Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

В какую геологическую эру закончился ваш урок. В какую геологическую эру мы живем? Примерная программа основного общего образования Особенности географического положения России

Оборудование: геохронологическая таблица
Вводная часть:
Решение проблемной ситуации.

-Всегда ли они были такими?



Основная часть:
Решение проблемной ситуации.
-Случайно ли облик земно поверхности нашей страны, ее природа?
-Всегда ли они были такими?
-Если нет, то как и почему они изменились?
-Как ученые доказали, что природа постоянно изменялась, развивалась?
На эти вопросы нам предстоит ответить. Будьте внимательны.
«О том, что природа Земли не всегда была такой, какой видит ее человек, люди догадывались, встречаясь с окаменелостями, растении и животных, которых теперь не существует, раковинами. Постепенно сформировалась наука о древней жизни –палеонтология. А как называют ученых, занимающихся этой наукой?
Много лет учение всего мира изучают сохранившиеся остатки животных и растений, встречающихся в строго определенных слоях горных пород. Это означает, что развитие природы неразрывно связано с геологическим развитием, поэтому их надо рассматривать в единстве. В настоящие время ученые восстановили картину прошлого Земли, создав геохронологическую таблицу. Всю таблицу отложений, а следовательно, и время геологической истории развития природы разделили на … групп и эр:? – древнейшую, ? – первичной жизни, ? –древней жизни, ? – средней жизни, ?- новой жизни.
Породы каждой эры включают остатки определенных вдов животных и растений. Эры разделены на менее длительные отрезки времени- периоды
Определение возраста горных пород позволяет установить относительное и абсолютное время, прошедшее с какого- то момента или события в истории Земли. Если залегание горных пород не нарушено, то каждый слой моложе того, на котором он залегает. Самый верхней слой образовался позднее всех лежащих ниже. Время в течение которого накапливалась каждая группа пород, названо эрой. Название эры отражает относительное время – А как определяют абсолютный возраст горных пород?

Каждая эпоха имеет уникальные характеристики климата и географии. Растения и животные также изменились с эпохи на эпоху. Они были названы с использованием латинских форм чисел для первого, второго, третьего и четвертого. Слово третичное означает «третий». Это был третий период в этой системе. Сегодня мы используем другую систему, но название Третичный все еще распространено в первой части кайнозойской эры. Сегодняшняя система выглядит так.

Третичный климат: тенденция охлаждения от тропиков до ледникового периода. Начало этого периода было очень теплым и влажным по сравнению с сегодняшним климатом. Большая часть земли была тропической или субтропической. Пальмы росли так далеко на север, как Гренландия! К середине третичного периода, в эпоху олигоцена, климат начал остывать. Эта тенденция охлаждения продолжалась и в эпоху плиоцена начался ледниковый период.

Вывод: Горные породы – свидетели эволюции жизни.

Работа с геохронологической таблицей.
– Какие графы в ней выделяются?
– Прочтите название периодов каждой эры от самых древних до молодых.
– Какая эра в истории Земли была самой продолжительной?
– Какие периоды были наиболее продолжительными?
– Какой период самый короткий?
– Какие происходили изменения в природе каждой эре?
– Проследите, какие периоды в истории Земли были влажными; когда на Земле появились птицы?
– Когда появились пустыни?
– Как называется эра и период в которой мы живем?
– Составьте по таблице вопросы друг другу.
Геологические карты.
– Узнайте, какую информацию дает геологическая карта.
Завершающая часть:
Закрепление:
– Время, в течение которого накапливается каждая группа пород называется?
– Перечислите эры с древних до наших времен.
Итог. Как вы поняли тему?
Оцените свою работу на уроке.

Программа квалификационного экзамена для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Хабаровского края, претендующих на высшую квалификационную категорию г. Хабаровск

Травы поддерживают пасущихся животных. Заводы третичного типа очень похожи на растения, которые у нас есть сегодня. Теплый климат в начале периода благоприятствовал густым лесам. Поскольку климат, охлажденный открытыми лесами и лугами, стал обильным. Травы были важны, потому что они поддерживали огромные стада пасущихся животных.

Восход млекопитающих. Событие вымирания в конце мелового периода уничтожило динозавров, больших рептилий и многих других видов. Это оставило место для развития новых животных. Млекопитающие стали доминирующими животными. На самом деле, кайнозойскую эру часто называют веком млекопитающих. Большинство основных групп млекопитающих были представлены эоценовой эпохой. С динозаврами и другими крупными рептилиями млекопитающие росли в размерах, численности и разнообразии. Они заполнили экологические ниши в море на суше и в воздухе.

Урок 6. ОСОБЕННОСТИ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ И ТЕКТОНИЧЕСКИХ СТРУКТУР

19.08.2014 6419 0

Задачи: сформировать представление о развитии природы на территории страны, знания об абсолютном и относительном возрасте горных пород, о геологическом летоисчислении; объяс­нить структуру и содержание геохронологической таблицы, нау­чить пользоваться ею; расширить знания учащихся о тектониче­ских структурах, их происхождении, размещении на территории России; развивать краеведческие знания о геологическом строении земной коры; показать практическое значение знаний о тектониче­ском строении для человека в современных условиях; научить ана­лизировать и сопоставлять тектоническую и геологическую карты.

Технологическая карта урока

В приведенной выше таблице показано, какие млекопитающие вышли на сцену с каждой новой эпохой. Гоминиды: предки человека Во время плиоцена появились первые гоминиды; это были наши человеческие предки! Третичный был для птиц Птицы почти так же хорошо, как и млекопитающие в третичный период. Многие из птиц, которых мы знаем сегодня, присутствовали. Было также много больших нелетающих птиц, которые теперь вымерли. Эти птицы особенно хорошо развивались до того, как у млекопитающих появилось так много видов.

Мотивация и целеполагание

Бони-рыбы и акулы развивают новые виды. Виды рыб, разветвленные в течение третичного периода. Цветковые растения означают нектар для насекомых. Население насекомых увеличилось в Третичный период. Пчелы и другие насекомые, которые жили на пыльце и нектаре цветущих растений, процветали.

Ход урока

I.Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Структура урока определяется принципиальной новизной учебного материала и его сложностью. Ключевое звено урока - объяснение учителя. Работа школьников направлена на усвоение и закрепление знаний и умений. Поэтому важно сразу же мотивиро­вать учебную деятельность учащихся путем совместного целепола- гания.

Перед объяснением нового материала необходимо выяснить опорные знания учащихся о возрасте горных пород, геологическом прошлом Земли, развитии природы на территории страны. Эту ра­боту можно провести, используя следующие вопросы:

Какой возраст имеет наша планета?

Какое строение имеет литосфера?

Какие явления происходят на границах ее плит?

Как размещаются на Земле сейсмические пояса?

Случаен ли облик земной поверхности?

Всегда ли он был таким?

2 География России. 8 кл.

Как ученые доказывают, что природа постоянно развивалась, изменялась? На основании каких фактов?

Какие науки занимаются изучением строения земной коры и развитием природы на Земле?

В каждом классе совокупность этой информации различна, но в целом учащиеся знакомы с отдельными вопросами, поэтому учитель только корректирует их знания в процессе беседы. Итогом беседы будет вывод о постоянном, непрерывном изменении поверхности Земли и развитии природы. Среди наук, изучающих Землю, следует рассказать об исторической геологии, геотектонике, палеонтологии, минералогии. Эти определения учащиеся могут записать в тетради.

Геология - наука, изучающая Землю: ее состав, структуру, внутренние и внешние процессы, историю. Впервые определение геологии дал Чарльз Лайель в 1830 году. Современная геология делится на ряд отраслей, многие из которых стали самостоятель­ными науками: историческая геология, геотектоника, палеонтоло­гия и т. д.

Историческая геология изучает историю и закономерности развития земной коры и Земли в целом.

Геотектоника - учение о строении земной коры и формиро­вании тектонических структур.

Палеонтология - наука о вымерших организмах и о развитии органического мира Земли.

«Наша планета существует уже многие миллионы лет, в тече­ние которых жизнь на ее поверхности испытала большие измене­ния... Это изменение форм органической жизни можно проследить, изучая их остатки, сохранившиеся в толще земной коры в виде окаменелостей... Изучением форм этой минувшей жизни, их осо­бенностей, условий существования и причин изменения - вымира­ния одних, развития и совершенствования других - занимается от­расль науки, называемая палеонтологией».

(В. А. Обручев.)

Минералогия - наука, изучающая минералы, их состав, свойст­ва, условия образования и нахождения в природе.

Учитель. Минералы - это не только причудливые кристаллы, тускло поблёскивающие на музейных полках; это и разноцветные зёрнышки в расколотом придорожном булыжнике, и песчинки на морском берегу, и снежинки, медленно опускающиеся на землю. Они слагают и оплавленную глыбу метеорита, и кусок свинцовой руды в ковше экскаватора, и глинистый обрыв реки. Минералы об­наружены и далеко за пределами Земли - на далёких планетах, в кометах, в межзвёздной пыли. В общем, минерал - это один из ос­новных «кирпичиков», которые слагают окружающий нас мир не­живой природы.

Петрография - наука, изучающая горные породы.

Учитель. Горные породы представляют собой природное со­единение одного или нескольких минералов. Каждая горная порода образовалась в определенных условиях. Так, например, гранит со­стоит из довольно крупных кристаллов («зёрен») кварца, полевого шпата и слюды.

II.Получение новых знаний.

1.На этом этапе урока учитель формирует у учащихся пред­ставление о развитии природы на Земле, о геологическом летоис­числении.

Учитель. Раскрывая и расшифровывая историю нашей плане­ты, геологи сталкиваются с увлекательным и динамичным сцена­рием, написанным природой. История эволюции Земли - своеоб­разный красочный и яркий спектакль, полный драматических со­бытий, многие участники и зрители которого давным-давно ушли в небытие, оставив свой след в земных слоях.

Каждый пласт, каждый слой земной коры представляет собой как бы страницу огромной каменной книги, на которой своеобраз­ным языком в виде отпечатков растений и ископаемых остатков животных записаны события, происходившие на Земле и в её не­драх многие сотни миллионов лет назад. Прочесть исторический сценарий, написанный этими «каменными иероглифами» хотя и нелегко, но вполне возможно. Однако составить полную картину эволюции нашей планеты очень сложно, т. к. одни страницы ка­менной летописи окончательно утеряны, другие сильно поврежде­ны временем, а третьи - перепутаны и искажены.

Геологи медленно и скрупулёзно, шаг за шагом находят и изу­чают факты, строят различные гипотезы, воссоздают из небытия картины далёкого прошлого. Но история Земли по-прежнему полна загадок и тайн.

Точную дату рождения нашей планеты определить довольно трудно. Существует много гипотез о времени и особенностях её возникновения. По мнению современных ученых, Земля родилась около 4,6 млрд лет назад из плотного облака космической пыли и газа. Несколько сотен миллионов лет Протоземля провела в виде холодного безжизненного скопления космического вещества. По­степенно она начала разогреваться, это привело к изменению веще­ства, из которого она состояла. Расплавленное земное вещество стало распределяться по удельному весу. На поверхности остались легкие соединения, а тяжелые соединения и элементы опустились на глубину. Так появились мантия и ядро. Земная кора образова­лась, когда Земля стала остывать. Планета покрылась тонкой твер­дой оболочкой, хотя в её глубинах продолжал кипеть расплав.

Именно со времени образования земной коры начинается геоло­гическая история Земли. Самые древние горные породы свидетель­ствуют о том, что возраст литосферы более 3,5 млрд лет. Все время геологической истории развития природы разделили на пять эр.

Задание: запишите в тетрадь.

1.Определение «геологическая эра» необходимо записать в тетради как одно из ключевых на данном уроке.

Геологическая эра - наиболее крупный этап развития земной коры и органического мира.

2.Названия эр также следует записать в тетради, т. к. на них учащиеся будут опираться при работе с геохронологической таб­лицей. Свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией кар­тин природы различных геологических эпох.

Учитель. Первая геологическая эра, возраст которой, по- видимому, не менее 3,5 млрд лет, продолжалась более 900 млн лет. В то время поверхность Земли представляла собой однородную серую равнину, напоминающую современный лунный ландшафт. Постепенно формировались атмосфера и гидросфера. Следов орга­нической жизни практически нет. Породы органического происхо­ждения указывают на существование бактерий и водорослей. Эти простейшие формы жизни покрывали живой тонкой пленкой ог­ромные пространства морской поверхности и суши. Жизнь еще многого не умела, она еще не научилась по-настоящему расти и двигаться. Она умела главное - жить, приспосабливаться к любым, самым невероятным условиям. Эта практически безжизненная эра носит название архея (древнейшая).

Протерозой, или эра ранней жизни, длился примерно 2 млрд лет, его возраст 2,7 млрд лет. В протерозойских отложениях остат­ки организмов встречаются всё чаще - это в большинстве своем такие же круглые одноклеточные бактерии и водоросли, но среди них уже существовали и примитивные многоклеточные организмы: водоросли, кишечнополостные, черви и др.

Эра древней жизни, палеозой, характеризуется заменой в про­цессе дальнейшего развития первоначальных низкоорганизованных примитивных форм жизни более высокоорганизованными. Появ­ляются, быстро развиваются и процветают рыбы, амфибии, репти­лии, летающие насекомые, пауки; широкое распространение полу­чают водоросли, пышно развиваются кораллы, растения выходят на сушу, появляются семенные папоротники, исчезают каменно­угольные леса. Возраст палеозоя предположительно составляет 570 млн лет, а продолжительность - около 350 млн лет.

В мезозое, эре средней жизни, появились первые, а затем и высшие млекопитающие, настоящие костистые рыбы, настоящие птицы. В растительном мире на смену господствующим голосе­менным приходят покрытосеменные, происходит резкое сокраще­ние папоротников. Мезозой продолжался 163 млн лет, возраст этой эры - 230 млн лет.

Эра новой жизни, кайнозой, наступила 67 млн лет назад. Вы­мирают крупные пресмыкающиеся, исчезают головоногие моллю­ски. Среди животных господствуют млекопитающие и птицы, в растительном мире - покрытосеменные растения. Наконец 1,5 млн лет назад появился человек. Животный и растительный мир принял современный облик.

Каждая эра подразделяется на геологические периоды, а те, в свою очередь, на эпохи. Названия периодов чаще всего происходят от местностей, где впервые были найдены соответствующие отло­жения.

На заключительном этапе урока учащиеся знакомятся с поня­тием «геологическое летоисчисление», желательно использовать и его определение, которое приводится в учебнике.

Геологическое летоисчисление - это раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последова­тельности формирования горных пород.

Учитель. Все методы определения возраста горных пород под­разделяются на две группы: а) методы определения относительного возраста горных пород; б) методы определения абсолютного воз­раста горных пород. Методами первой группы определяют, какие породы древнее, а какие моложе относительно друг друга. Мето­дами второй группы определяют возраст породы в единицах вре­мени.

Учитель кратко раскрывает историческую обусловленность от­крытия палеонтологического и радиоактивного методов, рассказы­вает, что лежит в основе этих методов. Кроме того, необходимо обратить внимание учащихся на то, что данные о геологическом возрасте горных пород, полученные с помощью палеонтологиче­ского и радиоактивного методов, хорошо сочетаются и никогда не противоречат друг другу.

3.Этот этап урока посвящен геохронологической таблице.

Учитель. На основании изучения возраста горных пород со­ставлены геологическая карта и геохронологическая таблица, в ко­торой систематизированы знания об основных геологических со­бытиях и облике земной поверхности, а также о закономерностях образования полезных ископаемых.

Далее необходимо объяснить структуру и содержание геохро­нологической таблицы и познакомить с приёмами ее чтения, указав на то, что в верхней части таблицы отражены события самые «мо­лодые», т. е. таблицу надо читать снизу вверх - с древнейшего вре­мени. Учитель привлекает учащихся к чтению таблицы с демонст­рацией картин и других имеющихся иллюстраций, отражающих природу в определенные эры и периоды. Такие картины заинтере­совывают учеников, буквально оживляют таблицу, создают кон­кретные, наглядные представления.

С целью формирования умения пользоваться геохронологиче­ской таблицей и самостоятельно ориентироваться по ней учитель организует работу, предложив учащимся выполнить задания и от­ветить на вопросы:

1)Перечислите геологические эры, начиная с древнейшей.

2)Назовите самую короткую эру и самую длинную.

3)Прочтите названия периодов каждой эры.

4)Какие периоды были наиболее продолжительными? Какой период - самый короткий?

5)Прочтите таблицу по горизонтали. Какие события геологи­ческой истории в ней отражены?

6)Охарактеризуйте какой-либо период.

Здесь важно обратить внимание на взаимосвязь в изменении соотношения суши и моря, возникновения и разрушения гор и из­менения климата, растительного и животного мира.

Учитель. Образование гор вело к уменьшению площади морей, похолоданию климата и, как следствие, вымиранию одних живот­ных и появлению других, приспособленных к жизни в новых усло­виях. Образование горных систем, таким образом, изменяло не только рельеф, но и весь древний природный комплекс.

1)Какие горные породы образовались в палеозое, мезозое и т. д.?

2)Как изменялся климат, растительный и животный мир?

3)Какие периоды в истории Земли были влажными?

4)Когда на Земле появились птицы?

5)Когда появились пустыни?

6)Как называется эра и период, в которые мы живем?

Учитель. Раньше породы делили на первичные (магматические и метаморфические) и вторичные (осадочные). Затем выделили среди осадочных пород наиболее молодые и назвали их третичны­ми, а затем обнаружили «самые молодые» - четвертичные. Это на­звание отнесли и к периоду, когда они отложились.

В целом у учащихся должно сложиться представление о дли­тельном естественном развитии природы, которое привело к обра­зованию географической оболочки. Территория нашей страны лишь ее часть.

4.Учитель. В процессе совместной работы мы поняли, что в геохронологической таблице заключена огромная информация о развитии Земли. Но по ней трудно судить, в каких районах земного шара, материка или нашей страны происходили те или иные геоло­гические события. Об этом дают представление различные карты: тектонические, геологические, размещения полезных ископаемых и т. д. С тектонической картой (картой строения земной коры) мы уже знакомы. Геологическая карта показывает распространение горных пород различного возраста, выходящих на поверхность. На основании геологических карт проводится поиск и разведка полез­ных ископаемых.

5.Работа с тектонической картой России проводится с целью расширения знаний об основных тектонических структурах и их размещении на территории страны.

Учитель. Вы уже знаете, что земная кора представляет собой совокупность литосферных плит и их осколков. Литосферные пли­ты состоят из платформ и складчатых поясов.

Платформа - это обширный малоподвижный участок земной коры. Имеет двухъярусное строение: фундамент из смятых мета- морфизированных пород и чехол, сложенный спокойно залегаю­щими осадочными породами.

Складчатый пояс - это подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру.

Понятия «платформа» и «складчатый пояс» учащиеся записы­вают в тетрадь. Учитель сопровождает свое объяснение демонстра­цией схем строения платформы и складчатого пояса. Это помогает школьникам быстрее вспомнить и закрепить понятия.

Учитель отмечает, что территория страны - часть древнего материка Лавразии. Основная ее часть - это Евразийская лито- сферная плита, которая имеет очень сложное строение и состоит из платформ и складчатых областей разного возраста.

Для формирования умения работать по тектонической карте можно предложить учащимся следующие вопросы и задания:

1)Какими способами показаны на тектонической карте геоло­гические структуры?

2)Каким цветом показаны на карте области разных складчато­стей - от байкальской до кайнозойской?

3)Какие структуры занимают наибольшие территории? Какой возраст они имеют?

4)Чем плиты отличаются от платформ? (Плиты - это молодые платформы.)

5)Какие территории нашей страны возникли в герцинскую складчатость, в мезозойскую, в кайнозойскую?

6)Почему Кавказские горы выше Уральских?

Чтобы углубить понятие «платформа», необходимо познако­мить учащихся с такими понятиями, как «траппы» и «щиты». Их также можно записать в тетрадь.

Траппы - это излившиеся в разное время и наслоившиеся друг на друга лавовые потоки, они образуют ступенчатые склоны. В России характерны для Среднесибирского плоскогорья.

Щиты - это выход фундамента платформы на поверхность. В нашей стране известны Балтийский щит на Русской платформе, Анабарский щит на Сибирской платформе и т. д.

6.Работа с геологической картой России может быть организо­вана в виде устной практической работы с целью изучения ее со­держания и выработки умения ее читать, а также сопоставлять с тектонической картой.

1)Изучите условные обозначения к геологической карте.

2)Расскажите, что обозначают цвета и буквенные индексы на этой карте.

3)Установите, какого возраста породы слагают Восточно- Европейскую равнину.

4)Где на равнине выходят на поверхность магматические поро­ды?

5)Отложениями какого возраста сложена Западно-Сибирская равнина?

6)Отложениями какого возраста сложена территория на кото­рой вы живете?

7)На основе полученных фактов сделайте вывод о том, что можно узнать, изучая геологическую карту.

7.В заключение урока учитель кратко рассказывает о практи­ческой важности данной темы для представителей различных про­фессий в современных условиях.

III.Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 6, выполнить задание 1 на с. 38-39 в ра­бочей тетради, определения ключевых слов выучить
© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ