Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Французский классицизм последней четверти XVIII — первой трети XIX века. Рабочее движение в последней четверти XIX в Вопросы и задания

Накануне грозных событий революции и во время самой рево­люции искусство Франции оказалось захвачено новой волной клас­сицизма. Передовой мыслящей части Франции было вполне ясно в эти годы, что монархия Бурбонов окончательно разваливается. Новые требования жизни вызвали потребности и в новом искусстве, новом языке, в новых выразительных средствах. Увлечение античной культурой совпало с самыми насущными требованиями искус­ства героического, высокогражданственного, создающего образы, достойные подражания. Неоклассицизм проявил себя прежде всего в архитектуре, где художники-архитекторы, воплощая мечту о гар­моничном мире, пытались решить грандиозные задачи идеального города, что уже видно в градостроительных проектах Клода Никола Леду. Замыслы Леду были утопичными (проект ансамбля города Шо, 1771-1773). Но более рационально мыслящий Жак Анж Габриэль с его оформлением площади Людовика XV (площади Согласия), открытой к парку Тюильри и на Сену и связанной с широкими зелеными массивами Елисейских полей; с его решением Малого Трианона, поражающего точностью расчета, конструктив­ной ясностью и логичностью, в законченных, зримых архитектур­ных образах воплотил эстетику искусства неоклассицизма. С при­ходом к власти Наполеона и еще ранее, с Директории, вместе с изменением исторической ситуации трансформировалось и ведущее художественное направление - неоклассицизм. Он стал более ус­ловным, холодным, более внешним. Неоклассицизм начала нового столетия называют ампиром, стилем империи. Стиль ампир - монументальный, репрезентативный в экстерьере, изысканно-рос­кошный во внутреннем убранстве, использующий древнеримские архитектурные формы и орнаменты.

В живописи классицистические тенденции проявляются наибо­лее ярко. Вновь в искусстве выдвигается роль разума как главного критерия в познании прекрасного, вновь искусство призывается прежде всего воспитывать в человеке чувство долга, гражданствен­ности, служить идеям государственности, а не быть забавой и наслаждением. Только теперь, в канун революции, это требование приобретает более конкретный, целенаправленный, тенденциозный программный характер.

В преддверии Великой французской революции в живописи Франции появляется Жак Луи Давид (1748-1825). В его творчестве античные традиции, эстетика классицизма слились с политической борьбой, органически сплелись с политикой революции, это и дало новую фазу классицизма во французской культуре, так сказать, «революционный классицизм».

Сын крупного парижского негоцианта, окончивший Королев­скую Академию, Давид в ранних работах близок традициям позднего барокко и даже некоторым стилистическим элементам рококо. И только попав после получения «римской премии» как лучший ученик Академии в Италию (1775), познакомившись с памятниками античности, испытав, как многие художники тех лет, влияние трудов Винкельмана и живописи немецкого классицистического художни­ка Рафаэля Менгса, Давид находит свой путь.

Накануне революции идеалом французского буржуазного обще­ства, к которому принадлежал и Давид, была античность, но не греческая, а римская, времен Римской республики. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия; в театре с большим успехом разыгрываются трагедии Корнеля, драматурга предыдущего столетия, который в образах античных героев прославлял гражданские доблести и чувство патриотизма. Так выкристаллизовывался новый стиль, и Давид в своей картине «Клятва Горациев» (1784-1785) выступил его глашатаем. Граждан­ская публицистическая тема, поданная на сюжете из истории Рима: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами,- решенная прямолинейно, в строгой, почти аскетической манере, явилась боевым знаменем новых эстетических взглядов. Логически ясная композиция, где фигуры, похожие на античные статуи или скорее на античный рельеф, четко распреде­лены на три группы, соответствующие трем аркам колоннады фона (слева - братья, справа - женщины, оплакивающие их, замок композиции - фигура принимающего клятву отца), линеарно-пла-стическая трактовка формы, резкий рисунок, жесткий локальный цвет, не допускающий никакой сложной нюансировки, весь точный и лаконичный язык создают монолитность произведения. Несом­ненно, в «Клятве» есть черты некоторой напыщенной декламации, которая была сродни игре актера Тальма, исполняющего роль в трагедии Корнеля «Горации».

С началом революционных событий Давид оформляет массовые празднества, занимается национализацией произведений искусства и превращением Лувра в национальный музей. Национальные праздники устраивались, например, в годовщину взятия Бастилии или провозглашения республики, в честь «Верховного существа» или торжественного перенесения останков Вольтера и Руссо в Пантеон. Большинство из этих праздников готовилось непосредст­венно Давидом. Каждое такое оформление являло собой синтез искусств: изобразительного, театрального, музыкального, поэтиче­ского, ораторского.

В 1793 г. в Лувре был открыт Национальный музей. Лувр отныне стал не только центром художественной культуры, но и художест­венной школой, куда приходили и приходят поныне художники не только для копирования, но и для постижения самих себя.

В 1790 г. Давид приступает к большой картине по заказу якобинцев «Клятва в зале для игры в мяч» (1790-1791), задумав создать образ народа в едином революционном порыве, которую, однако, успевает выполнить только в рисунке (сохранился картон, показанный в Салоне 1791 г., подготовительный рисунок, холст с намеченными фигурами, альбом с карандашными зарисовками). С 1792 г. он является членом Конвента, народного собрания револю­ционной Франции, затем, в конце 1793-начале 1794 г.,-его секретарем и даже председателем. После смерти «друга народа» Марата Давид по поручению Конвента пишет одну из самых знаменитых своих картин «Убитый Марат», или «Смерть Марата» (1793). Давид точно изобразил обстановку события: Марат лежит в ванне, в руке еще зажато письмо-прошение, с которым к нему и проникла Шарлотта Корде (виден даже текст: «Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право...»); голова, обернутая полотенцем, и рука, которая еще держит перо, бессильно свесились; на тумбе, где лежат письменные принадлежности, крупно, как на античной стеле, написано «Марату - Давид». Большие цветовые пятна серо-желтого (лицо и простыня), ярко-охристого (тумба) и зеленого (ванна), статуарно-пластическая, линеарная трактовка формы - все делает картину Давида произведением сурового, чисто класси­цистического стиля и придает ему мемориальный характер. «Смерть Марата» была воспринята зрителем, участником революционных событий, как подлинный реалистический жанр. Но сюжет большого исторического значения при живой современной форме превратил ее в ис­торическую картину. В этом смысле справедливо замечание Н. Н. Пунина, что все исторические кар­тины, начиная со «Смерти Марата», выросли из жи­вописи жанровой, вклю­чая многие произведения:и Жерико, и Делакруа, и Курбе.

Ж.Л. Давид. Смерть Марата. Брюссель, Музей современного искусства

С 1793 г. Давид входит в Комитет общественной безопасности - орган ре­волюционной диктатуры французской буржуазии - и сближается с главой якобинской партии Ро­беспьером. Естественно, что после падения якобин­ской диктатуры, событий 9 термидора политическая карьера художника обрывается, а его самого (ненадолго) аресто­вывают.

Ж. О. Д. Энгр. Портрет мадам Девосе. Шантийи, музей Конде

Его последующий путь - это путь от первого художника республики до придворного жи­вописца империи. Во время Ди­ректории он пишет «Сабинянок» (1795-1799), громоздкое архаи­ческое произведение, далекое от суровых и лаконичных решений прежних лет. На возвышение Наполеона он отвечает полот­ном «Леонид при Фермопилах» (1800-1814), в котором хотя и прославляется Спарта, но в об­разе спартанского героя доволь­но ясно проступают черты идеа­лизированного сходства с пер­вым консулом, в 1804 г. ставшим императором.

В период империи Давид - первый живописец императора. По его заказу он пишет огромные картины («Наполеон на Сен-Бернарском перевале», 1801; «Коро­нация», 1805-1807), хотя и исполненные с живописным блеском, но холодные, напыщенные, полные ложного пафоса и театральной патетики. В изображении Наполеона на Сен-Бернаре еще много романтического чувства: герой на вздыбленном коне, в резком движении, с вдохновенным лицом. В «Коронации» же, как верно замечено исследователями, Наполеон бесстрастен и величествен. В окружении родственников, духовенства во главе с Папой, блестя­щих маршалов и дипломатического корпуса император коронует смиренно преклонившую колена Жозефину. Блеск позумента, крас­ного бархата, белых шелков и драгоценностей -все нацелено на передачу прославления императорской власти.

Низвержение Наполеона и реставрация Бурбонов вынуждают бывшего члена Конвента, некогда проголосовавшего за смерть короля, эмигрировать из Франции. Отныне Давид живет в Брюс­селе, там он и умирает.

Помимо исторических композиций Давид оставил большое количество прекрасных по живописи и характеристике портретов. В таких портретах, как парные портреты супругов Серезиа (1795) или знаменитый портрет мадам Рекамье (1800), Давид строгим изяществом своего письма предопределил характерные черты того классицизма нача­ла XIX в., который получил в искусстве наименование сти­ля ампир.

Ж.О.Д. Энгр . Фетида, умоляющая Юпитера (Зевс и Фетида). Экс, музей Гране

Давид явился создателем огромной школы учеников. Из его мастерской вышли Франсуа Жерар, Анн Луи Жироде, Антуан Гро и, наконец, великий художник Энгр.

В первое десятилетие XIX в. позиции классицизма как ведущего стиля в искусст­ве были еще очень сильны. К этому периоду относится ста­новление одного из ведущих мастеров классицистического направления Жана Огюста Доменика Энгра (1780- 1867). Именно Энгру предстало превратить давидовский классицизм в академическое искусство, с которым вступили в противоборство романтики.

Вышедший из среды тулузской художественной интеллигенции, учившийся в Тулузской академии изящных искусств, Энгр в сем­надцатилетнем возрасте попал в революционный Париж, в ателье Давида. Усвоив классицистическую систему с ее культом антично­сти, Энгр намеренно отказался от революционности давидовского классицизма, отрицая современность, и выражал своим творчеством единственное желание - уйти от жизни в мир идеального. Энгр преклонялся перед античностью. Желая обрести полную независи­мость от своего времени, он обращается только к прошлому. Произведение, за которое он получил «Grand Prix de Roma»,- «Послы Агамемнона у Ахилла» - свидетельствует о том, что он полностью усвоил классицистическую систему: композиция строго логична, фигуры напоминают античный рельеф, колористическое решение подчинено рисунку, линеарно-пластической моделировке. В «Автопортрете в возрасте 24-х лет» (1804) уже отчетливо просле­живаются основные принципы портретного искусства Энгра: яркая индивидуальность характеристики, отточенность формы, лаконизм строго продуманных и отобранных деталей. На модель Энгр смотрит более отчужденно, чем его учитель Давид. Пластический и линейный ритм в трактовке образа, чеканность формы, четкость рисунка играют для него значительнейшую роль. Так, в портрете мадам Ривьер особое значение имеет избранная им композиция овала, вписанного в прямоугольник. Этот овал подчеркивают текучесть складок платья, кашемировой шали, мягкость голубых бархатных подушек. Разворот в три четверти сужает линию плеч, делает более хрупкой и скованной фигуру мадемуазель Ривьер на фоне ясного, но далекого пейзажа. Ослепительно светлая холодная красочная гамма подчеркивает молодость модели, ясность, незамутненность ее внутреннего мира (оба портрета написаны в 1805 г., выставлены в Салоне в 1806 г.).

В это время Энгр уезжает в Италию, где много рисует архитек­туру Вечного города, и знаменательно, что на одном из маленьких тондо, выполненных в масляной технике, он запечатлевает домик Рафаэля -художника, который на всю жизнь остался для него образцом для подражания, истинным кумиром. В Риме Энгр создает в 1807 г. один из лучших портретов своего друга - художника Франсуа Мариуса Гране. Он помещает его на фоне римского пейзажа, вполоборота, спокойно глядящим на зрителя. Но за этим внешним спокойствием скрыто внутреннее напряжение, которое ощущается в предгрозовой атмосфере, в сизых тучах, нависших над Римом. Эти серо-зеленоватые тучи перекликаются с десятками полутонов, которыми написан зеленый плащ модели. Весь портрет по настроению предвещает новое мироощущение романтиков. Так, вполне и в совершенстве постигший классицистическую методу, Энгр не всегда следовал только светотеневой, линеарно-пластической моделировке. Наконец, неким отходом от привычной схемы классицизма, предвестием романтического направления было и само появление в произведениях Энгра такого экзотического мо­тива, как одалиски, со всеми их условно-восточными атрибутами: чалмой, веером, чубуком и пр. Не светотенью, а тончайшими цветовыми градациями, мягким растворением контуров в воздуш­ной среде лепит он объем тела одной из «ню», получившей в искусстве название «Купальщица Вальпинсон» - по имени перво­го владельца картины. Розовые пятна головной повязки «Купаль­щицы» возникают не случайно в дополнение к оливково-зеленому цвету занавеса, придавая теплоту общему впечатлению.

Тончайшим колористом, преклоняющимся перед классическим совершенством модели, выступает Энгр в портрете мадам Девосе (1807). В следующих женских портретах у Энгра появится чрезмер­ное увлечение антуражем, аксессуарами, разнообразной фактурой предметов: шелком, бархатом, кружевами, штофом обоев. Все это создает сложный орнаментальный узор, изображение иногда множится, отражаясь в зеркале («Портрет мадам де Сенонн», 1814; «Портрет мадам Инес Муатессье», 1856).

В тематических картинах 10-х годов Энгр остается верен клас­сицистическим темам. В отличие от Давида он, далекий от поли­тических волнений, стремится проникнуть в суть языческого мифа. Явным нарушением классицистических норм явилась большая картина Энгра «Фетида, умоляющая Юпитера» (1811), сюжет кото­рой заимствован из первой песни «Илиады». Во имя особой эмо­циональности художник делает Юпитера непомерно огромным рядом с Фетидой, тело которой также как будто лишено анатоми­ческой правильности, неестественно вывернута ее левая рука, слиш­ком велика шея,-и все это с целью усилить взволнованность ее состояния, страстность ее мольбы.

Развивая традиции французского карандашного портрета, Энгр создает «Портрет Паганини», 1819; групповые портреты семьи французского консула в Чивита-Веккио Стамати, 1818; семьи брата императора Люсьена Бонапарта, 1815, и пр. Как ни был привержен Энгр к античности, ею не могла быть исчерпана вся красота мира, которой он поклонялся. Энгр обращается и к сюжетам из средне­вековья, и к раннему Возрождению, и к периоду Высокого Ренес­санса.

Но главным трудом его в это время становится алтарный образ для церкви его родного города Монтобана, получивший название «Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства». Энгр нарочито решил образ мадонны близким к Сикстинской мадонне, выражая свое преклонение перед Рафаэлем и следование заветам великого художника, но эта прямая зависимость лишь подчеркнула искусственность произведения и придала ему заведомо архаичный характер. Парадокс состоит, од­нако, в том, что именно это творение принесло художнику, ранее официально не признававшемуся, успех в Салоне 1824 г. Отныне он становится признанным главой официальной французской шко­лы. Заметим, что на этой же выставке была экспонирована «Резня на Хиосе» Делакруа. Не потому ли противники родившегося нового направления - романтизма и обратились к Энгру, сделав его «хра­нителем добрых доктрин» слабеющего и ветшающего классицизма, что надвигалось новое мощное оппозиционное ему направление?!

В 1824 г. после 18-летнего отсутствия Энгр возвращается на родину, избирается академиком, награждается орденом Почетного легиона, открывает свое ателье и отныне и до конца дней остается вождем официального академического направления. Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830 г. Но в это время он пишет замечательный портрет главы политиче­ской прессы 30-х годов, владельца газеты «Journal des Debats» Луи Франсуа Бертена Старшего (1832), могучего седого старика с умным, спокойным взглядом «хозяина жизни и обстоятельств», пишет с такой силой и верностью, что современники называли его изобра­жением «Юпитера-Громовержца нового времени», а когда Бертен появлялся на улице, говорили: «Вот идет портрет Энгра». В этом произведении в строгости и монохромности письма Энгр оказался наиболее близок традициям школы своего учителя Давида.

Последние годы мастера, общепризнанного и всеми почитае­мого, омрачены жесточайшими битвами его сначала с романтиками во главе с Делакруа, затем с реалистами, которых представлял Курбе. Энгр много работает в эти преклонные годы, не теряя творческой активности. Самое пленительное произведение старого мастера - его «Источник» (1856). Это изображение юной девушки, держащей кувшин, из которого льется вода,-аллегорический образ живи­тельного вечного источника жизни, в котором ему удалось с нео­бычайной силой и страстностью прославить жизнь, соединив кон­кретность форм с пластическим обобщением. Этого-то как раз и не умели многочисленные подражатели художника, его эпигоны, усвоившие лишь голую схему приемов Энгра, но не постигшие его сути.

Энгр умер, когда его главными противниками были уже не романтики, а новые художники, громко заявлявшие о своем пристрастии к изображению ничем не прикрашенной действи­тельности.

Александр III (1881–1894) был вторым сыном Александра II. Его не готовили к царствованию, после смерти старшего сына, Николая, он стал наследником престола. Александр III вошел в историю как царь-миротворец, он был убежденным противником решения международных проблем военными средствами. Еще в тот период, когда император был только наследником престола, вокруг него сложилось консервативное окружение («партия Аничкова дворца»), главной фигурой в котором стал К.П. Победоносцев. Победоносцев был противником развития на российской почве западно-европейских демократических институтов (органов самоуправления, земств), считая, что такие «говорильни» размывают государственные устои страны, приведут в конечном счете к краху. После цареубийства Александра II окончательно определилсяконсервативный курс нового императора:

1) в политическом плане Александр III считал необходимым укреплять самодержавие, сословные порядки;

2) он отверг проект либеральных реформ, поддержанный Александром II;

3) в 1881 г. был утвержден Манифест «О незыблемости самодержавия», а позже «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», согласно которому в России была усилена центральная власть, вводился режим чрезвычайного управления (военные суды, ссылка неугодных лиц, закрытие либеральных газет, ликвидация автономии вузов и др.);

4) страна вступила в этап своего развития, получивший название периода контрреформ:

– многие либеральные достижения в стране были отменены, возрождались принципы, царившие в русской жизни при Николае I;

– в 1890 г. вышло в свет «Положение об участковых земских начальниках», по которому земства подчинялись надзору губернаторов, в них была усилена роль дворян. Была преобразована система выборов, вводился высокий имущественный ценз, который сократил в несколько раз круг избирателей. Земские начальники имели право применять к провинившимся крестьянам телесные наказания;

– ограничения вводились в области судопроизводства. Были введены ограничения в отношении несменяемости судей, упразднен выборный мировой суд, сужен круг лиц, из которых назначались присяжные заседатели;

– «Временные правила о печати» (1882 г.) ужесточили цензуру;

5) политический строй страны начал обретать черты полицейского государства. Создавались охранные отделения, которые наблюдали за общественным порядком и безопасностью;

6) Александр III стремился сохранить унитарный характер государства. Основой курса императора становится русификация национальных окраин. Самостоятельность окраин империи ограничивалась. Правительству Александра III, однако, пришлось принять ряд мер, которые позволили стабилизировать социальное развитие страны: 1) было отменено временнообязанное состояние крестьян; 2)понижена сумма выкупных платежей; 3) началась постепенная отмена подушной подати; 4) в 1882 г. был учрежден Крестьянский банк, который давал крестьянам кредиты для покупки земли; 5) наметилась демократизация офицерского корпуса; 6) в 1885 г. была запрещена ночная работа несовершеннолетних детей и женщин; 7) в 1886 г. принят документ, который регламентировал условия найма и увольнения, ограничил размеры штрафов, взимаемых с рабочих.


Усиление полицейского контроля за обществом при Александре III привело к временному спаду революционного движения. Весьма успешной была внешняя политика Александра «Миротворца», в правление которого страна избе жала участия в войнах.

Территория и население. В начале XX в. Россия оставалась аграрно-индустриальной страной. Ее население составляло 130 млн человек, из которых около 75 % проживало в сельской местности. Петербург и Москва имели более 1 млн жителей. Россия была разделена на 97 губерний. На территории империи проживало более ста народов, которые отличались духовными традициями, исповедуемой религией, уровнем просвещения.

Промышленность и транспорт. Россия в начале XX в. была охвачена бурными модернизацион-ными процессами. Особенно быстро развивались промышленность и транспорт в период работы министра финансов С.Ю. Витте (1892–1902):

1) построена сеть новых железных дорог, развивались металлургия, машиностроение, химическая промышленность, городское строительство;

2) большое значение имело введение государственной винной монополии (с 1895 г.), которое принесло в казну колоссальные доходы от продажи спиртных напитков, важной статьей дохода стал экспорт хлеба;

3) для того чтобы сделать российскую экономику надежнее и привлекательнее для инвестиций, Витте провел денежную реформу 1897 г. Аграрный сектор. Очень много феодальных пережитков сохранялось в деревне: 1) крестьянская община, чересполосица, регулярные земельные переделы, которые сковывали хозяйственную инициативу крестьян; 2) крестьянское хозяйство истощали бесконечные поборы, продолжали взиматься недоимки по выкупным платежам реформы 1861 г.

Россия начинает уверенно входить в мировую экономику, о чем свидетельствовало: 1) ее участие в мировом кризисе перепроизводства в 1899–1903 гг.; 2) вступление России в новую, монополистическую стадию капитализма: развивались механизмы буржуазной конкуренции, создавались монополистические объединения предприятий для эффективного отпора конкурентам, картели и синдикаты (объединение только коммерческой деятельности), тресты и концерны (объединялась коммерческая и производственная деятельность).

Хотя в российской экономике господствовала по-прежнему многоукладность, сохранялись кустарные промыслы, ремесленные мастерские, мануфактуры, использовавшие низкий уровень механизации.

Государство по-прежнему строго контролировало процесс развития экономики в стране, поэтому в России складывается система государственно-монополистического капитализма.

Политическое развитие. В начале XX в. Россия оставалась единственной европейской державой, в которой не было конституции, сохранялась абсолютная монархия, не было гарантированных основных демократических свобод. Император Николай II Александрович (1894–1917) отказывался идти на уступки.

В начале века происходит оживление деятельности либералов. Сторонники конституционной монархии в 1904 г. объединились в «Союз освобождения» (П.Н. Милюков); а либералы земств организовали в 1903 г. «Союз земцев-конституционалистов» (Д.Н. Шипов).

В 1901 г. возникает партия социалистов-революционеров, «эсеров» (В.М. Чернов), которая продолжила дело народников-заговорщиков. В 1898 г. в Минске прошел I Съезд РСДРП – партии русских марксистов. В 1903 г. на II Съезде (в Брюсселе и Лондоне) РСДРП марксисты разделилась на 2 фракции: большевики (В.И. Ленин), меньшевики (Ю.О. Мартов). Большевики выступали против сотрудничества с либералами и за жесткую дисциплину, обязывавшую всех членов партии выполнять решения партийных собраний.

Развитие промышленности привело к формированию нового социального класса – рабочего. В начале XX в. забастовки и демонстрации рабочих стали очень частыми и многочисленными. Крупнейшей была всеобщая стачка рабочих юга России (1903 г.).


По массовости обновления и расширения основного капитала промышленности, по масштабам железнодорожного строительства, по размерам прироста продукции и физического объема внешней торговли циклический подъем начала 80-х годов был, следовательно, значителен. Несомненно, что производительные силы капитализма развивались в этот период сравнительно быстро. Ho именно возрастание производительных сил капитализма в 70-х и 80-х годах сопровождалось таким обострением его противоречий, что привело к явлениям, которые дали повод к жалобам предпринимателей на «трудные времена», на «большую депрессию». В конце 1882 г. Энгельс писал Бебелю:
«...Производительные силы еще никогда, ни в один из периодов процветания, не вырастали в такой степени, как в 1871- 1877 гг., и отсюда - это напоминает 1837-1842 гг.-хронические затруднения в основных отраслях промышленности и в Англии, и в Германии, в особенности по хлопку и железу...»
Подъем начала 80-х годов принес новое серьезное увеличение мощности производственного аппарата капиталистической про-
мышленности, и это еще больше увеличило экономические противоречия и трудности сбыта в главных странах капитализма.
Насколько значителен был рост промышленности, можно судить по следующим цифрам. Сравниваются годы циклических максимумов.
Мировая выплавка чугуна*
(в тыс. т)

* Англия, США, Германия, Франция, Россия.

Каждый из двух последних циклов дал, таким образом, почти такой же прирост, как три предыдущих цикла (1837-1866 гг.), вместе взятых. Примерно такова же и динамика силового аппарата промышленности и транспорта.
Мощность паровых машин мира*
(в млн. л. г.)



1840 г.

1870 г.

1880 г.

Прирост за период


184 0- 1870 гг.

I 870 - 1880 гг.

Стационарных. . . Транспортных. . .

0,83
0,82

4,10
14,36

7,67
26,48

3,27
13,54

3,57
12,12

По Midhallt The Dictionary of Statistics, London 1909, p. 539,540.

за этот период примерно в восемь раз, а доля паровых судов в «ней - с 6 до 66% .
Крупнейшее значение имел технический прогресс средств связи. Телеграфная lt;сеть Европы за 1860-1887 гг. выросла с 126 до- 652 тыс. км. Во всем мире ее длина приблизилась к 1,5 млн. км. Из них больше 200 тыс. км составили подводные кабели. Телеграфная техника была усовершенствована настолько, что стала возможной одновременная передача по одному проводу восьми телеграмм. Большое распространение получил телефон, была успешно разрешена проблема международной телефонной связи» по телеграфным проводам.
Рост производительных аил происходил на базе крупных технических сдвигов, в особенности в тяжелой промышленности.. Двадцатилетний период после кризиса 1866 г. ознаменовался такими техническими открытиями, как создание экономичного двигателя внутреннего сгорания, успешные опыты передачи электроэнергии на расстояние, многочисленные изобретения в области электротехники и т. п. Эти открытия, положившие начало- веку электричества и автомобиля, еще слабо сказывались в динамике хозяйства в 80-х годах. Зато крупнейшее значение имела революция в сталелитейном деле. Развертывание подлинно массового производства стали было важным источником технического прогресса в разнообразных отраслях производства. Сталь быстро вытесняла чугун и железо в рельсопрокатном деле, в судостроении. Внедрение стали в производство машин способствовало их усовершенствованию, увеличению скорости движения и мощности. Происходил дальнейший прогресс механизации производства. Росли производительность труда, концентрация производства, удельный вес крупной фабричной индустрии за счет вытеснения ручного труда и домашне-капиталистического производства.
Рост производительных сил был чрезвычайно неравномерен и сопровождался глубокими изменениями в роли отдельных стран и отраслей в мировой экономике. За 1846-1883 гг. мировая выплавка чугуна увеличилась примерно в 5 раз, добыча угля- больше чем в 6 раз, потребление хлопка - лишь в 3,6 раза. Легкая промышленность еще сохранила преобладание, но удельный вес тяжелой индустрии сильно вырос, и ее роль в экономической жизни главных стран капитализма резко повысилась.
Еще более существенные сдвиги,были вызваны неравномерностью развития отдельных стран. Важнейшим итогом была потеря Англией ее промышленной монополии.
Трудно переоценить роль Англии в мировой экономике третьей четверти XIX в. Ее капиталы и инженеры, ее металл и маши-

ны участвовали в строительстве железных дорог и промышленных предприятий на всех континентах, подавляющая часть мирового пароходного флота была сооружена на ее верфях. Производственный аппарат ее собственной промышленности расширялся высокими темпами. Экономическое могущество Англии быстро росло. Больше чем когда-либо ее евангелием было неограниченное фритредерство. Беспошлинный ввоз сырья и продовольствия облегчал снижение издержек производства за счет экономии как постоянного, так и переменного капитала. He нуждаясь в пошлинах для защиты внутреннего рынка от конкуренции иностранной промышленности, английская буржуазия боролась за их упразднение во всех других странах, везде, где они затрудняли сбыт британских фабрикатов. Правда, английское сельское хозяйство сильно страдало от конкуренции импортного продовольствия. Ho стоимость рабочей силы снижалась, британский спрос на импортные продукты сельского хозяйства ускорял развитие товарно-денежных отношений в аграрных странах, раздвигал их опрос на английские фабрикаты, доставлял добавочные доходы пароходным компаниям и новые заказы верфям. Это было таким же источником роста ее промышленного превосходства, как и разорение ремесла Индии и Китая конкуренцией английских фабричных изделий. И открытие Суэцкого канала, и железнодорожное строительство в Америке, и заселение Западных штатов в США, и золотые россыпи Калифорнии и Австралии, и великие достижения техники и инженерного искусства - все приносило новые рынки сбыта и добавочные прибыли английской буржуазии. Промышленная монополия Англии достигла к концу 60-х годов зенита. Ho это было и началом ее заката. Англия сама приближала ее крушение, ускоряя своим экспортом капитала развитие американского капитализма.
Американские и германские темпы индустриального развития были выше английских. Уже с середины XIX в. доля этих стран в мировой промышленности начала медленно расти. Ho абсолютный рост их продукции и производственного аппарата сильно уступал английскому, их отставание от Англии по уровню производства продолжало увеличиваться. С 70-х годов положение изменилось. Неравномерность развития сильно обострилась, происходила быстрая нивелировка экономических уровней этих стран.
В подъеме 1868-1873 гг. Соединенные Штаты Америки обогнали Англию по абсолютным размерам реального накопления и промышленного строительства. В следующем циклическом подъеме они оставили Англию позади и по размерам абсолютного прироста продукции. В 1886 г. США вышли на первое место в мире по выплавке стали, в 1890 г. - по производству чугуна, в 1892 г.-по потреблению хлопка, в 1899 г. - по добыче угля. К концу 80-х годов американская промышленность имела больше механических двигателей, чем английокая. Процессы эти развивались неравномерно в ряде областей. Например, в судостроении Англия сохранила!превосходство и в начале XX в. Ho в общем она безвозвратно потеряла в последней четверти XIX в. не только промышленную монополию. но и промышленное первенство. Страны молодого капитализма, строившие промышленность заново, стали обгонять ее и в области техники. Интересен пример черной металлургии.
Среднегодовая выплавка чугуна на одну действующую домну (в тыс. пг)

В начале 70-х годов английские домны были в 2 раза производительнее американских и германских. К 1889 г. их средняя мощность удвоилась, прогресс техники был, следовательно, велик в этой важнейшей отрасли тяжелой индустрии Англии. И тем не менее Соединенные Штаты и Германия за этот короткий период не только догнали, но и обогнали Англию. В стальной промышленности Англии средняя мощность конвертеров была в 1882 г. в 3 раза меньше, чем на американских заводах.
В ряде отраслей Англия начала отставать от Соединенных Штатов Америки по степени механизации производства. Некоторые новые отрасли промышленности - электротехника, ряд химических производств развивались в США и Германии быстрее, чем в Англии.
Было бы ошибкой обобщать эти факты и на их основе делать вывод об отсталости всей английской промышленности в 80-х годах прошлого века. Ho они выражали основную тенденцию развития, глубокий поворот, происходивший в расстановке сил в мировой экономике.
Какие сдвиги происходили в результате этих процессов на мировых рынках, показывает пример международной торговли черными металлами (см. табл. на стр. 197).
Рост английского экспорта чугуна и стали с 1882 г. приостанавливается, и цифра чистого вывоза этого года (4,2 млн. т) никогда больше не была вновь достигнута. Крупнейшие потребители английского металла - Германия и несколько позднее Соединенные Штаты Америки превратились в опасных конкурентов
Внешняя торговля черными металлами (в тыс. т)

* 1873 г.

Англии, проникающих даже на ее внутренний рынок, иа кото/ром быстро увеличивается количество заграничного металла.
Существенно изменилось и положение английской хлопчатобумажной промышленности, расцвет которой был важнейшей основой промышленной монополии Англии. Рьвдок европейского континента и Соединенных Штатов Америки был для нее в значительной мере закрыт уже до гражданской войны в США. В 70-х годах падение удельного веса Англии в мировом производстве ускорилось.
Доля в потреблении хлопка*
(В %)
* Ellison, The Cotton Trade of Great Britain, London 1886, p. 104.

чился и на 25%. Молодая промышленность Индии начала теснить Англию на дальневосточных рынках.
Экспорт бумажных тканей и пряжи из Англии и Индии в Китай и Японию*
/>* Ellison, The Cotton Trade of Great Britain, London 1886 ,p. 321.

Промышленное первенство было отобрано у Англии Соединенными Штатами Америки, но на внешних рынках ее главным соперником стала Германия. Рост внутреннего рынка Германии ограничивался прусским путем развития капитализма в сельском хозяйстве и жалкими условиями жизни рабочих, заработная плата которых удерживалась на низком уровне аграрным перенаселением и большими резервами рабочей силы, сосредоточенными в ремесле. Столкнувшись с узостью внутреннего рынка, германская промышленность тем упорнее боролась за внешние рынки, используя,в качестве важнейшего оружия дешевизну рабочей силы и передовую технику. Отчет королевской комиссии, обследовавшей состояние промышленности и торговли Англии в середине 80-х годов, констатировал:
«Во всех частях света чувствуется предприимчивость и настойчивость немцев. В производстве мы имеем мало, или почти никаких, преимуществ перед ними; а в знании мирового рынка, в стремлении приспособиться к местным вкусам, в умении закреплять свои позиции немцы начинают нас превосходить».
Англичане жаловались и на конкуренцию американских машин и тканей, бельгийского железа, хлопчатобумажных фабрик Индии и т. д. Поднялась кампания за введение пошлин для охраны английской промышленности от конкуренции импортных товаров. В этих жалобах было немало преувеличений. Ho они отражали чрезвычайное обострение конкуренции, огромные трудности, которые приходилось отныне преодолевать Англии в борьбе за рынки сбыта. Протекционисты не имели в Англии успеха. Английская промышленность, размещавшая на внешних рынках огромную долю продукции, была кровно заинтересована в уничтожении всего, что затрудняло международную торговлю, и она яе могла подавать пример к введению таможенных ограничений. Ho сама дискуссия в Англии о промышленном протекционизме была важным симптомом глубоких изменений в ее положении на мировом рынке. Это было и признанием неспособности Англии приостановить!начавшийся закат царства свободной торговли. Уже поворот Соединенных Штатов Америки в 60-х годах к протекционизму нанес ему большой удар. Ho тогда еще это могло казаться изолированным и временным явлением. Пошлины, введенные Бисмарком в конце 70-х годов, рост протекционизма в России, рогатки, воздвигнутые для промышленного импорта в ряде других страи, вскрыли иллюзорность этих надежд. Прусское юнкерство было исконным союзником английских фритредеров. С прогрессом индустриализации Германия стала превращаться из страны вывозящей в страну ввозящую продовольствие. Юнкеры начали страдать от иностранной конкуренции внутри страны. Создалась почва для их сговора с промышленниками о всестороннем протекционизме. Ho"германские промышленные пошлины не были уже средством защиты внутреннего рынка от губительной конкуренции англичан. Германская металлургия, выступавшая наиболее активно за протекционизм, уже не уступала английской по уровню техники, по себестоимости продукции и успешно теснила ее на мировом рынке. Пошлины вводились как средство монополизации внутреннего рынка для продажи на нем по повышенным ценам и создания финансовых резервов с целью наступления на мировом рынке. Это был протекционизм нового типа, означавший невиданное обострение борьбы за рынки, типичный для зарождавшейся империалистической стадии капитализма. Смена эпохи господства свободной конкуренции эпохой господства монополий, происходившая в последней трети XIX в., подготовлялась всеми отмеченными выше процессами: созданием новой, более высокой ступени производительных сил, огромным повышением удельного веса высококонцентрированной тяжелой промышленности, чрезвычайным усилением концентрации и централизации капитала и производства, которые усиливались резким обострением конкуренции, большой длительностью кризисов и депрессий.

В конце XIX века в русской литературе и журналистике отмечался приток новых авторов из рабочей и крестьянской среды. Люди, далекие от литературы и журналистики, активно стремились рассказать о наболевшем. Это было связано с усилением политической реакции в России после убийства императора Александра II и покушения на Александра III. Вследствие правительственного политического террора интеллигенция в основном уходит от политики. Издательская деятельность строго контролируется правительством. Отмечается спад в издании литературы, снижаются тиражи. Выходили журналы умеренно либеральные, проправительственные, а также реакционные. Большими тиражами выходят лубочная литература, календари, оракулы, сонники.

Вместе с тем формируются принципы подготовки научно-популярной литературы. Редакторами справочной и научной литературы работают известные ученые Н. И. Лобачевский, К. А. Тимирязев, И. И. Мечников.

Издательства специализируются на выпуске определенной литературы. Так, издатели братья Александр и Игнатий Гранат в 1892 году приобрели издательские права на «Настольный энциклопедический словарь» товарищества «А. Гарбель и К», выходивший в Москве с 1891 года. Словарь выдержал семь изданий, последнее, полностью переработанное – в 1910 –1948 годах. Среди тех, кто работал над словарем, были И. И. Мечников, К. А. Тимирязев.

Выпуском дешевых книг для народа занималось организованное в 1883 году издательское товарищество «И. Д. Сытин и К». В 1883 году Сытин занимается изданием книг серии «Посредник», основанного при участии Л. Н. Толстого. Сытин хорошо знал потребности и нужды народа и стремился, чтобы печатное слово достигло самых далеких уголков России. Продукцией издательства Сытина в провинции торговали в основном офени. Большим спросом в народе пользовались календари просветительского характера. Сам Сытин так определял свою задачу: «В такой стране, как Россия, жили и умирали миллионы людей, не имевших никакой доли в культурном наследстве человечества. Заброшенные в глухие углы, отрезанные от центра русским бездорожьем и русским расстоянием, люди эти не имели никакого соприкосновения с печатным словом – ни книг, ни газет, ни школ у них не было, и календарь для таких людей был единственным окном, через которое они смотрели на мир.

По календарю они думали, по календарю учились, из календаря черпали свои знания, и календарь же давал им наставления на все случаи жизни».

В издательстве Сытина в 1895 году начинается выпуск «Библиотеки для самообразования», в которой обязанности научного редактора выполнял профессор В. И. Вернадский. Издательство выпускало плакатную продукцию, детскую литературу, научно-популярные издания. В подготовке изданий принимали участие ведущие ученые, специалисты.

На примере издательства Сытина можно рассматривать определенные этапы в редакционно-издательском процессе, начиная с планирования, подбора авторов и завершая печатью и распространением тиража.

В связи с приходом в литературу писателей из народа возникает проблема доработки отдельных произведений, представляющий определенный интерес для читателя. Для того чтобы сообщения с мест могли увидеть свет в книжных изданиях и периодической печати, нужны были грамотные редакторы, умело разбирающиеся и в политике, и в журналистике. Среди наиболее авторитетных редакторов последней четверти XIX века следует назвать В. Г. Короленко и А. П. Чехова.

Н.А. БОЙКО,

старший преподаватель Пятигорского государственного университета

Реформы 60-х годов XIX века послужили важным фактором развития местного самоуправления в Российской империи. В ходе реформ были приняты законодательные акты, определившие основы создания и развития земского и городского самоуправления. В губерниях, уездах и городах создавались выборные органы, которые в соответствии с господствовавшей хозяйственной теорией местного самоуправления были призваны решать хозяйственные вопросы на местном уровне. Государственная власть переложила на органы местного самоуправления не только те вопросы, которые непосредственно относились к их компетенции, но и ряд других функций, которые считала для себя обременительными.

В 1881 году, после убийства царя-освободителя, «линия правительственной политики, сущность которой заключалась в либеральных преобразованиях, оборвалась». Императором стал Александр III, и реформы сменились контрреформами, которые осуществлялись как консервативная система мероприятий, направленных на ужесточение правительственного контроля государственной и общественной жизни. В условиях революционного террора Манифест об укреплении самодержавия (апрель 1881 года) провозгласил укрепление христианско-монархической идеологии, пресечение терроризма и революционной пропаганды. Положение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия от 14 августа 1881 г. разрешило объявлять отдельные местности находящимися в «состоянии усиленной охраны». В пределах этих местностей губернаторы и градоначальники получили право издавать обязательные постановления по вопросам общественного порядка и государственной безопасности, устанавливать взыскания за нарушение этих постановлений, воспрещать всякие собрания, закрывать торговые и промышленные заведения, проводить закрытые судебные процессы, передавать отдельные судебные дела в военные суды для рассмотрения их по законам военного времени.

В дальнейшем правительство Александра III приняло ряд мер по отмене некоторых наиболее радикальных положений буржуазных реформ предшествовавшего царствования. Временные правила о печати в 1882 году усилили цензуру. Университетский устав 1884 года установил назначаемость Министерством образования ректора, деканов, профессоров, до этого выбиравшихся. В 1889 году выборные мировые судьи стали назначаться.

Контрреформы затронули и систему местного самоуправления, развитие которой зависело от настроений и намерений центральной власти. Как отмечает А.В. Кружков, «в дореволюционной России сложилась вполне определенная традиция реформирования местного самоуправления - реформы проводились “сверху”, по инициативе властей; государство строго контролировало местное самоуправление; его права и свободы ущемлялись как по закону, так и на практике». По мнению английского исследователя П. Волдрона, после 1881 года очень скоро стало понятно, что Александр III и его министры не намерены предпринимать какие-либо шаги к повышению роли народного представительства в России. Ситуация усугубилась и тем, что ряд земских деятелей стали проявлять определенные политические стремления, что явно противоречило установкам самодержавия.

Контрреформы в сфере местного самоуправления были проведены на основе нескольких нормативных правовых актов, которые вносили ряд изменений в порядок формирования и функционирования соответствующих органов. Согласно Положению о земских участковых начальниках от 12 июня 1889 г. каждый уезд разделялся на земские участки, в которых учреждалась должность земского участкового начальника. Земский начальник назначался из числа потомственных дворян, выполнял функции мирового судьи, а также следил за крестьянским общественным управлением, мог приостанавливать приговоры сельских сходов, подвергать 3-дневному аресту.

12 июня 1890 г. появилось новое земское Положение о губернских и уездных земских учреждениях (далее - Положение 1890 года), которое фактически дискредитировало идеи расширения местной власти и отбрасывало Россию назад. Реформированное Положение 1890 года несколько изменило порядок выборов в земские органы самоуправления. Двухступенчатая система выборов вводилась и для мелких землевладельцев, а не только для сельских обществ, как это предусматривала ст. 30 прежнего Положения. Согласно ст. 15 Положения 1890 года в каждом уезде через 3 года созывались земские избирательные собрания и волостные сходы для выборов земских гласных, а также земские избирательные съезды для избрания уполномоченных лиц в земские избирательные собрания.

В соответствии с Положением 1890 года сословное начало в земствах увеличивалось, для чего сокращалось количество гласных и изменялся порядок их выборов. Были сформированы 3 группы избирателей. В первую входили дворяне всех категорий, во вторую - все прочие избиратели и юридические лица, в третью - крестьяне. Крестьяне же избирали на своих сходах лишь кандидатов в гласные. Из их числа губернатор назначал устанавливаемое в расписании число гласных.

Дворяне получили абсолютное преобладание, а избирательных прав лишилась большая группа лиц (духовенство, церковный приход, крестьянские товарищества, крестьяне, владевшие землей на правах частной собственности, владельцы торговых и промышленных заведений, купцы, лица иудейского вероисповедания). Состав губернских гласных по сословиям складывался в 1897 году следующим образом: дворяне и чиновники - 89,5%; разночинцы - 8,7; крестьяне - 1,8%. Вместе с тем общее число гласных от каждого уезда было уменьшено на 1%.

Положением 1890 года были существенно ограничены права крестьян на земских выборах. В соответствии со ст. 26 крестьяне, принадлежавшие к составу сельских обществ, лишались права участвовать в избирательных собраниях и съездах даже при наличии установленного имущественного ценза. Гласные от сельских обществ могли избираться только на волостных сходах, при этом избранные гласные подлежали согласно ст. 51 обязательному утверждению губернатором. Губернатор определял также порядок заступления гласных от крестьян на место выбывших гласных.

Правом участия в земских избирательных съездах мелких землевладельцев пользовались лица мужского пола не моложе 25 лет, состоявшие в российском подданстве (ст. 24 Положения 1890 года). Эти лица должны были владеть не менее одного года до выборов в пределах уезда на праве собственности либо пожизненного владения землей не менее одной десятой части десятин, установленных для каждого уезда отдельно, либо другим недвижимым имуществом в пределах уезда, оцененным для взимания сбора в казну в сумму не менее 1500 руб. Они не имели права передоверять свой голос другим лицам.

Помимо представителей мелких землевладельцев, в земских избирательных съездах имели право принимать участие физические и юридические лица, владевшие в уезде в течение одного и более года землей в размере, определяемом для каждого уезда расписанием индивидуально, или другим недвижимым имуществом, стоимость которого в целях взимания сборов составляла не менее 15 тыс. руб. (ст. 16 Положения 1890 года).

Председателями и членами управ могли быть только лица, имевшие право на государственную службу, что лишало крестьян и купцов права занимать эту должность. Губернатор, исходя из принципа целесообразности, мог приостанавливать любые решения земств (ст. 87 Положения 1890 года).

Отдельные нормы Положения 1890 года серьезно нарушали сам принцип выборности, на котором было основано земское самоуправление. Так, ст. 53 предоставляла министру внутренних дел право в случае избрания уездом менее двух третей гласных, положенных от уезда расписанием, продлить полномочия гласных на срок до 3 лет или самостоятельно назначить на тот же срок председателя и членов земской управы, которые осуществляли городское самоуправление без земского собрания. При этом не было установлено, сколько раз министр имел право продлевать полномочия земского собрания или земской управы. Таким образом, существовала возможность замены выборного самоуправления назначаемым, что, в свою очередь, подрывало основы института местного самоуправления.

По Положению 1890 года земские учреждения лишались статуса общественного самоуправления и вводились в систему государственного управления. Менялось и правовое положение земских служащих, многие из которых могли стать государственными чиновниками и получать чины, звания, ордена, другие привилегии.

Изменения в законодательстве о земских учреждениях были вызваны не только субъективными, но и объективными причинами. Сословный состав общества менялся в условиях развития капитализма, причем достаточно быстро. После крестьянской реформы 1861 года земельные угодья части дворян быстрыми темпами стали приходить в упадок. Размеры ценза были слишком велики даже для 1860-х годов. В последующий период, когда дворянское землевладение быстро дробилось и мельчало, высокие цензовые требования отразились на правоспособности дворянства принимать участие в земском деле.

Положение 1890 года укрепило позиции дворянства в земствах. Теперь они стали посылать в земские собрания больше представителей, чем крестьяне и горожане вместе взятые. Один гласный от дворян представлял 3 избирателей, а от крестьян - 3 тыс.

Важным моментом стала проблема взаимоотношений органов земского самоуправления с системой местного управления, прежде всего с губернаторами. Этот вопрос обстоятельно изучался в течение нескольких лет.

Как отмечает А.А. Ярцев, «с учетом мнений губернаторов, на основе собственных наблюдений и выводов и, несомненно, с оглядкой на политические веяния в высших сферах составители нового земского Положения 1890 г. пришли к убеждению, что сложившаяся система надзора губернаторов над земскими органами самоуправления не вполне эффективна. Поэтому в русле земской контрреформы 1890 г. правительство упрощает институциональную систему подачи протестов губернаторов на земства, предоставляет право прямой жалобы на органы самоуправления в Сенат честным лицам и учреждениям, создает особую губернскую инстанцию для оперативного разбора земско-губернских споров - губернское по земским и городским делам присутствие». По справедливому мнению того же автора, «цель введения такого органа была скорее не политическая, а прагматическая... Присутствия позволяли на месте, быстро и коллегиально решать возникавшие споры между самоуправлением и местной администрацией».

В состав губернского по земским делам присутствия входили губернатор, вице-губернатор, управляющий казенной палатой, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы (он же губернский предводитель дворянства) и гласный. Этот орган проверял каждое постановление земских учреждений на предмет его соответствия законодательству.

Наряду с ограничениями избирательных прав большой категории граждан можно отметить и некоторые положительные моменты нового законодательства о земском самоуправлении, а именно:

· некоторое увеличение компетенции земств, расширение перечня предметов, по которым они могли издавать обязательные постановления;

· расширение круга лиц, подлежавших избранию (ими могли быть не только гласные, но и лица, имевшие избирательный ценз);

· восстановление в полном объеме прав земств на бесплатную пересылку корреспонденции.

В деятельности земств преобладало государственное начало, связанное с усилением правительственного контроля над местным самоуправлением.

Земское законодательство имело и определенную социальную направленность. В соответствии со ст. 2 Положения 1890 года к делам, подведомственным земским учреждениям, относились заведование земскими лечебными и благотворительными заведениями, попечение о призрении бедных, неизлечимых больных и умалишенных, сирых и увечных, оказание пособия нуждающемуся населению разрешенными законом способами. В необходимых случаях земские учреждения могли устанавливать сборы на нужды общественного призрения.

По мнению профессора Г.А. Герасименко, пересмотр земского законодательства свидетельствовал о том, что «даже в такой критической для земств обстановке, в условиях мощного контрнаступления крепостников-помещиков власти не могли ликвидировать земства полностью. Развитие капиталистических отношений к тому времени достигло такой высоты, которая была достаточна, чтобы предохранить земства от разгрома».

После принятия Положения 1890 года деятельность земств не ослабла, а активизировалась. Это может свидетельствовать, с одной стороны, о возрастании общественной потребности в органах самоуправления, с другой - о наличии положительных моментов в законодательстве.

Контрреформы привели к изменению в системе не только земского, но и городского самоуправления, что выразилось в принятии Городового положения от 11 июня 1892 г. Существовавший до этого высокий имущественный ценз обеспечил преобладание в городских учреждениях местной власти купцов. В состав гласных дум нередко попадали не самые лучшие представители данного сословия, что отражалось на работе городских органов самоуправления. Положение дворянского сословия в городских думах оказалось несколько стесненным, и, поддерживаемое правительством, оно не могло мириться с этим. В итоге государственная власть пришла к выводу о необходимости проведения радикальных реформ не только земского, но и городского самоуправления.

Имущественный ценз в Городовом положении 1892 года по сравнению с предшествующим положением о городском самоуправлении значительно укрепился. Новые требования для участия в городских выборах, сформулированные в ст. 24, лишали избирательных прав не только рабочих и интеллигенцию, но и немалую часть владельцев недвижимого имущества и промышленников. Нормы этой статьи давали право участия в выборах гласных только российским подданным не моложе 25 лет, имеющим в течение одного и более года в пределах городского поселения недвижимую собственность, оцененную для взимания городского сбора в сумму: не менее 3 тыс. руб. - в столицах; не менее 1,5 тыс. руб. - в крупных губернских городах с населением свыше 100 тыс. человек и Одессе; 1 тыс. руб. - в прочих губернских и областных городах, входивших в состав градоначальств; не менее 300 руб. - в небольших городских поселениях. В выборах могли принимать участие и лица, содержавшие в течение одного и более года в городском поселении торгово-промышленные предприятия, требовавшие получения свидетельства I гильдии в столицах и I или II гильдии - в других городах.

Благотворительные, учебные, промышленного-торговые и иные учреждения могли выдавать своим представителям доверенность на участие в выборах в случае соответствия этих учреждений установленным имущественным требованиям.

Кроме того, пополнился перечень лиц, не имевших права участвовать в выборах лично или через представителей. В голосовании не могли принимать участие не только председатель и члены местного по земским и городским делам присутствия, лица, занимавшие полицейские и прокурорские должности в губернии, но и все служители христианских конфессий (ст. 32 Городового положения 1892 года). Статья 33 лишала избирательного права, кроме преступников и несостоятельных должников, всех лиц, отрешенных от государственных должностей, в течение 3 лет со времени отрешения, состоявших под гласным надзором полиции и содержателей винных лавок и питейных домов.

Городовое положение 1892 года отменило трехступенчатую куриальную систему выборов, закрепленную в предшествующем ему нормативном правовом акте о формировании городских дум. Для производства выборов образовывалось одно избирательное собрание (ст. 34). При наличии большого числа избирателей собрание могло делиться на избирательные участки по предложению городских дум, но только с разрешения министра внутренних дел в столицах (Санкт-Петербурге и Москве), а в прочих городах - с разрешения губернатора.

Контрреформы местного самоуправления 1890-х годов, радикально изменившие порядок организации земских и городских учреждений, привели к существенному ограничению возможности участвовать в земской жизни всех классов Российской империи, за исключением дворян - помещиков и представителей крупной буржуазии. Это обстоятельство вызвало серьезное недовольство в обществе, а также еще больше усилило противоречия между различными слоями населения.

Результаты законодательства о реформировании местного самоуправления проявились в деятельности органов местного самоуправления по реализации их непосредственных функций, закрепленных в праве. Среди основных направлений деятельности земских учреждений надо отметить прежде всего здравоохранение, народное образование, статистику. На реализацию этих направлений позитивно сказалось Положение 1890 года. После его принятия расходы земств значительно возросли, причем не только за счет налогообложения, но и за счет прямых дотаций правительства.

Как отмечает Г.А. Герасименко, во второй половине 1880-х годов «земская статистика была поставлена в невыносимые условия и прекратила свое существование... В 1893 г. появился закон, обязывающий земства возобновить статистические работы. Более того, оно (правительство. - Н.Б.) стало ежегодно выделять на земскую статистику до 1 млн руб.».

В результате масштабы статистических работ стали расширяться, профессия статистика стала востребованной. Уровень достоверности статистической информации был поднят на такую высоту, до которой современная статистика по многим позициям не может дотянуться.

Расходы земств на народное образование через 10 лет после принятия Положения 1890 года удвоились. Увеличилось количество земских школ, учителя получали достаточно высокую для того времени заработную плату. При этом содержание образования оказалось за рамками компетенции земств, которые не могли влиять на учебные программы.

Увеличилось количество земских больниц. Фактически они оказались почти единственными лечебными учреждениями, где сельское население могло получать медицинскую помощь. Оплата труда медицинского персонала таких больниц также осуществлялась земствами.

В рамках оказания ветеринарной помощи населению земства вели успешную борьбу с эпидемией чумы, поразившей крупный рогатый скот во многих местностях России. Они устраивали лечебницы для скота, начинали делать прививки.

Контрреформы в сфере местного самоуправления не привели к снижению позитивной активности земских учреждений, которые развивали основные направления своей деятельности и в условиях жесткого контроля со стороны местной администрации. Органы местного самоуправления, став в результате контрреформ фактически органами управления, включенными в общую государственную систему, начали работать более эффективно.

Постепенно земства стали пытаться выходить за пределы местного хозяйства, обсуждать политические вопросы, обращать внимание власти на необходимость расширения своих политических прав. При этом новое законодательство не повлияло коренным образом на социальный состав земств - в них по-прежнему преобладало дворянство.

Пытаясь бороться с ростом либеральных настроений среди деятелей местного самоуправления, правительство стало урезать источники его финансирования. 12 июня 1900 г. были приняты Примерные правила об установлении предельного земского обложения. Этот документ запретил земским учреждениям увеличивать свою смету более чем на 3% по сравнению с прошедшим годом. Одновременно земствам запретили заниматься вопросами помощи голодающим районам, возложив эту проблему на земских начальников. Трудно предположить, что данные меры были продиктованы заботой царского правительства о народе, скорее проявилось стремление ограничить деятельность местного самоуправления. Однако такие меры не привели к свертыванию деятельности земских учреждений. Напротив, эта деятельность постоянно возрастала.

Таким образом, порядок выборов в органы местного самоуправления, установленный новым, реформированным законодательством, не отличался демократичностью, так как выборы имели сословный характер и осуществлялись на основе имущественного ценза. Большая часть населения страны вообще оказалась лишенной избирательных прав на выборах земских и городских учреждений. Однако для периода, когда в общественных отношениях господствовал феодальный уклад, такие выборы не были чем-то необычным, наоборот, создание органов местного самоуправления, которые избирались населением, можно рассматривать в качестве важного позитивного шага. Он был связан с развитием капиталистических производственных отношений, которое во всех странах сопровождалось приобщением населения к местному самоуправлению.

Органы местного самоуправления, прежде всего земские учреждения, которые успешно занимались вопросами местного хозяйства, народного образования, здравоохранения, статистики и ветеринарии, сыграли важную позитивную роль в общественном развитии Российской империи.

Библиография

1 Захарова Л.Г. Россия на переломе (самодержавие и реформы 1861-1874 гг.) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала ХХ века. - М., 1991. С. 322.

2 Кружков А.В. Местное самоуправление в России: несбывающийся проект // Полис. 2004. № 6.

3 См.: Waldron P. The End of Imperial Russia. 1855-1917. - Camb., 2002. P. 19.

4 См.: Емельянов Н.А. Местное самоуправление в дореволюционной России. - Тула, 1992. С. 25.

5 Ярцев А.А. Земское самоуправление и местные органы административной юстиции в 1890-1904 гг. (на материалах Северо-Запада России) // Государство и право. 2004. № 10. С. 102.

6 Там же. С. 103-104.

7 Герасименко Г.А. История земского самоуправления. - Саратов, 2003. С. 30.

8 Герасименко Г.А. Указ. раб. С. 31.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ