Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Тема: «Структура и функции общения. Общение и его структурные компоненты.

;
3) .

Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.

Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:
1) происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;
2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;
3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;
4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);
5) возможно возникновение специфических социального и психологического характера.

Это, в свою очередь, оправдывает следующий вывод: Поэтому речь идет не о «капитуляции», а о качественно новом характере образования как о «конкретном дидактическом взаимодействии», которое является основой интенсификации, упомянутой Андреевым, Кале и Савовой, и предполагается, что введение термина «дидактическая связь» призвано прояснить, что такое «особое дидактическое взаимодействие» как природа и технология, независимо от того, существует ли это взаимодействие Указано только поведенческий аспект.

Стефанова обнаружил, что использование этого термина для обоснования теоретического уровня конкретных характеристик связи в процессе обучения, но и для практических целей необходимо ввести в действие высокотехнологичных идей для видов проявления общего феномена социальной коммуникации.

Структура общения как коммуникативной деятельности:
1) субъект общения – коммуникатор;
2) объект общения – реципиент;
3) предмет общения – содержательная часть отправляемой информации;
4) действия общения – единицы коммуникативной активности;
5) – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
6) продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения.

Анализ специальной литературы по педагогическому взаимодействию и педагогической коммуникации помогает автору выявить их психологический характер, «который не так непосредственно связан с дидактическими потребностями практики». Она приходит к выводу, что эти два явления, а также предлагаемое «дидактическое общение» являются явлениями в отношении общего общения.

В связи с этим выводом подчеркивается, что модернизация обучения в связи с особым видом общения проявляется в повышении коммуникативности обучения, в подчеркивании социально-перцептивных механизмов педагогической коммуникации и в подчеркивании динамики «специального дидактического взаимодействия», «дидактическая коммуникация», активизация интерактивной составляющей коммуникации в процессе обучения.

Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.

Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих , интересов, реализации целей, планов, намерений.

Типы взаимодействия:
1) положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности:
а) кооперация;
б) согласие;
в) приспособление;
г) ассоциация;
2) отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий:
а) ;
б) ;
в) оппозиция;
г) диссоциация.

Эти три основных проявления модернизации обучения отражают отдельно три компонента коммуникации как общего явления, которое в технологическом развитии коммуникации определяется как совокупность специфической коммуникации, специфического взаимодействия и специфического социального восприятия. Андреевой о связи как трехкомпонентное структурное единство общения, взаимодействия и восприятия.

Понятно, что дидактическая коммуникация принадлежит не только технологической стороне, но и самой природе обучения. Но вот некоторые проблемы. Не используется ли термин «дидактическая связь» в будущем? Какова характеристика термина, который он называет? Можно ли установить связь между понятиями «педагогическая коммуникация» и «дидактическая коммуникация» в теории обучения?

Факторы, влияющие на тип взаимодействия:
1) степень единства подходов к решению проблем;
2) понимание обязанностей и прав;
3) способы решения возникающих проблем и др.

Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

Элементы социальной перцепции в структуре общения:
1) субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;
2) объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;
3) процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

Во-первых, рассматриваемая концепция подчеркивает, что общение в обучении в узком смысле связано с передачей учебной информации и накоплением фонда знаний, а затем определение расширяется, чтобы включать процессы обмена знаниями, чтобы трансформироваться в знания, навыки, привычки и способы познания ученика. Дидактический обмен знаниями подразумевает, что связь исходит от определенного «источника» к конкретному «преемнику», выполняя осевую связь. Но для обучения нужны не только аксиально, но и синонимы и ролевые игры.

Передача и принятие аксиально-ориентированной обучающей информации реализуется в присутствии дидактических синонимов при синтезе информации, но весь процесс организован инициативой адресата и осуществляется с помощью разработанного им дидактического сообщения и в соответствии с целями обучения. Он участвует в обучении, и, хотя он этого не делает, он не может быть достигнут без него. Связь, вкл. дидактическое общение, - это не тип и форма деятельности, а явление, параллельное действию. Через нее преподаватель организует дидактические процедуры, чтобы спровоцировать определенную деятельность ученика, в результате чего цели обучения.

В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.

Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:
1) особенности субъекта:
а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;
б) возраст;
в) : экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;
г) : чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;
д) психическое состояние;
е) состояние здоровья;
ж) – предшествующая оценка объектов восприятия;
з) ценностные ориентации;
и) уровень социально-психологической компетентности и т. д.
2) особенности объекта:
а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;
б) социальный облик: , внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.
3) отношения между субъектом и объектом восприятия;
4) ситуация, в которой происходит перцепция.

Поэтому дидактическая коммуникация должна использоваться в качестве научного термина в будущем, чтобы назвать взаимодействие между учителем и учениками в получении, синтезе и обмене учебной информацией в процессе обучения. Дидактическое общение не включает интерактивные и перцептивные компоненты, хотя они сопровождают его, потому что в строгих дидактических терминах они являются второстепенными по отношению к объектно-объектным отношениям, и они являются дидактическим сообщением. Взаимодействие и восприятие во взаимодействии между носителями основных видов деятельности - между учителями и учениками, т.е. в сфере субъектно-субъективных отношений, характерны психолого-педагогические исследования коммуникации.

Министерство образования науки Российской Федерации

ГАОУ СПО Новосибирской области

«Болотнинский педагогический колледж»

Тема: «Структура и функции общения.»

Студентки

101 группы школьного отделения,

Специальность 050709

Преподавания в начальных классах

Казаковой Светланы Сергеевны

Руководитель: Черникова Е.М.

Приоритет объектных отношений подчеркивается в исследовании ряда авторов. Денев в своей книге «Обучающая деятельность» утверждает, что «возникающие отношения между обучением и обучением гораздо важнее, чем субъективные отношения между учителем и учениками». Савова в своей книге «Педагогическое общение в обучении» указывает, что «основным дидактическим отношением является взаимосвязь между двумя видами деятельности - преподаванием и обучением».

Дидактическая коммуникация основана на реализации адекватной информационной связи в обучении, которая обеспечивает взаимопонимание - конгруэнтность или резонанс через так называемые дидактический синонимизм, определяемый как адекватное восприятие учеником того, что учитель объясняет и представляет в обучении, или как идентичность тезисов, понимаемых как общее знание реального мира в словесной форме, необходимой для символического взаимодействия между коммуникаторами. Без дидактической синонимы не может быть реализован дидактический обмен учебной информацией и, следовательно, набор коммуникативных актов, на основе которых само обучение и коммуникация не могут быть реализованы.

Болтное,2010

Введение………………………………………………………………….

1.Структура общения……………………………………………………

2.Функции общения……………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………....

Введение

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Существование и развитие социальных групп также тесно связано с общением. В широком смысле общение представляет собой совокупность совершенно различных связей между людьми.

Поэтому нет оснований игнорировать термин «дидактическое общение» с методологической частной методологической точки зрения. Это необходимо для дидактики для целей теоретических исследований, в которых обучение все чаще рассматривается как особый вид общения, и на этой основе он отличает коммуникативную от интерактивной и проницательной дидактики.

Важной теоретической проблемой является установление степени обобщения и зависимости между понятиями педагогической коммуникации и дидактической коммуникации. Исследования в этой области раскрывают несколько подходов, в которых «понятия коммуникации и коммуникации имеют высокую частоту использования, а в контексте педагогического подхода предпочтение отдается понятию коммуникации». Несмотря на частое синонимное использование этих понятий, они приобретают относительную автономию и устанавливают связь между ними, которая определяется как отношение части к целому.

Общение – это одна из сфер человеческой жизни. виды и формы общения очень многообразны. Оно может быть непосредственным, «лицом к лицу», и опосредованным теми или иными средствами, например, техническими (телефон, телеграф и т.д.); включенным в контекст той или иной профессиональной деятельности и дружеским; субъект-субъектным (диалогическим, партнерским) или субъект-объектным (монологическим).

Например, общение между людьми, которое в соответствии с Яннушеком является целым, предполагает совместную деятельность, межличностные взаимодействия и взаимоотношения, а «необходимая часть общения, которая приобретает относительную автономию, - это общение со значениями, то есть коммуникативное общение». Другой автор определяет общение как «жизненный и культурный опыт, который отдельные лица могут непосредственно приобретать в рамках и через коммуникационные коммуникации», и общение как «социализированные условия и средства, пути и правила для реализации этих связей».

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.п. Возрастание психологической общности как сходства, единства, похожести, с одной стороны, облегчает общение («мы понимаем друг друга с полуслова», «мы говорим с ним на одном языке»), с другой стороны, может возникнуть ситуация, когда обмениваться уже нечем, все рассказано, обсуждено и т.д. Это явление называют информационной истощаемостью партнеров по совместному проживанию. Полная тождественность, если бы она была возможной, привела бы к невозможности обмена и, таким образом, общения между людьми. Это побуждает нас еще больше ценить уникальность, непохожесть каждого человека.

Поэтому общение является результатом совместной жизни и социальной активности людей, что создает взаимные отношения между ними, которые реализуются путем обмена информацией посредством общения и соответствующих словесных и невербальных средств для ее реализации.

Обмен информацией с помощью коммуникативных знаковых систем является неотъемлемой частью психолого-педагогической постановки педагогической коммуникации, интерпретируемой как процессы, происходящие внутри и между социальными сообществами педагогической системы, суть которой заключается в обмене учебно - педагогическое взаимодействие и взаимное восприятие и понимание. Структурными компонентами педагогической системы являются педагогическая цель, наличие определенной учебной и научной информации, «живых»ингредиентов педагогической системы и педагогов.

1.Структура общения

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

По мнению автора, «общение можно рассматривать как один из необходимых условий для приведения педагогической системы в действие и в то же время она проявляется как страна и производная от педагогической системы». Связь инициирует педагогическую систему через ее информационную составляющую, которая реализуется как обмен учебной информацией с помощью средств педагогической коммуникации. Обмен образовательной и научной информацией может быть оправдан с использованием той или иной модели коммуникативного процесса.

Кто? - Коммуникатор. Что он говорит? - Содержание информации. Как? - Вербальные и невербальные средства. Для кого? Люди, зрители. Что он делает? - Эффективность. Эти учебные компоненты приобретают свои особенности, связанные с дидактическими требованиями к личности и подготовкой учителя к лидерству, - направляют обучение, содержание учебников и учебных пособий, процесс адекватного восприятия, понимания и запоминания образовательной информации, индивидуализация и дифференциация обучения, способы проверки и оценки полученной информации и ее применения.

Коммуникативная сторона общения. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S ↔ S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Эти дидактические требования к элементам коммуникативной модели предопределяют основные аспекты и функции дидактической коммуникации, что является необходимым условием для функционирования этой модели в обучении. Основные аспекты дидактической коммуникации касаются организации и реализации единства преподавания и обучения в обучении, мотивации и стимулирования деятельности студентов и установления контроля и самоконтроля в образовании.

Обучение, обработка и обмен учебной информацией и ее восприятие понимаются через словесное общение, сопровождаемое невербальными средствами коммуникации. Дидактическое общение является важной частью дидактической коммуникации, которая не является формой и формой образовательной деятельности, а параллельным взаимодействием с деятельностью. Учитель предсказывает и создает коммуникативную модель взаимодействия со студентами для передачи и приема, обработки и накопления, обмена и контроля учебной информации с помощью словесных и невербальных средств путем установления адекватной информационной связи между партнерами по обучению и на этой основе, поставленные перед ним, которые обычно формулируются как передача накопленного социального опыта из одного поколения в другое.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

Средства коммуникации. Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика).

Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: коммуникативные (заменяющие речь); описательные (их смысл понятен только при словах); жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека; мимика – это движение мышц лица; п антомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса). В психологии выделяют четыре дистанции общения:

Интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и

Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный контакт (визуалика – это контакт глаз). Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.

Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.

Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

2.Функции общения

Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Вот далеко не полный перечень функций общения, которые определены по различным критериям: эмоциональная, информационная. Социализирующая, связующая, самопознания (А.В. Мудрик); установления общности, инструментальная, осознания, самоопределения (А.Б. Добрович); сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А.А. Брудный); контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния (Л.А. Карпенко) и др. Ели же рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность трех групп функций.

1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (аффективность).

2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами. Кроме того, они отвечают деятельностной природе человека, социальных групп и обществ.

Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество. Естественно классификаций и типологий функций общения может быть сколько угодно, в зависимости от выбранного критерия. В данном случае взгляд на функции общения определен предметом социальной психологии.

Инструментальная функция общения представляет особый интерес, поскольку она связана с общением человека не только с другими людьми, но и с уникальными явлениями окружающего мира, таким как, например, природа. Несмотря на то, что общение мы рассматриваем как специфический социальный феномен, применение данного понятия для обозначения контакта с природой вполне уместно. Здесь происходит своеобразный обмен информацией на уровнях, которые являются малоизученными в современной науке и исследование которых не входит в предмет социальной психологии. Однако отношения человека с миром определяют развитие его наблюдательности, любознательности и любопытства – качества, которые А.Ф. Лазурский выделял как основные при характерологическом анализе некоторых сложных проявлений личности, взаимодействующей с другими людьми.

Заключение

Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с рядом причин. Прежде всего переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина – все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией.

Многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения. Работа за компьютером или просмотр вечерних телевизионных программ способствуют развитию ощущения взаимодействия с другими. Так, например, социологи определили, что средний городской современный человек проводит у телевизора около 5 часов в день. Это весьма опасная тенденция. Поскольку у субъекта, смотрящего интересную для него информационную программу, создается иллюзия присутствия другого человека и общения с ним. Но на самом деле никакого общения не происходит. Это квазиобщение, т.е. мнимое общение, воображаемое, кажущееся. Увеличение доли квазиобщения во взаимодействии человека с окружающем его миром – одна из особенностей современного общения.

Таким образом, поверхностные, неглубокие, принудительные контакты между людьми при их многообразии, увеличение доли мнимого общения, а также преобладание доминирующего массового и опосредованного общения снижает его качество повсеместно. Но чем же может определяться качество общения? Во-первых, уровнем, на котором происходит взаимодействие; во-вторых, количеством потребностей, которые человек удовлетворяет в процессе общения с другими людьми и, в-третьих, возможностями саморазвития личности.

Список использованной литературы:

    Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996.

    Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2001.

    Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.

    Немов Р.С. Психология. Том 1. Общие основы психологии. – М., Просвещение, 1994.

    Психология. / Под. ред. А.А. Крылова. – М., 2000.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ