Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что изучает: Градостроительство, планировка сельскохозяйственных населенных пунктов. Градостроитель – самая интегрированная профессия Что считать архитектурой

Закончили архитектурный ВУЗ и неожиданно осознали, что архитектура — не для вас? Не спешите сожалеть о напрасно потраченных годах: на основе материалов портала Archinect мы выбрали девять сфер деятельности, где архитекторы могут применить свои знания и навыки.

С 2008 на сайте Archinect существует рубрика , в которой профессионалы делятся своими историями, почему они решили уйти из архитектуры и как архитектурное прошлое помогло им найти себя в новой специальности. За неполных 8 лет в разделе опубликовали более 50 рассказов, которые будут интересны и сами по себе, даже если вы не планируете менять направление работы. На примере этих материалов мы постарались понять, почему архитекторы бросают профессию, что полезного дает архитектурное образование и собрали основные направления, которые могут привлечь несостоявшегося архитектора.

Зачем уходить

Несмотря на то, что в историях рассказывается о людях с самым разным опытом — от студентов, ушедших в другие сферы сразу после получения диплома, до профессионалов с 10-летним стажем работы на проектах разного уровня — доводы у большинства на редкость : бесконечные рабочие часы, где проектированию отведено 10% времени, а остальные 90% рабочего дня занимают переговоры с подрядчиками, решение проблем с чертежами, бюджетом и заказчиками.

С другой стороны, не только негативные стороны жизни архитектора толкают его к смене профессии. Архитектура — одна из самых разносторонних специальностей, задействующая очень разные аспекты жизни. Каждый следующий проект может открыть неизвестную до этого область, которая, возможно, окажется для вас настоящим призванием.

Что дает архитектурное образование

Если работа архитектора у кого-то может вызвать негативные эмоции, то насчет архитектурного образования все сходятся в одном — чем бы в итоге ни занимался человек, потраченные на обучение годы точно того стоят. Ким Кноленберг, открывшая собственную ферму, считает , что вряд ли смогла бы осилить этот проект, если бы не учеба в архитектурной школе, где она «научилась находить и решать проблемы, работать в команде и отстаивать свои идеи перед аудиторией». Список полезных навыков можно продолжать бесконечно. Тут и понимание контекста, и формирование аналитического подхода, и пространственное мышление. Работающий теперь в области проектирования интерфейсов Гонг Шето (Gong Szeto) рассказывает , что чаще всего на переговорах с ИТ-инженерами, трейдерами и банкирами ему приходится цитировать «пользу, прочность, красоту» Витрувия, поскольку формула, оказывается, очевидна не каждому.

Что считать архитектурой

Хоть основная часть героев рубрики больше и не занимается непосредственно проектированием зданий, мал кто из них считает, что они действительно бросили эту сферу деятельности — скорее, просто несколько отклонились от привычного для многих восприятия архитектуры. По словам Густаво Алмейда-Сантоша (Gustavo Almeida-Santos), работающего теперь креативным директором, его компания «по сути не занимается зданиями и сооружениями, но схожим образом обрабатывают информацию и проходит через те же стадии проектирования». Для него это просто еще одна область архитектуры.


1. На службе у архитекторов

Профессии, напрямую связанные с архитектурой

Архитектура — большая сфера деятельности, которая, тем не менее, живет по своим правилам и законам. Поэтому людям без архитектурного образования сложно вписаться и понять специфику работы. Это касается и таких профессий, как архитектурные фотографы и визуализаторы. Порталы по архитектуре и специализированные издательства, как правило, тоже основывают архитекторы.

Таким образом можно по-прежнему оставаться в самом центре архитектурной жизни, но избавиться при этом от большинства негативных последствий профессии. Важно, что вашими заказчиками будут сами архитекторы, с которыми вы говорите на одном языке. А направления деятельности здесь могут быть самыми разными. Например, Мэтт Тримбл (Matt Trimble), желая оптимизировать монотонный процесс редактирования чертежей, начал с написания простых скриптов для Autocad, а теперь возглавляет компанию Radlab, занимающуюся разработкой программного обеспечения для архитекторов.

Или можно перейти в графический дизайн и помогать архитекторам создавать книги, печатную продукцию, сайты. Или, как Анн Деру (Anne Dérian), после семи лет работы в разных бюро открыть собственное производство мозаики. Направлений здесь много, главное — выбрать то, что действительно нравится.


2. Интернет

Разработка веб-сайтов и приложений

Наверняка вы используете или хотя бы слышали про веб-сервис Pinterest , который позволяет собирать изображения в интернете. Но мало кто знает, что его основателем был архитектор. Будучи студентом и желая систематизировать свою огромную коллекцию рендеров, чертежей и фотографий, Эван Шарп (Evan Sharp) запустил с другом сервис, который спустя всего 5 лет существования оценивают уже в 11 млрд. долларов. По словам Эвана , архитектурная школа заставила его взглянуть пространственно на структуру интернета и понять, как люди могут использовать сеть в своих целях.

Среди популярных приложений, разработанных архитекторами, можно вспомнить также и сервис презентаций Prezi, который изменил подход к показам слайдов. Вся презентация создается на одном едином полотне, над которым перемещается камера, отдаляя и приближая отдельные области.

3. UI-дизайнер

Разработка пользовательских интерфейсов

Профессия разработчика пользовательских интерфейсов — возможно, одна из самых близких по духу к архитектуре. Создавая удобную для человека среду, UI-дизайнер продумывает перемещения пользователя внутри заданной системы, манипулируя потоками. По словам Ани Колак (Ania Kolak), архитектурное прошлое научило ее равноценно работать как с отдельными деталями, так и с проектом в целом.

4. Разработка игр

Проектирование виртуальных пространств

Любовь к рисованию в свое время убедила Фрэнсиса Тсаи (Francis Tsai) пойти в архитектурную школу. И, на его взгляд , именно обучение архитектуре и развитию пространственного мышления помогло ему стать известным в мире разработки игр. По сути, работа заключается в построении модели виртуального пространства и наполнению его объектами и эмоциями.

5. Моушн-дизайн

Создание заставок и видеороликов

Развитое пространственное мышление, как и отточенное чувство композиции, по мнению Магнуса Херта (Magnus Hierta) позволили ему быстро освоиться в моушн-дизайне и участвовать в создании видеороликов разных форматов. Как и архитектор, моушн-дизайнер должен быть не только дизайнером, но режиссером, оператором, монтажером, программистом и продюсером.

В разговоре про телевидение нельзя обойти стороной Дмитрия Ликина, сооснователя архитектурного бюро WOWHAUS. Работающий также на Первом канале в качестве главного художника, он принимал непосредственное участие в одном из самых ярких ребрендингов на российском телевидении 2000-х годов.


6. Медиа-персоны

Работа в кадре

Принято говорить, что по разговорчивости архитектор должен быть на втором месте после журналиста, чтобы успешно отстаивать свои идеи. Хотя, кроме умения быстро говорить, нужно еще и обладать определенной харизмой. В этом мы убедились на собственном опыте во время фестиваля «Зодчество-2015», засняв с рассказывающими о своих проектах архитекторами.

Тем временем Archinect публикует историю Джона Гиддинга (John Gidding), приглашенного вести шоу Designed to Sell («Спроектировано на продажу»). По сценарию Гиддинг помогает владельцам улучшить дом и повысить его стоимость для продажи. Но самое главное, что телевизионные бюджеты помогают ему выбивать деньги на любые технологические новинки строительной сферы и позволяют экспериментировать и оставаться в тренде технологий.


7. Девелопмент

Так сложилось, что архитекторы не слишком жалуют девелоперов в силу разных взглядов на мир. Но ничто не мешает самому архитектору выступить в роли управляющего, значительно упростив себе жизнь. В 2010 году Мигель Мак-Келви (Miguel McKelvey), уже имеющий за своими плечами опыт продаж, стал сооснователем сети коворкингов WeWork , которая спустя пять лет работы насчитывает 250 сотрудников и 54 локации.

Наличие архитектора на руководящих должностях позволило отстоять завышенные траты на проектирование интерьеров, без которых бы не удалось в итоге создать фирменную атмосферу коворкингов.

8. Дизайн одежды, текстиля и аксессуаров

Лишь после сокращения в период кризиса Эмили Фишер (Emily Fischer) нашла время собрать собственный сайт и разместить фотографии своих экспериментов с текстилем. Стеганые одеяла, которые вошли в нашу для архитекторов, мгновенно облетели интернет, а сама Эмили через три недели после увольнения уже открыла собственную фирму.

Сделать кольцо из бетона мог только архитектор. Но Линда Беннет пошла еще дальше, создав набор DIY Ring Kit , с помощью которого владелец должен сам сделать кольцо, замесив все необходимые материалы. Проект публиковался во всех крупных изданиях, успешно прошел кампанию на Kickstarter, а общая коллекция украшений за два года превысила 50 наименований.

9. 3D-печать

Печать в 3D обсуждается уже на протяжении многих лет, но все еще имеет большой потенциал. Купив на втором курсе поддержанный принтер, Кайл Вильям и Лиз вон Хасселн (Kyle William, Liz von Hasseln) планировали с его помощью постепенно оплачивать обучение. Но пара настолько увлеклась экспериментами, что даже дошла до использования сахара в качестве чернил. Теперь их проект The Sugar Lab создает сахарные скульптуры, развивая абсолютно новое направление пищевой печати.


Бонус: Дизайнер LEGO

Адора Ло (Adora Lo) стала еще одной жертвой финансового кризиса 2009, но уже давно не жалеет об этом. Сборка городов для тематических парков LEGO — работа мечты для многих архитекторов. Пока старые друзья по колледжу жалуются на неиссякаемые чертежи лестниц, Агора рассказывает , как собирала 9-метровую копию башен Петронас для парка в Сингапуре.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ«ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО»9-12 СЕМЕСТРЫ

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

«ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО»

9-12 СЕМЕСТРЫ

Примерная программа дисциплины «Градостроительство» федерального компонента цикла СД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению - 630100 - АРХИТЕКТУРА, Специальность - ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, Квалификация специалиста - АРХИТЕКТОР-

I . ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса.

Цель курса - завершение подготовки архитектора-специалиста широкого профиля, теоретически и практически всесторонне подготовленного к работе со всеми градо­ строительными объектами в современных условиях.

2. Задачи курса.

В задачи курса входит:

1) общее знакомство и последующее детальное изучение специфики объектов проекти­ рования;

2) усвоение состава предпроектных исследований в области градостроительного анали­ за и градорегулирующих документов во всех областях градостроительной деятельности;

3) изучение и освоение основных принципов и методов решения социально-экономиче-
ских, функциональных, инженерных и художественно-композиционных задач во всём
разнообразии условий формирования новых городских территорий на базе территорий
иного назначения и различной степени освоения, реконструкции и развития сложившихся
городских территорий, преобразования и развития городских агломераций и других видов
систем расселения;

4) формирование практических навыков в разработке и оформлении проектной
документации по всем видам изучаемых объектов проектирования, с использованием всех
современных технических средств получения и обработки научной, историко-градострои-
тельной и нормативной информации и изготовления проектной документации на совре менном уровне.

3. Место курса в профессиональной подготовке архитектора- градостроителя.

Данный курс является базовым в подготовке архитектора-специалиста в области проектирования городских территорий, генеральных планов городов и районной плани ровки, прививая необходимые ему в этой сфере проектно-методические навыки и умения.

Состав и содержание выполняемых заданий. курсовых и дипломных проектов нацелено на формирование чётких представлений и достаточно детальных знаний об объектах проектирования, задачах, методах и приёмах проектирования как исторически сложившихся, так и вновь формируемых городских территорий, генеральных планов городов и районной планировки, практических навыков разработки сложных градостро­ительных и районно-планировочных проектов.


4. Требования к уровню освоения содержания курса.

Результатом изучения материала курса должно быть профессиональное представление о специфике объекта проектирования, владение принципами и методами решения всего многообразия градостроительных задач. Архитектор-градостроитель должен знать прин­ ципы и приёмы разработки планировочной композиции городских образований; планиро­ вочные, социальные, экономические и экологические задачи и методы формирования городской среды; основной состав предпроектных исследований в области градостро­ ительного анализа и градорегулирующих документов во всех областях градостроительной деятельности и уметь постоянно пополнять свои знания в этой области. Архитектору- градостроителю необходимо детальное понимание механизма действия этих документов на жизнь и формирование городского организма и городской среды.

Успешно освоившие курс архитекторы должны уметь разрабатывать архитектурно- планировочную организацию территории города на топографических подосновах в мас­ штабе от 1:10 000 до 1:2 000 и детальные объёмно-пространственные решения по форми­рованию локальных городских пространств в масштабе от 1:500 до 1:200.

II . СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Разделы курса

Курс состоит из 4 разделов, для прохождения и освоения каждого из которых отводится по 1 семестру:

Раздел 1. Планировка и застройка городской территории и городского центра (2 про­ екта в 9 семестре 5 курса);

Раздел 2. Реконструкция исторически сложившейся городской территории (2 проекта в 10 семестре 5 курса);

Раздел 3. Преддипломное исследование и преддипломная практика в 11 семестре 6 курса;

Раздел 4. Дипломное проектирование в рамках комплексной тематики развития системы расселения, реконструкции и развития сложившихся и вновь осваиваемых городских территорий - в 12 семестре 6 курса.

Графическое представление проектов 5 курса, как правило, ограничивается графичес­ кими материалами объёмом от 3 - 4 кв. м, представленными на планшетах 1x1 м или 0,7 (1,4)х1 м. Графическое представление преддипломного проекта- эскизное представление предполагаемой экспозиции будущего дипломного проекта в масштабе 1:2 и реферат; объ­ ём дипломного проекта - от 8 кв.м экспозиционной площади на стандартных планшетах.

В разработке учебных курсовых проектов предусматривается три основных проектных этапа или стадии:

1) аналитическая стадия - включает сбор необходимых данных для проектирования,
их обработку, систематизацию и анализ, с целью формирования полноценной информационно - аналитической базы проекта, а также в случае необходимости уточнение и индивиду­ ализацию задания на проектирование;

2) проектно-аналитическая стадия - на основе проведённого градостроительного
анализа выявление планировочных ограничений, создание опорного плана территории, и
как результат - формирование планировочной и объёмно-пространственной идеи, выра­женной графическими и макетными средствами;

3) проектная стадия - разработка и графическое оформление структурных и территори ально-планировочных схем развития объекта проектирования, проектных чертежей и
других материалов, отражающих разработанные в проекте функционально-планировочные
и объёмно-пространственные решения.


2. Темы и краткое содержание.

Раздел 1. Планировка и застройка городской территории и городского центра.

Тема 1. Развитие системы расселения и городских агломераций. Работа с масштабами 1:100000-1:50000.

Тема 2. Градостроительный анализ территории, выбор территории для проектирования градостроительных объектов. Переход к масштабам 1:20 000 - 1:10 000.

Тема 3. Опорный план территорий, выбранных для развития городских образований.

Тема 4. Проектирование функционально-планировочной структуры городских образо­ваний. Зонирование градостроительных объектов: общегородской центр, районные и специализированные центры, зоны высокоплотной и низкоплотной жилой застройки, производственная и коммунально-складская зоны, зоны внешнего транспорта, зоны природного комплекса, рекреационные и спортивные. Формирование систем транспортного и пешеходного движения. Переход к масштабам 1:10 000 - 1:5 000.

Тема 5. Методы, средства и приёмы графического представления функционально- планировочной структуры городских образований. Градостроительные схемы.

Тема 6. Проектирование функционально-планировочной структуры центрального района большого города или крупного городского района численностью до 100 тыс. жителей. Переход к масштабам 1:5 000 - 1:2 000.

Тема 7. Объёмно-пространственная структура центрального района.

Тема 8. Разработка детальных архитектурно-планировочных и объёмно-пространст­ венных решений общегородского центра. Методы формирования функциональной, транспортной и инженерной инфраструктуры в трёх измерениях. Проектирование открытых и перекрытых пешеходных пространств с разработкой «вскрытых планов», благоустройства, малых архитектурных форм в масштабах 1:500 - 1:200.

Раздел 2. Реконструкция исторически сложившейся городской территории.

Тема 1. Исторически сложившиеся городские территории, их типология, проблемы реконструкции в современных условиях градостроительного развития.

Тема 2. Градостроительный анализ исторически сложившихся городских территорий, выбор территории для проектирования. Работа с масштабами 1:5 000 - 1:2 000.

Тема 3. Историко-архитектурный опорный план.

Тема 4. Составление проектного опорного плана на основе предпроектных исследо­ ваний исторически сложившейся городской территории. Работа с масштабом 1:2000.

Тема 5. Особенности преобразования исторически сложившейся функционально-планировочной и объёмно-пространственной структуры. Методика реконструкции в условиях различных морфотипов застройки. Составление эскиза застройки и проектных схем. Работа с масштабом 1:2000.

Тема 6. Разработка детальных архитектурно-планировочных и объёмно-пространст­ венных решений фрагмента реконструируемой территории. Методы обновления и преобра­ зования функциональной, транспортной и инженерной инфраструктуры в условиях актив­ной и адаптивной, в т.ч. «скрытой» реконструкции. Методы использования подземного пространства в условиях сохраняемой, реконструируемой и заменяемой застройки. Проек­тирование открытых и перекрытых пешеходных пространств с разработкой «вскрытых планов», благоустройства, малых архитектурных форм в масштабах 1:500 - 1:200.

Раздел 3. Преддипломное исследование и преддипломная практика.

Тематика преддипломных исследований и практики либо выбирается дипломником из состава предлагаемых ведущей проектной организацией либо формулируется индивидуа­льно по согласованию или предложению руководителя диплома и утверждается кафедрой. В процессе преддипломного проектирования дипломант изучает следующие темы:

Тема 1. Проблемы развития системы расселения и городских агломераций в соответст­ вующем регионе.


Тема 2. Градостроительный анализ городской территории, генеральный план города, выбор территории для проектирования новых градостроительных объектов и реконструк­ ции существующих.

Тема 3. Составление проектной концепции развития и реконструкции городских терри­ торий по результатам предпроектных исследований.

Раздел 4. Комплексный дипломный проект развития системы расселения, районной планировки, реконструкции и развития сложившихся и вновь осваиваемых городских территорий.

Дипломный проект интегрирует навыки и знания, полученные студентом за весь период обучения в институте, и осуществляется в соответствии с ГОС «архитектор- специалист». В качестве объекта проектирования могут выступать следующие градост­роительные объекты:

1) Городской район - часть крупного или крупнейшего города с охватом
территории до 3000 га;

2) Городской район - часть большого города с охватом территории до 2000 га и
проектными предложениями по развитию города в целом;

3) Жилой район на территории сложившейся застройки в крупнейшем, крупном
или большом городе с проектными предложениями по развитию прилегающих
территорий с охватом площадей до 500 га;

4) Средний город и (или) его центральный район с охватом территории до 3000 га;

5) Малый город с прилегающими территориями с охватом площадей до 500 га.
Общая тема диплома окончательно формулируется по результатам преддипломных

исследований и практики и утверждается кафедрой. В процессе дипломного проектирова­ния дипломант изучает следующие темы:

Тема 1. Детальная проработка проектных предложений в рамках проектов районной планировки и генерального плана города. Работа с масштабами 1:20 000 - 1:5 000.

Тема 2. Составление проектных опорных планов на основе предпроектных исследова­ ний проектируемых городских территорий. Работа с масштабами 1:5 000 -1:2 000.

Тема 3. Проработка функционально-планировочной и объёмно-пространственной стру­ктуры центрального или крупного городского района, общегородского центра на новых или исторически сложившихся городских территориях. Работа с масштабами 1:5 000 -1:2 000.

Тема 4. Детальные архитектурно-планировочные и объёмно-пространственные реше­ ния фрагмента проектируемой (реконструируемой) территории. Работа с масштабами 1:500 -1:200.

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для

самостоятельной работы

Задания для самостоятельной работы формируются в рамках тем практических занятий и включают сбор исходных материалов для проектирования, подготовку рефератов, эскизных макетных и графических предложений по предложенной теме, подготовку докладов по результатам проделанной работы, включая доклады для защиты курсовых и дипломных работ я отчёт по пройденной преддипломной практике.

4.Примерная тематика рефератов и курсовых работ.

Курсовые работы (проекты) данного курса выполняются в 9 - 11 семестрах. Темы курсовых проектов 9 семестра: 1.Планировка городской территории.


2. Планировка и застройка центрального района города.

3. Фрагмент центра города.

Темы курсовых проектов 10 семестра:

1. Реконструкция исторически сложившейся городской территории.

2. Реконструкция локального участка территории.

В 11 семестре в качестве курсового проекта выполняется преддипломный проект, тема которого для каждого студента является индивидуальной в соответствии со спецификой выбранного для дипломного проектирования градостроительного объекта и с задачами преддипломной практики, и в общем может быть сформулирована как «Проектные предложения по комплексному развитию и реконструкции градостроительных объектов».

По теме каждого курсового проекта выполняется реферат с пояснительной запиской. Реферат, выполняемый по результатам преддипломной практики параллельно с преддип­ломным проектом, является основой дипломного реферата.

5. Примерный перечень вопросов к зачёту по всему курсу.

1. Системы расселения, районная планировка и городские агломерации. Современные
тенденции и проблемы развития.

2. Градостроительныйанализтерритории,критериивыборатерриториидля
градостроительных объектов. Природные и антропогенные факторы градообразования.

3. Опорныйплантерриторий,предназначенныхдляформированияиразвития
городских образований. Система планировочных ограничений.

4. Проблемы реконструкции исторических городов. Морфотипы исторической застройки.

Историко-архитектурный опорный план и проблемы сохранения

5. историко-архитек турного наследия в условиях реконструкции.

6. Функционально-планировочная структура городских образований. Общегородской
центр, районные и специализированные центры, зоны высокоплотной и низкоплотной
жилойзастройки,производственнаяикоммунально-складскаязоны,зонывнешнего
транспорта, зоны природного комплекса, рекреационные и спортивные.

7. Центральный район и общегородской центр большого и крупного города.

8. Формирование систем транспортного и пешеходного движения в городе и централь­
ном районе.

9. Проблемы реконструкции исторически сложившейся

функционально-планировоч ной структуры городской среды.

10. Средства и приёмы преобразования объёмно-пространственной структуры истории-
чески сложившейся городской среды.

11. Методика реконструкции в условиях различных морфотипов застройки.

12. Методы реконструкции функциональной, транспортной и инженерной

инфраструктуры локальных городских пространств.

13. Благоустройство территории в условиях реконструкции.

14. Типология открытых и перекрытых пешеходных пространств. Проблемы и методы
проектирования.

15. Методыиспользованияподземногопространствавусловияхсохраняемой,
реконструируемой и заменяемой застройки.

III . РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

№№ п\п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия (час)

Самосто­ ятельная работа

лекции

семинары

Планировка городской территории





Планировка и застройка центрального района

Фрагмент центра города

Реконструкция городской территории

Реконструкция локального участка территории

Преддипломная практика, преддипломное проектирование

Дипломное проектирование

итого

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

Форма итогового контроля - комплексный зачёт с защитой выполненных курсовых проектов в конце 9 и 10 семестров перед кафедральной комиссией, выставляемый по ито­гам средней успеваемости студента в течение семестра и по результатам защиты курсовых проектов. В конце 11 семестра выставляется комплексный зачёт по итогам преддипломной практики и преддипломного проектирования. Государственный экзамен с защитой диплом­ ного проекта перед Государственной Аттестационной комиссией (ГАК) на степень архи­тектора-специалиста проводится в конце 12 семестра.

V . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА. Рекомендуемая литература (основная)

Наименование

Наличие грифа МО

Год из­ дания

Обеспечивает ли полностью соде­ ржание дисцип­лины

Авдотьин Л.Н., Лежава И.Г., Смоляр И.М.

Градостроительное проектирование

учебник

нет

Градостроительный кодекс РФ

2005

нет

Кострикин Н. Д.

Новый город как элемент расселения. Учебно-методическое пособие

2003

нет

Кострикин Н. Д.

Реконструкция исторически ценных территорий города. Учебно-методическое пособие

2001

нет

Мошков А.В.

Методические указания на разработку курсового проекта «Планировка городских территорий»

1998

нет

Чучмарёва Е.З.

Планировка общественного центра города

2004

нет



Шубенков М.В., профессор, канд. арх. Гандельсман Б.В., доцент, канд. арх. Московский архитектурный институт (Государственная академия)

Шифр специальности: 18.00.04 Градостроительство, планировка сельскохозяйственных населенных пунктов.

Описание специальности: Градостроительство и планировка сельских населенных мест охватывает разработку научных основ архитектурно-планировочной организации городов и сельских поселений, районной планировки, территориальных систем расселения регионов и страны, имеющих целью исследование закономерностей развития и совершенствование основ архитектурно-проектной, градостроительной и планировочной деятельности, включая планирование, проектирование и оптимизацию структуры и функционирования данного класса объектов. Значение разработки и решение научных и проектных проблем данной дисциплины заключается в улучшении функциональных, социальных, гигиенических и эстетических параметров среды обитания и жизнедеятельности людей, населяющих города и сельские местности, охраны и использования накопленного архитектурного, градостроительного и иного культурного наследия, а также сохранения и устойчивого развития окружающей среды в интересах ныне живущих и последующих поколений.

Область исследования:
1. Изучение градостроительных традиций и градостроительного наследия городов и регионов России и других стран.
2. Разработка современных и прогнозируемых социальных, пространственных, технических и архитектурно-художественных закономерностей, принципов и способов генеральной планировки городов, сельских населенных мест и крупных территориальных систем расселения.
3. Основы планировки, застройки и реконструкции жилых и производственных функциональных зон городов и сел, их общественных центров, ландшафтных комплексов и мест отдыха, архитектурно-градостроительных ансамблей, систем внешнего благоустройства и транспортно-коммуникационных систем.
4. Разработка методологических основ градостроительного прогнозирования, планирования и проектирования, основ правового обеспечения градостроительной деятельности.
5. Создание современных градостроительно-информационных систем, научных принципов формирования градостроительных кадастров, компьютеризация различных разделов градостроительной деятельности..
6. Разработка научно-методических основ градостроительного образования, подготовки специалистов-градостроителей высшей квалификации.

Смежные специальности:
05.22.20 – "Транспортные системы городов и промышленных центров".
05.13.10 – "Управление в социальных и экономических системах".
08.00.05 – "Экономика и управление народным хозяйством".
08.00.18 – "Экономика народонаселения и демография".
11.00.02 – "Экономическая, социальная и политическая география".
17.00.06 – "Техническая эстетика (в части вопросов организации городских пространств).

Отрасли наук:
технические науки,
архитектура.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза

Способность охватывать целый комплекс задач, мыслить пространственно и применять на практике знания из совершенно разных областей науки - всему этому обучает специальность 07.03.04 «Градостроительство». Фактически профессией можно было овладеть только в процессе работы в исследовательских и проектных организациях градостроительного профиля.

Это чрезвычайно увлекательная и не менее сложная специальность, корни которой уходят в древность. Вместе с появлением первых городов возникли и определенные сложности с организацией территорий, а от градостроителей всегда требовалось решение противоречивых задач.

Условия поступления

Главная задача курса - воспитать всесторонне развитого специалиста, который в своей деятельности сможет оперировать знаниями в социологии и политологии, экономике и архитектуре, строительстве и экологии. Он сумеет взвесить каждое решение и прийти к компромиссному варианту, опираясь на опыт прошлых поколений. Однако градостроителю отталкиваться приходится от точных наук при всей творческой составляющей профессии. Поэтому предметы, которые необходимо сдать при поступлении на это направление, следующие:

  • математика (профильный экзамен),
  • русский язык,
  • история.

В качестве дополнительного испытания может проводиться экзамен по рисунку.

Будущая профессия

Градостроительство предполагает работу в сфере организации территории посредством выполнения пространственного проектирования. В процессе своей деятельности бывший студент сможет выполнять территориальное и градостроительное планирование. Также в его компетенцию входит осуществление зонирования и оценка строительства во всех смыслах: в плане расходов, прибыльности и воздействие на окружающую среду. Работа включает также расчеты на случай аварийных ситуаций, стихийных бедствий. Не обходится специалист без использования юридических знаний, так как ему предстоит трудиться с официальными документами - картами, чертежами, схемами.

Куда поступать

Сегодня освоить специальность можно в вузах Москвы и в других регионах:

Срок обучения

Диплом бакалавра можно получить спустя пять лет обучения на очном отделении. На заочном или вечернем отделении, как и при смешанной форме, предстоит учиться в течение 6 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

В программе бакалавриата обязательными к изучению являются такие предметы:

  • проектирование - архитектурное и строительное;
  • градостроительная политика, проектирование и анализ;
  • инженерные сети;
  • компьютерные средства проектирования;
  • мультимедийные технологии;
  • ландшафтно-визуальный анализ.

Приобретаемые навыки

В процессе освоения курса студент научится:

Перспективы трудоустройства по профессии

Это достаточно редкая специальность, поэтому молодые специалисты, обладающие богатым багажом знаний, востребованы в любом регионе. Если они умеют учитывать экономические и экологические факторы в своей работе, проводят анализ социальных условий и оценивают воздействие своего решения на среду в целом, то смогут найти себя в работе по созданию благоприятной городской среды. Это бюро, мастерские, проектные и научные организации, которые занимаются архитектурой и градостроительством.

Выпускник направления 07.03.04 «Градостроительство» может работать:

  • архитектором,
  • проектировщиком,
  • реставратором,
  • градостроителем,
  • строителем,
  • техником по строительству,
  • экспертом-консультантом по градостроительству,
  • специалистом или руководителем в сфере управления градостроительством.

Уровень зарплаты зависит от выбранного направления и места трудоустройства. Студент, получивший диплом бакалавра, сможет получать от 20 тысяч рублей на стартовой позиции помощника проектировщика либо специалиста первой категории.

Преимущества обучения в магистратуре

В магистратуре студент сможет лучше развиться в культурном и интеллектуальном смысле, научится применять новые методы исследования. Также он приобретет ценный практический опыт, который заключается как в проектировании, так и в организации либо управлении коллективом.

В процессе прохождения курса предстоит познакомиться с подземной урбанистикой и узнать специфику экологии конкретного города. На лекциях преподают стратегии развития территорий любого типа, а также реконструкции исторических объектов. Впоследствии выпускник сможет работать в профильных государственных учреждениях, частных бюро и проектных организациях, а также вести преподавательскую либо исследовательскую работу.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ