Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Переиздание крутецкий в а психология. Психология. Бесплатная электронная библиотека

объясняют особенности личности ученика. Наиболее существенные факты из био-
графии учащегося, повлиявшие на его развитие. Характеристика внесемейных
и внешкольных связей школьника.
Направленность личности
учащегося
1. Идейно-политическая направленность. Общественное лицо школьника.
Его основные цели, стремления и идеалы и их влияние на учебную и обществен-
ную работу. Чувство долга и ответственности и их проявление.
2. Интересы и склонности учащегося. Основной круг его интересов и отра-
жение их в учебной работе. Учебные интересы, интерес к общественной жизни
страны и общественной работе; интересы в области техники, искусства, спорта;
читательские интересы учащегося. Как проявляются и удовлетворяются эти ин-
тересы. Их глубина и устойчивость. Характер интересов (общественный или узко-
личностный).
3. Отношение учащегося к учению, труду. Любит ли школьник учиться; что
побуждает его учиться, понимает ли общественный смысл учения; отношение к
различным учебным предметам и различным видам учебной работы. Отношение
к успехам и неудачам в учебной работе. Характеристика знаний учащегося (глу-
бина, прочность, наличие пробелов в знаниях и причины этого). Отношение к
различным видам труда: участвует ли учащийся в домашнем труде, в определен-
ных видах общественного труда, имеет ли трудовые обязанности, как относит-
ся к ним и как выполняет. Навыки труда, стиль труда (организованность, систе-
матичность, плановость); прилежание, аккуратность, добросовестность или не-
брежность в труде. Отношение учащегося к общественному имуществу.
4. Отношение учащегося к коллективу и самому себе. Место и роль школьни-
ка в коллективе. Отношение учащегося к жизни школы (дорожит ли ее честью),
отношение к успехам и неудачам коллектива, спаян ли с коллективом или отор-
ван от него. Участие в общей жизни коллектива, в работе комсомольской органи-
зации: какие и как выполняет общественные поручения, проявляет ли личную
инициативу. Отношение к общественному мнению и критике со стороны товари-
щей. Честность, правдивость, искренность в отношениях с людьми. Отношение
коллектива к учащемуся: авторитетен ли он для коллектива, влияет ли на кол-
лектив и как именно. Отношение к отдельным педагогам, родителям. Имеет ли
близких друзей и на какой основе сдружился с ними; проявляет ли к товарищам
внимание, оказывает ли помощь и какую именно. Нет ли проявлений зависти,
эгоизма. Оценка собственной личности (переоценивает или недооценивает себя).
Чувство собственного достоинства, скромность или самомнение, заносчивость,
зазнайство. Отношение к своим успехам и неудачам. Как реагирует на поощре-
ния и взыскания. Самокритичность. Осознает ли свои недостатки и стремится ли
бороться с ними.
Волевые качества учащегося
Самостоятельность суждений и действий. Целеустремленность. Активность
и инициативность. Настойчив ли ученик, как относится к встречающимся трудно-
стям и как их преодолевает; часто ли обращается за помощью; самостоятельно ли
выполняет домашние задания. Склонен ли к внушаемости, проявляет ли упрям-
ство, на какой почве и в какой форме. Выдержка и самообладание, умение управ-
лять своими чувствами, настроениями, умение противостоять чужим влияниям.
Устойчивость, обдуманность и обоснованность решений, умение заставить себя
выполнить принятое решение. Дисциплинированность и степень ее сознательно-
сти.
Эмоциональная окрашенность
характера
Уровень эмоциональной возбудимости учащегося, сила и глубина эмоцио-
нальных переживаний, устойчивость чувств. Проявляет ли учащийся эффектив-
ность и при каких обстоятельствах. Каково преобладающее настроение. Живость
или вялость, быстрота или медлительность.

Очевидно, что поучитель является существенным компонентом в формировании личности, но он не единственный, потому что наряду со знанием должны происходить стабильные изменения внутри человека с появлением новых качеств все более и более сложными. Показано, что знание чего-то не обязательно означает эффективное влияние на поведение, если оно не приобретает субъективную ценность для ученика, надежным примером этого являются нормы формального и нравственного воспитания, которые известны почти всем студентов, но не всегда уважаемых.

Поучительный должен иметь последствия для личности в соответствии с целями образования, но если человек осознает это единство и согласуется с ним, то во всем поведении учителя и школы должно быть единство между ними, Знания и навыки остаются вне сложного мотивационного мира студентов, что не стимулирует развитие личности или формирование убеждений, которые регулируют их поведение. Практические рекомендации по его применению в школе.  Превзойти в доставке и оценке содержания предметов те чисто репродуктивные вопросы, которые используют только механическую и логическую память.  Начните педагогическую работу с всесторонней диагностики ученика и группы, чтобы они могли узнать начальное состояние учебного процесса и разработать стратегии в области образования.  Стремиться к максимально возможной интеграции преподаваемого содержания и четко указать его практическую ценность для будущей жизни студентов.  Используйте индивидуальный опыт учащихся в классе и вне его.  Учитель должен продемонстрировать в своем выступлении, что содержание, которое он передает, лично имеет для него значение и быть верным примером всего, что пытается обучить его учеников.  Инициировать любую образовательную стратегию от предмета к внеучебной и внеучебной деятельности.  Постепенно увеличивайте активность учащихся и независимое исследование, основанное на учебе и самоконтроле.

В. а. Крутецкий
Психология
Раздел первый Введение в ПСИХОЛОГИЮ

Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
1. Общее понятие о психике и психологии

Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает
себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать,
познавать окружающий мир, различные предметы и явления. Мы
слышим пение птиц, звуки музыкальных инструментов челове-
ческую речь, шум пролетающего самолета. Мы видим различные
предметы, деревья, других людей и животных, машины и соору-
жения, различаем цвет и форму предметов. Мы ощущаем аромат
цветов и запах бензина и уж никак не спутаем вкусовые ощуще-
ния, получаемые от сахара и соли. Каждый человек знает, что
такое размышлять над прочитанной книгой, обдумывать свои
действия на завтра, соображать при решении трудной задачи. Мы
можем вызвать в памяти образ знакомого человека, вспомнить
учебный материал. Мы способны представить и то, что никогда
в жизни не воспринимали, например тропический лес или давно
вымершего мамонта, и даже вообразить то, что вообще не сущест-
вует,-сказочный персонаж или фантастическую машину.
Человек не только познает окружающий мир, но имеет свое
собственное отношение к предметам или явлениям этого мира.
Он не бесстрастно, холодно-рассудочно воспринимает окружаю-
щее, а переживает при этом определенные чувства: одни из пред-
метов и явлений радуют его, доставляют ему удовольствие, к дру-
гим он равнодушен, третьи вызывают у него огорчение, а порой
страх и ненависть. Хорошая книга доставляет нам наслаждение,
недостойное поведение человека вызывает у нас негодование и
возмущение, самоотверженный поступок - восхищение.
Человек не только воспринимает окружающий мир и как-то
относится к нему, он и действует в этом мире, проявляя свою ак-
тивность, принимает решения, стремится к цели, проявляет ини-
циативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий,
иначе говоря, осуществляет волевую деятельность.
Наконец, каждый человек отличается чем-то от других: один
особенно интересуется музыкой, другой - спортом; один проявля-
ет способности в области математики, а другой - в области лите-
ратурного творчества; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой
спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой ленив
и высокомерен. Все это-восприятие, память, мышление, вообра-
жение, чувства и воля, проявления темперамента и характера-
явления человеческой психики. А наука, изучающая психические
явления, называется психологией. Название это произошло из

Принцип единства научного и идеологического характера образования. В любом современном обществе реформы по совершенствованию существующих образовательных систем исходят из постоянного увеличения научной природы содержания, начиная с головокружительного развития науки и техники в настоящее время и в то же время от формирования модели личности 9.

На основе определенных идеалов, которые соответствуют типу социально-экономического режима и основополагающей идеологии. И это вопросы, которые прямо и сознательно поднимаются и обсуждаются теми, кто отвечает за предложение и реализацию таких реформ, и никоим образом не представляют собой неожиданные результаты или неявные или непреднамеренные соображения.

слияния двух греческих слов - (душа) и (учение,
слово) и означает.
Под изначально понималось (да и теперь еще пони-
мается идеалистами, религиозными людьми) некое бессмертное
и бесплотное существо, которое живет в теле человека и в момент
смерти покидает его. Считалось, что описанные выше психические
явления и есть свойства, проявления этой. Старое назва-
ние науки сохранилось до сих пор, слово также сохрани-
лось в нашем языке, но совсем в ином смысле: под явлениями> понимаются психические явления, а слово
означает психику человека как продукт деятельности его мозга.
Психология - наука и очень старая, и очень молодая. С одной
стороны, возраст ее около 2400 лет. Первое систематическое из-
ложение психологических явлений было предпринято древнегре-
ческим ученым Аристотелем в его трактате. Аристотеля
и считают основателем психологии. С другой стороны, собственно
научное экспериментальное исследование психических явлений и
их закономерностей началось по сути дела с середины XIX в., а
подлинно научная психология начала складываться и того поз-
же - на рубеже XIX и XX вв.
Проявления психики человека очень многообразны. И все они
существуют не изолированно друг от друга, а взаимно связаны
между собой, влияют друг на друга. Связь эта не носит характе-
ра простой суммы, совокупности отдельных психических проявле-
ний, а представляет собой единую, целостную психическую дея-
тельность. Например, в реальной умственной деятельности млад-
шего школьника настолько тесно взаимосвязаны восприятие,
память и мышление, что их трудно отделить.
. Вот вы сейчас читаете эти страницы учебника. Вы восприни-
маете текст посредством зрительных ощущений. Воспринимая
текст, вы его стараетесь понять, осмыслить и запомнить, для этого
приходится сосредоточить на нем свое внимание, припомнить не-
которые уже известные вам определения и факты. Работает и
ваше воображение-необходимо кое-что представить себе на-
глядно. Воспринимаемый материал вызывает у вас какое-то отно-
шение к нему, которое переживается в виде определенных чувств.
Для преодоления трудностей понимания вы проявляете волевые
усилия. Быстрота, темп, успех вашей умственной деятельности
зависят от некоторых особенностей вашей личности, таких, как
активность, трудолюбие, ответственность. Однако при этом психи-
ка человека не представляет собой такого абсолютно слитного
единства, при котором стиралось бы значение отдельных ее прояв-
лений. В этом единстве отдельные стороны, проявления психики
качественно своеобразны и могут быть выделены для их анализа.
Возникла потребность как-то упорядочить, классифицировать
их. Знакомство с психикой человека в этой книге и будет проис-
ходить соответственно общепринятой классификации. Предвари-
тельно же отметим, что психология изучает так называемые пси-
хические процессы и психические свойства личности. Психически-

Образование всегда носило классовый характер, поскольку оно подчиняется критериям и идеологии типа общества и преобладающего социального класса, так что научные и идеологические концепции тесно связаны. Идеи национальных мыслителей и патриотов. Точно так же развивайте чувства к другим людям и к человечеству в целом, что им не чуждо человеческий факт.  Внедрить внеклассные предметы и мероприятия в самые современные данные и факты соответствующих наук и социальный отклик этих фактов.

Принцип коллективного и индивидуального характера образования. В учебном процессе существует определенное противоречие между их индивидуальным влиянием и их исполнением в групповой форме. С одной стороны, преподавание предоставляется, и занятия проводятся в студенческих группах, а с другой стороны, есть надежда, что заболеваемость будет характерна для каждой из них. Но школьная группа - это нечто большее, чем совокупность людей, это живое существо, с которым учитель взаимодействует и служит источником для достижения каждого из своих членов.

Mil процессами называются отдельные формы или виды психиче-
ской деятельности. В психологии различают познавательные пси-
хические процессы (направленные на познание человеком окру-
жающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов
(различный цвет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощу-
щения и т. д.), восприятие (предметов, вещей в совокупности их
свойств), память, мышление, воображение. Различаются еще
эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы и действия.
Психическими свойствами личности называются наиболее сущест-
венные и устойчивые психические особенности человека (его по-
требности, интересы, способности, темперамент как проявление
типа нервной системы в поведении человека - активность, возбу-
димость и т. д., характер).
Помимо психических процессов и психических свойств лично-
сти, выделяют еще и психические состояния. Психические состоя-
ния - это особая характеристика психической деятельности чело-
века за некоторый период времени. Психические состояния вызы-
ваются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индиви-
дуальными особенностями и влияют на его поведение в течение
этого периода (состояния утомления, рассеянности, раздражи-
тельности, активности, пассивности и т. д.).
Психика человека проявляется, формируется и развивается
в его деятельности. Судить о психических процессах и о психи-
ческих свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его
деятельность. В этом смысле следует говорить о единстве психи-
ки и деятельности человека. Поэтому психология изучает также
различные виды деятельности человека (игровую, учебную, тру-
довую, творческую), различные стороны деятельности (навыки,
умения, внимание как необходимое условие любой деятельности
и т. д.).
Наличие психики связано с высшими формами органической
жизни, проявления психики свойственны только животным и че-
ловеку. Психика животных гораздо проще и более элементарна,
чем психика человека. Психика человека качественно отлична от
психики животных. Только человеку присуща высшая форма пси-
хической жизни - сознание. Сознание выражается в целенаправ-
ленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую сре-
ду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои
действия, планировать пути и средства достижения поставленных
целей, отчетливо представлять себе конечный результат.
Таким образом, психология-это наука о психике и законо-
мерностях ее проявления и развития.
Психологию можно рассматривать как науку и как учебный
предмет. Психология как наука имеет своей задачей изучение и
научное объяснение психических явлений. Психология преследует
цель раскрыть закономерности, лежащие в основе проявления,
формирования и развития психических явлений. Знание законо-
мерностей психики необходимо для управления ее проявлениями,
в частности для оптимальной организации деятельности человека,

Образование всегда будет требовать группового внимания и индивидуального внимания, поскольку коллектив и индивидуум дополняют друг друга.  Сосредоточьтесь на прогрессивном эмпатическом и рациональном принятии членами группы.  Немедленно обнаруживайте изоляты и отклоняйте их в группах, чтобы как можно быстрее их интегрировать.  Используйте спонтанных лидеров, основанных на выполнении групповой образовательной деятельности.  Повысить осведомленность всех членов группы о социальной ценности этого и их реальных возможностях действовать сообща в достижении разных целей.

для правильной постановки дела обучения и воспитания молодого
поколения.
Психология как учебный предмет в педагогических учебных
заведениях имеет целью познакомить будущих учителей и воспи-
тателей с основными положениями научной психологии, с тем что-
бы психологически обосновать важнейшие положения педагогики
и методики обучения и воспитания, научить будущих педагогов
разбираться в собственной психической жизни и психической
жизни детей различного возраста и на этой основе организовы-
вать работу по самовоспитанию, целенаправленно руководить по-
ведением и деятельностью детей. Соответственно этому будущие
учителя и воспитатели получают знания по общей и педагогиче-
ской психологии, сведения о возрастных психических особенностях
детей, изучают психологию учителя.
Современная психология представляет собой сложную систему
различных отраслей этой науки, выделившихся в процессе ее
исторического развития, но тесно связанных между собой. Наибо-
лее важные из них: общая психология, изучающая общие законо-
мерности психической деятельности взрослого человека; возраст-
ная психология, исследующая особенности развития психики на
различных возрастных этапах, психические особенности детей и
школьников разного возраста (эта отрасль возрастной психоло-.
гии называется детской психологией); педагогическая психология,
занимающаяся психологическими закономерностями обучения
(психология обучения) и воспитания (психология воспитания)
молодого поколения; социальная психология, предметом которой
является психология групп и коллективов, взаимоотношения лю-
дей в них; психология труда, рассматривающая психологические
особенности различных видов трудовой деятельности (один из ее
видов - инженерная психология - изучает труд человека в усло-
виях современного механизированного и автоматизированного
производства); космическая психология-новая отрасль психоло-
гии, изучающая психику людей в условиях космического полета;
военная психология, имеющая дело с особенностями психической
деятельности военнослужащих, поведения человека в условиях
боя, военной обстановки; психология спорта, исследующая законы
выработки спортивных умений и навыков, вопросы обучения и
воспитания спортсменов; патопсихология, исследующая болезнен-
ные расстройства психики; зоопсихология, изучающая психику
животных.

Принцип связывания образования с жизнью и учебой с работой. Содержание педагогического процесса не может быть ограничено или ограничено рамками самих предметов, программ и учебных программ, поскольку они становятся абстрактными, очень теоретическими и разрозненными аспектами жизни. Субъект школьного знания не является самоцелью, а средством достижения возрастающей интеграции ученика в общество как активного и преобразующего субъекта, так что связь с повседневной жизнью детей и молодежи и жизни работа должна быть направлением деятельности, целью и стратегией работы в школе.

2. Материалистическое понимание психики

Что же такое психика? Какова ее природа, происхождение?
Еще на заре своего существования, когда человек в процессе
исторического развития приобрел способность достаточно отчет-
ливо осознавать окружающий мир и самого себя, внимание его
начали привлекать такие загадочные, непонятные явления, как
смерть, кратковременная потеря сознания, сон. Люди спрашивали

Без возмущения их научного характера знания должны постоянно и систематически связываться с фактами и явлениями природы и общества, с которыми сталкиваются студенты ежедневно. Подготовка к трудовой жизни - еще один элемент, который дополняет политехническую функцию учебного процесса, то есть подготовку к будущей профессии. Отсутствие этого принципа привело к тому, что знания были ассимилированы извне, формально, что не позволяет им объяснять и лучше понимать окружающий их мир, а также не подготавливать их к тому, чтобы они были трудолюбивыми и независимыми.

себя: чем живое отличается от неживого, что происходит с чело-
веком, когда он умирает, да еще при отсутствии видимых повреж-
дений тела? Исходя из своего жизненного опыта, человек уже
отдавал себе отчет в том, что, помимо окружающего его вещест-
венного мира (природа, животные и растения, различные предме-
ты, другие люди), существуют еще особые явления (образы раз-
личных предметов и людей, воспоминания о пережитом, сновиде-
ния, чувства:
1

Тесное внутреннее отношение, существующее между всеми этими принципами, очевидно, потому что выполнение одного одобряет и способствует применению других, напротив, нарушает некоторые условия и влияет на невыполнение другого. Образовательная реальность все вращается вокруг личности студента и концентрируется на нем, следовательно, их взаимозависимость и единство. Хотя они не могут быть идентифицированы по их содержанию при анализе их сущности, в образовании личности мы должны понимать их тесно связанными, как с системой, где эта часть играет важную роль в целом и в то же время взаимодействует друг с другом.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ