Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Методы психологического влияния в процессе общения. Общение - структура, средства, механизмы. Невербальные элементы общения

Психологическое воздействие - это процесс целенаправленного и результативного взаимодействия, в ходе которой одна личность стремится изменить поведение, установки, намерения, отношения и убеждения другого.

В современной психолого-педагогической литературе нет единого подхода к рассмотрению феноменов влияния в процессе общения. Так, некоторые исследователи рассматривают указанные феномены как формы воздействия в процессе общения (Евгений Ильин), другие - как методы воздействия (Галина Андреева). Наиболее универсальным и научно обоснованным, по нашему мнению, является подход Бориса Парыгин, который рассматривает влияние в процессе общения через призму социально-психологических механизмов его реализации.

Исходя из идеи, что важно не только обладать навыками общения, но также знать, какие барьеры связаны с тем, что мы часто используем для них, последствиями, которые действительно препятствуют положительным обменам, разработчикам для людей, вовлеченных в этот процесс; и которые, кроме того, повторяются снова и снова, автоматизируя наше повседневное поведение.

Программа социально-психологической подготовки для повышения коммуникативных способностей. Социопсихологическая подготовка для решения конфликтных ситуаций посредством общения. Программа социально-психологического обучения для оптимизации коммуникативной компетентности с упором на убеждение. Редакционное образование Пуэбло. Социально-психологическая программа обучения для повышения коммуникативной компетентности в лидерах. Общение, личность и развитие. А де Вилла Клара, Урия, М. преподавателя. Теоретические ориентации и практические упражнения. Активность, сознание, личность. Гавана: редакционные люди и образование. Проблема коммуникации в психологии. Психология общения. Автономный университет Барселоны. Испания. Упражнения человеческого общения. Программа социально-психологической подготовки для укрепления аргументационной способности в области межличностного общения. История развития высших психических функций. Основы модификации поведения в психологии личности. В психологии социализма. Гавана: редакционные социальные науки.

  • Диплом работы Санта-Клара.
  • Динамическое творчество группы = Эврика.
Основная тема этой работы очень широкая и охватывает разные.

Механизмы воздействия в процессе общения - это специфические социально-психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей и непосредственно влияют на степень и эффективность их коммуникативной, интерактивной и перцептивной активности, адекватности взаимопонимания, характер и возможность дальнейшего взаимодействия.

Убеждение - это один из многих типов общения, которые существуют, лучший способ начать его определять - сначала дать определение коммуникации. Скорее избыточное и обобщенное определение того, что такое связь, было бы сказать, что общение - это действие или процесс, посредством которого происходит обмен информацией любого рода между двумя или более лицами. Следует также сказать, что этот процесс является динамическим, транзакционным, затрагивающим как отправителя сообщения, так и того, кто или кто его слушает и получает.

К этому определению можно добавить, кроме того, что общение является символическим ключом личных абстракций. Общение - это странная, довольно экзотическая область человеческого общения. Это поле обычно применяется в плоскости, которая ускользает от нашего сознания, так что на нас влияют и манипулируют в большей степени, чем мы обычно понимаем, в отношении принципов нашей повседневной жизни.

Анализ классических и современных литературных источников дает возможность выделить следующие социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения: убеждения, принуждения , внушения, заражування, паника, подражание, мода, слухи, критика.

Раскроем существенные особенности каждого из вышеперечисленных механизмов.

Мы часто слышим о силе конкретных коммуникаторов. Мы также знаем, что те, кто контролирует информацию, очень сильны. Когда мы говорим о силе произносимого слова или определенного оратора, мы только осознаем, что мудрецы и эксперты знали годами, мы признаем, что общение, которое влияет на других, является мощным оружием.

Основная проблема заключается в том, что убедительная коммуникация - это инструмент, который можно использовать для хороших или плохих целей, но в том или ином смысле его сила велика. По этой причине, хотя коммуникация выполняет другие функции, будет раскрыт более подробный пересмотр этих методов и основных элементов убеждения, а также их социального влияния. В сообщении есть две категории, которые выделяются широко, это та, которая является коммуникацией по своей природе, то есть той, которая имеет цель только информировать третье лицо о каком-то вопросе, вопросе или мнении; и тот, который развивает другие функции, то есть убеждать кого-то в том, что одна вещь лучше или удобнее другой, которая пытается убедить или изменить отношения или мысли того или иного человека.

Убеждения - механизм социально-психологического воздействия, включая систему доказательств, что выстроенные по законам формальной логики и обосновывают выдвинутую личностью тезис. Эффективное убеждение приводит к принятию и последующего включения новых фактов сложившейся системы взглядов и убеждений, в определенной трансформации мировоззрения и мотивационных основ поведения. Убеждения базируется на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на на основе их анализа и оценки. Как правило, убеждения требует больших затрат времени и использования различных ораторских приемов. Механизм убеждения считается основным в научной полемике, а также в учебно-воспитательном процессе.

Эти две категории различаются по предмету, который заключен в концепции намерения, то есть в базовом вопросе, что если источник должен умышленно принять поведение, предназначенное для создания какого-либо эффекта. Целями настоящего являются: знать различные типы убеждений как «убедительную коммуникацию», идентифицировать источники, которые используют этот тип общения, и определять способ, которым мы можем защитить себя от него, и использовать его для нашей собственной выгоды.

Для достижения этих целей будет проанализирована следующая информация. Единственное, что не говорило, что убеждение технически не моет мозг, а манипулирует человеческим разумом другим человеком, без манипулирующей стороны, осознающей, что вызвало их изменение мнений, что, на наш взгляд, было более научным но что касается сжигания, чтобы дать предмет, мы пойдем в него, чтобы понять каждый способ мышления наших сотрудников знаний, а затем начать с нашего путешествия.

Убеждения может выполнять следующие функции: информационную, критическую и конструктивную. В зависимости от личности объекта их значимость различна. Информационная функция заключается в степени осведомленности реципиента относительно предмета (проблемы, вопросы) воздействия. Критическая функция заключается в оценке взглядов, мнений, стереотипов и ценностных ориентаций объекта. Особенно важна роль данной функции прослеживается в спорах, дискуссиях и тому подобное. Конструктивная функция проявляется в формировании у объекта новых взглядов, подходов и установок.

Убеждение не является технически таким же, как промывание мозгов, но это манипуляция человеческого разума другим человеком, без манипулирующей стороны, осознающей то, что заставило его передумать. Левая половина нашего мозга аналитична и рациональна. Левая половина творческая и творческая. Идея состоит в том, чтобы отвлечь левый мозг, удерживая его занятым.

В идеале, убедитель генерирует измененное состояние сознания, заставляя человека перейти из бета-состояния бдительности в альфа; это можно измерить на электроэнцефалограмме. Пример левого мозгового отвлечения. Во-первых, вы должны создать так называемое «состояние согласия». Это должно поднять утверждения, с которыми соглашаются слушатели; должны даже кивать головами, показывая свое согласие. Затем приходят «трюизмы».

Целенаправленное убеждения базируется на заранее построенной стратегии. На основе использования подобных стратегий некоторые современные исследователи иногда пытаются доказать заранее абсурдные вещи. Например, врач в белом халате, удаляясь от нас, постепенно превращается в черную точку; при этом мы видим черную точку, а врач, глядя на свой халат, видит белую ткань. Находясь на улице днем, мы видим черные оконные проемы на фасадах домов, а в то же время люди, которые находятся в этих домах, видят светлые стены и потолка.

Наконец приходит предложение. Это звучит так, как будто это было изложение факта, но если говорящий подчеркивает правильные слова, и особенно если он делает правильные жесты рук при произнесении ключевых слов, они могут оставить вас с чувством, что сенатор Джонсон глупый Это подсознательное сообщение этого заявления, и оратора нельзя обвинять ни в чем.

Добровольцы были «подключены», поэтому их мозговые волны можно было контролировать. Они были запечатаны в металлической комнате, которая не могла проникнуть никаким нормальным сигналом. Используя этот аппарат, вы ничего не видите и не слышите; применяется к коже, которая, по словам Пэта, является основным источником ощущения. Кожа содержит больше рецепторов для тепла, прикосновения, боли, вибраций и электрических полей, чем любая другая часть анатомии человека.

Убеждения может быть реализовано в форме просьбы, предложения (рекомендации / советы), похвалы, поддержки, утешения и тому подобное.

Принуждение - механизм социально-психологического воздействия, который предусматривает насилие над волей личности или социальной группы путем применения определенных санкций. Это несанкционированное применение насилия к лицу или группе, которое осуществляется с целью добиться совершения им или ими вопреки их воле негативных, а часто и общественно опасных действий. Различают физическое и психическое принуждение.

Простым способом является размещение черного кадра каждые 32 кадра фильма, который проецируется. Это создает ритм 45 в минуту, который воспринимается только подсознанием: идеальный ритм для общего глубокого гипноза. Объявления или предложения, содержащие этот тип проекции, более легко принимаются. Высокий процент зрителей, обладающих сомнамбулистическими способностями, может принимать такие предложения, как приказы, до тех пор, пока они не просят зрителя сделать что-то, противоречащее их морали, религии или самосохранению.

Если вы объединяете подсознательные сообщения под музыку, гипнотические визуальные эффекты, поддерживаете музыкальные ритмы, индукторы трансов. У нас очень эффективное промывание мозгов. И, если вы считаете, что закон не позволяет эти вещи, вы ошибаетесь. Он этого не делает! Есть много влиятельных людей, которые предпочитают оставаться такими, какими они есть.

Примером психического принуждения могут быть действия и поведение человека во время или после гипнотического состояния.

Социально-психологическая сущность принуждение несколько близка к механизму убеждения. В обоих случаях задача коммуникатора состоит в том, чтобы реципиент принял его предложение. Как при убеждения, так и во время принуждения, субъект обосновывает свою точку зрения с помощью доказательств. Главная особенность метода принуждения, по сравнению с убеждением в том, что основные аргументы, с помощью которых обосновывается определенная тезис, потенциально содержащие негативные санкции для объекта который соотносит возможные негативные последствия со своей системой ценностных ориентаций.

Может быть, у них есть план? Шесть принципов влияния. Они были разработаны исследователем по имени Роберт Сиальдини и работают во многих разных ситуациях. Они применяются только тогда, когда приемник находится в «ленивом режиме». Сравнение: если вы это делаете другим. Некоторые сериалы включают смех в фоновом режиме, поскольку было замечено, что в этих случаях люди больше смеялись. Нищие часто кладут некоторые монеты в миску, потому что люди менее склонны бросать монеты, если они пусты.

По словам Роджера Айлеса, советника кампаний президентов Буша и Рейгана «если вам нравятся те, кто слышат, что вы простите почти все». Привлекательные люди более убедительны и становятся легче. Это потому, что мы обычно соглашаемся с людьми, которые нам нравятся, и думаем, что они правы.

Принуждение может быть реализовано в форме приказа, требования, запреты, угрозы и т.

Внушение (суггестия) - механизм социально-психологического воздействия на психическую сферу личности, связанный с сужением сознания и снижением уровня критичности при восприятии и реализации внушений содержания, отсутствием целенаправленного и активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и актуальным состоянием субъекта. Содержания сознания, сложившейся на основе механизма внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер, он не поддается осмыслению и коррекции, став совокупности навеянных установок. Внушение является компонентом повседневного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие передаваемой информации, трансформацию имеющихся убеждений. Как убеждения, так и принуждение иногда могут быть реализованы через механизм внушения.

Власть: если источником является авторитет по этому вопросу, как правило, полагают. Он состоит из использования стоматологов для рекламы средств для чистки зубов или ветеринаров для рекламы кормов для собак. Что показывает, что там много ленивых мозгов.

Обязательство. Когда мы занимаем позицию, мы должны поддерживать ее. Если мы увидим рекламу продукта, который нас интересует по выгодной цене, и мы готовы его купить, нам сложно передумать, даже если прибытие в магазин будет иметь только идентичный, но более дорогой продукт.

Маленький подарок, сопровождаемый подписным предложением к журналу, может убедить нас подписаться на него. То есть они дают нам что-то, и как только мы его принимаем, мы вынуждены что-то отдать. Недостаток: если это мало, это хорошо. Люди обычно чувствуют себя более убежденными покупать что-то, когда дело доходит до продажи, когда у них есть только определенный период времени, чтобы купить его, если их количество ограничено, это специальное предложение на выходные и т.д.

Межличностное общение - деятельность и активность

Обычно, начиная разговор о психологическом воздействии или влиянии, предполагают наличие неких особых едва ли не эзотерических способов, методов и приемов, используемых в целях его достижения. Между тем каждый индивидуум постоянно в процессе общения оказывает определенное влияние на своего партнера, воздействуя на его поведение, состояние, поступки, мысли, чувства, представления, отношения. Безусловно, как формы, так и степень, виды, эффективность такого рода воздействия сильно варьируют в зависимости от многих ситуативных факторов и характеристик субъекта - инициатора и объекта - адресата общения и воздействия. Тем не менее именно общение является наиболее традиционным контекстом и способом как установления межличностных отношений, так и оказания воздействия. Будучи явлением сложным и многомерным, оно включает в себя как индивидуальное и общественное, так и объективное и субъективное общение. Выделяют также прямое и опосредованное, межперсональное и ролевое, межличностное и массовое, доверительное и конфликтное, законченное и незаконченное, кратковременное и длительное и, наконец, личное и деловое общение. При этом деловым общением называют процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность. Основными его составляющими, компонентами, сторонами, или аспектами, обеспечивающими продуктивность, являются взаимные - информирование, восприятие и взаимодействие, определяемые психическими особенностями партнеров. Итак, очевидно, для того чтобы перейти к освещению проблемы психологического воздействия, или влияния, следует сначала подробно рассмотреть сущность и структуру межличностного общения.
Чтобы рассматривать общение, в традициях отечественной психологической науки как один из видов деятельности, взаимодействия,
следует для начала обратиться к понятию деятельности, в том числе совместной деятельности. Именно деятельность, в том числе деятельность общения, выступая в качестве активной формы взаимодействия индивидуума с социумом, помогает ему самостоятельно достигать цели, решать задачи и удовлетворять собственные потребности. Как известно, принятый в отечественной психологии деятельностный подход делает акцент на роли деятельности в развитии высших психических функций человека - труды А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, А. А. Смирнова, М. И. Лисиной и др. Совместная деятельность рассматривается в психологии, прежде всего, как организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на производство объектов культуры - и материальной, и нематериальной. Совместная деятельность, в том числе делового общения, объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении.
Итак, проблема и категория общения, безусловно, является одной из главных в психологической науке. В последние годы именно изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений, например в социальной психологии. Универсальный характер этой проблемы становится понятен сразу, при попытке дать определение общению, скажем, как процессу взаимодействия двух и более субъектов, направленному на такие области, как:

Современные методы убеждения. Ситуационные факторы убедительного приема сообщений. Психологические предрасположенные переменные рецептора, которые важны в качестве ключевых элементов для достижения большего признания и достоверности сообщения и убедительного источника.

Исследования показывают, что как идеологическое, так и коммерческое убеждение, как правило, содержат гораздо менее эффективные механизмы влияния, чем предполагается из испускающих и творческих примеров, а также из средств массовой информации, за исключением, возможно, в определенные моменты и ситуации экономической или политической напряженности, В настоящее время знание многих убедительных эффектов социальной коммуникации осуществляется в основном посредством применения методов контент-анализа сообщения или дискурса.

  • взаимное познание;
  • установление и развитие взаимоотношений;
  • оказание взаимовлияния на состояние, взгляды, поведение;
  • взаимная регуляция совместной деятельности.

В общении как процессе последовательных, взаимозависимых пове-| денческих актов происходят такие действия, как:
1) получение и прием информации;
2) интерпретация информации;
3) взаимное восприятие;
4) взаимное понимание;
5) взаимная оценка;
6) сопереживание друг другу;
7) формирование симпатий и антипатий;
8) разрешение возникающих противоречий;
9) осуществление совместной деятельности;
10) регулирование характера:

В маркетинговых классах обычно используется как дидактическое упражнение, вопрос: можно ли убеждать через личные сообщения, радио, газеты и т.д. Это очень измученный вопрос, который имеет не только ответ. У вас может быть столько ответов, сколько существует у людей. Поведение не зависит исключительно от элемента. Это зависит от обстоятельств, в которых участвуют участники взаимодействия, а также взаимодействия людей в данный момент в конкретной среде. Существует много методов убеждения, которые развивались с течением времени.

Они были усовершенствованы друзьями мудрости, которые будут использоваться правителями, военными, священнослужителями и заметными людьми, которые должны были убедить свою аудиторию. Личные продажи - это форма убеждения. Это ключ к открытию двери. Продажа была правильно названа убедительным сообщением. Сам маркетинг - это не более чем сложная система общения с рынком, целью которого является убеждение отдельных групп, преимущества продукта или услуги. Самая преувеличенная техника убеждения - это пытка.

  • взаимоотношений;
  • убеждений;
  • взглядов;

11) психологическое воздействие.

Как видно, принятый в отечественной психологии деятельностный подход оказывает влияние и на анализ процессов общения, заставляя рассматривать его как частный случай деятельности вообще. На самом деле общение, прежде всего, представляется видом активности субъекта, которую, впрочем, можно понимать и как деятельность. Внутренними образующими активности являются ее мотивационная, целевая, инструментальная основы, имеющие многообразные связи. При этом мотивационные основы активности обращены как к интерпретациям субъектности человека как деятеля, представленного «индивидуальным Я», «Я другого во мне», «всеобщим Я» и «не Я», так и к потребностям. Целевые основы активности ориентированы вовне, предвосхищая результат деятельности и, в отличие от мотивов, всегда осознаваемы. Инструментальные основы активности субъекта рассматриваются как его представления, внутренние образующие действий, совершаемых во внешнем плане. В соответствии с внешними проявлениями активности и ответными воздействиями среды они образуют систему, деятельность же представляет собой единство внутренних и внешних проявлений активности. Принципиальным поэтому становится вопрос о связи общения с деятельностью. Одним из методологических принципов раскрытия их взаимосвязи является концепция единства общения и деятельности. Другим становится рассмотрение общения как субъект-субъектного взаимодействия или связей между субъект-объектными и субъект-субъектными взаимодействиями.
Итак, в современном понимании общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта, где продуктом, результатом процесса общения становится не столько предмет, или объект, сколько межличностные отношения. При этом в процессе общения осуществляется не один лишь обмен деятельностями, но также и идеями, чувствами, переживаниями, представлениями. Понятно, что попутно возникает и развивается целая система субъект-субъектных
взаимоотношений, а сам процесс общения детерминируется его предметом, например предметом обсуждения, спора, разногласий, разговора, дискуссии. Обмен же деятельностями, или совместная деятельность, понимается как ситуация, в которой межличностное общение подчинено единой цели, состоящей в решении конкретной задачи. При изучении его выделяются обычно три уровня:
1) макроуровень - общение как значимая сторона образа жизни индивида;
2) мезауровень - общение как изменяющаяся система целенаправленных контактов или ситуаций взаимодействия;
3) микроуровень - общение как совокупность элементарных его единиц, сопряженных актов или транзакций.
При этом под функциями общения понимаются разнообразные задачи, которые оно решает в процессе социального бытия человека.

Одной из общепринятых классификаций общения является основанная на выделении в общении трех взаимосвязанных сторон и функций:
1) Информационной стороны - с информационно-коммуникативной функцией, заключающейся в обмене информацией между коммуникаторами посредством вербальной и невербальной знаковых систем;
2) Интерактивной стороны - с регуляционно-коммуникативной функцией, заключающейся в регуляции поведения и организации совместной деятельности субъектов;
3) Перцептивной стороны - с аффективно-коммуникативной функцией, связанной с регуляцией эмоциональной сферы личности.

Существуют и другие классификационные схемы общения, где дополнительно выделяются следующие функции общения :

  • организация совместной деятельности;
  • познание людьми друг друга;
  • формирование и развитие межличностных отношений.

Здесь следует заметить, что, на наш взгляд, в этих и других известных классификациях имеется ряд неточностей, которые не позволяют считать их оптимальными и представлять здесь как образец. В частности, в них упущены из виду две из разновидностей невербальных знаковых подсистем, а именно экстралингвистическая и такесическая. Это те подсистемы, которые, будучи, безусловно, не слишком обширными, тем не менее, иногда могут играть важную роль и заслуживают поэтому выделения в отдельные группы. Также нам представляется совершенно необходимым отнесение к самостоятельным разновидностям когнитивного и аффективного аспектов, или составляющих общения. Соображения, которыми мы руководствовались, выделяя их, были следующими. Процесс межличностного восприятия неразрывно связан с процессом межличностного познания, но не тождественен ему, задействуя другие механизмы и будучи, как всякий познавательный процесс отражения, менее универсальным, чем познавательные психические процессы в целом. Соответственно, выделяются и самостоятельные когнитивно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции общения. Когнитивный и аффективный аспекты тесно связаны со всеми остальными, а когнитивно-коммуникативная функция, тесно соприкасаясь с информативной и перцептивной, тем не менее представляет собой отдельную функцию, связанную с межличностным познанием в процессе общения и направленную на когнитивную сферу личности. Таким образом, мы предлагаем выделять следующие пять составляющих процесса общения: информативную, когнитивную, перцептивную, аффективную и интерактивную.
Соответственно, мы представляем здесь свою систему классификации видов общения, созданную на основе существующих, уточняющую и развивающую вышеупомянутые.
1 Информативная составляющая, или аспект общения - ориентированный на когнитивную сферу личности, выполняющий информативно-коммуникативную функцию, связанную со взаимным информированием субъектов посредством следующих знаковых систем.

Вербальная система- словесная, речевая, языковая. Невербальная система, подразделяющаяся на подсистемы:

  • кинесика - кинетическая подсистема - экспрессивные движения (мимика, жестикуляция, поза, походка, телодвижения);
  • проксемика - визуально-кинетическая подсистема - пространственная близость к партнеру (взаиморасположение, динамика расположения, дистанция);
  • такесика - тактильно-кинетическая подсистема - динамические прикосновения к партнеру (прикосновения, сжатие, объятия, похлопывание, поглаживание, пощипывание, поцелуи);
  • паралингвистика - аудиально-акустическая подсистема - звуковые характеристики речи, не связанные со смыслом слов (интонация, ритм, пауза, динамика, тембр, темп);
  • экстралингвистика - акустическая подсистема - акустические характеристики, не имеющие отношение к речи (вздохи, всхлипы, покашливания, усмешка, вскрикивания, покряхтывание, смех, плач);
  • визуалистика - оптическая подсистема - визуальный контакт (продолжительность, направление движения, длина паузы, частота взглядов);
  • ольфакторика - обонятельная подсистема - запахи и ароматы (естественные и искусственные).

2. Когнитивная составляющая, или аспект общения - ориентированный на когнитивную сферу личности, выполняющий когнитивно-коммуникативную функцию, связанную с процессами межличностного познания на основе межличностного восприятия субъектов.
3. Перцептивная составляющая, или аспект общения - ориентированный на когнитивную и аффективную сферу личности, выполняющий перцептивно-коммуникативную функцию, связанную с процессами межличностного восприятия субъектов.
4. Аффективная составляющая, или аспект общения - ориентированный на аффективную сферу личности, выполняющий аффективно-коммуникативную функцию, связанную с регуляцией психоэмоциональных состояний и эмоционально-волевыми процессами субъектов.
5. Интерактивная составляющая, пли аспект общения - ориентированный на оценочно-волевую или поведенческую сферу личности, выполняющий регулятивно-коммуникативную функцию, связанную с регуляцией поведения и организацией совместной деятельности субъектов.
Теперь становится понятно, что каждая из вышеназванных сторон общения обращена к одной из сфер личности каждого из субъектов общения, будь это коммуникация, социальная перцепция или интеракция: эмоциональной - аффективной, рациональной - когнитивной и оценочно-волевой или поведенческой - конативной. При этом общение помогает личности, в особенности самоактуализирующейся личности, развивая ее самосознание, формируя «Я-концепцию» и обогащая ее представления о себе и отношение к себе, осваивать одно из следующих пространств: номинативное, временное, социальное, тендерное, ценност-но-ориентационное. Таким образом, мы вправе объединить функции познания, формирования межличностных отношений и аффективно-
коммуникативную функцию. И включить их все в более глобальную и многомерную перцептивную функцию общения, рассматриваемого как активность, в том числе надситуативную, самоактуализирующейся личности и как взаимодействие таких личностей между собой.
Следует заметить, что в западной психологии существовали иные подходы к изучению проблемы общения.
1. Информационный (30-40-е гг.) - ориентированный на передачу и прием информации, где объектом выступает обмен сообщений между участниками, включающий два направления:

  • теория и практика изменения сообщений в различные коды с последующей декодировкой;
  • анализ социально организованных условий для обмена информацией в межличностных взаимодействиях.

Надо заметить, что в контексте изучения делового общения нам представляется самой интересной модель коммуникационного обмена, состоящая из четырех коммуникационных элементов: условий, поведения, ограничений, критериев-интерпретаций.
2. Интеракционалъный (60-70-е гг.) - ориентированный на взаимодействие и объясняющий способы управления ситуациями социального присутствия при помощи средств поведения, включающих следующие модели:

  • лингвистическая;
  • социального навыка;
  • равновесная;
  • социального взаимодействия;
  • системная А. Кендона.

Наиболее адекватной рассмотрению делового общения нам кажется системная модель, рассматривающая взаимодействие как конфигурацию систем поведения, управляющих отдельными аспектами межличностных транзакций, в частности обменом речевых высказываний, использованием пространства и территории взаимодействия .
3. Реляционный Р. Бедвистелла, Г. Бэйтсона (50-70-е гг.) - ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношений, главная позиция которого состоит в представлении о существовании природы взаимоотношений в процессе общения в реальном времени и пространстве, на основе его возникли три элемента реляционной теории коммуникаций:

  • кибернетика и теория общих систем;
  • теория логических типов, идентифицирующая разрывы непрерывности между такими уровнями абстракции, как «индивид-общение», или «индивид-взаимоотношения»;
  • биологические исследования экосистем.

Реляционная теория находится на начальном этапе развития, но сила ее заключается в замене привычной аристотелевской картины мира наиболее прогрессивным - системным, междисциплинарным
подходом.
Подчеркивая многоплановый характер и воздействующую составляющую общения, А. В. Петровский говорил о наличии, наряду с общением первого рода как коммуникации, общения второго рода как трансляции своей индивидуальности, заставляющем обратить внимание на влияние, оказываемое одним человеком на другого. Итак, неоспорим факт разносторонности общения, представляющего собой, с одной стороны, обмен информацией, становление коммуникации для достижения цели деятельности, с другой стороны - общения как продолжения и отражения себя в других людях и, наконец, общения как взаимодействия. Эта многомерность, разноплановость общения и привлекает внимание к взаимному влиянию, воздействию, которое непременно присутствует в процессе общения вне зависимости от того, осознается оно участниками или нет. Проблема социального и психологического влияния, таким образом, приобретает особо важное значение и при рассмотрении психологических аспектов делового общения в профессиональной и трудовой деятельности, когда взаимодействие осуществляется и на уровне значений и смыслов. К ее рассмотрению мы и перейдем в следующей части нашей работы.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ