И. Кочетов и др.) ввели понятие «самопознающая деятельность», которое подчеркивает сложность этого процесса, его глубинный психологический резонанс: человек должен выявить и вербализовать (проговорить) свои несовершенства и сильные стороны. Приемами самопознания являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка.

Возможности личностного развития безграничны. Физиология подтверждает, что человек в силах изменить себя при активной работе над собой. Академик И.П. Павлов рассматривал человека как единственную в мире систему, способную к саморегулированию и самовоспитанию: Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания. Потребность в самовоспитании особенно отчетливо обнаруживается в переходный период развития личности, а именно в подростковом возрасте.

Одно из наиболее важных качеств личности, необходимое в современном мире, - стремление к достижению успеха.

Человек, у которого устойчивой характеристикой является стремление к успеху, становится таким не за один день. Стремление к успеху или безынициативность - результат воспитания. Механизм формирования таких противоположных качеств показан в концепции «обученной беспомощности», предложенной известным американским психологом М. Селигманом.

Ограничения на пути достижения акмеологических вершин

Ø Влияние семьи (почти всегда люди с детских лет усваивают ограниченное, одностороннее представление о себе; человек может прожить всю жизнь, реализуя «программу», заложенную еще в детстве).

Ø Собственная инерция (любая перемена возможна при условии преодоления инерции, что требует затрат энергии и настойчивости).

Ø Недостаток поддержки (поддержка других помогает преодолеть недостаток энергии, необходимой для осуществления перемен).

Ø Неадекватная обратная связь и враждебность других.

Жизненные кризисы, естественным образом возникающие в процессе осуществления жизни, могут проживаться с развивающим, либо деморализующим эффектом.


Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь — это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей "купить" детскую любовь "сюсюканьем", задариванием, щедрым субсидированием всех материальных желаний ребенка. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.
Выделяют несколько типов неправильного воспитания:
Безнадзорность, бесконтрольность — встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние "уличных" компаний.
Гиперопека — жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим "все дозволено". У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки — воспитание но типу "кумира" семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидвая акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний во всей дальнейшей жизни.
Воспитание но типу Золушки, т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. "Нет ничего хуже притворства доброты, — писал Л. Толстой, — притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба". Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобление
Другой тип - "Жесткое воспитание" — за малейшую провинность бенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх — самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности — с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские сильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.
Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического наказания, когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу ребят, почти у всех этих детей пропадала охота к учебе.
Ученые выделили это явление в особый феномен и назвали его СООСД — синдром опасного обращения с детьми. В различных странах в законодательствах есть пункты об ответственности лиц, знавших, но не сообщивших о СООСД. Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться. Причины СООСД кроются в социально-экономическом статусе семьи и характере межличностных отношений. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низким статусом отца, со старыми "ременными" традициями, ущемленными матерями, с низкими заработками.
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных решений, доводов, наблюдений.
Достаточно хороший вариант взаимоотношений, когда родители стараются вникать в интересы детей и дети делятся с ними, но уже возможны некоторые "трещинки" во взаимоотношениях, если родители не обладают необходимой чуткостью и тактом, недостаточно бережно относятся к секретам детей, не успевают за динамизмом развития детей, "сфальшивят" в тоне разговора.
Распространен такой вариант отношений, когда родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей, но дети этого не принимают, замыкаются в себе, потому что родители не умеют войти в детский мир без нажима, навязывания своих взглядов, критических замечаний "из-за желания добра", без нервозности и предубеждений. И вот парадоксальное следствие неудачных родительских усилий: "Дорогие родители, если вы будете меня воспитывать, я убегу из дома!"
Не редкость и следующий вариант отношений между родителями и детьми: родители чрезмерно заняты собой, работой, увлечениями или размолвками между собой, и в результате им не до душевного общения с детьми, что порождает у детей чувство обиды и одиночества
Часто жизненные стремления детей могут вызвать в семье конфликты, и справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, появление вредных склонностей к курению, выпивке, наркотикам. И хотя родители правы, но их дети обычно убеждены, что правы не родители, а они сами лучше знают, как им жить. Родителям важно разобраться в мотивах, стремлениях детей, проявляя достаточно уважения к их доводам и аргументам, но раскрывая и свои аргументы.
Конфликты между родителями и детьми могут быть причинам обоюдной неправоты. Педагогическая несостоятельность родителей, жестокие, варварские методы воспитания либо чрезмерная избалованность детей может приводить полному взаимному отчуждению, враждебности между детьми и родителями.

Лекция, реферат. Основные типы неправильного воспитания в семье - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ