Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Уровни межнациональных отношений. Конституционные основы государственнойнациональной политики российскойфедерации

В среде российских экспертов популярна точка зрения, что межэтнические отношения - это коммуникации, механизмы взаимодействия людей одного этноса с согражданами или жителями иных государств, представляющих другие народы. Их сущность может базироваться на обсуждении бытовых, семейных, политических и других тем, совместном решении задач. Специалисты в области психологии выделяют два основных уровня, на которых выстраиваются межэтнические отношения - личностный и коллективный.

Факторы дружбы народов: коллективный уровень

Что определяет характер соответствующих коммуникаций? Что является ключевым фактором того, будут ли межэтнические отношения позитивными, или же, наоборот, будут нести в себе потенциал для конфликтов? Прежде всего отметим, что все зависит от уровня взаимодействия людей - одного из двух, что отмечены выше.

Сначала изучим факторы, характерные для коллективного. Эксперты считают, что прогноз в отношении того, как будет складываться общение разных наций на коллективном уровне, может зависеть прежде всего от того, как они взаимодействуют исторически. Это логично: большинство наций и этносов современного мира сформировалось сотни лет назад, а если говорить о некоторых народах - то и тысячи. "Молодых", не имеющих значимого исторического опыта межэтнической коммуникации народов сравнительно немного, хотя они и есть.

Глобальные факторы

Другой важнейший фактор - социально-политическая ситуация в стране, в регионе, в целом в мире. Есть прецеденты, которые свидетельствуют о том, что вполне дружные, исходя из исторических предпосылок, народы могли "поссориться" (или, наоборот, "помириться") вследствие каких-то изменений в политических процессах. Играет роль также и влияние СМИ, которые, однако, не всегда отражают социально-политические реалии.

Дружба личностей

Каковы факторы, влияющие на межэтнические отношения на личностном уровне? Конечно, те, что мы перечислили выше, также играют весомую роль. Однако они вполне могут сойти на нет, если люди хорошо ладят между собой (или, наоборот, имеют противоречия) на индивидуально-психологическом уровне. Также на то, как будут относиться одни народы к другим, влияют конкретные поступки людей в определенных ситуациях. Если, например, представители двух традиционно враждующих наций окажутся в сложном положении и совместными силами выпутаются из него, то не исключено, что дружба у них будет, что называется, не разлей вода.

Критерии эффективной национальной политики

Политическое и социально-экономическое развитие стран мира, вероятно, в первую очередь зависит от того, насколько сбалансировано выстраивается внутринациональная политика. И только после этого - от качества коммуникаций на внешней арене. Есть, безусловно, государства, в которых подобная проблема не стоит - просто потому, что население почти "моноэтнично", одноязычно, нация по умолчанию консолидирована в силу единства культуры и менталитета.

Но Россия - страна, в которой живут сотни разных народов, имеющих родной язык, культуру, мировосприятие. Поэтому перед властью в РФ всегда стоит задача - вести постоянный качественный мониторинг межэтнических отношений внутри страны, определять проблемные зоны и эффективно разрешать сложные ситуации. Но каковы критерии адекватной национальной политики? Как находить и успешно решать проблемы межэтнических отношений? Экспертами называются самые разные критерии. Рассмотрим примеры наиболее логичных и обоснованных.

Обеспечение равных политических прав

И что немаловажно - в отношении всех народностей, населяющих государство. Межэтнические и - это, прежде всего, части Соответственно, нации, которые в нем участвуют, должны иметь одинаковые ресурсы для выражения собственной позиции, взглядов, убеждений. В их распоряжении должны быть сопоставимые, а в идеале - идентичные инструменты взаимодействия с властью. На практике это может заключаться в одинаковых политических правах, что принято относить к базовым - избирать и быть избранными. То есть представители разных народов России должны иметь ресурсы для того, чтобы выражать свои интересы и участвовать в формировании политической повестки дня для всей страны.

Практическими инструментами для этого может быть предоставление национальным районам широких возможностей для самоуправления, а также наличие выборных механизмов, с помощью которых люди различных этносов могут быть представлены в федеральных и вышестоящих структурах власти.

Сглаживание социально-экономического неравенства

Гармонизация межэтнических отношений в рамках одной страны затруднительна, если разные народы, пусть даже проживающие очень далеко друг от друга, имеют неодинаковый и несопоставимый доход, доступ к хорошему образованию, медицине, инфраструктуре. Власть должна выстраивать такую модель хозяйственного развития страны, при которой национальные районы, нуждающиеся в экономической поддержке, получали бы ее, но не в ущерб тем, где дела идут лучше.

Практические инструменты здесь - взвешенная налоговая и разумное инвестирование - в промышленность, инфраструктуру, образование.

Создание атмосферы взаимной толерантности

Бывает, что у нескольких разных народностей настолько несхож менталитет и культура, что они утрачивают способность не столько к конструктивному диалогу, сколько к осуществлению коммуникаций как таковых. Они могут не понимать друг друга, даже если общение идет на одном, понятном для каждого из них языке. Речь идет, быть может, не о смысле фраз, а о поступках, принципах, нормах поведения. Но это понимание может помочь наладить некий третий народ посредством им созданного института, призванного решать подобные проблемы, предоставляя каждому из "непонимающих" некую компромиссную модель поведения, создавая атмосферу, в которой недостатки другой нации принимаются, а не отрицаются. Должна иметь место, говоря современным языком, толерантность в межэтнических отношениях.

Практическими инструментами для реализации этого компонента национальной политики могут быть совершенствование образовательных программ, работа со СМИ, проведение мероприятий федеральных масштабов по профилю культурного обмена.

Российский сценарий

В какой степени межэтнические отношения и в России соответствуют вышеобозначенным критериям? С одной стороны, государство смогло отстроить необходимые институты, отражающие каждый из названных механизмов. В каждой национальной республике есть свой парламент, представители в Совете Федерации. Любой этнос, живущий в России, имеет совершенно равные политические права. С экономической частью все сложнее, но это, скорее, связано с объективно большой территорией и, как следствие, невозможностью выровнять граждан во всех регионах. Более того, разница в уровне жизни между отдельными районами России практически не привязана к национальному фактору. Ее обуславливает прежде всего ресурсообеспеченность, а также климат и инфраструктура. В СМИ, по крайней мере тех, которые принято относить к числу государственных, выдерживается вполне толерантная редакционная политика, равно как и в основных образовательных программах. С другой стороны, Россия в нынешних границах и в текущей политической формации - очень молодое государство. И потому однозначные выводы касательно того, что межэтнические отношения и национальная политика у нас выстроены идеально, делать рано. Хотя, безусловно, основные предпосылки к тому есть, и мы их назвали.

Рассмотрим теперь, как складываются межэтнические отношения в России на уровне отдельных социальных институтов. Начнем со сферы образования.

Школа народов

При всех возможных замечаниях к советской системе образования, один из ее неоспоримых плюсов - наличие обучения тем дисциплинам, что наиболее значимы с точки зрения развития общества - истории, литературе, обществоведении. При этом никогда не разыгрывалась национальная карта. Исторические и политические события практически не преподносились детям сквозь призму вражды между народами, населяющими СССР, или же как итог героизма какой-либо отдельно взятой нации. Все то хорошее, чего достигла социалистическая родина, удалось благодаря стараниям всего советского народа.

Многие из современных экспертов полагают, что во многом благодаря именно этой, заложенной еще в школе установке, сегодняшние взрослые граждане РФ по умолчанию рассматривают другие нации преимущественно в дружелюбном ключе, считая, что теперь мы - составная часть единого российского народа. Некоторые специалисты считают, что мы должны быть во многом благодарными за то, что сейчас есть относительная гармонизация межэтнических отношений, школе советского времени. Важно не растерять тот ценный опыт, что нарабатывался педагогами времен СССР десятилетиями.

Безусловно, отдельные примеры того, когда межэтнические отношения в школе сопровождаются сложностями, есть. Однако они, вероятно, не представляют собой систему. Сегодняшние дети, подобно их советским предшественникам, - за дружбу народов.

Государственная концепция

Межэтнические отношения в современной России выстраиваются государством исходя из официальной концепции. Рассмотрим ее особенности.

Один из первых значимых правовых актов в этом направлении - Указ Президента РФ, подписанный летом 1996 года. Этот документ уже утратил силу, однако данный правовой акт содержит достаточно интересную систему взглядов, а также приоритетов и различного рода принципов, которых должны придерживаться органы власти на федеральном и региональном уровнях касательно национальных отношений. Целью создания правового акта провозглашалось обеспечение единства народов России в новом историческом контексте.

В документе сказано, что культура межэтнических отношений в нашей стране складывалась веками. Большинство этносов, населяющих Россию - коренные народы, которые сыграли важную историческую роль в процессе формирования государственности. Подчеркивается то, что сыграл роль объединяющую, благодаря чему россияне - нация, которая характеризуется уникальным сочетанием единства и многообразия этносов.

Тенденции 90-х

В Указе от 1996 года отмечен ряд тенденций, которые, по мнению властей, могут характеризовать межконфессиональные и межэтнические отношения в России. Перечислим их.

Во-первых, пока идет переходный этап (на момент написания закона прошло не так много лет с дня распада СССР), на развитие российской нации влияет стремление многих народов к самостоятельности.

Во-вторых, этносы, формирующие нашу нацию, испытывают потребность в проведении властью курса эффективных реформ с учетом того обстоятельства, что социально-экономические ресурсы регионов могут быть неодинаковыми.

В-третьих, межэтнические отношения в современной России характеризуются тем, что народы, населяющие нашу страну, стремятся сохранить и далее развить свою культурную самобытность.

Направления работы сегодня

Что предлагает закон с точки зрения практических направлений политики сегодня? Какие им предусмотрены мероприятия гармонизации межэтнических отношений в России? На смену Указу от 1996 года пришло новое президентское распоряжение, опубликованное в 2012-м. Многие из ключевых концепций, что мы отметили выше, подтверждены этим правовым актом. Итак, что предлагает делать власть, выстраивая межэтнические отношения в России? Приведем ряд выдержек, которые могут дать представление о возможной практике работы механизмов, изложенных в новом президентском указе.

Во-первых, предполагается развитие и интенсификация межрегиональных культурных коммуникаций, распространение в среде одних этносов знаний о других.

Во-вторых, государство ставит задачу активизации работы в этнографическом направлении, в области культурно-познавательных межэтнических мероприятий, турпоездок, спортивных соревнований.

В-третьих, важным направлением считается совершенствование воспитательной работы с детьми и молодежью с акцентом на патриотизм и повышение гражданского самосознания.

Дружба наций - фундамент развития России

Эти и многие другие механизмы взаимодействия власти и общества должны, как полагает российский законодатель, создать мощный фундамент, на базе которого будет строиться развитие социума не только нынешнего, но также и будущих поколений. Идея, безусловно, замечательная. Реализация же ее зависит не только от политики властей, но также и от действий самих граждан.

  1. Назовите уровни межэтнических отношений, покажите общее и различное в этих уровнях.
  2. Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций.
  3. В чем заключается сущность межнационального сотрудничества.
  4. Что такое межэтнические конфликты? Назовите их основные причины.
  1. Каковы пути предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов.
  2. Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В документах ООН указывается, что толерантность является моральным долгом, правовой и политической потребностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направлена на уважение и понимание многообразия культур; означает активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. Опираясь на личный опыт, факты истории и современности, покажите, как принципы толерантности могут быть реализованы в межэтнических отношениях.

2. Объясните, почему сегодня особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности.

3. Ученые полагают, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этнокультурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общественного развития ХХ и начала XXI в.; если не согласны - аргументируйте свои взгляды.

4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная деятельность историка, правоведа, экономиста может способствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению конфликтов?

5. Анализируя основную тенденцию современной политики РФ в области межэтнических отношений, ученые полагают, что она состоит в переключении с национально-территориального направления на культурно-образовательное и культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод ученых, разделяете ли вы эту точку зрения? Свой ответ аргументируйте.

Поработайте с источником

Прочитайте фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова. Зтнонационализм в постсоветских государствах Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые национальные движения в мирных политических и культурных формах среди народов бывшего СССР сыграли и продолжают играть важную роль в утверждении децентрализованных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличительности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие.

Национализм малых народов, будучи реакцией на перенесенные в прошлом травмы и приниженный статус нерусских культур, в условиях социального кризиса, политической дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу представителей одной этнической группы, изменить демографический состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецессию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлагает внешне простые, но по сути нереальные решения, попытки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...

Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнонации. Экстремистские группы и лица все чаще пропагандируют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебрежения к меньшинствам.

Тишков В. А. Реквием по этносу. Исследования
по социально-культурной антропологии. - М. 2003. - С. 319 - 320.

Вопросы и задания к источнику

  1. Что такое этнонационализм?
  2. В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений?
  3. Проиллюстрируйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства.
  4. Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов?
  5. В чем состоит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического типа?
  6. Нередко высказывается мнение о том, что развитие демократии гражданской культуры, стабилизация социально- экономического положения положительно скажутся на преодолении этнонационализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.

Об этом спорят

Нерусское население составляет всего 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встречает возражения, ибо она не учитывает исторические условия развития России и приверженность многих народов к своим языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?

Отношение к иной культуре представляет собой противоречивое явление, в котором присутствует и недоверие к чужому, и стремление его узнать и освоить. Народы привязаны к своему быту и этническим особенностям, но хотят перенимать достижения других, и проявляют любопытство к их экзотике. В высокоразвитых этносах к этому прибавляется как стремление сознательно форсировать культурный обмен (например, политика Петра I), так и культурный изоляционизм («закрытие» Японии режимом Токугавы) 52 .

Межэтнические отношения есть взаимодействия народов, складывающиеся в области семьи и быта, политики, трудовой деятельности и др. Социологи изучают два уровня этих отношений – межличностный и межгрупповой. К Л.М. Дробижевой, как специалисту по межэтническим отношениям, не раз обращались москвичи с вопросом, куда можно детям пойти учиться, чтобы их не называли в учебных заведениях «черными», «азерами», чтобы выходцам из смешанных браков не было необходимости менять фамилии на русские 53 . В России люди разных национальностей равны на институциональном уровне. Однако избиения и даже убийства по внешнему виду и цвету кожи, антисемитские плакаты имеют место. Это неформальный уровень. Социологи изучают этнические предрассудки, а не только формально фиксируемую дискриминацию, которой занимаются юристы и правозащитники. Так, проведенное исследование в г. Воронеже выявило тревогу населения по поводу неурегулированных процессов миграции, роста национализма и ксенофобии в регионе 54 .

Социологи из С.–Петербурга выявили, насколько русские респонденты дистанцируются от представителей иных культур (степень этносоциальной дистанции с полюсами «свои»–«чужие») 55 . Японцы вызывают доброжелательную реакцию. Все модальные качества, приписанные этому народу, за исключением хитрости, прекрасны: они трудолюбивы (так считают 43% опрошенных петербуржцев, в то время как самих себя называют трудолюбивыми менее 9%) умны, вежливы, уважают свои традиции, пунктуальны и т.п. В полюсе абсолютной «инаковости» расположились чеченцы. Надо заметить, что в отношении к ним дистанция стремительно расширилась из–за чеченского конфликта. До начала 1990–х гг. в восприятии русских чеченцы никак не выделялись из числа других кавказских народов.

Это пример символических дистанций с полюсами «этническая толерантность/терпимость» и «этническая интолерантность/нетерпимость», которая почти всегда отражается на индивидуально–личностном уровне. В то же время степень терпимости/нетерпимости обусловливает именно межгрупповые отношения. Социологи разделяют два разряда данных отношений 56 .

Во–первых, относительно редкое явление устойчивой этнической толерантности, когда этнический признак вообще не принимается во внимание при восприятии человека другого расово–этнического происхождения или иной этнической группы. Ситуативная терпимость – поверхностный слой межличностных отношений, который легко размывается любой конфликтной ситуацией. Иллюстрацией служат межрасовые отношения в США: белые и темнокожие граждане этой страны при внешне декларируемой интеграции, тем не менее, в частной, в особенности семейной жизни, демонстрируют закрытость своих общин, о чем свидетельствует малое число смешанных браков.

Во–вторых, устойчивой этнической интолерантностью считается предрассудок, который удерживается в коллективной памяти народа в течение многих поколений. Примером служат фобии оседлых народов в отношении кочевников (европейцы–цыгане) или иноверцев (христиане–мусульмане, христиане–иудеи). Большее распространение получила ситуативная нетерпимость, которая обусловлена не архаическими представлениями о норме и отклонении, а социальными процессами и отношениями в конкретную историческую эпоху. Если говорить о современной России, то это «кавказофобия», у немцев – ситуативная неприязнь к туркам, у французов – к арабам.

Этническая толерантность – терпимое отношение к «другому», «иному» при отсутствии враждебности 57 . Толерантность во многом определяется длительностью совместного проживания, развитием многообразных форм межкультурного взаимодействия. Проявлением толерантности можно считать межэтнические браки, распространение двуязычия, двойное самосознание, черты культурного взаимопроникновения (в распространении национальных блюд, в отмечаемых праздниках, гостеприимстве и т.д.).

Условиями оптимальной организации контакта этносов выступают 58 :

а) признание безусловного равенства сторон;

б) наличие обстановки открытости и доверия;

в) принятие общих, значимых для обеих сторон целей;

г) уважение к традиционным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга.

Вплоть до середины ХХ в. исследователи полагали, что этничность будет постепенно терять свое значение в жизни людей вследствие тенденций модернизации, развития гражданского общества и личностного индивидуализма. Однако затем заговорили о новом социальном феномене, который был назван «этнический парадокс современности» и связывался с резким всплеском этнического самосознания (относительно устойчивой системы этнических интересов, чувств, представлений о принадлежности к этнической группе, образов «мы» и «они»). Этнический фактор стал «двигателем» многих социальных процессов. Происходящее столкновение мира человеческой субъективности и социально–экономической интеграции в конце ХХ в. подвергло сомнению некоторые, казавшиеся достоверными идеи прошлого:

а) что этнические чувства острее всего у тех, у кого ниже уровень образования;

б) что чем больше различий между этническими группами, тем более вероятны конфликты между ними;

в) вероятность конфликтов тем выше, чем ниже уровень социально–экономического развития общества.

Сегодня острое противоборство, разворачивающееся зачастую на основе неочевидных для других народов символов этничности, имеет место в высокоразвитых странах, и его носителями являются высокообразованные люди. В опросе, проведенном среди населения 27 стран Евросоюза, более 60% респондентов указали на существование дискриминации по этническому признаку 59 .

«Взрыв» этничности во второй половине ХХ в. обусловлен культурными и политическими причинами.

Культурные мотивы этнической мобилизации коренятся в объективной тенденции интернационализации материальных и духовных ценностей. Урбанизация и внешняя миграция способствовали повсеместному возникновению этноконтактной среды. Для малых народов происходящее способствовало аккультурации, утрате этнокультурной специфики. Их главными задачами стали сохранение самобытности, избегание усредненности космополитичных городов.

Этнополитическая мобилизация чаще всего состоит в стремлении к государственному оформлению этнической идентификации. Считаются меньшинствами в своих собственных национальных государствах 5–8 тыс. этнических групп – курды в Западной Азии, баски во Франции и Испании, арабы в Израиле и др. В современной Европе существует немало государств, возникших относительно недавно в результате того, что кто–то от кого–то отделился – Бельгия от Нидерландов, Норвегия от Швеции, Финляндия от России. Сейчас получили подобное право хорваты и украинцы, словаки и эстонцы, хотя карабахским армянам, боснийским сербам и чеченцам в этом отказано. Нет общепризнанного критерия, чтобы однозначно решить, кто «имеет право» на государственность, а кто этим правом не обладает. Международно–правовой основой обретения независимости стал принцип самоопределения. В результате сейчас действуют две противоречивые нормы международного права – принципы самоопределения и территориальной целостности.

Вместе с тем, международное сообщество пришло к признанию права народов на внутреннее самоопределение в пределах границ государств. Внутреннее самоопределение более или менее синонимично местной или региональной автономии, соответствующей федеративному государству. К примеру, в Норвегии реализуются особые права малочисленного народа Севера – саами 60 . Параллельно с выборами в норвежский парламент проводятся выборы в Законодательное собрание саами, в компетенцию которого входит рассмотрение любого вопроса, который затрагивает интересы этого народа. Выборы проводятся по особому избирательному списку, в который включены все, кто считает себя саами или пользуется языком в качестве родного, кто имел или имеет родителей, бабушек или дедушек, родным языком которых являлся саами. Вся территория Норвегии разделена на 13 избирательных округов, от каждого из которых избирается три депутата. Так реализуется право саами на активное участие в политической жизни независимо от места проживания в стране.

Очевидно, что этническое и политическое пространство могут не совпадать 61 . Этническое пространство русских превышает границы политического пространства Российской Федерации, включая в себя северо–восток Эстонии, большую часть Донецкой области Украины, северные территории Казахстана. Этническое пространство лезгин практически пополам «разрезано» политическим пространством РФ и Азербайджана, басков – Франции и Испании.

В условиях организации государства на принципах национально–территориального федерализма, как в России, вторичное политическое пространство накладывается на первичное этническое – это конкурирующие формы единого социального пространства 62 . Этническое неравенство на пересечении данных пространств сохраняется как фактор латентной конфликтности. В наследство от СССР России досталось два типа социального взаимодействия русского и нерусского населения 63 . В сегрегационном типе четко выражена разделенность национальностей, как, например, в республике Саха (Якутия). Здесь этнические саха (якуты) в наибольшей мере представлены в сфере управления, здравоохранения, просвещения, науки, культуры и искусства. Русские же заняты преимущественно в сфере индустрии, добывающей промышленности. Другой тип – конкурирующий – характеризуется более или менее сходной структурой занятий у титульного народа и русских (Татарстан). Конкурирующая модель оказывается более перспективной, так как в социальной сфере люди разных национальностей переживают общие радости и трудности.

В зависимости от исторических, социальных, культурно–психологических факторов отношения между народами выстраиваются в следующие модели 64 :

1. Модель ассимиляции (смены этничности) связана с ситуацией проживания этноса в иноэтничной среде, вторжением более многочисленного этноса и миграцией. Малочисленные этносы попадают под действие новых социально–экономических факторов и культурных норм. Постепенно происходит изменение в мышлении и поведении в сторону господствующих нормативных образцов. Этот процесс – длителен, не менее двух–трех поколений. Явными признаками ассимиляции является возрастание количества межэтнических браков и изменение языковой принадлежности ассимилируемого этноса.

В России сильно ассимилированы русскими такие народы, как этнически близкие белорусы и украинцы, а также евреи, карелы, мордва, немцы, представители многих других народов стран ближнего и дальнего зарубежья, живущие в инонациональном / русском окружении.

2. Модель «плавильного котла». На одной территории в результате миграционных процессов оказываются носители различной этничности, ни одна из них не занимает господствующее положение. В результате происходит утрата первоначальной этничности, рождается новая, вбирающая в себя элементы многих культур.

3. Модель культурного плюрализма характерна для обществ, в которых достаточно мирно сосуществуют носители разных этничностей. Все они рассматриваются как одинаково ценные в общем национально–культурном комплексе.

Вопрос о создании позитивного, пусть даже мифологического, образа межэтнический коммуникации, а на ее основе – формирование навыков и умений построения системы этнокультурного плюрализма не теряет своей актуальности в современном мире.

Тема открытого урока:

Этнические общности и межнациональные отношения.

Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

ТИП урока: комбинированный

Оборудование: проектор, экран, компьютер, схемы, пакет документов, Конституция РФ. Выставка книг о национальных отношениях сотрудниками библиотеки техникума.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

    Познакомиться с основными признаками этноса и нации, с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений.

    Раскрыть сущность и тенденции в развитии межнационального сотрудничества.

    Объяснить причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления.

    Охарактеризовать основные принципы национальной политики РФ.

Развивающие:

Развивать умения работать с документами, осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, осуществлять проектную деятельность.

Воспитывающие:

Формировать отношение к проблемам межнационального общения, к опасности проявления национализма, расизма, антисемитизма в межнациональных отношениях.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

    Приветствие.

    Определение отсутствующих.

    Проверка готовности обучающихся к уроку.

    Проверка подготовленности классного помещения к уроку.

    Организация внимания.

    Объективная оценка результатов деятельности школьников на уроке, опирающаяся на достижение планируемого результата обучения.

    Создание доброжелательной атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель - ученик, ученик - ученик.

Целеполагание и мотивация.

Н.А. Бердяев говорил: «Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для неё уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть». Насколько прав был философ» мы узнаем о сложностях межэтнических отношений, тенденциях и проблемах национальной политики сегодня на уроке. Объявляется тема урока.

Актуализация.

Вопрос обучающимся: Какие примеры о сложностях в межэтнических отношениях они могут привести, делая экскурс либо в историю, либо современность?

"К сожалению, сейчас во многих регионах мира вновь поднимает голову и неофашизм, к власти рвутся радикальные националисты. Набирают силу и антисемитизм, мы видим и проявления русофобии. Нужно задаться вопросом, почему это происходит и что является этому причиной? - сказал президент России Путин В.В. на церемонии 100- летней годовщины в память о жертвах геноцида армян. - При любом действии в критически важных регионах мира нужно прежде всего подумать о том, что будет дальше, подумать о последствиях". Вспоминая трагические события минувших лет, президент отметил, что "мы должны с оптимизмом смотреть вперед, верить в идеалы дружбы, добрососедства и взаимовыручки, учиться доброте и согласию, умению уважать друг друга, уважать интересы друг друга". "Только так можно сделать мир лучше, стабильнее и безопаснее", - заключил он.

ПЛАН УРОКА

Первичное усвоение материала.

1. Этническая общность и её виды. Этническое многообразие.

Работа с понятиями: этнос, род, племя, народность, нация, социальная общность. Все понятия вводятся на экран, записываются в тетрадь студентами.

Социальная общность - это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. Она представляет собой устойчивую совокупность людей, имеющих одинаковый образ жизни, общность социальных норм и ценностей. Социальные общности складываются в ходе объективного общественного развития, совместной человеческой жизнедеятельности. Общности образуются на разной объективной основе: производственной, классовой, профессиональной. Особым критерием выделения социальной общности выступает этническая (национальная) принадлежность.

Этнос – это исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией.

Признаки этноса:

1. Общность территории,

2. Единый язык общения,

3. Культурное единство, проявляющееся в общих традициях, ценностях, религии, искусстве и т.д., единство хозяйственной деятельности и этническое самосознание, выражающееся в понимании единства своей общности и противопоставлении себя другим, «чужим» этносам.

СХЕМА

Четыре исторических типа этноса

Род

Племя

Народность

Нация

Род - это основанное на кровном родстве объединение людей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы. Род (родовая община) - наиболее древняя этническая общность. Он возник в рамках первобытно-общинного строя и объединял более или менее близких родственников в их совместной хозяйственной деятельности и противостоянии силам природы.

По мере увеличения численности населения, перемещения и взаимодействия родов они стали объединяться в племена.

Племя характеризуется общностью территории, доминирующим языком, более четко определенной организацией власти (вождь, совет старейшин и т.д.). Именно в рамках племенной организации активизируются процессы формирования властных структур и классообразования.

Усиление взаимодействия племен, их объединение в союзы, формирование властной управленческой верхушки приводит, в конечном счете, к образованию государства, которое, объединяя территории родственных племен, объективно способствует становлению народности.

Народность занимает большую, в отличие от племени, территорию. Государство, образуемое представителями той или иной этнической группы, может включать в себя и другие этнические образования. Так, восточнославянские племена объединились в древнерусскую народность со своей государственностью. В то же время в состав древнерусского государства входили представители и других этнических групп: финно-угорские племена, некоторые кочевые племена, осевшие на южных рубежах Руси, и др. В рамках древнерусского государства происходил процесс становления национального самосознания, особенно усилившийся с принятием христианства. Становление народности - важный этап развития этноса. В то же время, это неустойчивое образование. На определенном этапе развития феодальных отношений наступает период раздробленности, т.е. обособления окраин раннефеодального государства от центра. На территории ранее единого государства образуется масса мелких государств (княжеств, графств, герцогств и т.д.), население которых создает свои особые образцы культуры, диалекты языка, способы хозяйственного взаимодействия. По мере преодоления раздробленности, объединения ранее самостоятельных земель вокруг единого центра формируются единые централизованные государства, в рамках которых создается новый тип этноса - нация.

Нация исторически складывается на определенной территории на основе общности культуры, языка, экономических связей, государственности, развитого национального самосознания. Процесс становления наций проходил в разные исторические периоды. Формирование родственных русской, украинской, белорусской наций осуществлялось постепенно в XIV-XVII вв. в рамках разных государств. Затем они объединяются в единое российское государство. А германская и итальянская нации оформились только во второй половине XIX в. - после создания Германской империи и единого итальянского государства.

Принадлежность человека к той или иной нации обозначается термином «национальность». В многонациональном государстве она имеет большее значение даже в том случае, когда законом провозглашается принцип равенства наций. Титульная, т.е. более многочисленная нация, часто занимает - именно благодаря своей многочисленности - ведущее место в экономической и политической сферах. Однако современные демократические принципы, провозглашающие равенство наций, дают возможность самореализации и представителям национальных меньшинств.

Этническое многообразие

В мире насчитывается около 5000 этносов, 700 из них нации, в России – более 100 (наций – 30)

Географическая классификация

Языковая (языковые семьи)

Антропологическая классификация (расы)

Народы Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании

Афразийская

Картвельская (Грузия)

Индоевропейская

Дравидская (Юг Индии)

Уральская

Алтайская 

Европеоиды

Монголоиды

Негроиды

Австралоиды

Осознание и осмысление учебной информации.

2. Межэтнические отношения. Основные тенденции их развития:

а) межэтническое сотрудничество,

б) межнациональные конфликты.

В настоящее время межнациональные отношения разделяют на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в рамках одного многонационального государства.

Два уровня межэтнических отношений

Первый уровень

Второй уровень

Взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре и т.д.

Межличностные отношения людей различной этнической принадлежности в разных формах общения – трудовом, семейно-бытовом, образовательном

Эти 2 уровня изучают с Х I Х века этнология и конфликтология.

Межнациональные отношения:

1. Находят своё выражение в человеческих чувствах.

2. Зависят от индивидуального поведения и его мотивации: личного опыта, влияния семьи, овладения культурными нормами и т.д.

Ученые, исследовав природу развития межэтнических отношений, выявили 2 основные тенденции: 

СХЕМА

Основные тенденции развития межэтнических отношений

межнациональная дифференциация

межнациональная интеграция

Процесс разъединения, противостояния, разделения различных наций

1) Самоизоляция в целом

2) Протекционизм в экономике

3) Национализм в различных формах

4) Религиозный фанатизм

Процесс постепенного объединения этносов:

1) Экономические и политические союзы

2. ТНК

3. Межкультурные центры

4. Взаимопроникновение религий и культур

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Студенты приводят примеры межнациональной дифференциации и межнациональной интеграции.

Студенты работают с текстом учебника и выявляют причины межнациональных конфликтов.

По ходу проверки работы на доске выстраивается схема.

СХЕМА

Причины межнациональных конфликтов

Существование отсталости при усложнении социально-экономического развития стран мира

Непродуманная или намеренная экстремистская политика

Колониальное наследие

Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов

СХЕМА

Типы межнациональных конфликтов

Государственно-правовой

Этнотерриториальный

Этнодемографический

Социально-психологический

СХЕМА

Формы национальной идеологии

Национализм

Интернационализм

Космополитизм

3. Регулирование межэтнических отношений.

Мировой опыт «тушения» межнациональных «пожаров» различен: от организации переговорного процесса до физического разведения враждующих сторон посредством введения миротворческих сил.

Как вы считаете, в чем выражается позиция этнического превосходства?

Почему идеи превосходства одних народов над другими до сих пор являются популярными?

Каковы истоки фашистской идеологии и опасен ли фашизм в современную эпоху? Приведите примеры.

Применение знаний и умений.

Студентам предлагается для ознакомления документ «Этика межнациональных отношений» В.С. Соловьёва. После знакомства с документом проводится дискуссия.

Что означают слова «этическая любовь», «любовь одобрения»? Какой известный вам моральный закон лежит, согласно мнению В.С. Соловьева, в основе межнациональных отношений?

Какие национальные конфликты в нашей стране вы считаете наиболее сложными и почему? Существуют ли, на ваш взгляд, пути их решения?

4. Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации.

Работа с Конституций РФ. Статьи 2, 13, 19, 26, 29, 68.

Вопрос студентам:

Какие 2 установки политики в сфере межэтнических отношений содержит преамбула Конституции?

Проанализировать данные статьи и определить, как Основной закон гарантирует права и свободы независимо от национальности?

Какой язык общения, воспитания и творчества зафиксирован для граждан РФ?

Какой язык считается государственным на территории РФ?

Существуют ли ограничительные статьи в области национальных отношений? Какие?

Систематизация знаний и умений.

Совместно со студентами делается вывод:

В основе демократической национальной политики лежат:

1) принцип уважительного отношения к людям, представляющим любую этническую общность;

2) установка на сотрудничество и сближение народов, переключение с национально-территориального направления на культурно-просветительное.

Проверка уровня усвоения знаний и умений.

ТЕСТИРОВАНИЕ

1. К исторически сложившимся этническим общностям относятся

1 ) народности 2) классы 3) государства 4) сословия

2. Распад империй и образование национальных государств - это проявление

1) межнациональной интеграции

2 ) национальной дифференциации

3) социальной интеграции

4) имущественной дифференциации

3. Единство территории и языка играет значительную роль в формировании

1) элиты 2) сословия 3 ) этноса 4) класса

4. Основа успешного решения национальных проблем - это

1) использование вооруженных сил

2) специализация регионов на выпуске определенной продукции

3) уважение прав и свобод граждан

4) компактное расселение представителей одной национальности

5. Какая общность имеет следующие признаки: единый язык, общую историческую память, обычаи, традиции?

1) профессиональная

2) этносоциальная

3) демографическая

4) территориальная

6. Тенденция к межнациональной интеграции ведет к

1) сепаратизму

2) усилению национальных особенностей

3) сближению народов

4) национальной изоляции

7. По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность?

1) демографическому

2) этническому

3) территориальному

4) классовому

8. Цивилизационный подход к решению национальных проблем предусматривает

1) отказ от национального насилия во всех его формах

2) оказание военной помощи сепаратистам

3) курс на ослабление многонациональных государств

4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопределение

Домашнее задание

1. Написать эссе по одной из предложенных тем:

- «Нация, которая боролась за человечество, погибнуть не может!» Шандор Петёфи.

- "Наиболее правы те, которые определяют нацию как единство исторической судьбы. Сознание этого единства и есть национальное сознание". Н.А. Бердяев, русский философ.

- "Фашизм - это ложь, изрекаемая бандитами". Э. Хемингуэй, американский писатель.

2. Выписать в тетрадь и объяснить следующие понятия: этноцентризм, фашизм, патриотизм, дискриминация, геноцид, национализм.

3. Проектная деятельность: Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать, т.е. представить свое видение решения межнациональных проблем.

Рефлексия.

На интерактивной доске выведен слайд, где обучающимся предлагается устно закончить следующие предложения.

Варианты:

1. "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

    "Особенно мне понравилось…";

    "Сегодня мне удалось…";

    "Было интересно…";

    "Было трудно…".

    "Каким было общение на уроке?

Занимательным, - познавательным, - интересным, - игровым, - необычным,- скучным, -радостным

Дружелюбным.

Литература

    Конституция РФ.

    Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитраного профилей: учебник: Рекоменд. «ФИРО».- 8-изд.,2012, 432 с.

    Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений.- 9-е изд. - М.: Академия. 2013. - 208 с.

    Касьянов В.В. Обществознание: учеб. пособие для ссузов: допущено МО РФ / В.В. Касьянов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2012.- 414 с.- (Среднее профессиональное образование).

    Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2013. – 368 с.

    Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вальчинская, А.В. Чагина. – изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 190 с.

    Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М., ВАКО, 2009. – 272 с.

Цифровые образовательные ресурсы ttp://www.biblioklub.ru

WWW.Studentlabrary.ru

1. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ: могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество); стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии).

2. Раскройте на двух примерах связь социальных статуса и роли.

Ответ: связь социальных статуса и роли следующая: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определённые модели (типы) поведения.

В качестве примеров, раскрывающих эту связь, могут быть приведены: от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных учебной программой; деятельность руководителя предприятия связывается с ответственными решениями, заботой о членах коллектива и др.

3. Раскройте на трёх примерах многообразие критериев выделения социальных групп.

Ответ: в качестве примеров, раскрывающих многообразие критериев выделения социальных групп, могут быть приведены: демографический критерий: распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодёжь, люди среднего и пожилого возраста), пол (мужчины, женщины), состояние в браке (женатые/замужние, разведённые, вдовые), семейное положение (одинокие, семейные) и др.; этнический критерий: определение принадлежности человека к этносу (племени, народности, нации); расовый критерий: определение единства происхождения и области расселения, общности наследственных физических особенностей людей (три основные группы: негроидная, европеоидная и монголоидная расы); поселенческий критерий: выделение социальных групп в зависимости от места их жительства (горожане, сельские жители и т. п.); профессиональный критерий: в соответствии с родом трудовой деятельности людей (врачи, юристы, учителя, инженеры и т. п.)

С7 – задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.

На что должен обратить внимание ученик при решении заданий-задач?

1. Четкое уяснение вопросов (требований) задачи: нередко ученики, не дочитав вопрос до конца, «вырывают» отдельные элементы условия, на их базе формируют собственный вопрос, на который и отвечают; случается, что в двухсоставном или трехсоставном вопросе остаются без внимания последние его части.
2. Соотнесение своего ответа на вопрос с условием конкретной задачи: часто ученики отвечают на вопрос в общем, игнорируя предложенную в условии конкретную ситуацию.
3. Понимание того, что приводимые в условии задачи высказывания философов, ученых, носят, как правило, дискуссионный характер и с ними не всегда нужно соглашаться.
4.Четкое формулирование, возможно, даже нумерация всех элементов ответа.
5. Проверка полученного ответа, соотнесение его с данными условия задачи и ее требованием.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ