Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Интеграция профессионального и среднего образования. Разработка и внедрение технологии интегративно проектного обучения студентов технических специальностей учреждений спо





РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНО ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО

При обучении студентов по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» по традиционной схеме в Магнитогорском политехническом техникуме мы столкнулись с проблемой отсутствия у студентов навыков курсовою и дипломного проектирования, несмотря на достаточно высокий уровень качественной успеваемости (60- 70%). В то же время, в связи с активным внедрением на автомобильном транспорте информационных технологий, быстрой сменой технологического и бортового оборудования автомобиля, работодатели стали выдвигать дополнительные требования к выпускникам, а именно: владение информационными технологиями, умение самостоятельно проектировать технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей, разрабатывать необходимые приспособления и т.д. В процессе решения этих проблем нами была разработана технология интегративно-проектного обучения студентов технических специальностей учреждений СПО. Данная проблема широко не разрабатывалась в научной и методической литературе.

В понимании и употреблении понятия педагогическая технология до настоящего времени существуют разночтения, поэтому в своем исследовании нами дано следующее определение:

Педагогическая технология - это технология проектирования, организации, проведения и мониторинга образования, построенная с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия с целью гармоничного, разностороннего развития личности обучаемых, обеспечивающая и гарантирующая достижение прогнозируемого результата подготовки компетентного конкурентноспособного специалиста - надежного и профессионально активного в постоянно изменяющихся внешних условиях.

В нашем исследовании мы исходили из следующей структуры концептуальной основы педагогической технологии [I]:

философская, в частности, методологическая основа технологии; 2) концептуальная идея; 3) модель педагогической системы; 4) научная концепция усвоения социального опыта;

применяемая образовательная концепция; 6) основополагающие факторы психического развития человека, применяемые методы воспитания.

В качестве философской основы технологии инторатив- но-проектного обучения нами выбран методологический ин- тегративно-подход подход, который обеспечивает: овладение студентами целостным, системным видением картины мира и всестороннее развитие личности (нравственное, духовное, интеллектуальное, эстетическое, физическое) на базе развития ключевых профессиональных компетенций.

Мы полагаем, что для современной педагогической технологии также важны следующие идеи и подходы к проблемам образования:

Гуманизация образования система мер, направленных на приоритетное развитие обще культурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений.

Природосообразность - объективная закономерность всех процессов и явлений, исповедующая необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на них, а так же единство человека с природой, согласованность и гармонию их взаимодействия.

С другой стороны, опираясь на метод дополнительности в педагогике, разработанный Г.Г. Гранатовым :

Отбор содержания учебной дисциплины, соответствующий государственному образовательному стандарту (на основе идейно-понятийного подхода; идея здесь, прежде всего, - образ действий, практическая (конструктивная) идея).

Подход к предмету исследования и проблеме как к системе.

Раскрытие сущности, выделение и описание признаков, особенностей как системы (предмета исследования) в целом, так и всех ее частей на каждом уровне методологии (понятий- ности).

Нахождение и формулировка законов, принципов, условий функционирования как системы в целом, так и веех ее частей на всех уровнях методологии.

Методологическое обоснование целей.

Немаловажным на сегодняшний день является формирование профессиональной компетентности, которая включает такие элементы как профессионально значимые качества личности, знания, умения, навыки. Структура профессиональной компетентности рассмотрена в работе Ю.В. Лымаревой. В нее входят четыре основных компонента: мотивационный (психологический). понятийно-содержательный, деятельностный (технологический), обязательный педагогический (рефлексивны и)

Рис. 2. Схема организации интегративно-проектного обучения

Таким образом, методологическая основа технологии интегративно-проектного обучения (рис.2) определяет следующий алгоритм проведения урока:

Студент совместно с преподавателем самостоятельно выбирает важное для себя качество личности, которое может быть развито на данном уроке в соответствии с конкретной учебно-развивающей целью. На основании осуществленного выбора определяется способ деятельности на уроке, который может быть реализован по трем основным направлениям: 1) индивидуальная работа студента; 2) самостоятельная работа в проектных группах; 3) работа в малых группах с помощью объяснений учителя.

В соответствии с конкретной учебной целью урока осуществляется отбор понятий для реализации поставленной цели.

После оперативного контроля отобранных студентами понятий в случае отрицательного результата может быть осуществлена корректировка выбранного студентом способа деятельности.

На основании принципов идейно-понятийного подхода проводится матричный анализ понятий.

Осуществляется оперативный контроль или самоконтроль и на основании анализа ошибок корректируется либо образ и способ деятельности, либо лишь матрица анализа понятий.

Рис. 3. Структурно-функциональная схема реализации технологии интегративно-проектного обучения

С использованием вариативных методик, связанных с данной технологией, осуществляется проектирование процесса реализации поставленных целей, моделируется полученный процесс, проводится самоанализ или рефлексия как по знаниям, умениям и навыкам, так и по модели специалиста.

В заключении преподаватель контролирует и обобщает полученные результаты, выводит итоговые рейтинговые оценки за урок по каждому студенту" и формул и pyci проблему следующего урока для самостоятельной работы дома.

Структурно-функциональная модель технологии интегративно-проектного обучения представлена на рис.З.

представление любого объекта или явления окружающего мира в виде системы и подробное рассмотрение этой системы (с учетом предметного, функционального и исторического аспектов).

определение «потребности» и «способности» изучаемой технической системы (ТС) при ее функционировании с целью удовлетворения некоторой общественной потребности;

определение полезности технической системы соответствия потребностям общества, то есть назначением системы;

оценка физической эффективности использования системой пространства, времени, массы, энергии и информации;

оценка социально-технической эффективности технической системы как отношения полезного результата и затрат;

анализ увеличения возможностей технической системы по удовлетворению потребностей надсистем через следующие изменения системы на уровне внешнего функционирования;

количественный рост полезных «способностей» ТС;

приобретение новых полезных «способностей»; превращение неполезных «способностей» ТС в полезные;

Юиочевые аспекты методики реализации технологии и мониторинга интегративно-проектного обучения в свернутом виде представлены ниже.

устранение вредных «способностей» вплоть до превращения их в полезные;

увеличение отношения полезного выхода к входу, то есть повышение эффективности ТС;

Таблица 1. 10) разработка программы действий по

Методика реализации технологии интегративно-проектного обучения увеличению возможностей технической си-

Педагогические условия

Подходы

Принципы

Средства реализации

Реализация внутрипредмет- ных и межпредметных связей дтя формирования интегративных технических понятий и профессиональных компетенций

Системный, в частности.

идейно-

понятийный

Целостности и дополннтельност

Упражнения и задания рефлексивного плана

£.

L.

г-

Введение категории -компетенции и -модель специалиста-

Системно

компетентно

стный :

личностно-

орнентнрова

нный

Индивндуализаии и н гуманизации

Модель

специалиста

Внедрение структурно-

функциональной модели технологии кнтегратиЕно- проекгного обучения

Проектно- деятельное гн

ый

Сциентизма

Алгоритм, схема, модель изучаемого процесса

Методы ТРИЗ

Природо сообразности и культуро-

соооразности, дополнительности.

системности

Схема образовательного процесса, планирование урока

Внедрение системы контроля качества образовательного процесса

Системно-

проиессный

Систематизации и гармонизации

Программное обеспечение мониторинга образовательного процесса


Перейдем к описанию методов и форм работы преподавателя в реализации данной технологии. Требования, предъявляемые к деятельности преподавателя в процессе профессиональной подготовки, заключаются в следующем:

четкая формулировка цели профессиональной подготовки и переподготовки;

выделение цели проектной деятельности для выполнения курсового и дипломного проекта;

разработка исходной концепции реализации поставленных целей;

етемы с применением информационных технологий;

разработка комплекса диагностических мероприятий по анализу полученных результатов;

выполнение комплекса коррекционных мероприятий по ходу реализации про- фаммы обучения.

Преподавателю необходимо создать все условия, чтобы учащиеся осознали практическую значимость ключевых компетенций для успешной адаптации на рынке труда, активной профессиональной деятельности и проявили личную заинтересованность в их развитии. Студенты должны приобрести навыки самооценки, объективной оценки своей готовности к инициативному и творческому выполнению требуемых профессиональных функций (обязанностей), а также навыки профессионального самоообразова- ния и самосовершенствования.

Отметим, что образовательная технология может быть успешно реализована только в условиях комплексного развития всей педагогической системы образовательного учреждения. В частности, организация учебного процесса может базироваться, на наш взгляд, на 2-х основных системах: общей системе оперативного (внутрнтехникумовского) контроля качества учебного процесса и информационной образовательной среде. На сегодняшний день существует много различных подходов к определению и функционированию педагогической системы.

В рамках проведенного исследования нами уточнено понятие профессиональная педагогическая система это педагогическая система, представляющая собой совокупность ком-


- 144.50 Кб

Глава 2: Применение интеграции на практике в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

Интеграция при подготовке студентов в системе СПО

Непрерывное образование в течение всей жизни является фактором мобильности личности. Нередки случаи ошибочного или вынужденного выбора профессии, материальные затруднения, различные семейные обстоятельства и т.д. Потери контингента в колледже достигают 30%. В современных условиях появляется возможность предоставления учащейся молодежи больше шансов на самоопределение, позволяющей ей на время прервать учебу, а затем, при изменившихся обстоятельствах, продолжить ее. При этом повышается возможность корректировать выбор специальности при профессии в соответствии с изменившимися представлениями или вновь возникшими личностно-профессиональными интересами.

За счет введения интегративных учебных планов возможно сокращение сроков обучения, что позволяет выпускникам раньше приобщиться к профессиональной деятельности. Разрабатываться интегративные планы образовательных траекторий СПО, по которым в настоящее время уже ведется подготовка кадров. За счет такого подхода к интеграции образовательных программ, когда в системе профессионального образования нет «тупиковых траекторий», создаться условия мобильности студентов для успешного выхода на рынок труда.

Подобная ситуация возникает и при обучении студентов технических специальностей. Отсутствие интегративных связей между учебными дисциплинами приводит к тому, что при объективно достаточных знаниях студенты испытывают затруднения при решении профессиональных задач.

Наблюдения показывают, что студенты, получив подготовку по общепрофессиональным дисциплинам, затрудняются применять знания при изучении специальных дисциплин. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации.

Изучение математики интеллектуально обогащает студента, развивая в нем необходимую для инженера гибкость и строгость мышления. Это тем более актуально сейчас, когда студенческие аудитории заполнила молодежь, не получившая необходимой математической подготовки в школе (об этом свидетельствуют результаты ЕНТ (Единого Национального Тестирования)).

Интеграция в разнообразных формах синтеза междисциплинарных исследований имеет значение как для процесса формирования профессиональной компетенции будущих инженеров в процессе обучения, так и в профессиональной последующей деятельности.

Большинство студентов не осознают необходимости изучения общеобразовательных дисциплин, в число которых входит математика. В результате поверхностного изучения математики, общепрофессиональных и специальных дисциплин у студентов слабо формируются знания и умения, позволяющие им правильно ориентироваться в практических заданиях, применять знания для решения задач, связанных с будущей специальностью.

Студентам инженерных специальностей приходится изучать множество различных дисциплин, каждая из которых представляет сложную систему знаний, умений и навыков. Связи между компонентами дисциплин разнообразны и зависят от содержания элементов, между которыми они устанавливаются. Усиление взаимосвязей как интеграционный процесс происходит в результате образования общих теоретических концепций для каких-либо самостоятельных отраслей знаний или общих методов решения практических задач. В первом случае интеграция выражается в теоретизации, фундаментализации знаний, во втором – в усилении их прикладного характера. Таким образом, объединение знаний может давать новые теоретические и практические результаты и способствовать повышению уровня подготовки специалистов. Синтез имеет место в любой совокупности знаний. В высшем образовании он наиболее интенсивно осуществляется внутри отдельных дисциплин и слабее – между дисциплинами и циклами дисциплин.

На практике в большей степени происходит спонтанная, нецеленаправленная интеграция знаний. Одним из организационно-методических средств повышения качества подготовки специалиста можно назвать междисциплинарную интеграцию, которая может принимать два значения: во-первых, это создание у обучающегося целостного представления об окружающем мире (здесь интеграцию можно рассматривать как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения).

Проведение бинарных занятий

Преподаватели Тульского экономического колледжа используют междисциплинарные связи на своих занятиях. Учебные дисциплины "Программное обеспечение компьютерных сетей" и "Компьютерные сети" являться специальными дисциплинами, формирующими базовые знания по специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем".

Тема "Язык разметки гипертекстовых станиц HTML и прикладной протокол web-сервиса" важна для изучения дисциплин и "Компьютерные сети" и "Программное обеспечение компьютерных сетей". Занятия по теме готовят студентов к курсовому и дипломному проектированию.

На бинарном занятии по указанной теме используются:

  • мотивационная беседа с целью создания у студентов положительного настроя на работу.
  • активизация опорных знаний для обобщения и систематизации знаний студентов.
  • сообщение новых знаний.
  • Диагностика с целью проверки теоретической подготовки студентов по основным понятиям языка HTML и прикладному протоколу HTTP.

Урок способствует проявлению активности студентов, предполагает развитие профессионального мышления, овладение профессиональным первоначальным опытом, проверку профессиональной готовности к самостоятельной деятельности. На уроке используется региональный компонент: студенты подбирают, изучают, систематизируют материал по истории родного края. Урок построен как логически законченный, целостный процесс, который начинается с постановки обоснования задания и заканчивается подведением итогов.

Анализ. В представленном фрагменте образовательного процесса подразумевающего применение практической интеграции, мы видим, как происходит межпредметная связь околостояших дисциплин. Так как обе дисциплины информатические, и методы заимствуются частично, из каждого предмета, можно сделать вывод, что имеет место концептуальный уровень, интеграции. Стоит отметить, что этот уровень в данном бинарном занятии не единственный, но выражен он наиболее сильно. Данный бинарный урок направлен на формирование профессионально- ореентированных знаний навыков и умений. На данном занятии студенты в теории и на практике изучают Компьютерные сети, и какое программное обеспечение организует исправную работу данных систем. В частности они изучают "Язык разметки гипертекстовых станиц HTML и прикладной протокол web-сервиса". Дисциплины взаимодополняемо сообщаются между собой, составляя полную картину темы.

Достоинства данного бинарного занятия, заключаются в следующем:

  • Оно готовит студентов к последующей исследовательской деятельности; к написанию курсовых и дипломных работ;
  • Занятие экономит время, ускоряя образовательный процесс;
  • Занятие качественно по-другому формирует знания, умения и навыки;
  • Выполняя одну из главных функций интеграции, данное занятие быстро реагирует и гибко подстраивается под динамично меняющиеся требования на рынке труда.

Интегрированный урок как средство развития компетентности

В арзамасском приборостроительном колледже идея бинарного урока "информатика" и "Английский язык" возникла в процессе изучения темы "Программирование на языке Turbo Paskal" на 1-ом курсе, когда столкнулись с трудностями чтения и перевода слов-терминов, понятий и команд, используемых на уроке информатики.

Занятие состояло из теоретической части (повторение и закрепление пройденного материала в форме блиц-опроса с использованием различных режимов работы) и практической (решение задач и составление программ).

Преподаватель, обращаясь к студентам с вопросами по теме занятия с целью закрепления теоретических знаний, повышения интереса студентов к составлению программ, переходу к практической части урока. Так как многие слова заимствованы из английского языка, основная задача преподавателя иностранного языка заключалась в фонетической обработке, воспроизведении и закрепления лексических единиц при помощи зрительного и слухового восприятия записи структуры программы операторов языка.

Занятие проводилось в игровой форме. Группа была разделена на 3 команды: "математики" - составляли алгоритм решения задач, "программисты" - записывали программы на языке Turbo Paskal, "лингвистики" - помогали лучше усвоить английские термины, необходимые при изучении темы. Студенты показывали графические изображения слов (языки программирования), все присутствующие имели возможность послушать лексику. При этом происходило формирование звукового образа слов, а письменная фиксация лексики способствовала укреплению связи слов. Теоретическая часть урока закончилась презентацией работ, показом и комментариями, подготовленными студентами самостоятельно.

Игровой момент повышает активность познавательной деятельности, создает творческую атмосферу на уроке, вызывает положительные эмоции.

Анализ. На данном примере мы можем наблюдать, как происходит межпредметная интеграция далеких друг от друга дисциплин информатики и иностранного языка. Доминирующий уровень интеграции в данном примере – тематический. На этом примере хорошо видно как при помощи интеграции преподавательским составом была преодолена проблема того, что ученики не могли произносить термины из изучаемой темы. Разработанный педагогами урок позволил восполнить пробел в знаниях по английскому языку. Стоит отметить, что данный пример применения интеграции очень грамотный. Восполнение пробела по английскому языку на уроке информатики не только не помешало проведению самой информационной дисциплины, а лишь поспособствовало ускоренному усвоению материала. По истечении урока было достигнуто сразу две цели: восполнение недостающих навыков в произношении англоязычных терминов, и понимание английских слов-терминов, а так же прохождению темы по информатике.

Если говорить о методах применяемых на данном бинарном уроке, стоит отметить то, что урок был проведен в игровой форме. Это способствовало присутствию здоровой атмосферы и хорошему настроению. Для всех участников данного урока это был, бесспорно, эксперимент, в то время как для преподавателей это был еще и педагогически удачный эксперимент.

Интеграционная модель формирования образовательных траекторий подготовки практико-орентированных специалистов

В современных условиях сложившегося рынка труда возникла острая необходимость в такой системе подготовки практико-орентированных специалистов, которая могла бы быстро и адекватно реагировать на быстрые изменения, происходящие при создании новых видов производств и технологий. Остро ощущается нехватка работников новых профессий, а так же специалистов, обладающих обновленными знаниями и умениями в рамках существующих профессий. По мере увеличения сложности производственных процессов растет и уровень требования работодателей к квалификации своих потенциальных работников.

Однако между требованиями современного рынка труда и подготовкой кадров наблюдается целый ряд противоречий и проблем, которые из-за недостаточной их проработки по целому ряду направлений, включая и нормативный аспект, не позволяют обеспечить требуемый уровень профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, что затрудняет внедрение инновационных моделей образовательных траекторий. Вот некоторые противоречия:

  • Государственные образовательные стандарты СПО второго поколения, которые уже уступают дорогу стандартам третьего поколения, не обеспечивают необходимый уровень квалификации выпускников в условиях модернизации высокотехнологичных предприятий;
  • Существует объективная реальность организации процесса обучения, ориентированная на профессиональную компетентность рабочего и специалиста, но сохраняется преимущественно традиционная направленность знаниевого подхода к содержанию профессиональной подготовки;
  • Осуществляется модернизация производства и освоение новых технологий, а притока квалифицированных кадров, по-прежнему, не хватает;
  • До сих пор сохраняется низкий уровень престижа рабочих профессий у молодежи и их семей;
  • Существует острая нехватка у профессиональных образовательных учреждений материальных, кадровых и других ресурсов для образовательного процесса подготовки квалифицированных кадров, ориентированных на высокие технологии.

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть интеграцию в процессе среднего профессионального образования.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть общее понятие интеграции.
Кратко описать этапы становления и вклад педагогов в изучение интеграции;
Описать принципы, уровни и возможные итоги интеграции;
Проанализировать опыт бинарных уроков и практики межпредметной интеграции на примере двух – трех образовательных учреждений СПО.

Содержание

Введение 3
2. Глава 1: Общие теоретические данные об интеграции в педагогическом процессе 6
2.1. Понятие интеграции в педагогическом процессе 6
2.2. Этапы становления, ученые и их вклад в развитие интеграции 7
2.3. Три принципа интеграции. Уровни интеграции. Результаты. 12
3. Глава 2: Применение интеграции на практике в образовательных учреждениях среднего профессионального образования 18
3.1. Интеграция при подготовке студентов в системе СПО 18
3.2. Проведение бинарных занятий 21
3.3. Интегрированный урок как средство развития компетентности 23
3.4. Интеграционная модель формирования образовательных траекторий подготовки практико-орентированных специалистов 25
4. Заключение 29
5. Список используемой литературы 31

Разделы: Общепедагогические технологии

Важное место в развитии общества отводится системе образования, в том числе и системе среднего профессионального образования. Современное производство требует от технических кадров высокого уровня профессионально-педагогических знаний. Подготовка такого рода специалистов возможна только в том случае, если, во-первых, становление личности студента будет осуществляться в рамках модели обучения и воспитания, которая отражает реальную действительность; во-вторых, эта модель по мере своего развития будет приближаться к реальной действительности и в конечном итоге переходить в нее. Это требует от преподавателей изменения отношения к науке, овладения современной теорией обучения, формирования нового типа педагогического мышления. Все это является непременным условием интенсификации образовательного процесса в профессиональном образовании.

Среднее профессиональное образование должно соответствовать уровню развития науки, техники, технологии и культуры, тенденциям усиления взаимосвязи наук, их интеграции с производственными процессами, отвечать новым социальным требованиям, предъявляемым к подготовке специалиста среднего звена. Все это вызывает необходимость дальнейшего совершенствования содержания образования и повышения качества образовательного процесса.

Задачи подготовки специалистов среднего звена выдвигают в качестве одного из важнейших требований к содержанию образования обеспечение единства общего и специально-технического образования, а также единство обучения и воспитания. Это требование предопределено особенностями усвоения знаний, умений и навыков, которые могут быть прочными и действенными только в том случае, если составляют целостную систему в сознании студентов, а также потребностями современного производства по обеспечению широкой политехнической основы обучения и профессиональной мобильности специалистов.

В связи с этим особое значение приобретает проблема органичного сочетания специально-технического и общего образования, которая делает актуальной постановку задачи исследования возможностей рационального построения образовательного процесса на базе междисциплинарной интеграции.

Проблема междисциплинарной интеграции имеет принципиально важное значение как для развития научных основ педагогики, так и для практической деятельности преподавателей. Она связана с проблемой структурирования содержания образования, узловыми вопросами которой являются вычленение структурных элементов содержания образования и определение системообразующих связей между ними, что подтверждается сквозным значением этих вопросов в истории развития педагогических теорий. В последние десятилетия значительно возрос научный интерес к разным аспектам интеграции в связи с усилением интегративных процессов на производстве, в экономике, науке и общественных отношениях.

Переход на новые федеральные образовательные государственные стандарты требует дифференциации и интеграции содержания образования по основным видам будущей профессиональной деятельности, что способствует не только формированию ключевых компетенций выпускника, но и развитию нестандартного творческого мышления и исследовательских умений будущих специалистов.

Современное профессиональное образование должно обеспечить не только умение переориентироваться с одной профессии на другую, но и развивать умение активно реагировать на изменения интересов общества, работодателей, а также потребителей услуг.

В новых социально-культурных условиях профессиональное образование должно способствовать интегрированному освоению умений и знаний в рамках профессиональной компетенции, профессии или смежных профессий. Согласно требованиям ФГОС приоритетным направлением является интеграция профессиональных и общеобразовательных дисциплин в содержании среднего профессионального образования.

В среднем профессиональном образовании наблюдается тенденция как к интеграции компонентов содержания учебных дисциплин, так и методов, средств и форм обучения. Однако наиболее доступной и привлекательной в практической реализации является интеграция по компонентам содержания, обеспечивающая взаимопроникновение и синтез знаний, формирование целостного восприятия законов развития природы, общества и мышления человека.

Интеграция в образовании способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке студентов к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, формирование у учащихся понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом, кроме того:

Способствует развитию мышления студентов;

Дает возможность широкого применения методов научного познания;

Формирует комплексный подход к учебным предметам и спец.дисциплинам;

Отражает объективные связи в окружающем мире;

Формирует общие теоретические и профессиональные понятия;

Повышает качество знаний учащихся;

Повышает и развивает интерес студентов не только к предметам общегуманитарного и естественнонаучного циклов, но к выбранной профессии;

Расширяет кругозор студентов, способствует развитию творческих возможностей, помогает более глубокому осознанию и усвоению теоретического материала;

Приобщает студентов к научно-исследовательской деятельности.

Внедрение в образовательный процесс междисциплинарных комплексных задач, связанных несколькими дисциплинами, профессиональными модулями позволяет:

– снизить загруженность обучающихся в рамках совмещенных, бинарных занятий или практических работ;

– последовательно реализовывать репродуктивные, частично-поисковые, творческие и научно-исследовательские, дидактические принципы по нескольким дисциплинам, профессиональным модулям;

– на основе дифференцированного личностно-ориентированного подхода к обучению выбирать уровень сложности решаемой задачи;

– развивать самостоятельность и ответственность обучающихся при выполнении индивидуальных заданий;

– вовлекать обучающихся с целью активизации самостоятельной познавательной деятельности во внеучебную деятельность.

Актуальность создания системы междисциплинарных связей определяется следующими факторами:

– потребностью в разработке механизма повышения качества обучения по дисциплинам и профессиональным модулям на основе внедрения междисциплинарных задач и системообразующей роли.

– необходимостью компьютеризации дисциплин на основе междисциплинарного задачного подхода;

– развитие творческих способностей обучающихся в процессе самостоятельной познавательной деятельности.

Межпредметные связи в профессиональном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знание и умение в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и в производственной деятельности.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании учащихся в учебных заведениях НПО и СПО.

Соединение общего и профессионального образования составляет дидактическую основу межпредметных связей. Такие связи подготавливают учащихся к овладению в совершенстве любой профессией.

Практика последних лет показывает, что межпредметные связи охватывают все структурные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, формы, методы и средства обучения, способствуя повышению его эффективности, обеспечивая усвоение знаний, формирование умений и навыков в определенной системе, способствуя активизации мыслительной деятельности, осуществлению переноса теоретических знаний на учебно-производственную деятельность студентов в средних профессиональных учебных заведениях. Рациональное использование межпредметных связей позволяет расширить профессиональную подготовку квалифицированных специалистов и готовить их по группе взаимосвязанных профессий или по новым сложным профессиям, способствовать обеспечению профессиональной мобильности.
Учащаяся молодежь представляет собой особую социальную группу, которой предстоит в ближайшем будущем в качестве наиболее подготовленной части высококвалифицированных кадров решать разнообразные научно-технические и социально-экономические проблемы в ходе строительства демократического и правового общества.

Междисциплинарные связи реализуются в различных формах организации урочной и внеурочной деятельности образовательных учреждений НПО и СПО: на обобщающих уроках, комплексных семинарах, уроках-лекциях, комплексных экскурсиях, в домашних заданиях, на факультативах, конференциях, тематических вечерах и др. При отсутствии полностью скоординированных учебных программ междисциплинарные связи реализуются в практике обучения по-разному: в соответствии с требованиями новых программ, на уровне расширенного использования взаимосвязей учебных предметов, во всей системе воспитательно-образовательного процесса, включая внеклассную работу.

Таким образом, междисциплинарные связи реализуются на основе сочетания знаний, которые дополняют друг друга. Реализация идеи воспитывающего и развивающего обучения требует усиления межцикловых связей, сближения предметов гуманитарного, естественно-математического и специальных циклов.

Использование знаний смежных дисциплин на занятиях и в самостоятельной работе требует от преподавателя хорошего знания предмета, что поможет избежать повторов, будет формировать навыки свободного и квалифицированного обращения с учебной, научной и специальной литературой.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний обучащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности студентов.

Литература.

1. Интернет-ресурсы

2. Журнал “Среднее профессиональное образование” №3 2011 г.

3. Журнал “Специалист” № 10 2013 г.

Межпредметная интеграция в СПО. Из опыта работы.

Куль Татьяна Николаевна, преподаватель ГАПОУ ИО «ЗАПТ»

В современных условиях сложившегося рынка труда возникла острая необходимость в такой системе подготовки практико-ориентированных специалистов, которая могла бы быстро и адекватно реагировать на быстрые изменения, происходящие при создании новых видов производств и технологий. Остро ощущается нехватка работников новых профессий, а так же специалистов, обладающих обновленными знаниями и умениями в рамках существующих профессий. По мере увеличения сложности производственных процессов растет и уровень требования работодателей к квалификации своих потенциальных работников.

Актуальность данного вопроса, заключается в том что, современное производство нуждается в таких специалистах среднего звена, которые могут широко и сознательно использовать знания, приобретенные в учебных заведениях, в своей профессиональной деятельности. Одним из путей обучения молодых специалистов среднего звена служит система профессиональной средней школы. Задачей профессиональной средней школы является подготовка специалистов широкого профиля, владеющих профессиональной мобильностью, навыками быстрой адаптации к условиям непрерывного обновления производства, методов контроля, взаимозаменяемости и качества, технологии, усовершенствования организации труда.

Важное место в развитии общества отводится системе образования, в том числе и системе среднего профессионального образования. Современное производство требует от технических кадров высокого уровня профессионально-педагогических знаний. Подготовка такого рода специалистов возможна только в том случае, если, во-первых, становление личности студента будет осуществляться в рамках модели обучения и воспитания, которая отражает реальную действительность; во-вторых, эта модель по мере своего развития будет приближаться к реальной действительности и в конечном итоге переходить в нее. Это требует от преподавателей изменения отношения к науке, овладения современной теорией обучения, формирования нового типа педагогического мышления. Все это является непременным условием интенсификации образовательного процесса в профессиональном образовании.

В связи с этим особое значение приобретает проблема органичного сочетания специально-технического и общего образования, которая делает актуальной постановку задачи исследования возможностей рационального построения образовательного процесса в профессиональной средней школе на базе междисциплинарной интеграции.

Изучение химии в системе начального и среднего профессионального образования имеет свою специфику, которая состоит в необходимости сочетания общеобразовательных функций обучения с формированием профессиональных знаний и умений.

Преподавание химии в профессиональном училище тесно связано с предметами профессионального цикла и производственной практикой обучающихся, поэтому оно должно осуществляться так, чтобы, усвоив теоретический материал темы, обучающиеся поняли ее связь с уроками профессионального цикла.

Знания, получаемые обучающимися, должны подкрепляться конкретным содержанием будущей деятельности рабочего. Поэтому преподаватель химии устанавливает межпредметные связи химии с предметами профессионального цикла, что убеждает обучающихся в том, что знания, получаемые на уроках химии, имеют прямое отношение к выбранной профессии и должны использоваться в их производственной деятельности.

Работа по осуществлению межпредметных связей должна проводиться не от случая к случаю, а систематически, целенаправленно. Благодаря целенаправленности уроков химии у учащихся формируется устойчивый интерес к этому предмету, тесно связанному с приобретаемой профессией, повышается сознательность усвоения учебного материала, а значит, и качество знаний. Изложение материалов химии должно быть на достаточно высоком научном уровне и иметь профессиональную направленность. Необходимо показать учащимся роль и место данной науки в технике и технологии конкретного производства, перспективы его развития на основе новейших достижений той или иной отрасли науки.

Описанные в методической литературе приёмы реализации межпредметных связей можно разделить на три группы:

1. Информационные.

2. Инструктивные.

3. Побуждающие.

Преподаватель на уроках, задавая познавательные и проблемные вопросы, и давая такие же задания, побуждает студентов вспоминать и привлекать учебный материал смежных предметов.

Межпредметные связи осуществляются с помощью заданий различных видов:

Выполнение лабораторных или практических работ;

Подготовка студентами докладов, рефератов, сообщений, презентаций, буклетов, фильмов и т.п.;

Составление конспекта;

Поиск дополнительного материала из энциклопедий, Интернета;

Вывод формул;

Составление таблиц, схем, графиков;

Решение задач;

Работа по карточкам, тестирование и др.

Формы их выполнения различны, наряду с уроком это могут быть конференции, тематические вечера, викторины, КВН и т.д.

Предлагаемые карточки-задания с профессиональной направленностью, отражающие специфику конкретной профессии, позволяют углубить и расширить профессиональные знания обучающихся.

Карточки-задания с профессиональной направленностью.

Профессия «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

КАРТОЧКА №1

Каково назначение аккумуляторов? Какие вещества есть в аккумуляторах?

КАРТОЧКА №3

Назовите четыре металла, используемых при изготовлении автомобилей. Какие эксплуатационные свойства этих металлов обусловливают их применение?

КАРТОЧКА №4

Легированные стали – сплавы железа с содержанием углерода 0,2–2% и добавкой других элементов (обычно – цветных металлов). По характеру применения легированные стали подразделяют на три группы: 1) конструкционные; 2) инструментальные; 3) с особыми свойствами (нержавеющие, кислотоупорные и жаропрочные стали). Приведите примеры использования таких сталей.

Из какого материала – чугуна или стали – изготовлены следующие изделия:

а) маховики и станины машин и агрегатов;

б) коленчатые валы двигателей;

в) печная арматура;

г) резцы в станках;
д) металлоконструкции, устойчивые к действию низких температур (в условиях Крайнего Севера);
е) детали, многократно подвергающиеся растяжению или сжатию (пружины, рельсы).

КАРТОЧКА №5

1. Что такое ядохимикаты? Как их используют в сельском хозяйстве?

2. Азот, фосфор и калий – элементы плодородия в сельском хозяйстве. Напишите химические формулы соединений: а) содержащих по одному питательному элементу; б) с двумя из этих трех элементов; в) с атомами азота в разных степенях окисления (–3 и +5).

Профессия «Повар, кондитер»

КАРТОЧКА №1

Слипание коллоидных частиц и их оседание в растворе называют коагуляцией. Можно ли назвать коагуляцией:

а) образование студня (холодца);

б) застывание в желе сока красной смородины;

в) свертывание яичного белка при варке?

Какие сходные примеры вы можете привести?

КАРТОЧКА №2

    Почему глицерин можно применять в качестве добавки в кондитерские кремы?

    Чем объясняется появление едкого запаха дыма, от пригоревших жиров?

КАРТОЧКА №3

    Почему оливковое масло храниться дольше подсолнечного?

    Чем объясняется специфический рыбий запах?

КАРТОЧКА №4

    Почему темнеет сырой очищенный картофель?

    Почему при окислении жиров выделяется больше энергии, чем при окислении крахмала?

КАРТОЧКА №4

    Какие вещества применяются в качестве химических консервантов?

    Зачем нужен глутамат натрия?

КАРТОЧКА №5

Решите ребусы по теме «Химия и пища»

    Вещество, придающее рыбе специфический запах

    Вещество с резким запахом, образующееся при пригорании жиров.

КАРТОЧКА №6

      Из чего получают медицинский жир, содержащий витамины А и В?

      Почему человек употребляет в пищу крахмал, но не ест древесину, содержащую целлюлозу?

КАРТОЧКА №7

    Почему получаемый из целлюлозы тех­нический спирт нельзя использовать в пищу?

    Какой эфир имеет запах ананаса?

    Почему жиры портятся при хранении?

КАРТОЧКА №8

    Почему в хлебе много дырочек?

    Почему при варке крупы и макаронных изделий происходит увеличение массы про­дукта?

КАРТОЧКА №9

    Почему при тепловой обработке мяса и рыбы происходит уменьшение массы продук­та?

    В чём причина образования пены на поверхности мясных бульонов?

КАРТОЧКА №10

    Для чего маринуют мясо для шашлы­ков?

    Почему для приготовления пищи ши­роко используют жиры?

    Почему при долгом пережёвывании чёрного хлеба во рту появляется сладковатый
    вкус?

Карточка 1

Оксид железа (III ) используется в пищевой промышленности в качестве желтого красителя – вещества, усиливающего и восстанавливающего цвет продукта.

Карточка 2

Оксид серы(IV ) используется в пищевой промышленности в качестве консерванта – вещества, увеличивающего срок хранения продуктов, защищающего их от порчи, вызванной микроорганизмами.

ЗАДАНИЕ 1. Определите, из атомов каких элементов состоит данное вещество.

ЗАДАНИЕ 2. Определите валентности атомов элементов в соединении.

ЗАДАНИЕ 3. Составьте структурную формулу вещества.

ЗАДАНИЕ 4.Вычислите относительную молярную массу вещества.

ЗАДАНИЕ 5.Вычислите молярную массу вещества.

ЗАДАНИЕ 6.Вычислите массовые доли элементов в соединении.

Карточка 3

Оксид углерода(IV ) используется в пищевой промышленности в качестве подщелачивающего вещества.

ЗАДАНИЕ 1. Определите, из атомов каких элементов состоит данное вещество.

ЗАДАНИЕ 2. Определите валентности атомов элементов в соединении.

ЗАДАНИЕ 3. Составьте структурную формулу вещества.

ЗАДАНИЕ 4.Вычислите относительную молярную массу вещества.

ЗАДАНИЕ 5.Вычислите молярную массу вещества.

ЗАДАНИЕ 6.Вычислите массовые доли элементов в соединении.

Карточка 4

Оксид титана используется в пищевой промышленности в качестве белого красителя.

ЗАДАНИЕ 1. Определите, из атомов каких элементов состоит данное вещество.

ЗАДАНИЕ 2. Определите валентности атомов элементов в соединении.

ЗАДАНИЕ 3. Составьте структурную формулу вещества.

ЗАДАНИЕ 4.Вычислите относительную молярную массу вещества.

ЗАДАНИЕ 5.Вычислите молярную массу вещества.

ЗАДАНИЕ 6.Вычислите массовые доли элементов в соединении.

Карточка 5

Диоксид серы используется в пищевой промышленности при производстве сухого картофельного пюре для его обработки против потемнения.

ЗАДАНИЕ 1. Определите, из атомов каких элементов состоит данное вещество.

ЗАДАНИЕ 2. Определите валентности атомов элементов в соединении.

ЗАДАНИЕ 3. Составьте структурную формулу вещества.

ЗАДАНИЕ 4.Вычислите относительную молярную массу вещества.

ЗАДАНИЕ 5.Вычислите молярную массу вещества.

ЗАДАНИЕ 6.Вычислите массовые доли элементов в соединении.

Карточка 6

Оксид магния используется в пищевой промышленности в качестве вещества, препятствующего слеживанию и комкованию (т.е.снижающего тенденцию частиц пищевого продукта к прилипанию друг к другу).

ЗАДАНИЕ 1. Определите, из атомов каких элементов состоит данное вещество.

ЗАДАНИЕ 2. Определите валентности атомов элементов в соединении.

ЗАДАНИЕ 3. Составьте структурную формулу вещества.

ЗАДАНИЕ 4.Вычислите относительную молярную массу вещества.

ЗАДАНИЕ 5.Вычислите молярную массу вещества.

ЗАДАНИЕ 6.Вычислите массовые доли элементов в соединении.

Карточка 7

Оксид серы (IV ) используется в пищевой промышленности в качестве отбеливающего вещества, предохраняющего разрезанные плоды и овощи от потемнения (применяется при производстве джемов, желе, мармелада, повидла, изготовленных из фруктов и овощей)

ЗАДАНИЕ 1. Определите, из атомов каких элементов состоит данное вещество.

ЗАДАНИЕ 2. Определите валентности атомов элементов в соединении.

ЗАДАНИЕ 3. Составьте структурную формулу вещества.

ЗАДАНИЕ 4.Вычислите относительную молярную массу вещества.

ЗАДАНИЕ 5.Вычислите молярную массу вещества.

ЗАДАНИЕ 6.Вычислите массовые доли элементов в соединении.

Карточка 8

Оксид кремния добавляют в пряности в качестве вещества, препятствующего их слеживанию и комкованию ЗАДАНИЕ 1. Определите, из атомов каких элементов состоит данное вещество.

ЗАДАНИЕ 2. Определите валентности атомов элементов в соединении.

ЗАДАНИЕ 3. Составьте структурную формулу вещества.

ЗАДАНИЕ 4.Вычислите относительную молярную массу вещества.

ЗАДАНИЕ 5.Вычислите молярную массу вещества.

ЗАДАНИЕ 6.Вычислите массовые доли элементов в соединении.

Карточка 9

Оксид фосфора (V )) используется в пищевой промышленности в качестве водоудерживающего агента.

ЗАДАНИЕ 1. Определите, из атомов каких элементов состоит данное вещество.

ЗАДАНИЕ 2. Определите валентности атомов элементов в соединении.

ЗАДАНИЕ 3. Составьте структурную формулу вещества.

ЗАДАНИЕ 4.Вычислите относительную молярную массу вещества.

ЗАДАНИЕ 5.Вычислите молярную массу вещества.

ЗАДАНИЕ 6.Вычислите массовые доли элементов в соединении.

Карточка 10

Оксид кальция используется в пищевой промышленности в качестве вещества, улучшающего хлебопекарные свойства и цвет муки.

ЗАДАНИЕ 1. Определите, из атомов каких элементов состоит данное вещество.

ЗАДАНИЕ 2. Определите валентности атомов элементов в соединении.

ЗАДАНИЕ 3. Составьте структурную формулу вещества.

ЗАДАНИЕ 4.Вычислите относительную молярную массу вещества.

ЗАДАНИЕ 5.Вычислите молярную массу вещества.

ЗАДАНИЕ 6.Вычислите массовые доли элементов в соединении.

Профессия «Продавец, контролер-кассир»

Карточка 1

Соль азотистой кислоты - нитрит натрия – используется при подсаливании мясных изделий для придания им естественной окраски.

Задание 1. Расшифруйте коды добавок – неорганических веществ, используя таблицу «Коды пищевых добавок по классификации Е».

Задание 3. Охарактеризуйте кислоту по основности и по содержанию кислорода.

Карточка 2

Выполните задания для пищевых добавок, в вашей карточке.

Для регулирования рН в молочные продукты, плавленые сыры добавляют фосфорную кислоту.

Задание 1.Расшифруйте коды добавок – неорганических веществ, используя таблицу «Коды пищевых добавок по классификации Е».

Задание 2. Проанализируйте их с точки зрения вреда для организма человека, используя таблицу «Классификация пищевых добавок в зависимости от воздействия на организм человека».

Задание 3. Охарактеризуйте кислоту по основности и по содержанию кислорода.

Профессия «Хозяйка усадьбы»

Карточка 1.

При недостатке этого элемента приостанавливается рост растений, задерживается созревание плодов. Электронная формула атома данного элемента 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 3 .

Карточка 2

Традиционно фиолетовые цветы сон-травы на Южном Урале имеют белый цвет - сказывается высокое содержание в почве некоторого элемента. По содержанию этого элемента можно определить пол человека: в волосах женщин его содержание на порядок выше. Электронная формула атома данного элемента 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 6 4 s 2 3 d 8 .

Назовите элемент. Определите: а) высшую валентность атомов элемента; б) низшую степень окисления атомов элемента; в) высшую степень окисления атомов элемента;

Карточка №1

В середине марта, т.е. за месяц до посева, начинают готовить семена огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей центрального отопле-ния. Затем помещают на 10 мин в раствор поваренной соли – NaCI с массовой долей 0,05, или 5%. Для посева отбирают лишь утонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработка раствором соли помогает не только отобрать полноценные семена, но и удаляет с их поверхности возбудителей заболеваний. Приготовьте 100 г такого раствора.

Карточка №2

Как приготовить семенной материал?

Севок лука перед посадкой в течение двух недель также прогревают над батареей, а затем на сутки замачивают в растворе поваренной соли (NaCI) с массовой долей 0,01, или 1%. После этого отбирают здоровые луковички, про-мывают в растворе марганцовки и высаживают. Приготовьте 80 г такого рас-твора поваренной соли.

Карточка №3

Для подкормки капусты применяют раствор хлорида калия с массовой долей 0,04, или 4%. Приготовьте 150 г такого раствора.

Карточка №4

Как помочь растениям в период роста?

Для подкормки комнатных растений применяют раствор сульфата калия с массовой долей 0,02, или 2-процентный водный раствор этого вещества. Приго-товьте 60 г такого раствора.

Существует такой способ хранения яблок: перед укладкой на зимнее хра-нение их на несколько секунд погружают в раствор хлорида кальция (СаСI 2) с массовой долей 0,002, или 0,2%. Приготовьте 70 г такого раствора соли.

Для лучшей сохранности свеклы ее опрыскивают раствором хлорида бария (ВаСI 2) с массовой долей 0,04, или 4%. Приготовьте 50 г такого раствора.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Казакевич Татьяна Александровна. Интеграция образовательных программ среднего и высшего профессионального образования (На материале подготовки специалистов информационной сферы) : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2001 221 c. РГБ ОД, 61:01-13/1704-9

Введение

Глава 1. Интеграция образовательных программ среднего и высшего профессионального образования как социально-педагогическая проблема 10

1.1. Современные тенденции развития непрерывного профессионального образования

1.2. Концептуальные закономерности построения и преемственности интегративных образовательных программ 29

1.3. Интеграция образовательных программ среднего и высшего профессионального образования как фактор повышения профессиональной компетентности специалистов информационной сферы 41

Глава 2. Моделирование и реализация интегративных профессиональных образовательных программ подготовки специалистов информационной сферы 63

2.1. Состав, структура и нормативное обеспечение профессиональных образовательных программ 63

2.2. Разработка интегративных профессиональных образовательных программ на основе метода системного моделирования 74

2.3. Особенности организационно-технологического обеспечения и условия реализации интегративной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов информационной сферы

Заключение 136

Список литературы 145

Приложения 166

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена развитием таких ведущих тенденций современной социокультурной ситуации, осуществляющейся на фоне активных инновационных процессов в жизни российского общества, как интеграция среднего и высшего профессионального образования.

Непрерывное образование - идея, принятая в мире в качестве ключевой во всех осуществляющихся или планируемых реформах образования. В полной мере она относится к подготовке специалистов

информационной сферы, поскольку, с одной стороны, соответствует потребностям и закономерностям развития постиндустриального общества, когда непрерывное образование приобретает статус особого механизма социального прогресса, а с другой - адекватна специфике информационной деятельности общества.

В свете сказанного становится очевидной необходимость разработки интегративных образовательных программ в системе среднего и высшего

Сокращение в современных условиях «срока» жизни приобретенных знаний в отдельных отраслях, в частности, в информатике, до 3-5 лет, требует перехода от «знаниевой» к личностно ориентированной парадигме, к построению таких педагогических систем, которые обеспечивают формирование навыков профессиональной деятельности, базирующейся на постоянном самообразовании.

Между тем в теории и практике средней и высшей профессиональной школы к настоящему времени выявлен ряд противоречий:

между социальными ожиданиями общества в отношении профессиональной компетентности выпускников и несоответствием образовательного процесса потребностям личности и производства;

между необходимостью непрерывной подготовки современного квалифицированного специалиста-профессионала и неразработанностью педагогических технологий ее обеспечения с учетом различных образовательных траекторий;

между интегративным характером современного профессионального образования и отсутствием содержательно- функциональных связей между его уровнями и ступенями.

Процесс создания целостной системы непрерывного
профессионального образования привлекает внимание таких

исследователей, как С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Н.И. Думченко, Е.А.
Климов, B.C. Леднев, М.И. Махмутов, Ю.С. Тюнников и др. В то же время
проектирование и реализация интегративных профессиональных

образовательных программ в системе среднего и высшего образования не получили в педагогической теории аргументированного освещения.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования,
проблема которого сформулирована следующим образом: какова
совокупность педагогических условий, обеспечивающих продуктивную
интеграцию образовательных программ среднего и высшего

профессионального образования специалистов информационной сферы? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является система непрерывного

профессионального образования.

В качестве предмета исследования выбран процесс интеграции образовательных программ среднего и высшего профессионального образования на материале подготовки специалистов информационной сферы.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования в нем решались следующие задачи:

    Осуществить анализ закономерностей построения и преемственности интегративных профессиональных образовательных программ.

    Разработать и обосновать содержание и структуру интегративной образовательной программы среднего и высшего профессионального

образования.

3. Определить педагогические условия и технологии эффективной
интеграции образовательных программ среднего и высшего
профессионального образования специалистов информационной сферы.

4. Опираясь на результаты исследования, подготовить и апробировать
научно - практические рекомендации по проектированию и реализации
сопряженных образовательных программ в системе среднего и высшего
профессионального образования специалистов информационной сферы.

Гипотеза исследования заключается в следующем: интеграция

образовательных программ средней и высшей профессиональной школы

существенно повышает качество подготовки специалистов информационной сферы, если:

Построение образовательной программы осуществляется на основе критериальной оценки профильности и родственности специальностей в структурах среднего и высшего образования;

образовательная программа реализуется на основе модульного и системного моделирования.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие философские положения о взаимообусловленности явлений окружающего мира, диалектике общего, особенного и единичного, социальной

детерминации образовательных процессов, творческой сущности человека, системный, личностно-деятельностный, культурологичекий подходы.

В качестве теоретической базы исследования выступают ведущие педагогические концепции непрерывного личностно ориентированного образования (Б.Г. Ананьев, М.Н. Берулава, А.А. Вербицкий, Б.С.

Гершунский В.И. Данильчук, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин, В.Д.Шадриков, Г.П.Щедровицкий, Е.Н. Шиянов и др.), профессиональной педагогики (С.Я.Батышев, X. Беднарчик, А.П.Беляева, Н.И.Думченко, М.И.Махмутов, А.М.Новиков, В.Г.Онушкин, А.Г.Соколов, А.Д.Федотова, и др.), интеграционных процессов в сфере образования (Н.М.Розина, Л.С.Подымова, Л.Г.Семушина, В.А.Сластенин, И.П.Яковлев и др), модульной организации и технологизации учебного процесса и проблемного обучения (В.П.Беспалько, К.Я. Вазина, В.И. Журавлев, В.С.Леднев, Н.Н.Нечаев, А.Я.Савельев, М.Н. Скаткин и др.), критериев оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений (В.Ж.Куклин Г.Н.Мотова, В.Г.Наводнов, Б.А. Савельев и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных
предположений использован комплекс следующих методов исследования:
теоретический анализ научной литературы; изучение законодательной,
нормативной и методической документации по вопросам

профессионального образования; обобщение отечественного и зарубежного
опыта преемственности профессионального образования и проблемно-
ориентированной подготовки специалистов; анкетирование;

интервьюирование; педагогическое наблюдение; экспертная оценка; педагогический эксперимент.

В качестве опытно- экспериментальной базы исследования были
избраны Институт информационного сервиса Московского

государственного университета сервиса, Колледж экономики и права, Колледж парикмахерского искусства, Библиотечный техникум, Московский

автомобилестроительный техникум. Исследованием было охвачено 250 человек.

Исследование выполнялось в несколько этапов. На первом этапе (1992-1995) была дана оценка современного состояния

проблемы непрерывного профессионального образования, анализировалась
научная и нормативная информация, изучались интеграционные процессы в
образовательных системах, уточнялись профессионально-

квалификационные требования к специалистам информационной сферы, были определены цели, задачи, гипотеза, методы и программа исследования.

На втором этапе (1995-1998) была осуществлена опытно-

экспериментальная работа, связанная с разработкой и внедрением интегративной образовательной программы в логике непрерывного профессионального образования.

На третьем этапе (1998-2000) было разработано методическое и
организационно- технологическое обеспечение интеграции образовательных
программ среднего и высшего профессионального образования, обобщались,
систематизировались и апробировались результаты исследования,

проведено литературное оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение заключаются в следующем:

    Выявлены закономерности построения и преемственности интегративных профессиональных образовательных программ.

    Разработаны содержание и структура интегративной профессиональной образовательной программы в системе среднего и высшего профессионального образования специалистов информационной сферы.

    Определены и экспериментально обоснованы педагогические условия и технологии эффективной интеграции образовательных программ

среднего и высшего профессионального образования в области

подготовки специалистов информационной сферы.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что
содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут быть
продуктивно использованы для разработки и реализации интегративных
образовательных программ в системе среднего и высшего

профессионального образования специалистов различных профилей, в том числе для информационной сферы.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров исследования,

опирающихся на системный, личностно - деятельностныи и культурологический подходы, адекватностью его задач, методов и логики, статистической значимостью выборок, сочетанием качественного и количественного анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Существующая система высшего и среднего профессионального
образования специалистов информационной сферы постоянно вступает в
противоречие с уровнем современных требований, предъявляемых к
специалистам. Специфика практической деятельности предусматривает учет
прикладных аспектов, связанных с динамичностью современных систем
управления, что требует в качестве способа повышения профессиональной
компетентности специалистов использования интегративного образования,
предусматривающего интенсивное дискретное обучение.

2. Процесс профессиональной подготовки специалистов
информационной сферы к профессионально - творческому самоопределению
раскрывается в интегративной профессиональной образовательной
программе, реализованной методами системного моделирования и
учитывающей динамику формирования специалистов посредством
использования профессионально - квалификационных характеристик.

3. Основу образовательной программы составляет учебно-методический комплекс дисциплин, построенный на модульном принципе, что дает возможность обеспечить взаимосвязь различных уровней профессионального образования и сформировать общую структуру его содержания и траекторий.

Результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях Методического совета Московского государственного университета сервиса (1999 г.), президиума учебно-методического объединения вузов группы "Сервис", на международных научно-методических конференциях, на заседаниях кафедры "Информационные технологии в сфере сервиса" МГУ С. Материалы исследований включены в учебный процесс Института информационного сервиса и Комплекса непрерывного профессионального образования ИИС.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснованы актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Первая глава посвящена теоретическим предпосылкам исследования интеграции образовательных программ разных уровней профессионального образования.

Во второй главе раскрываются процессы моделирования и реализации интегративных образовательных программ подготовки специалистов информационной сферы в системе среднего и высшего образования.

В заключении изложены обобщающие выводы и научно- методические рекомендации по разработке и реализации интегративных программ.

Современные тенденции развития непрерывного профессионального образования

Образование - одна из самых обширных сфер человеческой деятельности: в мире насчитывается порядка миллиарда учащихся и около 50 миллионов педагогов. Образование расценивается как основной фактор социально-экономического прогресса, поскольку важнейшей ценностью современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию творческих решений. Реформы высшего образования во многих странах обретают статус государственной политики. Несмотря на предпринимаемые усилия в мире, все чаще звучит мнение о всемирном кризисе образования, означающее неспособность сложившейся образовательной системы выполнять свою основную функцию -формирование созидающей силы общества. Современное развитие общества требует новой системы образования - "инновационного обучения", которое позволяет развивать у обучаемых профессиональные способности к участию в активном формировании будущего. В России всемирный кризис образования усугубляется кризисом экономической и общественно-политической систем. Происходящие в обществе изменения обнажают недостатки отечественного образования, такие как: 1. Девальвация ценности образования, его элитарность в плане развития интеллектуального уровня личности. 2. Усредненный подход к личности, валовой плановый выпуск инженеров или менеджеров. 3. Тоталитарное управление образованием. 4. Изолированность от мирового сообщества. 5. Абстрагирование требований к выпускнику от реально % складывающейся ситуации на рынке труда. Несмотря на значительные достоинства российского образования: глубокие масштабы и охват образовательной системы, высокий общий уровень образованности в обществе, великолепная фундаментальная подготовка, особенно в естественно - научных направлениях, правительством России предпринимаются значительные усилия для реформирования образования. Выделены приоритетные направления данных преобразований.

Одним из необходимых направлений названа гуманизация образования. В широком понимании гуманизация - это обращенность к личности обучающегося, усиление внимания к проблеме понимания и усвоения общечеловеческих ценностей, развитии педагогики сотрудничества, деполитизации школы. В ряде исследований (13,30) проводится утверждение, что гуманистическая направленность предлагает отказ от универсальных педагогических технологий, их вариативность в зависимости от особенностей обучаемых, индивидуализацию учебного процесса. Гуманизация как комплекс процессов и необходимых мер и подходов имеет разные уровни реализации. Личностная компонента гуманизации требует, чтобы процесс обучения преломлялся через личность студента, его ценностные ориентации и, главное, цели, которые поставлены при вхождении в образовательную среду. Такой подход можно определить как индивидуализацию образования. Этот новый актуальный подход с трудом утверждается в нашей системе образования, которая исторически отличалась массовыми масштабами и унификацией в вопросах подготовки кадров. Обращенность образования к интересам и целям, присущим главному участнику образовательного процесса, завоевывает свое место путем постепенного изменения общей цели и роли самой образовательной системы общества. В последние годы роль образования как социальной сферы поддержки молодежи обозначилась довольно четко вследствие катастрофической невостребованности молодежи на рынке труда. Система профессионального образования из бесперебойной кузницы кадров для народного хозяйства стала превращаться в социальную сферу образовательных услуг, которой по определению следует гибко и чутко реагировать как на потребности обучающейся молодежи, так и на реалии сегодняшнего состояния общества, экономики, рынка труда. В таких условиях основными результатами обучения становятся не только и не столько усвоение знаний, по мнению ряда авторов (18,19,101.152), но и овладение способами деятельности, в том числе, интеллектуальной. Реализация данного посыла может быть проведена через внедрение новых образовательных технологий. Под образовательной технологией принято понимать совокупность организации учебного процесса с методами и формами работы с обучаемыми, построенными с учетом возрастных, индивидуальных и групповых потребностей (19,44,158).

Концептуальные закономерности построения и преемственности интегративных образовательных программ

Одной из основных потребностей личности - участника образовательного процесса является заинтересованность в такой технологии, которая строится на базе и с учетом предшествующего образовательного опыта личности. Речь идет, в первую очередь, о соблюдении принципа преемственности в реализации образовательной технологии.

Принципу преемственности в профессиональном образовании на современном состоянии развития общества уделяется серьезное внимание. Многообразие образовательных технологий, получившее широкое распространение на практике, ставит остро проблему обеспечения преемственности образовательных программ разных уровней. Общее определение преемственности можно сформулировать следующим образом - это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Вопросам преемственности в организации деятельности учебных заведений уделено значительное внимание в современной педагогической литературе (45,50,125,141).

Следует отметить, что наиболее четко принцип преемственности соблюдался между такими двумя образовательными ступенями как общее (полное) среднее образование и высшее профессиональное. Здесь наиболее мягко обозначен стык между ступенями. В данной ситуации предшествующая ступень идеально готовит учащихся к последующей. Последнее революционное нововведение по поводу снятия вступительных испытаний для выпускников одиннадцатых классов, поступающих в вузы - мероприятие, обеспеченное четко соблюдаемым принципом преемственности, в то время как другие ступени, особенно в области профессионального образования, традиционно и обособленно обеспечивали свои автономные задачи по выпуску кадров определенного класса.

Анализ реализации принципа преемственности образования в зарубежных странах показывает высокую эффективность и социальную актуальность данного явления (22,28,56,67,69,121,156,158). Такая система образования позволяет каждому обучаемому выстраивать свою образовательную траекторию, участвовать в образовательном процессе дискретно с возможностью прервать обучение на любой ступени, а затем продолжить его с реальным учетом имеющегося уровня образования.

Следует отметить, что траектория образования от среднего профессионального к высшему (СПО- ВПО) более четко ориентирована на профессиональное целеполагание. Здесь у учащихся появляется возможность осмыслить первый профессиональный уровень: то, что он получил в процессе обучения, практически опробовал и определил, к чему стремиться дальше, чего ему не хватает для дальнейшего движения в профессии, в выбранной сфере действий. Следует высоко оценить практические и лабораторные занятия, предоставляемые учащимся средних профессиональных учебных заведений.

При этом реально оценивается уровень знаний, приобретенных в учебном заведении, и применяемых в реальной практической деятельности. Действует следующая схема: приобретение знаний -использование знаний в реальной практической деятельности - оценка результатов деятельности. Практическая деятельность на данном этапе позволяет закрепить в качестве основной достигаемую в процессе обучения цель: научиться профессионально действовать, действовать на основе полученных знаний.

Выстраивание образовательной технологии высшего образования на базе полученного предшествующего образования не мыслится как простая надстройка на существующем фундаменте. Речь идет о глубоком анализе и взаимодействии систем, базирующемся на интеграции образовательных программ, где под интеграцией пониматся процесс взаимодействия составных частей и программ в целом, приводящий к системности и уплотненности знаний. Интегративность содержания рассматривается как система взаимосвязанных элементов.

При этом вновь выстроенная система представляет собой совокупность объектов, взаимодействие которых обуславливает появление новых качеств, при этом связь между элементами системы настолько тесна, что изменение одного из них вызывает изменение других, а подчас и системы в целом.

Проблема интеграции содержания среднего профессионального и высшего образования должна рассматриваться в единстве логического и исторического подходов. Логический аспект проблемы состоит в анализе связей между элементами содержания образования на этапах проектирования и разработки.

Состав, структура и нормативное обеспечение профессиональных образовательных программ

В ряде источников понятие "основная профессиональная образовательная программа" определяется как совокупность целей, задач, структуры, содержания и условий реализации образовательного процесса подготовки специалиста определенной квалификации. Для реализации образовательной программы необходим комплекс учебно-методических материалов, в своей совокупности также определяемых как профессиональная образовательная программа.

В рамках проводимого исследования под основной профессиональной образовательной программой понимается комплекс нормативных и методических документов, обеспечивающих выполнение учебного процесса по определенной специальности определенного уровня образования. К числу таких документов относятся: - государственный образовательный стандарт - учебные планы (типовые и рабочие) - программы дисциплин - методические материалы по проведению аттестаций - методические материалы по проведению практики - методические комплексы по дисциплинам. Интегративная профессиональная образовательная программа определена в данном исследовании как совокупность целей, задач, содержания и условий реализации дискретной подготовки специалистов по профильным специальностям среднего и высшего профессионального образования. Интегративная программа соответствует по структуре своего документального наполнения общей профессиональной образовательной программе. Составные части интегратйвной программы отличаются от общей широтой охвата и системностью. В качестве особой части выступает учебно-методический комплекс дисциплин в модульном исполнении.

Как известно, государственным образовательным стандартом (ГОС) определяются общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника. Существуют государственные образовательные стандарты специальностей среднего и высшего профессионального образования.

Раздел образовательного стандарта "Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника" содержит сведения о месте образовательного направления в системе знаний. Прописываемые в данном разделе объекты профессиональной деятельности позволяют в общем виде установить направления приложения будущей профессиональной деятельности выпускника. В данном разделе при описании видов профессиональной деятельности обычно бывают перечислены наиболее обобщенные виды деятельности. Например, для специальности 351400 - создание, внедрение, анализ и сопровождение профессионально ориентированных информационных систем в предметной области. На уровне стандарта среднего профессионального образования уровень обобщения видов деятельности еще выше. Например, производственно - управленческая деятельность.

В структуре образовательного стандарта имеется раздел "Требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по программе специальности". В данном разделе перечисляются требования к образованности, а также наиболее общие знания, умения, навыки и способности, характеризующие результаты освоения соответствующей программы. Образовательный стандарт, помимо общей характеристики специальности (или направления) определяет квалификацию выпускника, нормативный срок освоения образовательной программы, квалификационную характеристику выпускника, согласованную с квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. В разделе "Квалификационная характеристика" указывают область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности выпускника.

Основная образовательная программа подготовки специалиста включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. Образовательная программа состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально- регионального (или вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте.

Основная образовательная программа предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин: цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин; цикл общепрофессиональных дисциплин; цикл дисциплин специализации (включает в себя и дисциплины специальности). Сроки освоения основной образовательной программы при очной форме обучения составляет 260 недель, включая в себя: теоретическое обучение (включая научно-исследовательскую работу, практикумы, лабораторные работы); экзаменационные сессии, практики, итоговую аттестацию, подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, каникулы.

Максимальный объем учебной нагрузки студента дневного отделения установлен в размере 54 часа в неделю (включая самостоятельную работу). Объем аудиторных занятий не должен превышать в среднем 27 часов в неделю (исключая физкультуру и занятия по факультативным дисциплинам).

Государственный образовательный стандарт определяет требования к разработке основной образовательной программы подготовки специалиста. Ведущую роль в разработке и утверждении образовательной программы выполняет высшее учебное заведение. При этом следует учитывать, что дисциплины по выбору студента являются обязательными для изучения в отличие от факультативных дисциплин.

Курсовые работы и курсовые проекты рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план, предусматривается итоговая оценка.

Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний и умений в различных областях деятельности по профилю данной специальности. В основных образовательных программах, имеющих в своем наименовании слова "по отраслям", специфика подготовки для конкретной отрасли учитывается, прежде всего, за счет дисциплин специализации.

Разработка интегративных профессиональных образовательных программ на основе метода системного моделирования

В Законе Российской Федерации «Об образовании» под непрерывным образованием понимается «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (61). Приведенные определения, дополняя и развивая друг друга, в конечном счете приводят к «вечной» педагогической проблеме - целеполаганию в образовании.

Образование в качестве вида социализации можно рассматривать как процесс и результат целенаправленной, педагогически организованной и планомерной социализации человека, осуществляемой в интересах личности и интересах общества, которому она принадлежит. При этом социализация понимается широко - как процесс и результат включения растущего человека в общество, благодаря усвоению и активному воспроизводству личностью социального и профессионального опыта.

В настоящем исследовании понятие «информационное образование» рассматривается как сфера знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления выпускниками квалифицированной деятельности в сфере информатизации. Информационное образование включает в себя систему обучения, направленную на усвоение теории и практики информационной деятельности, носящей межотраслевой характер. Необходимо определить цели образования и соответственно образовательные технологии, обеспечивающие достижение поставленных целей. Образовательная технология определяется наличием программы, регламентирующей содержание, методы, хронологию образовательного процесса. При этом образовательный процесс можно рассматривать в двух плоскостях: диахронической и синхронической. Первая плоскость будет определять хронологическую последовательность в освоении поставленных целей, а вторая - сочетаемость и взаимодополняемость целей.

Степень достижения целей образования может быть определена общими критериями образованности, такими как, например: четкость усвоенных понятий, определенность мышления, систематичность в подходе, осознание тенденций развития событий, аналитичности. В силу сложности определения физических критериев оценки данных целей необходимо самостоятельное исследование этой проблемы. В настоящем исследовании задача оценки результатов обучения сужена рамками оценки готовности к профессиональной деятельности в информационной среде.

Определяя при моделировании программы непрерывный (интегративный) характер образования, следует исходить из того, что непрерывность - категория, выражающая единство, взаимосвязь и взаимообусловленность структурных частей системы. Непрерывность в развитии системы характеризует ее устойчивость.

Под процессом обучения понимается процесс взаимодеятельности обучающего (педагога) и обучаемого (учащегося), направленный на усвоение последним научных знаний, овладении умениями, навыками и способами определенной деятельности, включая профессиональную; на развитие способностей и творческих сил. Следует учитывать особенности информационного обучения, выраженные в системном формировании информационного мировоззрения, осознания процессов информатизации и своего места в этих процессах. Одной из основных подцелей информационного обучения является формирование у обучаемого действенно-практического отношения к действительности, что достигается внедрением проблемного обучения, реализуемого через модульный принцип построения содержания.

Для создания модели введем в перечень целей образования, проводимого в рамках информационного, следующие: - формирование системного подхода к проблемам информатизации; - формирование готовности к информационной деятельности; - формирование действенно-практического подхода в отношении к действительности. Выделим, таким образом, в качестве доминирующей цели формирование готовности к информационной деятельности, и на примере определения принципов, способов, методов и форм контроля за достижением данной цели выявим возможности образовательной технологии, воплощенной в интегративной образовательной программе подготовки специалистов информационной сферы.

Признавая принцип динамичности разрабатываемой модели, необходимо ввести два общепринятых в моделировании понятия. Понятие коррекции - поправки, частичного изменения или исправления. Понятие модификации как изменения системы, возникающее под влиянием изменяющихся условий среды, или направленное изменение с целью придания новых свойств, или как метод регулирования социального поведения.

Включим в процесс моделирования понятие целенаправленного управления непрерывным образованием, т.е. определение и обоснование целей, связанных с информатизацией, выбора образовательной траектории, определение способов ее реализации. Следующий шаг моделирования интегративой программы -определение ступеней реализации непрерывного информационного образования. Намеренно расширим данное определение для формирования полной картины образовательного процесса и определения места интегративного образовательного процесса на этапе профессионального образования в общей системе образования.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ