Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Пишущая машинка по годам выпуска. Пишущая машинка

Печатная или пишущая машинка - когда-то эта вещь была принадлежностью тех, кого принято называть людьми интеллектуальных профессий: ученых, писателей, журналистов. Бойкий стук по клавишам раздавался и в приемных высоких начальников, где за столом рядом с печатной машинкой восседала очаровательная машинистка-секретарь…

Теперь другое время и печатные машинки уже почти ушли в прошлое, на смену им пришли персональные компьютеры, сохранившие от печатной машинки лишь клавиатуру. Но может быть не будь печатной машинки не было бы и компьютера? Кстати, у печатной машинки есть и свой праздник - День печатной машинки, и отмечается он 1 марта.

Старая печатная машинка начала XX века

Легенды и исторические источники рассказывают нам о том, что первая пишущая машинка была разработана аж триста лет назад в 1714 Генри Миллом, и он даже получил патент на изобретение от самой английской королевы. Но вот только изображения это машинки не сохранилось.

Настоящую же, действующую машинку, впервые представил миру итальянец по имени Терри Пеллегрино в 1808 году. Его пишущий аппарат был сделан для его слепой подруги, графини Каролины Фантони де Фивизоно, которая так смогла общаться с миром, ведя на машинке переписку со своими друзьями и близкими.

Старые печатные машинки с "необычной" раскладкой клавиатуры

Идея создания идеальной и удобной печатной машинки захватила умы изобретателей и с течением времени в мире начали появляться различные модификации этого приспособления для письма.

В 1863 году наконец-то появился предок всех современных печатных машин: американцы Кристофер Лехтем Шоулз (Christopher Sholes) и Самуэль Суле (Samuel Soule) – бывшие типографы - придумали сначала устройство для нумерования страниц в счетных книгах, а потом поэтому принципу создали работоспособную машинку, печатающую слова.

Патент на изобретение был получен в 1868 году. Первый вариант их машинки имел два ряда клавиш с цифрами и алфавитным расположением букв от A до Z (строчных букв не было, только заглавные; так же не было цифр 1 и 0 – вместо них использовались буквы I и O), однако такой вариант оказался неудобным. Почему?

Есть легенда, согласно которой при быстром последовательном нажатии на буквы, расположенные рядом, молоточки с литерами застревали, вынуждая останавливать работу и руками разгребать затор. Тогда Скоулз придумал клавиатуру QWERTY - клавиатуру, которая заставляла машинисток работать медленнее.

Согласно еще одной легенде, брат Шоулза проанализировал сочетаемость букв в английском и предложил вариант, в котором наиболее часто встречающиеся буквы разнесены максимально далеко, что позволяло избегать залипаний при печати.


Печатные машинки с уже привычной раскладкой клавиатуры

Различные типы машин на протяжении определенного периода, постепенно становились более практичным для ежедневного использования. Были и машинки с иным расположением клавиатур, но... Классический Ундервуд (Underwood Typewriter) появившийся в 1895 году смог добиться господства в начале 20-го века, и большинство производителей стали делать свои печатные машинки уже в том же стиле.


Принцип работы одной из модификаций печатных машинок Williams Typewriter demonstration

Старая открытка - девушка с пишущей машинкой

Каких только нет и не было печатных машинок. Печатные машины специального назначения: стенографические, бухгалтерские, для письма формул, для незрячих и другие.


Печатные машинки для разных сфер деятельности

Была даже альтернатива - печатные машинки без... клавиатуры. Это так называемые индексные пищущие машинки: одна рука работает с указателем, который выбирает нужную букву в индексе, а другая рука нажимает на рычаг для печатания буквы на бумаге.

Такие машинки были очень дешевыми по сравнению с обычными и пользовались спросом у домохозяек, путешественников, любителей-графоманов и даже у детей.

Индексные печатные машинки

Принцип работы индексной печатной машинки The Mignon Index Typewriter – 1905

И немного про русскую раскладку клавиатуры - ЙЦУКЕН... история ее появления такова: увы, но придумана она была в Америке в конце XIX века. Тогда все фирмы выпускали машинку только с одним вариантом раскладки - ЙIУКЕН.

Это не опечатка – привычный нам ЙЦУКЕН появился только после реформы русского языка, в результате которой из алфавита исчезли "ять" и "I". Так что мы сейчас имеем на компьтере все то, что изобреталось до нас веками... Сами же пишущие машинки стали антикварной ценностью и могут вполне восприниматься как произведения искусства.


Какая же прекрасная выставка проходила в ММОМА с печатной машинкой в роли центрального героя!
Вообще, родись я немного пораньше, это наверняка был мой основной инструмент заработка) У меня есть даже два документа, удостоверяющих, что машинистка - это я) И если бы прогресс в конце 90-х вдруг не зашагал семимильными шагами, то мои домашние наверняка засыпали бы под приглушенный стрекот клавиш, доносившийся из-за закрытых дверей - как я засыпала в своем детстве. Да, машинка - это у нас в семье наследственное) Поэтому пропустить я эту выставку никак не могла!
Тем более, что она была не только и не столько об истории самой печатной машинки (хотя и о ней тоже), сколько об истории страны, литературе и людях.


Первый функционировавший экземпляр печатной машинки создал в 1808 году итальянец Пеллегрино Тули - чтобы его возлюбленная, слепая графиня Каролина Фантоне, могла писать ему письма. Машинка не сохранилась, но письма, напечатанные на ней - да. После этого было много попыток создания печатной машинки, но лишь единицы дошли до промышленного производства. В 1860-х гг. газетный редактор и издатель из штата Висконсин (США) Кристофер Л. Шоулс и его компаньон Карлос Глидден придумали аппарат для последовательной нумерации книжных страниц. От этого устройства и ведет свое начало пишущая машинка.
Марк Твен приобрёл ещё полуэкспериментальный образец под маркой Sholes & Glidden до начала массового выпуска на фабриках Remington. «Я был первым человеком, использовавшим печатную машинку в литературе», писал он в своей автобиографии. Приблизительно в те же годы печатную машинку начал использовать немецкий философ Фридрих Ницше. Однако, если Марком Твеном двигали в первую очередь любопытство и тяга к прогрессу, то для Ницше побудительным мотивом для приобретения пишущей машинки стало его всё ухудшающееся зрение. В 1879 он вступил в переписку с датчанином Расмусом Хэллингом Хансеном, разработавшим печатную машинку для слабовидящих и слепых, и в 1881 году приобрел ее.

Первые печатные машинки стоили дорого, печатали только строчными буквами, а чтобы увидеть отпечатанный текст, каретку приходилось поднимать. В 1880 году американцем Франком Макгуриным был придуман слепой метод печати.


Remigton, США, 1898-1903. В СССР до 30-х годов использовались машинки зарубежного производства .

Машинок было великое множество: стенографические, бухгалтерские, для письма формул, для незрячих и другие. Были индексные пищущие машинки: одна рука работает с указателем, который выбирает нужную букву в индексе, а другая рука нажимает на рычаг для печатания буквы на бумаге. Они стоили дешевле и были популярны у домохозяек, путешественников и детей)


Машинка Mignon, Российская Империя, Рига, 1914


Машинка портативная Florio-7, Германия, 1930-е гг.


Машинка для слепых, Германия, 1900-10 гг.


Машинка для слепых "Ласточка", СССР, 1960-64 гг.


Машинка с японским шрифтом Toshiba, Япония, 1940-60-е гг.

Профессия машинистки была преимущественно женской, ранее их также называли ремингтонистками (по марке машинок «Ремингтон»). Обеспечив женщин приемлемым в социальном отношении занятием, помимо домашнего хозяйства, пишущая машинка стала орудием их эмансипации, открыв двери туда, где раньше работали исключительно мужчины.
«Пишущая машинка, очевидно, стала благословением для всего человечества, в особенности для женской его половины. Мое изобретение оказалось гораздо мудрее, чем я мог подумать». К. Шоулз


Машинка малогабаритная "Москва", СССР, 1955-56 гг.


Smith Premier, США, г.Сиракузы, 1900-08 гг.


Малогабаритная пишущая машинка Blickensderfer, США, 1910-12 гг. На основе ее конструкции была создана первая электрифицированная машина. В начале 20 в. эксперимент не получил признания.


Hammond Multiplex, США, 1920-22. Прообраз первых типографских наборно-пишущих машин.

Множество машинописей никогда не имело рукописного варианта. Машинопись, в принципе, задала иные отношения автора с собственным текстом. Она предлагала новый уровень отстранения (напечатанный текст казался более "окончательным", отчужденным от своего создателя). Существует мнение, что машинопись повлияла и на стилистику письма, диктуя минимализм и недосказанность (Шукшин, Довлатов) - правки требовали особой осознанности и усилий.
По статистике, со времени перехода на компьютеры, средняя длина литературного текста увеличилась на двадцать процентов.


Вл. Маяковский "Щадите пленных!", 1920


Б.Л. Пастернак "Зимняя ночь" (из романа "Доктор Живаго"), 1955. Такая трогательная мЯтель везде)

Личные пишущие машинки писателей.


Машинка О. Берггольц, 1930-е, частное собрание.


Аналог машинки К. Чуковского


Машинка Вл. Маяковского. Была куплена писателем в 1925 г. в Америке. Сам он печатать не умел, записывал строки в записную книжку, а затем просил соседку по квартире перепечатать их. Позже машинкой пользовался О.М. Брик, он не писал от руки, а сразу печатал.


Машинка В.П. Аксенова, США, 1910-е.


Машинка К.Г. Паустовского. Была приобретена им для приемной дочери, Галины Арбузовой, в середине 50-х. Но вскоре стала любимой рабочей машинкой писателя. Все произведения он вначале писал от руки, а затем перепечатывал сам или с помощью секретаря. "Машинка - свидетель, а работа писателя - интимное дело. Оно требует полного одиночества".


Аналог машинки М.А. Булгакова.
Из дневника Е.С. Булгаковой:
"Сегодня днем дозвонилась (звонила два дня), наконец, до валютного отдела НКФ и узнала от юрисконсульта, что им была дана положительная резолюция на Мишином заявлении (о выписывании из Америки пишущей машинки на деньги от «Мертвых душ» через Литературное агентство), но что потом это было изменено и решено отказать. Но кто это сделал, он не знает, что он советует приехать лично и говорить об этом". 22/05/1939
"Ездили с Мишей утром в Наркомфин в валютный отдел. Миша говорил сначала с юрисконсультом - тот сообщил об
отрицательном ответе. Миша сказал, что обжалует его. Потом юрисконсульт ушел, поговорил с начальником отдела и, придя, пригласил туда нас. Миша сказал - я ведь не бриллианты из-за границы выписываю. Для меня машинка - необходимость, орудие производства. Начальник отдела обещал еще раз поговорить с замнаркома, думает, что ответ дадут положительный." 27/05/1939
"Вчера привезла домой пишущую машинку (из Америки получена). Прекрасная машина, но увы! - писать не могу на ней. Какой-то непонятный замок, что ли, на ней? Надо позвать мастера". 18/10/1939


Машинка И.А. Бродского


Машинка С. Довлатова


Машинка Н. Мандельштам.

В одном из залов можно было увидеть машинописные листы романа Василия Гроссмана "Жизнь и судьба", над которым он работал почти десять лет, с 1950 по 1959 годы. Всего около 1300 страниц. Главред журнала "Знамя" Кожевников отправил роман в КГБ для ознакомления. В 1961 году на квартире Гроссмана был произведен обыск, изъяты черновики и беловая машинопись. Это был первый в советской истории арест текста. Копия романа хранилась у друга Гроссмана, Вячеслава Лободы. Во время визитов участкового роман в авоське вывешивался за окно. Гроссман умер в 1964 году. В 1974 году текст с помощью Войновича, Сахарова и Елены Боннэр был вывезен на Запад и в 1980 году вышел на русском языке в Швейцарии.

В зале, посвященном музам, подругам и помощницам писателей - машинисткам, Матвей заскучал (

Поэтому я сфотографировала себе на "потом" несколько текстов.
Елизавета Воронянская, помощница Солженицына. Трагическая судьба (

Зал, посвященный копирке. Матвей решил, что это очень красиво, так что фото - по его просьбе)
Считали, что по "запечатанной" копирке можно восстановить тексты, откопированные с ее помощью. Поэтому копирку часто уничтожали.

До 60-х гг. каждая пишущая машинка в СССР поступала на контроль в Первом отделе и с нее снималась копия всех литер. Были времена когда их заставляли сдавать на праздники и выходные.
Для изготовления самиздата тербовалась незасвеченная квартира, пишущая машинка и паяльник, чтобы изменить шрифт пишущей машинки, поскольку КГБ могло произвести экспертизу текста и выяснить, на какой машинке он был напечатан.
В самом конце 50-х вышло три номера самиздатовского журнала "Синтаксис". Главным редактором был 23-летний Александр Гинзбург. Среди авторов: Ахмадуллина, Сагир, Холин, Бродский, Окуджава, Рейн... Тираж журнала - 200-250 экз. Четвертый номер не вышел, его конфисковали при обыске во время ареста в июле 1960 года. Гинзбург был осужден на два года лагерей. В 1995 году представители КГБ вернули рукописи.

В "самиздате" стали известны произведения таких авторов, как Варлама Шаламова, Александра Солженицына, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, Иосифа Бродского, Джорджа Оруэлла, Джеймса Джойса. У нас дома до сих пор хранятся самиздатовские книжечки по философии, религии и восточным практикам.

На рубеже 30-40-х годов авторская книга для многих писателей стала единственной возможностью тиражирования своих произведений. В 1940-х поэт Николай Глазков придумал термин "самсебяиздат".

26 апреля 2011 года последний производитель механической печатной машинки - индийская компания Godrej and Boyce закрыла свой завод в Мумбаи. Печатная машинка сейчас жива в своей электронной реинкарнации - американская компания Swintec продолжает их производить и поставлять, и не только в страны третьего мира, где есть недостаток в компьютерах, но и в американские тюрьмы 43 штатов.

Интересно, что за жизнь была бы у меня, родись я лет на 30 раньше?

Так, я недавно видел объявление о продаже самого расхожего немецкого «Роботрона», в котором продавец просил 50 000 рублей. Впрочем, неразборчивых покупателей, которые «ведутся» на красивый или «винтажный» внешний вид машинки, увы, тоже достаточно. Это я знаю по людям, которые обращаются потом ко мне за ремонтом. Почему продавцы, не разбираясь в ценности «товара», хотят, чтобы их машинки купили как можно дороже, и откуда берутся фанаты машинописных устройств? Какую машинку стоит купить, чтобы стать счастливым обладателем оригинальной модели?
ПОЧЕМУ МАШИНКИ ВОСКРЕСЛИ? Печатные машинки как средство делопроизводства массово перестали использовать ещё в прошлом веке. С появлением компьютеров и принтеров они моментально стали восприниматься как пережиток старины. Но спустя пару десятилетий интерес к ним стал возвращаться. Оказалось, что они – не только прекрасный элемент интерьера, они долговечны и печатать на них можно ещё сто, а то и двести лет. Фото Janine Vangool КТО И ЗАЧЕМ СЕГОДНЯ ПЕЧАТАЕТ НА ПЕЧАТНЫХ МАШИНКАХ? Многие печатают на машинках рассказы, повести, пишут письма, некоторые так часто и активно, как и в ту эпоху, когда машинка использовалась во всех конторах и офисах мира. Я знаю журналистку из петербургского Балтийского информагентства, которая в редакции пишет на компьютере, а дома стучит на машинке, потому что ей это в кайф! Некоторые люди используют печатные машинки для оформления их блогов. Они набирают текст на бумаге, сканируют его и загружают на свою интернет-страничку. Зачем им это?

Каждый оттиск печатной машинки всегда уникален.

В компьютерном наборе, напечатав слово неправильно, нельзя его так размашисто перечеркнуть:

Или ударить литерой в неправильно напечатанную букву, чтобы придать ей вид правильной:

Каждая буква печатается с разным нажимом и жирностью, линия строки хотя бы слегка «плавает»:

… и многим блогерам это нравится, потому что такие тексты смотрятся интереснее, индивидуальнее, будто ручная работа, в которую душу вложили. КАК РЕШИТЬ, КАКУЮ МАШИНКУ КУПИТЬ? Когда вы решите покупать машинку, вам не обязательно досконально разбираться в их технических тонкостях и механических принципах, главное – понять свои предпочтения, вкусы, взгляды о прекрасном. У машинок разные характеристики и, соответственно, цены на них разные. ПАРАМЕТРЫ И ДИЗАЙН Начнём с того, что машинки бывают канцелярские, т.е. большие, предназначенные исключительно для работы в стационарных условиях (сравните с персональным компьютером), и портативные, их ещё называют дорожными, которые легко можно взять с собой (сравните с ноутбуками и планшетами). Канцелярские машинки, такие как Underwood 5, Remington 12, L.C. Smith Bros. 8 весьма и весьма увесистые. Так, например, Royal 10 весит около 15 кг, а отечественный «Прогресс» около 20 кг.
Фото: Typewriter museum.lv , mytypewriter.com Портативные машинки весят значительно меньше – в среднем 5-6 кг. Одной из самых лёгких считается немецкая Kolibri, её вес – 4 кг вместе с лёгким чемоданчиком.
Фото typewriters.ch
Маленькие портативные машинки вообще не производились до 20-х годов прошлого века. И функций у них меньше, чем в канцелярских. Но зато после 20-х годов ХХ века американцы, немцы, а позже и итальянцы соревновались в дизайнерских изысках. И даже во время Великой американской депрессии, когда стремились делать всё просто и дёшево, в США создали прекрасные машинописные устройства, такие как Royal Standard Portable и Remington Rand 5.
СТЕКЛЯННЫЕ ИЛИ ПЛАСТИКОВЫЕ КЛАВИШИ? Если вы захотите приобрести машинку с клавишами со стеклянным покрытием, можете быть уверены, этой машинке не меньше 70 лет. По крайней мере, после окончания Второй Мировой они считались уже морально устаревшими. Удивительно, правда, что и сегодня их можно найти в отличном или очень хорошем состоянии.
Конструкция клавиши весьма замысловата – на её опору помещён картонный кружочек с изображением буквы или символа, сверху стеклянный кружочек, и всё это закреплено круглой металлической «обоймой» – кольцом с зажимами. После 50-х все машинки производились преимущественно с пластиковыми клавишами. Впоследствии корпуса машинок также начали делать из более дешёвой пластмассы.
Однако по своей красоте и дизайну такие машинки отнюдь не уступают своим предшественницам. ЛЕНТЫ И КАТУШКИ Если вам достанется машинка, весьма вероятно, что лента окажется засохшей и непригодной для работы. По счастью, такие «пережитки старины» ещё можно найти, нужно всего лишь подобрать аналоги красящих лент от современной оргтехники. Однако прежде чем купить ленту, важно знать её ширину. Для большинства универсальных машинок требуются ленты на 13 мм, но есть и такие, где нужны на 16 мм – особенно это касается больших канцелярских машинок.
Кроме этого, многие машинки позволяют печатать в два цвета – чёрным и красным (на машинке есть специальный переключатель), но такие ленты достать в России весьма проблематично.
Впрочем, вопрос решаемый. Иногда я заказываю двухцветные ленты в США – там «культ» пишущих машинок очень силён, производителям до сих пор выгодно делать ленты именно под конкретные модели, хотя производство самих машинок давно приостановлено.
Раскрою секрет. Можно подобрать (и удачно!) двухцветные ленты от не слишком распространённых кассовых аппаратов и печатающих калькуляторов, которыми пользуются и в наши дни, и такие продаются в интернет-магазинах в России. Что касается катушек, главное, чтобы они были в наличии. Иногда такие катушки играют декоративную роль, входят, так сказать, в дизайнерский ансамбль машинки.

С «родных» катушек старая лента легко удаляется и так же просто снимается с новых (менее «модных»), потом устанавливается на оригинальные. ГДЕ ИСКАТЬ МАШИНКИ? Спрашивать у знакомых, мониторить на досках объявлений и аукционах, обратиться к коллекционерам или механикам и купить уже готовую к работе машинку, прошедшую техобслуживание. СКОЛЬКО В РЕАЛЬНОСТИ СТОИТ МАШИНКА? Сразу оговорюсь: есть дьявольская разница между двумя обстоятельствами - покупать машинку у случайных продавцов или у механиков и коллекционеров, которые умеют привести машинку в работоспособное состояние. Подавляющее большинство машинок, которые выставлены на Авито, продаются «как есть», то есть они не обслуживались годами, иногда десятилетиями. Даже если автор объявления уверяет, что «машинка полностью рабочая», в этом следует усомниться: продавец, как правило, сам не знает ничего о функциях машинок и думает, что если в машинке что-то шевелится, значит, она исправна.
Итак, эти рекомендации относятся как раз к объявлениям, которые публикуют непрофессионалы.
За редким исключением послевоенные отечественные машинки (сделанные в СССР) не стоит покупать более чем за 2000 рублей. Пустая трата денег. В самом деле, их ещё столько много и даже в отличном состоянии, что и продавать дороже нескромно. Речь идёт о машинках типа «Любава», «Ортех». Исключение могут составить, на мой взгляд, ранние модели портативной «Москвы». Такая машинка в классическом стиле справедливо может стоить дороже, но только если она очень хорошо сохранилась и исправна.
Что касается немецких и американских моделей этого периода (с кириллическим шрифтом или с латинским – неважно), а они тоже в советскую Россию, как правило, поступали в больших количествах (особенно немецкие), не стоит переходить за рубеж 7000 рублей. При этом, если машинка неисправна или выглядит неприглядно, не покупайте её более чем за полторы тысячи. Если предлагается машинка довоенной поры, то здесь всё зависит от творчества, маркетинговых способностей продавца и умения покупателя торговаться. Такая машинка в хорошем состоянии может стоить от 7 до 15 (иногда и выше) тысяч рублей.
Если вы готовы выложить больше 10 тысяч рублей, вероятно, вы уже очень хорошо разобрались в вопросе и собираетесь сделать себе или приятному вам человеку хороший и оригинальный подарок. Вы уверены в выборе и знаете, на что потратите деньги.

ПРОВЕРЯЕМ МАШИНКУ ПЕРЕД ПОКУПКОЙ

Прежде чем покупать машинку, хорошо бы увидеть её живьём. Первое, что следует проверить, насколько легко валик машинки вкручивает бумагу. Если возникли затруднения, значит или ролики, которые не видны снаружи, не прижимают бумагу (они серьёзно деформировались) или поверхность резины вала настолько закостенела, что стала скользкой, как свечка и восстановить её – целая эпопея. Плохое качество резиновой поверхности вала должно стать причиной отрицательного решения при вопросе о покупке, если вы собираетесь за машинкой работать, а не держать её в качестве элемента интерьера. Затем проверяется работа каретки, причём тщательным образом. Нужно убедиться, что машинка легко может напечатать строку до конца (возможно, пружина барабана ослабла, а то и вовсе не работает). Если каретка не двигается при печатании вообще, это значит, что она зафиксирована для транспортировки и нужно отключить фиксатор. Если причина не в этом, тогда, возможно, у механизма слетел тросик или леска, или вышел из строя главный механизм пишущей машинки.
Только после такого тестирования проверяется работа всех клавиш (соответственно, и литерных рычагов). Некоторые из них могут заедать, застревать в пазах литероносителя. Беды в этом большой нет – просто машинка давно не чистилась, не смазывалась и не регулировалась. Главное, чтобы вы видели, как печатают все литеры, все ли они на месте и нет ли среди них повреждённых, которые дают нечёткий оттиск. И всё же надо сказать честно: если вы никогда не сталкивались с пишущими машинками, проверить её на предмет полной работоспособности не получится. Обычно люди довольны уже тем, что машинка отстукивает буквы, но вскоре, по мере познания этой техники обязательно выяснится, что машинка ещё умеет выставлять поля - правое и левое, в конце строки всегда звучит колокольчик, таблицы и отступы можно создавать при помощи механизма табуляции и многое другое. КАК УЗНАТЬ ОБ ИСТОРИИ СВОЕЙ МАШИНКИ У каждой серьёзной машинки есть свой серийный (можно сказать, идентификационный) номер. Это не пустой набор математической комбинации, а ценная информация. По ней можно установить год выпуска машинописной модели. Но не всегда. Наиболее ответственно к сохранению данных о своих машинках подошли американцы. В интернете есть открытые базы, по которым можно установить год выпуска. Самая известная typewriterdatabase.com . Для абсолютной убедительности данные предпочтительно сверить с какой-нибудь ещё одной или двумя альтернативными базами, т.к. при составлении могла быть допущена ошибка или опечатка. Чуть менее подробная информация сохранилась о годе рождения немецких машинок. С советскими вообще не повезло – очень мало сведений, но, к счастью, восстановлением информации по отечественным моделям уже тоже занимаются. Впрочем, если у вас есть документы на благоприобретение, это снимает все вопросы. Так, например, мне досталась редкая Optima P 1, она продавалась в антикварном магазине вместе с документами, так что устанавливать год выпуска не понадобилось. Приблизительный период выпуска машинки с кириллицей установить нетрудно по нескольким признакам. Одним из показателей является раскладка клавиатуры. Если она по большей части совпадает с современной (как на компьютерах), значит, машинка была произведена не раньше 50-х годов прошлого столетия. А если на ней ещё есть клавиша «ять», это свидетельствует о дореволюционном её происхождении.

Американская печатная машинка «Ундервудъ» с дореформенной раскладкой. 1907 г.

Таким образом, покупка печатной машинки - ответственное мероприятие. Разумеется, лучше всего покупать машинки у профессиональных механиков или фанатов-самоучек, которые знают тонкости профилактического обслуживания этих аппаратов. Таковых немного, их можно по пальцам сосчитать, да и то - только в Москве и Санкт-Петербурге. По крайней мере, специалистов из других регионов я не знаю (но был бы рад познакомиться). Конечно, машинки, обслуженные специалистами, стоят дороже: вы покупаете не только само устройство, но и непростую работу, проведённую механиком. У меня всегда есть машинки на продажу, свяжитесь мной или посмотрите из в разделе " ".

Сообщество фанатов пишущих машинок:

Лишь небольшое количество традиционных компаний-производителей, таких как Смит-Корона, Olivetti , Адлер-Рояль, Олимпия, Brother , Накадзима и др. продолжали выпуск такого рода устройств, причём большинство из перечисленных компаний в это время занимались выпуском электронных моделей пишущих машин.

Последний в мире завод по производству пишущих машинок, принадлежавший индийской компании Godrej and Boyce, был закрыт в 2011 году .

История создания

Как и большинство других технических устройств и изобретений , разработка механизма пишущей машинки не была плодом усилий одного-единственного человека. Множество людей совместно или независимо друг от друга приходили к идее быстрой печати текстов. Первый патент на машину такого рода был выдан английской королевой Анной Генри Миллю (англ. Henry Mill ) ещё в 1714 году . Изобретатель патентовал не только машину, но и способ последовательной печати символов на бумаге . К сожалению, какой-либо подробной информации о его изобретении не сохранилось. Также не сохранилось и сведений о реальном создании и применении описанной машины.

Только почти через 100 лет люди вновь заинтересовались возможностью выполнения быстрой печати. Примерно в 1808 году Пеллегрино Турри (Pellegrino Turri ), также известный как изобретатель копировальной бумаги , создаёт собственную печатную машину. Подробности о его изобретении сегодня неизвестны, однако до нашего времени сохранились тексты, напечатанные на этом устройстве.

Скоропечатник Алисова

Популярной машинка так и не стала из-за высокого качества печати. Когда была получена первая серийная партия машин в 1877 году , изготовленных в Англии, их приравняли к типографским машинам, и всё, что на них печаталось, следовало подвергать цензуре. Связано это было с тем, что она давала оттиски превосходного качества, совершенно сходные с типографскими. Вследствие обязательного цензурирования никто не захотел приобретать эти пишущие машины, и изобретатель должен был открыть своё заведение для печатания лекций, просуществовавшее весьма непродолжительное время .

В дореволюционной России пишущие машинки не производились, но использовались. Однако в силу особенностей дореволюционной орфографии размещение клавиш несколько отличалось от нынешнего. Так, на том месте, где сейчас буква «Ц», размещалось «I», а на месте «А» - «Ъ», поскольку тогда эта буква использовалась очень часто, в конце всех слов, заканчивающихся на согласную. Буквы «Ц» и «Э» располагались в самом верхнем «цифровом» ряду после цифры «0» . Нижний ряд был несколько смещён влево, потому что после букв «Я» и «Ч» на месте нынешней клавиши «С» была клавиша с буквой «ѣ», «С» была следующей за ней клавишей. Первая пишущая машинка в нашей стране была произведена в 1928 г. в Казани, именовалсь она «Яналиф» . В более позднее время наиболее распространёнными отечественными марками пишущих машин в СССР были «Украина» (канцелярская) и «Москва» (портативная). Из зарубежных достаточно широко были распространены «Оптима» (ГДР, канцелярская) и «Консул» (ЧССР, портативная). Однако по уровню распространённости пишущие машинки значительно уступали компьютерам.

Последняя в мире фабрика по производству печатных машинок закрылась в 2011 году.

Конструктивные особенности

Большинство конструкций пишущих машинок можно отнести к одному из двух основных типов. Наибольшее распространение получили распространены рычажно-сегментные пишущие машинки, в которых отпечаток возникает в результате удара по бумаге литерных рычагов, расположенных в шлицах сегмента. Ко второму типу относятся бессегментные пишущие машинки, в которых вместо рычагов используется пишущая головка; к машинам данного типа можно отнести машинки Hammond, IBM Selectric, Ятрань . Также существует деление на механические, электрические пишущие машинки. Кроме этого, пищущие машинки делились на канцелярские и портативные. Канцелярские машинки эксплуатировались, как правило, в стационарных условиях. Портативные машинки помещались в небольшом чемоданчике и предназначались для людей «творческих профессий» (журналистов, писателей и т. д.). Некоторые портативные машинки имели более мелкий шрифт, чем на канцелярских машинках. Канцелярские и пишущие машинки отличались также числом клавиш, которое у русских пишущих машинок могло составлять от 42 до 46. Уменьшение числа клавиш достигалось за счёт отказа от клавиши с буквой « », использования омографии некоторых букв и цифр (вместо цифры « » могла использоваться буква « », вместо « » - « »), и некоторых других сокращений. На канцелярских машинках допускалась печать вдоль широкой стороны листа формата А4 и соответственно формате А3, на портативных машинках - только вдоль узкой стороны листа формата А4.

Каретка

Бумагопроводящий механизм

Печатающий механизм

Усовершенствования

Двуцветная лента позволяла печатать, при необходимости, отличным от чёрного цветом. Устройство смены цвета могло и вовсе отключить подъём ленты, и машинка переходила в режим бесцветной печати, например, для создания надписи на фольге.

Электрическая пишущая машинка «IBM Selectric», 1961 г.

В электрической пишущей машинке удар производится за счёт электропривода, что позволяет нажимать на клавиши с малым усилием; кроме того, можно напечатать ряд одинаковых символов, просто удерживая клавишу нажатой. В целом скорость печати получается выше, но лишь при использовании слепого десятипальцевого способа печати.

В печатающем автомате одновременно с печатью текста производится перфорация перфоленты , что позволяет собирать своеобразную библиотеку стандартных документов - печатающий автомат может потом распечатать текст с перфоленты; кроме того, разрезая и склеивая перфоленту, можно «редактировать» набранный текст.

В печатно-наборной машине используется пропорциональный, а не фиксированный шрифт; кроме того, вместо чернильной ленты используется лента копировальной бумаги. В результате получается очень чёткий текст типографского вида, с которого можно фотографическим способом изготовить печатные формы, избежав, таким образом, традиционного процесса набора.

Многоклавиатурная пишущая машинка фактически представляет собой несколько печатающих машинок, поставленных рядом и соединённых так, что каретка может переезжать с одной машинки на другую. Это позволяет печатать, например, поочерёдно латиницей и кириллицей. Из-за громоздкости использовались редко - обычно текст на «чужом» алфавите вписывали от руки.

Конструкторская пишущая машинка используется для нанесения надписей на чертежах; обычно устанавливается на линейке кульмана .

Применение

На протяжении значительной части XX века почти все официальные документы, исходящие от государственных инстанций (и их внутренний документооборот), печатались на машинке. При этом в СССР заявления, расписки и автобиографии граждан писались от руки; от руки часто составлялись и протоколы. Также издательства требовали приносить рукописи в машинописном виде, что намного облегчило труд наборщиков, которым теперь не требовалось разбирать зачастую непонятный почерк авторов.

Перепечатка рукописных текстов на пишущей машинке была делом специальных работников - машинисток (поскольку профессия была преимущественно женской, мужской вариант термина не прижился); ранее их также называли ремингтонистками или ремингтонистами (по марке машинок «Ремингтон»). Работы по печати документов на пишущих машинках назывались машинописными работами и выполнялись в специальных организациях или отделах («машинописных бюро»).

Начиная с последней трети XX века компьютерные технологии начали вытеснять пишущие машинки. Сегодня компьютеры (с соответствующими периферийными устройствами) полностью взяли на себя функции пишущих машинок, которые таким образом безнадёжно устарели.

Машинописный текст

Машинописный текст имеет характерные особенности:

  • из-за ограниченного набора символов часть символов совмещалась - например, не различаются левые и правые кавычки, совмещены дефис и тире .

Всё это позволяло упростить конструкцию пишущей машинки.

Шрифт «Курьер»

При создании телетайпов и компьютерных принтеров эти особенности были повторены - также в целях упрощения аппаратуры и ПО. Многие ранние текстовые процессоры (например, «Лексикон », «ChiWriter ») были ориентированы на имитацию машинописного текста - отчасти потому, что оформление многих документов регламентировалось государственными стандартами, созданными в эпоху пишущих машинок.

В основе компьютерных шрифтов семейства «Курьер » (Courier), используемых как моноширинные шрифты по умолчанию во многих операционных системах, лежит шрифт пишущей машинки. Кроме этого, существуют дизайнерские шрифты, имитирующие «грязный» текст, отпечатанный на реальной пишущей машинке (например, «Трикси»).

Механические пишущие машинки позволяли получать текст с различными интервалами между строками: одинарный, полуторный, двойной, и т. д. Понятие межстрочного интервала в настоящее время применяется и в текстовых процессорах . В нормативных документах и стандартах, регламентирующих оформление текстовых документов, по сей день применяется понятие «интервал пишущей машинки» («машинописный интервал»), который численно равен расстоянию между базовыми линиями , делённому на высоту символа.

См. также

Примечания

  1. Андрей Величко Завершилась эпоха пишущих машинок . Компьюлента (26 апреля 2011). Проверено 12 декабря 2011.
  2. Oden, Charles Vonley (1917), «Evolution of the Typewriter» , New York: Printed by J. E. Hetsch, сс. 17-22, (англ.)
  3. Куприянов Алексей Черный прямоугольник. 200 лет исполнилось копировальной бумаге . Полит.ру (20 октября 2006). Архивировано
  4. Лермантов В. В. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - Санкт-Петербург. - Т. 23А. - С. 753-754.
  5. Гойзман Шимон Рувимович. Михаил Иванович Алисов - изобретатель наборной машины . Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 30 апреля 2010.
  6. В Индии закрылась последняя в мире фабрика по производству печатных машинок . Газета.ru (26 апреля 2011). Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 26 апреля 2011.
  7. Березин Б. И. Самоучитель машинописи . - М .: Легкая индустрия, 1969. - 160 с. - 70 000 экз.
  8. Машинистка // / Под ред. Д. Н. Ушакова . - М .: Советская энциклопедия ; ОГИЗ ; , 1935-1940.
  9. Ремингтонист // Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова . - М .: Советская энциклопедия ; ОГИЗ ; Государственное издательство иностранных и национальных словарей , 1935-1940.
  10. Смещение следующей строки относительно предыдущей производилось автоматически при так называемом «переводе каретки» - переходе к печати следующей строки, производимым перемещением специального рычага. Как правило, интервал мог быть вручную скорректирован поворотом вала протяжки бумаги.

Ссылки

На протяжении значительной части XX века почти все официальные документы, исходящие от государственных инстанций (и их внутренний документооборот), печатались на машинке. При этом в СССР заявления, расписки и автобиографии граждан зачастую писались от руки; от руки часто составлялись и протоколы. Однако ежели гражданин чего-то хотел от государства требовалось приносить рукописи, характеристики и анкеты в машинописном виде, чтобы не требовалось разбирать зачастую непонятный почерк авторов. Этим занимались Машинистки, либо в машбюро, либо секретари-машинистки в подразделениях. Грохот стоял невообразимый, несмотря на специальные подкладки под устройства и звукопоглощающую облицовку.

Каждая пишущая машинка в СССР поступала на контроль в Первом отделе и с нее снималась копия всех литер. Были времена когда их заставляли сдавать на праздники и выходные. Меня-же как-то попросили снять оттиск со шрифтов моего первого матричного "Роботрона". Я принес. Рулон был толстый. Больше не просили.

Печатная или пишущая машинка - когда-то эта вещь была принадлежностью тех, кого принято называть людьми интеллектуальных профессий: ученых, писателей, журналистов. Бойкий стук по клавишам раздавался и в приемных высоких начальников, где за столом рядом с печатной машинкой восседала очаровательная машинистка-секретарь. Теперь другое время и печатные машинки уже почти ушли в прошлое, на смену им пришли персональные компьютеры, сохранившие от печатной машинки лишь клавиатуру. Но может быть не будь печатной машинки не было бы и компьютера? Кстати, у печатной машинки есть и свой праздник - День печатной машинки, и отмечается он 1 марта.

Старая печатная машинка начала XX века

Легенды и исторические источники рассказывают нам о том, что первая пишущая машинка была разработана аж триста лет назад в 1714 Генри Миллом, и он даже получил патент на изобретение от самой английской королевы. Но вот только изображения это машинки не сохранилось. Настоящую же, действующую машинку, впервые представил миру итальянец по имени Терри Пеллегрино в 1808 году. Его пишущий аппарат был сделан для его слепой подруги, графини Каролины Фантони де Фивизоно, которая так смогла общаться с миром, ведя на машинке переписку со своими друзьями и близкими.

Старые печатные машинки с "необычной" раскладкой клавиатуры

Идея создания идеальной и удобной печатной машинки захватила умы изобретателей и с течением времени в мире начали появляться различные модификации этого приспособления для письма. В 1863 году наконец-то появился предок всех современных печатных машин: американцы Кристофер Лехтем Шоулз (Christopher Sholes) и Самуэль Суле (Samuel Soule) - бывшие типографы - придумали сначала устройство для нумерования страниц в счетных книгах, а потом поэтому принципу создали работоспособную машинку, печатающую слова. Патент на изобретение был получен в 1868 году. Первый вариант их машинки имел два ряда клавиш с цифрами и алфавитным расположением букв от A до Z (строчных букв не было, только заглавные; так же не было цифр 1 и 0 - вместо них использовались буквы I и O), однако такой вариант оказался неудобным. Почему?

При быстром последовательном нажатии на буквы, расположенные рядом, молоточки с литерами застревали, вынуждая останавливать работу и руками разгребать затор. Тогда Скоулз проанализировал сочетаемость букв в английском и предложил вариант, в котором наиболее часто встречающиеся буквы разнесены максимально далеко, что позволяло избегать залипаний при печати то есть придумал клавиатуру QWERTY - клавиатуру, которая с одной стороны заставляла машинисток работать медленнее, а с другой ликвидировала простои.

Печатные машинки с уже привычной раскладкой клавиатуры

Различные типы машин на протяжении определенного периода, постепенно становились более практичным для ежедневного использования. Были и машинки с иным расположением клавиатур, но... Классический Ундервуд (Underwood Typewriter) появившийся в 1895 году смог добиться господства в начале 20-го века, и большинство производителей стали делать свои печатные машинки уже в том же стиле.

Каких только нет и не было печатных машинок. Печатные машины специального назначения: стенографические, бухгалтерские, для письма формул, для незрячих и другие.

Печатные машинки для разных сфер деятельности

Была даже альтернатива - печатные машинки без... клавиатуры. Это так называемые индексные пищущие машинки: одна рука работает с указателем, который выбирает нужную букву в индексе, а другая рука нажимает на рычаг для печатания буквы на бумаге. Такие машинки были очень дешевыми по сравнению с обычными и пользовались спросом у домохозяек, путешественников, любителей-графоманов и даже у детей.

Индексные печатные машинки

И немного про русскую раскладку клавиатуры - ЙЦУКЕН... история ее появления такова: увы, но придумана она была в Америке в конце XIX века. Тогда все фирмы выпускали машинку только с одним вариантом раскладки - ЙIУКЕН. Это не опечатка - привычный нам ЙЦУКЕН появился только после реформы русского языка, в результате которой из алфавита исчезли "ять" и "I". Так что мы сейчас имеем на компьтере все то, что изобреталось до нас веками... Сами же пишущие машинки стали антикварной ценностью и могут вполне восприниматься как произведения искусства.

Мадам-секретарь

Перепечатка рукописных текстов на пишущей машинке была делом специальных работников — машинисток (поскольку профессия была преимущественно женской, мужской вариант термина не прижился); ранее их также называли ремингтонистками или ремингтонистами(по марке машинок «Ремингтон»). Работы по печати документов на пишущих машинках назывались машинописными работами и выполнялись в специальных организациях или отделах («машинописных бюро»).

Пишущая машинка не только произвела революцию в конторской работе, но и изменила состав конторских служащих. Обеспечив женщин приемлемым в социальном отношении занятием, помимо домашнего хозяйства, пишущая машинка стала мощным орудием их эмансипации, открыв двери туда, где раньше работали исключительно мужчины. Пишущая машинка, заметил Кристофер Шоулс незадолго до своей смерти в 1890 г., «очевидно, стала благословением для всего человечества, в особенности для женской его половины. Мое изобретение оказалось гораздо мудрее, чем я мог подумать».

Однако вскоре женщины начали понимать, что они освободились от кухонной печи лишь для того, чтобы стать рабынями пишущей машинки. Это устройство не прощало ошибок: стоило случайно нажать не ту клавишу и всю страничку приходилось перепечатывать. Появление в 20-х годах нашего столетия электрической пишущей машинки не решило проблемы. Она работала быстрее и была удобнее для пальцев, однако по-прежнему один нечаянный удар не по той клавише неминуемо вызывал ошибки.

Начиная с последней трети XX века компьютерные технологии начали вытеснять пишущие машинки. Сегодня компьютеры (с соответствующими периферийными устройствами) полностью взяли на себя функции пишущих машинок, которые таким образом безнадёжно устарели. Несмотря на то что они стали электрическими, а некоторые даже научились исправлять опечатки с помощью специальной ленты.

Когда после второй мировой войны появились первые компьютеры, модифицированные пишущие машинки, естественно, стали применяться для печати выводной информации центрального процессора. Приблизительно через десять лет их использовали уже и для подготовки данных. Однако проблема ошибок и связанного с ними утомительного перепечатывания оставались, что выглядело еще более досадным на фоне высокого быстродействия центрального процессора ЭВМ.

Но вместе с пишущей машинкой скончались и машбюро, этот чудесный девичий мирок куда захаживали попить чайку, и не только чайку, и не только....Да и профессия машинистки приказала долго жить. А ведь еще в 80-х их так ценили, дарили шоколадки..

А 26 апреля 2011 года мы узнали, что последний на Земле производитель этого замечательного печатного прибора — индийская компания Godrej and Boyce — закрывает единственный оставшийся завод в Мумбаи.

© 2024 Сайт по саморазвитию. Вопрос-ответ