Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Преодоление речевой агрессии. Речевая агрессия и пути ее преодоления. Сферы бытования речевой агрессии.

Задачи изучения темы:
– ознакомиться с понятием «речевая агрессия»;
– ознакомиться с основными подходами к изучению агрессии;
– научиться отличать речевую агрессию от смежных и сходных явлений (вульгаризмов, инвективы, специфических форм речевого поведения в детской и молодежной субкультуре);
– научиться выявлять речевую агрессию в конкретных условиях общения.

Представители СМИ являются основным источником информации о социальных проблемах для многих людей. Франклин и Хорват описывают зловещий сдвиг в восприятии обществом детей, о чем свидетельствуют недавние сообщения в средствах массовой информации в Соединенном Королевстве.

Со временем СМИ начали тайно обобщать свою критику двух мальчиков, чтобы оспаривать характер всех детей, бросая вызов концепции невинности детей и восприятию того, что дети «врожденно хороши». Утверждается, что поощрение негативных стереотипов детей и молодежи прямо и косвенно эмоционально и психологически оскорбительно.

* «Для иных людей говорить – значит обижать: они колючи и едки, их речь – смесь желчи с полынной настойкой; насмешки, издевательства, оскорбления текут с их уст, как слюна». Знакомо ли вам то, о чем пишет французский сатирик-моралист XVII в. Жан Лабрюйер? Часто ли вы сталкиваетесь с подобным общением в повседневной жизни? Часто ли вы сами проявляете грубость, бестактность, агрессию в своей речи?
Термины «речевая агрессия», «вербальная агрессия» (лат. invectiva (oratio) – бранная речь) широко используются как в российской, так и в зарубежной научной литературе последних десятилетий .
Что же такое речевая агрессия? Как определить это понятие?
Речевую агрессию в самом общем виде можно определить следующим образом:
! Речевая (вербальная) агрессия – обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме.
Рассмотрим это определение более подробно.
Речевая агрессия возникает под влиянием различных побуждений и приобретает разные способы выражения.
С одной стороны, вербальная агрессия служит выражением отрицательных эмоций (реакций на внешние и внутренние раздражители окружающей среды) и чувств (особого вида эмоциональных переживаний, отличающихся сравнительной устойчивостью и возникающих на основе высших социальных потребностей человека ). К эмоциям и чувствам, вызывающим речевую агрессию, можно отнести злость, раздражение, обиду, недовольство, отвращение, презрение и пр.
Такая агрессия возникает чаще всего как ответная реакция на внешний раздражитель. Например, человеку нагрубили в магазине, наступили на ногу в автобусе, отказали в какой-то просьбе, возразили в споре – ответом на этот физический или психологический дискомфорт часто может быть брань, ругань, словесные нападки на собеседника, основной функцией которых являются психологическая разрядка, снятие нервного напряжения, избавление от негативных эмоций.
С другой стороны, речевая агрессия может возникать и как особое намерение – целенаправленное желание говорящего нанести коммуникативный урон адресату (унизить, оскорбить, высмеять и т. п.) или реализовать таким «запрещенным» способом какие-то свои потребности (самоутверждения, самозащиты, самореализации и др.).
Так, например, школьники могут преднамеренно высмеивать одноклассника, чтобы повысить собственную самооценку («мы лучше тебя»), продемонстрировать «власть», доминантную позицию («мы можем себе это позволить»), укрепить свой авторитет в детском коллективе («мы заставим тебя слушать даже то, что тебе неприятно»).
Вербальная агрессия на уровне негативных эмоций и чувств выступает как агрессивное речевое поведение – « мало осознанная активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта» . Преднамеренное, целенаправленное, инициативное словесное нападение является агрессивной речевой деятельностью и определяется как «осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность» .
Именно последняя разновидность речевой агрессии («per se» – лат. «сама по себе», агрессия «в чистом виде») наиболее опасна в коммуникативном отношении, поскольку она представляет собой продуманный, спланированный, подготовленный речевой акт, цель которого – нанесение коммуникативного вреда адресату, разрушение гармонии общения.
Кроме того, существуют особые ситуации, применительно к которым можно говорить об имитации агрессии – своеобразной словесной «игре». Например, говорящий шутит («Я кровожадный! Я беспощадный! Я злой разбойник Бармалей!..») или хочет продемонстрировать свою потенциальную склонность к обидному общению («Смотрите, как я умею злиться!»).
Отметим, что подобное общение часто переходит в ситуацию настоящей речевой агрессии, так как оно происходит в атмосфере значительной эмоциональной напряженности и может привести ко взаимному непониманию, разобщенности, отчужденности его участников («А вдруг он не шутит, а действительно злится?»).
Другой случай имитации агрессии – т. н. аггро (термин английского ученого-психолога Питера Марша, 70-е гг. XX в.), что означает особые ритуальные действия перед проявлением настоящей агрессии или вместо нее. Эти действия могут быть как вербальными (например, речевки футбольных «фанатов»), так и невербальными (например, жреческие племенные пляски, жесты и движения слушателей рок-концерта и т. п.).
Как можно установить присутствие в общении речевой агрессии? Можно ли считать, что агрессия проявляется в любом грубом по форме высказывании?
Квалифицировать любое высказывание с точки зрения проявления в нем агрессии возможно только в том случае, если мы опираемся на контекст речевой ситуации, т. е. анализируем конкретные условия общения: место, время, состав участников, их намерения и отношения между ними.
Условиями проявления речевой агрессии в данном высказывании или конкретной речевой ситуации являются, прежде всего, следующие:
– отрицательное коммуникативное намерение говорящего (например, унизить адресата, выразить негативные чувства и эмоции и т. п.);
– несоответствие высказывания характеру общения и «образу адресата» (например, фамильярное обращение в официальной обстановке; обращение только к одному собеседнику при групповом общении; обидные намеки в адрес собеседника и т. п.);
– отрицательные эмоциональные реакции адресата на данное высказывание (обида, гнев, раздражение и т. п.) и отражающие их ответные реплики (обвинение, упрек, отказ, выражение протеста, несогласия, ответное оскорбление и т. п.).
Так, в неофициальной ситуации, характеризующейся общей позитивной установкой на взаимопонимание и согласие, высказывания типа «Иди ты!» или «Врешь, гад!», являющиеся по форме грубым требованием или оскорблением, в определенной ситуации могут выражать удивление или выступать своеобразной формой положительной оценки. В последнем случае они приблизительно соответствуют по смыслу междометиям, вроде «здорово!», «ух ты!».
Фраза «Я убью тебя!» может в зависимости от контекста звучать и как серьезная угроза, и как шутливое восклицание, и как косвенное приглашение к словесной игре.
Необходимо также отличать вербальную агрессию от смежных и сходных явлений речи.
Прежде всего следует отграничить данное явление от употребления в речи инвективы (ругательств, бранных слов и выражений) и использования вульгаризмов (отмеченных особой резкостью, грубостью просторечных слов и выражений в качестве параллельных обозначений понятий, которые можно выразить литературными вариантами).
Известно, что грубые высказывания, особенно в детской речи и общении подростков, могут употребляться не только с целью оскорбить или унизить адресата, а часто просто… «по привычке». Происходит это, очевидно, по причине низкого уровня речевой культуры, бедности словарного запаса, отсутствия умения выражать свои мысли и чувства литературным языком и элементарного неумения общаться. Иногда человек стремится подобным образом продемонстрировать «знание» ненормативной лексики, показать свою «взрослость», «раскрепощенность», «оригинальность» (см. зад. 4–6).
Употребление вульгаризмов и инвективы, хотя и не обязательно является проявлением речевой агрессии, тем не менее демонстрирует невоспитанность, бестактность говорящего, низкий уровень его речемыслительной культуры. Эту особенность брани отмечал еще Аристотель: «Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков». Недаром считается, что речь человека – это его самохарактеристика, и, перефразируя известное изречение, вполне можно утверждать: «Скажи мне, как ты говоришь, и я скажу, кто ты».
Таким образом, анализируя речь детей и подростков, важно помнить и учитывать следующее:
! Вульгарное и инвективное словоупотребление само по себе не выражает речевую агрессию, но однозначно создает грубо-неприемлемую тональность речи, опошляет общение, может провоцировать ответную грубость.
Помимо этого важно отличать проявления вербальной агрессии от специфических форм речевого поведения в детской и молодежной субкультуре.
Детская речевая среда, являясь неотъемлемой частью логосферы практически любого народа, обладает при этом рядом специфических особенностей, которые позволяют рассматривать ее как своеобразный пласт общенациональной речевой культуры, особую субъязыковую подгруппу. В этой среде вульгаризмы, брань, ругань часто трансформируются в качественно иные по своим целям и мотивам социально-речевые явления.
Так, в речи подростков инвектива может выступать как средство установления контакта, достижения единения или способа узнавания друг друга членами определенной группы общающихся (одноклассников, членов дворовой компании, компании по интересам и т. п.). Например, приветствуя члена своей компании, ему говорят: «Привет, падло! Вали к нам!» (см. также тексты зад. 4). Обязательным условием отсутствия агрессии в подобном высказывании является уверенность говорящего, что адресат не обидится на инвективу, и признание им права собеседника ответить аналогичным образом.
В речи детей младшего возраста угрозы («страшилки»), насмешки («дразнилки»), перебранки часто приобретают характер словотворчества, словесной игры, соревнования в речевой изобретательности.
От настоящих оскорблений следует также отличать необидные (!) прозвища («клички») и особые ритуальные обращения.
Первые активно используются в детской и подростковой речевой среде. От агрессивных высказываний их отличает относительная эмоциональная нейтральность и отсутствие обидного смысла для адресата. Их назначение – особое называние, специфическое именование, обозначение адресата, выявление его отличительных признаков, выделение из ряда подобных. К подобным наименованиям относятся, в первую очередь, производные от фамилий, имен: «Серый» – Сергей, «Кузя» – Кузнецов и т. п.
Если же «кличка» однозначно претит адресату, расценивается им как неприемлемая, оскорбляющая достоинство, то можно говорить об агрессивном намерении говорящего, употребляющего ее как форму обращения к данному человеку. Часто такими обидными прозвищами выступает изощренное, неблагозвучное, подчеркнуто грубое искажение фамилии. Реальным примером этого может служить обращение шестиклассника к однокласснице в речевой ситуации XI (Приложение 1): «Бабаса» вместо «Бабасина».
Ритуальные обращения бытуют в определенных молодежных группах, чаще всего – в замкнутой, стремящейся к обособлению речевой среде, например, в самых разных молодежных неформальных объединениях, группировках («толкиенисты», «рэпперы», «байкеры», «панки», «скин-хэды» и пр.). Назначение таких, часто носящих вульгарно-инвективный характер, обращений – узнавание друг другом членов данной языковой группы.
Например, слово «гоблин», которое возможно употребить как оскорбление (со значением «уродливый», «некрасивый»), в среде толкиенистов (почитателей таланта американского писателя Р. Толкиена) может использоваться как ритуальное обращение или приветствие. Слово «жаба», которое в повседневном речевом общении может выступать в значении оскорбления, в среде некоторых группировок панков несколько десятилетий назад являлось традиционным обращением к девушке.
Итак, сделаем необходимые выводы:
! Не следует смешивать обидные, оскорбительные, агрессивные высказывания со внешне сходными по форме и смежными по ситуациям употребления высказываниями, встречающимися в детской речевой среде. Агрессивность высказывания определяется только контекстом речевой ситуации, реальными условиями общения.
Какова природа речевой агрессии? Каким образом возникает в человеке склонность к обидному общению? Является ли она врожденной или возникает не сразу, приобретается в процессе жизни в обществе, общении с другими людьми?
Конец ознакомительного фрагмента.

Наконец, при гипофункции уровня эмоционального контроля, «отвечающего за разрешение сложных этологических задач организации жизни индивида в обществе» , налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми, формирование умения сопереживать другому человеку, наблюдается ослабление влияния социальной приемлемости, правильности форм поведения. Это, в свою очередь, тоже приводит к вербальной агрессии, которая начинает восприниматься ребенком как адекватная и допустимая ответная реакция (например, на замечание) или как оправданная и целесообразная речевая тактика (например, в ситуации спора, дискуссии).

Во-первых, развитие восприятия детей как могущественных, злых существ как дегуманизирует детей, так и выступает как оправдание и подкрепление поведения исполнителей сексуального и физического насилия. Такое восприятие усиливает искаженное представление о детях как о зле и из-под контроля - дети, которые заставляют взрослых сбиваться с пути и, следовательно, нуждаются в наказании. Это обвинение в жертвах прямо противоречит и противоречит современным подходам к обращению с правонарушителями, которые сосредоточены на преступниках, признающих, что их преступления являются злоупотреблением властью. «Насколько удобнее, а также морально обнадеживает, обвинять жертву».

Результаты общего анализа причин речевой агрессии представим в виде следующей схемы (может быть предложено как самостоятельное задание).

Рассматривая причины возникновения и проявления речевой агрессии, необходимо учитывать значительную сложность и неоднозначность этой проблемы, поскольку количественное многообразие и качественное своеобразие речевых ситуаций, отмеченных агрессией, определяют конкретные, характерные для каждой отдельной ситуации агрессивные мотивы и стимулы.

Во-вторых, изображение детей в негативной манере средствами массовой информации также может привести детей-жертв жестокого обращения к вине самих себя за те нападения, которые они понесли, интернализируя сообщения преступников, которых они «заслуживают», чтобы злоупотреблять, и увеличивая их готовность принять Злоупотребление.

В-третьих, как общество ценит и воспринимает детей, «в корне влияет на размер и направление государственных инвестиций в их услуги». Отчасти из-за таких проблем, как Франклин и Хорват, Национальная комиссия Великобритании по расследованию случаев предупреждения детского насилия рекомендовала СМИ «более взвешенно и сочувственно относиться к детям». Комиссия считала, что средства массовой информации обязательство учитывать наилучшие интересы ребенка в рассказах, в которых участвуют дети, и что неспособность сделать это станет основанием для подачи жалобы соответствующему органу.

* Перечислите известные вам отрицательные чувства и эмоции. Какие из них, по вашему мнению, могут вызвать речевую агрессию в конкретных ситуациях общения? Проиллюстрируйте свои рассуждения жизненными примерами речевых ситуаций.

В конкретных ситуациях общения вербальная агрессия возникает в тех случаях, когда говорящий (инициатор агрессии) испытывает потребность в эмоциональной разрядке – выражении негативных эмоций и чувств, снятии психологического напряжения, достижении катарсиса (тема 1).

Другие полагают, что обязательство средств массовой информации обеспечить «сбалансированное представление» ребенка должно быть введено в действие в качестве регулярных кампаний, направленных на негативные ожидания и восприятие детьми общества, а также моделирование и поощрение выражения тепла и позитивного отношения к детям.

Несмотря на то, что есть свидетельства того, что эмоциональное насилие имеет давние и серьезные последствия для развития детей и социального функционирования, государственное вмешательство в этих случаях ограничено. Несмотря на ряд практических моделей, предлагаемых для работы с детьми, подвергшимися сексуальному и физическому насилию, и их семьями, мало внимания Было уделено внимание тому, как лучше всего помочь детям оправиться от травматических последствий эмоционального насилия.

Ученые установили, что к таким эмоциям относятся прежде всего гнев, отвращение и презрение, которые получили специальное название – «триада враждебности» .

Однако понятие «отрицательные эмоции», конечно, не ограничивается «враждебной триадой». Обидные высказывания могут возникать в речи человека, который испытывает обиду, разочарование, возмущение, уныние и другие отрицательные чувства и эмоции.

Мелтон и Томпсон описывают существующую систему борьбы с детьми с эмоциональным насилием как «крайне неадекватные». Они утверждают, что когда профессионалы не могут устранить даже самые грубые формы физического насилия в отношении детей, есть веские основания задуматься о вероятном успехе вмешательств, направленных на изменение более тонких форм жестокого обращения.

Многие из стратегий, предложенных для предотвращения эмоционального насилия, - это адаптация более универсальных программ поддержки семьи. Уолш выступает за изменение эмоционально оскорбительных взаимодействий для детей посредством поощрения общей устойчивости семьи, то есть выявления и укрепления ключевых процессов, которые позволяют семьям преодолевать постоянные стрессы.

Рассмотрите схему «Триада враждебности». Расскажите по ней о частных причинах проявления вербальной агрессии в конкретных ситуациях общения. Дополните схему своими примерами.

Последствия речевой агрессии

* Подумайте, чем может быть опасна вербальная агрессия? К чему приводит обидное общение? Неужели грубое слово иногда может иметь более серьезные последствия, чем физическое действие, применение силы?

Эгеланн и Эриксон предлагают модель вмешательства для родителей с высоким риском, направленную на усиление родительского понимания сигналов детей, содействие их разработке реалистичных ожиданий поведения детей и предоставление подробных знаний о развитии ребенка. Эгеланд и Эриксон также выступают за предоставление Постоянной поддержки в периоды кризисов.

Учитывая важность привязанностей родитель-ребенок, неудивительно, что ряд авторов предложили конкретные меры для улучшения этих отношений. Например, Маккласки и Миллер разработали тематическую семейную терапию, которая фокусируется исключительно на внутренне-эмоциональном мире семьи. Их подход вводит целенаправленную стратегию по сокращению темпов общения между членами семьи, поощрению индивидуального размышления и предоставлению детям голоса и ведущей роли в терапевтическом процессе.

Сама постановка данной проблемы возможна и необходима в двух аспектах: общесоциальном (вербальная агрессия как общественное явление) и собственно коммуникативном (вербальная агрессия как явление речи).

Как мы уже установили, в современном обществе речевая агрессия оценивается как менее деструктивная и лишь «фиктивно» опасная, нежели агрессия физическая. Между тем брань, грубость, обидные высказывания, словесное давление часто могут восприниматься даже более болезненно, чем физическое воздействие (толкнуть, ударить).

Вулф описывает профилактический подход, в котором эпизоды физического или эмоционального насилия «являются только наиболее заметными маркерами более распространенной проблемы - нарушенными, неблагополучными отношениями между родителями и детьми». Он утверждает, что третичные вмешательства происходят после того, как возникли оскорбительные формы взаимодействия, направлены на родителей и не уделяют должного внимания долгосрочному воздействию на ребенка. Он выступает за профилактику, которая касается различий в развитии, которые могут возникать у ребенка как функции жестокого обращения с детьми, и которые являются результатом попытки ребенка изучить социальное поведение в отсутствие чувствительного родительства или тщательного руководства.

Кроме того, вербальная агрессия создает негативную модель поведения человека в целом и тем самым является основой более сильного и, соответственно, социально неприемлемого поведения – агрессии физической. Иными словами, «укрепившись в допустимости агрессии вербальной, человек может распространить эту модель на другие сферы жизни, требующие, по его мнению, уже физической агрессии» .

Вулф также поддерживает обучение детей, подвергшихся насилию, новые методы структурирования опыта, тем самым повышая социальную компетентность и закладывая основы для развития солидной социально-эмоциональной основы формирования отношений. Это достигается за счет укрепления самостоятельности и самоидентификации детей с раннего возраста либо посредством улучшения отношений между родителями и детьми, либо внесемейных возможностей для развития соответствующих межличностных отношений.

Наконец, Вулф выступает за принятие «основанного на силе подхода» для борьбы с группами риска и оскорбительными. Основное внимание в рамках интервенции уделяется привлечению большего числа родителей к родителям с целью разработки желательных, эффективных стратегий воспитания детей и поощрения оптимального баланса между потребностями ребенка и способностями родителя, а не традиционным подходом, в котором основное внимание уделяется выявление родительских проступков.

Другая проблема заключается в том, что очень часто в обыденной жизни агрессия слова не осознается общественным сознанием как абсолютно неприемлемая и действительно опасная. В связи с этим данное понятие заменяется неоправданно смягченными либо вовсе искаженными определениями: «речевая несдержанность», «резкость выражений» и т. п.

Несмотря на растущее признание жестокого обращения с детьми как проблемы социума, часто бывает трудно убедить тех в более широком сообществе, что они сами могут быть частью проблемы. Легче думать о жестоком обращении со стереотипными путями, патологизируя их как психически больных, ненормальных или злых, позволяя не правонарушителям дистанцироваться от проблемы, а не рассматривать истинные причины жестокого обращения, такие как нищета или отсутствие социальной поддержка.

Тем не менее, большинство взрослых испытают эмоциональное насилие как детей и впоследствии навлекут его на самих детей. Утверждается, что эмоциональное насилие является, таким образом, формой жестокого обращения, которое, скорее всего, приведет к тому, что публика увидит себя «частью проблемы».

Известный исследователь агрессии Н.Д. Левитов справедливо отмечает, что «в повседневном быту и в том числе в школьной жизни нередко встречаются формы грубого насильственного поведения, несомненно относящиеся к агрессии, хотя и не называемые обычно этим термином. Говорят о «задиристости», «драчливости», «озлобленности», когда видят агрессивное поведение…» .

Одна из кампаний по телевидению и печатной медицине, разработанная Национальным комитетом по борьбе с детским насилием в Чикаго, способствовала сообщению: Дети верят, что говорят их родителям. Начните использовать слова, которые помогут. После таких кампаний Даро отметил, что общественная озабоченность по поводу потенциального воздействия хотя бы одного аспекта эмоционального насилия - словесного оскорбления - была значительной. Опрос общественного мнения, проведенный Национальным комитетом Соединенных Штатов по предупреждению жестокого обращения с детьми, показал, что примерно три четверти респондентов считали, что жестокие словесные оскорбления, описанные как «повторяющиеся крики и ругательства» у ребенка, «очень часто» или часто привело к долгосрочным эмоциональным проблемам для ребенка.

Таким образом, мы наблюдаем широкую распространенность речевой агрессии при относительной лояльности к этому явлению со стороны современного социума.

Все сказанное позволяет сделать следующий важный вывод:

! Основная опасность речевой агрессии в социальном отношении заключается в недооценке ее опасности общественным сознанием.

Напротив, только 42% воспринимали аналогичный уровень вреда в результате телесных наказаний. Этот вывод был описан Гарбарино как краеугольный камень для действий сообщества, чтобы предотвратить эмоциональное насилие или «психологическое жестокое обращение».

В Австралии был разработан ряд инициатив, направленных на предотвращение словесных оскорблений и эмоционального насилия в целом. «Использовать слова, которые не помогают», основанная на кампании Соединенных Штатов и разработанная Национальной ассоциацией по предупреждению жестокого обращения с детьми и пренебрежением, является одной из таких инициатив. Программа также поощряет поддержку взрослых в воспитании детей, информируя их о доступных ресурсах для оказания им помощи, когда это необходимо, и включает в себя рекламную рекламу сообщества, рекламную кампанию для сообщества, плакат и брошюру.

Непосредственной сферой распространения конкретных форм вербальной агрессии является повседневное речевое общение. Каковы же последствия вербальной агрессии в коммуникативном аспекте?

А. А. Леонтьев выделяет три особенности речевого общения: интенциональность (наличие специфического мотива и цели); результативность (совпадение достигнутого результата с намеченной целью); нормативность (социальный контроль над протеканием и результатами акта общения) .

Викторианский совет по исследованиям разработал проект «Здоровые семьи» - школьную программу общинного образования с основным сообщением о том, что циклы поведения не являются неумолимыми. Принимая активный и позитивный подход, образовательная программа в центре проекта как неявно, так и явно укрепляет естественную устойчивость детей. Она учит детей, что люди имеют право изменять свою жизнь и развивать более конструктивные формы воспитания, чем они сами опытных детей.

Программа прочно находится в рамках основной учебной программы начальной школы, чтобы обеспечить ее охват всех детей и предназначена для достижения трех взаимосвязанных наборов результатов: культурное и изменение отношения к более широкому сообществу, особенно среди учителей и родителей начальных школ, посредством рекламы в средствах массовой информации, публикации, практикумы, семинары и конференции; Структурные улучшения в организации вспомогательных услуг, предоставляемых системой образования и учреждениями первичной медико-санитарной помощи, для улучшения координации услуг на местном уровне; и личные улучшения качества семейных отношений для участвующих детей и родителей.

Как показывают наши экспериментальные данные, а также теоретическое исследование этой проблемы , в общении, отмеченном теми или иными проявлениями агрессии, данные условия либо нарушаются, либо не учитываются вообще. Так, в большинстве случаев обидного общения наблюдается ослабление или полное отсутствие контроля коммуникантов над собственными высказываниями.

Доказательствами этого являются активное использование инвективы; нарушение интонации, тембра, темпа и других фонологических особенностей речи; отсутствие учета «фактора адресата» (постоянное перебивание собеседника, затрагивание «табуированных» (запретных) тем и т. п.).

Кроме того, в ситуации речевой агрессии происходит стремительное нарастание эмоционального напряжения, которое захватывает практически всех (!), даже не имеющих агрессивных речевых намерений участников общения. Очень точно это описано в семейной хронике «Гимназисты» Н.Г. Гарина-Михайловского: «Начнет, бывало, Корнев без церемонии ругать кого-нибудь, а Карташов чувствует такое унижение, как будто его самого ругают».

Согласны ли вы с этим утверждением? Случалось ли вам оказываться в положении Карташова? Опишите такую ситуацию, расскажите о своих ощущениях. Сделайте вывод о последствиях речевой агрессии в конкретных условиях общения.

Ситуация обидного общения, характерной особенностью которой является крайняя неточность реализации целей общения, делает невозможным также и выполнение первых двух условий эффективного речевого общения – интенциональности и результативности.

Так, в случае проявления вербальной агрессии происходит своеобразная подмена или искажение первоначального коммуникативного намерения одного или нескольких участников общения. Например, дискуссия, изначально имеющая позитивную коммуникативную направленность – доказательство собственной точки зрения или совместный поиск истины, легко перерастает в ссору, словесную перебранку, целью которой становится уязвление оппонента. Это происходит, как только в речи хотя бы одного из оппонентов намечаются признаки вербальной агрессии: повышение тона, резкая категоричность суждений, «переход на личности» и т. п. Итак, обобщим наши рассуждения:

! Речевая агрессия препятствует реализации основных задач эффективного общения:

затрудняет полноценный обмен информацией;

тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга;

делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия.

Поэтому всестороннее исследование речевой агрессии является необходимым условием, обеспечивающим коммуникативную безопасность отдельной личности и общества в целом.

Задания по теме 2

1. Прочитайте эпизод из семейной хроники Н.Г. Гарина-Михайловского «Гимназисты». С кем из участников разговора вы согласны? Почему? Аргументируйте свой ответ.

«– Я не понимаю этого удовольствия, – заговорит Карташов скрепя сердце, – говорить человеку в глаза «идиот».

– А я не понимаю удовольствия с идиотами компанию водить, – ответит небрежно Корнев…

– Если б даже и идиот он был, что ж, поумнеет он оттого, что его назовут идиотом?

Корнев молчит, погрузившись в чтение.

– Если не поумнеет, то отстанет, – бросит за него Рыльский.

– Или в морду даст? – пустит со своего места Семенов.

– Испугал!

– А вот назови меня…

Рыльский весело смеялся».

Анализ этого диалога выводит на обсуждение последствий речевой агрессии и ее оценки. Так, замечания Карташова и реплика Рыльского указывают на бесполезность оскорблений как способа разрешения конфликта. Позиция Семенова заставляет задуматься об опасности вербальной агрессии как прямой предпосылки к применению физической силы и, следовательно, к усугублению конфликтной ситуации, усилению разобщенности между коммуникантами.

2. С кем из участников следующего диалога вы согласны? Аргументируйте свой ответ.

«…Когда мы, наконец, сняли глушитель и вытаскивали его из ямы, Лагутин ни за что ни про что обругал Шмакова Петра. Шмаков преспокойно ругнулся в ответ. Я потом ему сказал:

– Ругаясь, ты унижаешь самого себя.

– Я не член-корреспондент, – ответил Шмаков Петр».

А.Н. Рыбаков. «Приключения Кроша»

Данный диалог доказывает социальную опасность вербальной агрессии.

Так, обидная речь создает негативную модель речевого поведения: человек начинает рассматривать грубость как естественную форму реагирования в конфликтной ситуации («Шмаков преспокойно ругнулся в ответ»), а вежливость – как нечто чуждое, «слишком сложное» для разрешения конфликта («Я не член-корреспондент»). При этом важно обратить внимание, что результатом грубой речи является утрата не только расположения адресата, но и собственного достоинства, самоуважения говорящего («Ругаясь, ты унижаешь самого себя»),

3. Прочитайте эпизод из «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя, в котором описывается ссора героев (главаII). Кто из героев, по вашему мнению, занимает более агрессивную позицию в диалоге? Чья речь является более обидной? Почему вы так считаете? Определите кульминацию ссоры. Каковы последствия обидного общения героев? Согласны ли вы с мнением рассказчика, что «если бы Иван Иванович не сказал этого слов (гусак), то они бы поспорили между собой и разошлись, как всегда, приятелями»? Аргументируйте свой ответ.

Результатом анализа эпизода «Повести…» Н.В. Гоголя должен стать вывод о том, что речевая агрессия представляет серьезную коммуникативную опасность для каждого из его участников.

Так, речь персонажей характеризуется сильным и быстро нарастающим эмоциональным напряжением, которое нарушает гармонию общения, дружеские отношения между коммуникантами («Из ваших слов, Иван Никифорович, я никак не вижу дружественного ко мне расположения»; «Ей-богу, Иван Иванович, с вами говорить нужно, гороху наевшись»), Обратим внимание также на невербальные компоненты речевой ситуации (Иван Иванович «весь вспыхнул», «возвысил голос», «размахался руками»).

Обидная речь изменяет и первоначальную цель общения: словесная перебранка, взаимные оскорбления («гусак»), обмен «богомерзкими словами», вместо предполагаемого обсуждения условий торговой сделки – покупки ружья.

4. Прочитайте диалог Печорина и Грушницкого из романам. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Как можно определить такое общение? Можно ли назвать его эффективным? Почему? Вспомните, какими были последствия разговора героев.

Если я захочу, то завтра же буду вечером у княгини…

– Посмотрим…

– Даже, чтоб тебе сделать удовольствие, стану волочиться за княжной…

– Да, если она захочет говорить с тобой…

– Я подожду только той минуты, когда твой разговор ей наскучит…

Анализ диалога иллюстрирует выводы и подтверждает обобщения, сделанные в ходе обсуждения предыдущего текста.

5. Вспомните древнегреческий миф о Прометее. Как вы понимаете смысл ответа Прометея Юпитеру? Как с его помощью можно образно проиллюстрировать отрицательный характер последствий речевой агрессии? Подготовьте краткое публичное выступление.

Титан Прометей похитил у богов Олимпа огонь, чтобы дать его людям. Гнев владыки неба, могущественного Юпитера был беспределен, и он жаждал покарать ослушника и строптивца. Однако Прометей с улыбкой ответил Юпитеру: «Ты берешься за молнию вместо ответа и тем самым обнаруживаешь, что ты не прав!»

6. Какие чувства и эмоции образно характеризуются следующими фразеологическими оборотами? Составьте предложения с этими фразеологизмами. Приведите примеры ситуаций их употребления.

Выходить из себя, иметь зуб на (против) кого-то, показать спину, рвать и метать, лезть в бутылку, надуть губы, воротить нос, смотреть сверху вниз, дойти до белого каления, цедить сквозь зубы, скрежетать зубами, точить зубы, держать (носить) камень за пазухой, лезть на стену, показывать когти.

Выходить из себя – гнев, досада; иметь зуб – тайная ненависть, недовольство; показать спину – презрение, пренебрежение; рвать и метать – гнев, злость, возмущение, крайнее раздражение, ожесточение; лезть в бутылку – раздражение, возмущение; надуть губы – обида, недовольство; воротить нос – презрение, пренебрежение / несогласие; смотреть сверху вниз – презрение, высокомерие; дойти до белого каления – крайнее раздражение; цедить сквозь зубы – гнев, злость / отвращение; скрежетать зубами – негодование, злость; точить зубы – сильная и, возможно, скрытая, ненависть; держать (носить) камень за пазухой – тайная злость, лезть на стену – крайняя досада, раздражение, ярость; показывать когти – неприязнь, враждебность, готовность к отпору. (Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1989.)

7. Какое место занимает презрение в «триаде враждебности»? Как вы понимаете следующие изречения о презрении? Согласны ли вы с ними? Почему?

– «Презрение должно быть самым молчаливым из всех наших чувств» (А. Ривароль).

– «Презрение – маска, которою прикрывается ничтожество, иногда умственное убожество; презрение есть признак недостатка доброты, ума и понимания людей» (А. Додэ).

– «Часто нужно скрывать презрение, чем злобу: обиды еще могут быть забыты, но презрение никогда не прощается» (Ф. Честерфилд).

8. Какие причины и последствия речевой агрессии отражены в следующих афоризмах? Подготовьте краткое публичное выступление по одному или нескольким из них.

– «Грубость рождает ненависть» (Ф. Бэкон).

– «Ссоры не продолжались бы так долго, если бы виновата была только одна сторона» (Ф. Ларошфуко).

– «Быть грубым – значит забывать собственное достоинство» (Н.Г. Чернышевский).

– «Обругать человека недолго, но и пользы из этого выходит немного» (Д.И. Писарев).

– «Поистине всегда там, где не достает разумных доводов, там их заменяет крик» (Леонардо да Винчи).

– «Кто унижает окружающих, тот никогда не будет велик сам» (И. Зейме).

– «Если бы острое слово оставляло следы, мы бы все ходили перепачканные» (В. Шекспир).

Задание предлагается как обобщающее и итоговое после изучения причин и последствий речевой агрессии.

Подробно об этом – в теме 6 и кн. К.Е. Изарда .

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ