Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Инженеры будущего. Новая модель системы дополнительного образования детей детские те Новая модель системы дополнительного образования детей

Открытие своего «Кванториума» ожидает Астрахань в 2017 году, этой счастливой новостью поделился Виталий Гутман, глава областного Министерства образования и науки. Помещением для детского технопарка послужит здание кинотеатра «Октябрь», ну а финансовую помощь проекту оказывают несколько фондов и Правительство РФ через федеральную программу.

«Кванториум» Астрахани

Планируется, что новый «Кванториум» будет стимулировать заинтересованность школьников в науке и в технических наработках, предоставит им условия для воплощения собственных идей в создании проектов и в творчестве. С 2013 года область уже имеет один технопарк, принимающий в год около 7000 школьников. Обучение в нем проходит как напрямую, так и дистанционно, детей заранее записывают в очередь, и это еще раз подтверждает тот факт, что интерес к науке в последнее время заметно вырос.

В первый «Кванториум» приезжают посетители не только из Астрахани и областных районов, но и из других регионов России, при этом после экскурсии все одинаково пребывают в восторге. Но технопарк пока не имеет собственного помещения, хотя эту проблему ближе к осени планируется устранить путем размещения в здании вблизи улицы Максаковой.

Обучение в «Кванториуме» проходит по нескольким направлениям - робототехнике, цифровому производству, микроэлектронике, физике, информационным технологиям и другим не менее увлекательным дисциплинам. В будущем ожидается открытие еще одних классов для дополнительного образования, но уже по гуманитарным дисциплинам «Гимнасиум». Это будет первый опыт создания в России подобного творческого парка, в котором ребята смогут углубленно изучать профессию писателя, художника, журналиста и артиста.

Расширение сети технопарков

В распространении и популяризации технопарков крайне заинтересовано Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое повсеместно оказывает поддержку проекту. Благодаря такой весомой помощи к концу этого года планируется открыть около 40 «Кванториумов» в различных уголках РФ, эта приятная новость была озвучена в декабре 2016 года генеральным директором организации Андреем Никитиным. На первых этапах благоустройства классов в первую очередь стояла задача найти регионы, заинтересованные в дополнительном техническом образовании для школьников.

Важность такой миссии заключается в том, что будущие выпускники должны пополнить ряды высококвалифицированных ученых, инженеров и научных деятелей, тем самым содействуя общему развитию и процветанию родной страны. Первыми в программе проявили желание участвовать северные регионы, в которых находится множество крупных государственных и коммерческих промышленных предприятий, и проблема нехватки молодых кадров ощущается наиболее остро. Теперь свои «Кванториумы» ожидают многочисленные регионы страны.

Уже состоялось открытие семи дополнительных классов в разных областях России, и, по мнению Никитина, такой темп реализации проекта является крайне успешным показателем. Однако количество парков остается все еще небольшим по сравнению с обширной территорией страны. Но пример такой организации внешкольного образования может дать ощутимый стимул для развития похожих проектов, а АСИ в свою очередь будет оказывать этому посильную поддержку.

Доступное внешкольное образование

Представителем правительства РФ Андреем Слепневым было отмечено, что дополнительное образование должно быть доступным, вне зависимости от региона страны. По такому критерию и был разработан проект «Кванториума», который в будущем должен значительно повысить количество квалифицированных специалистов и педагогов.

По его мнению, молодое поколение значительно лучше разбирается в высокотехнологических устройствах и наработках, чем люди постарше, а потому нужно стремиться направлять такой талант в нужное русло. Конечно, обучающая программа будет видоизменяться соразмерно запросам детей и родителей, что позволит увеличить количество задействованных в технопарках школьников в три раза.

В России уже довольно развита система качественного художественного, музыкального и спортивного дополнительного образования, теперь же необходимо как можно более увеличить количество естественно-научных кружков.

История создания программы

Идея разработать новую программу дополнительного образования по техническому направлению возникла еще в 2015 году, и уже в мае она была утверждена АСИ в составе Стратегической инициативы. Технопарки исполняют роль оборудованных площадок , где заинтересованные и талантливые дети могут получить необходимую поддержку для воплощения своих проектов, основанных на решении реальных задач в сфере науки и техники.

Ребята 5-18 лет теперь могут развить свое изобретательское мышление и применить его на пользу обществу и стране в целом. Ощутимую материальную поддержку для открытия «Кванториумов» оказывает правительство РФ, заложив в федеральном бюджете только на 2016 год порядка 1 миллиарда рублей на закупку необходимого оборудования для классов. Такая помощь будет продолжаться до 2020 года, пока воплощается Национальная технологическая инициатива.

Как заинтересовать ребенка

Несколькими способами привить школьнику интерес к промышленному дизайну и нанотехнологиям поделилась автор инициативы Марина Ракова. Естественно-научное и техническое направление - это не скучная сфера с большим количеством теории, а возможность изобретать и ставить опыты с собственноручно собранным оборудованием.

Например, с дронами-беспилотниками или насекомыми-роботами, команды которым даются через электронный чип, а сигналы поступают от шлема на ребенке. При этом необходимость создания такого рода «игрушек» для современности очень актуальна, при успешных испытаниях они будут внедрены в нейрохирургию, программирование и биоинженерию.

Квалифицированный штат преподавателей старается делать занятия интересными и увлекательными, тем самым увлекая детей в мир научно-технического творчества. Выбор возможных уроков достаточно широк и позволяет школьникам попробовать себя в разных направлениях и определиться именно на «своем». Детям предлагается попробовать проявить себя в автомобильном и аэрокосмическом моделировании, в киберфизике, в программировании и в биотехнологии, в целом программу составляют около десяти дисциплин.

Помещение технопарка больше напоминает аквариум с множеством стеклянных перегородок между классами - «цехами». Есть специальные территории для сварки и фрезеровки, в распоряжении школьников имеется паяльная станция в классе электроники, оборудован класс для изучения IT-технологий.

Нюансы записи в технопарк и обучения ребенка

Обучение в «Кванториуме» проходит в течение двух лет и является совершенно бесплатным. Двери технопарков открыты для учащихся старше 7-го класса и готовы принять на 1000м² порядка 1200 юных изобретателей, а площадь 600м² примет около 400 школьников. Проект уже заработал себе огромную популярность, поэтому все становится все более необходимым создание электронной очереди. Каждый регион при открытии технопарка определяет наиболее важные для него направления обучения будущих специалистов.

Например, в Набережных Челнах сделан упор на аэропромышленность, руководителями при этом выступают сотрудники КАМАЗа. Ханты-Мансийский автономный округ ведущим направлением выделил обучение нефтяников под присмотром уже задействованных в промышленности специалистов.

В городе Королев планируется создание «Космоквантума», посильную помощь в наборе высококвалифицированного преподавательского состава и в организации практических занятий обещает оказать Объединенная ракетно-космическая корпорация. Помимо этого в программе участвуют сотрудники Объединенной авиастроительной корпорации, Российской корпорации нанотехнологий и Госкорпорации по атомной энергии «Росатом». Не менее крупные коммерческие и частные компании проявляют не меньшую заинтересованность в обучении специалистов, которые будут сначала проходить у них практику, поступать в вузы по целевым контрактам, а после зачисляться в штат.

Программа обучения

Первые шесть месяцев школьники знакомятся со всеми программами, предлагаемыми в технопарке: осваивает оргтехнику, станки ЧПУ и технологическое оборудование в лабораториях и погружается в инженерию. После вводного курса ребенку нужно определиться с дальнейшим направлением своей деятельности и вступить в команду таких же заинтересованных ребят.

На этом этапе учащиеся могут выбрать для себя дисциплины, по которым проводятся различные международные соревнования и олимпиады, например, робототехника или научные исследования. Участие в таких конкурсах может принести юным дарованиям весомые льготы при поступлении в вуз или сдаче экзаменов, в зависимости от полученного места: они могут заработать дополнительные баллы по ЕГЭ или вовсе быть автоматически зачисленными в учебное заведение.

В жаркий летний сезон ребятам предоставляется возможность посещения детских центров, где они также развиваются и получают новый опыт в практических занятиях с такими же, как и они, талантливыми ребятами из разных уголков России. Например, команда из будущих космонавтов, биологов, геологов, IT-технологов и конструкторов пробуют спрогнозировать появление цунами, получая данные разработанными ими же технологическими устройствами.

Технопарки России

Сеть российских технопарков расширяется стремительными темпами, уже в 2017 году планируется открытие десяти «Кванториумов» в Москве помимо уже действующего в «Мосгормаше», благоустройство которого было первым в программе АСИ по столице. Президентом РФ был издан указ о взаимодействии дополнительной обучающей программы и деятельности ведущих предприятий, университетов и научных лабораторий для поддержания интереса молодого поколения к инженерии и исследовательской деятельности.

В процессе изучения ребята знакомятся поближе с работой производств, с основами будущей профессии и получают живую возможность применить свои знания на практике. Это служит для школьников дополнительным импульсом, чтобы стремиться работать на московских предприятиях, для многих возможность зачисления в штат открыта уже сейчас с помощью отложенных трудовых контрактов, начинающих действовать сразу после получения документа о законченном образовании.

Дополнительное образование в Москве не ограничено двумя «Кванториумами», для более 800 тысяч школьников открылись двери 18 технологических центров, 46 инновационных творческих центров, 30 станций для юных техников и парков профессий «Кидзания», «мастерславль» и «Кидбург».

В Удмуртии также планируется организация технопарка, для этого будут выделены около 50 миллионов рублей. Бюджет площадки «Кванториум-Технотроника» утвердили еще в прошлом году, все необходимые документы также подготовлены. В приоритет деятельности поставлено обучение инженеров и IT-специалистов, а помещение для организации парка для 800 детей будет предоставлено Республиканским центром детского и юношеского инновационного творчества.

Благодаря программе АСИ в 2015 году свои технопарки получили 4 региона РФ, в 2016 уже для создания в 17-ти регионах «Кванториумов» было выделено из федерального бюджета около 1 миллиарда рублей, при этом 20% средств для воплощения проекта обеспечивает региональный бюджет и другие источники. Из требований, которые предъявляются к организации технопарков, указан расчет площади на количество детей, и пять наиболее важных направлений обучающих программ.

Уже получили свои гранты и открыли технопарки республики Татарстан, Кабардино-Балкария, Мордовия, Чечня, Чувашия; Ханты-Мансийский автономный округ; Алтайский, Хабаровский и Красноярский край; Владимирская, Белгородская, Вологодская, Калининградская, Липецкая, Томская, Тульская, Ульяновская области.

«Кванториум» на сегодняшний день является уникальной площадкой, предоставляющей детям хорошие условия получить информацию, которая не входит в школьную программу. Школьники получают двухлетний курс взрослой жизни, учатся работать в команде, решать задачи, быстро адаптироваться в новой обстановке и стремиться к определенности, а доступность такого обучения - дополнительный к этому плюс.

Что же такое детский технопарк?

Это пространство интеллектуальной смелости, платформа для создания нового российского образовательного формата для детей в области инженерных наук, основанного на проектной командной деятельности под руководством компетентных наставников и при деятельном участии родителей.

Это – площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием и нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование, внедрение инновационных технологий и идей.

Материал подготовлен методистом РНМЦ НО
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Сергеевой Натальей Николаевной

К 2020 году в каждом из 85 субъектов РФ будет создан региональный исследовательско-конструкторский центр. Каждый центр – это 5-15 перспективных научно-технических направлений (Квантумов):

  • Геоквантум: пространственные данные и геоинформационные инструменты: навигационные сервисы, космические снимки, данные об объектах на местности.
  • Лазерквантум: лазерные технологии, коммерческое промышленное применение газовых, гелий-неоновых и твердотельных лазеров.
  • Аэроквантум: проектирование, сборка, коммерческое применение беспилотных летательных аппаратов
  • Космоквантум: развитие космических технологий: освоение околоземной орбиты, космические аппараты и пилотируемые корабли, добыча полезных ископаемых на астероидах; лунная космическая база, отправка человека на Марс.
  • Биоквантум: конструирование искусственных организмов для внеземных миссий, современные материалы, альтернативные источники энергии, оптимальная окружающая среда.
  • IT квантум: интеллектуальные системы и технологии информационной безопасности, операционные системы, сети и программное обеспечение, уязвимости и защита.

+ ХАЙТЕК ЦЕХ (основные способы обработки материалов, промышленного производства, прототипирования: электроника, лазерная резка, металлообработка, деревообработка, 3D-печать, промышленное оборудование: станки с ЧПУ), направления (квантумы):

  • Автоквантум: разработка беспилотных транспортных средств
  • Нейроквантум: нейротехнологии и нейробиология, практические навыки нейрохирургии и нейроуправления
  • Роботоквантум: беспроводная связь, ср-ва программирования, технологии в области электроники и мехатроники, устройства автоматизиров. поиска и обработки информации
  • VR / AR : системы распознавания образов, визуализация решений в стереоформате – от создания игр до моделирования станции замкнутого цикла на Марсе
  • Промышленный дизайн: как предугадывать, опережать привычные потребности пользователей в своих областях, создавая удобные и красивые продукты
  • Энерджиквантум: изучение основных направлений альтернативной энергетики, на ее основе создание современных транспортных средств
  • Наноквантум: синтезирование, модифицирование и изучение материалов на микро- и нано уровнях.
  • Город под водой
  • Город на орбите
  • Город на Марсе.

Это разработка алгоритмов, позволяющих осваивать любые новые территории. Работая с конкретными проектами, дети получают универсальные навыки мышления, которые дают возможность создавать алгоритмы освоения любых новых территорий.

Форма реализации проектов будет сетевая. Для этого кванторианцы будут работать в своих регионах и посещать сезонные проектные школы, где будет осуществляться пересборка проектов, а также формирование задач для работы в региональных технопарках.

Выделено 5 ключевых продуктов для выполнения задач профориентации и развития талантливых школьников.

ПРОДУКТ № 1. Федеральная сеть детских технопарков «Кванториум».

В каждом «Кванториуме» будут открыты Центры компетенций JuniorSkills , чтобы подростки имели возможность попробовать себя в разных профессиях и сферах, в том числе профессиях будущего, а также углубленно освоить навыки профессий по следующим профессиям (компетентностям):

  • фрезерные и токарные работы на станках с ЧПУ,
  • мобильная робототехника,
  • электроника,
  • инженерная графика,
  • аэрокосмическая инженерия,
  • лазерные технологии,
  • нейропилотирование,
  • геномная инженерия и т.д.

« Кванториумы» станут специализированными центрами подготовки школьников к олимпиаде НТИ (Всероссийская инженерная олимпиада) по следующим трекам:

  • автономные транспортные системы
  • системы связи и ДЗЗ (Космические системы)
  • интеллектуальные энергетические системы
  • нейротехнологии
  • инженерные биологические системы
  • интеллектуальные робототехнические системы
  • технологии беспроводной связи
  • электронная инженерия: Умный дом
  • современные структуры и материалы
  • беспилотные авиационные системы

«Кванториум» + «Лифт в будущее» = инженерно-конструкторские школы. Сезонные инженерно-конструкторские школы будут организованы для детей и преподавателей «Кванториумов» в разных регионах страны. В школе участники (которые собираются связать свою профессиональную жизнь с наукой и новыми технологиями) будут вести проектную деятельность и работать в научно-технических творческих мастерских по уникальным развивающим программам. Ученикам представится возможность объединяться в проектные группы под руководством опытных кураторов и проработать собственные идеи.

ПРОДУКТ № 2. Контентное ядро «Я – изобретатель»

  • Базовые компетенции по перечню перспективных научно-технических направлений
  • Креативное, критическое, продуктовое, командное мышление.

Знакомясь с актуальными научно-техническими направлениями, приобретая технические умения и навыки, получая уникальный опыт и софт-компетенции, кванторианец становится универсальным решателем, эффективно справляющимся с любой научно-технической задачей

ПРОДУКТ № 3. Контентное ядро «Я – наставник». Практика эффективного решения базовых кейсов и открытых задач вместе с детьми. Все умения и навыки приобретаются только через опыт. Поэтому в «Кванториуме» большое значение уделяют практике. Хорошие кейсы побуждают детей на практике доказывать, изобретать, воплощать, действовать.

ЧЕМ ХОРОШИ КЕЙСЫ:

  • Направлены на исследовательскую или инженерно-проектировочную деятельность
  • Для решения проблемы требуется коллективная работа
  • Интегрируют в себе технологию развивающего и проектного обучения
  • Выступают в обучении как синергетическая технология («погружение» в ситуацию, «умножение» знание, «озарение», «открытие»)
  • Позволяют создать ситуацию успеха.

ПРОДУКТ № 4. Контентное ядро «Отцы и дети». Воспитание без насилия над личностью и развитие талантов с помощью кейс-технологии совместно с родителями.

ПРОДУКТ № 5. Контентное ядро – «Новые олимпионики»

  • Преодоление страха выхода из зоны комфорта
  • Эффективная деятельность в условиях стресса
  • Умение восстанавливаться
  • Гармоничное развитие интеллекта

МОДЕЛЬ ТЕХНОПАРКА КАТЕГОРИИ «МАКСИМУМ » (есть категории «Стандарт» и «Мини»)

  • Размещение на обособленной площади > 800 кв. метров.
  • Реализация более 5 направлений естественнонаучной и технической направленности, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития РФ
  • Охват детей: свыше 1000 человек
  • Структура финансирования: Федерация + Регион + Партнер
  • Обязательные дополнительные зоны: интерактивный музей науки, коворкинг для технологических стартапов, лаунж-зона, 3D кинотеатр.

Для того, чтобы технопарки были эффективными необходимо:

  • Создать систему научно-технического просвещения через привлечение детей и молодежи к изучению и практическому применению наукоёмких технологий
  • Выстроить социальный лифт для молодежи, проявившей таланты в научно-техническом творчестве
  • Обеспечить подготовку кадрового резерва для наукоёмких и высокотехнологичных отраслей экономики
  • Обеспечить системное выявление и дальнейшее сопровождение одаренных в инженерных науках детей.

СТРУКТУРА УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ

  1. Фонд развития новых форм образования:
  • Методология обучения
  • Стандарты деятельности, брендбук
  • Подготовка преподавателей и тьюторов
  1. Федерация – закупка оборудования для технопарка (субсидия)
  2. Партнер
  • Закупка оборудования для профильной лаборатории
  • Закупка оборудования для дополнительных развлекательных зон
  • Закупка сертификатов для детей сотрудников
  1. Регион/муниципалитет – площадь 1000 кв. м, ремонт по стандартам и брендбуку.

На федеральном уровне для координации работы сети технопарков был создан Федеральный центр («Республиканский государственный центр многокомпонентных информационных компьютерных сред», который возглавляет Марина Николаевна Ракова ). Она отмечает: « Образовательные программы, которые будут реализованы в рамках технопарков, создаются в тесной связи с запросами конкретных корпораций, крупных промышленных предприятий, а также научными школами, имеющимися в регионе. Фактически мы будем получать запрос от таких предприятий на подготовку будущего специалиста с соответствующими компетенциями».

Министерством образования и науки России совместно с Минпромторгом России,
Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив
по продвижению новых проектов», Федеральным государственным автономным учреждением
«Федеральный институт развития образования» разработаны «РЕКОМЕНДАЦИИ по совершенствованию дополнительных образовательных программ, созданию детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества и внедрению иных форм подготовки детей и молодежи по программам инженерной направленности», ознакомиться с которыми можно по ссылке: https://asi.ru/social/education/Recomended.pdf

Первый в России детский технопарк был открыт в Ханты-Мансийске в ноябре 2015 года. На сегодняшний день появилась сеть из 24 «Кванториумов» в 19 регионах.

До конца 2017 года заработают около 40 детских технопарков «Кванториум».

Помощник президента РФ Андрей Белоусов сообщил, что это уникальная форма будущего, которой пока нет у других стран.

С появлением технопарков дополнительное образование будет больше ориентировано на технические направления. Такая система поможет развиваться молодым талантам и обеспечит предприятия квалифицированными сотрудниками.

Школьники и абитуриенты освоят передовые технологии, научатся работать в команде и применять полученные навыки при разработке собственных проектов. Ребята смогут представлять страну на международных инженерных соревнованиях по созданию энергосберегающих технологий, беспилотного наземного или воздушного транспорта.

ИСТОЧНИКИ:

  1. Начало. Логика и перспективы развития федеральной сети детских технопарков : Презентация Федерального центра сети детских технопарков.
  2. Кванториум: Федеральная сеть детских технопарков. Ресурсно-методический центр. Новая модель дополнительного образования . http://www.roskvantorium.ru/
  3. Кванториум – новая модель дополнительного образования. Детские технопарки. Рекомендации по совершенствованию дополнительных образовательных программ и созданию детских технопарков

В павильоне Агентства стратегических инициатив (АСИ) на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2015) состоялась презентация стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей».

«Сегодня в системе дополнительного образования детей наблюдается определенная разобщенность. С одной стороны, этим занимается Министерство образования. С другой стороны, регионы финансируют дополнительное образование - например, целевые кружки. Как правило, детей обучают либо музыке, либо спорту. И очень мало кружков и секций, связанных с инженерными профессиями и ориентирующих детей на те специальности, которые в будущем будут создавать основу российской экономики, основу нашей технологической и экономической безопасности. Задача Агентства в рамках данной инициативы - сбалансировать этот процесс, создать сеть детских технопарков, где дети могли бы выбирать профессии, связанные с информатикой, механикой и другими инженерными специальностями, - отметил в своем выступлении генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин . - Очень важна в реализации данной инициативы поддержка крупных производственных предприятий, таких как Объединенная ракетно-космическая корпорация , Росатом . Чтобы способы профессионального ориентирования, необходимые для работы в этих компаниях, изначально прививались детям в кружках и секциях на базе этих же предприятий».


Глава АСИ уверен в том, что все получится: «Агентство уже поддержало несколько проектов, направленных на внешкольное развитие, выявление талантов и творческих способностей детей. Это , научно-познавательный интерактивный музей , «Медиашкола» Арины Шараповой . Мы видим, что у малого и среднего бизнеса есть интерес открывать такие комплексы и мастерские. И сегодня настало время все это объединить в единую связанную концепцию».

По мнению лидера инициативы Марины Раковой , на сегодняшний день система дополнительного образования не является инструментом подготовки детей и подростков к участию в будущем технологическом прорыве. Например, доля программ научно-технической направленности составляет всего 4%. В связи с этим главной задачей инициативы является сохранение и развитие инфраструктуры дополнительного образования.


Авторы инициативы предлагают создать современные аналоги хорошо известных всем дворцов пионеров. По замыслу авторов, это будут новые опорные ресурсные центры, созданные на основе государственно-частного партнерства, целью которых будет развитие таланта в каждом ребенке. Организованы они будут по принципу индустриальных парков для малого и среднего бизнеса, где каждый кружок может быть создан, в том числе, отдельным предпринимателем.

Планируется, что в центрах для детей будут представлены программы отраслевой профориентации, образовательные программы, прививающие компетенции «завтрашнего дня», обучение на симуляционном промышленном оборудовании и другие инновационные программы. Каждый ребенок сможет почувствовать себя немного авиаконструктором, нефтяником, биотехнологом.

Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов сообщил о том, что уже в этом году будут приняты необходимые законодательные решения, которые обеспечат равенство негосударственного сектора дополнительного образования с государственным в доступе к бюджетным ресурсам. «Нам предстоит обеспечить «дружелюбную среду» по отношению к негосударственному сектору в том, что касается лицензирования программ дополнительного образования, а также создать действенный механизм поддержки конкретных крупных проектов развития негосударственного дополнительного образований в регионах России», - подчеркнул Дмитрий Ливанов.


Помощник Президента Российской Федерации Андрей Белоусов в своем выступлении отметил, что данный проект поддержан лично Президентом России: «Мы прекрасно понимаем, что есть целый ряд творческих видов деятельности, таких как конструирование, изобретательство, спорт высших достижений, которые поздно начинать в 17-18 лет, когда ребенок поступает в ВУЗ. Для того, чтобы ребенок мог себя проявить, необходимо сделать две очень простые вещи: во-первых, нужно заинтересовать его, дать возможность проявить себя еще в школьном возрасте, и во-вторых, вся система допобразования, которая этим занимается, должна быть нацелена на интересы ребенка. В некоторых регионах это уже сделано. Результаты творческих конкурсов показывают, что дети зачастую обгоняют взрослых специалистов именно в таких творческих сферах, как, например, конструирование. Проект, которые сегодня стартует, позволяет объединить усилия федерального центра, госкорпораций, Министерства образования в создании системы, в которой ребенок будет главным действующим лицом».

В рамках мероприятия были подписаны соглашения о реализации инициативы с Министром образования и науки Российской Федерации Дмитрием Ливановым , временно исполняющим обязанности генерального директора Объединенной ракетно-космической корпорации Юрием Власовым , а также с главами 3 пилотных регионов - Президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым , губернатором Ханты-Мансийского автономного округа Натальей Комаровой и губернатором Алтайского края Александром Карлиным .

В этих регионах уже отобраны объекты, на которых будет реализована модель опорных ресурсных центров, и определены якорные инвесторы. Пилотная апробация инициативы позволит выявить нормативные ограничения и разработать системные решения для дальнейшего тиражирования этой модели по всей стране.

Текст: Редакция сайта АСИ

Инициатива «Навыки будущего» направлена на модернизацию системы общего и дополнительного образования России и реализацию проектов по

  • внедрению современных моделей, программ, технологий и инноваций, ориентированных на развитие компетенций и навыков XXI века
  • повышению эффективности дополнительного образования
  • развитию неформального образования

Необходимость изменений продиктована вызовами инновационной экономики и усилением глобального научно-технического развития. В рамках инициативы решается задача воспитания лидеров будущего, подготовка которых начинается с формирования навыков XXI, таких как технологические компетенции, умение работать в команде, эффективная коммуникация. Для этого используются новые формы образования, учитывающие мотивацию детей и подростков к обучению, деловой и социальной активности.

Современный технологический
уклад страны
и глобальные вызовы

Новые программы, модели, технологии

Развитие российской
системы образования

ВНЕДРЕНИЕ

Общее
образование

Дополнительное
образование

Неформальное
образование

Использование
платформы-навигатора
«Навыки будущего»

Получение
навыков
будущего

Освоение
новых
грамотностей

Лидеры
будущего

Задачи инициативы

  • Создание инфраструктуры для формирования у школьников функциональных грамотностей (финансовой, правовой, цифровой и т.д.)

  • Поддержка лучших практик неформального образования

  • Разработка и внедрение дополнительных программ нового поколения

Навыки будущего

Саморегуляция

Это способность контролировать свои эмоции и поведение в зависимости от ситуации. Она включает в себя умение справляться с сильной эмоциональной реакцией на различные травмирующие стимулы, умение успокоиться, когда вы расстроены, а также умение справляться с раздражением без эмоциональных вспышек.

Саморегуляция

Коммуникация

Это способность человека к общению. Уровень этого умения зависит и от характера индивида, и от того, как он работает над собой. Искусство коммуникации включает в себя умение устанавливать контакт с окружающими и поддерживать его, а также способность производить на других людей нужное впечатление.

Коммуникация

Стратегическое мышление

Выбор и применение стратегий для решения комплексных задач, в том числе открытых, имеющих более одного решения.

Стратегическое мышление

Креативное мышление

Продуктивное действие в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации; создание собственного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и оригинальностью.

Креативное мышление

Системное мышление

Понимание и интерпретация эстетической красоты закономерностей и степени универсальности их применения; симуляционное моделирование комплексных процессов и явлений (выбор и учет значимых факторов, принятие решений в изменчивой среде, в том числе организованной сетевым образом; управление рисками, компенсация провалов и сохранение устойчивости системы; модульные многозадачные решения; выбор баланса между скоростью при выполнении известного алгоритма и адаптивностью к изменившимся условиям).

Системное мышление

Критическое мышление

Это понимание, анализ и интерпретация задачи, поиск и выделение закономерностей в массиве фактов; идентификация неявно заданных качеств предметов и явлений, скрытых ресурсов для решения задачи; выстраивание причинно-следственных цепочек, в том числе разветвленных с необходимой степенью детализации; применение формальной логики в условиях недостаточного знания; выделение главного, противоречий, аналогий, построение классификаций.

Критическое мышление

500 тыс.

детей участвуют в проектах инициативы

>1000

педагогических работников обученных с использованием методологии и образовательных программ новых форматов

практик выявлено в рамках реализации инициативы

Новые грамотности

    1

    Финансовая
    грамотность

    2

    Правовая
    грамотность

    3

    Цифровая
    грамотность

    4

    Предпринимательская
    грамотность

Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование, с учетом жизненных событий и изменений экономических условий.

Правовая грамотность – знание своих прав и обязанностей и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между людьми, социальными общностями, организациями; умение применять правовые знания при анализе конфликтных ситуаций, давать правовую оценку действиям социальных субъектов.

Цифровая грамотность - набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность.

Предпринимательская грамотность – набор компетенций и знаний, позволяющий начать и вести свой бизнес. Это и проектное мышление, и основы финансовой и правовой грамотности, таймменеджмент, эффективные коммуникации и многое другое

Платформа-навигатор
«Навыки будущего»

Платформа дополнительного образования – это точка встречи в интернете авторов инновационных образовательных практик и их потенциальных потребителей. На портале собраны сведения о возможностях детского и молодежного инновационного творчества, которые смогут использовать будущие лидеры страны для формирования своих индивидуальных образовательных траекторий.

На платформе школьники, студенты и их родители смогут получить информацию и записаться онлайн в кружки, клубы, студии, узнать расписание работы, отзывы участников.

Неформальное образование

К неформальному образованию относят практики, которые могут быть реализованы вне государственных институций и не нуждаются в стандартизации образовательных результатов. Как правило, проекты неформального образования ведут инициативные творческие группы, некоммерческие организации, научные сообщества и другие структуры, не связанные напрямую с системой образования.

Неформальное образование представлено в виде множества разнообразных практик, которые реализуются профессионалами высокого уровня в разных сферах, яркими увлеченными людьми, создающими вокруг себя пространства, где для ребят есть свобода выбора получения новых знаний и навыков.

Агентство стратегических инициатив организует коммуникационную площадку по созданию целостного пространства неформального образования. Деятельность АСИ направлена на:

  • создание мер поддержки неформального образования
  • использование потенциала неформального образования в системе развития компетенций будущего
  • использование широкого спектра новых и экспериментальных технологий неформального образования в обучении школьников
  • закрепление эффективных практик неформального образования в образовательном пространстве, в том числе - законодательно
  • подготовку «Атласа практик неформального образования», куда войдут лучшие отечественные практики из каждого федерального округа страны (не менее 16 кейсов)

Проекты

Лидер проекта

Одаренные дети

«Одарённые дети» – это всероссийский Интернет-портал для поиска и отбора талантливых и мотивированных школьников, а также формирования образовательной среды для их развития. На портале выработаны методы взаимодействия с детьми, которые способствуют их творческой, профессиональной и социальной реализации: социальное признание; информирование общества о достижениях детей; поддержка начинаний детей; профессиональная социализация в сети «Интернет».

Лидер проекта

Универсальный КОД Безопасности

Формирование у детей культуры и навыков собственной безопасности, обучение комплексу собственных действий в нестандартной (опасной) ситуации – универсальному алгоритму (практическому инструменту) действий. программа «Универсальный КОД Безопасности» позволяет: сформировать у ребёнка понимание необходимости активного собственного участия в формировании культуры своей безопасности; обучить комплексу собственных действий в нестандартной (опасной) ситуации – универсальному алгоритму (практическому инструменту) действий, цель которого направлена на восприятие необходимой информации из окружающего мира, правильной её оценки и адекватной быстрой реакции на неё для уменьшения вероятности наступления опасной ситуации (риска) и последующего травматизма.

Лидер проекта

Детские научные клубы открытий и изобретательства «Фабрика миров»

Внедрение в школы современных технологий и образовательных продуктов. Комплексное интеллектуальное развитие ребёнка и поэтапное вовлечение в мир техники и технологий через открытие на базе школ детских научных клубов. Создание пространства, где дети совершают свои первые шаги в области изобретений и открытий, получают знания и применяют их на практике, используя наборы для исследователей. Обучение учителей.

Лидер проекта

Гарантия Знаний

Формирование сети пилотных площадок по обучению школьников основам предпринимательства на базе образовательных организаций в регионах страны. Организация курсов обучения и обеспечение системы поддержки и сопровождения педагогических работников, участвующих в реализации проекта. Проведение серии мероприятий, направленных на раннюю профориентацию школьников и популяризацию предпринимательства среди детей (мастер-классы по профессиям будущего).

Лидер проекта
Марина Смирнова

Всероссийская школьная летопись

Создание книг каждого класса, написанных самими школьниками. В данном случае книга становится продуктом деятельности детей и взрослых, в процессе создания которого формируются различные навыки. Каждый класс формирует свою книгу воспоминаний о самых ярких, интересных событиях, пережитых вместе.Один экземпляр книги бесплатно поступает в фонд школьной библиотеки и становится частью Летописи школы, второй экземпляр - в Российскую книжную палату для формирования Всероссийской школьной летописи. Участие во Всероссийской школьной летописи для подростка - это, в первую очередь, возможность зафиксировать самого себя на определенном отрезке времени, лучше понять своих друзей, научиться понимать старшеклассников. Книга, созданная одноклассниками - это всегда сотворчество, это совместный опыт и совместные переживания, возможность объединиться не против чего-то, а объединиться на основании общих интересов и ценностей. Книгу составят литературные эссе, фотографии из личного альбома, открытки и письма, скриншоты смс-сообщений и профилей в социальных сетях, рисунки и записи в дневниках. Концепцию и структуру книги дети разрабатывают самостоятельно под руководством учителя, также они самостоятельно придумывают название и обложку.

Лидер проекта

5 шагов. Развитие навыка осознанного выбора у подростков

Создание федеральной сети специалистов, работающих с подростковой аудиторией в школах и центрах дополнительного образования, обладающих единым видением проблемы осознанного выбора профессии у подростков и соответствующим апробированным инструментарием для просвещения, способной к самоорганизации и выстраиванию собственных устойчивых подпроектов по развитию навыка осознанного выбора профессии в образовательных учреждениях. Для этого планируется формирование единого инструментального поля у специалистов, занимающихся вопросом профориентации в школах, центрах дополнительного образования и возможно, ВУЗах. Создание поля происходит за счет просветительских мероприятий для специалистов и дальнейшей их супервизии в течение года, с постоянным сбором результатов и фиксации успешных кейсов для дальнейшего тиражирования в другие регионы. Задача такого поля - поддержать проявление роли взрослого и принятие на себя ответственности у подростков. Инструментальной базой для такого поля стала практическая методика 5 шагов Осознанного Выбора.

Лидер проекта

Театральная Россия

В рамках проекта создается инфраструктура, способствующая формированию интереса к чтению у детей и молодежи, знакомству через театр с произведениями школьной программы, в том числе русских классиков.
В городах присутствия проекта два раза в месяц проходят показы спектаклей лучших столичных театров с использованием собственной технической разработки. Посредством высокоскоростного интернета и современных технологий осуществляется прямая трансляция спектаклей из знаменитых театров двух столиц на широкие экраны кинотеатров в различных городах России.

Лидер проекта

Цифровая платформа для работы высоко-мотивированных и одарённых детей и их сопровождения

Масштабная апробация цифровой платформы, позволяющей выявлять, поддерживать и сопровождать развитие высокомотивированных и одаренных детей с учетом их особых образовательных потребностей, реализации персонализированного подхода. Создание условий для организации самостоятельной работы таких обучающихся под руководством педагогов и тьюторов. Интеграция Платформы в региональные модели по работе с высокомотивированными и одарёнными детьми.

Лидер проекта

Национальная открытая школа

Проект, способствующий модернизации образования, в основе которого лежит модель обучения с применением информационно-коммуникационных технологий, «Национальная открытая школа» - это цифровой образовательный ресурс, размещенный на онлайн-платформе, которая содержит свыше 4 000 интерактивных учебных пособий по основным школьным предметам. Видеоконтент, сгруппированный по тематическим блокам, включает обучающие и проверочные мультимедийные материалы, соответствующие требованиям школьной программы. Материал представлен в виде анимационных роликов, упражнений, тренингов, тестов и виртуальных лабораторий. Система уроков построена по принципу «от простого к сложному». Длительность видеоматериалов от 30 секунд до 4 минут.

Лидер проекта

Учи.Ру

Учи.ру - это интерактивная образовательная платформа онлайн-курсов по предметам школьной программы. В настоящее время Учи.ру позволяет каждому ученику, вне зависимости от социально-экономического и географического положения, освоить базовую программу по математике для 1-5 классов в комфортном темпе и по индивидуальной образовательной «траектории», формирующейся на основе не применявшегося ранее в России анализа накопленной базы действий учеников по решению различных задач. В зависимости от результатов, показанных учеником, система подбирает для него персональные задачи и подстраивается под его темп обучения и уровень знаний, формируя мотивирующую к обучению среду. Проект направлен на повышение качества обучения учеников предметам школьной программы и улучшение эффективности образования в Российской Федерации. За счет внедрения и дальнейшего развития платформы Учи.ру (для более старших классов) в современную российскую образовательную систему в последствии ожидается качественный рост уровня знаний у учеников и результатов итоговых аттестационных проверок (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ), в силу того, что у учащихся будет сильная база знаний начальной и младшей школы и высокий потенциал для овладения знаниями и навыками, получаемыми в старшей школе.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ