Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Яндекс атлас новых профессий. Атлас новых профессий

В атласе рассказано о новых профессиях в разных сферах и о тех профессиях, что уходят на покой. В скором времени он будет распространяться по школам.

что мне НЕ понравилось:

Есть новые профессии, которые просто переименовались из уже существующих профессий и вполне популярных, например, "агроном, работающий с ГМО" или "архитектор мед.оборудования".
Есть профессии с очень частной функцией, например, "специалист по защите прав потребителей электроэнергии".
Есть профессии, которые придуманы исходя из текущей моды - например, "ментор стартапов для школьников".

Из профессий, которые отправляют на покой удивило, что копирайтер там рассматриваются исключительно как тот, что пишет про "пластиковые окна недорого", а не тот, кто креативит решения для брендов.
Про умирающие профессии лектора (есть же видеозаписи) и журналиста (есть же программы-расшифровщики звуков в текст) я даже не знаю, смеяться или возмущаться.

А главное, что обидно, в атласе по большому счету позиция старая, что можно школьником выбрать профессию и до пенсии на ней сидеть. И профессии будущего нужно знать, чтобы ты как самый хитрый сейчас в 8 классе решил, что будешь "проектантом жизни медицинских учреждений" и все, востребованная профессия с большой зарплатой у тебя в кармане.
Не говорится о том, что нужно заранее готовить себя и своих детей НЕ к одной возможной профессии будущего, а к тому, что в будущем как раз придется постоянно учиться и переучиваться, быстро менять свою траекторию и быть самому себе "трендвотчером" (который тоже есть в атласе).

что понравилось:

Атлас красивый. По нему легко ориентироваться. Там хорошая табличка в начале о связи качеств человека с нуждами профессий и о свойствах разных профессий. Он лишний раз подтолкнет к тому, чтобы подумать о профессиях, которые ты вот прямо сейчас не видишь среди своих родных и знакомых, и о том, что вообще происходит в мире с технологиями и общественными процессами.

НО я бы его рассматривала не в лоб, а исключительно как повод для разговора с семьей, преподавателями, психологами, профконсультантами.

А так... Представляете среди наших с вами детей (да и среди нас с вами - чем черт не шутит!) будут специалист по кибер-протезированию, проектировщик нейроинтерфейсов по управлению роботами, дизайнер виртуальных миров, менеджер фонда прямых инвестиций в талантливых людей (это чур мне!), медиатор социальных конфликтов, космобиолог, строитель "умных дорог" и тренер по майнд-фитнесу.

Как вам такое будущее?
А как сам атлас?

Проводит: НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ «ОБНИНСКИЙ ПОЛИС».

Поддерживающие организации:

Автономная некоммерческая организация « ПО ПРОДВИЖЕНИЮ НОВЫХ ПРОЕКТОВ;
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО»

Срок проведения конкурса: 1 марта - 25 апреля 2016 г.

Цель конкурса: привлечь учащихся средних и старших классов к изучению материалов «Атласа новых профессий» для реализации проектов: профориентационных мероприятий, разработки внеклассных мероприятий, профориентационных уроков, предметных уроков для знакомства учащихся с новыми профессиями и компетенциями будущего.

Деятельностный подход, согласно ФГОС второго поколения, является основным подходом в современном образовании. А всесторонне реализовать его позволяет проектная деятельность. Сегодня каждый ученик должен получить навыки подготовки и выполнения проекта. Это способствует формированию всех универсальных учебных действий, о которых говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте.

В заданиях конкурса учтены самые современные данные «Атласа новых профессий» (альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет, составленный при поддержке и - http://atlas100.ru/about ).

Участвуя в конкурсе, вы сможете активизировать развитие универсальных надпрофессиональных навыков, которые потребуются и детям, и взрослым в недалеком будущем. А будущее начинается уже сегодня. Ваше настоящее неразрывно связано со школой. Какой станет школа будущего? Как и чему в ней будут учить? Что можно сделать уже сейчас, чтобы заглянуть в будущее? Как изменятся некоторые профессии в будущем?

Как достичь успеха в профессии и преумножить его? Для ответа на эти вопросы просто необходим свежий взгляд. Лучшие эксперты страны по выбору профессии считают, что к 2020 году многие популярные профессии уйдут в прошлое, потеряют актуальность. Возникают новые технологии, требующие абсолютно новых профессий. Поэтому уже сегодня необходимо заранее готовиться к предстоящим изменениям в мире профессий на этапе школьной жизни.

Задачи конкурса:

Психолого-педагогическая подготовка детей к выбору жизненного пути на основе «Атласа новых профессий;
- реализация требований ФГОС, повышение качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной деятельности;
- формирование и развитие интеллектуально-личностных навыков, универсальных учебных действий, которые будут востребованы на рынке труда в недалеком будущем;
- практическая реализация социально значимых проектов в образовательной среде.

II. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

Учащиеся 5-11 классов образовательных организаций всех типов:

Общеобразовательных организаций (школ, гимназий, лицеев и т.д.);

средних специальных учебных заведений;

Учреждений дополнительного образования детей,
детских и молодёжных организаций.

Для участия в конкурсе необходимо представить разработку по одной из предложенных номинаций и ПРОВЕСТИ разработанное мероприятие, отправив в оргкомитет несколько фотографий (3-5) или видеоролик, а также отзывы учащихся (родителей, педагогов), которые принимали участие в мероприятии.

Условие: необходимо показать, как вы понимаете свои перспективы на рынке труда будущего. При работе над проектом используйте материалы «Атласа новых профессий».

1. IТ-технологии.

Принимаются ваши оригинальные разработки - инструменты современного обучения с привлечением информационных технологий: онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, компьютерные мини-игры по различным предметам, составленные на основе Атласа новых профессий.

2. Игромастер. Попробуйте стать игромастером. В недалеком будущем появится такой специалист по разработке, организации и сопровождению обучающих игр. Принимаются проекты, раскрывающие содержание и методику проведения различных игр, раскрывающих содержание и суть Атласа новых профессий: обучающих, общеинтеллектуальных, коммуникативных, развлекательных и др. Ваш проект должен содержать саму игру, а также итоги проведения, анализ ее результативности.

3. Школьный стартап. Современное образование становится все более предметным и практико-ориентированным, поэтому важнейшим компонентом такого образования становятся реальные проекты учащихся, в том числе их стартапы. Принимаются проектные работы, в которых раскрыта инициатива автора в достижении своей идеи (творческой, экономической, социальной). Проекты должны основываться на внедрении в жизнь идей, описанных в Атласе новых профессий.
В данной номинации возможны следующие варианты:

Проект «Центр развития образовательной среды». Как могут развиваться образовательные услуги в вашей школе? Какие возможности своей школы вы используете для своей подготовки к будущему? Проект может раскрывать возможности получения необходимых в будущем, но не входящих в школьную программу, знаний, умений, навыков, необходимых в выбранных вами или вашими одноклассниками профессиях будущего. Например, вы подготовили и провели дополнительные курсы, циклы внеурочных занятий («Азы профессии сити-фермера», «Как достичь успеха в профессии биотехнолог?», «Постигаем мастерство менеджера космотуризма…» и пр.). Раскройте смысл, результат вашей работы, как вы смогли продвинуть в школе свою идею. Можно подготовить и провести небольшой цикл занятий (3-4) с одноклассниками о профессии будущего. Сценарии таких занятий и творческий отчет могут стать основой конкурсного проекта.

Школьный бизнес-инкубатор. Проекты о реализации различных школьных бизнес-идей. Можно выбрать отрасль или профессию в «Атласе новых профессий» (http://atlas100.ru/about/ ) и на основе ее описания придумать и реализовать один из проектов.

Тьютор. Будущее образования связано с тьюторством. Тьютор – это педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся. Покажите, как определенная дисциплина может быть адаптирована к конкретному ребенку.

Тренер по майнд-фитнесу. Одним из вариантов может быть проект по майнд-фитнесу. Тренер по майнд-фитнесу - это специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрацию внимания, скорость чтения, устный счет и др. в зависимости от особенностей ребёнка). Ваш проект может представлять собой специальную программу интеллектуально-личностного развития с учетом особенностей психотипа и задач пользователя.

4. Навыки будущего. В этой номинации принимаются проекты, раскрывающие способы развития одного из универсальных надпрофессиональных навыков, которые будут востребованы в будущем. В данной номинации возможны варианты (для полного ознакомления с навыками будущего перейдите по ссылке
http://atlas100.ru/future/articles/rabota-budushchego-kakoy-ona-budet/ )

Мультиязычность и мультикультурность. Выбирается какая-либо конкретная профессия, готовится проект об особенностях данной профессии в выбранных 2-3 странах. Задача – сравнить культурные особенности в сфере данной профессии. В чем сходство, каковы различия? В качестве приложения готовится «Словарь профессионала» (какие профессиональные слова, фразы используются в данном виде деятельности в разных странах).

Умение действовать в ситуации неопределенности. Это очень востребованный навык на рынке труда уже сегодня. Принимаются проекты, в которых раскрываются способы, обучающие умениям действовать в режиме быстрой смены условий задач, быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, распределять ресурсы и управлять своим временем. Например, можно придумать 10-15 вопросов (заданий) разной сложности и ценности по содержанию Атласа новых профессий, по сути новых профессий, по надпрофессиональным навыкам наподобие «Своей игры». При этом простой вопрос может оцениваться высокими баллами, а сложный – низкими, и наоборот, т.е. участники не должны знать, какой вопрос их ждет и сколько баллов они заработают. В конце подводятся итоги и опрос участников: 1) какие чувства вы испытывали во время игры; 2) почему нужно научиться действовать в ситуации неопределенности; 3) как этот навык может пригодиться в вашей будущей жизни? Основа этого проекта – игровые вопросы и обобщение ответов участников.

Коммуникативная компетентность. Работа с людьми. Принимаются социальные проекты, направленные на работу по распространению среди одноклассников, учащихся вашей школы сведений по Атласу новых профессий. Опишите ваши действия. Зафиксируйте мнение одноклассников. Пришлите проект, раскрывающий вашу работу в социальной сфере.

Навыки художественного творчества . Проявите свои творческие способности, покажите развитый эстетический вкус. Проекты данного направления могут быть посвящены творческому воплощению ваших талантов по теме «Моя будущая профессия». Выберите любую профессию (или отрасль) в Атласе новых профессий (http://atlas100.ru/about ). Подготовьте творческий проект, связанный с этой профессией.

Экологическое мышление. Проекты, раскрывающие бережливое отношение к любым типам используемых природных ресурсов (например, снижение энергопотребления, расхода воды или природного сырья), а также сокращение объема производимых отходов Навыки «экологически ответственного поведения» должны освоить все люди, начиная с самого детства.

5. Разработка и проведение внеклассного мероприятия с использованием Атласа новых профессий
Разработайте и проведите профориентационную игру с использованием Атласа новых профессий (http://atlas100.ru ).
По итогам игры представьте её разработку, творческий отчет с фото и возможно видеоматериалами.

6. Разработка и проведение внешкольных развивающих игр по Атласу новых профессий
Представьте проект, предусматривающий разработку и проведение развивающих игр по Аталсу новых профессий вне стен школы.
Разработайте структуру игры, правила игры.
Подготовьте раздаточный материал, презентацию к игре и т.д.
Подготовьте методическое описание игры.
Проведите игру. Соберите отзывы участников.

7. Разработка и проведение классных уроков по Атласу новых профессий.
Разработайте классный урок (классный час) с использованием Атласа новых профессий.
Напишите сценарный план урока, разработайте игровые решения: примеры, иллюстрации, схемы, карточки – для применения во время урока.
Подготовьте презентацию к уроку.
Проведите урок и пришлите все разработанные материалы, творческий отчет, фото (видео) материалы, отзывы.

IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1. Соответствие тематике конкурса.
2. Конструктивность предложенного содержания.
3. Оригинальность и креативность представления конкурсных материалов.
4. Возможность распространения данной практики.
5. Эффективное, адекватное использование Атласа новых профессий.

V. ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ КОНКУРСА

Для оценки конкурсных материалов участников конкурса создаётся экспертная комиссия.

Состав экспертной комиссии:

Судаков Дмитрий Александрович – руководитель проекта «Атлас новых профессий» Агентства стратегических инициатив, ведущий эксперт проекта по разработке методики прогнозирования потребности в рабочих кадрах (Skills Technology Foresight, совместно с Международной организацией труда), председатель экспертной комиссии;

Голованов Виктор Петрович - главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доктор педагогических наук, профессор Заслуженный учитель Российской Федерации;

Исакова Инга Николаевна - психолог высшей категории, Почётный работник общего образования РФ, специалист НП «Обнинский полис» по организации психологического сопровождения исследовательской деятельности учащихся и личностного роста учителя;

Кузьмин Максим Олегович - директор по развитию МАН «Интеллект будущего»;

Лукша Екатерина Борисовна , руководитель программ АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», направление «Социальные проекты».

Ляшко Лев Юрьевич - председатель Общероссийской общественной Малой академии наук «Интеллект будущего», кандидат педагогических наук, Лауреат премии Правительства РФ в области образования;

Ляшко Татьяна Васильевна – директор образовательных программ Общероссийской общественной Малой академии наук «Интеллект будущего», Лауреат премии Правительства РФ в области образования;

Маленкова Людмила Ивановна - кандидат педагогических наук, профессор, эксперт МАН «Интеллект будущего»;

Панченко Ольга Григорьевна - профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат философских наук;

Федоровская Елена Олеговна – кандидат биологических наук, зам. председателя МАН «Интеллект будущего» по научно-методической работе, Лауреат премии Правительства РФ в области образования.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ

Аннотация: объём до 900 знаков, включая пробелы.
В начале аннотации указывается: а) название проекта; б) инициалы и фамилия автора (авторов); в) краткое название учреждения и населенный пункт с указанием субъекта Российской Федерации.

Конкурсная работа может быть представлена в любом формате в зависимости от её вида.

Обязательное условие: практическое применение с приложением фото, по возможности видео материалов.

Файл с работой называется по фамилии участника проекта (первому автору), далее указывается через пробел город, организация, в которой Вы учитесь. Например: Иванова Томск Школа7.

Внимание! Работа представляется на конкурс индивидуально или в соавторстве (не более 5 соавторов). Если авторы прислали работу на конкурс, то предполагается, что они дают согласие на публикацию этих материалов на сайте Атласа новых профессий (http://atlas100.ru ), в электронном журнале «Академиан», в специальных сборниках журналах. Авторские права на материалы сохраняются за участниками.

VII. ЧТО ОЖИДАЕТ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА ПРОЕКТОВ

1. По итогам конкурса участники в своём личном кабинете смогут скачать Свидетельство Участника Всероссийского открытого конкурса проектов учащихся «Атлас новых профессий – в жизнь!».

3. Трем победителям конкурса отправляются Грамоты от Директора направления «Молодые профессионалы» Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

4. Лучшие работы будут опубликованы на сайте Атласа новых профессий (http://atlas100.ru ) с указанием фамилии и имени авторов, в журнале «Академиан» – электронном издании Малой академии наук «Интеллект будущего».

5. Участие в очной конференции. По итогам заочного тура конкурсанты приглашаются на очный проект – Всероссийскую конференцию «Созидание и творчество».

IX. ПОРЯДОК УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ

1. Изучить информацию на сайте Atlas100.ru об Атласе новых профессий.
2. Выбрать любую понравившуюся номинацию. Подготовить и реализовать проект.
3. Зарегистрироваться на сайте pedkurs.ru. На верхней вкладке нажать кнопку «Каталог курсов». В «выпавшем» списке выбрать конкурс «Атлас новых профессий – в жизнь!», напротив нажать кнопку «Подать заявку».
На сайте дана инструкция, как зарегистрироваться и прикрепить файл (описание проекта, презентацию, фото и видеоматериалы).
В названии файла указывается фамилия участника, город, учреждение.
Например: Иванова Томск Лицей 12.

Отправляя работу на конкурс, Вы тем самым даёте разрешение на внесение в базу ваших данных и публикации ваших результатов на сайте нашей организации.

Обращаем внимание , для участия в конкурсе необходимо в период с 1 марта по 25 апреля 2016 года отправить в Оргкомитет (разместить на сайте) заявочные материалы (описание проекта, отчёт о проведении с фото, видео приложениями).

Итоги конкурса будут подведены до 20 мая 2016 года.

***

Атлас новых профессий - это инструмент профессиональной ориентации, который поможет открыть новые горизонты перед школьниками. Ведь чтобы стать хорошим профессионалом через несколько лет, нужно как можно четче представить, чем ты хочешь заниматься в будущем, и начать меняться уже сегодня. Мы хотим, чтобы конкурс, основанный на материалах Атласа, помог тем, кто только начинает свой жизненный путь и ищет возможность для самореализации, определить оптимальное направление развития.

***

Вопросы о проведении конкурса можно задать по электронной почте Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Свет увидела первая редакция «Атласа новых профессий». Какие специалисты потребуются в ближайшие 15-20 лет? Какие компетенции стоит заготавливать уже этой весной? Где растут нужные знания и навыки? А также «профессии-пенсионеры», причины устаревания и изменения профессий, яркая инфографика и иллюстрации.

Что за карты внутри, если это «атлас»?

«Атлас» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет. Он поможет вам понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Скорость изменений увеличивается, сложность профессиональных задач возрастает. Некоторые занятия в сфере ИТ, например менеджер социальных сетей, профессиональный блогер, сео-оптимизатор, хедхантер, не были известны в начале 2000-х, а теперь стали популярными и высокооплачиваемыми. Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире? Наш «Атлас» поможет вам ответить на эти вопросы, а также узнать, какие вузы могут дать профессионалам будущего хорошую базовую подготовку.

«Атлас» — это поле возможностей, в котором вы сможете построить собственную траекторию движения в интересное будущее.

Эта версия «Атласа» является первой, а потому экспериментальной. Мы хотим, чтобы «Атлас» был понятным и полезным для его читателей. Поэтому мы будем рады вашим отзывам и предложениям по его доработке. Вы можете направить их по адресу [email protected].

Как родился «Атлас»?

Впервые в России Московская школа управления «СКОЛКОВО» и Агентство стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, и строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий. Результаты исследования были собраны в «Атлас новых профессий».

Конечно, экономика будущего не будет ограничиваться 19 отраслями, вошедшими в исследование. Есть еще целый ряд важных секторов производства (например, сельское хозяйство или рыбоводство) и услуг (например, индустрия развлечений, средства массовой информации или туризм), которые будут иметь большое значение в будущем, и где также будут происходить значительные изменения. Мы предполагаем, что Атлас будет развиваться и постепенно становиться все более полным.

Форсайт — подзорная труба в будущее?

Форсайт (от англ. «foresight» - взгляд в будущее, предвидение) - это социальная технология, которая была создана за рубежом более 30 лет назад и активно используется в сфере бизнеса и государственного управления. Эта технология позволяет участникам совместно создать прогноз развития отрасли, региона или страны и на основе этого прогноза договориться о действиях по достижению желаемого будущего.

из предисловия к Атласу

«Форсайт компетенций» и «Атлас новых профессий» на сайте Сколково
« » о технологии форсайта

Советские дети хотели стать космонавтами, милиционерами, врачами, учителями и инженерами. Молодежь 90-х — менеджерами, юристами и экономистами. Потом в тренде оказались дизайнеры, web-разработчики, маркетологи и пиарщики. А кто будет востребован через пять, десять, пятнадцать лет?

Сага о форсайте

Желая ответить на этот вопрос, Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с Московской школой управления «Сколково» провели исследование, которое получило название «Форсайт компетенций 2030» .

По итогам исследования был выпущен «Атлас новых профессий» (в первой редакции). Как рассказали разработчики издания на прошедшей в ИТАР-ТАСС пресс-конференции, в Атласе обозначены более 160 новых, а также устаревающих профессий по 19 важнейшим отраслям и технологическим направлениям.

В ходе исследования своё мнение высказывали свыше 2 500 российских и иностранных экспертов, в том числе представители ключевых российских и международных компаний и отечественных вузов. Участники анализировали технологические, социальные и экономические изменения, планы развития ведущих компаний, чтобы сформировать отраслевые «карты будущего», где ключевая роль отводится специалистам, способным успешно воплощать и развивать эти планы.

В переводе с английского foresight - взгляд в будущее, предвидение. Это социальная технология, которая была создана более 30 лет назад и активно используется в зарубежных странах как в бизнесе, так и в государственном управлении. Она позволяет участникам совместно создавать прогноз развития отдельно взятой отрасли, региона или страны и на его основе договариваться о том, как действовать, чтобы достичь желаемого.

Основные принципы форсайта таковы: будущее зависит от прилагаемых усилий и его можно создать, будущее вариативно (не проистекает из прошлого, а зависит от решений и действий), и при этом будущее нельзя предсказать со 100% достоверностью.

Я бы в биоэтики пошёл…

Не только функционал, но даже сами названия новых профессий изумляют. Глядя на некоторые, начинает казаться, что это не Атлас новых профессий, а выдержка из сценария к фантастическому фильму.

Например, в сфере биотехнологий в самое ближайшее время (до 2020 года) будут востребованы .

В медицине до 2020 года появятся такие специалисты, как и .

Сфера наземного транспорта пополнится . Авиации потребуются .

Наряду с хотя бы частично понятными названиями встречаются и абсолютно незнакомые или слабо известные широкой аудитории слова, к примеру, или . Tам же можно найти , .

В каждой из 19 исследуемых отраслей перечислены от 3 до 14 новых профессий, которые в самом ближайшем (до 2020 года) или более отдалённом будущем должны появиться и занять своё место в классификаторе профессий.

Пусть меня научат!

По мнению составителей Атласа, в будущем люди уже не смогут обойтись одним дипломом вуза. Необходимы будут так называемые надпрофессиональные навыки и умения, к которым относятся системное мышление, способность к межотраслевой коммуникации, умение управлять процессами и проектами, навык программирования IT-решений.

Понадобится и клиентоориентированность, мультиязычность и мультикультурность, умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми, работа в режиме высокой неопределённости и быстрой смены условий задач, способность к художественному творчеству и наличие развитого эстетического вкуса.

Конечно же, для той или иной профессии необходимы не все, а лишь некоторые из вышеперечисленных качеств и умений. Каких конкретно - расскажет тот же Атлас.

В рамках каждого направления перечислены ведущие вузы отрасли, где можно будет получить образование по актуальным профессиям и ведущие компании, готовые трудоустроить «специалистов будущего».

Профессии-пенсионеры

Увы, наряду с новыми, фантастически звучащими и актуальными в будущем профессиями, есть и те, которые скоро вымрут как динозавры. В списке попадаются и весьма неожиданные.


Так, очередниками «на вылет» среди интеллектуальных профессий очень скоро (до 2020 года) могут стать сметчик, стенографист, копирайтер, турагент, лектор, библиотекарь, документовед, испытатель, специалист по работе с пользователями компьютера (any key).

После 2020 года очередь дойдёт до юрисконсультов, нотариусов, провизоров, аналитиков, маклеров и риелторов, секретарей, операторов государственных услуг, логистов, диспетчеров, банковских операционистов, журналистов, диагностов, бурильщиков и системных администраторов.

Что касается рабочих профессий, то здесь на пенсию до 2020 года уйдут билетёры, парковщики, операторы call-центра, лифтёры и почтальоны , а после 2020 - вахтёры, шахтёры, машинисты товарных составов, инспекторы ДПС, горняки, фасовщики, варщики, прорабы, швеи и сапожники, водители такси .

Основной причиной отмирания перечисленных профессий (как интеллектуальных, так и рабочих), является развитие техники и технологий, вытеснение человеческого труда автоматизированным.

Из прошлого в будущее

Безусловно, целиком и полностью все названные профессии, скорее всего, не исчезнут, но они перестанут быть массовыми. Заниматься такой работой будут лишь отдельные люди в определённых случаях. Например, люди-риелторы останутся в основном в премиальном сегменте, где важен личный контакт с клиентом, обычных риелторов заменят компьютерные программы.

Многие «профессии будущего» имеют корни среди ныне существующих специальностей. К примеру, сегодняшние специалисты IT как низшего, так и среднего звена вполне могут трансформироваться в , в задачи которых будут входить не только технические консультации и оказание помощи, но и пропаганда новых технологий - своего рода миссионерская деятельность среди людей, консервативно настроенных по отношению к техническому прогрессу.

К 2020 году, согласно Атласу, на место логистов придут , в компетенцию которых будет входить выбор оптимальных путей доставки грузов и перемещения людей различными видами транспорта, мониторинг проходимости транспортных узлов и т.п.

Таких примеров можно привести очень много, но объединяющий их ключевой момент один - все профессии так или иначе эволюционируют. Функционал некоторых расширяется, другие становятся более интеллектуальными и несущими определённую идеологическую нагрузку, а третьи окажутся просто ненужными.

Создатели «Атласа новых профессий» не призывают представителей вышеназванных специальностей немедленно бросать своё дело и бежать переучиваться. Атлас скорее должен стать руководством и вспомогательным инструментом для тех, кто сегодня заканчивает школу и кому в ближайшие годы предстоит определиться с выбором профессии.

Ознакомиться с полной версией «Атласа новых профессий» и скачать его .

Атлас новых профессий Первая редакция Москва 2014

p. 2

p. 3

содержание Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Атлас новых профессий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Биотехнологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Медицина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 Энергогенерация и накопление энергии. . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 Энергосети и управление энергопотреблением. . . . . . . . . . . . 41 Наземный транспорт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 Водный транспорт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 Авиация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 Космос. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 Новые материалы и нанотехнологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 ИТ-сектор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 Добыча и переработка полезных ископаемых. . . . . . . . . . . . . . 89 Строительство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 Робототехника и машиностроение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 Финансовый сектор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 Экология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 Менеджмент. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 Социальная сфера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 Образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 Индустрия детских товаров и сервисов. . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 Профессии-пенсионеры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148 Причины устаревания профессий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148 Устаревающие интеллектуальные профессии. . . . . . . . . . . . . 151 Устаревающие рабочие профессии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 Авторский коллектив. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Участники форсайт-сессий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Для заметок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 161 165

p. 4

АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ Предисловие Что за карты внутри, если это «Атлас»? «Атлас» – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет вам понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Скорость изменений увеличивается, сложность профессиональных задач возрастает. Некоторые занятия в сфере ИТ, например менеджер социальных сетей, профессиональный блогер, сео-оптимизатор, хедхантер, не были известны в начале 2000-х, а теперь стали популярными и высокооплачиваемыми. Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире? Наш «Атлас» поможет вам ответить на эти вопросы, а также узнать, какие вузы могут дать профессионалам будущего хорошую базовую подготовку. «Атлас» – это поле возможностей, в котором вы сможете построить собственную траекторию движения в интересное будущее. Эта версия «Атласа» является первой, а потому экспериментальной. Мы хотим, чтобы «Атлас» был понятным и полезным для его читателей. Поэтому мы будем рады вашим отзывам и предложениям по его доработке. Вы можете направить их по адресу [email protected]. стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, и строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий. Результаты исследования были собраны в «Атлас новых профессий». Конечно, экономика будущего не будет ограничиваться 19 отраслями, вошедшими в исследование. Есть еще целый ряд важных секторов производства (например, сельское хозяйство или рыбоводство) и услуг (например, индустрия развлечений, средства массовой информации или туризм), которые будут иметь большое значение в будущем, и где также будут происходить значительные изменения. Мы предполагаем, что Атлас будет развиваться и постепенно становиться все более полным. Форсайт - подзорная труба в будущее? Форсайт (от англ. «foresight» – взгляд в будущее, предвидение) – это социальная технология, которая была создана за рубежом более 30 лет назад и активно используется в сфере бизнеса и государственного управления. Эта технология позволяет участникам совместно создать прогноз развития отрасли, региона или страны и на основе этого прогноза договориться о действиях по достижению желаемого будущего. Как родился «Атлас»? Впервые в России Московская школа управления «СКОЛКОВО» и Агентство 4

p. 5

Основные принципы форсайта: Будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать; Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон; Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно. Можно подготовиться к такому будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его. Именно исходя из этих принципов, Атлас новых профессий показывает будущее, которое планируют совместно создавать ведущие компании отраслей в соответствии со своими планами развития – освоения новых рынков, выпуска новых продуктов, применения новых технологий и т.п. Атлас является одним из элементов подготовки к желаемому будущему – поскольку эти планы развития смогут быть реализованы только в том случае, если появятся специалисты, способные их воплотить. Каждой отрасли отводится отдельный раздел, в начале которого вы можете ознакомиться с кратким прогнозом развития отрасли до 2030 года, узнать, какие новые технологии и тенденции оцениваются отраслевыми экспертами и работодателями как наиболее интересные и перспективные. Для каждой отрасли приводится перечень новых профессий с кратким описанием их рабочих задач. Список этих профессий не является окончательным и исчерпывающим (вполне возможно, могут появиться и другие профессии и специализации) – однако он иллюстрирует те важные изменения, которые ожидают отрасль в ближайшие годы. Характеристики профессий Для каждой профессии указываются ее ключевые характеристики, такие как:» (и далее уже блоки «горизонт», «тип специализации»и пр.). Горизонт возникновения: Навигация по «Атласу» «Атлас новых профессий» состоит из двух частей: Первая часть посвящена новым профессиям. Вторая часть посвящена «профессиям-пенсионерам». Первая часть посвящена профессиям, которые будут возникать в ближайшие годы в наиболее перспективных, высокотехнологичных и быстрорастущих отраслях российской экономики. До 2020 года – профессии, которые востребованы «завтра». В развитых странах многие из этих профессий появились уже сегодня (например, энергоаудиторы, сетевые врачи, ГМО-агрономы и др.). Это профессии, которые будут востребованы в России в ближайшее десятилетие.» После 2020 года – профессии, которые потребуются «послезавтра» и при благоприятном технологическом развитии страны и мира. Эти 5

p. 6

АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ профессии сегодня могут показаться фантастическими, хотя первые шаги в решении профессиональных задач такого рода (например, задачи киберпротезистов, программистов виртуальных миров и др.) уже сделаны. Это профессии, которые являются новыми не только для России, но и для других стран. Тип специализации: Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях). Умение управлять проектами и процессами. Кросс-отраслевая – набор знаний, навыков и умений, дающий возможность найти работу в разных отраслях / на стыке отраслей. Программирование ИТ‑решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом. Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя. Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах). Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми. Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем). Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса. Внутриотраслевая – набор знаний, умений и навыков, позволяющий работать в одной отрасли. НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ Эти навыки являются универсальными и важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Ниже приведен список некоторых надпрофессиональных навыков, которые были отмечены работодателями как наиболее важные для работников будущего. Это: Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия). 6

p. 7

Бережливое производство. Также в «Атласе» представлен рекомендательный раздел по каждой отрасли, разъясняющий: какие вузы России дают базовую подготовку позволяющую через несколько лет оказаться в первом составе специалистов будущего; какие крупнейшие работо­ датели присутствуют на российском рынке в рассматриваемых отраслях, готовятся к внедрению новых технологий и, значит, уже сейчас определяют спрос на специалистов будущего; комментарии о рынке труда в отраслях Во второй части «Атласа» вы можете узнать о том, что же будет с некоторыми востребованными профессиями в ближайшие 20 лет. Технологии обновляются, оборудование устаревает, инструменты становятся грудой металлолома. Профессии тоже стареют и умирают. Этот процесс естественен, он происходил и происходит при любой смене технологических циклов, например, кучеров заменили таксисты, почтальонов – администраторы почтовых серверов. Но если раньше циклы были длинною в десятки, а то и сотни лет, то теперь их продолжительность не превышает 10–15 лет. И хотя «старение» профессий не происходит мгновенно, лучше узнать о «кандидатах на пенсию» как можно раньше, а не тогда, когда уже получил «пенсионную карту». Возможно, выбирая будущую профессию, вы с интересом поглядываете на одну из тех, которые вскоре уйдут в прошлое – например, на профессию бухгалтера, и даже не представляете, что есть молодой и перспективный сектор новых рабочих задач. Желаем успехов! 7

p. 8

8

p. 9

9

p. 10

СХЕМА ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СПИСОК ПРОФЕССИЙ В АТЛАСЕ ИКТ АВТОМАТИЗАЦИЯ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Биотех, 3D-печать и др. СМЕНА ПРОЦЕССОВ В ОТРАСЛЯХ Изменение практик разработки, производства, управления, обслуживания Изменение рабочего места Смена отраслевой структуры БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Глобализация Рост среднего класса и изменение потребительских предпочтений Изменение моделей управления в бизнесе и государстве и производственных процессов Экологичность образа жизни 10

p. 11

НОВЫЕ ПРОФЕССИИ появляющиеся в связи со сменой техологий, использованием новых практик работы и новых запросов потребителей ИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ ПРОФЕССИИ изменяющиеся под воздействием ИКТ и других технологий ИЗМЕНЕНИЕ ЗАДАЧ РАБОТНИКОВ В ОТРАСЛЯХ ПРОФЕССИИПЕНСИОНЕРЫ исчезающие в результате автоматизации и других технологических и социальных изменений 11

p. 12

НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ В ПРОФЕССИЯХ БУДУЩЕГО Си мы стем шл но ен е ие Ме ко жот мм ра ун сле ик ац вая ия Уп р пр авл ое ен кта ие ми Бе пр режл ои зво ивое дс тво Пр о г ни ра ка/ мм Ис ир ­ку ова сст н и вен е/ Кл ны Роб ие й и о­то нт оо нт ри ел ­тех­ ле ен кт ти Му ро ван и м льти н ул язы о ст ьти ч ь ку нос ль ть т ур Ра но бо сть та с л юд ьм Ра и не бота оп в ре усл де ле овия нн На о ст х и тво выки рч ест худо ва же ств ен но го БИОТЕХНОЛОГИИ Системный биотехнолог Архитектор живых систем Урбанист-эколог Биофармаколог ГМО-агроном Сити-фермер МЕДИЦИНА ИТ-медик Архитектор медоборудования Биоэтик Генетический консультант Клинический биоинформатик Медицинский маркетолог R&D менеджер здравоохранения Молекулярный диетолог Оператор медицинских роботов ИТ-генетик Специалист по киберпротезированию Специалист по кристаллографии Проектант жизни медицинских учреждений Эксперт персонифицированной медицины Консультант по здоровой старости Сетевой врач ЭНЕРГОГЕНЕРАЦИЯ И НАКОПЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ Менеджер по модернизации систем энергогенерации 12

p. 13

Разработчик систем микрогенерации Метеоэнергетик Проектант систем рекуперации Специалист по локальным системам энергоснабжения Дизайнер носимых энергоустройств Проектировщик энергонакопителей ЭНЕРГОСЕТИ И УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕМ Маркетолог энергетических рынков Защитник прав потребителей электроэнергии Энергоаудитор Разработчик систем энергопотребления Системный инженер интеллектуальных энергосетей Электрозаправщик Наладчик / контроллер энергосетей для распределенной энергетики НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ Оператор автоматизированных транспортных систем Инженер по безопасности транспортной сети Оператор кросс-логистики Проектировщик интермодальных транспортных узлов Техник интермодальных транспортных решений Строитель «умных» дорог Проектировщик композитных конструкций для транспортных средств Проектировщик высокоскоростных железных дорог Архитектор интеллектуальных систем управления Си мы стем ш л но ен е ие Ме ко ж о т мм ра ун сле ик ац вая ия Уп р пр авл о е ен кта ие ми Бе р е пр жл ои зво ивое дс тво Пр ни огра ка/ мм Ис ир ­ку ова сст ни вен е/ Кл ны Ро б ие й и о­то нт оо нт ри ел ­тех­ ле ен кт ти Му ро ван и м льти но ул язы сть ьти ч ку н о с ль ть т ур Ра но бо сть та с л юд ьм Ра и не бота оп в ре усл де ле овия нн На о ст х и тво выки рч ест худо ж ва ес т вен но го 13

p. 14

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ Портовый эколог Системный инженер морской инфраструктуры Специалист по навигации в условиях Арктики АВИАЦИЯ Проектировщик интерфейсов беспилотной авиации Инженер производства малой авиации Аналитик эксплуатационных данных Технолог рециклинга летательных аппаратов Проектировщик дирижаблей Проектировщик инфраструктуры для воздухоплавания Разработчик интеллектуальных систем управления динамической диспетчеризацией КОСМОС Проектировщик космических сооружений Менеджер космотуризма Инженер-космодорожник Космобиолог Космогеолог НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ Глазир Системный инженер композитных материалов Проектировщик нанотехнологических материалов Проектировщик «умной среды» Специалист по безопасности в наноиндустрии ИТ-СЕКТОР Архитектор информационных систем Дизайнер интерфейсов Архитектор виртуальности 14 Си мы стем ш л но ен е ие Ме ко ж о т мм ра ун сле ик ац вая ия Уп р пр авл о е ен кта ие ми Бе пр режл ои зво ивое дс тво Пр о г ни ра ка/ мм Ис ир ­ку ова сст ни вен е/ Кл ны Ро б ие й и о­то нт оо нт ри ел ­тех­ ле ен кт ти Му ро ван и м льти н ул язы о ст ьти ч ь ку н о с ль ть т ур Ра но бо сть та с л юд ьм Ра и не бота оп в ре усл де ле овия нн На о ст х и тво выки рч ест худо ва же ств ен но го

p. 15

Дизайнер виртуальных миров Сетевой юрист Проектировщик нейроинтерфейсов Организатор интернетсообществ ИТ-проповедник Цифровой лингвист Разработчик моделей Big Data ДОБЫЧА И ПЕРЕРАБОТКА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ Системый горный инженер Экоаналитик в добывающих отраслях Инженер роботизированных систем СТРОИТЕЛЬСТВО Специалист по усилению / перестройке старых строительных конструкций Архитектор «энергонулевых» домов Специалист по модернизации строительных технологий Проектировщик инфраструктуры «умного дома» Прораб-вотчер Проектировщик 3D-печати в строительстве РОБОТОТЕХНИКА И МАШИНОСТРОЕНИЕ Оператор многофункциональных робототехнических комплексов Проектировщик-эргономист Инженер-композитчик Проектировщик домашних роботов Проектировщик промышленной робототехники Проектировщик детской робототехники Проектировщик нейроинтерфейсов по управлению роботами Си мы стем ш л но ен е ие Ме ко ж о т мм ра ун сле ик ац вая ия Уп р пр авл о е ен кта ие ми Бе р е пр жл ои зво ивое дс тво Пр ни огра ка/ мм Ис ир ­ку ова сст ни вен е/ Кл ны Ро б ие й и о­то нт оо нт ри ел ­тех­ ле ен кт ти Му ро ван и м льти но ул язы сть ьти ч ку н о с ль ть т ур Ра но бо сть та с л юд ьм Ра и не бота оп в ре усл де ле овия нн На о ст х и тво выки рч ест худо ж ва ес т вен но го 15
© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ