Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Открытый урок по окружающему миру на тему "Растениеводство" (3 класс). Открытый урок по окружающему миру на тему "Растениеводство" (3 класс) Что представляет собой растениеводство

Тема урока: Растениеводство.

Цели урока: ознакомить с одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством; научить различать культурные растения; учить анализировать, обобщать полученные знания; развивать речь, познавательную активность, рассуждать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства.

Задачи:
Личностные
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
Способствовать развитию умения работать в группе;
Способствовать расширению словарного запаса детей.
Метапредметные
Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Обучать детей действиям сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей.
Предметные
Систематизировать и расширять знания детей о растениеводстве.

Тип урока: изучение нового учебного материала .

Оборудование: ИКТ – презентация “Растениеводство”, рисунки с изображением с\х культур, карточки с названиями культур.

Ход урока

I . Организационный момент.

Учитель:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, познавательным)

От чего это будет зависеть? (От того, как мы будем отвечать, слушать друг друга и учителя).

Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие? (Внимательным и наблюдательным)

Сегодня на уроке у нас гости, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, поприветствуем улыбкой гостей. Чтобы сегодняшний урок был интересным и полезным, я попрошу вас быть моими помощниками, слушать внимательно. И конечно не молчать, а на вопросы отвечать. Пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

II . Проверка домашнего задания.

Прежде чем перейти к изучению нового материала давайте вспомним, что

мы изучали на прошлом уроке.

Тест по теме: « Полезные ископаемые»
1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) врачи
б) геологи
в) строители
2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
а)песок, глина
б) гранит, торф
в) каменный уголь, поваренная соль
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) оловянная и медные руды
б) каменный уголь, природный газ
в) графит, сера
4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) мрамор, гранит
б) природный газ, нефть
в) золото

Взаимопроверка
III . Создание проблемной ситуации. Самоопределение к деятельности

Рассмотрите предметы (картинки с изображением фруктов, овощей,

деревьев)

Что это за предметы? Что общего? (это растения)

Что различного в них? (одни - фрукты, другие-овощи, третьи-деревья).

А есть ли еще различия? (одни ответят, НЕТ, другие скажут, что есть

растения, которые выращивают люди, а есть дикорастущие растения)

IV . Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадки.

С неба
Солнце золотое
Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною –
Золотые усачи. (Пшеница.)

Что за две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливается,
Две недели подсыхает? (Рожь.)

Чем похожи рожь и пшеница? (Это зерновые культуры.)

Какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием зерновых культур? (Растениеводство.)

V . Актуализация знаний.

Введение в новую тему.

Давайте рассмотрим отрасли растениеводства (слайд 2).

К какой отрасли растениеводства можно отнести названные культуры? (Полеводство.) (слайд 3)

Какая зерновая культура даёт нам белый хлеб? (Пшеница.) (слайд 4).

Пшеницу в нашей стране выращивают озимую и яровую. Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а потом и яровая (слайд 5).

Отгадайте загадку.

Белая беляна
По полю гуляла,
Домой пришла,
В сусек легла. (Мука.) (слайд 6).

Какая зерновая культура даёт нам тёмный хлеб? (Рожь.) (слайд 7,8).

Ещё одной из самых признанных культурных растений является – гречиха. Гречневая каша – богатырская каша. Она вкусная и питательная. В древности гречневую кашу называли княгиней, её подавали даже к царскому столу, а также и к крестьянскому, и к солдатскому. На Руси говорили: “Матушка наша – гречневая каша, а хлебец ржаной – отец родной” (слайд 9,10).

VI . Физкультминутка

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Повертелись, покружились,

Раз – присели, два – присели,

Потянулись и сели за парты.

V II . Работа по теме урока.

Следом за зерновыми культурами по своей важности стоит картофель. О картофеле поговорим подробнее. Он родом из Южной Америки. В 1697 году Царь Пётр I привёз первые клубни в Россию. Крестьяне долго отказывались разводить картофель. Были даже картофельные бунты. Петербургские модницы украшали цветами свои причёски (слайд 11).

Ещё мы остановимся на одной из самых распространённых культур растениеводства в нашем краю – подсолнечнике, из семян которого получают замечательное подсолнечное масло. (Слайд 12)

Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для обеспечения кормами домашних животных. Для этого выращивают кормовые культуры – тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свёклу (слайд 13).

Для другой цели выращивают прядильные культуры – хлопчатник и лён. Из этих растений на специальных промышленных предприятиях получают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани (слайд 14).

Следующая отрасль растениеводства – овощеводство (слайд 15).

Чем занимается эта отрасль?

Какие овощные культуры вам известны?

Где выращивают овощи?

Что называют открытым и защищённым грунтом?

У кого из вас есть садовый участок, дача или дом в деревне?

Выращивают ли ваши родители что-то в теплицах?

Для чего строят теплицы?

Ещё одна отрасль растениеводства – плодоводство (слайд 16).

Попробуйте с помощью словообразования объяснить смысл слова плодоводство. (Разведение плодов.)

Какие растения дают плоды?

Для чего люди выращивают плодовые культуры?

А для чего выращивают цветы?

Как называется отрасль растениеводства, занимающаяся разведением цветов? (Цветоводство.) (слайд 17).

Работа с учебником (стр.с 51 – 53)

V III . Закрепление изученного материала.

1. Работа по таблицам-карточкам. (Работа в группах)

Класс делится на три группы. Каждой группе выдаётся конверт с картинками культурных растений. Первая группа должна подобрать картинки с зерновыми культурами, вторая – с кормовыми, третья – с прядильными.

Зерновые: рожь, овёс, ячмень, пшеница.

Кормовые: тимофеевка, клевер, люцерна, кормовая свёкла.

Прядильные: лён, хлопчатник.

2. Представьте, что вы бригадиры в хозяйстве, где собирают большой урожай яблок и груш. Расскажите о своей работе.

План рассказа.

    Что вы предложите для лучшего хранения и использования урожая?

    Какое предприятие нужно построить в этом хозяйстве?

    Что у вас за профессия?

IX . Итог урока.

Что такое растениеводство? (выращивание культурных растений)
– Для чего человек выращивает культурные растения? (для того чтобы получать продукты питания, корм животным, материал для промышленности)
– Люди каких профессий работают в растениеводстве? (садоводы, хлеборобы, овощеводы, бахчеводы, хлопкоробы)
X . Рефлексия результативности. Самооценка .
Игра « Узнай растение»

Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.

1. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая (Морковь, овощеводство).

Колоски мы соберём,

Что растут на поле.

Чёрный хлебец испечём.

И посыплем солью. (Рожь, полеводство).

Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк,

Пышный, важный,

Словно пан

Нежный, бархатный…. (Тюльпан, цветоводство)

Расселась барышня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста, овощеводство)

Низок да колюч,

Сладок да не пахуч.

Ягоды сорвешь-

Всю руку обдерешь (Крыжовник, плодоводство)

Молодцы! Сегодня очень хорошо, активно работали на уроке.

Уроки разные бывают.

Каким же был у нас урок?

Согласны – слышу я хлопок,

А не согласны – помолчите,

И тихо-тихо посидите.

Наш урок был:

Интересным;

Необычным;

Скучным-скучным;

Вкусным-вкусным;

Тёплым-тёплым;

Очень светлым;

Грустным-грустным;

Очень вялым;

Аппетитным;

Витаминным.

Чтение вывода в учебнике на стр.58
X I. Домашнее задание. (Слайд 19)

1. стр. 51- 53, изучить; ответить на вопросы раздела “Проверь себя”, стр. 54.

2. Выполнить задания в рабочей тетради стр. 32 - 34

Уход за посевами состоит в разрушении почвенной корки легки­ми боронами и ротационными мотыгами, 2-3-кратных прополках с применением гербицидов, а также в опыливании посевов инсектици­дами против льняной блошки и других вредителей.

Важные условия получения хороших льна - равномерность развития и созревания растений. Зеленая ранняя желтая, желтая и полная спелость наступают после массового соответственно через 15, 25-30, 35 40-50 дней.

Для получения волокна уборку проводят во время ранней спелости, а семян и волокна - при желтой спелости.

В отличие от других культур рядового способа посева лен не срезают, а выдергивают из почвы вместе с корнями. Этот прием называют тереблением.

Для такой уборки применяют спец машины и комбайны. Вытеребленный лен вяжут в небольшие снопы и просушив в течение 4-6 дней, после чего очесывают или обмолачивают коробочки с семенами (при уборке в желтой или полной спелости). После отделения семян оставшиеся стебли называются льняной соломой, и их подвергают дальнейшей переработке.

Массовую уборку льна комбайнами надо проводить в фазе желтой спелости в сжатые сроки (не более 6-8 дней).

При одностороннем использовании масличного льна его убирают при полной спелости обычными зерноуборочными комбайнами с одновременным обмолотом. Обмолоченные и тщательно очищенные семена льна просушивают до влажности 10-12% и отправляют на хранение.

Масличные культуры. Эфирно-маслич.

60. Народохоз. значение подсолнечника. Морфологические особенности.

Кол-во масла достигает 60% и более, высокие вкусовые качества, побочный жмых содержит 8-10% жира, 36-40% белка и 20% углеводов, используют как высокопит. Концентр. Корм для животных. При помощи растворителей получают жмыховую муку – шрот. Обмолочен корзинки – на корм скоту, стебли – получают поташ, из лузги – этиловый спирт, кормовые дрожжи, фурфурол (для изгот пластмас). Хороший медонос, снегозадерж.

Однолетнее перекрест-опыл семейство – астровые. Корень – стержневой (глубина 2-3м), стебель – прямостоячий (1-3м), у силосных (3-4м), стебель заканч соцветием – корзинкой (диам 8-40см), на цветоложе 600-1200 и более трубчатых цветков, цветет 8-10 дн., плод – семянка, заключенная в жесткий околоплодник, называем лузгой. По размеру семянок, лузжистости и маслянистости подразд на 3 гр:

Масличный, грызовой, межеумок (промежуточное положен). Засухостойчив, критические пер – образование корзинки до цветения. t прорастан 4-5*С, оптимал 12-15*С. Требователен к теплу, во время цветен t 20-25*С, 30 и выше – угнетает. Растение короткого дня, требоват к интенсивности освещен. Фазы развития: всходы, бутониз, цветение, формиров и налив семян, созревание. Почвы – черноземы, каштановые, оподзоленные, серые лесные.

Сорта: воронежский 436, харьковский 49, донской 22.

Предшественники: озимые, по чистому или занятому пару. После зерновых бобовых. В Сибири яровые-зерновые. На прежднее место через 8-10 лет.(Болеет мучнистой росой и заразихой,серая гниль, склеротиниоз). Нельзя – после фосоли, гороха, рапса.

Обработка почвы включает предпахотное лущение 5-7 или 8-12см, вспашку с боронованием 20-22см(легкие почвы), 25-30см (тяжелые).Гербициды: трефлан, прометрин вносят по выровненной почве одноврем с предпосевной культивацией, а также ленточным способом при посеве.

Удобрения: Особенно эффективно сочетание органич и минер удобр. Отзывчив на навоза и суперфосфат во время посева.

Посев: Сеют в ранние сроки при т8-10*С. Пунктирным способом с междурядьями 70 см пневматич сеялками СУПН8А,СКПП12,СПЧ6М. Семена обрабат при ложной мучнистой росе – апроном (6кг/т) с последующим инкрустированием.

На силос высевают обычным, рядовым, широкорядным способом и пунктирным способом. Норма – 35-40 кг/га. Посевы прикатывают., 2-3 культивации междурядий, глубина обраб 6-7 см.

Уборка урожая. 10-15% растен имеют желтые корз. Комбайны- СК-5, ПУН-5.

69.Технолог воздел рапса на корм и семена.

Масличная, кормовая, сидеральная культура. Однолетнее травянистое раст., семейст капустные, соцветие – рыхлая кисть, плод – стручок, семена шаровидные.

Предшеств – зерновые-колосовые, пропашные и по обороту пласта мног трав, на прежн место не раньше 4 лет. Тщательная предпосевная обработка почвы, выравнивание. Излишние азотное питан задерживает рост семян. Посев обычно рядовой или широкоряд, норма высева 12-15, или 6-8 кг/га, глубина 2-3. Убирают раздельным способ. К скашиванию приступают в фазе желто-зелен спелости семян до 30-33%. Обмолачив волки при влажности 8-12 с немедленной очисткой и сушкой. Сорта – Галант, Липецкий, Луговский.

64. Народ/хоз знач эфир-масл культ. Технолог возд аниса, кариандра .

В России – 30 видов (кориандр, анис, шалфей, мята) Получают – эфирные масла, которые использ в парфюмерии, кондитерск, медицине.

Кориандр – 1,2% эфирного масла, 18-22% жирного масла. Семейство – сельдирейные. Масса 1000 семян 7-10гр. Всходы перенос замороз –7..-8 *С. К влаге и свету не требов. Вегитация – 90-110 дней. В севообор после озимых, яровых зерновых, пропашных. Обработка почвы как под яровые зерновые

Отзывчив на удобрен, но навоз вносить под предшествен, минер перед посевом. Сеют широкор с междур 45см в самые ранние сроки при норме посева 13-15 кг/га, рядовым - 20-22 кг/га. Глубина высева – 2-4. Уход – прикатывание, боронование до и после всходов и 2-3 междуряд культивации. Легко осыпается – уборку вести двухфазным способом.

Анис – требоват к влаге и почвам, светолюбив, прораст при 4-5*С. период вегит 120-130. В севооб. Размещ после озимых и пропашных. Отзывчив на удобрения. Высевают в ранние сроки широкор как кориандр, ленточным или рядковым, норма высева 12, 14, 18 кг/га соответственно, глубина – 2-5см. Уход – боронов и культивация (в широкор посевах) Уборка – одно-и двухфазная.

Зерновые бобовые культуры.

31. Агротехника возделывания сои в условиях Хакассии.

В условиях Хакассии прекрасно растет. Теплолюбива, миним t для прораст +8*С, благоприят для роста 12-14*С, переносит –3*С, сумма активн t*C – 1700-2000. К влаге – критический период – цветение, налив зерна. Почвы – плодород супесчаные и суглинистые черноземы, богатые кальцием и органическими вещ-ми, неподх – кислые, сильно засолен. Удобр – орг. – 40-60 т/га, при посеве – фосвор и калий, при посеве в рядки – суперфосфат. Перед посевом семена обработать – нитрогин, ризотфори (способств образ азотн бактер на корнев клубен). Предшествен – пропашные, зерновые, нельзя после – зерно-бобовых, суданской. Норма высева при широкоряд- 60-50 кг/га, при рядовом – 90-100, глубина заделки – 6-7см. До и после посева прикатывание, после боронование, по всходам боронование легкими боронами (поперек рядков), затем междурядные обраб 2-3 (культивацию). Подкормки – фосфор, гербициды – «Трефлан» (4-6 кг/га), а в период вегит. «фуроре-супер». При уборке – однофазный или двуфазный способ, регулир режущ комбайна, высота среза не выше 11см, уменьш скорость барабана до 400-600 оборот.

44. Агротех чины и нута.

Чина – однол бобовое, самоопыл. Повышен требов к теплу, но холодост. Семена прораст – t-2-3*С, всходы выдер непродол заморозки до –8*С, засухостойчива, к почвам малотребовательна, лучшие – чернозем, легкие суглинки. В севооб – после озимых и пропашных, обработка почвы как под ранние яровые культуры

Высевают в ранние сроки, рядковым или узкорядн способом. Норма высева – 150-250 кг/га, глубина – 4-6, на легких почвах и при недост увлажнении – до 8см. Семена перед посевом обрабат – ризоторфином. После посева поле прикат до и после всходов боронуют, убирают двухфазн спос, когда поспеет 80% бобов.

Нут - однол бобовое, самоопыл. Требов к теплу,но очень холодостойк, семена прораст – 2-5*С, всходы выдерж до –6-11*С. Очень засухоуст и жаровынос превосход в этом чину. К почвам не требователен, но лучшие – легкие суглинки, черноземы, каштанов.

Предш – озимые, пропашные, удобрен яровые.

Обработка почвы как чина, сеют широкор (120-150 кг/га), рядковым (200-250 кг/га), глубина пос – 6-8, на легких – 10, после посева прикат. Можно убирать однофаз, двухфазн.

50. Значение зернобовых. Биолог особен.

Горох-важнейшая и наиболее распространенная зерновая бобовая культура. Он имеет продоволь-ое, кормовое и агротехническое значение. В зерне гороха содержится до 30% белка, витамин А,В1,В2 и С и основные аминокислоты. Зерно гороха легко усваивается организмом человека. Зеленые семена широко используют для консервирования, и в этом виде они представляют собой высокопитательный продукт. Гороховое сено содержит до 13,а солома до 8% белка. Они охотно поедаются животными. Горох- хорошая парозанимающая культура и прекрасный предшественник для всех яровых культур, а ранние сорта- для озимых. При высоком уровне агротехники горох дает большие и устойчивые урожаи зерна и зеленой массы. Среди зерновых бобовых это одна из самых урожайных и экономически выгодных культур.

Горох-самоопыл, светолюб культура. К теплу горох малотребователен. Семена начинают прорастать при 1-2*С,оптимальная темп. Для появления всходов 6-12*С.Всходы переносят заморозки до –8*С.Высокая темп. Во время цветения отриц, сказываются на урожае. Культура сравнительно влаголюб. Для набухания и прорастания семян требуется 110-115% воды от массы семян. Значительное кол-во влаги горох расходует в течение вегетационного периода. Лучшие для гороха – достаточно влажные, богатые известью черноземы и каштановые почвы. Песчаные, солонцеватые и кислые заболоченные почвы для гороха непригодны.

53. Технология воздел гороха.

Обработка почвы как под ранние яровые. Предпосевная обработка – сохр влаги. Удоб внос под предшествен.Из мин – фосфор и калий, и известь на кисл почвах, фосфорит муку, гранулир суперфос в рядки при посеве. Внесение азота – нельзя. Для посева – крупные и очищен семена, обраб ризотрофином (клубеньковые бактерии). Высевают в самые ранние сроки. После посева – прикатыван, кроме суглинис почв, Способ посева – узкоряд, обычн рядовой и перекрестный. Нормы высева при достат увлажнен – 250-300гр/га крупносеменных, 200-250кг/га мелкосем, в засушлив рай-ах норму уменьшают. Хорошо переносит глуб заделку семян. С сорняками – рыхлен верхн слоя легкими боронами поперек рядков. Созревает неравномерно и к уборке полегает, бобы растрескив, поэтому необходимо своеврем и тщательно провести уборку, двухфазным и однофазн способом. При пожелтении (побурении) 60-75% бобов и влажности семян 35-40% растения скаш жатками, а затем не допуская пересыхания волки подбир комбайн и обмолач. Прямое комбайнир применяют по достиж полной спел. Наиболее рац сочет обоих способов уборки.

Сельское хозяйство - это составная часть, или отрасль, экономики. Частью (отраслью) сельского хозяйства является растениеводство - выращивание культурных растений.

Практическая работа

Рассмотрите предложенные вам культурные растения. Сравните их между собой: найдите черты сходства и различия.

Составьте (устно) описание каждого растения по плану:

  1. Как называется растение?
  2. К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое растение)?
  3. Где его выращивают (в поле, в огороде, в саду)? Какие части ты видишь у растения? Как они выглядят?
  4. Как человек использует это растение?
Подумай, для чего люди занимаются растениеводством. Прочитай текст и самостоятельно дополни его. Проверь себя на «Страничках для самопроверки» (2).

Люди занимаются растениеводством прежде всего для того, чтобы получать продукты питания. Например, чтобы на нашем столе всегда был хлеб, растениеводы выращивают зерновые культуры - пшеницу, рожь и др.

Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а потом яровая.

Рожь в нашей стране выращивают в основном озимую, а в районах с суровой зимой - яровую.

Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных. Для этого выращивают кормовые культуры - тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свёклу.

Для другой цели выращивают прядильные культуры - хлопчатник и лён. Из этих растений на специальных промышленных предприятиях получают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани.

  • Прочитай рассказ о труде растениеводов. Сравни прочитанное с тем, что ты знаешь о растениеводстве по своим наблюдениям, от взрослых.

Труд растениеводов

Люди многих профессий работают в растениеводстве. Это хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы. Они хорошо знают, когда нужно сеять то или иное растение, как за ним ухаживать, когда собирать урожай. Они умеют по внешнему виду растения определить, здоровое оно или больное, знают, как его лечить. Растениеводы знакомы с современной техникой. Но часть работ они выполняют вручную, а для этого нужны и сила, и ловкость, и терпение. Только тот, кто любит растения, землю, может быть хорошим растениеводом.

Обсудим

  1. Как растениеводство связано с промышленностью?
  2. Представь, что ты руководишь хозяйством, где собирают большой урожай яблок и груш. Что ты предложишь для лучшего сохранения и использования урожая?

Проверь себя

  1. Что такое растениеводство?
  2. Для чего люди занимаются растениеводством?
  3. На какие группы делят культурные растения?
  4. Что ты знаешь о профессиях в растениеводстве?

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: отрасль, растениеводство.
  2. Проведи исследование, какие продукты растениеводства ты используешь в пищу в течение дня. Запиши в рабочую тетрадь.
  3. Если кто-нибудь из твоих родных или знакомых трудится в растениеводстве, расспроси его о работе. Приготовься рассказать об этом в классе.

Странички для любознательных

Николай Иванович Вавилов

Алжир, Греция, Италия, Мексика, Бразилия... Трудно даже перечислить названия всех стран, где побывал Николай Иванович Вавилов. Ведь он объехал более 60 стран! Путешествия Вавилова были нелёгкими. Со своими спутниками Николай Иванович поднимался высоко в горы, уходил далеко в пустыни. Друзья Вавилова удивлялись его смелости, силе, выносливости.

Кем же был этот замечательный путешественник? И для чего он отправлялся в самые разные уголки Земли?

Н. И. Вавилов (1887-1943) - выдающийся русский учёный-биолог. Изучая культурные растения всего мира, он установил, что каждое растение имеет свою родину. К примеру, родина картофеля - Южная Америка, а огурцов - Индия. Оттуда они и были расселены по разным странам.

Николай Иванович собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений, которой и сейчас гордятся учёные нашей страны.

На следующем уроке

Узнаем, что такое животноводство, для чего люди им занимаются. Будем учиться классифицировать домашних животных.

Вспомни, каких животных называют домашними. За какими домашними животными тебе приходилось наблюдать? Какие ты знаешь профессии людей, связанные с разведением домашних животных?

Больше 2/3 всей продукции, которую потребляет население нашей планеты, обеспечивает растениеводство. Это ведущая отрасль сельского хозяйства с богатой историей и традициями. Люди научились возделывать растения не одну сотню лет назад, и с тех пор данная отрасль всячески развивалась и расширялась. Рассмотрим, какие потребности удовлетворяются благодаря растениеводству.

Что представляет собой растениеводство

Растениеводство - это фундаментальная основа мирового сельского хозяйства, важнейшая ее отрасль, которая занимается возделыванием культурных растений. Именно благодаря ей население земного шара обеспечено продуктами питания.

Растениеводство - очень древняя отрасль. Еще несколько тысячелетий назад южно-американские аборигены умели выращивать картофель, а рис впервые был обработан в Китае более 9000 лет назад.

Рис. 1. Выращивание риса в Китае.

Растениеводство - это еще и обширная наука, изучающая:

  • многообразие сортов и форм культурных растений;
  • особенности их роста и развития;
  • поиск наиболее эффективных способов выращивания культур, при которых высокая урожайность сочеталась бы с наименьшими материальными и трудовыми затратами.

Продукция растениеводства - это не только продукты питания для людей, но также корм для животных, сырье для многочисленных отраслей промышленности (парфюмерная, фармацевтическая, текстильная и пр.) и декоративном цветоводстве и садоводстве.

Залог успеха растениеводства - труд человека. Только благодаря ему удалось вывести огромное количество самых разнообразных сортов культурных растений, приспособить их для выращивания в различных регионах планеты, регулярно собирать щедрые урожаи.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Основные отрасли растениеводства

Растениеводство - очень обширная отрасль сельского хозяйства, которая, в свою очередь, делится на несколько отраслей:

  • Зерновое хозяйство - важнейшая часть мирового растениеводства, занимается выращиванием ценных зерновых культур: пшеницы, кукурузы, риса, гречихи, овса, ячменя. Именно она составляет основу питания не только людей, но и сельскохозяйственных животных.

Рис. 2. Пшеница - ценная зерновая культура.

  • Корнеплоды и технические культуры . Самый популярный во всем мире корнеплод – картофель, родиной которого является Южная Америка. Большую ценность представляет и сахароносные культуры - сахарная свекла и сахарный тростник, из которых изготавливают сахар.

Сахарный тростник в больших объемах выращивают только в теплых странах - в Китае и на Кубе, а сахарная свекла, напротив, хорошо себя «чувствует» только в регионах с умеренным климатом.

  • Овощеводство и бахчеводство . Это важная, но не первостепенная отрасль растениеводства. Занимается выращиванием различных овощей: капусты, томата, моркови, лука и пр. В регионах с сухим и жарким климатом успешно выращивают бахчевые культуры: дыни и арбузы.
  • Садоводство и виноградарство . Выращивание всевозможных фруктов как для потребления в свежем виде, так и для приготовления различных соков, варенья, джемов, сиропов.
  • Тонизирующие культуры . К ним относятся чай, кофе, какао. Это тропические растения, которые нуждаются в теплом и влажном климате. Лидером по производству кофе является Бразилия, чай традиционно выращивают в азиатском регионе, а какао - в странах африканского региона.

Рис. 3. Чайная плантация.

  • Прядильные культуры. Выращивание хлопка и льна обеспечивает текстильное производство качественным сырьем для изготовления самых различных тканей.

Что мы узнали?

При знакомстве с докладом по программе 3 класса окружающего мира мы узнали, что из себя представляет растениеводство, какое значение оно имеет для человека. Мы выяснили, из каких отраслей оно состоит, и какие потребности человека удовлетворяет.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 190.

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье

План-конспект урока

по окружающему миру

ТЕМА: Растениеводство.

Учитель: Малышева Лариса Алексеевна

Тема: Растениеводство.

Цели урока: образовательная: познакомить детей с одной из отраслей сельского хозяйства - растениеводством; учить различать культурные растения; учить анализировать; обобщать полученные знания. Развивающие: развивать речь учащихся, внимание, мышление, развивать кругозор. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к продуктам питания.

Планируемые результаты: Предметные: формировать понятия детей о растениеводстве; и умения различать культурные растения, приводить примеры культурных растений. Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений. В процессе обучения формирую следующие блоки УУД: Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: понимать учебные задачи урока и стремление её выполнять на основе соотношения того, что уже известно, и что ещё неизвестно; умение делать выводы на основе обобщения; овладение способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников: произведений художественного, литературного искусства, учебных текстов иллюстраций. Познавательные УУД: практическая работа в паре, исследовать растение и описать его по плану. Выявить связь растениеводства и промышленности. Коммуникативные УУД: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи, обсуждать в группах, зачем люди занимаются растениеводством; умение высказывать свою точку зрения, обосновывать её приводя аргументы; уважительно относится к позиции другого.

Оборудование: презентация, гербарий, тест

Ход урока

I. Оргмомент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) слайд 1

Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста.

Какой урок сейчас?

Проверяем готовность.

Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

II. Проверка домашнего задания.

Разгадайте загадки о полезных ископаемых и ответы запишите.

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Не зря она варилась в доменной печи.

На славу получились ножницы, ключи... (Руда).

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Без неё не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

Он несёт в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он чёрный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

По трубе течёт,

Пироги печёт. (Газ).

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А ещё он есть в цементе.

Сам он — удобрение. (Известняк)

На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)

Ответы детей.

III. Актуализация знаний

Скажите, над какой большой темой мы работаем уже не первый урок? Чему учит экономика.

Кто может нам напомнить отрасли экономики?

Сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля.

Сегодня нам предстоит познакомиться с ещё одной из таких составляющих отраслей сельского хозяйства, а какой вы догадаетесь сами.

Отгадайте, о чем пойдёт речь на уроке?

Дышит, растет,

А ходить не умеет.

(растение)

Молодцы. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Тема: Растениеводство. Слайд 2

Обратите внимание на запись слова «растениеводство».

Подумайте -это простое или сложное слово, от каких двух слов образовалось?

От слов «растение» и «водить».

Для чего люди выращивают растения? На какие группы можно разделить все растения, необходимые человеку?

Итак, какую цель мы поставим сегодня на урок.

Познакомимся с некоторыми новыми культурными растениями.

Что такое растениеводство? И для чего люди занимаются растениеводством. Это и будет нашим основным вопросом урока.

IV. Работа по теме урока.

Было так:

В какой-то миг

Народился пых-пых-пых!

Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,

Пока в печку не сел.

Вышел оттуда не пых,

Румяный, блестящий,

С корочкой хрустящей! (хлеб).

Белая беляна

По полю гуляла,

Домой пришла,

В сусек легла. (Мука.)

Как вкусен и душист хлеб! Но, чтобы испечь хлеб, нужна мука. Из чего делают муку? (из пшеницы, овса, ржи, ячменя)

Кто знает, где достают пшеницу, рожь, чтобы намолотить много муки и накормить нас всех? (Выращивают на полях.)

Что значит выращивают? (Готовят почву, сеют, удобряют, борются с сорняками и вредителями, убирают урожай.)

Как называются растения, которые выращивает человек? (Культурными.)

Давайте вспомним, на какие группы делятся все растения

Растения: культурные и дикорастущие. Слайд 3

Какие виды культурных растений вы знаете? (овощные, плодовые, декоративные)

Люди занимаются растениеводством прежде всего для того, чтобы получать продукты питания.

Сообщение о русском учёном-биологе Вавилове Н.В. слайд 4

Вавилов Николай Иванович (1887—1943), русский биолог, генетик, растениевод, один из организаторов сельскохозяйственной науки в СССР.

Родился 25 ноября 1887 г. в Москве в семье коммерсанта. Начальное образование получил в Московском коммерческом училище, после которого поступил в Московский сельскохозяйственный институт (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева).

После окончания (1911 г.) был оставлен на кафедре частного земледелия. В 1917 г. стал профессором Саратовского университета. С 1921 г. заведовал Отделом прикладной ботаники и селекции (Петроград), в 1924 г. реорганизованным во Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур, а в 1930 г. — во Всесоюзный институт растениеводства (ВИР), руководителем которого Вавилов оставался до августа 1940 г.

С 1930 г. — также директор генетической лаборатории, преобразованной затем в Институт генетики АН СССР.

На основании проведенных в 1919— 1920 гг. исследований в книге «Полевые культуры Юго-Востока» (1922 г.) Вавилов описал все культурные растения Поволжья и Заволжья.

С 1920 по 1940 г. он руководил многочисленными ботанико-агрономическими экспедициями по изучению растительных ресурсов Средней Азии, Средиземноморья и др. В 1924 г. экспедиция побывала в Афганистане. Собранный материал позволил учёному установить закономерности в происхождении и распределении сортов культурных растений, что значительно облегчило работу ботаников и селекционеров.

Коллекция культурных растений, собранная Вавиловым и хранящаяся в ВИРе, насчитывает более 300 тыс. образцов. Особое значение для теоретической генетики приобрёл открытый им в 1920 г. закон гомологических рядов наследственной изменчивости у близких видов, родов и даже семейств, согласно которому у родственных групп возникают сходные наследственные изменения.

За научно-исследовательские работы в области иммунитета, происхождения культурных растений и открытие закона гомологических рядов Вавилов получил премию имени В. И. Ленина (1926 г.). За исследования в Афганистане он был награждён золотой медалью имени Н. М. Пржевальского; за работы в области селекции и семеноводства — Большой золотой медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1940 г.).

С 1929 г. Вавилов был академиком АН СССР и академиком АН УССР, избирался президентом (1929—1935 гг.) и вице-президентом (1935—1940 гг.) ВАСХНИЛ.

Однако кампания против генетики, развязанная учеником Вавилова Т. Д. Лысенко и поддержанная партийными идеологами, привела к тому, что в 1940 г. деятельность учёного прервалась. Вавилов был арестован по обвинению во вредительстве и скончался от голода на тюремной койке в Саратове 26 января 1943 г.

В 1965 г. учредили премию его имени, а в 1968 г. — золотую медаль, присуждаемую за выдающиеся научные работы и открытия в области сельского хозяйства.

Посмотрите внимательно и подумайте для чего же люди занимаются растениеводством?

Физкультминутка.

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки. (Копают грядки)

Он принёс чемодан, (Показывают, как он нёс чемодан)

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена - (Дети присели, затем встали)

Садовод любовался на всходы. (Восхищаются)

Утром их поливал, (Поливают)

На ночь их укрывал (Укрывают)

И берёг от холодной погоды. (Дети садятся, учитель продолжает)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где растут яблоки? (В саду)

Расскажите, как вырастить такое аппетитное яблоко.

Это может каждый?

Как называют людей, которые выращивают плодовые деревья? (Садоводы.)

Как называется деятельность людей по разведению садов? (Садоводство.) слайд 5

Какое растение необходимо, чтобы испечь ржаной хлеб, белые душистые булки? (Рожь, пшеница, зерно.)

Как называют людей, которые выращивают зерно? (Зерноводы- хлеборобы.)

Как называется их деятельность? (Зерноводство.) слайд 6

«Зерновые культуры». Речь идёт о зерновых культурах

«Зерновые культуры»

Пшеница, рожь, ячмень рис кукуруза, овёс, просо- основные зерновые культуры, которые кормят людей всего мира.

Пшеница - бывает озимая и яровая. Озимую пшеницу сеют осенью, а яровую сеют - весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а потом - яровая. Слайд 7

Рожь - самая морозоустойчивая культура из всех злаковых. Рожь используется для изготовления хлеба, спирта, крахмала, корма животным. Слайд 8

Ячмень - идёт на приготовления пива, используется как кормовая культура, из него делают перловую крупу. Слайд 9

Овёс - кормовое растение. В пищу употребляется в виде овсяной крупы, которая очень полезна для желудка. Слайд 10

Кукуруза - идёт на приготовления крахмала, растительного масла, мучных изделий. Слайд11

Просо - ценная крупяная культура. Это ценный корм для птиц, а солома и отходы- хороший корм для рогатого скота.

Какие ещё культурные растения выращивают в поле? (Овощи - овощеводы - овощеводство. ) слайд12

Отгадайте загадку:

Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный бархатный. (Арбуз.)

Где растут арбузы, дыни, тыквы? (Бахча - бахчеводы - бахчеводство .) слайд13

Ещё одна отрасль растениеводства - это технические культуры : кормовые, масличные и прядильные. слайд 14

«Кормовые и прядильные культуры». Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных. Для этого выращивают кормовые культуры - тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свёклу.

Для другой цели выращивают прядильные культуры - хлопчатник и лён. Из этих растений на специальных промышленных предприятиях получают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани.

Виды растениеводства: бахчеводство, плодоводство, овощеводство, садоводство, зерноводство, выращивание технических культур.

«Труд растениеводов». Люди многих профессий работают в растениеводстве. Это хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы. Они хорошо знают, когда нужно сеять то или иное растение, как за ним ухаживать, когда собирать урожай. Только тот, кто любит землю, может быть хорошим растениеводом.

Ребята скажите теперь мы можем ответить на главный вопрос урока --что такое растениеводство? И для чего люди занимаются растениеводством.

Растениеводство - это выращивание культурных растений. Их выращивают для разных целей: например, чтобы получать продукты питания, корма для животных, материал для промышленности. Слайд15

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Сельское хозяйство. Дополнительный материал .

Агропромышленный комплекс играет немаловажную роль в экономическом развитии Сахалина и Курильских островов. В связи с отдаленностью от основных сельскохозяйственных районов России и затрудненностью транспортных связей, местное производство сельскохозяйственной продукции является важным источником продуктов питания для жителей области.

Основная продукция агропромышленного комплекса - молоко, картофель, овощи, свинина, яйцо. Практически вся продукция потребляется внутри области. В валовом общественном продукте сельское хозяйство занимает 6%. Среднее обеспечение собственной сельскохозяйственной продукцией: мясо - 9%, картофель - 100%, овощи - 50%, молоко и молочные продукты - 35%, яйцо - 75%.

Областное сельское хозяйство развивается в неблагоприятных природно-климатических условиях. Наиболее пригодными для работы сельскохозяйственных предприятий являются районы Тымовский, Поронайский, южные и западные районы острова Сахалин, но большая часть этих районов находится в зоне избыточного увлажнения. Крупнейшие производители сельскохозяйственной продукции сосредоточены в Анивском районе, Тымовском районе, Углегорском районе и Южно-Сахалинске. Растениеводство области представлено производством картофеля, овощей и кормовых культур. Основные овощные культуры - капуста, морковь, свекла. В закрытом грунте выращиваются (в том числе и в зимний период) томаты, огурцы, перец, зеленные культуры. Животноводство полностью обеспечивается растительными кормами за счет местных заготовок. Выведен сахалинский тип “Голштинской” породы крупного рогатого скота, способного в экстремальных условиях обеспечить высокую продуктивность. Широкое развитие получили свиноводство, птицеводство (работают две птицефабрики). Развито пушное производство - выращивание норок темно-коричневых, серебристо-голубых и пастельных тонов. Основная часть этой продукции вывозится за пределы области. Оленеводство - основная отрасль сельского хозяйства в северных районах Сахалина.

Более 56% сельскохозяйственных организаций преобразованы в государственные унитарные предприятия, остальные преобразованы в кооперативные, акционерные и частные предприятия. На личные подсобные и фермерские хозяйства приходится 67% валовой продукции сельского хозяйства. Государственный Сахалинский Научно-исследовательский Институт Сельского Хозяйства занимается разработкой вопросов развития отраслей растениеводства и животноводства применительно к местным природно-климатическим условиям.

В перспективе планируется увеличение объема продукции за счет растениеводства, мясомолочного животноводства, птицеводства и свиноводства, а также укрепление сырьевой базы местной перерабатывающей промышленности и снижение ее зависимости от импортного сырья.

Рассказ о работе прядильного комбината.

1.«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».

2. «Прялка не Бог, а рубаху дает» .

3. «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом» .

4. «Не ленись прясть, хорошо оденешься».

(Материал для учителя)

Пряжей называется текстильная нить, получаемая из отдельных волокон путем их скручивания. Совокупность операций в результате которых из волокнистой массы получается пряжа, называется прядением. От длины и толщины волокон зависит выбор способа прядения и вид получаемой пряжи. Существует 3 способа прядения: кардный, гребенной, аппаратный.

Прядение осуществляется на прядильных фабриках. Прядению, в полном смысле этого слова подвергаются лишь натуральные текстильные волокна (хлопок, шерсть, лен), так как этого требует незначительная длина их волокон. Из химических волокон прядению подлежат только штапельные волокна, так как они, в противоположность всем другим химическим волокнам, короткие.

Для хлопка и штапельных волокон основной способ прядения — кардный. Для этого способа прядения используют хлопок средней длины. Длинные волокна шерсти, хлопка, натурального шелка перерабатываются по гребенному способу прядения. Получают тонкую, равномерную, плотную и гладкую пряжу. Короткие волокна хлопка и шерсти перерабатываются по аппаратному способу. При таком способе прядения получают толстую, рыхлую неравномерную по толщине, пушистую аппаратную пряжу. Предварительно проделывают несколько операций, в результате которых волокно очищают, распрямляют, разделяют на отдельные волокна, расчесывают и лишь потом скручивают в пряжу.

Выравнивание и вытягивание производится на ленточных машинах путем соединения нескольких лент в одну для выравнивания ее по толщине. Проходя между валиками ленточной машины, лента постепенно утоняется. Предпрядение производят на ровничных машинах, где из ленты путем вытягивания и слабого скручивания получают ровницу.

Собственно прядение происходит на прядильных машинах и включает в себя окончательное вытягивание ровенцы, скручивание ее в пряжу, и наматывание пряжи.

Различают мокрое и сухое прядение.

Хлопок, шерсть, отходы натурального шелка, штапельные волокна прядут в сухом состоянии. Волокна льна прядут и сухим и мокрым способом. При мокром прядении, при получении более тонкой и плотной льняной пряжи, ровницу пропускают через ванны с горячей водой, которая размягчает пектиновые вещества. Количество операций, входящих в процесс прядения, зависит от способа прядения. Наиболее простой способ — аппаратный, т.к. из него исключены процессы обработки ленты и ровницы: после чесания непосредственно следует прядение.

Шерстяные волокна, наиболее длинные и грубые, перерабатываются способом грубогребенного прядения — пряжа получается плотная и жесткая. Тонкая шерсть средней длины идет в тонкогребенное прядение — образуется тонкая пряжа со слегка пушистой поверхностью. Грубая и полугрубая шерсть средней длины может перерабатываться по системе полугребенного прядения, т.е. без гребнечесания. В результате получается полугребенная пряжа, внешне похожа на гребенную. При прядении шерсти распространено смешивание волокон. В состав шерстяных волокон при аппаратном прядении могут входить кроме волокон шерсти, полученной при стрижке овец, заводская шерсть, восстановленная шерсть, хлопок, штапельные волокна. Смешивание волокон при аппаратном прядении производится перед чесанием. Штапельная пряжа, благодаря равномерности волокон по длине и толщине получается ровной и гладкой.

А теперь мы перейдем к практической работе. Рассмотрите гербарий (рассматривают)

Выпишите все растения, которые относятся к отрасли овощеводство (выписывают)

V . Закрепление пройденного материала.

Текст(выбрать правильный ответ)

1 Назови основные отрасли растениеводства.

с) полеводство, овцеводство, п) овощеводство, цветоводство, плодоводство, р) овощеводство, полеводство, оленеводство.

Главные зерновые культуры

к) Картофель, подсолнечник, лен. н) кабачок, паттисон, огурец, о) овес, рожь, пшеница.

Плодовые культуры

а) Капуста, лен, овес.

б) яблоня, груша.

в) лук, чеснок, перец.

Сельскохозяйственные профессии

г) ткач, газосварщик, геолог.

е) комбайнер, овощевод, садовод.

д) инженер, механик.

Какое растение дает белый хлеб

д) пшеница

Из какой культуры получают масло?

а) из подсолнечника

б) из гречихи

в) из ячменя

ПРОВЕРКА: сложите полученные ответы. Какое слово получилось? - ПОБЕДА! Слайд16

VI . Рефлексия. Каким я себя ощущаю »

Это помогает определить эмоциональное состояние ребёнка на уровне ощущений. Как он себя ощущает: плохо (грустно)- фиолетовый цвет, хорошо - стабильное уравновешенное состояние внутренней гармонии- зелёный цвет, отлично (эмоциональный подъем) - розовый цвет.

VII . Домашнее задание.

стр. 54 вопросы слайд17

VIII . Итог урока .

Назовите тему сегодняшнего урока?

Смогли ли мы достичь поставленной цели?

Что важного мы узнали?

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ