Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Полное точное знание объекте исследования называется. Рациональное познание, в отличие от чувственного. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером

О – 10 Тест по теме «Человек» (базовый уровень) В – 1.

1. Что свойственно человеку в отличие от животного?

2. И человек, и животное способны

3. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Биологически обусловлена

4. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

Таким образом, ликвидность, продолжающаяся торговля на бирже, требует не только разных, но и неизбежно меняющихся ожиданий с течением времени. Речь идет о мыслительной конструкции, которая соответствует идее дохода от теории инвестиций. В принципе на вопрос должен быть дан ответ утвердительно. Акции постоянно оцениваются на фондовых биржах. Акции покупаются всеми теми, кто считает их низшими, тогда как они продаются теми, кто считает их бесполезными. Если цена снижается, то скрытый спрос на эффективный спрос; если цена повышается, скрытое предложение становится эффективным предложением.

5. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает

6. Познание в отличие от общения,

4) может быть индивидуальным.

7. Популярный писатель работает над новым политическим детективом.

8. Форма активности человека, направленная на преобразование окружающей действительности, - это

Определите, какие положения текста носят

Более конкретно, если и в той мере, в какой существует недостаток жизнеспособного альтернативного использования для денег, требующих инвестиций, всегда желательно добавить одну акцию в портфель в соответствии с личной оценкой, если ее технические, фундаментальные и другие будущие перспективы позволят предположить, что цена скоро вырастет. Личный ценовой предел для данной акции теоретически определяется эквивалентом безопасности денежных потоков от движения денежных средств от всех будущих доходов и расходов, которые могут быть получены из собственности на акции, и которые могут быть реализованы в каждой мыслимой будущей ситуации.

9. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

10. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как

11. Верны ли следующие суждения о личности

1) верно только А, 3) верны оба суждения,

2) верно только Б. 4) оба суждения неверны.

12. Полное, исчерпывающее и точное знание об объекте исследования называется

Однако для их практической оценки требуется знание распределения вероятности возврата акций, а также функции личной полезности лица, принимающего решения. По крайней мере, одно можно сказать наверняка: акции, которые слишком высоки или слишком низки по стоимости, будут с большей вероятностью сталкиваться с общей тенденцией, тем меньше доступных новостей полностью и правильно нашли свое отражение в цене, особенно для так называемых неэффективных по информации рынков должно быть истинным в смысле теории.

Все обменные курсы являются результатом совокупности решений о покупке и продаже физических лиц и взаимосвязи, в результате чего осуществляются обменные отношения рыночного объекта и цены. Индивидуальные решения, принимаемые индивидуально, стимулируются внешними и внутренними источниками власти, прежде всего покупательной способностью, будущими ожиданиями, а также возможностью другого использования средств. Ожидания будущего, в частности, основаны на прогнозах того, какие оценки другие участники будут делать относительно будущего курса соответствующего рыночного объекта.

13. И чувственное и рациональное познание

14. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

15. Выберите верное умозаключение к следующим суждениям.

Б. Петров – ученик 10 класса.

16. Запишите слово, пропущенное в схеме:

17. Найдите в приведенном списке проявления, отражающие социальную природу человека. Выберите верный ответ:

Если, например, торговый мир в ожидании будущего курса цены акций рассматривает текущую биржевую цену как недооценку рынка относительно «истинной» стоимости, то заметные сделки купли-продажи в сочетании с надеждой на то, что рынок исправит это предполагаемое недоразумение в ближайшем будущем и Это даст дилерам прибыль. Все инвестиционные решения, сделанные в этой надежде, поставили рынок на тест на основе фактов, которые безошибочно указывают путь. В зависимости от фактического курса цен трейдер должен будет получить прибыль или убытки.

18. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

19. Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением одного, относятся к понятию «структура деятельности». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

20. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Таким образом, прибыли и убытки непосредственно возникают инвесторами в их оценке рыночной ситуации, оценки которых после их реализации впоследствии оказываются либо правильными, либо неточными. С этой точки зрения состояние рынков постоянно меняется, сравнивается с бесконечным потоком изменений в знаниях в непрекращающейся игре и антагонизмом текущих корректировок ожиданий и последующих инвестиционных решений. В этом бесконечном потоке изменений знаний неизбежным источником является определение того, где, а также переводится на язык рынка, доходы или потери капитала берут свое начало.

21. Запишите три слова, пропущенные в схеме:

О – 10 Тест по теме «Человек» (базовый уровень) В – 2.

1. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Биологически обусловлена

1) половая дифференциация 3) мировоззренческая картина мира,

2) система ценностей. 4) профессиональная деятельность.

Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

Нельзя отрицать в этом контексте, что на так называемых «эффективных рынках», в смысле теории, только неожиданные, непредвиденные, внеочередные сообщения обнаруживают ощутимый эффект на ход фондовой биржи. Ожидаемые новости уже были отражены с регулярной определенностью на этих курсах, они «оценены». Кроме того, применяется следующая тенденция: по мере роста волатильности на рынке волатильность цен увеличивается.

И последнее, но не менее важное: обнародование ценового действия фондовых бирж сигнализирует о том, когда выгодные торговые возможности когда-то существовали или мыслимы в будущем. На «эффективных» рынках, поэтому теория учит, капитал, привлеченный таким образом в конкуренции, всегда будет входить в наиболее продуктивные инвестиционные возможности, в то же время консолидировать структуру цен и тем самым способствовать разумному, а также благонамеренному перераспределению дефицитных экономических ресурсов.

2. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека направлена на преобразование природы.

Б. Деятельность человека обусловлена в первую очередь природными инстинктами.

1) верно только А, 3) верны оба суждения,

2) верно только Б. 4) оба суждения неверны.

3. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как

Проходят ли курсы стипендий по пути, как это делает шанс?

Нет, по-настоящему случайная зависимость от рыночных условий может быть в лучшем случае вызвана, если, без сомнения, не может быть никаких причин для какого-либо изменения цены рыночного инструмента в том или ином направлении. Поэтому нельзя сказать, что существует «случайное движение цены», если названы идентифицируемые экономические причины, но они не поняты в их взаимодействии и влияют на процесс формирования цены. Даже если другие причины такого ценового движения остаются совершенно неясными, весьма вероятно, что последствием является возвращение определенных внутренних причин.

1) индивида, 2) индивидуальность, 3) организм, 4) личность.

4. Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением одного, относятся к понятию «структура деятельности». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

Субъект, объект, цель, индивид, объект, результат

5. Что свойственно человеку в отличие от животного?

Что видно из реализованной биржи как таковой?

Независимо от того, является ли базовая цена акций, валюты, товара и т.д. похожим на бесконтактный случайный запуск, находится на другой странице. Этот вопрос касается объекта исследования, в котором, в частности, теория случайного блуждания очень подробно разбирается. Следовательно, последовательные изменения курса считаются стохастически независимыми друг от друга. С помощью реализованных биржевых цен государственный бухгалтер может сразу увидеть, что оценивают участники текущей стоимости и оценивают долю, облигацию, валюту и тому подобное.

1) инстинкты, 2) эмоции, 3) потребности, 4) сознание.

6. Верны ли следующие суждения о личности

А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно только А, 3) верны оба суждения,

2) верно только Б. 4) оба суждения неверны.

7. И человек, и животное способны

Что свойственно человеку в отличие от животного?

Курсы фондовой биржи как экспериментальный рыночный феномен, которые обсуждаются и устанавливаются на плавно работающих рынках, раскрывают знания и оценивают результаты, которые в совокупности могут принадлежать одному рыночному лицу. Курс, реализованный сегодня на бирже, иногда может быть истолкован как сигнал для следующей торговли, поскольку курс, зарегистрированный сегодня, делает иначе широко используемые знания полезными.

Насколько важна ликвидность рынка?

Наконец, следует отметить, что не каждый обменный курс обязательно обеспечит достаточно надежный сигнал. Ликвидность в рыночном контексте понимается не как платежеспособность отдельных участников рынка, а на самом деле, что при всех низких торговых издержках любое дополнительное предложение на рынке постоянно уменьшается и в то же время, когда каждый дополнительный спрос может удовлетворяться непрерывно и с прибылью, без чтобы вызвать непредсказуемые чрезмерно изменчивые колебания цен. Из-за характера ликвидного рынка трейдер не сможет оказать заметного влияния на направление движения рыночной цены даже при очень больших индивидуальных транзакциях.

1) использовать природные предметы,

2) изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда,

3) передавать трудовые навыки последующим поколениям,

4) осознавать собственные потребности.

8. Полное, исчерпывающее и точное знание об объекте исследования называется

1) критерием истины, 3) относительной истиной,

Жидкий рынок обычно идет рука об руку со сравнительно узким диапазоном колебаний цен, а также особенно с исключительно высоким бартерным движением. Из приведенной выше концепции ликвидности, которая также может пониматься как мера качества на фондовом рынке, следует различать абсолютную ликвидность имущества: свойство в этом смысле относится к ликвидности, если возможно инвестор, используемый в нем денежный капитал в любой момент в желаемый срок чтобы высвободить справедливую цену.

На некоторых фондовых биржах так называемые «рынки» увеличивают ликвидность рынка, постоянно предлагая цены в период проведения, на котором они готовы покупать или продавать на свой счет. В целом степень ликвидности рынка возрастает по мере ужесточения цены предложения и спроса на него.

2) объективной истиной 4) абсолютной истиной.

9. Познание в отличие от общения,

1) является проявлением человеческой активности,

2) допускает использование речи (словесных форм),

3) способствует развитию личности,

4) может быть индивидуальным.

10. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

Только на ликвидных рынках могут быть приняты решения о корректировке новоприбывших рыночных новостей посредством скоординированных покупок и продаж с молниеносной скоростью и без потерь на трение. Одним из важнейших детерминант ликвидного рынка является, в принципе, сумма транзакционных издержек. Высокая ликвидность регулярно тесно взаимодействует с низкими транзакционными издержками. Кроме того, низкие транзакционные издержки обычно увеличивают приток и, прямолинейно, ликвидность одного рынка - для инвесторов, хеджеров и арбитражных трейдеров.

1) земля, 2) техника, 3) выращиваемая культура, 4) земледелец.

11. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает

1) половые и возрастные особенности, 3) волю и характер,

2) наследственные признаки, 4) моральные принципы.

12. Популярный писатель работает над новым политическим детективом.

Что конкретно учитывает транзакционные издержки?

Условия ликвидности на рынках наличных денег и деривативов часто распределяются по-разному. Например, ликвидность на фьючерсных рынках часто превышает рыночную стоимость их спотовых рынков. Транзакционные издержки - это сумма общей стоимости сделки на фондовом рынке, которая в широком контексте является результатом транзакций на финансовом рынке. Они должны быть как можно меньше по сторонам по понятным причинам. Это требование не только имеет первостепенное значение для отдельного дилера для долгосрочного успеха его деловой активности, но также, среди прочего, одно из наиболее необходимых предпосылок для функционирования самого функционального, ликвидного финансового рынка.

Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1) политическая, 2) экономическая, 3) духовная, 4) социальная.

13. Запишите три слова, пропущенные в схеме:

14. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

«Индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью, - это ».

Это кажется правдоподобным, поскольку транзакционные издержки уменьшают или уменьшают полученную прибыль Увеличьте понесенные убытки. Чтобы получить прибыль вообще, очевидно, что транзакционные издержки, связанные с каждой сделкой, должны быть сначала возвращены. Кроме того, затраты на рыночную торговлю оказывают пагубное влияние на то, что они увеличивают стоимость небезопасной обработки информации, необходимой для надлежащего функционирования рынков. Легко видеть, что чрезмерные транзакционные издержки могут быть очень пагубными для эффективности рыночного механизма.

15. Форма активности человека, направленная на преобразование окружающей действительности, - это

1) потребность, 2) мотив, 3) целеполагание, 4) деятельность.

16. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (2) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен сознавать цели своей деятельности и предвидеть её результаты. (3) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (4) Все действия человека продуманны и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».

Транзакционные издержки рынка являются важной мерой его степени организации. Транзакционные издержки включают, в принципе, все расходы, понесенные при торговле на фондовой бирже. Затраты на кредитование ценных бумаг, повышение тикового выкупа ценных бумаг или тендерных сборов за фьючерсные и форвардные операции, а не в основном на общий поиск и принятие решений по сделкам на фондовом рынке. По мере снижения транзакционных издержек степень организации рынка увеличивается.

В приведенном выше списке уже указано, что фактическое распределение отдельных компонентов затрат в отдельном случае приложения может столкнуться со всеми видами трудностей. Соответствующий развод транзакционных издержек в явные и неявные издержки может, по крайней мере, частично преодолеть это обострение: «Явные транзакционные издержки» используются для обозначения тех торговых затрат, которые можно отнести априори и по прямой к коммерческой сделке. С другой стороны, «неявные транзакционные издержки» могут быть решены только задним числом, а затем часто только в умеренных количествах.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер, Б) характер оценочных суждений.

Оформите ответ в тетради в виде таблицы:

17. И чувственное и рациональное познание

1) формирует знание и представление о предмете, 3) начинается с ощущения,

2) использует логические умозаключения, 4) дает наглядный образ предмета.

18. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1) обновляет знания об окружающем мире,

2) формирует наглядный образ предмета,

3) осуществляется в форме ощущений, восприятия и представлений,

4) использует логические умозаключения.

19. Выберите верное умозаключение к следующим суждениям.

А. У всех учащихся 10 класса есть учебники по обществознанию.

Б. Петров – ученик 10 класса.

1) У Петрова есть учебник по обществознанию, 3) Учебник по обществознанию есть у всех.

2) Петров – старшеклассник, 4) Все, имеющие учебник – десятиклассники.

21. Запишите слово, пропущенное в схеме:

22. Найдите в приведенном списке проявления, отражающие социальную природу человека. Выберите верный ответ:

а) интересы, в) задатки, д) наследственность,

б) мировоззрение, г) умения, е) идеалы.

Варианты ответа: 1) а, в, д, е 2) а, б, г, е. 3) б, в, г, е. 4) в, г, д, е.

Должность: Зам директора по УВР, учитель обществознания

Учреждение: МОУ Дергаевская средняя общеобразовательная школа № 23

Населенный пункт: д. Дергаево, Раменский район, Московская область

Тема: Контрольная работа по теме "Познание" 10 класс профиль


Итоговая работа по теме «Познание» Вариант 1 Часть 1 1. Запишите слово, пропущенное в схеме. 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) научное познание 2) системность знания 3) опора на эксперименты 4) рационалистические доводы 5) объективность 3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира. Запишите эти слова (словосочетания). 1. ощущение 2.восприятие 3.гипотеза 4.представление 5.практика 6.суждение 7.понятие 4. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира. Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны. 1) теоретическое обобщение фактов 2) констатация протекания отдельных событий 3) образность и оригинальность отражения объективной реальности 4) стремление к достоверному, истинному знанию 5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин 5. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ ФУНКЦИИ НАУКИ A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата 1) производственная 2) прогностическая Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Е 6. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.) 1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества 2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств 3) нацеленность на приобретение новых знаний 4) нацеленность на развитие физических возможностей 5) нацеленность на овладение определенными умениями 6) нацеленность на приобщение к опыту человечества 7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Современная наука начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом, выполняет функцию производительной силы общества. (Б) Российская наука находится в состоянии кризиса. (В) Падение авторитета отечественной науки, низкий уровень её финансирования, разрыв связи науки с производством, утечка идей и технологий, падение престижа научного труда и ощутимый уход среди учёных в другие сферы - вот далеко не полный перечень кризисных явлений. (Г) Однако, оптимисты отмечают такие бесспорные позитивные изменения, как деидеологизация, интеграция в мировую науку, рост численности научных учреждений, увеличение количества докторских и кандидатских диссертаций. (Д) Российское правительство, понимая актуальность и необходимость развития отечественной науки, разрабатывает целевые программы и вкладывает дополнительные ресурсы в развитие отрасли, например строительство инновационного центра «Сколково». Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений A Б В Г Д 8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что ___________ (А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои ___________ (Б) на основе неоспоримых ___________ (В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ___________ (Г) или ___________ (Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и ___________ (Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. 1) факты 2) ошибка 3) психика 4) выводы 5) науки 6) контакты 7) возврат 8) личность 9) история A Б В Г Д Е 9. Учёные на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся. В 5 и 10 классе им задавали вопрос: «Какова цель вашей учебной деятельности?» Ответы учащихся приведены в таблице. Варианты ответа учащихся % отвечающих 5 класс 10 класс Больше узнать о мире 60 13 Успешнее общаться с окружающими людьми 12 8 Радовать родителей своими достижениями 20 7 Поступить в престижный вуз 8 72 Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение. 1) Мало кто из пятиклассников, в сравнении с учениками 10 класса, рассматривает образование как способ познания мира. 2) В 5 классе больший, чем в 10 классе, процент учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими. 3) Процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими учебными достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении с 5 классом. 4) Для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учёбы является продолжение образования. 10. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется 1) критерием истины 2) объективной истиной 3) относительной истиной 4) абсолютной истиной 11. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания? А. Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях. Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Часть 2 1. Прочитайте текст и выполните задания 1-4 Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских. Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе. Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.  Таким образом, познание - это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта... Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом... При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры». Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации. И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному. (И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов) 1.1.Какие два определения познания дают авторы? 1.2. Как авторы определяют субъект познания? Какие три субъекта познания они называют? 1.3. Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них. 1.4.В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины. 2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах эмпирического познания, и одно предложение, раскрывающее сущность рационального познания. 3. Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира. Итоговая работа по теме «Познание» Вариант 2 Часть 1 1. Запишите слово, пропущенное в таблице. МЕТОД ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Наблюдение Целенаправленный процесс восприятия явлений окружающего мира, предметов действительности Выдвижение... Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в существующие теории 2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) знания 2) мировоззрение 3) ценности 4) установки 5) убеждения 3.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука». Запишите эти слова (словосочетания). 1.гипотеза 2.эксперимент 3.доказательность 4.рациональность 5.чувственность 6.теория 7.концепции 8.субъективность 4. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) использование понятий 2) логическое выведение умозаключений 3) экспериментальное подтверждение результатов 4) открытость рациональной критике любого положения 5) опора на данные опыта чувственного познания 5. Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОПЕРАЦИИ ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа B) фиксация существенных свойств предмета Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся 1) чувственное 2) логическое Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Е 6. Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.) 1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства. 2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным. 3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития. 4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития. 5) Все более очевидной становится ее социальная функция. 6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых. 7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Важнейшим ресурсом нашего общества является гуманитарное образование. (Б) Гуманитаризация образования предполагает усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин. (В) Из сотен российских негосударственных вузов, предоставляющих образовательные услуги, 97% готовят политологов, юристов, экономистов, психологов и других специалистов гуманитарного профиля. (Г) А в западноевропейских странах особое внимание уделяется подготовке специалистов в области биотехнологий, биоэтики, медицины. (Д) Данная тенденция отражает особенности исторического развития нашей страны и имеет негативные последствия для общего развития российской науки на ближайшее десятилетие. Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений A Б В Г Д 8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Целенаправленное систематическое изучение объекта без воздействия на него называют __________(А). Концентрируя __________(Б) на объекте, исследователь опирается на имеющиеся у него некоторые знания о нём, без которых нельзя определить цель этого вида деятельности. Этот метод характеризуется активностью __________(В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. Взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется следующими __________(Г): приборами и инструментами, с помощью которых ведётся наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают недоступные органам чувств человека микробы, элементарные частицы и т.п. в эмпирические __________(Д). Данный метод научного познания даёт исходную __________(Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Список терминов: 1) информация 2) познание 3) наблюдатель 4) средства 5) методы 6) истина 7) наблюдение 8) внимание 9) объекты A Б В Г Д Е 9. Учёные опросили 25-летних и 60-летних жителей России. Им задавали вопрос: «Природа или общество определяют, по вашему мнению, способности человека?» Результаты опроса (в процентах от общего числа участников) представлены в гистограмме. Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение. 1) Доля опрошенных, считающих, что способности определяются природой, с возрастом уменьшается. 2) Около трети опрошенных в обеих группах затруднились ответить на вопрос. 3) Процент людей, уверенных, что окружение определяет способности человека, с возрастом уменьшается. 4) Около четверти опрошенных в обеих группах считают, что природные задатки могут быть не востребо ваны человеком. 10. Какой вид знания включает в себя законы, принципы, понятия, концепции? 1) повседневный опыт 2) теоретические знания 3) народная мудрость 4) художественный образ 11. Верны ли следующие суждения о результатах познавательной деятельности? А. Результат познания зависит от установок, целей и предыдущего опыта познающего субъекта. Б. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Часть 2 1. Прочитайте текст и выполните задания 1-4 Наука и научное познание. Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования. Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука - чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления. Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках - статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал - итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом (Спиркин А.Г.) 1.1.Как автор определяет сущность науки? Найдите и выпишите из текста любые два определения понятия наука. Сформулируйте собственное определение этого понятия, опирающееся на знание курса. 1.2. Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет). 1.3.Автор пишет: «В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал - итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом». Опираясь на знание курса, приведите по два примера знания, полученного путем эмпирических и теоретических исследований 1.4 .Автор пишет об интеграции научного знания, сближении между собою методов исследования в разных областях знания, подчеркивая, что «теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом». Только ли интеграция характерна для современной науки? Сформулируйте свою точку зрения и приведите два аргумента в ее обоснование 2 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины. 3. Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, составленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля. О каких уровнях научного познания идёт речь в данном отрывке? Укажите формы знания в каждом из них. Перечислите три метода научного познания, используемые Магелланом. Итоговая работа по теме «Познание» Вариант 3 Часть 1 1. Запишите слово, пропущенное в схеме. Рациональное Виды познания 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) знания 2) теории 3) легенды 4) мифы 5) гипотезы 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух характеризуют виды человеческих знаний. Запишите эти слова (словосочетания). 1.научные истины 2.народная мудрость 3.мифология 4.гипотеза 5.заблуждение 6.эксперимент 4. Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания 1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна 2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов. 3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики. 4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал. 5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком. 5. Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИЗНАКИ ВИДЫ ПОЗНАНИЯ A) логическая обоснованность Б) доказательность B) опора на верования Г) проверяемость Д) эмоциональная окрашенность 1) мифологическое 2) научное Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д 6. Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки ученых? 1) версия опровергала положения, принятые в науке 2) выводы членов клуба не имели логических обоснований 3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения 4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств 5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба 6) разработчики версии признают вмешательство неземного разума 7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Согласно статистике школьники широко пользуются техническими устройствами (гаджетами) с выходом в Интернет. (Б) Сегодня Интернет - незаменимый помощник для подготовки докладов, рефератов, ученических научных работ. (В) Тенденция развития информатизации образования предполагает формирование системы непрерывного образования на базе информационных технологий. (Г) В то же время Интернет - самый важный источник получения информации для всех школьников. (Д) Каждую секунду восемь человек на планете становятся участниками какой-либо из существующих социальных сетей. Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений A Б В Г Д 8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Исходным элементом чувственного познания является ________(А), возникающее в результате непосредственного ________(Б) реальности на органы чувств. Но оно показывает нам лишь одну сторону предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.). Целостный образ предмета, возникающий благодаря соединению информации, полученной от различных органов чувств, соответствует стадии ________(В). Подобный целостный образ не может возникнуть в ходе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной ________(Г). После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в ________(Д), что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой ________(Е)». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Список терминов: 1) мотив 2) деятельность 3) понятие 4) память 5) воздействие 6) ощущение 7) представление 8) суждение 9) восприятие В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Е 9. В стране Ф. был проведен опрос социологической службой. Участвующим в опросе гражданам 20–25 лет и 40–50 лет было предложено выбрать продолжение фразы: «В качестве нравственного примера я выбрал(а) бы человека, который …» Были получены следующие результаты (в %): Вариант продолжения фразы Выбор 20–25-тилетних Выбор 40–50-тилетних делает добро другим людям 35 42 уважает себя и всегда верен своим принципам 25 20 может поступиться принципами ради положения в обществе 22 18 способен делать вид, что он в хорошем расположении духа несмотря ни на что 18 20 Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы? 1) И молодежь, и представители старшего возраста считают нравственным примером нонконформное поведение. 2) Конформизм и приспособленчество на лидирующих позициях в ответах молодежи. 3) Молодое поколение, как более прагматичное, в меньшей степени склонно к альтруизму, чем люди старшего возраста. 4) Большинство опрошенных респондентов старшего возраста видят в качестве примера людей, находящихся в добром расположении духа. 10. Относительная истина - это знание 1) ложное 2) неполное 3) непроверенное 4) необоснованное 11. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания? А. Выводы, сделанные на основе повседневного опыта, бывают недостаточно доказательными. Б. Научное познание предполагает проверку и перепроверку истинности получаемых выводов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Часть 2 1 Прочитайте текст и выполните задания 1-4 Развитие современной науки показывает также все с большей глубиной диалектический характер естественных и общественных явлений, диалектическую взаимосвязь противоречивых понятий. Современная математика показывает диалектическое единство непрерывности и прерывности, теория относительности показывает тесную диалектическую взаимосвязь между пространством и временем, массой и энергией, квантовая физика - взаимосвязь между волной и частицей, между веществом и полем, биология - взаимосвязь между организмом и средой и т.д. И эти факторы указывают на процесс синтеза в науке, обусловленного материальным единством и диалектическим характером мира. Оказывается, что различные понятия и области вовсе не изолированы друг от друга какой-то резкой границей, а переплетаются друг с другом, пронизывают друг друга; они находятся в определенной функциональной связи друг с другом, что одно вытекает из другого как причина и следствие. Метафизический способ мышления ошибочно предполагает, что, например, необходимость радикально отличается от случайности, пространство - от времени и т.д., то есть что противоречия не являются функцией другого противоречия, а что оба они независимы друг от друга. Так мир рассекается метафизикой на массу не связанных друг с другом частей. В противоположность метафизике диалектика показывает, что все понятия взаимно обосновывают друг друга и находятся в определенной функциональной взаимозависимости, которую и необходимо вскрыть. (...) Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики. (...) Такие понятия кибернетики, как управление, связь, информация, обратная связь и другие, пригодны как для теории математических машин, так и для биологии, нейрофизиологии, психологии, языкознания, политической экономии и социологии. (...) Огромная сложность и необозримость научных сведений вынудили создавать машины для обработки информации, которые «удлиняют» перегруженный человеческий мозг. Можно полагать, что эти машины помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки, будут содействовать в деле контроля логической точности исходных тезисов путем обнаружения и исключения ошибочных результатов. (...) Синтез наук является незаконченным, открытым процессом. Наука - это не готовая, закрытая система. Новые факты каждый раз нарушают систему науки, вы¬являют новые противоречия. Однако это не означает, что нельзя стремиться к более тесному объединению данных систем отдельных наук. Процесс объединения можно закончить относительно как определенный этап развития, который поднимет науку на новую, качественно более высокую ступень. (И. Земан.) 1.1. Какой процесс происходит в современной науке? Чем он обусловлен? 1.2. Как автор характеризует метафизический и диалектический способы мышления? 1.3. Какой пример, свидетельствующий об объединении наук, приводит автор? С опорой на знания курса, сообщения СМИ и социальный опыт приведите два собственных примера сближения наук. 1.4. Автор пишет о создании машин для обработки информации, которые помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки. О переходе к какому типу общества свидетельствует данный факт? Укажите любые три специфические характеристики общества данного типа. 2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее особенности обыденного познания. 3. Известный конструктор железнодорожных мостов Брант долго искал решение задачи - перебросить мост через достаточно широкую и чрезвычайно глубокую пропасть. О возведении опор на дне пропасти или по её краям не могло быть и речи. Измученный тщетными поисками решения, он вышел во двор подышать свежим воздухом. Была осень, и в воздухе носились тонкие осенние паутинки. Одна из них прилипла на лицо изобретателя. Не переставая думать о своей задаче, он машинально стал снимать прочно зацепившуюся и прилипшую к щеке паутинку. И тут внезапно мелькнула мысль: если паук способен перекинуть паутинку-мост через глубокую и широкую для него пропасть, то посредством подобных же тонких нитей, неизмеримо более прочных (стальных), человек мог бы перебросить мост через пропасть? О каком уровне научного познания идёт речь в данном отрывке? Какие формы научного познания описаны в тексте? Перечислите два метода научного познания, используемые Брантом. Итоговая работа по теме «Познание» Вариант 4 Часть 1 1. Запишите слово, пропущенное в схеме. 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) наблюдение 2) эксперимент 3) метод познания 4) анкетирование 5) интервьюирование 3. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания. Запишите эти слова (словосочетания). 1.умозаключение 2.ощущение 3.представление 4.суждение 5.планирование 6.описание 4. Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) проведение контрольных измерений 2) выдвижение и обоснование гипотез 3) создание логической модели изучаемого объекта 4) описание изучаемых явлений 5) проведение научного эксперимента 6) объяснение существующих взаимосвязей 5. Установите соответствие между признаками и формами культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИЗНАКИ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ A) логическая стройность Б) аллегоричность B) обоснованность выводов Г) эмоциональность Д) выдвижение гипотез Е) гиперболизация 1) искусство 2) наука Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Е 6. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться? 1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости 2) сбор статистических данных путём анкетирования 3) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей 4) описание случаев социальной дифференциации населения 5) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов 6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости 7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) В стране Z в производство внедряются наукоёмкие технологии. (Б) Это неопровержимо свидетельствует о формировании информационного общества в стране Z. (В) Учёные считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к информационным технологиям, обеспечит автоматизацию обработки информации в производственной и социальной сферах. (Г) Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. (Д) Это позволит в будущем избавить людей от рутинной работы, освободить им время для удовлетворения духовных потребностей. Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений A Б В Г Д 8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Субъектами познания являются как отдельный человек, так и всё общество. В процессе своей познавательной деятельности человек получает _________(А) об окружающем мире и о себе. Результаты _________(Б) окружающего мира и самого человека, полученные в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира, составляют знания. Они определяются _________(В) общества, фиксируются в языке и одновременно являются предпосылкой развития и производства новых знаний. Существует _________(Г), которое опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Оно является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей. Усилиями учёных вырабатывается _________(Д), сущность которого состоит в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем. Наиболее общими объектами познавательной деятельности являются природа, общество и человек. Им соответствуют естественнонаучное, социальное и _________(Е) знания». Список терминов: 1) мышление 2) истина 3) практическое 4) гуманитарное 5) научное знание 6) познание 7) информация 8) обыденное (житейское) знание 9) потребности Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В Г Д Е 9. Социологические службы страны Н. провели опрос среди различных групп населения. Респондентам задавался вопрос: «От чего, на ваш взгляд, в наибольшей степени зависит формирование духовной культуры личности?» В результате обработки анкет были получены данные, представленные на диаграмме (в %): Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? 1) Воздействие на формирование духовных качеств личности в минимальной степени оказывает государство, церковь и книги. 2) Наименьшее влияние на духовное становление личности оказывает школа и учителя. 3) Роль семьи и дворовой компании, друзей на духовные качества личности примерно равна. 4) Телевидение, кино и сериалы менее значимы в становлении духовности, чем художественная литература. 10. Абсолютная истина, в отличие от относительной 1) добывается только научным путем 2) является исчерпывающим знанием о предмете 3) требует усилий для своего понимания 4) содержит объективное знание о предмете 11. Верны ли следующие суждения о социальном познании? А. Особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познавательной деятельности. Б. Социальное познание отличается от естествознания преимущественно индивидуальным характером познавательной деятельности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Часть 2 1. Прочитайте текст и выполните задания 1-4 Кто-то из крупных физиков, отвечая на вопрос, что такое наука, определил её как возможность любознательного индивида удовлетворить своё частное любопытство за общественный счёт. Этот смешной ответ в целом весьма точен, так как содержит важное для понимания науки слово «любознательность». Конечно, современная наука - это сложнейшая институциональная форма деятельности, требующая громадных исследовательских коллективов, дорогостоящего оборудования и т. д., и т. п. Однако в основе её лежит естественное, присущее уже дикарю, стремление человека узнать нечто такое, что нужно или хочется знать людям, получить полезную информацию о мире, в котором мы живём. Иными словами, наука есть познание человеком мира в его многообразных проявлениях (включая сюда самого человека как частицу окружающей и охватывающей нас реальности). Однако это определение не является достаточным, поскольку познание - чрезвычайно сложная форма отношения человека к миру, которая не сводится к науке. Дело в том, что наука - далеко не единственный источник необходимых нам знаний. Соответственно не каждый человек, стремящийся обрести эти знания, может считаться учёным. Существует несколько необходимых условий, при которых познавательное отношение к миру обретает форму собственно научного познания. Начнем с банальностей. Всем ясно, что наука выступает как специализированная деятельность по производству знаний. Поэтому получение научных знаний требует применения особых навыков и умений. Поэтому никому не придёт в голову считать учёными учеников средней школы или студентов, которые вступают в познавательное отношение к действительности, усваивая готовую информацию из уст педагога, а не вырабатывая её самостоятельно. Более того, сам педагог не может считаться учёным, если занят лишь трансляцией чужих открытий. И всё же, характеризуя науку как специализированное познание действительности, мы делаем лишь первый шаг к пониманию этого явления. Знание становится научным лишь тогда, когда объектом познания становятся не единичные события, а некоторые законы, т. е. существенные, необходимые, регулярно воспроизводимые связи между отдельными явлениями окружающего и охватывающего нас мира. Наука стремится раскрыть все свойства мира, «правила его поведения», которые в отличие от правил этикета или дорожного движения даны нам принудительно, навязаны нашему сознанию. Сознание, решившее «покапризничать» в сферах фундаментальной науки, может лишь исказить подлинную картину вещей - и в этом случае наука станет бесполезной людям. Соответственно способом существования науки является поиск истин - таких знаний, содержание которых «защищено» от присущей человеку свободы воли. «Диктатура фактов», несовместимость истины и заблуждения - такова главная идея науки. (по К. Х. Момджяну) 1.1.Приведите содержащиеся в тексте четыре авторских определения понятия «наука». 1.2. На основании текста назовите три особенности науки как вида познания. 1.3.Автор пишет, что наука - далеко не единственный источник необходимых нам знаний. Используя знания, полученные из курса, назовите три любых других вида познания, приведите примеры каждого из них. 1.4.Автор утверждает, что способом существования науки является поиск таких знаний, содержание которых «защищено» от присущей человеку свободы воли. Используя текст и знание обществоведческого курса, дайте объяснение авторскому утверждению. Приведите два аргумента в его подтверждение. 2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой особенности социального познания, и одно предложение называющее науки, занимающиеся социальным познанием 3. Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ