Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что такое индивидуальность человека определение. Что такое индивидуальность и как ее развить

от лат. individuum – неделимое, особь) – вершина развития человека и как индивида, и как личности, и как субъекта деятельности. Человек как индивидуальность достигает действительных вершин своего развития, реализуя свой физический, психический и духовный потенциал, в результате чего он приближается к актуальному для себя уникальному, целостному, подлинному состоянию. Среди них: нравственная значимость и безусловная ценность для сообщества людей, способность к творческому решению проблем, сформированность внутренней картины здоровья, самодостаточность. Индивидуальность может быть определена также как самоактуализирующийся человек, одухотворенный индивид, конкретная личность. В российской психологии индивидуальности первыми стоят имена Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, Б. Ф. Ломова, Л. И. Анцыферовой, М. К. Тутушкиной и др.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры.

Неповторимость его психики определяется органическим единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся только в деятельном общении с живыми, неповторимыми носителями этой культуры. Необходимыми посредниками (средствами) этого общения служат предметные формы, способы и средства культуры; орудия и продукты всех видов общественно-исторической деятельности (труда), язык, знания, навыки, умения и т. п. В общении определяется и человеческое содержание цели развития всей совокупности способностей и потребностей индивида.

Индивидуальность человека формируется на основе унаследованных задатков в процессе воспитания, затем – в процессе сознательного самовоспитания.

Все это следует иметь в виду, так как в эмпирическом естествознании (а вслед за ним в психологии и педагогике) термин «индивидуальность» часто используется как синоним термина «индивид», который, в свою очередь, есть лишь обозначение неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду (к той же популяции). Тем же способом эмпирическое естествознание определяло и сущность вида (человека в том числе), сводя ее к совокупности общих всем индивидам свойств, т. е. к совокупности абстрактных определений. Поэтому каждый обособившийся индивид Homo sapiens есть индивидуальность постольку, поскольку сама его человеческая сущность формировалась как целенаправленное осуществление его собственных отношений, т. е. как его собственная, им творимая, неповторимая биография, как история его жизни.

Индивидуальность: искусство быть собой

04.08.2015

Снежана Иванова

Каждой личности присуще характерное сочетание свойств, черт и особенностей, которые образуют ее индивидуальность.

Будьте собой. Все остальные места уже заняты. Оскар Уальд

Каждой личности присуще характерное сочетание свойств, черт и особенностей, которые образуют ее индивидуальность. Термин произошел от латинского individuumи в буквальном переводе означает особь. Понятие индивидуальности в психологии используется для описания двух явлений:

  • персональных отличий психологических свойств конкретной личности;
  • высшего уровня иерархического устройства, единства свойств психики человека (так называемая интегральная индивидуальность).

Как проявляется индивидуальность?

Индивидуальность – основополагающая характеристика личности, отличающего конкретного индивида от других людей, его уникальность и неповторимость, определяющая своеобразие психической сферы. Она проявляется в комплексе психологических особенностей, в числе которых:

  • своеобразие динамических свойств психики – темперамент;
  • совокупности постоянных особенностей личности – характер ;
  • специфические привычки;
  • преобладающие увлечения;
  • качество познавательной деятельности (восприятие , мышление, память, воображение);
  • структура способностей;
  • манера общения;
  • предпочитаемый стиль в деятельности.

В описании индивидуальности недостаточно только указать неповторимые особенности личности, но необходимо характеризовать своеобразные взаимосвязи между вышеуказанными свойствами.

Не существует двух людей с полностью совпадающей конфигурацией индивидуально-психологических свойств: неповторимость личности выражается в ее индивидуальности. По мнению отдельных групп психологических направлений, личность и индивидуальность хотя и образуют единство, но не являются тождественным понятием. Индивидуальность – одна из сторон личности индивида, особенности которой остаются «немыми» до момента пока они не наберут значимости в системе межличностных отношений.

Как формируется индивидуальность?

Отчасти проявления типологических черт человека прослеживаются у новорожденного младенца. Однако индивидуальность у грудничков проявляется в относительно узком спектре: способе восприятия окружающей действительности и особенностях реагирования на внутренние и внешние раздражители. Зачатки индивидуальности имеют биологическую основу: генетическую особенность строения центральной нервной системе и врожденному набору инстинктов человека.

В большей мере индивидуальные особенности – приобретенные свойства личности, сформированные вод воздействием различных факторов, среди которых:

  • Среда, в которой рожден индивид и где проходило становление личности;
  • События детского возраста, связанные с ними ассоциации и выработанное поведение реагирования на них;
  • Принятый стиль воспитания в семье, манера обращения родителей с ребенком.

Как говорил Ларошфуко: «Мы так привыкли носить маски перед другими, что в конце концов стали носить маски даже перед собой». Действительно, индивид имеет только физические особенности, индивидуальность присуща только личности. Типологические черты характера и индивидуальные отличия подвергаются различным трансформациям по мере развития и роста индивида, достигают ярко выраженной кульминации к периоду зрелости личности.

Что характеризует индивидуальность?

Важный критерий в описании индивидуальности человека – качественный и количественный анализ его способностей. Интеллектуальные способности особенная характеристика психики, определяющая возможность человека для продуктивного усвоения знаний, умений, навыков. Однако умственная одаренность это не факт наличия знаний, а предпосылка для их легкого усвоения в интересующих человека сферах врожденной и приобретенной предрасположенности.

В некоторых случаях термин подразумевает наличие у человека оригинальной черты, которая явно выделяет личность от окружающих, делает особу абсолютно непохожей на других людей. К ярко выраженной индивидуальности может быть отнесена пробужденный талант в интеллектуальной сфере, умственная одаренность в сознательно выбранном направлении интересов. «Скрытым», менее заметным для окружающих, однако значимым для человека, проявлением индивидуальности является развитая волевая сфера с интернальным (внутренним) локусом контроля, обеспечивающая человеку самообладание, выдержку, здравомыслие, верную мотивацию волевого акта.

Однако не все социальные особенности, даже ярко выраженные и привлекающие внимание окружающих, корректно назвать проявлением индивидуальности. Например: социальные привычки особы, такие как особенный тембр и выдающаяся громкость голоса, повадки лжеца, склонность к постоянному лицемерию, неправильно относить к проявлениям индивидуальности. Однако некоторые психотерапевты именуют индивидуальностью любые отличительные черты человека, которые нравятся, являются комфортными и значимыми для особы. Такой подход допускает особенности, воспринимаемые обществом как недостатки, относить к проявлениям своеобразия личности. По мнению большинства специалистов области психологии, социологии, педагогике термином «индивидуальность» обозначают исключительно позитивные особенности личности, воспринимаемые социумом с уважением и восхищением.

Важный, отчасти философский, вопрос: нужна ли человеку индивидуальность? Уникальность по своей сути – ни хорошо, ни плохо. В обществе, живущем по шаблонам, своеобразная, отличная от всех личность воспринимается как белая ворона. Впрочем, в современном мире выделяться из серой массы и иметь индивидуальность – престижно, модно и, главное, востребовано.

Каждый из нас стремиться быть непохожим друг на друга, продемонстрировать свою яркую индивидуальность и чувствовать себя уникальным. Выбирая одежду, особа прекрасного пола стремиться подчеркнуть неповторимость созданного образа с помощью оригинального фасона, аксессуаров, обуви и т.д. Совершим небольшой экскурс в историю и вспомним советские времена, когда продавалась единая для всех одежда в одном универмаге и появились «стиляги», движение которых можно смело назвать протестом и желанием показать свою индивидуальность. Во все времена люди хотели чем-то отличаться друг от друга. Обратите внимание, что даже в крошечном возрасте дети уже проявляют свой особый темперамент и характер. У одной женщины могут родиться близнецы, и она с лёгкостью будет отличать их, даже если внешне они совершенно одинаковые.

О понятии индивидуальность

Манера поведения, привычки и реакция на всё происходящее у каждого из них будет разная. Определение слова индивидуальность – это наличие ряда неповторимых качеств каждого человека, его своеобразные особенности, которым обладает только лишь он. В число таких отличительных характеристик можно смело включить не только интересы персоны, но и её привычки, переживания и даже настроение, которое постоянно меняется. И это уже не говоря о талантах, наклонностях и способностях, благодаря которым личность можно назвать целостной, то есть уникальной. Человек демонстрирует свою индивидуальность через поведение в социуме, при этом учитываются разные реакции на какие-то события, а также ситуации в целом. Следует отметить, что ключевое влияние на развитие персоны оказывают СМИ.

Ряд телепередач выступают ключевыми параметрами стандартизации и развития личности в одностороннем порядке. Способность к мышлению и анализированию медленно подавляется и не так-то просто оказывается «правильно» расставить акценты и сделать свои выводы. Такое мышление в первую очередь очень опасно для подростков, их личность ещё до конца не сформировалась и человек находится на стадии социализации . Истиной может стать любая авторитетная теория, которую заявили во всеуслышание с пропагандой поддержки.

Психологические свойства

Не стоит думать о том, что каждого из нас объединяют только лишь внешние характеристики: рост, цвет глаз, телосложение и т.д. Ключевым отличием в данном наборе персональных психологических свойств, которыми обладает человек: это его характер, тип темперамента, способности, эмоции. Индивидуальностью именуют так называемую совокупность ряда черт, благодаря которым происходит процесс формирования и становления каждого отдельного человека как личности , и превращающим его в особенного. Желание быть непохожим на другого человека заставляет личность отправляться совершать поступки, которые наградят его характеристикой мыслящего и независимого персонажа.

Не стоит путать два стратегически важных понятия как «индивидуальность» и «личность». Дело в том, что процессы их становления во многом отличаются друг от друга и зависят от социализации человека в кругах общества, этот процесс приводит к формированию личности как таковой. Во многом это связано с принятыми в обществе нормами, а также с правилами поведения, которым подчиняются все вокруг. Проявление индивидуальности заключается в так называемом обособлении личности, а также в процессе выделенности её в обществе. Можно смело продолжать дальше рассуждать о проявлении черт, которыми характеризуется индивидуальность. Разобраться в том, что же стоит за каждым из этих терминов позволяют эпитеты. Так «индивидуальность» характеризуют как «яркую», «творческую» и «неповторимую» особу. Это позволяет расставить правильно акценты и подчёркнуть уровень самостоятельности человека и его развитие. «Личность» — это обязательно «независимая», «сильная» и «энергичная» персона, то есть духовная сущность представлена.

Как проявить свою индивидуальность?

Можно смело отметить, что понятие личность весьма неоднозначное, это в первую очередь характеристика мировоззрения человека . Психологи смело говорят о том, что личность стоит рассматривать как систему ряда внутренних качеств, через которые человек смотрит на этот мир. Это особое связующее звено, под которым даже понимают ряд возвышенных моральных качеств и даже благородства. Поэтому, часто можно встретить написанное слово Личность с большой буквы. Индивидуальность это совокупность всех многочисленных неповторимых свойств человека, то, что отличает одну персону от другой. Каждый человек должен быть индивидуальностью, с психологической точки зрения и отличаться от серой массы, которая ходит вокруг. Благодаря ярко выраженной индивидуальности человек чувствует себя особенным, самостоятельным, уверенным в своих силах. Он привык принимать сам все решения и не нуждается во мнении общества. У индивидуальностей очень активно развита мотивационная сфера, такая персона всегда знает, чего именно она хочет от жизни. Ведь так важно ставить перед собой цели и уверенно их достигать.

Понятие индивидуальность включает в себя зрелую личность. Часто вспоминают об «индивидуальность» в моменты, когда человек всеми силам стремиться выделиться из толпы и старается сделать всё, чтобы иметь привлекающую внимание внешность. Однако не всегда такая персона будет являться зрелой личностью, точно есть причины, которые подтолкнули её к таким изменениям, даже если человек умалчивает о них. За «яркостью» часто скрывается груз психологических проблем, который со временем только накапливается и человек не стремиться разобраться в себе. Понятие «индивидуальность» весьма многогранное, его часто используют не только в психологии, но и в обычной жизни. Всё же можно с уверенностью сказать, что оно несёт в себе положительную окраску.

профессор Кубанского государственного университета
Вера Бедерханова

Осмысление

Что такое индивидуальность человека?

Радикальные трансформации в психологии, расширение и углубление личностно ориентированных и развивающих парадигм психологии влияют на развитие педагогических теорий и создают фундамент для совершенно новой педагогической практики.

Гуманизация педагогической реальности школы предполагает утверждение субъектной позиции учащихся и учителей в образовательном процессе, развитие их индивидуальности. По-прежнему, как в девяностых, когда мы реализовали проект «Летний дом» (одной из задач которого было развитие индивидуальности ребенка), считаю, что мера развития человека, мера развития ребенка должна стать мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Помогать растущему человеку найти свой личный смысл в жизни, создавать благоприятные условия для того, чтобы с детских лет его быт и общение с другими людьми, взаимодействие с окружающим миром были достойны человека – это и значит выполнять главное предназначение педагога.
Мне представляется, что разработка проблемы требует осмысления понятия «индивидуальность человека» и понимания психологического образования этого феномена. В таком случае можно говорить о педагогическом обеспечении процессов индивидуализации в образовании.

Индивидуальность – это встреча с самим собой
«Понятие индивидуальности (как и понятие личности) относится к духовным измерениям человеческой реальности. Вместе с тем личность и индивидуальность – это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности» .
Если становление личности есть процесс социализации человека, заключающийся в освоении им своей родовой, общественной сущности, и это освоение всегда происходит в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека и связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими, то становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности. «Индивидуализация – это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости». Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социальных сообществах. Ставшая индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индивидуальность – это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального».
На наш взгляд, В. Слободчиков и Е. Исаев справедливо подчеркивают, что «индивидуальность – это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений». «Если личность – это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, с собой как с Другим, не совпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни. Поэтому индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение, инверсию вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни. Поэтому индивидуальность – это всегда внутренний диалог с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя» .

Индивидуальность – это уникальность
А. Асмолов в ключе историко-эволюционного подхода к личности под индивидуальностью понимает «совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые порождаются в ходе жизни человека в обществе при наличии необходимых антропогенетических предпосылок, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов и воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения являющегося ценностью для данного человека образа жизни». «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» .
Б.Г. Ананьев, чья точка зрения мне особенно близка, считал, что во множестве признаков, характеризующих человека, можно выделить четыре подмножества, соответствующих индивидным, личностным, субъектным и индивидуальным свойствам. На основе анализа большого массива данных, полученных в разнообразных по методикам и направленности исследованиях, и прослеживания корреляционных связей между ними, он сгруппировал соответствующие признаки в модели, что позволяет выделить гомогенные (одного подмножества) и гетерогенные (разных подмножеств) признаки.
Если первые три группы признаков (индивидные, личностные, субъектные) характеризуют человека с точки зрения принадлежности к определенному типу, то индивидуальность акцентирует внимание на уникальности, неповторимости каждого человека.
Общее неотрывно от единичного, и индивидуальность можно описать, лишь опираясь на общие признаки, которые образуют уникальное сочетание в каждом отдельном случае. С точки зрения Б.Г. Ананьева, если «личность – это вершина человека, то индивидуальность – это его глубина». Уникальность индивидуальности конкретного человека не в том, что он представляет собой (может быть описан как) неповторимое сочетание некоего набора признаков, но в том, что он как индивидуальность есть продукт и мера реализации свободы, выбора своего жизненного пути в определенных природных и социокультурных условиях.

Индивидуальность – это свобода
Разграничение системы индивидных, личностных, субъектных, индивидуальных свойств дает возможность в несколько иной плоскости и более содержательно рассматривать традиционную проблему соотношения свободы и предопределенности в человеческой жизни. Природные и социальные условия определяют конкретные формы и уровни реализации человеческой свободы, но в то же время они очерчивают диапазон, в пределах которого свободная индивидуальность может быть сформирована на основе разнообразных средств и методов.
Выделенные Б.Г. Ананьевым признаки индивидуальности могут быть основой для определения содержания деятельности педагога, направленной на развитие индивидуальности человека, и педагогическая деятельность может быть описана как система задач, направленных на создание условий для развития самоосознания человека, его самоопределения, самоидентификации, формирования адекватной самооценки, саморегуляции, самореализации, самочувствия.
Подлинная перспектива и достойная человека цель образования – это развитие его как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от любых других, а, наоборот, как такая свобода, которая реализуется через ответственное служение другим, обнаруживается в связях с другими людьми и социальными общностями и только таким путем формируется и получает адекватную форму своего существования.
Обеспечение права ребенка на развитие мне представляется как создание для ребенка, подростка, юноши, человека возможностей поиска своих вопросов к миру и своих вариантов ответа.
Ставя задачу (в качестве приоритетной) развития ребенка, нельзя обойти такую категорию, как свобода. Потребность в свободе глубоко заложена в человеке, связана с сокровенной сутью его природы. Человеческое в человеке формируется в процессе все большего обретения им духовной свободы и в связи с возможностью самостоятельно осуществлять выбор жизненных целей и проектов.
Свобода ощущается индивидом прежде всего как личное чувство, как субъективное явление, заключающееся в возможности самостоятельно сделать выбор и нести ответственность за него. Свобода выбора – свобода решения – свобода действий – свобода творчества и самовыражения. Может быть, тут и не вся цепочка, но последовательность, по-видимому, такова.
Внутренняя свобода – это специфически человеческая избирательная творческая активность сознания, интуиции, бессознательного, воли и нравственных сил, которые в результате внутреннего борения мотивов мобилизуются для самостоятельного осуществления выбора, принятия решения и его реализации.
Таким образом, индивидуализация есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте.

Индивидуальность – это самоопределение
О.С. Газман считал, что индивидуализация предполагает: во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей – без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства; во-вторых, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида. И, наконец, третья – стержневая черта индивидуализации – поддержка человека в автономном духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении («неадаптивной активности», по В.П. Петровскому), в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциональному выбору) .
По его мнению, индивидуализация личности, развитие ее «самости» и составляет в широком смысле содержание «педагогики свободы». Цель этой педагогики можно определить как помощь детям в конструировании их автономного внутреннего мира («субъективной реальности», по В.И. Слободчикову); предметом этой педагогической отрасли выступают средства, помогающие человеку в саморазвитии – самоопределении и самореализации. Результат – «свободоспособность личности» . Проблема образования личности выступает в педагогике свободы как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
Образование в гуманистической парадигме адекватно расширяющемуся представлению о человеке и вписывается в непрерывно изменяющееся общество, в котором человек, сохраняя свою «самость», живет и реализуется. Процесс развития индивидуальности требует специфических условий и педагогических средств. Именно поэтому появилась необходимость разработки теории и практики педагогической поддержки детей.

Педагогическая поддержка и индивидуальный подход
Под «педагогической поддержкой» О.С. Газман, который практически ввел это понятие в научный обиход в отечественную педагогику, понимал «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» .
Принципиальным является различение понятий «педагогическая поддержка» и «индивидуальный подход». «Индивидуальный подход», «дифференцированный подход» предполагают учет индивидуальных различий учащихся. Педагогическая поддержка, в отличие от названных подходов, ставит целью развитие уникальности личности, в то время как индивидуальный подход предполагает приведение ее в соответствие с определенными требованиями.
Мой педагогический опыт убеждает меня в том, что, решая проблему индивидуализации в развитии ребенка и взрослого, необходимо иметь «пространство разных смыслов и деятельности». Особенность этого пространства заключается в том, что в нем постоянно должны быть ниши для заполнения в ситуации неопределенности («пустое пространство»). Кроме этого, рамка ограничения этого пространства должна быть подвижной. Ее задает общая цель развития каждого участника, однако это развитие не должно идти за счет других. Тогда жизнедеятельность обеспечивается исследовательским процессом осмысления и постановки проблемных вопросов, определяемых группой, способной «услышать каждого». Главным для педагога становится взаимодействие, базирующееся на открытости и искренности, сильной инициативе, тщательной работе с информацией, эффективном потоке индивидуальных и общих целей, открытом выражении взглядов, конструктивном подходе к разрешению конфликтов, рациональной работе над собой.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М, 1995. С. 353.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. С. 354–355.
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996. С. 437, 439.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М, 1980. С. 124–178.
Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб, 1992.
Забота – Поддержка – Консультирование // Новые ценности образования (ред. Н.Б. Крылова), М., 1996. № 6. С. 14–15.
Там же. С.15.
Газман О.С. Потери и приобретения в воспитании после 10 лет перестройки // Первое сентября. 1995. 21 ноября.

В большинстве словарей и учебников по психологии индивидуальность определяется как совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности. Это определение оставляет без четкого ответа ряд вопросов. Например, любая ли характеристика человека может быть отнесена к его индивидуальности? Можно ли отнести к свойствам индивидуальности особенности протекания психических процессов или способности? Как быть, если одна и та же черта личности является предметом сходства для одних людей и различием для других?

Очевидно, понятие индивидуальности требует более содержательного анализа. Он был сделан отечественными психологами. B.C. Мерлин разработал теорию интегральной индивидуальности, согласно которой индивидуальность человека складывается из индивидуальных особенностей, относящихся к разным уровням его организации - от биохимического до социального. В частности, он выделил три иерархических уровня. Нижний уровень индивидуальности составляют биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства организма. Средний уровень представлен индивидуальными психическими свойствами (особенности темперамента и черты личности). Высший уровень индивидуальности занимают социально психологические свойства, составляющими которых являются социальные роли данного человека в малых (семья, коллектив) и больших (класс, народ) группах.

Такое понимание индивидуальности снимает вопрос о том, с какого возраста человек становится индивидуальностью. Когда ребенок рождается, его индивидуальность ограничивается только свойствами его организма, но по мере того, как у него проявляются особенности темперамента, формируются черты личности, его индивидуальность расширяется и распространяется на все более высокие уровни. Когда зрелый человек занимает определенное общественное положение, вся иерархия уровней его индивидуальности уже представлена в его поведении, но это не означает, что она больше не будет изменяться. Человек будет приобретать новый опыт, выполнять новые роли и его индивидуальность тоже будет отчасти меняться.

Индивидуальность характеризуется не только совокупностью индивидуальных свойств, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Таким образом, если два человека имеют два одинаковых набора свойств (что очень маловероятно), то они все равно будут непохожи по поведению, поскольку связи между свойствами будут разные. Надо сказать, что не все психологи согласны с таким миропониманием индивидуальности. А.Г. Асмолов локализует индивидуальность на уровне свойств личности и связывает ее смысловыми отношениями и установками человека. «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают», - утверждает А.Г. Асмолов. Этим он подчеркивал, что индивидуальность отвечает за решение бытовых вопросов, связанных со смыслом жизни, ценностными ориентациями, жизненной позицией человека. При решении этих вопросов обычно возникают конфликты как внутренние (внутриличностные), так и внешние (между личностью и окружающими). В процессе этой борьбы создается индивидуальность и определяются ее стойкость и масштаб.

В 90е гг. понятие «индивидуальность» вышло за Пределы личности. B.C. Мерлин ввел понятие «мета индивидуальность», под которым он понимал «психологическую характеристику отношений окружающих людей к данной конкретной ситуации». Иными словами, мета индивидуальность представляет собой индивидуальность человека в глазах окружающих его людей. Л.Я. Дорфман, развивая в своей книге «Метаиндивидуальный мир» идеи B.C. Мерлина, вводит новые понятия «транс-индивидуальность» и «эко-индивидуальность». Транс-индивидуальность охватывает все явления, связанные с реализацией индивидуальности в окружающем мире: в творчестве, во влиянии на других людей, в конкретных делах и т.п. Экоиндивидуальность описывает процессы, которые зарождаются вне индивидуальности, но ведут к ее изменению, что находит свое отражение во взаимодействии со средой.

Как же соотносятся понятия «личность» и «индивидуальность», какое из них является более широким? Графически их можно изобразить как два круга. Наложим их друг на друга таким образом, чтобы они не совпадали полностью, но имели какуюто общую площадь. Данная площадь - это те свойства личности, которые составляют основу ее индивидуальности. Оставшаяся площадь круга, символизирующего личность, соответствует тем ее свойствам, которые являются социальнотипичными и характеризуют ее как представителя многих больших и малых групп. «Остаток» индивидуальности представляют биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства, не входящие в структуру личности. Таким образом, можно сказать, что оба понятия являются равновеликими и не совпадающими по содержанию.

ЛИТЕРАТУРА
1.Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. С. 307 - 364. г. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1993. С, 79-120; 198-209; 252256.
3. Индивидуальность в современном мире. В 3 ч.: Смоленск, 1995.
4. Индивидуальность как субъект и объект современной жизни: В 2 т.: Смоленск, 1996.
5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1 986. С. 2251; 110- 139.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ