Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Историческое прошлое в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

  1. Какому периоду жизни Украины посвящена повесть? Как характеризует писателя создание этого произведения?
  2. Н. В. Гоголя очень интересовала история родной ему Украины, он восхищался народными героями — запорожскими казаками, которые в XVI—XVII веках самоотверженно боролись против угнетателей украинского и русского народов — польской шляхты. Писатель искал в прошлом великие дела и героические характеры, противопоставляя их мелочным заботам и мелким характерам своих современников. Создание повести характеризует Н. В. Гоголя как патриота, который гордился славою запорожцев, героической историей своей родины.

  3. Удачным ли кажется вам начало повести? Почему?
  4. Начало повести представляется нам, ее читателям, не просто удачным, а единственно возможным: буквально с первых строк воссоздается колорит эпохи, трагической по своей сути, но с комическими ситуациями в жизни и поведении героев. Автор вводит читателя в семью старого казака, знакомит с неповторимыми нравами, обычаями, отношениями, сочетая героику и юмор в характерах и поведении своих героев.

  5. Какие мысли и чувства Гоголя выражены в словах: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!»? Как они связаны с содержанием всей по-вести?
  6. Повесть Гоголя посвящена событиям освободительного движения на Украине, борьбе казаков с польскими захватчика-ми, турками и татарскими полчищами. В этих словах выражено восхищение пи-сателя мужеством и величием людей, бо-ровшихся за свободу и счастье своего оте-чества и отдававших за него жизнь.

  7. Какие качества Тараса Бульбы как народного героя воплощены в повести? Составьте план ха-рактеристики Тараса Бульбы (включив в него оп-ределение основных черт характера героя и эпизо-ды, эти черты подтверждающие).
  8. Тарас — мудрый казак и опытный во-ин, которого уважают товарищи и избира-ют своим наказным атаманом; храбрый, мужественный и суровый человек, свою жизнь отдавший защите отечества.

    План характеристики

    1. Тарас — отец и муж (приезд сыновей и решение везти их в Сечь; отношения с женой).
    2. Бульба — человек Сечи (вольность и безудержность натуры и в то же время су-ровость и аскетизм, преданность общему делу). Главные ценности его жизни — это борьба за христианскую веру и товарище-ство, самая высшая оценка для него — «добрый козак».
    3. Тарас Бульба — воин (бой под Дубно, последний бой Тараса).
    4. Отношение к товариществу (речь о товариществе, отношение к казакам Се-чи).
    5. Характер, рожденный временем. Ве-личие и трагедия Тараса.
  9. Почему, читая повесть, «…вы и удивляетесь ему (Тарасу. — Авт.), и ужасаетесь, и смеетесь над ним» (В. Г. Белинский)?
  10. Характер главного героя повести очень многогранен. Удивляет в Тарасе безу-держность и грубость его натуры, соче-тающиеся с преданностью и нежностью, мы смеемся над его непосредственностью, простотой и жизнерадостностью, ужаса-емся его жестокости и беспощадности.

  11. Составьте сравнительную характеристику Остапа и Андрия, обратив внимание на следующие вопросы: какое впечатление оставляет первое знакомство с братьями? Что отличало их во время учебы в бурсе? В чем различие поведения Остапа и Андрия в Запорожской Сечи, в бою? Как погиб-ли братья? Используя материал предыдущих отве-тов и рекомендации к сравнительной ха-рактеристике, сопоставьте братьев Оста-па и Андрия.
  12. Примерный план

    1. Сходство Остапа и Андрия:
    2. а) одна семья;

      б) воспитание;

      в) обучение в бурсе;

      г) окружение в Сечи.

    3. Различие братьев:
    4. а) внешность, характер;

      б) отношение к людям;

      в) восприятие природы и красоты;

      г) отношение к войне, поведение в бою;

      д) гибель братьев.

  13. Найдите в тексте лирические отступления. Как они связаны с основным повествованием и для чего введены в повесть?
  14. Гоголь вводит в повествование ряд лири-ческих отступлений (описание степи, Днеп-ра и др.), создавая эмоционально-художест-венный подтекст повести, выражая автор-ское чувство к изображаемому, соотнося картины природы с судьбой героев.

  15. Можно ли назвать «Тараса Бульбу» истори-ческой повестью? Есть ли в этом произведении подлинные исторические лица, факты, соотнесен-ность с конкретным историческим временем?
  16. В «Тарасе Бульбе» нет изображения подлинных исторических фактов, реаль-ных исторических лиц. Время, изобра-женное в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: XV-XVII века. Ни одного определенного исторического факта в повести нет, т. е. Гоголь не ставил перед собой цели досто-верно рассказать о конкретных историче-ских событиях, не собирался воссоздавать картину исторического прошлого. Исто-рический фон в повести достаточно усло-вен. Гоголь ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпиче-ские, поэтому «Тарас Бульба» является не исторической повестью, а героической эпопеей. Жак в фольклорных произведе-ниях отражены жизненные идеалы, рож-денные в народном сознании, так и в по-вести Гоголя воссозданы идеальные чело-веческие характеры.

  17. В какие моменты особенно проявилось величие духа Тараса Бульбы? Какой последний подвиг он совершил? Материал с сайта

    Величие духа Тараса Бульбы проявилось в самые драматичные моменты его жизни и жизни казаков: вот он напоминает соратникам о том, что такое товарищество, и находит такие слова, которые были необходимы, влили в запорожцев новое мужество; вот он казнит сына-предателя; вот, рискуя жизнью, поддерживает перед гибелью второго сына — героя Остапа; вот, когда огонь уже лизал его ноги, думает не о себе, не о том, как спастись самому, а о том, как спасти от верной гибели своих товарищей.

  18. Как характеризует автор Тараса Бульбу и его сыновей? Как выражает свое отношение к ним?
  19. Какую роль играет в повести описание украинской степи? Чем интересно это описание?
  20. Как показаны быт и нравы Запорожской Сечи?
  21. Чем привлекательны образы запорожцев?
  22. Почему именно Тараса Бульбу избрали казаки наказным атаманом? Считаете ли вы удачным их выбор?
  23. Как восприняли жизнь и нравы Запорожской Сечи сыновья Тараса? Почему Остап сразу нашел свое место в среде казаков, а Андрию было труднее сблизиться с ними?
  24. Как и почему Андрий стал изменником? Допускаете ли вы, что такая судьба могла постигнуть Остапа?
  25. Как показан героизм казаков в боях под городом Дубно? Слышен ли здесь авторский голос?
  26. Чем закончилась вторая битва под Дубно для Тараса и его сыновей? Какие чувства вызвал у вас рассказ о гибели Андрия от руки отца? Изменил ли этот эпизод ваше мнение о них, сложившееся ранее?
  27. Как погиб Остап? Почему перед смертью зовет он именно отца?
  28. Какие строки повести выражают ее основную идею?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • эпизод из тараса бульбы под дубно
  • внешность андрия из тараса бульбы
  • вопросы к главам 5-7 по повести тарас бульба
  • тарас бульбы главные герои и интересные эпизоды
  • вопросы и ответы география гоголя

Главная особенность художественного произведения на историческую тему - в том, что автор органично сочетает в нем рассказ о событиях, имевших место на самом деле, с и авторским вымыслом. Несколько необычна в этой связи повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: исторические события в ней не конкретизированы, более того, при чтении порой довольно трудно бывает определить, в какое время разворачиваются действия - в 15, 16 или 17 веке. К тому же ни один из героев не является историческим лицом, включая самого Тараса. Несмотря на это, с момента появления произведения его причисляют к эпическим повестям, иногда называют романом. В чем же сила и масштабность «Тараса Бульбы»?

История создания повести

Обращение писателя к теме казачества не было случайным. Уроженец Полтавской губернии, он с детства был наслышан о героическом подвиге народа во время борьбы с многочисленными внешними захватчиками. Позже, когда Гоголь уже стал писать, особый интерес у него вызывали такие отважные и преданные родине люди, как Тарас Бульба. В Сечи их было немало. Нередко казаками становились бывшие крепостные крестьяне - они обрели здесь дом и товарищей.

Н.В. Гоголь изучил немало источников, посвященных этому вопросу, в том числе рукописи украинских летописей, исторические исследования Боплана и Мышецкого. Не удовлетворившись прочитанным (по его мнению, в них содержались скупые сведения, которых было недостаточно, чтобы понять душу народа), Гоголь обратился к фольклору. и думы, посвященные рассказывали об особенностях характеров, нравов и быта казаков. Они дали писателю великолепный «живой» материал, который стал прекрасным дополнением к научным источникам, а какие-то сюжетные линии в переработанном виде вошли в повесть.

Историческая основа повести

«Тарас Бульба» - книга о вольных людях, населявших в 16-17 веках территорию Приднепровья. Центром их была Запорожская Сечь - ее название связано с тем, что она укреплялась со всех сторон оградой из поваленных деревьев - засеками. В ней существовал свой уклад жизни и управления. Подвергавшиеся частым нападениям со стороны поляков, турок, литовцев казаки имели очень сильное, хорошо обученное войско. Большую часть времени проводили они в сражениях и военных походах, а добытые трофеи становились главным средством к существованию. Не случайно и светлицы в доме, где жила в одиночестве его жена, включает многочисленные приметы походной жизни хозяина.

1596 год стал роковым для украинского народа, бывшего в то время под властью литовцев и поляков. приняла унию об объединении под властью Папы Римского двух христианских религий: православной и католической. Принятое решение еще больше осложнило непростые отношения между поляками и казачеством, вылившиеся в открытые военные противостояния. Этому периоду и посвятил Гоголь свою повесть.

Изображение Запорожской Сечи

Главной школой для воспитания стойких, мужественных воинов стал особый уклад жизни и управления, а учителями - опытные казаки, не раз показывавшие свою доблесть в бою. Одним из них был полковник Тарас Бульба. Биография его - это рассказ о становлении настоящего патриота, для которого превыше всего оказываются интересы и свобода отечества.

Напоминала большую республику, основанную на принципах гуманизма и равноправия. Кошевой выбирался всеобщим решением, обычно из числа самых достойных. В ходе боя казаки должны были безоговорочно ему подчиняться, но в мирное время именно в его обязанности входила забота о запорожцах.

В Сечи все было устроено для обеспечения быта и военных походов ее жителей: работали всевозможные мастерские и кузницы, разводили скот. Все это увидят Остап и Андрий, когда их привезет сюда Тарас Бульба.

История недолгого существования Запорожской республики показала новый способ организации жизни людей, основанный на братстве, единстве и вольности, а не на притеснении слабых сильными.

Главная школа для казака - боевое братство

О том, как происходило становление молодых воинов, можно судить на примере сыновей Тараса, Остапа и Андрия. Они окончили обучение в бурсе, после чего их путь лежал в Запорожье. Отец встречает сыновей после долгой разлуки не объятиями и поцелуями, а испытанием на кулаках их силы и сноровки.

Жизнь Тараса Бульбы была неприхотливой, о чем свидетельствует застолье в честь приезда сыновей («тащи … всего барана, козу… да горелки побольше» - с такими словами обращается старый казак к жене) и сон на просторе, под открытым небом.

Даже дня не пробыли Остап и Андрий дома, как отправились уже в Сечь, где их ждало лучшее в мире товарищество и славные подвиги за родину и религию. Их отец был убежден, что настоящей школой для них может стать только участие в боевых сражениях.

Запорожцы

Подъезжая к Сечи, Тарас и его сыновья увидели живописно спящего посреди дороги казака. Он раскинулся, подобно льву, и вызывал всеобщее восхищение. Широкие, как море, шаровары, гордо закинутый чуб (его непременно оставляли на бритой голове), хороший конь - так выглядел настоящий запорожец. Не случайно главный герой повести обращается к сыновьям с призывом сразу же сменить их «бесовскую» одежду (в ней они приехали из бурсы) на другую, достойную казака. И они действительно сразу преобразились в сафьянных сапогах, широких шароварах, алых казакинах и бараньих шапках. Образ дополнили турецкий пистолет и острейшая сабля. Восхищение и гордость вызывали восседавшие на славных жеребцах молодцы у отца.

Историческая основа повести «Тарас Бульба» обязывала автора отнестись к казакам беспристрастно. При всем уважении к ним и их доблести, Гоголь правдиво говорит и том, что порой их поведение вызывало осуждение и непонимание. Это относилось к разгульной и пьяной жизни, которую они вели в перерывах между битвами, излишней жестокости (за убийство преступника закапывали в могилу вместе с жертвой живьем) и низкому культурному уровню.

Сила товарищества

Главным достоинством казаков было то, что в момент опасности они могли быстро мобилизоваться и выступить единым войском против врага. Их самоотверженность, партиотизм, мужество и преданность общему делу не имели границ. В повести это не раз доказали сам Тарас Бульба. Биография других видных воинов, среди которых опытные Товкач, Кукубенко, Павел Губенко, Мосий Шило и молодой Остап, также это подчеркивает.

Хорошо о единстве и главном назначении казаков сказал в своей речи накануне решающего сражения Бульба: «Нет уз святее товарищества!» Его речь является выражением большой мудрости и святой веры в то, что он и его собратья защищают правое дело. В трудный момент слова Тараса подбадривают казаков, напоминают об их святом долге защищать своих товарищей, всегда помнить о вере православной и преданности родине. Самым страшным для казака было предательство: это не прощалось никому. Тарас убивает собственного сына, узнав, что из-за любви к прекрасной полячке он предпочел личные интересы общественным. Так узы братства оказались важнее, чем кровные. О том, что этот факт соответствовал действительности, свидетельствует историческая основа повести.

Тарас Бульба - лучший представитель казачества

Полковник с суровым характером, прошедший славный боевой путь. Славный атаман и товарищ, который мог поддержать ободряющим словом и дать хороший совет в трудную минуту. Обладал жгучей ненавистью к врагу, посягнувшему на веру православную, и не жалел собственной жизни ради спасения родины и своих собратьев по оружию. Привыкший к вольной жизни, довольствовался чистым полем и был абсолютно неприхотлив в быту. Таким изображает Гоголь главного героя. Всю жизнь он провел в битвах и всегда оказывался в самом опасном месте. Оружие, курительная трубка и славный конь Тараса Бульбы составляли его главное богатство. При этом он мог пошутить и побалагурить, был доволен жизнью.

Разочаровавшийся в младшем сыне герой испытал великую гордость за Остапа. Рискуя жизнью, Бульба пришел к месту казни, чтобы в последний раз повидать его. А когда Остап, стойко переносивший смертельные муки, в последнюю минуту позвал его, он одним словом, заставившим вздрогнуть всю площадь, выразил свою гордость, одобрение и поддержку не только сыну, но товарищу по духу, соратнику. До конца жизни будет горевать Тарас по своему сыну и мстить за его смерть. Пережитое добавит ему жестокости и ненависти к врагу, но не сломит его воли и силы духа.

В повести отсутствует привычное для героя описание Тараса Бульбы, так как это не столь важно. Главное, что он обладает такими качествами, благодаря которым можно было выстоять в то жестокое время.

Гиперболизация Тараса в сцене казни

Характеристику героя дополняет описание его смерти, в большой мере нелепой. Герой попадает в плен, так как наклоняется, чтобы подобрать упавшую трубку - даже ее он не хочет отдать проклятому врагу. Здесь Тарас напоминает народного богатыря: десятка три человек с трудом смогли его одолеть.

В последней сцене автор описывает не боль от огня, которую испытывал герой, а его тревогу за судьбу уплывающих по реке собратьев. В момент смерти он ведет себя достойно, оставаясь верным главным принципам товарищества. Главное, он был уверен в том, что прожил жизнь не напрасно. Именно таким и был настоящий казак.

Значимость произведения сегодня

Историческая основа повести «Тарас Бульба» - это освободительная борьба народа с захватчиками, посягнувшими на его страну и веру. Благодаря таким сильным духом людям, как Тарас Бульба, его сын и товарищи, удавалось не раз отстоять независимость и свободу.

Произведение Н.В.Гоголя и его герои для многих стали образцом мужественности и патриотизма, поэтому оно никогда не утратит своей актуальности и значимости.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

гимназия №133

г. Уссурийска Уссурийского городского округа.

«Трудное и бранное»

время в повести Гоголя.

« ТАРАС БУЛЬБА»

Алексеенко Е.В.

учитель русского

языка и литературы

высшей квалификационной

2012-2013 год.
Оборудование к уроку.

На доске.

1. Карта «Россия в XVI-XVII веке»

2. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану» Репина.

3.Иллюстрации учащихся к повести «Тарас Бульба».

4.Презентация о детских и гимназических годах Н.В. Гоголя, фотографии писателя, родителей, друзей.

5.Газета с портретом писателя и эпиграфом к уроку

«Мои мысли, моё имя, мои труды

Будут принадлежать народу»

6.Словарь.

1.Запорожская Сечь-

2.Брань (стар.)-война, битва

3.Вольный казак- свободный, ни от кого не зависящий человек(в старину на Украине и в России).

4.Атаман- главарь, предводитель.

5.Бурсак- ученик духовного училища.

7.Костюм казака.
Тема нашего урока: «Н.В. Гоголь знакомство с повестью «Тарас Бульба» (Трудное и бранное время в произведении).

Какое новое слово встретилось вам в теме нашего урока?

Как вы понимаете «бранное» время?

А как словарь Ожегова объясняет значение этого слова?

Как вы думаете, какие цели нашего урока?

Запишите эпиграф урока, к нему мы еще вернемся в конце работы.

Прежде чем познакомиться с повестью Николая Васильевича Гоголя, совершим заочную экскурсию в Большие Сорочинцы, на Украину, где родился писатель.

3. Сообщение читает ученик (о детских и гимназических годах писателя).
Учитель : Невозможно представить писателя без знакомства с его творчеством.

Сообщение о творчестве писателя.

Какие еще интересные факты биографии Н.В. Гоголя вам известны?

Какие произведения Николя Васильевича вы читали?
4. Учитель

Очень хотелось Гоголю написать произведение о смелом, сильном, своем родном народе. И часто Николай Васильевич задумывается: разве не сумеет он рассказать о таких людях. И все больше и больше погружается Гоголь в изучение истории украинского народа, настойчиво, терпеливо роется в исторических сочинениях, читает летописи. И встает перед ним яркая, живая история народа. А воображение рисует образы смелых, гордых людей, битвы, боевые победы, подвиги, широкие и вольные дикие степи. Мысли эти уводят писателя в глубину истории XVI-XVII века, Запорожье. Здесь росла русская сила казачества. Настоящее писателя не удовлетворяло, жил прошлым.
- Сегодня мы познакомимся с произведением Николая Васильевича Гоголя

«Тарас Бульба».

5. Учитель

Какие роды литературы вы знаете?

К какому роду литературы принадлежит «Тарас Бульба»?

К какому жанру литературы принадлежит это произведение?

А когда в произведении описаны достоверные исторические события, как

как оно называется?

А если герои совершают подвиги?(историко-героическая повесть)

Итак, какое же историческое событие положено в основу повести, какое время отражено в ней, об этом вы узнаете из исторической справки.

6. Историческая справка «Запорожская сечь» (Прилагается)

7. Учитель

Подведем итог

Почему Запорожская Сечь так называлась?

Как словарь объясняет значение этого словосочетания?

Какие люди там собирались?

Что же объединяло этих людей?

(Их объединяла бесшабашность, воинственность. Для каждого из них война- обычное состояние, они не могут не воевать. В Запорожскую Сечь они приходили, как будто бы возвращались в свой собственный дом, из которого только что вышли)

Кто же был выбран атаманом?

Какая теперь цель стояла перед Тарасом, как атаманом?

(Сплотить таких разных людей: беглых, каторжных, со своими взглядами, привычками, характерами, сплотить эту массу для борьбы).
8. Учитель

Да, ничего не знает Тарас выше любви к Отчизне, ничего нет для него выше казачества, чище и святее боевого дружества. И когда казаки выбрали его своим атаманом, и Сечь поднялась на дело и готовилась к битве, не удержался Тарас Бульба, сказал казакам речь – хотелось ему высказать все, что было у него в сердце. До самой глубины души дошли его слова до товарищей казаков.

Чтение наизусть речи Тараса о товариществе (мальчик в костюме казака).

Как же старейшие и молодые казаки отнеслись к речи атамана

(зачитывают эпизод из главы 9).

Ребята, как вы понимаете, что такое товарищество?

А как вы понимаете слова Тараса «Нет уз святее товарищества»?

9.Учитель

Чтобы лучше представить облик эпохи, которую Гоголь изобразил в повести, мы обратимся к известной картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану»

(Ученик читает сообщение)

10.Учитель

Обратим внимание на иллюстрации, выполненные ребятами к

прочитанной повести.

(Учитель знакомит с иллюстрациями учащихся, указывая фамилии).

11.Учитель

Итак, вы прочитали повесть Гоголя «Тарас Бульба». Какие ведущие,

центральные темы вы выделили?

1. Тема войны и мира.

2. Тема семьи.

3. Тема милосердия.

4. Тема добра и зла.

5. История Украины.

6. Борьба запорожских казаков.

Какова идея повести «Тарас Бульба»?

Отечество! (Хотел, чтобы Отечество было сильным и могучим).

Товарищество! (Чтобы Русь была единым государством).

Вера! (Чтобы современники поверили в лучшее будущее).

Какие эпизоды вам особенно запомнились?

Понравилось ли вам произведение и чем?

12. Своим впечатлением о прочитанной повести поделится Романенко Эдуард, он прочитает стихотворение собственного сочинения «Тарас Бульба».

Тарас Бульба.

Талантливый художник слова,

Умело держит он перо

в своих руках. И снова, снова

он создает рассказы, но

Одно прекрасное творенье

«Тарасом Бульбой» он назвал.

Его в минуты вдохновения

он как-то утром написал.

Листая повести страницы

о похожденьях казака,

мне темной ночью ясно снится,

как вдруг Тарасова рука

одним движением лишила

вдруг жизни сына своего.

И тут же вражеская сила

живым решила сжечь его.

Скорбит так тихо и уныло.

Лишённая семьи жена.

Казачьи дух, казачья сила

В произведении видна.

Романенко Э.

Сообщение I.

«Старосветский украинский хутор был родиной Гоголя, старосветские хуторяне - его воспитателями».Н.В. Гоголь родился 20 марта 1809 года в селе Сорочинцы, недалеко от Полтавы. Детство будущего писателя прошло в деревне Васильевка. Отец будущего писателя, Василий Афанасьевич был человеком незаурядным. Выйдя в отставку, он почти все время отдавал занятиям литературой и театру.

Часто на спектакли, которые устраивал у себя далёкий родственник Дмитрий Прокофьевич Трощинский, отец приводил своих сыновей. Мать Гоголя, Марья Ивановна, женщина чрезвычайно красивая и очень добрая. Когда Гоголь подрос, он с братом Иваном поступает в Поветовое училище, где проучился год. С 1820 года учится в Нежинской гимназии высших наук. Невысокий остроносый подросток с карими глазами он трудно привыкал к новым условиям жизни, но постепенно познакомился и подружился со многими товарищами. Гоголь обладал изумительным даром, как всё глупое и смешное в характере и поступках людей, умел «угадать» человека. Гимназисты образовали свой литературный кружок. В гимназии Гоголь увлекался рисованием и театром, много читал.
Сообщение II .

Живя в Нежине, Гоголь мечтал о Петербурге. С такими мечтами он заканчивает Нежинскую гимназию и 13 декабря 1828 года выезжает в Петербург. Литературным творчеством начал заниматься еще в гимназические годы. В Петербурге издаёт поэму « Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов. Критики не пощадили поэму и, прочитав отзыв на своё произведение, Гоголь скупил в лавках все экземпляры книг и сжёг их. Расстроенный неудачами, в конце июля 1829 года Гоголь уезжает в Германию. Через время решает вновь заняться литературным творчеством. В 1830 году в журнале «Отечественные записки» была опубликована повесть «Басаврюк». Работает над сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». А когда в свет вышла повесть «Вечера накануне Ивана Купала», к Гоголю приходит настоящая известность.

В 1835 году вышел в свет сборник «Миргород». В сборник вошли 4 повести «Повесть о том как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба».

Последние годы жизни живёт в Москве, занимается литературным творчеством.
Запорожская Сечь

В древности народы современной России и Украины жили вместе в одном государстве. Но монголо- татарское иго разлучило эти два народа. Русь оказалась под властью Золотой Орды, а Украину поделили между собой соседние государства, а в XVI веке большую часть Украины присоединила к себе Польша.

Польские помещики (шляхта) хотели полностью подчинить себе Украину. Они запрещали украинцам придерживаться украинских обычаев, носить привычную одежду, разговаривать на родном языке.

Вместо древней православной веры на Украине насильно стали вводить принятую в Польше католическую. Украинские и Польские помещики заставляли крестьян работать на себя. Трудовой народ сопротивлялся этому. За это людей жестоко наказывали: казнили или отрезали нос и уши. Люди бежали на далекие окраины, в степи, селились там, занимались рыбной ловлей, охотой. Особенно большое поселение возникло на реке Днепр, за порогами (Запорожье). Здесь строили укрепления, «засеки». Отсюда и пошло название Запорожская Сечь. Места тут были труднодоступными, и люди чувствовали себя здесь в безопасности. Отражали нападения крымского хана или турецкого султана. Людей здесь было много- тысячи. Они подчинялись своим атаманам и гетманам. В бою они беспрекословно им подчинялись, а в мирное время любого атамана могли заменить другим. Добравшись до Запорожской Сечи, люди становились вольными. В открытых лодках казаки выходили в море и нападали на торговые корабли, высаживаясь на побережье Турции или Крыма. Много здесь гибло казаков. Зато те, кто возвращался в Запорожскую Сечь, привозили богатую добычу: золото, ковры, шелка, другие дорогие товары. Казаки стали опасны не только для турок и крымских татар, но и для поляков. Польские помещики понимали, что только тогда они закрепятся на украинских землях, когда покончат с Запорожскими казаками.

Пятьдесят лет боролись казаки с польской шляхтой. Много пролилось крови, много оборвалось жизней. Самым большим казацким восстанием в XVII веке были восстания во главе с Тарасом Федоровичем Павлюком, Богданом Хмельницким, Яковом Остряниным. Не раз одерживали казаки победы, но не могли устоять они против польских помещиков, так как были они в то время одними из лучших воинов в Европе

Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану»

Ни одну картину Репин не любил так как «запорожцев». Он восхищался образами запорожских казаков, так как никто на свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Запорожье всегда было свободным и никому не подчинялось.

Художник работал над картиной более 13 лет. В основе этой картины лежит подлинное историческое событие.

В 1676 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожцам грозную грамоту, в которой приказал им без сопротивления сдаться. И запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорной ответ.

Репин изобразил Запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняют свое знаменитое письмо. Один за другим отпускают они острые и язвительные замечания по адресу султана, смеются над сомой мыслью о возможности их порабощения.

Картина Репина раскрывает такое необыкновенное богатство изображаемых на полотне человеческих характеров.

В центре картины длинный и проницательный атаман- Иван Серко, легендарный герой, о котором сохранилось множество преданий. В выражении его лица чувствуется достоинство, уверенность в себе, сила и человечность.

Возле него писарь. На его умном ироничном лице тонкая язвительная усмешка.

Обращает на себя внимание казак в красном жупане и белой папахе, раскатистым хохотом отвечающий на шутку товарищей. Тонким беззвучным смехом смеется худенький старичок с седым чубом на бритой голове. А рядом с ним звонко хохочет молодой красавец, запустивший за ухо свой роскошный ус.

На картине удалось Репину передать всеобщее, безудержное веселье. Жесты, разнообразие одежды и снаряжение казаков помогают яснее ощутить могучую силу запорожцев.

Ощущение силы возникает еще и потому, что центральная группа дана не изолированно, а на фоне остального запорожского войска, закрывающего собой весь горизонт.

Репину также, как и Гоголю, Запорожская Сечь рисовалась вольной казачьей республикой, порождавшей людей даровитых и могучих, сильных духом. Чтобы быть правдивым, Репин при написании картины советовался с историками, зарисовывал старинные оружия, посещал все легендарные места Запорожской Сечи. И хоть эта картина не была написана непосредственно к повести «Тарас Бульба», все же на полотне можно узнать гоголевских героев.

Веселый толстый казак напоминает Тараса Бульбу, старик с чубом- Кисьяна Бовдюка, красавец- казак напомнает Кукубенко.

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», входящая в цикл повестей «Миргород» (2 части) был написана в 1834 году. Это одно из самых выдающихся русских исторических произведений в художественной литературе того времени, отличающееся большим количеством действующих лиц, многоплановостью и продуманностью композиций, а также глубиной и емкостью характеров персонажей.

История создания

Идея написать масштабную историческую повесть о подвиге запорожского казачества возникла у Гоголя в 1830 году, над созданием текста он работал почти десять лет, но окончательная правка так и не была завершена. В 1835 годы в 1-ой части «Миргорода» публикуется авторская версия повести «Тарас Бульба», в 1942 свет увидела несколько другая редакция данной рукописи.

Каждый раз Николай Васильевич оставался недовольным напечатанным вариантом повести, и вносил в её содержание правки не менее восьми раз. Например, произошло значительно увеличение её объема: от трех до девяти глав, образы главных героев стали более яркими и фактурными, в батальные сцены добавлено больше ярких описаний, жизнь и быт Запорожской Сечи обросли новыми интересными подробностями.

(Иллюстрация Виктора Васнецова к "Тарас Бульба" Гоголя, 1874 )

Гоголь очень тщательно и придирчиво вычитывал написанный текст в стремлении создать то уникальное сочетание, как нельзя лучше раскрывающее его талант как писателя, проникающего в глубины характеров персонажей, показывающего уникальное самосознание всего украинского народа в целом. Чтобы понять и передать в своем произведении идеалы описываемой им эпохи, автор повести с большим увлечением и энтузиазмом изучал самые разнообразные источники, в которых описывалась история Украины.

Для придания повести особенного национального колорита, который ярко проявлялся в описании быта, характеров персонажей, в ярких и сочных, эпитетах и сравнениях, Гоголь использовал произведения украинского фольклора (думы, песни). В основу произведения была положена история казацкого восстания 1638 года, подавить которую поручили гетману Потоцкому. Прообразом главного героя Тараса Бульбы был атаман Запорожского Войска Охрим Макуха, храбрый воин и подвижник Богдана Хмельницкого, который имел трех сыновей (Назар, Хома и Омелько).

Анализ произведения

Сюжетная линия

Начало повести знаменуется приездом Тараса Бульбы с сыновьями на Запорожскую Сечь. Отец привозит их для того чтобы как говориться «понюхали пороху», «набрались уму разуму», и закалившись в сражениях с вражескими силами, стали настоящими защитниками своей Родины. Очутившись на Сечи, молодые люди практически тут-же оказываются в самом эпицентре развивающихся событий. Не успев даже толком оглядеться и познакомиться с местными обычаями, они призываются на военную службу в Запорожское войско и идут на войну с шляхтой, которая притесняет православный народ, попирая его права и свободы.

Казаки как люди мужественные и благородные, любящие всей душой свою отчизну и свято верящие в обеты предков, не могли не вмешиваться в бесчинства, творимые Польской шляхтой, они считали своей святой обязанностью защищать свою Отчизну и веру своих предков. Казацкое войско выступает в поход и храбро сражается с польским войском, намного превосходящим казачьи силы как по численности воинов, так в количестве оружия. Их силы постепенно иссякают, хотя казаки не признаются себе в этом, настолько велика в них вера в борьбу за правое дело, боевой дух и любовь к родной земле.

Битва под Дубно описана автором в своеобразном фольклорном стиле, в котором образ казаков уподоблен образу легендарных богатырей, защищавших Русь в древние времена, именно поэтому Тарас Бульба три раза спрашивает своих побратимов «есть ли у них порох в пороховницах», на что те отвечали тоже три раза: «Есть, батько! Не ослабла казацкая сила, еще казаки не гнутся!». Многие воины находят в этой битве свою смерть, умирая со словами, прославляющими русскую землю, ведь умереть за Родину для казаков считалась наивысшей доблестью и почетом.

Главные герои

Атаман Тарас Бульба

Одним из главных героев повествования является казачий атаман Тарас Бульба, этот опытный и мужественный воин вместе со своим старшим сыном Остапом всегда в первом ряду казачьего наступления. Он, как и Остап, который уже в 22 года избран своими побратимами в атаманы, отличается недюжей силой, смелостью, благородством, волевым складом характера и является настоящим защитником своей земли и его народа, вся его жизнь посвящена служению Отчизне и своим соотечественникам.

Старший сын Остап

Храбрый воин, как и отец, всем сердцем любящий свою землю, Остап попадает в плен к врагу и умирает тяжелой мученической смертью. Все пытки и испытания он выносит со стоическим мужеством, как настоящий исполин, лицо которого невозмутимо и сурово. Хотя его отцу и больно видеть мучения сына, он гордится им, восхищается его силой воли, и благословляет его на героическую смерть, ведь она достойна только настоящим мужчинам и патриотам своего государства. Его братья-казаки, попавшие вместе с ним в плен, следуя примеру своего атамана также с достоинством, и некоторой горделивостью принимают смерть на плахе.

Судьба самого Тараса Бульбы не менее трагична: попав в плен к ляхам, он погибает мученической страшной смертью, его приговаривают к сжиганию на костре. И опять же этот самоотверженный и храбрый старый воин не боится такой лютой кончины, ведь для казаков самым страшным в их жизни была не смерть, а потеря собственного достоинства, нарушение святых законов товарищества и предательство Родины.

Младший сын Андрий

В повести затронута и эта тема, младший сын старого Тараса, Андрий, полюбив польскую красавицу, становится предателем и переходит во вражеский стан. Он, так же как и старший брат отличается храбростью и смелостью, однако его духовный мир более богат, сложен и противоречив, разум более сметлив и ловок, его душевная организация более тонка и чувствительна. Полюбив польскую панночку, Андрий отвергает романтику войны, упоение битвой, жажду победы и полностью отдается на волю чувствам, которые делают его изменником и предателем своего народа. Его родной отец, не прощает ему самого страшного греха — измены и выносит ему приговор: смерть от своей же руки. Так плотская любовь к женщине, которых писатель считает источником всех бед и созданиями дьявола, затмила любовь к Родине в душе Андрия, не принеся ему в итоге счастья, и в конце концов его погубившая.

Особенности композиционного построения

В этом произведении великий классик русской литературы изобразил противостояние украинского народа и польской шляхты, желающей захватить украинскую землю и поработить её жителей от молода до велика. В описание жизни и быта Запорожской Сечи, которую автор считал местом, где развивается «воля и казачество на всю Украину», чувствуются особенно теплые чувства автора, такие как гордость, восхищение и пылкий патриотизм. Изображая жизнь и быт Сечи, её обывателей Гоголь в своем детище совмещает исторические реалии с высоким лирическим пафосом, что составляет главную особенность произведения, которое является одновременно и реалистическим, и поэтическим.

Образы литературных персонажей изображены писателем посредством их портретов, описываемых поступков, сквозь призму взаимоотношений с другими героями. Даже описание природы, например степи, по которой едет старый Тарас с сыновьями, помогает более глубоко проникнуть в их души и раскрыть характер героев. В пейзажных сценах в изобилии присутствуют различные художественно-выразительные приемы, здесь много эпитетов, метафор, сравнений, именно они придают описываемым предметам и явлениям той поразительной уникальности, ярости и неповторимости, которые поражают читателя прямо в сердце и трогают за душу.

Повесть «Тарас Бульба» - героическое произведение, прославляющее любовь к Родине, своему народу, православной вере, святость подвига во их имя. Образ запорожских казаков подобен изображению былинных богатырей древности, боронивших русскую землю от всякой напасти. В произведении прославляется мужество, героизм, отвага и самоотверженность героев, не предавших святые узы товарищества и до последнего вдоха защищавших родную землю. Изменники же Родины приравниваются автором к вражескому отродью, подлежащему уничтожению безо всякого зазрения совести. Ведь такие люди, потеряв честь и совесть, лишаются еще и души, они не должны жить на земле Отечества, которую с таким великим пылом и любовью воспел в своем произведении гениальный русский писатель Николай Васильевич Гоголь.

Тема урок

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Исторический колорит повести. Элементы героического эпоса в повести.

Цели:

Продолжить знакомство с творчеством Н.В.Гоголя; познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»; показать близость повести героическому эпосу;

Способствовать развитию монологической речи, мыслительной и творческой деятельности учащихся;

Воспитывать интерес к истории и литературе.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация

1. Сообщение ученика о Н.В.Гоголе

2. Просмотр фильма или слайдов.

III . Формирование новых понятий и способов действия

1. История создания повести «Тарас Бульба».

Слово учителя

Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» входит в сборник «Миргород», появившийся в печати в 1835 году. Повесть «Тарас Бульба» выделяется из повестей цикла. В ней писатель обращается к историческому прошлому. Над повестью Гоголь работал с огромным увлечением, образы произведений волновали его на протяжении нескольких лет, повесть имела две редакции, существенно отличавшиеся друг от друга.

Для русской литературы 20-30-х годов XIX века характерен интерес к истории. В это время Пушкин пишет «Арапа Петра Великого» и «Капитанскую дочку», Лермонтов работает над романом «Вадим», Загоскин печатает «Юрия Милославского», создаются другие произведения. Такое внимание к историческому прошлому не случайно. Оно объясняется изменениями, происходившими в российском обществе. Эпоха декабристов в русской жизни поставила перед прогрессивными людьми много вопросов: о силах и законах, управляющих обществом, об общественном развитии, о роли народа в историческом развитии. Обращение к прошлому помогало найти ответы на многие вопросы, вставшие перед людьми, понять происходящее в настоящем и предугадать будущее.

События, изображенные Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине XV XVII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – с ними вело борьбу украинское казачество. Интерес к украинской истории возник у Гоголя давно, в 1833-1843 годах. Он занимался историей Украины, собираясь написать научный труд. Труд этот не был создан, но материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы им в работе над повестью «Тарас Бульба».

Вместе с тем в повести нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Время, изображенное в повести, можно определить лишь приблизительно – XV - XVII века. Но Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях. Исторический фон достаточно условен. Повесть «Тарас Бульба» является не исторической повестью, а героической эпопеей.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

1. Выразительно чтение отрывка «…тяжелый XV век на полукочующем углу России…» до слов «Словом, русский характер получил здесь могучий широкий размах, дюжую наружность».

Найдите в тексте I главы черты исторического времени действия, воссозданного автором на основе действительных источников.

Каков лексический ряд, передающий атмосферу времени и обстановки, определяющих судьбы людей? (Земля была опустошена, выжжена, объялся пламенем; первобытная Россия, неукротимая, широкая и т.д.)

Слово учителя

Это время – время исторической катастрофы, меняющей прошлый уклад жизни, формирующей новые качества характера человека, живущего в условиях угрозы вражеских набегов, качества, помогающие выжить, защититься, довольствоваться ради этого малым.

Как вы думаете, зачем понадобилось автору такое отвлечение на историческую тему?

Что оно поможет нам понять?

(Особенности исторической эпохи помогут нам понять характер главного героя и особенности его отношения к жизненным ценностям)

2. Беседа

Есть ли сходство между Тарасом Бульбой и героями былин? В чем?

Найдите в тексте фрагменты, где Тарас Бульба и другие запорожцы рисуются как былинные богатыри?

В каких эпизодах вы можете обнаружить примеры гиперболы (преувеличения)?

Вывод

Метод Гоголя в создании образов героев сродни народной поэзии, особенно украинским историческим песням, в которых, по словам писателя, бессмысленно искать «показания дня и числа битвы или точного объяснения места», зато «можно выпытать дух минувшего века, общий характер всего целого и порознь каждого».

3. Чтение сцены встречи с сыновьями.

Какие жизненные ценности утверждает Бульба в своих наставлениях и собственном поведении при встрече с сыновьями?

Найдите примеры, подтверждающие пренебрежительное отношение Бульбы к ценностям мирной жизни. («не слушай, сынку, матери», «сабля – вот ваша матерь», «все дрянь, чем набивают головы в академии, настоящая наука – добрый конь и чистое поле»; «не надо выдумок в пище», сурово воспитывает своих сыновей, бьет горшки за ненадобностью, привык «спать на дворе»)

Слово учителя

Открытое пространство выступает как средство изображения героя-богатыря в былинных традициях. Бульба - эпический герой, то есть необыкновенной физической силы и военной доблести. В то же время тема открытого пространства (Степь, Сечь), связанного с образом главного героя, превращается в мотив воли («вольное казачество»), сопровождающий повествование на протяжении всего развития действия.

4. Описание светлицы Тараса Бульбы .

Вывод

Светлица «опрятная», где прибирались испуганные «девки-прислужницы» с огромным столом и скамьями вдоль стен. В комнате, видимо, редко кто бывает, а если ее используют, то для собрания большого количества людей. На самом видном месте – оружие. А дорогие изделия из стекла и металла расположены на третьем-четвертом ряду полок. Изящные вещицы попали в дом Бульбы «через третьи и четвертые руки» и напоминают нам о тревожной и кочевой жизни хозяина. Необходимость быть всегда на страже, готовность в любой момент выступить в поход и заглянуть смерти в глаза наложили отпечаток и на сознание героя. И на его поведение и на привычки. Военное дело он считает главным, в мирное – полюбил разгул.

V . Этап информации о домашнем задании

1. Рабочая тетрадь, тема 7, задание 4. Как описывает Тараса Бульбу Н. В. Гоголь? Какие художественные средства использует автор для описания его портрета?

2. Рабочая тетрадь, тема 7, задание 5. Определите, какие черты характера проявляет Тарас Бульба в названных эпизодах.

3. Подготовить рассказ о главном герое повести.

VI . Подведение итогов урока

VII . Этап рефлексии

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ