Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Кружок юных натуралистов. Кружок «Юный натуралист. Детский лекторий Политеха

Кружок юных натуралистов Зоомузея МГУ (КЮН ЗМ МГУ) существует с 1991 г. Учебно-исследовательская биологическая программа, разработанная и применяемая в КЮН, рассчитана на учащихся 12-18 лет (ежегодный состав учебной группы - около 30 человек). Общая продолжительность реализации программы - 3,5 года.
Руководитель Кружка юных натуралистов Зоомузея МГУ и автор программы - лауреат премии Европейской Академии и Соросовский учитель, младший научный сотрудник Зоомузея МГУ -Евгений Анатольевич Дунаев.
Основные цели работы Кружка - расширение знаний учащихся о природе, развитие биологической эрудиции, выработка грамотного экологического мышления, приобретение навыков комплексного изучения и сохранения биоразнообразия.
Приоритетными задачами программы являются:

Самое главное, они должны искренне и полностью верить, что все дети могут учиться. Преподаватели должны нести столь же высокие ожидания для состоятельных белых студентов и бедных и учащихся из числа меньшинств, несмотря на несоответствие в учебе. В нормальных условиях студенты с низким доходом и меньшинствами могут учиться так же хорошо, как и любые другие дети. Конечно, учитель придерживается ожиданий высокой производительности для всех студентов.

Как высокие, так и низкие ожидания могут создавать самоисполняющиеся пророчества. Студенты должны полагать, что они могут достичь, прежде чем они будут подвергать риску попытки, а молодые люди проницательны в понимании того, считают ли их учителя, что они могут добиться успеха. Точно так же учителя должны искренне верить, что их ученики могут достичь, прежде чем они приложат все усилия, чтобы учить их. Верования учителей должны быть переведены на учебную практику, если учащиеся получат выгоду: действия говорят громче, чем отношения.

  • обучение теоретическим основам биологических знаний по всем группам живых организмов;
  • осуществление практического изучения морфологии, анатомии, систематики и экологии животных, грибов, растений и простейших;
  • выработка у учащихся навыков самостоятельной исследовательской деятельности в природе, сочетающей познавательный аспект с эстетическим восприятием;
  • участие школьников в различных мероприятиях и научно-практической работе по изучению и охране флоры и фауны Подмосковья и других регионов России;
  • создание условий для развития творческой деятельности молодого исследователя.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА
И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1. Теоретические занятия проводятся регулярно (два раза в неделю по 2-2,5 часа). Они проходят в форме курсов лекций по различным разделам биологии и подразделяются на три группы.
    А. Ботанические и микологические курсы: Альгология (водоросли), Микология (грибы), Лихенология (лишайники), Архегониальные растения (папоротники, хвощи, плауны, мохообразные), Морфология цветковых растений, Систематика и эволюция голосеменных и цветковых растений, Основы геоботаники.
    Б. Зоологические курсы: Разнообразие животного царства (зоология беспозвоночных животных и эволюция систем органов), Малакология (моллюски), Энтомология (насекомые), Арахнология (паукообразные), Ихтиология (рыбы), Батрахология и герпетология (земноводные и пресмыкающиеся), Орнитология (птицы), Териология (млекопитающие), Основы этологии (поведение животных), Голоса птиц, Следы жизнедеятельности животных, Основы биогеографии и систематики животных.
    В. Общебиологические и натуралистические курсы: Полевые навыки натуралиста, Деревья и кустарники в безлистном состоянии, Теория коллекционирования, Научная фотография и рисунок, Методы биологических исследований и первичной обработки результатов, Система царств живых организмов, История биологии, Введение в палеонтологию (история жизни на Земле), Почвоведение и геоморфология, Основы цитологии (учение о клетке), Введение в биохимию, Основы экологии и охраны природы, Основы генетики и эволюции организмов, Латинский язык в биологии. Занятия начинаются с полугодового стажерского курса, ежегодно читаемого новому набору кружковцев. По окончании занятий в стажерской группе учащиеся сдают письменный, устный и экскурсионный зачеты и защищают реферат на заранее выбранную биологическую тему. В стажерской группе, программа реализуется по кружковой системе в течение 0,5 года. Цель стажерского курса - помочь ознакомиться с основными биологическими терминами, понятиями и законами, приобрести опыт и навыки натуралистической работы. Стажеры, набравшие необходимую сумму баллов, зачисляются в основной состав кружка.

    Основной состав кружка занимается по клубной форме обучения. На каждый лекционный курс, в зависимости от его сложности и объема информации отводится от 1 до 12-15 занятий (2-30 часов). В ботанических и зоологических курсах, посвященных какой-либо группе живых организмов, существует стандартный план изложения теоретического материала. Сначала дается характеристика группы, ее систематика и краткая история изучения. Далее более подробно разбирается морфология, где особое внимание уделяется признакам, имеющим диагностическое значение, затем речь идет об особенностях и принципах организации, биологии видов данной группы, экологии (с точки зрения их роли как компонентов биоценозов, приспособлений к различным условиям среды обитания и т. д.), редких и охраняемых видах, значении в природе и для человека.
    Некоторые курсы проходят в форме теоретических семинаров. Готовясь к ним, школьники заранее изучают предложенные вопросы по различным литературным источникам, пытаются из массы материала отобрать нужный и законспектировать его, учатся отделять важную информацию от второстепенной.
    Теоретические занятия иллюстрируются показом диапозитивов с изображением живых организмов, коллекционных материалов (гербарий, тушки, препараты и др.), записями голосов птиц и т. д. Особой формой иллюстраций курсов являются тематические экскурсии в музеи, ботанические сады, зоопарк (например: экскурсия по разнообразию птиц фауны Средней России, представленных в коллекции Московского зоопарка; морфо-экологические особенности архегониальных растений - в оранжереях Главного ботанического сада РАН; принципы и особенности организации различных групп беспозвоночных животных, земноводных, пресмыкающихся, рыб, птиц и млекопитающих - в Зоологическом музее МГУ, направления их эволюциии - в Палеонтологическом музее РАН; проблемы систематики - в Дарвинском музее).

    Учителя также должны быть чувствительны к тонким путям, в которых могут быть переданы низкие ожидания. По словам исследователя Сандры Грэм из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, когда учитель выражает сочувствие по поводу неудачи, ученики обычно выводят, что учитель думает, что они неспособны преуспеть, а не просто, что они, возможно, не слишком старались. Точно так же, когда учитель дает студентам щедрые похвалы за выполнение простой задачи или предлагает помощь, прежде чем ее попросят, студенты делают вывод, что учитель думает, что они глупы.

  2. Лабораторно-практические занятия являются важнейшим дополнением к теоретическим курсам. На них кружковцы в основном занимаются определением различных групп живых организмов. Эти занятия включаются практически в каждый ботанический и зоологический курс. Другой тип лабораторно-практических занятий посвящен непосредственному изучению строения и морфо-экологических адаптаций организмов, это сопровождается зарисовкой объектов исследования и их наиболее важных таксономических признаков. Такая работа с коллекционными материалами способствует развитию наблюдательности, целостного ощущения объекта изучения и его детализации одновременно, наглядному запоминанию диагностических признаков и узнаванию по ним биологических объектов в природе, развивает индивидуальные творческие способности.
Коллекционный фонд кружка включает 22 учебных и научно-исследовательских собраний, насчитывающих более 6000 образцов. Ряд коллекций имеет научное значение (например, коллекция миксомицетов является одной из крупнейших в России).
  1. Организационные занятия проходят 1-2 раза в неделю. На них учащиеся осуществляют учебно-техническую работу, связанную с оформлением и монтировкой демонстрационных и коллекционных материалов и освоением навыков грамотного их хранения, обсуждают планы полевых работ и т. д. Эти занятия развивают деловые качества учащихся, способствуют выявлению индивидуальных творческих способностей и практической ориентации биологических интересов школьников.
  2. Однодневные выезды в природу проводятся в выходные дни с периодичностью 2-3 раза в месяц. На них отрабатываются навыки ведения полевых дневников, геоботанического описания биотопов, умение точно и грамотно фиксировать экологические явления. Учащиеся запоминают полевые признаки растений, грибов и животных при их определении, учатся узнавать птиц по голосам, фотографировать и многому другому. Выезды являются удобным способом наглядно проиллюстрировать знания, полученные на теоретических занятиях; а при повторных маршрутных наблюдениях - проследить влияние ряда климатических факторов на одни и те же объекты живой природы, ощутить сезонную изменчивость организмов, познакомиться с другими экологическими явлениями в природе. На однодневных выездах проводятся также тематические экскурсии - изучение специфической флоры раннецветущих растений Подмосковья (в заказнике "Икшинский овраг", охранной зоне Приокско-Террасного заповедника), видового состава водоплавающих птиц на весеннем пролете в Виноградовской пойме р. Москвы, ознакомление с болотной (на торфокарьерах Звенигородского или Мельдинского заказников) или остепненной (в окрестностях Приокско-Террасного заповедника) растительностью и т. д.
  3. Многодневные практики проводятся в период осенних, зимних, весенних и летних школьных каникул и проводятся как научные экспедиции. Четкий график экскурсий, полевых и камеральных работ позволяют наладить деловой ритм практик, которые длятся 10-20 дней.
Учебно-исследовательские практики проходят в Подмосковье, где школьники выполняют работы, носящие научно-исследовательский и учебный характер. При изучении флоры и фауны окрестностей стационара учащиеся акцентируют внимание на различных экологических факторах, оказывающих влияние на растения и животных в разные сезоны года. Для новичков в летний период предлагается учебная (c разработанными целями, задачами и методикой) тема "Изучение внегнездовой жизнедеятельности муравьев". На этом модельном (наиболее удобным для наблюдений) зоологическом объекте натуралисты учатся правилам сбора и анализа данных при работе с животными. В осенне-зимний период они выполняют работу "Деревья и кустарники в безлистном состоянии". Знания, получаемые при выполнении этой темы, являются основополагающими для ряда других работ, проводимых в данный сезон (как ботанических, так и зоологических), так как базируются на изучении одного из основных биологических методов исследования - площадочном. Маршрутный метод учащимися осваивается преимущественно на выездах.
Старшие кружковцы выполняют исследовательские работы, самостоятельно поставив цель и задачи и выбрав необходимую методику. Руководитель кружка и его помощники из числа студентов выступают при этом в качестве консультантов. Как правило, такие работы более трудоемки и сложны, чем учебные. За три года обучения по программе учащиеся имеют возможность освоить разные методики при изучении объектов живой природы (цветковых растений, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, грибов, лишайников, водорослей, насекомых, пауков, моллюсков, многоножек, земноводных, пресмыкающихся, птиц, рыб и млекопитающих), учитывая специфику каждого.
Периодические вечерние конференции по итогам работ помогают школьникам скорректировать методику, грамотно сформулировать цели и задачи исследования, оценить и осмыслить получаемые в ходе выполнения работ результаты и выводы, найти наилучший вариант обработки, подачи и оформления собранного материала и наблюдений, отделять главное от второстепенного. В обсуждении конкретных материалов на разных этапах работ принимают участие все члены практики. Это способствует развитию умения участвовать в дискуссии, четко формулировать мысли, корректно отстаивать свою точку зрения, делиться опытом и т. д.
Другой тип практик (ландшафтно-ознакомительные), проводящихся 1-2 раза в год, имеет в большей степени научно-исследовательский характер, хотя учебный аспект деятельности в нем остается немаловажным. Такие практики проходят в различных природных зонах России: в тайге и на беломорской литорали, астраханских пустынях, в субтропиках Южного берега Крыма, в Закавказских предгорьях и др. Основной целью становится ознакомление со специфической флорой и фауной, уникальными ландшафтами, разнообразием экологических условий обитания живых организмов. По результатам каждой практики и выезда учащиеся должны написать отчеты о своей деятельности в виде описания маршрутов или исследовательских работ.
Практики - один из наиболее трудоемких этапов программы, поэтому им предшествует значительная по объему подготовка (стажерский курс, организационные занятия, выезды), которая немыслима без знания общих норм поведения в природе, экспедиционных навыков (рубка дров, разведение костра, постановка палаток, приготовление пищи, оказание первой медицинской помощи и т. д.).
Кроме реализации учебных и педагогических задач на практиках удачно может осуществляться практическая деятельность по охране природы. Формы такой работы разнообразны:
- составление кадастровых атласов распространения различных групп живых организмов в Московской области, что является одним из первых этапов для оценки редкости видов и необходимости их охраны; - проведение работ, направленных на выявление степени антропогенной нагрузки на различные экосистемы охраняемых территорий Подмосковья и многолетних наблюдений за изменением биоразнообразия в них;
- осуществление флоро-фаунистических обследований проектируемых к охране природных территорий Московской области, выявление редких видов, проведение учетов их численности и изучение других экологических особенностей;
- обследование уже существующих заповедных территорий на предмет инвентаризации их флоры и фауны, что является одной из основных задач функционирования заповедников и т. п.
По результатам ряда учебно-ознакомительных практик составлены базы данных находок насекомых, грибов и других организмов некоторых охраняемых территорий Карелии, Крыма и Закавказья.

Приоритетные регионы работ: Московская, Тверская, Астраханская области, Сев. Карелия, Южный берег Крыма, Краснодарский и Приморский края.

Другими словами, высокие ожидания - это не просто вопрос черлидинга; это требует понимания того, как ученики могут интерпретировать слова и поведение учителя. Учителя должны также противостоять соблазну отнести отказ ученика от недостатка способности. Неспособность учиться может быть обусловлена ​​многими другими причинами, такими как недостаточные предварительные знания, недостаточные усилия или мотивация, отсутствие правильной стратегии обучения или неправильное обучение. Суть в том, что: если учащиеся не учатся, учитель должен изменить подход к обучению.

Азовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кагальницкая средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Кагальницкая СОШ

Приказ от 28.08.2014г.№ 271

Подпись руководителя_____________

/Демидова Н.И./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Юный натуралист»

Однако учителя не единственные, кто должен изучить свои ожидания для учеников. Администраторы, которые решают, какие курсы предлагают их школы, должны спросить себя, предоставляют ли они слишком мало сложных курсов. И консультанты должны рассмотреть вопрос о том, ведут ли они студентов к нетребовательным курсам, потому что студенты бедны, меньшинства или женщины. Ожидание того, что все ученики смогут достичь высокого уровня, при правильных обстоятельствах, должно быть руководящим принципом каждой школы.

Отсутствие понимания культурных различий

Учителя иногда неправильно истолковывают поведение бедных и меньшинств, потому что они не понимают культуры, из которых они происходят. Например, белые учителя могут легко неверно истолковать поведение черных учеников. В черных учениках и неудачах в школе Жаклин Джордан Ирвин пишет.

Уровень общего образования основное общее образование

Количество часов – 35 часов

Учитель - Градиль Елена Александровна, высшая квалификационная категория

с . Кагальник

2014 год

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по ВР

методического совета

Текст: Ксения Болтавина

Только тогда, когда учителя понимают своих учеников, культурные традиции могут избежать такого рода столкновений с культурой. Тем временем, способы, с помощью которых учителя осмысливают и реагируют на учеников, культура, язык и поведение могут создавать проблемы. В слишком многих школах студенты, по сути, должны покинуть свою семью и культурные традиции в дверях школы и жить в виде «гибридной культуры», состоящей из сообщества других учеников.

Методика организации и проведения кружковой работы

Особенно в ранних классах учителя и учащиеся могут отличаться ожиданиями в отношении занятий в классе; каждый может действовать таким образом, чтобы другие неверно истолковывали. Кроме того, те учителя, которые настаивают на едином педагогическом стиле и видят, что другие стили не могут быть шаг за шагом, могут отказываться позволить студентам работать с их сильными сторонами.

МБОУ Кагальницкая СОШ ___________ /Пивень Г.В../

от 27.08. 2014 года № 1

_________ /Скорикова Е.Н../

подпись руководителя МС 28.08. 2014года

Пояснительная записка

Программа кружка «Юный натуралист» предназначена для внеурочной работы учащихся по биологии и экологии. Предполагаемая программа предусматривает целенаправленное развитие познавательных способностей и навыков, творческих способностей, особенностей эмоциональной сферы.

Самая известная из вредоносных институциональных практик - это отслеживание, которое обрекает детей на низкие треки на второсортное образование, не предоставив им поддержку, необходимую им для перехода на более высокий уровень. В результате они все больше и больше отстают от своих сверстников. Студенты на низком треке стигматизируются и теряют чувство собственного достоинства и мотивацию, в то время как ожидания относительно их производительности резко падают.

В книге «Отслеживание» исследователь Джинни Оукс говорит: «Мы можем быть абсолютно уверены, что недостатки более медленных учеников легче не устранять, когда они группируются вместе». Тем не менее, даже сейчас практика отслеживания сохраняется, несмотря на негативные последствия для студентов, задокументированных Оейсом и многими другими исследователями. Отслеживание особенно вредно для бедных и учащихся из числа меньшинств, потому что эти студенты, скорее всего, окажутся на низком уровне.

Данная программа ориентированана учащихся 6-9 классов и реализуется на основе следующих документов:

1.Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

2.Базисного учебного плана РО 2014-2015 учебного года

3.Учебного плана МБОУ Кагальницкая СОШ

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественно­научной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Эффективные альтернативы отслеживанию включают в себя проект ускоренных школ, разработанный Генри Левином из Стэнфордского университета, который включает в себя ускоренные программы, направленные на то, чтобы довести учащихся к риску до конца начальной школы и добиться более быстрого обучения, поскольку учащиеся получают привлекательные, междисциплинарное обучение; и программа обучения навыкам высшего порядка, разработанная Стэнли Погроу из Университета Аризоны-Тусона, которая работает над улучшением навыков общего мышления учащихся-репатриантов, показав им, как работать с идеями.

Отбор содержания проведён с учётом культуросооб­разного подхода, в соответствии с которым учащиеся долж­ны освоить содержание, значимое для формирования по­знавательной, нравственной и эстетической культуры, со­хранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Содержание программы отражает состояние науки и её взаимосвязи с решением современных проблем общества.

Школа мышления в Экспериментаниуме

Эти программы и другие цели направлены на то, чтобы помочь студентам встать на путь ускорения, а не постоянно отделять их и подавать им тупиковую учебную программу. Несоответствующее обучение наносит вред бедным и меньшинствам. Вместо того, чтобы быть представленным в различных режимах, обучение в слишком многих школах США имеет тенденцию быть абстрактным, лишенным приложения, чрезмерно последовательным и избыточным. Подчеркиваются биты знаний, а не большая картина, что мешает глобальным мыслителям.

Целенаправленная организация исследовательской деятельности позволяет учащимся реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.

Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе изучения учащимися биологии растений, животных, человека, общей биологии и экологии, являются хорошей мотивационной основой для обучения предмета, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации школьников. Материал изучается на занятиях в форме лекций, лабораторных и практических занятий, экскурсий.

Более того, в основном евроцентристская учебная программа снижает опыт и вклад меньшинств. Для учителей разных студентов особенно важно использовать широкий репертуар стратегий. Некоторые дети могут быть глобальными мыслителями; другие, более аналитические. Некоторые дети могут лучше учиться на лекции и чтении; другие, через манипуляции и другие практические переживания. Некоторые дети могут процветать на соревнованиях; другие могут достичь гораздо большего в кооперативных группах.

Бедным и меньшинствам часто отказывают в доступе к сложной курсовой работе. Консультанты помещают их в исправляющие или нетребовательные курсы, и поскольку более сложные курсы часто требуют от студентов проведения специальных вводных курсов, студенты не могут переключиться на более требовательный трек. Ирвин приводит данные, свидетельствующие о том, что «черные студенты, особенно чернокожие мужчины», в три раза чаще попадают в класс для умственно отсталых, а также белых учеников, но только в половине случаев они могут быть в классе для одаренных и талантливы.

При изучении материала программы используются таблицы, муляжи, гербарии, наглядные пособия. Активно используется на занятиях компьютер. Ребята проходят индивидуальное тестирование, выполняют лабораторные работы.

Цели :

1.обеспечение учащихся знаниями по основным разделам биологии: особенности строения и жизнедеятельности растений, животных и человека сущность основных законов и закономерностей общей биологии, экологии; понимания роли биологии в современной культуре в процессе формирования мировоззрения;

Кроме того, программы вытаскивания, предназначенные для помощи многим из этих студентов, в конечном итоге фрагментируют свой школьный день. И после завершения программ выхода ученики получают небольшую поддержку для повторного входа в обычный класс, поэтому они склонны к отступлению, когда они воссоединяются со своими сверстниками.

К сожалению, для учеников и учителей маловероятно, если бедные и учащиеся меньшинств не учатся. Пока студенты ставят необходимое время, они получат диплом; пока учителя проходят через ход, у них будет работа. Школы, которые добились успехов в обучении бедных и учащихся из числа меньшинств, не удерживают на факультете неэффективных преподавателей; в этих школах учителя несут ответственность, если их ученики не учатся. Эти школы также сотрудничают с родителями или опекунами, чтобы гарантировать, что учащиеся, которые приходят в школу и стремятся к достижению, получают вознаграждение.

2.сформирование интереса и мотивации к изучению биологии;

3. развитие познавательных универсальных компетентностей в исследовательской деятельности.

Задачи:

Углубить знания по разделам: Биология растений и животных; Человек и его здоровье; Общая биология; Экология.

Закрепить навыки решения задач по общей биологии.

Биологические и экологические кружки

Учителя иногда наказывают бедных и детей из числа меньшинств более жестко, чем другие дети, за одни и те же преступления. Более того, приостановка часто является наказанием выбора, заставляя учащихся пропустить ценное время занятий. С другой стороны, некоторые учителя более снисходительны к бедным или меньшинствам, потому что они считают, что эти дети были социализированы иначе, чем обычные дети. Например, учителя могут упускать из виду неистовое или агрессивное поведение среди бедных или учащихся из числа меньшинств, в то же время критикуя учащихся основных классов за аналогичное поведение.

Закрепить и развить систему биологических понятий, законов и закономерностей.

Привить культуру исследовательской деятельности;

Формировать навыки практической деятельности и профориентации школьников.

Принципы, лежащие в основе работы кружка:

Принцип добровольности. В кружок принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.

Вовлечение родителей или опекунов

Бедные и меньшинства родители или опекуны часто не имеют возможности создавать постоянные отношения со школами своих детей, на самом деле они часто вообще не имеют общения со школами. В свою очередь, школы, как правило, предпринимают небольшие усилия для развития отношений с бедных и меньшинств или опекунов, которые могут быть слишком запуганы или вынуждены начать общение с самим собой. Для родителей, которые не говорят по-английски, языковой барьер может представлять собой еще одно грозное препятствие.

Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;

Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.

Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.

Джеймс Комер из Йельского детского учебного центра разработал процесс, направленный на развитие хороших отношений между детьми, учителями и родителями или опекунами. Родителям или опекунам рекомендуется быть активным присутствием в школе. Социальная деятельность объединяет семьи и школьный персонал, помогая родителям или опекунам получить доверие к школе. По сообщениям, эта программа, как сообщается, помогла снизить процент отсева среди других преимуществ.

МОУ «Ленинская СОШ»

Неравный доступ к ресурсам еще больше уменьшает бедных и учащихся из числа меньшинств «шансы на получение равных возможностей для обучения». Бедные и студенты из числа меньшинств обычно посещают школы, которые получают меньше средств, чем те, в которых участвуют основные ученики. В результате их учат с более низкими материалами и оборудованием и имеют меньше манипуляций, лабораторий и учреждений. Учителя в таких школах получают меньше развития персонала, должны справляться с более крупными классами и иметь меньше свободного времени.

Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.

Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.

Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа кружка «Юный натуралист» рассчитана на 1 год обучения, 35 часов в год, 1 занятие в неделю и включает в себя: 11 часов лекций, 19 ч.- практикумов и 5 ч.– семинаров (конференция и «круглый стол»). Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинетов-лабораторий.

Учебно – тематический план

Раздел, тема

Теория

Практика

Итого

1.Введение

1

2

3

2.Основы исследовательской деятельности

3

9

12

3.Антропогенное воздействие на биосферу

7

10

17

4.Подведение итогов

0

3

3

Итого

11

24

35

Содержание программы

Введение. (3 часа)

Теоретические знания:

Экология. . Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения.

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

Экскурсия.

В парк "Экологические объекты окружающей среды".

Основы исследовательской деятельности (12 ч).

Теоретические знания

Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Выбор темы и постановка проблемы. Особенности и этапы исследования. Анализ и обработка исследовательской работы. Работа с литературой. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.

Экскурсии:

В микрорайон школы, на водоемы (река, пруд, родники)

Практикумы:

Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ). Анкетирование, опросы, исследования, подготовка и проведение конференции «Экологическое состояние микрорайона школы», оформление стенда «Боль природы», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций.

Практические работы:

    Определение пылевого загрязнения территории школы;

    Определение шумового загрязнения территории школы;

    Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН).

Темы работ:

Исследовательские:

    Оценка экологического состояния микрорайона школы.

    Оценка экологического состояния микрорайона школы по асимметрии листьев

    Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта

Реферативные:

    Экологический мониторинг. Методы исследования

    Влияние пыли (свинца, шума) на организм человека

Творческие

    Оформление выставки поделок из природного материала и отходов «Вторая жизнь мусора»

3. Антропогенное воздействие на биосферу (17 часов)

Теоретические знания.

Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия). Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и биотоп. Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу. Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера (землетрясений, цунами, извержения вулканов, наводнений, штормов, оползней и т.д.). Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы.

Темы работ

Реферативные:

    Радиоактивное загрязнение. Что это такое?

    Мифы и реальность Чернобыля.

    Беда всегда рядом.

Антропогенное влияние на атмосферу (3 часа)

Теоретические знания.

Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое. Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм.

Практикум. О пределение запыленности зимой; рассматривание пыли под микроскопом; определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия.

Темы работ:

Исследовательские:

    Определение пылевого загрязнения территории города и микрорайона школы зимой;

Реферативные:

Антропогенное влияние на гидросферу (6 часов)

Теоретические знания:

Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.

Практикум. Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы (химические, социологические). Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН.

Экскурсии. К водоему. "Описание водоема". "Влияние выбросов промышленных предприятий города на экологическое состояние водоема".

Темы работ:

Исследовательские:

    Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты.

    Оценка экологического состояния родников города.

Реферативные:

    Роль воды в жизни человека.

    Вода живая и мертвая

Творческие

    Оформление стенда «Вода – это жизнь!»

Антропогенное влияние на литосферу (3 часа)

Теоретические знания

Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества). Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород). Приемы и методы изучения загрязнения литосферы. Деградация почв. Структура и характеристика загрязненности почв городов. Явление нахождения элементов при загрязнении почвы тяжелыми металлами и его причины. Влияние соединений свинца на организм.

Практикум Составление карты местности с расположением несанкционированных свалок. Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования. Исследование почвы в микрорайоне школы.

Экскурсии. "Выявление несанкционированных свалок в окрестностях села".

Темы работ

Исследовательские

    Характеристика почвы пришкольной территории

Творческие

    Оформление фотовыставки «Боль природы»

    Написание и распространение листовки «Нет мусору!»

    Оформление выставки из отходов продукции одноразового использования

    Изготовление и установка плакатов и щитов в местах свалок мусора

    Уборка мусора на берегу реки, в микрорайоне школы.

Биоиндикация (5 часов)

Теоретические знания: Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния. Факторы изменяемости экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.) Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски и др.

Практикум Обучение работы с определителями растений и животных, обучение методикам проведения оценки экологического состояния водных объектов, проведение конференции «Загрязнения микрорайона школы».

Темы проектов:

Исследовательские:

    Биоиндикация экологического состояния водоемов с помощью пресноводных моллюсков.

    Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния.

    Оценка экологического состоянияпарка по асимметрии листьев.

Творческие:

    Оформление стенда «Село, в котором мы живем».

Реферативные:

    Биоиндикация. Методы исследования.

Заключительное занятие (3 ч).

Практикум. Подготовка, проведение конференции исследовательских работ кружковцев. Анализ и самоанализ результатов работы за год.

Календарно-тематическое планирование

Раздел 1. Введение

Дата

Тема

Деятельность

Результат

1

Экология. Предмет экологии, структура экологии .

Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения. Практикум: работа со справочной литературой, просмотр видеофрагментов

конспект

2

Экскурсия в парк "Экологические объекты окружающей среды".

Практикум: сбор материала для поделок

Отчет об экскурсии

3

Оформление выставки поделок из природного материала

Выставка

Раздел 2. «Основы исследовательской деятельности»

4

Введение в тему «Основы исследовательской деятельности»

Выбор темы своей исследовательской работы. Формирование творческих групп, актуализация знаний, методика исследовательской деятельности, структура работы, выбор темы

Конспект. Выбор темы исследовательской работы

5

Методики исследования

Постановка проблемы, формулирование цели и задач. Формулирование цели и задач своей работы, подбор методик исследования, анкет для соцопросов

Цели, задачи работы, методики исследования

6

Экскурсия в микрорайон школы

Результаты работы

7

Сбор проб, проведение опросов, исследований.

8

Обработка и анализ полученных результатов

Обработка результатов своей работы

9

Правила работы с литературой по теме

Работа с информационными источниками по теме своей работы

10

11

Оформление портфолио

Оформление портфолио по своей работе, выбор формы презентации

Портфолио

12

Оформление доклада для конференции

Подготовка презентации, написание доклада, подготовка к конференции

Презентация, доклад

13

Конференция «Экологическое состояние микрорайона школы». Презентация творческих и исследовательских работ.

Результаты конференции

14

Оформление выставки по результатам конференции

Стенд

15

Круглый стол «Подведение итого работы над темой».

Результаты круглого стола

Раздел 3. Антропогенное воздействие на биосферу

16

Влияния на биосферу, виды влияний, их последствия.

Просмотр видеофрагментов, работа со справочной литературой и учебными дисками

Конспект

17

Состав воздуха, его значение для жизни организмов.

Экологические последствия загрязнения атмосферы. Основные загрязнители атмосферного воздуха Классификация антропогенного загрязнения: Источники загрязнения атмосферы.

Конспект

18

Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы.

Проведение исследований.

Рассматривание пыли под микроскопом

Результаты исследования

19

Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм.

Влияние пыли на организм человека.

Роль зеленых насаждений в защите от пыли.

Презентация творческой работы

20

Естественные воды и их состав.

Экологические последствия загрязнения гидросферы. Виды и характеристика загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды

21

Методы отбора проб воды.

Проведение исследовательских работ, сбор проб

Конспект. Результаты исследований

22

Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.

Проведение исследовательских работ, сбор проб, химический анализ воды

Конспект. Результаты исследований

23

Оформление результатов исследовательской работы

24

Оформление стенда «Вода – это жизнь»

Стенд

25

Почва и ее экологическое значение.

Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв. Загрязнители почв Экологические последствия загрязнения литосферы. Структура и характеристика загрязненности почв городов.

Конспект

26

Приемы и методы изучения загрязнения литосферы.

Экскурсия «Выявление несанкционированных свалок»

Карта села«Несанкционированные свалки»

27

Оформление фотовыставки «Свалки – боль села», выставки поделок из вторматериалов

Выставки

28

Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния.

Проведение исследовательских работ по биомониторингу. Факторы нарушенности экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.)

Конспект и результаты работы

29

Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды

30

Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски, моллюсков и др.

31

Конференция по результатам исследовательских и творческих работ учащихся

Презентации, портфолио

32

Анализ и самоанализ деятельности учащихся

Стенд

Раздел 4.Заключительные занятия

33

Подготовка, проведение конференции исследовательских работ кружковцев.

презентации

34

Проведение конференции исследовательских работ кружковцев.

презентации

35

Анализ и самоанализ результатов работы за год.

Портфолио

Методическое обеспечение

Методы и приемы.

Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

Педагогические технологии, используемые в обучении.

    Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

    Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

    Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

    Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

    Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

Прогнозируемые результаты.

Учащиеся должны знать:

    Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;

    Методики проведения исследований по темам;

    Основные экологические понятия и термины;

    Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города;

    Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;

    Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;

    Виды - биоидикаторы чистоты водоемов;

    Критерии выделения сапробности водоемов

    Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;

    Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.

    Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;

Учащиеся должны уметь:

    Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

    Оценивать состояние городской среды и местных экосистем;

    Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;

    Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;

    Проводить анкетирования, социологические опросы.

    Работать с определителями растений и животных;

    Работать с различными источниками информации.

    Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.

    Применять коммуникативные навыки;

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень : свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Оценка эффективности работы:

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль : коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.

Формы контроля.

Тема

Форма контроля

Введение

Беседа, результаты экскурсии.

Исследовательская деятельность

Беседа, результаты опросов и исследований, презентация работ творческих групп по выбранным темам, конференция «Экологическое состояние микрорайона школы», оформление стенда «Боль природы».

Антропогенное воздействие на биосферу

Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, результаты исследований, анкетирования, оформление стенда «Вода – это жизнь», конференция.

Заключение

Беседа, презентация исследовательских работ по выбранным темам.

Формы подведения итогов реализации программы.

    Итоговые выставки творческих работ;

    Портфолио и презентации исследовательской деятельности;

    Участие в районных, областных конкурсах исследовательских работ;

Список литературы

    «Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова, Иваново, 1995.

    «Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва, «Просвещение», 1990.

    «Юным любителям природы», Н.Н.Плавильщиков, Москва, «Детская литература», 1975

    «Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 1992.

    «Биология для абитуриента» Р.Г. Заяц и др, Минск, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004

    «Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 1990

    «Атлас – определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва, Просвещение, 1991.

    «Определитель водорослей», Н.Б. Балашов, Лениздат, 1989.

    «Большой определитель грибов», А.В.Юдин, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001.

    «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.

    «Основы исследовательской деятельности школьников», И.П. Гладилина, О.П. Гришакина, А. А. Обручникова, Д.В. Попов, Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.

    «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», А.Н. Захлебный, Москва, «Просвещение», 1984.

    «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Е. В. Тяглова, Москва, «Глобус», 2008.

    «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Л.С. Литвиненко, Москва, «5 за знания», 2005.

    «Практикум по методике проведения химического эксперимента» В.С. Полосин, «Просвещение», Москва, 1996

    «Основы учение о биосфере» Г.В. Войткевич, «Просвещение», Москва, 1989

    «Тематические игры и праздники по биологии», Л. В. Сорокина, Москва, «Творческий центр», 2005

    «Не совсем обычный урок», С.В. Кулькевич, Воронеж, «Учитель», 2001.

    «Активные формы и методы обучения биологии» Г.М. Муртазин, Москва, Просвещение, 1989

    «Внеурочная работа по географии» И.И. Баринова, Москва, Просвещение, 1988

    «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005

    «Как организовать проектную деятельность учащихся», И.С. Сергеев, Москва, «Аркти», 2005.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ