Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

«Смысл и предназначение семьи. Материал на тему: "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"

Дом-это место, где тебя всегда ждут.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л.Н. Толстой

Понятие «дом» многогранно и для каждого из нас оно имеет свои ассоциации. У кого-то дом ассоциируется прежде всего с родителями, у кого-то с друзьями, а для кого-то и вовсе дом является лишь местом проживания. Но тем не менее для каждого из нас это то место, где мы проводим большую часть своего времени и куда возвращаемся вновь и вновь. Так каким же может быть у человека дом?

Несомненно, дом у каждого человека всегда свой, особенный, вызывающий свои ассоциации и понятия, порой даже совершенно противоположные. Над формированием образов домов своих героев работали многие как русские, так и зарубежные писатели. Обобщив полученные образы можно сделать вывод о том, что человек, у которого в доме царит взаимопонимание, любовь и поддержка близких, чаще всего является счастливым человеком. Ярким примером такого дома и таких взаимоотношений может служить дом семьи Ростовых из романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Глава семейства улыбчивый и добродушный граф Илья Николаевич Ростов и его супруга, графиня Ростова, любящая мужа и детей, прекрасная хозяйка. Бесспорно, воспитывавшиеся в такой обстановке дети Ростовых с детства видели и чувствовали всю теплоту взаимоотношений в семье. Петя получил достойное воспитание и стал настоящим мужчиной, продемонстрировав это уйдя на фронт добровольцем при первой необходимости. Наташа же, с детства чувствующая свою необходимость в доме, во всем помогала и поддерживала мать после смерти Пети. На примере дома Ростовых мы можем сказать, что это то место, в котором люди счастливы и каждого всегда ждут.

К сожалению, нельзя сделать подобного вывода в отношении всех семей и домов, описанных в литературе. Порой домом для человека становится совершенно ненавистное для него место, угнетающее его и порождающее агрессию. «Это была крошечная клетушка, имевшая самый жалкий вид…», таким нам предстает дом Родиона Раскольникова в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Это даже не дом, а всего лишь маленькая, темная и грязная каморка, в которой главный герой романа проживал свою жизнь. Возможно, именно обстановка в этой каморке и подтолкнула его пойти на это жестокое убийство.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дом имеет важное значение в жизни и судьбе человека. Именно дом помогает человеку понять, что он кому-то нужен и его всегда кто-то ждет. Недаром замечено, что «счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Похожие материалы:

Родительское собрание

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Составитель:

Терехова Юлия Анатольевна

Цель:

1. Активизировать внимание родителей к значимости семейного воспитания;

2. Побудить родителей к тому, чтобы они задумывались о собственной роли и ответственности в воспитании детей;

3. Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;

4. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему.

Задачи:

*Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.

*Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви.

*Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско – родительских отношений.

*Расширить информационное поле родителей в вопросах воспитания и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых.

*Пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области педагогических знаний.

Воспитатель:

Что такое семья? Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, родители, близкие родственники. Это любовь и заботы, труды и радости, привычки и традиции.

В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.

Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья – это школа любви. В семье мы учимся тому, что такое любовь и что это значит – быть человеком. Благодаря любви между мужчиной и женщиной рождается ребёнок. Нет ни одного человека, который бы не появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. Любовь родителей друг к другу создаёт мирную и счастливую атмосферу, в которой ребёнок растёт. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами, уважаемые родители и дети, о семье и роли родителей в семейном воспитании. (Обсуждение вопроса)

Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах.

Воспитатель: Многовековой опыт семейного воспитания народ отразил в пословицах:

Где в семье лад, не нужен и клад.

Дети – зеркало семьи.

Наши дети – наша старость.

Семья без детей, что дерево без корней.

В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.

Дружная семья гору сдвинет.

Какие корешки, такие и ветки

Вся семья вместе, так и душа на месте

Семья сильна, когда над ней крыша одна (Обсуждение пословиц )

Предлагаем вам тест: « Какой вы родитель?

Задание: родителям надо отметить те фразы, которые они наиболее часто употребляют в общении с детьми.

Сколько раз тебе повторять!

Посоветуй мне, пожалуйста.

Не знаю, чтобы я без тебя делал (а)!

И в кого ты такой уродился!

Какие у тебя замечательные друзья!

Ну на кого ты похож (а)

Я в твоё время!

Ты моя опора и помощник (ца)!

Ну что за друзья у тебя!

О чём ты только думаешь!

Какая ты у меня умница!

А ты как считаешь, сыночек (доченька)?

У всех дети как дети, а ты?

Какой ты у меня сообразительный (ая)!

Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов . Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!

9-10 баллов. Непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов . Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви, развития вашего ребенка.

13-14 баллов . Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушайтесь к его словам!

Психологи уже давно доказали, что опыт ребенка, полученный им в отношениях с его родителями , является фундаментальным для всей его последующей жизни. Для ребенка жизненно необходимо, чтобы родители его любили. Без пищи физической он не в состоянии выжить, без любви и принятия он не сможет стать полноценной личностью. Родители несут ответственность за тот опыт, который ребенок получит в семье. Вот почему родительская любовь является очень значимой ценностью и для родителей, и для детей. Но именно в силу того, что она так важна, очень трудно смириться с ее отсутствием или недостатком, как детям, так и родителям. Это может привести к серьезным искажениям: агрессию по отношению к собственным детям родители выдают за любовь, а дети принимают эту подмену за чистую монету, как будто это и есть подлинная родительская любовь, а потом переносят этот опыт и в свою жизнь

Семья - колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи. Хотелось бы привести пример одной семьи.

Семейные ценности

«Это была самая обычная семья: отец, мать и три дочери. Большого материального достатка в семье не было. Но каждый год для детей устраивали праздник. В середине самой большой комнаты ставили нарядную елку, писали сценарий, готовили подарки. И вот наступал долгожданный новый год. На праздник приходили друзья девочек. Дети пели под баян, рассказывали стихи, водили хороводы вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой. В конце праздника Дед Мороз привозил большой мешок, доставал из него подарки и раздавал детям.

Гасли огни елки, расходились по домам гости, и все с нетерпением ждали нового праздника.

С тех пор прошло много лет. На месте старого дома стоит новый. Нет в живых отца и других участников праздника, старенькой стала мама, а у девочек уже свои взрослые дети. Но в памяти до сих пор хранится и тот дом, и елка, и друзья детства, и родители, подарившие девочкам прекрасные праздники, замечательную семейную традицию.

И совсем противоположный пример семьи, где праздники не такие светлые, радостные.

«В детском саду девчушка, играя в дочки- матери, объясняет «папе» его роль:

Ты будешь ходить на работу, а потом будешь приходить с работы и пить водку.

Но я не хочу пить водку!- протестует тот.

Надо. Все папы так делают!- уверенно заявляет маленькая хозяйка»

Вывод: Ребёнок – это губка, которая впитывает в себя всё, даже то, чего бы нам с вами иногда не хотелось».

К сожалению, во многих семьях можно наблюдать таких отцов, да и мам впрочем тоже. И такое представление о семье будет царить в будущем и в семьях детей.

Что мы видим в этих примерах? Мы видим из этих примеров, Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботиться столько о нем. И вместе с тем никакой другой институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Делаем выводы)

Воспитатель : Первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви. Но здесь важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих условиях по его воспитанию, необходимо чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. У многих наверно бывали такие случаи, когда после ссоры с супругом, нам становится не до детей или еще хуже мы начинаем вымещать на них свое зло, плохое настроение. Ребенок страдает от этих скандалов и ему тоже очень плохо. Дети стараются именно в эти минуты быть ближе к маме, рассказать ей что-нибудь, а в ответ от мамы можно услышать такие обидные слова «отстань от меня, ты видишь мне не до тебя, уйди в свою комнату и не лезь ко мне. Как вы мне все надоели. Как я устала от вас, от этой жизни и т.п.». Ребенок начинает чувствовать себя ненужным, замыкается в себе, и потом уже навряд ли захочется ему подойти и рассказать что-то маме, отцу.

И в завершении нашего второго заседания клуба хочется пожелать вам терпения, терпения и ещё раз терпения. До новых встреч.

Я вас благодарю и пусть каждый будет счастлив у себя дома, как говорил Лев Толстой

«ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

Не унижай!

Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

Корчак Я.


«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» - замечательные слова Льва Николаевича Толстого. И действительно, ни одно из благ, имеющихся у человека, и богатого, и здорового, и красивого, не заменит ему того счастья, которое ощущается у его домашнего очага. И, наверное, тяжело живется тем, у кого нет родного причала. Да, именно причала, порта, иными словами, отправной точки, от которой человек плывёт по реке жизни. А вот далеко ли он проплывет, будет ли его путь с попутным ветром или с бесконечными бурями и штормами, и, наконец, выдержит ли он это всё, зависит от порта, дома. Там он, будущий «моряк», запасается благодаря родителям мужеством, терпением, честью, ответственностью, добротой или совсем иными качествами. По - моему, прежде всего и главным образом от родителей зависит, на каком корабле плыть их «моряку».

Семью ничем заменить нельзя. Она – главный воспитатель. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Произошедшие не так давно в России социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию. Семья, традиционно, очень уважаемый в нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность. Однако сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения – ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких. И нельзя не согласиться с высказыванием английского философа, педагога Роберта Оуэна: «В человеке, при появлении его на свет, нет ни отрицательного зла, ни положительного добра, а есть только возможность к тому и другому, развиваемые в нем в зависимости от среды, в которой он живет, и воспитания, которое он получает в семье и обществе». Над проблемой семейного воспитания работали многие ученые, это и Азаров Ю. П., Васильева Э. В., Гуров В. Н., Куликова Т. А., Лесгафт П.Ф., и многие другие. Сегодня проблема семьи актуальна и для государства, для общества, и для образовательных учреждений, где обучаются дети. На государственном уровне создаются различные программы по поддержке семьи. Созданы различные социальные организации и общественные объединения, такие как служба психологической помощи, социальной защиты и различные центры работы с детьми.

Целью данной работы является показать, что семья, как ячейка общества, является базисной основой первичной социализации личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.

Задачами данной работы являются:

Определить влияние семьи на развитие ребенка;

Раскрыть роль семьи в воспитании ребенка.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Рассмотрим влияние семьи на воспитание личности ребенка. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте.

Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься, например, в библиотеках, учиться музыки, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.

Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Родители влияют на поведение ребенка, он учится тому, что ему следует делать, как вести себя. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие его будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви не редко маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, зазнайства, лицемерия. И если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Например, приоритет материального благополучия над духовными потребностями; противоправность семейной экономики; отсутствие стремления духовного развития детей; авторитаризм либо «либерализм»; отсутствие нормального психологического климата в семье.

Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, на учебу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи, и многое другое. Семейное, домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно, благодаря этому оно благоприятно для инициирования активности ребенка. А активность самого ребенка, реализуясь в той или иной деятельности, - основа формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие свойства и качества развиваются в процессе взаимодействия ребенка со средой, в его активной деятельности.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно и не столь «стерильно». В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем, не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов.

Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Эмоции, сопровождающие это общение, помогают ребенку понять смысл, который придается окружающему миру близкими людьми. Он остро реагирует на тон и интонацию взрослых, чутко улавливает общий стиль, атмосферу отношений. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью. А счастливая семья - это почва для развития эмоциональности ребенка. Однако воспитание чувств не приходит само собой, чаще всего оно, как и всякое воспитание, требует усилий и усилий немалых. «Учить чувствовать, - писал В.А. Сухомлинский, - это самое трудное, что есть в воспитании». Василий Александрович предложил такой путь воспитания чувств у ребенка в семье:

Вовлекать детей в добрые дела из симпатии, участия, любви к другому человеку (забота, волнение, тревога о близких людях);

Развивать чуткость сердца по отношению к другим людям, особенно к тем, кто нуждается во внимании - маленьким, пожилым;

Использовать произведения искусства, природу для обогащения эмоционального мира ребенка.

Счастлив тот, кто счастлив дома! Сразу же вспоминается поговорка «мой дом – моя крепость». Ведь дома есть семья, близкие, многие считают, что благополучие в семье и есть залог счастья. Но у каждого своё мнение, каждый человек сам решает, что для него счастье.

Было проведено исследование среди обучающихся старших курсов колледжа. Участников исследования – 46 человек. Ребятам были предложены афоризмы о счастье. Задание. Необходимо прочитать множество афоризмов (высказываний) о счастье (Приложение 1) и выбрать на свой взгляд те высказывания, которые присуще их семьям или те, которые они возьмут за основу своего счастья, счастья своей будущей семьи. Количественный выбор каждого участника исследования ограничен – необходимо выбрать шесть афоризмов. Результат получился таким (рис.1), наибольшего количества выбора достигли следующие афоризмы:

Самое большое счастье в жизни -

это уверенность в том, что тебя любят.

Каждый кузнец своего счастья.

И такой результат не случайность (хотя каждый человек счастлив по своему), ведь действительно, счастлив тот, кто счастлив у себя дома, кто любит своих близких, и счастье живет именно там, где горит семейный очаг.


Подводя итог своей работы, хочется процитировать стихи неизвестного автора и притчи о счастье:

Что такое счастье? Счастье это просто!
Нет у счастья веса, нет у счастья роста.
Счастье не измеришь яркими словами,
Счастье не увидишь ясными глазами.
Как тогда ответить, что такое счастье?
Ведь оно бывает самой разной масти.
Счастье… это слово много лиц имеет,
Каждый понимает счастье, как умеет!

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. «Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой я пребывало столь долгие годы. Чего ты хочешь?» - спросило счастье у хозяйки дома. Та ответила, что хочет дорогую норковую шубу. Подарило ей счастье шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего хочешь ты?» Та призналась, что хочет замуж за принца заморского. И выполнило счастье желание хозяйской дочери. Дальше спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» «Хочу, - говорит он, - машину импортную, буду счастлив, только если у меня машина появится», - и получил паренёк свою машину. И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило его: «А что бы ты у меня попросил?» Хозяин подумал и ответил: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага, потому что в доме, где горит семейный очаг, всегда есть счастье». Счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома.

Приложение 1

Афоризмы: О счастье

  • Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
  • Счастье, когда эпизод встречи становится историей любви.
  • Счастье начинается там, где заканчивается наше нытье.
  • Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.
  • Счастье как стекло - очень легко разбивается.
  • Счастье всего человечества не стоит слезы одного обиженного ребёнка.
  • Счастье - это уверенность в завтрашнем дне.
  • Счастье - это любить кого-то сильнее себя.
  • Счастье - это крепкое здоровье и слабая память.
  • Счастье - в нас, а не вокруг да около.
  • Счастье - самая неопределенная и дорогостоящая вещь на свете.
  • Счастье - отсутствие желаний.
  • Не уровень благополучия делает счастье людей.
  • Человек счастлив лишь, когда он на своем месте.
  • Счастлив тот, кому удается найти выход из жизненного лабиринта.
  • Счастлив не тот, кто получает подарок, а тот, кто подарок делает.
  • Счастлив тот, кто считает себя счастливым.
  • Путь к счастью - доля счастья.
  • Самое большое счастье в жизни - это уверенность в том, что тебя любят.
  • Счастье - как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.
  • Ничто не ранит человека больнее, чем осколки его собственного счастья.
  • Мы бываем, счастливы, только чувствуя, что нас уважают.
  • Нет у нас обязанности, которую бы мы так недооценивали, как обязанность быть счастливым.
  • Счастлив, когда спокоен, потому что не страдает.
  • Наше счастье зависит в большей степени от того, как мы встречаем события нашей жизни, чем от природы самих событий.
  • Каждый кузнец своего счастья.
  • Если ума мало для счастья, - деньги не помогут.
  • От мыслей богатым не станешь, но счастливым будешь.
  • Веселый бедняк счастливее мрачного богача.
  • Будь справедлив, и будешь счастлив.
  • Высшая мера счастья – пожизненное заключение в объятиях любимого человека.
  • Большое препятствие для счастья - это ожидание слишком большого счастья.
  • Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет.
  • Спокойный - значит счастливый.
  • Если бы люди так же были довольны своей судьбою, как самими собой, то большинство их было бы счастливо.
  • Если бы человек хотел быть только счастливым, то это было бы легко, но всякий хочет быть счастливее других, а это почти всегда очень трудно, ибо мы обыкновенно считаем других счастливее, чем они есть на самом деле.
  • Беден ли человек, богат ли, вовек ему не стать добродетельным и счастливым, если волей фортуны он окажется не на своем месте.
  • Самую страшную боль человеку может причинить лишь тот, кто подарил ему самое большое счастье.
  • В душах трусливых нет места для счастья.
  • Счастье - это любить и быть любимым.
  • Счастье, однажды, стучится в каждую дверь.
  • Счастье живёт там, где горит семейный очаг.
  • Счастье не птица, само не прилетит.

«Счастлив тот, кто счастлив дома»

Цель: обсудить с родителями роль семейных традиций в воспитании детей.

Форма: собрание – практикум с элементами дискуссии.

Оборудование: плакат со словами «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

План

1. Семейные традиции. Их роль в воспитании детей.

2. Ситуативный практикум.

Ход собрания

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Многообразие отношений между её членами, душевная теплота, взаимопонимание , доверие – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. И наоборот – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение к детям могут определить характер человека, его отношение к жизни.

считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал «общением, тоном семьи», воздействующим на ребёнка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои разногласия, ссоры. Но ребёнок очень чуток к изменению общего настроения в семье, к малейшему проявлению лжи и обмана. Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей.

Атмосфера семьи определяется её прочностью, нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И чем больше положительных эмоций получает ребёнок в семье, тем лучше.

Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Недаром У. Фоскало писал: «Природа создала людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и родиной».

Дети очень чутки к впечатлениям. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Ничто так не сплачивает семью, как семейные традиции.

Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, это поздравления бабушек и дедушек, это современные походы, экскурсии.

Семейная трапеза – какая это прекрасная традиция, как она сближает людей, какое счастье общения заключено в ней. А в наше время, когда все спешат, все бегут, эта простая семейная традиция в очень многих семьях не соблюдается. С помощью родителей у ребёнка постепенно закладываются представления о том, какой должна быть семья, её быт, взаимоотношения между членами семьи.

Если 8 Марта дети с папой поздравляют маму и бабушку или под Новый год в семье готовят друг другу подарки, всё это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.

Ситуативный практикум

Родители делятся на группы. Им предлагается обсудить вопросы о роли семейных традиций в воспитании детей.

Каждая микрогруппа получает один из 3 листов с текстами для коллективного обсуждения.

1-я группа – «Зачем баловать ребёнка?»

2-я группа – «День рождения сына.»

3-я группа – «Из биографии Саньки.»

Вопросы к группам

1. Способствуют ли семейные праздники и традиции правильному развитию отношений между членами семьи?

2. Нужны ли праздники для детей в семье?

3. Надо ли специально организовывать праздник для ребенка? Как это лучше сделать?

Классный руководитель предлагает родителям высказать своё мнение и

обменяться опытом семейного воспитания.

Ребёнку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник

для ребёнка – это событие в его жизни. Великий русский педагог писал: «Тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники».

Безусловно, праздники очень помогают в воспитании детей. В ходе собрания следует обсудить ещё немаловажный аспект.

Как это часто бывает, но и детские праздники взрослые устраивают для себя. У взрослых свои интересы, разговоры, а ребёнок как бы никому и не нужен. Вряд ли такая традиция способствует формированию уважения детей к родителям. А бывает, наоборот, на взрослых праздниках ребёнку уделяют особое внимание. Его оставляют за общим столом, он становится свидетелем взрослых разговоров, нередко вмешивается в них. Ребёнок привыкает быть центром внимания, что развивает в нём нескромность, развязанность.

О таком празднике рассказывает С. Михалков в стихотворении «Бедный Костя».

Если вдруг приходят гости

В дом на праздничный пирог,

Мама с папой просят Костю:

«Спой, пожалуйста, сынок!»

Начинает Костя мяться,

Дуться, хныкать и сопеть.

И нетрудно догадаться:

Мальчуган не хочет петь.

«Пой! – настаивает мама,-

Только стой на стуле прямо!»

Папа шепчет «Константин,

Спой куплетик хоть один!»

От досады и от злости,

Все кипит в груди у Кости.

Он, кряхтя, на стул встаёт,

С отвращением поёт.

А поёт он, как ни странно,

Серенаду Дон – Жуана,

Что запомнилась ему

Неизвестно почему.

Гости хлопают в ладоши:

«Ах, певец, какой хороший!»

Кто-то просит: «Ты малыш,

Лучше спой «Шумел камыш…»

За столом смеются гости,

И никто не скажет: «Бросьте!

Перестаньте приставать,

Малышу пора в кровать!»

Семейные праздники – это важная составляющая семейных традиций. От того, как мы взрослые проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, и к чему будут стремиться, чему радоваться.

Родителям на заметку

· Будьте мягче и терпимее к близким, не пытайтесь их перевоспитывать, уважайте их индивидуальность, принимайте их такими, какие они есть, помогайте им самим захотеть стать лучше.

· Относитесь к своему ребёнку всерьёз, старайтесь проникнуть в его внутренний мир, понять его мироощущение, а не навязывать свою взрослую логику как единственно верную.

· Постоянно ищите в других членах семьи качества, за которые их нужно ценить, и помогайте им понять и оценить вас.

· Всегда, при любых обстоятельствах, при любом настроении, оставайтесь вежливыми со своими близкими, давайте им доказательства того, что вы их любите.

· В отношениях с ребёнком старайтесь избегать поведения, включающего механизм «подтверждения наихудших ожиданий».

· Не удовлетворяйтесь поспешными выводами, знайте, что за «странным» поведением ребёнка всегда кроются серьёзные причины, и ищите их.

· Не позволяйте жалости управлять своими поступками.

· Помогайте другому стать сильнее.

На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку? (тест)

Если вы согласны с приведёнными ниже утверждениями, запишите себе 1 балл, если нет – 0 баллов.

· Иногда немного жаль, что ребёнок вырастет и станет взрослым.

· Если ребёнок говорит неправду, то он скорее всего не лжёт, а фантазирует.

· Современные школьные программы чересчур сложны.

· Мать должна служить эмоциональным посредником между ребёнком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.

· Если ребёнок занят, но у него ничего, надо похвалить и за усилие.

· Наивная непосредственность – это скорее достоинство детского возраста, а не недостаток.

· Если ребёнок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.

· Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.

· У каждого ребёнка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

· Ребёнок мог бы достичь больших успехов, если бы учитель относился к нему благожелательно.

· Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребёнка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины – прирождённые воспитатели.

· В детстве всем необходимы занятия спортом.

· За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.

· Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребёнка слишком многого.

· Повзрослев, ребёнок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры его ограждать от них.

Подведение итогов

12 – 15 баллов

Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребёнку бывает продиктована вашим настроением, а не повелением ребёнка.

Мать: Вы очень любите ребёнка, но забываете о том, что ребёнок вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.

8 – 11 баллов

Отец: В воспитании ребёнка существует отстранённость.

Мать : ребёнку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.

Менее 8 баллов .

Отец: Не судите слишком строго своего ребёнка.

Мать : Вашему ребёнку нужно больше мягкости и поощрения.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем.

Основа основ родительский дом!

У каждого человека есть своя семья. Моя семья - это папа, мама, братишка и кот Васька. Хоть наша семья и небольшая, но мы очень дружные. Мама и папа всегда и во всём мне помогают, и я живу за ними, вместе с котом Васькой, как за каменной стеной, поэтому моя семья для меня - это моя крепость. Я знаю, чтобы у меня не случилось, мои родители всегда придут мне на помощь.

Наш дом тоже служит мне крепостью, где я могу укрыться не только от непогоды, но и от различных проблем. Когда я выхожу к себе во двор, то я радуюсь тому, что я здесь хозяйка. Зимой, когда я леплю снеговика, я твёрдо знаю, что его никто не сломает, и он будет стоять до самой весны. Ёлки, которые растут у нас во дворе, мы наряжаем каждый Новый Год, и они тоже радуют нас до самого Рождества своими мерцающими огоньками гирлянд. А летом каждая ягодка, каждый цветочек, каждый кустик улыбается мне, благодарит меня за заботу и уход. Каждый день ласковое солнышко согревает нашу семью и наш дом, а ночью яркие звёзды и красавица Луна освещает наш двор своим загадочным лунным светом.

Свою семью я сравниваю с небольшим островом в Индийском океане, который является самым тёплым и спокойным океаном на планете. Остров - это наш дом, пальма - это наша семья, где корень - это папа, высокий ствол - это мама, а пальмовые ветви - это я и мой братишка. Маленькая же обезьянка, которая любит лазить по стволу пальмы и есть бананы - это наш кот Васька, которому всегда достаётся самый лакомый кусочек. Я хочу, чтобы этот остров существовал вечно, и никакие катаклизмы, цунами и шторма не смогли бы уничтожить его, чтобы на нём всегда царили покой, любовь, счастье, доброта, забота, ласка, взаимопонимание и нежность друг к другу. И пусть снаружи штормит, но внутри тепло, потому что мы поддерживаем друг друга. Мама и папа понимают меня всегда. Даже тогда, когда, заливаясь слезами или задыхаясь от радости, не могу вымолвить ни слова. Папино надежное плечо. Ласковые мамины руки. Теплые объятия. Тревоги как не бывало. Родители ни за что не бросят меня в сложной ситуации, успокоят, подскажут, направят, исправят, если за мной косяки, но никогда не будут насмехаться, унижать. И я благодарна им за это.

У каждой семьи есть свои традиции и праздники. В нашей семье праздники - это подарки, веселье, хорошее настроение. В заботах и хлопотах по подготовке к праздникам участвует вся семья. У каждого из нас свои обязанности. ,Семьёй и горох молотят”- так говорили в старину о работе, которую может выполнить только дружная группа людей. Часто к нам на праздники приходят гости. И потом ещё долго мы вспоминаем смешные и весёлые моменты. Ещё в нашей семье есть свои традиции. Одна из них, например, воскресное чаепитие. Когда вечером мы всей семьёй садимся пить чай с маминой ароматной выпечкой, обсуждаем события прошедшей недели и строим планы на будущее. Ещё одна традиция - 1 мая, в Праздник весны и труда, мы всей семьёй выезжаем на природу, жарим шашлыки, играем в подвижные игры. Вечером уставшие и довольные возвращаемся домой. Благодаря семейным традициям люди учатся ценить минуты, проведённые вместе, наслаждаться общением друг с другом.

А ещё есть самая дорогая для меня традиция. Наступает вечер, все дела сделаны. Я ложусь в свою кровать и жду... Вот мама садится на краешек кровати, берет в свою руку мою, нежно гладит меня, потом целует, и я слышу самые дорогие слова: «Спокойной ночи, моя доченька!». Вот заглядывает папа: "Спокойных снов, принцесса!". И сны мои текут спокойно…

А еще у нас есть семейные реликвии - это письма моего прадедушки с фронта, письма папы из армии, обручальное кольцо передается из поколения в поколение по женской линии.

Я счастлива в кругу своих родных. Как это здорово, что у тебя есть дом, где тебя с нетерпением ждут, любят, поддерживают, и я чувствую себя спокойно и уверенно.

Я тоже буду любящей женой и матерью, потому что главное для человека - семья. Я буду стараться беречь семейные отношения, чтобы мои дети тоже были счастливы дома. Сейчас так много в нашей стране разводов, молодые люди не торопятся иметь детей, говорят, что сначала надо пожить для себя. Для меня это странно. Человек должен жить не для себя, а для других и стараться сделать близких счастливыми. Вот тогда человек не зря проживет свой век. Семья, родной дом - это место, куда хочется возвращаться снова и снова, зная, что тебя там любят и ждут! Я очень люблю свою семью!

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ